Доклад на тему: «Некоторые приемы и методы работы с юными музыкантами при подготовке к концертному выступлению. Конкурсная и концертная деятельность как метод мотивации учащихся дши

Вопрос о мотивации к обучению учащихся в учреждениях дополнительного образования может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и самопознания. Основная цель, стоящая перед ДШИ и ДМШ - создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения каждого ученика. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шадрин А.Н.

Преподаватель МБУ ДО ДШИ г. Нефтеюганск

Конкурсная деятельность учащихся младшего школьного возраста как способ мотивации к обучению.

Вопрос о мотивации к обучению учащихся в учреждениях дополнительного образования может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и самопознания. Основная цель, стоящая перед ДШИ и ДМШ - создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения каждого ученика. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

В младшем школьном возрасте закладывается основа для умения и желания учиться. Психологи не раз отмечали, что в этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. Правильно организовать учебную деятельность на каждом этапе познания - важнейшая задача каждого педагога. Только деятельность ребенка способствует его самоопределению, самовыражению и саморазвитию. Если ребенок не обретет в этот период уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в будущем будет намного сложнее.

В соответствии с образовательной программой ДШИ на 2015 – 2016 г. главной целью моей педагогической деятельности является раскрытие, развитие и реализация творческих способностей обучающихся в полихудожественном пространстве образовательного процесса.

Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью в организации образовательного и воспитательного процесса, выявляет индивидуальные способности учащихся, способствует развитию творческой личности, самообразованию, стимулирует мотивацию достижения и саморазвития.

Цель моей работы - показать влияние конкурсной деятельности учащихся младшего школьного возраста на мотивацию к обучению в учреждениях дополнительного образования.

Данная цель обусловила необходимость решения поставленных задач:

Рассмотреть понятие «мотивация обучения», какие мотивы включает в себя период младшего школьного возраста;

Проанализировать психологические особенности детей младшего школьного возраста;

Выявить главные аспекты конкурсной деятельности обучающихся младшего школьного возраста как способа мотивации к обучению.

Мотивация – общее определение для методов, процессов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация, считающаяся наиболее значимой в младшем школьном возрасте, включает в себя три группы мотивов: социальные мотивы (факторы влияющие на мотивы обучения, но не связанные с учебной деятельностью), познавательные мотивы обучения (мотивы способствующие приобретению знаний) и мотивацию достижения успеха. Доминирующей в этот возрастной период является мотивация к достижению успеха. Важным моментом является волевая регуляция поведения детей младшего школьного возраста, позволяющая добиваться поставленной цели. Сознательный контроль ребенком собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда учащийся может управлять поведением на основе принятого решения, намерения, поставленной цели.

Я считаю, что младший школьный возраст наиболее благоприятный для начала конкурсной деятельности учащихся. Именно в этот период основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение - приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

Процесс формирования мотивации к обучению напрямую зависит от педагога. Педагогу необходимо правильно организовать образовательный процесс и мотивировать с самого начала обучения учащегося на учебную и конкурсную деятельность. Для организации образовательного процесса педагогу следует:

Учитывать возрастные особенности и физические возможности учащихся;

Совместно с учащимися выбирать средства и методы обучения для достижения поставленной цели;

Применять методы поощрения;

Проводить совместный анализ выполненной работы;

Создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания учащихся и педагога.

Организация конкурсной деятельности и привлечение обучающихся являются одним из главных направлений образовательного процесса в ДШИ. Главная задача педагога - создание условий для творческого роста как одаренных детей, так и детей со средним уровнем способностей. Возможность участия в конкурсах мотивирует творческую активность, зарождает еще больший интерес к занятиям, для достижения наибольшего результата, как учащегося, так и преподавателя.

Конкурсная деятельность способствует:

Раскрытию духовных и интеллектуальных качеств обучающихся;

Выявлению наиболее талантливых детей;

Обогощению художественного репертуара;

Развитию мотивации к познанию и углублению музыкального опыта;

Укреплению значимости роли педагога в процессе воспитания;

Развитию мотивации к дальнейшей самореализации;

Повышению самооценки у учащихся;

Рождает интерес к публичным выступлениям.

Участие в конкурсах – это прежде всего сольное выступление, что вызывает повышенный интерес у детей. Задача каждого ребенка состоит в том, чтобы достичь успеха, путем показа своих знаний и умений не только родителям, но и окружающим его сверстникам и взрослым. Таким образом, мотивация участия в конкурсах с младшего школьного возраста, воспитывает такие качества как трудолюбие, ответственность, стремление к совершенству, инициативу и самоуважение. Участие в конкурсах дает учащимся возможность проверить свою компетентность и преимущество перед другими, при этом приобретая бесценный опыт публичных выступлений.

Опыт организации конкурсной деятельности детей младшего школьного возраста, показывает, что выступление вызывает ряд трудностей, связанных как с исполнительской (технической) так и с психологической готовностью. Очень важно психологически настроить ребенка, дать понять, что главная цель конкурсного выступления – это возможность показать все приобретенные знания и научиться чему – то новому на наглядном примере других участников. Успех не всегда приходит сразу. Для того чтобы не возник страх испытать неудачу, педагогу и родителям следует правильно настроить учащегося. Дети младшего школьного возраста наиболее психологически устойчивы. В связи с этим они менее восприимчивы к окружающей среде и появляется большая вероятность побороть сценическое волнение и показать успешное выступление.

В моем классе обучаются дети младшего школьного возраста: Гатиятова Снежана и Талыбов Омар. Не смотря на то, что дети учатся в первом классе в ДШИ, участвуют в конкурсах исполнительского мастерства различных уровней, награждены грамотами участников, дипломами лауреатов и призами. Участие и победы в конкурсах оставляют огромные впечатления, дети получают колоссальный исполнительский опыт и новую сильную мотивацию к дальнейшему самосовершенствованию.

Правильно организованная мотивация – это залог успешного обучения. Я веду активную концертную и конкурсную деятельность. Считаю, что насколько будет убедительным сам педагог в своей работе, настолько успешными будут результаты его педагогической деятельности с учащимися. Поэтому важно заниматься своим саморазвитием путем участия в конкурсах, обмениваться опытом с учениками, своими победами, взаимными переживаниями неудач и способами их решения. Все это будет только лишь стимулировать учащихся на их творческое развитие. Главной особенностью учащихся младшего школьного возраста является доверие к взрослым, главным образом к педагогу. Дети признают авторитет педагога, подчиняются и подражают ему. Поэтому чем благоприятнее обстановка и доверительнее будут отношения между учащимися и педагогом, тем продуктивнее будет проходить образовательный процесс.

Список используемой литературы:

  1. Немов, Р.С. Психология образования / 4 - е издание – М.: Гуманит. Изд. центр

ВЛАДОС,2000

  1. Амонашвили, Ш.А. Личностно – гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990.
  2. Вопросы музыкальной педагогики, вып.3 – М.: Музыка 1971

Аннотация

Педагогический проект “Конкурсная деятельность как фактор творческого развития учащихся Детской школы искусств” определяет различные стороны учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся фортепианного отделения в сфере фортепианного исполнительства.

Актуальность данной темы обусловлена социальной потребностью в выявление юных дарований, развитие их творческих способностей в музыкальной области и практических действий на пути к мастерству.

В данном проекте конкурсное направление занимает особое место в деятельности ДШИ. Конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности в школе является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. В рамках проекта определяются пути развития заложенных в учащихся возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности обучающегося.

Обоснование проекта

Проект ““Конкурсная деятельность как фактор творческого развития учащихся Детской школы искусств” разработан с целью выявления способных, талантливых детей и повышения качественного уровня профессионального мастерства по специальности “Инструментальное исполнительство”(фортепиано).Поиск наилучшего пути в профессиональном росте ученика связан с педагогическим экспериментом. Конкурсная деятельность оказывает огромное влияние на творчество юных исполнителей. Организация конкурсного движения и привлечение обучающихся к активной конкурсной и концертной деятельности является одной из составляющих системы образовательного процесса ДШИ. Созданы условия, для оптимального развития одаренных детей? включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся. А также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Это является одним из главных направлений работы, как преподавателей, так и учреждения в целом.

Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы как учащихся так и преподавателей фортепианного отделения ДШИ. Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в соревновательной форме. Победы и участие учащихся в конкурсах и фестивалях являются яркими показателями качества образования. Эти победы можно разделить на: внутришкольные и внешкольные.

Любой даже скромный по масштабам конкурс не просто проект, мероприятие, проведение которого диктуется традицией, потребностям жизни музыкальных школ - это культурное событие, акция позволяющая осуществлять “смотр” наличного состава (контингента) учащихся с выявлением одаренных детей, и оценку профессиональных “ педагогических сил”, помогающее налаживать творческую коммуникацию преподавателей, обмен опытом, проводить необходимый пересмотр и обновление целей, задач, методов обучения, оценочных критериев. Хорошо, то есть с пониманием истинных ценностей и целей, организованные конкурсы становятся сильными стимулами развития системы музыкально-исполнительского образования, катализатором активности всех участников этой деятельности, праздничными кульминациями в жизни музыкальных школ.

Исполнительские конкурсы, фестивали осуществляют комплексную программу,? в которую заложен широкий спектр музыкально-образовательных, художественно-творческих, педагогических и психологических проблем. Одна из наиболее сложных проблем - выбор конкурсной программы, которая максимально могла бы раскрыть творческие, художественные, технические возможности потенциального конкурсанта. От преподавателя требуется особая мудрость, прекрасное знание репертуара, возможностей ученика, его темперамента, энергетики, его “плюсов”, которые стоит подчеркнуть и “ минусов”, которые стоит максимально смягчить. Эта тема актуальна для любого конкурсного возраста, меняется лишь репертуар и его сложность, но высокая планка художественных задач, отделки материала должна оставаться всегда.

В конкурсной программе ученик должен чувствовать себя комфортно, получать удовольствие от исполнения. Нельзя завышать трудность программы, так как это вызывает внутреннюю, психологическую зажатость и внешнюю скованность ученика - в положении за инструментом, в двигательном процессе, что неизбежно сказывается во всех сторонах исполнения. Главная направленность этого проекта - развитие творческой личности учащегося. Не менее важно вовлечение в этот процесс родителей. Один из актуальных вопросов для преподавателей - вопрос подготовки учащегося к конкурсному выступлению. Он включает в себя многое: выбор потенциального конкурсанта, определение конкурсной программы, расчет времени для подготовки и определения работы, правильная, всесторонне продуманная психологическая “ тактика и стратегия” педагога, а также верный настрой родителей, которые непременно должны включиться в этот процесс. В детских конкурсах-фестивалях следует поощрять как можно большее количество участников. Имеет смысл увеличивать количество лауреатских мест либо разделять призовые места, а также учреждать достаточное количество дипломов, всем выдавать грамоты за участие. Полезно практиковать выдачу участникам конкурса специализированных дипломов или грамот за отдельные заметные достижения: например: за оставившее яркое впечатление исполнения произведения из какого-то раздела конкурсной программы (полифонии, пьесы современного композитора, этюда или виртуозной пьесы), а также отмечать обратившие на себя внимание индивидуальные исполнительские способности качества некоторых конкурсантов - артистизм, поэтичность, виртуозность, волю к победе и т.п.

Актуальность исследования - развитие творческого потенциала имеет научную и практическую актуальность в силу того, что именно индивидуальность и творческая инициатива каждого ученика своеобразна и реализация в личной, профессиональной и общественных сферах, является существенным ресурсом развития общества. Результатом творчества является продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Управление творчеством возможно путем создания благоприятных для этого условий:

Создание творческой среды

Направленность формирующей работы на развитие творческой личности

В заключение: конкурсы-фестивали, большие и маленькие будут в радость, прежде всего детям, юным музыкантам - для них, в конце концов, конкурсы и фестивали устраиваются. Участники должны ощутить атмосферу праздника Музыки, пусть те, кто постарше, почувствовав вкус победы, получат новую сильную мотивацию к продолжению занятий.

Цель творческое развитие учащихся в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя.

Задачи:

1. Раскрытие духовного, интеллектуального и культурного потенциала детей;

2. Выявление и поддержка талантливых исполнителей учащихся;

3. Сохранение и совершенствование традиций фортепианного исполнительства, повышение уровня исполнительского мастерства;

4. Использование вариативных подходов к способностям и возможностям каждого учащегося;

5. Активное вовлечение учащихся в концертную, конкурсную, фестивальную деятельность для наиболее полной реализации их индивидуальных способностей;

6. Расширение репертуара, популяризация классической и современной музыки;

7. Развитие мотивации учащихся к познанию и углублению музыкального опыта.

8. Укрепление значимости роли преподавателя в воспитательном процессе.

Основное содержание проекта

Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью обучения и воспитания учащихся. Оказывает благотворное влияние на развитие музыкально-эстетических вкусов, способствующей развитию гармоничной личности. Приоритетное направление конкурсной деятельности - развитие пианистической культуры, укрепление традиций, поиск новых возможностей в исполнительском искусстве.

Новизна - заключена в содержательном наполнении интегрирующего начала всех уровней конкурсной - музыкальной деятельности учащегося от простых уроков, концертов- до конкурсов различных уровней. Значимость проекта отображена в принципах организации и осуществления совместной творческой деятельности преподавателей и учащихся на всех уровнях учебно-воспитательного процесса:

  • Принцип традиций и новаторства направленный на поддержание и создание новых культурных традиций;
  • Принцип самовыражения и самореализации позволяющий ученику проявить в полной мере свои творческие способности;
  • Демократичности и гуманизма(взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • Научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • Личностно ориентированного подхода(обращение к субъективному опыту обучающегося, признание самобытности и уникальности каждого воспитанника);
  • Природосообразности(учитывается возраст учащегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки;
  • Культуросообразности(приобщение учащихся к современной и мировой культуре);
  • Свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
  • Сотрудничества и ответственности.

В рамках проекта предполагается выступление учащихся в конкурсах организованных для фортепианного отделения. Планирование конкурсов проходит в конце учебного года на будущий учебный год. Готовится положение о проведении конкурса – преподавателей отделения знакомят с положением, программными требованиями, номинациями. Функции руководителя проекта: разработка положения конкурса, разработка конкурсной программы, налаживание системы информирования и рассылки информации: обработка заявок на участие, формирование жюри, составление четкого расписания репетиций, прослушиваний. Подготовка необходимого инструментария - роялей, информирование о порядке выступления, репетиций, проведение итогового круглого стола, гала-концерта по итогам проведения конкурса с награждением.

Конкурсная практика характеризуется целым комплексом задач. Одна из них - развитие учащихся в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя. Весьма ценным показателем ее качества, анализируемого и оцениваемого, прежде всего самим преподавателем, но так же его коллегами. От внутришкольной системы контроля успеваемости детей- зачетов, экзаменов, контрольных уроков, открытых концертов - конкурсы отличаются наличием соревновательного компонента, требующего особенно высокой степени мобилизации способностей усилий как детей, так и преподавателей. Открывается возможность выйти за пределы рутинного учебного процесса, постоянного круга общения: получать новые впечатления от общения с коллегами, расширять профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень детской исполнительской культуры. Все это побуждает осмысливать свой опыт, оценивать свою профессиональную оснащенность, находить ресурсы совершенствования мастерства. В современной России подготовка ученика к участию в конкурсах - необходимое условие существования преподавателя и учащегося в социуме, возможность продолжения работы, продвижения по карьерной лестнице, получение званий. Конкурсы служат средой сохранения традиций исполнения классики и классического музыкального искусства в целом.

Методы работы над проектом включили в себя:

Теоретический

Изучение и анализ психолого-педагогической, методической и нотной литературы по проблемам проекта;

Анализ и обобщение собственного опыта в сфере исполнительского мастерства;

Экспериментальный

Проведение конкурсов-фестивалей

Изучение конкурсного репертуара

Методы педагогического наблюдения (проведение круглых столов)

Практическая деятельность - реализация проекта

Статистический (обработка полученных данных)

Структура технологии развития творческого потенциала учащегося

  1. Предварительная диагностика уровня творческого развития
  2. Мотивация (одно из ведущих направлений работы)
  3. Организация творческой деятельности, условия способствующие развитию творческих способностей и ее реализация
  4. Контроль качества выполнения творческой деятельности
  5. Выявление соответствия полученных результатов (анализ эффективности проделанной работы)

Для привлечения участников проекта к совместному творчеству использовались различные инновационные технологии:

Проблемные

Игровые

Исследовательские

Интегрированные

Для того чтобы поддерживать интерес участников образовательного процесса, а так же с целью проверки качества усвоения образовательных программ, проводятся следующие, ставшие традиционными школьные конкурсы. Данный конкурсный проект объединил в себе 8 конкурсов фестивалей:

“Конкурс сольных программ” - 2009 г., “Ступенька к совершенству”- 2010г.,

“Оживших клавиш волшебство” - 2011г., Конкурс на лучшее исполнение произведений советских композиторов”-2012г., “Зажигаем звезды – 2013” Зажигаем звезды- 2014”, ежегодный фестиваль “ Летнее задание”- приуроченный ко Дню Музыки, ежегодный фестиваль “ Играем все новое и популярное”. Конкурсы проводятся в соответствии с планами работы фортепианного отделения, которые утверждаются администрацией МБОУ ДОД “Детская школа искусств и народных ремесел”

Ресурсы:

  • Информационные - обеспечение информационного сопровождения, включающего учебно-программную документацию, своевременное пополнение библиотечных фондов нотами, учебниками и учебными пособиями, учитывающие современное содержание образования, требования ФГОС СПО; распространение посредством публикаций, выступлений, курсов, конференций.
  • Человеческие - учащиеся и преподаватели ДШИ
  • Организационные - администрация ДШИ
  • Материально-технические - музыкальные инструменты, аудио-видео аппаратура.

Партнеры

  • Департамент образования муниципального образования г. Ханты-Мансийск

Целевая аудитория

  • Учащиеся 1-7 классов, (возраст 7-15 лет) фортепианного отделения МБОУ ДОД “Детская школа искусств и народных ремесел”
  • Преподаватели ДШИ

Программа реализации проекта

Перечень организационных мероприятий нацеленных на реализацию проекта

1. Подготовительный этап 2008-2009г.

Изучение вопроса “Детские исполнительские конкурсы: достижения, проблемы, перспективы.

2. Организационный этап 2009-2014 г.

Подготовка и создание необходимых условий для реализации проекта.

3. Oсновной этап 2009-2014

Проведение внутренних школьных фестивалей и конкурсов.

4. Заключительный этап

Подведение итогов по реализации проекта

  • Обработка мониторинговых данных по внедрению проекта, дальнейшие перспективы развития, работа над оформлением проекта

Ожидаемые результаты

После реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:

  • совершенствование форм работы с учащимися и развития творческого потенциала;
  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития творческого потенциала, их самореализации;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • стимулирование мотивации развития способностей;
  • активное участие в конкурсах, конференциях, фестивалях, смотрах различного уровня
  • создание портфолио (видео) лучших выступлений и заслуг воспитанников
  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, исполнительской деятельностью;
  • Повышение профессионального уровня исполнительской деятельности учащихся
  • создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявления способных детей (психологический профиль ребенка);
  • разработка методических рекомендаций для работы со способными детьми;
  • создание электронного банка данных
  • апробация эффективности обучения профессионально мотивированных детей фортепианного отделения

Результаты реализации проекта

Можно с уверенностью сказать, что конкурсная деятельность учащихся фортепианного отделения ДШИ развивается год от года и расширяет свои границы.Проект в полной мере соответствует поставленной цели и решает все сопутствующие задачи для достижения главной цели. Объектом проекта стали творчество и развитие творческих способностей учащихся.

Реализация проекта способствовала творческому сближению учащихся, педагогов и родителей. Итогом запланированных мероприятий явилось:

  1. Рост исполнительского уровня учащихся фортепианного отделения не только в сольном исполнительстве, но и в совместном музицировании (номинации Ученик-ученик, Ученик-учитель). Учащихся стали привлекать программы повышенной сложности. Подобные результаты соответствуют выполнению задач ДШИ в реализации учебных программ.
  2. Убежденность преподавателей, что конкурсная деятельность, способствует комплексному развитию музыкальных способностей и творческого потенциала каждого учащегося
  3. Обновление репертуара, поиск новых интересных, современных произведений и интерпретация их.

Участие в концертах и конкурсах различного уровня

Перспективы развития проекта

В связи с актуальностью темы данного проекта, предполагается перспектива его дальнейшего усовершенствования и развития. Для этого потребуется:

1. Продолжать работу с целью развития творческого потенциала учащихся в конкурсной деятельности ДШИ

2. Проводить конкурсы на базе ДШИ

3. Продолжать работу с целью привлечения учащихся к активной конкурсной деятельности

4. Применять в работе инновационные формы

Результаты данного педагогического (творческого) проекта могут быть использованы не только преподавателями Детской школы искусств, но также и субъектами муниципальной и окружной образовательной системы.

Список литературы

  1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: Учебник. В 3-х ч. Ч1 и 2.2-е изд., доп. – М.: Музыка 1988.-415с., нот
  2. Алексеев А. Воспитание музыканта-исполнителя. // Советская музыка, № 2. 1980.
  3. Алиев Ю. “Подросток-музыка-школа” вопросы методики музыкального воспитания детей. Издательство Музыка М-1975
  4. Бискер Л.М Программа “Одаренные дети”// “Завуч”.-2001. -№ 4.с. 39-45
  5. Вопросы музыкальной педагогики, вып.3.-М.: Музыка 1971
  6. Гончарова Н. “Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении” Феникс. Ростов-на Дону 2002.
  7. Золотарева А.В Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.-304 с.
  8. Крюкова В. Детская музыкальная школа в системе дополнительного образования. М. Москва. С-34-48 2007г
  9. Подласный И.П. Педагогика. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 - с 132-137.
  10. Челышева Т. Музыкальная педагогика и музыкальная психология. Сб.: Спутник учителя - М., 1993
  11. Шмит-Шкаловская. О воспитании пианистических навыков
  12. Щапов А. Вопросы фортепианной техники Изд. М.:. 2001г.
  13. Юдовина-Гальперина Т.Б За роялем без слез. - С.Пб., 1996

МБОУ ДОД «Детская школа искусств п. Юго-Камский»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:
«Интонационная работа на уроках сольфеджио
в младших классах детской школы искусств»

Сообщение подготовил:
преподаватель теоретических дисциплин ДШИ Зверева Н.В.

Введение:
К 2-3 классу дети физически окрепли, их голосовой аппарат укрепился, дыхание стало полнее и глубже, что дает возможность повысить требования к вокальным навыкам детей. По-прежнему, очень полезны небольшие хоровые распевания в начале урока. В них могут быть включены: пение гамм или упражнений из учебника, секвенций, ступеней гаммы или отдельных мелодических попевок, наконец, какой либо выученный пример из сборника сольфеджио или песня. Они должны быть связаны с изучаемым материалом, укреплять его. С 3 класса следует обязательно включать в распевание элементы двухголосия. Хорошо проводить это распевание стоя. Не рекомендуется включать в распевание какой-либо новый материал или чтение с листа: задача распеваний – сосредоточить внимание детей на качестве звучания.

Пение гамм
Пение гамм начинается в 1 классе, но так как у детей младшего возраста края диапазона развиты слабо, необходимо начальные упражнения использовать в пределах кварты-квинты и постепенно доводить до октавы. Известно, что плавное движение легче интонируется в нисходящем направлении и поэтому мелодические построения следует выбирать предпочтительно с нисходящим поступенным движением. В.А. Вахромеев предлагает гамму в пределах октавы предварительно петь в нисходящем направлении. Большое значение для правильной интонации имеет организованная смена дыхания. Дыхание при пении гамм надо сменять равномерно по тетрахордам.
Воспитание функционального слуха немыслимо без гармонии. Ведь только комплекс звуков – аккорд, дает возможность остро почувствовать характер функции и направление тяготения, способствует более чистому интонированию. Поэтому педагогу можно использовать гармонизацию, гармоническую поддержку при пении упражнений этого раздела. Пение гамм (или отрезков гамм) с гармонической поддержкой полезно чередовать с пением a cappella. Гармонизуя гамму, следует выбрать те аккорды, которые способствуют более яркому слышанию интонационного направления ступеней. При повторении минорного лада и минорных гамм полезно еще раз тщательно отработать интонирование III, VI,VII ступеней. Наиболее ярко запоминаются эти интонации при сопоставлении с одноименным мажором.
В старших классах полезно практиковать пение гамм от данного звука. Это благотворно влияет на выработку способности точно интонировать тоны и полутоны. Здесь можно использовать такое упражнение: ученикам предлагается данный звук представить сначала как I ступень, затем как II, III. Так можно петь отдельно мажорные и минорные гаммы, или чередовать их между собой.

Работа в ладу
Большую роль интонационные упражнения играют в работе над ладом. В первую очередь это упражнения, связанные с интонированием ступеней лада. Для полного осознания ладовых тяготений необходимо пение: 1) отдельно устойчивых ступеней; 2) вводных звуков; 3) разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые; 4) опевание устойчивых ступеней.
Для быстрого ориентирования в ладу такие мелодические упражнения, как пение наиболее характерных ступеневых последовательностей. Например: II-I, III-II-I, IV-II-II-I, V-VI-VII-I, VI-VII-I, VII-I. Подобные упражнения хорошо помогают «войти» в лад.
Г.И. Шатковский для этой цели предлагает следующее упражнение, которое он называет «слуховая гимнастика». Эти упражнения представляют собой постепенное движение вверх и возврат к тонике через тритон, сексту и септиму, то есть через такие интервалы, которые создают предельно острое тяготение, «максимально централизуют лад».
Для слухового укрепления чувства ладотональности полезно пение отдельных ступеней гамм вразбивку и пение тональных секвенций.
В этом разделе следует проработать и пение одноименных тонических трезвучий, знакомых детям по окраске, сосредоточив внимание на интонации терцового тона.
Пение интервалов
Изучение и освоение интервалов в классах сольфеджио имеет большое значение: правильно слышать и верно интонировать интервалы в тональности и от звука необходимо для совершенствования навыка чтения с листа. В процессе работы над интервалами очень важно применить правильную методику, состоящую в следующем: запомнить мелодию интервала; уметь различать ее на слух и повторять голосом; уметь представить себе интонацию интервала по названию.
Владение интервалами, то есть умение их петь, слышать, называть, необходимо для всего хода развития навыков чтения с листа и записи диктантов. Однако овладение интервалами – длительный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольфеджио.
Если в первом и втором классах интонация интервала была связана с песней, то с третьего класса организующим началом будет лад, тональность: спеть интервал помогает настройка в тональности, где слухом закреплены звучания разные ступеней, из которых и составляется интонация интервала. Чем яснее будет ладовое положение интервала, тем легче его спеть. Так, большую терцию легко спеть на I и V ступенях вверх.
Чистая квинта легче интонируется от I и V ступеней вверх и от II и V вниз. Поэтому, составляя упражнения для пения интервалов, педагог должен учитывать их положение в ладу и связанную с этим трудность.
Для того чтобы пение интервалов не обратилось в пение отдельных ступеней, его составляющих, полезно применять пение их от данного педагогом звука, на слоги, в предварительно настроенной, но не названной тональности. Тогда внимание учащихся будет направленно на то, чтобы воспроизвести именно интонацию интервала, хотя подсознательно ладовое положение интервала будет влиять на исполнение.
К концу третьего класса важно выработать у детей активные слуховые представления простых интервалов и добиться их чистого интонирования. На это требуется время и многократное повторение. Поэтому упражнения с интервалами полезно петь на каждом уроке наряду с пением гамм и ступеней. Можно петь их хором, всем классом, чтобы слабые ученики слышали правильное звучание, и лишь постепенно переходить к пению по группам и индивидуально. Полезной формой пения интервалов является пение тональных секвенций.
Пение аккордов
Широко распространено в педагогической практике интонирование аккордов. Для усвоения трезвучий в тональности следует петь их по группам: Т5/3, S5/3, D5/3. От звука в младших классах поются трезвучия по видам: Б5/3, М5/3, Ув 5/3, Ум 5/3. При пении аккордов от звука учащиеся должны направлять внимание не только на интервальный состав аккордов, но и представлять его целиком.
Для большей активизации слухового представления при пении секст- и квартсекстаккордов следует отдельно отработать теоретическое строение аккорда, обращая внимание на первый интервал. Надо добиться того, чтобы уже первые два звука как бы влекли за собой третий, образуя мелодию аккорда. Постепенно в слуховом сознании, в памяти закрепятся мелодии этих аккордов, как это происходит с трезвучиями мажора и минора. Пение секст- и квартсекстаккордов должно стать привычным, т.е. повторяться много раз в разных формах работы: в пении настройки, в секвенциях, в попевках, в песнях.
Поскольку часто материалом для интонационных упражнений служат изучаемые теоретически элементы музыкального языка, а сами упражнения необходимы для создания слуховых внутренних представлений учащихся, работа над развитием навыков точного интонирования необходима на каждом уроке сольфеджио. Без регулярной, системной работы над интонацией невозможным станет успешное освоение таких разделов сольфеджио как сольфеджирование, чтение с листа, пение двухголосия.

Список литературы:
Виноградов Л. Музыка 1 класс. Экспериментальное методическое пособие. - М., 1979г.
Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ. - М., 1966г.
Барабошкина А. Сольфеджио 2 класс ДМШ. Методическое пособие. - М., 1976г.
Давыдова Е. Сольфеджио 3 класс ДМШ. Методическое пособие. - М., 1976г.
Картавцева М. Сольфеджио XXI века. - М.1999г.
Москалькова И., Рейниш М. Уроки сольфеджио в дошкольных группах ДМШ. - М., 1998г.
Никитин В. «Воспитание музыкального слуха детей на основе релятивной системы»./ Музыка детям вып.2. - Л., 1975г.
Орлова Н. «О певческом рабочем диапазоне школьников»/ Музыкальное воспитание в школе вып.7. - М.,1971г.
Стоклицкая Т. «100 уроков сольфеджио для самых маленьких». - М., 2000г.
Работа с детьми в подготовительной группе ДМШ. Методические рекомендации для преподавателей. - М., 1986г.
Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. Лад. - Омск, 1992г.

«Концертная деятельность коллектива как фактор повышения мотивации к обучению» (из опыта работы).

Ансамблевое или хоровое исполнение помогает развитию слуха, ритма и приобщает ребёнка к музыкальной деятельности во всех её направлениях, что приводит к развитию гармонической личности. Побуждение к действию или мотивация, её формирование проходит во время занятий ансамблевой или хоровой деятельностью. В первую очередь, необходима установка в коллективной работе: настройка голоса для взятия высоких нот, прослушивание вступления той или иной песни ансамблем, настрой на победу, установка на запоминание песенного репертуара. Важную роль так же играет - интерес , который помогает добиться определённых успехов и музыкальный руководитель способен у ребёнка вызвать интерес к музыкальной деятельности. Рядом с интересом стоит желание , например, ребёнок мечтает стать педагогом или певцом, артистом и так далее, и стремится к достижению этих целей. У дошкольников (не всех) проявляется яркое влечение к музыке и задача педагога повести ребёнка в правильном направлении. Немаловажно отметить познавательную мотивацию , если она не будет сформирована у ребёнка, то это приведёт к дальнейшему не развитию песенных способностей. Я считаю, что любой ребёнок способен к творческим проявлениям. Необходимо, помочь ребёнку проявить творческие способности.

Происходит духовное обогащение. Несомненно, пение положительно влияет и на физическое развитие. Что важно в работе над хоровым произведением? Это создание художественного образа. Если образ правильно найден, то дети самостоятельно находят правильное звучание, что приводит к гармоничному исполнению. Чувства и восприятие мира раскрываются у ребёнка при разучивании музыкального произведения.

Педагог всегда обращает внимание детей на красоту звука, рассказывает о связи с народными истоками, литературой, историей…

Занятия помогают, уже не раз писала, развитию речи, а так же развитию артистизма, развитию сценической выдержки. Плюс коллективного исполнения проявляется в поведении, умении общаться, слушать и слышать друг друга. Музыкальный руководитель должен иметь соответствующие, профессиональное музыкальное образование. Внешность, манеры общения, всё это рисует некий идеал в глазах ребёнка, которому педагог должен соответствовать.

Педагог может и должен заинтересовать ребёнка настоящей музыкой.

Подход к выбору репертуара трудоёмкий процесс, для каждого занятия педагог рассматривает и решает совместно с коллективом новые задачи, погружается в детский мир, передаёт знания. Для детей ансамблевое исполнение является радостью, общением. Дети понимают, что каждый участник является неотъемлемой частью в едином большом организме – коллективе, и так же ответственен за творчество и качество в ансамбле или хоре.

Принципы работы педагога в детском коллективе.

1.Позитивная атмосфера, которая помогает проявлять взаимопомощь, чувство товарищества, сплочённости. Дружественная атмосфера приводит к хорошим результатам.

2.Всеобщие развитие коллектива. Разучивание того или иного произведения, понимание и воспроизведение. Похвала педагога, одобрение, переживания перед праздниками, концертами, радость от успешного выступления.

3.Индивидуальный подход к каждому ребёнку . Развитие личности. Дети в дошкольных учреждениях имеют разные музыкальные способности и поэтому важно проявить дифференцированный подход, детям с отличными музыкальными способностями я рекомендую поступление в музыкальную школу. Каждый год приглашаю с отчётными концертами воспитанников ДМШ, педагоги музыкальной школы проводят диагностику детей; беседую с родителями о дальнейшем творческом развитии детей; по данным мониторинга 40% наших выпускников получают образование в различных творческих коллективах. Но есть и дети с не столь развитыми музыкальными способностями и работа движется с ними медленней, поэтому пристальное внимание я уделяю на подбор репертуара. Главное, чтобы ребёнок мог самоутвердиться, иметь право на индивидуальность. В детском саду все дети разного возраста развиваются как в личностном, так и творческом направлении.

Задачи преподавателя коллектива.

1. Развивать чувство уверенности в себе и своих силах.

2 .Способствовать развитию ответственности и сопереживания за деятельность коллектива.

3. Формировать коммуникативность.

Формы работы в творческом коллективе .

Ансамблевое исполнение в детском саду одно из самых распространённых и видов музыкальной деятельности дошкольников, где заключены союз музыки и слова, гармония в звучании. Процесс соединения ансамбля в единый организм, умение слышать и слушать, вот залог успеха коллектива. Работа, проводимая индивидуально, помогает больше внимания уделить не получающимся отдельным музыкальным моментам. Работа с пением по одному, дуэтами, трио, квартетами и т.д. обостряет внимание, ответственность, старание и позволяет другим детям коллектива оценить звучание. Осторожно нужно относиться к «звёздной болезни», педагог тонко прослеживает все процессы.

Работа с родителями. Успех творческого коллектива также зависит от союза семьи, детей и музыкального руководителя. Помощь родителей важна для работы ансамбля. В настоящее время, часто можно встретиться с проблемой недостаточного внимания со стороны родителей. Поэтому провожу собрания, отчётные концерты, мониторинги, анкетирования, беседы с родителями, вовлечение их в творческий процесс.

Совместная подготовка костюмов, атрибутов, украшение зала для определённого тематического концерта, общение переживания и победы

всё это положительно влияет, на выступления дошкольников, активизирует нравственно – духовные аспекты, ведь для родителей и детей совместная деятельность сплачивает семью, а так же помогает раскрыть способности узнать что – то интересное для духовного обогащения.

Концертная деятельность. Ансамблевое или хоровое исполнение - важная и значимая часть работы для творческого коллектива. Дети постоянно выступают на праздниках, развлечениях, любят, когда в гости приходят другие коллективы и с удовольствием показывают своё творческое мастерство, особое место занимают конкурсы, дети очень стараются и переживают друг за друга. Я без пафоса скажу, что мы – дружная, большая семья. Приведу недавний случай. Необходимо было выступать, а ребёнок заболел, я не думала, что искренне будут переживать все, сопереживать, но всё закончилось благополучно. Дети ждут выступлений, оценивают работу, смотрят и сравнивают творчество других коллективов, подводят итоги.

Выводы. Концертная активность в дошкольном образовательном учреждении, является аспектом повышения мотивации к развитию музыкальных данных, творческой инициативности и выступает в роли развития нравственных качеств ребёнка. Психология рассматривает два вида мотивации, внешняя и внутренняя . Внешняя – апробация педагога, родителей и внутренняя – необходимость в творчестве. Важным фактором является перерастание внешней мотивации во внутреннюю, что приводит к вовлечённости и пониманию целей музыкального руководителя и к пению. Положительная мотивация так же формируется в позитивных взаимоотношениях между детьми в коллективе, в умении музыкального руководителя увлечь и грамотно преподнести материал, доброжелательное отношение, индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Активизации мотивации для благотворной работы коллектива помогают: творческая атмосфера, дифференцированный подход. Положительный результат будет в том случае, если пение вызывает у воспитанников эмоции, а взаимодействия с педагогом будут доверительными, что приведёт к личностно – нравственному росту детей.


Попова Ольга Георгиевна

Введение

Глава 1:

1.1

1.2 Хореография как вид искусства.

1.3 Концертная деятельность в хореографическом коллективе.

2.1 Функция управленческой деятельности.

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность темы исследования. Концертная деятельность является одним из важнейших звеньев в работе руководителя творческого коллектива. Выступление на концертах – это своеобразный отчет о проделанной работе. Оно выявляет все возможности коллектива, демонстрирует его сплоченность, дисциплину, сценичность, эмоциональность и т.д. Концертные выступления имеют большое воспитательное значение. Они формируют чувство ответственности: исполнителям должно быть не безразлично, как оценят их коллективный труд слушатели, а на конкурсах и фестивалях – авторитетное жюри.

Концертная деятельность, участие в культурно-массовых мероприятиях всегда являются для студийцев возможностью ощутить радость творчества и общения с публикой, возможностью показать результаты своего труда. Радость от победы даёт новые силы, вызывает желание творить, искать новые формы деятельности.

Проблема. Руководитель не всегда организовывает работу в концертной деятельности с точки зрения управленца.

Цель исследования. Алгоритм действий руководителя по организации концертной деятельности.Объект. Организация концертной деятельности.Предмет. Функция управления руководителя творческого коллективаГипотеза. Исследование функции управления творческим коллективом будет успешным, если: - будет рассмотрена сущность концертной деятельности творческого коллектива; - будут исследована организация концертной деятельности руководителем творческого коллектива; - будет изучены правила и действия руководителя по организации концертной деятельности творческого коллектива; Задачи. 1. Изучить литературу по теме курсовой работы; 2. Рассмотреть понятие и сущность концертной деятельности; 3. Исследовать функцию управления в творческом коллективе; 4. Изучить управленческую деятельность и алгоритм действий руководителя творческого коллектива;Методы исследования. - анализ литературы; - сбор информации из глобальной компьютерной сети; - беседа; - наблюдение. Теоретическая значимость курсовой работы состоит в том, что исследована функция управления концертной деятельностью творческого коллектива. Практическая значимость курсовой работы в том, что разработаны советы и рекомендации по психологической подготовки артиста к публичному выступлению, а также рассмотрена психология исполнительства». Структура курсовой работы соответствует указанным требованиям и состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1: КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ.

1.1 Сущность и виды концертной деятельности.

Что такое концертная деятельность? Культурологи понимают под этим организованные платные публичные мероприятия, где выступают вокальные, инструментальные, хореографические коллективы, артисты оригинальных жанров. Всего на одной сцене, в одном концерте могут сочетаться музыка, литература, танец, эстрада, театр. Такое жанровое и количественное разнообразие требует тщательной подготовки и организации, поэтому проведение концертов задача для профессионалов.
Виды концертных выступлений хореографического коллектива могут быть различными как по объему выступления, так и по содержанию концерта. Наиболее распространенным видом выступления коллектива является участие его в сборном концерте наряду с другими творческими силами, когда коллектив исполняет 2-3 номера. В таких концертах выбор репертуара обычно определяется творческим замыслом режиссера. Часто сборные концерты посвящаются какому-то событию и имеют театрализованную направленность. Руководителю хореографического коллектива нужно добиваться того, чтобы репертуар коллектива в таких концертах не был одноплановым. Элемент контрастности репертуара должен всегда присутствовать в концертных выступлениях.

Нередко хореографическому коллективу приходится участвовать в концертах-лекциях, концертах-встречах, в которых главным действующим лицом является лектор или тот, с кем встречаются в зале. В таких выступлениях коллективу также важно иметь успех, свое творческое лицо.

Самым сложным видом концертного выступления является самостоятельный концерт хореографического коллектива в одном или двух отделениях. Концерт в одном отделении обычно длится до одного часа. Когда концерт состоит из двух отделений, то каждое отделение обычно занимает 30-40 минут. В самостоятельном концерте коллектив исполняет 20-25 произведений. Концертная программа должна быть разнообразной. Это достигается подбором разноплановых танцев контрастных по художественным образам, характеру музыкального материала, стилю и т.д. Концертная программа может быть построена или в хронологической последовательности, или по жанрам, или по стилистической принадлежности составляющих ее номеров. Руководитель хореографического коллектива при составлении программы должен иметь в виду, что интересу зрителей к выступлению коллектива должен возрастать к финалу концерта. Сверх объявленной программы коллективу следует иметь одно-два произведения, которые могут быть исполнены по настоятельным просьбам зрителей в конце концерта. Особенно понравившееся зрителям произведение из концертной программы (продолжительные аплодисменты, скандирование "бис") можно повторить в том случае, если руководитель уверен, что при повторении оно пройдет не хуже первого исполнения.

Концертно-исполнительскую деятельность хореографического коллектива следует планировать. Количество концертных выступлений коллектива определяется его художественно-творческими возможностями, уровнем исполнительского мастерства, качеством и количеством подготовленного репертуара. Нельзя выступать на концертной эстраде с недоученными или плохо отрепетированными танцами. Малое количество концертных вступлений так же плохо, как и слишком большое. Практика показывает, что подготовленный самодеятельный коллектив должен выступать не более 10-12 раз в год.

Каждое концертное выступление коллектива должно анализироваться и обсуждаться. Следует отмечать положительные стороны, обращать внимание на недостатки с целью их устранения в дальнейшей концертно-исполнительской деятельности.

1.2 Понятие хореографии как искусства

Хореографическое искусство - это очень объемное понятие, которое содержит балет, искусство народного современного танца.

Хореография сформулировала целую систему специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, с помощью чего создается хореографический образ, который возникает из музыкально ритмичных движений. Он имеет условно обобщенный характер и раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека. Основу хореографического образа составляет движение, которое непосредственно связано с ритмом.

Специфической особенностью искусства хореографии является ее непосредственная связь с музыкой, которая помогает раскрыть хореографический образ во всей яркости и полноте, влияет на его темпо-ритмичное построение.

При анализе музыкального искусства шла речь о существовании важной связи композитор - исполнитель. В хореографии эта связь значительно усложняется, ведь между композитором и исполнителем появляется фигура хореографа. Именно этот «тройной союз» и делает хореографию видом искусства.

Первые свидетельства о зарождении искусства хореографии отсылают нас к глубокой давности, когда в доисторические сутки танец выполнял определенную ритуальную функцию. Эта тенденция имела свое продолжение и развитие в культурах Древних Египта и Греции, тогда как в Древнем Риме танец уже начинает восприниматься как зрелище.

Средневековье налагает на хореографическое искусство табу - запрещение, хотя народный танец, невзирая на любые препятствия, продолжает свое развитие (эта ситуация в известной мере стала основой для известного роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»).

Процесс возобновления искусства хореографии связан со временем Возрождения, но настоящий его развей начинается в XVII ст., когда во Франции была создана Королевская академия танца (1661).

Новерр Жан Жорж (1727-1810) - французский хореограф, реформатор западноевропейского балета. Его теоретические и художественные поиски были связаны с разработкой двух важных составляющих балетного искусства: феномену ритма и концепции естественных данных танцовщика. Согласно позиции Ж.Ж. Новерра, профессиональное мастерство исполнителя должно органически совмещаться с эмоциональным началом, которое будет способствовать процессу создания полноценного художественного образа. Теоретические рассуждения относительно природы и специфики балетного искусства были изложены хореографом на страницах работы «Письма о танце». Разведки Ж.Ж. Новерра в разработке жанровой структуры балета имели значительное влияние на последующее развитие хореографического искусства.

Академией была разработана основная система классической хореографии и заложен фундамент балета (от фр. и лат. -танцую), который имеет свою жанровую структуру.

Хореография – это не просто танец, или набор определенных телодвижений, это жизнь. Как и жизнь, хореография сложна, потому что требует затраты как физических, так и душевных сил. Но также как и жизнь, хореография прекрасна. Она дарит свободу, делает тело гибким и грациозным, обогащает внутренний мир.

И если спросить любого профессионального хореографа, чему бы он хотел посвятить свою жизнь, если бы появилась возможность прожить ее заново? Ответ будет прост. Ответ будет – хореография. Ибо тот, кто в полной мере смог познать магию танца, проникнуться удивительной атмосферой этого прекрасного искусства, уже не может представить себя иначе.

1.3Концертная деятельность в хореографическом коллективе.

Концертно-исполнительская деятельность - важнейшая часть творческой работы хореографического коллектива. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов. Публичное выступление хореографического коллектива на концертной эстраде вызывает у исполнителей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью. Самодеятельные артисты испытывают подлинную радость от соприкосновения с миром художественных образов, интерпретаторами которых они являются. Творческий контакт со зрительской аудиторией имеет очень большое значение для артистов хореографического коллектива...

Каждое концертное выступление коллектива должно быть тщательно подготовлено. Плохо подготовленное выступление коллектива, малое количество зрителей в концертном зале порождает разочарование участников, неудовлетворенность деятельностью хореографического коллектива. Неудачное выступление коллектива приносит глубокие переживания его участникам, а иногда приводит и к распаду коллектива.

Концертно-исполнительская деятельность хореографического коллектива является одним из активных средств танцевально-эстетического воспитания широкой зрительской аудитории, поэтому очень важно, чтобы во время концерта хореографического коллектива концертный зал не пустовал. Для этого следует проводить большую организационную работу. Распространение билетов, организация рекламы концертных выступлений - важнейшая часть работы совета коллектива. Этому должен уделять большое внимание и руководитель хореографического коллектива.

Глава 2:Функция управления в концертной деятельности.

2.1 Основные функции управленческой деятельности.

Управленческая деятельность – принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Основные психологические особенности управленческой деятельности можно свести к следующим:

Большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;

Неалгоритмический, творческий характер деятельности, осуществляемый при недостатке информации и в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой обстановки;

Ярко выраженная прогностическая природа решаемых управленческих задач;

Значительная роль коммуникативной функции;

Высокая психическая напряжённость, вызываемая большой ответственностью за принимаемые решения.

Управленческая деятельность требует осуществления (совершения, исполнения) руководителями множества разнообразных управленческих работ. Специализированные виды этих работ именуются функциями управления. Всё содержание процесса управления расчленяется на специализированные функции главным образом для того, чтобы закрепить отдельные виды работ за определёнными исполнителями и этим самым придать процессу управления упорядоченность, обеспечить высокий профессионализм выполнения управленческих работ.

Общие или универсальные функции присущи управлению любой сферой и любой деятельностью. К таким функциям относят целеполагание, планирование, организацию, координирование, стимулирование и контроль. Функция целеполагания заключается в выработке основных, текущих и перспективных целей деятельности. Руководитель должен сверять свою деятельность с реальной ситуацией, сложившейся в обществе, в подразделениях организации, с решениями вышестоящих руководителей. При всём этом надо ещё и уметь корректировать текущие действия и стратегию, то есть пересматривать цели, менять их положение в системе целей.

Функция планирования заключается в выработке направлений, путей, средств и мероприятий по реализации целей деятельности организации. Предпосылкой планирования является прогнозирование – выявление и предвидение объективных (реальных)тенденций, состояний развития коллектива в будущем.

Функция организации . Под организацией понимается процесс, деятельность, направленные на упорядочение взаимодействия людей, идей, процессов. Функция организации заключается, прежде всего, в объединении элементов (людей, идей и процессов) в системное целое, в результате чего образуется жизнеспособная, эффективная и устойчивая система.

Организация взаимодействия членов организации должна быть гибкой, оперативной, надёжной, экономичной и самокорректирующейся. Последовательность реализации функции организации обычно следующая:

· Определение целей, задач и особенностей совместной деятельности членов коллектива;

· Выявление потребности в ресурсах для осуществления целей и обеспечение бесперебойного снабжения этими ресурсами;

· Установление последовательности действий исполнителей, продолжительности и контрольных сроков их выполнения;

· Выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей;

· Установление между членами коллектива необходимых организационных отношений (соподчинённости, координации и др.);

· Создание соответствующей мотивации у членов коллектива в достижении стоящих целей.

Ключевым моментом реализации этой функции является процесс организации взаимодействия между подчинёнными. В числе принципов эффективной организации взаимодействия следующие:

· Специализация исполнителей;

· Количественная и качественная пропорциональность частей, образующих систему;

· Параллельность действий;

· Ритмичность деятельности.

После осуществления функции организации могут возникнуть некоторые несоответствия между всеми элементами созданной системы или механизма достижения целей. В этих случаях появляется необходимость, во-первых, уточнить характер действий исполнителей, сделать их более согласованными, гармоничными и эффективными и, во-вторых, устранить отклонения от заданного организацией режима функционирования системы. Такая «тонкая настройка» системы получила название функции координирования и регулирования совместной деятельности.

Функция стимулирования включает в себя разработку и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности и их результативной деятельности. Руководитель при осуществлении этой функции должен придерживаться ряда принципов:

Зависимость величины стимула от конкретного вклада подчинённого в общее дело;

Связь стимулов с целями деятельности организации;

Единство интересов подчинённого, организации и общества в целом;

Разумное сочетание моральных и материальных стимулов;

Сочетание стимулирования с мерами наказания и принуждения.

В числе основных функций управления важная роль принадлежит функции контроля, учёта и анализа деятельности. Содержание этой функции включает комплексное изучение деятельности и предполагает:

Наблюдение за ходом, динамикой и закономерностями развития процессов в управляемой системе, измерение, регистрацию и группировку данных;

Сравнение её параметров с заданной программой функционирования;

Количественную и качественную оценки эффективности деятельности;

Выявление отклонений, узких мест в развитии системы;

Выявление причин сложившегося состояния;

Определение наиболее целесообразных путей восстановления работоспособности системы.

Как правило, объём всех вышеперечисленных функций превышает объём реально выполняемых, в которых наблюдается определённая избирательность, предпочтение одних функций пред другими. Таким образом, у каждого руководителя определяется свой стиль деятельности.

2.2 Этапы управленческой деятельности.

Современная ситуация в сфере управления персоналом: отличный, высококлассный специалист, сделав успешную карьеру, становится посредственным руководителем. Высокая профессиональная компетентность «по специальности», увы, не гарантирует успеха на поприще руководства людьми. Навыки организации взаимодействий, создания команд, ведения переговоров, мотивирования участников коллектива, достижения соглашений и компромиссов – неполный перечень важнейших умений руководителя. Добавим также управление материальными, финансовыми и интеллектуальными ресурсами коллектива.
Эффективность руководителя оценивается исходя из того, насколько ему удается реализовать себя в двух ипостасях: результативность в достижении целей коллектива и управленческие умения. Фактически это сводится к осуществлению постоянной цикличной последовательности ряда задач. Каждая из них требует соответствующего умения, о которых и пойдет далее речь.
Принято выделять шесть задач или этапов руководящей деятельности по воплощению какого-либо проекта.
1. Разъяснение целей. Участники должны четко понимать, какова цель их деятельность, какого конкретного результата нужно достигнуть. Без этого все последующие шаги невозможны.
Следовательно, руководитель должен уметь ясно объяснить, чего он от людей хочет и каких итогов ожидает.
2. Разработка и уточнение плана по достижению поставленных целей. Прежде всего, инициируется выдвижение, а затем обсуждение идей и предложений персонала. Далее следует тщательное планирование процесса осуществления проекта.
Таким образом, одним их важнейших качеств руководителя является способность продумывать и предвидеть развитие ситуации, основываясь на знании свого коллектива и своей работы.
3. Создание необходимых для работы условий. На данном этапе главная задача руководителя – поддержка усилий подчиненных по выполнению своей работы и достижению поставленных целей.
Поддержка, в данном случае, это все нужное оборудование, а также инструкции, указания, советы и обучение.
4. Обеспечение обратной связи. Важно постоянно получать информацию от участников и, в свою очередь, информировать – насколько адекватны их усилия по претворению в жизнь утвержденных планов.
Идеальным вариантом представляется строгий баланс между критикой и поддержкой.
5. Контроль. Чтобы быть уверенным, что качественные и количественные показатели выполняемой работы соответствуют запланированным, руководитель обязан их контролировать. Можно выделить следующие направления и оценочные критерии контроля:
– по времени (работа должна быть закончена во время);
– по соответствию отдельных элементов деятельности коллектива утвержденным стандартам;
– по мотивации достижения цели;
– по специфике предоставленных полномочий.
6. Поощрение. По окончании выполнения задания, руководитель должен поощрить участников реализации проекта (не обязательно деньгами, но всегда и обязательно – выразить благодарность).
Безусловно, перечисленными этапами руководящие функции начальника не исчерпываются. Это – база, без которой невозможна работа по управлению профессиональным коллективом. Именно с ее освоения начинается становление эффективного руководителя.

{"mname":"articles","id":"33"}

Приложение:

Психологическая подготовка артиста к публичному выступлению.

Психологическая подготовка артиста - исполнителя к публичному выступлению - серьезная, ответственная и очень увлекательная работа самого артиста. Именно эта предварительная психологическая подготовка во многом помогает артисту в максимальной реализации его художественных задач на сцене, помогает раскрывать весь свой творческий потенциал перед аудиторией и получать удовольствие от своего выступления.

Только обладая уверенностью в своих силах и осознавая свою творческую уникальность на глубинном психологическом уровне можно стать настоящим мастером-творцом, создающим неповторимый момент настоящего чуда.

Достаточно сложно найти артиста, который ни разу не испытал бы на себе негативные формы и последствия сценического волнения. Некоторые артисты переживают сильнейшие стрессы во время публичных выступлений. Естественно, что подобные переживания не проходят бесследно, и такой опыт, накапливаясь, негативно сказывается на самооценке человека, лишая его уверенности в себе и в будущем.

Есть мнение о том, что чем больше исполнительский опыт и чем чаще артист выходит на сцену, тем реже он должен страдать от различных негативных проявлений сценического волнения. Было бы замечательно, если бы так было на самом деле. На самом деле, если в личном опыте артиста есть какая - либо ситуация, связанная с концертной деятельностью и носящая психотравматический характер, то всякий раз нахождение в похожих ситуациях будет запускать весь комплекс негативных, стрессовых состояний и моделей поведения, помочь избавиться от которых может только профессиональный специалист - психолог.

Недостаточная готовность к выступлению, сомнения в успехе, отсутствие веры в себя и свои возможности - способны действовать по-настоящему разрушающе на творческий потенциал и карьеру артиста в целом. В связи с этим трудно переоценить и роль педагога для молодого артиста. Именно педагог должен сформировать общую сценическую культуру, суметь создать адекватную и функциональную методику подготовки к публичному выступлению для каждого ученика индивидуально, с учетом его психологических особенностей.

Существует целый спектр проблем. Это волнения и повышенная тревожность перед будущим выступлением, заниженная самооценка по поводу своих профессиональных возможностей, боязнь неудачного выступления, ожидания каких - либо технических затруднений при публичном исполнении произведения, отсутствие "творческого запала" перед выступлением... Многие артисты с которыми приходилось работать, фактически нуждались в полной коррекции своего неэффективного поведения в условиях работы на сцене.

Есть немало рекомендаций по подготовке к публичным выступлениям от многих известных педагогов и исполнителей. Однако воплотить эти рекомендации в своей творческой жизни артисту самостоятельно бывает непросто, поскольку здесь нужны специальные психологические знания. И эти знания есть у психолога.

Подготовка к публичному, концертному выступлению строится из многих составляющих и ведется индивидуально с каждым артистом с учетом его психологических особенностей и возможностей. У каждого человека есть "свои" ситуации, в которых он по каким - либо причинам действует не так как, как ему хотелось бы.

В заключении хотелось бы добавить, что всякий раз обнаруживая у себя что-то, что мешает нам реализовываться, стоит подумать о том, что каждый день нам представляется не одна возможность что-либо изменить в себе к лучшему, так что может не стоит упускать этот шанс?

Психология исполнительства.

Аудитория и Я: внутренним взором исполнителя

Аудитории бывают разные: дружественные и не очень, легкие, колючие, теплые или холодные. Но настоящий исполнитель создает своих слушателей. Так же как он каждый раз заново создает произведение в момент его исполнения…

«Когда я думал о предстоящем выступлении, одна вредная мысль не давала мне покоя: мне казалось, что на концерте меня будут слушать и рассматривать десятки глаз и ушей, как будто через увеличительное стекло.…И каждое мое движение будет, как на ладони…Я достаточно уверен в себе и в качестве своего исполнения, но.…В общем, чувствовал себя от этого, как в оковах, и от этого много потерял…»

«Мне показалось перед выходом на сцену, как будто на меня из зала дохнул Северный полюс, и от этого во мне замерзло все, что так необходимо для того, чтобы звучала музыка.…Пришлось играть в условиях такой вот мерзлоты…»

«Перед выходом на сцену, мне вдруг ни с того ни с сего начало казаться, что я лечу куда –то в бездну… Вид зала лишил меня ощущения какой-то опоры внутри …»

Что ж, мы все взаимодействуем в этой жизни друг с другом словами, жестами, мыслями, чувствами. Мы можем повести за собой или наоборот разрывать всякий контакт. Мы строим эти взаимодействия исходя из нашего опыта, знаний, предзнаний и предчувствий. И от того насколько эффективно нам удается то или иное взаимодействие мы бываем, счастливы или нет.

То, что содержится в нас на психо-эмоционально-энергетическом уровне моментально считывается окружающим пространством и разворачивает колесо жизненной истории исходя из заданных нами параметров.

Если думать о том, что на меня во время концерта будут смотреть через увеличительное стекло, то, скорее всего, так и будет. На вас действительно будут так смотреть, потому, что эта ваша мысль, транслируясь вовне, будет оказывать свое влияние на пространство. Так не лучше ли сделать себя обладателем более полезных мыслей? «Скорее я буду, как ювелир, через увеличительное стекло создавать неповторимую огранку своих бриллиантов – исполняемых мною произведений». По – моему, так как-то поудобнее. И даже как-то вдохновляет.

Ощущение «северного полюса», как и ощущение «полета в бездну» при виде зрительного зала также стало тем самым фильтром, через который происходило ваше дальнейшее взаимодействие с аудиторией. Ну конечно, до того момента, пока вы все-таки с собой более менее не совладали усилием воли.

А между тем, потратив буквально несколько минут можно было бы перезагрузить это «холодное» состояние на «теплое» или что-то более продуктивное, а «полет» сменить на уверенное перемещение, но по земле. И зал, исходя из этих ощущений, стал бы таким, каким хотелось бы. И чувствовать себя в контексте выступления можно было бы совершенно по-другому, потому, что это всего лишь наши субъективные состояния, заложниками которых мы иногда становимся.

На эту тему есть немало научных и околонаучных обоснований, и приводить здесь их не хватит места.

А вот научиться продуцировать полезные мысли-чувства-состояния, помогающие использовать свои способности в полной мере – дело весьма полезное и очень благодарное, хотя и местами достаточно трудоемкое. Уж очень иногда тяжело бывает облегчить себе жизнь. Однако это стоит того, чтобы можно было просто получать удовольствие оттого, что делаешь на сцене:

«Во мне образовался какой-то необыкновенный заряд позитива, который было невозможно удержать в себе. И мой Моцарт просто разбудил это, слегка придремавшее в креслах, царство….Мне показалось, что я и те, кто сидел в зале зажили и задышали в одном ритме…Ощущение было необыкновенное…»

Список литературы

1. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства. 2-е изд. перераб. И доп. – М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. – 288 с.

2. Викторов, А.В. Начинаем эстрадный концерт. М., «Знание», 1974.

3. Новаторов, В.Е. Культурно – досуговая деятельность

4. Щербакова, Г.А. Концерт и его ведущий. М., «Сов. Россия», 1974.

5. «Wikipendia» Словарь терминов – www.wikipedia.ru/org/wiki.

6. Слонимский Ю. В честь танца. М., 1988.