Литературно-исторические заметки юного техника.

19 июля 2015 года исполняется 95 лет с выхода декрета Совета народных комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (СНК РСФСР) о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧКЛБ).

Вышел декрет Совета народных комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (СНК РСФСР) о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧКЛБ) — специальной организации при Народном комиссариате просвещения (Наркомпрос) РСФСР, руководившей в 1920-х годах обучением неграмотных и малограмотных. Она и была образована для выполнения принятого декрета о ликвидации неграмотности населения, в соответствии с которым все не умеющие читать или писать в возрасте от восьми до 50 лет были обязаны обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию.

В Наркомпросе РСФСР был создан внешкольный отдел под руководством Надежды Крупской, одной из основных задач которого стала организация ликвидации неграмотности (ликбез) в стране.

Состоялся первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию. По инициативе участников съезда в Наркомпросе был подготовлен проект декрета "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". Ликвидация неграмотности рассматривалась как непременное условие обеспечения сознательного участия всего населения в политической и хозяйственной жизни России.

На базе внешкольного отдела Наркомпроса был образован Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет), в состав которого была передана созданная Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, состоящая из пяти членов, утверждаемых СНК РСФСР по представлению наркомата.

Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Материальную поддержку, помощь в создании учебников ей оказывали Максим Горький, Лидия Сейфуллина, Валерий Брюсов, Владимир Маяковский, Демьян Бедный, а также ученые Николай Марр, Владимир Бехтерев и другие.

Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15 должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет. В начале 1920-х годов программа была уточнена: занятия на ликпункте имели целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства.

Для содействия обучению неграмотных для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.

В 1920-1924 годах были напечатаны два издания первого советского массового букваря для взрослых Элькиной, Бугославской, Курской. В те же годы появились "Рабоче-крестьянский букварь для взрослых" Смушкова и "Букварь для рабочих" Голанта. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других языках (всего около 40).

Органам народного просвещения для организации занятий по обучению неграмотных позволялось использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках и заводах и в других учреждениях. Наркомпросу и его местным органам предоставлялось право привлекать к обучению неграмотных все общественные организации, а также все грамотное население страны в порядке трудовой повинности.

Большую помощь комиссии оказывало созданное в 1923 году добровольное общество "Долой неграмотность", которую возглавлял Михаил Калинин. Общество через одноименное издательство выпускало газеты и журналы по ликвидации неграмотности, буквари, пропагандистскую и методическую литературу. По данным на 1924 год, в РСФСР общество "Долой неграмотность" содержало свыше 11 тысяч ликпунктов (свыше 500 тысяч учащихся). Во второй половине 1920-х годов оно перенесло основную работу в деревню, где концентрировалась масса неграмотных, направило усилия на шефскую помощь города селу в ликвидации неграмотности.

Всего в 1917-1927 годах было обучено грамоте до 10 миллионов взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 миллиона. Однако в целом СССР занимал по уровню грамотности 19-е место в Европе.

В 1928 году по инициативе Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ) работа по ликвидации неграмотности была развернута как всесоюзный культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара, Воронеж, где основная часть неграмотных была обучена силами общественности. В ликвидацию неграмотности в процессе культпохода включались тысячи добровольцев.

Вышло постановление ЦИК и СНК СССР "О всеобщем обязательном начальном обучении", которое ускорило ликвидацию неграмотности населения СССР.

В связи с реорганизацией Наркомпроса РСФСР и ликвидацией Главполитпросвета, постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и СНК РСФСР от 13 февраля 1930 года Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности была переименована во Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности и малограмотности, а 12 сентября 1930 года она была упразднена с передачей функций Центральному штабу ликбез-похода, который был образован на Всероссийском совещании по ликвидации неграмотности (12-17 сентября 1930 года).

Проблема неграмотности и малограмотности в СССР была окончательно решена с повсеместным введением всеобщего начального образования.

Центральный штаб ликбез-похода прекратил свою деятельность в связи с осуществлением всеобщего начального обучения.

К началу 1950-х годов СССР стал страной практически сплошной грамотности.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Всеобщая безграмотность, сифилис, что ещё обеспечил так милый нам царизм, но избавила так ненавистная нам Советская власть?

С одной стороны вроде бы все было понятно, с другой - хотелось знать больше.

Сашка задумался. Кого спросить, с кем посоветоваться, что почитать?

Он вдруг почувствовал, как поверхностны и неглубоки его знания.

«Учиться, учиться и еще раз учиться!» Для кого сказано?

Ему стало немного стыдно. Доучился до девятого класса и все еще мальчик. Ладно - мальчик, но ведь он не знал главного - как? То есть, знал, но не настолько, чтобы не бояться оконфузиться при прохождении практики.

А ведь какие примеры перед глазами! Вон, Петька. Каждый день в туалете, закурив сигарету, и с понтом пуская дым вверх, рассказывает, как он и с кем. И какие имена он называл! Марина из параллельно класса, Ленка из восьмого, Ольга из (страшно сказать) десятого. Пацаны слушали, открыв рты. И Сашка слушал. Сказать по правде, иногда ему казалось, что Петька заливает. Но слушать было все равно интересно. Поэтому Петьку никто никогда не перебивал. Иногда кто-нибудь робко начинал описывать свои похождения, но получалось как-то коряво, и тогда Петька перехватывал инициативу и снова продолжал петь про свои подвиги.

К примеру - вчера.

После Петькиного рассказа у Сашки два урока горели уши.

Перед Сашкой стояла задача - отделить правду от лжи и понять, что и как?

А все потому, что его отношения с Наташей дошли до такой стадии, что Сашка вдруг понял, что девочка готова дать ему. Конечно, не сама по себе. Уже два года они, так сказать, дружили, об этом все знали. Он приходил к ней домой, она к нему. Наташа училась в параллельном классе. Это была очень красивая девочка. Добрая и доверчивая. Сашка сразу же влюбился в нее.

Ее отец был офицером морских погранвойск, они жили у самого гарнизона. Далековато, но Сашка не ощущал этого расстояния. Казалось, что вовсе и нет этих четырех километров. Четыре туда, четыре обратно. Очень полезно.

Они гуляли вечерами, ходили в кино. Еще в восьмом, под Новый год они впервые поцеловались и - пошло-поехало. Летом было здорово. Они ходили купаться на речку. Туда, где она впадала в море. Дюны, три красивые сосны. Было классно.

Собиралась шумная, большая компания, но каждый раз Сашка и Наташа ухитрялись уединяться в прибрежных кустах. Целовались до одури, девочка позволяла ему развязывать тесемки купальника и Сашка совершенно чумел от вида ее голых грудей с большими коричневыми сосками. Он осторожно и бережно трогал это чудо, слегка сжимал, каждый раз заботливо спрашивая, не больно ли ей.

Совсем нет, - смеялась Наташа.

А так? - и он сжимал сильнее.

И так - нет.

Так, конечно, больно, дурной, перестань.

Теперь он знал, как больно, а как не больно.

Первое время кореша подкалывали его, спрашивая, как у него с Наташей. Сашка отмахивался, что означало, что никаких дел нету. Ему верили, все знали, что Наташа - маменькина дочка и бегать за ней - зря терять время. Постепенно пацаны перестали его спрашивать, хотя ему уже было, что им рассказать. В сентябре, это уже в девятом классе, Наташа как-то пришла к нему домой позаниматься алгеброй. А он был дома совсем один.

Так получилось. Обычно кто-то был, а тут - раз, и все разбежались.

Ни матери, ни братана.

Наташа немного смутилась, что никого нет, похоже, даже хотела зайти в другой раз. Но Сашка крепко взял ее за руку и втянул в комнату. Наташа была в короткой черной юбке и в желтой кофточке.

Началось все как-то глупо, неловко. Он стал целовать ее прямо у вешалки. А она вроде бы его отталкивала. Но почему-то он этого не запомнил. То есть, ему показалось, что она совсем не противится и заранее на все согласна.

Возможно, что они еще долго целовались бы у вешалки, но у Сашки вдруг так резко и сильно… Ну, это… Встал торчок-торчком. Раньше в такой ситуации он обычно деликатно отодвигался от Наташи, а тут, наоборот, стал прижимать ее к себе, да так, что она не могла не почувствовать его напряженный орган.

Сначала она дернулась, как лань, попавшая в браконьерский силок, но Сашка был сильнее и держал ее очень крепко. Что управляло им? Несомненно, что основы знаний были заложены там, в школьном туалете. Реальным воплощением этой науки стала его нога, которую он продвинул вперед, и его колено вдруг оказалось между ее коленей. Все пацаны говорили, что это нужно сделать перво-наперво. Раздвинуть ее ноги своим коленом. И теперь Сашка с диким, непередаваемым восторгом почувствовал, что получилось. Он продолжал целовать Наташу, но все его чувства сосредоточились теперь в его коленке. Затем он слегка согнул ногу и оказалось, что девочка как бы сидит на его бедре. Вот это да! Так вот для чего нужно было вставлять ей свою ногу! Ну, класс!

И теперь он вспомнил следующую науку. Нужно было провести ладонью вверх по ее бедру. Причем так, чтобы ладонь скользила под юбкой, а не поверх ее, как было всегда. И Сашка решился. Собственно, он раздумывал не долго. Возможно, что туалетные познания были тут уже ни при чем. Ему и безо всяких подсказок очень хотелось погладить Наташины ноги. Было, что гладить.

И он, продолжая прижимать Наташу левой рукой, положил свою длань на ее гладкую коленку. Было еще по-летнему тепло, и девочка была без чулок. По правде сказать, коленки и немного повыше она позволяла ему трогать и прежде. Почему-то чаще всего в кино. Хотя вокруг было столько сверстников. Может, потому, что все делали это? Смешно, но когда внезапно включали свет, многие девчонки, сидевшие в обнимку с парнями, дергались, как ужаленные и судорожно одергивали свои юбчонки. Глупые, если бы они сидели спокойно, то может, никто бы и не заметил, что они позволяют своим кавалерам! Сашка тоже осторожно ласкал Наташины ноги выше колен, но его рука была всегда аккуратно прикрыта Наташиной юбкой. Да и трогать себя Наташа позволяла невысоко, так, только до верхнего края чулок. Сашка хорошо знал границы дозволенного и вел себя паинькой. Он был рад и этому. Кино, где он мог ласкать Наташу, было для него особой радостью, потому что ни у него дома, ни у нее такая ласка уже не допускалась. Она боялась, что кто-то войдет. Но никто не входил. Но она все равно резко и даже злобно отталкивала его. Если он пытался.

Ну, нет так нет.

Сашка всегда с волнением вспоминал, как он трогал Наташкины ноги впервые. Он это хорошо запомнил. Это было еще в восьмом классе, где-то в мае. Они, собрались у Андрея, чтоб отметить его день рождения. Слегка выпили. Кто-то выключил свет. А когда включили, выяснилось, что в комнате остались только четверо. Сашка, Наташа, Вовка и Нина. Причем Вовка с Ниной самозабвенно целовались. Сашка ощутил себя лопухом и, взяв Наташу за руку, тихо произнес:

Пойдем на лоджию, тут жарко.

Он, словно зверь, чувствовал, что вторая комната, кухня и даже ванна, скорее всего заняты парочками, которые так торопливо слиняли, когда погас свет. И он оказался прав. Всюду было занято. Но на лоджии никого не было. Зато здесь стояло большое кресло, в которое Наташа сразу уселась. Сашка робко попытался примоститься рядом, но Наташа что-то недовольно пробурчала, и он присел у ее ног. Прямо перед его глазами были ее коленки, туго обтянутые тонким капроном. Сашка взглянул в Наташины глаза, словно спрашивая разрешения, ему показалось, что она согласна, что она не против того, чтобы он потрогал ее. И он положил ладонь на ее колено.

Нужно было что-то сказать, но что? Не объясняться же сразу в любви!

Это у тебя колготки или чулки? - хрипло произнес Сашка.

И повел руку вверх, до самого края ее короткой юбки. К его радости Наташа не возмутилась, не треснула его по физиономии, а ответила, видимо, в полном соответствии со степенью своего опьянения.

А ты как думаешь?

Он ничего не думал. Ему хотелось только одного, переместить ладонь повыше.

И он скользнул пальцами под кромку ее юбки. У него сперло дыхание. Он нежно ласкал ее бедро, хотелось достичь больших высот, но внутренний голос строго шептал ему, что это невозможно. Радуйся, тому, что имеешь! Ему хотелось поцеловать Наташу, но для этого надо было встать. Но при этом он утратил бы свои нынешние завоевания. И тогда он просто положил голову на ее колени. И посмотрел снизу вверх.

ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ (ликбез) . Ликвидация неграмотности и малограмотности среди взрослых и подростков стала одним из программных поло­жений большевистских партии и важнейшей культурно-политической задачей советского государства. В России и СССР как массовое яв­ление относится к 1920-30-м гг.

Начало ликвидации неграмотности

По переписи 1897 в России насчитывалось около 24 % грамотных. Грамотных на 1 тыс. населения приходилось 223 человек, в том числе в Ев­ропейской России - 229, в Западной Сибири - 108 человек. Начало массовому движению положил Декрет СНК РСФСР «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919, в соответствии с которым все не умеющие читать или писать в возрасте от 8 до 50 лет были обязаны «обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию». Все грамотное население в порядке трудовой повинности обязывалось участвовать в ликвидации неграмотности. Снабженческим организациям предписывалось удовлетворять потребности ликбеза в первую очередь. Открывались многочисленные ликпунты, школы грамоты, кружки ликбеза, избы-чи­тальни, курсы по подготовке «ликвидаторов неграмот­ности» и т. д.

1927 г. ЦГАКФФД. Группа грузчиков на занятии в школе малограмотных в ленинграде

Существенный перелом в темпах и методах ликбезработы в Сибири произошел в 1928/29 в связи с развертыва­нием массового культпохода за грамотность. На 1 января 1930 в сибирских школах ликбеза обучалось более 740 тыс. человек. Резко возросла численность обученных в индивидуально-групповом порядке - свыше 60 % от общего числа в 1930/31 (против 20 % в 1928). В работе по ликвидации неграмотности участвовало в это время более 170 тыс. «культармейцев». По сравнению с середины 1920-х гг., среди обучавшихся грамоте заметно выросла доля женщин: в 1925/26 они составляли 13 % от общего числа обучавшихся, в 1929/30 - 53 %.

За 1928-30 в Сибири обучено 1 645 тыс. человек. Бо­лее успешно развивался процесс ликвидации неграмотности в Западной Сибири. В постановлении СНК РСФСР от 15 августа 1931 «О всеобщем обуче­нии неграмотных» Восточно-Сибирский и Дальневосточный край названы в ряду регионов, где неудовлет­ворительно выполнялись планы ликвидации неграмотности.

Значительные трудности приходилось преодолевать в ликбезработе среди национальных меньшинств, особенно среди народ­ностей, не имевших своей письменности. К началу 1925 в регионе было 258 национальных ликпунктов для коренных народов Сибири (75 татарских, 25 хакасских, 20 алтайских, 25 киргизских, 36 ненецких, а также украинские, белорусские, польские, латышские, эстонские и т. д.). Общее руководство культурной работой среди на­родов Севера осуществлялось Комитетом Севера при ВЦИК и его местными органами в Сибири. Ликвидация неграмотности среди западных национальностей (эстонцы , латыши , немцы) в крае считалась законченной к концу 1931. Темпы ликвидации неграмотности среди восточных национальностей значительно отставали. Параллельно с обучением неграмотных и малограмотных велась рабо­та по переобучению тюркско-татарских народностей с арабского алфавита на новый, латинизированный (яналиф), хотя позже была принята русская графическая основа.

В 1934 в Сибири обучалось 500 тыс. неграмотных и 350 тыс. малограмотных. За годы второй пятилетки в Восточно-Сибирском и Красноярском крае обучено около 326,8 тыс. человек (166,5 тыс. неграмотных и 160,3 тыс. малограмотных). В Западной Сибири за это же время - около 1,7 млн (более 70 % - сельские жители).

В 1930-е гг. в регионе сформировалась система обу­чения взрослых, включавшая школы ликвидации неграмотности, школы мало­грамотных, школы повышенного типа для взрослых.

По данным Всесоюзной переписи 1939, грамотность населения в возрасте от 9 до 49 лет составила в Западной Сибири 85,8 %, в Восточной Сибири - 86,3, на Дальнем Востоке - 91,7 %.

В СССР в январе 1939 грамотных в возрасте старше 9 лет было 81,2 % (мужского - 90,8, женского - 72,6 %). К началу 1940-х гг. неграмотность как массовое явление среди взрослого населения страны ликвидирована.

Лит.: Сибирская Советская энциклопедия. Новосибирск, 1932. Т. 3; История Сибири. Л., 1968. Т. 4; Куманев В.А. Революция и просвещение масс. М., 1973.

Согласно ему, все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности . Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса.

История

Организационная основа

Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей - ликвидаторов неграмотности.

1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18-30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6-8 часов еженедельно).

Ликпункты и школы грамоты

Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.

Учебно-методическая база

В 1920-1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской (2-е издание - под названием «Долой неграмотность» - включало ставшую широко известной фразу для обучения чтению - «Мы - не рабы, рабы - не мы », а также стихотворения В. Я. Брюсова и Н. А. Некрасова). В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова, «Букварь для рабочих» Е. Я. Голанта . Часть пособий была напечатана за рубежом с оплатой из валютных фондов республики. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других языках (всего около 40).

Во все времена обучение грамоте сопровождалось пропагандой тех идейных ценностей, доступ к которым открывало умение читать. В годы царствования Екатерины II , когда многие считали, что «черни не нужно давать образования», наиболее проницательные деятели (например, депутат от клинского дворянства Пётр Орлов) настаивали, что если и обучать грамоте,

то на следующем основании: пусть крестьяне путём грамоты сами собой находят, чем они обязаны Богу, государю, отечеству и по закону помещику своему .

Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1925/26 уч. г. в программы ликбеза в качестве обязательного был введён курс политграмоты : идеологическая борьба, в том числе, внутри партии, была в самом разгаре.

Трудности ликбеза и его итоги

Всего в 1917-1927 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн. Стартовый уровень был достаточно низок. Так, по данным переписи 1 ноября 1920 года (Народное образование по основному обследованию 1920 г.) , в школах учились всего около 7,3 миллионов учеников (в школах первой ступени - 6 860 328 детей, и в школах второй ступени - 399 825), причём школы в европейской части советской России посещали менее 59 % детей в возрасте 8-12 лет (старше 12 лет - ещё и много меньше).

В годы нэпа темпы снижения неграмотности были далеки от желаемых. Взрослое население, занятое в частном секторе, не имело социальных гарантий, позволявших сочетать учёбу с трудом. В целом СССР к 1926 году занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Сохранились значительные различия в уровне грамотности городского и сельского населения (в 1926 г. - соответственно 80,9 и 50,6 %), мужчин и женщин (в городе - 88,6 и 73,9 %, в селе - 67,3 и 35,4 %).

В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтённых школах грамоты - 10 млн.

Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.

К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933-1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.

По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 %. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической.

30.12.2017

Кампания по ликвидации безграмотности (с 1919 г. до начала 1940-х гг.) – массовое обучение грамоте взрослых и подростков, не посещавших школу, – была уникальным и самым масштабным социальным и образовательным проектом всей истории России.

Неграмотность, в первую очередь – среди сельского населения, – была вопиющей. Перепись 1897 г. показала, что из 126 млн. зарегистрированных при опросе мужчин и женщин грамотных среди них оказалось только 21,1%. За почти 20 лет после первой переписи уровень грамотности почти не изменился: 73% населения (старше 9 лет) были элементарно неграмотны. В этом аспекте Россия стояла последней в списке европейских держав.

Отметив, что система правосудия воспринимается как коррумпированная, эксперт отметил, что доступ женщин к правосудию остается ограниченным и нестабильным, в том числе тот факт, что правовая помощь по-прежнему остается весьма ограниченной. Она задала вопрос о функционировании фонда правовой помощи и новых правилах оплаты расходов.

Другой эксперт упомянул о том, что женщины должны быть стратегическим элементом развития и реформы страны и ставят под сомнение конкретные действия министерства по делам женщин в этом отношении. Какую роль могут играть женщины в управлении лагерями, в то время как безопасность на севере страны по-прежнему вызывает серьезную озабоченность и даже несмотря на недоверие населения к силам безопасности, также спрашивает? эксперт? Существуют ли какие-либо инициативы с женщинами по этой теме? Эксперт подчеркнул, что консолидация верховенства права имеет важное значение в борьбе с отсутствием безопасности, прежде чем оплакивать злоупотребления в этой области.

В начале ХХ века вопрос о всеобщем образовании не только активно обсуждался в обществе и прессе, но и стал обязательным пунктом программ почти всех политических партий.

Победившая в октябре 1917 г. партия большевиков вскоре приступила к реализации этой программы: уже в декабре того же года в Наркомате просвещения РСФСР (первым наркомом просвещения стал А.В. Луначарский) был создан внешкольный отдел под руководством Н.К. Крупской (с 1920 г. – Главполитпросвет).

По ее словам, роль женщин в этом отношении является стратегической. Другой эксперт признал усилия государства-участника по борьбе с дискриминацией, напомнив о том, что «временные специальные меры» направлены на то, чтобы обеспечить женщинам определенное время, пока не будут достигнуты желаемые цели. Касаясь 30% -ной квоты женщин, избранных Буркина-Фасо, она указала, что усилия по достижению этой цели, похоже, застопориваются.

Один из экспертов задал вопрос о существовании механизма реализации целей устойчивого развития. Может ли эти цели стать ступенькой для развития женщин, спросила она? Хотя законодательство, регулирующее гражданские браки, уважает гендерное равенство, традиционные браки, которые составляют большинство браков в стране, остаются проблематичными, сказала она, прежде чем спросить делегацию, если Буркина-Фасо намерена законодательно отстаивать закон в этом отношении.

Собственно, сама кампания ликбеза началась позже: 26 декабря 1919 г. Советом Народных Комиссаров (СНК) был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В первом пункте декрета объявлялось обязательное обучение грамоте на родном или русском языке (по желанию) граждан в возрасте от 8 до 50 лет, – чтобы предоставить им возможность «сознательно участвовать» в политической жизни страны.

Один из экспертов подчеркнул необходимость того, чтобы страна четко изучила масштабы и характеристики торговли людьми и хотела знать, намерена ли Буркина-Фасо разработать эффективный план действий по борьбе с торговлей людьми. Она спросила, есть ли механизм идентификации и центры приема для жертв? Например, принимаются ли меры по повышению осведомленности для женщин, которые могут эксплуатироваться в качестве трудящихся-мигрантов в странах арабско-персидского залива? Кроме того, вмешивается ли Буркина в меры против детского прошения, в частности путем преследования марабунов, которые их эксплуатируют?

Забота об элементарном образовании народа и приоритет этой задачи легко объяснимы – прежде всего, грамотность была не целью, а средством: «массовая неграмотность находилась в вопиющем противоречии с политическим пробуждением граждан и затрудняла осуществление исторических задач преобразования страны на социалистических началах». Новой власти требовался новый человек, полностью понимавший и поддерживающий политические и экономические лозунги, решения и задачи, этой властью ставившиеся. Помимо крестьянства, основной «целевой» аудиторией ликбеза были рабочие (впрочем, здесь ситуация была относительно неплохой: профессиональная перепись 1918 г. показала, что 63% городских рабочих (старше 12 лет) были грамотны).

Отметив, что менее одного из четырех дипломатов была женщина, другой член Комитета интересовался мерами по продвижению женщин на руководящих должностях. Слишком много детей не зарегистрировано при рождении, беспокоит эксперта. В этом контексте предусматривается ли использование новых технологий для регистрации всех рождений, в том числе с помощью мобильного телефона?

Один из экспертов пожелал, чтобы делегация решительно затронула вопрос о половом воспитании и указала на действия, предусмотренные для его продвижения. Она не заметила, что без надлежащего полового воспитания планирование семьи иллюзорно. Она выразила свой скептицизм в отношении мер, принятых в отношении принудительных браков в стране, где половина девочек замужем до 18 лет.

В декрете с подписью председателя СНК В.И. Ульянова (Ленина) декларировалось следующее: каждый населенный пункт, где количество неграмотных было больше 15, должен был открыть школу грамоты, она же пункт по ликвидации неграмотности – «ликпункт», обучение шло 3-4 месяца. Под ликпункты рекомендовалось приспосабливать всевозможные помещения: заводские, частные дома и церкви. Обучающимся сокращали рабочий день на два часа.

Она также хотела бы знать, каково участие медицинского персонала в содействии последствиям калечащих операций на женских половых органах. Один из членов Комитета заявил, что условия содержания в тюрьмах являются плохими и даже тревожными, особенно в области питания и здоровья. Кроме того, женщины, содержащиеся под стражей до суда, содержатся вместе с осужденными; Буркина-Фасо намерена исправить эту практику, спросила она?

Делегация сказала, что процесс реформы продолжается, особенно в отношении Кодекса лиц и семьи. Она добавила, что размышления и обсуждения продолжаются, в том числе на уровне министров. Воля к прогрессу очень реальна, заверила делегацию; но невозможно указать сроки. То же самое относится к принятию новой Конституции, поскольку власти осознают необходимость вовлечения женщин в комиссию, ответственную за ее разработку. Можно, конечно, сожалеть о медлительности процессов; но мы не должны действовать слишком поспешно, потому что мы рискуем позже найти, что принятые тексты были недостаточными, сказала делегация.

Наркомат просвещения и его отделы могли привлекать для работы в ликбезе «в порядке трудовой повинности все грамотное население страны» (не призванное в войска) «с оплатой их труда по нормам работников просвещения». Уклоняющимся от исполнения декретных предписаний грозила уголовная ответственность и другие неприятности.

По всей видимости, за год после принятия декрета никаких заметных действий по его выполнению сделано не было, и через год, 19 июля 1920 г. появился новый декрет – об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК л/б), а также ее отделов «на местах» (их называли «грамчека») – теперь комиссия занималась общим руководством работой. При ВЧК л/б имелся штат разъездных инструкторов, помогавших своим районам в работе и следивших за ее выполнением.

На базе внешкольного отдела Наркомпроса был образован Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет), в состав которого была передана созданная Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, состоящая из пяти членов, утверждаемых СНК РСФСР по представлению наркомата.

Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Материальную поддержку, помощь в создании учебников ей оказывали Максим Горький, Лидия Сейфуллина, Валерий Брюсов, Владимир Маяковский, Демьян Бедный, а также ученые Николай Марр, Владимир Бехтерев и другие.

Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15 должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет. В начале 1920-х годов программа была уточнена: занятия на ликпункте имели целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства.

Для содействия обучению неграмотных для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы , предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.

В 1920-1924 годах были напечатаны два издания первого советского массового букваря для взрослых Элькиной, Бугославской, Курской. В те же годы появились "Рабоче-крестьянский букварь для взрослых" Смушкова и "Букварь для рабочих" Голанта. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других языках (всего около 40).

Органам народного просвещения для организации занятий по обучению неграмотных позволялось использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках и заводах и в других учреждениях. Наркомпросу и его местным органам предоставлялось право привлекать к обучению неграмотных все общественные организации, а также все грамотное население страны в порядке трудовой повинности.

Большую помощь комиссии оказывало созданное в 1923 году добровольное общество "Долой неграмотность", которую возглавлял Михаил Калинин. Общество через одноименное издательство выпускало газеты и журналы по ликвидации неграмотности, буквари, пропагандистскую и методическую литературу. По данным на 1924 год, в РСФСР общество "Долой неграмотность" содержало свыше 11 тысяч ликпунктов (свыше 500 тысяч учащихся). Во второй половине 1920-х годов оно перенесло основную работу в деревню, где концентрировалась масса неграмотных, направило усилия на шефскую помощь города селу в ликвидации неграмотности.

Всего в 1917-1927 годах было обучено грамоте до 10 миллионов взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 миллиона. Однако в целом СССР занимал по уровню грамотности 19-е место в Европе.

В 1928 году по инициативе Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ) работа по ликвидации неграмотности была развернута как всесоюзный культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара, Воронеж, где основная часть неграмотных была обучена силами общественности. В ликвидацию неграмотности в процессе культпохода включались тысячи добровольцев.

Вышло постановление ЦИК и СНК СССР "О всеобщем обязательном начальном обучении", которое ускорило ликвидацию неграмотности населения СССР.

В связи с реорганизацией Наркомпроса РСФСР и ликвидацией Главполитпросвета, постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и СНК РСФСР от 13 февраля 1930 года Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности была переименована во Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности и малограмотности, а 12 сентября 1930 года она была упразднена с передачей функций Центральному штабу ликбез-похода, который был образован на Всероссийском совещании по ликвидации неграмотности (12-17 сентября 1930 года).

Проблема неграмотности и малограмотности в СССР была окончательно решена с повсеместным введением всеобщего начального образования.

Центральный штаб ликбез-похода прекратил свою деятельность в связи с осуществлением всеобщего начального обучения.

К началу 1950-х годов СССР стал страной практически сплошной грамотности.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Всеобщая безграмотность, сифилис, что ещё обеспечил так милый нам царизм, но избавила так ненавистная нам Советская власть?