Особенности и характерные черты философии возрождения. Основные направления и характерные черты философии эпохи возрождения

Введение

1. Основные идеи философии Возрождения

2. Итальянский гуманизм

3. Механическая картина мира

Заключение

Список литературы

Введение

Эпоха Возрождения (XIV-ХVI вв.) - очень важная веха в культурном и интеллектуальном развитии Западной Европы. Она показательна тем, что человеческий разум освобождается от жестоких оков религии и побуждается к самостоятельному мышлению. Разум рассматривается как начало человеческого бытия, богатый своими потенциальными возможностями и, что немаловажно, сулящий практические выгоды - словом все, что может сделать человеческую жизнь осмысленной, полнокровной, наполненной земными радостями. Это обусловило поворот от ценностей религии к ценностям философии: возрождался интерес к учениям античных греческих и римских мыслителей.

Эпоха Возрождения претерпела и новые экономические и социальные изменения: возвышение городских слоев итальянских городов - Флоренции, Рима, Неаполя, Милана и др., заинтересованных в свободном развитии, связях (хозяйственных, культурных и пр.), политической и социальной стабильности, демократических порядках, свободе самовыражения.

Естественно, это сопровождалось раскрепощением жизни и мысли от религиозных запретов и схоластических начал. Человек стал видеть не только Бога, но и себя наравне с другими людьми. Он как бы обратился к своему миросозерцанию в пространстве природы и общественной жизни. Эпоха Возрождения положила начало серьезному осмыслению этих идей.

Поскольку в центре культуры Возрождения стоял человек, она по праву считалась антропоцентричной. Центром Возрождения была Италия, ее идеи распространились и на другие страны - Германию, Францию, Англию, Голландию и т.д.

Цель данной работы – рассмотреть гуманизм и антропоцентризм в философии Возрождения.

Задачи: выявить основные идеи, рассмотреть итальянский гуманизм и механическую картину мира.

1. Основные идеи философии Возрождения

Важнейшей отличительной чертой философии эпохи Возрождения оказывается его ориентация на человека. Если в центре внимания древних философов был животворящий Космос, в средние века - Бог, те в эпоху Возрождения - человек.

Возникают и новые философские направления - деизм и пантеизм. Деизм отвергал идею личного Бога и его повседневное вмешательство в жизнь природы и общества. Деизм рассматривал Бога лишь как первопричину, как творца мира, то есть безличное начало, сообщившее миру его законы, которые после творения действуют самостоятельно. Многие из деистов основывали свом представления о мире на новых отраслях естествознания, отстаивали независимость науки от религии. Деизм давал возможность, прикрываясь признанием Бога, рассматривать закономерности природы и общества вне Божественной предопределенности.

В пантеизме Бог и мир отождествлялись. Одним из первых к пантеизму подошел Николай Кузанский. Рассматривая Бога как бесконечный максимум и приближая его к природе как ограниченному максимуму, он сформулировал идею бесконечности Вселенной. Пантеизм лег в основу большинства натурфилософских учений, противостоящих религиозному учению о сотворении мира Богом из ничего. В учении пантеистов Бог, оставаясь бесконечным и незримым Абсолютом, все более сливался с природой, пока не стал по существу ее псевдонимом. У Дж. Бруно есть тезис: «... природа... есть не что иное, как Бог в вещах». Все это свидетельствует о том, что к XVII в. сформировалось сознание, существенно отличное от античного. Если для древнегреческой философии завершенное и целое - прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения движение и становление - предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия 1 .

Это позволило человеку, как никогда почувствовать силу и власть лад всем сущим, совершенствоваться и развиваться, ему не нужна теперь милость Бога, без которой он, по учению церкви, не мог существовать. Он теперь сам творец. Поэтому в эпоху Возрождения всякая деятельность воспринималась иначе, чем в эпоху раннего средневековья, и даже в эпоху античности.

Инженер и художник - это уже не просто «техник» и «искусник», каким он был для античности и средних веков, теперь он действительный творец. В творениях Бога, то есть природных вещах, он стремится увидеть закон их построения, выразить его в научных знаниях. Так, Николай Коперник разрушил важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, обосновав гелиоцентрическую систему мира, по которой, во-первых, Земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба; во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Н.Коперником в центр мира; в-третьих, Космос бесконечен, неизменен и безграничен 2 .

Таким образом, зародившись 2500 лет тому назад, философская мысль постоянно развивается и совершенствуется, переживая периоды подъемам падения, стремится выработать знание об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру и месте в нем человека. Будучи обусловленной социальной действительностью, философия активно влияет на общественное бытие, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. XVII в. открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени.

2. Итальянский гуманизм

Знаменательным событием XIV ст. в Италии было возникновение studia humanitatis, что в переводе означает «гуманитарные знания» (лат. humanus - человечный). Отсюда происходит понятие «гуманизм», которое охватывает собой взгляды и идеи, подчеркивающие уважение прав и достоинства человека, его стремление к самоутверждению, свободе и счастью. Гуманизм формировался на почве античной греческой и римской литературы. В работах гуманистов мы встречаем многочисленные обращения к философии Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Цицерона, Сенеки и других философов; к поэтам Вергилию, Овидию, Апулею, но и к религиозным идеям Августина Аврелия, Фомы Аквинского и др.

Существенной чертой studia humanitftis является возрождение античного диалога как излюбленного жанра гуманистов. Марсилио Фичино как бы открывает заново значимость такого диалога: «...некая естественная диалектика, то есть искусство рассуждать, ... прирождена людям изначально... И любая человеческая речь, и всякое жизненное действие и побуждение есть ничто иное, как некое аргументирование... Эта рациональная способность не менее естественная для человека, чем полет для птицы и лай для собаки». И далее идет рассуждение о том, что наш разум «...всегда спорит, даже когда мы молчим и когда мы спим; ведь вся человеческая жизнь - некое постоянное размышление» 3 .

Есть различие между диспутами схоластов и диалогами гуманистов. У первых это чисто школьная процедура, имеющая формальное значение; у вторых - это беседа в дружеском кругу, на лоне природы, и цель ее - в самом процессе общения, где происходит человеческое самоутверждение, а не доказательство уже известных истин.

Диалогичность становится принципом культуры ХV в. Она включает столкновения разных умов, разных истин, несходных культурных позиций, но в целом все они составляют единый ум, единую истину и общую культуру. Насладиться спором, прожить в нем, найдя истину, - вот эстетический идеал гуманизма.

В гуманизме Италии выделяются два направления: одно из них тяготеет по смыслу к гражданской тематике (власть - правитель - гражданин - человек) и в силу этого условно может быть названо гражданским; другое берет за основу человека как ценность самому по себе и поэтому может быть отнесено к общечеловеческому гуманизму. Большинство гуманистов, так или иначе, были связаны с Флоренцией, с городом-коммуной, где правили жестокие правители. Их образ мысли и действия были предметом внимания всех горожан, это затрагивало их интересы. Поэтому работы и высказывания гуманистов получили широкий общественный резонанс. Гуманисты искали идеал справедливости и мудрого правителя (такая идея, как известно, была высказана еще Платоном), но одновременно и достойного гражданина-патриота. В их сочинениях звучит озабоченность состоянием нравственных устоев, как власти, так и народа, но причины пороков они видят в самих людях, в их моральных принципах и человеческих качествах. Они были уверены, что человек может стать лучше, способен изменить себя и тем самым повлиять на общественную жизнь в целом.

Многие гуманисты уже при жизни поняли, что их благородные идеи не осуществляются, и это порождает их разочарование и уход в более глубинную область - в осмысление жизни человека как самодостаточной ценности. Особенно выделяются среди них Джакомо Манетти (1396-1457 гг.) и Лоренцо Валла (1405-1457 гг.).

Говоря о благах тела человека, Валла называет самым главным из них здоровье, далее - красоту, затем силы и, наконец, все остальное. В его трактате подробно рассматриваются все виды наслаждений, и этим он обращает наше внимание на нашу телесную природу, которая, как правило, в силу тех или иных причин, оттесняется в нашем сознании на дальний план и напоминает о себе лишь тогда, когда тело обретает болезнь, или мы испытываем разочарование в прежних ценностях и стараемся найти себя. «Чрезвычайно энергичное выдвижение примата красоты, причем чувственной красоты», - это, несомненно, новизна, которую принесла эпоха Возрождения 4 . Но это и обращение человека к самому себе, к своим природным началам; это освобождение его духа, и вместе с тем его самообретение.

3. Механическая картина мира

Возрождение ознаменовалось также появлением новых, подлинно научных идей в области физики и космологии, и первым именем следует назвать Николая Коперника (1473-1543 гг.). Великий ученый, экономист, врач и государственный деятель, Коперник был каноником Фромборкского капитула, организатором вооруженной борьбы против тевтонского ордена. Он родился в г. Торунь (Польша), получил блестящее и разностороннее образование в Кракове и в Италии. В 1543 г., т.е. в год его смерти автора, увидел свет его труд «Об обращении небесных сфер». Этот труд прославил имя Коперника на все времена, ибо в нем он бросил вызов представителям о геоцентрической картине мира, существовавшим более тысячи лет. В качестве общепринятой и освященной авторитетом церкви существовала картина мира, в основе которой лежали идеи Аристотеля - Птолемея 5 .

Коперник доказал, что Земля не есть неподвижный центр видимого мира, она вращается вокруг своей оси. Этим он объяснил смену дня и ночи, а также видимое вращение звездного неба. Кроме того, он доказал, что Земля находится в движении, она обращается вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Отсюда объяснилось видимое перемещение Солнца относительно звезд, а также петлеобразное движение планет; петли получаются потому, что мы наблюдаем планеты не из центра, а со стороны.

Коперник первым установил, что Луна является спутником Земли и обращается вокруг нее.

Опровергая Птолемея, он утверждал, что Земля, облака и птицы, и все другое - суть единая система, движение которой имеет двоякий смысл: оно абсолютно, поскольку в нем одновременно участвуют все; но оно относительно, если его рассматривать, выбрав точку обзора вне системы. Позже идеи об относительности движения развил Галилей и Ньютон, они использовали такое понятие как «инерция».

Открытия Коперника заложили хорошую основу для последующих исследований космоса с позиций науки. Иоганн Кеплер (1571-1630 гг.) - великий немецкий астроном, математик, физик и философ - развил далее эти идеи и открыл законы движения планет.

Во-первых, он доказал, что планеты движутся вокруг Солнца не по идеально круговым орбитам, а по эллиптическим. Во-вторых, он пришел к выводу о том, что планеты совершают движение вокруг Солнца неравномерно - их скорость в различных промежутках при этом фиксируется математически. В-третьих, Кеплер установил математически устойчивую зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него. Таким образом, впервые была осуществлена формулировка математически безупречных законов, управляющих движением небесных тел. Это позволило - и Кеплер сделал это - составил специальные таблицы для предвычисления движения планет. В итоге стало возможным говорить о научной астрономии, очищенной от религиозных предрассудков и мифов.

Но в наибольшей степени дело Коперника развивал великий итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642 г.). Он разработал принципы механики, ее важнейший раздел - динамику (трактат «О движении»). Галилей сформулировал первые законы свободного падения тел, дал строгую формулировку понятия скорости и движения, исследовал закон инерции. Особую важность представляет высказанная им идея относительности движения. Кроме того, Галилей сконструировал подзорную трубу для наблюдения за небом. Он открыл факт присутствия звезд в Млечном пути, обнаружил спутники Юпитера; на Луне им были открыты кратеры и горные хребты, а также пятна на Солнце; обнаружены фазы Венеры, световые явления вокруг Сатурна (позже названные кольцами). Спутники Юпитера и фазы Венеры он объяснил как доказательство истинности копернианской теории.

Таким образом, идеи Коперника были подкреплены научными фактами. Многочисленные и неожиданные итоги исследований, как самого движения, так и космоса давали толчок к дальнейшему движению природы, стимулировали пытливую мысль в направлении, удаленном от традиционного пути, указанного церковью.

Инквизиция преследовала Галилея за его убеждения и пыталась заставить его отречься от них. Галилей выбрал путь компромисса. Формально он подчинился требованиям, но фактически оставался верным себе. Таким образом, он сохранил себя для науки. ибо считал, видимо, что истина должна восторжествовать не путем принесения жертв, как это было с Дж.Бруно, а через убедительность ее аргументов. Главным делом его жизни была наука, и он служил ей даже вопреки обстоятельствам.

И Кеплер, и Галилей заложили научные основы механической картины мира, а довершил ее создание великий английский ученый Исаак Ньютон (1643-1727 гг.).

Система Ньютона оказывала влияние на стиль научного мышления и, более того, на характер мышления людей в целом. Ньютон провозгласил однозначность и единственность всех концепций, входящих в картину мира, а его математическое обобщение физических знаний прокладывало дорогу новому физическому представлению. Это касается понятия производной, дифференциала и интеграла - основы анализа бесконечно малых.

Механическая картина мира была первой в обозримой истории человечества научной картиной, свободной от мифических наслоений и поддающейся строгому описанию. Она давала человеку веру в силу его разума и тем самым определяла развитие его самосознания в направлении обретения им чувства независимости от природной стихии; служила духовной эмансипации личности и подготавливала приход атеистического сознания. В области философии, этики, педагогики и в других областях гуманитарного знания она породила «эпоху разума». Многие ее положения легли в основу технической науки, т.е. стали теоретическим фундаментом техники и технологии «эпохи машин» (XVIII-XIX вв.), они остаются таковыми и в настоящее время.

Заключение

В литературе принято освещать эпоху Возрождения в восторженных тонах, что вполне объяснимо. Она была предвестником другой эпохи - эпохи разума (XVIII в.), породившей в свою очередь век бурного развития науки и техники - наш ХХ в. Нельзя, однако, не видеть и негативных последствий - это касается, прежде всего, постепенного ухода из нашей жизни гуманизма, пример тому - две мировые войны, множество локальных войн и других событий, которые стимулировали и сопровождались злобой и жестокостью.

Сама же эпоха Возрождения вскоре уступила свои позиции вполне закономерно. Реформация и контрреформация, крестьянские и религиозные войны XV-ХVI вв. имели уже другую направленность, и мышление развивалось по иному пути. В немалой степени этому способствовала и наука о природе; труды Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона и др. меняли взгляды человека и ставили его один на один перед бесконечным космосом. Даже в литературе (у Шекспира, Рабле и иных авторов) появились освобожденные от высокой морали герои, чьи действия сопровождались неслыханными до сих пор натуралистическими подробностями, шокирующими сценами жестокости и насилия. Живопись - святая святых Возрождения - и та изменилась под влиянием времени; ее принципы эволюционировали в сторону маньеризма. Идеалы республиканского правления были поколеблены образовавшимися абсолютными монархиями.

Список литературы

    Дунаева Н.Н. Философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 160с.

    Жаринов В.М. Философия. Учебное пособие для студентов и преподавателей вузов. – М.: Приор-издат, 2005. – 96с.

    Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1982.

    Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философ. проблемы, понятия и принципы. - М.: Политиздат, 2001. – 672с.

    Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В.Попов. - М.: ВЛАДОС, 1997. – 320с.

1 Дунаева Н.Н. Философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

2 Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В.Попов. - М.: ВЛАДОС, 1997.

3 Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философ. проблемы, понятия и принципы. - М.: Политиздат, 1991.

4 Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1982.

Философия эпохи Возрождения (11)Реферат >> Философия

Философия эпохи Возрождения (14-16 в.) Общая характеристика философии эпохи Возрождения Основные представители философии эпохи Возрождения Общая характеристика философии эпохи Возрождения Эпоха Возрождения ... должен сочетать в себе черты льва и лисицы. Он...

  • Философия эпохи Возрождения (10)

    Реферат >> Философия

    ... черты философии эпохи Возрождения , делающие ее своеобразным периодом в развитии европейской философии и отличающие от философии ... и независимость. В эволюции философии эпохи Возрождения можно выделить четыре основные этапы: гуманистический (XIV - ...

  • Философия эпохи Возрождения (15)

    Реферат >> Философия

    ... "служанки" богословия. Таким образом, к характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся: Формирование пантеистической картины мира... формы идеи к её содержанию. Основными направления философии эпохи Возрождения являлись: Гуманистическое (XIV-XV вв...

  • (или Ренессанс) - период в истории западной культуры в эпоху, переходную от средневековья к Новому времени. Приблизительные хронологические рамки Возрождения - XIV-XVI вв. Во всех странах Возрождение было связано с освобождением человеческого разума от незыблемых догм, расширением свободы индивидуальной деятельности. Это время мануфактур, географических открытий, торговли, личной предприимчивости, высвобождения человека от сословных ограничений.

    Идейными источниками философии этого периода считается античная философия, раннехристианские учения, средневековые ереси, отчасти арабские и византийские мыслители. Изобретение телескопа, компаса, книгопечатания, научные открытия (гелеоцентризм Коперника , физика Галилея ) и изобретения времен научной революции (XVI в.) вели к ломке традиционных представлений о мире и способствовали оформлению новых натурфилософских идей. Изучение классической греческой и латинской литературы, философии становится эталоном культурной деятельности.

    Реформация католической церкви (XVI в.) привела к необходимости еще раз пересмотреть вопрос о природе веры и ее соотношении с разумом. Нужно было найти новый способ автономии разума, который бы оставлял бы место для веры. Мартин Лютер (1483-1546 гг.), обнародовавший 31 октября 1517 г. обращение к ученым и духовенству - «95 тезисов», осудил торговлю индульгенциями. По мнению Лютера, христианин достигает спасения не молитвами служителей церкви и не добрыми делами, а с помощью «истинной веры».

    Доктрина «добрых дел» отрицалась, ведь любое действие может быть чисто внешним поступком. Религиозный подвиг состоит в нравственном очищении каждого христианина верой в Христа . Спасение можно найти только в искренней вере и любви. Лютеранство, таким образом, освобождает церковь от спасения человека, он сам добивается своего спасения. Жан Кальвин (1509-1564 гг.), основавший протестантскую церковь, считал необходимым залогом спасения труд и накопление богатства, порицая щедрость как расточительство, а лень как величайший порок.

    Все эти предпосылки предопределили специфические черты философии эпохи Возрождения:

    1) Пантеизм в качестве господствующего мировоззрения характеризовался отрицанием божественного творения и обожествлением природы (Н. Кузанский , Дж. Бруно , М. Фичино ). Природа трактовалась как одушевленная, гармоничная сила, изначально наделенная идеей первоначал вещей. Бог в философии Возрождения сливается с законом естественной необходимости, он непознаваем, а все наши идеи о нем - проекции конечности человеческого разума.


    2) Гуманизм - мировоззрение, выдвигавшее идеал активного человека как творца земного бытия, способного постичь и обратить во благо все богатство окружающего мира. Целью философии Возрождения было раскрытие гармоничного единства божественного и природного, небесного и земного в человеке.

    3) Антисхоластика , т.е. критика догматизма, преклонения перед авторитетом, в частности, церкви, что очень явно проявилось в Реформации. Философия этого времени противостоит системе схоластического знания.

    4) Эстетический характер антропоцентризма . Гуманисты ставили человеческую индивидуальность, личность в центр мировоззрения. Однако антропоцентризм этого периода отличался, прежде всего, не нравственно-этической, а эстетической направленностью. Особую ценность в гуманистической среде получили такие качества, как изысканность вкуса, красота слога, утонченное отношение к жизни, умения и навыки.

    Доминирование эстетического понимания действительности над моралью привело к крайностям вседозволенности человека, кризису этики. Показательный пример тому - сочинение Н. Макиавелли (1469-1527 гг.) «Государь», в котором он отстаивает принцип в политике - «главное результат, а не средства его достижения», воля государя определяет закон и мораль. У Боккаччо, Саккети, Джованни мораль всех новелл: скрытый грех наполовину прощен.

    5) Зарождение идей о справедливом социальном устройстве общества, общество во благо человека. Появляется утопический социализм - учение об идеальном обществе (от греч. u - нет и topos - место, т.е. место, которого нет), основанном на общности имущества, отсутствии частной собственности, обязательном труде и справедливом распределении, ценящем науку и использующем все ее достижения в производстве. Известными социальными утопистами в эпоху Возрождения были Т. Кампанелла («Город Солнца») и Т. Мор («Утопия»).

    1. Алексеев П.В., Панарин А.В. Философия. М., «Издательство МГУ», 2001.

    2. Горбачев В.Г. Основы философии. Брянск, «Курсив», 2000.

    3. История философии в кратком изложении. М., 1991.

    4. Кузанский Н. Сочинения. В 2-х томах. М., 1979-1980.

    5. Макиавелли Н. Избранные сочинения. В 3-х томах. М., 1982.

    6. Монтень М. Опыты. В 3-х книгах. М., 1991.

    7. Перевезенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии: Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения. М., 1997.

    8. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., «Логос», 1996.

    9. Родчанин Е.Г. Философия. Исторический и систематический курс. М., ИКЦ «МарТ», 2004.

    10. Спиркин А.Г. Философия. М., «Гардарики», 2003.

    11. Философия. Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. М., ООО «Издательство АСТ; Филологическое общество «СЛОВО», 2000.

    12. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997.

    В 15 веке на смену средневековью пришла эпоха европейского Ренессанса (Возрождение), повлекшая за собой культурный расцвет и изменение взглядов на окружающий мир. В нашей статье можно прочитать кратко самое главное о философии эпохи Возрождения.

    Характеристика

    Философия эпохи Возрождения развивалась под влиянием общеевропейского увлечения классическим гуманизмом, возникшим в 14 веке (Флоренция). Гуманисты считали, что изучение античных произведений поможет современному (для них) познанию и усовершенствованию социальной природы человека.

    Распространению гуманистических идей среди философов в 15 веке послужила организация Платоновской академии в Кареджи (1462 год).

    Известный меценат и госдеятель Козимо Медичи предоставил свою виллу для собраний ученых и мыслителей. Объединение возглавил итальянский философ Марсилио Фичино.

    Перечислим основные черты философии эпохи Возрождения :

    • : основные философские вопросы касаются человека. Он отделяется от божественного начала и рассматривается как самостоятельная система. Человек должен познать и развить себя, определить свои цели, в достижении которых нужно опираться на личные способности;
    • Антирелигиозность : критикуются официальные католические утверждения; философия приобретает гражданский, а не церковный характер. Центром всего больше не является Бог или космос;
    • Интерес к античности : использовались идеи того времени; утверждения, содержащиеся в античных произведениях, составляли основу гуманизма.

    В философии Ренессанса чаще всего выделяют такие главные направления :

    ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

    • Гелиоцентризм : распространялась идея о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как было принято считать ранее. Такое мнение противоречило религиозному, опиравшемуся на выдержки из Библии;
    • Гуманизм : утверждалась высшая ценность человеческой жизни, право людей на свободное выражение своих взглядов, самостоятельный выбор жизненных ценностей;
    • Неоплатонизм : представляет собой сложную теорию с мистическим уклоном о ступенчатой структуре Бытия, в которой мышлению отводится особая роль. С его помощью можно познать себя и окружающую действительность. Душа же позволяет соприкоснуться с непознанным высшим началом. Бог и Вселенная являются единым целым, а человек представлен как уменьшенная версия Вселенной;
    • Секуляризм : уверенность в том, что религиозные представления и их проявления не должны зависеть от воли правителей и регулироваться правовыми нормами. Сюда относится свобода вероисповедания, право на атеизм (неверие). Деятельность же людей должна основываться на фактах, а не религиозных представлениях.

    Рис. 1. Платоновская академия в Кареджи.

    Философия этой эпохи непосредственно повлияла на движение Реформации. Изменившееся мировоззрение не могло не затронуть религиозные устои. Поставив человека в центр Вселенной, приравняв природу к Богу, новая философия способствовала развитию критического отношения к роскошным внешним проявлениям католицизма, поддерживающего феодальные устои.

    Рис. 2. Антропоцентризм.

    Известные философы

    Для удобства укажем самых известных философов Ренессанса и их достижения в таблице:

    Представитель

    Вклад и общая характеристика мировоззрения

    Марсилио Фичино (астролог, священник)

    Представитель платонизма.
    Переводил и комментировал античные богословские тексты; написал трактат, в котором объяснял платоновские идеи с точки зрения христианства

    Николай Кузанский (теолог, ученый)

    Представитель пантеизма.
    В трактатах размышлял о месте человека в мире, бесконечности Бога и его проявлений (одно из которых природа). Занимался математикой, астрономией. Утверждал, что Вселенная безгранична, а Земля вращается вокруг Солнца.

    Мишель Монтень (писатель)

    Николай Коперник (астроном, математик, механик)

    Представитель гелиоцентризма.
    Ввел в Польше новую монетную систему, построил гидравлическую машину, боролся с чумной эпидемией. Главный труд «О вращении небесных тел», в котором обосновал новую модель мира

    Джордано Бруно (монах, поэт)

    Представитель пантеизма и эзотеризма.
    Увлекался чтением неканонических текстов, сомневался в некоторых церковных «чудесах», за что был признан еретиком и сожжен. Трактаты о бесконечности Вселенной и множестве миров, расширил модель Коперника.

    Галилео Галилей (физик, механик, астроном, математик)

    Представитель гелиоцентризма.
    Впервые использовал телескоп для наблюдения за космическими объектами. Основатель экспериментальной физики.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Филиал НОУ ВПО

    "Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" в г. Хабаровске

    Направление: "Экономика"

    Контрольная работа

    Основные черты и направления философии Возрождения

    Выполнил:

    Гуминова У.А.

    студент 158-Б группы 1 курса

    Хабаровск

    возрождение антропоцентризм гуманизм материалистический

    Введение

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Эпоха средневековья сменилась Ренессансом или эпохой Возрождения (XIV-XVII вв.). В это период в социально - экономическом плане происходит переход от феодализма к капитализму. Данная эпоха характеризуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела и соответственно техники, естествознания, механики, математики, невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Рассмотренные особенности социально-экономического и культурно-научного развития предопределили и основные особенности философского прогресса.

    Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, воспринимающейся как образец для современности. Переосмысливается христианская традиция, происходит секуляризация (обмирщвление) общественной жизни и культуры. Философия перестает быть служанкой теологии. Идеалом становится не религиозное, а светское знание. В эту эпоху было выработано новое философское мировоззрение благодаря творчеству целой плеяды мыслителей: Франческо Петрарки, Мишеля Монтеня, Марсилио Фичино, Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Пико делла Мирандола, Джордано Бруно, Телезио, Томазо Кампанелла, Никколо Макиавелли и др.

    Отличительные черты мировоззрения эпохи Возрождения:

    Ориентация на человека (антропоцентризм). Если в центре внимания средневековой философии были отношения бога и человека, то философияэпохи Возрождения обращена к человеку. Формально в центре мироздания оставался Бог, но преимущественное внимание обращали на человека, его природу, самостоятельность, красоту, творческие способности, формы самоутверждения;

    Ориентация на искусство и постулирование творческой сущности человека. В процессе творческой деятельности человек создает новый мир и самое высокое, что есть в мире - себя самого по законам красоты. Неслучайно именно в этот период появляется в философии идея прометеизма;

    Ориентация на личностно-материальное понимание мира. Всё существующее понимается в проекции на человека при максимальном учёте телесного начала (тело не "оковы души", как это было в эпоху средневековья, телесная жизнь сама по себе самоценна). Для эстетики Ренессанса характерен синкретизм духовного и личностно-материального (живопись, скульптура изображают прежде всего человеческое лицо и человеческое тело в гармонии с духовным);

    Ориентация на гуманизм (от латинского humanus - "человеческий"), на признание человека личностью, его права на творчество, свободу, счастье.

    1. Основные черты философии Возрождения

    1.1 Гуманизм - возвышение человека

    Если в средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, а средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации и он утверждал себя через максимально деятельное включение с социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок. То в эпоху Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, но самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и новая его общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека.

    Именно с этим и связано понятие "гуманизм", ведь еще известный римский оратор Цицерон говорил, что гуманизм - это воспитание и образование человека, способствующие его возвышению. Поэтому в совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название "studia humanitatis" (гуманитарные дисциплины).

    Рассматривая "гуманизм", нужно отметить, что именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.

    Главным центром гуманистического движения во всех его аспектах стала Флоренция, которую можно назвать столицей итальянского Ренессанса. Здесь родился и провел многие годы своей политически весьма активной жизни великий поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265-1321), первоисточник важнейших идей гуманистического мировоззрения - "Божественная комедия" - исходным документом гуманистической мысли ее делает интерес Данте к человеку, ибо "из всех проявлений божественной мудрости человек - величайшее чудо". Причем этот интерес глубоко социален, ибо судьба "благородного человека" отнюдь не предопределена условностью рождения в том или ином сословном звании и должна складываться не на основе его "животной доли", а на основе неустанного стремления "к доблести и знанию".

    Если Данте - вдохновитель множества гуманистов, то общепризнанный родоначальник гуманистического движения - Франческо Петрарка (1304-1374), которому удалось преодолеть теоцентризм средневековья. Обращаясь к проблемам человеческого бытия, Ф. Петрарка заявляет: "Небожители должны обсуждать небесное, мы же - человеческое". В результате предметом философии становится земная жизнь человека, его деятельность. Задачей философии является не противопоставление духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства. Формируется и новая этика, основанная на единстве души и тела, равноправия духовного и телесного. Заботиться об одной душе нелепо, ибо она следует природе тела и не может действовать без него.

    Еще одним представителем эпохи гуманизма является Лоренцо Валла (1407-1457), чье творчество можно считать подлинным гимном индивидуализму. В главном своем философском сочинении "О наслаждении" неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению.

    В качестве резюме можно сказать, что философия гуманизма "реабилитировала" мир и человека, поставила, но не решила проблему соотношения божественного и природного, бесконечного и конечного.

    1.2 Антропоцентризм - человек, а не Бог в центре исследования

    Другой важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. Если в центре внимания философии античности была природно-космическая жизнь, а в средние века - религиозная жизнь - проблема "спасения", то в эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни. Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Центральная фигура не Бог а человек Бог - начало всех вещей, а человек - центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по плечу, он может все.

    Поскольку человеку не нужна теперь милость бога, он сам теперь - творец, а потому фигура художника-творца становится как бы символом Ренессанса. Отныне художник подражает не просто созданиям бога, но самому божественному творчеству. Поэтому в эпоху Возрождения возник культ красоты, и живопись, изображающая прежде всего прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, становится в эту эпоху главенствующим видом искусства. У великих художников - Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля мировосприятие Ренессанса получает свое наивысшее выражение.

    Таким образом, теперь не Бог, а человек поставлен в центре внимания.

    1.3 Секуляризация - освобождение от церковного влияния

    Процесс секуляризации - освобождение от религии и церковных институтов, проходил во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия. Правда, этот процесс совершается вначале очень медленно и по-разному протекает в разных странах Европы.

    Такому процессу способствовал крупнейший кризис римско-католической церкви. Так апогеем ее нравственного упадка и, предметом особого возмущения стала продажа индульгенций - грамот, свидетельствующих об отпущении грехов. Торговля ими открывала возможность искупить преступление без всякого раскаяния, а также купить право на будущий проступок. Это вызвало бурное негодование во многих слоях населения.

    1.4 Пантеизм - становление опытных наук и формирование научно-материалистического понимания, свободного от теологии

    В решении онтологических проблем философия Возрождения ориентировалась в основном на сочинения Платона.

    Оживлению платонизма в Италии способствовала деятельность Георгия Плифона (1360-1452), который в своем труде "Законы" делает попытку преодолеть разрыв божественного и природного, ищет обоснование идеи вечности и несотворенности мира, сохраняя Бога, как первопричину. То есть мир - это не результат отчуждения Бога, а открытый познанию сам образ Бога, т.е. мир - это и есть Бог.

    Идею мира как Бога активно прорабатывает и Николай Кузанский (1401-1464), пытаясь решить проблему соотношения мира и Бога не в теологическом прочтении, а в философском исследовании.

    Можно отметить следующие его выводы:

    Учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира. Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе.

    В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли. В трактате "Об ученом незнании" он прямо говорит: ".... Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого и не замечаем".

    Было бы неверно видеть в космологических построениях Кузанского прямое предвосхищение гелиоцентризма Коперника. Отвергая центральное положение и неподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел. Но расшатывая традиционные представления о Мире, он открывал путь к освобождению космологии от религиозного толкования.

    Тесным образом с пантеистической онтологией и космологией связано у Кузанского и его учение о человеке. Соотношение "свернутого" в Боге максимума и "развернутой" в космосе бесконечности отражается в "малом мире" человеческой природы (космос отражается в микрокосмосе). Как космос в свернутом виде содержится в Боге, так и абсолютная природа Христа есть свернутое состояние человеческой природы.

    Затрагивает Кузанский и проблему средневековья о соотношении веры и разума. Не уточняя приоритеты, мыслитель отмечает, что вера есть путь постижения Бога в его "свернутом" состоянии, познание "развернутого" мира (Бога) - есть дело разума. И эту деятельность разума нельзя заменить, верой. Путь разума не следует смешивать с путем веры, и наоборот.

    Если Н. Кузанский через призму платонизма в основном рассматривает проблемы онтологии и гносеологии, то Марсилио Фичино (1433-1499) больше внимания уделяет социально-этической проблематике, в центре которой стоит человек. Усилиями Фичино была создана Флорентийская платоновская академия - гуманистический кружок Труды, созданные единомышленниками, стали чем-то вроде официальной философии, или государственной политики города, или даже религии. Название кружка заимствовано у реально существовавшей в Древней Греции философской школы под руководством Платона, в которой разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и др. Собрания проходили в роще, в которой, по преданию, был похоронен мифический герой Академ, поэтому роща, а впоследствии и школа, получили название "Академия".

    Это было вольное содружество единомышленников, влюбленных в Платона и собиравшихся для ученых бесед о нем - платоническая семья, как называли ее сами члены академии.

    В Платоновской академии как нигде процветал Дух Возрождения: это было сообщество безнадежных мечтателей и романтиков, влюбленных в философию и друг в друга, веривших в высокие идеалы и не забывавших о земных радостях. Все они хотели сделать этот мир лучше. "Они узнают друг друга по тем трем ясным знакам - возвышенная душа, религия и духовное красноречие, - которые отличают истинного платоника; и они считают себя божественными, потому что они знают недостатки мира сего и потому что им дано воображать иной, лучший мир".

    Пантеизм и гуманистический антропоцентризм обеспечили устойчивую веру человека в способность познать мир и самого себя в этом мире, что и осуществляли естествознатели. Имя пионера современного естествознателя по праву заслужил Леонародо да Винчи (1452-1519). Своей многогранной творческой деятельностью он проложил дорогу науке будущего. Его многочисленные заметки, сделанные особым зеркальным почерком, не предназначались для печати. Они не стали достоянием современников - он работал для будущих поколений.

    Однако мы не найдем у Леонардо какой-то разработанной методики экспериментирования. Он скорее ориентировался на стихийное экспериментирование, осуществлявшееся во многих итальянских художественных мастерских, которое, совершенствуя, практиковал сам. Но методологическая проницательность ученого привела к четкому уяснению того, что такого рода экспериментирование само по себе еще далеко недостаточный путь достижения достоверной истинности, ибо "природа полна бесчисленных причин, которые никогда не были в опыте". Отсюда необходимость теории для его осмысления, резюмируемая в широко известных его словах: "Наука - полководец, и практика - солдаты".

    В результате таких экспериментов трудно обозреть круг изобретений и проектов Леонардо да Винчи - в области военного дела (идея танка), ткацкого производства (проект автоматической самопрялки), воздухоплавания (включая идею парашюта), гидротехники (идея шлюзов). Почти все они далеко обгоняли технические возможности и потребности своей эпохи и по достоинству оценены только в прошлом и настоящем столетиях.

    1.5 Высокий интерес к социальным проблемам, обществу и государству и развитие идей социального равенства

    Вопросам нравственности и политики посвящены сочинения Эразма Роттердамского (1469--1536) "Наставление христианского воина", "Воспоминания христианского государя". А "Похвальное слово Глупости" стало книгой века. Эразм видит в христианстве прежде всего человеческие ценности, требования человеческой нравственности, определяемые не догмами церкви, а заповедями Христа. Человек должен проникнуться любовью к Богу и людям и выполнить по отношению к ним свой долг любви и милосердия. Быть философом и христианином, исповедовать христианство и проповедовать философию Христа - это значит строго следовать естественным правилам нравственности.

    Оптимизм и гражданский пафос Эразма получили свое дальнейшее развитие только во взглядах автора знаменитой "Утопии" Томаса Мора (1478-1535), который противопоставляет этический идеал всеобщности эгоистическому себялюбию, связанному с существованием частной собственности и господством частного интереса.

    В недрах феодального общества рождались буржуазные общественные отношения, которые требовали создания сильной централизованной государственной власти, свободной от церкви. Одним из идеологов зарождающейся буржуазии был Никколо Макиавелли (1469-1527). Идеалом Макиавелли является монархия в форме пожизненной, единоличной и неограниченной диктатуры.

    Макиавелли освобождал политику от морали, но ведь по тем временам мораль была религиозной, т.е. он освобождал политику от религии. Этические начала христианства, "христианский гуманизм" неосуществимы в политике. Люди отошли от заповедей Христа, потеряли религию и развратились. Христианский гуманизм выродился в утопию. Предпочитая смиренных, а не деятельных людей, христианство развязывает руки мерзавцам. И в этом смысле оно не работает на укрепление государства. Макиавелли ориентируется на государя - реформатора, законодателя, выразителя общенациональных интересов, а не на государя - тирана, узурпатора.

    Макиавелли сформулировал идеи, которые выглядят как политически значимые постулаты.

    1. Человеческая природа и качества личности представляют собой фундамент для всего политического поведения;

    2. При рассмотрении политических феноменов следует освободиться от теологических ограничений - отсюда вопрос о морали в политике приобретает у флорентийца совершенно другое звучание;

    3. Происходит признание того, что в политической практике существует колоссальный разрыв между декларируемыми целями и действительной волей к их peaлизации;

    4. Проблема политических ценностей предстает не как абстрактная категория, а как основание для рассмотрения взаимодействия общества и государства, власти и народа. Таким образом, личность политического лидера рассматривается как субъект политического реформирования, движения к высоким общественным идеалам и целям. Именно поэтому "государь" обязан в совершенстве владеть искусством политической интриги, т.е. стратегией и тактикой выживания в политической борьбе.

    Еще одним философом был Мишель Монтень (1533-1592), автор знаменитых "Опытов" - книги о человеке своей эпохи. Хотя в "Опытах" речь идет о природе и Боге, о мире и человеке, о политике и этике, но предмет этой книги один - обостренный интерес к собственному "Я". Если другие создают Человека, то Монтень исследует подлинного человека в жизни повседневной и простой. "Опыты" воссоздают картину самоанализа. Это пристальное внимание к себе, по мнению Монтеня, вполне оправданно, ибо позволяет "прослеживать извилистые тропы нашего духа, проникать в темные глубины его...". Монтень пытается найти пути совершенствования обыденного сознания.

    Согласно данному мыслителю жизнь человека самоценна, имеет свой смысл и оправдание. И в выработке достойного смысла человек должен прежде всего опираться на самого себя, в себе самом находить опору подлинного нравственного поведения. То есть индивидуализм Монтеня противостоит не обществу, а общественному лицемерию, ибо обществу полезной может быть не всякая личность, а только суверенная личность. Индивидуалистический характер этики М. Монтеня был ответом на общественную потребность зарождающихся буржуазных отношений. Вероятно, этим объясняется тот факт, что в течение 50 лет после смерти Монтеня "Опыты" переиздавались во Франции 20 раз.

    2. Основные направления философии эпохи Возрождения

    Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

    * гуманистическое (XIV-XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

    * неоплатоническое (сер. XV-XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

    * натурфилософское (XVI - нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

    * реформационное (XVI-XVII вв.), представители которого - Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

    * политическое (XV-XV) вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

    * утопическо-социалистическое (XV-XVII вв., представители - Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

    Заключение

    В литературе принято освещать эпоху Возрождения в восторженных тонах, что вполне объяснимо. Она была предвестником другой эпохи - эпохи разума (XVIII в.), породившей в свою очередь век бурного развития науки и техники - наш ХХ в. Нельзя, однако, не видеть и негативных последствий - это касается, прежде всего, постепенного ухода из нашей жизни гуманизма, пример тому - две мировые войны, множество локальных войн и других событий, которые стимулировали и сопровождались злобой и жестокостью.

    Сама же эпоха Возрождения вскоре уступила свои позиции вполне закономерно. Реформация и контрреформация, крестьянские и религиозные войны XV-ХVI вв. имели уже другую направленность, и мышление развивалось по иному пути. В немалой степени этому способствовала и наука о природе; труды Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона и др. меняли взгляды человека и ставили его один на один перед бесконечным космосом. Даже в литературе (у Шекспира, Рабле и иных авторов) появились освобожденные от высокой морали герои, чьи действия сопровождались неслыханными до сих пор натуралистическими подробностями, шокирующими сценами жестокости и насилия. Живопись - святая святых Возрождения - и та изменилась под влиянием времени; ее принципы эволюционировали в сторону маньеризма. Идеалы республиканского правления были поколеблены образовавшимися абсолютными монархиями.

    Список литературы

    1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 1998. - 568 с.

    2. Васильева Л.Н Новый Макиавелли: теория политического реформирования // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - №4. - С. 64-79.

    3. Введение в философию. Под ред. А.Л. Субботина. М.: Центр, 2001. - 365 с.

    4. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн. С.-Пб, 1993-1994.

    5. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм, секуляризация, пантеизм и формирование научно-материалистического понимания. Высокий интерес к социальным проблемам, обществу, государству и развитие идей социального равенства.

      контрольная работа , добавлен 08.11.2010

      Философия Возрождения - направление в европейской философии XV-XVI вв. Принцип антропоцентризма. Натурфилософы Возрождения. Гуманизм. Этика эпохи Возрождения. Детерминизм - взаимообусловленность. Пантеизм. Концепция человека в философии эпохи Возрождения.

      реферат , добавлен 16.11.2016

      Мировоззрение эпохи Возрождения. Отличительные черты мировоззрения эпохи Возрождения. Гуманизм эпохи Возрождения. Идеал гуманистов - всесторонне развитая личность. Философия природы в эпоху Ренессанс. Возникновение натурфилософии.

      реферат , добавлен 02.05.2007

      Изучение антропоцентрической телеологии философии эпохи Возрождения. Значение термина "гуманизм". Развитие пантеизма и философии неоплатонизма. Исследование магико-алхимического понимания и величия природы, пантеистической натурфилософии Джордано Бруно.

      контрольная работа , добавлен 20.01.2015

      Основные идеи философии Возрождения. Механическая картина мира. Итальянский гуманизм и антропоцентризм в философии Возрождения. Диспуты схоластов и диалоги гуманистов. Открытия Коперника, основные идеи Галилея, Ньютона, законы движения планет Кеплера.

      реферат , добавлен 20.10.2010

      Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм и проблема личности в философии Ренессанса. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения. Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно.

      контрольная работа , добавлен 14.02.2011

      Антропоцентризм, гуманизм и развитие человеческой индивидуальности как периоды в развитии философии эпохи Возрождения. Натурфилософия и становление научной картины мира в работах Н. Кузанского, М. Монтеля и Дж. Бруно. Социальные утопии эпохи Возрождения.

      контрольная работа , добавлен 30.10.2009

      Исторические предпосылки философии Возрождения. Современные оценки роли гуманизма в философии эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль Ренессанса. Развитие науки и философии в эпоху Возрождения. Религиозная мысль и социальные теории эпохи Возрождения.

      курсовая работа , добавлен 12.01.2008

      Общая характеристика эпохи Возрождения: принципы антропоцентризма и гуманизма, человеческая индивидуальность, проблема бытия. Политическая философия Никколо Макиавелли. Социально-политические идеалы эпохи Возрождения и основополагающие принципы гуманизма.

      контрольная работа , добавлен 27.01.2012

      Период Средневековья - переходная эпоха в истории философской мысли. Формирование антропоцентризма как конкретного типа мировоззрения. Идейное содержание и мироощущение эпохи Возрождения. Принципы гуманизма. Основные представители натурфилософии.

    Литература к теме

    Монтень, М. Опыты [Текст] : в 3 кн. / М. Монтень. – М. : Рипол классик, 1997. – Кн. 1–2. – 928 с. Кн. 3. – 672 с.

    Мотрошилова, Н. В. Рождение и развитие философских идей: историко-философские очерки и портреты [Текст] / Н. В. Мотрошилова. – М. : Политиздат, 1991. – С. 251–301.

    Соколов, В. В. Европейская философия XV–XVII веков [Текст] : учеб. для вузов / В. В. Соколов. – М. : Высш. шк., 2003. – 428 с.

    С л о в а р ь

    Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

    Гуманизм (humanus – человечный) – мировоззрение, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей; принцип философского осмысления проблем антропологии, в основу которого ставится соотнесение общественного развития с целями и задачами развития человека; подчеркивает активность и ответственность человека перед миром и другими людьми.

    Титан – выдающийся человек, деятель исключительного масштаба, таланта, ума и т.п. К титанам Возрождения относят Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти.

    Пантеизм (pan – всё и theos – бог) – учение о том, что все есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу. Таким образом, природа не противопоставляется Богу как низшая сфера бытия, а обожествляется.

    Возрожденческий пантеизм существовал в двух разновидностях – мистической и натуралистической. В мистической версии (Парацельс, Я. Бёме) природа растворяется в Боге. В натуралистической версии (Дж. Бруно) Бог растворяется в природе и мыслится как активная, духовная, движущая ее сила, заключенная в самих природных вещах.

    Геоцентризм – мировоззрение, согласно которому Земля есть центр мира.

    Гелиоцентризм – мировоззрение, согласно которому центром мира является Солнце.

    Утопия (от греч. ou – нет и tópos – место) – «место, которого нет». Идеальный общественный строй, лишенный научного обоснования. Слово и понятие «утопия» введены Томасом Мором .

    Утопист – человек, который имеет склонность, проповедует и стремится к осуществлению невыполнимых планов улучшения общества (к утопиям).

    П р а к т и ч е с к и й к о н с п е к т

    1). Хронологически эпоха Возрождения охватывает XIV–XVI вв. Характерные черты эпохи Возрождения:

    а) формирование национальных государств, абсолютных монархий; усиление светской власти;

    б) кризис феодализма; зарождение капиталистических общественных отношений; совершенствование орудий труда и производственных отношений;

    в) глубоких социальных конфликтов – Крестьянская война в Германии, религиозные войны во Франции, революция в Нидерландах;

    г) усиление городов-республик, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимых от феодалов и Церкви;

    д ) развитие ремесла и торговли, время великих географических открытий;

    е) успехи естественных наук; научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии). Повышение образованности в Европе.

    Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения

    Основные направления:

    Гуманистическое (XIV–XV вв.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество. Представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла и др.

    Неоплатоническое (сер. XV–XVI вв.) развивало учение Платона, пыталось познать природу, космос и человека с точки зрения идеализма. Представители: Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др.

    Натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.) пыталось развенчать некоторые положения учения Церкви о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия, заложило основу первой естественнонаучной картины мира. Представители: Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др.

    Реформационное (XVI–XVII вв.) стремилось коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью. Представители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский и др.

    Политическое (XV–XVI вв.) изучало проблемы управления государством, поведение правителей. Представитель: Николо Макиавелли.

    Утопическо-социалистическое (XV–XVII вв.) искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем равенстве. Представители: Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.

    Характерные черты:

    Антропоцентризм – основной принцип философии Возрождения. Человек оказывается как объектом непосредственного философского внимания, так и центральным звеном всего космического бытия. Возрождение рассматривает человека исходя не из его отношений с Богом, а с точки зрения его земного предназначения.

    Понятие «творчество», бывшее прежде прерогативой Бога, применимо теперь и к человеку, к человеческой деятельности. Человек олицетворяет собой творческое начало в искусстве, в политике, в ремесле и технических изобретениях. Фигура художника приобретает символическое значение, в ней наиболее полно выражена самая глубокая идея Ренессанса – идея человека-творца, вставшего на место Бога. Человек начинает искать точку опоры в себе самом – в своей душе, теле, телесности.

    Характерной чертой мировоззрения этой эпохи является ориентация на искусство, и в связи с этим на художественно-эстетическое мышление. Прекрасное выдвигается на первый план. Культ человека-творца дополняет культ красоты. Но уже не в небесном, абстрактном ее понимании, а в земном, чисто человеческом. Восхищение вызывает прекрасное обнаженное тело (и в жизни, и на полотне художника), равно как и тело, одетое в костюм, великолепный сам по себе и подчеркивающий стройность фигуры. Символ искусства Возрождения - Мадонна, в которой земное, телесное начало порой затмевает начало духовное. В образе Мадонны возвышается образ женщины, матери, а вместе с этим и земная человеческая любовь.

    Гуманизм – своеобразная философия эпохи Возрождения. Гуманизм обусловлен развитием гражданской жизни, стремлением к политической свободе. Если индивид эпохи средневековья представлял ту или иную корпорацию (крестьянство, цех ремесленников, гильдия купцов, дворянство), то в эпоху Возрождения он представляет самого себя, формируется новое самосознание человека: его гордость и самоутверждение, осознание собственной силы и таланта. Гуманизм рассматривается как идейное движение, сформировавшееся в период Ренессанса, противостоящее схоластике и духовному господству церкви.

    Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов.

    В узком смысле гуманизмом называется культурное движение в Европе XIV–XV вв., целью которого было изучение и популяризация античных языков, литературы и искусства, а также философии. Все это было направлено на воспитание и образование человека, на формирование человеческого в человеке. Родина гуманизма – Италия, идейный центр – Флоренция.

    Для гуманизма характерно:

    Ø Человек приобретает атрибуты божества;

    Ø Героический идеал обожествленного человека, его символ Прометей, а не Адам;

    Ø Гуманисты более литераторы и поэты, чем философы;

    Ø Бог как творческое начало, проявляется в красоте и гармонии;

    Ø Мир не юдоль в печали, а область человеческой деятельности.

    Социальная ориентация гуманизма:

    q Торгово-промышленные слои города (ремесленные цехи, купечество);

    q Светская интеллигенция.

    Ведущие идеи гуманизма:

    v Свобода мысли, суждений;

    v Смелый критический дух;

    v Вера в безграничные возможности человека.

    Таблица 1. Сравнительная характеристика схоластов и гуманистов

    Схоласты Гуманисты
    Образование Схоласты-теологи с университетским образованием занимали кафедры университетов «Необразованные» гуманисты были учеными без степеней и званий вне университетов
    Род деятельности Преподаватели в университетах Публицисты, поэты, филологи, риторы
    Литературная форма Литературная форма – догматический текст в комментаторской манере Литературно-риторический текст, излюбленный жанр – диалог, представляющий различные точки зрения
    Миропонимание Схоластическое иерархическое представление о мироздании Представление о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и божественного начал
    Стиль мышления Строгая система логических дефиниций (краткое определение понятий, истолкование) Образное, пластическое, художественное мышление. Риторика, поэзия, мифология – наиболее адекватный язык выражения истины
    Логика Логическая дедукция Интуитивное постижение гармонии мира

    Достоинство человека главнейшая проблема гуманизма. Достоинство заключается в признанной за человеком возможности возвыситься от дикого варварского состояния до истинно человеческого. Это человеческое состояние есть результат осуществления заложенных в человеке возможностей к совершенствованию. Заложенные Богом, они требуют для своего осуществления собственных усилий человека, культурной, творческой деятельности. Истинный человек не варвар, но цивилизованный.