Финансовый механизм и его составляющие.

  • 9. Управление финансами: объекты и субъекты, цели и задачи. Финансовый анализ и учёт как отдельные этапы процесса управления финансами
  • 10. Финансовое планирование и прогнозирование: содержание, значение и методы
  • 11. Финансовый контроль: сущность, принципы организации
  • 12. Методы проведения финансового контроля
  • 13. Государственный финансовый контроль и его организация
  • 14. Виды негосударственного финансового контроля. Значение аудита в рыночной экономике
  • 15. Бюджет: понятие и значение для экономического развития страны в разные исторические периоды
  • 17. Принципы бюджетной системы России
  • 18. Бюджетный процесс. Состав и реализация отдельных этапов
  • 19. Роль Федерального казначейства в бюджетном процессе
  • 20. Доходы бюджета и их классификация. Современная структура доходов федерального бюджета России
  • 24. Несбалансированность бюджета и его значение для экономики страны. Способы достижения баланса
  • 26. Государственный долг: понятие и процесс образования. Особенности долговых обязательств органов власти различных уровней
  • 28. Внебюджетные фонды и их организация в России
  • 29. Пенсионная реформа в России: проблемы и перспективы
  • 30. Финансы предприятий: понятия, принципы организации и характеристика финансовых потоков
  • 32. Внеоборотные ативы: понятие и состав. Амортизация как способ восстановления основных фондов предприятия.
  • 33. Оборотные активы: понятие и состав. Амортизация как способ восстановления основных фондов.
  • 34. Организация финансовой работы на предприятии.
  • 41. Минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет.
  • 43. Финансовый рынок. Понятие, формы финансовых активов, структура и функции финансового рынка.
  • Структура финансового рынка
  • 44. Основные участники и индикаторы финансового рынка.
  • 45. Кредитный рынок, его сегменты и формирование спроса на них.
  • 46. Рынок ценных бумаг, его структура и характеристика отдельных составляющих.
  • 47. Ценные бумаги и их классификация.
  • 48. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и их особенности.
  • 49. Фондовая биржа и организация ее деятельности. Фондовые биржи в рф и других странах.
  • 50. Валютный рынок: функции, участники и классификация видов валютных рынков.
  • 51. Валютные операции. Либерализация валютных рынков на современном этапе.
  • 52. Страхование: участники и функции страхового рынка. Современное состояние страхового рынка в России и других странах.
  • 53. Отрасли и виды страховой деятельности. Перспективы развития страхования в России.
  • 54. Международные финансы и международная финансовая система.
  • 55. Финансовые системы разных стран: общие черты и особенности.
  • 56. Финансовая глобализация и мировые финансовые рынки.
  • 8. Финансовый механизм: понятие и виды

    Определение из лекции про Государственную финансовую политику (с35)

    Элементы финансового механизма:

      формы финансовых ресурсов;

      методы их формирования;

      система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении дохо­дов и расходов государства;

      организации бюджетной системы, фи­нансов предприятий и рынка ценных бумаг.

    + всё остальное из лекции про Государственную финансовую политику

    Различают следующие виды финансового механизма:

      Директивный

    Разрабаты­вается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государ­ственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирова­ние, организация бюджетного устройства и бюджетного про­цесса, финансовое планирование.

    В ряде случаев распространяется и на другие виды финансовых отношений, имеющих большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства (финансы государственных предприятий).

      Регулирующий

    Определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затраги­вающем прямо интересы государства. Такая разновидность фи­нансового механизма характерна для организации внутрихозяй­ственных финансовых отношений на частных предприятиях.

    В этом случае государство устанавливает общий порядок исполь­зования финансовых ресурсов.

    9. Управление финансами: объекты и субъекты, цели и задачи. Финансовый анализ и учёт как отдельные этапы процесса управления финансами

    В целях поддержания стабильности финансового положения госу­дарства, финансовой устойчивости субъектов хозяйствования используются различные инструменты регулирования финансо­во-хозяйственной деятельности организаций, распределения и перераспределения средств между уровнями бюджетной систе­мы государства.

    Для обеспечения непрерывного и бесперебойного воспроиз­водственного процесса органы государственной власти и местно­го самоуправления и субъекты хозяйствования применяют и раз­личные инструменты финансового механизма для воздействия на финансовые отношения с целью сохранения стабильности фи­нансово-хозяйственной деятельности в складывающихся условиях, т. е. управляют финансовыми потоками как на макроуровне, так и в рамках отдельной организации. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата.

    Поскольку в финансовой сфере объек­тами управления являются разнообразные виды финансовых от­ношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности.

    В ходе управления финансами они выступают как объект уп­равления.

    Под субъектами управления финансами в финансовой науке традиционно понимается сово­купность организационных структур, непосредственно осущест­вляющих управление.

    На макроуровне к таким структурам относятся органы госу­дарственной власти, органы местного самоуправления и другие участники бюджетного процесса, осуществляющие управление государственными и муниципальными финансами. В коммер­ческих и некоммерческих организациях управление финансами осуществляют финансовые управления, отделы или службы.

    Финансовый учёт , как метод управления финансовыми потоками, представляет систему учётных процедур, отражающих состояние и движение имущества, обязательств, доходов и расходов на основе свершившихся фактов хозяйственной жизни. Результатом финансового учёта является финансовая информация о финансовых потоках и финансовом положении компании, сгруппированная по специально предусмотренным правилам в виде отчётных форм. Финансовая отчётность включает 3 базовые формы: бухгалтерский (финансовый) баланс, отчёт о прибылях и убытках, отчёт о движении денежных средств.

    Финансовый анализ , являясь методом управления финансовыми потоками компании, заключается в оценке эффективности финансовых потоков, всей финансово-хозяйственной деятельности за прошедший период, а также в определении возможностей её повышения в перспективе. Финансовый анализ проводится на основе данных финансового учёта.

    К основным видам финансового анализа относятся:

      экспресс-анализ – предназначен для получения экстренного общего представления о финансовых потоках и текущем финансовом состоянии компании

      комплексный финансовый анализ – предназначен для глубокой, комплексной оценки всех аспектов финансовой деятельности компании

      ориентированный финансовый анализ – предназначения для оценки отдельных аспектов финансовой деятельности компании

    Основными методами финансового анализа являются:

      горизонтальный – сравнение денежных потоков во времени

      вертикальный – определение структурного влияния отдельных финансовых потоков на финансовый результат деятельности компании в целом

      сравнительный – сопоставление финансовых потоков данной компании с финансовыми потоками других аналогичных компаний

      метод финансовых коэффициентов – основан на расчёте системы относительных показателей ликвидности, деловой активности, финансовой устойчивости, рентабельности компании

    Финансовый механизм - это система установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений, посредством которых осуществляется образование и использование финансовых ресурсов.

    Финансовый механизм состоит из совокупности организационных форм финансовых отношений и методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методов финансового планирования, форм управления финансами и финансовой системой, финансового законодательства (в том числе системы законодательных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т.д.)

    Выделяют два типа финансовых механизмов :

    1. Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство (налогообложение, расходы, бюджет и т.д.). Предполагает обязательность для всех субъектов финансовых отношений установленных форм, видов и методов действия. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на финансовые отношения, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо- одна из сторон этих отношений- агент государства (финансы государственных предприятий).

    2. Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила поведения в такой сфере финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, например при организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов.

    12. Управление государственными финансами РФ. Финансовое планирование и прогнозирование. Виды финансовых планов.

    Управление государственными финансами

    Понятие и принципы управления

    Управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

    Целью управления финансами является обеспечение финансовой устойчивости и финансовой независимостизвеньев финансовой системы.

    Главная роль в управлении финансами принадлежит финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Их деятельность основана на определенных принципах:

    Приоритет публичных интересов . Использование финансово-правовых институтов для государственного регулирования экономики исходит из общезначимых задач общества;

    Федерализм . Финансовая деятельность должна сочетать общие федеративные интересы с интересами субъектов федерации;

    Единство финансовой политики и денежной системы - необходимое условие гарантированного конституцией экономического пространства;

    Равноправие субъектов Федерации в финансовой деятельности ;

    Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления (МСУ). Они руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и субъекта. При этом самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет;

    Социальная направленность финансовой деятельности . Данный принцип закреплен Конституцией РФ;

    Распределение функций - на основе распределения власти;

    Принцип гласности ;

    Принцип плановости ;

    Принцип законности ;

    Участие граждан в деятельности государства и органов МСУ .

    Органы управления

    Управление финансами осуществляет специальный аппарат приемов и методов. Прежде всего это законодательные органы власти.

    Общее управление финансами осуществляют Президент РФ и федеральное собрание. Их функции:

    Рассматривание и утверждение федерального бюджета РФ, отчета об его исполнении;

    Рассматривание законов о налогах и сборах;

    Установление размера государственного внутреннего долга.

    Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат - Министерство финансов РФ (Минфин РФ). В его задачи входит:

    Разработка и реализация стратегических направлений финансовой политики;

    Составление проекта и исполнение федерального бюджета;

    Совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

    Осуществление финансового контроля за использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, и т.д.

    Важное подразделение Минфина РФ - главное управление федерального казначейства , отвечающее за кассовое исполнение бюджета. Оно выполняет задачи по организации, осуществлению и контролю над использованием федерального бюджета, управлению доходами и расходами.

    Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу (ФНС) и ее органы.

    Зв соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, таможенная служба (ФТС)

    Для осуществления над исполнением федерального бюджета федеральное собрание образует счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законодательством. Счетная палата независима от правительства и подотчетна федеральному собранию. Возглавляет ее председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.

    Финансовое планирование и прогнозирование

    Важным элементом управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование. Они используются в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отраслей. Финансовое планирование и прогнозирование являются одним из основных элементов финансового механизма.

    Обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций и результативность многих хозяйственных решений достигается в процессе финансового планирования и прогнозирования. Эти два весьма близких понятия в экономической литературе и на практике часто отождествляются.

    Фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (соответственно определять возможности управления движением финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях).

    Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели, взаимосвязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели.

    Финансовое прогнозирование - это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов.

    Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет)

    Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества.

    Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.

    Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

    Финансовое планирование - это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.

    Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы, которые создаются в процессе распределения и перераспределения ВВП, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. При этом определяются не только движение ресурсов для формирования и использования различных фондов денежных средств, но и опосредствующие их финансовые отношения и возникающие стоимостные пропорции.

    Финансовое планирование - это целенаправленная деятельность государства, отдельных звеньев и субъектов хозяйства по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намеченных задач и достижения положительных конечных результатов.

    Финансовое планирование должно базироваться на познании объективных закономерностей развития общества, тенденций движения финансовых ресурсов, изучении исходной базы результативности ранее проводимых мероприятий и финансовых операций.

    Финансовые планы - это планы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отображают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах составляют балансы доходов и расходов; учреждения осуществляющие некоммерческую деятельность - сметы; страховые компании, общественные объединения и кооперативные организации - финансовые планы; органы государственной власти - бюджеты разных уровней.

    Все финансовые планы подразделяются на две группы - сводные и индивидуальные. В свою очередь, сводные финансовые планы делятся на общегосударственные, планы отдельных хозяйственных объединений (промышленно-финансовых групп, концернов, ассоциации и др.) и территориальные. Индивидуальные - это финансовые планы отдельных предпринимательских структур.

    По длительности действия различают:

    Перспективные финансовые планы (на период больше 1 года);

    Текущие (на 1 год);

    Оперативные (на квартал, месяц).

    Финансовое планирование основано на следующих принципах:

    1) принцип научной обоснованности планов. Этот принцип предполагает не только реальность финансовых планов, но и выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды;

    2) предметно-целевой принцип, предлагающий определение конкретного назначения финансирования.

    Основными методами финансового планирования являются:

    Метод экономико-математического моделирования;

    Нормативный метод;

    Балансовый метод;

    Метод коэффициентов;

    Метод экстраполяции и др.

    Финансовое планирование может быть долгосрочным, стратегическим (на срок свыше двух лет), среднесрочным (один-два года), краткосрочным, или текущим (на срок до одного года), и оперативным (менее одного месяца). В силу специфики российской экономики наиболее распространены краткосрочное и оперативное планирование. Стратегические планы характеризуют основные параметры деятельности любой компании - ее цели, задачи, сферу деятельности, основные количественные и качественные ориентиры. Выделяют балансовые планы, т.е. планы динамики активов предприятия в целом, его структурных элементов, а также планы применяемых финансовых ресурсов. Балансовый план позволяет оптимизировать соотношения между оборотными и внеоборотными, собственными и заемными средствами, а также между другими элементами активов. Основными видами текущих финансовых планов являются баланс, а также план доходов и расходов предприятия, план поступления и расходования денежных средств, план формирования и распределения финансовых ресурсов, а также капитальный бюджет. Текущий финансовый план включает в себя: текущие затраты; доходы, получаемые от операционной деятельности; сальдо доходов и текущих затрат в виде валовой операционной прибыли. Платежный календарь является формой оперативного финансового планирования. Так как на предприятии существует масса потоков денежных средств, то каждый из них может составлять свой платежный календарь. Формами оперативного финансового планирования также является налоговый календарь, кассовый план, оперативный план капитальных вложений и др.

    13. Финансовый контроль, содержание, значение, задачи.

    Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности го­сударства и муниципальных образований является финансовый контроль.

    Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому исполь­зование государством и муниципальными образованиями для ре­шения своих задач финансов обязательно предполагает проведе­ние с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Фи­нансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными кон­трольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

    Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами го­сударственной власти и местного самоуправления, предприятия­ми, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляе­мых действий, соответствие их задачам государства и муници­пальных образований. Таким образом, он служит важным спосо­бом обеспечения законности и целесообразности проводимой фи­нансовой деятельности.

    Требование соблюдения законности в деятельности по образо­ванию, распределению и использованию денежных фондов госу­дарства и субъектов местного самоуправления имеет конституци­онную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

    Итак, финансовый контроль - это контроль за законностью Целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муници­пальных образований в целях эффективного социально-экономи­ческого развития страны и ее регионов.

    Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым ин­ститутам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, ре­гулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его спе­цифику в отдельных финансово-правовых институтах и закреп­ленные соответствующим законодательством (например, в Нало­говом или Бюджетном кодексах РФ).

    Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними других вопросов хозяйственной деятельности экономических субъектов. Для осуществления финансового контроля созданы контрольные органы, деятельность которых сводится к проведению планомерных мероприятий.

    Объектом финансового контроля является создание фондов денежных средств и их использование. Чаще всего объектом контрольных проверок является прибыль, налоговые платежи, себестоимость, фонды заработной платы и т. д.

    Перед финансовым контролем стоят следующие задачи.

    1. Содействие сбалансированию доходов и расходов.

    2. Выявление внутренних резервов.

    3. Содействие рациональному использованию выделяемых средств.

    4. Обеспечение правового ведения учета, отчетности, анализа.

    Оценка финансового состояния предприятия производится по следующим направлениям:

    n оценка финансовых результатов;

    n оценка величины средств, находящихся в распоряжении предприятия;

    n анализ дебиторской и кредиторской задолженности;

    n организация расчетных дисциплин.

    При проведении контрольных проверок необходимо руководствоваться следующим: законодательными актами, постановлениями, инструкциями.

    Для осуществления контроля необходимо и важно вести правильно бухгалтерский учет (на Западе принято ведение двойной системы бухгалтерского учета для системы контроля всех данных. Использование такой системы означает полное, точное и своевременное проведение коммерческих операций по всем бухгалтерским книгам. Существует 2 принципа: нет бухгалтерской записи без документа, обязательна регистрация всех коммерческих операций.)

    Двойная запись в бухгалтерском учете введена итальянцем Катрульи в 1458 году. В 1494 году итальянец Пачоли ввел ежегодное состояние бухгалтерских балансов. Назначение бухгалтерского баланса определяется, с одной стороны, проверкой идентичности всех активных и пассивных счетов, с другой стороны - получение количественных данных о деятельности предприятия.

    Могут быть различные искажения бухгалтерских данных, например, преднамеренное уменьшение прибыли, занижение выплат по дивидендам, завышение доходов (если надо показать, что предприятие доходно).


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2016-04-02

    Механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

    Структура финансового механизма довольна сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества элементов финансового механизма.

    Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление финансового планирования и прогнозирования. Нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.

    Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма является:

    • финансовое планирование и прогнозирование;
    • финансовые показатели, нормативы и лимиты;
    • управление финансами;
    • финансовые рычаги и стимулы;
    • финансовый контроль;

    В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов и т.п. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья.

    Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.

    Таким образом можно сделать вывод, что финансовый механизм – совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения.

    Постепенно с развитием новых форм финансовых отношений усложняется финансовый механизм.

    В более узком смысле финансовый механизм можно определить как действия финансовых рычагов, выражающихся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

    Существует множество точек зрения на определение структуры финансового механизма.

    Литовских А.М. рассматривает структуру финансового механизма , как пять взаимосвязанных элементов:

    • финансовые методы;
    • финансовые рычаги;
    • правовое обеспечение;
    • нормативное обеспечение;
    • информационное обеспечение.

    Рассмотрим подробнее данные элементы.

    Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

    Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т.п.

    Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.

    Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т.п.

    Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.; сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах; различные другие сведения.

    Механизм финансового менеджмента представляет собой совокупность основных элементов воздействия на процесс разработки и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности предприятия.

    В структуру механизма финансового менеджмента входят следующие элементы:

    1. Система регулирования финансовой деятельности включает:

    • Государственное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия (принятие законов и других нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность предприятий).
    • Рыночный механизм регулирования финансовой деятельности предприятия. Этот механизм формируется прежде всего в сфере финансового рынка в разрезе отдельных его видов и сегментов.
    • Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов финансовой деятельности предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения по вопросам его финансовой деятельности.

    2. Система внешней поддержки финансовой деятельности предприятия включает:

    • Государственное и другие внешние формы финансирования предприятия.
    • Кредитование предприятия. Этот механизм основан на предоставлении предприятию различными кредитными институтами разнообразных форм кредита.
    • Лизинг (аренда). Этот механизм основан на предоставлении в пользование предприятию целостных имущественных комплексов, отдельных видов необоротных активов за определенную плату на предусмотренный период.
    • Страхование. Механизм страхования направлен на финансовую защиту активов предприятия и возмещение возможных его убытков при реализации отдельных финансовых рисков.
    • Прочие формы внешней поддержки финансовой деятельности предприятия. (лицензирование, государственную экспертизу инвестиционных проектов).

    3. Система финансовых рычагов включает следующие основные формы воздействия на процесс принятия и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности:

    • Цену.
    • Процент.
    • Прибыль.
    • Амортизационные отчисления.
    • Чистый денежный поток.
    • Дивиденды.
    • Синергизм.
    • Пени, штрафы, неустойки.
    • Прочие экономические рычаги.

    4. Система финансовых инструментов состоит из следующих контрактных обязательств, обеспечивающих механизм реализации отдельных управленческих решений предприятия и фиксирующих его финансовые отношения с другими экономическими объектами:

    • Платежные инструменты (платежные поручения, чеки, аккредитивы и т.п.).
    • Кредитные инструменты (договоры о кредитовании, векселя и т.п.).
    • Депозитные инструменты (депозитные договоры, депозитные сертификаты и т.п.).
    • Инструменты инвестирования (акции, инвестиционные сертификаты и т.п.).
    • Инструменты страхования (страховой договор, страховой полис и т.п.).
    • Прочие виды финансовых инструментов.

    На основе всего изложенного можно сказать, что эффективный механизм финансового менеджмента позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций финансового управления предприятием.

    С уважением Молодой аналитик

    Финансовый механизм - это система установленных государственных форм, видов и методов организации финансовых отношений.

    Финансовый механизм состоит из совокупности организационных форм финансовых отношений и методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методов финансового планирования, форм управления финансами и финансовой системой, финансового законодательства (в том числе системы законодательных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т.д.)Финансовый механизм подразделяется на следующие виды:

    директивный финансовый механизм - разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство (налогообложение, расходы, бюджет и т.д.). Предполагает обязательность для всех субъектов финансовых отношений установленных форм, видов и методов действия. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на финансовые отношения, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо - одна из сторон этих отношений - агент государства (финансы государственных предприятий).

    регулирующий финансовый механизм - определяет основные правила поведения в такой сфере финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, например при организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов..

    Элементы финансового механизма:

    1) Финансовые методы. Финансовые методы - способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов.

    К финансовым методам относятся: финансовый учет; анализ; планирование; прогнозирование; финансовый контроль; финансовое регулирование; система расчетов; кредитование; налогообложение; другие методы.

    2) Финансовые рычаги (прибыль, доход, дивиденды, процент, дисконт).

    Финансовые рычаги представляют собой инструменты. Под финансовым инструментом в самом общем виде понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого.

    Правовое обеспечение.

    Правовое обеспечение финансового управления составляет действующее законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. Сложность финансовой деятельности предприятий вызывает необходимость ее государственного регулирования: регулирование финансовых аспектов создания предпринимательских организаций; налоговое регулирование; регулирование процедур банкротства предприятий. Законодательство, регулирующее финансовую деятельность предприятия, включает в себя: законы, указы Президента, постановления Правительства и т.д.

    4) Нормативное обеспечение (инструкции, нормативы). Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют: инструкции; нормативы; нормы; тарифные ставки; методические указания и разъяснения и т. п.

    5) Информационное обеспечение. Информационное обеспечение финансовой деятельности предприятия представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления эффективных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия. Чем больше размер капитала используется предприятием, тем важнее качество информации, необходимой для принятия финансовых решений, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия.

    10. Финансовая система РФ: понятие, структура.

    Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

    Финансовая система это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

    Финансовый механизм - это система финансовых методов, рычагов, форм организации управления финансовыми отношениями, посредством которых

    осуществляется образование и использование финансовых ресурсов.

    Финансовый механизм включает в себя:

    Механизм функционирования международных финансов;

    Механизм функционирования государственных финансов;

    Механизм функционирования финансов хозяйствующих субъектов;

    Механизм функционирования финансов граждан.

    В соответствии с территориальным делением выделяются следующие финансовые механизмы:

    Федеральный;

    Региональный;

    Местный.

    Три составляющие структуры финансового механизма:

    Ресурсная;

    Организационная;

    Системы обеспечения.

    Финансовый метод - способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс путем управления движением финансовых ресурсов и путем организации финансовых отношений. Финансовые методы - это налогообложение, кредитование, финансовое планирование, инвестирование.

    Приемом действия финансового метода является финансовый рычаг. Финансовые рычаги представляют собой набор финансовых показателей, через которые управляющая система может оказывать влияние на хозяйственную деятельность (прибыль, доход, амортизационные отчисления, налоги, цена, дивиденды, процентные ставки, заработная плата).

    Понятие финансовой системы как совокупности финансовых отношений, сферы и звенья финансовой системы. Факторы, определяющие состав сфер и звеньев финансовой системы. Характеристика сфер и звеньев финансовой системы Российской Федерации

    Финансовая система - сеть финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами: оборот денежной массы, кредитование и заимствование финансовых средств, внешнеэкономическая деятельность.

    Включает следующие звенья финансовых отношений:

    1.Государственную бюджетную систему

    2.Внебюджетные специальные фонды

    3.Государственный кредит

    4.Фонды имущественного и личного страхования

    5.Финансы предприятий всех форм собственности

    Первые четыре блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на уровне народного хозяйства. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

    Финансы коммерческих организаций, основные принципы их функционирования. Виды финансовых отношений коммерческой организации. Влияние отраслевых и организационно-правовых факторов на особенности финансового механизмакоммерческих организаций.


    Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли. Коммерческие организации создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Имущество, созданное за счет вклада учредителей, а также наращенное в процессе деятельности, при надлежит хозяйственным товариществам или обществам на прайс собственности.

    Акционерным обществом является общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может быть открытым или закрытым.

    Обществом с ограниченной ответственностью является учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по он обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

    Обществом с дополнительной ответственностью является учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставным капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам

    Финансы некоммерческих организаций, основные принципы их функционирования. Влияние организационно-правовых форм и видов деятельности на особенности финансового механизма некоммерческих организаций

    Некоммерческие организации имеют существенные финансовые отличия от коммерческих. Некоммерческой является организация, не имеющая в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

    Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это слухи достижению целей, ради которых они созданы.

    Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов (потребительских обществ), общественных и религиозных орга низаций (объединений), фондов, учреждений, благотворительных организаций (объединений) и иных формах, предусмотренных законом.

    Потребительским кооперативом является добровольное объе динение граждан и юридических лиц на основе членства с целью:

    удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных плевых взносов.

    Потребительский кооператив как некоммерческая организация согласно ст. 116 и ст. 50 ГК РФ может быть создан в виде коопера­тива, потребительского союза, потребительского общества.

    Потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов:

    добровольное вступление в потребительское общество и выход из него;

    обязанность уплаты вступительного и паевого взносов;

    демократичность управления потребительским обществом;

    взаимопомощь и обеспечение пайщикам экономической вы­годы.

    Понятие финансового рынка, его значение для мобилизации и размещения временно свободных денежных средств. Элементы и участники финансового рынка. Особенности становления и развития финансового рынка в Российской Федерации

    Финансовый рынок представляет собой особую форму организации движения денежных средств в национальном хозяйстве. Он состоит из двух частей: рынка ссудных капиталов и рынка ценных бумаг. Это связано с делением капитала на основной и оборотный.

    Объективной предпосылкой функционирования финансового рынка является несовпадение потребности в финансовых ресурсах у одних субъектов хозяйствования или государства с наличием свободных финансовых ресурсов у других, что создает возможность удовлетворения потребности первых. Кроме того, у многочисленных владельцев временно свободных средств в отдельности суммы могут быть незначительными, тогда как потребности в финансовых ресурсах, как правило, бывают огромными. Финансовый рынок предназначен для аккумуляции временно свободных денежных средств у большого количества мелких и крупных владельцев и передачи их пользователям. Таким образом, финансовый рынок является посредником в движении денежных средств от сберегателей к инвесторам, формируя у последних финансовые ресурсы.

    На финансовом рынке функционируют 3 основных субъекта:

    эмитент – нуждается в дополнительных финансовых ресурсах и выпускает (эмитирует) ценные бумаги;

    инвестор – владеет свободными денежными средствами и предоставляет их в распоряжение эмитента под ценные бумаги;

    посредники: дилеры или брокеры, которые профессионально работают на финансовом рынке и помогают инвесторам эффективно приложить свои свободные ресурсы, а эмитентам приобрести необходимые им финансовые ресурсы. При этом на финансовом рынке происходит процесс купли-продажи временно свободных денежных средств, который внешне выглядит как процесс купли-продажи ценных бумаг. Финансовые ресурсы покупает эмитент у инвестора, а ценные бумаги покупает инвестор у эмитента.

    В роли эмитента выступают государство или юридическое лицо.

    В роли инвестора – физические и юридические лица.

    Брокеры – посредники, которые действуют на финансовом рынке от имени эмитента или инвестора, получая за это комиссионное вознаграждение.

    Дилеры могут выступать также и от собственного имени. Покупая и продавая ценные бумаги, получают доход, играя на разнице в ценах (курсах).

    С помощью финансового рынка осуществляется межотраслевое, межтерриториальное и межхозяйственное перераспределение денежных (в т.ч. финансовых) ресурсов. В условиях административно-командной системы механизмом такого перераспределения был в основном бюджет, а по межхозяйственному перераспределению – финансы отраслей. В рыночной экономике финансовый рынок берет на себя большие потоки финансовых ресурсов и становится ее неотъемлемым элементом.

    Главным инструментом финансового рынка являются ценные бумаги. В Гражданском кодексе РФ (ст.142) ценная бумага определяется как документ, удостоверяющий (с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов) имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

    Именно посредством обращения ценных бумаг осуществляется аккумуляция временно свободных денежных средств и их инвестирование в затраты. Ценные бумаги обязательно содержат следующие реквизиты: номинальную цену, срок обращения на рынке, способ погашения, фискальный режим, порядок выплаты процентов и дивидендов и др.

    Гражданским кодексом РФ (ст.143) установлены следующие виды ценных бумаг: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификат, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие, документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

    По характеру функционирования ценные бумаги делятся на две группы: долговые и долевые.

    Долговые ценные бумаги – облигации, отличаются твердо фиксированной процентной ставкой и обязательством выплатить капитальную сумму долга на определенную дату в будущем. Они предполагают договор займа.

    Долевые ценные бумаги – акции, дают право на часть имущества эмитента, удостоверяют право ее владельца-акционера на получение части прибыли предприятия в виде дивидендов и на часть имущества, остающегося после ликвидации предприятия. Акция дает право ее владельцу участвовать в управлении акционерным обществом.

    Любые ценные бумаги проходят несколько стадий в своем движении, т.е. имеют жизненный цикл:

    1 стадия – выпуск : разработка проспекта эмиссии, образцов, определение стоимости выпуска, выпуск ценных бумаг;

    2 стадия – первичное размещение . Могут осуществлять сами эмитенты или через посредников;

    3 стадия – вторичное размещение . Оно может быть многократным, т.е. ценные бумаги могут быть куплены и проданы много раз, переходя от одного владельца к другому.

    Финансовые рынки подразделяются на первичные и вторичные . На первичном финансовом рынке выпускаются в продажу новые ценные бумаги. На вторичном финансовом рынке осуществляется перепродажа ценных бумаг. Возможность перепродажи основана на том, что инвестор свободно владеет и распоряжается ценными бумагами и может перепродать их другому инвестору.

    Цель первичных финансовых рынков – привлечение дополнительных финансовых ресурсов для инвестирования в производство, на социальные потребности, в научные исследования. Вторичные финансовые рынки предназначены для перераспределения имеющихся финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования в соответствии с потребностями расширенного воспроизводства и другими нуждами общества. Благодаря финансовым рынкам осуществляется перелив капиталов к более эффективным производствам, обеспечивается финансирование приоритетных производственных, научно-технических и социальных программ.

    Ценные бумаги могут размещаться по открытой или закрытой подписке. При публичном размещении ценные бумаги продаются любому желающему, что требует особой степени защиты инвестора. При закрытой подписке ценные бумаги размещаются среди ограниченного круга инвесторов. Акционерное общество закрытого типа может размещать свои акции только по закрытой подписке. Акционерное общество открытого типа - по открытой и закрытой подписке. При открытой подписке эмитент обязан выпускать проспект эмиссии с информацией о ценных бумагах и финансовом состоянии фирмы, их выпускающей.

    Важную роль на рынке ценных бумаг играют фондовые биржи . Ценные бумаги, попавшие на вторичный рынок, обращаются на биржевом и внебиржевом рынках. Первые фондовые биржи появились 200 лет назад. Фондовые биржи являются важнейшим регулятором потоков финансовых ресурсов и ценных бумаг. Фондовые биржи обязаны иметь лицензию и разрабатывают свои условия, по которым производится отбор ценных бумаг, допускаемых к торговле (листинг).

    Значение фондовых бирж велико.

    1. Они являются индикатором изменения курса ценных бумаг в данный момент времени – это центры получения финансовой информации, сигнализирующей о динамике фондового рынка.

    2. Они предъявляют к ценным бумагам строгие требования. На фондовые биржи допускаются наиболее качественные ценные бумаги, что снижает вероятность риска. Поэтому покупка ценных бумаг на фондовой бирже более надежна.

    Существует 3 вида бирж: замкнутая биржа (в торгах могут принимать участие только члены биржи), биржа со свободным доступом посетителей (сделки осуществляют только маклером), биржа, действующая под контролем правительственных органов (состоит из широкого круга лиц).

    Фондовые биржи выполняют следующие функции:

    1. осуществляют активные операции по купле и продаже ценных бумаг, выступающих как специфический товар, цена которого зависит от спроса и предложения;

    2. предоставляют эмитентам ценных бумаг дополнительные финансовые ресурсы для их производственных, научных и социальных потребностей;

    3. перераспределяют финансовые ресурсы, что позволяет изменять структуру общественного производства;

    4. предоставляют сберегателям возможность с наибольшей выгодой для себя использовать накопленные денежные средства.

    Финансовые рынки играют важную роль в воспроизводственном процессе. Они обеспечивают свободное движение финансовых ресурсов. С их помощью осуществляется мобилизация средств отвнутренних и внешних сберегателей и передача их для инвестирования предприятиям, фирмам, ассоциациям, органам государственной власти. Благодаря финансовому рынку обеспечивается участие сберегателей в прибылях предпринимателей. Субъекты хозяйствования получают дополнительные финансовые ресурсы для расширенного воспроизводства, органы государственной власти различного уровня – для финансирования государственных расходов.

    Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем позаимствований, тем хуже обстоит дело с бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства.

    Финансовый рынок решает несколько задач. Основные из них:

    1. мобилизация временно свободных финансовых ресурсов,

    2. эффективное их размещение,

    3. обеспечение максимальных доходов владельцам свободных финансовых ресурсов,

    4. цивилизованное финансирование бюджетного дефицита,

    5. является новым рыночным механизмом перераспределения финансовых ресурсов между отраслями, территориями, субъектами хозяйствования в дополнение к бюджетному механизму.

    Функционирование финансовых рынков имеет огромное хозяйственное значение. Благодаря им становится возможным инвестировать денежные средства в производство, что позволяет увеличивать производственные мощности страны, накапливать ресурсный потенциал. С помощью финансового рынка обеспечивается развитие предприятий, отраслей, с целью получения инвесторами максимальной прибыли. Перелив капиталов на финансовых рынках способствует ускорению НТП, быстрейшему внедрению научно-технических достижений. Все это содействует наиболее быстрому движению и эффективному использованию финансовых ресурсов. На финансовом рынке изыскиваются свободные денежные средства для покрытия растущих государственных расходов.