«Каменные лабиринты» Карелии – Тайна тысячелетий. Каменный лабиринт

«Космически-мистическая кодировка спиралевидных символов и лабиринтов не вызывает сомнений».
Валерий Демин, доктор философских наук, профессор

Все большее число серьезных ученых склоняются к мысли, что многочисленные мегалитические памятники, сохранившиеся на территории современной Карелии и созданные тысячелетия назад – это закодированное древнее знание, доставшееся нам в наследство от далеких предков. Традиции, возникшие в глубинах веков и тысячелетий, передавались от поколения к поколению, закреплялись в камне и обрядовой символике, демонстрируя единство человека и высших космических сил.

Среди археологических памятников культового характера, расположенных на территории Севера России, видимо, нет таких, которые, подобно каменным лабиринтам, вот уже около двухсот лет вызывали бы живой интерес многих исследователей. Каменные лабиринты - это сооружения диаметром от пяти до тридцати метров, сложенные из небольших природных камней в многократно извивающуюся линию, образующую спиралевидную фигуру. Они известны на Кольском полуострове, Соловецких островах, Беломорском побережье Карелии, а также на ряде островов Белого моря.

Предлагалось немало объяснений, касающихся функционального назначения Соловецких каменных спиралей: могильники, жертвенники, макеты рыболовных ловушек...

Однако, спиралевидные изображения встречаются практически по всему свету. Создается впечатление, что образ спирали выступает в качестве некоего кода, который передавался из поколения в поколение, от народа к народу, невзирая на культурные и религиозные различия. Однако, знание, заключенное в них, было давным – давно утрачено, ключ к расшифровке потерян.

Спираль – один из глубочайших символов Вселенной. Спираль выступает в качестве единого кода единого мира, который заложен Матерью-природой в фундамент всего живого и неживого.

Согласно взглядам московского профессора В.Н. Волченко и других российских ученых, основой мироздания являются так называемые торсионные («скрученные») поля, допускающие мгновенное распространение любой информации. Согласно данной теории, Вселенная как «Супер-ЭВМ» образует с человеческим мозгом единый биокомпьютер, работающий, говоря простым языком, по принципам все той же скрученной спирали.


Но если мы узнаем об этом на рубеже ХХ и ХХI веков, то откуда тысячи лет назад об этом знали наши далекие предки, которые складывали каменные спирали, напоминающие своим видом современную классическую форму приемопередающих антенн широкой полосы частот и использовали их в качестве единого канала связи с мирозданием? Каменные лабиринты издревле почитались, как указатели на близость иных пространств и измерений.

На Руси северные лабиринты назывались «вавилонами». Но почему «вавилонами»? Поколения исследователей каменных лабиринтов пытались ответить на этот вопрос. Почему город Вавилон, упоминаемый в Библии и только в самом конце ХIХ века обнаруженный археологами, дал название этим странным сооружениям?

В кельтской мифологии известен островной город Аваллон, населенный феями, остров блаженных, который открывался только избранным. Поэтому, скорее всего, поморское название каменного лабиринта – «вавилон» – является искаженным кельтским словом, перенесенным, но не осмысленным, на российскую почву.

Это тем более удивительно, что предания и легенды северных народов связывали каменные спирали с существованием сказочных народов: «дивьими людьми», эльфами, гномами и подобными им жителями «подземного мира». Более того, как отмечает историк и археолог А.Л. Никитин, именно лабиринты в легендах и сказаниях указываются как «входы» и «выходы» в подземное, потустороннее царство, открывающиеся лишь тем, кто знает магический ключ к этой, образно говоря, потайной двери.

Очень интересен следующий факт: существует локальный карело-финский миф о так называемых «дивьих людях». Эти существа живут в горах и пещерах, обладают некоей силой, напоминающей электричество. Они небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом. «Дивьи люди» – предсказатели. Слышать и внимать им могут только избранные – люди с чистой душой и помыслами.

Другими словами, на первый взгляд, «дивьи люди» больше всего напоминают гномов или карликов. Конечно, описания внешности не совпадают, но зато совпадают многие другие черты: горные таланты, дар провидения, некоторые поступки и т.д.

Карликам дается изумительная быстрота, для которой не существует пространства: в один скачок они могут переноситься с одной горы на другую, хотя бы между вершинами этих гор было несколько часов расстояния – сегодня они являются здесь, а завтра в иной части света. Им принадлежит дар сверхъестественной мудрости и предвидения: они ведают будущее и все, что делается на белом свете. Они обладают знанием языков и разумеют руны, им известны целебные свойства растений и камней.

Кстати, равно как и могучие великаны, карлики заняли достойную нишу в мифологической традиции как славян, так и других народов, в частности карел и финнов. Однако все дело в том, что в древнеславянской мифологии карлики – существа, обитающие, скорее, вблизи человека. А вот в финно-угорской мифологии, например, карлики – чаще жители труднодоступных человеку мест.

Скандинавские «Эдды» описывают карликов как мастеров кузнечного дела, превращающихся в богов и личностей, обладающих титанической силой. Эти образы неизменно характеризует надменность, временами – жадность, зачастую – чванливость и гордость. Согласно текстам «Эдды», карлики – плоть от плоти этого мира. Они появились сразу же после рождения богов из того же первородного материала, что земли, воды и небо Вселенной – из плоти бога Имира. Когда молодые боги расстелили ее плодородными землями, там зародилась жизнь. Первыми ее ростками были карлики. Они – самое старое население земли. В «Эдде» первые карлики уподобляются личинкам, выползающими на свет из разлагающейся плоти. Карлики, дети земли, поначалу были абсолютно безлики. Однако боги в Верхнем мире почувствовали рождение новой жизни и наделили карликов речью, мудростью и внешностью. Большинство карликов боги оставили в недрах юной земли, расщелинах, пещерах и гротах.


Тогда время людей еще не пришло, и карлики безраздельно правили на бескрайних земных просторах. Дети земли, - они благодарно принимали ее дары, хранили ее секреты, питались ее мудростью. Земля и мудрость часто отождествляются в мифах.

Обрядовые церемонии, проводимые внутри и вблизи этих каменных святилищ, позволяли древним народам совершать опыты с измененными состояниями сознания и исследовать потусторонний мир духов – источник просветления и силы.

Соловецкие лабиринты
Последнее прибежище душ

I–II века до нашей эры предполагаемое время постройки мегалитов на Соловках || 35 «вавилонов» расположено на архипелаге || 25 метров размер самого большого лабиринта || 1,5 км2 площадь Большого Заяцкого острова, где находятся наиболее сохранившиеся сооружения.


Календари или капища?

Сложенные из камней лабиринты времен неолита в виде концентрических окружностей и спиралей встречаются по всей Северной Европе - от Ирландии и Германии до Скандинавии и Новой Земли. Но наибольшее их число отмечено на Соловках, а именно на Большом Заяцком острове: 12 из 35 лабиринтов архипелага обнаружены именно здесь, притом что сам остров занимает площадь всего в полтора квадратных километра.


___

В карело-финском эпосе «Калевала» упоминается страна мертвых Туонела (Манала). По мнению некоторых исследователей, авторы эпоса имели в виду Соловецкие острова.

Первое письменное упоминание об этих загадочных «вавилонах» (как называют их поморы) оставил архимандрит Досифей, служивший в Соловецком монастыре в 1830-е годы. С тех пор о лабиринтах написаны горы книг, однако исследователи так и не пришли к единому мнению относительно их назначения.

Одни считают их местами игрищ древних саамов, другие - капищами, где проходили инициации, третьи - ловушками для рыб, четвертые - солярными знаками, выполнявшими роль календарей, пятые - местами посадки для НЛО. Между тем на сегодняшний день наибольшей популярностью пользуется гипотеза, выдвинутая этнографом и фольклористом Николаем Виноградовым. Он начал заниматься лабиринтами Беломорья, будучи заключенным Соловецкого лагеря особого назначения.


___

Схема расположения лагерей по зонам СССР. Фрагмент экспозиции выставки «Соловецкий лагерь особого назначения» (СЛОН)

Вырваться из тупика

По версии Виноградова, каждый соловецкий лабиринт - не просто погребальное сооружение (во многих «вавилонах» отсутствуют следы захоронений), а символический вход в страну мертвых, легендарную Туонелу, описанную еще в эпосе «Калевала». Поскольку, согласно верованиям саамов, душа человека после его смерти сохраняла способность передвигаться в пространстве, ее необходимо было заключить в лабиринт, чтобы она не смогла найти дорогу назад и беспокоить живых. Обряд препровождения души в Туонелу мог совершать только жрец - лишь ему было позволено вернуться из загробного мира целым и невредимым.

Примечательно, что гипотезу Виноградова разделял и Павел Флоренский, ученый-богослов, отбывавший срок в том же лагере. «В одних случаях промежутки между каменными лентами идут непосредственно к центру, - писал он, - в других же - разветвляются и приводят к тупику. Попав в центр, обыкновенно не сразу можно выбраться оттуда и после прохождения некоторого пути приходишь на старое место».


___

Соловецкий лагерь особого назначения размещался в стенах Спасо-Преображенского монастыря с 1923 по 1933 год

Эти слова, сказанные о памятниках доисторической культуры, обретают второй и, быть может, свой главный смысл, если принять во внимание, кому они принадлежат. И Флоренский, и Виноградов, отбыв заключение в СЛОНе, получили высшую меру: первый в 1937 году, второй - в 1938-м. Их могилы неизвестны. Но их души все же вырвались из лабиринта - и беспокоят живых. Как и души тысяч других, прошедших все круги соловецкого Вавилона.

“Лабиринтыи есть не что иное, как Saivo, священные горы, где живут души усопших, наслаждаясь блаженством. Самый вид гребней лабиринтов уже дает представление о хребтах каменных гор”

(Н.Н. Виноградов, Соловки. Конец 1920-х годов)

Соловки. Каменные лабиринты

Назначение каменных лабиринтов

Вопрос о назначении древних соловецких лабиринтов не решен окончательно. Ряд ученых считают лабиринты местами развлечений и хороводных танцев культового характера или площадок военно-спортивных игр. Некоторые археологи приписыват им практическое назначение – макеты рыболовных ловушек или сами рыболовные сооружения. Большинство исследователей считают лабиринты объектами культово-религиозного назначения.

Н.Виноградов связывал их с культом мертвых (Виноградов Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников. Материалы СОК. Вып. 4. Соловки, 1927). Вавилоны связывают с обрядом инициации и «нижним миром» (Кабо В. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., С. 309–304. 1969), с культово-промысловой магией (Гурина Н. Каменные лабиринты Беломорья. М., С. 125–142. 1948), с посещением Соловецких островов жителями Беломорья для совершения первобытных религиозных обрядов погребения умерших (Куратов А. Древние лабиринты Архангельского Беломорья. Историко-краеведческий сборник. Вологда, С. 63–76. 1973).



Каменные вавилоны Соловков. Большой Заяцкий остров.

Это были обряды «…погребения и жертвоприношения (кальцинированные косточки человека, тризновых животных, птиц и рыб), священнодействий, связанных с тотемизмом и культово-промысловой магией (фигурки морских животных), поклонением Солнцу («солнечная розетка» и круглоспиральные лабиринты), инициацией и, возможно, других, еще не понятых, но связанных с верованиями аборигенов Беломорья».

…построенные, согласно представлениям древних, на границе двух миров - «среднего» и «нижнего» - лабиринты, скорее всего, символизировали либо собственно нижний - потусторонний - мир, населенный мертвыми и враждебными человеку духами, либо запутанный путь в него. Одна функция лабиринта состояла, таким образом, в том, чтобы обеспечить перемещение в нижний мир душ умерших и погребенных по обряду, предусматривавшему трупосожжение.

…с другой стороны, лабиринты были, по-видимому, тем инструментом, с помощью которого и совершались обрядовые действия. (Мартынов Александр. Археологическое прошлое Соловецкого архипелага: материк - море - острова. Альманах «Соловецкое море». № 1. 2002)

“Большинство ученых склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека (может быть, с астральным культом), другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение (например, для испытания человека) или могильные знаки над погребениями… Н.Гурина предложила считать лабиринты планами сложных орудий рыбной ловли, которые древний обитатель этих краев сперва изображал на земле, для наглядности (попутно наделяя эти изображения магической силой), а потом переносил “на натуру” - в море. Вопрос о лабиринтах доныне не получил окончательного научного разрешения. Однако наличие этих загадочных древних сооружений на Соловецких островах указывает на тесную связь еще в древности этих островов с окружающими районами побережья и на единство их древних исторических судеб. (Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. 3-е изд.Архангельск; Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978. – 173 с.: ил.)



Каменные вавилоны Соловков. Большой Соловецкий остров.

Две соловецкие змеи

“Для ответа на вопросы, какой внутренний смысл таят в себе каменные лабиринты, действительно ли они связаны с культом умерших, что означают каменные груды в их центре и окружающие их ленты каменных выкладок, важно еще раз обратиться как к структуре самих лабиринтов, так и к мифологии народов Севера. Прежде всего важно проанализировать малейшие нюансы каменных кладок наиболее распространенных так называемых биспиральных подковообразных круглых лабиринтов классического типа, а затем поставить вопрос: какой образный ряд может стоять за всем этим?”

пять основных особенностей формы кладок лабиринтов

  1. Основной элемент лабиринта – спираль, сложенная чаще всего из одиночных валунных камней в длинный ряд.
  2. На протяжении всей своей длины спираль на отдельных участках имеет расширение и утолщение в виде каменной кучи округло-овальной формы. По концам спиралей также заметны утолщения, конструктивно обозначенные кучками камней или более крупными камнями.
  3. Одиночную спираль укладывали в виде раскручивающейся из центра линии.
  4. Укладка двух вписанных одна в другую спиралей имеет вид переплетенного клубка.
  5. В центре лабиринтов размещено скопление камней в виде горки (горка в центре Большого Соловецкого лабиринта была разрушена и на приводимом рисунке в работе Н.Н. Виноградова не обозначена).

Если оставить в стороне традиционный сухой “конструктивистский” подход и взглянуть на лабиринты с художественных позиций, первое, что мы можем увидеть в схеме лабиринта, – это клубок из двух свернувшихся змей. Особенно четко и выразительно образы змей с продольно удлиненными головами и округло оформленными хвостами представлены в Большом Соловецком лабиринте, взятом нами в качестве примера.

В том, что пресмыкающееся предстает застывшим в камне, нет ничего удивительного, ибо в первобытном сознании человека, обожествлявшего и одухотворявшего окружающий его мир, не было четкой границы между живой и неживой природой. Камень воспринимался им как составная часть этого мира, каменное обличив могли принимать люди, звери. В качестве примера достаточно привести сеиды, являвшиеся неотъемлемой частью культуры саамов. Согласно мифологии многих северных народов, в камень превращались эпические персонажи, включая людей и животных.

В отличие от Большого Соловецкого лабиринта в других подобных сооружениях образ змеи может быть выражен более схематично и менее пластично. Для обозначения головы порой бывает достаточно одного большого камня или кучки камней на конце каменной ленты-спирали. Утолщение на противоположном конце обозначало хвост змеи. Встречаются и совсем условные изображения змеи в виде ленты.

Одиночная спираль - это представленная в каменной кладке одна змея; лабиринт, включающий две спирали, обозначал клубок из двух свернувшихся змей, головы которых расположены в самом центре лабиринта почти друг против друга. При этом клубок мог иметь две различные формы:

1) правильной подковы, когда между двумя лежащими несоприкасающимися змеями оставался проход по всему лабиринту;
2) подковы с крестообразным пересечением “туловищ” змей, когда путь по лабиринту заводил в тупик.

Утолщение ленты камней на одном из участков лабиринта теперь получает достаточно ясную трактовку – это заглоченная жертва. Примечательно, что в указанном Соловецком лабиринте расширение змеиного тела помещено прямо напротив входа. Входящему в лабиринт грозно напоминали о реальной опасности.

Художественная выразительность образа змей в лабиринтах, несмотря на примитивность использованных средств (обыкновенные валунные камни), несомненна. Мы вправе сделать вывод, что северные каменные лабиринты могут быть причислены не только к памятникам археологии, как считалось до сих пор, но и к произведениям первобытного искусства, так как являют собой весьма отдаленный прообраз современных инсталляций – композиций из отдельных предметов.” (Буров Владимир. О семантике каменных лабиринтов севера. Этнографическое обозрение, № 1, 2001)

Соловки,



Высадка туристического десанта



Русские буренки идут


Художница на практике

Соловецкий кремль


Русалки Соловецких озер


Соловецкие острова. Соловки. Каменные лабиринты – авторские путешествия Kartazon Dream


Скит на Большом Заяцком острове


Закаты на Соловках. Соловки. Каменные лабиринты – авторские путешествия Kartazon Dream


Эти стены помнят все те зверства, которые происходили в лагере “СЛОН”

Соловецкие острова (Соловки)


Соловецкий кремль. Соловки. Каменные лабиринты – авторские путешествия Kartazon Dream


Соловецкий кремль


Острова Кузова. Соловки. Каменные лабиринты – авторские путешествия Kartazon Dream


Шхуна “Лагуна” села на мель в лагуне. Как корабль назовешь…


Остров Большой Кузов


Сейд. Остров Большой кузов.


На привале. Соловки. Каменные лабиринты – авторские путешествия Kartazon Dream


Кузова

Один из островов архипелага. Белая насыпь внизу – это стоянка древних людей.


Природа Соловков. Залив Белого моря.


Просто


Закаты на Соловецких островах. Соловки. Каменные лабиринты – авторские путешествия Kartazon Dream

Мой громобой

Волшебное видео о Соловках

В белом море, на маленьком конгломерате дальних островов России сконцентрировано самое большое на земле количество лабиринтов. Несмотря на обилие теорий их возникновения, археологи и историки всё ещё не могут прийти к единому мнению о том, зачем и с какой целью они были созданы

Лабиринт - это один из самых загадочных символов планеты земля - почему тысячи лет назад идея лабиринта одновременно появилась на всех населённых континентах мира? Слово "Лабиринт" восходит к греческому слову "лабрис", обозначающему знаменитый обоюдоострый топор минойцев с острова Крит, и "интос", что значит "место". Так что изначально лабиринт - это "дом Обоюдоострого Топора". Так называли кносский дворцовый комплекс на острове Крит. В соответствии с греческой мифологией, критский царь минос поручил ремесленнику Дедалу построить лабиринт для минотавра - наполовину быка, наполовину человека, которого жена миноса пасифая родила от связи с быком. По какой-то неизвестной причине Дедал и его сын Икар тоже были заточены в этом лабиринте. Соорудив из воска и перьев крылья, они смогли освободиться улетели из места своего заточения. Но молодой Икар решил подняться слишком близко к солнцу. Воск в его крыльях расплавился, а сам он упал в икарийское море и утонул. Легенда о минотавре долгое время считалась мифом, пока археолог сэр Артур Эванс не нашёл остатки кносского лабиринта в начале XX века. Несмотря на то, что на протяжении всей истории человечества встречаются разные модели лабиринтов, такие как лабиринт из семи, одиннадцати и двенадцати кругов, в Греции и по всему Средиземноморью с этими легендами ассоциировался только лабиринт из семи кругов. Сегодня критским лабиринтом называют одноходовой лабиринт, который в семи концентрических изгибах формируется в направлении центра. Удивительно то, что семь оборотов лабиринта повторяют ход движения планеты Меркурий по звёздному небу. Вопрос в том, мог ли астроном древности записать ход мекрурия и создать на его основе замкнутый символ? Понятно, что точного ответа на этот вопрос нет. Первое известное использование символа лабиринта из семи кругов было найдено на глиняной табличке в микенском дворце города пилос, Греция. Сам дворец был утрачен при пожаре примерно в 1200 году до н. э. для изучения осталась только глиняная табличка, которая спеклась в том пожаре. Хотя лабиринт крепко связан с историей и мифологией Греции, как факт культуры он появился намного раньше легенды о кноссе и минотавре. 4000. Лет назад был сооружён знаменитый древний лабиринт среди комплекса пирамид аменемхета III в Хаваре (12 ая династия, 1844-1797 гг. до н. э. . лабиринт соединял двенадцать просторных камер, которые были связаны коридорами, коллонадами и шахтами. Центральная похоронная камера пирамиды царя была надёжно скрыта с помощью пересечения ходов и запечатанных камнями фальш - дверей.

Однако лабиринты Греции и Египта - это только вершина айсберга. Лабиринты почти во всех мировых религиозных традициях присутствуют. Они сформировали неотъемлемую часть многих культур и встречаются на всех заселённых континентах. Примерно одновременно с греческим лабиринтом в традиционной индейской культуре папаго появился предельно идентичный ему лабиринт тохоно одхам, символизирующий иитои - "Человека в Лабиринте". Такой же узор имеет доисторический петроглиф на берегу реки в гоа а также пещерные рисунки северной Индии и петроглифы дольменов в горах нилгири. На древних археологических монументах по всему миру найдено около 300 изображений различных лабиринтов. На вопросы о том, как одинаковый рисунок мог одновременно появиться в явно не связанных культурах, ответ пока не дан.

Хотя письменная история последние 4000 лет упоминает лабиринты, наиболее ранние из них намного старше и относятся к неолиту, со времён которого по всей Европе, Скандинавии и России остались наскальные рисунки и каменные конструкции.

Сегодня слово "Лабиринт" используют для обозначения любой запутанной структуры. Однако у лабиринта есть важная ключевая характеристика. В отличие, например, от структуры пазлов или мозаики, в которой есть выбор хода и направления (многоходовость), лабиринт имеет лишь один не прерывающийся ход (одноходовость), который ведёт в центр. Соловецкие острова (или соловки) - это архипелаг в белом море на входе в онежскую губу, Россия. Здесь обнаружено 35 лабиринтов эпохи неолита. Местные жители им название "Вавилоны дали". Время их сооружения - около 3000 лет до н. э. наиболее интересны каменные лабиринты большого заяцкого острова - это группа из 14 лабиринтов, расположенных на площади 0, 4 км 2. они очень хорошо сохранились и были детально описаны, но споры об их функции ведутся до сих пор.

Кроме этих лабиринтов на острове найдено 850 каменных валов, многие из которых использовались как курганы. Также на острове есть сложенные из камней и помещённые в замкнутый контур солярные символы. Считается, что эти древние каменные лабиринты связаны с духовными практиками и древними верованиями и могут символизировать границу между материальным миром и миром духов - мифическим пристанищем смерти.

Лабиринты из расставленных по земле булыжников сложены. Установлено, что булыжники были собраны поблизости. Самый маленький лабиринт имеет около 6 метров в диаметре, самый крупный - до 25. 4 метра. Ряды камней имеют спиралевидную форму, в некоторых случаях они сложены в две спирали. В этом случае узор лабиринта описывается как сплетение двух стремящихся к центру змей. Входы в лабиринты преимущественно расположены с южной стороны, и, хотя различают пять вариантов лабиринтов, у всех них есть только одна точка входа/выхода. Лабиринты большого заяцкого острова расположены с западной стороны, в то время как восточную часть острова занимают исключительно каменные валы. Хотя лабиринты поросли жёсткой островной растительностью, их формы отчётливо выделяются на земле. Зачем на большом заяцком острове были сооружены лабиринты?

Для объяснения бурной деятельности жителей соловецких островов, которые построили каменные лабиринты ещё в эпоху неолита, выдвинуто много гипотез.

В 1970-е годы основной гипотезой считалось предположение Н. Гуриной о том, что лабиринты служили ловушками для рыбы. В пользу этого свидетельствует тот факт, что все лабиринты данной местности были сооружены вблизи берега, а уровень воды 5000 лет назад (а это их примерная датировка) был намного выше. Рыба заплывала в лабиринт, и рыбак просто собирал её из ловушки. Однако опровержением этой гипотезы может быть то, что в мире существует множество лабиринтов, расположенных на удалении от водоёмов.

Исследователь Л. ершов выдвинул другую теорию. Ершов считал, что линии лабиринтов повторяют орбиты солнца и луны, таким образом, они использовались как календари. Однако это спорное утверждение, так как лабиринты различаются по расположению входа и ориентации.

Сегодня, в частности - в эзотерических кругах, популярна теория о том, что лабиринт представляет собой древний символ целостности. Он форму круга и спирали в запутанную тропу объединяет. Она символизирует путешествие к центру нашего духа и последующее возвращение в реальный мир. Переход по лабиринту может быть представлен как инициация для пробуждения знания. Считается, что проход через лабиринт способствует достижению изменённого состояния сознания и изменению восприятия времени и пространства. Действительно, Влад Абрамов, исследовавший лабиринты большого заяцкого острова, описывал сюрреалистические опыты, пережитые им при прохождении запутанных ходов лабиринтоа.

"Ступив в лабиринт и пройдя несколько раз по кругу к центру, вы выходите через его вход. После нескольких проходов вы забываете, сколько именно раз их совершали, и сколько раз вам осталось пройти. Субъективное время останавливается, но часы показывают, что вы гуляете по лабиринту уже 15 минут. Становится сложно думать о чём-то связно; тропа узкая, и вы постоянно должны смотреть себе под ноги. Ход лабиринта поворачивается то вправо, то влево. И вот, наконец, выход; и вы рады тому, что маленькое путешествие закончено".

Помимо приведённых теорий имеется множество других. Сейчас особенно выделяется теория карла шустера и Эдмунда карпентера. Суть её в том, что сооружение лабиринтов сопряжено с религиозными верованиями. Доисторические лабиринты, скорее всего, выполняли функцию ловушек для злых духов, задавали паттерн для ритуальных танцев и/или обозначали границу между этим и потусторонним миром. Обсуждается вопрос использования этих лабиринтов в ритуалах перехода душ умерших людей в загробный мир. Археолог а. Л. Никитин предполагает, что лабиринты, как это упоминалось в легендах, указывают "Входы" и "выходы" в подземное царство, а они могли открыться только тем, кому дан "волшебный ключ" от их дверей.

Это предположение вызвано широким распространением в доисторических культурах верований в "три Мира", в соответствии с которыми наши предки считали, что вселенная разделена на нижний мир, куда попадают души умерших, средний мир, включающий в себя физический план существования, и вышний мир звёзд, небес и богов.

До сих пор удалённые северные острова России привлекают путешественников и учёных, которые хотят разрешить их загадку и познать смысл лабиринтов.

Магия каменных лабиринтов!

Я снял это видео, находясь в Германии, Экстернштайне, перед одним из самых настоящих каменных лабиринтов .

В северной традиции лабиринты, выложенные из камней силы, считаются ключом к переходу в другие миры . А также, ключом к особой магии, когда мы можем, находясь другом мире, менять то, что происходит в нашем, более плотном, более грубом, мире.

Для создания таких лабиринтов использовались особые камни, особые места.

Но! Совершенно не обязательно для того чтобы воспользоваться магией лабиринта ехать куда-то, например, в Карелию или в Германию. Вы можете создать такой лабиринт дома из особых силовых камней и пользоваться им по необходимости. Считается, что когда человек находится в таком месте в особом состоянии, пропевая особое звуковое сочетание или играя на магическом инструменте, он меняет и не только себя, но и мир вокруг .

Можно наносить изображение каменного лабиринта на одежду или предметы интерьера, создавая, таким образом, магическую защиту себя и дома .

Врата в другой мир

Каменные лабиринты - очень древние творения . В таких лабиринтах использована вся сила и мощь матушки-природы . А происхождение их по сию пору окутано домыслами и догадками. Лабиринты завораживают и притягивают своей энергетикой и красотой.

Версий создания лабиринтов масса, одна красивее другой, но одно бесспорно - это место особое, здесь свершались магические ритуалы .

Лабиринты встречаются разных форм, но основной их элемент - спираль , а форма, в которые выложены спирали, напоминает по строению мозг человека . В таких лабиринтах всего один вход (выход там же, где и вход).

Лабиринт - это место перехода в другие миры . Их использовали для проведения культовых обрядов и ритуалов целительства . Здесь проводились особые ритуалы, пройдя которые, посвященные получали магическую силу и способность общаться с этим и другими мирами .

Лабиринт это магическое место, максимально раскрывающее возможности человека , его интуицию и способности. Войти или нет в такой лабиринт - решать вам. Но если вы вошли, то вам только остается подчиниться поворотам лабиринта, его изгибам, и идти до конца - до заветной цели - обретения нового себя .

У нас в России самые известные лабиринты — Соловецкое скопление, Аркаим (лабиринт желаний), лабиринты Кольского полуострова.

Напишите в комментариях!

Друзья, напишите в комментариях под этой статьей, какие еще темы Шаманизма и Северной Рунической Традиции вы хотите узнать и изучить ?

До встречи на занятиях!