О дьяволе и демонах в православии. Кто такой, как выглядит и чем изгоняется бес — христианство, оккультизм, демонология

Мы то и дело слышим, мы постоянно читаем о духовных существах, совершенно несхожих с нами, людьми, но обладающих, как и мы, сознанием и свободной волей. О существах высших, предстоящих Творцу, сияющих Его отраженным светом и служащих Ему; и о существах низших, падших, неустанно творящих зло, преследующих единственную цель: поработить мир отцу их, сатане. А сатана был некогда прекраснейшим из Ангелов…

Но что мы знаем о тех и о других, а главное - что нам нужно о них знать? Об этом - наша очередная беседа с главным редактором нашего журнала игуменом Нектарием (Морозовым).

- На чем основывается вера христиан в Ангелов и бесов? Почему невозможно быть православным христианином, отрицая их существование?

Вера в Ангелов и бесов - это не совсем корректная постановка вопроса. Мы верим в Бога, а все остальное не предмет веры, а та реальность, с которой мы сталкиваемся. Мы просто признаем, что это есть. Нельзя же сказать, что наша вера в реальность атмосферных осадков основывается на том, что они периодически выпадают. И в Ветхом, и в Новом Завете содержится масса упоминаний и об ангельском, и о демонском мире. Мы не можем не верить Богу, голос Которого звучит на страницах Священного Писания. Кроме того, о наличии как светлых, так и темных сил постоянно говорят нам подвижники благочестия; многие из них видели и Ангелов, и демонов своими духовными очами. У нас нет оснований не верить этим людям, они жили по истине и по правде Божией, потому-то мы и почитаем их как святых. Наконец, в своей повседневной жизни мы неизбежно сталкиваемся с действием ангельских и демонских сил: либо с благотворным и спасительным, либо с разрушительным и губящим.

- Как же мы с ними сталкиваемся?

Духовная жизнь для человека, который к ней даже не приступал, являет собой область чрезвычайно таинственную, и зачастую человек не понимает, почему в какой-то момент в нем со страшной силой возгорается, например, страсть гнева. Почему страсть блуда, которая до сей поры таилась и при тех же раздражителях себя не проявляла, вдруг превращается в бурный поток, сметающий все плотины. Почему вдруг при тех же обстоятельствах, при которых человек ранее был здоров, бодр и работоспособен, он повергается - даже не просто в уныние, а в какое-то безысходное отчаяние. Если же человек живет духовной жизнью сознательно, он старается приобщиться к тому опыту духовной жизни, который сохраняется в Предании Церкви. Знакомясь с трудами подвижников благочестия, он начинает понимать, кто и зачем воздействует на него.

- Воздействует извне? Но почему мы именно это должны в подобных случаях предполагать? Ведь каждый из нас и сам по себе - существо грешное.

- Греховная страсть в человеке подобна тлеющему угольку. Для того чтобы этот уголек разгорелся в пожар, нужно, чтобы кто-то намеренно его раздувал. Страсти - это то, что принадлежит нам, это следствие испорченности человеческой природы грехом. Но вот раздуть этот уголек может именно враг, это в его интересах. И когда мы переживаем некое чрезвычайное восстание страстей, мы должны понимать, что где-то рядом находится враг, может быть, и не один.

- А почему это так важно знать?

Мы очень часто грешим именно потому, что считаем: то, что влечет нас ко греху,- наше; человеку сложно бороться с самим собой, противиться себе. Но бороться гораздо проще, если мы знаем: здесь, рядом - тот, кто хочет нашей смерти. Это он влечет нас к тому, чего нам как бы самим очень хочется. Враг - он действительно обманщик. Он похож на человека-афериста, который предлагает нам нечто невероятно заманчивое, например, сказочное обогащение без всяких трудозатрат, как пресловутые строители финансовых пирамид; но на деле это влечет за собой только огромные потери. И если мы смотрим на этого человека и видим, что он - просто жулик и не одного уже вкладчика вот так погубил, то мы, конечно, не согласимся на его предложения, как бы обольстительны они для нас ни были. Точно так же и в жизни духовной; мы должны знать: здесь стоит враг, лжец и человекоубийца искони. Там, где он, ничего хорошего быть не может. Понимая это, мы не допустим того, чего он хочет.

Преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице» рассказывал о том, что видел очами духовными во время общей молитвы братии монастыря. Одни демоны повисают на плечах у монахов, другие отягощают их веки, третьи заставляют их зевать… Любой человек, живший в монастыре, это подтвердит. Почему бывает так, что во время богослужения человеку страшно хочется спать, болят ноги, спина? Но вот служба кончилась, человек вышел на улицу, и с ним уже все в порядке: и спать не хочется, и спина не болит. То же нередко происходит и при домашней молитве. Почему? Потому что бесу не надо, чтоб человек молился. И если человек знает, что это бес действует, а не его собственное естество, то он не поддастся жалости к себе, не скажет: «Нет, я, похоже, слишком устал, зачем мне такое переутомление, пойду лягу».

- Значит, нам нужно изучать опыт отцов Церкви, именно он в данном случае для нас полезен?

Безусловно, полезен, как и во всех других случаях. Есть поговорка: предупрежден - значит вооружен, а бесы прекрасно вооружены, они воюют тысячи лет против человека, они изучают как человечество в целом, так и каждого из нас в отдельности буквально с рождения. А мы их не изучаем, у нас нет таких возможностей. Таким образом, мы с ними не в равных условиях. Но, когда мы читаем святых отцов-подвижников, мы можем соотнести то, что узнаем из их трудов, с собственным опытом и различить: вот это - я, а вот это - не я, это кто-то другой, и реагировать соответственно. Старец Ефрем Катунакский порой встречал врага смехом: почувствовав приближение искушения, ощутив, например, тщеславный помысел, он смеялся: «Что, опять?». Потому что бес ему сто раз это приносил, бес ведь каждый раз одно и то же притаскивает. И каждый раз это оборачивалось для беса стыдом и посмеянием. А если бы старец предполагал, что тщеславные помыслы исходят только от него самого, ему гораздо труднее было бы над ними смеяться.

Не случайно ведь единственная молитва, воспринятая современниками непосредственно от Спасителя, содержит прошение об избавлении от лукавого…

- Да, но слово «избавление» в данном случае не нужно воспринимать буквально. Пока существует этот мир, пока не настала жизнь будущего века, мы вполне от лукавого не избавимся, он так и будет спутником нашей жизни, каждого ее дня, каждого часа, спутником, желающим одного - нашей погибели. Но одновременно - уже не по его собственному желанию, а по Промыслу Божию - способствующим нашему спасению. Каким образом? Здесь надо вспомнить слова преподобного Марка Подвижника: содействует злое благому намерением неблагим. Когда враг нас искушает, когда он хочет нашего падения, он невольно нас «тренирует», закаляет, делает крепче. Брань - это тяжелое время, но это и время стяжания венцов. Разумеется, только в том случае, если мы боремся. Наша задача - доказать бесам, что мы не их. Что мы не с ними, что мы расторгаем с ними тот союз, который заключаем посредством греха. И мы просим Бога, чтоб Он не дал нам по нашей слабости, малодушию, немощи стать добычей лукавого. Избави нас от власти лукавого - именно в этом смысл прошения из молитвы Господней.

Молитвы об избавлении от лукавого содержатся и в чине Крещения, и в Великом покаянном каноне Андрея Критского, и в многочисленных церковных песнопениях, и всюду лукавый называется чужим, чуждым. Он чужд человеку. В Таинстве Крещения крещаемый или восприемник произносит: «Отрекаюся от сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его». Что значит - служения его? Служения ему. Потому что человек, совершающий грех, начинает служить воле, интересам, желаниям сатаны. Хотя тот человеку чужд, но в момент греха с этим чуждым нам существом происходит некое сроднение. Но мы не должны жить под властью чужого. Вот почему в Великом покаянном каноне Андрея Критского есть такое прошение: «Да не буду стяжание, ниже брашно чуждему. Спасе, Сам мя ущедри».

- Что такое одержимость бесами? Может быть, мы все в той или иной мере ими одержимы?

Нет, одержимость - это особое состояние, когда человек оказывается во власти страшного черного духа; настолько во власти, что проявления этого состояния напоминают танец марионетки - в такой степени человек не владеет собой. Однако если этого человека осмотрят врачи-психиатры, они могут сказать, что он совершенно здоров. Могут, правда, сказать и иное. Утрата психического здоровья может быть следствием беснования, которое, безусловно, разрушительно действует на психику; и, с другой стороны, психически больные люди гораздо более подвержены бесовскому влиянию, нежели здоровые.

- Но не каждый же пациент психиатров одержим бесом…

Не каждый, конечно, есть сколько угодно психически больных, у которых никакого беснования нет. Но больным человеком бесу гораздо проще играть, и вот почему. У нас есть защитные барьеры на пути наших врагов. Во-первых, наши грубые «кожаные ризы», наше плотское устроение, лишающее нас возможности непосредственно воспринимать духовный мир. Это благо для нас, потому что, как говорят святые отцы, если бы нам была оставлена способность первозданного человека общаться с миром духовным, мы в нашем падшем, греховном состоянии были бы куда способнее к общению с падшими духами, нежели с Ангелами. Второй защитный барьер - это разум. Конечно, разум может надмеваться, он может быть примитивным или, напротив, изощренным, извращенным, но если человеку присуща хотя бы минимальная трезвость, он по одному только здравому смыслу некоторых вещей, которые предлагает ему враг, делать не будет. Безусловно, самым надежным барьером на пути врага являются благочестие и страх Божий. Психически больной человек лишен этих защитных барьеров. Он не может трезво мыслить, он не может быть благочестивым и богобоязненным, и, что самое страшное,- истончается какая-то его телесная составляющая, он становится гораздо более способным к восприятию мира духовного. И, находясь в таком болезненном обостренном состоянии, опять же, не с Ангелами в общение вступает.

- В таком случае, как отличить психическую болезнь от одержимости? Современный врач, читая в Евангелии о бесноватом отроке или о гадаринском безумце, может сказать, что первый страдал эпилепсией, а второй - шизофренией.

Действительно, подчас не скажешь, что это - психическое расстройство, вызванное соматическими факторами - например, черепно-мозговой травмой,- или одержимость. Бывают случаи явные: когда абсолютно здоровый человек, сидя на стуле, вдруг начинает на нем подпрыгивать, словно мячик, но при этом не теряет ясности сознания. Или - когда двухлетняя девочка вдруг начинает говорить мужским басом, и такие вещи, которых она услышать нигде не могла. Я помню, как однажды ожидал исповеди у архимандрита Кирилла (Павлова). Нас было много, все были сосредоточены, каждый готовился к своей исповеди, и вдруг нас всех из этого состояния вывел… не крик, не плач, не стон, а такой звук, которому на земле названия нет, его определить невозможно, не с чем сравнить. Это было нечто леденящее душу. Этот звук издавал человек, стоявший на коленях перед отцом Кириллом. У всех было ощущение запредельного ужаса. Потому что никто из нас ничего подобного никогда не слышал.

Старец Паисий Святогорец использовал такой способ отличить одержимого от душевнобольного: он клал в воду частицу мощей и потом давал человеку эту воду выпить. Если с человеком ничего особенного не происходило, значит, это был просто больной человек. Одержимый же начинал биться, кричать, ругаться.

Но в целом, повторю еще раз: как одержимость разрушает психику, так и психически больной более подвержен бесовскому влиянию, нежели здоровый. Душевное заболевание имеет все-таки духовную основу. Да, иной психиатр будет говорить, что причина - биохимические изменения в коре головного мозга, но вряд ли он ответит на вопрос, из-за чего произошли эти изменения. Между тем можно заметить, что психическим отклонениям подвержены в первую очередь люди гордые. Смиренный человек может перенести любые потрясения и не заболеть, потому что он готов, он понимает, откуда это пришло. А гордый человек ломается. Безумие - один из самых странных, самых страшных, но все-таки - способов самосохранения человека. Человек не может с чем-то справиться и убегает в безумие. Безумие дает ему возможность как бы скорчившись, закрывшись существовать в этом мире.

- В одержимость бесами человек впадает по собственной вине?

Вообще, не бывает так, чтобы мы не были виноваты в том, что с нами произошло: как говорят святые отцы, крест каждого из нас сделан из дерева, выросшего на почве нашего сердца. Если же говорить о детях, то они всегда расплачиваются за грехи взрослых. Точнее - на них сказываются эти грехи, как сказывается пережитая родителями болезнь или облучение радиацией.

Почему нас призывают очень осторожно относиться к так называемым отчиткам одержимых? В Церкви нет о них единого мнения? Мне приходилось слышать, что большая часть людей, приезжающих на отчитки,- это либо корыстные симулянты, вошедшие в роль, либо психопаты, которым нужно любой ценой привлечь к себе внимание и которые начинают бессознательно в этом состязаться.

Единое мнение как раз есть. По благословению правящего архиерея хороший, праведной жизни священник назначается читать над мучимыми от нечистых духов определенные молитвы. И в тех случаях, когда действительно присутствует действие духов злобы, этим людям по молитве Церкви подается помощь. Жития святых и патерики полны такими случаями, когда бесы оставляли человека по молитвам святого. Относительно людей, просто нездоровых,- тем-то и страшны самочинные отчитки, проводимые без благословения священниками, не имеющими духовных прав и полномочий, что бес через этих священников обольщает людей. Они приезжают к нему просто больными, а уезжают порой уже бесноватыми. Действия этих священников напоминают о семерых сыновьях иудейского первосвященника Скевы, которые пытались изгнать нечистого духа, заклиная его Иисусом, Которого Павел проповедует . Злой дух ответил им тогда: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? (Деян. 19 , 13, 15), и они немало от одержимого им пострадали…

Жития святых, особенно монахов-пустынников, содержат рассказы об их борениях с бесами. Святые отцы видели их. Почему мы не видим? Потому что жизнь наша не такова, как у святых, молитва не такова, не представляем мы собою такой опасности для бесов, не бросаем такого вызова сатане, как святые?

Мы бесов не видим, потому что Господь, к нашему счастью, не дает нам их увидеть. Если бы мы их увидели, то неизвестно, перенесли бы мы это или нет. Бес, демон - синонимов много, но один из этих синонимов - дух злобы. Бес - это персонифицированное зло. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в одной из своих проповедей сказал, что в мире исполняется симфония зла. Автор ее скрывается, но он есть, и симфония эта по-своему гениальна. Мы знаем, как страшно зло на земле, видим, что люди делают друг с другом на протяжении веков; а теперь представьте, как страшен тот, кто все это производит. Вот почему Господь не дает нам его видеть - потому что мы к этому не готовы совершенно.

- Все-таки о природе бесов и о природе Ангелов. Бесы ведь - те самые ангелы, которые пали с Денницей, с сатаной?

- Да, это они. И коль скоро мы не можем ничего сказать о том, каковы Херувимы и Серафимы, предстоящие Богу, то и о том, каковы падшие Ангелы, мы тоже ничего не можем сказать. По Иоанну Дамаскину, Ангелы суть вторые светы умные, заимствующие свой свет от Первого и Безначального Света. Ангел - это вестник, посланник, который приходит, чтобы сообщить волю Божию или чтобы исполнить ее в отношении нас. Ангел приносит нам свет от Источника, от Того, Кто и есть Свет. Свет Ангела - отраженный, его можно сравнить с зеркалом, отражающим солнечный луч.

Ангелы обладают свободной волей, однако, по слову святителя Василия Великого, неудобопреклонны ко греху - в отличие от нас,- потому что непосредственно созерцают Бога и все вещи в нем. Но могла же часть из них когда-то пасть и превратиться в свою полную противоположность…

Относительно возможности падения Ангела - единого мнения среди учителей Церкви здесь нет, мы можем, вслед за святителем Василием, считать, что они всего лишь неудобопреклонны ко греху, или, вслед за другими отцами - что Ангелу вообще невозможно пасть. Искушение, которое постигло ангельский мир, было кратковременным, но колоссальным. Оно разделило Ангелов на два мира: мир тех, кто сохранил верность Богу, и мир ангелов падших, бесовский мир, и это разделение - навсегда. У нас нет никаких оснований считать, что Ангел, подобно грешному человеку, может падать и вновь подниматься. И нет оснований считать, что бес может вдруг покаяться.

Дело в том, что человек - духовное, но при том и телесное существо - имеет оправдание в своей бренной плоти, об этом писали святые отцы. Страх болезни, страх беды, потери, смерти - все это заставляет нас быть неверными от малодушия. А чего бояться демону? Или Ангелу? У них нет нашей немощи, слабости. Выбор духа - это выбор свободный и бесповоротный.

- Как понимать слова Христа: не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18, 10)? Речь идет об Ангелах Хранителях, каждый из которых придан одному из людей?

Эти слова говорят прежде всего о высоком достоинстве человека. Мы, люди, склонны пренебрегать человеком, если он кажется нам малым и незначительным, если это убогий, калека, нищий… Но у этого человека есть Ангел, который печется о нем и который предстоит Лицу Божию. Таково попечение Бога об этом человеке.

Мы не обязаны считать, что к каждому из нас приставлен персональный Ангел или что персональный бес приставлен, чтобы искушать нас. Не исключено, что это именно так, мы встречаем указания на это в житиях и в творениях некоторых святых, но может быть и иначе. Что мы можем знать о происходящем в духовном мире? Нам достаточно знать, что Ангелы хранят нас, а бесы ищут, как погубить. А стремление уложить это в какую-то умопостигаемую систему вызвано гордостью человека, мыслью, что это для него возможно.

- Как сочетаются возможное воздействие на нас Ангела Хранителя и наша свободная воля?

А как сочетаются наша воля и наличие у нас добрых умных друзей, которых мы слушаем, от которых ждем совета и поддержки в трудную минуту? Есть, однако, очень важное различие в воздействии на нас бесов и в воздействии Ангелов. Бес не может знать мысли человека. Он может действовать, исходя из того, что известно ему о нас как великому психологу и великому аналитику. Наблюдая за нами, он догадывается, что в нас происходит. Ангел же действует Духом Святым и в Духе Святом,и мы для Ангела прозрачны.

Жития святых хранят немало рассказов о явлении Ангелов. Чаще всего их видят в образе прекрасных мужей или юношей в светоносных одеждах. Значит, у них есть-таки зримый облик?

Важно понимать, что святые видели Ангелов не телесными очами, но очами духовными - умным, необразным зрением. Нам трудно это себе представить: мы, земные люди, мыслим образами, за каждой нашей мыслью возникает вещественный образ. Но святые, когда на них нисходил Дух Святой, благословение Божие, видели явления иного мира, видели райское блаженство. Не в образах, а как оно есть. Нам очень трудно понять, что в той, другой жизни уже не будет привычных нам образов, что это будет жизнь совсем другая. Когда человеком овладевает духовная радость, он не может сказать, чему он, собственно, радуется, для этого нет слов. Апостол Павел был очень красноречивый человек, он мог выразить словами все, что ему было нужно выразить, но он не мог рассказать о том, что видел, когда был восхищен до третьего неба, потому что это нельзя на человеческом языке выразить, это совершенно разные области. Он слышал там неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12 , 4). Такие видения бывали у святых. Но бывают и иные видения - когда нам, как маленьким детям, показывают что-то в доступных для нас образах. Демон с черными перепончатыми крыльями, со страшными рогами, клыками - это очень подходящий образ для того, чтобы этот демон явился человеку, но ошибочно при этом думать, что у демона действительно есть такие крылья, рога. Что же касается Ангела - сущность его лучше отражает, наверное, не этот традиционный образ - прекрасный юноша, а наше понимание того, что коль скоро Бог есть любовь, то и служитель Его тоже есть любовь. Присутствие Ангела - это всегда мир, глубокая сердечная успокоенность и ощущение того, что тебя согревает любовь.

Диавол - существо, которое Бог создал благим, добрым, светоносным (греческое слово "Эосфорос" и латинское "Люцифер" означают "светоносец"). В результате противления Богу, божественной воле и божественному Промыслу светоносец отпал от Бога. С тех пор, как произошло отпадение светоносца и некоторой части ангелов от Бога, в мире появилось зло. Оно не было создано Богом, но было привнесено свободной волей диавола и демонов.

Часто спрашивают: почему Бог допустил зло? Нет ли хотя бы косвенной вины Бога в том, что зло было привнесено в мир? Ответить на этот вопрос трудно. Церковь предлагает нам учение, которое мы должны принять на веру, но которое человеческий ум не в состоянии осмыслить. Единственное, что можно сказать в объяснение этого учения, - давайте смотреть на себя и судить по себе. Каждый из нас - существо, созданное по образу и подобию Божию. Мы это сознаем, сознаем и то, в чем заключается наше религиозное призвание. И тем не менее нередко оказываемся не на стороне Бога, а на стороне диавола, и делаем свой выбор не в пользу добра, а в пользу зла. Нечто подобное произошло и с самим диаволом: созданный благим и светоносным, он добровольно избрал зло и стал врагом Бога.

Отпав от Бога, диавол и демоны стали носителями зла. Означает ли это, что связь между ними и Богом прервалась? Нет. Между Богом и диаволом сохранились личные взаимоотношения, которые продолжаются и сейчас. Мы можем это видеть по начальным страницам Книги Иова, где говорится о том, что диавол предстал перед Богом вместе с ангелами, в числе других "сынов Божиих", и Господь сказал ему: "Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?" (Иов 1:8). Если можно так выразиться, этим вопросом Бог провоцирует диавола на некие действия по отношению к Иову. И сатана говорит: "Да, действительно Иов праведен, верен Тебе, но это потому, что Ты создал для него такие условия; измени эти условия, и он падет, как падают прочие люди". На это Господь ответил ему, что отдает ему тело Иова, но запрещает касаться его души. Одни понимают это повествование как притчу, другие - как реальную историю, но суть дела в том, что, согласно Библии, диавол, во-первых, находится в зависимости от Бога и не свободен в своих действиях, во-вторых, он действует только в тех границах, в которых Бог это ему позволяет.

Каким должно быть отношение христианина к диаволу? Сегодня мы наблюдаем две крайности. С одной стороны, среди современных христиан немало тех, кто вообще не верит в реальность диавола, не верит в его способность влиять на их жизнь. Некоторые думают, что диавол - это мифическое существо, в котором персонифицировано мировое зло. С другой стороны, есть немало людей, которые придают диаволу преувеличенное значение, которые убеждены, что диавол влияет на все стороны жизни человека, и всюду видят его присутствие. Такие верующие постоянно боятся, что диавольские силы так или иначе на них подействуют.

На этой почве существует множество суеверий, от которых не свободны и люди церковные. Придумано множество "народных средств", которые препятствовали бы сатане проникнуть в человека. Например, некоторые люди, зевая, крестят рот, чтобы через него не вошел диавол. Иные успевают за один зевок перекрестить рот трижды. Мне приходилось слышать разговоры о том, что на правом плече у нас сидит ангел, а на левом - бес: осеняя себя крестным знамением, мы крестимся справа налево, перебрасывая ангела с правого плеча на левое, дабы он вступил в борьбу с бесом и победил его (соответственно, католики, которые крестятся слева направо, перекидывают беса на ангела). Кому-то это может показаться смешным и нелепым, но ведь есть люди, которые в это верят. И, к сожалению, это не анекдоты, а реальные разговоры, которые можно слышать в некоторых монастырях, духовных семинариях, приходах. Люди, которые так мыслят, живут в уверенности, что вся жизнь пронизана диавольским присутствием. Я слышал однажды, как иеромонах, выпускник духовной академии, учил верующих: когда вы встаете утром, то, прежде чем засунуть ноги в тапочки, перекрестите тапочки, потому что в каждом из них сидит бес. При таком отношении, вся жизнь превращается в пытку, потому что вся она пронизана страхом, постоянным опасением, что человека "испортят", сглазят, что на него наведут нечистую силу и т. д. С христианским отношением к диаволу все это ничего общего не имеет.

Чтобы понять, каким должно быть истинно христианское отношение к диаволу, мы должны обратиться, во-первых, к нашему богослужению, к таинствам, и, во-вторых - к учению Святых Отцов. Таинство Крещения начинается с заклинаний, обращенных к диаволу: смысл этих заклинаний - в том, чтобы изгнать диавола, гнездящегося в сердце человека. Затем новокрещаемый вместе со священником и восприемниками обращается к западу. Священник спрашивает: "Отрекаешься ли ты от сатаны, и всех дел его, и всего воинства его, и всей гордыни его?", Тот отвечает трижды: "Отрекаюсь". Священник говорит: "Дунь и плюнь на него". Это символ, в котором содержится очень глубокий смысл. "Дунь и плюнь на него" значит "относись к диаволу с презрением, не обращай на него внимания, он не заслуживает ничего большего".

В святоотеческой, в частности, монашеской, литературе отношение к диаволу и демонам характеризуется спокойным бесстрашием - иногда даже с оттенком юмора. Можно вспомнить историю о святом Иоанне Новгородском, который оседлал беса и заставил его свозить его в Иерусалим. Вспоминается и история из жизни Антония Великого. К нему пришли путники, которые долго шли через пустыню, и по дороге от жажды у них умер осел. Они приходят к Антонию, а он им говорит: "Что ж вы осла-то не уберегли?" Они с удивлением спрашивают: "Авва, откуда ты знаешь?", - на что тот спокойно отвечает: "Мне бесы рассказали". Во всех этих историях отражено подлинно христианское отношение к диаволу: с одной стороны, мы признаем, что диавол - это реальное существо, носитель зла, но, с другой, мы понимаем, что диавол действует лишь в рамках, установленных Богом, и никогда не сможет эти рамки преступить; более того, человек может взять диавола под контроль и управлять им.

В молитвах Церкви, в богослужебных текстах и в творениях Святых Отцов подчеркивается, что сила диавола иллюзорна. В арсенале диавола есть, конечно, разнообразные средства и способы, с помощью которых он может влиять на человека, у него есть огромный опыт всякого рода действий, направленных во вред человеку, но применить его он может лишь в том случае, если человек ему это позволит. Важно помнить, что диавол не может ничего нам сделать, если мы сами не откроем ему вход - дверь, форточку или хотя бы щель, через которую он проникнет.

Приходится сожалеть о том, что книжки и брошюры, в которых роль диавола всячески преувеличивается, издаются и продаются в церковных лавках. Происходит это от невежества, от духовной нечуткости, от незнания учения Святых Отцов. Православное учение о диаволе выражено преподобным Иоанном Дамаскиным в тридцати строках. А наши доморощенные богословы пишут книжку за книжкой о диаволе и демонах, запугивают народ Божий, портят людям жизнь.

Вход диаволу в душу человека открывают магия, чародейство, лечение у экстрасенсов и колдунов. Мы не утверждаем, что все экстрасенсы и так называемые "народные целители" действуют исключительно под влиянием демонических сил. Но в подавляющем большинстве это люди, в чьих руках концентрируются силы и энергии, природу которых они сами не знают. Нередко, исцеляя одно, они повреждают другое. Были случаи, когда человек избавлялся с их помощью от головных болей, но при этом делался психически больным. И самое ужасное, что эти "целители" делают человека зависимым от себя, а всякая форма зависимости - это та самая дверь, через которую может проникнуть диавол. Наркотическая, алкогольная, сексуальная, психическая и иные формы зависимости представляют огромную духовную опасность. Христиане должны всячески заботиться о том, чтобы ни от чего в этой жизни не быть в зависимости, чтобы духовно и телесно быть максимально свободными. Человек, который контролирует свой рассудок, свое сердце, свои поступки, всегда может противостать сатане. Тот же, кто оказывается рабом какой-либо страсти или порока, становится неспособным отразить натиск диавола.

Вы можете спросить: насколько диавол вообще способен воздействовать на нашу мысль? Насколько он вообще знает, чту происходит в наших мыслях и в нашем сердце? Насколько он компетентен в вопросах духовной жизни? Сложилось убеждение, что у диавола нет прямого знания о наших внутренних процессах. В то же время, будучи весьма опытным, - он ведь в течение истории имел дело с миллиардами людей и с каждым "работал" индивидуально, - он использует эти свои навыки и по внешним признакам распознает, чту происходит у человека внутри. И ищет наиболее уязвимые места. Скажем, когда человек пребывает в унынии, диаволу очень легко воздействовать на него. Но единственное, на что диавол способен, - это подбросить человеку какой-либо греховный помысел, например, мысль о самоубийстве. И делает он это не потому, что ему открыт внутренний мир человека, его сердце, но лишь ориентируясь на внешние признаки. Внушив человеку какие-то помыслы, диавол не способен проконтролировать, что произойдет с ними дальше. И если человек умеет различать, какая мысль пришла от Бога, какая от его собственного человеческого естества, а какая от диавола, и отвергать греховные мысли при самом их появлении, диавол ничего сделать не сможет. Диавол становится сильнее по мере того, как греховный или страстный помысел проникает в человеческий ум.

У Святых Отцов есть учение о постепенном и поэтапном проникновении греховного помысла в душу человека. С этим учением вы можете познакомиться, прочитав "Добротолюбие" или "Лествицу" святого Иоанна Синайского. Суть этого учения в том, что греховный или страстный помысел поначалу появляется лишь где-то на горизонте человеческого ума. И если человек, как говорят Отцы Церкви, "стоит на страже своего ума", он может отвергнуть этот помысел, "дунуть и плюнуть" на него, и он исчезнет. Если же человек заинтересуется помыслом, начнет рассматривать его, беседовать с ним, он завоевывает в уме человека все новые и новые территории - до тех пор, пока не охватит все его естество, - душу, сердце, тело, - и не подвигнет на совершение греха.

Путь диаволу и демонам к душе и сердцу человека открывают различного рода суеверия. Хотел бы подчеркнуть: вера прямо противоположна суеверию. С суевериями Церковь всегда вела жесткую борьбу - именно потому, что суеверие - суррогат, подмена истинной веры. Истинно верующий человек сознает, что есть Бог, но есть и темные силы; он разумно и сознательно строит свою жизнь, ничего не боится, возлагая всю надежду на Бога. Суеверный человек - по слабости, или по глупости, или под влиянием каких-либо людей или обстоятельств - подменяет веру набором верований, примет, страхов, из которых складывается какая-то мозаика, которую он и принимает за религиозную веру. Нам, христианам, надлежит всячески гнушаться суевериями. Нужно относиться ко всякому суеверию с тем презрением, с каким мы относимся к диаволу: "Дуни и плюни на него".

Вход диаволу в душу человека открывается и через грехи. Конечно, мы все грешим. Но грех греху рознь. Есть человеческие слабости, с которыми мы боремся, - то, что мы называем мелкими грехами и пытаемся преодолеть. Но есть грехи, которые, даже совершенные один раз, открывают ту дверь, через которую диавол проникает в ум человека. К этому может привести любое сознательное нарушение нравственных норм христианства. Если человек систематически нарушает, например, нормы супружеской жизни, он теряет духовную бдительность, теряет трезвение, целомудрие, то есть целостную мудрость, которая защищает его от нападений диавола.

Опасна, кроме того, всякая раздвоенность. Когда человек, подобно Иуде, начинает, помимо основной ценности, составляющей религиозную сердцевину жизни, прилепляться к другим ценностям, и его совесть, его ум и сердце раздваиваются, человек становится весьма уязвимым для действия диавола.

Хотел бы также остановиться несколько подробнее на явлении "отчитывании", имеющем глубокие исторические корни. В Древней Церкви, как известно, существовали экзорцисты - люди, которым Церковь поручала изгонять бесов из одержимых. Церковь никогда не воспринимала беснование как психическую болезнь. Мы знаем из Евангелия немало случаев, когда в человеке поселялся бес, несколько бесов, или даже целый легион, и Господь Своею силою их изгонял. Затем дело изгнания бесов продолжили апостолы, а позже - те самые экзорцисты, которым Церковь поручала эту миссию. В последующие столетия служение экзорцистов как особое служение внутри Церкви практически исчезло, но все-таки сохранялись (и до сих пор сохраняются) люди, которые занимаются изгнанием бесов из одержимых либо по поручению Церкви, либо по собственной инициативе.

Нужно знать, что, с одной стороны, бесноватые - это реальность, с которой Церковь сталкивается в повседневной жизни. Действительно, есть люди, в которых живет бес, проникший в них, как правило, по их вине - потому что они тем или иным способом открыли для него доступ внутрь себя. И есть люди, которые молитвой и специальными заклинаниями, подобными тем, что священник читает перед совершением таинства Крещения, изгоняют бесов. Но на почве "отчитывания" существует множество злоупотреблений.

Известны случаи, когда священники самовольно берут на себя роль экзорцистов, начинают привлекать бесноватых и создают вокруг себя целые общины. Не сомневаюсь в том, что есть священнослужители, владеющие божественной исцеляющей силой и действительно способные изгонять из людей бесов. Но у таких священнослужителей должна быть на это официальная санкция Церкви. Если человек возлагает на себя такую миссию по собственной инициативе, это чревато большими опасностями.

Однажды в частной беседе один достаточно известный экзорцист, православный священнослужитель, вокруг которого собираются толпы людей, признался: "Я не знаю, как это происходит". Кому-то из посетителей говорил: "Если у тебя нет уверенности в том, что ты действительно бесноватый, лучше туда не приходи, а то бес может выйти из другого человека и войти в тебя". Как видим, даже этот известный и уважаемый экзорцист не владел в полной мере теми процессами, которые происходят на почве "отчитывания", и не вполне понимал "механику" изгнания бесов из одного человека и вхождения их в другого.

Бывает также, что у человека появляются признаки психического заболевания, а близкие видят в этом влияние бесов. Конечно, психически больной человек более уязвим для действия бесов, чем человек духовно и умственно здоровый, но это еще не значит, что он нуждается в отчитке. Для лечения психически больных необходим психиатр, а не священник. Но очень важно, чтобы священник умел различать явления духовного и психического порядка, чтобы не принимал психическую болезнь за беснование. Если он пытается исцелять дефекты психики путем отчитывания, результат может быть обратный, прямо противоположный ожидаемому. Человек с неуравновешенной психикой, попадая в ситуацию, где люди кричат, визжат и т. п., может нанести непоправимый вред своему духовному, душевному и психическому здоровью.

В заключение хотелось бы сказать о том, что действие, власть и сила диавола имеют временный характер. На какое-то время диавол отвоевал себе у Бога некую духовную территорию, некое пространство, на котором он действует так, будто является там господином. По крайней мере, он старается создать иллюзию того, что есть область в духовном мире, где он властвует. Таким местом верующие считают ад, где оказываются люди, погрязшие в грехах, не принесшие покаяние, не вставшие на путь духовного совершенствования, не обретшие Бога. В Великую субботу мы услышим замечательные и очень глубокие слова о том, что "царствует ад, но не вечнует над родом человеческим", и о том, что Христос Своим искупительным подвигом, Своей смертью на кресте и сошествием во ад уже одержал победу над диаволом - ту самую победу, которая станет окончательной после Его Второго пришествия. И ад, и смерть, и зло продолжают существовать, как они существовали до Христа, но им уже подписан смертный приговор, диавол знает, что его дни сочтены (я говорю не о его днях как существа живого, но о той власти, которой он временно располагает).

"Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим". Это означает, что человечество не всегда будет находиться в том положении, в котором находится сейчас. И даже тот, кто оказался в царстве диавола, в аду, не лишается любви Божией, потому что и в аду присутствует Бог. Преподобный Исаак Сирин называл богохульным мнение о том, что грешники в аду лишены любви Божией. Любовь Божия присутствует всюду, но она действует двояко: на тех, кто находится в Царстве Небесном, она действует как источник блаженства, радости, вдохновения, для тех же, кто находится в царстве сатаны, это бич, источник мучений.

Мы должны помнить и о том, о чем говорится в Откровении святого Иоанна Богослова: окончательная победа Христа над антихристом, добра над злом, Бога над диаволом, будет одержана. В Литургии Василия Великого мы слышим, что Христос сошел Крестом во ад, чтобы разрушить царство диавола и привести всех людей к Богу, то есть Своим присутствием и благодаря Своей крестной смерти Он пронизал Собою все то, что мы субъективно воспринимаем как царство диавола. А в стихирах, посвященных Кресту Христову, мы слышим: "Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам"; там же говорится, что Крест - это "ангелов слава и демонов язва", это орудие, перед которым трепещут демоны, "трепещет и трясется" диавол.

Значит, мы перед диаволом не беззащитны. Наоборот, Бог делает все, чтобы максимально оградить нас от влияния сатаны, Он дает нам Свой Крест, Церковь, таинства, Евангелие, христианское нравственное учение, возможность постоянного духовного совершенствования. Он дает нам такие периоды, как Великий пост, когда мы можем особое внимание уделять духовной жизни. И в этой нашей духовной борьбе, в борьбе за самих себя, за наше духовное выживание, Бог Сам находится рядом с нами, и Он будет с нами во все дни до скончания века.

«И БЕСЫ ВЕРУЮТ, И ТРЕПЕЩУТ»

(Иак. 2, 19) .

У лет я пел в церковном хоре, старался соблюдать все заповеди Христа и уставы Церкви. По благословению я не вкушал мяса и ничего мясного, не пил вина, избегал общения с женщинами. На исповеди открывал священнику даже невольные помыслы свои, которых избежать труднее, чем греха делом и словом. Я исполнял свое молитвенное правило, знал наизусть утренние и вечерние молитвы, на память поминал сотни людей, живых и усопших. Упражнялся в непрестанной молитве, Иисусовой, и иногда она сама ночью действовала во мне. Кроме среды и пятницы постился еще и в понедельник. Первую еду вкушал в 15 часов дня, не ранее. Так что певческую, чтецкую службу в храме совершал натощак. Так поступали и многие наши певчие (кроме артистов, которые тоже пели в нашем храме, на другом клиросе, но не исполняли церковных правил). Просфору и освященную воду мы принимали до еды.

Все это говорю не в похвалу себег а для предостережения. Ибо я считал и считаю себя православным христианином, принадлежащим единой святой соборной и апостольской Церкви, которая истинно исповедует Отца и Сына и Святаго Духа, которая живет по Евангелию Иисуса, Христа и соблюдает правила святых апостолов, вселенских и поместных соборов и святых отцов. А все прочие (так называемые конфессии, точнее, лжеисповедания), католические и протестантские, неправославные церкви, церковки, молитвенные дома, толки, секты, отделения суть ереси и химеры (не говоря уже об иудаизме, исламе, язычестве и прочей тьме духовной).
Однажды вечером я лег отдохнуть после службы в храме и домашней молитвы. В комнате было полутемно. Пред иконой горела лампада.

Неожиданно явился бес В каком образе? Бесы не всегда являются в образе. Бесы безобразны и им более свойственно являться без образа. Впрочем, они могут принять любой образ или видимость образа. Явившийся бес сказал мне: «Ты - верующий, и я - верующий».

Я подумал: «Какой же он верующий?! Ведь он против Бога. Хотя... в Евангелии сказано, что бесы верят в Бога, «И бесы веруют и трепещут» (Иак. 2, 19). Но эта вера не спасает».
Я перекрестился и помолился Господу Богу моему Иисусу Христу со Отцом и Святым Духом об избавлении от искушения. Я знал, что бесы нападают и на святых и на грешников, и сами, и через людей. Я не испугался. Они и прежде досаждали мне, но всегда по молитве Бог прогонял их. Но этот бес отличался от других; он сказал:

Я знаю, что ты думаешь. Ты думаешь, что я не такой верующий, как ты. Ошибаешься:- Ты читал у святых отцов и слышал от знакомых батюшек, что бесы по темноте своей не могут читать мыслей в человеке. Можем, мы видим мысли и чувства. Потому что мы сами и внушаем эти мысли и чувства, строим образы, особенно в тех, кто любит пофантазировать.

Ты - православный, и я - православный.

«Какой же он православный? - подумал я. - Ведь бесы не исповедуют православного символа веры, не любят молитв и духовных песнопений, особенно «Отче наш» и «Живый в помощи Вышняго», не могут терпеть пения «Иже херувимы» и выбегают из храма при этом. А православный осмиконечный крест опаляет их как огнем».

Нет, ты ошибаешься, - продолжал бес. - Хочешь, я спою тебе «Отче наш» и символ веры?

Я не выразил желания. Но бес спел мне всю молитву «Отче наш», как поют ее в храме на литургии. Спел басом, красивым, но чуть охрипшим (голос беса был похож на голос похабного певца, артиста Высоцкого) . Потом он спел символ веры.

«Ну, уж «Иже херувимы» ему не спеть, - подумал я, продолжая мысленно творить молитву Иисусу Христу, - ведь отцы Церкви писали, что бесы не могут этого спеть и даже слышать».

Думаешь, не могу спеть херувимскую? - продолжал нечистый. - Да ведь мы в храме всегда поем ее, там наши артисты поют на правом клиросе.

Нужно пояснить, что у нас было два хора: левый, где пели верующие, и я в том числе; и правый, где пели наемные артисты, нецерковные люди, которых любил наш настоятель, но которые не исполняли церковных правил (курили, жили в блуде, вне брака, не соблюдали постов и прочего).

И бес спел «Иже херувимы» от начала до конца, не запнувшись нигде и не ошибившись. Спел всю литургию верных. Более того, он прочитал наизусть все мои вечерние молитвы, без единой ошибки. Признаюсь, я был внутренне удивлен, я никогда не ожидал этого. Во время этого явления я старался не общаться с бесом, не участвовать в разговоре, но он читал все мои мысли, как в книге.

Я подумал:

«Ну, произнести или пропеть чужой текст он может, - ведь всякий актер говорит чужой текст несвоим голосом; а вот изобразить крест, крестное знамение, он не может. Отцы говорят, что крест опаляет бесов».

Думаешь, не могу изобразить крестного знамения? - спросил лукавый. - На, смотри!

И он изобразил в воздухе, светлыми линиями, православный осмиконечный крест, одну из величайших святынь православной веры.

Не знаю, тогда или после пения «Иже херувимы», я подумал: «А не ангел ли это Божий, не чистый ли это дух, который только притворяется бесом? Ведь он явил столько православного...».

Нет, я не ангел Божий, - услышав мои мысли, отвечал бес и в доказательство скверно выругался.

Потом он сказал, что «есть бесы православные, бесы католики, бесы сектанты, бесы язычники (в зависимости от места работы)».

Разумеется, бесы не могут быть поистине православными, но они могут делать все православное, что делают люди. Ведь изображают же актеры святых, монахов, священников, апостолов, Матерь Божию, Иисуса Христа. Все, кто смотрели эти фильмы о Христе и Божией Матери, должны понять, что они видели работу бесов, бесов во плоти. Актеры курят, ругаются матом, блудят, прелюбодействуют, делают аборты и при этом изображают из себя Христа или Богородицу - это кощунство, поругание веры, насмешка сатаны над Богом. Так и антихриста, еврея из колена Данова, примут за Христа. Подмена уже совершилась.

Не напрасно святые отцы установили правило (оно есть в Номоканоне и в писаниях Иоанна Златоуста): если колдун, или волхв, то есть, маг, или обаятель (экстрасенс, говоря по-современному, или гипнотизер) при колдовстве употребляют имена святых мучеников, или Богородицы, или имя Святой Троицы, или крестное знамение наводят, то должно бежать от таковых и отвращаться. Слуги сатаны могут использовать святыню, но она не спасает их, а губит.

Святыня не освящает вора, укравшего ее, а будет ему в суд и осуждение.

Если вас интересует, кто такой бес - христианство, славянские легенды и демонология ответят на все ваши вопросы. Узнайте, как выглядит и чего боится этот представитель нечистой силы, а также мнение священнослужителей о нем.

В статье:

Кто такой бес - христианство и демонология

Бес в христианстве происходит от падших ангелов или является одним из них. Черт, дьявол, злой дух, демон - это все синонимы этого слова, если речь идет о христианских источниках. Демонологи же считают чертей, бесов и демонов разными представителями демонической иерархии. Бес слабее демона, но сильнее и умнее черта. Изгнать или возможно, если узнать его имя, для беса же это не является обязательным условием.

Согласно Библии, стал жертвой гордыни. Он пожелал стать настолько же могущественным, как и Бог. Третья часть ангелов разделила взгляды Люцифера. За грех гордыни и зависти Люцифер и его последователи среди ангелов были низвергнуты с небес. Они и стали теми, кого мы знаем под определениями демоны, бесы и черти . Нечистая сила имеет такое же происхождение, что и ангелы, однако она добровольно сделала выбор в сторону зла. Покаяние также невозможно для бесов и демонов, как покаяние для умершего человека.

По христианской концепции, бесы ненавидят все Божьи творения, поскольку считают, что могли бы справиться с созданием мира гораздо лучше, чем Бог. Человек тоже относится к Божьим созданиям, и его нечистая сила ненавидит даже более остальных его творений. Соответственно, бес в православии всегда пытается обмануть, навредить, получить некую выгоду от человека. Во времена инквизиции его считали виновником эпидемий и плохого урожая.

Гадание, магия и оккультизм считаются греховными занятиями именно потому, что они были созданы бесами. Тайны колдовства первым магам нашего мира открывали именно представители нечистой силы. Доверять бесам и пытаться пользоваться их знаниями и подсказками крайне опасно - они способны на обман, и в сотрудничестве с человеком ищут выгоду в первую очередь для себя. Какова выгода беса? Это введение в грех чистой души человека, направление его против Божьей воли и, по сути, пополнение им армии нечистой силы в итоге или получение еще одной души грешника в аду.

Известно, что нечистая сила может вселяться в человека. Практически каждый знает о таком явлении, как , или беснование . Существуют надежные признаки вселения беса в человека, по которым можно определить суть проблемы, а также обряды его изгнания. Проблемой одержимости в православии занимают священнослужители.

Одержимость - зрелище не для слабонервных. Люди, тело которых находится во власти дьявола, богохульствуют, корчатся в судорогах или, напротив, страдают от временного паралича. Их голоса меняются до неузнаваемости, как и поведение. В этом случае бесы преследуют определенные цели, которые возможно узнать только если войти с ними в контакт. Как правило, они заключаются в попытках изменить созданный Богом мир на свой лад и склонении как можно большего количества Божьих творений ко тьме.

Каждый человек в какой-то степени одержим бесом. Однако ритуалы экзорцизма требуются только в самых тяжелых случаях. В остальных же поможет только смирение, сила воли и вера в Господа, а также молитва и пост. Бесы приходят только туда, где подготовлено все для этих «гостей». Они любят грешников, развратных людей, которые употребляют табак и алкоголь, а также не соблюдают пост и не ходят в церковь.

Известно, что бесы и демоны отлично знают Святое Писание. Принято считать, что им известно и будущее, однако лукавый всегда стремится обмануть человека, поэтому верить его пророчествам опасно. Бесы способны к телепатии и чтению мыслей – им известны все ваши секреты, о которых они охотно рассказывают во время сеансов экзорцизма. Существует множество разновидностей - блудный, полуденница, удача и другие.

Обманывая и соблазняя людей, нечистая сила может принимать совершенно разный облик. Это не только люди - знакомые и нет. Нечисть может явиться даже в облике ангела, которым он когда-то являлся. Кроме этого, лукавый может принять облик Божьей Матери, Иисуса Христа и даже креста. То есть, бес с легкостью принимает вид того, чего боится как огня. Истинный же внешний вид этого представителя нечистой силы - человекоподобный, но с пятачком вместо носа, копытами, рогами и хвостом. Внешне бес очень похож на черта, но крупнее.

Как и большинство представителей мира духов, он может быть бесплотным, проходя через закрытые двери и скрываясь от взглядов. Особенно чувствительные люди нередко ощущают присутствие нечистой силы рядом.

Существуют ли бесы - верить ли в существование сил тьмы

Многие люди сомневаются - существуют ли бесы, или это всего лишь выдумка оккультистов и церковнослужителей, нужная для запугивания людей в корыстных целях. Известные реальные случаи одержимости могут заставить прекратить сомневаться в существовании нечистой силы даже самого закоренелого атеиста.

Существует немало свидетельств явления нечистой силы. Интересно, что существует гипотеза о том, что галлюцинации, которые видят алкоголики и наркоманы - это следствие увеличения способности человека видеть нижние миры. Именно в них обитает нечистая сила. Курильщики, алкоголики, несоблюдающие пост и развратники - люди, возле которых всегда находятся бесы.

Священнослужители уверены, что неверие в Бога и существование темных сил - основная причина получения невиданной мощи последней. Невозможно опасаться того, во что даже не веришь. Демоны и бесы открыто пользуются неверием и материализмом людей. Среди того, что нужно знать о бесах - они не способны противостоять Богу, однако человек слаб и подвержен влиянию сил тьмы.

Чего боятся бесы и как прогнать их прочь

Кадр из фильма «Вий», 1967

Лучшая защита от бесов - это молитва. Они боятся священных слов и сразу же бросаются наутек, как только слышат молитвы. Подходят абсолютно любые тексты, например, «Отче наш » или молитва ангелу-хранителю. Можно молиться своими словами – главное здесь не текст, а его смысл, а также сила веры молящегося.

Если говорить о том, чего боятся бесы, то следует знать, что они не могут зайти в освященное помещение, где совершаются богоугодные деяния. Если вы верующий человек, который уделяет достаточно внимания духовной стороне жизни, вряд ли вам придется пострадать от происков злых сил. Демоны и бесы живут там, где есть для них место. Они любят грешников, а их в наше сложное время не так уж и мало. Некрещеные находятся в особой зоне риска, им следует как можно быстрее окреститься.

Борьба с бесами будет сложной, если вы не носите нательный крест. Это - ваш личный амулет против злых сил, никогда не снимайте его. Нательные иконки и ладанки также подходят в качестве оберега для православного человека, которого одолевает нечистая сила.

Как бороться с бесами, если вы не можете назвать себя праведником и не планируете отрекаться от магии и колдовства? Существуют мощные колдовские обряды , которые защищают от нечистой силы не хуже христианской символики. Для одного из них потребуется новый навесной замок. Его полагается окурить дымом полыни - антидемонического растения, которого боится все нечистая сила. Можно окропить замок святой водой, если это допустимо для вас. Колдуны, если их цель - защита от бесов, часто заменяют святую воду на дым полыни.

Встаньте на пороге дома, держа в руках замок и ключ от него, спиной к самому дому, лицом на выход из него. Поверните ключ в замке, открывая его, и скажите заговор от бесов:

Закрываю я, раб Божий (имя), свой дом с востока до запада, с севера до юга на семьдесят семь замков железных, на семьдесят семь замков золотых и на семьдесят семь замков серебряных. Закрываю я, раб Божий (имя), свой дом и его домочадцев (имена) от всех болезней телесных и душевных, от всех козней чертей и бесят, которые зло мне сделать хотят, но теперь не могут. Спаси и сохрани мой дом, Господи. Слова мои за губы, язык мой на замок, во веки веков. Аминь.

Теперь повесьте замок на дверную ручку или любую другую выступающую конструкцию, но только возле входной двери. Заприте замок на ключ. Ключ должен быть спрятан надежно, лучше носить его с собой. Когда замок проржавеет, следует поставить новую защиту - ржавчина является признаком истощения защитного барьера или воздействия на него злых сил.

Святые отцы о бесах - что должен знать каждый человек

Архиепископ Антоний

Святыми отцами церкви принято называть живших в разные времена выдающихся церковных деятелей, которые оставили великий след в развитии православия. Они имеют репутацию людей, который коснулся Святой Дух. Считается, что при жизни им были известны многие тайны, и среди православного общества принято искать истину в записях и цитатах святых отцов.

Святые отцы о бесах говорили немало, тема нечистой силы и ее влияния на людей занимала великие умы на протяжении многих столетий. Цитаты святых отцов о бесах затрагивают множество аспектов, связанных с этим вопросом. Так, например, Архиепископ Антоний указывал на важность Божественной благодати, без которой борьба с бесами невозможна:

Хитрость дьявола превосходит своей изощренностью ум человеческий, и потому невозможно и бесполезно человеку своими силами, бороться с дьяволом, действующим в сердце через страсти. Невозможно, доколе не получит человек от Бога власть и силу наступать на силу вражью. Но для этого нужно пройти всесторонний искус, стяжать опыт борьбы и победы над дьяволом через искушения, попускаемые благодатью Божьей.

Святитель Игнатий Брянчанинов описывал способы, с помощью которых бес может погубить человека:

Например, кто любит выпить, того бесы понуждают пить больше и больше, пытаются довести до запоя, драк, убийства и самоубийства и этим погубить навеки. Иного бесы приучают к воровству, иного очень тонко приводят к высокоумию, тщеславию, гордости, и, наконец, к духовной прелести и так стараются погубить. И многими другими путями ищут вечной погибели человеку.

Игумен Никон же многократно описывал власть, которую получают бесы после смерти грешного человека.

Иногда некоторые люди утверждают, что им было видение святых, Богородицы или Ангелов. Святые отцы советуют относиться к подобным явлениям с осторожностью, чтобы не впасть в духовную прелесть, так как в таком виде могут приходить и бесы. Мы собрали изречения афонских святых, которые помогут понять, какие видения истинные – от Бога, а какие – ложные, от лукавого.

1. «Лучше советуйте таким людям (ред. - которые рассказывают о бывших им видениях) быть осторожными, сдержанными. Такое отношение к видениям более надежное, потому что не все люди в состоянии различить, от Бога было видение или же от диавола».

2. «Человек становится посмеянием для бесов. И тогда они издеваются над ним с помощью картин и видений, явлений и откровений, символов и чисел, предрассудков и гаданий и целой кучи суеверий. Бог да сохранит от такого извращения!».

(Преподобный Иосиф Исихаст)

3. «Дважды я был в прелести, дважды ошибался. Один раз враг мне показал свет, и помысел говорил мне: «Прими, это благодать». Другой раз я принял одно видение и много пострадал за это».

(Преподобный Силуан Афонский)

4. «Если явившийся человеку Святой действительно был Святым, а человек этого видения не принял, то Бог знает, каким способом известить душу этого человека и привести ее туда, куда Он хочет. Необходимо внимание, потому что (вместо Святого) может прийти тангалашка, который включит (бесовский) «телевизор» и начнет свою передачу…».

(Преподобный Паисий Святогорец)

5. «Однажды в конце бдения, когда запели «Всякое дыхание да хвалит Господа...», я услышал, как царь Давид в небе поет славословие Богу. Я стоял на хорах, и мне казалось, что нет ни крыши, ни купола и что я вижу отверстое небо. Я говорил об этом четырем духовным мужам, но никто мне не сказал, что враг посмеялся надо мною, а я сам думал, что бесы не могут славословить Бога и что, значит, это видение не от врага. Но прелесть тщеславия борола меня, и я снова стал видеть бесов. Тогда я познал, что обманулся, и все открыл духовнику, и просил его молитв; и за молитвы его я теперь спасен, и я всегда молю Господа даровать мне дух смирения».

(Преподобный Силуан Афонский)

6. «Один видел Пресвятую, другой ангелов, когда отходила его душа. И ныне такое случается. Что перед смертью видят видения, чтобы Бог их забрал с миром. И так как я слышал подобное, то бежал, когда они были при смерти с жаждой видеть, слышать, что они говорят».

(Преподобный Иосиф Исихаст о старцах-пустынниках)

7. «Даже если видение от Бога – с первого раза человек не должен его принимать. Бог, видя, как Его создание – человек – не принимает видения (не огорчается, но наоборот), некоторым образом, приходит в умиление. Ведь такое отношение к видению показывает, что у человека есть смирение».

(Преподобный Паисий Святогорец)

8. «Что говорит Господь? «Блажени чистый сердцем, яко тии узрят Бога» (Мф. 5:8). Не говорит: «Блаженны видящие явления, видения, откровения»».

(Преподобный Иосиф Исихаст)

9. «Помню одну женщину, которая не получила от людей никакой помощи и поэтому имела право на помощь Божественную. Бог, желая помочь этой женщине, дал ей некое видение. Однако после этого видения диавол внушил ей следующий помысл: «Кто знает, может быть, Бог удостоил тебя такого видения, потому что Он предназначает тебя для какой-то высшей миссии!» С того момента как она стала верить подобным диавольским внушениям, диавол начал свою работу и она попала под его власть. Однако в конце концов Бог вновь над ней умилосердился. Ей было видение, и она услышала голос, говоривший ей: «Напиши письмо отцу Паисию и опиши все видения, которые тебе были». Она написала мне письмо и рассказала обо всех бывших ей видениях. Лукавый истрепал ее как следует. Да, все ее видения были настоящими, однако почти все они были от искусителя. Изо всех бывших ей видений только первое и последнее были от Бога. Желая привести ее в чувство и помочь освободиться от прелести, Бог позволил произойти этому последнему видению. В конечном итоге несчастная послушалась моих советов и сумела выпутаться (из сети) тех диавольских видений, которые ей были».

(Преподобный Паисий Святогорец)

10. «Когда мы плачем и смиряем душу, то благодать Божия хранит нас, а если оставим плач и смирение, то можем увлечься помыслами или видениями. Смиренная душа не имеет видений и не желает их, но чистым умом молится Богу, а тщеславный ум не бывает чистым от помыслов и воображения и даже может дойти до того, что будет видеть бесов и говорить с ними».

(Преподобный Силуан Афонский)

11. «…чтобы диавол не прельстил нас с помощью фантазий, воображения. Воображение - вещь хорошая, и если она используется с толком, то обладает великой силой. Люди, подверженные прелести, воображают увиденное или прочитанное ими так, как им хочется. А потом верят, что картина, нарисованная их воображением, является действительной. Для того чтобы эти несчастные получили помощь, им следует находиться под постоянным [духовным] наблюдением, потому что диавол постоянно обводит их вокруг пальца».

(Преподобный Паисий Святогорец)

12. «Отцы говорят, что при вражеском видении душа почувствует смущение. Но это только смиренная душа, которая не считает себя достойной видения, при вражеском действии почувствует или смущение, или страх, а тщеславный может не испытать ни страха, ни даже смущения, потому что он хочет видений и считает себя достойным, и потому враг легко обманывает его. С врагами борись смирением. Когда видишь, что с твоим умом борется другой ум, то смирись, и брань прекратится»».

(Преподобный Силуан Афонский)