Летаем без страха: как побороть страх перед полетом на самолете? О чем говорят факты. Клаустрофобия и эффективные меры ее устранения

Страх перед полетом на самолете является закономерной реакцией, на необычную ситуацию. Однако фобия в отличие от нормальных опасений представляет собой паническое, неконтролируемое состояние, в результате которого человек отказывается от использования воздушного транспорта. Большое количество людей не в состоянии справиться со страхом, несмотря на известные статистические данные, о безопасности полетов.

Древнегреческие слова ἀήρ – «воздух» и φόβος – страх, составляют термин аэрофобия, означающий боязнь перемещения с помощью летательных аппаратов. Данный симптом наблюдается у 15% взрослого активного населения планеты. Проявиться он может в любом возрасте, часто после 25 лет. Причем человек мог раньше спокойно летать, а в какой-то период жизни, в 30, 40 или 50 лет начать испытывать патологический страх. Причем дебют аэрофобии в старшем возрасте может быть связан со страхом смерти. Женщины страдают страхом перелетов немного чаще, чем мужчины.

Основой аэрофобии не является инстинкт самосохранения. Истинных поводов к боязни нет, она основана на воображаемой опасности в будущем. Данная фобия часто возникает у людей перед их первым полетом в жизни. Совершенно иррациональный страх полностью поглощает все разумные доводы.

Что влияет на развитие страха

Аэрофобия может быть самостоятельным расстройством, или же симптомом какого-то другого тревожного состояния. Например, акрофобия () может вызывать страх полетов, или клаустрофобия () при нахождении в самолете будет провоцировать приступы паники. В конце концов, аэрофобия может быть способом контролировать свою внутреннюю тревогу, вызванную абсолютно разными индивидуальными причинами, как-то хронической депрессией или пережитым стрессом. В зоне риска находятся: мнительные и впечатлительные личности, невротики и люди с обсессивно-компульсивными расстройствами.

Самолет, действительно, является самым безопасным транспортным средством, тем не менее, аэрофобия является чуть ли не самой распространенной фобией. На развитие этого страха активно влияют средства массовой информации. Каждая авиакатастрофа обязательно подробно освещается в СМИ и, конечно, активно запоминается населением.

На заметку! При этом за последние десять лет каждый год из-за авиакатастроф погибает от 200 до 1000 человек по всему миру. Автомобильные же аварии каждый год уносят жизни 1,25 миллиона человек. Несмотря на это аэрофоб предпочтет путешествие на машине авиаперелету.

Фобия проявляет себя психологическими и соматическими состояниями и симптомами. Уже после того, как аэрофоб только узнал о предстоящем полете, у него начинаются навязчивые мысли, может портиться сон, могут мучить кошмары. С приближением момента посадки в самолет, добавляются периодическая тошнота, вплоть до рвоты, тахикардия, головные боли. При посадке в самолет и во время полета возможны обмороки, повышенное потоотделение, «пустота» в голове, постоянные позывы к мочеиспусканию, дрожь и ощущение «ватных» конечностей, панические атаки. Все это превращает воздушное путешествие в ад и заставляет человека избегать полетов. Аэрофобия мешает успешной карьере в некоторых случаях, а также лишает возможности много путешествовать.

Кроме всего прочего на развитие аэрофобии влияет наследственность. Здесь существует генетическая детерминированность, причем необязательно, чтоб ваши родители боялись именно летать на самолете. Любые тревожные расстройства у ваших родственников могут быть фактором влияния.

Как преодолеть страх полета на самолете

Многим людям по долгу службы приходится совершать регулярные перелеты. Если человек испытывает описанные нами ранее симптомы аэрофобии при каждом полете, и они не ослабевают, а проявляются стабильно или даже усиливаются – то стоит серьезно задуматься. В таком случае обязательно стоит обратиться за помощью к психотерапевту. Анализируя каждую отдельную ситуацию, специалист назначит необходимое лечение.

  1. Психотерапия. Как мы говорили, аэрофобия может быть как симптомом, так и самостоятельной проблемой. В процессе психотерапевтических сессий, врач установит вашу личную причину и будет работать с ней.
  2. Медикаментозное лечение. В более тяжелых случаях фобии в комплексе с психотерапией применяют специальные препараты. Используются седативные средства от травяных успокоительных, до мощных транквилизаторов.

Что касается психотерапии то, как и многие другие, данная фобия эффективно лечится с помощью когнитивно-бихевиоральной терапии. Специалист помогает вам осознать и изменить ошибочные паттерны (шаблоны) мышления, которые вызывают страх. Экспозиционное погружение (один из методов когнитивно-поведенческой терапии) часто применяется при работе с аэрофобией. Работа состоит в том, что человека помещают в стресс, который он старается избежать, одновременно с этим терапевт обучает техникам релаксации.

Постепенно клиент обретает контроль над своими мыслями и поведением, происходит когнитивное реконструирование (создаются новые паттерны, которые не предполагают паники при ощущении полета). Для воссоздания стрессовой ситуации используются как воображение клиента, так и реальный полет на самолете в присутствии психотерапевта. Современные технологии позволяют использовать аппаратуру для создания виртуальной реальности, что дает возможность погрузиться в атмосферу полета.

Кроме когнитивных и бихевиоральных методов с аэрофобией успешно работают с помощью гипноза и нейролингвистического программирования.

В своем видео клинический психолог, психотерапевт Вероника Степанова рассказывает о самых неожиданных причинах, стоящих за боязнью полетов. Это может быть страх оценки, позора, потери контроля. Именно поэтому часто не лишним будет пройти глубинную терапию, с помощью психоанализа, аналитической или индивидуальной психологии. Только в случае решения внутреннего межличностного конфликта есть гарантии, что аэрофобия не мутирует в любую другую. Если же пройти только когнитивно-поведенческий курс, не разобравшись с истинной причиной повышенной взволнованности, есть вероятность, что да, полетов вы бояться не будете, однако, проблема вылезет каким-то другим расстройством, вплоть до психосоматики.

Что делать, если вы обнаружили страх во время полета

Не стоит записывать себя в аэрофобы, если внезапно во время полета почувствовали жуткий страх, тремор конечностей, панику. Подобный приступ может быть единичным и вызван различными причинами. Однако для того, чтобы не потерять сознание и завершить свое воздушное путешествие более или менее спокойно, необходимо предпринять дополнительные меры.

В первую очередь необходимо позвать бортпроводника. Все стюардессы и стюарды проходят подготовку, в процессе которой они, в том числе обучаются взаимодействию с пассажирами, страдающими аэрофобией. Поэтому бортпроводник предпримет все необходимые действия для вашего успокоения. Это может быть и разговор, способный развенчать ваши опасения, и седативный препарат, вроде валерианы или пустырника, и алкогольный напиток, который поможет расслабиться.

Главное не сделать это регулярным способом борьбы со страхом, иначе постепенно помогать он перестанет, и даже будет усугублять ситуацию, вызывая дополнительные навязчивые мысли.

В борьбе с аэрофобией важно не запускать ситуацию. Если человек вынужден регулярно совершать перелеты, то рекомендуется заранее обратиться к психотерапевту. Далеко не все клиенты способны будут избавиться в быстрые сроки от фобии, поэтому лучше начинать не за неделю до полета. Как мы уже упоминали, причины аэрофобии могут быть самые разнообразные, и решение их крайне важно для здорового функционирования человека.

Кроме того, абсолютно всем тревожным людям, невротикам, мнительно-впечатлительным особам крайне не рекомендуется смотреть фильмы-катастрофы, зачитываться новостями о падениях самолетов и прочими ужасными вещами. Конечно, в нашей жизни масса страшного и ужасного, но концентрация на негативе заставляет мозг вычленять его из окружающего пространства. Создается впечатление, что ничего другого и нет. Никто не призывает к бездумному «позитивному мышлению», однако, и тотальный пессимизм не является адекватной оценкой.

Совет! Психологи советуют побольше прислушиваться к себе, к своим настоящим желаниям и потребностям. Не забывайте радовать себя, награждать и делать в своей жизни не только то, что «надо». Когда вы будете в гармонии с собой и своим организмом – тревог, страхов и фобий будет меньше.

Вывод

Боязнь летать на самолете в той или иной степени присуща доброй половине всех тех, кто на них летает. Здесь и страх авиакатастрофы (смерти, боли, паники), и чувство отсутствия контроля над происходящим, и боязнь высоты. Тем не менее, большинство самостоятельно справляются со своим страхом. Аэрофобам же рекомендуется проходить курс когнитивно-бихевиоральной психотерапии, которая способствует научению контролировать свои чувства и мысли.

Кроме этого важно проверить, не является ли фобия лишь попыткой контролировать свою взволнованность, вызванную какими-либо межличностыми отношениями. При тяжелых формах аэрофобии применяется медикаментозное лечение, в основном состоящее из анксиолитиков.

Аэрофобия может возникнуть безо всякой причины, а может стать результатом пережитого стресса, например, если вы стали свидетелем какой-то катастрофы.

Страх сам по себе – естественная реакция организма, которая помогает нам вести себя так, как требуют обстоятельства. Мы привыкаем к базовому страху и практически не ощущаем его. Жить с ним помогает целый набор защитных механизмов. Но если в механизмах происходит сбой, появляются тревожные расстройства, навязчивые мысли, фобии, то есть страх, в котором полностью отсутствует здравый смысл.

Как отличить аэрофобию от обычного предполетного волнения?

Если у вас за несколько дней до предполагаемого путешествия появились приступы паники, причем такой силы, что вы не можете себя заставить даже зайти в аэропорт, если начинаете менять планы и свою жизнь, если при мысли о самолетах у вас влажнеют руки, а во время полета вы начинаете задыхаться, у вас фобия.

Все естественные страхи заставляют нас действовать активно, фобии пассивны: человек не ищет путей избавления от своего страха, а просто боится. В этот момент рациональный страх выходит из-под контроля, и мы не можем управлять своими чувствами и эмоциями.

Причины возникновения

Этот страх не имеет никакого отношения к инстинкту самосохранения. Обычно пассажир думает не о том, что происходит с ним сейчас, а выстраивает в своей голове возможные картины авиакатастрофы в будущем. Это совершенно иррациональный страх, который строится на мнимых угрозах. Чтобы бороться с аэрофобией, необходимо убедить себя в том, что ничего плохого не произойдет.

Фобия развивается даже у тех, кто ни разу не видел авиакатастроф и не поднимался в воздух. Ею часто страдают люди с тягой к излишнему контролю.

Примечательно, что страхи у мужчин и женщин отличаются: слабый пол уверен, что именно их самолет рухнет и они не смогут выбраться из-под обломков, а сильный пол доверяет технике, но испытывает тревогу из-за того, что не может контролировать ситуацию. Эмоции у женщин более выражены: они могут устраивать истерики, плакать, кричать. Мужчины прячут страх в себе. Сильнее всего аэрофобии подвержены пожилые люди.

Помните, что самолет – очень надежная конструкция, все системы в нем дублируют друг друга. И даже если одна из них выходит из строя, всегда есть резервный способ устранить неисправность прямо во время полета. Этим объясняется и тот общепризнанный факт, что количество происшествий на воздушном транспорте значительно меньше, чем на наземном. А от турбулентности еще ни один самолет не пострадал и тем более не упал.

Фобия – это любой страх, который мешает жить. Страх полетов может привести к серьезным психологическим проблемам, например вызвать приступ паники или панические атаки. Поэтому, если ваша боязнь заставляет вас менять планы, ее нужно обязательно лечить.

Как победить аэрофобию

Есть несколько способов

1. Медикаментозное лечение: используют антидепрессанты и успокоительные. Если среди симптомов появляются обмороки, истерики, назначают более серьезные препараты (транквилизаторы).

2. Нейролингвистика: отрасль психологической науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга.

3. Когнитивная поведенческая терапия: пациентпод контролем психотерапевта или психолога раз за разом погружается в атмосферу полета, переживает много взлетов и посадок, при этом тренирует навыки релаксации. Это необходимо делать до тех пор, пока в бессознательном не закрепится ассоциация полета на самолете с расслабленным состоянием, а не с паникой. Для этого часто используют симуляторы виртуальной реальности и другие компьютерные технологии.

4. Гипноз. С помощью гипноза можно определить, почему возникла боязнь, и понять, как с ней лучше бороться. Во время сеанса специалист успокаивает клиента, вводит его в расслабленное состояние и задает необходимые вопросы.

Как подготовиться

Есть масса книг и видеокурсов по аэрофобии, изучите их. Чем более вы информированы, тем легче справиться с паникой. Почитайте об устройстве самолетов, это поможет вам успокоиться.

Если вы владеете английским, помогут избавиться от страха специальные видеокурсы на YouTube от различных авиакомпаний или сайты типа fearofflyinghelp. На русском языке сейчас тоже есть подобные видеоуроки. Попросите своего врача выписать вам успокоительное.

И помните: 90% аэрофобов смогли победить свой страх. Значит, у вас есть все шансы.

В самолете

Если вы уже сидите в самолете, значит, половина дела сделана и вы можете гордиться собой. Но вы чувствуете, что вас начинает охватывать паника. Эти несколько шагов помогут справиться с тревогой.

- Попробуйте расслабиться, принять удобное положение, наденьте повязку для сна, включите спокойную музыку. Успокоиться всегда помогает дыхание: вдох (в два раза короче выдоха), дышать можно под счет и как можно медленнее. Концентрируясь на этом процессе, вы не заметите, как неприятные ощущения покинут вас. Если вас пугают звуки турбин, используйте наушники.

- Поговорите с попутчиком или походите по салону самолета.

- Настройте себя на то приятное, что ждет вас: представьте, как обрадуетесь, когда увидите своих друзей или посетите новые места, попробуете новую еду, встретитесь с семьей.

- Используйте мобильные приложения для аэрофобов, например Skyguru. Оно работает в авиарежиме и подробно рассказывает, что происходит в полете. Пассажир получает информацию о том, когда можно ждать турбулентности и стоит ли опасаться тряски на борту. В процессе полета приложение «разговаривает» с пользователем, так что у вас возникает ощущение защищенности, постоянной связи с психотерапевтом, хоть и виртуальным.

- Чем раньше вы поймете, что испытываете панику, тем скорее сможете с ней совладать. Игнорируя свои эмоции, вы только усугубляете ситуацию. Примите свою тревожность.

Победить аэрофобию

Как перестать бояться летать?

10 мобильных приложений, которые помогут избавиться от тревоги, бессонницы, депрессии и аэрофобии

Сегодня мобильные телефоны и планшеты сопровождают нас с первых минут пробуждения до последних секунд перед сном. Психологи и психотерапевты решили воспользоваться новыми технологиями, чтобы помочь нам справиться с неприятными психологическими состояниями и их физическими симптомами. Список из десяти популярных приложений и мнения специалистов по поводу «мобильной» медицины в статье

Если вы хотите побороть страх перед полетом, то вы должны знать об одном достаточно эффективном методе. Методе, результативность которого при лечении различных фобий, в том числе и аэрофобии, подтверждена многочисленными научными исследованиями. Имя ему – систематическая десенсибилизация (десенситизация).

Суть метода состоит в вызывании в сознании тревожных образов одновременно с использованием релаксационных техник. Определенное количество повторений обычно приводит к снижению уровня тревоги, вплоть до полного ее исчезновения. В дальнейшем человек, оказавшись в ситуации, ранее его пугающей, вдруг обнаруживает, что тревога и страх ушли.

Вполне естественно, что этот метод широко применяется психотерапевтами для того, чтобы помочь людям преодолеть страх полетов на самолете. Но особая прелесть состоит в том, что его легко осуществлять самостоятельно. И при достаточной настойчивости вы с большой вероятностью сможете побороть аэрофобию.

Как это работает?

Есть такой замечательный анекдот о знаменитом русском ученом И.П. Павлове, том самом, который ставил эксперименты на собачках. Вот этот шедевр.

Сидит, значит, академик Павлов в кафе. Вдруг раздается телефонный звонок. «Чёрт, собак забыл покормить», – подскакивает Павлов.

О чем этот анекдот? О том, что условные рефлексы вырабатываются не только у собак. Представьте себе мозг Павлова. Там, среди прочего, есть 2 нейронные цепочки. Одна из них отвечает за восприятие звуков, другая – за кормление питомцев. Ранее, до экспериментов, они не были никак связаны друг с другом. Однако вследствие того, что Павлов много раз давал животным корм именно после звонка, его мозг выработал ассоциативную связь между звонком и кормлением. Другими словами, у него у самого возник условный рефлекс на звонок. Причем возник самопроизвольно!

Вы спросите: какое отношение все это имеет к боязни летать на самолете? Да самое прямое! У любого человека в мозге есть нейронная цепочка, которая отвечает за эмоцию страха, и есть цепочка, в которой хранится информация о самолетах и воздушных путешествиях. И они в норме НЕ СВЯЗАНЫ друг с другом! А вот у аэрофоба они-то волею судеб как раз и оказались связанными!

Стоит «простимулировать» одну из них, как возбуждается другая. Попросите человека, который страдает от боязни перелетов, пофантазировать о возможном полете на самолете. (Если же вы сами из таких, то и ходить далеко не нужно). Наверняка эти мысли вызовут типичный приступ тревоги с типичными симптомами: сердцебиением, повышением давления, тошнотой, одышкой, потливостью, а иногда и ощущением будто вот-вот упадешь в обморок.

Не нужно быть Павловым, чтобы догадаться, что решение проблемы заключается в разъединении этих нейронных цепочек. То есть связь между центром страха и «хранилищем» информации о полетах должна быть убрана за ненадобностью.

Как это сделать? Один из способов – это как раз и есть метод систематической десенсибилизации. Если представлять пугающее событие мнгогократно, но в безопасной обстановке и сопровождая это релаксационными техниками, то тревога уходит. То есть патологическая связь между двумя упомянутыми центрами растворяется, взамен же возникает другая, более адаптивная. Неплохо, не так ли?

В нашей статье мы разберемся как это делать правильно и максимально эффективно.

Особенности применения метода систематической десенсибилизации при аэрофобии

Исследователи сходятся в оценках эффективности метода. Так, вероятность успеха при лечении страхов доходит до 90%. Особенно, если фобия относится к типу «специфических», т. е. тревога вызывается строго определенными стимулами (в противовес агорафобии и социальной фобии, где страх может быть вызван широким спектром ситуаций). В этой связи боязнь летать на самолете – отличная мишень для применения метода десенсибилизации.

Результат техники практически не зависит ни от интенсивности беспокойства, ни от стажа проблемы или от того, как именно – сразу или постепенно – появлялась фобия. Правда, избавиться от страха полета будет сложнее, если он основан на сильной (выше, чем у большинства людей) боязни высоты, идущей с детства.

Метод систематической десенсибилизации точно не поможет лишь в одном случае. А именно когда мы имеем дело не с фобией, а с навязчивыми мыслями (обсессиями).

Отличить одно от другого достаточно легко. При фобии человек не будет испытывать страха, если лететь никуда не надо. Разве что тревогу, если заставлять его думать об этом специально.

При навязчивостях человек постоянно возвращается к пугающим мыслям о перелете, всевозможным опасностям, подстерегающим его в самолете. Даже когда нет никакой потребности куда-либо лететь. Причем в большинстве случаев это происходит «автоматически»: мысли и страхи всплывают в сознании непроизвольно. В подобных случаях необходимо использовать другие методы психотерапии.

Для успешного применения систематической десенсибилизации с целью преодоления страха перед полетом весьма полезно владение информацией о пассажирских самолетах. Хотя бы на элементарном уровне. Не помешает также и знание статистики, согласно которой, кстати, воздушный транспорт намного безопаснее автомобильного.

Избавляемся от страха перед полетом самостоятельно

Сама процедура десенсибилизации состоит из 4-х этапов:

  1. Обучение техникам релаксации;
  2. Создание журнала тревожных ситуаций;
  3. Ранжирование ситуаций по степени вызываемой тревоги;
  4. Последовательное «соединение» каждой из ситуаций с релаксацией.

Этап №1. Техники релаксации.

Здесь мы предполагаем, что вы уже обучились техникам расслабления и уже являетесь специалистом по или . Если нет, то обратитесь к соответствующим статьям (см. ссылки).

Какой способ релаксации лучше? Советовать какой-то конкретный мы не будем, выбирайте на свой вкус. Главное, чтобы вам он нравился.

Этап №2. Создание журнала тревожных ситуаций

Здесь вы должны извлечь из вашего сознания все возможные ситуации, которые связаны со страхом перед полетом, записав их в специальный журнал.

Сюда нужно включить также сопутствующие полету процедуры, например, регистрацию, нахождение в терминале и т. д. Также здесь должны быть перечислены происшествия, происшедшие с вами в реальности. Например, у вас имеется опыт того как ваш самолет попал в зону высокой турбулентности. И, конечно же, не забудьте записать ситуации, которые вы не переживали на личном опыте, но которые периодически случаются. Например, вы видите как кому-то в салоне самолета стало плохо.

Важно, чтобы ситуации были записаны не сухо и коротко, а представлены в достаточно ярких деталях. То есть они должны быть действительно волнующими. Так, вы можете сделать заметку: «Прохожу таможенный контроль», а можете записать: «Прохожу таможенный контроль, работник берет мои документы и, хмурясь, пристально вглядывается мне в глаза». Второй вариант лучше. А иначе методика не даст ожидаемого результата.

Часто люди, которые используют эту методику для преодоления страха перед полетом, допускают серьезную ошибку. В список тревожащих ситуаций они записывают что-то вроде: «Во время взлета самолета я слышу гул двигателя, у меня начинается паническая атака». Зачем программировать себя на возникновение панической атаки?! Не нужно этого делать. Ситуации должны быть красочными, но объективными, без описания своих возможных тревожных чувств по этому поводу. Тем более, что мы планируем сделать их адекватными и спокойными.

Этап №3. Ранжирование ситуаций по степени тревожности.

Допустим, по предыдущему шагу у вас получился список из 15-20 тревожащих ситуаций, касающихся аэропорта, самолета и самого перелета. Теперь вам их нужно расположить в порядке увеличения связанного с ними уровня беспокойства.

Это можно сделать несколькими способами. Но лучше поступить следующим образом. Выпишите ситуации на отдельные карточки и разложить их одна за другой так, что каждая последующая более «заряжена» страхом, чем предыдущая.

У вас получится приблизительно такая последовательность:

Примерный список ситуаций. Кликните мышкой, чтобы посмотреть

  1. Резервирование билетов на самолет через Интернет.
  2. Сбор чемоданов;
  3. Регистрация в аэропорту;
  4. Таможня;
  5. Ожидание в терминале;
  6. Поездка в аэропорт на такси;
  7. Прохождение по трапу на борт;
  8. Прохождение мимо кабины пилотов;
  9. Поиск своего места;
  10. Среди пассажиров есть люди с арабской внешностью.
  11. Самолет летит ровно на определенной высоте.
  12. Самолет в воздухе делает небольшой поворот согласно маршруту;
  13. Борт идет на посадку;
  14. Самолет разгоняется по взлетной полосе, звук двигателя;
  15. Самолет отрывается от земли и набирает высоту;
  16. Турбулентность;
  17. Турбулентность, стюардесса успокаивает кого-то из пассажиров.

Обратите внимание на следующую деталь. Ситуации располагаются именно по увеличению уровня беспокойства, а не в той последовательности, в которой они происходят во времени.

Разумеется, у вас будут свои представления, причем изображенные не схематически, как у нас для экономии места, а в подробностях. И, конечно, своя иерархия.

[свернуть]

Затем вам следует тщательно оценить интенсивность вашей тревоги по поводу каждой из этих ситуаций по 100-балльной шкале. Оценки следует проставлять карандашом на оборотной стороне карты. Не забывайте придерживаться следующей рекомендации: меньше размышляйте, а записывайте первое число, пришедшее к вам в голову.

Кстати, может оказаться так, что одна или две ситуации получат оценку «0». Т.е. вы их выписали, но, как оказалось, они вас не тревожат. Что ж, прекрасно. Можете смело убрать эти карточки из вашего списка.

Баллы Уровень тревоги
1-19 Низкая тревога
20-39 Тревога ниже среднего
40-59 Средняя тревога
60-79 Тревога выше среднего
80-100 Высокая тревога

Важное условие: в каждой категории должно находиться минимум 2 карточки. Если это не так, значит, возвращайтесь к предыдущим этапам. Попытайтесь придумать еще ситуаций, попробуйте более внимательно проставить оценки в баллах.

Но предположим, что у вас все получилось. Что ж, отлично! Вы проделали хорошую работу и теперь нужно дать вашему организму отдых. Сложите карточки по порядку, отложите их в сторону на сутки и приготовьтесь к последней проверке.

На следующий день перемешайте карточки и попытайтесь снова расположить их по порядку, не подглядывая на цифры на обратной стороне. Вам удалось воспроизвести иерархию без ошибок? Ответ положительный? Поздравляем, вы готовы одержать победу над страхом полетов на самолете! Если нет, значит, что-то идет не так. Наш совет: получите консультацию у психолога или психотерапевта соответствующего профиля.

Этап №4. Последовательное «соединение» пугающих ситуаций с релаксацией

Как мы уже отмечали ранее, метод систематической десенсибилизации позволяет последовательно уменьшать степень тревоги, «привязанной» к определенным ситуациям. Это достигается многократным вызыванием у себя в воображении этих ситуаций, в то время как вы находитесь в состоянии глубокой расслабленности.

  • Первое, на что вы должны обратить внимание – это обстановка, в которой вы будете делать упражнения. Она должна быть спокойной и безопасной. Если это ваша комната, то туда никто не должен входить. Отключите также телефон.
  • Исходите из того, что длительность сессии десенсибилизации должна быть равна 30 минутам. Однако вы не должны пытаться уменьшить у себя чувствительность более чем к 3-м ситуациям за 1 сессию.
  • Каждое последующее занятие должно начинаться с той карточки, которую вы успешно проработали в прошлый раз.
  • Если вы действительно хотите преодолеть страх перед полетом, то мы рекомендуем заниматься ежедневно. Список тревожных ситуаций, состоящий из 16 пунктов, вы проработаете где-то за 2-3 недели.
  • Если же вам предстоит перелет в ближайшем будущем, то мы советуем проводить сессии 2 раза в день. Соответственно, это позволит вам добиться результата быстрее.

Точная последовательность действий

Итак, вы полны решимости преодолеть все ваши страхи перед полетами на самолете. Вы выделили время, обустроили рабочее пространство и карточки с ситуациями лежат перед вами. Теперь вашей задачей будет проработка каждой ситуации. Сама проработка состоит из 6 шагов:

Шаг 1. Добейтесь хорошей степени расслабленности с помощью выбранной вами техники.

Шаг 2. Прочтите соответствующую карточку и представьте, будто вы находитесь как раз в центре описанных событий. (Напоминаем, на первой сессии вы берете самую первую карточку, последующие же вы всегда начинаете с последней успешно проработанной ситуации). Время концентрации на ситуации – от 5 до 30 секунд, в зависимости от того, сколько сможете вытерпеть. Постарайтесь не выходить из состояния релаксации.

Шаг 3. Прекратите воображать ситуацию и определите уровень испытываемого вами беспокойства по шкале 0 – 100. Если ваши мышцы напряглись, значит, расслабьте их вновь. Добейтесь расслабленности вновь и побудьте в этом состоянии 30 секунд.

Шаг 4. Перечитайте описание ситуации вновь, вообразив себя ее участником столько, сколько сможете вытерпеть. Но не более 30 секунд.

Шаг 5. Остановитесь и снова определите свой уровень тревожности. Если есть хотя бы небольшая тревога, возвращайтесь к шагу 2. Если все хорошо, значит, переходите к шагу 7.

Шаг 6. Переходите к следующей ситуации строго по сконструированной вами иерархии. Повторите описанную выше процедуру, начав с шага 1.

Полезный совет . Каждую сессию вам следует заканчивать несколькими минутами релаксации. Подумайте о чем-то хорошем и приятном, том, что доставляет вам удовольствие.

Решение возможных проблем при использовании метода

Практически каждый второй, кто использует метод систематической десенсибилизации для того, чтобы побороть страх полета, сталкивается с такими затруднениями.

  1. Не получается вызвать у себя беспокойство на шаге 2.
  2. Степень тревоги не уменьшается, даже после многих повторений циклов.

Тем не менее, все решаемо, повода для паники нет. Давайте сперва разберемся в причинах этих затруднений.

Как правило, минимально необходимый уровень беспокойства не удается вызвать потому, что ситуация не описана достаточно ярко. Что нужно сделать? Очевидно, описать ситуацию детальнее. Как вариант, можно попробовать вообразить ее дольше, чем 30 секунд.

Иногда бывает так, что ситуация прорабатывается спонтанно еще во время ее записывания на карточку. Что ж, наш совет таков: безболезненно удалите ее из общего перечня.

Проблема с плохо снижающимся уровнем беспокойством чаще всего бывает связана со слишком резким скачком «заряженности». А ведь она должна повышаться от ситуации к ситуации плавно!

Что надо сделать в этом случае? Сначала проверить, а правильное ли она место занимает в иерархии? Если нет, значит, список нуждается в корректировке. Внесите необходимые исправления.

Если все правильно, значит, следует разбить сложную ситуацию на 2-3 составляющие, затем разместите их на промежутке между последней успешно проработанной картой и той, на которой вы споткнулись.

Или, быть может, вы слишком нетерпеливо стремитесь получить результат и концентрируетесь на дискомфорте дольше, чем нужно? Попробуйте сократить это время.

Тяжело в учении — легко в бою!

Вся процедура систематической десенсибилизации в борьбе со страхом полета может оказаться бесполезной, если вы не поставите жирную точку в этом деле. Вам необходимо совершить полет на самолете!

Фото 1920-х годов. Но вам вовсе необязательно повторять трюк.

Исследования показывают, что результаты десенситизации будут долгосрочными, только если упражнения подкреплены реальным «экспериментом».

Да, вы будете немного волноваться, но наблюдаемый уровень волнения в каждой из ситуаций будет в несколько раз менее интенсивным. Вы легко это преодолеете. А совершив первый полет, вы заметите, что следующий осуществить будет намного легче!

Твержу себе словно мантру. Но пальцы все сильнее сжимают подлокотники сидения. Я боюсь лететь на самолете. У меня страх полета. Так хочется заснуть и проснуться, когда самолет уже приземлится. Но уснуть невозможно, потому что меня всю трясет. Как побороть страх полета?..

Во время полета стараюсь не смотреть в окошко самолета. Мозг судорожно начинает искать, чем бы отвлечься от мысли, что сейчас мы рухнем в бездну, и я умру. А я так хочу жить, но мне остается только сидеть и ждать, когда все это закончится…

Как избавиться от страха полета на самолете и начать летать без страха? Когда ничего не помогает

Примерно так ощущает себя человек, у которого страх перед полетом. Более того, иногда этот страх настолько сильный, что никакая сила не может заставить его взойти на борт самолета. В том числе, и доводы разума. Говорят, что шансов разбиться на самолете ничтожно меньше, чем на машине. В автокатастрофах гибнет гораздо больше людей, чем при крушении самолетов. Но испуганный ум твердит одно: «В автомобильной аварии у меня есть шанс выжить. После падения с высоты 10 тысяч километров у меня не остается ни единого шанса».

Как преодолеть страх полета на самолете? Люди стараются использовать разные средства. Кто-то пьет успокоительные, кто-то спиртное, кто-то пытается уснуть. Ведь обычные занятия в полете – еда, чтение журналов, просмотр кинофильмов – не способны отвлечь от страха полета на самолете. Разыгравшееся воображение рисует страшные картины конца… В голове крутятся слова «разгерметизация», «турбулентность». Поэтому ответ на вопрос «Я боюсь летать на самолете Что делать?» для людей, страдающих от страха самолета – жизненная необходимость.

Как побороть страх перед полетом?

К счастью, ответ на этот вопрос есть. Более того, есть средство намного более эффективное, чем уговоры и успокоительные. Это познание себя на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Системно-векторная психология объясняет, откуда берутся страхи. Не только страх летать, но и многие другие. Корень всех страхов - это страх смерти. Мы боимся умереть и из-за этого избегаем определенных ситуаций, угрожающих жизни.

Иногда этот страх приобретает гипертрофированную форму - у людей со зрительным вектором, очень эмоциональных, имеющих богатое воображение. Вместо того чтобы использовать свой большой эмоциональный потенциал наружу – любить, сострадать, они замыкаются в своих чувствах внутри. И тогда страх сковывает их, не дает двигаться по жизни. Причем, он может принять любую форму – от «боюсь лететь в самолете» до «боюсь призраков в темноте».

Как же избавиться от страха летать на самолете? Перестать бояться за собственную жизнь, а обратить свой взгляд на тех, кто рядом. Переключиться с собственных состояний на состояния других людей. То, что осознание и правильное направление своего эмоционального потенциала, избавляет от многочисленных страхов, подтверждают тысячи отзывов , которые можно прочитать на портале системно-векторной психологии.

Как побороть страх перед самолетом? Из отзывов слушателей тренинга по системно-векторной психологии Юрия Брулана

До тренинга: «…У меня аэрофобия, то есть боязнь самолетов, полетов, и всего что с этим связано. Я об этом узнала 4 года назад, когда пришлось лететь за мужем в Алма-Ату. Я летела одна, первый раз… Как в тумане, проходила регистрацию, паспортный контроль, досмотр. Мне становилось все хуже, слабость во всем теле, шум в ушах, учащенное дыхание. Это то, что было физически, но самое главное - это дикий, неконтролируемый УЖАС, какого я не испытывала никогда в жизни… »

После тренинга: «Этого не может быть, но это так! Моя фобия, мой ужас, кошмар исчез, как будто ничего и не было. Скоро я лечу домой, потом уже всей семьей с друзьями летим в отпуск, и это теперь только начало!
В моей жизни изменилось очень многое, и ушли многие страхи, мучившие меня в повседневной жизни, но я даже не подозревала, что смогу летать!
Теперь моя жизнь – это полет и в прямом, и в переносном смысле. Весь мир передо мной, и за это огромное спасибо СВП и Юрию Бурлану!!!»
(Отзыв Анастасии Бариновой http://www.yburlan.ru/results/review16650)

Как победить страх полета ? Познать себя!

Если вам надоели ограничения, которые накладывает страх на вашу жизнь, если он не дает вам почувствовать всю полноту и радость жизни, приходите на тренинг по системно-векторной психологии. Начните с бесплатных вводных лекций, которые помогут вам понять, что это действительно то, что вам нужно, и получить первые результаты от осознания себя. Регистрация на тренинг по ссылке: http://www.yburlan.ru/training/

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Живешь? Значит, боишься. Боишься? Значит, живешь!

О чем говорит статистика

Современные самолеты – очень надежные конструкции, в которых все имеющиеся системы дублируют и при необходимости могут заменить друг друга. В редких случаях, когда одна из систем выходит из строя, предусмотрен резервный вариант, разработан и внедрен способ устранения неисправности, не прерывая полета.

Статистика утверждает, что пассажир самолета имеет один шанс из 45 миллионов попасть в авиакатастрофу с летальным исходом . То есть, говоря языком цифр, если бы человек совершал полеты ежедневно, то вероятность смерти наступила через 123 тысячи лет. На сегодня уровень смертности в авиакатастрофах составляет 1 летальный исход на 3 миллиарда километров .

Проявление фобии

Проявление аэрофобии (страха самолетов) в большинстве случаев происходит по одинаковому сценарию. Приведем пример классического описания этого тревожно-фобического расстройства.

Как происходит на практике

У человека есть страх летать на самолетах, но его профессиональные обязанности предусматривают частые командировки. Каждый раз перелет превращается для него в кошмар. За несколько дней до предстоящей командировки он начинает ощущать, как желудок сжимается, и все чаще и чаще возникают позывы к рвоте. Оказавшись в аэропорту, человек ощущает, как начинают холодеть конечности, «подкашиваются» ноги, усиливается потоотделение. Когда он все же садится в самолет, его сердце колотиться и «выпрыгивает» из груди, он чувствует пустоту в голове и начинаются приступы удушья. И с каждым разом, ощущения становятся все более пугающими и всепоглощающими. Присоединяется страх – предвкушение, когда индивид боится даже услышать о том, что ему предстоит перелет. В конце концов, чтобы не переживать этот ужас вновь, человек вынужден прибегнуть к поведению предотвращения и избегания. Зачастую он даже меняет место работы и вид деятельности, выбирая действия, не связанные с необходимости пребывания в воздушном транспорте.

Осторожно, иррациональная тревога!

Рассматривая тревогу, как состояние при фобии, психиатры утверждают, что это чувство не имеет прямого отношения к инстинкту самосохранения, и практически всегда не связано с действительностью, а направлено на будущее. Тревога совершенно иррациональна и сосредоточена на «мнимой» угрозе. Часто аэрофобия проявляется у людей, ни разу не совершавших полетов на воздушном транспорте и которые ни разу не были участником или свидетелем авиакатастроф. Тем не менее, тревога аэрофобов огромна, интенсивна и прочно закреплена в сознании и подсознании.

Представляют интерес данные опроса, проведенного российскими психологами. На вопрос о конкретных причинах и предпосылках к страху перед полетами на самолете, большинство женщин заявили: они безумно боятся, что именно их самолет попадет в авиакатастрофу. В то время, мужская половина человечества больше доверяет технике, но отмечает боязнь высоты , тревожащей отсутствием возможности с их стороны повлиять и изменить ситуацию. Отличается и реакция на испытываемую эмоцию – страх. Как правило, женские эмоции – более ярко выражены и проявляются плачем, дрожью, нередко истерикой. Мужчины, даже осознав свои тревоги, стараются держать их внутри себя и не демонстрировать их окружающим. Стоит отметить, что панике при аэрофобии среди всех возрастных категорий больше подвержены люди преклонного возраста, что позволяет сделать предположение, что в пожилом возрасте боязнь летать на самолетах дополняется и/или неразделимая со страхом смерти.

Симптомы расстройства

Среди физических или соматических проявлений аэрофобии часто присутствуют:

  • учащенное сердцебиение,
  • тахикардия;
  • боль в области груди;
  • усиленное потоотделение,
  • тошнота, позывы к рвоте;
  • частые позывы к мочеиспусканию;
  • тремор конечностей;
  • головная боль напряжения;
  • бледность или покраснение лица.

Среди прочих симптомов для аэрофобия характерно:

  • частые жалобы на сильную мышечную слабость;
  • быстрая утомляемость, постоянное ощущение усталости;
  • затруднение концентрации внимания;
  • раздражительность, нервозность, беспокойство;
  • проблемы с засыпанием и качеством сна, «кошмарные сновидения»;
  • ощущение «пустоты в голове».

Зачастую при аэрофобии признаки усиливаются, быстро прогрессируют, и, достигнув пика, проявляются симпато-адреналовым кризом и перерастают в панические расстройства.

Причины появления

Согласно последним исследованиям, опубликованных Международной психической ассоциацией , в большинстве случаев аэрофобия является следствием иного психического расстройства . Она нередко возникает после перенесенной сильной стрессовой ситуации или после длительной депрессии, при обсессивном () и астеническом типах расстройств. По мнению экспертов, этой фобии подвержены впечатлительные личности, которые сильно фиксируются (застревают) на имевших место негативных ситуациях . Нередко аэрофобия «уютно соседствует» с (страхом замкнутых пространств).

Генетика

Причиной появления аэрофобии может стать генетическая предрасположенность, наследственные особенности нервной системы. Эта фобия (по данным Noyesetal ) чаще возникает среди родственников, имеющих тревожные расстройства — около 15% (в сравнении с общей популяцией — около 3%). Веские доказательства генетической этиологии фобии были представлены Slater и Shields в результате обследования семнадцати пар монозиготных и двадцати восьми пар дизиготных близнецов, в каждой из которых имело место тревожно-фобическое расстройство. Конкордатность у дизиготных близнецов составила всего 4%, в то время как у монозиготных достигла 41%.

Условия жизни

Немалую роль в появлении страхов в будущем являются условия жизни, воспитание, развитие личности, формирование характера в детском возрасте.

Социальные факторы

Среди социальных факторов стоит отметить отрицательное влияние широкого освещения СМИ и акцентирования внимания аудитории на случаях авиакатастроф и числе жертв.

Как избавиться? Лечение страха полета

Большинство случаев аэрофобии проходит быстро, не прибегая к медикаментозному лечению. Если же тревожное расстройство длится более полугода, и страх полетов не ослабевает, несмотря на прилагаемые усилия, стоит обратиться за помощью к психотерапевту. Следует получить консультацию специалиста, если:

  • Аэрофобия причиняет постоянный, интенсивный, нарушающий дееспособность страх, переходящий с приближением времени события (полета) в панику;
  • Человек осознает, что страх перед самолетом чрезмерный, безосновательный, избирательный и превосходит по частоте и интенсивности адекватное волнение;
  • Личность начинает сознательно избегать полетов на самолете, стараясь всегда отыскать и воспользоваться альтернативным, но зачастую неэффективным по времени, способом передвижения.

На сегодняшних день существует множество эффективных методик, с помощью которых можно быстро преодолеть аэрофобию . Успешно применяется в лечении страха летать на самолетах:

  • методика нейролингвистического программирования (НЛП),
  • когнитивно-поведенческая терапия (КПГ);
  • современные методы гипнотического воздействия;
  • медикаментозная терапия.

Как проходит лечение?

Обычно не требуется назначение анксиолитических препаратов. Для исцеления страха перед самолетом достаточно беседы с врачом, разъяснение фактической природы физиологических симптомов и составление индивидуальной программы по преодолению/ коррекции/ избавлению от страха полетов. Задача врача: дать точное логичное объяснение имеющим место соматическим симптомам, связанным с фобией. Например, пациент должен понять, что учащенное сердцебиение - не признак сердечнососудистой патологии, а результат преувеличенной реакции на стрессор. Необходимо, чтобы аэрофоб полностью избавился от неопределенности и неясности происходящего с ним и имел четкий план снижения тревоги.

Как побороть страх самолета? Прекрасное решение в этой ситуации нашел Джон Малкович: «Я давно уже научился не беспокоиться о тех вещах, которые не могу контролировать. Вы беспокоитесь о том, что самолет сейчас упадет? Вы что – пилот, что ли? ».

Действительно, осознание и принятие того, что существуют ситуации, исход которых не зависит конкретно от индивида, позволяет значительно снизить тревогу.

Психологи рекомендуют начинать «подготовку» к перелету заблаговременно. Необходимо выполнять действия, доставляющие удовольствие и радость, не фиксируясь на непрерывном вычисление времени до рейса. Полезно заняться приятными делами: для женщин — совершить шопинг, для представителей сильного пола – сделать что-то экстремальное, которое поможет «выбросить» адреналин. То есть в часы перед авиаперелетом сила переживаемых эмоций должна превышать интенсивность имеющей место тревоги.

Стоит отметить, что если испытываемые от действия эмоции, как негативные, так крайне позитивные станут сильными стрессорами и будут «перевешивать» страх перед полетом на самолете, весь организм (включая психику) будет вынужден «бросить» все имеющиеся резервы и энергию на борьбу с новым значимым стрессором. Установлено, что «запуск» первой фазы типичной реакции на стресс занимает около 90% деятельности всех органов, стоит на первом месте в «распорядке» действий организма, и иногда затмевает по значимости удовлетворение жизненно-важных (первичных) потребностей.

Психика человека устроена таким образом, что когда тревожная ситуация обсуждается вслух, то существенно снижается волнение и эмоциональное напряжение. Поэтому, немаловажно в спокойной обстановке установить, что явилось первичной причиной возникновения тревоги, связанной со страхом летать.

Психологи рекомендуют исключить просмотр новостей о негативных происшествиях не только в воздухе, но и на иных видах транспорта, которые лишь усугубляют состояние стресса. Пациенту с диагнозом аэрофобия не следует смотреть телепрограммы, где расписываются подробности авиакатастроф.

А самый простой способ избавиться от страха полетов на самолете – пользоваться воздушным транспортом как можно чаще! В случае аэрофобии вполне уместна поговорка: «Клин клином выбивают».

Медикаментозное лечение боязни летать

Назначение медикаментозных препаратов при аэрофобии должно быть индивидуальным и избирательным. Лекарства следует применять для восстановления быстрого контроля над симптомами исключительно на тот период, пока отсутствует должный эффект от иных, менее быстродействующих методик. Медикаментозная терапия может быть назначена той части больным, состояние которых не улучшилось после применения других мер. В случае с аэрофобией используют: бензодиазепины, антидепрессанты и анксиолитики.

Плохой исход аэрофобии можно прогнозировать при крайне тяжелых симптомах, таких как: обморочные состояния, истерические проявления, ажитация, . В таком случае, назначение транквилизаторов и антидепрессантов, вполне обосновано.

Оценка статьи:

читайте также

Психологический стресс

Большинство обывателей расценивает стресс - как негативные, мучительные переживания, вызванные неразрешимыми трудностями, непреодолимыми препятствиями, несбывшимися надеждами...