Последний перед потопом. Как Людовик XV прожигал жизнь и разорял Францию

В 1715-м, когда Людовик XIV ушел из жизни, стали очевидны разрушительные последствия его амбициозной внутренней и внешней политики. Войны, практически непрерывно шедшие на протяжении 25 лет, настолько истощили государственную казну, что преемники Короля-Солнца испытывали острую нехватку средств до самого конца XVIII века. Численность населения сокращалась. В неурожайные годы начинался голод. К концу своего многолетнего правления монарх полностью утратил популярность.

С другой стороны, в эту эпоху Франция обрела особый статус в европейской культуре. Авторитарные методы управления государством и роскошь версальского дворца на долгие десятилетия стали образцами для других европейских монархов. Французский стиль интерьеров повсеместно вошел в моду. Французские писатели заняли место в авангарде европейской литературы. Французская королевская династия взошла на испанский престол. Среди государств атлантического региона Франция постепенно становилась главным соперником Великобритании.

На следующий год после смерти Людовика XIV французские власти приступили к оздоровлению финансового положения. Шотландский финансист Джон Ло убедил регента герцога Орлеанского провести реформу банковской системы. В 1705-м был опубликован его труд "Деньги и торговля. Предложение об обеспечении народа деньгами" – одна из первых работ, посвященных теории монетаризма. По замыслу Ло, учреждение государственного банка, печатающего банковские билеты, должно было способствовать оздоровлению экономики. При активной поддержке герцога Орлеанского в 1716 году был создан Banque Générale. Первоначально Banque Générale представлял собой частный банк, но его активы на три четверти состояли из государственных казначейских билетов. В следующем году для содействия развитию французской колонии в Луизиане Ло приобрел торговую компанию Миссисипи (Mississippi Company) и реорганизовал ее в акционерное общество, которое получило название Западная компания (Compagnie d"Occident). Французское правительство предоставило Западной компании монополию на торговлю с Вест-Индией и Северной Америкой. В 1718-м Banque Générale стал государственным банком.

Поглотив компании, ведущие торговлю с Ост-Индией, Китаем и Африкой, Западная компания привлекала растущее число инвесторов. В 1720-м Западная компания была объединена с банком. Под контролем Ло также находились монетный двор и налоговое ведомство. Ему были предоставлены полномочия принимать решения о выпуске акций и печатать банкноты. На первом этапе предприятие было очень успешным. В это время Ло печатал не обеспеченные золотом банкноты, которые использовались для приобретения акций Западной компании и выплаты дивидендов. Благодаря спекулятивному ажиотажу акции Ло выросли в цене в 36 раз – с 500 до 18 000 ливров. В конце 1720-го французское правительство было вынуждено признать, что банкноты, выпущенные Banque Générale, не полностью обеспечены металлическими деньгами. Созданная Джоном Ло система потерпела крах, когда обладатели банкнот в массовом порядке пожелали обменять их на монеты. Стоимость выпущенных банкнот упала вдвое. К концу 1720-го герцог Орлеанский уволил Ло со всех занимаемых им постов, все его инициативы в области финансовой политики были ликвидированы. Шотландский финансист покинул Францию и отправился в Венецию, где умер в бедности девять лет спустя. Негативные последствия реформы банковской системы стали причиной глубокого недоверия французских властей к национальным банкам, наделенным правом печатать банкноты. Banque de France был основан в 1800 году с большим отставанием от других европейских государств.

После завершения Войны за испанское наследство Франция и Великобритания эпизодически сотрудничали друг с другом в различных областях международной политики и экономики, что во многом объяснялось сходством взглядов их политических лидеров – кардинала Флери и Роберта Уолпола. Оба политических деятеля полагали, что мир является необходимым условием роста национального благосостояния. Отставка Уолпола в 1742 году и смерть Флери в 1743-м положили конец непродолжительному периоду мирного сосуществования. В отношения между двумя державами вернулась враждебность. В марте 1744-го Франция объявила войну Великобритании и занялась подготовкой планов вторжения – французские власти поддержали Молодого Претендента Карла Эдуарда Стюарта. Однако сильно пострадавший от шторма французский флот был непригоден для реализации этих планов, а в следующем году французская армия выполняла другие задачи – Франция вторглась в Австрийские Нидерланды. В битве при Фонтенуа, произошедшей в мае 1745-го, французские войска под командованием Морица графа Саксонского одержали победу над объединенными силами Великобритании, Ганновера, Австрии и Дании, возглавляемыми сыном британского монарха герцогом Камберлендским.

Армия герцога Камберлендского двигалась на помощь осажденной французами крепости Турне. Не снимая осады, французы отразили натиск неприятеля и перешли в контрнаступление. Потери союзных войск составили приблизительно 14 000 человек. Развивая успех, граф Саксонский захватил всю территорию Австрийских Нидерландов к концу 1746 года. На протяжении большей части этой кампании он не вел боев с британскими войсками: в октябре 1745-го британские части и сам герцог Камберлендский вернулись на противоположный берег Ла-Манша для участия в боевых действиях в Шотландии.

В долгосрочной перспективе успехи графа Саксонского в кампании 1745-1746 имели меньшую значимость, чем господство английского флота в водах Атлантического океана. Вскоре после официального объявления войны в 1744 году британские военные суда стали чинить препятствия кораблям французского торгового флота, выполнявшим рейсы в Индию и Вест-Индию. Запирая французские транспортные суда в гаванях, английский флот парализовал систему каботажных перевозок, которая широко использовалась в те времена в отсутствие развитой системы дорог.

В 1748-м, после четырех лет противостояния на морях, Франция была готова к заключению мирного договора. На этот раз территории, сменившие государственную принадлежность, находились, в основном, за океаном. В июне 1745-го в ходе Войны за австрийское наследство отряд жителей Новой Англии захватил форт Луисбург, расположенный у входа в залив Святого Лаврентия и считавшийся самой неприступной из американских крепостей. Луисбург имел стратегическую важность для французской Канады. В 1746-м британский Мадрас был занят французскими войсками. По условиям второго Аахенского мира, заключенного в 1748 году, обе территории восстановили свою первоначальную государственную принадлежность. Кроме того, этот мирный договор отсрочил начало неизбежного колониального конфликта между двумя ведущими европейскими державами. По словам прусского монарха Фридриха II Франция и Великобритания считали себя предводительницами двух враждующих лагерей, к одному из которых были обязаны присоединиться все короли и принцы. Менее чем через десять лет европейским правителям вновь пришлось определяться с выбором лагеря: началась Семилетняя война.

С конца XVII века и до начала этого нового конфликта расстановка геополитических сил не претерпела значительных изменений, однако к 1763-му, когда война завершилась, положение кардинально изменилось. В меньшей степени эти изменения затронули обстановку в Индии, в большей – ситуацию в североамериканских колониях. За успешными действиями британских войск, кульминацией которых стал захват Квебека в сентябре 1759-го, последовали значительные уступки, сделанные Францией по условиям мирного договора, подписание которого состоялось в Париже в 1763 году. К британским владениям была присоединена вся территория между реками Миссисипи и Огайо, на которую первоначально претендовала Франция, а также исторические земли Новой Франции, лежащие на берегах реки Св. Лаврентия. Эти договоренности положили конец французской империи в континентальной Америке. Лишь Новый Орлеан и прилегающие территории по-прежнему принадлежали Франции. Подписание этого договора стало одним из поворотных моментов в истории Америки, обеспечив Великобритании господствующее положение на континенте. Земли между Миссисипи и Скалистыми горами, также составлявшие предмет территориальных притязаний Франции, отошли во владения Испании и впоследствии были присоединены к США.

Людовик XV, находившийся на троне около шестидесяти лет, ушел из жизни в 1774 году. Во время его правления государственная финансовая система находилась в плачевном состоянии. Подвергшаяся опустошению еще во времена военных кампаний его прадеда Людовика XIV государственная казна активно использовалась для финансирования крупнейших вооруженных конфликтов – Войны за испанское наследие, Войны за австрийское наследие и Семилетней войны. Французская монархия была плохо подготовлена для проведения необходимых реформ. Формально короли обладали абсолютной властью, но ни Людовик XV ни его внук Людовик XVI, взошедший на престол в 1774 году, не смогли направить эту власть на эффективную реформаторскую деятельность.

Политический и социально-экономический уклад, существовавший во Франции в эту эпоху, получил название Старый порядок (или Старый режим – ancien régime). Старый режим характеризовался сословностью, сохранением древних привилегий аристократии, малым развитием товарно-денежных отношений, преобладанием натурального обмена. Среди особенностей государственного устройства была практика продажи должностей в государственном аппарате. Значительные средства, затраченные на приобретение той или иной должности, окупались "рентой", которую чиновники получали до конца своих дней. Такая система приводила к росту коррупции и бесконтрольности чиновников, образованию властных структур с дублирующими полномочиями. Еще одной отличительной чертой Старого порядка были так называемые lettres de cachet (письма с печатью). Они представляли собой королевские приказы о внесудебных арестах и удержании под стражей на неопределенный срок без указания причин. Однако эта королевская привилегия вовсе не способствовала ограничению многочисленных привилегий дворянства.

Представители первого и второго сословий – дворянство и чиновники – освобождались от большей части налогов. Попытки правительства изменить сложившуюся ситуацию, более равномерно распределив налоговое бремя среди населения, неизменно наталкивались на сопротивление аристократии, выразителем интересов которой был Парижский парламент. Недовольство парламента было причиной отставки двух министров финансов, проводивших реформы – Тюрго и Калонна. Эти действия, направленные на сохранение феодальных привилегий, подвергались жесткой критике со стороны философов эпохи Просвещения. Не находили поддержки и предпринимавшиеся монархом меры по пресечению произвола аристократии. Двор Людовика XVI и Марии Антуанетты считался безнравственным и развращенным. Это мнение получило еще более широкое распространение после знаменитого дела о мошенничестве с бриллиантовым ожерельем.

В 1772-м Людовик XV решил сделать своей фаворитке Мари Жанне Бекю графине Дюбарри подарок стоимостью приблизительно 2 млн. ливров. Он обратился к парижским ювелирам с просьбой изготовить ожерелье, превосходящее все остальные подобные украшения красотой и роскошью. На приобретение подходящих для этой цели бриллиантов у мастеров ушло несколько лет. Тем временем Людовик XV умер, и графиня Дюбарри была изгнана из королевского двора. Ювелиры надеялись, что их произведение заинтересует королеву Марию Антуанетту, но она дважды отказывалась от ожерелья.

В 1784 году авантюристка по имени Жанна де Люз де Сен-Реми де Валуа, став любовницей кардинала Луи де Рогана, вела с ним переписку, выдавая письма собственного сочинения за послания королевы. Жанна утверждала, что она лично знакома с Марией Антуанеттой. Находившийся в немилости кардинал надеялся посредством переписки вернуть себе расположение Марии Антуанетты. По мере того как тон мнимых королевских посланий становился мягче, кардинал уверялся в успехе своего предприятия. Кульминацией этой авантюры стала организованная Жанной в саду Версальского дворца ночная встреча между Луи де Роганом и парижской проституткой, выдававшей себя за королеву. Вскоре "королева" обратилась к кардиналу с предложением стать посредником в тайной покупке ожерелья, заявив, что не желает действовать открыто во времена нужды. Согласовав с ювелирами цену, и договорившись о графике выплат, де Роган принес ожерелье в дом Жанны, откуда оно было доставлено в Лондон. Вскоре заговор был раскрыт, де Роган отправился в Бастилию, но впоследствии был оправдан. Жанна была осуждена, но вскоре бежала из тюрьмы. В ее отсутствие пожизненное наказание отправился отбывать ее муж. Несмотря не установленную в ходе судебного разбирательства непричастность Марии-Антуанетты к похищению ожерелья оно нанесло ощутимый ущерб популярности королевы и престижу королевского двора.

В этих условиях противостояние между королем и привилегированными сословиями вылилось в кризис, при этом ни одна из сторон не вызывала сочувствия среди широких слоев населения. Непродуманные и неосмотрительные действия недругов короля привели к углублению кризиса. Королевское казначейство стояло на грани банкротства отчасти благодаря затратам, связанным с поддержкой американцев, которые выступили против британского монарха. Парижский парламент заявил, что налоговое законодательство вступит в силу лишь в том случае, если за него проголосуют Генеральные штаты – сословно-представительское учреждение, не созывавшееся с 1614 года. Под давлением парламента королевские министры объявили о созыве Генеральных штатов в Версале 1-го мая 1789 года.

Людовик VX в детстве

Почти все авторы, пишущие о галантном восемнадцатом столетии, с прискорбием сообщают, что король Франции Людовик XV был непроходимо глуп и глубоко несчастен. Но, скажите, может ли быть счастлив человек, с пятилетнего возраста отягощенный короной?

Монаршее детство, как положено, выдалось тревожным и безрадостным. Регент Филипп Орлеанский, правивший от имени малолетнего короля, оказался человеком веселым, но склонным к разного рода экономическим реформам - одна только система Лоу чего стóит! Реформы, как водится, не были поняты народом, а постоянные слухи, что регент хочет отравить маленького монарха, также не способствовали политической стабильности.

К счастью, Людовик XV дожил до совершеннолетия и, приняв разоренную социальными экспериментами страну, понял, что... управлять Францией-то ему как раз и не хочется! Короля одолевала неизбывная скука, и это несмотря на то что он был повелителем первого двора Европы.

Половая распущенность Людовика, о которой с таким удовольствием всегда писали романисты, не была его «природной» особенностью. Иначе говоря, альковные приключения являлись только доступным средством от невыразимой тоски, которая с юных лет угнетала короля Франции.

Собственно говоря, поначалу он вовсе и не был распутником! Женившись на Марии Лещинской, принцессе из братской Польши, Людовик поначалу был верен своей дражайшей супруге. Однако белокурая пани принимала бурные ласки Людовика довольно холодно. Родив наследника-дофина, королева стала манкировать супружескими обязанностями и все чаще запирала дверь своей спальни.

Холодность жены, собственно, и толкнула Людовика в объятия первой попавшейся распутницы - Луизы де Мальи, урожденной де Нейль. Де Мальи не была хороша собой, а ум имела самый скромный, однако она умела устраивать для короля веселые ужины, обычно заканчивавшиеся постелью...

Эта идиллия продолжалась ровно до тех пор, пока из монастырского пансиона не вернулась родная сестрица Луизы - Полина де Нейль. Полина была еще менее красива, чем сестра, однако честолюбию монастырской скромницы мог бы позавидовать сам Юлий

Мария Лещинская, королева

Цезарь! В считаные недели сестренка окрутила незадачливого монарха и, став его новой наложницей, решила попробовать свои силы в управлении государством. Она быстренько поссорилась со всесильным кардиналом Флёри и уже возмечтала о своей абсолютной гегемонии, но случилось чудо - Полина забеременела. Фаворитку тут же выдали замуж за некоего де Вентимиля, который за определенную мзду согласился терпеть подле себя королевскую метрессу. Вся эта love story закончилась довольно грустно - Полина умерла от родильной горячки, оставив после себя прелестного сынишку, как две капли воды похожего на Людовика.

Король убивался что-то около недели, после чего обратил свои взоры на третью из сестер де Нейль - Диану де Лорагэ, однако она слишком быстро приелась монарху, чтобы оставить какой бы то ни было след в истории.

Вы будете смеяться, но после де Лорагэ король решил попытать счастья с четвертой по счету сестрой из рода Нейль - мадам де Флавакур. Но Флавакур как-то странно посмотрела на Людовика и заявила что-то вроде: «А как я после всего этого буду смотреть в глаза людям?»

Король был в полной растерянности. Что делать? Расстроиться или разгневаться? Но тут перед ним предстала восхитительная полнотелая красавица маркиза де ля Турнель. Надо ли говорить о том, что и эта прелестница оказалась из семейки де Нейль?!

Воплощенная богиня любви имела вполне земные цели - бесповоротно загнать коронованного распутника под свой точеный каблучок. Это ей вполне удалось - министры и начальники затрепетали, а их красивые жены оставили сладкую мысль о королевской спальне.

Спустя два года эта некоронованная королева получила титул герцогини де Шатору, под которым и вошла в историю Франции. Большинство западных историков признают, что Шатору была умна, политически грамотна и довольно умело руководила безвольным королем.

Сложно сказать, по какому пути пошла бы Франция, проживи Шатору чуть подольше, но красавица-фаворитка умерла от

Герцогиня де Шатору

перитонита. При дворе, правда, ходили слухи, что дело не обошлось без ядов...

Исчерпав все ресурсы семейства де Нейль, Людовик окончательно загрустил и даже чуть было не вернулся к своей первой фаворитке - де Мальи, но разве в прекрасном Версале когда-нибудь ощущался недостаток в шикарных женщинах? В те дни королевский двор был похож на растревоженный улей. Обсуждался один-единственный вопрос: «На кого же падет выбор Его Величества?!»

И только одна женщина знала точно, на кого. Звали ее Жанна-Антуанетта д`Этиоль (урожденная Пуассон). Прелестная Жанна с детства знала, что ее полюбит не кто-нибудь, а король Франции. Подобная наивность подкреплялась еще и предсказанием гадалки. «А вы, Жанна Пуассон, будете любимы самим королём!» - эти пророческие слова настолько запрограммировали всю последующую жизнь девушки, что она и слышать-то ни о чем больше не хотела!

Родственники постарались, чтобы Жанна получила хорошее образование. Философия, музыка, поэзия - все было по плечу хорошенькой парижанке.

Госпожа д`Этиоль была искренне благодарна своему простоватому супругу за то, что он поспособствовал ее карьере, но не более того: тихое семейное счастье никогда не прельщало эту целеустремленную дамочку. Постепенно гостеприимный дом д`Этиолей превратился в модный столичный салон, а сама хозяйка была признана самой блистательной женщиной Парижа. Парижа. Но не Версаля!

Мадам де Помпадур

Попасть в Версаль для госпожи д`Этиоль было так же сложно, как на Марс или, скажем, в другое измерение. Жанну по-прежнему считали parvenu, то есть вообразившей невесть что нахальной выскочкой.

Но вот во время пышного маскарада по случаю свадьбы дофина король устремился в погоню за тонкой, изысканной красавицей... Разумеется, под маской скрывалась восхитительная д`Этиоль, чья судьба отныне была неразрывно связано с судьбой Людовика.

Сделав красавицу Жанну своей фавориткой, король даровал ей титул маркизы де Помпадур. Она сделала много для Франции - покровительствовала Вольтеру, Кребийону-старшему, Буше, Латуру и Мармонтелю, строила чудесные дворцы и была «матерью» сервского фарфора, но при этом расходы на содержание фаворитки росли год от года. Помпадур стоила Франции гораздо больше, чем содержание армии...

Маркиза твердо знала: главное - это не одержать победу, но воспользоваться ее плодами. Для этого Помпадур выработала для себя целую стратегию по удержанию власти над Людовиком. Хорошо зная мужскую психологию, Жанна понимала, что сексуальные удовольствия приедаются, и только сильная духовная связь может стать залогом ее вечного фавора. Тогда Помпадур сделалась для короля подругой, советчицей, министром, личным секретарем, певицей, чтицей и, чего уж там мелочиться, родной мамочкой (Людовик осиротел еще в младенчестве, поэтому подсознательно стремился под «крылышко» к сильной волевой женщине).

Говорить о том, что жизнь королевской фаворитки была легкой и безоблачной, не приходится. Во-первых, Жанне постоянно досаждали соперницы. Красивые, распутные и готовые на все ради королевских подачек, зрелые матроны и совсем юные девочки устраивали на короля настоящую охоту. Еще приходилось воевать с министрами и прочими сановниками короля, ненавидевшими маркизу. Хорошо, что судьба подарила Жанне встречу с Шуазелем, ставшим настоящим другом и соратником фаворитки.

А как ее обижали эпиграммы Фридриха Прусского! Презиравший всех «подстилок», этот воинственный тевтонец был еще и знаменитым похабником: его сатирические стишки о маркизе могли бы сделать честь даже господину Баркову...

Слабое здоровье и холодный темперамент также приносили фаворитке много расстройств, а ведь ей надо было постоянно улыбаться и придумывать для скучающего короля очередное развлечение. Короче, жизнь Помпадур можно описать одной строкой из советской песни: «И вся-то наша жизнь и есть борьба!»

Луиза Ля Морфиль

В конце концов маркиза стала сама подбирать девочек для Людовика - очень красивых, невыносимо глупых и до смешного наивных. В своем стремлении удержать власть, Помпадур стала сводницей - встречи короля с девицами происходили в особнячке под названием Олений Парк.

Сколько девушек прошло через это «заведение», никто пока еще не сосчитал, однако одно имя назвать необходимо - Луиза Ля Морфиль. Ее очень любил рисовать Франсуа Буше, поэтому сию нимфу многие из нас хорошо знают в лицо. Жизнь прелестной Ля Морфиль и после Оленьего была полна курьезов. Она трижды выходила замуж, причем последний муж был младше ее на тридцать лет, сидела в тюрьме во время якобинского террора, встретила восшествие Наполеона и умерла в 1814 году, будучи глубокой старухой.

Последней старческой любовью короля стала развратная, грубая, но при этом беззлобная и веселая Жанна Дюбарри. Женщина из самых низов общества, она в короткое время обаяла пожилого монарха. Говорят, после ночи любви с этой гризеткой, Людовик признался своему другу - маршалу де Ришелье: «Это единственная женщина во Франции, которой удалось заставить меня забыть свой возраст и свои несчастья. Она научила меня таким вещам, о которых я и не подозревал».

Дюбарри мало вмешивалась в государственные дела, предпочитая танцы, игры и примерку новых нарядов. Впрочем, ленивая фаворитка не слишком любила одеваться в громоздкие платья с широкими фижмами, лентами, искусственными цветами и бантами - она частенько принимала гостей неглиже. Ее нарочитая неопрятность смущала весь двор, однако на короткое время этот «небрежный стиль» вошел в большую моду.

Возвышению Дюбарри противились дочки Людовика XV и юная дофина - Мария-Антуанетта. Юную австриячку смущал даже не сам факт появления бывшей модистки в Версале, а то, что «этой выскочке» оказываются почести наравне с членами королевского дома.

После смерти короля Дюбарри неплохо устроилась в подаренном ей дворце Лувесьен... Что еще нужно для счастья? Но во время революции бывшая королевская куртизанка была предана суду и гильотинирована. Так печально закончилась жизнь последней любовницы самого безнравственного короля Франции.

Увы, Людовик XV не сумел прославиться ничем - ни воинской доблестью, ни мудрым правлением, ни даже своими личными качествами. Он вошел в историю как король-распутник.

Кстати, хотите знать, что Людовик XV умел делать на «пять с плюсом»? Ни за что не угадаете! Обивать мебель и выращивать овощи в своем личном огородике. Нам бы такого мужика на дачу!

8 марта - 1 сентября Предшественник: Людовик Преемник: Людовик Фердинанд Рождение: 15 февраля (1710-02-15 )
Версаль Смерть: 10 мая (1774-05-10 ) (64 года)
Версаль Место погребения: Базилика Сен-Дени , Париж , Франция Род: Бурбоны Отец: Людовик, герцог Бургундский Мать: Мария Аделаида Савойская Супруга: Мария Лещинская Дети: сыновья: Людовик Фердинанд , Филипп
дочери: Мария Луиза Елизавета , Генриетта Анна , Мария Луиза, Аделаида , Виктория , София , Тереза Фелисите, Мария Луиза Награды:

В 1714 году погиб, не оставив наследников, дядя Людовика герцог Беррийский . Ожидалось, что он будет регентом при племяннике, так как другой его дядя, Филипп V Испанский , в 1713 году по Утрехтскому миру отрёкся от прав на французский престол. Судьба династии, которая ещё несколько лет назад была многочисленной, зависела от выживания одного-единственного ребёнка. За маленьким сиротой постоянно следили, не оставляли одного ни на минуту. Беспокойство и сочувствие, которое он вызывал, сыграло определённую роль в его популярности в первые годы царствования.

Регентство

Правительство кардинала Флёри

В 1726 году король объявил, что он берет бразды правления в свои руки, но на самом деле власть перешла к кардиналу Флёри , который руководил страной до своей смерти в 1743 году, стараясь заглушить в Людовике всякое желание заниматься политикой.

Людовик XV и Россия

В целом контакты были и непредпочтительны, и непостоянны. Один из эпизодов - это приезд во Францию Петра I в 1717 году , обнадёженного возможным политическим союзом; другой, опять же памятуя о возможном союзе, - «прожект» о браке между королём и цесаревной Елизаветой (будущая Елизавета I Петровна). Ни то, ни другое обстоятельства не оказали заметного влияния на отношения между государствами. Скорее напротив, возможно, неудавшийся брак существенно осложнил влияние французских интересов в России во времена правления Елизаветы Петровны.

Памятник в Петергофе

13 сентября 2005 года в Петергофе состоялось открытие воссозданного памятника основателю города, Петру I в Нижнем парке. Автор - скульптор Н. Карлыханов . Открытие памятника было приурочено к 300-летию Петергофа.

Нынешний монумент - копия утраченного после войны памятника «Петр I с малолетним Людовиком XV на руках» работы Р. Л. Бернштама. Скульптура иллюстрирует визит российского царя во Францию в 1717 г., когда Петр поднял на руки малолетнего французского короля и произнес: «В моих руках - вся Франция».

Образ в кино

  • «Доктор Кто »; 2 сезон - 4 серия (2005-настоящее время)
  • «Чужестранка (телесериал) »; 2 сезон. (2014- настоящее время)

См. также

Напишите отзыв о статье "Людовик XV"

Примечания

Литература

  • Voltaire, «Siècle de L. XV» (П. 1768);
  • «Mémoires de Saint-Simon»;
  • «Mémoires d’Argenson»;
  • «Journal de Barbier»;
  • Duc de Luynes, «Mémoires sur la cour de Louis XV» (П., 1860-1865);
  • Lemontey, «Histoire de la Régence et de la minorité de Louis XV» (П., 1832);
  • Tocqueville, «Histoire philosophique du règne de Louis XV» (П., 1847);
  • Capefigue, «Louis XV et la société du XVIII s.» (П., 1854);
  • Boutaric, «Etude sur le caractère et la politique personnelle de L. XV» (П., 1866);
  • Jobez, «La France sous L. XV» (П., 1869);
  • Bonhomme, «L. XV et sa famille» (П., 1873);
  • Rousset, «Correspondance de L. XV et du maréchal de Noailles» (П., 1865);
  • duc de Broglie, «Le Secret du roi» (П., 1879);
  • его же, «Frédéric II et L. XV» (П., 1884);
  • Vandal, «L. XV et Elisabeth de Russie» (П., 1882);
  • Mouffle d’Angerville, «Vie privée de Louis XV»;
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Капетинги (987-1328)
987 996 1031 1060 1108 1137 1180 1223 1226
Гуго Капет Роберт II Генрих I Филипп I Людовик VI Людовик VII Филипп II Людовик VIII
1226 1270 1285 1314 1316 1316 1322 1328
Людовик IX Филипп III Филипп IV Людовик X Иоанн I Филипп V Карл IV
1328 1350 1364 1380 1422 1461 1483 1498
Филипп VI Иоанн II Карл V Карл VI Карл VII Людовик XI Карл VIII
1498 1515 1547 1559 1560 1574 1589
Людовик XII Франциск I Генрих II Франциск II Карл IX Генрих III
Бурбоны (1589-1792)
1589 1610 1643 1715 1774 1792
Генрих IV Людовик XIII Людовик XIV Людовик XV Людовик XVI
1792 1804 1814 1824 1830 1848 1852 1870
- Наполеон I (Бонапарты) Людовик XVIII Карл X Луи-Филипп I (Орлеанский дом) - Наполеон III (Бонапарты)

Отрывок, характеризующий Людовик XV

– Вчера брат обедал у меня – мы помирали со смеху – ничего не ест и вздыхает по вас, моя прелесть. Il est fou, mais fou amoureux de vous, ma chere. [Он сходит с ума, но сходит с ума от любви к вам, моя милая.]
Наташа багрово покраснела услыхав эти слова.
– Как краснеет, как краснеет, ma delicieuse! [моя прелесть!] – проговорила Элен. – Непременно приезжайте. Si vous aimez quelqu"un, ma delicieuse, ce n"est pas une raison pour se cloitrer. Si meme vous etes promise, je suis sure que votre рromis aurait desire que vous alliez dans le monde en son absence plutot que de deperir d"ennui. [Из того, что вы любите кого нибудь, моя прелестная, никак не следует жить монашенкой. Даже если вы невеста, я уверена, что ваш жених предпочел бы, чтобы вы в его отсутствии выезжали в свет, чем погибали со скуки.]
«Стало быть она знает, что я невеста, стало быть и oни с мужем, с Пьером, с этим справедливым Пьером, думала Наташа, говорили и смеялись про это. Стало быть это ничего». И опять под влиянием Элен то, что прежде представлялось страшным, показалось простым и естественным. «И она такая grande dame, [важная барыня,] такая милая и так видно всей душой любит меня, думала Наташа. И отчего не веселиться?» думала Наташа, удивленными, широко раскрытыми глазами глядя на Элен.
К обеду вернулась Марья Дмитриевна, молчаливая и серьезная, очевидно понесшая поражение у старого князя. Она была еще слишком взволнована от происшедшего столкновения, чтобы быть в силах спокойно рассказать дело. На вопрос графа она отвечала, что всё хорошо и что она завтра расскажет. Узнав о посещении графини Безуховой и приглашении на вечер, Марья Дмитриевна сказала:
– С Безуховой водиться я не люблю и не посоветую; ну, да уж если обещала, поезжай, рассеешься, – прибавила она, обращаясь к Наташе.

Граф Илья Андреич повез своих девиц к графине Безуховой. На вечере было довольно много народу. Но всё общество было почти незнакомо Наташе. Граф Илья Андреич с неудовольствием заметил, что всё это общество состояло преимущественно из мужчин и дам, известных вольностью обращения. M lle Georges, окруженная молодежью, стояла в углу гостиной. Было несколько французов и между ними Метивье, бывший, со времени приезда Элен, домашним человеком у нее. Граф Илья Андреич решился не садиться за карты, не отходить от дочерей и уехать как только кончится представление Georges.
Анатоль очевидно у двери ожидал входа Ростовых. Он, тотчас же поздоровавшись с графом, подошел к Наташе и пошел за ней. Как только Наташа его увидала, тоже как и в театре, чувство тщеславного удовольствия, что она нравится ему и страха от отсутствия нравственных преград между ею и им, охватило ее. Элен радостно приняла Наташу и громко восхищалась ее красотой и туалетом. Вскоре после их приезда, m lle Georges вышла из комнаты, чтобы одеться. В гостиной стали расстанавливать стулья и усаживаться. Анатоль подвинул Наташе стул и хотел сесть подле, но граф, не спускавший глаз с Наташи, сел подле нее. Анатоль сел сзади.
M lle Georges с оголенными, с ямочками, толстыми руками, в красной шали, надетой на одно плечо, вышла в оставленное для нее пустое пространство между кресел и остановилась в ненатуральной позе. Послышался восторженный шопот. M lle Georges строго и мрачно оглянула публику и начала говорить по французски какие то стихи, где речь шла о ее преступной любви к своему сыну. Она местами возвышала голос, местами шептала, торжественно поднимая голову, местами останавливалась и хрипела, выкатывая глаза.
– Adorable, divin, delicieux! [Восхитительно, божественно, чудесно!] – слышалось со всех сторон. Наташа смотрела на толстую Georges, но ничего не слышала, не видела и не понимала ничего из того, что делалось перед ней; она только чувствовала себя опять вполне безвозвратно в том странном, безумном мире, столь далеком от прежнего, в том мире, в котором нельзя было знать, что хорошо, что дурно, что разумно и что безумно. Позади ее сидел Анатоль, и она, чувствуя его близость, испуганно ждала чего то.
После первого монолога всё общество встало и окружило m lle Georges, выражая ей свой восторг.
– Как она хороша! – сказала Наташа отцу, который вместе с другими встал и сквозь толпу подвигался к актрисе.
– Я не нахожу, глядя на вас, – сказал Анатоль, следуя за Наташей. Он сказал это в такое время, когда она одна могла его слышать. – Вы прелестны… с той минуты, как я увидал вас, я не переставал….
– Пойдем, пойдем, Наташа, – сказал граф, возвращаясь за дочерью. – Как хороша!
Наташа ничего не говоря подошла к отцу и вопросительно удивленными глазами смотрела на него.
После нескольких приемов декламации m lle Georges уехала и графиня Безухая попросила общество в залу.
Граф хотел уехать, но Элен умоляла не испортить ее импровизированный бал. Ростовы остались. Анатоль пригласил Наташу на вальс и во время вальса он, пожимая ее стан и руку, сказал ей, что она ravissante [обворожительна] и что он любит ее. Во время экосеза, который она опять танцовала с Курагиным, когда они остались одни, Анатоль ничего не говорил ей и только смотрел на нее. Наташа была в сомнении, не во сне ли она видела то, что он сказал ей во время вальса. В конце первой фигуры он опять пожал ей руку. Наташа подняла на него испуганные глаза, но такое самоуверенно нежное выражение было в его ласковом взгляде и улыбке, что она не могла глядя на него сказать того, что она имела сказать ему. Она опустила глаза.
– Не говорите мне таких вещей, я обручена и люблю другого, – проговорила она быстро… – Она взглянула на него. Анатоль не смутился и не огорчился тем, что она сказала.
– Не говорите мне про это. Что мне зa дело? – сказал он. – Я говорю, что безумно, безумно влюблен в вас. Разве я виноват, что вы восхитительны? Нам начинать.
Наташа, оживленная и тревожная, широко раскрытыми, испуганными глазами смотрела вокруг себя и казалась веселее чем обыкновенно. Она почти ничего не помнила из того, что было в этот вечер. Танцовали экосез и грос фатер, отец приглашал ее уехать, она просила остаться. Где бы она ни была, с кем бы ни говорила, она чувствовала на себе его взгляд. Потом она помнила, что попросила у отца позволения выйти в уборную оправить платье, что Элен вышла за ней, говорила ей смеясь о любви ее брата и что в маленькой диванной ей опять встретился Анатоль, что Элен куда то исчезла, они остались вдвоем и Анатоль, взяв ее за руку, нежным голосом сказал:
– Я не могу к вам ездить, но неужели я никогда не увижу вас? Я безумно люблю вас. Неужели никогда?… – и он, заслоняя ей дорогу, приближал свое лицо к ее лицу.
Блестящие, большие, мужские глаза его так близки были от ее глаз, что она не видела ничего кроме этих глаз.
– Натали?! – прошептал вопросительно его голос, и кто то больно сжимал ее руки.
– Натали?!
«Я ничего не понимаю, мне нечего говорить», сказал ее взгляд.
Горячие губы прижались к ее губам и в ту же минуту она почувствовала себя опять свободною, и в комнате послышался шум шагов и платья Элен. Наташа оглянулась на Элен, потом, красная и дрожащая, взглянула на него испуганно вопросительно и пошла к двери.
– Un mot, un seul, au nom de Dieu, [Одно слово, только одно, ради Бога,] – говорил Анатоль.
Она остановилась. Ей так нужно было, чтобы он сказал это слово, которое бы объяснило ей то, что случилось и на которое она бы ему ответила.
– Nathalie, un mot, un seul, – всё повторял он, видимо не зная, что сказать и повторял его до тех пор, пока к ним подошла Элен.
Элен вместе с Наташей опять вышла в гостиную. Не оставшись ужинать, Ростовы уехали.
Вернувшись домой, Наташа не спала всю ночь: ее мучил неразрешимый вопрос, кого она любила, Анатоля или князя Андрея. Князя Андрея она любила – она помнила ясно, как сильно она любила его. Но Анатоля она любила тоже, это было несомненно. «Иначе, разве бы всё это могло быть?» думала она. «Ежели я могла после этого, прощаясь с ним, улыбкой ответить на его улыбку, ежели я могла допустить до этого, то значит, что я с первой минуты полюбила его. Значит, он добр, благороден и прекрасен, и нельзя было не полюбить его. Что же мне делать, когда я люблю его и люблю другого?» говорила она себе, не находя ответов на эти страшные вопросы.

Пришло утро с его заботами и суетой. Все встали, задвигались, заговорили, опять пришли модистки, опять вышла Марья Дмитриевна и позвали к чаю. Наташа широко раскрытыми глазами, как будто она хотела перехватить всякий устремленный на нее взгляд, беспокойно оглядывалась на всех и старалась казаться такою же, какою она была всегда.
После завтрака Марья Дмитриевна (это было лучшее время ее), сев на свое кресло, подозвала к себе Наташу и старого графа.
– Ну с, друзья мои, теперь я всё дело обдумала и вот вам мой совет, – начала она. – Вчера, как вы знаете, была я у князя Николая; ну с и поговорила с ним…. Он кричать вздумал. Да меня не перекричишь! Я всё ему выпела!
– Да что же он? – спросил граф.
– Он то что? сумасброд… слышать не хочет; ну, да что говорить, и так мы бедную девочку измучили, – сказала Марья Дмитриевна. – А совет мой вам, чтобы дела покончить и ехать домой, в Отрадное… и там ждать…
– Ах, нет! – вскрикнула Наташа.
– Нет, ехать, – сказала Марья Дмитриевна. – И там ждать. – Если жених теперь сюда приедет – без ссоры не обойдется, а он тут один на один с стариком всё переговорит и потом к вам приедет.
Илья Андреич одобрил это предложение, тотчас поняв всю разумность его. Ежели старик смягчится, то тем лучше будет приехать к нему в Москву или Лысые Горы, уже после; если нет, то венчаться против его воли можно будет только в Отрадном.
– И истинная правда, – сказал он. – Я и жалею, что к нему ездил и ее возил, – сказал старый граф.
– Нет, чего ж жалеть? Бывши здесь, нельзя было не сделать почтения. Ну, а не хочет, его дело, – сказала Марья Дмитриевна, что то отыскивая в ридикюле. – Да и приданое готово, чего вам еще ждать; а что не готово, я вам перешлю. Хоть и жалко мне вас, а лучше с Богом поезжайте. – Найдя в ридикюле то, что она искала, она передала Наташе. Это было письмо от княжны Марьи. – Тебе пишет. Как мучается, бедняжка! Она боится, чтобы ты не подумала, что она тебя не любит.
– Да она и не любит меня, – сказала Наташа.
– Вздор, не говори, – крикнула Марья Дмитриевна.
– Никому не поверю; я знаю, что не любит, – смело сказала Наташа, взяв письмо, и в лице ее выразилась сухая и злобная решительность, заставившая Марью Дмитриевну пристальнее посмотреть на нее и нахмуриться.
– Ты, матушка, так не отвечай, – сказала она. – Что я говорю, то правда. Напиши ответ.
Наташа не отвечала и пошла в свою комнату читать письмо княжны Марьи.
Княжна Марья писала, что она была в отчаянии от происшедшего между ними недоразумения. Какие бы ни были чувства ее отца, писала княжна Марья, она просила Наташу верить, что она не могла не любить ее как ту, которую выбрал ее брат, для счастия которого она всем готова была пожертвовать.
«Впрочем, писала она, не думайте, чтобы отец мой был дурно расположен к вам. Он больной и старый человек, которого надо извинять; но он добр, великодушен и будет любить ту, которая сделает счастье его сына». Княжна Марья просила далее, чтобы Наташа назначила время, когда она может опять увидеться с ней.
Прочтя письмо, Наташа села к письменному столу, чтобы написать ответ: «Chere princesse», [Дорогая княжна,] быстро, механически написала она и остановилась. «Что ж дальше могла написать она после всего того, что было вчера? Да, да, всё это было, и теперь уж всё другое», думала она, сидя над начатым письмом. «Надо отказать ему? Неужели надо? Это ужасно!»… И чтоб не думать этих страшных мыслей, она пошла к Соне и с ней вместе стала разбирать узоры.
После обеда Наташа ушла в свою комнату, и опять взяла письмо княжны Марьи. – «Неужели всё уже кончено? подумала она. Неужели так скоро всё это случилось и уничтожило всё прежнее»! Она во всей прежней силе вспоминала свою любовь к князю Андрею и вместе с тем чувствовала, что любила Курагина. Она живо представляла себя женою князя Андрея, представляла себе столько раз повторенную ее воображением картину счастия с ним и вместе с тем, разгораясь от волнения, представляла себе все подробности своего вчерашнего свидания с Анатолем.
«Отчего же бы это не могло быть вместе? иногда, в совершенном затмении, думала она. Тогда только я бы была совсем счастлива, а теперь я должна выбрать и ни без одного из обоих я не могу быть счастлива. Одно, думала она, сказать то, что было князю Андрею или скрыть – одинаково невозможно. А с этим ничего не испорчено. Но неужели расстаться навсегда с этим счастьем любви князя Андрея, которым я жила так долго?»
– Барышня, – шопотом с таинственным видом сказала девушка, входя в комнату. – Мне один человек велел передать. Девушка подала письмо. – Только ради Христа, – говорила еще девушка, когда Наташа, не думая, механическим движением сломала печать и читала любовное письмо Анатоля, из которого она, не понимая ни слова, понимала только одно – что это письмо было от него, от того человека, которого она любит. «Да она любит, иначе разве могло бы случиться то, что случилось? Разве могло бы быть в ее руке любовное письмо от него?»
Трясущимися руками Наташа держала это страстное, любовное письмо, сочиненное для Анатоля Долоховым, и, читая его, находила в нем отголоски всего того, что ей казалось, она сама чувствовала.
«Со вчерашнего вечера участь моя решена: быть любимым вами или умереть. Мне нет другого выхода», – начиналось письмо. Потом он писал, что знает про то, что родные ее не отдадут ее ему, Анатолю, что на это есть тайные причины, которые он ей одной может открыть, но что ежели она его любит, то ей стоит сказать это слово да, и никакие силы людские не помешают их блаженству. Любовь победит всё. Он похитит и увезет ее на край света.
«Да, да, я люблю его!» думала Наташа, перечитывая в двадцатый раз письмо и отыскивая какой то особенный глубокий смысл в каждом его слове.
В этот вечер Марья Дмитриевна ехала к Архаровым и предложила барышням ехать с нею. Наташа под предлогом головной боли осталась дома.

Вернувшись поздно вечером, Соня вошла в комнату Наташи и, к удивлению своему, нашла ее не раздетою, спящею на диване. На столе подле нее лежало открытое письмо Анатоля. Соня взяла письмо и стала читать его.
Она читала и взглядывала на спящую Наташу, на лице ее отыскивая объяснения того, что она читала, и не находила его. Лицо было тихое, кроткое и счастливое. Схватившись за грудь, чтобы не задохнуться, Соня, бледная и дрожащая от страха и волнения, села на кресло и залилась слезами.
«Как я не видала ничего? Как могло это зайти так далеко? Неужели она разлюбила князя Андрея? И как могла она допустить до этого Курагина? Он обманщик и злодей, это ясно. Что будет с Nicolas, с милым, благородным Nicolas, когда он узнает про это? Так вот что значило ее взволнованное, решительное и неестественное лицо третьего дня, и вчера, и нынче, думала Соня; но не может быть, чтобы она любила его! Вероятно, не зная от кого, она распечатала это письмо. Вероятно, она оскорблена. Она не может этого сделать!»
Соня утерла слезы и подошла к Наташе, опять вглядываясь в ее лицо.
– Наташа! – сказала она чуть слышно.
Наташа проснулась и увидала Соню.
– А, вернулась?
И с решительностью и нежностью, которая бывает в минуты пробуждения, она обняла подругу, но заметив смущение на лице Сони, лицо Наташи выразило смущение и подозрительность.
– Соня, ты прочла письмо? – сказала она.
– Да, – тихо сказала Соня.
Наташа восторженно улыбнулась.
– Нет, Соня, я не могу больше! – сказала она. – Я не могу больше скрывать от тебя. Ты знаешь, мы любим друг друга!… Соня, голубчик, он пишет… Соня…
Соня, как бы не веря своим ушам, смотрела во все глаза на Наташу.
– А Болконский? – сказала она.
– Ах, Соня, ах коли бы ты могла знать, как я счастлива! – сказала Наташа. – Ты не знаешь, что такое любовь…
– Но, Наташа, неужели то всё кончено?
Наташа большими, открытыми глазами смотрела на Соню, как будто не понимая ее вопроса.
– Что ж, ты отказываешь князю Андрею? – сказала Соня.
– Ах, ты ничего не понимаешь, ты не говори глупости, ты слушай, – с мгновенной досадой сказала Наташа.
– Нет, я не могу этому верить, – повторила Соня. – Я не понимаю. Как же ты год целый любила одного человека и вдруг… Ведь ты только три раза видела его. Наташа, я тебе не верю, ты шалишь. В три дня забыть всё и так…
– Три дня, – сказала Наташа. – Мне кажется, я сто лет люблю его. Мне кажется, что я никого никогда не любила прежде его. Ты этого не можешь понять. Соня, постой, садись тут. – Наташа обняла и поцеловала ее.

Людовик XV Французский. Человек, личность, характер

«Я во всем хочу следовать примеру усопшего короля, моего прадеда», - заявил 16-летний Людовик XV после падения премьер-министра герцога де Бурбона в 1726 г. Было ли это возможно?

При его прадеде Людовике XIV (1643 - 1715) система «абсолютистской» монархии во Франции и Европе достигла своего наивысшего развития. «Король-солнце», как никто другой, умел олицетворять суверенность «абсолютного» монарха и центральную власть королевства в реальности и лично заполнять эту центральную позицию. Тяжелая роль «вездесущего» короля была по плечу только личности с качествами Людовика XIV . Но этим «король-солнце» превратил королевство в груз, который превышал человеческие силы.

Человеческие слабости помешали Людовику XV, несмотря на все положительные качества, последовать примеру своего предшественника и сосредоточить государство в своей персоне как это делал «вездесущий» король. Он не дорос до нечеловеческих задач «абсолютной» монархии. Так он стал непонятой, одинокой и трагической фигурой.

В течение долгого времени Людовика XV изображали как ленивого и слабого короля, имевшего большое количество фаворитов и метресс, и только новые биографы, прежде всего Мишель Антуан, справедливо оценивают его как личность с присущими ему достоинствами.

Людовик родился в Версале 15.2.1710 г. Он был сыном герцога Бургундского, старшего сына дофина (кронпринца) Людовика и Марии Анны Баварской. Таким образом, он был сыном старшего внука Людовика XIV и Марии-Аделаиды Савойской. Ничего, казалось, не предвещало маленькому Людовику, что когда-нибудь он взойдет на трон «короля-солнце». Но тут огромное несчастье разразилось над династией Бурбонов: в течение одного года, с 14.4.1711 г. до 8.3.1712 г. смерть унесла по очереди дофина (умер 14 4 1711 г от оспы), следовавшего за ним дофина герцога Бургундского (умер 18.2.1712 г. от кори), его супругу Марию-Аделаиду (умерла 12.2.1712 г.) и ставшего дофином старшего брата (умер 8.3.1712 г.).

Поскольку первенец умер еще в детстве, остался только двухлетний Людовик, дофин, надежда династии когда правящему королю и прадеду Людовику XIV было уже 73 с половиной года. Маленький кронпринц прелестный ребенок, живой, рано развившийся, робкий, очень нежный, тонко чувствующий, слабый и избалованный, будучи полным сиротой, рос без семьи, 6ратьев и сестер, очень изолированно и замкнуто хотя и окруженный множеством людей. Поэтому он очень привязался к гувернантке, которую называл «мама Вентадур», и к своему прадеду, которого называл «папа король».

Последний распорядился, чтобы его бывший соратник в играх 73-летний герцог Вийерой стал гувернером, 63-летний епископ Флери - воспитателем, а герцог де Мень, узаконенный сын, - опекуном, чтобы герцог Орлеанский, регент и двоюродный дед малыша не оказал на него слишком большого влияния.

Когда Людовик XIV 1.9.1715 г. умер, Людовик XV в пять с половиной лет стал королем Франции. Разумеется в этом возрасте он еще не мог править, это делали регент с регентским советом от его имени. Но тем не менее для маленького застенчивого мальчика началась серьезная жизнь, потому что его все больше и больше привлекали к выполнению представительских задач. Уже 2.9.1715 г. он должен был в качестве короля председательствовать при чтении завещания Людовика XIV. Он открыл заседание несколькими выученными словами и затем передал все канцлеру. Ему необходимо было также в присутствии регента принимать выражения соболезнования в связи со смертью Людовика XIV , затем регулярно принимать дипломатический корпус, присутствовать при принесении присяги и выполнять религиозные обязанности как всехристианнейший король и многое другое. На Вийерое прежде всего лежит вина за то, что маленького мальчика на седьмом году жизни перегрузили этими протокольными повинностями, и у робкого от природы ребенка появился так и не покинувший его страх перед скоплением незнакомых людей. За непринужденностью и превосходными манерами врожденная робость скрывалась в душе и характере монарха. В то время когда другие дети могли играть со своими ровесниками, он с удивительной серьезностью выполнял взваленные на пего обязанности, которые его очень обременяли и рано выработали склонность к меланхолии. Вскоре отношения доверия соединили его с воспитателем и домашним учителем епископом Андре Эркюлем де Флери, с 1699 по 1715 г. управлявшим маленьким епископством Фрежу, человеком скромным, мудрым и набожным, сторонившимся придворных интриг.

Флери дал юному королю ярко выраженное религиозное образование.

Уже в возрасте 10 лет наряду с прежними представительскими обязанностями Людовика XV начали посвящать в другие королевские дела. С 18.2.1720 г. он регулярно (как слушатель) участвовал в заседаниях Государственного совета. Кроме того, он начал углубленно заниматься всеми важными для короля отраслями знаний.

Как и в других монархиях, брак короля рассматривался как важное политическое мероприятие, желания или симпатии участников здесь не играли роли. Но брачная политика регента и его премьера кардинала Дюбуа, которые для закрепления дружественных отношений с Испанией соединили 11-летнего Людовика XV с 3-летней испанской инфантой Марией Анной Викторией, была особенно вопиющей. Брачный договор был подписан 25.11.1721 г. и маленькую испанскую принцессу привезли в Париж, чтобы воспитать ее там и дождаться, пока станет возможным церковное венчание.

11-летнего короля его невеста, естественно, оставила равнодушным, но он по ее прибытии подарил ей куклу. Так Людовик XV рос в одиночестве во главе государства, без семьи и близкого друга. Его единственными доверенными лицами были пожилая «маман Вентадур» и сравнительно старый Флери.

25.10.1722 г. с большой помпой, по старой традиции, Людовик был помазан на правление и коронован в Реймсском соборе. Когда королю 15.2.1723 г. исполнилось 13 лет, он стал совершеннолетним и регентство закончилось.

Вскоре премьер-министр герцог де Бурбон посчитал крайне необходимой женитьбу часто болевшего короля, на которого возлагались надежды династии. 6-летнюю «инфанту-королеву» в 1725 г., к великому возмущению испанцев, отослали обратно в Мадрид. Повой невестой Бурбон выбрал польскую принцессу Марию Лещинскую, дочь лишенного трона короля Станислава, которая была на 7 лет старше Людовика. Свадьба состоялась 5.9.1725 г. в Фонтенбло с большой пышностью и в присутствии огромного количества князей и дворян со всей Европы.

Что же за человек был Людовик XV, росший без родителей и семьи и чувствовавший себя всегда одиноким? Какой у него был характер?

Современники, а также сохранившиеся портреты свидетельствуют, что Людовик XV был красивым, хорошо сложенным, крепким мужчиной. Представительная внешность, гармоничные черты лица делали его очень привлекательным. Говорили, что он «красивейший мужчина в своем королевстве». Он особенно любил верховую езду и охоту и имел крепкое здоровье. Впрочем, у него была склонность к воспалению слизистой оболочки носа и ларингиту, отчего голос делался хриплым. Вообще его голос не соответствовал импозантной внешности. Это мешало ему выступать, добиваться признания своими речами, представительствовать, руководить Советом, усмирять строптивые парламентские советы и править своим двором. Поэтому министрам часто приходилось вместо него читать его заявления.

Важнейшей отличительной чертой короля была его высокая интеллигентность. Он наряду с Генрихом IV был интеллигентнейшим из Бурбонов (Антуан), быстро схватывал суть и был проницателен, как подчеркивают многие его сотрудники, такие как д’Агресон, д’Аверди, Крой и др. Французский министр иностранных дел маркиз д’Агресон писал: «Король думает быстро». И подчеркивал: «Ход его мысли быстрее молнии... с быстрыми и резкими суждениями».

Людовик относился, как с удивлением сообщал в Вену австрийский посланник Кауниц, к наиболее хорошо информированным и высокообразованным властителям своего времени. Монарх всегда стремился расширить и обогатить свои знания и для этой цели собрал великолепную, постоянно пополнявшуюся новыми книгами личную библиотеку. Наряду с историей, правом и теологией его интересовали естественные науки и вопросы общественного здравоохранения. Он лично способствовал основанию «Академии хирургии» и поощрял естественно научные проекты, как, например, графа ле Гарея, который в 1745 г. опубликовал свою «Гидравлическую химию». Как подчеркивал современник Крой, «король особенно хорошо разбирался в астрономии, физике и ботанике».

Людовик XV, высокоинтеллектуальный и образованный человек, имел «крайне сложный и загадочный характер» (Антуан). Агресон и герцог де Люйни описывали его как непроницаемого и недоступного. У него были слабые нервы, он робел перед людьми, часто впадал в меланхолию и депрессию. Люйни пишет по этому поводу: «Приступы меланхолии иногда проявлялись спонтанно, иногда обусловливались обстоятельствами».

В то время как «король-солнце», которого все - по крайней мере внешне - уважали и почитали, держал в руках двор и придворных в Версале, застенчивому, боявшемуся людей Людовику XV сильно действовали на нервы постоянные придворные интриги, споры из-за ранга, злобная болтовня и клевета, нескрываемые зависть и гордыня. С детства приученный к скрытности, монарх видел только одну возможность отгородиться от всего этого: проявлять сдержанное, загадочное, молчаливое, всегда таинственное и недоступное внешним влияниям отношение. Как многие застенчивые люди, он не показывал своих чувства и стал мастером притворства и скрытности. Весьма замечателен в этом плане совет, который он в 1771 г. дал своему внуку Фердинанду: «Прежде всего успокойтесь и не позволяйте видеть ваши чувства».

Людовик XV скрывал, что он планировал, что делал и над чем работал. Из-за этого у общественности сложилось ложное впечатление, что он не интересуется делами государства, ленив; потому что никто не знал его подлинных мыслей, намерений, трудолюбия, дальновидности.

В отличие от Людовика XIV , чья жизнь с утра до вечера протекала публично, обставленная множеством церемоний, вплоть до присутствия особо привилегированных во время туалета, Людовик XV испытывал ужас перед всем этим, пытался избежать придворной жизни, старался отгородить себе свободное пространство. Он построил себе в Версале маленькие апартаменты, где спал и работал и куда не каждый имел доступ, как в «большие апартаменты». Кроме того, как только предоставлялась возможность, он бежал из Версаля в маленькие охотничьи замки в Рамбуйе, Ла Мует, Шуази, Сен-Юбер и т. д. Установлено, что в некоторые годы он проводил в Версале менее 100 ночей.

Королевский церемониал был для Людовика XV только суровой обязанностью и тяжким грузом, фасадом, за которым он прятал свой подлинный образ жизни.

Людовик, несмотря на свою робость перед людьми и страх перед толпой и чужими лицами, не пытался избежать выполнения представительских обязанностей. Но он не любил театрализованных выходов. Отправляясь в действующую армию, он в отличие от своих предшественников избегал больших церемоний, а просто уезжал. Время от времени он пропускал практиковавшиеся его прадедом ежедневные публичные подъемы или отходы ко сну со всеми придворными церемониями в больших королевских апартаментах.

Людовик XV ночевал в своих маленьких апартаментах, вставал рано и успевал поработать несколько часов за письменным столом, прежде чем отправиться в большие апартаменты.

Точно так же Людовик удалялся вечером после охоты в свои маленькие покои поработать, поужинать с несколькими доверенными людьми и лишь затем переходил в парадную комнату, чтобы публично продемонстрировать отход ко сну. Но как только полог кровати задергивался и придворные удалялись, он отправлялся спать в свою комнату. По свидетельству современников, в личной жизни он был «скромный и добросердечный человек».

Однако такая двойная жизнь вела к тому, что король не мог использовать двор, придворную жизнь и церемониал как инструмент властвования и «приручения» придворного дворянства. Кроме того, постоянно уклоняясь от публичности, он давал повод к недоверию, досужим сплетням, фантастическим слухам, ложным суждениям о своей деятельности, и все это перед лицом весьма критически настроенной общественности, которая под влиянием мыслей просветителей, а также скандальной прессы только и искала себе жертву. Людовик XV стал ее излюбленным объектом, что постепенно приводило к ослаблению монархической идеи.

Было еще и другое, что мешало ему полностью занять позицию «абсолютного» монарха наподобие его прадеда: его от природы очень сильная и увеличившаяся в годы детства и юности застенчивость, боязнь людей и страх перед публичными выступлениями. На них «король всегда был как парализованный» и не мог, как подчеркивает современник Бери, из-за своей робости «прочесть далее четырех предложений». Так, он редко мог перебороть себя и публично произнести речь, обратиться к посланнику на приеме, перекинуться парой фраз с кем-нибудь из придворных или выразить министру или чиновнику свою похвалу или недовольство. Казавшийся на публике скованным, холодным и одеревеневшим король, как сообщает Крой, в узком кругу мог быть «веселым, непринужденным» и «вообще больше не застенчивым, а совершенно естественным».

Отсутствие способности в официальной обстановке обращаться к тем, кто ждал его слов, сковывало его действия,. Как верно отмечает Антуан, для абсолютного монарха это в первую очередь была речь, т. е. умение «говорить, чтобы приказывать и решать, судить, запрещать или разрешать, поздравлять, подбадривать, хвалить или ругать, наказывать или прощать». От застенчивости ему было трудно общаться со своими министрами и высшими чиновниками, прежде всего с новыми лицами, почему он не любил перемен. Они же вообще не знали, чего ждать от ревностно охранявшего свои властные полномочия монарха, поскольку никогда не слышали ни похвалы, ни неодобрения. Тем неожиданнее были для них в соответствующих обстоятельствах решения Людовика об отставке или его письменные распоряжения о наказаниях. Либо в такой атмосфере не могли появиться действительно значительные политики, либо их просто не было. Во всяком случае, во время Людовика XV после Флери было мало значительных политических личностей, хотя имелись хорошо управляющие чиновники. Несмотря на это, Людовик XV исполнял свои обязанности как верховный представитель королевства, как воплощение высшей законодательной, исполнительной и судебной власти. У него была четкая концепция своего целостного суверенного авторитета, религиозного характера позиция «всехристианнейшего короля», он проявлял себя не как деспот и даже ни как авторитарный монарх.

Он был бюрократом, который много писал, это отвечало его интровертной природе. В отличие от Людовика XIV , охотно и со знанием дела использовавшего в своем правлении устное слово и мало писавшего, его правнук руководил теми же перешедшими от предшественников институтами письменно. Хотя ему часто приходилось председательствовать на заседаниях Государственного совета и регулярно совещаться с министрами в узком кругу, он все же предпочитал переписку. Поскольку он хорошо владел пером, то чувствовал себя в письменной сфере значительно увереннее. Он все писал сам и не имел личного секретаря. Маркиз д’Аргесон замечает по этому поводу: «Король много пишет своей рукой, письма, памятные записки, много отрывков из того, что он читает...» Таким образом, монарх старался по возможности больше управлять письменно, требовал того или другого, делал пометки в документах своих министров и чиновников, критиковал или одобрял, давал указания и т. п.

Таким образом, он мог полностью выполнять свои обязанности по управлению и держать все под контролем, хотя часто отсутствовал в Версале и переезжал из одного охотничьего замка в другой. У него был складной письменный стол с запирающимся выдвижным ящиком, заполненным письмами и досье, который всегда был при нем, и важнейшим министрам иногда приходилось пускаться в путешествие, чтобы побеседовать со своим королем.

Несмотря на такой стиль правления, который мог быть вполне эффективным, историки в основном говорят о его малой способности решать внутри- и внешнеполитические и финансовые проблемы из-за преувеличенной скромности и сильных сомнений в себе. Этот интеллигентный, проницательный монарх постоянно сомневался в себе. Недостаток уверенности сковывал его ценные качества. Он очень быстро схватывал существенное и необходимое, а также значение и последствия событий. Но если его окружение или министры высказывали другое мнение, он терялся, становился нерешительным и тратил много времени на принятие решения. Современник герцог Крой, хорошо знавший короля, замечает по этому поводу: «... скромность была качеством, которое превратилось у него в недостаток. Хотя он разбирался в делах гораздо лучше, чем другие, он всегда считал себя неправым».

Немузыкальный, но тонко чувствующий искусство, глубоко верующий, набожный человек и верный сын церкви и папы, он не позволил многим дворянам отвлечь себя от веры, хотя они усердно и пытались это сделать.

После того как самое позднее с 1737 г. он больше не был близок с королевой, то подолгу жил с официальными любовницами, к которым иногда добавлялись мимолетные фаворитки более низкого происхождения. Хотя тогда содержание любовниц было обычным почти для всех монархов, эти постоянные нарушения церковной морали вызывали у французского короля угрызения совести и депрессию. Он осознавал свое греховное состояние, но не хотел его менять или же не имел для этого достаточно силы воли. Он надеялся, будучи всегда окруженным священниками, перед смертью покаянием решить проблему, как замечает Крой.

Кардинал Берни подчеркивал: «Его любовь к женщинам победила его любовь к религии, но она никогда не могла... причинить ущерб его почтению к ней» и «Король имеет религию... он скорее воздержится от таинства причастия, чем будет его профанировать». Людовик в течение 38 лет своего правления не принимал причастия, хотя в остальном ответственно выполнял свои религиозные обязанности и, как и его предшественник, каждый день с большим благоговением и всегда коленопреклоненный участвовал в мессе, постился в предписанные дни и участвовал в процессиях. Было принято, чтобы король как помазанник Божий по большим праздникам возлагал руки на подданных, больных золотухой, чтобы их излечить. Но для этого было необходимо предварительно исповедаться и причаститься. С 1722 по 1738 г. Людовик XV всегда добросовестно проводил возложение рук на золотушных. Но с 1739 г. это прекратилось, потому что он больше не причащался. Это вызвало большой скандал. Хотя благодаря Просвещению дворянство уже давно подвергало сомнению сакральность королевской власти, Людовик XV, перестав выполнять старый королевский ритуал возложения рук на золотушных, внес вклад в десакрализацию своего авторитета в его ослабление.

Большой урон своей репутации Людовик XV нанес тем, что имел слишком много любовниц. Его считали «похотливым грешником». Этого «всехристианнейшему королю» не простили, хотя большинство придворных жили не со своими женами, а с любовницами, и у высшей буржуазии дела обстояли не лучше. Особым поводом для скандала стала связь короля с пресловутой Помпадур, которая вошла в историю как символ королевской метрессы.

Молодой король был вначале влюбленным, хорошим и верным мужем. В первые 12 лет супруга родила ему десять детей. Первая дочь родилась, когда ему было семнадцать с половиной лет, а последняя - когда ему было двадцать семь, а Марии тридцать четыре. Кроме двух мальчиков, у супругов было 8 девочек, носивших титул «Мадам Франции», они были пронумерованы по возрасту («Мадам первая», «Мадам вторая» и т. д.). Из девочек в четыре с половиной года умерла «Мадам третья», а из мальчиков - младший, родившийся в 1730 г. Единственным сыном остался дофин Луи, родившийся 4.9.1729 г., органист и певец, не любивший ни охоты, ни спорта, очень набожный и домашний, который после смерти горячо любимой первой жены со своей второй супругой, Марией-Йозефой Саксонской, вел счастливую семейную жизнь, больше напоминавшую буржуазную. От них произошли последующие короли Людовик XVI , Людовик XVIII и Карл X . Отношения Людовика XV с сыном были весьма напряженными, но он был очень привязан к дочерям, которых, когда они подросли, он охотно посещал, беседовал с ними. Слушал их музыку и собственноручно готовил им кофе. Замуж вышла только самая старшая, Елизавета Французская, за дона Филиппа Испанского, будущего герцога Пармского. Самая младшая, Луиза, стала монахиней ордена кармелиток.

Хотя Людовик был любящим отцом, вскоре в браке с Марией Лещинской возникли трудности. Супруга, старше на семь лет, очень набожная, но малопривлекательная, скучная, апатичная и печальная, имела совершенно другие интересы, чем король, редко сопровождала его, из-за своих частых беременностей, и не смогла создать той обстановки, к которой стремился Людовик. Между ними не возникло по-настоящему близких доверительных отношений, и король «находил у королевы самый мрачный уголок при дворе». Когда королева однажды, по совету врачей, отказала своему супругу в близости, но не решилась объяснить причину, он, оскорбленный, окончательно отвернулся от нее. Не привыкший к воздержанию и, очевидно, неспособный на это, с 1738/39 г. король стал проводить время в обществе метресс. Крой высказался по этому поводу так: «Наряду с преувеличенной скромностью у него был важнейший и единственный недостаток - страсть к женщинам». Первыми официальными метрессами были четыре дочери маркиза де Нестле. Он наслаждался тем, что мог у них расслабиться и «жить как обычный человек».

Весной 1745 г. новая дама поднялась до положения «главной метрессы»: Жанна-Антуанетта Пуассон, внебрачная дочь финансиста, выросшая в добропорядочной буржуазной семье и в 20 лет, в 1742 г., выданная замуж за финансиста Шарля Гийома Ле Норман д’Этуаль. Соблазнительная, исключительно красивая, честолюбивая и образованная молодая женщина познакомилась с Людовиком XV во время его охотничьих вылазок и решила непременно стать его любовницей, чего и добилась в марте 1745 г. Она разошлась с мужем, получила от Людовика дворянское поместье и в качестве маркизы де Помпадур была допущена ко двору, хотя дворяне и презирали эту выскочку. Ее искусство и дарование заключалось прежде всего в том, что она умела развлечь короля и развеять его меланхолию. Новая метресса, непреклонная в своем честолюбии и стремлении к власти, играла с 1745 г. до своей смерти в 1764 г. очень большую роль. Общественность находила особенно скандальным то, что эта женщина смогла удерживать свои позиции в течение столь долгих лет. Она превосходно умела отбить у соперниц короля и сохранить его благосклонность. Хотя их отношения продолжались только до 1750 г., она оставалась еще более влиятельной подругой, создавала ему приватную атмосферу и поставляла королю или терпела около него маленьких фавориток из простых сословий, которые не были для нее опасны. Именно эти маленькие метрессы, жившие в одном доме, дали повод к фантастическим слухам, рассказам и подозрениям, Говорили о массовых оргиях, совращении малолетних и т. п. В действительности молодые женщины брачного возраста пробивались сами, часто подталкиваемые своими честолюбивыми родителями. Хотя Людовик XV знал, какой удар его престижу нанесла Помпадур, все же в 1768 г., в 58 лет, он сделал главной метрессой другую буржуазку, 25-летнюю Жанну Вобенье, состоявшую в браке с графом де Барри. Новая метресса, графиня де Барри, жизнерадостная, лукавая, добродушная молодая женщина, окруженная теперь придворными, деятелями искусства и философами, не играла такой политической роли, как маркиза де Помпадур, но своей расточительностью также способствовала падению авторитета монарха. Число незаконнорожденных детей Людовика оценивается по-разному. Антуан подчеркивает, что их было всего восемь, т. е. меньше, чем законных. Речь шла в основном о девочках, которых хорошо выдавали замуж; оба сына стали церковнослужителями.


История в художественных образах (Людовик XV)

"В субботу 15 февраля 1710 года Людовик XIV был разбужен в семь часов утра, то есть часом ранее обыкновенного, по той причине, что герцогиня Бургундская почувствовала первые боли родов. Король поспешно оделся и отправился к герцогине. На этот раз Людовику XIV ждать почти не пришлось, ибо в восемь часов три минуты и три секунды герцогиня Бургундская родила принца, который был назван герцогом Анжуйским... Этот, только что родившийся, младенец имел уже брата, названного дофином... 6 марта 1711 года оба принца заболели корью, о чем тотчас дано было знать Людовику XIV. Так как они были крещены только малым крещением, то король немедленно приказал их крестить... По желанию короля, оба принца должны были наименоваться Людовиками. 8 марта старший из двух братьев умер. Герцог Анжуйский наследовал тогда своему брату и принял, в свою очередь, титул дофина. Этот герцог Анжуйский, внук великого дофина, единственного законного сына Людовика XIV, и есть тот самый принц, который наследовал престол Франции под именем Людовика XV ," - так согласно великому Александру Дюма (см. его книгу "Людовик XV и его эпоха") начался земной путь одного из королей Франции.

Маурис Квентин де ла Тур Портрет короля Людовика XV

Король Людовик XV (1710-1774) получил в истории прозвища "Прекрасный" и "Возлюбленный", и правил Францией целых пятьдесят девять лет. "Прекрасный" правитель мало интересовался делами государства и потому к концу его правления все пришло в относительное запустение. Однако процветали искусства и любовь, потому видимо до сих пор при упоминании имени Людовика XV ценители искусства сразу же вспоминают не о человеке, короле Франции, а об весьма интимном и женственном стиле при изготовлении предметов мебели, живописи и скульптуры, получившем название "Стиль Людовика XV". Элементы этого стиля характерны и для многочисленных портретов короля и его окружения, ставших уже для нас историей...

Пьер Гоберт Инфант Франции, будущий король Людовик XV 1712

Художник (?) Юный Людовик XV в костюме пилигрима

У Александра Дюма истории жизни всех французских Людовиков весьма увлекательны, однако на самом деле все было совсем не так уж и красиво. Так, например, отсутствие детства. В четыре года наш герой Луи становится уже королем Франции, после смерти Людовика XIV. Мальчику надо присутствовать на приемах, балах, церковных службах, хотя при нем и был так называемый регент - герцог Филипп Орлеанский. Одновременно мальчик еще и учился: а это каждый день уроки французского, латинского, истории, по три раза в неделю - математика, астрономия, естественные науки, музыка, танцы, рисование, труд. В 13 лет юного Людовика коронуют и он официально вступил на престол.

Брюллов К.П. Прогулка Людовика XV в детстве 1850

Гиацинт Риго Портрет Людовика XV в коронационном наряде 1715

(Дворец Версаля)

Знаменитаяя Корона Людовика XV. Это был обычай иметь свои собственные личные короны для их коронации королей Франции. Использовалась во время коронации Людовика XV в 1722 году в Реймском соборе, где короновались все французские короли до 1789 года. Корона украшена знаменитым бриллиантом "Регент", другими бриллиантами, драгоценными камнями и золотом. Корона была изготовлена французским ювелиром Лорентом Рондом, который использовал бриллианты из коллекции Мазарини, а также рубины, изумруды и сапфиры. В настоящее время хранится в музее Лувра в Париже.

Художник (?) Портрет короля Людовика XV

В 1721 регент объявил о помолвке Людовика с двухлетней кузиной, инфантой Марианой Викторией Испанской... тут как говорится "без комментариев". Маленькая инфанта, прибыла во Францию и числилась королевской невестой. После смерти Филиппа Орлеанского в декабре 1723 первым министром стал герцог Луи Генрих Конде-Бурбон и он решил женить короля как можно быстрее.

Розальба Карриера Портрет Людовика XV

Жан-Франсуа де Трое Портрет Людовика XV и Марианны Виктории Испанской

Единственно подходящей по возрасту принцессой-католичкой (хотя и старше короля на 7 лет) оказалась Мария Лещинская, дочь бывшего польского короля Станислава Лещинского. Маленькая инфанта Марианна Испанская была отправлена домой в Мадрид и стала впоследствии португальской королевой.

Франчуа Стимар Мария Лещинская, королева Франции

Мария Лещинская Гравюра конца XVIII века

Поначалу брак с Лещинской был счастливым: с 1727 по 1737 Мария родила десять детей, но общество супруги, бесцветной и заурядной женщины, не удовлетворяло Людовика и он начал менять любовниц одну за другой. Последнему способствовали и некоторые из министров короля...

Алексис Симон Белле Портрет Людовика XV

Тема любовных похождений короля Людовика XV настолько обширна, что может составить несколько томов. Как говорят историки, грехопадение правителя Франции, на тот момент весьма застенчивого (при наличии уже десяти детей!) и нерешительного, началось с семьи старинного дворянского род Нелей, находящегося в родстве с домом Мальи. Четверо из пяти сестер Нелей-Мальи стали любовницами-фаворитками короля. Первой стала старшая Луиза де Мальи, затем были Полин - Фелисите, Диана - Аделаида и Мари - Анн.

Алексис Гримау Луиза Жюли де Нелей, графиня де Мальи

Жан Марк Натье Полин-Фелисите де Нелей, маркиза де Вентимилья в образе Авроры

Жан Марк Натье Мари-Анн де Мальи-Нелей, герцогиня де Шатору

Для своих любовных утех Людовик купил Шуази. Устроил все по своему вкусу: покои, украшенные статуями и полотнами знаменитых художников, роскошные диваны, обитые персидским бархатом; ложа, на которых можно было без посторонней помощи перемещаться повсюду; сады, где посреди мраморных бассейнов и фонтанов были расставлены столы с яствами и висели клетки с экзотическими певчими птицами, боскеты из роз и жасминов. В Версале король появлялся только в торжественные дни. В этом святилище любви впервые появились механические столы, избавлявшие остроумное общество пирующих на вечерних оргиях от присутствия нескромных и болтливых слуг. Всякий собеседник имел подле себя столик с прибором из золота и хрусталя, писал на нем, какое хочет иметь кушанье и какое вино. Посредством пружины стол исчезал на минуту под пол и поднимался обратно, уставленный разнообразными яствами.

Бал времен короля Людовика XV

Жан-Батист Удри Охота Людовика XV 1730

Маурис Квентин де ла Тур Людовик XV

Мадам де Помпадур Гравюра конца XVIII века

После смерти Помпадур ее сменила мадам Дюбарри, и кроме того, существовал целый королевский "гарем" близ Версаля, именовавшийся "Олений парк" (старое название Версальского квартала, построенного во времена Людовика XV на месте парка с дикими зверями времен Людовика XIII).

Мадам дю Барри

Чезаре Огюст Детти Людовик XV в тронном зале

Король покупал у родителей совсем еще девочек, маленьких девочек от девяти до двенадцати лет и переселял их в Версаль. Там Людовик XV проводил с ними долгие часы. Ему нравилось раздевать их, купать, наряжать. Он сам заботился о преподавании им основ религии, обучал их чтению, письму и молитвам. "Олений парк" был местом их обитания... Позже во всех этих извращениях обвинили мадам дю Барри. Ее страсть к любовным утехам восхищала Людовика XV, и однажды он поделился с Ришелье: "Я в восторге от вашей мадам дю Барри, это единственная женщина во Франции, которая знает секрет - как заставить меня забыть о моем шестидесятилетнем возрасте ".

Луис Мишель ван Лоо Парадный портрет короля Франции Людовика XV

Людовик XV Фарфоровый бюст

Жан-Батист Лемоне Людовик XV Мраморный бюст

С начала 1774 стали замечать сильную перемену в привычках и умонастроении короля. Он быстро постарел и одряхлел. Глубокая печаль не покидала его более ни на минуту. С величайшим благоговением он присутствовал на всех проповедях и строго соблюдал посты. Людовик словно предчувствовал свой близкий конец. В конце апреля 1774, после интрижки с дочерью одного столяра, он неожиданно заболел. Вскоре на его теле показалась сыпь - через несколько дней уже не было сомнений, что это оспа. 10 мая Людовик умер, оставив своему наследнику огромные государственные долги, множество нерешенных проблем и королевство, находившееся в затяжном кризисе. Девизом его царствования осталась его крылатая фраза: "После нас хоть потоп !".

Оригинал записи и комментарии на