Классификация трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности

Классификация видов труда . Для каждого этапа развития общества, его социаль­но-экономического уклада, достижений научно-технического прогресса характерно появление новых и отмирание старых видов трудовой деятельности. Этот процесс в значительной степени обусловливается и отражается в изменениях конкретных ком­понентов деятельности и характеристик субъекта труда (самосознания, самоопределе­ния молодежи и т. д.) и людских ресурсов (численность, качественный состав и т. д.), содержания задач труда, вида рабочих нагрузок, орудий труда, особенностей усло­вий и организации трудового процесса.

Разнообразие характеристик трудовой деятельности определяют возможности многофакторной систематизации (классификации) ее видов по различным класси­фикационным признакам. В качестве примера можно привести один из фрагментов такой классификации.

1. По характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выделяют физический и умственный труд.

2. По характеристикам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового про­цесса умственный труд подразделяется на:

Оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный - преподавание, лечебная работа и др., не­стандартный - научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведе­ний и др.), эвристический (изобретательство);

Динамический и статический;

Однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т. п.);

3. В зависимости от условий деятельности выделяют труд в комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений), в необычных условиях при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное дав­ление - водолазные работы, низкие температуры - полярники, информационные перегрузки - диспетчерская работа и т. д.), в экспериментальных условиях (при по­вышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техни­ки, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т. д.).

4. По форме организации деятельности выделяют следующие виды труда:

Регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентиро­ванный (со свободным распорядком), смешанный (пересменка, вахта);

Индивидуальный и коллективный (совместный).

Совместная деятельность - это организованная система трудовой активности со­вокупности субъектов труда, объединенных единством мотивов и целей деятельно­сти, ее пространственно-временных условий, управлением и согласованием состав­ляющих ее индивидуальных деятельностей. В современном обществе фактически любая трудовая деятельность по содержанию и форме организации объективно ста­новится все более совместной. Индивидуальную деятельность можно только условно рассматривать как изолированную и замкнутую систему, так как реально она всегда включена в структуру совместной деятельности. Психологическая структура совмест­ной деятельности включает такие ее компоненты, как общая цель и конкретные зада­чи, общий мотив, совместные действия и общий результат.


Основные признаки совместной деятельности и свойства ее субъекта тесно взаи­мосвязаны. Среди основных характеристик субъекта совместной деятельности необ­ходимо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), простран­ственные и временные особенности условий жизнедеятельности коллективного субъекта (группы).

Классификация профессий . Мир профессий и специальностей очень многообра­зен и динамичен - по данным отечественных и зарубежных справочников насчиты­вается от 7 до 35 тысяч их наименований. В психологии для решения ряда научно-практических задач (профориентация, профотбор и др.) требуется систематизация профессий, их распределение и сравнение по каким-либо профессиональным или психологическим признакам (сложность или опасность труда, величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность и т. д.).

Е. А. Климовым предложена «четырехъярусная классификация профессий», ко­торая построена на основе многофакторного принципа.

Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объект­ных систем:

1) человек-живая природа (Ч-П) - агроном, микробиолог и т. п.;

2) человек-техника (Ч-Т) - слесарь, механик, оператор ЭВМ и т. п.;

3) человек-человек (Ч-Ч) - врач, учитель, продавец и т. п.;

4) человек-знаковая система (Ч-З) - математик, редактор и т. п.;

5) человек-художественный образ (Ч-Х) - дирижер, художник, артист и т. п.

На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:

1) гностические (от греч. γνωσιζ- знание) профессии (Г) - дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х) и т. п.;

2) преобразующие профессии (П) - мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-З), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З), цветовод-декоратор (Ч-Х) и т. п.;

3) изыскательские профессии (И) - летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-кон­структор (Ч-Т), воспитатель (Ч-Ч), программист (Ч-З), композитор (Ч-Х) и т. п.

На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:

1) профессии ручного труда (Р) - контролер слесарных работ (Г - Ч-Т), лаборант химического анализа (Г - Ч-П), ветеринар (П - Ч-П), слесарь (П - Ч-Т) и т. п.;

2) профессии машинно-ручного труда (М) - токарь, во­дитель автомобиля, машинист экскаватора и т. п.;

3) профессии, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем (А) - оператор станков с про­граммным управлением, авиадиспетчер, сменный оператор АЭС и т. п.;

4) профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф), - актер, акробат и т. п.

На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда (У):

1) работа в помещении с нормальным микроклиматом (М) - лаборанты, бухгал­теры и т. п.;

2) работа на открытом воздухе (О) - агроном, монтажник, инспектор ГАИ и т. п.;

3) работа в необычных условиях (Н) - водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т. п.;

4) работа в условиях повышенной ответственности (М) - воспитатель детсада, учитель, следователь и т. п.

Выделенные четыре группы (яруса) признаков являются частично совпадающи­ми. Предложенная классификация позволяет, во-первых, дать обзорную схему кар­ты мира профессий и, во-вторых, составить (используя условные литерные обозна­чения) примерную формулу определенной профессии.

Изложенная классификация предназначена не для того, чтобы разложить все про­фессии по своим клеточкам, - это невозможно и не нужно. Надо помнить, что боль­шинство профессий характеризуется множеством разнотипных признаков. Но в лю­бом сложном множестве полезно проводить некоторые хотя бы ориентировочные различения.

Под разновидностями труда понимают форму выражения характера труда. Так, различают:

  • труд свободный и подневольный (принудительный);
  • личный и общественный;
  • индивидуальный и коллективный;
  • содержательный, малосодержательный и бессодержательный;
  • умственный и физический;
  • творческий и рутинный;
  • престижный и непрестижный;
  • нормальной тяжести, тяжелый и особо тяжелый;
  • нормальной напряженности, напряженный и особо напряженный и др.

Понятие свободного труда сформулировано в Конституции Украины. Так в статье 43 записано: «Каждый имеет право на труд, это включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на какой он добровольно соглашается».

Принудительный труд - такой, когда человек не имеет возможности самостоятельно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

Личный труд - это труд только на себя и свою семью без попыток использовать результаты такого труда для других. Такой труд характерен, как правило, при ведении домашнего хозяйства.

Общественный труд - это труд на производстве, в сфере услуг и др. Продукция такого труда предназначена для обмена, она служит удовлетворению общественных потребностей. Под производством здесь понимается не только предприятие. Можно дома вязать кофты или носки, но затем предлагать их на продажу.

Индивидуальный труд - это труд, выполняемый человеком самостоятельно по собственному побуждению или основанный на получении работником персонального задания, при индивидуальных учете и оплате его труда.

Коллективный труд основывается на участии в выполнении какой-либо работы группы людей, для которых установлено общее задание, учет выполненной работы и оплата труда осуществляются по итогам работы этого коллектива в целом.

Содержательный, малосодержательный и бессодержательный виды труд а определяют не содержание труда, а степень его содержательности в смысле разнообразия. Чем меньше разнообразие труда, тем ниже его содержательность, а после преодоления некоторого предела содержательности труд становится монотонным. Монотония также имеет несколько категорий: чем выше категория, тем монотоннее, однообразнее, бессодержательнее труд.

Умственный труд предполагает интеллектуальную деятельность или деятельность, связанную главным образом с нервно-психическими нагрузками. Для труда физического характерны нагрузки только физические. Умственный и физический виды труда имеют множество градаций. Рассматривая два крайних случая, отметим, что в чистом, виде они встречаются редко. Чаще говорят о труде преимущественно умственном или преимущественно физическом.

Труд творческий связан с анализом конкретных ситуаций и поиском новых решений в различных сферах деятельности, с созданием произведений науки, техники, искусства и культуры. Рутинный труд основан на механическом повторении однажды установленного порядка выполнения работы без попыток его изменения.

Труд может характеризоваться и уровнем престижности - его значимостью, важностью, популярностью, привлекательностью. Если такими качествами труд обладает в полной мере, то он будет считаться престижным, и наоборот. В значительной степени оценка престижности труда субъективна, а также подвержена конъюнктурным обстоятельствам. Так, в советский период труд, например, бухгалтера и нотариуса не отличался престижностью и низко оплачивался, тогда как в современный период это хорошо оплачиваемый, достаточно престижный, а потому и пользующийся большой популярностью труд.

Важной характеристикой труда является состояние его тяжести, напряженности, вредности. По этому критерию при решении вопросов об оплате труда его подразделяют на:

  • труд нормальной тяжести, нормальной напряженности, труд при благоприятных условиях;
  • труд тяжелый, напряженный, вредный;
  • труд особо тяжелый, особо вредный и особо напряженный.

Для отнесения труда к одной из этих категорий существуют физиологические и санитарно-гигиенические нормы.

Вопрос 10.

Хозяйственная деятельность.

Хозяйственная деятельность человека является по своей сути целесообразной деятельностью, т.е. усилия, прилагаемые людьми, основаны на известном расчете, а их направление имеет характер удовлетворения человеческих потребностей.

Хозяйственная деятельность человека влияет на его жизнедеятельность, ведь в процессе хозяйствования люди, с одной стороны, тратят энергию, ресурсы и т.п., а с другой – восполняют жизненные затраты. При таком положении дел экономическому субъекту (человеку в хозяйственной деятельности) приходится стремиться к рационализации собственных действий. Действовать рационально можно лишь в том случае, если будут правильно сопоставлены затраты и выгоды, что, впрочем не гарантирует отсутствия ошибок при принятии решений, которых требует хозяйственная деятельность человека.

Теоретической экономикой в данном аспекте выделяются четыре стадии, представленные собственно производством, распределением, обменом и потреблением.

Производственно хозяйственная деятельность это процессы, в результате которых создаются материальные и духовные блага, которые необходимы для того чтобы человечество существовало и развивалось.

Распределение является процессом в течение которого определяются доли (количество, пропорции), согласно которым каждый субъект хозяйствования принимает участие в создании произведенного продукта.

Обмен представляет собой процесс перемещения материальных благ от одного субъекта хозяйствования к другому. Кроме того обмен является формой общественной связи между производителями и потребителями.

Потребление по своей сути является процессом использования производственных результатов с целью удовлетворения каких-либо потребностей. Каждая из стадий хозяйственной деятельности находится во взаимосвязи с остальными, и все они взаимодействуют между собой.

Производство является основой жизни и источником прогрессивного развития общества, в котором существуют люди, исходным пунктом хозяйственной деятельности. Потребление является конечным пунктом, а распределение и обмен - сопутствующими стадиями, которые связывают производство и потреблением. При том, что производство – это первичная стадия, оно служит лишь для потребления. Потреблением образуется конечная цель, а также мотивы производства, так как в потреблении продукция уничтожается, оно вправе диктовать производству новый заказ. В том случае, если потребность будет удовлетворена, она порождает новую потребность. Именно развитие потребностей служит движущей силой, вследствие воздействия которой развивается производство.

Как производство зависит от потребления, так распределение и обмен зависят от производства, так как для того чтобы что-либо распределять или обменивать, необходимо, чтобы это что-либо было произведено. При этом распределение и обмен не являются пассивными по отношению к производству, и способны оказывать на него обратное воздействие.

Виды труда и их характеристика.

Существуют различные виды труда, все их многообразие классифицируют по следующим критериям: по содержанию труда, по характеру труда, по результатам труда, по методам привлечения людей к труду.

В зависимости от содержания труда различают следующие его виды :

  1. умственный и физический труд;
  2. простой и сложный труд. Простой труд – это труд работника, не имеющего профессиональной подготовки и квалификации. Сложный труд – это труд квалифицированного работника, обладающего определенной профессией;
  3. функциональный и профессиональный труд. Функциональный труд характеризуется определенным набором трудовых функций, характерных для конкретного вида трудовой деятельности. Профессиональный труд является конкретизацией функционального труда, образующий широкую профессиональную структуру;
  4. репродуктивный и творческий труд. Репродуктивный труд отличается стандартностью воспроизводимых трудовых функций, его результат заранее известен и не несет в себе ничего нового. Творческий труд свойственен не каждому работнику, он обусловлен как уровнем образования и квалификации работника, так и способностью к новациям.

В зависимости от характера труда различают:

  1. конкретный и абстрактный труд. Конкретный труд – это труд конкретного работника преобразующего предмет природы с целью придания ему определенной полезности и создающий потребительную стоимость. Абстрактный труд – это соизмеримый конкретный труд, он абстрагируется от качественной разнородности различных функциональных видов труда, и создает стоимость товара;
  2. индивидуальный и коллективный труд. Индивидуальный труд – это труд отдельно взятого работника либо самостоятельного производителя. Коллективный труд – это труд коллектива, подразделения предприятия, он характеризует форму кооперации труда работников;
  3. частный и общественный труд. Частный труд всегда является частью общественного труда, поскольку носит общественный характер и его результаты приравниваются друг к другу по стоимости;
  4. наемный труд и самонаем. Наемный труд имеет место тогда, когда человек нанимается по трудовому договору к собственнику средств производства выполнять определенный набор трудовых функций в обмен на заработную плату. Самонаем предполагает ситуацию, когда сам собственник средств производства создает для себя рабочее место.

В зависимости от результатов труда выделяют следующие его виды:

  1. живой и прошлый труд. Живой труд – это труд работника, который затрачивается им в данный момент времени. Прошлый труд воплощается в таких элементах процесса труда как предметы труда и средства труда;
  2. производительный и непроизводительный труд. Результатом производительного труда являются натурально-вещественные блага, а результатом непроизводительного труда – социальные и духовные блага, имеющие не меньшую ценность и полезность для общества.

По условиям труда с различной степенью регламентации выделяют:

  1. стационарный и передвижной труд;
  2. легкий, средней тяжести и тяжелый труд;
  3. свободный и регламентированный труд.

По методам привлечения людей к труду различают:

  1. труд по внеэкономическому принуждению, когда человек включается в трудовой процесс по прямому принуждению (рабство);
  2. труд по экономическому принуждению, а именно, чтобы заработать необходимые средства к существованию;
  3. добровольный, свободный труд является потребностью человека в реализации собственного трудового потенциала на благо общества, вне зависимости от вознаграждения.

Средства труда также предопределяют деление труда на различные виды: ручной, механизированный, автоматизированный, машинный труд.

Вопрос 37.

Модели рынка.

Рынок совершенной конкуренции (полиполия). При большом количестве самостоятельных производителей одного рода товаров и массы отдельных потребителей товара структура рынка складывается так, что потребители получают возможность покупать товар у любых производителей, исходя из личных предпочтений. Производители, в свою очередь, имеют возможность продавать товар любому покупателю, исходя из своей выгоды. В такой ситуации потребители не имеют особой доли в общем спросе.

При полиполии изменения цен одного продавца вызывают реакцию только в среде покупателей, а не других продавцов. При этой модели рынка он открыт для всех, цена является величиной заданной, поэтому участники вынуждены ее принимать.

Совершенная конкуренция определятся такими предпосылками: неспособностью отдельных продавцов и покупателей серьезным образом влиять на ситуацию на рынке, отсутствием барьеров для входа на данный рынок новых игроков, отсутствие ограничений цен, спроса и предложения, свободный доступ к информации о главных характеристиках рынка.

Рынок несовершенной конкуренции (олигополия). Такой рынок характеризуется очень большим количеством потребителем и достаточно ограниченным количеством производителей, которые даже по отдельности способны удовлетворять значительную долю общего спроса.

В ситуации предельной структуры данного рынка, когда огромной массе потребителей противостоит один производитель, рынок превращается в монополию. При такой модели рынка как монополия один продавец выступает и производителем продукта, который не имеет товаров-заменителей. Монополист за счет этого приобретает рыночную власть и возможность полного контроля цен.

Если на рынке сосуществует довольно большое число производителей, готовых поставлять разнородную продукцию, то его называют рынком монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция в качестве модели рынка характеризуется большим числом производителей похожей, однако не идентичной продукции. Поскольку существует дифференциация продукции, то фирмы вступают в борьбу друг с другом через цены, а также с помощью еще большей дифференциации товаров. Монополистическая конкуренция характеризуется гетерогенностью товаров на рынке, отсутствием полной прозрачности рынка, стремлением производителей индивидуализировать свою продукцию.

Особый тип несовершенной конкуренции (монопсония). Этот рынок характеризуются присутствием на нем единственного потребителя и большого количества самостоятельных производителей. Потребитель может приобретать весь объем предлагаемого товара, поставляемого всеми работающими на рынке производителями.

Взаимосвязи между производителями и покупателями, когда единому потребителю соответствует единый продавец, называются двусторонней монополией и, по сути, вообще не являются рыночными (конкурентными) связями.


Похожая информация.


В зависимости от содержания труда различают:

1. Умственный и физический труд . Физический труд характеризуется непосредственным взаи­модействием человека со средствами труда, прямой включенно­стью его в технологический процесс, исполнительскими функция­ми в трудовом процессе. Все эти признаки взаимосвязаны и толь­ко в единстве дают характеристику физического труда как соци­ального процесса. Умственный труд включает информационные, логические, обобщающие и творческие элементы, часто характеризуется от­сутствием прямого взаимодействия работника со средствами про­изводства и обеспечивает потребности производства в знании, организации и управлении.

2. Простой и сложный труд . Простой труд – это труд работника, не имеющего профессиональной подготовки и квалификации. Сложный труд – это труд квалифицированного работника, обладающего определённой профессией. Квалификация - степень и вид профессиональной обученности работника, наличия у него знаний, умений и навыков, необ­ходимых для выполнения им определенной работы.

3. Функциональный и профессиональный труд . Функциональный труд – определённый набор трудовых функций, характерных для конкретного вида трудовой деятельности. Профессиональный труд – конкретизация функционального труда, образующая широкую профессиональную структуру.

4. Репродуктивный и творческий труд . В репродуктивном труде функции повторяются, остаются устойчивыми, почти неизменными, его результат заранее известен и не несёт в себе ничего нового. Творческий труд предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функ­ций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату. Творческий труд свойственен не каждому работнику, а обусловлен уровнем образования, квалификации и способностями к новациям.

В зависимости от характера труда различают следующие виды труда:

1. Конкретный и абстрактный труд . Конкретный труд – это труд конкретного работника, преобразующего предмет природы с целью придания ему определённой полезности и создающий потребительную стоимость. Абстрактный труд- это соизмеримый конкретный труд, он абстрагируется от качественной разнородности различных функциональных видов труда и создаёт стоимость товара.

2. Индивидуальный и коллективный труд . Индивидуальный труд- это труд отдельно взятого работника либо самостоятельного производителя. Коллективный труд – это труд коллектива, подразделения предприятия, он характеризует форму кооперации труда работников.

3. Частный и общественный труд . Частный труд всегда является частью общественного труда, поскольку носит общественный характер и его результаты приравниваются друг к другу по стоимости. Частный труд обусловлен производственной и юридической самостоятельностью предпринимателей.

4. Наёмный труд и самонаём. Наёмный труд имеет место тогда, когда человек нанимается по трудовому договору к собственнику средств производства выполнять определённый набор трудовых функций в обмен на заработную плату. Самонаём предполагает ситуацию, когда сам собственник средств производства создаёт для себя рабочее место.

В зависимости от результатов труда выделяют следующие его виды:

1. Живой и прошлый труд . Живой труд – это труд работника, который затрачивается им в данный момент времени. Прошлый труд воплощается в таких элементах процесса труда, как предметы труда и средства труда.

2. Производительный и непроизводительный труд . Они различаются между собой формой создаваемого блага. Результатом производительного труда является материально-вещественное благо, а результатом непроизводительного труда – социальные и духовные блага.

По используемым в трудовой деятельности средствам труда различают следующие виды:

1. Ручной.

2. Механизированный труд.

3. Автоматизированный труд.

4. Автоматический труд.

По условиям труда с различной степенью регламентации выделяют:

1. Стационарный и передвижной труд.

2. Лёгкий, средней тяжести и тяжёлый труд.

3. Свободный и регламентированный труд.

4. Привлекательный и непривлекательный труд.

По методам привлечения людей к труду различают:

1. Труд по внеэкономическому принуждению – это включение работника в трудовой процесс по прямому принуждению (рабство).

2. Труд по экономическому принуждению – это необходимость заработать средства к существованию.

3. Добровольный, свободный труд – это потребность человека в реализации собственного трудового потенциала на благо общества вне зависимости от вознаграждения.

По предмету и продукту труда выделяют труд:

Научный;

Инженерный;

Управленческий;

Производственный;

Предпринимательский;

Инновационный;

Промышленный;

Сельскохозяйственный;

Транспортный;

Коммуникационный.

Умственный;

Физический.

Умственный труд.

К умственному труду относят работы связанные с приемом и переработкой информации, при выполнении которых требуется значительное напряжение сенсорного аппарата, памяти, внимания, активации мышления и эмоциональной сферы. Умственный труд представлен 5 основными группами:

    Операторский труд – к этой группе относятся профессии операторов, связанные с управлением машинами, оборудованием, техническими процессами; связан с большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением;

    Управленческий труд – к этой группе относятся руководители предприятий, учреждений и другие лица, занимающие административные посты, а также учителя и преподаватели; связан с чрезмерным ростом объема информации, дефицитом времени для ее обработки, повышенной социальной значимостью, личной ответственностью принимаемых решений, нерегулярностью нагрузки, нестандартностью принимаемых решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций;

    Творческий труд – труд научных работников, писателей, композиторов, художников, архитекторов и конструкторов; предполагает создание новых алгоритмов на основе многолетней подготовки, высокой квалификации и таланта. Представители данной группы должны иметь хорошую память, инициативность, способность к длительному сосредоточению внимания. Характеризуется высоким нервно-эмоциональным напряжением;

    Медицинский труд – особенностью является контакт с больными людьми, дефицит информации параллельно с дефицитом времени, высокая ответственность при принятии решений;

    Труд студентов и учащихся – требует напряжения памяти, внимания, восприятия, возникновение стрессовых ситуаций.

При интенсивной интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии возрастает и составляет 15-20% от общего обмена, в то время как мозг по весу составляет лишь 2% от общей массы тела. При этом потребление кислорода 100 г коры головного мозга оказывается в 5-6 раз больше, чем расходует скелетная мышца такого же веса при максимальной нагрузке. Во всех случаях умственной деятельности основным является участие н.с., ее центральных отделов. Локальные процессы активизации развиваются во многих зонах мозга, захватывают левые и правые полушария. Важнейшую роль в осуществлении психических функций играют лобные отделы мозга. Особенностью умственного труда является сочетание его с пониженной динамической активностью, гиподинамией.

При умственном труде к наиболее существенным психическим функциям относятся восприятие, наблюдательность и внимание.

Восприятие – отражение в сознании человека всей совокупности свойств, предметов и явлений, что позволяет выбрать те объекты, которые могут дать наибольший производственный результат.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие. Имеет большое практическое значение при определении объема информации и построении избирательных систем для ее переработки.

Внимание – сосредоточение психической деятельности на одном или нескольких объектах, при котором определение восприятия, образы, мысли и чувства осознаются человеком особенно ярко и отчетливо. Внимание определяет психическую напряженность ума. Для умственной деятельности важно мышление – является высшей формой отражения и назначения объективного мира. Мышление – продукт и обязательный элемент трудовой деятельности. Мышление связано с принятием решений.

Психомоторика – рассматривает двигательные реакции человека, совершаемые им заранее осознанной целью для достижения этой цели.

Для оценки условий и особенностей умственного труда важны сл. понятия:

    сенсорное поле – элементы рабочего места, которые воздействуют на анализаторы человека; несут необходимую для работы и принятия решений информацию;

    моторное поле – элементы рабочего места на которые может быть направлено двигательное действие работника, в том числе и экстренное;

    эмоции – чувства, отражающие отношение человека к тому, что воспринимается психикой. Различают высшие – социальные эмоции и низшие – биологические эмоции.

Эмоциональное состояние определяет отношение к труду, новой технике, влияет на работоспособность. Одна из задач психологии и научной организации труда – создание положительного эмоционального фона на и формирование позитивных взаимоотношений в коллективе.

Первичные функциональные изменения в организме человека при умственном труде наступают прежде всего в динамике изменений высшей нервной деятельности (ВНД). Локальные процессы активизации возникают во многих зонах мозга, захватывают левое и правое полушария. Важнейшую роль в осуществлении психической нервной деятельности играют лобные отделы мозга. При умственном труде (у.т.) обостряется восприятие, внимание, память. Под влиянием умственной работы состояние психических функций претерпевает фазные изменения. Вначале работы улучшается внимание, запоминание, скорость решения тестовых задач, улучшается профессиональная работоспособность. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность, ухудшаются функции внимания, памяти, восприятия, оценки, появляется большее количество ошибок. Умственная деятельность проявляется в определенных нейродинамических и нейрофизиологических состояниях мозга – усиливается его кровообращение, повышается энергетический объем нервных клеток, изменяются показатели биоэлектрической активности мозга. При интенсивной интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии повышается. Любая умственная работа сопровождается определенным нервно-мышечным напряжением. Причем для каждого вида деятельности необходим оптимум эмоционального напряжения. К эмоциональному напряжению ведут значимость работы, ее опасность, ответственность. Нервно-мышечное напряжение приводит к усилению деятельности ССС, органов дыхания, увеличению энергетического обмена, повышению тонуса мускулатуры. Повышение суммарных энергетических затрат при естественной работе определяется степенью нервно-мышечной напряженности. При различных видах умственной деятельности расход энергии различен. Так при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48%, при выступлении с публичной лекцией – на 94%, у операторов вычислительных машин – повышается на 60-100%. При нервно-психическом напряжении, связанном с умственной деятельностью можно наблюдать тахикардию, повышение АД, изменения на ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, вследствие этого повышается температура тела и возникают сдвиги со стороны вегетативных функций. При выполнении умственной работы усиливается электрическая активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры. У.т. связан с повышением активности гипоталамической, гипофизарной, симпато-адреномедуллярной систем. При эмоциональном возбуждении наблюдается ускорение обмена катехоламинов, увеличение выделения норадреналина в симпатических окончаниях, увеличение содержания адреналина в и кортикостероидов в крови изменяющих минеральный обмен и повышающих возбуждение нейронов. При у.т. мозг склонен к инерции , к продолжению работы в заданном направлении. После окончания умственной работы рабочая доминанта полностью не угасает, обеспечивая более длительное утомление ЦНС в больших размерах, чем при физическом труде. Введенский сформулировал основные физиологические условия продуктивной умственной работы:

    в работу следует входить постепенно, это обеспечивает последовательное включение физиологических механизмов, определяющих высокий уровень работоспособности;

    необходимо соблюдать определенный ритм работы, что способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления;

    следует придерживаться обычной последовательности и системности в работе, что способствует более длительному сохранению рабочего динамического стереотипа;

    правильное чередование у.т. с отдыхом, чередование у.т. с физическим, что предупреждает развитие утомления, способствует повышению работоспособности;

    высокая работоспособность сохраняется при систематической деятельности, обеспечивающей упражнение и тренировку.

Физический труд.

Физическими называются такие виды труда, при которых основная нагрузка направлена на опорно-двигательный аппарат. Основная характеристика труда – физическая динамическая нагрузка – внешняя механическая работа, мышечная динамическая работа. Работа мышц связана с напряжением тела или его частей, необходимым для выполнения трудовых операций.

Двигательный аппарат – совокупность тканей и органов, обеспечивающих перемещение тела в пространстве или активное его воздействие на окружающие предметы . Кроме того, непосредственным организатором движения и контролером его качества, определяющим также и функциональные свойства периферического аппарата движения являются соответствующие нейронные ансамбли ЦНС, объединенные в функциональную систему двигательного акта. Область физиологии, изучающая движение человека с учетом законов механики и анатомических особенностей двигательного аппарата называетсябиомеханикой . Выполнение точных трудовых движений, развитие их в процессе происходит в результате взаимного соинастраивания различных отделов двигательного аппарата, создается функциональная система, обеспечивающая целостность организма в его взаимодействии с внешней средой. Костно-мышечный скелет обеспечивает опору всему телу, выполняет рессорные функции, образует полости, совершает движения и является исполнительным аппаратом в поведении человека. Благодаря разнообразным формам суставов выполняются сложные и многообразные движения. Работа двигательного аппарата координируется ЦНС. Характерной особенностью мышечной ткани является ее способность трансформировать химическую энергию в механическую в виде силы или движения. Механическая энергия гладкой мускулатуры используется для работы вегетативных функций, а поперечно-полосатой – для взаимодействия с внешней средой. Поэтому изменения в трудовом процессе касаются не только работы опорно-двигательного аппарата, но и функций всех органов, эндокринных и обменных процессов. В любом случае человеку необходимо удерживать в равновесии свое тело, голову, иметь устойчивость принятой позы или в статике или в динамике, необходимо преодолевать силу тяжести, притяжения, инерции, иметь опору. Кроме внешних сил человеку необходимо преодолевать внутренние силы эластичности тканей, силу сокращения мышц. Связь возбуждения с сокращением осуществляется через ионы кальция за счет энергии АТФ, стимулируется активностью актомиозина. Биоэнергия мышц – сложные О-В процессы в результате которых выделяется тепло и совершается механическая работа. О-В процессы состоят из распада и ресинтеза АТФ, креатинфосфатной кислоты, гликогена, окисления веществ до воды и СО2 при полном обеспечении кислородного запроса. При кислородном долге накапливаются продукты недоокисления, в частности молочная кислота, что способствует снижению эластичности мышц, их ригидности, появлению болевых ощущений, прекращению работы. Это один из вариантов локального утомления. В анаэробных условиях идет ресинтез гликогена из молочной кислоты. Процессы распада и ресинтеза идут одновременно. Мышцы при этом находится в устойчивом состоянии и способны на длительную работу без признаков утомления. Немаловажное значение имеет и расслабление мышц, которое происходит при отсутствии ионов кальция за счет АТФ.

При уменьшении АТФ в мышцах могут появиться судороги, контрактуры в суставах. Рецепторный аппарат мышц (проприорецепторы) являпется источником информации для ЦНС, формируется мышечно-суставное чувство, которое характеризует квалификацию работника. Основное свойство мышцы в покое – эластичность. В покое мышцы выделяют небольшое количество тепла (1/4 от основного обмена). В результате мышечного процесса за счет анаэробного окисления совершается статическая работа. В момент расслабления также выделяется тепло и в большем количестве, чем при сокращении, что связано с аэробным процессом окисления – совершается динамическая работа. Изменения, происходящие в мышцах называются изотоническим сокращением. При изометрическом же сокращении мыщца не укорачивается, а возрастает ее напряжение. В основе движения человека лежат титанические сокращения – суммация одиночных сокращений в пространстве и времени. Статическая работа характеризуется преобладанием изометрических компонентов при удержании тела человека или его частей, инструментов или объектов труда. Она более утомительна, т.к. идет в анаэробном режиме. Вследствие нарушения кровообращения в мышце при статической работе быстрее происходит накопление молочной кислоты, что приводит к снижению работоспособности. Динамическая активная работа строится на обратной зависимости скорости сокращения и ее силы. Чем меньше скорость, тем меньшую силу она развивает.. При динамической работе попеременно выполняется то активная работа, то работа на сопротивление, в результате чего наблюдается то укорочение мышцы, то ее удлинение. Таким образом преград (блокировок) для кровообращения при динамической работе нет. Доставка кислорода и питательных веществ к клеткам ткани происходит при хороших условиях кровотока. Данные обстоятельства способствуют аэробному протеканию О-В процессов, не существует большого кислородного долга и накопления молочной кислоты. Такая работа может совершаться более длительное время без свободного волевого напряжения.

Физическая работа в зависимости от вовлечения в работу мыщц делится на:

Локальную;

Региональную;

В связи с тем, что точно определить величину мышечной массы используемой при работе трудно, принято считать работу локальной – участвуют обе руки, узко локальной – 1/10 всей мышечной массы (только кисти), региональной – 2 руки с участием мышц туловища (работа сидя, стоя, а также ходьба), общая – при работе конечностей с участием мышц туловища. При интенсивной физической нагрузке энергозатраты организма могут повышаться в 10-15 раз по сравнению с уровнем покоя (70 ккал/час) и достигать 900 ккал/час. Величина энергозатрат организма или эквивалентные по величине уровни потребления кислорода могут свидетельствовать о степени интенсивности мышечной работы.

Эргометрия.

Эргометрия – это способ определения физической работоспособности, в частности эргометрической работоспособности. Измерение производят при воздействии на человека определенной нагрузки в ходе выполнения работы, причем в некоторых случаях осуществляют непрерывную регистрацию реакции напряжения. В наиболее простом случае испытуемый приседает или поднимается на ступеньку. Связанная с этим динамическая работа зависит от массы тела и того расстояния, на которое оно перемещается. Коэффициент полезного действия существенно зависит от того, как производится движение, поэтому сравнивать физиологические реакции напряжения сложно. Эргометры дают возможность поддерживать коэффициент полезного действия на относительно постоянном уровне во время выполнения работы.