Международные отношения в Европе. Хельсинкский процесс и его значение


В конце, 60-х гг. международные отношени.

Вспышки "холодной войны" между Востоком и Западом чередовались с периодами разрядки, потепления. Самая длительная разрядка наступила в 1970-е гг. В эти годы СССР и США заключили ряд важных договоров об ограничении вооружений. Венцом разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. В течение двух лет совещались представители США, Канады и всех европейских государств, кроме Албании.

В конце, 60-х гг. международные отношения в Европе также характеризовались поисками путей к ослаблению напряженности. Силовая политика в условиях военно-стратегического паритета оказалась бесперспективной. В правительствах Запада стала пробивать себе дорогу идея переговоров, обозначился поиск путей к безопасности через сотрудничество и обеспечение доверия в Европе.

Инициатива созыва совещания европейских государств для обсуждения мер, обеспечивающих коллективную безопасность в Европе, принадлежала СССР и другим соцстранам. Но эти предложения носили в значительной мере пропагандистский характер и не меняли общего конфронтационного курса советского руководства. Проявлением этого курса стал неоправданный ввод войск пяти стран - членов ОВД в Чехословакию в 1968 г., что на некоторое время приостановило процесс разрядки. Тем не менее тенденция к сотрудничеству европейских стран в обеспечении мира и безопасности продолжала действовать.

В марте 1969 г. страны ОВД приняли обращение ко всем странам Европы с призывом приступить к практической подготовке общеевропейского совещания. Эту идею поддержали нейтральные страны Западной Европы. Особенно важную роль сыграла Финляндия, правительство которой в мае 1969 г. предложило европейским странам, США и Канаде свои услуги в организации созыва совещания. Начались межгосударственные консультации, открывшие новое явление в международной жизни - Общеевропейский процесс.

Развитию этого процесса благоприятствовали крупные сдвиги в политике ряда западноевропейских стран, обозначившиеся к концу 60-х гг. Важный вклад в разрядку напряженности сделала тогда Франция. Наметившийся после визита президента де Голля в Москву летом 1966 г. курс на сотрудничество Франции с СССР был продолжен его преемниками Помпиду и Жискар д"Эстеном. Для нормализации межгосударственных отношений в Европе немаловажную роль сыграл и приход социал-демократов к власти в ФРГ, которые также взяли курс на сотрудничество с СССР. В 1970-73 гг. была подписана серия договоров между ФРГ, с одной стороны, и СССР, Польшей, ГДР и Чехословакией - с другой. Было заключено также четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, которое подтвердило, что Западный Берлин не является частью ФРГ и не может ею управляться.

На основе крупных сдвигов в отношениях между СССР и США, а также между СССР и странами Западной Европы в ноябре 1972 г. начались консультации предварительного характера в результате которых в июле 1973 г. в Хельсинки открылись заседания министров иностранных дел 33 стран, США и Канады.

Второй этап переговоров о созыве Совещания по безопасности и сотрудничеству проходил в Женеве и длился два года (с сентября 1973 по июль 1975 г.) Длительность этого этапа объясняется необходимостью тщательного согласования участвовавших в переговорах стран. Работа по согласованию текста Итогового документа завершилась 19 июля 1975 г. 30 июля в Хельсинки на уровне глав правительств началось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, а 1 августа 1975 г. был подписан Заключительный акт Совещания.

Он не являлся договорным документом, но имел большое морально-политическое значение, ибо вводил в международные отношения новые прогрессивные нормы. Он упрочил базу европейской безопасности, т.к. в нем содержалось коллективное признание политических и территориальных изменений в Европе, происшедших в результате второй мировой войны и послевоенного социально-экономического и политического развития. Он провозгласил 10 принципов взаимоотношений государств, которые представляют собой свод международно-правовых норм, дополняющих в ряде пунктов Устав ООН. Это суверенное равенство, уважение прав присущих суверенитету, нерушимость границ. СССР обязался уважать права человека. В СССР(в Москве и других крупных городах) были созданы общественные организации по соблюдению прав человека в СССР. Эти организации фиксировали многочисленные нарушения международных норм и прав, соблюдать которые СССР обязался, и передавали данную информацию на запад. Данная деятельность вошла в противоречия с фактической внутренней политикой в стране и многие из деятелей хельсинских групп были подвержены репрессиям, что вызывало протесты со стороны западных держав(Ковалев, Синявский, Даниэль, Сахаров).

В дополнение к этим положениям акта был принят Итоговый документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения, в котором предусматривались предварительное уведомление о крупных военных маневрах, обмен наблюдателями на военных учениях, визиты военных делегаций.

Внимание! К этой статье приложен файл
Для загрузки файла необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на сайте. Стоимость загрузки файла - 140 баллов.


Отправьте нам Ваше мнение или задайте вопрос!

Ваше Имя

Максимальный размер отправляемого сообщения: 700 символов, HTML, javascript запрещены.

Укажите результат вычисления с картинки:

Основополагающим документом по безопасности и сотрудничеству в Европе является Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), подписанный в Хельсинки 1 августа 1975 года руководителями 33 европейских стран, США и Канады.

Хельсинкский Заключительный акт закрепил политические и территориальные итоги Второй мировой войны и утвердил десять принципов (хельсинкский декалог) взаимоотношений между государствами: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; выполнение международно-правовых обязательств.

Хельсинкский Заключительный акт лег в основу работы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и на долгое время закрепил ключевые принципы мировой безопасности. Но за прошедшие годы многое изменилось, и сейчас западные страны призывают к пересмотру документа. Ряд западных политиков в последнее время стали говорить о неспособности организации противостоять современным вызовам. Россия же не намерена отказываться от Хельсинкского акта, а предлагает модернизировать его в соответствии с современными реалиями.

В 2013 году был предложен проект концепции нового соглашения, который получил название "Хельсинки плюс 40". Однако с самого начала участники не смогли договориться по главным составляющим документа. Так, Россия выступила против пересмотра базовых принципов Хельсинского акта и настаивает лишь на их актуализации. Российский МИД подчеркивает необходимость сохранения ОБСЕ.

В декабре 2014 года дипломаты договорились о продолжении процесса "Хельсинки плюс 40". был создан специальный экспертный орган, который получил название "Группа мудрецов". Его работа должна способствовать конструктивному диалогу по вопросам безопасности, а также восстановлению доверия в евро-атлантическом и евразийском регионах и укреплению обязательств ОБСЕ.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

2. Хельсинкский процесс

Разрядка в отношениях между Западом и Востоком позволила созвать Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Консультации по нему состоялись в 1972-1973 гг. в столице Финляндии Хельсинки. Первый этап совещания был проведен на уровне министров иностранных дел с 3 по 7 июля 1973 г. в Хельсинки. В нем принимали участие представители 33 европейских государств, а также США и Канады.

Второй этап совещания проходил в Женеве с 18 сентября 1973 г. по 21 июля 1975 г. Он представлял туры переговоров продолжительностью от 3 до 6 месяцев на уровне делегатов и экспертов, назначенных государствами-участниками. На этом этапе вырабатывались и согласовывались договоренности по всем пунктам повестки дня совещания.

Третий этап совещания состоялся в Хельсинки 30 июля - 1 августа 1975 г. на уровне высших политических и государственных руководителей стран-участниц совещания, возглавлявших национальные делегации.

Хельсинкское Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 3 июля - 1 августа 1975 г. стало итогом мирного поступательного процесса в Европе. В Хельсинки присутствовали представители 33 европейских государств, а также США и Канада. В Совещании приняли участие: генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, президент США Дж. Форд, президент Франции В. Жискар д"Эстэн, премьер-министр Великобритании Г. Вильсон, федеральный канцлер ФРГ Г. Шмидт, первый секретарь ЦК ПОРП Э. Терек; генеральный секретарь ЦК КПЧ, президент Чехословакии Г. Гусак, первый секретарь ЦК СЕПГ Э. Хонеккер; первый секретарь ЦК БКП, председатель Государственного совета НРБ T. Живков, первый секретарь ЦК ВСРП Я. Кадар; генеральный секретарь РКП, грезидент Румынии Н. Чаушеску; председатель СКЮ, президент Югославии И. Броз Тито и другие руководители государств-участников. В Декларации, принятой СБСЕ, провозглашалась незыблемость европейских границ, взаимный отказ от применения силы, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела стран-участниц, уважение прав человека и т. д.

Главы делегаций подписали Заключительный акт совещания. Этот документ действует по сей день. Он включает договоренности, которые должны выполняться в полном объеме как единое целое, по:

1) безопасности в Европе,

2) сотрудничеству в области экономики, науки и техники, охраны окружающей среды;

3) сотрудничеству в гуманитарных и других областях;

4) дальнейшим шагам после совещания.

Заключительный акт содержит 10 принципов, определяющих нормы взаимоотношений и сотрудничества: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; выполнение международно-правовых обязательств.

Заключительный акт гарантировал признание и неприкосновенность послевоенных границ в Европе (что было на руку СССР) и накладывал на все государства-участников обязательства по соблюдению прав человека (это стало базой для использования проблемы прав человека против СССР).

Подписание главами 33 европейских государств, а также США и Канады 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) стало апогеем разрядки международной напряженности. Заключительный акт включал декларацию принципов взаимоотношений стран-участниц СБСЕ. Наибольшее значение СССР придавал признанию нерушимости послевоенных границ и территориальной целостности государств, что означало международно-правовое закрепление ситуации в Восточной Европе. Торжество советской дипломатии было результатом компромисса: в Заключительный акт также были включены статьи о защите прав человека, свободе информации и передвижения. Эти статьи послужили международно-правовой базой диссидентского движения внутри страны и кампании по защите прав человека в СССР, которая активно проводилась на Западе.

Следует сказать, что, начиная с 1973 г. шел самостоятельный переговорный процесс между представителями НАТО и ОВД о сокращении вооружений. Однако желаемого успеха здесь достигнуто не было из-за жесткой позиции стран Варшавского Договора, превосходивших НАТО по обычным видам вооружений и не желавших их сокращать.

После подписания Хельсинского Заключительного акта Советский Союз почувствовал себя хозяином в Восточной Европе и начал устанавливать в ГДР и ЧССР новые ракеты среднего радиуса действия СС-20, ограничение по которым не было предусмотрено соглашениями по ОСВ. .В условиях кампании по защите прав человека в СССР, резко активизировавшейся на Западе после Хельсинки, позиция СССР стала исключительно жесткой. Это вызвало ответные меры со стороны США, которые после отказа Конгресса ратифицировать ОСВ-2 в начале 1980-х годов разместили в Западной Европе "крылатые ракеты" и ракеты "Першинг", способные достигать территории Советского Союза. Таким образом, между блоками на территории Европы установился военно-стратегический баланс.

Гонка вооружений крайне негативно сказывалась на экономике стран, военно-промышленная ориентация которых не уменьшалась. Общее экстенсивное развитие все больше сказывалось и на "оборонке". Достигнутый в начале 1970-х годов паритет с США касался прежде всего межконтинентальных баллистических ракет. Уже с конца 1970-х годов общий кризис советской экономики стал оказывать негативное воздействие на оборонные отрасли. Советский Союз начал постепенно отставать по отдельным видам вооружений. Это обнаружилось после возникновения у США «крылатых ракет» и стало еще более очевидно после начала работы США на программой «стратегической оборонной инициативы» (СОИ). Руководство СССР с середины 1980-х годов начинает отчетливо осознавать это отставание. Истощение экономических возможностей режима обнаруживается все полнее.


И разработкой новых положений о деятельности СМИ без учета правовых норм, выработанных международным сообществом. Глава 2. Взаимодействие ОБСЕ и Азербайджана в области развития СМИ 2.1 Современные требования ОБСЕ и развитие печати Азербайджана На дополнительном Совещании документе к "значительным усилиям азербайджанского правительства в обеспечении свободы слова, мысли и информации" был...

С историей их создания. Каждый из них создавался и принимался в условиях острого социально-политического и идеологического противостояния. За истекшие годы Всеобщая декларация прав человека фактически превратилась из политической декларации в документ политико-правового характера. Как показывают специальные исследования, в конституциях более чем 110 стран мира имеются в той или иной степени...

Войны На конференции в Сан-Франциско 1945 года УССР была принята в ООН как член- основатель этой организации. После Второй мировой войны изменилась территория и численность населения УССР. В июне 1945 года Чехословакия отказалась от Закарпатской Украины, в сентябре окончательно определена советско-польская граница, от Румынии отошли территории оккупированной Буковины. 19 февраля 1954 года, ...

А не с обществом в целом. В самом общем виде правовой статус личности определяется как юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Важнейшей юридической предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние гражданства, т.е. политическая принадлежность индивидуума к данному государству, которая обуславливает характер политико-правовых отношений между...

Соглашение 35 государств Европы и Северной Америки, которое устанавливало принципы миролюбивого и гуманного международного порядка в Европе. Это соглашение стало результатом и высшей точкой политики «Разрядки».

Страны-участницы: Австрия, Бельгия, Болгария, Ватикан, Великобритания, Венгрия, ГДР, ФРГ, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, США, СССР, Турция, Финляндия, Франция, Чехословакия, Швейцария, Швеция, Югославия.

3 июля 1973 г. в Хельсинки по инициативе сверхдержав началось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое должно было урегулировать все возникшие в ходе «холодной войны» международные проблемы в Европе. В совещании участвовали представители почти всех европейских стран, а также США и Канада.

18 сентября 1973 г. - 21 июля 1975 г. переговоры проходили в Женеве с участием Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германии, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Кипра, Лихтенштейна, Люксембурга, Мальты, Монако, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Святейшего Престола, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, Турции, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции и Югославии.

1 августа 1975 г. главы этих государств, собравшись в Хельсинки, торжественно подписали Заключительный Акт совещания. Это был момент торжества политики мира, мирного и добрососедского сосуществования стран с различным общественным строем.
Акт затрагивал широчайший круг международных проблем, включая торговлю, промышленное сотрудничество, сотрудничество в области науки и техники, охраны окружающей среды, культурных и межличностных взаимосвязей.

Государства, подписавшие Акт, обязывались «уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга» … «право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила».

Важное положение, сохраняющее актуальность и сегодня, гласило: «границы могут изменяться, в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности. Они имеют также право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участником союзных договоров; они также имеют право на нейтралитет»…

Государства-участники обещали воздерживаться в международных отношениях «от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности, или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией».

«Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы.

Они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника».

Глава VII была специально посвящена уважению прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений.

В области прав человека и основных свобод государства-участники будут действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларацией прав человека».

Между принципами невмешательства во внутренние дела друг друга и гарантиями гражданских прав имелось противоречие - ведь чтобы гарантировать права, нужно было вмешиваться в дела стран, которые их нарушают.

В тех странах, где гражданские права нарушались, они продолжали попираться и дальше, а попытки других государств критиковать внутреннюю политику правительств, нарушающих права человека, объявлялись вмешательством во внутренние дела.

Для наблюдения за соблюдением Хельсинкского соглашения была создана Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В некоторых странах Восточной Европы, в том числе и СССР, возникли общественные Хельсинкские группы, которые разоблачали нарушения соглашения в области прав человека на территории социалистических стран. Участники этих групп подвергались преследованиям со стороны властей, и в начале 80-х гг. большинство из них было разгромлено.

Акт стал апогеем «Разрядки», после которого отношения СССР и США стали постепенно ухудшаться.

В 1979 г., в связи со спорами о размещении в Европе ядерных ракет средней дальности двух блоков, а также из-за ввода советских войск в Афганистан, советско-американские отношения снова ухудшились, «Разрядка» завершилась, возобновилась «Холодная война».

Исторические источники:

Ахромеев С., Корниенко Г. Глазами маршала и дипломата. М., 1992;

Во имя безопасности и сотрудничества. К итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в Хельсинки 30 июля - 1 августа 1975 г. М., 1975;

Добрынин А. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг.). М., 1996;

Л.И. Брежнев. 1964-1982. Вестник Архива Президента. Специальное издание. М., 2006;

Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997.

28.Хельсинский процесс и его значение для МО

1 августа 1975 года в Хельсинки 35 государств (все страны Европы кроме Албании и Канада, т.е. три лагеря – лагерь социализма, империализма и нейтральные страны)) подписали Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в котором, наряду с ранее признаваемыми основными принципами международных отношений, впервые был закреплен принцип уважения прав человека и основных свобод и государства-участники приняли на себя обязательства прилагать усилия, совместно и самостоятельно, по всеобщему и эффективному претворению этого принципа в жизнь. Целью Хельсинкских соглашений был «детант», по-нашему – разрядка напряженности. Подписание этого Акта со стороны СССР впервые предоставило общественности страны возможность легального сбора информации о нарушениях прав и свобод человека для осуществления контроля за выполнением СССР взятых на себя в рамках Хельсинкских соглашений международных обязательств. Именно в этих целях и была создана Московская Хельсинкская группа, которая 12 мая 2006 года будет отмечать свое 30-летие. Словосочетание "Хельсинский процесс", первоначально обозначавшее курс всех стран Европы семидесятых годов двадцатого века на стабильность, сотрудничество и нерушимость границ Европы, то теперь под этими словами подразумевается сотрудничество части стран Европы в помощи развивающимся странам. Наполнения термина "Хельсинский процесс" новым содержанием заставляет задуматься о "Хельсинском процессе" вчера и сегодня, причем не только в масштабах Финляндии, но и в масштабах всего мира.

В далеком 1975 году, когда подписывался Заключительный акт, в большинстве Европейских стран были еще живы воспоминания о Второй Мировой войне. Лидеры многих европейских государств если не лично принимали участия в боевых действиях (как, например, Л.И.Брежнев), то очень хорошо помнили войну. Поэтому одна из целей Заключительного акта – обезопасить Европу от новых войн – встречала понимание и сочувствие во всех европейских странах.

Символичным на подписании заключительного акта совещания о безопасности и сотрудничестве было многое. Одним из символов Совещания по безопасности и сотрудничеству, которое, собственно, и закончилось подписанием Заключительного акта, стало место его проведения. Хельсинки, столица Финляндии было не только своего рода местом встречи Востока и Запада, но еще и олицетворением нейтрального курса европейского государства в годы Холодной войны, олицетворением того, что государство может иметь доверительные отношения и с Востоком, и с Западом, и для этого совсем необязательно участвовать в военно-политических союзах.

Президенты: Урхо Калева Кекконен (сейчас - Тарьи Халонен) стал одним из главных героев дня наряду с Брежневым и Никсоным, в чем-то опережавшим даже Брандта и Хоннекера.

Во всех европейских странах ОБСЕ уже не вызывает того доверия, которое оказывалось организации в начале девяностых годов двадцатого века. Если во времена перестройки в СССР ОБСЕ вызывал определенные надежды, как организация, объединявшая все европейские страны, то уже к середине девяностых годов стало ясно, что организация, объединяющая