Кадастровый учёт объектов недвижимости: постановка, сроки, документы. Как поставить на кадастровый учет объект недвижимости? Кадастровый учет здания и сооружения

В преддверии нового закона

о государственной регистрации недвижимости

В соответствии с действующим законодательством РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество), подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

Иными словами, права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации, и собственники вправе распоряжаться своим недвижимым имуществом только после его государственной регистрации, при этом объект недвижимого имущества должен быть учтен в государственном кадастре недвижимости и описание объекта должно соответствовать его описанию в правоустанавливающем документе. Государственная регистрация в отношении объекта недвижимого имущества считается проведенной с момента внесения сведений о таком объекте в государственный реестр.

На сегодняшний день нормативными правовыми актами, на основании которых осуществляется кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении объектов недвижимого имущества, являются два федеральных закона - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре недвижимости) и Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации). В соответствии с этими законами кадастровый учет недвижимости осуществляется путем внесения сведений об объектах недвижимого имущества в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), а государственная регистрация прав и ограничений (обременений) в отношении объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения сведений о правах и ограничения (обременениях) в отношении объектов недвижимого имущества в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).

Однако в ближайшем будущем в сфере регистрации недвижимости произойдут ощутимые изменения.

Так, с 01.01.2017 вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и государственная регистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации.

Здесь обратим внимание на основные моменты рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации.

О Едином государственном реестре недвижимости

Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных выше законов или внесении в них изменений. Возможно предположить, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона.

Итак, в соответствии с новым Законом будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в ГКН и ЕГРП.

В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений на недвижимое имущество (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости.

Вестись ЕГРН будет в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах государственной власти, органах местного самоуправления и архивах.

В настоящее время КГН и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем, последние имеют приоритет.

Сведения о едином недвижимом комплексе

Согласно новому Закону в кадастр недвижимости будут вносить сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.

В соответствии с Законом о кадастре недвижимости сведения о таких комплексах в кадастр не вносятся. В то же время права на них должны быть зарегистрированы (что невозможно без учета в кадастре), поэтому они учитываются как сооружения. Кроме того, при учете единого недвижимого комплекса могут учитываться все объекты недвижимости, которые входят в его состав.

Учет единого недвижимого комплекса и государственная регистрация права на него будут проводиться в следующих случаях:

Завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;

Объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.

Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно будет только после учета и государственной регистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.

Что касается участков недр, то согласно Закону о кадастре недвижимости они в кадастре не учитываются. Новый Закон исключил их и из перечня объектов недвижимости, права на которые на сегодняшний день подлежат государственной регистрации.

Обязанность кадастрового учета

и регистрации прав возложена на Росреестр

Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее - Росреестр). Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. В настоящее время государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет Росреестр, а кадастровый учет - подведомственная ему Федеральная кадастровая палата Росреестра.

Как и сейчас, зарегистрировать права на объекты недвижимости будет невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.

Согласно новому Закону если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и государственная регистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной государственной регистрации и наоборот. В настоящее время одновременное осуществление учета и государственной регистрации не предусмотрено.

Учет и государственная регистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости (за исключением ситуаций, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной государственной регистрации прав);

Образование объекта недвижимости (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд);

Прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

Образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие государственной регистрации.

Законом установлены случаи , когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, государственная регистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.

В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, местного самоуправления или корпорацией «Росатом» в порядке межведомственного взаимодействия;

Прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

Изменение основных характеристик объекта.

В новом Законе установлен перечень лиц , по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и государственная регистрация - одновременно или раздельно.

Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:

Собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, - при одновременном осуществлении учета и государственной регистрации;

Орган государственной власти, местного самоуправления или корпорация «Росатом», выдавшие разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, - при учете в кадастре без одновременной государственной регистрации.

В настоящее время заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости может подать любое лицо.

Заявление о кадастровом учете или государственной регистрации и необходимые документы, как и сейчас, можно будет представить:

В бумажном виде - лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);

В форме электронных документов - через единый портал государственных услуг или официальный сайт Росреестра.

Новеллой в Законе является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.

Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юридического лица, обратившегося за учетом объекта и государственной регистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.

На сегодняшний день юридическое лицо обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении государственной регистрации прав. Их предоставление не требуется лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.

В приеме документов будет отказано , если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

Отказ в приеме документов в действующем Законе о кадастре недвижимости не предусмотрен, а в соответствии с Законом о регистрации запрещен.

В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:

Несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;

Наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

Отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или государственной регистрации прав.

В настоящее время заявление о государственной регистрации прав может быть возвращено, в том числе:

Если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату;

В ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

Указанные основания включены и в новый Закон, при этом уточнен срок отсутствия информации об уплате госпошлины - пять дней с момента подачи заявления.

Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и государственной регистрации прав сокращен.

При подаче документов в Росреестр он составит:

5 рабочих дней - для кадастрового учета;

10 рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и государственной регистрации;

7 рабочих дней - для государственной регистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и государственной регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

В настоящее время общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и государственной регистрации прав на него составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и государственной регистрации срок государственной регистрации прав исчисляется со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, т.е. максимальный срок составляет 20 рабочих дней.

Новым Законом сохранен только срок (5 рабочих дней), установленный для государственной регистрации ипотеки жилых помещений.

Следовательно, государственная регистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр. Однако он сократится до пяти рабочих дней, если государственная регистрация будет проводиться на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка).

На сегодняшний день срок государственной регистрации ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений составляет 15 рабочих дней, а ипотеки жилых помещений - 5 рабочих дней.

В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и государственная регистрация могут быть приостановлены. По сравнению с действующими основаниями этот список значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание).

Согласно действующему Закону о регистрации причинами приостановления, в частности, являются сомнения государственного регистратора в наличии оснований для проведения государственной регистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений.

Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или государственной регистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостановлены быть не могут.

Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и государственной регистрации будет отказано.

Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления государственной регистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке. Так, сроки приостановления учета объектов и государственной регистрации составят:

Три месяца - по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);

Шесть месяцев - по инициативе заявителя. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

В настоящее время государственная регистрация прав по решению государственного регистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя на три месяца.

Согласно новому Закону кадастровый учет, государственная регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а государственная регистрация договора или иной сделки - специальной регистрационной надписью на документе, выражающей содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и государственной регистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.

На данный момент государственная регистрация прав удостоверяется в том числе и свидетельством о государственной регистрации права, которое выдается в виде бумажного документа.

Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и государственной регистрации документы в таком порядке установлена для органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например:

Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

Федеральная миграционная служба РФ - информацию об изменении сведений о физическом лице (гражданине);

Федеральная налоговая служба РФ - информацию об изменении сведений об организациях и индивидуальных предпринимателях;

Суды или уполномоченные органы, наложившие арест, - заверенную копию такого акта;

Нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.

При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и государственной регистрации распределена между Росреестром, государственным регистратором и другими лицами. Так, государственный регистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав или уклонение от их проведения.

Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

Компенсация за жилое помещение - единственное пригодное для постоянного проживания - выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 01.01.2020.

Александр Князев,

главный специалист-эксперт

отдела регистрации прав

на земельные участки и объекты недвижимости

нежилого назначения

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор.

По законодательству любая недвижимость подлежит госрегистрации и учету в специальном реестре. По результатам такой работы имущество получает уникальный номер, который впоследствии не меняется и не повторяется. Данные о сооружениях и земельных участках находятся в Госкадастре, а сама информация доступна всем желающим по запросу. Рассмотрим, как поставить объект на кадастровый учет, какие объекты подлежат регистрации, и что из документов потребуется для решения задачи по регистрации имущества в ГКН.

Регистрация здания или земельного участка - возможность зафиксировать право собственности на имущество. После внесения сведений в реестр государство подтверждает факт принадлежности помещения или ЗУ определенному человеку. При этом можно получить сведения о расположении имущества и размере налога. На практике постановка на учет - главный этап госрегистрации прав на надел или сооружение.

Какие здания необходимо ставить на кадастровый учет?

Подробная информация по имуществу, которое подлежит регистрации, рассмотрена в ФЗ №218 (статье 1, пункте 7). В правилах указано, что в государственном реестре учитываются объекты, которые не получится перенести без потери целевого назначения. Для зданий главный критерий - наличие фундаментной основы.

Перед тем как поставить помещение или иной объект на кадастровый учет, важно разобраться с актуальностью этого процесса:

  • Надел земли. Если ЗУ находится в муниципальном или государственном владении, он учитывается на базе межевого плана. Также для регистрации требуются правоустанавливающие бумаги.
  • Жилой объект (в том числе многоквартирный). Для постановки на учет сооружения требуется техплан. Если речь идет о новостройке, она учитывается в комплексе, с расположенными в ней квартирами. Если домом владеет несколько человек, постановка на учет возможна при согласии всех хозяев.
  • Комнаты, квартиры и помещения для проживания. Такие объекты требуется ставить на кадастровый учет при наличии 2-х «симптомов» - изоляции и обособленности.
  • Дом и другие постройки на дачном участке. Главным сооружением считается дом, для которого требуется подготовить техплан и декларацию по ОН с позиции ИЖС. Что касается остальных построек, учитывается наличие фундамента. При его отсутствии регистрация не требуется. Гаражи «ракушечного» типа, летние кухни, как правило, не учитываются в реестре.

Прочее имущество

Также регистрация может потребоваться для следующей недвижимости:

  • Нежилые объекты, сооружения и их составляющие. Такие здания требуется поставить на кадастровый учет с учетом того фактора, что они имеют нежилой характер. Для дополнительных строений, для которых не оформляется разрешение на строительство, постановка на КУ осуществляется на базе акта осмотра или техплана.
  • Сарай, хозяйственный блок и хозпостройки. Такие объекты регистрируются в кадастре в том случае, если относятся к капитальным сооружениям. Определением этого фактора занимается специалист кадастрового органа, который делает техплан или акт осмотра.
  • Гаражи и специальные боксы для хранения авто. Блочный гараж учитывается с позиции отдельной постройки. Здесь потребуется техплан, а также правоустанавливающие бумаги на ЗУ. Регистрация мест для автомобилей обязательна с 2018 года. Сначала застройщик оформляет стоянку полностью, а после владельцы машиномест на базе договора купли-продажи регистрируют свои права.
  • Прочее имущество. Существуют и иные объекты, требующие постановки на кадастровый учет. Сюда относятся имущественные комплексы, газопровод, мосты, ТП, памятники, заборы, разрушенные сооружения и другое. Каждая ситуация рассматривается в индивидуальном порядке.

Как поставить объект на кадастровый учет - инструкция

Общая последовательность действий имеет такой вид:

  • Готовим бумаги с учетом утвержденного перечня.
  • Передаем документацию любым из доступных путей (рассмотрено ниже).
  • Получаем подтверждение постановки имущества на кадастровый учет.

Документы

Перед тем как поставить на кадастровый учет сооружение, требуется подготовить такие бумаги:

  • Паспорт гражданина, который обращается за госуслугой.
  • Заявление. Эта бумага подается лично владельцем или представителем при наличии у последнего соответствующих прав. В частности, представитель вместе с заявлением передает нотариальную доверенность. Бланк заявки выдается в кадастре, МФЦ или доступен для скачивания на ресурсе Росреестра.
  • Техплан на сооружение, помещение или здание. Для получения такой бумаги оформляется соглашение с работником кадастрового органа. Главное требование - наличие у кадастрового инженера соответствующего аттестата. Интересующие сведения легко получить через сайт Росреестра.

Передача документов

Заявление и собранная документация для регистрации любого объекта (здания, сооружения, земли, помещения и прочего) передается:

  • Через сервис Росреестра (требуется перейти в раздел электронных услуг). Здесь потребуется ЭЦП.
  • В офисе кадастра (личное обращение).
  • С помощью МФЦ. Это многофункциональный центр, предоставляющий широкий спектр услуг. Перед обращением важно убедиться в предоставлении интересующей опции. Чтобы избежать очереди, рекомендуется заранее записаться по телефону или через ресурс Росреестра.
  • По почте. При выборе такого варианта собранные бумаги и заявление направляются с помощью почтового отправления. Обязательным условием является опись вложения и уведомление о получении работниками кадастровой палаты.

После отправки документации путь заявления контролируется через Росреестр с помощью специального раздела («Проверка статуса запроса»). При этом способ передачи бумаги не имеет значения.

Сроки

В течение последних лет постановка объектов на кадастровый учет проходится в более сжатые сроки. При отсутствии замечаний к заявлению и переданной документации сведения об объекте фиксируются в кадастре. При этом процесс занимает 5 или 7 рабочих дней в зависимости от способа подачи бумаг. В случае обнаружения неточностей период постановки на кадастровый учет увеличивается. Кроме того, орган кадастра вправе отказать в услуге (об этом ниже).

Расходы

При постановке постройки на кадастровый учет придется заплатить инженеру за составление техплана или акта. На территории Москвы такая работа обходится в сумму 8-10 тысяч рублей для квартиры, 25-30 тысяч рублей для отдельного объекта, а также от 50 тысяч рублей для промышленного сооружения.

Пошлина за оказание услуги не стягивается. Если постановка на кадастровый учет совмещается с регистрацией прав на объект, взимается дополнительный сбор. Это требование указано в НК РФ статье 333.33.

Результат

В случае успешного прохождения процедуры заявителю передается выписка из ЕГРН (ранее выдавался кадастровый паспорт). В бумаге приводятся следующие сведения:

  • Информация о владельце.
  • Описание объекта (категорийность, назначение, квадратура, адрес и прочие параметры).
  • Наличие обременений ограничения прав.
  • Кадастровая цена.

Причины отказа

Уполномоченный орган вправе приостановить рассмотрение заявления в таких случаях:

  • Местоположение объекта совпадает (полностью или частично) с другим объектом, который ранее зарегистрирован в кадастре.
  • Наличие противоречий между сведениями в документации и самим объектом.
  • Заявление или переданная документация оформлены с нарушением действующих требований и норм.

Отказ часто имеет место в таких ситуациях:

  • Сооружение формируется из объекта (одного или нескольких), по отношению к которым выделение части или разделение недоступно.
  • Помещение нельзя отнести к недвижимости, которая требует учета в кадастре.
  • Техплан заверен лицом, которое не имеет на это полномочий.
  • Помещение не изолировано от других комнат на объекте.
  • Сооружение сформировано из недвижимости, которая внесена в госкадастр на временном принципе.

Изменения

Выше рассмотрено, как поставить постройку на кадастровый учет. Но бывают ситуации, когда требуется внести изменения в документацию. Для этого хозяин подает в кадастр паспорт, заявление, правоустанавливающие бумаги и план межевания. Также передается документация, подтверждающая категорийность земли. Принципы передачи и получения готовой документации при этом остаются неизменными.

Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) появился в 2017 году в результате объединения в один информационный ресурс Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости (ГКН).

">ЕГРН ) о Кадастровый учет - это учет сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого имущества с определенными характеристиками или прекращение его существования.">кадастровом учете может понадобиться как само по себе, так и вместе с регистрацией прав на недвижимость.

Только кадастровый учет требуется, если вы:

  • существенно изменили характеристики (например, увеличили площадь) здания, сооружения на земельном участке, который находится у вас в собственности или которым вы пользуетесь на других законных основаниях;
  • снесли расположенное на таком участке здание, права на которое ранее не были зарегистрированы в ЕГРН.

Кадастровый учет с одновременной регистрацией прав на недвижимость требуется, если объект недвижимости:

  • был создан (например, построен частный дом) и, соответственно, ранее За исключением ранее не учтенных объектов недвижимости, в отношении которых было выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (например, многоквартирные дома). В этом случае объект ставит на кадастровый учет тот орган государственной власти или местного самоуправления, который выдал разрешение. ">не числился в ЕГРН либо был образован (например, путем деления участка земли);
  • прекратил свое существование (при условии, что раньше права на него были зарегистрированы в ЕГРН).

Если характеристики объекта недвижимости не менялись, но у нее изменился собственник, то необходима только .

Ставить недвижимость на кадастровый учет должен собственник (независимо от того, кто он: гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства). Если собственник несовершеннолетний, от его лица может выступать законный представитель (родитель, усыновитель, опекун, попечитель). С 14 лет ребенок может поставить недвижимость на кадастровый учет сам. От лица недееспособных заявление на регистрацию права подают их опекуны. При необходимости можно оформить нотариально удостоверенную доверенность на представителя.

2. Какие документы нужны для кадастрового учета?

Пакет документов, которые необходимы для постановки недвижимости на кадастровый учет, зависит от того, какой объект недвижимости вы хотите поставить на кадастровый учет - земельный участок, дом, машино-место или что-то еще.

Чтобы узнать, какие документы понадобятся именно вам, воспользуйтесь специальным конструктором жизненных ситуаций на сайте Росреестра.

На дому

Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп могут зарегистрировать права на свою недвижимость, воспользовавшись бесплатной услугой «Выездное обслуживание» . К ним приедет курьер, который примет заявление на регистрацию прав.

Недвижимость поставят на кадастровый учет в течение 5 рабочих дней с момента регистрации заявления и документов Росреестром, а в случае постановки на кадастровый учет на основании карты-плана территории - 15 рабочих дней. Если одновременно с постановкой на кадастровый учет будут регистрироваться права собственности на недвижимость - в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявления. Если вы подаете документы в центре «Мои документы», сроки увеличатся на 2 рабочих дня.

Для проверки статуса рассмотрения заявления вы можете воспользоваться электронным сервисом

За последнюю пару лет система кадастровой деятельности в РФ претерпела ряд изменений. Внести данные о квартире или земельном участке в Единый реестр стало проще, удобнее и быстрее.

Что это значит?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Кадастровый учет (КУ) - это внесение информации об объекте недвижимости (ОН) в Единый государственный реестр.

Необходимость процедуры постановки обусловлена тем, что:

  • без нее невозможно последующее оформление прав гражданина на недвижимость;
  • с помощью Единого реестра государство контролирует объекты и землю на территории страны, планирует градостроительные и землеустроительные работы;
  • данные нужны для определения размера налогов.

Нормативная база

Нормативную основу ведения учета в России составляют ФЗ № 221 от 24.07.2007 г. и ФЗ № 218 от 03.07.2015 г.

Последний принес изменения в КУ.

Так, постановка на кадастровый учет объекта недвижимости теперь связана с госрегистрацией прав собственности на этот ОН. Вместо ГКН данные об объекте фиксируются в Едином госреестре недвижимости, а вместо кадастрового паспорта выдаются выписки из ЕГРН.

Определения и особенности отдельных объектов недвижимости, подлежащих КУ, содержат Гражданский, Земельный и Градостроительный кодексы РФ.

Какое имущество подлежит постановке?

Открытый список ОН, которые нужно ставить на КУ, содержит п. 7 ст. 1 ФЗ № 218.

По общему правилу, учитывается недвижимость, неразрывно связанная с землей: ее невозможно перенести без потери или изменения функционального назначения.

Так, для строений основной признак подлежащего КУ объекта - наличие фундамента. Если сарай нужно учитывать, то теплицу, торговую палатку, дачный туалет - нет.

Земельный участок (в т. ч. дачный, лесной, в водоохранной зоне)

Участок выделяется из государственных или муниципальных земель и ставится на кадастровый учет на основании межевого плана и правоустанавливающих документов (договора купли, ренты, дарения).

Если ЗУ граничит с соседними участками, уже учтенными, необходимо оформить акт согласия на проведение границ. Участок выделяется из другого ЗУ и ставится на КУ, если есть обременение: залог, рента и т. д. Его площадь должна быть не меньше, чем предусмотрено в ЗК РФ и градостроительных актах.

Земля в особых зонах (водоохранных, природоохранных и т. д.) ставится на КУ органами власти и вносится в ЕГРН как муниципальная/государственная.

Жилой дом, в т. ч. многоквартирный

Жилой дом ставится на КУ на основании технического плана.

В новостройке можно учесть здание в целом одновременно с отдельными помещениями (квартирами) в ней. С другими «групповыми» ОН, например гаражным блоком, это сделать не получится.

Жилой дом, находящийся в долевой собственности, ставится на КУ только при волеизъявлении всех владельцев недвижимости.

Квартиры, комнаты и жилые помещения

Ставятся на учет, если помещение или его часть обладает двумя признаками: изолированностью и обособленностью. Необходим технический план.

Дачные (садовые) домики и строения (летние кухни, бани, сараи)

Дачный дом ставится на учет после подготовки технического плана и декларации об ОН как «индивидуальный жилой дом».

Иные садовые строения учитываются, если они относятся к объектам капитального строительства - например, если баня имеет фундамент.

Летние кухни, гаражи-ракушки обычно не считаются ОКС. Для КУ кадастровый инженер должен подготовить акт осмотра.

Нежилые помещения, здания и их части

Ставятся на учет как нежилые здания.

В случае хозяйственных вспомогательных построек, на которые не нужно разрешение, КУ будет проходить на основе технического плана или акта осмотра, сформированного по декларации об ОН.

Вспомогательные сооружения (сарай, хозблок, хозпостройки, скважины, водонапорная башня, водопроводная сеть)

Ставятся на КУ, если относятся к объектам капитального строительства.

Это может определить кадастровый инженер, он и готовит акт осмотра/техплан для Росреестра.

Скважина учитывается, если ее глубина составляет более 50–100 м, то есть доходит до низколежащих слоев воды.

Гаражи, гаражные боксы, кооперативы и машиноместа

Гараж в блоке учитывается как помещение, стоящий по отдельности - как строение. Необходим технический план, а на землю под ним - межевой и правоустанавливающие документы.

Машиноместа подлежат КУ с 2020 г. Они неразрывно связаны со зданием, в котором выделяются.

Застройщик ставит на КУ весь участок под стоянку в целом. Затем каждый жилец на основании договора купли учитывает и регистрирует права на свое машиноместо по отдельности.

Иное имущество

С 2020 г. в ГК появились положения о новых ОН, которые необходимо ставить на учет.

Единый недвижимый комплекс включает здания, сооружения, линейные объекты, стоящие на одном земельном участке, прочно связанные друг с другом технологически или физически (ст. 133.1 ГК РФ).

Имущественный комплекс - предприятие вместе со всем, что используется в коммерческой деятельности: землей, зданиями, сооружениями, инвентарем, правами и обязанностями и т. д. (ст. 132 ГК РФ).

Что еще нужно ставить на КУ:

  • Газопровод. Учитывается как ОН (линейный) только после введения в эксплуатацию в качестве единого неделимого объекта, даже если он проходит по территории разных муниципальных образований (судебная практика по последнему утверждению спорна). Для КУ необходим также межевой план и правоустанавливающие документы на землю под ним.
  • Мост. Относится к линейным объектам. Ставится на КУ на основании техплана после ввода в эксплуатацию (нужен акт об этом).
  • Муниципальная автомобильная дорога. Ставится на КУ согласно техплану. Необходим акт и разрешение на ввод в эксплуатацию, иначе Росреестр не будет рассматривать ее как ОН.
  • Придомовая территория. Постановка на КУ земли под домом, в том числе придомовой территории, - это обязанность застройщика. Выделение доли и ее учет одним из жильцов недопустимо.
  • Трансформаторные подстанции. Ставятся на КУ как сооружение (если ТП - это металлическая будка) или как здание (если стены ТП кирпичные). Нужен техплан, разрешение на ввод в эксплуатацию, межевой план земли и правоустанавливающие документы на нее.
  • Гражданское кладбище. Ставится на ЗУ как земельный участок или как сооружение (комплекс из других объектов - дорог, будок, площадок, ЛЭП). Уточнять необходимо в Росреестре. В первом случае нужен межевой, во втором - технический план.
  • Объект незавершенного строительства. Можно поставить на КУ, если степень достроенности позволяет с уверенностью сказать, что это самостоятельный ОН, отделенный от других зданий или помещений (обзор судебной практики ВС от 30.11.2016 г.).
  • Разрушенные здания и сооружения необходимо поставить на учет на основании техплана, если планируются ремонтные работы и дальнейшая эксплуатация объекта.
  • Памятники. Ставятся на учет, только если они занесены в Единый госреестр объектов культурного наследия.
  • Заборы и ограждения. Могут быть классифицированы как ОН («вспомогательное сооружение»), только если они имеют признаки объекта недвижимости, например прочную связь с землей. В большинстве случаев заборы и мощения расцениваются как элементы благоустройства и не учитываются в ЕРГН.

Основания

Основаниями для постановки на КУ объекта без параллельной регистрации прав на него считаются:

  • изменение характеристик недвижимости;
  • ликвидация объекта, если он не был учтен;
  • образование новых ОН после проведения комплексных кадастровых работ;
  • объект - многоквартирный дом, машиноместа в нем, квартиры;
  • образование земельного участка из государственной, муниципальной собственности или путем изъятия ЗУ у владельца.

В остальных случаях недвижимость учитывается одновременно с регистрацией прав собственности.

Где узнать, оформлена ли недвижимость?

Перед началом процедуры кадастрового учета следует убедиться, что сведений о нем еще нет в ЕГРН.

Существует несколько способов узнать, поставлен ли дом, участок или квартира на КУ:

  • Лично путем запроса в Росреестр или МФЦ. Для этого нужен паспорт заявителя, адрес недвижимости. Ответ придет через несколько дней.
  • С помощью кадастрового инженера или частных посредников. В этом случае процедура проверки займет не более суток.
  • Самостоятельно на публичных кадастровых картах. Минус этого способа - редкое обновление карт, неполнота информации.

Постановка на кадастровый учет объекта недвижимости в 2020 году

Порядок, сроки, основания постановки ОН на кадастровый учет рассмотрены в гл. 3 ФЗ № 218.

С 2020 г. обязанность вести КУ возложена на Федеральную службу госрегистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Кто может это сделать?

Обратиться в Росреестр с ходатайством о первоначальной постановке недвижимости на учет могут:

  • владелец ОН или земельного участка, на котором стоит объект;
  • лицо, которому выделен ЗУ для строительства по гражданскому договору;
  • орган федеральной или региональной власти, Госкорпорация «Росатом»;
  • кадастровый инженер (часто, помимо договора, требуется доверенность на него);
  • юридическое или частное лицо, в пользу которого установлено обременение объекта.

Куда обращаться?

Собранные документы нужно подать:

  • лично или заказным письмом в отделение Росреестра или МФЦ (список уполномоченных центров указан на сайте службы). С 2020 г. отменяется территориальная привязка к месторасположению объекта;
  • через сайты госуслуг или Росреестра.

Правила, порядок и пошаговая инструкция

Собрав документы, необходимо обратиться в территориальный отдел Росреестра или МФЦ в приемные дни.

Приняв заявление, сотрудник должен выдать гражданину расписку и указать срок и дату постановки. При подаче онлайн-заявки эта информация поступает на e-mail.

Процедуру постановки можно отслеживать с помощью электронного сервиса на сайте Росреестра.

Для этого необходим регистрационный номер запроса. Он придет заявителю на e-mail после проверки возможности учета ОН.

Документы

Постановка объекта на кадастровый учет происходит на основании заявления гражданина и пакета сопутствующих документов.

Для каждого ОН существуют свои нюансы при сборе необходимых бумаг.

Общими для всех случаев являются следующие:

  • заявление, заполненное без помарок и исправлений согласно прилагающимся документам;
  • паспорт гражданина или его представителя с доверенностью;
  • оригинал правоподтверждающего документа (договор купли, ренты, дарения, справка о вступлении в наследство);
  • технический или межевой план, план-карта, или акт обследования ОН (электронным документом, заверенным цифровой подписью кадастрового инженера);
  • справка о категории и целевом назначении земель.

Бланк заявления о постановке объекта недвижимости на КУ можно скачать здесь:

Образец заполнения данного документа:

Технический, межевой планы и акты готовятся кадастровым инженером - представителем юрлица или ИП, имеющим лицензию и допуск СРО.

Перечень специалистов, обладающих нужной квалификацией, опубликован на сайте Росреестра.

Сроки

По регламенту, срок постановки на учет должен занимать не более 5 дней (20, если параллельно проводится госрегистрация).

При подаче документов через МФЦ или письмом время увеличивается на 2 суток.

Сколько стоит процедура?

Потратиться придется на услуги кадастрового инженера.

Сколько стоит в среднем подготовка плана в Москве в зависимости от сложности случая и типа недвижимости:

  • для квартиры начинается от 7–10 тыс. руб.;
  • для отдельного строения или жилого дома - от 25 тыс. руб.;
  • для промышленного здания - от 50 тыс. руб.

Госпошлина и налоги

Госпошлина за постановку объекта недвижимости на учет не взимается. Если КУ проходит параллельно с регистрацией прав собственности, граждане облагаются сбором согласно ст. 333.33 НК РФ.

Получение документов

По итогам процедуры заявитель получает выписку из ЕГРН. В ней содержатся:

  • полное описание (площадь, назначение, категория, точный адрес и иные характеристики);
  • собственник(и);
  • действующие обременения и ограничения прав;
  • кадастровая стоимость и т. д.

Что дальше?

Выписка из ЕГРН - основа для оформления прав собственности на недвижимость, если эта процедура не была проведена вместе с постановкой на учет.

Свидетельство выдает также Росреестр. Уведомлять ФНС не нужно: это сделает регистратор по межведомственным каналам.

Возможные причины отказа и приостановления

Росреестр приостанавливает постановку на учет, если:

  • заявитель подал неполный комплект документов или в бумагах содержатся ошибки, помарки, исправления;
  • участок не подлежит КУ (находится в заповедниках, на землях специального и стратегического назначения);
  • право заявителя на постановку на учет спорно;
  • гражданин не предоставил экспертам Росреестра доступ к объекту недвижимости;
  • неправильно проведено межевание и др. (всего 51 основание, см. ст. 26 ФЗ № 218).

На устранение ошибок отводится ограниченное время (до 3 месяцев). Если гражданин не успевает это сделать, ему отказывают в постановке.

Как решить вопрос через суд?

Незаконный отказ можно оспорить в апелляционной комиссии Росреестра или через суд. При этом первое должно обязательно предшествовать второму.

На подачу жалобы в комиссию у заявителя есть 30 дней.

Срок подачи иска - 3 месяца с решения апелляционной комиссии. К иску необходимо приложить документы, которые собирались в процессе постановки на КУ, а также мотивированное письмо об отказе.

Как составить и куда направить иск?

Описательная, мотивировочная и просительная части иска составляются по плану:

  • с чем обращался гражданин в кадастровую палату (фактические обстоятельства дела);
  • когда и почему был получен отказ (мотивировка Росреестра);
  • почему решение госрегистратора незаконно;
  • просьба отменить решение Росреестра, поставить на КУ.

К иску необходимо приложить документы, которые собирались в процессе постановки на КУ, а также мотивированное письмо об отказе.

Обратиться в суд может как сам гражданин, так и кадастровый инженер от его имени. При этом если последний действует как ИП или представитель юрлица, иск нужно подать в арбитражный суд, если как частник - в суд общей юрисдикции.

Отделение выбирается по месту прописки заявителя, нахождения ОН или органа Росреестра, который отказал в учете.

Часто задаваемые вопросы

Можно ли поставить на учет землю без межевания?

В 2020 г. такая практика существовала: в ГКН отмечалось, что ЗУ не имеет четких границ.

В 2020 г. для постановки земли на учет обязателен межевой план, содержащий информацию о площади, границах, опорных точках участка. То есть без межевания не обойтись.

С 2020 г. земельный участок, на котором не проводилось межевание, нельзя будет продать, поменять, передать в наследство, даже если у хозяина на руках уже есть оформленные ранее правоустанавливающие документы.

Как оформить самовольную постройку?