Вопросы на тему зима в мире растений. Растения в разное время года

План-конспект урока "Зима в мире растений"

Класс: 2
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: сформировать знания о зимнем периоде в жизни растений
Задачи урока:
- познакомить с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в зимний период;
- развивать интерес к предмету окружающий мир;
- развивать психические процессы: произвольное внимание, память, мышление, речь;
- воспитывать эмоциональное восприятие природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к природе.
Формы работы: фронтальная, парная (групповая)

Урок

Учитель:
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
на уроке не ленитесь,
а сейчас пока садитесь.

Учитель:
-Ребята, разгадайте загадку:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?

Ученики: Это зима
Учитель:
-А кто из вас знает, сколько всего времен года? Назовите их.
Ученики: Существует четыре времени года.Зима,весна,лето,осень.
Учитель:
-Молодцы! А сейчас мы немного поиграем. Мне нужны четыре ученика, которые будут представлять времена года. Кто хочет быть представителями?
Ты будешь представлять зиму, ты - осень, ты - лето, и ты - весну.
Задание: у меня на столе лежат карточки с названиями месяцев, каждый из вас представляет определенное время года. Вы по одному подходите к столу, выбираете карточку с нужным для вашего времени года названием месяца и прикрепляете на доску под названием вашего времени года. А вы(остальные) ребята, внимательно следите за выполнением задания, чтобы потом мы могли проверить: правильно оно выполнено или нет. Начали…
Ученики выполняют задание.

Учитель:
-Всё ли выполнено правильно?(да,нет) Молодцы!

Учитель:
1)Итак, сколько у нас всего месяцев в году? Назовите мне их.
2)А сколько месяцев длится зима?
3)Что же изменилось в природе с наступлением зимы?

Ученики отвечают:
1)В году 12 месяцев. Январь,февраль, ..., декабрь.
2) зима длится 3 месяца.
3) Выпал снег, похолодало, деревья сбросили листву и т.п.

Учитель:
-А теперь, возьмите небольшой текст «Явления неживой природы зимой». Прочитайте и подчеркните: какие явления в неживой природе можно наблюдать только зимой?

текст
«Явления неживой природы зимой»
Прочитай текст и подчеркни зимние явления неживой природы.
На улице холодно. В начале декабря были оттепели. Сейчас дует ветер. На улице гололедица. Когда же будет снегопад? Я очень люблю снег. Вчера я видел на деревьях изморозь. Только бы не было метели.

Ученики выполняют задание.

Учитель:
Какие зимние явления вы нашли в тексте?

Ученики: снегопад, метель, изморозь,гололедица, оттепель, снег.

Учитель:
-Вы хорошо справились с заданием, а теперь отгадайте следующую загадку:
Дышит, растет,
А ходить не может.

Ученики: Растение

Учитель:
1)-А как изменились зимой по сравнению с осенью лиственные деревья?
2)-А как выглядят зимой хвойные растения?(
3)-Догадались ли вы, чему будет посвящен наш урок?

Ученики:
1)Сбросили листву
2)Ель,сосна-зеленые, лиственница-без иголок
3)Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как зимуют растения и наша тема: Зима В МИРЕ РАСТЕНИЙ

Учитель:
А теперь возьмите текст « О деревьях в зимнюю пору». Внимательно прочитайте рассказ и подчеркните то, что помогает деревьям выжить зимой.

текст
Деревья, собрав за лето силы, к зиме перестают питаться, расти, погружаются в глубокий сон.
Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А сброшенные с ветвей, гниющие на земле листья дают тепло и предохраняют корни деревьев от промерзания.
Мало того, на каждом дереве есть панцирь, защищающий растения от мороза.
Это кора. Кора не пропускает ни воды, ни воздуха. Чем старше дерево, тем толще у него кора. Вот почему старые деревья лучше переносят холод, чем молодые.
Но самая лучшая защита от морозов -снежное покрывало. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа.

Учитель:
-Что помогает дереву выжить в холодную зиму? Как кора помогает выжить, снег?
Как вы хорошо постарались, молодцы!

Учитель:
-А теперь поработаем в группах: 1=1,2=2,3=3.У вас на партах лежит цветная карточка, на ней написано задание. Рассмотрите изображения и ответьте на вопросы в задании. Работайте в паре с соседом по парте, обсуждайте, взаимодействуйте друг с другом, можете использовать учебник. Даю вам 5- 6 минут, потом мы начнем проверять ваши ответы. Разговариваем в полголоса.
(первый ряд сравнивает берёзу и осину, клён и рябину;второй ряд рассказывает про хвойные деревья и их шишки; третий ряд рассказывает про зимовку брусники, клюквы, земляники)

Пример карточки
Задание:
Как выглядят зимой берёза, осина? Как их узнать зимой?

Ученики выполняют задание.
Учитель:
-Время вышло, теперь послушаем ответы групп на заданные вопросы. Слушайте внимательно, в конце урока мы выполним небольшой тест.

Ученики отвечают на задание карточек.

Учитель проводит физкультминутку.

Учитель:
Отдохнули, отдохнули и за работу вновь вернулись.
Ребята, как вы думаете, могут ли растения, о которых вы узнали сегодня на уроке, зимой кормить животных?

Ученики отвечают.

Учитель:
Давайте поиграем в игру «Кто чем питается зимой»
На доске в одном столбике изображения животных и птиц, в другом – их корм зимой.
Нужно соединить стрелками: кто чем питается зимой. Поднимаем руку, если кто-то уже догадался, кого с чем соединить.
пример





Ученики выходят к доске и соединяют животное с кормом.

А теперь возьмите тест, который лежит у вас на партах. Я даю вам пять минут, чтобы вы просмотрели и выполнили задания. Задания выполняем самостоятельно, ни с кем не советуемся.

Тест
1.Лиственные деревья подчеркни одной чертой, хвойные деревья двумя.
Берёза , ель, рябина , сосна, лиственница, клён , осина .

2.Что помогает зимой выживать травянистым растениям?
(ответ обведи в круг)
А) гололедица
Б) снег
В) метель

3.Соедини стрелками название птицы и её корм зимой?
а)Снегирь б)всеяден

Б)Ворон в)семена хвойных деревьев

В)Клёст а)разными семенами, ягодами, почками

4.Выбери правильный ответ и продолжи утверждение « У ели шишка …»
(ответ обведи в круг)

А) вытянутая, овальной формы
Б) маленькая, округлой формы
В) крупная, округлой формы

5.Отгадай загадку
(напиши ответ под загадкой)
Что за звёздочки такие
На пальто и на платке -
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке?(снежинка)

Учитель:
Время вышло. Поменяйтесь тестом с соседом по парте. Я читаю вопрос, вы называете ответ.

Ученики вместе с учителем проверяют тесты.

Учитель:
Молодцы. Жизнь растений зимой не останавливается, она лишь замедляется. Животные зимой нуждаются в помощи растений, поэтому не следует ради забавы ломать ветки, срывать семена с деревьев. Вы можете подкармливать птиц зимой хлебом, а они будут радовать вас звонким пением.
- Вот и подходит к концу наш урок. Вам он понравился?
-А какое задание понравилось больше всего?
-Кто из вас считает, что пополнил свои знания о жизни растений зимой?
У вас на партах лежат две звезды.
Оцените свою работу на уроке в целом. Красная- вы поработали хорошо и вам понравилось. Зелёная- вы старались работать, но иногда вам было немного трудно, но в будущем вы будете стараться.
Спасибо за урок, до свидания!

Вспомним

  1. Как изменились по сравнению с осенью лиственные деревья и кустарники?
  2. Как выглядят зимой хвойные растения?
  3. Видели ли вы растения, которые зимуют под снегом зелёными?

Без листьев все деревья и кустарники кажутся похожими. Но это только на первый взгляд. Есть у растений особые «визитные карточки», по которым их легко узнать.

Берёзу и осину мы узнаем по цвету коры. У берёзы она белая, у осины зеленоватая.

На некоторых деревьях и кустарниках зимой сохраняются сухие листья. Особенно много их на дубе.

Часто «визитными карточками» служат плоды. Например, красные грозди плодов рябины. Остались плоды и на клёне, липе, ясене, вязе. В течение зимы они постепенно осыпаются и разносятся ветром.

Удивительно красивы в заснеженном лесу сосна и ель, которые стоят зелёными. А вот лиственница дожидается весны без своей пушистой хвои.

Хвойные деревья можно различить и по шишкам. Под чешуйками шишек скрыты семена. В конце зимы чешуйки шишек раскрываются и семена высыпаются.

Ни с чем не спутаешь в зимнем лесу хвойный кустарник - можжевельник.

Не только хвойные растения, но и некоторые травы остаются на зиму зелёными. Например, земляника, копытень. Снег, как одеяло, укрывает их и не даёт им замёрзнуть.

Под снегом зимуют зелёными и маленькие кустарнички - брусника и клюква. На них в разгар зимы можно даже ягоды найти, очень вкусные!

Узнаем подробнее

Можжевельник

Вот как рассказал о можжевельнике замечательный русский писатель Иван Сергеевич Соколов-Микитов.

Красивы зелёные кусты можжевельника, приятно пахнущие смолою. Растёт можжевельник по краям лесов, по склонам глубоких оврагов.

Там, где растёт можжевельник, зимою обычно держатся тетерева. Они кормятся смолистыми пахучими «ягодами» можжевельника, всю зиму висящими на его ветвях. От куста к кусту на чистом белом снегу затейливым узором переплетаются крестообразные следы тетеревов.

Зимою, когда выпадет глубокий лёгкий снег, под кустами можжевельника часто ложатся на днёвку зайцы.

Ветвями можжевельника в деревнях парят кадушки, в которых засаливают на зиму огурцы и мочат яблоки. Запах можжевельника придаёт особо приятный вкус домашним соленьям.

Откроем атлас-определитель

    Попробуйте определить деревья по силуэтам. Воспользуйтесь атласом-определителем «От земли до неба». Проверьте себя на «Страничках Умного Совёнка» (6).

Подумаем!

    Как растения, о которых вы узнали на уроке, зимой кормят животных?

Проверим себя

  1. По каким признакам можно узнать зимой берёзу и осину?
  2. Какие растения легко узнать зимой по плодам?
  3. Как различить зимой хвойные растения?
  4. Какие растения зимуют под снегом зелёными? Почему они не замерзают?

Сделаем вывод

Зимой деревья и кустарники можно определить по цвету коры, сухим листьям на ветках, плодам, а также по общему силуэту. Некоторые растения зимуют под снегом зелёными.


…Не мертвец и не живой… Чародейкою зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою; Неподвижною, немою. Чудной жизнью он блестит. И стоит он околдован, - Не мертвец и не живой,- Сном волшебным очарован. Весь окутан, весь окован Легкой цепью пуховой... Ф. И. ТЮТЧЕВ






Лиственные растения У многих растений есть период отдыха, в основном это зима. Лиственные деревья, такие как, береза, клен, осина и др., сбрасывают листву осенью, потому что в это время недостаточно солнечного света для образования в листьях питательных веществ.










Зимние цветы Таким образом, остается придти к выводу, что наши весенние растения обладают замечательной способностью развиваться под снегом зимой. Уходя осенью под снег с покоящимися подземными органами - корневищами и клубнями, они выходят из него уже с развившимися стеблями, листьями и нередко даже с окрашенными бутонами. В лесу во время снегосхода молодые части весенних растений пробиваются сквозь снег.




Зимние заготовки лекарственных растений Некоторые растения, набирают максимальную целительную силу именно зимой. Вот о них-то и пойдёт речь. А именно речь пойдёт о сосновых и березовых почках и ольховых шишках. о сосновых и березовых почках и ольховых шишках.



«Неживая природа в зиму» - Неживая природа зимой. 2. Январь - «студень». -Самое холодное время года. -Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. -Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. -Замерзают почва и водоёмы. -Приходят морозы. -Земля покрывается снежным покровом. Изморозь. Декабрь Январь Февраль. 1. Оттепель 2. Гололедица 3. Снегопад 4. Метель 5. Изморозь.

«Изменения в природе зимой» - Медведь. Неживая природа. Зима в жизни растений. Клёст - друг ели. Белка. Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет. Зима. Что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели. Избушка новая, для всех столовая, зовёт обедать, крошек отведать. Как зимуют деревья, кустарники и травы.

«Путешествие в зимний лес» - Поет зима - аукает. Учись у них - у дуба, у березы. Запишите предложение про зайца. Еду. Тихо. Слышны звоны. Чародейкою зимою околдован, лес стоит. Чьи это следы. Чудная картина, как ты мне родна. Запишите предложение про белку. Путешествие. Не ветер бушует над бором. Белый снег пушистый. Путешествие в зимний лес.

«Зимний лес» - Едут сами! Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Лиса. Физкультминутка. Руки-сучки. Что делают звери зимой? Узнай дерево. Береги нос в большой мороз! Беседа о зимнем лесе. Что за зверь? Все открой, не утаи: ты же видишь – мы свои! Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Через горы и леса едут сани - чудеса!

«Зимняя природа» - По стволу. Сбрасывают листву Желтеют Уходят под снег зелёными. Кустарники травы. Как зимуют деревья? Хвойные. Питание животных зимой. Как зимуют медведь, белка, волк, лиса, ёж? Как зимуют птицы? Зимние месяцы. Учебные предметы: Окружающий мир. Домик №3- животные, которые ищут корм. Интернет, печатные издания, мультимедийное приложение.

«Природа зимой» - Как меняется продолжительность дня? В гости к зиме. Неживая природа зимой. Ответьте на вопросы: Что такое наст? Как меняется температура? Тема: В гости к зиме. Почему снег рыхлый? Из чего образуются снежинки? Как выглядит небо? Магазин школа ферма стройка аэропорт больница. Зима. Врач Продавец Лётчик Учитель Доярка Крановщик.

Всего в теме 13 презентаций