История шри экадаши. Священные писания о важности Экадаши

Чтобы понять почему мы постимся в Экадаши, мы должны вспомнить что Экадаши это не только 11-е Лунные сутки управляемые Господом Шивой – хранителем Вселенной и разрушителем невежества, Экадаши это также сутки которые почитаются Господом Вишну и всеми Богами как день которому был дан особый статус Самим Господом Вишну.Как это было, описанно в Брахма Ваиварта Пуране:
Когда-то в Сатья-югу жил необычайно страшный демон по имени Мура . Всегда очень гневный, он держал в страхе всех полубогов, побеждая даже Индру, царя небес; Вивасвана, Бога Солнца; восьмерых Васу; Господа Брахму; Вайю, бога ветра и Агни, бога огня. Своей ужасной силой он подчинил их себе. Тогда Господь Индра пришёл к Господу Шиве и сказал: «Мы все упали с наших планет и теперь в несчастье скитаемся по земле. О Господи, как найти нам избавление от этого бедствия? Что ждёт нас, полубогов?»
Господь Шива ответил: «О лучший из полубогов, иди к Господу Вишну, сидящему на Гаруде. Он — Джаганнатха, правитель всех вселенных, а также их убежище. Он защищает все души, предавшиеся Ему».
Господь Кришна продолжал: «О Арджуна, завоеватель богатства, выслушав эти слова Господа Шивы, Господь Индра вместе со всеми полубогами отправился туда, где отдыхал Господь Джаганнатха, Господь Вселенной, защитник всех душ. Глядя на Господа, спящего в воде, полубоги сложили ладони и вслед за Индрой вознесли такие молитвы: «О Верховная личность Бога, склоняемся пред Тобою. О Бог богов, о прославленный главными полубогами, о Враг демонов, о лотосоокий Господь, о Мадхусудана (убивший демона мадху), пожалуйста, защити нас. Напуганные демоном Муру, мы пришли найти убежище у тебя. О Джаганнатха, Ты, творящий всё и создатель всего. Ты мать и отец всей вселенной. Ты создаёшь, поддерживаешь и разрушаешь всё. Ты высший помощник всех полубогов, и только Ты можешь принести им мир. Только Ты являешься землёй, небом и всеобщим благодетелем.
Ты Шива, Брахма и Вишну, поддерживающий три мира. Ты – бог солнца, луны и огня. Ты очищенное масло, жертвоприношение, священный огонь, мантры, ритуалы, священник и тихое повторение джапы; Ты сама жертва, приносящий жертву и наслаждающийся её результатами, «Верховная Личность Бога. Ничто в этих трёх мирах, как движущееся, так и неподвижное, не может существовать независимо от Тебя. О Всевышний Господь, Бог богов. Ты защитник предавшихся Тебе. О Высший мистик, о убежище страшащихся, пожалуйста, спаси и защити нас. Нас, полубогов, победили демоны, и мы низвергнуты с райских сфер. О Господь, лишённые своего положения, мы теперь скитаемся по этой земной планете».
Господь Кришна продолжил: «Выслушав слова Индры и других полубогов, Шри Вишну ответил: «Какой демон обладает столь великой силой иллюзии, что смог победить всех полубогов? Каково его имя и где он живёт? Где он получил свою силу и защиту? Расскажи мне, Индра, обо всем и не бойся».
Господь Индра сказал: «О Бог богов, о побеждающий страх в сердцах Твоих чистых преданных, о милостивый к Своим преданным слугам, был когда-то в династии брахманов могущественный демон по имени Надиджанга . Он был необычайно грозен и полностью посвятил себя низвержению полубогов. Он породил сына, имеющего позорную известность, по имени Мура . Большим стольным градом Муры является Чандравати. Оттуда чрезвычайно злой и могущественный демон Мура завоевал весь мир и победил всех полубогов, выгнав их с небесного царства. Он взял себе роль Индры, царя небес; Агни, бога огня; Ямы, бога смерти; Вайю, бога ветра; Иши — Господа Шивы; Сомы, бога луны; Найррити, бога направлений и Паши-Варуны, бога воды. Также он стал излучать свет в роли бога солнца, а также превратил себя в облака. Полубоги не могут победить его. О Господь Вишну, пожалуйста, убей этого демона, даруй победу полубогам».
Слушая от Индры эти слова, Господь Джанардана очень разгневался и сказал: «О могущественные полубоги, вы все можете теперь отправиться в стольный град Муры Чандравати». Воодушевленные этим, все полубоги во главе с Господом Хари двинулись в Чандравати.
Увидев полубогов, Мура , главнейший из демонов, громогласно захохотал вместе с бесчисленными тысячами других демонов, держащих сияющее бриллиантами оружие. Мощно вооружённые демоны кололи полубогов, которые стали покидать поле битвы, убегая в десяти направлениях. Увидев на поле боя Всевышнего Господа Хришикешу, владыку чувств, свирепые демоны набросились на него с различным оружием в руках. Как только они атаковали Господа, державшего меч, диск и палицу, он пронзил все их члены Своими острыми ядовитыми стрелами. Много сотни демонов погибли от руки Господа.
В конце концов с Господом стал сражаться Мура , глава демонов. Мура пользовался магической силой, обезвреживая любое оружие, выпущенное Всевышним Господом Хришикешей. Демон воспринимал удары оружия как прикосновение цветов. Когда Господь не смог победить демона даже разными видами оружия — метательным и тем, которое держат — Он стал сражаться голыми руками, столь же твёрдыми, как обитые железом палицы.
Господь боролся с Мурой тысячу небесных лет, а затем, как бы устав, отправился в Бадарикашрам. Здесь Господь Йогешвара, величайший из всех Йогов. Господь Вселенной, вошёл для отдыха в очень красивую пещеру, называемую Химавати. О Дхананджая, завоеватель богатства, эта пещера имела размеры в девяносто шесть миль и только один вход. От страха, а также чтобы поспать, Я зашел туда. Великая битва, конечно же, очень утомила Меня. Демон последовал за мной в пещеру и, увидев Меня спящим, подумал в сердце своем: «Сегодня я уничтожу Хари, убийцу всех демонов».
Пока злонамеренный Мура строил эти планы, из Моего тела, ослепительно сияя, изошла юная девушка. Мура увидел, что она снаряжена различным сверкающим оружием и готова к сражению. Вызванный этой женщиной на бой, Мура приготовился и стал сражаться с ней, но очень удивился тому, что она не уступает ему в сражении. Царь демонов сказал: «Кто создал эту гневную, грозную девушку, так мощно, подобно удару молнии, сражающуюся со мной?» Сказав это, демон продолжил сражаться.
Внезапно эта лучезарная богиня вдребезги разбила всё оружие Муры и в одно мгновение лишила его колесницы. Он бросился на неё с голыми руками, но, увидев это, она гневно снесла ему голову. Поверженный демон упал на землю и отправился в обитель Ямараджи, Паталу, подземную область, где находят отдых от страха и несчастий враги Господа.
Когда Всевышний Господь проснулся, он увидел поверженного демона и девушку, склонившуюся пред ним со сложенными ладонями. Его лицо выражало изумление. Господь Вселенной сказал: «Кто убил этого злобного демона? Он легко победил всех полубогов, гандхарвов, даже самого Индру вместе с марутами, спутниками Индры, а также нагов (змиев), правителей низших планет. Он победил даже Меня, заставив спрятаться от сражения в этой пещере. Кто так милостиво защитил Меня, после того, как Я убежал с поля битвы, чтобы поспать в этой пещере?»
Девушка ответила: «Это я убила демона, явившись из Твоего трансцендентного тела. О Господь Хари, увидев Тебя спящим, он, конечно же, захотел убить Тебя. Понимая намерения этой занозы трёх миров, я убила злобного негодяя и избавила от страха всех полубогов. Я — Твоя великая маха-шанти. Твоя внутренняя энергия, порождающая страх в сердцах Твоих врагов. Чтобы защитить три мира, я убила этого демона, ужасающего всю вселенную. О Господь, пожалуйста, скажи, почему Ты удивился, увидев этого демона убитым?»
Всевышний Господь сказал: «О безгрешная, Я очень доволен, что ты убила этого царя демонов. Ты даровала полубогам счастье, процветание и все блага. Так как ты принесла наслаждение всем полубогам в трёх мирах, Я очень доволен тобой. О благая, проси у Меня, чего хочешь. Несомненно, Я дам тебе это».
Девушка сказала: «О Господь, если Ты доволен мной и хочешь меня наградить, дай мне силу освобождать от величайших грехов тех, кто постится в этот день.
Я хочу, чтобы половина блага от поста достигалась теми, кто ест один раз вечером (избегая зерна и бобов) или в полдень.
Также пускай тот, кто, контролируя свои чувства, строго соблюдает полный пост в день моего явления, на один миллиард кальп вернётся в обитель Господа Вишну, испытав в этом мире все виды наслаждений.
Такое благословение я хочу получить по Твоей милости, мой Господь. О Господь Джанардана, пожалуйста, даруй соблюдающему полный пост, а также принимающему пищу только раз вечером или в полдень, религиозное отношение, богатство и, наконец, освобождение».

Всевышний Господь сказал: «О самая достойная женщина, да будет так. В этом мире все Мои преданные будут поститься в твой день, прославившись этим в трёх мирах, и, в конце концов, придут ко мне и останутся в Моей обители.
Так как ты, Моя трансцендентная энергия, явилась на одиннадцатый день убывающей луны , тебя будут звать Экадаши . Если кто-то постится в Экадаши , Я сожгу все его грехи и дарую ему Свою трансцендентную обитель»

Цель астрологического вайшнавского календаря
Ведические писания говорят, что всё происходящее с нами, приходит либо по законам кармы (а значит мы сами это заслужили своими прошлыми поступками), либо по милости Любящего Господа (то есть является подарком, даже если мы в какой-то момент и не понимаем, в чём именно заключается подарок и милость). Если мы начинаем доверять Господу, то кармические последствия действуют гораздо слабее и какбыподталкивая наск Богу. Тогда жизнь превращается в удивительное приключение, где мы всегда рядом с нашим Любящим Отцом. И тогда все новые события, независимо от их окраски, помогут задействовать нашу энергию для духовного прогресса в жизни.

В каких же случаях соблюдение поста экадаши переносится на следующий день (двадаши)? Итак, экадаши соблюдают в соответствии с солнечными сутками, на которые выпадают определённые лунные сутки. Лунные сутки на всей нашей планете начинаются одновременно (так как угловое расстояние между луной и солнцем считается относительно всей земли), но по солнечному календарю - не обязательно везде в один и тот же день. Солнечные сутки определяются движением солнца, они протекают от рассвета одного дня до рассвета следующего дня. Но так как лунные сутки с солнечными чаще всего не совпадают и для разных регионов начинаются в разное время, то существует правило сопоставления этих суток. Лунные сутки, которые идут в момент восхода солнца, дают название данным солнечным суткам. Например, если сегодня в момент восхода солнца уже идёт 11 или 26 лунный день (экадаши), то эти солнечные сутки (от рассвета до рассвета) называются экадаши, даже если после восхода солнца этот 11 или 26 лунный день будет длиться всего лишь несколько минут. Но если определённые лунные сутки начались уже после восхода солнца, то соблюдение обетов переносится на следующий день.
Для соблюдения обетов экадаши считается благоприятным тот 11 или 26 лунный день, который начался до брахма-мухурты (арунодая), то есть минимум за 96 минут до восхода солнца. Если же 11 или 26 лунный день начинается во время брахма-мухурты или уже после восхода солнца, то пост рекомендуется соблюдать не в этот день, а на следующий, уже в двадаши (12 или 27 лунный день).
Существует ещё несколько причин, которые встречаются реже, и по которым пост переносится на двадаши, в этом случае такой 12 или 27 лунный день называется махадвадаши. Эти причины связаны с временем восхода солнца и луны, с особенными днями новолуния и полнолуния, и с нахождением луны в определённых созвездиях лунного зодиака. Всего таких вариантов махадвадаши восемь. В разных традициях эти дни иногда не совпадают, кто-то соблюдает пост именно в 11 или 26 лунные дни, не зависимо от того, перекрывает ли экадаши восход солнца в данном регионе или нет, и независимо от других астрологических причин.

Существует несколько официальных версий ведического календаря Гаурабда — GCal — официальной версии вайшнавского календаря GBC ISKCON, разработанной Гопалаприей дасом из города Братиславы в Словакии, и программа Vaisnava-Reminder, разработанной Олегом Демченко. Географические координаты городов и данные о часовых поясах для расчётов взяты из Википедии.
Наилучший пост в экадаши - это полное воздержание от еды и пить, для кого это непосильно, рекомендуется есть только пищу, не содержащую зерна или бобовых, и желательно - один раз после полудня. Эта пища называется накта (ужин). Она может состоять из любых корнеплодов
В экадаши нужно стараться пить и есть не больше одного раза. В одном из текстов Кришна говорит Арджуне , что тот, кто полностью постится в экадаши, получит награду полностью, а тот, кто ест накту - получит половину.
Чтобы получить полное духовное благо от соблюдения поста, следует избегать дневного сна, бритья, растирания маслом, принятия пищи из бронзовой посуды, прикосновения к женщине в период её менструации , и не болтать много. При употреблении пищи, помимо зерновых и бобовых, также следует избегать шпината , мёда , баклажанов , асафетиды и морской соли (другие виды соли, такие как поваренная соль , допустимы), а также принятия пищи в чужих домах.
Согласно ведическим писаниям, каждый старше пяти лет должен соблюдать пост в экадаши. Тот, кто не в состоянии поститься из-за серьёзной болезни или преклонного возраста, должен найти особо духовного человека и пожертвовать ему что-то. Также он может просто слушать или читать о значении каждого экадаши. Эта практика рекомендуется как один из методов достижения полного результата поста.
Время начала и конца экадаши имеет принципиальное значение и зависит от часового пояса конкретного региона. То есть время соблюдения экадаши в Дели, Нью-Йорке и в Москве может отличаться даже на сутки. Для того чтобы определить точное время входа и выхода из экадаши, астрологи рассчитывают календарь для конкретных регионов. После соблюдения экадаши, необходимо прервать пост в определённый период после восхода солнца на следующий день. Если экадаши прерывается после этого времени, он считается не соблюдённым. Если экадаши случайно не был соблюдён, можно провести его на следующий день - двадаши - и прервать пост на третий день - трайодаши. Для прерывания экадаши достаточно принять любое зерно.

Божества-управители Лунных дней
Лунные Сутки Божество-управитель
—————— ————————
Пратипад (1 и 16) Брахман
Двитйа (2 и 17) Видхатри
Тритйа (3 и 18) Вишну
Чатуртхи (4 и 19) Йама
Панчами (5 и 20) Чандра
Шаштхи (6 и 21) Субрахманйа (Картикейа)
Саптами (7 и 22) Индра
Аштами (8 и 23) Васу
Навами (9 и 24) Змея
Дашами (10 и 25) Дхарма
Экадаши (11 и 26) Рудра (Шива)
Двадаши (12 и 27) Адитйа (Сурйа)
Трайодаши (13 и 28) Манматха (купидон)
Чатурдаши (14 и 29) Кали
Пурнима (15) Вишвэ-Дэва
Амавасйа (30) Манес
Переход от одного Лунного дня к следующему происходит из-за изменения углового расстояния между Луною и Солнцем.

Номер
п/п
Фаза Лунные Сутки
Название / номер
Угол между
Луною и
Солнцем
в градусах
от до
1 Луна растет.
Шукла-Пакша
[яркая половина лунного месяца]
Угол между
Чандрой [Луной] и
Сурйей [Солнцем]
увеличивается
Пратипад 1 0 12
2 Двитйа 2 12 24
3 Тритйа 3 24 36
4 Чатуртхи 4 36 48
5 Панчами 5 48 60
6 Шаштхи 6 60 72
7 Саптами 7 72 84
8 Аштами 8 84 96
9 Навами 9 96 108
10 Дашами 10 108 120
11 Экадаши 11 120 132
12 Двадаши 12 132 144
13 Трайодаши 13 144 156
14 Чатурдаши 14 156 168
15 Пурнима Полнолуние 168 180
16 Луна убывает
Кришна-Пакша
[темная половина лунного месяца]
— Чандра
Угол между
Чандрой [Луной] и
Сурйей [Солнцем]
уменьшается
Пратипад 1 180 168
17 Двитйа 2 168 156
18 Тритйа 3 156 144
19 Чатуртхи 4 144 132
20 Панчами 5 132 120
21 Шаштхи 6 120 108
22 Саптами 7 108 96
23 Аштами 8 96 84
24 Навами 9 84 72
25 Дашами 10 72 60
26 Экадаши 11 60 48
27 Двадаши 12 48 36
28 Трайодаши 13 36 24
29 Чатурдаши 14 24 12
30 Амавашйа Новолуние 12 0

Все лунные сутки делятся на пять групп — Нанда, Бхадра, Джайа, Рикта, Пурна:
Они влияют и на рождение личности в этот день и на состояние ума в данный день…

If you found an error, highlight it and press Shift + Enter or to inform us.

,

Как вести себя в экадаши. История появления дня экадаши. Что нельзя употреблять в пищу в этот день. Как соблюдать экадаши в дороге. Как не забыть про экадаши. О способности правильно трактовать шутки своего гуру.

Лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5

Длительность: 00:36:02 | качество: mp3 96kB/s 24 Mb | прослушано: 899 | скачано: 674 | избрано: 36

Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать »

00:00:00 Мы говорим о практике экадаши. В этот день мы обязательно на кухне заботимся, чтоб зерновые ни в коем случае не смешались с незерновыми продуктами. Иногда даже держим отдельно два набора соли, чтоб с набором соли для экадаши никогда не соприкасались какие-либо зерновые. Этот день мы посвящаем тому, чтоб сосредоточить своё внимание на служении Шри Хари, на служении гуру, Кришне, на служении всем нашим учителям.

00:01:03 Мы стараемся упростить свою жизнь, в особенности в этот день. Упростить её для того, чтоб у нас было больше возможностей помнить о Господе. Это хороший день, чтоб в него воздерживаться от совершения любых материальных поступков, от занятия любыми материальными, обыденными действиями. Слушать музыку, смотреть кино лучше в другой день. Мы стараемся больше повторять, больше читать, больше общаться с ведами, оставаться в храме и стараемся в этот день избегать пищи, приготовленной вне храма, вне общества преданных. И если кто-то готовит, то в этот день нужно быть очень осторожным и внимательно читать список ингредиентов на продуктах.

00:02:36 И чтобы дать краткий обзор истории появления сегодняшнего дня, то есть экадаши, расскажем. Мы знаем, что в этот день – в экадаши – грех собственной персоной входит в зёрна. В Падма-пурана сказано, что съесть полный рот зерна на экадаши это равнозначно греху от убийства миллиона [нерзборчиво]. Это очень экстремально. Мы знаем, что происходило творение Вселенной, средних, высших, низших уровней Вселенной, то также был сотворен и грех собственной персоной – Папа-пуруша. И этот грех – Папа-пуруша – был создан для того, чтоб наказывать грешников и других существ, которые совершают грехи. И он был очень ужасен: каждая часть его тела была сотворена из какого-то греха. Глаза, уши, нос, волосы, руки, ноги – все части его тела были сотворены из тех или иных грехов. Он был чёрного цвета, а глаза жёлтые – вид очень страшный.

00:04:52 Но жизнь продолжалась, и в один прекрасный день Вишну пришёл к Ямараджи. Ямарадж приветствовал Вишну с великим почтением, омыл ему стопы, усадил на золотой трон. И тут до слуха Вишу донеслись ужасные вопли, крики, которые доносились откуда-то со Вселенского южного направления, то есть снизу. И он спросил Ямараджа: «Что это за ужасные звуки?» И Ямарадж отвечал: «Это обитатели адских планет отбывают наказание, страдают за свои совершенные грехи». И тогда Вишну отправился на эти адские планеты и пришел к тем самым людям, которые страдали в агонии от своих же грехов. Вишну чувствовал большое сострадание и желание помочь им. И тогда из его собственного тела был рождён Экадаши – это олицетворение этого лунного дня. И Вишну сказал всем: «Соблюдайте этот день экадаши, и тогда вы освободитесь от всех последствий ваших грехов и отправитесь на Вайкунтху.

00:07:07 Папа-пуруша очень испугался экадаши. Грех собственной персоной был в ужасе от экадаши. И он постоянно прятался от Экадаши. Экадаши – это она, женского рода. Он постоянно прятался от неё и чувствовал, что «Ну ведь Господь создал же меня не просто так. А теперь получается, что мне совсем не осталось места?» И так, плача о своей судьбе, он отправился к Вишну, прося его о сострадании. И он рассказал Вишну, что «Теперь у меня не осталось прибежища, повсюду Экадаши-деви, и мне негде спастись от неё. Все живые существа отправляются на Вайкунтху, а мне нечего делать, я остался безработным. Пожалуйста, спаси меня!» И тогда Господь милостиво разрешил: «Хорошо, в день экадаши ты можешь жить в зернах. В этот день ты находись там». Такова история в двух словах. Это история как её рассказывает Падма-Пурана. Есть другая версия этой истории из каких-то других источников, которую я где-то слышала, но и Гаудия Матха, и Сарасвати– это гуру и их последователи – всегда представляют именно эту версию истории.

00:09:36 Поэтому я хотела просто напомнить об этой истории вам всем, чтоб помочь вам всем осознать важность этого дня, важность следования ему, чтобы вы в дальнейшем внимательно соблюдали его. Когда Шри Чайтанья Махапрабху оставлял дом, готовясь принять санньясу, то в эту ночь мать Шачи стояла в дверях дома, окаменев, словно статуя. Она догадалась, почувствовала, что Господь оставляет дом, и поэтому какой-то инстинкт заставил её подняться в столь ранний час, и она стояла у дверей, когда он уходил. И, уходя, он сказал ей: «Пожалуйста, мама, сделай одну вещь, я хочу попросить тебя об одном: пожалуйста, соблюдай экадаши». Это была его единственная просьба к своей матери.

00:11:05 А в Гарга-самхите есть история, как однажды гопи пришли к Шримати Радхарани. И спросили: «Как мы можем обрести преданность Кришне, подобную твоей, как мы можем стать настоящими преданными Кришны?». И она ответила: «Следуйте экадаши». Поэтому, на самом деле, у нас нет отговорок. Гурудев говорил: « В чём проблема? Съешьте пять килограмм картошки, если это необходимо». И есть так много незерновых видов пищи: это орехи различные, молочные продукты, корнеплоды, картошка – так много видов пищи, которые можно в день этот есть, но многие в этот день есть нельзя. И здесь, в России, у вас много-много гречки. И мне это очень нравится, потому что я очень люблю гречку. И каждый год [Придху] даже отправлял мне в Индию много килограмм гречки. Когда группа русских преданных отправляется в паломничество на Гаура-Пурниму каждый год, то приезжает обычно большая группа 50-60-70 человек, и каждый, приходя ко мне, начинает распаковывать свою сумку, достает гречку и отдает мне. И так у меня получается целая гора гречки на Гаура-Пурниму. Но необходимо промывать её. Я не знаю, вы на кухне промываете гречку или нет. Поэтому вы же не знаете, к чему прикасалась эта гречка или что прикасалось к этой гречке на заводе или на фабрике до этого, поэтому любые виды зерновых и гречку необходимо всегда промывать. Гречка – это цветок, как говорят биологи, поэтому нам дозволяется есть гречку на экадаши и многие другие продукты.

00:14:28 Столько раз я видела своих духовных братьев и сестёр, которые не следовали экадаши, думая: «Это не в моих силах». И говорили мне: «Но ведь главное же – это любовь и преданность!» И особенно в одной части мира, там многие преданные думают: «Главное – просто любить Гурудева, и ты свободен от всего. И ты в полном порядке, главное – просто испытывай любовь». Но мы не преданные рага-марга. Мы поклоняемся пути рага-марга, преклоняемся перед ним, держа его как высший идеал над нашей головой, но сами при этом понимаем необходимость следования правилам и предписаниям для нашего же блага. Ведь все эти правила и предписания предназначены, чтобы нам же стало лучше. И поэтому мы следуем им очень внимательно, тщательно.

00:15:57 Есть ли у кого-нибудь какие-либо вопросы? [Неразборчиво] спрашивают, а если кто-то оказывается в дороге. Вот, например, сегодня мы отправляемся в дорогу, и нам понадобится почти сутки провести в пути. И есть ли какие-нибудь советы и предписания для экадаши в пути? [Ответ]: Я на вашем месте отправилась бы сейчас на кухню и там набрала бы гречки, отварила бы картошки, собрала бы это всё в набор для пикника, включая и удобное покрывало. И затем, отправившись в путь, когда наступит голод, можно остановиться рядом с дорогой, найти приятное место и там устроить такой пикник на обочине в стиле экадаши. Ну, я думаю, главное здесь – это быть внимательным, когда готовишь что-либо и обращать внимание на календарь, чтобы новость об экадаши не застигала вас посредине утреннего бутерброда. Поэтому обращайте внимание на календарь. Я знаю, что многие используют iСal и другие программы для календарей на Мас’ах, на других компьютерах. Можете поставить себе специальное оповещение, чтобы за день до этого звучал будильник. Старайтесь думать на ход вперед.

00:18:25 [Неразборчиво] говорит: «Но я ещё слышала, что в целом нехорошо начинать путешествие в экадаши. И лучше подождать следующего дня, и тогда уже отправляться в путешествие». [Ответ]: Это было бы здорово, если бы вы остались ещё на день. Но если вы путешествуете много, то практически невозможно избежать путешествий на экадаши. В целом неплохо избегать путешествий на экадаши, но если вы путешествуете много, то это просто невозможно. Просто будьте готовы и возьмите с собой прасад. Это не так сложно. Я всегда путешествую, и на экадаши тоже. И я всегда беру с собой прасад. Обычно преданные готовят что-то. И, таким образом, я всегда соблюдаю экадаши, и это не представляет для меня особых трудностей.

00:20:12 Шрила Бхактисиддханта Сарасвати шёл на особые условия для некоторых из ключевых своих проповедников, главных проповедников гаудиа-матха. Он хотел подчеркнуть, что самое главное для них – это проповедь, а всё остальное, если в этом есть необходимость, можно подстроить под это. И поэтому для них, для проповедников, могли предоставить даже зерновую пищу в этот день, если они в этом нуждались. Он утверждал, что служение важнее, чем экадаши. Но мы не хотим просто воспользоваться этим как предлогом или превратно это понять и начать нарушать экадаши. Ум всегда пытается оправдать: «Но ведь Сарасвати разрешал проповедникам принимать зерновые на экадаши, ну и я сегодня тоже буду проповедовать – я пару книжек на улице распространю». Нам следует соблюдать осторожность и не применять к себе те уступки, которые были сделаны в прошлом. Дети тоже могут соблюдать экадаши, это не так трудно.

00:22:23 И когда в этот день, в экадаши делаются подношения для божеств, которые могут включать в себя и зерновые, то отделяйте зерновые подношения, сделанные божествам, на отдельные тарелки, не смешивайте их на одной тарелке. Отставьте то, что содержит зерновые, на отдельную тарелку и приберегите на следующий день. Они не должны соприкасаться друг с другом. И когда я служила секретарем Шриле Гурудева, то мы получили, наверное, сотни вопросов о технических подробностях следования экадаши. И Гурудев очень терпеливо отвечал на многие из них. Иногда преданные спрашивали: «А как же морковка? Она оранжевая, а мы слышали, что на экадаши нельзя ни красного, ни оранжевого». И когда на него нажимали снова и снова, наконец, Гурудев ответил: «Ладно, морковка не виновата. Морковка не сделала ничего плохого». Просто определённые овощи не рекомендованы в этот день: помидоры, баклажаны – по сути, всё, в чём есть семена, зёрна. Чили.

00:24:14 И единственные специи, которые мы используем в этот день – это имбирь, соль и перец. Иногда в Индии вы можете заметить, что в экадаши ещё добавляют немножко кумин, но это потому, что они жизни себе не представляют без кумина. Но это не вполне идеально. Я слышала, что преданные готовят иногда на экадаши блюда из кинвы. Я, к сожалению, не знаю, как это английское слово перевести на русский язык. Пшёнку иногда приготавливают, говорят, что она незерновая, но мы этого не едим. Есть много разных альтернативных форм зерновых. Иногда люди думают, что если они выглядят иначе, то можно их кушать. Но мы остерегаемся всех видов зерновых.

00:26:10 И в Калифорнии в нашем храме на каждый экадаши и день поста, подобный экадаши, устраивают большой пир, в особенности на Кришна Джанмаштами, Нарасимха-чатурдаши, на Гаура-Пурниму. И Гурудев не возражал против этого. Он просто удивлялся: «У вас не экадашный пост, а экадашный пир». Но он понимал, что мы – люди западного мира, и никогда не пытался перенести и заставить нас следовать индийским ведическим стандартам. И иногда преданные в панике спрашивали Гурудева: «А как же вот это, а как же вот это?» Задавали тысячи вопросов. И Гурудев в конце концов уступал и говорил: «Ладно, лишь бы зерновые не торчали из вашей еды». Ну, знаете, такой росток травы из зерна чтоб не торчал, чтобы зёрна не торчали во все стороны.

00:27:48 Но мы знаем, что иногда преданные просто не понимали шуток Гурудева. Так, например, одна преданная в Австралии, у неё было много детей. У неё родился седьмой ребенок. И она попросила Гурудева дать ему имя. И Гурудев в шутку сказал: «Что, у вас седьмой родился? Да у вас десять будет!» И она приняла это как серьёзное наставление: «О, Боже мой! Гурудев сказал, значит, нужно десять!» И сейчас она беременна и ждёт десятого ребенка. И каждый раз, встречая её, я напоминаю ей: он просто пошутил! Я не могу себе представить, что это такое – десять детей. В прошлый раз, когда я была в Австралии, то я заезжала к не й в гости, останавливалась у неё дома, и мы хотели сделать семейное фото, чтобы все её дети были на одной фотографии. И у нас ушло три часа, чтоб собрать всех детей в одном месте, чтоб они не корчили рожи, чтоб они никуда не убегали, чтоб они не шалили, чтобы все прилично выглядели на фотографии. Один убегает – его ловят, другой начинает убегать – его возвращают, третий начинает корчить ужасные рожи. И я всё ещё жду, чтобы эта преданная, её зовут Сумангала, прислала мне эту фотографию. Она так занята, что у неё просто нет на это времени. Уже восемь месяцев жду.

00:30:17 Нам нужно понимать, когда гуру шутит, когда он говорит какие-то вещи в определённом контексте, нужно понимать. Потому что слишком уж легко наш ум пытается просто воспользоваться чем-то и оправдать всё, что угодно. Не все понимали чувство юмора Гурудева. Но мы знаем, что Шрила Гурудев был трансцендентным юмористом – об этом писал ему ещё Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Очень часто Гурудев шутил, а преданные не понимали, что это шутка. И что мы можем сделать в такой ситуации – это обратиться к более опытным, более старшим вайшнавам, которые находятся в более надёжном положении. И они смогут нам объяснить, шутил ли Гурудев или говорил серьёзно, и как именно нам применить его слова к нашей жизни.

00:31:53 Есть ли ещё вопросы? Может быть, один? [Вопрос из зала, неразборчиво]. [Ответ]: это наша храмовая система, мы так делаем в Индии. Раздаем зерновую пищу этим людям. Когда тарелка с маха-прасадом, предложенным божествам, хранится отдельно, иногда даже под замком, но можно открывать и раздавать, в частности, гостям.

00:33:38 [Вопрос из зала, неразборчиво]. [Ответ]: И три дня в году на эти праздники: на Кришна Джанмаштами мы постимся до полуночи, на Нарасимха-чатурдаши - когда мы постимся до сумерек, и на Гаура-Пурниму - когда мы постимся до восхода луны, - в эти дни мы весь день постимся, а затем принимаем так называемую [неразборчиво], то есть пищу, которую можно принимать на экадаши, в точности как экадаши. Может быть, есть ещё четвертый день, в который мы постимся? Или, может быть, только эти три в году? Наверное, эти три. Так или иначе, в эти дни в году, которые указаны в нашем календаре, мы следуем им в точности как экадаши, то есть те же самые ограничения на специи, те же самые ограничения на зерновые. Мы следуем, насколько это в наших силах, и сколь много блага мы получаем – мы сами не в силах представить. Не то, чтобы мы следовали экадаши по расчету. Но, в то же время, мы хотим избежать ненужных страданий и избегать совершения ненужных оскорблений. Кроме того, соблюдать экадаши – это указание Гурудэва, это указание Махапрабху Шачи-дэви, это наставление Шримати Радхарани всем гопи.

Однажды в экадаши, Лилавати пришла на кухню поздно, полагая, что в постный день готовить много не придётся. Но когда она вошла на кухню, то увидела, что Свамиджи уже что-то увлечённо готовит. Что-то белое нагревалось в сковороде, а он быстро это помешивал и отскребал со дна.

Блага от поста в дни Экадаши и праздничные даты

Любой, кто поклоняется Экадаши, приобретает очень большое благо. Веды говорят, что благо от соблюдения поста в Экадаши приходит на 3 уровнях (физическом, ментальном и духовном). Духовный смысл самый могущественный.

Экадаши. Правила и предписания.

«Пять лодок есть для тонущего в океане мирского существования: Господь Вишну, Бхагавад-гита, Шримати Туласи-деви, корова и Экадаши» / Гаруда Пурана

Важность поста на Экадаши (видео)

О пользе и важности поста в дни Экадаши должен знать каждый. Благо от соблюдения полного поста в Экадаши просто невозможно измерить или с чем-либо сравнить.

Сделай сегодня дополнительные усилия

В экадаши или Джанмаштами мы должны прилагать дополнительные усилия для того, чтобы все делать осознанно, больше думать о Кришне, больше читать. И все, кто пробовали это практиковать, знают, что под конец дня они становятся невероятно счастливыми.

Великий день Экадаши – проявленная форма Верховного Господа Вишну и Сверхдуши, пребывающей в сердцах всех живых существ. Соблюдение Шри Экадаши считается наивысшей благочестивой деятельностью и лучшим среди всех обетов.

Сухое голодание в Экадаши

Экадаши способствует очищению на физическом, ментальном и духовном плане. Отказ от еды в этот день смягчает негативность последствий от наших неблаговидных действий, и человек обретает здоровье.

Священные писания о важности Экадаши

Многие древние ведические тексты говорят о важности и значимости соблюдения дней Экадаши. Распространяйте информацию об Экадаши всем знакомым и близким и просите, чтобы и они также постились в эти Удивительные Дни - Экадаши.

Как продержаться без еды и воды

«Правильно соблюдая Пандава экадаши, вы с легкостью достигнете успеха в соблюдении всех 24-х экадаши целого года!» Повторяйте мантры, можно даже мысленно. Читайте священные писания, устройте совместное воспевание. Любые усиленные нагрузки и стрессы сделают голодание сложнее.

17 января 2019 года - Путрада экадаши

В этот Экадаши поклоняются Шри Нараяне, всевыш-нему Господу и изначальной личности. Он исполняет все желания Своих преданных и дарует им полное совершенство. Поэтому в трёх мирах нет лучшей личности, чем Господь Нараяна.

31 января 2019г. - Шат-тила экадаши

Того, кто с великой верой правильно соблюдает чудесный Шат-тила экадаши, не затронет никакая бедность - духовная, ментальная, физическая, социальная или интеллектуальная, - так же, как и все виды болезней и несчастий.

16 февраля - Бхайми Экадаши

Правила и ограничения Джая Бхайми Экадаши существуют для того, чтобы вовлечь человека в чистую деятельность, которой можно порадовать Кришну. Нет лучшего экадаши, чем этот: воистину он дарует свободу от рождения и смерти.

2 марта 2019 года - Виджая экадаши

Пхалгуна-Кришна экадаши или могущественный день в году, который позволяет каждому улучшить свою жизнь, избавившись от множес-тва проблем и сложностей, а также набраться сил для достижения своих благородных целей и поступков.

Амалаки Экадаши - это праздник, напоминающий о конечной цели жизненного пути любого чело-века.Каждый, соблюдающий священный Амалаки экадаши, достигнет высшей обители Господа Вишну, так велика награда за соблюдение этого дня поста.

Цель соблюдения Папамочани Экадаши - утвер-дить человека в добродетели, которая в равной степени приносит благо и человеку, и обществу, а также радует Бога. Великое благо поста в Папамочани экадаши даёт возможность соблюдающему его с верой и преданностью полностью уничтожить все свои грехи.

Камада экадаши + Вьянджули Махадвадаши

ВНИМАНИЕ! СЕГОДНЯ В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ БЛАГОПРИЯТНЫЙ ДЕНЬ! «Благодаря соблюдению Махадвадаши автоматически осуществляется соблюдение экадаши, и Господь Хари испытывает великое удовлетворение»

Камада экадаши; Даманакаропана-двадаши

поглощает все грехи так же, как лесной пожар поглощает все деревья.
Даманакаропана-двадаши - разрушает бесчисленные грехи и Господь Хари испытывает великое удовлетворение.

В день Экадаши религиозный человек встает пораньше, полностью воздерживается от пищи, читает священные писания и с усердием молится. И весь день занимается такой деятельностью, которая будет благом для духа.

- это топор, которым срубают созревшее дерево греховных поступков; это солнце, вспыхивающее перед чьим-то черным злодеянием, и это лев, крадущийся за ланью безбожия.

Пандава экадаши - самый могущественный в году!

Правильно соблюдая Пандава экадаши, вы с легкостью достигнете успеха в соблюдении всех 24 экадаши целого года! Полный пост на Пандава экадаши - это единственный легкий способ для человека обрести милость и благополучие от Всевышнего Господа.

Йогини экадаши освобождает людей, тонущих в бескрайнем океане материального существования, и доставляет его к берегу духовного мира. Тот, кто постится в этот священный Экадаши, разрушит нагромождение последствий прошлых грехов и станет более благочестив.

Этот необыкновенный Экадаши приходит 1 раз в 3 года в месяц Пурушоттама. Любой, желающий исполнения своих желаний, должен последовать примеру целомудренной Падмини, чьим именем назван этот праздник.

Шаяна экадаши

Каждый должен очень строго соблюдать пост в Падма (Шаяна) экадаши, так как он дарует искреннему преданному все виды счастья, а также и высшее освобождение.

Парама экадаши + Начало Панчаратрики

Парама экадаши приходится только на лунный месяц Пурушоттам, который, согласно Ведической традиции, бывает 1 раз в 2.5 года).
Обращаем внимание - для Мариуполя выход из поста - 11 июля с 04:34 до 07:36.

Этот Экадаши - чистейший из всех дней, он наиболее могущественен в уничтожении грехов, и поэтому даже простое слушание прославления Камика экадаши, особенно в день самого экадаши, дарует необычайное благо.

Павитропани экадаши

Путрада (Павитропани) экадаши очищает от всех грехов и дарует в награду сына. Этот экадаши очень важен для каждого цивилизованного человека, как и любой другой экадаши. Но наибольший интерес представляет для людей, которые мечтают о крепкой и счастливой семье.

Аджа (Аннада) экадаши

Каждый, кто соблюдает в этот день полный пост и поклоняется владыке чувств Хришикеше, освобож-дается от последствий всех грехов. Даже тот, кто просто слушает об этом Эадаши, освобождается от прошлых грехов.

Слава Индира Экадаши!

Благодаря следованию Экадаши преданные становятся очень сильными. Они получают духовное здоровье и веру. Более того, им открывается вход в духовную реальность. Раньше у них, возможно, был паспорт, но не было визы. Экадаши-деви дает визу и билет в нужный класс. Она лично приводит вас к Госвами и гуру.

Паршва (Паривартини, Вамана) экадаши

Этот экадаши так благоприятен потому, что он отмечается в день, когда спящий Господь перевора-чивается на другой бок: поэтому этот экадаши также называют Паривартини. Во всех трех мирах нет более важного поста.

Э тот Экадаши выпадает на время Шукла Пакши (светлой половины) месяца Шравана. Его также называют Павитра, или Павитропани, Экадаши. В грегорианском календаре этот день поста приходится на время где-то между июлем и августом. Шравана Путрада Экадаши посвящён богу Вишну и особо соблюдается семейными парами, желающими обрести сына. Слово «путрада» несёт в себе значение ‘дарующий сыновей’, следовательно, полагается, что, соблюдая этот пост в месяце Шравана, бездетные пары смогут осуществить своё желание о рождении мальчика. Этот экадаши соблюдается во всех штатах Индии, кроме северных регионов, где более распространён Пауша Путрада Экадаши.

Ритуалы в день Павитропана экадаши (Шравана Путрада Экадаши)

Основной ритуал в этот день - соблюдение поста. Стремясь заслужить рождение сына в своей семье, супружеские пары ограничивают себя в еде, причём одни придерживаются строгого сухого поста, в то время как другие отказываются только от некоторых продуктов. Тем не менее, в этот день всем не рекомендуется употреблять в пищу злаки, бобы, рис, лук, мясо и яйца.

Врат начинается на 10-й день (дашами), когда разрешается есть до полудня и лишь саттвичную пищу. В ночь дашами необходимо придерживаться целибата (сексуального воздержания). Начиная с рассвета экадаши и до восхода солнца двадаши рекомендуется соблюдать полное воздержание от пищи. Пост прерывается на 12-й день совершением ритуала пуджи и поднесением еды достопочтимому брамину.

С особым благоговением в этот день почитается бог Вишну. Его символ ставится на алтарь, и совершается Абхишека Панчамрита (ритуальное омовение пятью элементами). Верующие преподносят божеству яркие цветы, фрукты и другие элементы пуджи. Соблюдающие Шравана Путрада Экадаши не ложатся спать, всю ночь прославляя бога Вишну в бхаджанах и священных гимнах. Постящиеся также посещают близлежащие храмы, посвящённые Вишну.

В день Шравана Путрада Экадаши начинается популярный пятидневный праздник Джхулан-ятра (фестиваль качелей). Качели украшаются вьюнами и цветами, фигурки Кришны и богини Радхи помещаются на сиденье. Празднования заканчиваются в день Шравана Пурнимы (полнолуния месяца Шравана).

Значимость Павитропана (Шравана Путрада) Экадаши

В индийском обществе считается крайне важным иметь сына в семье, поскольку только он будет заботиться о родителях на старости их лет. Даже обряд Шраддха, призванный успокоить души умерших предков, может осуществлять только потомок мужского пола.

Считается, что каждый из 26 экадашей имеет своё значение. Так Шравана Путрада Экадаши способен дать бездетным родителям благословение на рождение мальчика. Известны только два таких экадаши, вторым является Пауша Путрада Экадаши.

Важность Шравана Путрада Экадаши упоминается в «Бхавишья-пуране» в диалоге Юдхиштхиры и Шри Кришны. Там сам бог Шри Хари объясняет ритуалы и блага этого священного дня поста. Верующие соблюдают этот врат, не только чтобы заслужить рождение сына, но и чтобы освободиться от грехов и достичь мокши.

Так описывается этот пост в «Бхавишья-пуране»:

«И сказал Шри Юдхиштхира Махараджа: "О, Мадхусудана, о, победивший демона Мадху, будь так добр ко мне и расскажи об Экадаши, что проходит в светлую половину месяца Шравана".

Высшее Божество Шри Кришна отвечал: "О, царь, конечно, я с радостью поведаю тебе о благах этого Экадаши, ведь даже просто слушая о нём, обретаешь больше заслуг, чем при жертвоприношении коня.

На рассвете Дварпара-юги жил-был царь по имени Махиджита, который правил царством Махишмати-пури. Поскольку у него не было сыновей, то всё его царствование казалось ему абсолютно безрадостным, ведь женатый мужчина без детей мужского пола не будет счастлив в этой или следующей жизни. Сын на санскрите значит «путра», где «Пу» - это название одного из адов, а «тра» - ‘освобождать, избавлять’, то есть «путра» - это человек, освобождающий тебя из ада Пу. Следовательно, каждый женатый мужчина должен зачать хотя бы одного мальчика и дать ему хорошее воспитание, только тогда отец будет спасён от адских условий текущего существования. Однако это не относится к людям, посвятившим свою жизнь служению Вишну и Кришне, поскольку сам Бог становится для них отцом, матерью и сыном.

Кроме того, в Чанакья Пандите говорится:

  • satyam mata pita jnanam
  • dharmo bhrata daya sakha
  • santih patni ksama putrah
  • sadete mama vandhavah

«Истина мне мать, знания мне отец, моя профессия мне брат, моя доброта мне друг, спокойствие мне жена, а умение прощать - сын мне. Вот они - шесть членов моей семьи».

Но среди 26 качеств истинного верующего умение прощать - самое важное, поэтому последователи бога Вишну должны прилагать особые усилия, чтобы развить в себе это качество. Чанакья говорит: «Умение прощать - сын мне», а значит, верующий, даже если он находится на пути отречения от всего мирского, может молиться об обретении такого «сына».

Долгое время царь пытался заслужить наследника, но безуспешно. Видя, как его лета стремятся к закату, сердце царя наполнилось тревогой.

Однажды он обратился к собранию своих советников: "Я не совершил ни одного греховного деяния за всю мою жизнь, в моей казне нет ни одной бесчестной монеты, я никогда не скупился на дары для полубогов и брахманов. Когда я шёл с войной и захватывал царства, я всегда соблюдал правила и предписания военного искусства. Я заботился о своих подданных так, как если бы они были мне детьми. Я наказывал даже собственных родственников, если они нарушали закон, и я приветствовал своего врага, если он был религиозен и благороден. О, двурождённые души, и хотя я благочестивый и праведный последователь ведических традиций, в моём царстве всё ещё нет наследника. Будьте добры объяснить мне причину этого".

Услышав эти слова, придворные советники-брамины обсудили это между собой и с целью помочь своему царю отправились посетить различные ашрамы и мудрецов в них. В конце концов они пришли к выдающемуся аскету, чистому душой и удовлетворённому всем, строго соблюдавшему обет воздержания от пищи. Ему удавалось держать под контролем свои чувства и овладевать гневом, а также он преуспел в исполнении Дхармы. Он стал знатоком всех ведических истин, уровняв продолжительность своей жизни с самим Богом Брахмой. Имя ему было Ломаса Риши, и он был сведущ в прошлом, настоящем и будущем. По прошествии одной кальпы с его тела падал один волосок (одна кальпа - это 12 часов жизни Брахмы, что равно 4 320 000 000 годам).

Все царские советники радостно приблизились к нему и совершили множественные поклоны. Пленённые святостью этого человека, брахманы царя Махиджиты обратились к нему со всем почтением: "О, мудрец, лишь благодаря везению нам посчастливилось увидеть тебя".

Ломаса Риши увидел склонившихся перед ним брахманов и спросил: "Будьте добры и скажите мне, почему вы пришли сюда и сейчас поклоняетесь мне? Я сделаю всё, что смогу, чтобы решить ваши проблемы, ведь мудрецы, подобные мне, не имеют никакого другого предназначения, как только помогать другим, во истину".

Ломаса Риши обрёл все добрые качества, поскольку он чтил Бога Кришну. Как говорится в Шримад-Бхагаватам:

  • yasyasti bhaktir bhagavaty akinchana
  • sarvair gunais tatra samasate surah
  • harav abhaktasya kuto mahad-guna
  • manorathenasati dhavato bahih

«В том, кто верно и твёрдо несёт служение Кришне, всегда проявляются все лучшие качества Шри Хари и полубогов. Однако тот, кто поклоняется Кришне без должного благоговения, не обретёт этих качеств, поскольку пена ума вовлечёт его в материальное существование, что является лишь внешним признаком Бога».

Представители царя обратились к мудрецу: "О, просветлённый, мы пришли к тебе, дабы ты помог разрешить нам одну серьёзную проблему. О, мудрец, подобный Богу Брахме, действительно, нет во всём мире более просветлённого человека. У нашего царя Махиджиты нет сына, хотя он заботился о нас и оберегал нас так, как если бы мы были его сыновьями. Видя его горе из-за отсутствия наследника, о, мудрец, мы сами наполнились печалью и решили отправиться в этот лес, чтобы истязать себя аскезами. Но нам посчастливилось встретить тебя. Всего лишь получение твоего даршана исполняет все желания просящего и обрекает на успех все его начинания. Поэтому мы смиренно просим тебя помочь нам, подсказав, как царю заслужить сына".

Услышав их искренние воззвания, Ломаса Риши вошёл в состояние глубокой медитации и сразу же увидел прошлую жизнь царя. Он сказал брахманам: "Ваш царь в прошлой жизни был торговцем и переезжал из одной деревни в другую, чтобы продавать свои товары. Ему всегда не хватало накопленных богатств, поэтому он стал совершать греховные деяния.

Однажды в полдень на следующий день после экадаши, приходящийся на светлую половину месяца Джьештха, он переезжал с места на место, и вдруг его одолела жажда. Он увидел прекрасный пруд на окраине деревни, подошёл к нему, и только собирался напиться, как к нему вышла корова с новорождённым телёнком. Эти два создания тоже очень хотели пить из-за жары, но как только они стали утолять жажду, торговец грубо отодвинул их в сторону и начал пить сам. Такая грубость царя в прошлом рождении по отношению к корове и её отпрыску стала причиной того, что в этом воплощении у царя нет сыновей. Но хорошие поступки из прошлой жизни сделали его монархом безмятежного государства".

Услышав это, брахманы взмолились: "О, великий мудрец, Веды говорят, что возможно избавиться от кармических последствий совершённых в прошлом грехов, обретая заслуги. О, будь добр к нам и дай наставления, что делать царю, чтобы разрушить его прошлые злодеяния. Благослови его, о, мудрец, на рождение наследника".

Ломаса Риши отвечал: "В году есть Экадаши, называемый Путрада, что проходит в светлую половину месяца Шравана. В этот день все вы и ваш царь должны соблюдать строгий пост и бодрствовать всю ночь, точно выполняя предписания, а затем вы должны посвятить все ваши заслуги своему государю. Если вы точно исполните мои указания, то царь наверняка будет награждён прекрасным сыном".

Советники были крайне рады услышать эти слова Ломаса Риши, они низко ему поклонились и с горящими глазами отправились домой.

С наступлением месяца Шравана брахманы вспомнили наставления мудреца, и под их руководством все жители Махишмати-пури, а также сам царь, соблюдали пост в день Экадаши. А на следующий день, двадаши, все постящиеся посвятили заслуги от аскезы своему правителю. Силой всех этих заслуг царица забеременела и затем родила поистине прекрасного сына.

О, Юдхиштхира, - заключил Шри Кришна, - поэтому Экадаши, что приходится на светлую половину месяца Шравана, по праву называется Путрада, что значит «дарующий сыновей». Каждый, кто хочет счастья в этой жизни и следующей, должен непременно отказаться от бобовых и злаковых в этот священный день. Тот, кто просто слушает историю этого Экадаши, освобождается от всех грехов, награждается сыном и после смерти поднимается на небеса"».

Так заканчивается история о благом Шравана-Шукла, или Путрада, экадаши из «Бхавишья-пураны».

Экадаши (санскр. – «одиннадцать») – одиннадцатый день (титхи ) после каждого новолуния или полнолуния лунного месяца. Дни экадаши считаются особенно благоприятными для совершения обетов, занятий целенаправленной и целесообразной деятельностью -духовной практикой. Под духовной практикой понимается личностное, индивидуальное совершенствование. В дни экадаши отказываются от всякого рода зерновых продуктов.

Пояснение значения дней экадаши

В 11-й день лунного месяца держащие экадаши отказывают себе в бобовых и зерновых продуктах, посвящают себя единению с собой, духовной практике. Дни экадаши помогают очиститься по трем уровням:

  • Физический – процесс развития определенных функциональных возможностей организма человека;
  • Ментальный – уровень интеллектуального развитие, также понимается, как развитие рационального мышления, логического и восприимчивости окружающего мира;
  • Духовный – степень развитого восприятия.
  • Именно на протяжении всей жизни человек способен развиваться в трех направлениях, чтобы понять, для чего он прибыл в этот мир. Духовное развитие – залог успешной и счастливой жизни, залог понятия и осознания бытия, окружающего пространства, залог осознания прекрасного в единении с самим собой.

    Экадаши способствует улучшению постящихся и излечиванию многих болезней. Дни поста происходят 2 раза в месяц, воздерживаясь от употребления в еду зернобобовых культур.

    Экадаши – это духовная церемония, следуя которой, человек способен очиститься и духовно возвыситься, она способствует единению с Богом, освобождению из цикла рождения и смерти, в мирах, которые ограничены кармой. Экадаши называют «лучшей возможностью», т.к. может привести к освобождению из цикла сансары.

    История возникновения экадаши

    В «Падма-пуране» описано, как Вишну, проявив лунную богиню дня экадаши из самого себя, способствовал достижению духовного мира. Богиня лунного дня была создана с целью освобождения живых существ от плохой кармы и таки образом достигать духовного мира Вайкунтхи. Вишну дал возможность олицетворенному греху Папапуруше спрятаться от силы и могущества экадаши в зерновых культурах. И по сей день считается, что почитание экадаши помогает восстановить силы и избавиться от грехов. Но те, кто все же принимает в пищу зернобобовые культуры – обрекают себя на грех.

    Как правильно соблюдать экадаши?

    Самый сильный эффект экадаши способен дать живому существу, если полностью воздержаться от еды и питья. Допускается поедание пищи 1 раз после полудня. Такая пища называется «накта» (ужин) и она может состоять из:

  • корнеплоды (кроме свеклы);
  • молочные продукты;
  • сахар;
  • фрукты;
  • орехи;
  • вода;
  • овощи (кроме грибов).
  • Помимо зерновобобовых следует не принимать пищу в чужих домах и избегать следующие продукты:

  • шпинат;
  • баклажаны;
  • асафетида;
  • морская соль (другие виды соли допустимы).
  • Таинство заключается в том, что следуют пить и питаться не больше одного раза. Кришна говорит Арджуне: «Награду полностью получит лишь тот, кто полностью соблюдает пост в экадаши , кто есть накту – наполовину» .

    Для получения духовного благополучия, необходимо сократить ряд деяний:

  • не спать в дневное время;
  • избегать прикосновения к женщине во время ее менструального цикла;
  • избегать бритья;
  • избегать растирания маслом;
  • избегать употребления орехов бетеля;
  • избегать принятия пищи из бронзовой посудины;
  • сократить общение с пьяницами, ткачами и прачками.
  • Исходя из указаний в древних писаниях, даже дети, которым старше 5 лет, обязаны соблюдать пост экадаши . Для тех людей, которые в силу старческой слабости или немощности, а также тяжелой болезни физически и морально не способны держать пост, предписано жертвовать что-либо духовному человеку, либо можно просто слушать или читать о значении каждого экадаши , которая рекомендуется как один из методов достижения полного результата поста экадаши .

    В зависимости от часового пояса и региона, экадаши имеет определенное конкретное время начала и время конца. Время соблюдения экадаши в Дели, Москве и в Вашингтоне может отличаться вплоть до суток. Существуют специальные календари, которые отслеживают сроки поста. Также, астрологи очень тщательно высчитывают дату начала поста для каждого конкретного региона.

    После дня экадаши необходимо на следующий день на восходе солнца прервать свой пост. Если сделать это позже, то пост не будет считаться соблюденным. Если пост был случайно не соблюден, то можно начать его на следующий день – двадаши, а завершить на третий – трайодаши. Для завершения поста необходимо принять любое зерно, т.е. то, что запрещается употреблять в пищу в экадаши .

    Если в лунном календаре экадаши совпадает с десятым лунным днем (даши ), то нет необходимости ограничивать себя постом, а если он совпадает с двенадцатым лунным днем (двадаши ), то такой экадаши принято считать самым «чистым» (махадвадаши ) и пост желательно соблюдать в строгом соответствии.

    Блага за соблюдение экадаши

  • В ведических писаниях указано, что тот, кто дает милостыню или пожертвование в первый лунный день при полной луне, будет вознагражден в 100 000 раз больше, чем от обычного пожертвования. Тот же, кто подает милостыню в день равноденствия (санкранти ), получает вознаграждение в 400 000 раз больше результата. А соблюдая пост экадаши , можно получать этих же благ вместе взятых.
  • Пост в день экадаши дает такой же сильный результат, как паломничество на святую землю Курукшетры во время одного из затмений: солнечного или лунного.
  • Постящийся в экадаши , достигает блага, в 100 раз большего, чем от совершения ашвамедха-ягьи.
  • Постящийся хоть раз в экадаши , заслуживает такого же блага, как и кормящий 1 000 нищих людей каждый день на протяжении 60 000 лет.
  • Постящийся хоть раз в экадаши , получает благо в 10 раз превышающее благо от раздачи 1 000 коров брахманам, которые превосходно знают Ведические писания. Следует заметить, что человек, который накормил одного брахмачари, получает в 10 раз больше, чем если бы он накормил в своем доме 10 хороших брахманов. Но тот, кто дарит землю нуждающемуся и благочестивому брахману, достигает в 1 000 раз большего, чем накормивший брахмачари, и в 1 000 раз больше от выдачи чистой и невинной девушки замуж за порядочного молодого человека. Но в 10 раз более благоприятнее этого – правильное воспитание детей и наставлении их на путь дузовный, без ожидания какой-либо награды за результат. А давать хлеб голодающему – в 10 раз лучше этого. Благо, даруемое тому, кто соблюдает пост экадаши , несравнимо ни с чем.

    Список экадаши

    В приведенной ниже таблице представлен список всех экадаши в году, на который они выпадают:

    Экадаши Индийской месяц Месяц по Юлианскому календарю
    Сапхала экадаши Пауша кришна-пакша декабрь-январь
    Путрада экадаши Пауша шукла-пакша декабрь-январь
    Шат-тила экадаши Магха кришна-пакша январь-февраль
    Бхайми экадаши Магха шукла-пакша январь-февраль
    Вайкунтха экадаши Пхалгун кришна-пакша февраль-март
    Амалаки экадаши Пхалгун шукла-пакша февраль-март
    Папамочани экадаши Чайтра кришна-пакша март-апрель
    Камада экадаши Чайтра шукла-пакша март-апрель
    Варутхини экадаши Вайшакх кришна-пакша апрель-май
    Мохини экадаши Вайшакх шукла-пакша апрель-май
    Апара экадаши Джьештха кришна-пакша май-июнь
    Пандава экадаши Джьештха шукла-пакша май-июнь
    Йогини экадаши Ашад кришна-пакша июнь-июль
    Шаяни экадаши Ашад шукла-пакша июнь-июль
    Камика экадаши Шраван кришна-пакша июль-август
    Павитропана экадаши Шраван шукла-пакша июль-август
    Ананда экадаши Бхадрапад кришна-пакша август-сентябрь
    Паршва экадаши Бхадрапад шукла-пакша август-сентябрь
    Индира экадаши Ашвин кришна-пакша сентябрь-октябрь
    Падмини экадаши Пурушоттам шукла-пакша
    Парама экадаши Пурушоттам кришна-пакша
    Пашанкуша экадаши Ашвин шукла-пакша сентябрь-октябрь