Танк м3 ли. Medium Tank M3 Средний танк М3 Ли (Грант)

«Трехэтажный» американец Сталина [Танк М3 «Генерал Ли»/«Генерал Грант»] Барятинский Михаил

Прожекторный танк CDL

Прожекторный танк CDL

Наименее известной специальной модификацией танка М3 был ПРОЖЕКТОРНЫЙ ТАНК. В 1940 году англичане разработали концепцию прожекторных танков системы CDL (Canal Defence Light - прожектор обороны канала), названной так главным образом в целях дезинформации противника, поскольку пролив Ла-Манш, именуемый в Британии каналом, никто освещать не собирался. Первой машиной, созданной в рамках этой системы, стала «Матильда».

Вместо штатной на танк устанавливалась специальная башня из 65-мм брони, с расположенной внутри электродуговой лампой мощностью 8 млн. Вт. С помощью системы зеркал луч света фокусировался и направлялся сквозь узкую вертикальную щель в лобовом листе башни. В левой ее половине, за перегородкой, размещался оператор, управлявший прожектором, менявший электроды, а также, при необходимости, использовавший вооружение - пулемет BESA. Второй член экипажа - механик-водитель - по совместительству выполнял функции радиста.

Испытания танков CDL производились в Англии в 1941 году в условиях строгой секретности. Тогда же отрабатывалась и тактика их применения: танки выстраивали в линию на расстоянии примерно 100 ярдов (чуть более 90 м) друг от друга, и на дистанции около 300 ярдов от танковой шеренги лучи света пересекались, создавая сплошную освещенную зону.

В октябре 1942 года танки CDL продемонстрировали представителям высшего американского командования, среди которых были генералы Эйзенхауэр и Кларк, а также генерал Беренс из Департамента вооружения. По возвращению в США последний стал инициатором разработки технических требований к американскому варианту прожекторного танка. В качестве базы принимался средний танк М3, конструкция которого позволяла при установке прожекторной башни сохранить 75-мм пушку в спонсоне.

Американский вариант прожекторного танка М3А1 CDL.

Британский вариант прожекторного танка Grant Mk I CDL.

С целью соблюдения секретности танки системы CDL получили в США довольно странное кодовое обозначение Leaflets (листовки). Шесть комплектных английских прожекторных башен в конце 1942 года были доставлены в Абердин, где их смонтировали на танки М3. Пять из затем отправили в Форт-Нокс для прохождения испытаний, а один использовали для демонстрации военным и производственникам.

Прожекторная башня американской конструкции отличалась от английской деталями. В частности, британцы помимо пулемета BESA часто вооружали свои башни макетом 37-мм пушки. У американских башен макетов не было, да и пулемет был свой - Browning М1919А4. Кроме того, прожекторные танки на базе М3 оснащались более мощными лампами - в 13 млн Вт. Экипаж танка состоял из пяти человек. Привод на генератор мощностью 10 кВт осуществлялся от двигателя танка.

Башня танка Grant Mk I CDL, находящегося ныне в Королевском танковом музее в Бовингтоне. У этой версии отсутствует макет 37-мм пушки.

Прожекторный танк Grant Mk I CDL.

В Великобритании по системе CDL переоборудовали 1850 танков Lee и Grant. Все они получили обозначение Grant CDL. В США контракт на переделку танков М3 в прожекторные был подписан с компанией American Locomotive. В интересах все той же секретности они именовались Shop Tractor Т10. Башни изготавливались на заводе фирмы Pressed Steel Саг Company, в документации которой именовались как башни типа «S» для береговой обороны. Окончательный монтаж танков осуществлялся в арсенале Рок-Айленд. Первый американский танк системы CDL был готов в июне 1943 года. До конца же года на шасси танков М3 и МЗА1 изготовили 355, а в следующем, 1944 году, еще 142 боевых машины этого типа.

В США сформировали две танковые группы, вооруженные танками М3 CDL - 9-ю и 10-ю. В обстановке строжайшей секретности они проходили боевую подготовку на отдаленном полигоне на границе штатов Калифорния и Аризона.

10-я танковая группа высадилась на Европейском континенте 24 августа 1944 года, однако в боевых действиях толком участия не принимала. Командиры линейных танковых частей, которым придавались подразделения М3 CDL, просто не знали что им делать с этой техникой - чрезмерная секретность сыграла с американцами злую шутку. В итоге прожекторные танки несли большие потери. Вскоре батальоны 10-й группы переформировали в обычные танковые и вооружили «Шерманами». Несколько раньше такая же судьба постигла батальоны 9-й танковой группы.

Последние 64 танка М3 CDL в марте 1945 года принимали участие в форсировании Рейна. Причем экипажи для них пришлось отзывать из расформированных ранее прожекторных танковых батальонов. Во время обороны захваченных мостов через Рейн в районе Ремагена применение танков М3 CDL оказалось не слишком эффективным.

Ночная демонстрация прожекторного танка Grant Mk I CDL.

Из книги От Мюнхена до Токийского залива: Взгляд с Запада на трагические страницы истории второй мировой войны автора Лиддел Гарт Бэзил Генри

Невероятный русский танк Т-34 В надвигавшейся схватке на Курской дуге русские полагались на два основных танка - средний Т-34 и тяжелый КВ-1. Оба танка имели одинаковый двигатель, но ввиду разницы в весе Т-34 имел максимальную скорость 51 км ч, тогда как КВ-1 развивал скорость

Из книги …Para bellum! автора Мухин Юрий Игнатьевич

Танк – что это? Но вернёмся к танку. Исходя из общей философии наземного боя, какими качествами должен обладать танк? Танк, а не дорогостоящий трофей, за которым нынешние стрелки начинают охоту уже с 3000 м.Танк слеповат, и храбрый пехотинец всегда улучит момент, чтобы

Из книги Скелеты в шкафу истории автора Вассерман Анатолий Александрович

Из книги Военная мысль в СССР и в Германии автора Мухин Юрий Игнатьевич

Танк – что это? Но вернемся к танку. Исходя из общей философии наземного боя, какими качествами должен обладать танк? Танк, а не дорогостоящий трофей, за которым нынешние стрелки начинают охоту уже с 3000 метров.Танк слеповат, и храбрый пехотинец всегда улучит момент, чтобы

Из книги Танки, вперед! Курьезы танковой войны в битве за Ленинград автора Мощанский Илья Борисович

«Танк-агитатор» С нападением Германии на СССР мы сразу стали вести с немцами пропагандистскую войну. Этим занимались многие государственные ведомства и общественные организации Советского Союза: ГлавПУРККА, Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), исполнительный

Из книги КВ. «Клим Ворошилов» - танк прорыва автора Коломиец Максим Викторович

Из книги Великие летчики мира автора Бодрихин Николай Георгиевич

Курт Танк (Германия) Курт Танк родился 24 февраля 1898 г. в городе Бромберг-Шведенхое. Участвовал в Первой мировой войне как командир роты на Западном фронте. Закончил войну капитаном, с ранением и нескольким наградами за храбрость.С 1920 г. обучался в Берлинской

Из книги Жестокие раунды автора Шатков Геннадий Иванович

Из книги Маневренные танки СССР Т-12, Т-24, ТГ, Д-4 и др. автора Коломиец Максим Викторович

«ТАНК ГРОТТО» Т-12 и Т-24 являлись не единственными маневренными танками, которые разрабатывались в Советском Союзе на рубеже 1920-1930-х годов. Еще одной боевой машиной данного класса был танк конструкции инженера Гроте - ТГ.В 1920-х годах между Советским Союзом и Германией

Из книги Мировая закулиса против Путина автора Большаков Владимир Викторович

«Думающий танк» Юргенса В США оказывали всяческую поддержку Институту современного развития (ИНСОР). Он был создан группой истинных «гайдаровцев» незадолго до президентских выборов 2008 г. по типу «думающего танка», такого, как американская корпорация «РЭНД». Ему и

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Танк со стола Сталина Таких, как Говоров, военачальников с высшим образованием, да еще выпускников царской академии высшей квалификации в Красной армии было не слишком много. Особенно после беспощадных сталинских чисток накануне войны. Непонятно, как Говоров в них

Из книги Первые «Пантеры». Pz. Kpfw V Ausf. D автора Коломиец Максим Викторович

ТАНК «ПАНТЕРА» Ausf. D Прежде чем перейти к рассказу о производстве танков «Пантера» первой модификации - Ausf. D, сделаем небольшое отступление, посвященное буквенным обозначениям «пантер». Многие авторы пишут, что первые серийные машины (как правило, говорят о 20 единицах)

Из книги Противоборство автора Ибрагимов Даниял Сабирович

Танк прорыва В постановлении, принятом в июле 1942 года, ГКО обязал ЧКЗ все внимание конструкторов сосредоточить на выпуске тридцатьчетверок. Но появление у противника под Мгой в сентябре 1942 года «тигров» не давало покоя главному конструктору завода Ж. Я. Котину и его

Из книги «Чудо-оружие» Сталина. Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40 автора Коломиец Максим Викторович

«ТАНК МОЛОТОВА» (ТМ) Этот танк разрабатывался на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) с весны 1936 года как альтернативный танку Т-38. Дело в том, что в 1935 году ГАЗ получил задачу организовать выпуск танков Т-37А, однако по ряду причин план в 50 машин так и не был выполнен. По

Из книги Самые первые танки автора Федосеев Семён Леонидович

«ДЕСАНТНЫЙ ТАНК» МК IX Мысль о том, что пехоту, наступающую с танками, необходимо саму снабдить защитой или посадить на транспортеры, высказывалась еще в начале разработки первых танков - тут можно вспомнить и идею Этьена о бронированных прицепах, и предложения Черчилля о

Из книги Авиация Красной армии автора Козырев Михаил Егорович

Итак, конструкция первого серийного американского танка по всем показателям получилась довольно архаичной. Ведь подобный танк, у которого пушка ставилась в корпусе, в СССР создали еще 1931 году. Правда, разрабатывал его приглашенный немецкий конструктор Гротте, но сути дела это не меняет. Известны и другие «многопушечные» машины с раздельной установкой двух орудий. Английский "Churchill" Мк I, например, также имел 75-мм пушку в лобовом бронелисте корпуса и 40-мм орудие в верхней башне. У французского В-1 75-мм короткоствольное орудие установили в корпусе справа от водителя и 47-мм пушку также в верхней башне. Так что ничего особо оригинального американцы на первых порах придумать не сумели.

М3 в музее в Кубинке.

Что касается работ по постройке нового танкового завода фирмы "Chrysler", то они были начаты 9 сентября 1940 года в пригороде Детройта - называвшемся Варен Тауншир на территории примерно в 77 тыс. акров. К январю 1941 года были закончены подготовительные работы, а инженеры "Chrysler" вместе со специалистами предприятий "American Locomotive company" и "Baldvin" закончили тем временем отработку всех технологических процессов. Ну, а первые опытные машины начали тестировать уже 11 апреля 1941 года. 3 мая первый танк М3 уехал на Абердинский полигон, а второй был сохранен для показа приемной комиссии в качества стандартного образца. Серийное производство танков "General Lee” начали 8 июля 1941 года, то есть в разгар боев на Восточном фронте. А так как 8 марта этого же года в США приняли закон о ленд-лизе, то этим были сняты все ограничения на поставку этих танков в Великобританию, а затем и в СССР, все новые выпущенные танки тут же отправились за океан. Разумеется, все фирмы, имевшие отношение к производству бронетанковой техники, тут же принялись наращивать ее выпуск. Активно включились в этот бизнес фирмы «Pullman-Standart Car Company", "Pressed Stell" и "Lima Lokomotive". Причем нужно отметить, что пока выпускался М3, а он выпускался всего лишь немногим больше года, а если точно, то с 8 июля 1941 года и по 3 августа 1942 года. Концерн "Chrysler" за этот период произвел 3352 танка М3 различных модификаций, "American Locomotive company" - выпустил 685 штук., "Baldvin" больше - 1220 штук., "Pressed Stell" - всего 501 танк., "Pullman - Standart Car Company” - уже 500, а все вместе это дало в итоге 6258 машин различных модификаций. Да еще помогли канадцы: их фирма "Monreal Lokomotive company" также освоила выпуск этих машин и изготовила 1157 танков М3 уже для канадской армии. Однако уже в августе 1942 года эти предприятия быстро переключились на производство танка М4 "Sherman”. Хотя… было и исключение. Фирма "Baldvin" продолжила выпуск М3А3 и М3А5 до самого декабря 1942 года.


Британский М3 «Генерал Грант» в музее в Бовингтоне. Обратите внимание на его прихотливую раскраску.

Отметим, что танки М3 абсолютно всех модификаций выглядели настолько оригинально, что их практически невозможно спутать ни с какими другим танком мира.


Танк М3 фельдмаршала Бернарда Монтгомери из Имперского музея войны в Лондоне.


«Монти» возле своего танка. Северная Африка 1942 год.

Как уже отмечалось расположение орудия в бортовом спонсоне, приблизило этот танк к машинам Первой мировой войны, хотя и на другом техническом уровне. Двигатель находился сзади, а вот трансмиссия трансмиссия была впереди, из-за чего пришлось двигатель соединять с трансмиссией длинным карданным валом. Здесь, где проходил этот вал проходили и тяги управления работой двигателя и все это была закрыто легким съемным кожухом. Все детали трансмиссии монтировались в литой части броневого корпуса, которая состояла из трех частей, соединявшихся между собой при помощи болтового соединения через фланцы. В результате у танка была очень своеобразная носовая оконечность. Также болтами все это крепилось к корпусу танка, и это технологическое решение применялось на всех модификациях, а затем и на самых ранних танках М4 "Sherman". Корпус собирался из плоских бронелистов. При этом их толщина была также неизменной на всех модификациях и равнялась 51 мм в лобовых проекциях, толщина бортовых и кормовых листов составляла 38 мм, и 12,7 мм это была толщина брони крыши корпуса. На днище танка толщина брони была переменной: от 12,7 мм в районе двигателя до 25,4 мм под боевым отделением. Толщина стенок 57 мм, а крыши 22 мм. Угол наклона передней броневой плиты равнялся 60 градусам к горизонту, но боковые и также задние плиты располагались вертикально. Крепление плиты различалось на разных модификациях. На модификациях М3, МЗА4, МЗА5 крепление осуществлялось на заклепках. На модификациях МЗА2 и МЗАЗ использовалась сварка. к внутреннему каркасу. На танк МЗА1 верхняя часть корпуса была литой. Корпус этой машины имел очень выгодные очертания и буквально «обтекал» экипаж и механизмы, но сделали их всего три сотни из-за сложностей с технологией литья и закалки таких больших «ванн». «Клепать» корпуса из плоских листов, также, как и сваривать их оказалось проще и дешевле. Однако технология была отработана и в будущем весьма пригодилась.


«Экипаж машины боевой»

Справа стороны корпуса устанавливался цельнолитой спонсон с 75-мм орудием, установленным так, что за габариты корпуса он не выступал. Именно высота спонсона, также, как и габариты двигателя, вместе определили высоту корпуса танка. Литая башня с 37-мм орудием, была сдвинута влево, а над ней находилась еще маленькая башенка, в которой находился пулемет. Получилась своеобразная пирамида высотой 3214 мм. Длина танка равнялась 5639 мм, ширина - 2718 мм, клиренс составлял 435мм. Очевидно, что высота машины вышла чрезмерной. Зато боевое отделение вышло весьма просторным, и, кстати, до сих пор, признается одним из наиболее комфортабельных. Причем корпус танка внутри еще и оклеивался слоем губчатой резиной, что предохраняло экипаж от мелких, отслаивающихся от брони осколков. Для входа в танк по бортам служили две двери, люк на корпусе сверху и еще на крыше пулеметной башни. Это позволяло экипажу быстро забираться в танк, и с удобством эвакуировать раненых через эти боковые двери, хотя они и снижали некоторым образом прочность корпуса.


Английские М3 у Эль-Аламейна, Египет, 7 июля 1942 г.

Каждый член экипажа имел смотровые щели и еще амбразуры для ведения огня из личного (чему в армии США уделялось большое внимание!), защищенных бронекозырьками. На заднем бронелисте корпуса для доступа к двигателю имелась большая двухстворчатая дверь, причем стык ее створок был закрыт узкой полосой закрепленной на болтах. По обе стороны от нее находились два фильтра - воздухоочистителя, как круглой, так и коробчатой формы. Воздухозаборники традиционно находились на верхнем надмоторном бронелисте и закрывались сетками. И здесь же был опять-таки двухстворчатый большой люк для демонтажа двигателя (на моделях М3А3 и М3А5). Подобное расположение люков облегчало обслуживание двигателя. На модификациях М3, М3А2 и М3А4 вместо люка были съемные листы брони: по два у первых двух танков и целых пять у последнего. Здесь же (на боковых скосах кормовой части корпуса) мог крепиться и шанцевый инструмент, и пехотные каски, и коробки с рационами. Одним словом, эта часть танка использовалась в качестве «грузового отделения».


Тренировка экипажей М3 в форте Нокс, штат Кентукки.


Там же. Полный ход на песчаном грунте.

Следует отметить, что на танках М3, М3А1, М3А2 не было принудительной вентиляции, ради которой экипаж должен был открывать верхние люки. Недостаток быстро учли и на моделях М3А3, М3А4, М3А5 было установлено сразу три вытяжных вентилятора под бронированными колпаками: один слева от водителя, прямо над спаркой пулеметов, второй за люком корпуса, за казенником 75-мм орудия и последний над казенной частью 37-мм пушки на крыше маленькой башне. Поэтому пороховые газы из танка быстро отсасывались и не беспокоили экипаж.


Пехота 19-ой Индийской дивизии на улице Мандалая в Бирме, 9-10 марта 1945 г. Обратите внимание на пушку с длинным стволом. Не все их успели обрезать. Часть так и попала на войну "необрезанными" и показали себя эти орудия очень хорошо!

В движение танки М3, как "General Lee”, так и "General Grant" обычно приводились звездообразным авиационным девятицилиндровым карбюраторным двигателем "Wright Continental" R 975 ЕС2 или модификации Cl мощность которого составляла 340 л.с. Он давал возможность этому 27-тонному танку развивать скорость до 42 км/час, и при запасе горючего в 796 литров, иметь дальность действия в 192 км. Традиционным недостатком таких моторов считается их пожароопасность, поскольку для работы им требуется высокооктановый бензин. Кроме того, их сложно обслуживать, в особенности те цилиндры, что оказались снизу. Но в 1941 году выбирать было практически не из чего, вот и пришлось со всеми этими недостатками смириться. Начиная с марта 1942 года такая фирма, как "Baldvin" стала монтировать на М3А2 и М3А3 автомобильные дизели "General Motors 6-71 6046" с водяным охлаждением и суммарной мощностью в 375 л.с. От этого вес танка увеличился на 1,3 тонны, но зато увеличились мощность, экономичность, скорость и запас хода. Эти танки получили индексы МЗАЗ и МЗА5. Затем в июне 1942 года "Chrysler" поставил на танк М3А4 новый 30-цилиндровый двигатель "Chrysler А 57" также с водяным охлаждением. Увеличилась длина корпуса, длина гусениц, а также вес на две тонны. Скорость при этом и запас хода не изменились. Англичане на своих машинах нередко заменяли американские моторы на свои радиальные дизели "Guiberson". Но корпус при этом переделкам не подвергался.


Пушка в спонсоне. Музей Пуккапунуал в Австралии.

Хотя танки и поставлялись в Англию, место водителя не менялось. Перед ним располагались следующие приборы: тахометр, спидометр, вольтметр, амперметр, разумеется, указатель расхода топлива, термометр и. конечно, часы. Управлять танком можно было рычагом переключения скоростей, ручным тормозом, педалями тормоза и акселератора.


М3 замаскированный под гусеничный транспортер.


Применялись такие машины в Северной Африке.

Танки всех модификаций имели резинометаллические гусеницы, и тремя колесные тележки с каждого борта. Сверху, на раме тележки находился поддерживающий гусеницу ролик. Ходовая часть, таким образом, была полностью взята с танка М2 и позднее использовалась и на ранних М4. Опорные катки могли иметь сплошные диски, так и диски со спицами. Подвеска отличалась надежностью и не занимала внутренних объемов танка. Ведущие колеса находились спереди, направляющие катки - сзади.

Гусеницы состояли из 158 траков, шириной 421 мм и длиной 152 мм каждой. На танках МЗА4 - их было по 166 штук, из-за более длинного корпуса. Устройство трака отличалась от траков того же Т-34. Каждый трак представлял собой резиновую пластину с металлическим каркасом внутри, и двумя металлическими трубчатыми осями, проходившими через нее. На них надевали соединительные скобы с профилированным клыком, соединявшими траки в гусеницу. На каждом траке было два клыка, которые огибали катки опорных тележек. Ну, а ведущая звездочка своими зубцами зацеплялась за соединительные скобы гусеницы. Сама же поверхность резиновой пластины трака была гладкой. Но на последних танках появились пластины с шевронными выступами, и позднее их также ставили и на гусеницы танки М4 "General Sherman".


«Тяжела и неказиста жизнь британского танкиста». Замена гусеницы.

Танк М3 для своего времени был… самым сильно вооруженным средним танком в мире. Его главной огневой силой являлось 75-мм пушка, которая была спроектировав Вестерфлейтском арсенале на основе знаменитого французского полевого орудия 1897 года калибра 75-мм, которое состояло также на вооружении армии США. Танковая пушка, получившая индекс М2, имела ствол в З м длиной, оборудовалась стабилизатором наводки, полуавтоматическим затвором и системой продувки ствола, что уменьшало загазованность боевого отделения. Причем система стабилизации на танке М3 применили впервые в мире и уже потом именно она послужила образцом для всех аналогичных систем на танках во многих армиях мира. Углы вертикального наведения составляли порядка 14 градусов, а по горизонту плоскости орудие можно было навести в секторе 15 градусов в обе стороны. Для наводки пушки по вертикали применялась как электрогидравлическая система, так ручной привод. Боезапас находился в самом спонсоне и также на полу танка.


М3 подбитый в Северной Африке. Танк поразили три снаряда разного калибра и только после этого он потерял боеспособность.

Однако с этой пушкой возникли проблемы. Выяснилось, что ствол ее выходит далеко за габариты корпуса. Это прямо-таки переполошило американских военных, почему-то очень боявшихся, что танк такой длинной пушкой во что-то упрется или зацепится ей при движении. Поэтому они потребовали ствол укоротить до 2,33 м, что заметно снизило все боевые характеристики пушки. «Усеченное» орудие получило индекс М3, и военным это было маслом по сердцу, но выяснилось, что система стабилизации с коротким стволом «сбоит», она не под него создавалась. Тогда на ствол решили надеть противовес, внешне походивший на… дульный тормоз. Кстати, очень похожая вышла и с нашим советским танком Т-34. Именно требованию тогдашних военных, конструкторам пришлось обрезать ствол пушки Ф34 на 762 мм, что снизило ее мощность на целых 35%. Зато теперь она за габариты танка не выступала! Очень похоже, что на консерватизм характерный для военных, не влияет ни национальная принадлежность, ни социальный строй.


М3 с литым корпусом и в «американской раскраске».

37-мм пушку создали в этом же арсенале в 1938 году. На танках М3 ставили ее модификацию М5 или М6. Углы ее вертикальной наводки давали возможность стрелять, хотя бы и теоретически, по низко летящим самолетам. С пушкой спаривался пулемет, еще один был в верхней башенке, при этом башня имела вращающийся полик со стенками, выделяющими ее от боевого отделения. Боекомплект этой пушки находился в башне и на дне вращающегося полика.


Фримантл. Западная Австралия. Музей войны и у входа хорошо сохранившийся и «ухоженый» М3.

На дистанции в 500 ярдов, то есть 457 м, снаряд этой пушки мог пробить броню толщиной до 48 мм, а 75-мм орудие - 60 мм броню, имеющую наклон в 30 градусов к вертикали.

Естественно, что обе пушки имели перископические оптические прицелы. У 75-мм орудия прицел был на крыше орудийного спонсона. С его помощью можно было стрелять прямой наводкой на расстояние в 1000 ярдов (300 м).


Не успел М3 попасть на вооружение армии, как он тут же оказался на обложке американского журнала «Фантастические приключения»! (№10 за 1942 год) Как видите «леопардовая девушка» сжигает эти танки лучом лазера!

Что касается англичан, то им вооружение, расположенное в три яруса, не понравилось. Поэтому на машинах "General Grant" верхнюю башенку не устанавливали, а на танках "General Lee", что применялись английской армией, ее также снимали, заменяя на люк. Прочее вооружение состояло из 11,43-мм пистолетов-пулеметов «Tompson", пистолетов и гранат. Также на башне английских танков монтировались 4-х дюймовые (102 мм) гранатометы для отстрела дымовых гранат.

Танки М3, выпущенные в США, обычно были окрашены краской зеленого цвета разных оттенков - начиная с темно-зеленого и до хаки. На борту там, где располагался двигатель с обеих сторон был нанесен регистрационный номер, который присваивался танку Департаментом вооружения. Голубым цветом писали название "USA" и буква "W" - обозначавшая, что танк уже передан в армию, и шестизначный номер - либо желтого либо белого цвета. На башне и на лобовой броне корпуса в качестве средства опознавания наносилась звезда белого цвета в синем круге, который вдобавок был наложен на белую полосу. Именно в такой раскраске танки М3 поставлялись американцами по ленд-лизу.


Не менее фантастический М3 СDL - «танк защиты Канала». Тоже своего рода «лазерное оружие».

Американские танки имели белые тактические номера и на башне, и корпусе: порядковый номер машины в танковой роте, потом буквенное обозначение самой роты. Например, так: 9Е или 4В. Рядом с дверью на спонсоне рисовались геометрические фигуры, также обозначавшие номера роты, батальона и полка в составе дивизии. Опознавательный знак дивизии размещался на среднем броневом листе трансмиссии. На тех танках, что сражались в Северной Африке, на лобовом бронелисте вместо белой звезды рисовали звездно-полосатый флаг США.


Кинофильм «Сахара» (1943 г.): «жара»!

Танки М3, отправлявшиеся в Англию имели окраску темно-оливкового цвета, как полагалось по американским стандартам. Но уже сами англичане перекрашивали их в традиционный британский камуфляж из полос желтого, зеленого и коричневого, имеющих черную окантовку. Первые танки, попавшие в Северную Африку, чуть ли не сразу же вступали бой, поэтому перекрашивать их просто не успевали. Но если было время, то их окрашивали в песочный цвет.


Еще один вариант камуфляжной раскраски М3.

Регистрационный номер при этом сохраняли, но букву "W" заменяли буквой "Т”. Номер восстанавливался белой краской. В специфических полевых условиях его могли и не закрашивать, а просто защищали трафаретом, отчего он получался словно в рамке оливкового цвета. Большинство британских танков М3, сражавшихся в Бирме, имело окраску зеленого цвета и большие белые звезды на корпусе и на башне. Регистрационные номера на них сохранялись. На некоторых на лобовой броне стояли еще и индивидуальные номера.

В отношении этой машины очень уместно прозвучит пословица «Первый блин комом». Дело в том, что на момент принятия в июне 1940 года Американской национальной программы вооружений у США просто не было среднего танка, который можно было бы пустить в серийное производство. По требованиям документа предполагалось, что Америка должна выпускать к концу 1940-го года 14,5 танка в день, а реально было не очень понятно, какой танк вообще строить. Существовавший на тот момент средний М2, готовый к производству, уже успел стать совершенно неподходящей кандидатурой из-за крайне слабой 37-мм пушки. 92 экземпляра его модификации М2А1 было выпущено с января по август 1940 года исключительно как временная мера, пока новый танк не будет спроектирован и стандартизирован.

Итак, 37-мм пушка М2 армию не устраивала категорически. Командующий пехотными войсками США потребовал, чтобы новый танк был оснащён орудием калибра минимум 75 мм. Задачу эту следовало решить быстро, но у американских конструкторов просто-напросто не было башни, способной вместить в себя орудие такого калибра. Исключительно ради экономии времени конструкторы прибегли к заведомо проигрышному решению и предъявили представителям Танкового комитета деревянный макет танка с орудием калибра 75 мм, установленном в спонсоне, расположенном в правой части корпуса. Это «гениальное» конструктивное решение здорово усложняло жизнь танкистам, потому что не позволяло вести круговую стрельбу. Танку предстояло изображать из себя волчок.

К чести конструкторов, они заведомо не считали новый танк удачным и позиционировали его как временную меру до момента появления танка с 75-мм пушкой в полноценной поворотной башне. Военные решили, что будет выпущено около трёх с половиной сотен машин М3, а после этого производство будет переориентировано на танки с нормальными вращающимися башнями.

Вопрос строительства танков на тот момент вообще был крайне больным для Америки. У неё просто не было необходимых производственных мощностей. Имелся всего один небольшой государственный завод «Рок-Айленд Арсенал», который не мог удовлетворять растущие запросы вооружённых сил. Надо было привлекать частных подрядчиков. Выбор стоял между предприятиями тяжёлого машиностроения и автомобильными концернами. Решение приняли в пользу второго варианта, так как тяжёлое машиностроение больше предназначено для выпуска относительно штучной продукции. Автомобильным же фирмам было не привыкать «гнать поток». Фирме «Крайслер» предложили пополам с государством построить специализированный танковый завод в Мичигане. Государство при этом становилось владельцем предприятия, а управлять им должен был сам Крайслер. Кроме того, предполагалось тесное сотрудничество нового завода с «Рок-Айленд Арсенал», которое должно было обеспечить соответствие оборудования и технологии будущего танка.

Разработку М3 начали конструкторы из Абердина. Новый танк получал двигатель, аналогичный М2, и такую же подвеску. Гомогенная катаная броня была усилена и поставлена на заклёпки, как у М2. Башня и спонсон были литыми. Чтобы уменьшить опасность поражения экипажа мелкими осколками и брызгами окалины, боевое отделение было покрыто изнутри пористой резиной.

Экипаж поначалу насчитывал семь человек. Забираться внутрь машины и покидать её они должны были через боковые двери и люки в спонсоне и в командирской башенке. Танк имел очень неплохой обзор. Вес машины составил 31 тонну.

К февралю 1941 года был готов проект нового танка и почти достроен танковый завод в Мичигане. Оставалось воплотить идею в металле и провести полигонные испытания. Опытный экземпляр прибыл на полигон в Абердине 13 марта 1941 года. Испытания выявили целый ряд недостатков: чрезмерную загазованность боевого отделения, уязвимость дверей в бортах, высокую вероятность заклинивания орудия в спонсоне от попадания вражеского снаряда, слабость подвески. Всё это предстояло устранять. Зато прекрасно проявили себя приводы башни и стабилизатор орудия. Даже при движении зигзагами по неровной местности наводчику было достаточно просто целиться.

В результате доработок вместо дверей появился эвакуационный люк в днище, исключён из состава один член экипажа, установлен телескопический прицел вместо перископического и сделано ещё немало изменений. И в августе 1941 года танк М3 был наконец-то запущен в серию. Всего с августа 1941 по декабрь 1942 было выпущено более 3,5 тысячи танков этого типа.

Помимо того что танк поставили на вооружения американской армии, его закупали и англичане. Они дали своему танку имя «Грант», а американцы — «Ли», по именам генералов — участников Гражданской войны в США.

Как уже говорилось, М3 выпускали исключительно «за неимением лучшего». И потому большая часть машин отправилась по ленд-лизу в Британию и СССР. Советский Союз получил 976 машин, распределённых по отдельным танковым батальонам, полкам и бригадам. Американский танк участвовал в боевых действиях на всех фронтах, принимал участие в Курском сражении, а одна машина даже доехала до Дальнего Востока. Но в Красной Армии М3 не пользовался большой любовью. У него была недостаточная проходимость, слишком высокий силуэт и резино-металлические гусеницы, выгоравшие, стоило только машине наехать на огонь. Неподвижный танк становился лёгкой мишенью для вражеских орудий. Часто гусеницы просто сваливались. Огромные претензии вызывала компоновка орудия в спонсоне, из-за которой танку было значительно труднее вести огонь по противнику. Все эти недостатки привели к тому, что в советских войсках М3 получил невесёлое прозвище БМ-6 — «братская могила на шестерых».

В войсках союзников М3 был уже к 1944 году полностью заменён «Шерманом», в советских от него тоже по мере сил избавлялись. Но даже после войны в Юго-Восточной Азии эти танки продолжали применять в бою. На их базе также было разработано немало другой техники — начиная от самоходных орудий и заканчивая инженерными машинами.

Рендеры данной машины во всех разрешениях находятся .

М3 был первым средним танком, начавшим поступать на вооружение формирующихся бронетанковых частей и соединений американской армии. Его особенностью является расположение вооружения в три яруса. В нижнем ярусе, в спонсоне, установлено 75-мм орудие с углом горизонтального наведения 32 градуса. Второй ярус представляет собой башню кругового вращения с установленным в ней 37-мм орудием и спаренным с ним пулеметом. В третьем ярусе, в башенке, размещен пулемет, из которого можно вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. Для поворота башни с 37-мм пушкой, кроме механического привода может, использоваться и гидравлический. Наведение орудия по вертикали осуществлялось механическим приводом. Использовались перископические прицелы и призменные приборы наблюдения. Башни и корпус изготовлялись литыми, сварными и клепаными. В частности, носовая часть, спонсон и башня изготовлялись методом литья. Конструкция машины в целом была неудачной: недостаточная толщина брони, слишком большая высота, вызванная отчасти применением звездообразных авиационных двигателей, отчасти неудачным размещением вооружения, невысокая огневая мощь, несмотря на большое число единиц вооружения. Тем не менее танк выпускался крупными сериями с 1939 по 1942 год, когда его сменил в производстве более совершенный М4. Всего было выпущено 6258 M3 в шести модификациях, отличающихся друг от друга в основном маркой двигателя и технологией изготовления отдельных деталей корпуса и башни.

Быстрота, с которой разработали и запустили в производство M3, возможно, не имеет аналогов в истории бронетехники. Решающую роль в развертывании массового производства сыграло строительство Детройтского танкового арсенала (в Мичигане, Центр Лайн), который быстро сориентировали на производство. В сентябре 1939 года, когда началась война в Европе, артиллерийско-техническая служба запланировала выдачу контрактов на массовое производство боевых машин предприятиям тяжелого машиностроения, и фактически первым из них легкий М2А4 начал выпускаться фирмой "Америкэн Кар энд Фаундри".

События мая-июня 1940 г. в Европе, заставившие принять новую американскую национальную программу вооружения, показали, что танки - особенно средние - понадобятся в значительно большем количестве, чем предполагалось еще в октябре 1939 г. Фактически в соответствии с потребностью Армии США требовалось выпустить около 2000 машин в течение следующих 18 месяцев, для сравнения имевшийся заказ на 400 легких машин выглядел ничтожным. Президент "Дженерал Моторз Компани" Уильям С. Надсен, будучи членом Совещательной комиссии по национальной обороне, отвечавшей за координацию работ американской оборонной промышленности, считал, что предприятия тяжелой индустрии, производившие в сравнительно небольших количествах продукцию, не могли поставлять танки в возрастающем количестве, чего требовала обстановка, сложившаяся к июню 1940 г.

С точки зрения Надсена, танковая промышленность была аналогична автомобильной, за исключением производства брони. Хотя АТС не соглашалась с такой позицией, она признала необходимость дальнейшего расширения танкового производства и использования опыта специалистов автомобильной промышленности в организации массового производства. Британскую танковую комиссию направили в США в июне 1940 г., когда англичанам катастрофически не хватало танков, для выбора американских машин для британской армии и приспособления британской бронетехники для производства в США.

Консультативный комитет национальной обороны отказался от производства английских боевых машин из-за отсутствия производственных мощностей, необходимых для реализации американской танкостроительной программы. Тогда Британская комиссия ограничилась только выбором M3. В октябре 1940 года англичане заключили контракт с "Болдуин", "Лима" и "Пульман" на производство M3. Эти танки, строившиеся и оплачивавшиеся британцами по первоначальному контракту, получили литые башни, радиостанции, установленные в корме башни, а не в корпусе, как в американском варианте. Башни были длиннее американских, стоявших на M3 за счет кормовой ниши и имели лючки для стрельбы из личного оружия.

Командирскую башенку убрали, да и сама башня была ниже, что уменьшило высоту танка. Эта модификация получила британское обозначение "Грант" (в честь американского генерала Улисса С. Гранта, командовавшего войсками северян в годы гражданской войны. Читайте также - "Танк М24 "Чаффи"), и все 200 заказанных машин с начала 1942 г. поставили 8-й Армии в Западной пустыне. Во время большого сражения у Газалы 27 мая 1940 г. 167 "Грантов" составили основную силу 4-й бронетанковой бригады. Первое время британская армия получала танки, превосходившие по огневой мощи все германские, имевшие 75-мм пушку, способных стрелять бронебойными и фугасными снарядами. M3 "Грант" значительно подняли моральный дух британских танкистов, помогли повернуть колесо Фортуны в пользу британских сил, кроме того, под их впечатлением в Великобритании началась разработка пушки "двойного назначения" для британских машин.

11 марта 1941 г. был утвержден закон о ленд-лизе. В Великобританию стали поставлять и стандартные средние танки M3, которые получили обозначение "Ли" (еще один пример британского юмора - во время гражданской войны генерал Роберт Э. Ли был главнокомандующим армий южан).

К июню 1942 г. 8-я Армия в Египте получила еще 250 M3 , и к началу сражения под Эль-Аламейном в октябре 1942 г. было поставлено около 600 этих машин. С июня 1942 г. в ремонтном парке возле Каира американский персонал переучивал британские экипажи на средние танки M3 (позднее - М4).

Небольшое количество M3 доставили в Великобританию для обучения и использования в качестве специальных машин, но основная часть в британской армии применялась на Ближнем Востоке.

Когда М4 сменили M3, последние перебросили в Бирму британским частям, оснащенным тогда "Матильдами", "Стюартами", и "Валентайнами". Часть их передали Австралии.

Модификации


Тактико-технические характеристики

Боевая масса
Размеры:
длина

5640 мм

ширина

2720 мм

высота 3125 мм
Экипаж

14-03-2017, 12:53

Привет всем любителям танковых баталий и добро пожаловать на сайт! Друзья, сегодня у нас в гостях интересный и необычный агрегат, американский средний танк четвертого уровня и это M3 Lee гайд .

Самый интересный и необычный нюанс заключается в том, что наш американец лишен башни. Да-да, основное орудие расположено в правой части корпуса, а эта надстройка на крыше M3 Lee WoT служит для того, чтобы в нее все стреляли.

Тем не менее любой, кто решит качать ветку американских средних или тяжелых танков должен будет откатать определенное количество боев на данном чуде и надо бы познакомиться с ним поближе.

ТТХ M3 Lee

В первую очередь каждый владелец этого аппарата должен осознавать, что в его руках машина с небольшим запасом прочности и слабым по меркам СТ-4 базовым радиусом обзора в 320 метров, который в дальнейшем нужно будет улучшать.

Вы также должны понимать и всегда помнить о том, что американский средний танк M3 Lee имеет очень внушительные габариты, он не только очень высокий, но также широкий и если можно так выразиться – толстый. Все это делает маскировку совсем посредственной и только помогает врагам попадать по нам.

Еще сильнее ситуация усугубляется, когда смотришь на то, какие у M3 Lee характеристики бронирования. Большая часть корпуса со лба – это огромная наклонная панель, которая в самом толстом месте с учетом приведенки имеет всего 83 миллиметра брони, а в основном ее толщина не превышает 73 миллиметров.

Как вы понимаете, пробивать M3 Lee World of Tanks смогут практически все одноклассники, не говоря уже о технике более высоких уровней. На место расположения орудия тоже надеется не стоит, тут толщина брони составляет всего 51 миллиметр и только ближе к краю за счет наклона эта цифра начинает существенно увеличиваться, но область эта очень маленькая.

О бортах в нашем случае и говорить нечего, в боковой проекции M3 Lee танк еще тоньше, тут толщина бронеплит не превышает 38 миллиметров, пробивается это даже пушками пулеметного типа.

К сожалению, хорошими ходовыми качествами американец похвастаться тоже не может. Максималка у нас неплохая, но по меркам средних танков невысокая, динамика у M3 Lee WoT тоже посредственная и только скорость вращения ходовой радует, в случае сближения с врагом, у нас будет небольшой шанс отбиться.

Орудие

Как ни странно, но своим вооружение данный аппарат и его создатели могут гордиться, несмотря на некоторые нюансы, пушка в нашем распоряжении оказалась действительно достойная уважения.

Итак, у M3 Lee орудие имеет хороший по меркам одноклассников разовый урон и при этом обладает отличной скорострельностью, что позволяет нам наносить примерно 2200 чистого урона в минуту, это чуть ли не лучший показатель среди СТ-4.

В плане пробития у нас тоже все весьма неплохо, M3 Lee танк WoT даже может без особого труда пробивать большинство противников пятого уровня. Но как это часто бывает, для комфортного ведения боя внизу списка придется иметь при себе 15-20 голдовых снарядов.

С точностью не все так просто, ведь разброс у нашей пушки большой, стабилизация плохая и при этом нет вращающейся башни. Однако сводится средний танк M3 Lee быстро, так что дискомфорт получается не настолько сильный, как может показаться на первый взгляд.

Теперь коснемся вопроса комфорта нанесения урона с другой стороны, и тут надо отдать должное хорошим углам вертикальной наводки, все-таки ствол гнется вниз на 9 градусов. Но опять повторю, башни у M3 Lee World of Tanks нет, суммарно УГН составляют 30 градусов и при этом орудие находится в правой части корпуса, то есть по факту в наших руках не средний танк, а ПТ-САУ.

Преимущества и недостатки

Несмотря на то что мы рассмотрели общие характеристики танка и провели анализ его вооружения, ввиду того, что машина перед нами необычная, будет разумно выделить главные преимущества и недостатки M3 Lee WoT отдельно.
Плюсы:
Хороший разовый урон;
Отличная скорострельность и ДПМ;
Достойное пробитие;
Быстрое время сведения;
Комфортные углы вертикальной наводки.
Минусы:
По-настоящему сарайный силуэт;
Посредственное бронирование;
Слабоватая подвижность;
Отсутствие башни;
УГН некомфортны из-за смещенного орудия.

Оборудование для M3 Lee

Вот мы и подобрались вопросу комплектации машины и ввиду того, что по факту в наших руках ПТ-САУ, упор следует делать на вооружение. Разумеется, дополнительные модули позволят неплохо повысить некоторые параметры, так что на танк M3 Lee оборудование поставим следующее:
1. – самый востребованный и разумный модуль, который сделает наш урон в минуту еще более опасным.
2. – из-за некоторых проблем с точностью такой выбор вполне обоснован, ведь чем быстрее мы будем сводиться, тем комфортнее будет процесс стрельбы.
3. – с обзором у нас все очевидно слабо и этот вопрос нужно решать радикально, тем более ввиду особенностей данного аппарата.

Но для тех, кому дальность обзора и возможность первого выстрела не так важна, если вы не боитесь положиться на союзников, можно заменить последний пункт на , получи еще больше огневой мощи и прочего.

Обучение экипажа

Еще одна отличная возможность, которую ни в коем случае нельзя упускать – выбор и распределение умений между членами экипажа. Танкистов в этой машине сидит аж шестеро, и чтобы не запутаться, для M3 Lee перки лучше распределять следующим образом:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для M3 Lee

Расходникам тоже нужно уделить немного внимания, но как вы знаете, этот аспект часто остается стандартным. Наш случай не исключение и в целях экономии можете покупать скромный набор из , , . Но если хотите повысить свою выживаемость и получить шанс выбраться из сложной ситуации, лучше все же возить на M3 Lee снаряжение из , , , где последний вариант вполне можно заменить на .

Тактика игры на M3 Lee

Еще раз повторю, что из-за отсутствия башни перед нами скорее не средний танк, а ПТ-САУ, соответственно, стиль игры стоит выбирать соответствующий. Имеется в виду, что для M3 Lee тактика ведения боя больше подходит засадная, все-таки и броня у нас слабая, и силуэт сарайный и подвижность посредственная.

Итак, в самом начале сражения выбираем фланг и занимаем на выбранном направлении самый раскидистый куст. С такой позиции американский танк M3 Lee может без затруднений реализовать потенциал своего вооружения, при этом не сильно рискуя собственным запасом прочности.

Разумеется, вы должны предусмотреть укрытие и пути к отступлению на случай, если ваш M3 Lee танк WoT обнаружат. В остальном просто стоим, стреляем по своему и союзному засвету, выцеливаем уязвимые зоны в броне врага, а если противник в прицеле бронированный, заряжаем голду.

Если настолько пассивный игровой процесс вам не нравится, M3 Lee World of Tanks все же может играть более контактно, но важно занять позицию очень правильно. Вся левая часть корпуса должна быть скрыта, при этом из-за укрытия нужно высовывать только часть машины, в которой установлена пушка. Так мы не только получаем хорошую возможность для ведения огня, но и делаем площадь попадания по нам минимальной. Разумеется, между выстрелами M3 Lee WoT должен слегка доворачивать корпус, увеличивая угол приведенной брони или вовсе прятаться.