Основы боевого применения отделения (продолжение). Применяемые при подготовке и в ходе боя, порядок их подачи различными способами

Согласно статьи 20 ПБП СВ ВС РК (с. 253) Командир мотострелкового (танкового) взвода уп­равляет взводом следующими спрособами:

- по радио,

- командами, подаваемыми голосом и сигнальными средствами ,

А иногда действи­ями по принципу «делай, что я ».

В той же статье ПБП СВ ВС РК внутри боевой машины командир взвода, отделе­ния (танка) управляет действиями подчиненных:

- ко­мандами , подаваемыми по переговорному устройству ,

И установленными сигналами .

Связь должна быть организована так, чтобы,

во-первых, она была бесперебойной и надежной и,

во-вторых, обеспечивала быстрый и скрытый доклад ре­шений и передачу приказаний, распоряжений, сигна­лов.

В статье 20 ПБП СВ ВС РК (с. 254) указывается, что сигнальные средства применяются для передачи заранее уста­новленных зрительных и звуковых сигналов.

К зрительным сигнальным средствам относятся флажки, про­жекторы боевых машин пехоты (бронетранспортеров, танков), сигнальные, осветительные патроны, трассирующие пули и снаря­ды, сигнальные фонари, дымовые шашки, ручные дымовые грана­ты, дымовые снаряды (мины). Кроме того, зрительные сигналы могут подаваться с помощью оружия, головного убора или рукой.

К звуковым сигнальным средствам относятся электро- и пнев-мосигналы, сирены, сигнальные свистки, манки, удары в гильзу и другие. В разведке для передачи звуковых сигналов используется подражание звукам птиц и зверей.

При организации управления сигнальными средствами необхо­димо руководствоваться следующими положениями:

Сигналы должны быть простыми, легко запоминающимися

отличающимися один от другого;

Сигналы, подаваемые старшим командиром, относятся только к

командиру, непосредственно ему подчиненному;

Подразделения выполняют только сигналы своего непосредст­венного

командира;

Сигналы подаются до получения ответа (отзыва) или начала

исполнения команды (сигнала);

Получение сигналов немедленно подтверждается их повторением.

При управлении сигналами необходимо помнить, что они де­маскируют местоположение командира.

Порядок обозначения переднего края, достигнутых рубежей и своего местоположения, сигналы взаимно­го опознавания (ночью), а также опознавания своих подразделений авиацией устанавливаются вышестоя­щим командиром и доводятся до командиров подраз­делений и личного состава при постановке задач.

Роль и значение связи в военном деле трудно переоценить. Ее со­стояние и функционирование по существу определяют оперативность управления, а значит и эффективность боевого применения всех средств вооруженной борьбы на земле, в воздухе и на море. Необычайно возросшие качества современного вооружения и военной техники, высокая скоротеч­ность и динамичность боя, возможность резких, почти мгновенных измене­ний обстановки потребовали прежде всего, многократного увеличения ско­рости прохождения команд, сигналов и донесений для успешного управле­ния войсками и оружием. Ведь промедление с реакцией на развитие собы­тий, задержка в получении данных о противнике и о своих войсках может привести к утрате инициативы и в конечном счете к поражению.


Всерадиостанции Р-123М (Р-173) установленные на БМП (броне­транспортеров) роты которые входят в радиосеть командира батальона .

Входить в эту сеть имеют право только:

Командир батальона,

Начальник штаба батальона,

Заместители командира батальона,

Командиры мотострелковых рот,

Командир минометной батареи

Командиры гранатометного, зенитно-ракетного, взводов и взвода

обеспечения,

А также приданные и поддерживающие подразделения,

Мотострелковые взвода выполняющие боевые задачи отдельно от

мотострелковых рот в интересах всего батальона (боевое охранение, головной дозор, сторожевое охранение, боевой разведывательный дозор и т.д.).

Для управления взводами при нахождении командира роты вне БМП (бронетранспортеров), а также для связи с мотострел­ковыми взводами, действующими в пешем порядке создается радиосеть командира роты на переносных радиостанциях Р-107(159) и Р-148 (Р-158).

В оборонительном бою радиостанции приданных танков, расположенных в опорном пункте роты, могут включаться в ра­диосеть мотострелковой роты.

Радиостанция Р-159

В эту же радиосеть включаются и другие приданные роте. Командир артиллерийского подразделения , приданного или поддерживающего роту, как правило, находится с командиром роты. Во время движения командно-наблюдательных пунктов связь между ними поддерживается включением радиосети ко­мандира приданного или поддерживающего подразделения в радиосеть командира роты.

Радиостанция Р-148Для обеспечения управления по средствам связи

вмотострелковом батальоне имеется

взвод связи , в состав которого входят:

- 2 командирские машины БМП-2К

(БТР-80-1К), соответственно отделение

управления командира батальона и

отделение управления начальника штаба

батальона;

- одно радиоотделение.

Командирские БМП предназначе­ны для

обеспечения командиру батальона

управления подчинен­ными и

Радиостанция Р-173 приданными подразделениями и для

связи с командиром (штабом) полка, командирами (штабами) взаимодействующих подразделений.

В комплекте командирской машины БМП-2К имеются:

Две радиостанции Р-123 (Р-173)

Телефонный аппарат ТА-57,

Тан­ковое переговорное устройство Р-124 на пять абонентов,

Антенны АШ-4 и комбинированная

штыревая антенна на 11-метровой

В радиоотделении имеется по штату:

Восемь радиостанций Р-107М (Р-159);

15 радиостанций Р-148 (Р-158);

Телефонный коммутатор П-193М;

8 км полевого телефонного кабеля

15 телефон­ных аппаратов ТА-57

БТР-80 командира взвода связи.

Ультракоротковолновая малой мощно­сти Р-123М (Р-173), установленная на БТР, БМП, танках и ма­шинах технического обслуживания, предназначена для поддер­жания телефонной связи между бронеобъектами и обеспечения управления подразделениями при ведении боевых действий на боевых машинах .

Радиостанции Р-107М (Р-159), Р-148 (158), Р-147 (Р-157), ультракоротковолновые переносные, имеют приспо­собления для установки на транспортных средствах и служат для обеспечения радиотелефонной связи между подразделения­ми.

При работе на радиостанции необходимо строго соблюдать правила ведения переговоров. Во взводе все команды в бою передаются по радио открытым текстом. При передаче команд подразделения вызы­ваются по позывным, а пункты местности указывают­ся от ориентиров и по условным наименованиям.

ПЛАН

по учебной дисциплине «тактическая подготовка».

Занятие 1: Обязанности солдата в бою. Предназначение и боевые задачи мотострелкового отделения. Огневые средства отделения. Походный и боевой порядки отделения.

Обсуждено на заседании

предметно-методической комиссии

«___» ________2011 года

Протокол №_____


«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник военной кафедры

полковник В.ТРУСОВ

«____»_________ 2011г.

ПЛАН

ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по учебной дисциплине «тактическая подготовка».

Тема 4: «Действия солдата в бою».

Занятие 1:

I. Учебные цели:

Изучить обязанности солдата в бою, боевые задачи, походный и боевой порядки мотострелкового отделения

Ознакомиться со способами управления военнослужащими в бою, командами и сигналами и порядком действий по ним.

Учебные вопросы:

Первый учебный вопрос : Обязанности солдата в бою.

Второй учебный вопрос

Третий учебный вопрос: Управление одиночными военнослужащими в бою. Способы управления военнослужащими в бою. Команды, сигналы и действия по ним.

II. Учебно-материальное обеспечение:

1. Литература

а) основная:

Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя, ч.III (взвод, отделение, танк), М.: Воениздат, 2005.

Тактика, ч.I (взвод, отделение, танк): Учебник, - М.: Воениздат, 1992.

Андрусенко Н.Н. Мотострелковый (танковый) взвод в бою: Учебник, - М.: Воениздат, 1989.

Моисеенко Н.П. Организация, вооружение и тактика действий соединений, частей и подразделений армий иностранных государств: Учебное пособие, - М.: Воениздат, 2001.



Справочный материал (печатный).

б) Наглядные пособия :

схемы (слайды).

в)Технические средства обучения :

мультимедийный проектор – 1 ед.;

классная доска; экран; указка.

Вступительная часть - 5 мин.

Принимаю доклад о готовности взвода к занятию. Проверяю наличие, внешний вид студентов и их готовность к занятию. При выявлении недостатков даю указания по их устранению. При наличии отсутствующих студентов убеждаюсь в законности причин их отсутствия.

Объявляю тему, учебные цели, порядок проведения занятия.

Во вступительном слове подчеркиваю актуальность темы занятия, ее значение для дальнейшего обучения студентов, а также значение тактического занятия в изучении дисциплины.

После краткого вступления перехожу к отработке учебных вопросов занятия.

Первый учебный вопрос : Обязанности солдата в бою.

Объявляю учебный вопрос и порядок его отработки. После этого перехожу к рассмотрению обязанностей солдата в бою. Голосом довожу до студентов обязанности солдата в бою, демонстрируя слайды, раскрывающие основные положения рассматриваемого материала. Обучаемые внимательно слушают и по ходу изложения материала делают записи в свои рабочие тетради.



По окончании изложения первого учебного вопроса определяю степень усвоения обучаемыми учебного материала методом краткого устного опроса 2-3 студентов.

Каждый военнослужащий должен в совершенстве знать и содержать в постоянной боевой готовности свое оружие и боевую технику, мастерски владеть ими и умело применять, быть в готовности заменить выбывшего из строя товарища.

Каждый военнослужащий обязан:

Знать способы и приемы действий в бою, иметь отработанные до автоматизма навыки действий с оружием (при вооружении боевой машины) на поле боя в различных условиях обстановки;

Знать и понимать полученную задачу;

Знать сигналы управления, взаимодействия, оповещения и порядок действий по ним;

Уметь вести разведку противника и местности, при выполнении боевой задачи постоянно вести наблюдение, эффективно применять оружие (вооружение боевой машины), своевременно обнаруживать и поражать противника;

Уметь правильно выбирать и оборудовать огневую позицию (место для стрельбы), использовать защитные и маскирующие свойства местности и боевых машин для противодействия огню противника;

Знать размеры, объем, последовательность и сроки оборудования фортификационных сооружений; уметь быстро оборудовать окопы и укрытия, в том числе с применением взрывчатых веществ, осуществлять маскировку;

Стойко и упорно действовать в обороне, смело и решительно - в наступлении; проявлять храбрость, инициативу и находчивость в бою; оказывать помощь товарищу;

Уметь вести огонь по низколетящим самолетам, вертолетам и другим воздушным целям противника из стрелкового оружия;

Знать способы защиты от оружия массового поражения и высокоточного оружия противника;

Умело использовать местность, средства индивидуальной защиты и защитные свойства боевых машин;

Преодолевать заграждения, препятствия и зоны заражения; устанавливать и обезвреживать противотанковые и противопехотные мины; проводить специальную обработку;

Не оставлять без разрешения командира своего места в бою;

При ранении или поражении радиоактивными, отравляющими веществами, биологическими средствами, а также зажигательным оружием принимать необходимые меры само- и взаимопомощи и продолжать выполнение полученной задачи;

Уметь готовить вооружение и боеприпасы к боевому применению, быстро снаряжать патронами обоймы, магазины, ленты;

Следить за расходом боеприпасов и заправкой боевой машины горючим, своевременно докладывать своему командиру об израсходывании 0,5 и 0,75 запаса ракет (боеприпасов) и заправки горючего;

При повреждении боевой машины принимать меры по ее восстановлению.

Каждый сержант и солдат обязаны защищать командира в бою, в случае его ранения или гибели смело брать командование подразделением на себя.

Второй учебный вопрос : Предназначение и боевые задачи мотострелкового отделения. Огневые средства отделения. Походный и боевой порядки отделения.

Излагая учебный материал, слежу за дисциплиной студентов на занятии и контролирую их работу, убеждаясь успевают ли они производить записи в своих тетрадях.

Мотострелковые отделения предназ­начены для решения основных задач:

В оборо­не - для уничтожения противника огнем при его переходе в атаку, ее отражения, прочного удержания занимаемых позиций и объектов;

В наступлении - для уничтожения живой силы и боевой техники противника и захвата указан­ных объектов.

Боевой порядок мотострелкового отделения может строиться на основе боевых групп: ма­невренной и огневой . Состав боевых групп определяет командир отделения. Кроме того, в боевой порядок отделения может входить бое­вая машина.

Маневренная группа предназначена для выполнения задач по уничтожению про­тивника, прочному удержанию занимаемых по­зиций и объектов, захвату его объектов, воору­жения и техники. В состав маневренной груп­пы, как правило, назначаются старший стрелок и один-два стрелка.

Огневая группа предназначена для под­держки огнем действий маневренной группы и выполнения вместе с ней задач по уничтоже­нию противника, прочному удержанию зани­маемых позиций и объектов и захвату его объ­ектов, вооружения и техники. В состав огневой группы, как правило, входят командир отделе­ния, гранатометчик, стрелок-помощник гра­натометчика и пулеметчик. В зависимости от поставленной задачи и условий обстановки состав боевых групп может быть иным.

Боевая машина предназначена для под­держки огнем действий боевых групп, уничто­жения бронированных, небронированных объ­ектов и живой силы противника, а также для перевозки личного состава отделения.

Мотострелковое отделение может действовать в пешем порядке (зимой - на лы­жах), на боевых машинах пехоты (бронетранс­портерах, автомобилях и десантом на танках.

При выполнении боевых задач отде­ление ведет огонь из вооружения бое­вых машин пехоты (бронетранспортеров), из автоматов, пулеметов, снайперских винтовок, гранатометов, применяет ручные гранаты, а в рукопашном бою - удары шты­ком, прикладом и пехотной лопатой.

Огнем вооружения боевых машин пехоты уничтожаются танки, другие брониро­ванные машины, огневые средства и живая си­ла противника, разрушаются его фортификаци­онные сооружения, поражаются низколетящие самолеты, вертолеты и другие воздушные цели. Огнем вооружения бронетранспортеров (МТЛБ) унич­тожаются живая сила, огневые средства и дру­гие цели.

Автоматы и пулеметы применяются для унич­тожения живой силы и огневых средств против­ника. Кроме того, они могут применяться для поражения низколетящих воздушных целей.

Снайперская винтовка применяется для уничтожения важных одиночных целей (офи­церов, наблюдателей, снайперов, расчетов ог­невых средств, низколетящих вертолетов) про­тивника.

Противотанковые ракетные комплексы, противотанковые гранатометы и реактивные противотанковые гранаты применяются для уничто­жения танков и других бронированных машин, а другие гранатометы и ручные гранаты - для поражения живой силы и огневых средств про­тивника, расположенных вне укрытий, в откры­тых окопах, траншеях и за укрытиями (в лощи­нах, оврагах и на обратных скатах высот).

Огневая позиция (место для стрельбы) дол­жна быть удобной, обеспечивать широкий об­зор и обстрел, укрывать огневое средство (стрелка) от наблюдения противника, исклю­чать наличие в секторе стрельбы мертвых про­странств и обеспечивать проведение маневра. После производства нескольких выстрелов (очередей) с одной огневой позиции (места для стрельбы) в целях воспрещения ведения про­тивником прицельного огня и его обмана про­изводится ее смена.

Запрещается выбирать и занимать огневую по­зицию (место для стрельбы) на гребнях высот (пригорков, холмов), перед местными предмета­ми, на фоне которых будет отчетливо виден силу­эт стреляющего.

Третий учебный вопрос: Управление одиночными военнослужащими в бою. Способы управления военнослужащими в бою. Команды, сигналы и действия по ним.

Объявляю учебный вопрос и порядок его отработки. Голосом довожу до студентов изучаемый материал вопроса, демонстрируя слайды, раскрывающие основные положения рассматриваемого материала. Обучаемые внимательно слушают и по ходу изложения материала делают записи в свои рабочие тетради.

Излагая учебный материал, слежу за дисциплиной студентов на занятии и контролирую их работу, убеждаясь успевают ли они производить записи в своих тетрадях.

По окончании изложения учебного вопроса определяю степень усвоения обучаемыми учебного материала методом краткого устного опроса 2-3 студентов.

Управление подразделениями (личным составом) заключается в целенаправленной де­ятельности командира по поддержанию их в постоянной боевой готовности, подготовке подразделений (личного состава, вооружения и военной техники) к бою (выполнению полу­ченной задачи) и руководству ими при выпол­нении задач.

Управление должно быть устойчивым, непре­рывным, оперативным и скрытым, обеспечивать постоянную боевую готовность подразделений, эффективное использование их боевых воз­можностей и успешное выполнение поставленных задач в установленные сроки и в любых условиях обстановки.

Устойчивость управления достигается: прави­льным уяснением задачи, поставленной стар­шим начальником; настойчивым проведением в жизнь принятых решений; умелой организа­цией работы на средствах связи; поддержанием устойчивой связи со старшим начальником, с подчиненными и взаимодействующими под­разделениями.

Непрерывность управления достигается: по­стоянным знанием и всесторонней оценкой складывающейся обстановки; своевременным принятием решений и четкой постановкой за­дач подчиненным; умелым использованием средств связи; восстановлением нарушенного управления в кратчайшие сроки.

Оперативность управления достигается: бы­стрым реагированием на изменение обстанов­ки; своевременным влиянием на действия под­разделений в интересах выполнения постав­ленных задач.

Скрытность управления достигается: скрыт­ным размещением и перемещением коман­дно-наблюдательного пункта (командира в бо­евом порядке); строгим соблюдением правил и порядка использования средств связи, установ­ленных режимов их работы и мер радиомаски­ровки; воспитанием личного состава в духе вы­сокой бдительности.

Управление подразделениями (огневыми сред­ствами, личным составом) организуется и осуще­ствляется на основе решения командира.

Командир отделения управляет личным составом, экипажа­ми по радио, командами, подаваемыми голо­сом, сигнальными средствами, и личным при­мером. Внутри боевой машины командир управляет действиями подчиненных команда­ми, подаваемыми по переговорному устройст­ву, голосом или установленными сигналами.

В наступлении при действиях мотострелко­вого взвода в пешем порядке командир отделения располагается в месте, обеспечива­ющем эффективное управление подразделени­ями (подчиненными) и огнем.

Для управления подразделениями и огнем старший начальник устанавливает единые сиг­налы управления.

При работе на радиостанциях строго со­блюдаются правила ведения переговоров. В бою все команды передаются по радио с использова­нием маскиратора речи или открытым текстом. При передаче команд открытым текстом командиры отделений (танков) вызываются позывными, пункты местности указываются от ориентиров и условными наименованиями, а

исполнительные команды - установленными сигналами. При создании противником радиопо­мех радиостанции по команде командира роты (взвода) перестраиваются на запасные частоты.

Для передачи заранее установленных сигна­лов применяются сигнальные средства: сигна­льные ракеты, флажки, электрические фонари, прожекторы боевых машин, трассирующие пу­ли (снаряды) и различные звуковые средства (электро- и пневмосигналы, свистки и другие). Сигналы могут подаваться с помощью оружия, головного убора и руками.

Подразделения должны выполнять сигналы только своего непосредственного командира и циркулярные сигналы оповещения. Они пода­ются до получения ответа (отзыва) или начала исполнения команды (сигнала).

При управлении подразделениями (подчинен­ными) сигналами необходимо помнить, что сиг­нальные средства демаскируют местонахождение командира.

Оповещение личного состава о воздушном противнике, непосредственной угрозе и начале применения противником оружия массового поражения, а также о радиоактивном, химиче­ском и биологическом заражении осуществля­ется едиными и постоянно действующими сиг­налами.

Управление огнем является важнейшей обязанностью командира отделения. Оно включает: разведку наземных и воздушных целей, оценку их важности и опре­деление очередности поражения; выбор вида оружия и боеприпасов, вида и способа ведения огня (стрельбы);целеуказание, подачу команд на открытие огня или постановку огневых задач; наблюдение за результатами огня и его корректирование; контроль за расходом боеприпасов.

Для управления огнем старший начальник назначает единые ориентиры и сигналы, заменять их запрещается. При необходимости командир взвода может назначить дополнительного свои ориентиры из расчета не более пяти на направлении действий отделений, границах полосы и дополнительного сектора обстрела). При докладах старшему начальнику и поддержании взаимодействия используются только указанные им ориентиры.

В качестве ориентиров выбираются хорошо видимые местные предметы. При использовании ночных прицелов в качестве ориентиров выбираются местные предметы с большой отражающей способностью в пределах дальности действия прицелов. Ориентиры нумеруются справа налево и по рубежам от себя в сторону противника, а при организации обороны в укрепленном районе могут нумероваться от себя по спирали по ходу часовой стрелки. Один из них назначается основным. Кроме ориентиров для управления огнем могут использоваться хорошо видимые местные предметы.

Разведка наземных и воздушных целей должна обеспечить обнаружение противника перед фронтом и на флангах отделения, танка, огневого средства), а при выполнении задач самостоятельно - в круговом секторе. Разведка целей ведется всем личным составом взвода (отделения, танка, расчета) в назначенных секторах.

Оценка важности целей заключается в определении объектов противника, способных оказать наибольшее влияние на ход выполне­ния боевой задачи подразделением. Очеред­ность их поражения определяет командир под­разделения, исходя из оценки важности целей. В первую очередь уничтожаются противотан­ковые средства, расчеты пулеметов и миноме­тов, снайперы, артиллерийские корректиров­щики, авиационные наводчики, машины управления и командиры подразделений про­тивника. Выбор средств поражения должен обеспечить уничтожение разведанных целей.

При постановке (уточнении) огневых за­дач командиры указывают: кому (какому под­разделению), где (целеуказание), что (наимено­вание цели) и огневую задачу (уничтожение, подавление, разрушение или другое).

Целеуказание может осуществляться от ори­ентиров (местных предметов) и от направления движения (атаки), по азимутальному указате­лю, трассирующими пулями и снарядами, от разрывов снарядов, сигнальными средствами, а также наведением приборов и оружия в цель.

Корректирование огня осуществляется от местоположения цели, ориентиров (местных предметов) и разрывов снарядов с указанием величины отклонения по дальности и направ­лению.

Вызов и корректирование огня поддер­живающей артиллерии осуществляются, как правило, через артиллерийских командиров (корректировщиков), а при их отсутствии - лично командиром взвода. При вызове огня командир взвода указывает: характер и место­положение (номер) цели; задачу стрельбы (по­давить, уничтожить, разрушить, осветить, за­дымить); сроки выполнения огневой задачи, а при корректировании огня - характер и место­положение (номер) цели; величину отклонения по дальности и направлению.

Целеуказание экипажам вертолетов (самоле­тов) осуществляется обычно по распоряжению старшего командира обозначением места цели огнем стрелкового оружия, вооружения боевых машин, трассирующими пулями (снарядами), а также сигнальными ракетами. Задача на обозна­чение места цели ставится так же, как и огневая задача с указанием времени открытия огня.

При поддержке боя взвода (отделения, танка) огнем артиллерии, ударами авиации или других средств поражения командир обязан указать ру­беж безопасного удаления от разрывов своих сна­рядов (ракет, мин).

ТАБЛИЦА СИГНАЛОВ, ПОДАВАЕМЫХ ФЛАЖКАМИ, РУКОЙ

И ФОНАРЕМ

н/п Сигнал Условные знаки
рукой флажками фонарем
Внимание(внимание, делай, что я; отзыв) Поднять правую руку вверх и держать до отзыва (до повторения сигнала «Внимание») Поднять правой рукой вверх желтый флажок и держать до отзыва (до повторения сигнала «Внимание») Фонарем с белым светом – серия точек
Сбор командиро(начальников) Поднять правую руку вверх и кружить ею над головой, после чего руку резко отпустить То же, с красным и желтым флажками в правой руке Фонарем с белым светом размахивать над головой вправо и влево, описывая полукруг
К машинам Поднять обе руки вверх и держать до исполнения Фонарем с белым светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча
По местам Поднять обе руки вверх и резко опустить вниз через стороны То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с белым светом размахивать по вертикали вверх и вниз
Заводи Правой рукой вращать впереди себя То же, имея в правой руке желтый флажок Фонарем с белым светом вращать впереди себя
Глуши двигатель Размахивать перед собой обеими опущенными руками То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с красным светом, опущенным вниз, размахивать перед собой, описывая полукруг
Марш (вперед, продолжать движение в прежнем или новом направлении, путь свободен) Поднять правую руку вверх, повернуться в сторону движения и опустить руку в направлении движения на уровне плеча Фонарем с зеленым светом размахивать по вертикали вверх и вниз
Увеличить дистанцию Поднять левую руку вверх, а правую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать ею вниз и вверх до уровня плеча То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом размахивать в вертикальной плоскости, описывая восьмерку
Стой (стоп) Поднять левую руку вверх и быстро опустить вниз перед собой, повторяя до исполнения То же, с красным флажком в левой руке Фонарем с красным светом размахивать по вертикали вверх и вниз
Уменьшить дистанцию Поднять правую руку вверх, а левую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать ею вниз и вверх до уровня плеча То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с красным светом размахивать в вертикальной плоскости, описывая восьмерку
В линию машин Вытянуть обе руки горизонтально в стороны и держать до отзыва То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча
В линию колонн В линию взводных колонн:Поднять обе руки вверх и размахивать ими накрест над головой В линию ротных колонн:Поднять обе руки вверх, сложить их накрест над головой и держать неподвижно То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом размахивать над головой вправо и влево, описывая полукруг Фонарем с зеленым светом размахивать над головой вправо, описывая полукруг. Возвращение фонаря в первоначальное положение производить при полупотушенном или скрытом от принимающего свете
В колонну Поднять правую руку вверх и опустить ее, держа предплечье вертикально (повторять до отзыва) То же, с желтым флажком в правой руке Фонарь с зеленым светом вначале держать неподвижно, а затем сигнал «Марш» повторять до отзыва
Все кругом Вытянуть левую руку горизонтально в сторону, а правую поднять вверх и кружить над головой То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом вращать впереди себя
Все направо (налево) Вытянуть левую руку горизонтально в сторону, а правую руку поднять вверх, повернуться в сторону поворота и размахивать правой рукой вверх и вниз до уровня плеча (повторять до отзыва) То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом размахивать по вертикали сверху вниз и в сторону поворота
Авария(вынужденная остановка) Вытянуть правую руку горизонтально в сторону, а левую поднять вверх и размахивать ею над головой вправо и влево То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок. После подачи сигнала красный флажок устанавливается на машине под углом 45 градусов Фонарем с красным светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча

Примечание: Сигнальный флажок состоит из прямоугольного по-

лотнища размером 32 х 22 см, прикрепленного к древку длиной 40 см. Вместо флажка желтого цвета может применяться флажок белого цвета.

Заключительная часть.

Напоминаю тему, учебные цели занятия и в какой степени они достигнуты. Указываю на наиболее характерные недостатки, выявленные в ходе контроля за работой студентов, и ставлю задачу по их устранению. Довожу задание на самостоятельную подготовку. После этого отвечаю на возникшие у студентов вопросы.

РАЗРАБОТАЛ: НАЧАЛЬНИК ЦИКЛА-

СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

генерал-майор запаса В.ГЛИНИН

Основы управления в бою

Управление подразделениями (личным составом) заключается в целенаправленной деятельности командира по поддержанию их в постоянной боевой готовности, подготовке подразделений (личного состава, вооружения и военной техники) к бою (выполнению полученной задачи) и руководству ими при выполнении задач.

Управление должно быть устойчивым, непрерывным, оперативным и скрытым, обеспечивать постоянную боевую готовность подразделений, эффективное использование их боевых возможностей и успешное выполнение поставленных задач в установленные сроки и в любых условиях обстановки.

Устойчивость управления достигается: правильным уяснением задачи, поставленной старшим начальником; настойчивым проведением в жизнь принятых решений; умелой организацией работы на средствах связи; поддержанием устойчивой связи со старшим начальником, с подчиненными и взаимодействующими подразделениями.

Непрерывность управления достигается: постоянным знанием и всесторонней оценкой складывающейся обстановки; своевременным принятием решений и четкой постановкой задач подчиненным; умелым использованием средств связи; восстановлением нарушенного управления в кратчайшие сроки.

Оперативность управления достигается: быстрым реагированием на изменение обстановки; своевременным влиянием на действия подразделений в интересах выполнения поставленных задач.

Скрытность управления достигается: скрытным размещением и перемещением командно-наблюдательного пункта (командира в боевом порядке); строгим соблюдением правил и порядка использования средств связи, установленных режимов их работы и мер радиомаскировки; воспитанием личного состава в духе высокой бдительности.

Управление подразделениями (огневыми средствами, личным составом) организуется и осуществляется на основе решения командира.

Сигналы управления, применяемые при подготовке и в ходе боя, порядок их подачи различными способами



Командир взвода (отделения) управляет подразделениями (личным составом, экипажами) по радио, командами, подаваемыми голосом, сигнальными средствами, и личным примером. Внутри боевой машины командир управляет действиями подчиненных командами, подаваемыми по переговорному устройству, голосом или установленными сигналами.

В обороне в мотострелковом (гранатометном, противотанковом) взводе создается командно-наблюдательный пункт, который развертывается в боевом порядке подразделения так, чтобы обеспечить его защиту от огня стрелкового оружия и минометов, наилучшее наблюдение за противником, действиями своих подчиненных, соседей и местностью, а также непрерывное управление взводом.

В наступлении при действиях мотострелкового взвода в пешем порядке командир взвода (отделения) располагается в месте, обеспечивающем эффективное управление подразделениями (подчиненными) и огнем.

Для управления подразделениями и огнем старший начальник устанавливает единые сигналы управления.

Порядок передачи сигналов, команд и постановки задач по радио

При работе на радиостанциях строго соблюдаются правила ведения переговоров. В бою все команды передаются по радио с использованием маскиратора речи или открытым текстом. При передаче команд открытым текстом командиры отделений (танков) вызываются позывными, пункты местности указываются от ориентиров и условными наименованиями, а исполнительные команды - установленными сигналами. При создании противником радиопомех радиостанции по команде командира роты (взвода) перестраиваются на запасные частоты.

Передача сигналов, команд и постановка задач по радио осуществляются в следующем порядке:

Позывной вызываемой радиостанции - два раза (при хорошем качестве связи - один раз);

Сигнал (команда) - два раза (задача, а при хорошем качестве связи и команда - один раз);

Слово «я» и позывной своей радиостанции - один раз;

Слово «прием» - один раз.

Сигналы и команды передаются без предварительного вызова корреспондента и получения согласия на прием.

Сигналы и общие команды передаются, как правило, для всех корреспондентов радиосети с использованием циркулярного позывного.

В остальных случаях используются линейные или индивидуальные позывные. При хорошем качестве связи разрешается работа сокращенными позывными или без позывных.

При циркулярной передаче команда повторяется два раза. Перед этим корреспондент главной радиостанции обязан убедиться в том, что радиостанции сети не работают между собой.

На принятый сигнал (команду) немедленно дается обратная проверка (квитанция) путем точного повторения каждого сигнала (команды) или подтверждением получения команды передачей слова «понял». Квитанцией на принятый сигнал (команду) является также передача сигнала (команды) подчиненным, работающим врадиосети старшего начальника.

Обратная проверка (квитанция) на принятый сигнал (команду), передаваемый циркулярно, дается по требованию главной радиостанции.

Пример циркулярной передачи сигнала «Каскад-389» : «Альфа-45, Альфа-45, я Сокол-15, Каскад-389, Каскад-389, я Сокол-15, прием».

Пример передачи команды одному корреспонденту и выдачи от него квитанции на ее прием: «Ястреб-10, я Сокол-15, увеличить скорость движения, я Сокол-15, прием». - «Сокол-15, я Ястреб-10, понял, увеличить скорость движения, я Ястреб-10, прием», или «Сокол-15, я Ястреб-10, понял, я Ястреб-10, прием», или «Понял, я Ястреб-10, прием».

Пример работы между двумя корреспондентами сокращенными позывными: «10-й, я 15-й, уменьшить интервалы, я 15-й, прием». - «15-й, я 10-й, понял, я 10-й, прием» или «Понял, я 10-й, прием».

Пример работы между двумя корреспондентами без позывных: «Разрешите выполнять задачу, прием». - «Разрешаю, прием».

Пример постановки задачи одному корреспонденту и выдачи от него квитанции на ее прием: «Ястреб-10, я Сокол-15, прием». - «Я Ястреб-10, прием». - «10-й, я 15-й, атаковать с рубежа..., уничтожить противника в …, овладеть …, продолжать наступление в направлении …, артиллерия подавляет..., «Ворон-20» наступает в направлении..., готовность..., я 15-й, прием». - «Понял, я 10-й, прием» (местные пункты, рубежи, направления, районы указываются по ориентирам, колированной карте или по закодированным наименованиям местных предметов, соседи - по их позывным, время - по таблице сигналов).

Порядок передачи сигналов, команд и постановки задач сигнальными средствами

Для передачи заранее установленных сигналов применяются сигнальные средства: сигнальные ракеты, флажки, электрические фонари, прожекторы боевых машин, трассирующие пули (снаряды) и различные звуковые средства (электро- и пневмосигналы, свистки и другие). Сигналы могут подаваться с помощью оружия, головного убора и руками.

Подразделения должны выполнять сигналы только своего непосредственного командира и циркулярные сигналы оповещения. Они подаются до получения ответа (отзыва) или начала исполнения команды (сигнала).

Таблица сигналов для управления строем (из СУ ВС РФ)

№ п/п Сигнал Условные обозначения
рукой флажками фонарем
Внимание(внимание, делай, что я; отзыв) Поднять правую руку вверх и держать до отзыва (до повторения сигнала «Внимание») Поднять правой рукой вверх желтый флажок и держать до отзыва (до повторения сигнала «Внимание») Фонарем с белым светом - серия точек
Сбор командиров(начальников) Поднять правую руку вверх и кружить ею над головой, после чего руку резко опустить То же, с красным и желтым флажками в правой руке Фонарем с белым светом размахивать над головой вправо и влево, описывая полукруги
К машинам Поднять обе руки вверх и держать до исполнения Фонарем с белым светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча
По местам Поднять обе руки вверх и резко опустить вниз через стороны То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с белым светом размахивать по вертикали вверх и вниз
Заводи Правой рукой вращать впереди себя То же, имея в правой руке желтый флажок Фонарем с белым светом вращать впереди себя
Глуши двигатель Размахивать перед собой обеми опущенными руками То же, имея в правой - руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с красным светом, опущенным вниз, размахивать перед собой, описывая полукруг
Марш(вперед, продолжать движение в прежнем или новом направлении, путь свободен) Поднять правую руку вверх, повернуться в сторону движения и опустить руку в направлении движения на уровне плеча Фонарем с зеленым светом размахивать по вертикали вверх и вниз
Увеличить дистанцию Поднять левую руку вверх, а правую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать ею вниз и вверх до уровня плеча То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом размахивать в вертикальной плоскости, описывая восьмерку
Уменьшить дистанцию Поднять правую руку вверх, а левую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать ею вниз и вверх до уровня плеча То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с красным светом размахивать в вертикальной плоскости, описывая восьмерку
Стой(стоп) Поднять левую руку в вверх и быстро спустить вниз перед собой, повторяя до исполнения То же, с красным флажком в левой руке Фонарем с красным светом размахивать по вертикали вверх и вниз
В линию машин Вытянуть обе руки горизонтально в сторону и держать до отзыва То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча
В линию колонн В линию взводных колонн: поднять обе руки вверх и размахивать ими накрест над головой То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом размахивать над головой вправо и влево, описывая полукруг
В линию ротных колонн: поднять обе руки вверх, сложить их накрест над головой и держать неподвижно То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом размахивать над головой вправо, описывая полукруг. Возвращение фонаря в первоначальное положение производить при полупотушенном или скрытом от принимающего свете
В колонну Поднять правую руку вверх и опустить ее, держа предплечье вертикально (повторять до отзыва) То же, с желтым флажком в правой руке Фонарь с зеленым светом вначале держать неподвижно, а затем сигнал «Марш» повторять до отзыва
Все кругом Вытянуть левую руку горизонтально в сторону, а правую поднять вверх и кружить над головой То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом вращать впереди себя
Все направо(налево) Вытянуть левую руку горизонтально в сторону, а правую руку поднять вверх, повернуться в сторону поворота и размахивать правой рукой вверх и вниз до уровня плеча (повторять до отзыва) То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом размахивать по вертикали сверху вниз и в сторону поворота
Авария(вынужденная остановка) Вытянуть правую руку горизонтально в сторону, а левую поднять вверх и размахивать ею над головой вправо и влево То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок. После подачи сигнала красный флажок устанавливается на машине под углом 45° Фонарем с красным светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча

Примечания: 1.В таблице сигналов обозначены.

На вопрос Все команды, подаваемые командиром взвода в бою и в чём их смысл? Вопрос по ОБЖ заданный автором Артём Шомысов лучший ответ это Во взводе все команды в бою передаются по радио открытым текстом. При передаче команд подразделения вызываются по позывным.
От умения командира взвода даже в трудных условиях боя четко и уверенно подать команду во многом зависит успех ведения боя.
При управлении одиночными военнослужащими, действующими в пешем порядке, в команде обычно указываются звание и фамилия, какое действие произвести, исполнительная часть команды. Например: «Рядовой Петров - к бою». «Рядовому Иванову перебежать к отдельному дереву - вперед». «Ефрейтору Сидорову переползти к. отдельному кусту - вперед» .
Взвод, действующий в пешем порядке без боевых машин, из походного порядка в предбоевой развертывается по команде,(сигналу). Например:
«Взвод, в направлении такого-то предмета (на такой-то рубеж) , в линию отделений - марш» .
Для отражения противника огнем с места командир взвода подает команду «Взвод - стой» , по которой личный состав залегает, применяясь к местности, и изготавливается для ведения огня. Для возобновления движения командир взвода подает команду «Взвод - вперед» , и добавляет (если нужно) - «бегом» .
Взвод из линии отделений или из цепи в колонну перестраивается по команде, например: «Взвод в направлении сарая, в колонну по одному (по два, по три) , направляющее - первое отделение - марш» или «Взвод за мной, в колонну по одному (по два, по три) - марш». Отделения на ходу в порядке номеров занимают места в колонне взвода и продолжают движение в указанном направлении.
Последовательность подачи команды на открытие огня командиром взвода (отделения) может быть следующей:
1. Кому открыть огонь. Например: «Второму отделению» , «Расчету пулемета» , «Гранатометчику» .
2. Целеуказание. Например: «Ориентир 3, влево 40, пулемет в окопе» .
3. Установка прицела. Например: «Постоянный» , «Семь» , «Пять» .
4. Установка целика или величина выноса точки прицеливания в фигурах цели. Например: «Целик влево два» , «Влево две фигуры» .
5. Точка прицеливания. Например: «Под цель» , «В пояс» , «В голову» .
6. Длина очереди. Например: «Короткими» , «Длинными» , «Непрерывным» .
7. Момент открытия огня - указывается словом «огонь» .
Для ведения огня из боевой машины пехоты и танка команда подается в такой последовательности:
1. Каким снарядом (гранатой) вести огонь. Например: «Бронебойным» , «Осколочной» ; для открытия огня из пулемета в начале команды указывается: «Пулемет». По этим командам производится заряжание орудия спаренного пулемета.
2. Целеуказание.
3. Дальность до цели в метрах. Например: «1600», «800», «1200».
5. Момент открытия огня - указывается словом «огонь» .
В команде на открытие огня из автоматического гранатомета командир взвода указывает:
1. Кому вести огонь. Например: «Взводу» , «Первому отделению» .
2. Цель. Например: «По минометной батарее» , «По ПТУР» .
3. Прицел, угломер. Например: «Прицел 10-15, угломер 30-00», «Семь по сетке» .
4. Способ стрельбы. Например: «С ходу» , «С места» , с короткой остановки - «Короткая» .
5. Точка прицеливания (наводки) каждому отделению. Например: «Первому наводить в миномет у куста, второму - правее 0-50, третьему - левее
0-50»; «Наводить в угол траншеи» .
6. Способ стрельбы, темп стрельбы. Например: «С рассеиванием по фронту цели, темп максимальный» .
7. Количество выстрелов (расход боеприпасов). Например: «Расход - 15», «Расход - 10».
8. Длина очереди. Например: «Короткими» , «Длинными» .
9. Момент открытия огня - указывается словом «огонь» .
Командир это первый солдат во взводе. Он должен обучать личный состав, поддерживать дисциплину, контролировать и тактически грамотно примененять взвод.

Сигналы управления и оповещения, применяемые при подготовке и в ходе боя, порядок их подачи различными способами. Тренировка в выполнении сигналов и команд, подаваемых днем и ночью

Сигналы управления, применяемые при подготовке и в ходе боя, порядок их подачи различными способами

Командир взвода (отделения) управляет подразделениями (личным составом, экипажами) по радио, командами, подаваемыми голосом, сигнальными средствами, и личным примером. Внутри боевой машины командир управляет действиями подчиненных командами, подаваемыми по переговорному устройству, голосом или установленными сигналами.

В обороне в мотострелковом (гранатометном, противотанковом) взводе создается командно-наблюдательный пункт, который развертывается в боевом порядке подразделения так, чтобы обеспечить его защиту от огня стрелкового оружия и минометов, наилучшее наблюдение за противником, действиями своих подчиненных, соседей и местностью, а также непрерывное управление взводом.

В наступлении при действиях мотострелкового взвода в пешем порядке командир взвода (отделения) располагается в месте, обеспечивающем эффективное управление подразделениями (подчиненными) и огнем.

Для управления подразделениями и огнем старший начальник устанавливает единые сигналы управления.

Порядок передачи сигналов, команд и постановки задач по радио. Тренировка в выполнении сигналов и команд

При работе на радиостанциях строго соблюдаются правила ведения переговоров. В бою все команды передаются по радио с использованием маскиратора речи или открытым текстом. При передаче команд открытым текстом командиры отделений (танков) вызываются позывными, пункты местности указываются от ориентиров и условными наименованиями, а исполнительные команды - установленными сигналами. При создании противником радиопомех радиостанции по команде командира роты (взвода) перестраиваются на запасные частоты.

Передача сигналов, команд и постановка задач по радио осуществляются в следующем порядке:

Позывной вызываемой радиостанции - два раза (при хорошем качестве связи - один раз);

Сигнал (команда) - два раза (задача, а при хорошем качестве связи и команда - один раз);

Слово «я» и позывной своей радиостанции - один раз;

Слово «прием» - один раз.

Сигналы и команды передаются без предварительного вызова корреспондента и получения согласия на прием.

Сигналы и общие команды передаются , как правило, для всех корреспондентов радиосети с использованием циркулярного позывного.

В остальных случаях используются линейные или индивидуальные позывные. При хорошем качестве связи разрешается работа сокращенными позывными или без позывных.

При циркулярной передаче команда повторяется два раза. Перед этим корреспондент главной радиостанции обязан убедиться в том, что радиостанции сети не работают между собой.

На принятый сигнал (команду) немедленно дается обратная проверка (квитанция) путем точного повторения каждого сигнала (команды) или подтверждением получения команды передачей слова «понял». Квитанцией на принятый сигнал (команду) является также передача сигнала (команды) подчиненным, работающим в радиосети старшего начальника.

Обратная проверка (квитанция) на принятый сигнал (команду), передаваемый циркулярно, дается по требованию главной радиостанции.

Пример циркулярной передачи сигнала «Каскад-389» : «Альфа-45, Альфа-45, я Сокол-15, Каскад-389, Каскад-389, я Сокол-15, прием».

Пример передачи команды одному корреспонденту и выдачи от него квитанции на ее прием : «Ястреб-10, я Сокол-15, увеличить скорость движения, я Сокол-15, прием». - «Сокол-15, я Ястреб-10, понял, увеличить скорость движения, я Ястреб-10, прием», или «Сокол-15, я Ястреб-10, понял, я Ястреб-10, прием», или «Понял, я Ястреб-10, прием».

Пример работы между двумя корреспондентами сокращенными позывными : «10-й, я 15-й, уменьшить интервалы, я 15-й, прием». - «15-й, я 10-й, понял, я 10-й, прием» или «Понял, я 10-й, прием».

Пример работы между двумя корреспондентами без позывных: «Разрешите выполнять задачу, прием». - «Разрешаю, прием».

Пример постановки задачи одному корреспонденту и выдачи от него квитанции на ее прием: «Ястреб-10, я Сокол-15, прием». - «Я Ястреб-10, прием». - «10-й, я 15-й, атаковать с рубежа..., уничтожить противника в …, овладеть …, продолжать наступление в направлении …, артиллерия подавляет..., «Ворон-20» наступает в направлении..., готовность..., я 15-й, прием». - «Понял, я 10-й, прием» (местные пункты, рубежи, направления, районы указываются по ориентирам, колированной карте или по закодированным наименованиям местных предметов, соседи - по их позывным, время - по таблице сигналов).

Порядок передачи сигналов, команд и постановки задач сигнальными средствами. Тренировка в выполнении сигналов и команд, подаваемых днем и ночью

Для передачи заранее установленных сигналов применяются сигнальные средства: сигнальные ракеты, флажки, электрические фонари, прожекторы боевых машин, трассирующие пули (снаряды) и различные звуковые средства (электро- и пневмосигналы, свистки и другие). Сигналы могут подаваться с помощью оружия, головного убора и руками.

Подразделения должны выполнять сигналы только своего непосредственного командира и циркулярные сигналы оповещения. Они подаются до получения ответа (отзыва) или начала исполнения команды (сигнала).

Таблица сигналов для управления строем (из СУ ВС РФ)

Внимание (внимание, делай, что я; отзыв)

Поднять правую руку вверх и держать до отзыва (до повторения сигнала «Внимание»)

Поднять правой рукой вверх желтый флажок и держать до отзыва (до повторения сигнала «Внимание»)

Фонарем с белым светом - серия точек

Сбор командиров (начальников)

Поднять правую руку вверх и кружить ею над головой, после чего руку резко опустить

То же, с красным и желтым флажками в правой руке

Фонарем с белым светом размахивать над головой вправо и влево, описывая полукруги

К машинам

Поднять обе руки вверх и держать до исполнения

Фонарем с белым светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча

По местам

Поднять обе руки вверх и резко опустить вниз через стороны

То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок

Фонарем с белым светом размахивать по вертикали вверх и вниз

Заводи

Правой рукой вращать впереди себя

То же, имея в правой руке желтый флажок

Фонарем с белым светом вращать впереди себя

Глуши двигатель

Размахивать перед собой обеми опущенными руками

То же, имея в правой - руке желтый, а в левой красный флажок

Фонарем с красным светом, опущенным вниз, размахивать перед собой, описывая полукруг

Марш (вперед, продолжать движение в прежнем или новом направлении, путь свободен)

Поднять правую руку вверх, повернуться в сторону движения и опустить руку в направлении движения на уровне плеча

Фонарем с зеленым светом размахивать по вертикали вверх и вниз

Увеличить дистанцию

Поднять левую руку вверх, а правую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать ею вниз и вверх до уровня плеча

То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок

Фонарем с зеленым светом размахивать в вертикальной плоскости, описывая восьмерку

Уменьшить дистанцию

Поднять правую руку вверх, а левую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать ею вниз и вверх до уровня плеча

То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок

Фонарем с красным светом размахивать в вертикальной плоскости, описывая восьмерку

Стой (стоп)

Поднять левую руку в вверх и быстро спустить вниз перед собой, повторяя до исполнения

То же, с красным флажком в левой руке

Фонарем с красным светом размахивать по вертикали вверх и вниз

В линию машин

Вытянуть обе руки горизонтально в сторону и держать до отзыва

То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок

Фонарем с зеленым светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча

В линию колонн

В линию взводных колонн: поднять обе руки вверх и размахивать ими накрест над головой

То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок

Фонарем с зеленым светом размахивать над головой вправо и влево, описывая полукруг

В линию ротных колонн: поднять обе руки вверх, сложить их накрест над головой и держать неподвижно

То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок

Фонарем с зеленым светом размахивать над головой вправо, описывая полукруг. Возвращение фонаря в первоначальное положение производить при полупотушенном или скрытом от принимающего свете

В колонну

Поднять правую руку вверх и опустить ее, держа предплечье вертикально (повторять до отзыва)

То же, с желтым флажком в правой руке

Фонарь с зеленым светом вначале держать неподвижно, а затем сигнал «Марш» повторять до отзыва

Все кругом

Вытянуть левую руку горизонтально в сторону, а правую поднять вверх и кружить над головой

То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок

Фонарем с зеленым светом вращать впереди себя

Все направо (налево)

Вытянуть левую руку горизонтально в сторону, а правую руку поднять вверх, повернуться в сторону поворота и размахивать правой рукой вверх и вниз до уровня плеча (повторять до отзыва)

То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок

Фонарем с зеленым светом размахивать по вертикали сверху вниз и в сторону поворота

Авария (вынужденная остановка)

Вытянуть правую руку горизонтально в сторону, а левую поднять вверх и размахивать ею над головой вправо и влево

То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок. После подачи сигнала красный флажок устанавливается на машине под углом 45°

Фонарем с красным светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча

Примечания: 1.В таблице сигналов обозначены:

При управлении подразделениями (подчиненными) сигналами необходимо помнить, что сигнальные средства демаскируют местонахождение командира

Думай, прежде чем сказать;

Выстраивай сообщение в логическом порядке;

Говори громко и четко;

Отдавай приказание по частям и делай паузы для его передачи.

Передача команд световыми сигналами . Для указания позиций противника могут использоваться как малогабаритные стреляющие приспособления, так и обычные сигнальные ракеты. Но при этом необходимо помнить, что это также выдает противнику положение командира, который для него является главной целью. Подавать сигнал должен назначенный солдат. Указанные сигналы могут использоваться для подачи команды на прекращение огня.

Передача команд свистком. Это наиболее важное средство для подачи и выполнения команд. Свисток используется для подачи сигнала о следовании команды, о начале ее выполнения или о прекращении предыдущего действия и выполнения новой команды, а также для привлечения к себе внимания подчиненных. Свисток и голос являются наиболее важными способами управления и единственными, которые эффективны в бою.

Порядок подачи команд свистком :

Командир дает свисток - привлекает к себе внимание подчиненных; личный состав ожидает очередной команды и продолжает ведение огня;

Командир подает команду в сочетании с жестом;

Военнослужащие передают полученную команду по цепочке;

Командир дает свисток для обозначения начала выполнения команды;

Например, перед свистком могут подаваться следующие команды:

Для движения вперед: «Взвод (отделение). В направлении отдельного дерева, по «двойкам», перебежками, ВПЕРЕД»;

Для отхода назад: «Подготовиться к отходу» Это команда, как и команда «Подготовиться к атаке» сопровождается словом «подготовиться». Это связано с тем, что каждый военнослужащий должен подготовить дымовую гранату, а затем бросить ее по свистку для создания дымовой завесы;

И другие.

Подача команд в бою должна сопровождаться подачей сигналов жестами. В отличие от уставных сигналов управления строем, единых сигналов управления жестами в бою нет, поэтому можно воспользоваться нижеперечисленными сигналами. Эти сигналы хороши тем, что они могут применяться для управления подразделением на большом расстоянии, при условии маскировки от наблюдения противником.

Порядок передачи сигналов, команд и постановки задач жестами. Тренировка в выполнении сигналов и команд, подаваемых днем и ночью

Сигналы жестами (вариант)

Сигнал (команда)

Порядок подачи жестом

1. Для развертывания группы в цепь

несколько раз развести обе руки в стороны

2. Для того чтобы медленно и бесшумно разойтись

медленно согнуть руки в локтях и медленно развести их в стороны вниз с разжиманием пальцев обеих рук

3. Для того чтобы подразделение быстро разбежалось

резко развести руки в стороны вниз

поднять согнутую в локте руку до подбородка и быстро опустить ее ладонью вниз

5. Внимание

поднять руку вверх на высоту головы

поднять руку вверх, сделать круговые движения над головой и энергично опустить ее вниз

7. Для передвижения вперед, назад, в стороны

поднять руку на высоту головы и опустить ее до высоты плеча, указывая желаемое направление

8. Вижу противника

вытянуть руку горизонтально в сторону и держать так до отказа

9. Вижу, слышу (отзыв)

поднять обе руки вверх на высоту головы и опустить их

10. Бесшумно подползти к противнику

левой рукой указать направление, а ладонью правой сделать несколько зигзагообразных движений

11. Оглушить противника и связать

обозначить удар левым кулаком по челюсти или по голове, правой рукой произвести 2-3 раза круговое движение вокруг левой

12. Условные знаки: уничтожить противника ножом, заглянуть в окно, окружить дом, пропустить противника, залезть на дерево и т.п.

показывать резкими выразительными движениями руки (или обеих рук). Такую тренировку проводить следующим методом: командир показывает действие жестом и спрашивает обучающихся, правильно ли они поняли жест. После усвоения знаков можно выполнять нужные действия.

13. При действиях ночью бесшумные построения, перестроения, движения производятся по заранее изученным сигнальным жестам, по прикосновениям руки к плечу, груди, спине, головному убору, а также по легким толчкам рукой о тело

Как вариант в каждом подразделении могут разрабатываться и использоваться свои сигналы жестами, которые можно позаимствовать, например, из следующей таблицы.


Построения

Обозначения




Оповещения

Методические особенности изучения языка жестов . Изучение жестов, т.е. сами жесты и что они означают, начинается с того, что командир показывает определенный набор жестов и объясняет назначение каждого из них. Затем предлагает для показа жестами фразу и показывает ее жестами в связке. Во время показа фразы жестами на первоначальном этапе обучения он дублирует ее значение вслух голосом.

К примеру, командир хотите продвинуться немного вперед и просите находящегося рядом стрелка прикрыть его. В слух фраза звучит так: Я - Двигаюсь Туда - Ты - Меня - Прикрой. Жестами: Я (указывается на себя) - Двигаюсь Туда (указывается направление) - Ты (указывается на него) - Меня (указывается на себя) - Прикрой (показываем жест прикрытия).

Каждый из этих жестов должен быть четко показан обучаемым, т.е. при указании направления своего движения нужно сделать несколько амплитудных махов предплечьем, и чтоб кисть ходила по направлению предполагаемого движения. Военнослужащий, которому предназначена эта фраза, должен это все прочитать. При этом необходимо жестикулировать таким образом, чтоб наблюдающие видели границу между «словами». Другими словами - надо «говорить» быстро, но четко, разделяя фразу на составные части. Если военнослужащий понял «сказанное» ему, то он подтверждает это знаком - «понял».

При общении необходимо учитывать расстояние от командира до подчиненного. Если они находится рядом друг с другом, то при подаче сигнала не стоит, например, высоко поднимать руку, чтоб дать команду. Это можно сделать и на уровне лица или даже груди.

Находясь, например, в здании или в лесу на условно среднем и дальнем расстояниях, перед подачей сигнала командир должен сначала обратить на себя внимание, и только после этого начинать командовать.

Варианты фраз для тренировки:

Я - Двигаюсь Туда - Ты - Меня - Прикрой;

Ты - Посмотри - Туда;

Ты - Ты - Двигайтесь - Туда;

Я - Ты - Ты - Двигаемся - Туда - Ты - Ты - Прикройте;

Там - Снайпер;

Внимание - Туда - Трое - Один - Два - Три - Вперёд;

Там - Два - Противника.

Сигналы оповещения, применяемые при подготовке и в ходе боя, порядок их подачи различными способами. Тренировка в выполнении сигналов, подаваемых днем и ночью

Оповещение личного состава о воздушном противнике, непосредственной угрозе и начале применения противником оружия массового поражения, а также о радиоактивном, химическом и биологическом заражении осуществляется едиными и постоянно действующими сигналами.

Действия личного состава:

Немедленно занимает убежище, окоп, траншею или любое имеющееся укрытие.

Действия личного состава:

На открытой местности, не прекращая выполнения поставленной задачи, немедленно надевает респираторы (противогазы) и средства защиты кожи;

В закрытых машинах, укрытиях и помещениях, необорудованных фильтровентиляцией - только респираторы (противогазы).

Районы радиоактивного заражения на машинах преодолеваются на максимальных скоростях и увеличенных дистанциях. Водители надевают респиратор (противогаз) при короткой остановке.

Действия личного состава:

На открытой местности, не прекращая выполнения поставленной задачи, немедленно надевает противогаз и средства защиты кожи;

В закрытых машинах, укрытиях и помещениях, необорудованных фильтровентиляцией - только противогазы. Водитель надевает противогаз на короткой остановке.

Сигналы оповещения должен знать весь личный состав подразделения. Командир заблаговременно определяет порядок действия подчиненных по сигналам оповещения и при их полутени подает соответствующие команды.

По сигналу оповещения о радиоактивном, химическом и бактериальном заражении, поданному во время совершения марша , движение не прекращается. Каждый водитель соблюдает свое место в колонне и установленные скорость и дистанцию. Стекла кабин, люки, жалюзи закрываются. Личный состав при нахождении в крытом автомобиле или бронетранспортере, водители по сигналу оповещения надевают противогазы (водители колесных машин надевают противогазы при короткой остановке, а водители гусеничных машин - в движении на пониженных скоростях). При нахождении на открытых машинах личный состав, кроме того, надевает защитные плащи.

В ходе, наступления по сигналу оповещения о радиоактивном, химическом и бактериальном заражении личный состав немедленно надевает противогазы и другие средства защиты и продолжает выполнять боевую задачу. Средства защиты кожи используются в зависимости от вида заражения, метеорологических условий и способа передвижения.

В обороне с получением сигнала о непосредственной угрозе применения противником ядерного оружия (при нанесении противником ядерного удара) весь личный состав занимает укрытия, а при применении противником химического оружия немедленно надевает средства индивидуальной зашиты (в танках, боевых машинах пехоты включаются системы коллективной зашиты).

Наблюдатели и дежурные расчеты по сигналу оповещения надевают противогазы и средства защиты кожи и, оставаясь на своих местах, продолжают выполнять боевую задачу.

Сигнал оповещения об окончании радиоактивного, химического бактериального заражения не устанавливается. Индивидуальные средства защиты снимаются по команде командира подразделения после того, как с помощью приборов будет установлено отсутствие опасности поражения личного состава. При преждевременном снятии средств защиты, особенно в случаях применения противником высокотоксичных ОВ, возможно поражение в результате десорбции (выделения в атмосферу) отравляющих веществ с обмундирования и снаряжения.