Тенденции инновационного развития экономики. Основные направления развития инновационного бизнеса в России на современном этапе

Одним из тех, кто первый заявил о необходимости перехода к инновационному пути развития, был Президент РФ Д. А. Медведев на заседании президиума Государственного совета “О развитии инновационной системы Российской Федерации”. По его словам “успех на этом направлении для нас имеет ключевое значение. По сути, это решающее условие для долгосрочного роста нашей экономики, но с ростом связан и ощутимый рост качества жизни наших людей ”.

И действительно, современный экономический рост характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализации основных факторов производства, присущих именно инновационной экономике. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства в развитых странах приходится от 70 до 80% прироста ВВП. Так же для современного экономического роста характерен переход к непрерывному инновационному процессу в практике управления. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее НИОКР) занимает все больший вес в инвестициях, превышая в наукоемких отраслях расходы на приобретения оборудования и строительство. Постоянно растет доля расходов на науку и социально-экономическое развитие в ВВП развитых стран. Интенсивность НИОКР и качество человеческого потенциала определяет сегодня возможности и уровень экономического развития. В глобальной экономической конкуренции выигрывают те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для научно-технического прогресса и развития инновационной экономики.

Но для развития инновационной экономики необходимо решить ряд задач. Во-первых, необходимо создание системной государственной политики, направленной на развитие наукоемкой отрасли, которая в течении уже полутора десятилетий, прошедших после перехода от директивного планирования к рыночной экономике фактически отсутствовало. Чтобы ее создать и правильно сориентировать, необходимо четкое понимание, с одной стороны закономерностей современного экономического роста, и с другой стороны, сравнительных национальных преимуществ, использование которых должно лечь в основу политики развития.

Во-вторых, необходимо резкое наращивание инвестиционной и инновационной активности. Для реальной модернизации экономики отечественные инвестиции в течение 15 лет должны расти на 18 % к предшествующему году. По оценкам С. Ю. Глазьева объем производственных инвестиций должен быть увеличен вдвое, а НИОКР впятеро. Сделать это надо в ближайшие время, поскольку вследствие износа производственных фондов, большая их часть может выбыть уже до конца текущего десятилетия.

После того, как перед Российской экономикой была поставлена задача перехода на инновационный путь развития, актуальной стала задача выбора приоритетных направлений инновационного развития. Среди таких направлений можно выделить: освоение современных информационных технологий; развитие биотехнологий, в особенности генной инженерии и других направлений приложения микробиологических исследований; развитие нанотехнологий; развитие лазерных технологий; обновление парка гражданской авиации, износ которого достиг критической величины; комплексное развитие ракетно-космической промышленности; обновление оборудования электростанций, износ которого приближается к критическим пределам, а также модернизация существующих и строительство новых атомных станций; развитие технологий переработки и использования природного газа; развитие комплекса технологий ядерного цикла, расширение сферы их потребления; развитие современных транспортных узлов, позволяющих существенно улучшить скорость и надежность комбинированных перевозок; развитие жилищного строительства и модернизация ЖКХ с использованием современных технологий; развитие информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптоволоконной связи; применение технологий регенерации тканей, в том числе с использованием стволовых клеток, в медицине; оздоровление окружающей среды на основе современных экологически чистых технологий.

Но, к сожалению, имеющиеся механизмы инвестиционной деятельности неспособны решить эту задачу, а сложившаяся в России модель инвестирования характеризуется маломощностью, неэффективностью и примитивностью. Ни фондовый рынок, ни банковская система не выполняют своих функций по аккумулированию сбережений и их трансформации в инвестиции. Главными инвесторами являются сами производственные предприятия, на долю которых приходится более 60% всего объёма инвестиций, а государство практически прекратило поддерживать инвестиционные проекты. Изменению данной ситуации может способствовать ряд мер, которые может принять государство для поддержки инновационной сферы. К их числу относятся:

  • · Смешанное и прямое бюджетное финансирование инновационных проектов
  • · Бюджетное кредитование инновационных проектов
  • · Практика налоговых льгот и стимулирование инновационных проектов
  • · Формирование государственной системы страхования инновационных рисков для малых и средних фирм
  • · Создание крупных федеральных программ инновационного характера, охватывающего весь комплекс мер, необходимых для стимуляции и развития инновационного бизнеса.

Так же одной из главных задач становится обучение высококвалифицированных специалистов. Ведь в условиях развития инновационной деятельности (в обществе с инновационной экономикой) совершенно меняется отношение к главной производительной силе общества - человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда. Роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике очень велика и постоянно будет расти. И потому современная концепция подготовки кадров должна содержать много нового, в центре внимания должно находиться становление, развитие и способность к самореализации творческой, креативной личности. Сегодня как никогда востребованы специалисты с постоянной нацеленностью на инициативу, на генерацию перспективных научно-технических нововведений, на изыскание путей и методов их практической реализации в инновациях, а также высококвалифицированные, высокоинтеллектуальные специалисты, системные менеджеры инновационного процесса. Их надо искать и находить, заботливо учить буквально с первых шагов бережно вести по жизненному пути. Следует совершенствовать систему непрерывного обучения и повышения квалификации кадров, интегрированной в систему производства инновационной продукции. Пора перестать рассматривать подготовку кадров, укрепление их творческого потенциала как издержки производства, а рассматривать её как долгосрочные инвестиции в устойчивое развитие предприятия, организации, региона, всей страны. Но обучить специалистов еще недостаточно, одной из главных задач является привлечение их к научным работам на территории Российской федерации, поскольку много наших одаренных специалистов работает зарубежом на благо других стран.

Одним из ключевых факторов, обусловивших в последние 20-30 лет радикальные структурные сдвиги в мировой экономике, стало повышение экономической роли инноваций. Эти изменения имеют общие и специфические для разных стран проявления, которые условно можно сгруппировать в две совокупности признаков. Первая из них относится к инновационному поведению предприятий и организаций, вторая - к инновационной политике государств.

В России разработана и реализуется национальная программа перехода от сырьевой к инновационной модели экономического роста, которая начала давать первые результаты. Отечественная инновационная система стала более зрелой. Предприятия-новаторы научились зарабатывать на инновациях, развивают опытно-промышленное и серийное производство, активно используют инновационную инфраструктуру, современные формы кооперации и интеграции. Однако современные тенденции развития инновационной деятельности далеко не в полной мере отвечают ожиданиям, связанным с формированием экономики инновационного типа, обеспечением динамичного устойчивого роста, повышением конкурентоспособности продукции и качества жизни населения. Тревожит, что таких предприятий немного, а перевод национальной экономики на более эффективную модель диверсифицированного развития наталкивается на серьезные препятствия и ограничения, наблюдается процесс стагнации в этой сфере.

Несмотря на реализуемый курс на инновационную модель экономического роста, сохраняется непозволительно низкий для мировой державы уровень инновационной активности. Он практически не изменился даже во время экономического подъема. В настоящее время нет оснований говорить о крупномасштабных технологических прорывах в промышленности, интенсивном освоении результатов исследований и разработок. Однако есть и сильные стороны, представленные в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Современные тенденции инновационного развития

Тенденции

Особенности проявления

Масштабный научно-технологический потенциал

Проводятся исследования по относительно широкому спектру областей науки и техники. Об этом свидетельствуют данные по публикациям российских специалистов в ведущих научных журналах мира по различным областям науки.

Существенные заделы по отдельным направлениям науки и технологическим разработкам

По ряду областей науки доля статей российских авторов существенно превышает среднемировой показатель. Это относится к таким сферам как физика, химия, психология и науки о Земле и космосе.

Развитие механизма государственно-частного партнерства

Есть все основания утверждать, что ГЧП может стать эффективной формой сотрудничества государства и частного бизнеса, поскольку наличие устойчивого спроса со стороны государства на результаты научно-технической деятельности является важнейшим инструментом снижения рисков инвестиций частного бизнеса и укрепления доверия кредитных организаций при реализации различных проектов в сфере НИОКР;

Наличие по отдельным направлениям уникальной научной, экспериментальной и испытательной базы

Российский НТК располагает набором научно-исследовательского оборудования, стендовой и экспериментальной базой, в ряде случаев находящимися на уровне лучших мировых аналогов или являющегося уникальным.

Разработка долгосрочных программ развития инновационной сферы

Результатами таких программ служит повышение экономической отдачи от инвестированных средств путем принятия мер по стимулированию инновационной активности государственных предприятий, малого и среднего бизнеса

Концепция «инновационного лифта»

На каждом этапе развития идеи: фундаментальные и прикладные исследования, разработки, коммерциализация - должны быть институты и структуры, которые осуществляют их поддержку.

Тенденция к наращиванию объема средств, на финансирование НИОКР;

Россия росходует всего 1,24 % ВВП. В Стратегии - 2020 говориться, что объем затрат на исследования и разработки должен составить до 2,5-3%.

Формирование технологических платформ

Улучшение работы институтов развития и более активного участия бизнеса в инновационной деятельности и в стимулировании развития связей между всеми участниками иновационной системы.

Одной из современных тенденцией развития инноваций стала концепция «инновационного лифта», согласно которой на каждом этапе развития идеи - от фундаментальных и прикладных исследований, далее - к разработкам, коммерциализации - должны быть институты и структуры, которые осуществляют их поддержку. И таким образом проект или идея сопровождаются от начала и до конца.

Пока серьезная проблема заключается в том, что в «инновационном лифте», как и во всей российской инновационной системе, элементы есть, и их много, но связи между ними специфичны и неэффективны. По ряду направлений институты дублируют друг друга в своей деятельности, а не дополняют. Поэтому движение проектов от одного «института развития» к другому не налажено. Так, среди тысяч проектов малых компаний, поддержанных Фондом содействия, только единицы в дальнейшем получили финансирование от РОСНАНО или через венчурные фонды, созданные РВК. Более того, в сфере венчурного финансирования поиск проектов постепенно стал заменяться поиском компаний с перспективными технологиями, поскольку, по мнению представителей институтов развития, достойных проектов оказалось мало. Так, например, Фонд посевных инвестиций РВК в 2011 г. одобрил всего 20 проектов, что почти столько же, сколько было поддержано в предыдущем году (19 проектов). Иными словами, масштабы деятельности были невелики и не расширялись.

В то же время причиной слабой преемственности могут быть и жесткие условия финансирования, предлагаемые РВК, а особенно - РОСНАНО. Для развития венчурного бизнеса до недавнего времени существовало еще одно препятствие - отсутствие адекватных форм его организации, которые позволяли бы без особых бюрократических сложностей не только начинать бизнес, но и выходить из него. В этом направлении в конце 2011 г., произошли изменения, которые в дальнейшем должны позитивно сказаться на развитии венчурной индустрии в России. На основании законов появилось инвестиционное товарищество, которое расширяет возможные механизмы инвестирования, что должно стать более привлекательным и понятным для иностранных инвесторов.

Однако есть и очевидные позитивные изменения в работе. В их числе - возросший интерес к поддержке инновационной инфраструктуры, формирование подразделений и структур в иностранной юрисдикции, которые могут способствовать выходу на международные рынки, попытки наладить между собой координацию.

Одно из новых направлений улучшения работы институтов развития и одновременно более активного участия бизнеса в инновационной деятельности и в стимулировании развития связей между всеми участниками инновационной системы, которое правительство выбрало в 2010 г., - это формирование технологических платформ.

Изначально под технологическими платформами понимались площадки для обсуждения важнейших проектов и формирования на них спроса. Однако затем понятие технологических платформ изменилось. Теперь оно подразумевает группу технологий, которые будут развиваться с учетом секторов экономики, на которые разрабатываемые технологии окажут влияние. При этом создание технологических платформ должно привести к росту высокотехнологичного экспорта, к притоку частных инвестиций, а также к формированию новых высокотехнологичных компаний. Соответственно роль бизнеса в платформах - практически центральная; правительство полагает, что среди участников технологических платформ не менее половины будут представители бизнеса. Разрабатываются также подходы к тому, чтобы увязать инструмент технологических платформ с мерами по «принуждению» бизнеса к инновациям (в первую очередь крупных государственных компаний - через обязательную разработку ими планов инновационного развития). Частный бизнес пока относится к новой инициативе с осторожностью, поскольку имеет в среднем негативный опыт участия в проектах, инициированных государством, а также опасается раскрытия конфиденциальной информации, которое может произойти в процессе согласований в рамках технологических платформ .

Алгоритм формирования и работы технологических платформ включает три основных этапа (рис. 3.1).

Рис. 3.1 Основные этапы работы технологических платформ

Третий этап еще не наступил, поскольку в ходе формирования техплатформ выяснилось, что есть нерешенные проблемы.

Первая проблема - методическое обеспечение формирования технологических платформ. Его обеспечивают два министерства - Министерство экономического развития и Министерство образования и науки. Однако для координаторов техплатформ нет полной ясности в том, какое ведомство, за что отвечает и куда надо обращаться, чтобы выяснить порядок действий. В частности, нет четкой адресности по вопросу о том, кто будет учитывать предложения техплатформ по формированию тематики будущей государственной программы по развитию науки и технологий.

Вторая проблема - неопределенность источников финансирования проектов технологических платформ. В настоящий момент нет четко прописанных процедур финансирования технологических платформ. Предполагается, что финансирование проектов будет идти из максимально возможного числа источников - федеральных целевых программ, средств РОСНАНО, госкорпораций, программ фундаментальных исследований РАН, финансирования, выделяемого в рамках разных инициатив Министерства образования и науки по кооперации вузов и предприятий и т.д.

Министерство экономического развития РФ совместно с Министерством образования и науки РФ собрало 140 заявок-предложений по проектам реализации технологических платформ. К февралю 2011 г. был сформирован перечень из 10-20 платформ, которые будут поддерживаться государством. Одна из проблем заключается в том, что нет понимания того, по каким именно направлениям развития технологий следует в первую очередь формировать платформы: должны ли они быть исключительно в рамках пяти направлений «технологического прорыва» или не стоит ограничиваться официально установленными государственными приоритетами.

С точки зрения долгосрочных перспектив развития технологическим платформам на федеральном уровне придается большое значение. Им уделяется особое внимание в последней версии «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Там технологические платформы названы одним из ключевых инструментов координации формирующейся инновационной системы, в рамках которого «наука, государство, бизнес и потребители будут вырабатывать общее видение перспектив технологического развития соответствующей отрасли или технологического направления, формировать и реализовывать перспективную программу исследований и разработок». Технологическим платформам отводится особое место в системе развития государственно-частного партнерства, корпоративной науки и т.д.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод в виде SWOT - анализа сильных и слабых сторонах национальной инновационной системы (рис. 3.2).

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

1. Богатые природные ископаемые, обширная территория, которые могут быть эффективно освоены с помощью инновационных компаний.

2. Техническая модернизация ряда экономически успешных отраслей промышленности в докризисный период.

3. Исторически сильная научная и техническая культура, традиции и накопленный опыт в области организации и проведения научных исследований и разработок.

4. Квалифицированная (выше, чем в Китае), дешевая (дешевле, чем в Европе) рабочая сила и научно-технические кадры.

5. Бурный рост числа и разнообразие объектов инфраструктуры инновационной деятельности.

6. Относительно высокая оснащенность современными информационно-технологическими средствами управленческого звена компаний. 7. Продвижение промышленности по пути рыночных реформ, улучшение качества менеджмента, завершение в большинстве секторов процесса корпоративного строительства

1. Высокий уровень монополизации национального и региональных рынков, доминирование крупных компаний сырьевого сектора в группе лидеров отечественного бизнеса. 2. Недостаточная координация между государственным и частным сектором в разработке приоритетов научно-технического и инновационного развития и мер их реализации. 3. Преобладание бюджетного финансирования всех форм научной и инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры 4. Отсутствие скоординированной политики трансфера знаний и технологий.

5. Небольшая степень поддержки малых инновационных предприятий. 6. Низкий уровень инновационной активности бизнеса. Преобладание в большинстве компаний неинновационных способов создания конкурентных преимуществ. 7. Устаревшая технологическая структура основного капитала в большинстве отраслей, снижение возможностей модернизации в условиях современного кризиса. 8. Недостаточный уровень внутреннего спроса на инновационную продукцию. 9. Низкий уровень инновационной культуры и отсутствие опыта инновационного предпринимательства.

ВОЗМОЖНОСТИ

1. Возможности «перескакивания» на более высокие уровни технологического развития в ряде секторов вследствие эффекта запаздывающего развития. 2. Бурное развитие глобального рынка инжиниринговых услуг, в котором российские компании и научные организации позиционированы довольно высоко. Отрасли специализации в этом направлении - разработки в области авиационной и космической технологий, программного обеспечения. 3. Встраивание в глобальные технологические цепочки в традиционных и высокотехнологичных секторах промышленности. 4. Усиление конкуренции на внутренних рынках как стимул инновационной активности.

1. Сохранение технологического отставания в некоторых важных монополизированных секторах экономики.

2. Исчерпание преимуществ по качеству человеческого капитала и иным компонентам инновационного потенциала.

3. Углубление технологического отставания России вследствие резкого снижения расходов на исследования и разработки в связи с финансово-экономическим кризисом.

4. Огосударствление экономики и снижение стимулов для предпринимательской деятельности

Рис. 3.2 SWOT - анализ инновационной системы России

Инновации на предприятии — форма проявления научно-технического прогресса на микроуровне. Они способствуют обновлению номенклатуры выпускаемой продукции, повышению ее качества в целях удовлетворения потребностей потребителей и максимизации прибыли организации.

Эффективность инновационного (научно-технического) развития предприятия определяют исходя из соотношения эффекта (прибыли организации) и вызвавших его затрат . Выделяют четыре основных вида эффекта от инноваций: технический, ресурсный, экономический и социальный.

На успех реализации инноваций на предприятии влияет множество факторов, среди которых отметим научно-технический потенциал; производственно-техническую базу; основные виды ресурсов; крупные инвестиции; соответствующую систему управления. Правильное соотношение и использование этих факторов, а также тесная взаимосвязь через систему управления между инновационной, производственной и маркетинговой деятельностью фирмы приводят к положительному результату осуществления инновационной стратегии.

Инновационное развитие предприятия — основа повышения эффективности его деятельности

— конечный результат внедрения новшества в целях изменения объекта управления и получения экономического, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Научно-технический прогресс — это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства и труда. Он является важнейшим средством решения социально-экономических задач, таких, как улучшение условий труда, охрана окружающей среды, а в итоге — повышение благосостояния нации. НТП имеет большое значение для обеспечения системы национальной безопасности и обороны.

В своем развитии НТП проявляется в двух взаимосвязанных и взаимозависимых формах (табл. 1).

Таблица 1 Формы научно-технического прогресса

Форма НТП

Срок и сущность

Характеристика

Эволюционная

Может длиться достаточно долго и обеспечивать существенные экономические результаты (особенно на начальных этапах)

Постепенное и непрерывное совершенствование традиционных технических средств и технологий; накопление базы для коренных преобразований

Революционная

Происходят качественные изменения в материально- технической базе производства в относительно короткие сроки. Способствует быстрому развитию производств, определяющих техническое перевооружение национальной экономики

Базируется на достижениях науки и техники. Характеризуется использованием новых источников энергии, широким применением электроники, новых технологических процессов, прогрессивных материалов

Взаимосвязь этих двух форм проявляется в следующем: научно- технический прогресс, являясь основой коренных преобразований в области науки и техники, постоянно совершенствует революционные изобретения, т.е. способствует научно-технической революции. Например, изобретенный двигатель внутреннего сгорания дал мощный толчок развитию автомобилестроения. Последние усовершенствования автомобильной техники все больше приближают производителей к новому рывку, отказу от бензинового и дизельного двигателей. Научно-техническая революция, в свою очередь, ускоряет научно-технический прогресс, выводит его на качественно новый уровень. Яркий пример — развитие сельского хозяйства после изобретения и внедрения электричества (инкубаторы для домашней птицы, доильные аппараты, автоматическая система кормления животных и птиц и т.п.).

Эффективность инновационного (научно-технического) развития организации определяют исходя из соотношения эффекта и вызвавших его затрат (рис. 1). Эффективность — относительная величина, измеряемая в долях единицы или в процентах и характеризующая результат произведенных затрат. Критерий эффективности — максимизация эффекта (прибыли) при заданных затратах или минимизация затрат (издержек производства) на достижение заданного эффекта.

Таким образом, инновационное развитие организации тесно связано с ее инвестиционной деятельностью. Значительные инвестиции требуются как для того, чтобы довести результаты научно- исследовательских работ (лабораторные технологии) до промышленной готовности (промышленные или опытно-промышленные технологии), так и для покупки готовой промышленной технологии (которая гораздо менее капиталоемка).

Рис. 1. Эффективность инновационного развития (ИР) организации

Объем инвестиций зависит от особенностей инновационного процесса, таких, как множество вариантов достижения цели, высокий уровень риска при внедрении инновации, низкий уровень прогнозных оценок результата, потребность в обработке больших объемов информации для построения инновационной стратегии фирмы и др.

В последние годы большое значение имеет системное реформирование российских предприятий. Следует кардинально изменить технологию производства, что связано с инновационной стратегией предприятий, организаций и фирм, что важно в условиях рыночной экономики, характеризующейся быстрым изменением конъюнктуры и активной конкурентной борьбой предприятий. Эффективная разработка и внедрение инноваций позволяют предприятию успешно функционировать в уже освоенных областях и открывают возможности выхода на новые направления. На успех реализации инноваций в организации влияют:

  • научно-технический потенциал;
  • производственно-техническая база;
  • основные виды ресурсов;
  • крупные инвестиции;
  • соответствующая система управления.

Правильное соотношение и использование этих факторов, а также тесная взаимосвязь через систему управления между инновационной, производственной и маркетинговой деятельностью фирмы приводят к положительному результату осуществления инновационной стратегии.

В основе формирования инновационных стратегий лежат общие социально-экономические цели и инновационные задачи организации. Получение прибыли и ее максимизация — основополагающая цель организации в рыночных условиях. Для ее достижения организация определяет конкретные цели более низких порядков. Среди общих социально-экономических целей второго уровня можно отметить:

  • рост масштабов производства;
  • рост доли рынка;
  • стабилизацию положения на рынке;
  • освоение новых рынков (табл. 2).

Правильно сформированный портфель инновационных стратегий способствует более рациональному распределению ресурсов и, соответственно, влияет на эффективность деятельности организации в целом. Однако разработка и внедрение инновационной стратегии во многом зависят от факторов внешней среды организации. При стратегическом планировании необходимо учитывать и инновационный потенциал конкурентов, и отношение государства к инновационной деятельности организации, и общую научно-техническую, экономическую, политическую и социальную атмосферу в стране.

Основные направления инновационного развития организации

Основные направления инновационного развития предприятия в современной экономике:

  • комплексная механизация и автоматизация;
  • химизация;
  • электрификация;
  • электронизация производства;
  • внедрение новых материалов;
  • освоение новых технологий (рис. 2).

Таблица 2 Формирование инновационной стратегии в организации

Цель организации

Задача организации

Сущность инновационной стратегии организации

Рост масштабов производства:

  • Бурный рост (больше 20% в год)
  • Очень высокий (20%), высокий (10%) рост
  • Средний (5 %), малый (ниже 5%) рост
  • Серьезная реконструкция, расширение или новое строительство
  • Выход на рынок нового продукта и освоения уже созданных и введенных в строй мощностей
  • Производство продукта, находящегося в начале стадии зрелости (т.е. в конце стадии роста)
  • Проектирование и приобретение нового оборудования; разработка новых видов продукции и новых технологических процессов
  • Совершенствование действующих технологических процессов и модификация продукции; научно-техно- логические заготовки для будущих периодов
  • Обеспечение совершенствования действующих технологических процессов в целях снижения себестоимости, улучшения продукта и подготовки к выходу на рынок новых изделий

Рост доли на рынке

Производство взаимосвязанных продуктов; рост объемов производства; вытеснение с рынка конкурентов

Повышение технического уровня производства, научно-техническое обеспечение вывода на рынок продуктов с характеристиками, превосходящими характеристики конкурентов. Разработка инноваций по устойчивому снижению издержек производства продукции до более низкого уровня, чем у конкурентов

Стабилизация положения на рынке

Следование жизненному циклу продукции; своевременный вывод продуктов на рынок; поддержание на низком уровне себестоимости продукции

Достижение высокого технического уровня продукции и технологий; обеспечение соответствия жизненного цикла продукта циклам НИОКР

Освоение новых рынков

Освоение производства новых продуктов, позволяющих удовлетворять требования различных рынков; мобильный научно- технический потенциал, способный переключаться на решение разноплановых задач

Разработка дифференцированных продуктов и процессов; научно-техническое обеспечение процессов вывода товара на рынок

1. Комплексная механизация и автоматизация производства — широкое внедрение взаимосвязанных и взаимозависимых машин, аппаратов, приборов, оборудования на всех участках производства,операциях и видах работ. Она способствует интенсификации производства, росту , сокращению доли ручного труда в производстве, облегчению и улучшению условий труда, снижению трудоемкости продукции. Таким образом, механизация вытесняет ручной труд и заменяет его машинами в основных и вспомогательных технологических операциях.

В процессе развития механизация прошла несколько этапов: от механизации основных технологических процессов, отличающихся наибольшей трудоемкостью, к механизации как основных, так и вспомогательных технологических процессов (комплексная механизация).

Автоматизация производства означает применение технических средств в целях полной или частичной замены участия человека в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации. Автоматизация может быть:

  • частичной (охватывает отдельные операции и процессы);
  • комплексной (охватывает весь цикл работ);
  • полной (автоматизированный процесс реализуется без непосредственного участия человека).

2. Химизация производства — совершенствование производственных процессов в результате внедрения химических технологий, сырья, материалов, изделий в целях интенсификации, получения новых видов продукции и повышения их качества. Это снижает издержки производства и повышает эффективность деятельности организации на рынке. Пример — лаки и покрытия «нового поколения», химические добавки, синтетические волокна, легкие и прочные пластмассы.

3. Электрификация производства — широкое внедрение электроэнергии как источника питания производственного силового аппарата. На основе электрификации осуществляют комплексную механизацию и автоматизацию производства, внедряют прогрессивную технологию. Электрофизические и электрохимические способы обработки дают возможность получить изделия сложных геометрических форм. Лазеры широко применяют для резки и сварки металлов, термообработки.

4. Электронизация производства — обеспечение всех подразделений организации высокоэффективными средствами электроники — от персональных компьютеров до спутниковой системы связи и информации. На базе ЭВМ и микропроцессоров создают технологические комплексы, машины и оборудование, измерительные, регулирующие и информационные системы, ведут проектно-конструкторские работы и научные исследования, осуществляют информационное обслуживание, обучение. Это повышает производительность труда, сокращает время получения информации, увеличивает скорость производственного процесса.

5. Создание и внедрение новых материалов, обладающих качественно новыми эффективными свойствами (жаропрочностью, сверхпроводимостью, коррозионной и радиационной стойкостью и т.п.), позволяет повышать конкурентоспособность производимой продукции. Это, в свою очередь, положительно отразится на показателях прибыли организации.

6. Освоение новых технологий решает многие производственные и социально-экономические проблемы. В производственном процессе принципиально новые технологии позволяют увеличить объем выпускаемой продукции, не привлекая дополнительные факторы производства. Развитие новых биотехнологий поможет решить проблемы голода в развивающихся странах, борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур без ущерба экологии, обеспеченности сырьем всех регионов мировой экономики, создания безотходного производства.

Отечественные предприятия в условиях спада производства в период экономических реформ столкнулись с серьезной проблемой в области инновационного развития. Основные сложности были вызваны отказом финансирования НИОКР со стороны государства, что привело к временному замораживанию этого вида деятельности организации. Однако сегодня многие российские предприятия начали адаптироваться к рыночным условиям, и наметился некоторый подъем отечественной промышленности. Переход предприятий на самофинансирование, привлечение отечественных и иностранных инвесторов побудило к инновационной деятельности предприятий. Кроме того, руководители промышленных предприятий осознали, что стратегическое планирование в области инноваций является основополагающим элементом повышения эффективности деятельности фирмы в рыночных условиях хозяйствования. В связи с этим часть внутренних инвестиций стали направлять на инновационное развитие предприятия.

Инновации, тем не менее, требуют не только значительных инвестиций, но и эффективного управления в целях получения положительного результата от их применения.

Каточков Виктор Михайлович , доктор экономических наук, профессор кафедры экономики торговли, проректор по международной деятельности, Южно-Уральский государственный университет, Россия

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Источники:

1. Алабугин А.А. Совершенствование методологии управления развитием предприятий сферы услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – Серия: Экономика и менеджмент. – № 41 (258). – 2011. – С. 99–105.
2. Дегтерева В.А. Стратегические приоритеты развития сферы услуг в процессе повышения качества жизни населения Российской Федерации: автореферат дис. … доктора экон. наук. – СПб, 2010. – 39 с.
3. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика: Монография / Агарков С.А., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О. – Издательство "Академия Естествознания", 2011. – Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/112.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. – Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.
5. Потороко А.В., Окольнишникова И.Ю. Управление объемами продукции на предприятиях оптово-розничной сети с целью оптимизации затрат предприятий сферы услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и
менеджмент. – № 30. – 2012, с. 184-186.
6. Токманев С.В., Кузменко Ю.Г. Развивающиеся системы логистического управления запасами в сфере оптово-посреднических услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – Серия: Экономика и менеджмент. – № 44. – 2012. – С. 160–163.
7. Яковлева Н.В. Инновационная инфраструктура как основной элемент сферы услуг современной экономики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – Серия: Экономика и менеджмент. – № 41 (258). – 2011. – С. 95–98.

Введение

XXI век - эпоха инноваций. Без новых технологий сейчас не обходится ни один человек, ни один дом, ни одно предприятие. Изобретение и внедрение новых, высокотехнологичных товаров - это новая и очень выгодная отрасль не только экономики, но и науки, важная часть технического прогресса.

Современный мир устроен так, что продвижение изобретений в массы осуществляется на экономической основе. И поэтому, один из первых принципов современного маркетинга звучит так: «Разрабатывайте то, что продаётся, а не продавайте то, что разработали». И он вполне оправдан на практике. Человек не будет покупать то, чем никогда не воспользуется, каким бы высокотехнологичным и новым оно ни было. Зато купит вещь, которая пригодится ему в жизни и в быту.

В данной работе объяснено понятие инноваций, как фактора развития экономики, выявлены основные современные направления инновационной деятельности, а также - показаны особенности инновационной политики нашей страны.

В написании работы были использованы учебные пособия, научные труды, а также - статьи научных журналов и электронные ресурсы, информация из которых переработана, синтезирована и изложена ниже.

1. Инновации как фактор развития экономики

Инновация, нововведение (англ. <#"justify">·обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или

·обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;

·достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта.

Большое распространение приобрела так называемая концепция «Футуродизайна», принцип которой «Обгонять, не догоняя» - то есть, для того, чтобы придумать более технически совершенный и новый проект высокого уровня - не обязательно выходить на уровень конкурентов. Можно разработать абсолютно новый, свой проект, руководствуясь собственным опытом и знаниями.

Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.

При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение <#"justify">Инновации подразделяются на следующие видовые категории:

·Технологические <#"justify">В современных условиях, правительства различных стран инвестируют огромные средства в научные исследования и инновационную деятельность. Эти затраты (в % к ВВП) видны из табл.1.

Табл.1. Инвестиции правительств некоторых стран в научные исследования и инновационную деятельность (в % к ВВП)

Страна%ВВПГермания2,7 %США 2,8 %Япония3,5 %,Белоруссия0,74 %Россия1,04 %

Составлено по данным из

Из таблицы видно, что развитые государства тратят на инновационную деятельность около 3% ВВП, а страны с переходной экономикой тратят значительно меньше .

Однако в условиях кризиса мировой экономики на первый план выходит задача повышения эффективности использования средств, выделяемых предприятиям и научным коллективам. В связи с этим сталкиваемся с понятием экономической эффективности <#"justify">1.Инновационные лидеры;

2.Инновационные последователи;

.Страны-умеренные инноваторы;

4.Догоняющие страны <#"justify">1.Создание нового товара, с которым потребители ещё не знакомы, или нового качества товара.

2.Создание нового метода производства, ещё не испытанного в данной отрасли промышленности, который совершенно не обязательно основан на новом научном открытии и может состоять в новой форме коммерческого обращения товара.

.Открытие нового рынка, то есть рынка, на котором данная отрасль промышленности в данной стране ещё не торговала, независимо от того, существовал ли этот рынок ранее.

.Открытие нового источника факторов производства, опять-таки независимо от того, существовал ли этот источник ранее или его пришлось создать заново.

.Создание новой организации отрасли, например, достижение монополии или ликвидация монопольной позиции».

С возникновением капитализма образовался и сектор инновационной экономики, включающий специальное образование, науку, креативных предпринимателей и заинтересованное в инновациях государство.

Во второй половине ХХ века, ведущие в научно-техническом отношении страны мира создали постиндустриальное общество, в котором сектор инновационной экономики стал доминирующим. И эту экономику принято называть инновационной, поскольку инновации <#"justify">Разнообразие рынков

1.Рынок инновационных продукции и услуг, их предложения, спроса и ожиданий.

2.Рынок интеллектуальной собственности.

.Рынок интеллектуального труда и конкурентоспособных профессионалов высокой квалификации.

.Рынок инвестиций.

.Рынок знаний и идей.

.Рынок инноваций.

.Рынок новых организационных форм инновационных и научных организаций.

.Рынок инновационных менеджеров и бизнес-агентов.

.Рынок услуг. Эксплуатация, лизинг и аренда сложного научного и высокотехнологичного оборудования.

Для развития инновационной экономики и стимулирования процесса формирования новых рынков необходимо создавать особую инновационную инфраструктуру и институты поддержки инновационного процесса <#"justify">1.Развитие конкуренции с целью формирования спроса и предложения инноваций и их избыточности.

2.Создание эффективных наукоемких производств, секторов и отраслей.

.Формирование процессов диффузии технологий к их потребителям.

.Модернизация экономики и инфраструктуры.

.Модернизация и повышение эффективности человеческого капитала в направлении повышения его креативности и инновационности.

.Независимая экспертиза исследовательских проектов, направлений исследований, а также научных и инженерных коллективов.

.Законодательство, регулирующие отношения в сфере инновационной экономики.

8.Форсайт <#"justify">Из приведенных данных следует, что будущее - за инновациями. Наука и технологии прогрессируют огромными темпами, практически каждый день что-то изобретается, улучшается, запатентовывается, рационализируется. Появляется огромное количество научно-исследовательских институтов.

Для того, чтобы направить прогресс в правильно русло и изобретать именно то, что пригодится для жизни человечеству, существует такой важный фактор продвижения науки, как экономический. Для экономики выгодно изобретать такие товары или услуги, которые придутся по вкусу потребителям различных уровней, тем самым принеся доход.

И наоборот - наука, инновации являются факторами развития экономики. Для признанных потребителями инноваций в любой области жизни появляется множество рынков сбыта, как в самом государстве, так и за рубежом, и высокие продажи нового блага приносят стране хороший доход.

К сожалению, наша страна сейчас находится среди так называемых «догоняющих стран», у нас много пережитков советской эпохи, которые тормозят развитие нашей экономики. Один из них - неверное понимание типа «На том берегу трава зеленее», из-за которого, как советскую эпоху, одарённые изобретатели и инноваторы рвутся за границу, не желая работать на родине. Их манят большие зарплаты, а наша страна, к сожалению, остаётся как бы, «за бортом», тормозит в преодолении кризиса. Я надеюсь, скоро они поймут, что работа в родной стране, продвижение в ней прогресса - куда приятнее и нужнее, нежели работа за границей по кабальным контрактам, и не станут уезжать, давая нашей стране улучшить научно-технический и экономический уровень.

экономика инновационный конкурентоспособность технология

2. Основные направления инновационной деятельности

Состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она позволяет решать задачи перестройки экономики, непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной продукции, другими словами направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой «чистой» науки и задачами производства.

Технологическое лидерство в производстве наукоёмкой продукции выводит экономику промышленных организаций на более эффективный путь развития.

Инновационная деятельность включает в себя не только инновационный процесс эволюционного преобразования научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, конкурентной среды, а также комплекс технологических, управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям, новому подходу к информационным, консалтинговым, социальным и другим видам услуг.

Инновационная деятельность носит альтернативный характер. Она может осуществляться не только на любом из этапов инновационного процесса, но и вне его в процессе приобретения патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, полезных идей. Кроме того, в сферу инновационной деятельности включается модификация продуктов, пользующихся спросом на товарном рынке, путем доработки конструкций и применения новых технологических процессов с целью улучшения эксплуатационных параметров, снижения себестоимости изготовления, получения дополнительной прибыли.

Инновационная деятельность в сфере технологической подготовки производства направлена на обновление оборудования, приборов и оснастки, освоение новых способов повышения качества продукции, организации и планирования производственных процессов. Механическая обработка предметов труда последовательно на основе инновационной деятельности уступает место непрерывным физико-химическим процессам. Получает развитие планарная технология - высокопроизводительный метод группового изготовления полупроводниковых приборов и интегральных схем для логических и запоминающих устройств.

Технологические направления инновационной деятельности обеспечивают повышение эксплуатационных показателей новых изделий, снижают затраты труда и материалов. При этом каждая из технологических НИР на порядок ниже по затратам в сравнении со стоимостью ОКР и обеспечивает успех коммерциализации производимой и реализуемой продукции.

Новые технологии - технические нововведения, которые представляют прогрессивные изменения в рамках области конкурентного преимущества <#"justify">Табл. 2. Выдающиеся достижения в инновациях

ОбластьНовая технологияСостояниеВытеснениеПрименениеСельское хозяйствоМясо из пробирки <#"justify">В настоящий момент к приоритетным направлениям инновационной деятельности относятся:

·Информационные технологии,

·Электроника,

·Робототехнические системы,

·Лазерная техника,

·Новые материалы,

·Аэрокосмические комплексы,

·Плазменные технологии.

Развитие конкуренции на конкурсных началах в наукоёмких отраслях промышленности даёт возможность существенно повысить результативность инновационной деятельности. Конкурсы и связанная с ними конкуренция повышает наукоемкость научно-технических решений путём прямых инвестиций в создание полезных моделей и изобретательскую деятельность. Известно, что после эскизно-технического проектирования следует этап разработки рабочей конструкторской документации с последующим изготовление и испытанием опытных образцов. Для выполнения данных работ требуются финансовые ресурсы значительно превышающие затраты на поисковые, прикладные НИР и эскизно-техническому проектированию. В этой связи прекращение финансирования работ, не прошедших конкурс позволит избежать бесполезных затрат на разработку конструкторской документации на изготовление и испытание опытных образцов. В итоге развитие конкуренции в инновационной деятельности приводит к стимулированию и горизонтальной интеграции НИОКР.

Принципиально иной подход наблюдается в США, где в 1993г. принята новая долгосрочная программа национального развития.

«…Она предусматривает последовательную реализацию доктрины «глобальной технологической конкурентоспособности США в условиях глобальной конкуренции». Её суть: в условиях обострения 90-х гг. международной и внутренней конкуренции, наступление иностранного капитала на национальные интересы, Конгресс, деловые и общественно-политические круги официально отказываются от традиционных деклараций о роли частного сектора как главного стимулятора НТП в рыночной экономике. На федеральное правительство законодательно возлагается новая функция - широкомасштабное финансирование НИОКР не только для военных целей, но и для сугубо гражданских отраслей промышленности по основным направлениям НТП с условием создания новых образцов, доведения их до промышленного использования и коммерческого внедрения на внутреннем рынке» .

Логичным продолжением новой доктрины США выглядят концептуальные предложения Всемирного банка о необходимости нового курса на повсеместное усиление роли государств в решении проблем развития. Они были опубликованы в «Отчете Всемирного банка 1997. Государство в меняющемся мире». В представленных документах показано, что во второй половине ХХ в. доля государства в структуре ВВП неуклонно возрастала. Если в 60-70-х гг. она находилась на уровне около 20 % от общей величины ВВП, то к концу ХХ в. она возросла более чем в два раза и вплотную приблизилась к отметке около 50 % .

В качестве главного инструмента воздействия предлагается принятие государственных целевых программ, связанных с решением наиболее актуальных проблем и находящихся в соответствии с национальными потенциалами и интеллектуальными ресурсами.

Разработка и развитие новых направлений науки - это не только прогресс технологий, но и прогресс экономики, т.к. инновации, поставленные на службу человечеству, являются хорошо продаваемым товаром, приносящим доход в казну государства. В ХХ в. произошёл подъём экономики, благодаря огромному количеству полезных инноваций, совершивших прорыв во многих областях науки и техники, внесших изменения во все сферы человеческой жизни.

Разные страны мира разрабатывают всё новые и новые инновационные программы, которые в дальнейшем обязаны привлечь в бюджет большие средства, улучшив тем самым экономическую ситуацию. Я считаю, что это самый верный путь развития экономики, так как он напрямую связан с развитием научно-технического прогресса.

3. Особенности инновационной политики в Республике Беларусь

Учитывая актуальность инноваций для достижения социально-экономических целей, вопросы активизации инновационной и инвестиционной деятельности определены как один из приоритетов Республики Беларуси.

В связи с этим важнейшей социально-экономической задачей республики в настоящее время является повышение эффективности использования научных разработок в производстве. В то же время экономическое, финансовое, материально-техническое состояние, в котором находятся организации, не способствуют развитию инновационных процессов в республике. Спрос на отечественную наукоёмкую продукцию падает. Белорусские производители начинают терять своё место даже на отечественном рынке, уступая его более качественной продукции зарубежных фирм. Существующая экономическая ситуация в республике, законодательная база в финансово-кредитной области не способствуют привлечению инвестиций в сферу наукоёмких производств.

Формирование и реализация инновационной политики предусматривает создание системы, способствующей развитию научно-технического потенциала республики, продвижению результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в реальный сектор экономики и послужит рычагом преодоления спада в экономике.

В 1998г. межпарламентским комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации принят модельный закон об инновациях, направленный на системную организацию инновационной деятельности.

Согласно ему, системная организация инновационной деятельности предполагает решение задач:

Выработка общей и национальных инновационных доктрин;

Формирование общей инновационной политики и ее национальных составляющих;

Принятие кодекса законов, обеспечивающих идентичные условия для организации инновационной деятельности в странах-участницах договора;

Развитие совокупности государственных программ, позволяющих форсировать инновационную деятельность по направлениям, отвечающим приоритетам государств-участников Договора.

Законом закрепляется ряд ключевых определений:

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на создание «под ключ» производства новых или недостающих товаров (услуг).

Инновационно-инвестиционная инфраструктура - сетевая система взаимодействующих организаций и управляющих звеньев, обеспечивающая решение вопросов активизации инновационной деятельности, включая инжиниринг и мобилизацию инвестиций.

Инжиниринг - организационная технология, обеспечивающая выполнение следующих этапов инновационной деятельности: маркетинг, предпроектное обследование, технико-экономическое обоснование, разработка, комплексная поставка оборудования, подготовка персонала, сдача производства «под ключ», сервисное сопровождение.

Инноватика - область знаний, развивающая методологию и организацию инновационной деятельности.

Все эти определения логически вытекают из классического понимания инноваций как таких нововведений, внедрение которых связано с преодолением существующих и устоявшихся «привычных» норм и правил.

Именно поэтому в центре внимания инноватики как области научного знания находится весь цикл (система) внедренческих работ, а не его отдельные части. Очень часто в отечественной практике инновации пытаются свести только к начальной фазе создания новшеств - научно-поисковым и конструкторским разработкам, что резко противоречит общепринятым установкам.

В этом законе на ведущее место справедливо выдвигается инновационная доктрина как ключевая часть инновационной деятельности. Здесь имеется ввиду тот факт, что классическое понятие «доктрина» шире сходного понятия «концепция», и по смыслу включает в себя совокупность концепций, определяющих разные стадии инновационного цикла. При этом, разумеется, разноплановые концепции, образующие доктрину, должны иметь методологическое единство, дополнять друг друга. Другими словами, инновационная доктрина - это общая концепция инжиниринга, всех его составляющих.

Закон устанавливает и порядок разработки инновационных доктрин. Он включает в себя экспертный анализ специалистов с учётом природных ресурсов, кадрового и промышленного потенциала страны, сложившихся и перспективных международных связей, потребностей населения и возможностей привлечения финансовых ресурсов. Порядок разработки доктрины предполагает её итеративность, непрерывную апробацию, общественное обсуждение и корректировку с учётом поступивших предложений и замечаний, а также согласование её положений с действующим законодательством.

Предполагается, что исходной частью инновационной доктрины должны стать инновационные прогнозы, определяющие сценарии экономического развития на краткосрочную и долгосрочную перспективу. На основании таких прогнозов определяются стратегические приоритеты государственной (национальной) инновационной политики, предусматривающие концентрацию государственной поддержки и выделяемых бюджетных средств в направлениях, обеспечивающих интересы национальной безопасности и наиболее быстрое развитие производственного потенциала страны.

Для решения вышеперечисленных задач и в соответствии с функциями, определенными Декретом Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 г. № 7 «О совершенствовании государственного управления в сфере науки» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №30, 1/3553, 2003 г., №15, 1/4364) и Положением о Комитете по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2002 г. №1002, (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №86, 5/10858) Комитетом по науке и технологиям разработана Концепция инновационной политики Республики Беларусь на 2003 - 2007 годы (далее - Концепция) .

Настоящая Концепция разработана с учетом Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 8 августа 2001г. № 427 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., №75, 1/2901) .

По сравнению с инновационным планированием развитых стран аналогичные действия в Республике Беларусь имеют ряд существенных недостатков:

Государственная программа инновационного развития на 2007-2010 гг. не носит доктринального характера, в ней плохо отражены приоритеты долгосрочного развития.

Не уделено должного внимания проблемам формирования инновационной инфраструктуры,

Не рассмотрена проблема обеспечения всего цикла инжиниринговых работ.

Авторы программы вводят свою новую терминологию и некоторые понятия инновационной деятельности, отличные от ранее узаконенных нормативными документами. Это свидетельствует о недостаточном научно-методологическом обеспечении проводимых работ. Возникает вопрос о причинах столь разительного несоответствия взглядов, выводов и подходов в решении проблем у отечественных и зарубежных экспертов.

Это связано с тем, что отечественные исследователи в большинстве своём придерживаются устаревших статичных моделей анализа. В противовес этим традиционным механистическим упрощениям реальности (и именно в силу их механистичности) научная мысль разработала качественно иные модели анализа, получившие название «системный подход», в центре внимания которого находятся такие вопросы, как фундаментальная миссия анализируемой системы, цели её деятельности, механизмы целеполагания и связи с внешней средой, функциональное разделение ролей для достижения общих целей. И оказывается, что в рамках системного подхода нельзя рассматривать частные явления отдельно от общих, а также, определять свойства целого на основе знания свойств частей. В рамках же традиционных подходов, наоборот, в большинстве случаев частное рассматривается отдельно от общего, а свойства целого выводятся на основании свойств частей.

Ни один из инновационных процессов не обходится без участия подготовленных специалистов. В Беларуси (на 2013 год) высшее образование можно было освоить в 45 (в 2010г. - в43) вузах государственной формы собственности (в т.ч., в классических университетах) и 10 вузах частной формы собственности. В вузах предлагались программы обучения по более чем 357 специальностям и 1 тыс. специализаций . На все формы обучения в вузы запланировано принять 112,6 тысячи студентов (в 2010 - 103 тыс., в 2009 - 97 тыс., в 2008 - 94,2 тыс.), в том числе на дневное отделение - 60,3 тысячи человек (из них 25 тысяч - на дневной бюджет). На обучение в вузах претендовали 150 320 человек, сдавших ЦТ. (в 2010-м ЦТ проходило менее 173 тыс., в 2009 - до 175 тыс., в 2008 - до 174 тыс.) . В 2012 году <#"justify">Несмотря на то, что Республика Беларусь переживает переходной период от плановой экономики СССР к рыночной, и находится в условиях экономического кризиса, правительство старается инвестировать среда бюджета и в инновации, которые, свою очередь, приносят казне хороший доход. Ниже представлены некоторые данные статистики прошлых лет.

Табл. 4. Затраты организаций на технологические инновации по областям и г.Минску (млн.руб.)

200520112012РБ236206387636977937546Брестская160400561477554341Витебская988367308541612337Гомельская141646636737032420439Гродненская1619541875650726170Г.Минск23152610233971035191Минская136056299601559580Могилёвская1568345990151029488

Составлено по данным из

Удельный вес затрат на технологические инновации по областям и г. Минску. (в %)

Табл. 5. Объём отгруженной инновационной продукции организациями промышленности (млн. руб.)

200520112012Продукция собственного производства46063141254957867456883683Из неё инновационная70035713672337881510140В т.ч. на внутренний рынок119167513861241209077624За пределы РБ58118962286213752432516В страны СНГ17786541631481737225775В РФ12387791192121825720220

Составлено по данным из

Распределение внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования. (Сравнительные данные за 2005 и 2012 гг.)

Из приведенных данных следует, что наша страна, несмотря на потрясения, кризисы, недавний обвал экономики, продолжает активно развиваться, инвестировать средства в науку и готовить новых специалистов, которые в будущем продвинут научно-технический прогресс. В республике открываются новые программы по инвестированию в инновации, что на мой взгляд должно будет принести бюджету хороший доход, а также - расширяется перечень специальностей и специализаций, по которым ВУЗы готовят квалифицированных специалистов. Я считаю, что подъём уровня образования в стране является залогом не только технического и экономического прогресса, но и прогресса духовного, морального развития населения, что также очень важно для формирования высокоинтеллектуального, креативного общества. Возможно, в будущем в Республике Беларусь, всё-таки, осуществится переход к инновационной экономике, что выведет нашу страну на мировой уровень. По крайней мере, направления в политике и экономике позволяют нашей стране стремиться к этому, повышая уровень образования, а также вступая в международные договоры по инновациям с другими государствами.

Заключение

По окончании работы можно сделать несколько выводов.

Наука и технологии прогрессируют огромными темпами, практически каждый день что-то изобретается, улучшается, запатентовывается, рационализируется. Появляется огромное количество научно-исследовательских институтов. Наука, инновации являются факторами развития экономики.

На данный момент самый прогрессивный вид экономики - инновационная экономика, основанная на достижениях человеческого интеллекта. Не случайно в современном мире на передовой уровень выходят экономики таких стран, где имеется мощный инновационный сектор. Например, Япония, Германия, США. В будущем экономика всех государств должна перейти на инновационный уровень, т.к. индустриальный уровень ХХ в., устаревая, перестаёт приносить государству необходимый доход.

В наше время сделано очень много научно-технических открытий, внедрено огромное количество новых технологий в таких областях знаний, о которых сто лет назад человечество и не подозревало.

Разработка и развитие новых направлений науки - это не только прогресс технологий, но и прогресс экономики, т.к. инновации, поставленные на службу человечеству, являются хорошо продаваемым товаром, приносящим доход в казну государства. Разные страны мира разрабатывают всё новые и новые инновационные программы, которые в дальнейшем обязаны привлечь в бюджет большие средства, улучшив тем самым экономическую ситуацию. Я считаю, что это самый верный путь развития экономики, так как он напрямую связан с развитием научно-технического прогресса.

К сожалению, наша страна сейчас находится среди так называемых «догоняющих стран», у нас много пережитков советской эпохи, которые тормозят развитие нашей экономики. Но, несмотря на потрясения, кризисы, недавний обвал экономики, продолжает активно развиваться, инвестировать средства в науку и готовить новых специалистов, которые в будущем продвинут научно-технический прогресс. В республике открываются новые программы по инвестированию в инновации, что, на мой взгляд должно будет принести бюджету хороший доход, а также - расширяется перечень специальностей и специализаций, по которым ВУЗы готовят квалифицированных специалистов. Я считаю, что подъём уровня образования в стране является залогом не только технического и экономического прогресса, но и прогресса духовного, морального развития населения, что также очень важно для формирования высокоинтеллектуального, креативного общества. Возможно, в будущем в Республике Беларусь, всё-таки, осуществится переход к инновационной экономике, что выведет нашу страну на мировой уровень. По крайней мере, направления в политике и экономике позволяют нашей стране стремиться к этому.

Список использованных источников

1. Базилевич В. Д. Неортодаксальна теорія Й. А. Шумпетера // Історія економічних учень: У 2 ч.. - 3-е издание. - К.: Знання, 2006. - Т. 2. - С. 320. - 575 с.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. / Иноземцев В.Л. (ред. и вступ. ст.). М.: Academia, 1999.

Герасимов А.В. Инновационное развитие экономики: теория и методология// Очерки истории экономической мысли. М.: Вильямс, 2013.

Голиченко О. Г. Российская инновационная система: проблемы развития // ВЭ. -2004, -№ 12-. - С. 16-35

Государство в меняющемся мире: отчет о мировом развитии. 1997 // Всемирный банк. - Вашингтон, 1997.

Демчук, М. И. Республика Беларусь: системные принципы устойчивого развития / М. И. Демчук, А. Т. Юркевич. - Минск, 2003.

Жуковский И.В. Влияние инновационной деятельности на конкурентоспособность экономики страны (на примере Республики Беларусь)//Пленарные доклады, доклад№3, декабрь 2011