Допризывная подготовка. Оказание помощи в полевых условиях

комплекс мероприятий, проводимых в рамках реализации гражданами РФ конституционного долга и обязанности по защите Отечества. Д. п. проводится в форме обязательной и добровольной подготовки гражданина к военной службе. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание; подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; медицинское освидетельствование. Добровольная подготовка включает: занятие военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах ВС РФ, др. войск, воинских формирований и органов; обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Сложившееся сегодня международная обстановка ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.Существующая в настоящее время система подготовки граждан к военной службе в Российской Федерации во многом повторяет прежнюю, рассчитанную на 2-годичный срок военной службы по призыву и принципиально иные качественные и количественные параметры и структуру военной организации государства. Переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе. Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется рядом негативных факторов. Особенно остро эта проблема видна при анализе гражданско-патриотических убеждений и ценностей молодого поколения. Исследования поведения детей показывают, что размытость патриотических ценностей ведет к тенденции нарастания потенциала экстремизма, антиобщественных проявлений, росту преступности, насилия и жестокости.

Программа « Допризывная подготовка» имеет военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно значимых ориентаций, готовности к военной службе.

Содержание данной программы воспитывает у подростков уважение и любовь к Родине, её героическому прошлому, к традициям Вооружённых Сил, способствует формированию знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки будущих защитников Отечества, сохранению и укреплению здоровья, развитию социальной активности обучающихся, решению проблемы расширения образовательного пространства.

Всё это делает программу значимой и актуальной.

Данная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации в части вопросов патриотического воспитания, а именно с Конституцией Российской Федерации, с требованиями законов РФ «Об образовании», «Об обороне», «О статусе военнослужащего», «О военной обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ». Поддерживает идею целевой программы «Патриотическое воспитание детей и молодёжи». Концепции

федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года

(с изменениями в соответствие с распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1742-р)

При составлении данной программы были использованы методики обучения по программам подготовки мотострелковых подразделений, методы и приёмы, описанные в учебной литературе (по педагогике, возрастной физиологии, психологии и др.).

Цель программы - способствовать патриотическому воспитанию обучающихся и ориентировать их на службу в армии и других силовых структурах РФ.

Обучающие:

Дать подросткам основные теоретические знания по разделам: «Военная история», «Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ», «Огневая (стрелковая) подготовка», «Военная топография», «Рукопашный бой» и др.

Привить практические навыки в избранной области деятельности в условиях максимально приближенных к реальным;

Развивать физические способности подростков;

Содействовать сохранению и укреплению здоровья подростков;

Способствовать воспитанию чувства патриотизма, коллективизма, морально-нравственных, волевых качеств обучающихся;

Развивать активность и самостоятельность, коммуникативные способности воспитанников;

Создать условия необходимые для более быстрой адаптации к армейской среде;

Ориентировать участников объединения на выбор профессии, связанной с защитой Отечества;

Развивающие:

Развить физические качества (быстроту, ловкость, координацию движений, гибкость и выносливость);

Развить коммуникативные и лидерские качества обучающихся;

Совершенствовать военно-патриотическое воспитания и повысить мотивации к военной службе

Дать начальные знаний в области обороны и обучения по основам военной службы

Воспитательные:

Воспитать уважение к Отечеству, чувство любви к Родине, бережное отношение к героическому прошлому нашего народа;

Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

Условия реализации

Программа разработана для подростков 14-17 лет. Принимаются все желающие. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Допускается дополнительный набор учащихся на второй и третий годы обучения по результатам собеседования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ

« ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА»

Возраст обучающихся -14-17 лет.

Продолжительность обучения -3 года.

Санкт-Петербург

2015

Пояснительная записка

Образовательная программа «Допризывная подготовка» имеет военно-патриотическую направленность.

Уровень освоения – общекультурный.

Актуальность программы

Сложившееся сегодня международная обстановка ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.Существующая в настоящее время система подготовки граждан к военной службе в Российской Федерации во многом повторяет прежнюю, рассчитанную на 2-годичный срок военной службы по призыву и принципиально иные качественные и количественные параметры и структуру военной организации государства. Переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе. Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется рядом негативных факторов. Особенно остро эта проблема видна при анализе гражданско-патриотических убеждений и ценностей молодого поколения. Исследования поведения детей показывают, что размытость патриотических ценностей ведет к тенденции нарастания потенциала экстремизма, антиобщественных проявлений, росту преступности, насилия и жестокости.

Программа « Допризывная подготовка» имеет военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно значимых ориентаций, готовности к военной службе.

Содержание данной программы воспитывает у подростков уважение и любовь к Родине, её героическому прошлому, к традициям Вооружённых Сил, способствует формированию знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки будущих защитников Отечества, сохранению и укреплению здоровья, развитию социальной активности обучающихся, решению проблемы расширения образовательного пространства.

Всё это делает программу значимой и актуальной.

Данная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации в части вопросов патриотического воспитания, а именно с Конституцией Российской Федерации, с требованиями законов РФ «Об образовании», «Об обороне», «О статусе военнослужащего», «О военной обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ». Поддерживает идею целевой программы «Патриотическое воспитание детей и молодёжи»; концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года

(с изменениями в соответствие с распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1742-р); государственной программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

При составлении данной программы были использованы методики обучения по программам подготовки мотострелковых подразделений, методы и приёмы, описанные в учебной литературе (по педагогике, возрастной физиологии, психологии и др.). Цель программы:

Цель программы - способствовать патриотическому воспитанию обучающихся и ориентировать их на службу в армии и других силовых структурах РФ.

Задачи

Обучающие:

Дать подросткам основные теоретические знания по разделам: «Военная история», «Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ», «Огневая (стрелковая) подготовка», «Военная топография», «Рукопашный бой» и др.

Развить практические навыки в избранной области деятельности в условиях максимально приближенных к реальным;

Развивать физические способности подростков;

Содействовать сохранению и укреплению здоровья подростков;

Способствовать воспитанию чувства патриотизма, коллективизма, морально-нравственных, волевых качеств обучающихся;

Развивать активность и самостоятельность, коммуникативные способности воспитанников;

Создать условия необходимые для более быстрой адаптации к армейской среде;

Ориентировать участников объединения на выбор профессии, связанной с защитой Отечества;

Развивающие:

Развить физические качества (быстроту, ловкость, координацию движений, гибкость и выносливость);

Развить коммуникативные и лидерские качества обучающихся;

Совершенствовать военно-патриотическое воспитания и повысить мотивации к военной службе

Дать начальные знаний в области обороны и обучения по основам военной службы

Воспитательные:

Воспитать уважение к Отечеству, чувство любви к Родине, бережное отношение к героическому прошлому нашего народа;

Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

Условия реализации

Программа разработана для подростков 14-17 лет. Принимаются все желающие. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Допускается дополнительный набор учащихся на второй и третий годы обучения по результатам собеседования

Сроки реализации

Сроки реализации

Срок обучения по программе-3 года.

Продолжительность образовательного процесса –792 часа.

1 год обучения-216 часов

2 год обучения-288 часов

3 год обучения-288 часов.

Режим занятий

1 год обучения: 216 часов, 2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза в неделю по 2 часа;

2 год обучения: 288 часов, 2 раза в неделю по 3 часа и один раз 2 часа или 4 раза по 2 часа;

3 год обучения: 288 часов, 2 раза в неделю по 3 часа и один раз 2 часа или 4 раза по 2 часа;

Продолжительность одного академического часа-45 минут, между часами предусмотрен перерыв на отдых 15 минут.

Наполняемость учебной группы по годам обучения

1 год-15 человек

2 год-12 человек

3 год-10 человек.

Формы занятий

Лекции, беседы, ролевые игры, дискуссии, практические занятия, спарринг – занятия, соревнования, экскурсии, посещение музеев, выезды в воинские части, учебно-тренировочные сборы, участие в конференциях.

Ожидаемый результат

Ожидаемый результат

К концу первого года обучения обучающиеся:

Познакомятся с составом Вооруженных Сил Российской Федерации,;

Получат представления по основным положениям Общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации;

Получат знания по пожарной безопасности, доврачебной помощи, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях;

Получат знания и навыки по туристской подготовке, организации походов;

Научатся приемам стрельбы из стрелкового оружия, выполнению строевых приемов;

Познакомятся с военной историей и развитием армии от Древней Руси до современной России;

Получат первоначальные знания об армиях вероятного противника;

Разовьют коммуникативные навыки;

Разовьют выносливость;

К концу второго года обучения обучающиеся:

Познакомятся с организацией подразделений Сухопутных войск и ВМФ ВС РФ;

Узнают об особенностях ориентирования на местности основы топографии;;

Овладеют навыками применения огнетушителей, транспортировки пострадавших, оказания доврачебной помощи при обморожениях, действий при сигналах Гражданской обороны;

Разовьют навыки взаимодействия в группе, эмоционально-волевой регуляции;

Познакомятся с основами теории стрельбы;

Познакомятся с основами выживания на незнакомой местности порядком оборудования укрытий и инженерных сооружений;

Приобретут навыки сбора, обобщения информации, анализе полученной информации. ;

Приобщатся к здоровому образу жизни;

Примут участие в соревнованиях ДЮОСИ «Зарница»

К концу третьего года обучения обучающиеся:

Познакомятся с частями и подразделениями ВС РФ их составом и основным вооружением

Познакомятся с основными военно-учетными специальностями ВС РФ;

Овладеют навыками, доврачебной помощи при несчастных случаях;

Овладеют навыками поведения при техногенных, природных и социогенных катастрофах и порядком действий в условиях радиационного, химического и бактериологического заражения;

Овладеют навыками рукопашного боя, сборки-разборки автомата АК-74, строевыми приемами;

Овладеют навыками передвижения в строю, приобретут навыки одиночной строевой подготовки,

Познакомятся с тактикой действия мотострелковых подразделений в обороне и наступлении

Познакомятся с организацией поискового движения в Ленинградской области;

Познакомятся с историей военных действий в годы ВОВ;

Примут участие в добровольческой деятельности, вахтах памяти, деятельности поисковых отрядов, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

Разовьют коммуникативные и лидерские качества;

Разовьют физические качества (быстроту, ловкость, координацию движений, гибкость и выносливость);

Получат знания и навыки способствующие воспитанию уважения к Отечеству, чувства любви к малой и большой Родине, бережного отношения к героическому прошлому нашего народа;

Получат знания и навыки способствующие формированию здорового образа жизни;

Примут участие в соревнованиях по допризывной военной подготовке.

Формы и способы проверки ожидаемого результата

Наблюдения педагога, опрос устный и письменный, анализ продуктов деятельности, тестирование на выявление уровня знаний, сдача нормативов, участие в соревнованиях.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Программа предполагает входную, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Входной контроль осуществляется в сентябре месяце и направлен на диагностику начального уровня знаний у обучающихся.

Промежуточный контроль осуществляется в январе и позволяет выявлять уровень освоения разделов и тем образовательной программы по итогам тестирования, и итоговым результатам участия в этапах ДЮОСИ «Зарница».

Итоговый контроль осуществляется в мае и направлен на выявление уровня освоения программы за год.

Способы фиксации результата образовательной программы.

Портфолио обучающегося, которое включает в себя: результаты тестирования и анкетирования, творческие и исследовательские работы, подборку материалов по темам образовательной программы, выполненную обучающимся самостоятельно, результаты участия в соревнованиях, походах, экспедициях,

Календарный учебно-тематический план

«ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА »

1 год обучения

месяц

РАЗДЕЛЫ

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

сентябрь

НАБОР ДЕТЕЙ

октябрь

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

ноябрь

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА.

декабрь

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ.

январь

февраль

ГО И РХБЗ ЗАЩИТА.ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА.

март

ВОЕННО- МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

апрель

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

май

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Итого

(пн.ср. пт.)

2 год обучения

месяц

РАЗДЕЛЫ

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Сентябрь

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОБУЧАЮЩИХСЯ.

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

октябрь

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

ноябрь

декабрь

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА.

январь

ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА

ГО И РХБЗ ЗАЩИТА.ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА.

февраль

ГО И РХБЗ ЗАЩИТА.ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА.

ВОЕННО- МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА.

март

ВОЕННО- МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

апрель

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

май

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

октябрь

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.

ноябрь

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА..

декабрь

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.

ОБЩЕСТВЕННО ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА.

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Январь

ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА.

ВОЕННО- МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА.

февраль

ВОЕННО- МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА..

март

ГО И РХБЗ ЗАЩИТА.ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

апрель

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

май

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Итого


строевой подготовке

Допризывная подготовка организуется и проводится с юношами на основании Закона Республики Беларусь “О воинской обязанности и воинской службе” в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

Цели допризывной подготовки:

формирование у юношей морально-психологической готовности к военной службе;

привитие знаний, умений и основ культуры воинской службы, необходимых для освоения обязанностей защитника Отечества.

Задачи допризывной подготовки :

расширение и углубление знаний о героизме и мужестве наших предков в деле защиты Отечества;

воспитание гражданственности и патриотизма, чувства личной ответственности за выполнение конституционного долга по защите Республики Беларусь;

обучение стрельбе из пневматической и малокалиберной винтовок; метанию ручных гранат; действиям в экстремальных условиях и на учебном поле боя; строевым приемам и движениям без оружия; выполнению нормативов и упражнений по основам военного дела, общефизической и военно-прикладной физической подготовке.


ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:

назначение и порядок выполнения основных строевых приемов без оружия;

требования безопасности при выполнении строевых приемов.

Учащиеся должны уметь:

приводить в порядок форму одежды и внешний вид;

выполнять строевые приемы на месте и в движении.

быстро и четко выполнять приемы и ориентироваться в обстановке при построении и перестроении.


МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

Строевая подготовка является одной из важных дисциплин допризывной подготовки. Она вырабатывает у юношей строевую выправку, опрятный внешний вид, умение быстро и четко выполнять приемы и ориентироваться в обстановке.

Строевое обучение способствует общей тактической выучке допризывника, организованности, сплочению коллектива, соблюдению порядка и укреплению дисциплины.

В целях обеспечения организованного проведения занятий по строевой подготовке и привития учащимся практических навыков в выполнении строевых приемов классы именуются взводами, каждый класс делится на два – три отделения.

Из числа юношей (далее – обучаемые), обладающих высокими морально-психологическими и лидерскими качествами, приказом руководителя общеобразовательного учреждения назначаются командиры взводов и отделений (далее – командиры).

Каждое занятие по строевой подготовке начинается с построения личного состава взвода, проверки наличия учащихся и доклада командира взвода руководителю о готовности к занятию.

На занятии должны соблюдаться требования строевого устава при действиях, ответах, а также при обращении учащихся к руководителю занятия (по воинскому званию), прививаться дисциплинированность и подтянутость, воспитываться воинская вежливость и строевая выправка.

При проведении занятий по строевой подготовке руководитель должен находиться там, откуда удобнее учить обучаемых, следить за их действиями и своевременно реагировать на их ошибки. Наиболее целесообразным удалением от строя обучаемых надо считать: для командиров отделений 3-4 шага, командира взвода


5-6 шагов. При таком удалении руководитель имеет возможность наблюдать за действиями всех обучаемых. Обучаемые, находясь под контролем руководителя, внимательнее относятся к объяснениям и показу приемов, меньше отвлекаются и всегда готовы к выполнению команд.

Решающее значение в строевой подготовке имеет умение командира громко и четко подавать команды. Неправильно или несвоевременно поданная команда приводит военнослужащих в замешательство и ведет к невыполнению приема, необходимости начинать его выполнение сначала и потере учебного времени. При подаче команд командир должен принимать положение


«СМИРНО». Это воспитывает у подчиненных дисциплинированность и уважение к строю. Также значительную роль в качестве обучения, старательности обучаемых играет рациональная организация занятий и строгое соблюдение регламента тренировок. Срывы занятий, переносы тренировок и сокращения перерывов ведут к появлению равнодушия у обучаемых и снижению общих результатов тренировок.

В обучении личного состава строевым приемам в основном применяются следующие методы:

ознакомление с приемом и образцовый показ его выполнения;

изучение приема и разучивание порядка его выполнения;

тренировка в выполнении приема.

При показе у обучаемого создается зрительное представление о строевом приеме, поэтому показ должен быть безупречен. Приемы и действия, показанные четко, правильно и красиво, всегда производят на обучаемых должное впечатление и вызывают желание выполнять их так, как было показано. Показ необходимо всегда сопровождать кратким объяснением. Для создания полного и правильного представления об изучаемом приеме или действии недостаточно иметь зрительное представление, необходимо осмыслить и повторить изучаемый прием.

Для улучшения результатов в своей практической деятельности по обучению военнослужащих строевой подготовке руководителю необходимо изучать психолого-педагогические особенности каждого обучаемого военнослужащего по анкетным данным и в повседневной деятельности. Выводы из такого изучения помогут руководителю установить хороший психологический климат в подразделении, настроить обучаемых на максимальную отдачу при освоении строевых приемов, правильно выбрать основные направления воспитательного воздействия на каждого обучаемого.
СТРОИ И ИХ ЭЛЕМЕНТЫ. МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ СТРОЕМ. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМАНДЫ. ОБЯЗАННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПЕРЕД ПОСТРОЕНИЕМ И В СТРОЮ.

Строи и их элементы.

Для успешного освоения основных положений Строевого устава и умелых действий в различных строях необходимо в первую очередь знать все элементы строя, порядок выполнения команд, обязанности солдат перед построением и в строю.

Строй был и остается основой подготовки личного состава к совместным действиям. Он, как никакой другой вид обучения, воспитывает быстрое, точное и единодушное исполнение воли командира. Действия в строю требуют глубокого понимания обучаемыми необходимости четких, быстрых и сноровистых движений при выполнении приемов в составе отделения и взвода.

Обучение строевой подготовке следует начинать с изучения обязанностей перед построением и в строю, которые необходимо всегда точно и четко выполнять.

Строй - установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и воинских частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах. Элементами строя являются шеренга, фланги, фронт и тыльная сторона.

Шеренга - строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии. Линия машин - строй, в котором машины размещены одна возле другой на одной линии.

Фланг - правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются. Фронт - сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины - лобовой частью). Тыльная сторона строя - сторона, противоположная фронту.

Для определения расстояния между военнослужащими (машинами) в строю назначается интервал и дистанция.

Интервал - расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.

Дистанция - расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.

Размеры строя определяются шириной и глубиной.

Ширина строя - расстояние между флангами.

Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах - расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).

Строи бывают одно- и двухшереножные.

Двухшереножный строй - строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются. Четыре человека и менее всегда строятся в одну шеренгу.

Неполный

Дистанция
Рис. 1 Двухшереножный строй и его элементы
Ряд - два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным; последний ряд всегда должен быть полным.

При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу.

Одношереножный и двухшереножный строи могут быть сомкнутыми или разомкнутыми.

В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.

В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.

Колонна - строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) - одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более.

Рис 2 Строй – колонна по два


Четыре человека и менее строятся в колонну по одному.

Колонны применяются для построения подразделений и воинских частей в походный или развернутый строй.

Развернутый строй - строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром.

Развернутый строй применяется для проведения поверок, расчетов, смотров, парадов, а также в других необходимых случаях.

Походный строй применяется для совместных действий на марше, при подготовке и после выполнения задач.

Походный строй - строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

Для обозначения направления, дистанции и скорости движения, подачи сигналов в строю назначается направляющий и замыкающий.

Направляющий - военнослужащий (подразделение, машина), который движется головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (подразделения, машины).

Замыкающий - военнослужащий (подразделение, машина), который движется последним в колонне.

Развернутый строй отделения может быть одношереножный (шеренга) или двухшереножный.

Построение отделения в одношереножный (двухшереножный) строй производится по команде «Отделение, в одну шеренгу (в две шеренги) - СТАНОВИСЬ».

Подав команду, командир отделения становится в положение «смирно», лицом в сторону фронта построения; отделение выстраивается влево от командира, как показано на рис. 3 и 4, на установленных интервалах и дистанциях; при этом носки обуви у всех должны быть на одной прямой линии.

С началом построения командир отделения выходит из строя строевым шагом и следит за выстраиванием отделения.

Отделение (экипаж, расчет) численностью в четыре человека и менее всегда строится в одну шеренгу.

При необходимости выровнять отделение на месте подается команда «РАВНЯЙСЬ» или «Налево - РАВНЯЙСЬ».

По команде «Равняйсь» все, кроме правофлангового, поворачивают голову направо (правое ухо выше левого, подбородок приподнят), выравниваются так, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым. При выравнивании военнослужащие могут несколько передвигаться вперед, назад или в стороны.

По окончании выравнивания подается команда «СМИРНО», по которой все быстро ставят голову прямо. При выравнивании отделения после поворота его кругом в команде указывается сторона равнения. Например: «Направо (налево) - РАВНЯЙСЬ».

Рис. 3. Развернутый одношереножный строй отделения

Рис. 4. Развернутый двухшереножный строй отделения

Условные обозначения:

К – командир отделения

НО – наводчик-оператор

СС – старший стрелок

С – стрелок

П – пулеметчик

Г – гранатометчик

ПГ – помощник гранатометчика

МВ – механик-водитель

Походный строй отделения может быть в колонну по одному или в колонну по два. Построение отделения в колонну по одному (по два) на месте производится по команде «Отделение, в колонну по одному (по два) – СТАНОВИСЬ». Подав команду, командир отделения становится в положение «смирно», лицом в сторону движения, а отделение выстраивается, как показано на рис 5 и 6.

Рис. 5. Походный строй отделения - колонна по одному

Рис. 6. Походный строй отделения - колонна по два

Отделение (экипаж, расчет) численностью в четыре человека и менее всегда строится в колонну по одному.

Перестроение отделения из развернутого строя в колонну производится поворотом отделения направо по команде «Отделение, напра-ВО». При повороте двухшереножного строя командир отделения делает полшага вправо.

Перестроение отделения из колонны в развернутый строй производится поворотом отделения налево по команде «Отделение, нале-ВО». При повороте отделения из колонны по два командир отделения делает полшага вперед.

Перестроение отделения из колонны по одному в колонну по два производится по команде «Отделение, в колонну по два, шагом - МАРШ» (на ходу - «МАРШ»).

По исполнительной команде командир отделения (направляющий) идет вполшага, вторые номера, выходя вправо, в такт шага занимают свои места в колонне, как показано на рис. 24; отделение двигается вполшага до команды «ПРЯМО» или «Отделение - СТОЙ».

Перестроение отделения из колонны по два в колонну по одному производится по команде «Отделение, в колонну по одному, шагом - МАРШ» (на ходу - «МАРШ»).

По исполнительной команде командир отделения (направляющий) идет полным шагом, а остальные - вполшага; по мере освобождения места вторые номера в такт шага заходят в затылок первым и продолжают движение полным шагом (рис. 23).

Для перемены направления движения колонны подаются команды:

«Отделение, правое (левое) плечо вперед - МАРШ»; направляющий заходит налево (направо) до команды «ПРЯМО», остальные следуют за ним;

«Отделение, за мной - МАРШ (бегом - МАРШ)»; отделение следует за командиром;

«Отделение, кругом - МАРШ».
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЮ СТРОЕМ

Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом и сигналами, а также передаются с помощью технических и подвижных средств. Команды и приказания могут передаваться по колонне через командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей.

В строю старший командир находится там, откуда ему удобнее командовать. Остальные командиры подают команды, оставаясь на местах, установленных старшим командиром.

Построение, движение, изменение направления движения и другие действия подразделений в пешем строю производятся по командам, приказам и приказаниям. Поэтому изучение строевой подготовки руководитель должен начинать с разъяснения обучаемым сущности и порядка управления строями с помощью команд.

Предварительные и исполнительные команды.

Команда разделяется на предварительную и исполнительную; команды могут быть и только исполнительные.

Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.

По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю и вне строя на месте, принимают положение «смирно», а в движении ногу ставят тверже.

Исполнительная команда подается после паузы громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.

С целью привлечь внимание подразделения или отдельного военнослужащего в предварительной команде при необходимости называется наименование подразделения или звание и фамилия военнослужащего. Например, «Взвод (3-й взвод), СТОЙ»; «Рядовой Иванов, кру-ГОМ».

Команды (сигналы), относящиеся ко всем подразделениям, принимаются и немедленно исполняются всеми командирами подразделений.

При передаче команды сигналом предварительно подается сигнал «ВНИМАНИЕ», а если команда относится только к одному из подразделений, то подается сигнал, указывающий номер этого подразделения. Сигналы для обозначения номеров подразделений устанавливаются командиром воинской части (подразделения).

Готовность к принятию команды сигналом обозначается также сигналом «ВНИМАНИЕ».

Получение сигнала подтверждается его повторением или подачей соответствующего сигнала своему подразделению.

Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда «ОТСТАВИТЬ». По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.

Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.

Военнослужащий обязан:

проверить исправность своего оружия, закрепленной за ним боевой и другой техники, боеприпасов, индивидуальных средств защиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения;

иметь аккуратную прическу и опрятный внешний вид;

заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки;

знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его; в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию; не выходить из строя (машины) без разрешения;

в строю без разрешения не разговаривать, быть внимательным к приказам (приказаниям) и командам (сигналам) своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;

передавать приказы, команды (сигналы) без искажений, громко и четко.

ОБУЧЕНИЕ СТРОЕВОЙ СТОЙКЕ. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЮ КОМАНД «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ».

Для обучения строевой стойке командир отделения строит отделение в одну шеренгу и, выйдя перед серединой строя, показывает, как нужно принимать строевую стойку (рис. 7).



Рис. 7. Строевая стойка

Начиная занятие, командир знакомит подчиненных с элементами строевой стойки путем образцового ее показа. При этом подчиненные должны видеть командира при показе спереди и сбоку.

Строевая стойка принимается по команде «СТАНОВИСЬ».

По этой команде быстро стать в строй и стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, а носки развернуть по линии фронта на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.

Закончив показ, командир размыкает шеренгу и дает возможность подчиненным принять положение строевой стойки, а сам проверяет каждого обучаемого, добиваясь устранения допущенных им ошибок. Затем командир приступает к разучиванию строевой стойки по элементам (Рис. 8). Если большинство подчиненных шеренги допускают ошибки, командир приступает к практическому изучению приема с помощью подготовительных упражнений.

Для этого обучаемые отделения в разомкнутом одношереножном строю становятся на линию строевой площадки. Командир отделения показывает первое подготовительное упражнение – «Развертывание носков по линии фронта на ширину ступни». Дает обучаемым возможность выполнить в течение двух минут это подготовительное упражнение, а сам следит за положением носков. После этого командир приступает к тренировке.

Выполнение этого подготовительного упражнения осуществляется по команде «Носки свести, делай РАЗ, носки развести, делай ДВА». Подавая команды, командир отделения следит за шириной разведения носков и указывает на допускаемые обучаемыми ошибки. Сначала упражнение несколько раз выполняется под общую команду, затем командир отделения проверяет выполнение упражнения каждым обучаемым. После этого он командует приступить к самостоятельной тренировке. Выполнять упражнение следует несколько раз и только после этого проверить, не отклонились ли носки от линии.

Рис. 8. Изучение строевой стойки во элементам:

а - проверка правильности положении корпуса; б - положение корпуса при строевой стойке; в - отличие строевой стойка от положения «вольно».
После одиночной тренировки можно перейти к попарной тренировке.

Затем командир отделения показывает второе подготовительное упражнение – приподнимание груди с подачей корпуса несколько вперед, подбиранием живота, развертыванием плеч и опусканием рук посредине бедер. Это упражнение отрабатывается в такой же последовательности, как и предыдущее. Командир разъясняет солдатам, что, начиная это упражнение, необходимо сделать глубокий вдох и в таком положении задержать грудную клетку, сделать выдох и продолжить дыхание с при поднятой грудью. Приподняв грудь, корпус тела следует немного подать вперед и подобрать живот, а плечи развернуть. Руки при этом опускаются так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедер. Чтобы проверить правильность подачи корпуса несколько вперед, необходимо приподняться на носки, а, затем, не изменяя наклона корпуса, опуститься на всю ступню.

Разучивание этого подготовительного упражнения осуществляется по команде «Грудь приподнять, живот подобрать, плечи развернуть, корпус тела подать вперед, делай РАЗ, принять начальное положение, делай ДВА». Упражнение делается до тех пор, пока каждый обучаемый в отделении не почувствует отличия положения корпуса при правильной строевой стойке от положения в свободном состоянии.

При отработке второго подготовительного упражнения командир отделения показывает, как обучаемые, должны держать голову при строевой стойке. Чтобы проверить правильность положения головы, необходимо принять строевую стойку и, не опуская головы, посмотреть вниз перед собой. При правильном положении головы обучаемый должен видеть на площадке самую близкую точку в двух-трех шагах от себя, любое другое положение головы обучаемого будет неправильным.

Научив принимать строевую стойку по разделениям, командир тренирует подчиненных в выполнении приема в целом, для чего подает команды, например: «Отделение, в одну шеренгу–СТАНОВИСЬ» или «Отделение–СМИРНО». Обучаемые выполняют команды, принимают строевую стойку, а командир следит за их действиями и добивается устранения допущенных ошибок.

Чтобы проверить, правильно ли обучаемые принимают строевую стойку, необходимо подать команду «СМИРНО», а после этого команду «Поднять носки ног». Если у кого-либо строевая стойка была принята неправильно, корпус тела не был подан несколько вперед, то они это действие выполнят легко. Те, кто строевую стойку принял правильно, носки ног поднять не смогут. С этой же целью можно приказать обучаемым приподняться на носках. Если они легко, без наклона вперед, выполнят команду, значит, строевая стойка выполнена правильно.


Учебное пособие для 10-11 (11-12} классов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения с 11-летним и 12-летним сроками обучения
Допущено Министерством образования Республики Беларусь

ВВЕДЕНИЕ
Человек проник в тайны внутриядерной энергии, вышел в космическое пространство, клонирует клетки животных. Человеческий разум покорил Землю, но не смог. примирить человечество. Мир еще не научился жить в мире. И в третье тысячелетие люди вошли с грузом диктата и насилия, с локальными и глобальными конфликтами, с наличием армий почти во всех странах мира.
Беларусь - миролюбивое государство. В Конституции нашей страны записано, что, “Республика Беларусь в своей внешней по-
литике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой”. Но одно миролюбие в современной обстановке еще не дает гарантий безопасности. Одним из приоритетных направлений обеспечения безопасности Республики Беларусь является создание необходимого оборонного потенциала.
В последние годы произошли изменения в теории и практике подготовки и ведения войн. Вооруженная борьба сегодня уже не является единственным и основным средством достижения целей войны. На первый план вышли политические, дипломатические, экономические, информационные и иные формы противоборства. Вероятность и исход войны в настоящее время всё более и более зависят от единства и готовности всего народа встать на защиту Отечества. Всё это придало национальной безопасности страны, защите Отечества действительно всенародный характер.
Трансформировалось и содержание вооруженной борьбы - приоритетными в ней стали неконтактные действия, специальные операции, действия иррегулярных войск, террористические акции. Радикальные изменения в содержании вооруженной борьбы привели к необходимости глубокого реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь. Возникла необходимость в организации стройной системы территориальной обороны страны, актуальной стала допризывная подготовка граждан к военной службе.
Оборона страны отнесена белорусским законодательством к важнейшим функциям государства, является всеобщим делом, а защита Республики Беларусь определена ее Конституцией как обязанность и священный долг граждан республики. Испокон веков вооруженная защита Отечества была уделом мужчин, их долгом и делом чести. В Беларуси установлена воинская обязанность, в соответствии с которой граждане подлежат воинскому учету, готовятся и привлекаются к военной службе либо службе в резерве Вооруженных Сил или в других воинских формированиях республики, состоят в запасе.
Закон Республики Беларусь “О воинской обязанности и воинской службе” предусматривает обязательную и добровольную подготовку граждан к военной службе. Важным элементом обязательной подготовки является допризывная подготовка, которая проводится в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.
Целью допризывной подготовки является формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к военной службе, обеспечение учащихся знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника Отечества.
В процессе обучения допризывники и призывники должны усвоить конституционные права и обязанности граждан по защите государства, предназначение Вооруженных Сил и других воинских формирований Республики Беларусь, порядок прохождения военной службы солдатами и сержантами, основные требования Военной присяги и общевоинских уставов; приобрести практические умения, физическую закалку и психологическую устойчивость, с тем чтобы, будучи призванными на военную службу, успешно овладевать вверенным вооружением и военной техникой.
В учебном пособии изложено содержание всех тем программ по допризывной подготовке для средних школ, профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений. Вместе с тем последовательность подачи материала несколько отличается от размещения тем в программах. Такое отступление делает учебное пособие более стройным, логически последовательным и не должно вызывать трудностей при изучении предмета.
В первом разделе учебного пособия содержится теоретический материал по героическому историческому прошлому нашего народа, зарождению, развитию и современному состоянию Вооруженных Сил Республики Беларусь, военному законодательству, конкретизируются вопросы подготовки и прохождения военной службы. Изучение этого материала способствует воспитанию гражданственности и патриотизма, формирует психологическую готовность к предстоящей военной службе.
Во втором разделе представлен в основном практический компонент допризывной подготовки. Практическая отработка приемов, упражнений и нормативов способствует более осознанному восприятию вопросов первого раздела, а также дает возможность приобрести первоначальные умения, которые помогут молодым солдатам быстрее адаптироваться к военной службе.
Изучение предмета “Допризывная подготовка” в комплексной системе идеологического и военно-патриотического воспитания формирует у юношей готовность к выполнению конституционного долга по защите Родины, укрепляет моральный дух учащихся, способствует повышению их сознательности, ответственности, дисциплинированности, трудовой активности.
В настоящем издании учтены изменения в военном строительстве, результаты реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь после 2001 года.

ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА
Из всех конституционных обязанностей граждан Беларуси лишь одна определена как священная - это защита Республики Беларусь. Чтобы выполнять воинский долг осознанно и достойно, надо знать свою страну, ее прошлое и настоящее, иметь представление об армии, быть морально, психологически и физически готовым к предстоящей военной службе и, если понадобится, к вооруженной защите Отечества - Республики Беларусь.

ГЛАВА I
Страницы мужества и героизма белорусского народа
Живущие обязаны прошлому и в ответе перед будущим. Что мы взяли у наших предков, как воспользовались их наследием, что передадим потомкам?
Не счесть ратных подвигов, совершенных на белорусской земле, не счесть имен героев, самоотверженно защищавших свою Родину.
В настоящей главе вспомним не о битвах, войнах или исторических событиях, а о людях, вставших на защиту родной земли, своего народа, Отечества. Задумаемся, поразмышляем и оценим мужество, отвагу и величие духа наших предков.
§ 1. Защита Отечества нашими предками
Вооруженная борьба восточных славян. История знает немало примеров, когда в истребительных войнах прекращали свое существование целые племена, народы, государства. С древних времен право на жизнь и свое дальнейшее развитие надо было отстаивать, а потому вопросы защиты, вооруженной борьбы приобретали первостепенное значение.
Наши древнейшие предки - восточнославянские племена. Они вели оседлый образ жизни, успешно развивали земледелие, скотоводство, ремесла, а когда нападал враг - мужественно и умело защищались.
В период разложения первобытно-общинного строя и зарождения феодальных отношений у восточных славян участие в военных предприятиях не являлось привилегией для одних и бременем для других. В них участвовали все, кто был к этому способен, а значит, подготовка к военным действиям, приобретение необходимых умений и навыков были делом всех.
Ближайшими соседями восточных славян на юге были кочующие в Причерноморских степях гунны и авары, а затем - хазары, печенеги, половцы. При очередных набегах они грабили, уводили пленных, опустошали восточнославянские земли. Всё это заставляло уделять большое внимание вооруженной защите. Наряду с сельскими поселениями восточные славяне строили большие укрепленные городища, окруженные земляными валами, рвами, частоколом из бревен. Для самообороны и ведения войн они совершенствовали свое вооружение, чему способствовало успешное развитие ремесел.
Восточные славяне и сами совершали походы. Их войска неоднократно достигали стен Константинополя, а византийский автор вынужден был признать, что славяне “научились вести войну лучше, чем римляне”. Летопись упоминает, что в войске киевского князя Олега в 907 году против Византии мужественно сражались полочане и радимичи, за что Полоцк получал дань от побежденных греков.
Но чаще нужно было защищаться, а успех приходил, когда действовали сообща. При очередном набеге половцев в 1168 году Великий князь киевский Мстислав, собрав всех удельных князей, обратился к ним со словами: “Друзья и братья! Оставим междоусобие; воззрим на небо, обнажим меч и, призвав имя Божие, ударим на врагов. Славно, братья, искать чести в поле и следов, проложенных там нашими отцами и дедами”. Половцы были разбиты. В совместных походах против кочевников вместе с киевскими князьями принимали участие со своими дружинами князья полоцкий Давид, гродненский Мстислав, туровский Глеб, пинский Ярослав и другие.
В 1240 году, захватив устье Невы и город Ладогу, шведы намеревались преградить новгородцам выход к Балтийскому морю. Войско шведа Я. Биргера прошло по Неве и расположилось лагерем у реки Ижоры. Новгородский князь Александр Ярославич с небольшим отрядом и дружиной полочан подошел к шведскому лагерю и в рукопашном бою наголову разгромил противника. Летописец высоко отозвался о белорусском воине Якове Полочанине. По его словам, тот, “наихав на шведский полк с мечом мужествовав много”. После боя князь Александр Невский лично благодарил храброго ратника ьще более сокрушительное поражение было нанесено крестоносцам на Чудском озере в 1242 году.
Невская битва (слева Александр Невский, справа - Н. Биргер, на переднем плане - Яков Полочанин). Древнерусская книжная миниатюра XVI в.
Куликовская битва. Ярким примером объединения против общего врага явилась Куликовская битва (1380), где под руководством Великого князя московского Дмитрия Донского сражались и пришедшие со своими отрядами князь полоцкий и псковский Андрей, его брат князь Дмитрий Ольгердович, князь Дмитрий Боброк, друцкий князь Глеб. Объединенными силами Золотой Орде был нанесен сильнейший удар, в результате которого она неуклонно пошла к упадку.
Сражение началось с поединка между двумя богатырями: русским Александром Пересветом и монгольским Челубеем. Оба погибли в смертельной схватке. Затем сблизились войска, и началась битва. Упорство и ожесточенность Куликовского сражения летописец в знаменитом “Сказании о Мамаевом побоище” описывает так: “На том поле сошлись сильные полки вместе, из них выступили кровавые зори от сияния мечей, точно молнии блещут. И был треск ломающихся копий и удары мечей”.
Белорусы могут гордиться мужеством и отвагой своих предков - воинов, пришедших на Куликово поле, чтобы участвовать в справедливой борьбе за правое дело всех братских восточнославянских народов.
Грюнвальдская битва. Еще одним примером совместной борьбы с врагом является знаменитая Грюнвальдская битва, в которой против Тевтонского ордена крестоносцев плечом к плечу сражались литовские, польские, белорусские и русские герои.
Битва состоялась 15 июля 1410 года у деревни Грюнвальд. Началась она со смелой атаки конницы Витовта. Атака была решительной и мощной, всадники уже громили немецких бомбардиров и приблизились к рыцарям, но были встречены лавиной стрел арбалетчиков и лучников. И тут ринулась в бой закованная в броню стена рыцарской конницы. Выступили и передовые польские полки. Неприятели сошлись в сече.
Стоял неимоверный гул от боевых кличей, криков, ржания коней, лязга оружия. “Нога наступала на ногу, доспехи ударялись о доспехи, и пики направлялись в лица врагов...” Долгое время войска сражались без всякого успеха. Витовт, забыв об усталости и пренебрегая опасностями, появлялся то в одном, то в другом месте сражения, призывал и вел в бой своих воинов.
Мощный удар нанесли немцы по центру, где стояли воины смоленского, оршанского и Мстиславского полков. Русские сражались отчаянно, сдерживая в несколько раз превосходящего их противника. Польский историк XV века Ян Длугош писал: “... русские витязи из смоленской земли, построенные тремя отдельными полками, стойко бились с врагами... Тем заслужили они бессмертную славу”.
Магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгин-ген, почувствовав, что силы противника на исходе, встал во главе своих войск и пошел, как он считал, на разгром врага, но просчитался. Поляки с одной стороны, литовцы - с другой ударили по войску Юнгингена. Сотни пруссов, а за ними и рыцари, побросав знамена и оружие, начали сдаваться в плен.
Не удалось ордену заковать славянство в те кандалы, которые были найдены победителями после битвы в лагере крестоносцев. Мужество и отвага наших предков в их борьбе с немецкими захватчиками при Грюнвальде - золотая страница воинской доблести и славы белорусского народа.
Доблесть и слава белорусских полков. Царское правительство не давало оружия многим народам, для белорусов же никогда никаких ограничений не существовало. Более того, из них формировались целые полки.
Полоцкий полк. Высочайшим достижением военного искусства конца XVIII века было взятие неприступной по тем временам турецкой крепости Измаил. В беспримерном штурме под командованием А. В. Суворова принимали участие воины Белорусского егерского корпуса и Полоцкого пехотного полка. В критический момент штурма, когда неприятель стремился сбросить атакующую колонного полка подполковник Я су некий повел полочан в контратаку. Их решительные действия заставили турок отойти, бросить свои позиции и бежать. Но и полочане понесли потери, пал смертью храбрых их мужественный командир подполковник Ясун-ский. Тогда на его место встал полковой священник Трофим Кубинский. С крестом в руке он увлек за собой солдат, поставленная перед полком задача была выполнена.
Полочане мужественно дрались в Бородинской битве, защищая знаменитую батарею Раевского, в штурме Лейпцига и при взятии Парижа, в осаде Варны и защите Севастополя.
Минский полк, 26 августа 1812 года часть корпуса маршала Жюно и полки князя Ю. Понятов-ского стремились отрезать 1-ю гренадерскую дивизию от основных сил Багратиона. Минский 54-й пехотный полк в составе дивизии, совершив маневр, внезапно контратаковал французов и поляков, рассеял их боевой порядок и отбросил на исходные позиции. О его командире, полковнике
А. Красавине, в наградном листе напечатано: Предводительствовал вверенным ему полком с примерным неустрашием и, находясь под сильным пушечным огнем, действовал отлично и подавал под-командующим свой пример личною храбростью, причем получил сильную в ногу от ядра контузию”. В последующем полк громил и гнал захватчиков в направлении Малоярославца, Смоленска, Логойска, Радошковичей, Олыпан, Гродно.
Лихие белорусские гусары. Среди полков, именовавшихся названиями белорусских городов, наиболее старейшую и богатую на события летопись имел Белорусский 7-й гусарский полк. Только при штурме крепостей Силистрии и Рущук во время войны с Турцией их трофеями стали 82 вражеских знамени и 437 орудий.
Отчаянные рубаки Гродненского гусарского полка под командованием Кульнева вносили смятение и сеяли панику среди французов в 1812 году. 30 июля в бою под Клястицами отряд Кульнева основательно потрепал части маршала Удино, захватив почти весь его обоз и 900 пленных. У деревни Боярщина прямым попаданием французского ядра Кульневу оторвало обе ноги. Смерть наступила почти мгновенно. Яков Петрович Кульнев заслуживает вечной памяти. Даже в Финляндии он оставил о себе самые добрые воспоминания как о воине-рыцаре по отношению к побежденным. Именно таким Кульнев вошел в финскую национальную литературу. В Гродненском гусарском полку он стал полковником, затем генерал-майором, Георгиевским кавалером. Полку было присвоено его имя.


КОНЕЦ ФРАГМЕНТА КНИГИ

педагогические науки

  • Ларионов Валентин Викторович , учитель
  • Средняя общеобразовательная школа
  • ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА
  • Профессиональный стандарт педагога и качество подготовки: детерминанты современного образования
  • Формирование валеологической культуры будущих специалистов по социальной работе в вузе
  • Дихотомия социальной ответственности интеллигенции: социокультурный анализ
  • Роль родителей в формировании здорового образа жизни ребенка
  • Проблемы формирования патриотического сознания у подрастающего поколения

Введение

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службы» от 28 марта 1998 года, от 31 декабря 1999 года №1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан РФ к военной службе» в общеобразовательных учреждениях должны проводиться учебно-полевые сборы.

К участию на учебные сборы привлекаются учащиеся, не имеющие освобождения по состоянию здоровья.

Программой учебных сборов предусмотрено ознакомление учащихся с размещением и бытом военнослужащих, организацией караульной и внутренней службы, изучение элементов строевой, огневой, тактической, медицинской и физической подготовки.

Организация проведения учебно-полевых сборов в Ольхонском районе осуществляется, и проводятся на основании постановления мэра района, и приказа начальника райвоенкомата о проведении учебно-полевых сборов и назначении должностных лиц на период сборов.

А также издавались приказы начальником РОО «О проведении итоговых занятий по стрельбе из автомата боевыми патронами с юношами 10-х классов».

Вооружённые силы РФ представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны страны. Они предназначены для отражения агрессии против государства, вооружённой защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации по осуществлению миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

Сегодня одной из приоритетных задач строительства Вооружённых сил РФ по-прежнему остаётся сохранение потенциала стратегических сил сдерживания.

Главной целью политики РФ в этой области является недопущение любого вида силового давления и агрессии против России или её союзников, а в случае её развязывания – гарантированная защита её суверенитета, территориальной целостности и других жизненно важных национальных интересов государства. Данная политика РФ в области стратегического сдерживания является стержнем всей системы национальной безопасности страны и основывается на Конституции РФ и действующем российском законодательстве.

В соответствии с военной доктриной. Вооружённые силы могут применяться также для оказания помощи населению страны при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Одной из важных задач по подготовке юношей к службе в Вооруженных силах РФ является военно-патриотическое воспитание. В нашей совместной работе по формированию у учащихся военно-патриотических качеств можно использовать различные способы и методы. В данном случае мы проводим военно-полевые сборы с учащимися 10 классов, направленные на воспитание и обучение, а также получение определенных знаний и умений в области военного искусства. При проведении сборов юноши усваивают свои конституционные права, уясняют цели и характер нашей оборонительной доктрины, предназначение Вооруженных Сил, приобретают физическую закалку и психологическую устойчивость. Проведение военно-полевых сборов помогает решить одну из важных задач, военно-профессиональную ориентацию и военно-патриотическое воспитание учащихся, формирование у школьника убеждения в необходимости стать защитником своей Родины. Военно-профессиональная ориентация является частью всего учебного процесса, она неразрывно связана с формированием всесторонне развитой личности. Наша основная цель сформировать у молодого человека морально-боевые, организаторские и другие качества необходимые защитнику Отечества, воспитывать у молодежи уважение и любовь к Вооруженным Силам, правильное представление о характере военной службы. Наши юноши получив определенные знания в области обороны, с честью и достоинством исполняют свой воинский долг в Вооруженных Силах РФ. Принимали участие в боевых действиях в горячих точках, это Афганистан – Чечня, имеют государственные и правительственные награды.

Основными целями и задачами учебно-полевых сборов являются:

  1. формирование морально – волевых качеств, осознание активной роли личности в становлении характера, умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей;
  2. вырабатывать у юношей подтянутость, аккуратность, умение быстро выполнять команды; научить умелому использованию оружия;
  3. воспитывать верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости;
  4. воспитать у наших допризывников чувство патриотизма, любви к ВС РФ.

Учебно-полевые сборы юношей 10-х классов школ района проводятся на базе общеобразовательных школ района.

В первый день заезда проводится формирование взводов. Они формируются по смешанному типу, т. е. в список взвода включаются учащиеся из разных школ.

При такой системе комплектования, учащиеся из одной школы, попадают в совершенно разные взвода, по сути, в новые коллективы. Это даёт возможность командирам за короткий срок подготовить боеспособный коллектив и позволяет исключить возможные негативные явления. Словом, комплектование взводов на срок проведения сборов максимально приближено к армейским условиям.

Занятия на сборах проводятся согласно распорядку дня, начиная с подъёма в 7 00 часов и до отбоя в 22 00 часа. Все занятия проходят по расписанию, при этом преподаватели имеют при себе конспекты занятий.

В часы досуга, а это послеобеденное время, проводится кросс, соревнования по волейболу, гиревому спорту, подтягиванию на перекладине, футболу.

При такой организации распорядка дня, свободного времени у учащихся практически нет и меньше возможности для совершения противоправных действий.

Как начальник штаба провожу большую организаторскую учебную работу. Занимаюсь оформлением документации, распорядком дня, расписанием занятий, списками личного состава взводов, планами – конспектами занятий.

Открытие учебно-полевых сборов

Перед открытием учебно-полевых сборов, весь личный состав сборов активно готовиться к торжественному открытию. При этом командиры взводов проверяют форму, одежду, причёску, обувь, внешний вид участников. Даётся команда на построение. Начальник сборов докладывает военному комиссару района о готовности допризывников к проведению учебно-полевых сборов.

Флаг Российской Федерации в честь открытия учебно-полевых сборов поднимают заместители командиров взводов.

На торжественном открытии присутствуют представители администрации района, военный комиссар, перед участниками сборов выступают участники ВОв, боевых действий в Чечне, Афганистане.

После торжественной части, участники сборов повзводно проходят торжественным маршем перед присутствующими.

Первый день сборов

В первый день проводятся занятия по строевой подготовке. Где отрабатываются строевые приёмы и движение без оружия, выход из строя, подход к начальнику, доклад.

Строевые приёмы отрабатываются как индивидуально с каждым учащимся, так в составе отделения и взвода. Занятия проводят командиры взводов, добиваются того, чтобы учащиеся были подтянуты, внешне опрятны, умели чётко выполнять команды, и были в постоянной готовности к действиям.

Командир взвода также следит за действиями учащихся и исправляет ошибки, обращая особое внимание на правильность выполнения строевых приёмов.

Цель данного занятия – воспитать дисциплинированность и ответственность за выполнение команд и приказов, добиваться чёткости и слаженности действий.

Сначала отрабатываются одиночные строевые приёмы, затем в составе отделения, в составе взвода.

Огромное значение для поддержания внутреннего порядка и дисциплины имеет изучение теоретической части и отработка практических навыков Устава Внутренней и Гарнизонно-караульной служб.

Для этого назначается дежурный по сборам, в его распоряжение выделяется 9 дневальных, которые исполняют обязанности по поддержанию порядка и дисциплины. На разводе назначается начальника караула, разводящие и караульные по количеству постов. Данное караульное подразделение предназначено для охраны и обороны объектов, находящихся на территории лагеря.

Для чёткого выполнения службы на постах караульные проходят специальную подготовку, изучают свои обязанности. Также вывешивается наглядная агитация, плакаты: обязанности дежурного по сборам, дневального, часового на посту.

Второй день сборов. Тактическая подготовка

Тактика – это составная часть военного искусства, которая охватывает теорию и практику ведения боя.

На тактическом поле повзводно отрабатывается наступление, развёртывание в цепь, оборона, отрываются окопы для стрельбы из положения лёжа, маскировка.

При этом также отрабатывается передвижение учащихся на поле боя:

  • бегом;
  • ускоренным шагом;
  • перебежками;
  • переползанием по-пластунски, на боку, на получетвереньках.

Важное значение для достижения высокого качества проводимых занятий имеет материально-техническое обеспечение - макеты автоматов, сапёрные лопатки, противогазы и имитирующие средства, взрывпакеты, дымовые шашки.

При выдвижении на тактическое поле отрабатываются действия учащихся по вспышке ядерного взрыва: «Вспышка справа», «Вспышка слева». Главное, что должен усвоить учащийся - положение залечь лицом вниз, головой в сторону, противоположную взрыву, кисти рук под себя и плотно закрывают лицо.

Отработав данную тему, учащиеся должны знать:

  • способы передвижения на местности;
  • использовать защитные особенности местности;
  • передвигаться на местности разными способами;
  • развёртываться в боевой порядок;
  • вести оборонительный бой;
  • окапываться для стрельбы из положения лёжа;
  • метать гранаты;
  • оказывать самопомощь и взаимопомощь;
  • пользоваться средствами индивидуальной защиты.

Целью данного занятия является выработка у учащихся морально-боевых качеств, необходимых юношам для службы в армии, так как максимальное приближение к реальной боевой обстановке требует психологической и физической нагрузки.


Третий день сборов. Огневая подготовка

Занятия проводятся непосредственно в лагере командирами взводов.

Целью данного занятия является объяснение учащимся назначения и боевых свойств автомата, знакомство с устройством и положением частей и механизмов при заряжении и стрельбе, функциями частей и механизмов при стрельбе.

Каждый учащийся самостоятельно проводит разборку и сборку автомата, снаряжение магазина, при этом изучая каждый механизм в отдельности, т.е. назначение, устройство, принцип работы.

Таким образом, ребята достигают высоких показателей по данной теме, так как занятие разнообразное, живое и увлекательное. В процессе обучения у молодёжи развивается чувство гордости, отваги, другие качества необходимые для предстоящей воинской службы: смелость, стойкость в преодолении трудностей.

Четвёртый день сборов. Занятия по военной топографии и физической подготовке

На изучение военной топографии отводится сравнительно немного времени, занятия проводятся повзводно. Учащиеся должны научиться ориентироваться на местности без карты, определять направление и стороны горизонта и докладывать о своём местонахождении относительно ориентиров и местных предметов, определять расстояние до объекта и движение по пересечённой местности по определённому азимуту. В процессе обучения преподаватель воспитывает у учащихся инициативу и находчивость, готовность к принятию самостоятельных решений и настойчивость.

На занятиях по прикладной физической культуре учащиеся разучивают:

  • приёмы по самозащите против пистолета;
  • приёмы самозащиты против ударов ножом сверху, снизу, сбоку;
  • приёмы освобождения от захватов противника спереди, сзади,
  • проводятся тренировочные бои с применением изученных приёмов.

Цель данного занятия: развить у учащихся силу, ловкость, быстроту, смелость, воспитать работоспособность и дисциплинированность, прививать любовь к армии и спорту.


Пятый день сборов. Огневая подготовка из АК-74 по грудной фигуре. Выполнение начального упражнения

Цель данного занятия - практическая отработка выполнения начального упражнение стрельб из автомата боевыми патронами, привитие стремления к образцовому овладению боевым оружием и меткой стрельбой.

После построения и доклада командиров взводов о готовности, повзводно отправляем взвода на стрельбище, где их встречают уже работники военкомата.

Стрельбы проводятся под руководством военкома района. Целями служат грудные фигуры с кругами №4 на щите 75*75 см. После построения и доклада командиров взводов о готовности, участники сборов повзводно отправляются на стрельбище. Отрабатываются положение для стрельбы по грудной фигуре – лёжа, с упора, тремя одиночными выстрелами. Время на стрельбу неограниченное.

Выполнение начального упражнения стрельб из автомата с учащимися проводится в полном соответствии с методикой, принятой в военных училищах. Прежде чем учащиеся приступают к выполнению начального упражнения, выставляется оцепление. Командиры взводов проводят повторный инструктаж по ТБ, и тренировку в выполнении приёмов и правил стрельбы из автомата (изготовка к стрельбе, установка прицела, наводка, производство выстрела и разряжения оружия).

Вначале один из офицеров лично показывает стрельбу из автомата. После чего по команде вызывается первая смена на исходный рубеж уже подготовленная к стрельбе. На пункте боепитания, по докладу учащегося, один из офицеров выдаёт боевые патроны. После этого подаётся команда для выхода первой смены на огневой рубеж. Затем подаётся команда для заряжения автомата, и проводится контроль за правильностью действий учащегося. При необходимости озвучиваются замечания для устранения ошибок. После доклада учащихся, о готовности к стрельбе, военком подаёт команду на открытие огня. После окончания стрельбы первой смены, военком по команде отправляет первую смену в тыл, а на исходное положение вызывается очередная смена. Порядок стрельбы с последующими сменами повторяется.

После окончания стрельбы особое внимание обращают на учёт боёвых патронов, и на воспитание ответственности за их сохранность. Перед убытием со стрельбища командиры взводов осуществляют проверку участников сборов, проводится организованное отправление в лагерь.

Закрытие учебно-полевых сборов

Последний день сборов - торжественный и в тоже время волнующий момент. Начальник штаба называет наиболее отличившихся учащихся, начальник управления образования вручает грамоты и ценные подарки ребятам, поздравляет их с успешным завершением учебных сборов.

Под марш «Славянки» взводы торжественным маршем проходят перед трибуной. Участники сборов разъезжаются по своим школам.

Естественно такие занятия требуют от ребят немалых усилий, выдержки и терпения. Нагрузка несколько непривычная, но она по плечу настоящим мужчинам и даже усталость не может скрыть на лицах ребят чувства удовлетворения и гордости.

Через год-два эти ребята наденут солдатскую форму, и вольются в армейские ряды, уже знающими азы воинской службы.

Список литературы

  1. Журнал ОБЖ под редакцией О. Лысенского.
  2. Учебники ОБЖ под редакцией А.Т. Смирнова.
  3. Учебно-методическое пособие по НВП.
  4. Закон «О воинской обязанности и военной службе».
  5. Постановление главы администрации района.
  6. Приказы начальника РОО.