По допризывной подготовке. Программа патриотического воспитания допризывной молодежи «Призывник

требования безопасности

при проведении занятий по допризывной подготовке

(полевые сборы)

1. Общие требования

1.1. К занятиям по допризывной подготовке (полевые сборы) допускаются учащиеся, прошедшие полный курс теоретической подготовки, получившие положительные оценки, прошедшие медицинское освидетельствование и не имеющие ограничений к занятиям по физической подготовке.

1.2. Перед началом занятий преподаватель обязан провести обучение учащихся мерам безопасности при выполнении конкретных видов упражнений с регистрацией в журнале учебных занятий.

1.3. Безопасность при проведении стрельб, метании ручных гранат обеспечивается четкой их организацией, знанием и точным соблюдением порядка и правил, установленных на стрельбище или в тире, высокой дисциплинированно­стью всех участников стрельбы.

1.4. При выборе направления стрельбы, метании гранат, необходимо учитывать, что выстрел из винтовки опасен на дистанции до 200 м., при метании гранат до 50 м.

1.5. В целях недопущения несчастных случаев и обеспечения безопасности как стре­ляющих, так и окружающих на стрельбище и в тире запрещается:

Производить стрельбу из неисправного оружия даже по команде «Огонь»;

Брать в руки и заряжать оружие без команды руководителя стрельбы;

Прицеливаться и направлять даже незаряженное оружие в стороны и тыл, в мише­ни, если в направлении их находятся люди или животные, а также в людей или в живот­ных;

Выносить оружие в заряженном состоянии с огневого рубежа;

Оставлять где бы то ни было заряженное оружие или передавать его другим лицам без команды руководителя стрельбы;

Находиться на огневом рубеже посторонним от команды «Огонь» до команды «Отбой».

1.6. При следовании самостоятельно в район занятий пересекать проезжую часть до­роги по пешеходным переходам, а в случае их отсутствия - на перекрестках по линии тро­туаров и обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка переходить дорогу под прямым углом к ее продольной оси на участке, где дорога хорошо просматри­вается в обе стороны, убедившись, что переход безопасен.

2. Требования безопасности перед началом занятий.

2.1. Проверить исправность оружия, макетов гранат и других наглядных пособий и приспособлений.

2.2. Определить и обозначить границы огневого рубежа.

2.3. Выставить, если стрельба ведется на стрельбище, оцепление и назначить наблю­дателей за мишенным полем.

3. Требования безопасности во время проведения стрельбы из малокалиберной винтовки и метании макетов гранат.

3.1. При стрельбе стрелок обязан:

Держать оружие на линии огня дульной частью ствола только в направлении стрельбы под углом 45°-60° независимо от того, заряжено оно или нет;


Оставлять оружие или передавать его другому лицу только с разрешения по ко­манде руководителя стрельбы, при этом предварительно разрядив оружие;

Заряжать оружие только по команде руководителя «Зарядить оружие»;

Доложить руководителю о выполнении команды;

По команде «Огонь» самостоятельно заряжать оружие и вести огонь до окончания выполнения упражнения;

Доложить руководителю об окончании стрельбы, проверить отсутствие пульки в стволе, поставить оружие на предохранитель;

Положить оружие, по команде «Осмотреть мишени» подойти к мишени, опреде­лить количество пробоин (попаданий) и сумму очков.

3.3. Постоянно вести наблюдение за огневой зоной, при появлении в ней человека или животного немедленно прекратить стрельбу (метание гранат) и подать команду «Пре­кратить стрельбу (метание гранат), человек (животное) в зоне огня».

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. Способы искусственного дыхания

Искусственное дыхание проводится только в тех случаях, если пострадавший не дышит или дышит редко, судорожно, со всхлипыванием. Существует несколько способов искусственного дыхания:

1) рот в рот - оказывающий помощь производит выдох в легкие через трубку или непосредственно в рот или нос пострадавшего;

2) пострадавшего кладут на спину и подкладывают под нижние края лопаток валик из оде­жды. Оказывающий помощь становится на колени за головой пострадавшего и, взяв его за руки ближе к локтям, поднимает их вверх и заводит за голову до отказа, а через 2-3 с. пе­реводит их в прежнее положение. Ритмичность 16-48 движений в минуту.

4.2. Поддержание кровообращения с помощью наружного массажа сердца

При отсутствии пульса и расширении зрачков пострадавшему одновременно с ис­кусственным дыханием делается непрямой массаж сердца.

Если в оказании помощи участвуют два лица, то один делает искусственное дыха­ние, второй, встав с левой стороны пострадавшего, кладет ладонь одной руки на нижнюю треть груди, вторую руку накладывает на первую. Выполняются ритмичные надавливаю­щие движения основанием ладони на грудную клетку (частота 60-70 р/мин).

Если помощь оказывает один человек, то он массаж сердца и искусственное дыхание делает поочередно 2-3 выдоха и 15-20 ритмичных надавливаний на грудную клетку.

4.3. Порядок оказания первой помощи при ранениях и кровотечениях:

Слабое капиллярное кровотечение останавливается наложением повязок;

При сильных кровотечениях, при венозном и артериальном кровотечениях исполь­зуется жгут, закрутка;

Кровь из шеи останавливают прижатием челюстной артерии, из бедра - бедренной артерии.

Жгут или закрутка накладываются на время не более 2 часов. При внутренних кро­вотечениях к месту травмы прикладывается лед.

4.4. Первая помощь при переломах, вывихах, ушибах и растяжениях связок

При переломе, вывихе и т.д. наложить на поврежденную часть тела транспортную шину (доску, палку и т.д.). При этом необходимо исключить из движения не менее 2 суста­вов (выше и ниже места перелома). Место перелома обязательно закрыть мягкой ватой или бинтом.

При глубоком обмороке, остановке дыхания, пострадавшему необходимо сделать искусственное дыхание.

После оказания первой помощи обязательно обратиться к врачу.

4.5. Солнечный и тепловой удар

При солнечном и тепловом ударе пострадавший ощущает жажду, чувствует уста­лость, лицо краснеет, а затем бледнеет, повышается температура, могут появиться судоро­ги, потеря сознания.

Для оказания первой помощи при солнечном или тепловом ударе необходимо пере­нести пострадавшего в прохладное место, снять с него одежду, облить водой, положить холод на голову и грудь, обтереть тело холодной водой. Если отсутствует дыхание - сле­дует начать делать искусственное дыхание.

), перевязочными средствами и так далее, что является одним из главных составляющих мобилизационных возможностей государства .

Организация НВП

В СССР на основе Закона о всеобщей воинской обязанности, во всех средних общеобразовательных школах , в средних специальных учебных заведениях (техникумы) и в профессионально-технических училищах (ПТУ) НВП проводилась без отрыва от учёбы и производства.
НВП в средних общеобразовательных школах как предмет вводился с 9-го класса. Обучению подлежали юноши и девушки допризывного и призывного возраста. Также к сфере НВП относилась деятельность сети ДОСААФ .
По советской традиции преподавателями НВП по возможности набирались из числа офицеров вооружённых сил вышедших по выслуге лет в запас. Официально за ними закрепилось название военный руководитель или в обиходе сокращённое военрук .
В среднем в одну неделю полагалось два урока НВП.
Для полноценного изучения предмета, школы, ПТУ и техникумы обеспечивались соответствующей учебной материальной базой как:

  • учебное оружие (АК , малокалиберные винтовки, пневматические винтовки, муляжи ручных гранат);
  • средства индивидуальной защиты (противогазы, респираторы, ОЗК);
  • средства радиационной и химической разведки (дозиметры, газоанализаторы);
  • учебные плакаты и макеты.

Начальной стадией программы НВП было введение, на котором учащимся объяснялись следующие пункты :

  • Определение Вооружённых сил и его задачи.
  • Состав вооружённых сил, его структура и разделение на рода войск.
  • Система воинских званий в вооружённых силах и знаки различия.
  • Порядок прохождения воинской службы.

В Начальную военную подготовку входило изучение следующих дисциплин:

  • Строевая подготовка - учащихся обучали образовывать строй, маршировать строем и вне строя, выполнять строевые приёмы.
  • Огневая подготовка - ознакомление с устройством АК и ручных гранат и их ТТХ , обучение порядку сборки-разборки АК , ознакомление с теорией стрельбы и умению правильного прицеливания. Осуществление практических стрельб в тире.
  • Тактическая подготовка - ознакомление с теорией ведения боя, тактическими приёмами и действиями военнослужащих в бою.
  • Защита от Оружия Массового Поражения (ЗОМП) - ознакомление с индивидуальными средствами защиты и правилами их применения. Изучение средств химической разведки. Ознакомление с поражающими факторами оружия массового поражения. Поверхностное изучение основ Гражданской обороны .
  • Медицинская подготовка - поверхностное изучение оказания медицинской помощи получившим ранения и травмы.
  • Изучение уставов - ознакомление с Общевоинскими уставами ВС СССР .
  • Топографическая подготовка - ориентирование на местности, изучение условных обозначений на топографических картах, движение по азимутам.
  • Инженерная подготовка - изучение способов оборудования и маскировки позиций, устройства укрытий, окопов и траншей, основных типов мин и заграждений.

К окончанию программы НВП , при возможности учеников (только юношей) 10-го класса вывозили на недельные военные сборы в воинскую часть , дислоцированную в данном регионе, где они под руководством кадровых военных знакомились с бытом военнослужащих срочной службы, с организацией караульной и внутренней служб, с образцами вооружения, копали одиночные окопы для стрельбы, занимались строевой подготовкой, элементами огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовок, изучали средства индивидуальной, радиационной, химической и биологической защиты, осуществляли учебные стрельбы .

НВП по линии ДОСААФ

Кроме обязательной программы НВП преподаваемой в школах, техникумах и училищах, в СССР для юношей изъявивших желание получить дополнительную подготовку перед призывом на военную службу существовала всесоюзная сеть организации ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) представительства которого имелись во всех областных центрах союзных республик.

В системе ДОСААФ имелись военно-технические школы и аэроклубы . Для изъявивших желание юношей и девушек ДОСААФ мог предоставить бесплатное обучение по следующим военно-прикладным дисциплинам:

  • Курсы по вождению грузовых автомобилей;
  • Курсы по вождению гусеничной техники (гусеничные тягачи);
  • Курсы радиотелеграфиста;
  • Обучение прыжкам с парашютом и парашютный спорт ;
  • Обучение управлению спортивными самолётами и самолётный спорт ;
  • Обучение вождению мотоцикла и мотоциклетный спорт ;
  • Моделизм (авиамоделирование , судомоделизм , автомоделирование , ракетомоделизм)
  • и многое другое

Фактически ДОСААФ занимался подготовкой юношей изъявивших желание поступить на обучение в высшие военные училища. ДОСААФ занимался также военно-патриотическим воспитанием молодёжи

Современная ситуация

На данном этапе НВП как программа для общеобразовательных средних школ, средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ, является обязательной в следующих государствах бывшего СССР :

Несмотря на Законодательство «О воинской обязанности и военной службе» от 1998 года , которое гласит об обязательном наличии НВП в системе образования, в России так и не было возрождено преподавание НВП в школах, несмотря на неоднократные заявления руководства государства о том, что подобное возможно .

НВП в иных государствах

По объективным причинам правительства некоторых государств вынуждены повышать мобилизационные возможности государства внедрением НВП в общеобразовательную программу, либо содержать полувоенные образовательные учреждения, целенаправленно готовящих кандидатов для контрактной службы в вооружённых силах.

Израиль

В Израиле допризывная подготовка начинается с 13 лет. Осуществляется она в юношеской военизированной организации ГАДНА (аббревиатура с иврита «Молодежные батальоны»). Руководство ГАДНА осуществляется кадровыми офицерами ЦАХАЛ , которые координируют процесс обучения с Министерством просвещения. Каждый год ученики старших классов отправляются на двухнедельные сборы в военных лагерях. На сборах они находятся в подчинении армейских офицеров и сержантов. На время сборов школьники получают обмундирование. С ними проводятся занятия по стрелковой, физической и строевой подготовке.
По окончании сборов каждый старшеклассник на аттестации получает от экспертов заключение об уровне подготовки и предпочтение по выбору военно-учётной специальности. Также в системе ГАДНА имеется авиационная и военно-морская секции .

Великобритания

В Великобритании допризывная подготовка именуется термином Система вневойсковой подготовки (СВП ). Существует она вне общеобразовательной системы.
СВП представлена добровольными военизированными юношескими организациями школ и колледжей. Также имеются объединенные и армейские кадетские подразделения, кадетский корпус авиационной подготовки и морской кадетский корпус.
В объединенные кадетские подразделения принимаются юноши и девушки в возрасте от 11 до 18 лет. Сперва их зачисляют на один год, после чего этот срок при желании может быть продлен еще на год. В первый год обучения уделяется строевой и огневой подготовке, на втором году - обучение по военно-учётной специальности. В тематику занятий кадетов сухопутных войск могут входить: техническое обслуживание автомобилей и бронетехники, верховая езда, связь, преодоление естественных преград.
Армейские кадетские подразделения в отличие от объединенных кадетских подразделений формируются по регионам (графствам) и готовят молодежь для службы преимущественно в территориальных войсках. Набор в них может производиться как из учащейся так и не учащейся молодёжи. Армейские кадетские подразделения служат основой для формирования кадетских батальонов, в которой и осуществляется начальная военная подготовка молодежи .

  • § 7. Противодействие информационно-психологической агрессии
  • § 9. Законодательство Республики Беларусь по военным вопросам
  • § 10. Международное гуманитарное право в период вооружённых конфликтов
  • § 16. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе
  • § 23. Действия солдата, назначенного наблюдателем или дозорным
  • § 25. История возникновения и развития стрелкового оружия
  • § 28. Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова
  • § 29. Неполная разборка и сборка автомата Калашникова. Уход и сбережение
  • § 36. Воинское приветствие, выход из строя и подход к начальнику
  • § 41. Права, обязанности и ответственность военнослужащих
  • § 46. Прохождение срочной военной службы солдатами и сержантами
  • § 53. Психология и поведение человека, попавшего в экстремальную ситуацию
  • § 61. Прикладной физкультурно-спортивный комплекс «Защитник Отечества»
  • Приложение 1. Образцы формы одежды военнослужащих Вооружённых Сил Республики Беларусь
  • Приложение 2. Образцы военной техники иностранных армий
  • Приложение 3. Тактико-технические характеристики образцов вооружения и военной техники иностранных армий
  • Введение

    Человек проник в тайны внутриядерной энергии, вышел в космическое пространство, клонирует клетки животных. Человеческий разум покорил Землю, но не смог примирить человечество. Мир ещё не научился жить в мире. И в третье тысячелетие люди вошли с грузом диктата и насилия, с локальными и глобальными конфликтами, с наличием армий почти во всех странах мира.

    Беларусь — миролюбивое государство. В Конституции нашей страны записано, что «Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой». Но одно миролюбие в современной обстановке ещё не даёт гарантий безопасности. Одним из приоритетных направлений обеспечения безопасности Республики Беларусь является создание необходимого оборонного потенциала.

    В последние годы произошли изменения в теории и практике подготовки и ведения войн. Вооружённая борьба сегодня уже не является единственным и основным средством достижения целей войны. На первый план вышли политические, дипломатические, экономические, информационные, психологические и иные формы противоборства. Вероятность и исход войны в настоящее время всё более и более зависят от единства и готовности всего народа встать на защиту Отечества. Всё это придало национальной безопасности страны действительно всенародный характер.

    Трансформировалось и содержание вооружённой борьбы — приоритетными в ней стали неконтактные действия, специальные операции, действия иррегулярных войск, террористические акции. Радикальные изменения в содержании вооружённой борьбы привели к необходимости глубокого реформирования Вооружённых Сил Республики Беларусь. Возникла необходимость в организации стройной системы территориальной обороны страны, актуальной стала допризывная подготовка граждан к военной службе.

    Оборона страны отнесена белорусским законодательством к важнейшим функциям государства, является всеобщим делом, а защита Республики Беларусь определена её Конституцией как обязанность и священный долг граждан республики. Испокон веков вооружённая защита Отечества была уделом мужчин, их долгом и делом чести. В Беларуси установлена воинская обязанность, в соответствии с которой граждане подлежат воинскому учёту, готовятся и привлекаются к военной службе либо службе в резерве в Вооружённых Силах или других воинских формированиях республики, состоят в запасе.

    Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» предусматривает обязательную и добровольную подготовку граждан к военной службе. Важным элементом обязательной подготовки является допризывная подготовка, которая проводится в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

    Целью допризывной подготовки является формирование у юношей морально-психологической готовности к военной службе, обеспечение учащихся знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника Отечества.

    В процессе обучения допризывники и призывники должны усвоить конституционные права и обязанности граждан по защите государства, предназначение Вооружённых Сил и других воинских формирований Республики Беларусь, порядок прохождения военной службы солдатами и сержантами, основные требования Военной присяги и общевоинских уставов; приобрести практические умения и психологическую устойчивость, с тем чтобы, будучи призванными на военную службу, успешно овладевать вверенным вооружением и военной техникой.

    В учебнике изложено содержание всех тем программы по допризывной подготовке для учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования. Вместе с тем последовательность подачи материала несколько отличается от размещения тем в программе. Такое отступление делает учебник более стройным, логически последовательным и не должно вызывать трудностей при изучении предмета.

    В первой части учебника «Защита Отечества» содержится теоретический материал по героическому историческому прошлому нашего народа, зарождению, развитию и современному состоянию Вооружённых Сил Республики Беларусь, военному законодательству, конкретизируются вопросы подготовки и прохождения военной службы. Изучение этого материала способствует воспитанию у юношей гражданственности и патриотизма, формирует психологическую готовность к предстоящей военной службе.

    Во второй части учебника «Основы военного дела» представлен в основном практический компонент допризывной подготовки. Практическая отработка приёмов, упражнений и нормативов способствует более осознанному восприятию вопросов первой части, а также даёт возможность приобрести первоначальные умения, которые помогут молодым солдатам быстрее адаптироваться к военной службе.

    Изучение предмета «Допризывная подготовка» в комплексной системе идеологического и военно-патриотического воспитания формирует у юношей готовность к выполнению конституционного долга по защите Родины, укрепляет моральный дух учащихся, способствует повышению их сознательности, ответственности, дисциплинированности, трудовой активности.

    В настоящем издании учтены изменения в военном строительстве и военном законодательстве Республики Беларусь после 2006 года. Содержание главы 2 «Защита Республики Беларусь» основано на положениях Концепции национальной безопасности Республики Беларусь 2010 года. В учебнике использован иллюстрационный материал, предложенный государственным учреждением «Военно-информационное агентство Вооружённых Сил Республики Беларусь «Ваяр» и сотрудником Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь С. Н. Гамолко.

    Допризывная подготовка: учебник для 10-11-х кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В. Б. Варламов. - 3-е изд., пересмотр. и доп. - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. - 328 с. : ил.

    Математическая морфология.

    Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 8. -

    Вып. 3. - 2009. - URL:

    http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-23-html/TITL-23.htm

    http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-23-html/cont.htm

    УДК 355.211.5

    Значение допризывной подготовки в современных условиях и требования к ее содержанию

    Ó 2009 г. Филипченков Р. Н.

    (filipchenkov. doc )

    Рассмотрена необходимость увеличения масштабов допризывной подготовки граждан к военной службе, а также вопрос планирования начальной военной подготовке (НВП) молодежи в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и профессионально-технических училищах на занятия по НВП.

    Ключевые слова : начальная военная подготовка.

    На фоне сокращения сроков срочной службы годных к ней молодых людей становится не больше, а меньше. За последние 20 лет их число сократилось практически на треть. Причем более чем у 40 процентов допризывников здоровье и уровень физического развития вообще не соответствуют требованиям армейской службы.

    В советское время массовые, военно-прикладные и технические виды спорта, а также комплекс ГТО были неотъемлемой частью жизни большинства наших граждан. В спортивных общественных организациях, крупнейшей из которых являлся ДОСААФ, занимались люди от 14 до 60 лет, и как результат – призывной контингент в то время в целом отвечал требованиям военной службы. Сейчас же большая часть общественных спортивных организаций не решает данной задачи, поскольку в своей работе делают основную ставку на коммерческие виды спорта или спорт высоких достижений. За последние 10 лет число молодых людей, которые занимаются спортом в РОСТО, как правопреемнице ДОСААФ, сократилось почти в 25 раз. Это не смотря на то, что подготовка к армии должна начинаться задолго до попадания на призывной пункт и до поступления в училище.

    В итоге за последние 10 лет были потеряны главные составляющие допризывной подготовки молодёжи: это массовость (охват большей части молодёжи с 14 лет до 27 лет) и системность (комплексное развитие всех элементов допризывной подготовки).

    Ключевой элемент допризывной подготовки – обучение молодежи основам военной службы и военно-учетным специальностям. Тем более, что из-за сокращения сроков срочной службы не всегда хватает времени на подготовку специалистов непосредственно в армии. Базовым курсом школьной программы сегодня на это отводится лишь 70 часов. В последние годы все чаще говорят о необходимости введения службы в резерве по контракту, так как содержать мобилизационный резерв на контрактной основе в любом случае дешевле, чем кадровые воинские формирования. Если до недавнего времени для военных комиссариатов основной проблемой являлось выполнить план призыва и отправки призывников в войска, то в настоящее время, в связи с сокращением численности воинских частей и с сокращением срока службы по призыву до 1 года, для отправки в регулярные войска востребован лишь каждый четвертый военнообязанный гражданин РФ призывного возраста. Все это только повышает требования к допризывной подготовке, как одной из главных составляющих создания и накопления многомиллионного военно-обученного резерва.

    В условиях финансового кризиса этими проблемами заниматься непросто, но деваться некуда. Необходимо разработать нормативы по материально-техническому оснащению образовательных учреждений, которые участвуют в допризывной подготовке молодежи, и включить их в федеральный образовательный стандарт общего образования, который существует в нашей стране.

    Необходимо на качественно более высокий уровень поднимать начальную военную подготовку. До призыва на действительную военную службу с юношами допризывного и призывного возрастов повсеместно без отрыва от производства и учебы проводить начальную военную подготовку.

    Начальной военной подготовке (НВП) молодежи в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и профессионально-технических училищах на занятия по НВП необходимо отводить не менее 140 часов учебного времени, в том числе: в школах в 9-х и 11-х классах по два часа в неделю; в средних специальных учебных заведениях на старших курсах по 1-3 часа в неделю; в профессионально-технических училищах по 2-4 часа в неделю. Целесообразно также планировать проведение 14-дневных учебно-полевых сборов общей продолжительностью 70 часов, а всего на НВП отвести, таким образом, не менее 210 часов. Начальную военную подготовку с учащимися учебных заведений проводить штатными военными руководителями. Их подбор осуществлять военными комиссариатами по согласованию с директорами учебных заведений. С вновь назначенными военруками проводить установочные сборы продолжительностью один месяц, а со всеми военными руководителями перед началом учебного года – пятидневные учебно-методические сборы и ежемесячные методические занятия. В должностные оклады военных руководителей включить оплату часов за педагогическую работу.

    Для проведения начальной военной подготовки в каждом учебном заведении создать учебно-материальную базу, которая должна включать: военный кабинет; комнату для хранения учебного оружия; стрелковый тир; учебный городок для занятий по тактической подготовке и гражданской обороне; площадку для занятий по строевой подготовке; площадку для изучения приемов и правил стрельбы; место для практического изучения обязанностей дневального и часового; место для обучения чистке и смазке оружия; место для занятий по физической подготовке; музей, комнату (уголок) боевой и трудовой славы.

    Сегодня главная задача допризывной подготовки – формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к военной службе, обеспечение учащихся знаниями и умениями, необходимыми настоящему защитнику Отечества.

    Допризывная подготовка не ставит цели сделать из юноши готового солдата. Подготовить солдата по минимуму, снабдив его начальными знаниями и умениями в военном деле, можно и за несколько недель. Но ни за недели и даже месяцы не воспитать в нем чувства осознанной готовности к верному служению Родине.

    Занятия по допризывной подготовке должны проводиться не эпизодически и не с группой молодежи, а на протяжении 2-3 лет еженедельно, планово, системно. Допризывная подготовка – это комплексный, планируемый, педагогически управляемый учебно-воспитательный процесс.

    Примерный расчет часов по дисциплинам допризывной подготовки для учащихся средних учебных заведений представлен в таблице.

    ПРИМЕРНЫЙРАСЧЕТ ЧАСОВ

    ПО РАЗДЕЛАМ ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНОШЕЙ (ВАРИАНТ)

    Наименование раздела

    Общее количество учебных часов

    Вводная тема.

    Строевая подготовка

    Огневая подготовка

    Прикладная физическая подготовка.

    Военно-медицинская подготовка

    Инженерная подготовка

    Мобилизационная подготовка

    Противопожарная подготовка

    Основы обеспечения безопасности военнослужащих при прохождении ими военной службы

    Контрольные занятия

    Полевой выход

    Итого

    *Проведение полевого выхода планируется за счет тем по предметам обучения, и время на его проведение в итоговую сумму часов не входит.

    Примерные требования к содержанию начальной военной подготовки допризывника могут быть следующими:

    1. Строевая подготовка.

    Обязанности военнослужащего перед построением и в строю; строевые приемы и движения без оружия (с оружием); оценка одиночной строевой выучки военнослужащего.

    2. Огневая подготовка.

    Требования безопасности при обращении с оружием, ручными гранатами и боеприпасами; назначение, боевые свойства и устройство автомата, его неполная разборка и сборка; уход за автоматом, его хранение и сбережение; назначение и боевые свойства ручных наступательных, оборонительных и противотанковых гранат; подготовка ручных гранат к применению; основы и правила стрельбы; занятие огневой позиции, перемещение короткими перебежками и переползанием, прикрытие огнем друг друга; метание ручных учебно-имитационных наступательных и оборонительных гранат.

    3. Прикладная физическая подготовка.

    Приемы рукопашного боя; преодоление препятствий.

    4. Военно-медицинская подготовка.

    Табельные средства индивидуального медицинского оснащения личного
    состава и правила пользования ими; оказание первой помощи при ранениях
    и кровотечениях; меры личной профилактики заболеваний.

    5. Мобилизационная подготовка.

    Основы мобилизационной готовности; степени боевой готовности: их сущность, содержание и порядок ввода; способы оповещения о мобилизации;
    содержание и порядок доукомплектования подразделений мобилизационными людскими ресурсами.

    6. Противопожарная подготовка.

    Инструкции по требованиям пожарной безопасности; обязанности военнослужащих по выполнению требований пожарной безопасности; действия личного состава по сигналу пожарной тревоги; общие понятия о первичных средствах пожаротушения.

    7. Основы обеспечения безопасности военнослужащих при прохождении ими военной службы.

    Безопасность военной службы и ее содержание; обязанности военнослужащего по соблюдению требований безопасности и мер предупреждения заболеваний, травм, отравлений и поражений; действия военнослужащих при несчастных случаях, порядок оказания первой помощи пострадавшим.

    Отечественный и зарубежный опыт военного строительства убедительно доказывает, что проводимые в государстве военные реформы, в том числе связанные с сокращением численности Вооруженных Сил, требуют коренных изменений в подготовке и накоплении военных мобилизационных людских ресурсов. И если в силу объективных причин, и главным образом экономических, последнее невозможно реализовать на практике в ближайшие годы, то допризывная подготовка граждан к военной службе должна проводиться широкомасштабно.

    IMPORTANCE DOPRIZYVNOY PREPARATION IN MODERN CONDITION AND REQUIREMENTS TO HER CONTENTS

    Filipchenkov R.N.

    Considered need of the increase scale doprizyvnoy of preparing the people to military service, as well as question of the planning to initial military preparation (NVP) youth in general school, average special educational institutions and professional-technical school on occupations on NVP.

    Key words : initial military preparation.

    Академия войсковой ПВО Вооруженных Сил РФ

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Введение

    Программа патриотического воспитания допризывной молодежи «Призывник» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на г», Уставом МОУ ДОД Дом детского творчества, локальными правовыми актами ; Законом РФ «Об образовании»; Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; Программой развития МОУДОД.

    Программа определяет содержание, основные пути развития патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Дом детского творчества и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у подростков 16-17 лет.

    Программа патриотического воспитания «Призывник» имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

    Актуальность проблемы патриотического воспитания допризывной молодежи.

    Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере допризывной подготовки молодёжи характеризуется рядом негативных факторов. Основными из них являются:

    Ø отсутствие федеральной системы подготовки к службе в армии, начинающейся с дошкольного и школьного возраста и заканчивающейся подготовкой призывников непосредственно по военно-учётным специальностям,

    Ø отсутствие единой программы военно-патриотического воспитания,

    Ø отсутствие единого органа, объединяющего координацию деятельности исполнительной власти всех уровней и общественных организаций в этом направлении,

    Ø недостаточные объёмы спортивной подготовки и как следствие снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части призывников,

    Ø недостаточное развитие военно-прикладных и технических видов спорта,

    В свое время массовые, военно-прикладные и технические виды спорта, туризм, а также комплекс ГТО были неотъемлемой частью жизни большинства граждан. В общественных организациях, крупнейшей из которых являлся ДОСААФ, занимались люди от 14 до 60 лет, и как результат – призывной контингент в то время в целом отвечал требованиям военной службы. Сейчас же большая часть общественных спортивных организаций не решает данной задачи, поскольку в своей работе делают основную ставку на коммерческие виды спорта или спорт высоких достижений.

    Говоря о состоянии допризывной подготовки молодёжи, нельзя обойти вниманием такой важный её аспект, как обязательная подготовка граждан основам военной службы в образовательных учреждениях. На данный момент в образовательных школах вновь вводится предмет НВП, но первое с чем сталкиваются учреждения - это квалифицированные кадры, так как речь идет о специалистах, которые знают все основы военного дела и прослужили в армии офицерами.

    Все это привело к возникновению проблем у самих призывников при прохождении военной службы:

    · слабо сфор­мированная или вовсе негативная установка на военную службу;

    · отсутствие чет­ких представлений о характере воинской деятельности;

    · низкая морально-психологическая подготовленность к преодолению определенных трудностей, связанных с выполнением задач в специ­фических условиях военной службы;

    · отсутствие элементарных навыков, необходимых для военной службы;

    · слабое физическое развитие.

    В итоге за последние годы были потеряны главные составляющие допризывной подготовки молодёжи: это массовость (охват большей части молодёжи) и системность (комплексное развитие всех элементов допризывной подготовки).

    Одним из самых важным элементом системы допризывной подготовки молодёжи является военно-патриотическое воспитание. Президент России правильно отметил: «… из нашей жизни постепенно уходит такое понятие, как священный долг защитника Отечества, которое всегда считалось базовым для всей системы военно-патриотического воспитания в нашей стране. Наша с вами общая задача вернуть понятие и сделать его неотъемлемой частью жизни каждого молодого человека»

    Патриотизм - преданность и любовь к Родине, стремление служить её интересам, защищать от внутренних и внешних врагов Отечества - является духовным достоянием личности и государства.

    Необходимо констатировать, что на современном этапе, к сожалению, результативность военно-патриотического воспитания допризывной молодёжи низкая. В результате одной из основных причин уклонения граждан от мероприятий, связанных с призывом, является отсутствие у них осознанной мотивации в прохождении военной службы.

    Мероприятия, проводимые государством в области допризывной подготовки молодежи.

    В государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2годы" говорится, что чувство патриотизма, как форма переживания человеком своего отношения к Отечеству, является одним из наиболее глубоких, закреплённых веками, тысячелетиями чувств, которое выражается в потребности и достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования служении Родине. Это формирует гражданскую позицию личности. Приоритетным направлением в государственной программе является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

    Проводимые мероприятия по созданию нового облика Вооружённых Сил, переход на одногодичный срок военной службы по призыву требуют незамедлительной реализации мер, направленных на создание комплексной системы допризывной подготовки, отвечающей современным требованиям. Министерство обороны намерено предпринять ряд конкретных мер для исправления существующего положения дел. В рамках реализации стратегии социального развития Вооружённых Сил планируется реорганизовать спортивные клубы Вооружённых Сил в физкультурно-оздоровительные центры с возложением на них задач физической подготовки допризывной и призывной молодёжи. Предусмотрено более тесное сотрудничество с образовательными учреждениями и проведение совместных мероприятий (военно-спортивных сборов, игр и т. д.) Новой армии нужен качественно новый призывник.

    Работа с допризывной молодежью в учреждении дополнительного образования

    Система дополнительного образования может в достаточной степени компенсировать возникшие пробелы в подготовке старшеклассников и молодежи к несению военной службы за счет приобретения необходимых знаний, навыков и дальнейшего их применения на практике. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью одной передачи знаний невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в активную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, можно достигнуть успехов в этом направлении. Одним из наиболее действенных мер в учреждении дополнительного образования в области допризывной подготовки является занятия туризмом.

    Значение туризма для допризывной подготовки

    Туризм - это не только форма массового отдыха, физического развития и укрепление здоровья допризывников, но и эффективный способ подготовки их, к военной службе, формированию необходимых навыков и умений. Важная роль в воспитании качеств личности будущего воина принадлежит военизированным походам с элементами допризывной подготовки. Многодневные походы проводятся как полевые занятия.

    Юноша, который хочет принять участие в туристическом походе, должен быть физически подготовленным и здоровым.

    Основной целью программы является повышение качества допризывной подготовки молодёжи через занятия туризмом.

    Данная цель охватывает весь процесс обучения в туристическом клубе, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь воспитанников, разнообразные виды деятельности . Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

    Задачи:

    Образовательные:

    ² формирование первоначальных знаний, умений и навыков по начальной строевой и военной подготовке;

    ² формирование необходимых знаний, умений и навыков по топографии и ориентированию;

    ² формирование необходимых знаний, умений и навыков при работе со специальным снаряжением и оружием;

    ² формирование необходимых знаний, умений и навыков по оказанию первой доврачебной помощи;

    ² расширение знаний об основах выживания в экстремальных условиях;

    Воспитательные:

    ² Формирование внутренней мотивации к службе в армии;

    ² воспитание любви к Родине;

    Дом детского творчества

    Тренировочный карьер в

    Скалодром г. Кострома

    Туристические сборы, походы,

    Соревнования

    Умение правильно организовать свою деятельность в полевых условиях;

    Применение специального туристического снаряжения для преодоления препятствий и преград;

    Знать правила выживания при вынужденном автономном существовании

    привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

    Доврачебная помощь

    Виды травм

    Оказание помощи в полевых условиях

    - общие принципы оказания самопомощи,

    общие принципы оказания первой помощи

    Аптечка и природные лекарственные растения

    Ушибы, вывихи, переломы

    Укусы животных, змей, насекомых

    Первая помощь утопающему

    Дом детского творчества

    Тренировочный карьер в

    Практические занятия

    Умение правильно и своевременно оказать доврачебную помощь;

    Знать медицинские средства первой необходимости и способы их применения;

    Умение оказать первую помощь в полевых условиях

    Краеведение

    Герои, участники Великой Отечественной Войны,

    СК «Спартак»

    Полигоны в/ч г. Буя;

    Тренировочный карьер в с. Борок

    оборудование и снаряжение:

    Телевизор, видеопроектор;

    Туристическое снаряжение (палатки, рюкзаки, котелки и пр.)

    Мед. аптечка;

    Камуфляжная форма для областных соревнований.

    Кадровое обеспечение

    Группа

    Функции

    Состав

    Административно-координационная

    Осуществление общего контроля и руководства.
    Руководство деятельностью коллектива.
    Анализ ситуации и внесение корректив.

    Директор учреждения

    Консультативная

    Координация реализации программы.

    Проведение консультаций.

    Заместитель директора по УВР, методист

    Педагоги учреждения дополнительного образования

    Реализация программы в системе воспитательной работы .

    Использование современных воспитательных технологий.

    Педагоги дополнительного образования, педагог - организатор

    Партнеры, участвующие в реализации программы

    Организация профессиональной помощи педагогам.

    Помощь в проведение тренингов, круглых столов, встреч, походов, сборов, экскурсий

    в/ч № 000 (командир

    п/п О. Ажгин)

    СК «Спартак»


    Используемая литература

    1. Воспитательная работа в школе: Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений – М.: Школьная Пресса, 2002 – 144с. Щуркова воспитание. – М.: Педагогическое общество России, 2000.-128 с.

    2. . Воронов воспитания. – М.: школьная Пресса, 2000. – 96с. Организация воспитательной работы в школе: Пособие для директоров общеобразовательных учреждений. - М.: Школьная Пресса, 2002. – 144с.

    3. Весной сорок пятого года. – Минск: Издательство -Принт», 2005.-128с. В серии: «Праздник в школе».

    4 . «Детско-юношеский туризм» учебно-методическое пособие

    5. Калейдоскоп внеклассных мероприятий. Выпуск №2: Военно-патриотическое воспитание. – М.: Илекса, 2003.-248с.

    6. «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс . Учебник под редакцией, и др. , М., АСТ-ЛТД, 1997

    8. Патриотическое воспитание детей: Игры и программы. – М.: ГОУ ДЦРСДОД, 2003. – 64с. (Приложение к журналу «Внешкольник», 2003, №11)

    10. Сборник сценариев правовых форм: Проект «гражданская акция «Непоседа»». – Самара: Педагогический клуб «Радуга», 19с

    11. Интернет сайт www. *****

    Программы:

    1. Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на годы». – Воспитание школьника, 2006, № 2, с.2

    2. IV Всероссийская акция «Я – гражданин России». – Воспитание школьника, 2005, №1, с.16

    3. Программа воспитания школьников «Я – гражданин России». – Народное образование, 2002, № 2, с.168

    6. Программа гражданского и патриотического воспитания «Быть достойным». – Воспитание школьника, 2003, № 2, с.3

    7. Программа подготовки военно-спортивной профильной группы. – Приложение к журналу «Внешкольник», 2003, № 11, с.42

    8. Программы по военно-патриотическому воспитанию (деятельность постов №1). – приложение к журналу «Внешкольник», 2005, № 5

    9. Комплексная программа по воспитанию гражданственности и патриотизму – Воспитание школьника, 2001, № 10, с.25

    10. Программа «Здоровье и развитие молодёжи /Детский фонд». – Школьная библиотека, 2005, № 1-2, с.60