Московская сретенская духовная семинария. Эссе: "женщина в православной церкви"

Наверное, ни о чем не написано столько, сколько об отношениях между . И в православном разрезе тоже. А может быть – особенно в православном разрезе.

Мне кажется, есть в православных взаимоотношениях мужчин и женщин некоторые нюансы, не совсем правильно понимаемые и той, и другой стороной. Поэтому часто одни обвиняют других (кто вслух, кто мысленно). Постоянно я встречаю публикации православных авторов, несколько агрессивно утверждающих мужскую доминанту. Скажем так: это верно лишь отчасти. Давайте вместе проследим по Писанию замысел Божий о мужчине и женщине.

Итак, впервые мы встречаемся с волей Божией о мужчине и женщине в (см.: 1: 26–29), где Бог заповедует человеческой семье плодиться и размножаться и владычествовать над зверями. Тут нет даже еще речи о какой-либо иерархии. Потому что вначале говорится о сотворении человека как феномена, а потом уже о разделении этого феномена. Как пишет : «В Божией идее человека, можно сказать – человека как гражданина Небесного Царствия, – нет различия на мужа и жену, но Бог, заранее зная, что человек падет, устроил это различие».

Ева такая же помощница Адаму, как и Адам – помощник Еве. Помощник – в богопознании через ближнего

Во 2-й главе книги Бытие мы подробнее узнаем о сотворении человека: Адам был сотворен первым, Ева вторая – из ребра Адама, как «помощник, подобный» Адаму (ср.: Быт. 2: 20). Некоторые склонны усматривать иерархию в том, что Ева – помощница Адаму: раз она помощница, значит, Адам – главный. Однако чтобы правильнее понять это место, нужно задать вопрос: а в чем нужно было помогать Адаму? Конечно, в Бытии есть слова о том, что Адам должен был возделывать Эдем и хранить его (см.: Быт. 2: 15), но наивно полагать, что Адам с Евой по замыслу Божиему должны были пахать землю. «Что же недоставало в раю? – замечает святитель Иоанн Златоуст в толковании на этот фрагмент. – Но если даже делатель и нужен был, то откуда плуг? Откуда другие орудия земледелия? Дело Божие состояло в том, чтобы делать и хранить заповедь Бога, оставаться верным заповеди… что если коснется (запрещенного дерева), то умрет, а если не коснется, то будет жить». В этом свете становится более понятным, что значит «помощник». Как говорят богословы, Адам не видел в раю одного – человека. И чтобы усовершенствоваться, ему не хватало в том числе и того, чтобы всмотреться в еще один образ Божий, выйти из себя , чтобы взглянуть на такое же создание Божие. С этой точки зрения Ева такая же помощница Адаму, как и Адам – помощник Еве. Помощник – в богопознании через ближнего.

Когда Господь привел Еву к Адаму, тот сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2: 23–24). Сотворение Евы из ребра Адама также указывает не на подчиненное состояние Евы (яснее это будет видно далее), а на тождество их природы. Чтобы Адам и Ева были одой плотью поистине – для этого Господь использует для сотворения Евы не землю, как было со всеми животными и Адамом, а часть тела Адама.

В третий раз мы становимся свидетелями взаимоотношений Бога с человеческой семьей уже после грехопадения. После того как и Адам, и Ева сваливают свою вину за прегрешение на другого, Господь изрекает свой праведный суд. Вот тут нам нужно внимательно вслушаться в библейский текст: Господь «жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3: 16–19).

Обратим внимание: Бог оглашает Свой приговор. Всё, что написано в этих стихах, – кара Божия. То есть для женщины наказание – и скорбь беременности, и боль родов – далее логика не дает нам останавливаться, – и влечение к мужу, и господство мужа над ней. Это новое прочтение позволяет нам вернуться чуть назад и понять, что, если господство мужа над женой – наказание за грехопадение, следовательно, до грехопадения муж не господствовал над женой, но они были вполне полноправны. Как говорит : «Как бы оправдываясь перед женою, человеколюбивый Бог говорит: вначале Я создал тебя равночестной (мужу) и хотел, чтобы ты, будучи одного (с ним) достоинства, во всем имела общение с ним, и как мужу, так и тебе вверил власть над всеми тварями; но поскольку ты не воспользовалась равночестием как до лжно, за это подчиняю тебя мужу: и к мужу твоему влечение твое, и тот тобой обладать будет…

​Так как ты не умела начальствовать, то научись быть хорошей подчиненной. Лучше тебе быть под его начальством и состоять под его управлением, чем, пользуясь свободой и властью, носиться по стремнинам».

Собственно, и в Новом Завете апостол увещевает женщин также покоряться мужьям: «И вы, жены, повинуйтесь своим мужьям» (1 Пет. 3: 1). Но тут уже есть и другая нота, совершенно немыслимая для ветхозаветных отношений: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (1 Пет. 3: 7). Уже и женщина воспринимается не совсем так, как раньше, и любовь супругов воспринимается более духовно: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 25).

Однако мы видим из Евангелия, что и эти возвышенные отношения – не тот предел, которого мы должны достичь, не «план» Божий о человеке. Совершенство мы познаем из слов Христа, и относится оно к таинству будущего века: «Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк. 12: 25). И апостол говорит: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28).

Неравенство мужчины и женщины – это наказание Божие, епитимья, а любая епитимья носит временный характер

Итак, мы видим, что равенство мужчины и женщины нарушено грехопадением, неравенство же является частью отношений падшего сего мира, и нет в нем подлинной любви. Это наказание Божие, епитимья, а любая епитимья носит временный характер и прекращается с разрешением от греха. В Царстве Божием, где прощены и оставлены все грехи, все пребывают, как Ангелы, отличаясь друг от друга только благодатью и славой, которую святые прияли за свои подвиги, а совершенно не полом, титулом или иным чем земным.

На мысль приходит также аналогия из аскетических творений. Вероятно, все помнят, как рассуждает преподобный авва Дорофей о страхе Божием. Он говорит, что каждый христианин должен иметь его, но новоначальный и совершенный имеют его в разном качестве. Страх новоначального – страх раба, который боится наказания. Страх среднего – страх наемника, который боится потерять оплату труда. Страх совершенного – страх сына, который опасается опечалить родителя. В некотором смысле и женщина в Ветхом Завете оказывает послушание, как раба. В Новом – уже более как свободная, имеющая получить за это награду в вечности. И в будущем веке – входит в достоинство дочери, как мужчина – сына, и оказывает истинное послушание лишь Отцу.

Что следует из всех этих рассуждений? Прежде всего, предостережение мужчинам. Много мне, как священнику, случилось повидать мужчин, которые считают, что послушание – особенность женской природы, поэтому пытаются своей второй половине послушничество навязать словами, а иногда и делами. Видел я «православных» бородачей, которые за своеволие могли своей прекрасной половине и в зубы двинуть. Понятно, что таких уже не образумить, – их просто нужно отлучать от Причастия, пока мозги не встанут на место. Мое слово – к людям вменяемым. Не нужно прессовать женщин! Им и так нелегко. Кто на Небесах будет выше – знает только Бог.

За непослушание от женщины отходит благодать Божия. Но и мужчины должны относиться к женщине, как к хрустальному сосуду

Да, женщины должны оказывать послушание, и, как говорит старец Паисий Святогорец, за непослушание от женщины отходит благодать Божия. Но точно так же и мужчины – должны относиться к женщине, как к хрустальному («немощнейшему», как говорит апостол) сосуду. Если мужчина может сказать, что он всегда так относится к жене, – ну что ж, такой муж вправе искать послушания. Но я думаю, что любой мужчина, положа руку на сердце, не найдет в себе непоколебимой снисходительности и терпеливости, постоянной ласки и отзывчивости, а значит, нечего и от других требовать святости. Как говорится, научись соблюдать акривию по отношению к себе – и узнаешь, как творить икономию по отношению к другим.

Еще очень важный момент послушания (безотносительно к кому бы то ни было): послушание тогда является истинным, когда осуществляется с первого слова. Так говорит . Если приходится повторить второй и третий раз – это уже не имеет отношения к добродетели послушания. Это требование, настоятельная просьба, «пиление» – но никак не послушание. И это так – в среде и монашествующих, и мирян, по отношению и к детям, и ко взрослым. (Речь, конечно, не о том, если человек не услышал или не понял.) Поэтому, дорогие, если вас не слушают с первого раза, то нужно задуматься не о том, как заставить человека подчиниться, а о том, стоит ли повторять второй раз (сейчас я говорю только о взрослых).

Третье. Как уже в начале статьи мы заметили, наказание мужчины – «в поте лица своего есть хлеб», то есть зарабатывать. В наших нелегких земных условиях иногда происходит так, что женщине приходится работать наряду с мужчиной. (Оставим в стороне досужие разговоры о том, что труд – облагораживает.) Получается, мало того, что женщина несет сугубо женское наказание – тяжесть беременности, рождения детей и послушания мужу, так еще должна и за мужчину «мотать срок» – вкалывать в поте лица. Понятно, что под тяжестью двойного наказания сломаться может любой человек. Я уже не говорю о том, что суровое мужское наказание совсем не по женским плечам. Понятно, что у женщины есть свои труды – и так было испокон веков. Речь сейчас не совсем об этом. Речь о том, что в нормальной житейской ситуации женщина не должна вкалывать с восьми утра до пяти вечера. И испокон веков женщина не была включена всё время, скажем, в полевые работы. Когда женщина была нужна – для помощи при уборке урожая или в каких-то других особых случаях, – конечно, она вставала в строй с мужчинами, но вне этого аврального времени у нее была своя специфическая сфера деятельности. Эта сфера – создание и поддержание семейного очага, что в некотором смысле вкладывается в пресловутое «к мужу твоему влечение твое». Это влечение и побуждает женщину сделать из дома такое уютное гнездышко, придя в которое муж особо остро понимает свое семейное счастье.

Поэтому если другого выхода в семье нет (я имею в виду заработок женщины), то мужчина должен с максимальным пониманием относиться к этим неспецифическим для женщин условиям существования. И если уж ярмо зарабатывания денег накинуто на обоих, то так же на обоих, а не только на жену, должна быть наброшена лямка домашних обязанностей.

Чадородие само по себе не спасает. А спасает тогда, когда приводит женщину (да и всю семью) к «вере и любви в святости»

И еще несколько слов о третьем факторе в семье – детях. Сейчас много каких-то спекулятивных высказываний о значении многодетности в жизни, основанных на словах послания апостола Павла к Тимофею, что женщина «спасется через чадородие» (1 Тим. 2: 15). Однако как-то забывается, что через весь Новый Завет проходят главные условия спасения: наличие в человеке духа любви, смирения, кротости и т.д. Забывают то, что говорится через запятую после этих слов: «спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием » (выделено мной. – о. С.Б. ). То есть чадородие само по себе не спасает! Это не билет в Царствие Божие. А спасает в том случае, когда естественно приводит женщину (да и всю семью) к «вере и любви в святости». Из-за неправильного понимания этих слов некоторые многодетные мамы считают себя чуть ли не наполовину спасенными и презирают при этом малодетных и бездетных! Удивительно, как Священное Писание ничему нас не учит! Достаточно вспомнить ветхозаветные примеры праведных Авраама и Сарры, 20-летнюю бездетность Исаака и Ревекки, Анну – мать пророка Самуила, а также новозаветных праведных Иоакима и Анну, Захария и Елисавету, чтобы понять, из какого русла проистекает это фарисейское осуждение. Из церковной истории мы видим, что Господь одинаково благословляет и малодетных, и многодетных, и вовсе бездетных. Иоанн Златоуст был единственным ребенком в семье. Василий Великий – один из 9 детей. А в семье Иоанна Кронштадтского не было детей вовсе, потому что они с супругой дали обет целомудрия. И его подвиг – выше или невольной бездетности, потому что жить бок о бок с женщиной, со своей женой , и при этом соблюдать девство и целомудрие – это поистине пребывание в печи Вавилонской! Я думаю, монашествующие меня поймут.

Поэтому остережемся осуждения, братья. Остережемся жестокости и немилостивости. Остережемся всего, что противно духу любви Христовой, и Сам Податель сей любви пребудет с нами во веки.

Березниковская основная школа-филиал Муниципального бюджетного образовательного учреждения Юрьевской средней школы

Эссе

Предмет: «О сновы религиозной культуры и светской этики »

ЖЕНЩИНА В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Исполнитель

Фролова Ольга Львовна

С. Березники – 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о роли женщины в Православной Церкви многократно поднимался на протяжении всей истории христианства, начиная с первых десятилетий существования Церкви. Поэтому когда в двадцать первом веке задается этот вопрос, то чаще всего имеется в виду собственно не роль - об этом проповедовал Сам Христос, и писал еще апостол Павел, а актуальная проблема взаимоотношений мужчин и женщин в семье, в обществе и в Церкви.

Назначение женщины в мире за последние 2 тыс. лет нисколько не изменилось. Все, чему учат Священное Писание, Церковь, как и ранее жизненно и актуально, и незыблемым остается место женщины в мире, которое было определено ей Богом, который сказал: «сотворим ему (мужу) помощника по нему» (Быт. 2 , 18).

Другое дело, что сейчас, в современном цивилизованном мире, наполненном гордостью за свои мнимые ценности и оторванном от духовных корней, женщина все больше и больше забывает свое исконное место в жизни... и все более и более чувствует себя несчастной. Ведь ни владения высокими постами, ни успешная карьера - ничего из этого никогда не сможет заменить ей тихого семейного счастья, счастья любить и иметь опору в лице мужа, счастья материнства и воспитания детей.

Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалась словам апостола Павла: «Ваши женщины в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и Закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви»(1 Кор, 14, 34-35).

Тема настоящего эссе остается особенно актуальной в наше время и ставит перед современным поколением много вопросов и задач, связанных с участием женщины в жизни Православной Церкви.

РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Женщина и религия - одно из самых противоречивых явлений в истории развития человечества. В духовных аспектах всех религий женское начало играет важную, а в некоторых случаях определяющую роль. Именно сочетание мужского и женского начала порождает в обществе все сущее.

Однако почти все мировые религии игнорируют женщину как существо второстепенное, делают невозможным роль женщины как служителя культа, но ей отводится определенное место в храме, где она выполняет определенные для нее функции .

В православии женщина принадлежит своей семье, детям, мужу, и в последнюю очередь самой себе, если у нее на это хватает времени и сил.

Православной Церковью судьба женщины предопределена - рождение детей в муках и добросовестное послушание мужу. Такая догматическая точка зрения свойственна и современному православию. Таким образом, православие в своих взглядах придерживается четкой патриархальной линии, возлагая исключительно на мужчину ответственность за женщину в семье и обществе.

Такой подход православия и Церкви характеризуется аскетичностью и суровой догматичностью, традиционно рассматривая женщину как мать, жену и помощницу мужу, основной задачей которой должна стать забота о благосостоянии семьи. То есть, Православная Церковь значительно сужает сферу деятельности женщины - подобная тенденция наблюдается и сейчас .

Чтобы определить, каким является положение женщины в христианстве, необходимо детально изучать этот вопрос в историческом экскурсе. Для этого нужно обратиться к первоисточникам по данной тематике, сравнить положение женщины, которое характеризует теоретические материалы и на основе высказываний церковнослужителей определить связь религиозных взглядов с тенденциями современного мира, процессами глобализации, определить роль СМИ в формировании стереотипов относительно женской роли в обществе .

Об актуальности данной темы свидетельствует интерес к ней в научной литературе, а также большое количество публикаций по данной тематике. Можно говорить о научной дискуссии по вопросу положения женщины в Православной Церкви и отношение самой церкви к женщине, ее социальных функции. Отстаивается точка зрения о том, что женщина на современном этапе имеет уважительное положение в церкви, которая поощряет ее общественную инициативу, одобряет сознательную гражданскую позицию, но призывает к почтению догматов церкви и уважению к мужу .

Другая группа исследователей говорит об открытом дискриминационном отношении к женщине в православии, о несоблюдении ею прав и свобод, о сужении ее социальных ролей. Надо сказать, что обе группы исследователей открыто избегают полемики по данному вопросу, освещая лишь одну сторону проблемы и используя сравнение с другими религиями, не принимая во внимание тенденции современного развития мира .

По традиции, восходящей с раннехристианских времен, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно. Такое разделение отвечало древним представлениям о благочестии. Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов.

В дни празднования Светлого Воскресения Христова все верующие удостаиваются щедрых милостей Божиих и переживают чрезвычайную радость торжества Пасхи Христовой. Но особой пасхальной благодати на Пасхальные праздники удостаиваются верующие женщины, так же как этого удостоились жены-мироносицы, которые не только первыми услышали от Ангелов весть о Воскресшем Спасителе, но и первыми сподобились увидеть Воскресшего Господа. Поэтому Православная Церковь в первое воскресенье после Антипасхи установила чтить память жен-мироносиц.

Почему же жены-мироносицы имели такую ​​большую честь Господа? На этот вопрос нам отвечает Евангелие, в котором говорится о пламенной любви жен-мироносиц в своего Господа и Спасителя. Они не только старательно служили Иисусу Христу в Его спасительной смерти, но и в порыве своей глубокой любви к Нему, на рассвете третьего дня пребывания Христа во гробе, пошли помазать Его тело ароматами, и имели честь первыми увидеть чудо Воскресения Христова, стать первыми свидетелями Воскресения Господня.

Так и православные жены, стремясь всегда к прославлению Господа, особенно тщательно и с глубокой любовью готовятся сами и украшают церковь и свои дома на праздник Пасхи Христовой. Жертвуя празднику свои труды и любовь, верующие жены соответственно и получают самые благодатные дары и милости от Воскресшего Христа. Поэтому в праздник жен-мироносиц Православная Церковь чтит труды и подвиги, любовь и преданность Церкви Христовой своих верующих православных женщин .

Пасхальный праздник жен-мироносиц еще больше укрепляет благодатную силу православных женщин, чем значительно облегчает им служения семье, Церкви и обществу. Воскресенье жен-мироносиц становится для них праздником духовного торжества любви и подвигов и благодатного пасхального вдохновение в жизни и трудах.

Высоко оценивая общественную роль женщины, Церковь одновременно противостоит современным тенденциям к умалению роли женщины как жены и матери. Равноправие между мужчиной и женщиной не отменяет их естественной различия и не означает тождества их призваний, как в семье, так и в обществе. У каждого свое предназначение, заложенное в природе Самим Творцом, и противоречить этому - значит противостоять всему Божьему промыслу о человеке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вне Церкви нет спасения, говорят св. отцы. Только в Церкви, в ее Таинствах и обрядах, мы получаем благодать Божию, которая укрепляет нас на пути возвращения добродетелей, дает силы очиститься от греха. Добродетель вообще благодатный дар. Где же еще, как не в Церкви, может черпать силы для изменения себя современная женщина?

Только в христианстве - женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам свой темперамент, приобретает благоразумия, терпения, способности рассуждать, мудрости.

Как бы ни провозглашали Отцы церкви, женщина в христианстве уже давно не находится на задворках, хотя лидирующее место она занимать не может. Нельзя обвинить христианство в том, что оно смотрит на женщину как на низшее существо: это единственная религия, провозгласившая высоким и самым совершенным представителем человеческого рода именно женщину – «Честную Херувим и славнейшую без сравнения Серафим» Пресвятую Деву Марию. Но и Она повиновалась своему Обручнику Иосифу. Это объясняют тем, что более совершенное создание вполне может подчиняться менее совершенному, так как отношение подчинения в христианстве определяется не качеством, а функцией.

Православная религия представляет собой самостоятельную и конечную ценность, а все нерелигиозные потребности отходят на второй план. Среди людей этого типа преобладают женщины. Религия и Церковь спасает их от тревог и страхов, дает ощущение радости и свободы и, в конечном счете, помогает реализовать свой высший духовный потенциал. Именно в религии многие женщины находят самые главные ценностные ориентации, а Бог для них тем необходимым собеседником, к которому они могут обращаться во внутреннем диалоге. Каждая отдельно взятая женщина сейчас может выбирать, какую социальную роль ей выполнять, роль лидера или матери, возможно, сочетание этих двух ипостасей, что вполне естественно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Бегиян Сергий, священник Мужчина и женщина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/66988.html (дата обращения – 11 марта 2018 года)

    Лоргус Андрей, священник Женщина в православии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zavet.ru/vopr/pism/004.htm (дата обращения – 11 марта 2018 года)

    Лоргус Андрей, священник Женщина в православии[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zavet.ru/vopr/pism/004.htm (дата обращения – 11 марта 2018 года)

    Кураев Андрей, протодиакон Женщина в Церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/book/71851-zhenschina-v-cerkvi/ (дата обращения – 12 марта 2018 года)

    Евдокимов П. Н. Женщина и спасение мира / П.Н. Евдокимов. - Минск: Лучи Софии, 1999. - С. 263-267.

cвященник Сергий Свешников

Вопрос о роли женщины в Церкви поднимался многократно на протяжении всей истории христианства, начиная с самых первых десятилетий существования Церкви. Поэтому когда ставится вопрос о роли женщины в Церкви, то чаще всего имеется ввиду собственно не роль-об этом проповедовал Сам Христос, и писал ещё Апостол Павел-но продолжающаяся проблема взаимоотношения полов в семье, в обществе и в Церкви. В церковном сознании эта проблема обычно выражена в том, что бородатые мужчины в чёрном обладают административной властью, которую женщине не дают, даже если она приклеит себе бороду и оденет чёрный халат. С точки зрения современной Западной светской культуры, к которой принадлежат не только жители Соединённых Штатов, но в довольно значительной степени и жители европейской части России, – налицо дискриминация Церкви против женщины, только за то, что она родилась женщиной. Поэтому кажется немного странным, что указывать женщинам на их место в Церкви пригласили меня-бородатого мужчину в чёрном, наделённого некоторой административной властью в своём приходе, то есть в малой части Церкви.

Что-ж, поделюсь с вами своим мнением: место женщины в церкви-с левой стороны, то есть с той стороны, с которой на иконостасе помещена икона Божией Матери. Впрочем, нужно заметить, что такое положение делает большую честь женщинам, чем мужчинам. Дело в том, что когда предстоятель возносит молитву Богу как один из нас, то есть лицом на восток, то по его правую руку оказываются мужчины. Когда же из царских врат в благословении или через Святые Дары к нам исходит Сам Христос, то по Его правую сторону стоят именно женщины. Таким образом, если мы представим себе Христа, стоящего в царских вратах и отделяющего овец от козлищ (Мф. 25:32), то именно женщины стоят одесную, а мужчины-ошуюю (33).

Конечно, всё это сказано в полушутку, и вопрос о взаимоотношении полов в Церкви очень сложный, то есть сложенный из многих частей. Постараемся рассмотреть некоторые из них.

Введение: Несколько замечаний о Церкви и обществе

Не секрет, что общество-его философия, идеология, культура-оказывает огромное влияние на христианскую мысль. Проповедуя христианство в эллинистическом мире, Церковь пользовалась терминологией и методикой понятной эллинистическому обществу; существуя в рамках Римской Империи, Церковь богословствовала образами политическими и юридическими; столкнувшись с советским богоборчеством, Церковь искала пути противостояния; а живя в условиях современного материализма, Церковь полемизирует с ним, изобличая его духовную нищету.

С другой стороны, Церковь-это не только наши небесные покровители, но и мы-вполне земные человеки, подверженные влиянию идеологии, пропаганды, духа времени, воспитания, различных заблуждений и модных философий. Мы не только выносим что-то из Церкви, но и вносим в неё, в её житие и в её мировоззрение. Это не всегда плохо. Представьте, что вам в трёхлетнем возрасте сказали бы, что ваш жизненный опыт исчерпан, что учиться теперь нужно только на примерах из жизни предыдущих поколений, и что к своим мыслям, переживаниям и личному опыту нужно относиться либо с недоверием, либо начисто их отвергать. Как это было бы абсурдно по отношению к отдельному христианину, также абсурдно было бы консервировать Церковь четвёртым или пятым веком, как банку солёных огурцов.

Однако, нужно помнить, что наши личные переживания не всегда могут быть мерилом всех вещей, и что велосипед стоит изобретать только после того, как мы познакомимся с уже существующими моделями, но не раньше того. Кажется, у диакона (ныне протодиакона) Андрея Кураева где-то есть очень поучительный пример. Он пишет, что мы никогда бы не подумали указывать нейрохирургу как именно оперировать на головном мозгу или пилоту современного реактивного самолёта какие именно кнопки ему нажимать. Но почему-то многие обыватели считают себя авторитетами в деле управления церковным кораблём и подвергают сомнению тот путь святости, которым вот уже два тысячелетия его ведут те люди, которых Господь поставил кормчими.

Нетрудно понять, что некоторые из современных претензий к Православной Церкви исходят из непонимания той задачи, которую Христос поставил перед Своей Невестой. Например, в задачи Церкви не входит установление всеобщего равенства полов, наций или сословий в рамках земной истории. Это вовсе не означает, что Церковь не может занять ту или иную позицию в отношении дискриминации, бесправия или рабства. Однако искоренение рабства земного не входит в прямые задачи Церкви, провозглашающей Христову победу над рабством греха, к которой одинаково может приобщиться и мужеский пол, и женский, и раб, и свободь (Гал. 3:28), и белокожий, и чернокожий христианин.

Церковь всегда совершенно и неукоснительно провозглашала благую весть, услышанную от Самого Господа-«исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк. 4:18). Но это не значит, что каждый член Церкви, даже из высокопоставленных, всегда был верен духу и букве Евангелия. Наша привязанность к земле слишком часто даёт о себе знать в нашем отношении к вещам небесным. Желая себе земных благ, мы и Христа представляем себе земным царём, забывая, что царство Его есть не от мира сего (Ин. 18:36). Добиваясь земного авторитета, мы и из Христа делаем какого-то тирана, забывая, что Он пришёл послужить, а не для того, чтобы Ему служили (Мк. 10:45). Наконец, стараясь подчинить себе жену, «воздвигшую глас» (Лк. 11:27), мы слишком часто цитируем слова «жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33) и слишком редко «мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (25). В таком извращённом «богословии» вовсе не вина Церкви, но вина нашей падшей природы. Хотя и есть такие произведения неких священнослужителей, как «Домострой», но они не отражают собственно христианского понимания проблемы полов, а лишь указывают на современное автору положение вещей в обществе, причём автор «Домостроя» сознательно старался смягчить существующие нравы, указывая варварам на принципы евангельской любви. То есть, такие творения, как «Домострой», представляют скорее социально-исторический интерес, нежели являются эталонами взаимоотношений между христианскими супругами.

Но самое поразительное, пожалуй, не в том, что отпечаток нашей греховности лежит на околоцерковной литературе, а в том, что даже Священное Писание вынуждено принимать во внимание наше жестокосердие. Удивительный пример этому находим в диалоге Христа с законниками: «…как же Моисей заповедовал..?-…Моисей по жестокосердию вашему позволил вам.., а сначала не было так… но Я говорю вам…» (Мф. 19:7-9). То есть, мы должны быть предельно осторожными, когда цитируем Писание, чтобы смотреть на Божественное откровение не через призму нашего эгоизма и жестокосердия, а глазами Самого человеколюбивого Источника этого откровения.

Женщина в Церкви

В православном вероучении проблемы полов просто нет, как не стоит в православии и вопрос о роли женщины в Церкви. Такого рода проблемы и вопросы привносятся в Церковь из общества и семьи людьми, живущими в обществе и семье. Повздорив с женой, например, мужчина может бросить в неё цитатой из послания Апостола Павла, что несомненно отразится на церковном самосознании как мужа, так и жены. А услышав по телевизору феминистические предупреждения о дискриминации против женщин, человек сознательно или бессознательно несёт их в Церковь, и начинает сравнивать Церковную жизнь-по крайней мере, такую, какую он видит-с гуманистическими, в том числе и с феминистическими, принципами. Кроме того, проблема часто усугубляется самими служителями алтаря, которые-кто в шутку, а кто и всерьёз-цитируют из Святых Отцов что-то вроде «Держись подальше от женщин и архиереев», забывая при этом упомянуть, что совет был дан вполне конкретным старцем-монахом вполне конкретному молодому послушнику и не является каким-то обобщающим принципом православного сознания.

Конечно, можно долго спорить о том, существует ли «отвлечённое» или «абстрактное» православие. Скорее всего, мы будем вынуждены сказать, что такового не существует, как не может обладать бытием невоипостазированный, отвлечённо-абстрактный человек. Как однажды сказал наш до-боли известный соотечественник Владимир Ильич Ленин: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна». Однако, это вовсе не означает, что мы не можем рассматривать основополагающие вероучительные принципы православной веры, которые верны всегда, везде и для всех. И вот в православном вероучении мы не находим полемики полов. В отличие от некоторых других вероучений-таких, например, как индуизм или некоторые секты в исламе-православие учит об абсолютном равенстве людей в их отношении к Богу, спасению и вечной жизни независимо от их пола, национальности, социального положения и т.п.

«Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Это, конечно не означает, что Павел себя самого уже не считал ни иудеем, ни свободным, ни мужчиной-каким-то транснациональным, бесполым, неопределённым существом. Совсем наоборот-Апостол понимал и принимал реалии земного бытия. Но бытие христианина, как и бытие Самого Христа, есть соединение несоединимого: земного и небесного, временного и вечного, праха и дыхания жизни (Быт. 2:7)-именно соединение, а не отвержение одного в пользу другого. Цель христианской жизни в православии есть обожение, то есть обожение всего нашего существа: «Содетелю мой; паче же пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце… Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе» (из Благодарственных молитв по Святом Причащении; молитва 3-я). Христос пришёл всего человека исцелить (см. Ин. 7:23), а не убить тело, чтобы освободить душу, как-бы из клетки. И воскресение есть не воскресение душ только, но воскресение телес. Наконец, именно наше земное бытие задаёт нам уходящую в вечность траекторию, как именно земная жизнь Христа-с Его воплощением, служением, распятием и воскресением-принесла спасение миру.

Посвящая себя людям


Алла АЛЕКСЕЕВА
(Кишинев, Молдова)

То, что женщина должна быть хорошей матерью, хорошей женой, знают все сестры. Но каково предназначение женщины в церкви? Дух, живущий в нас, христианах, заставляет задумываться о том, что же должны делать сестры в общине.

Порой женское служение ограничивается группами молитвы и милосердия. Но есть четкий наказ от Господа, предназначенный женщинам. Каков же он?

"Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие" (Тит. 2:1-5).

Контекст заповеди

Основав церковь на Крите, апостол Павел оставил там Тита для наставления новообращенных и организации церкви. Тит сразу же столкнулся с противодействием: сатана пытался заразить ложным учением старейшин и покушался на благочестие. Апостол написал это послание Титу в подтверждение его полномочий и руководства. Он наставляет его в том, чему тот должен учить, как применять это учение к различным группам прихожан, точно изображая суть ситуации на Крите: "Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти" (Тит. 1:10-11). Апостол Павел заповедует Титу учить и стариц, чтобы те могли учить молодых жить так, чтобы Слово Божие не порицалось. Он заповедует вкладывать свои силы в обучение молодых женщин жить христоподобно.

Мы можем провести параллель между Критом и современным миром: и сейчас в церквях полно разномыслий, есть разводы, грехопадения. Много церквей с ложным вероучением. В общинах большое количество новообращенных, которых никто не учит, не наставляет, не ободряет. Отсюда — потери. Люди уходят, так и не поняв, зачем они приходили в церковь. Отсюда и утверждения типа: «Мне достаточно верить в душе», «Мне достаточно смотреть служение по телевизору». Но при этом нет личных взаимоотношений со Христом, с сестрами и братьями.

Так что же должна, что обязана делать духовно зрелая христианка в общине? Давайте рассмотрим первую часть заповеди, опустив то, что относится к мужчинам.

Повеление от Господа

Наказ, данный Титу, повелевает старшим женщинам обучать и наставлять младших: "… чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям".

Сьюзен Хант в своей книге "Духовное материнство" говорит: "В наше время старшие женщины остаются "запечатанными источниками", в то время как молодые ищут женщин, образец которых дан в притчах и которым они стремятся подражать. Ответ Господа решает обе эти проблемы.

Нет легкого пути решения проблемы воспитания женщин. Основа женского служения, как любого иного, заключается в построении межличностных связей. Это значит — женщина наставляет женщину. Это значит — старшие женщины заботятся о младших: обучают их, воспитывают, ободряют. Используя все богатство Священного Писания, они воплощают в жизнь древнюю традицию праведников: полное посвящение себя людям, а не программам, проектам или планам".

Кто такие «старицы»?

Некоторые толкования говорят о возрасте 60 лет и старше. Из послания Титу невозможно установить, каким должен быть возраст стариц. Но очевидно, это духовно зрелые женщины, что не имеет ничего общего с биологическим возрастом. Однако жизненный опыт именно старших женщин имеет большое значение для обучения и наставления: очень ценно то, что пережито. Невозможно научить тому, чего сам не пережил. Необходимо, если так можно сказать, пройти определенные ступени духовного роста, которые и дают духовный опыт, помогающий старшей женщине ободрять младшую.

Духовной матерью может быть женщина любого возраста. Например, Господь позволил мне стать духовной матерью для моей мамы: ей было 69 лет, а мне — 39. Духовной матерью моего отца я стала в 50 — ему было 78. Не всегда физическим возрастом определяется способность к духовному материнству. Только духовная зрелость может быть критерием возраста.

Помню наши взаимоотношения в период моего наставничества. И мама, и папа, как дети, задавали мне вопросы, которые были для меня очень простыми, потому что ответы на них мною были уже получены. Помню, как мама ждала меня с работы, чтобы посидеть рядом и послушать мои рассказы о Боге. Более месяца я провела с папой в больнице, и наши взаимоотношения после его покаяния были отношениями духовной матери и сына. Отец, как младенец, боялся остаться один в палате, очень переживал, когда у меня была необходимость отлучиться на часок.

В ободрение тем, у кого есть престарелые неверующие родители, хочу сказать: труд духовной матери может длиться до того момента, пока сердце не остановится. Доказано, что, находясь в коме, человек реагирует на слова, произнесенные в этом помещении. Когда моя мама неделю находилась в коме и ее посещали родственники, я им свидетельствовала о покаянии мамы, о вечной жизни, которая ждет ее. В это время она переставала стонать и «внимательно слушала». Врач реанимационного отделения на медицинской конференции, проходившей в Кишиневе несколько лет назад, рассказывала, что ее знакомая попала в отделение в состоянии комы. Она была из семьи верующих, но Христа не приняла. Несколько дней врач наблюдала за больной, переживала о ее участи в вечности. Наконец, она решила сказать умирающей о Спасителе. Каково же было ее удивление, когда она заметила, что аппарат, показывающий мозговую активность, стал реагировать. Когда врач замолкала, аппарат "успокаивался". Стоило начать говорить, как он снова "оживал". Неизвестно, приняла ли Христа эта умирающая, но она определенно «слышала» то, что ей говорили.

Духовными матерями могут стать и христианские писательницы. Например, для меня ею стала Эвелин Кристенсон, написавшая книгу "Господи, измени меня!" В трудные дни испытаний она утешала меня и учила доверяться Богу во всех ситуациях. Она научила меня, как расти духовно. Многое для себя я взяла из проповедей сестры Ольги Мокан, когда она проповедовала сестрам на конференциях. Казалось, что она проповедует именно на ту тему, которая волновала меня в тот момент. Много раз она помогала мне советами и просто теплым словом утешения и ободрения.

Какими должны быть старицы?

«… одевались прилично святым». В английском переводе: "Благочестивы в своем образе жизни". Благочестие подразумевает почитание, уважение, любовь и послушание. Вера и библейская система ценностей — основа благочестивого образа жизни. В немецком переводе звучит так: "…от пожилых женщин требуй, чтобы они вели такой образ жизни, который приносит Господу честь, … и во всем показывали хороший пример". Не правда ли, все предельно ясно и не требует толкований?

«… не были клеветницы». Дух осуждения и недовольства, сплетни, критика, неуправляемый язык не смогут оказать положительного влияния на ту женщину, которую мы опекаем. Благочестивая женщина "уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее" (Прит. 31:26).

«… не порабощались пьянству». Любая зависимость — это рабство. Благочестивая женщина должна быть свободна от вредных привычек. Нет нужды говорить, что дурные привычки лишают нас независимости, не позволяют нам жить упорядоченной жизнью во славу Бога. Самоконтроль — плод Духа Святого! Мы должны иметь зависимость только от Бога!

«… учили добру». С греческого: "прекрасное, похвальное, отличное".

Сьюзан Хант в книге "Духовное материнство" писала: "Единственно то добро, что производится Духом Святым в нас. Если не имеем Духа, то не можем производить добро, так как то, что человеческое, обязательно превратится во зло. Добро — это проявление благодати в нас и не имеет ничего общего с тем стандартом добра, которое изобрел мир".

Кто может стать духовной матерью?

Может показаться, что вы не достигли духовной зрелости, поэтому можно отмахнуться от духовного материнства. Но если вы стремитесь к росту в вере, к послушанию, то у вас достаточно сил и знаний, чтобы учить молодых. Не делая этого, вы обкрадываете Царство Божье. Кто знает, сколько женщин будут побеждены адом только потому, что вы не научили их жить в Духе и Истине?

Снова приведу слова Сьюзан Хант: "Вам не обязательно быть выдающимся теологом, чтобы обучать, и духовная зрелость — это не достигнутая вершина. Это процесс вашего роста. И есть женщины, которые нуждаются в вас. Есть женщины с разбитой судьбой. Кто, как не духовно зрелая сестра, поможет научиться преодолевать трудности с Богом?" Кто, как не духовно зрелая сестра, поможет научить любить нелюбимого злого пьяного мужа? Кто, как не сестра, поддержит в момент смерти ребенка? Кто, как не старшая сестра, научит молодую мать ухаживать и воспитывать ребенка. Кто лучше сестры поймет новобрачную, разочаровавшуюся в своем «принце», поможет перенести все тяготы, связанные с беременностью и родами? Кто, как не старшая сестра, научит верной любви к мужу, не поддающейся разочарованию?

Женщины-христианки, наставляющие любить мужей и детей, могут вытянуть такие семьи из сферы риска в зону безопасности. Мудрая женщина поможет более молодой разглядеть положительные качества мужа и оценить их. Мудрая женщина поможет увидеть молодой свои эгоистические настроения, препятствующие правильным взаимоотношениям в семье. Она научит, как воспитывать детей в праведности. И тогда, когда трудно любить своих мужей и детей, она даст ей практический совет, как любить их, не взирая на поступки. Не обязательно, чтобы опыт старшей сестры был положительным, иногда отрицательный опыт тоже бывает хорошим уроком. Если брак старшей сестры распался, это не значит, что она не может быть духовной матерью. Также и женщина, не имеющая детей, может обладать мудростью в их воспитании. Женщины-христианки старшего возраста должны передать молодым понятие о красоте брака, выдержанного испытанием времени. Старшие женщины должны сказать молодым, что самое лучшее и действенное, что они могут сделать для своих детей, — это любить их отца. Этим они покажут детям, что такое преданность и в счастье, и в несчастье.

Почему женщины должны служить женщинам?

Женщины легко сходятся друг с другом потому, что Бог нас создал для налаживания отношений между людьми. Не надо быть слишком образованной, чтобы понять, что между мужчинами и женщинами есть разница. Сам Бог указывает на эту разницу: Он дал нам разные роли, Он сделал нас разными в физиологическом плане, а это накладывает на наши взаимоотношения определенные отпечатки и может вызвать некоторые проблемы.

Однажды наш преподаватель в библейском институте, объясняя нам, почему душепопечение должно производиться мужчинами среди мужчин и женщинами среди женщин, рассказал несколько историй падения душепопечителей, опекающих особ противоположного пола. Грань отношений между братом и сестрой может легко быть нарушена. Где гарантия, что взаимоотношения пастора с молодой женщиной не перейдут за грань дозволенного? Где гарантия чистоты взаимоотношений сестры, опекающей брата? Не говорю о том, что душепопечительские беседы должны проходить наедине, с глазу на глаз. При соблюдении всех правил святости в беседе с глазу на глаз есть ли гарантия, что кто-то из членов церкви не воспримет эти встречи превратно и имя Христа не будет ли при этом порицаемо?

Кроме того, есть женские проблемы, непонятные мужчинам. И наоборот. Однажды на женской конференции я произнесла "волшебную" фразу о носках под диваном. Женщины сразу закивали головами и заулыбались. Оказывается, проблема носков, заброшенных мужем под диван, — проблема не одной жены. Оказывается, эта проблема может стать трагедией, если супруги не окажут друг другу уважения и не уступят один другому. Не стану рассказывать о похожих взаимонепониманиях, это займет слишком много места и уведет нас от нашей темы. Итак, мужчины не всегда понимают женщин, женщины не всегда понимают мужчин. Поэтому апостол Павел и поручает женщинам учить женщин. А мужчины должны учить мужчин! И это не просто служение, а жизненно необходимая часть церковной жизни. И здесь не может быть оправданий типа: "У меня нет учительского дара".

Слово "обучать" в этом стихе с древнегреческого означает "вызывать здравое суждение, взывать к здравому рассудку, означает обучение, включающее выработку здравого суждения и благоразумия". То есть духовно зрелая женщина вступает в духовные взаимоотношения с молодой женщиной для того, чтобы ободрять, наставлять ее, снабжая всем необходимым для жизни во славу Божью.

Взаимоотношения учителя с учеником несколько формальны. Но взаимоотношения духовной матери и дочери исключают формализм. И в этом теплом, душевном общении друг с другом можно достигнуть больших успехов. Духовная мать должна быть готова впустить в свою жизнь духовную дочь. Отношения должны быть более глубокими и близкими, настолько, чтобы молодая женщина увидела на примере жизни старшей, как должно жить во Христе. Это могут быть и телефонные звонки, и изучение Библии вдвоем, и встречи дома, и в общественном месте… Какую бы форму ни принимали эти взаимоотношения, нужно помнить, что вера молодой сестры будет питаться и укрепляться за счет них.

Титу не было написано, что наставлением должны заниматься избранные, — это написано для всех. ВСЕ старицы должны быть научены здравому учению и наставлять молодых.

Метод обучения: "Делай, как я, делай лучше меня!"

Лучший метод обучения — это подражание. Пока старица не подчинит свою речь, свое поведение Господу, совершенно ясно, что ей невозможно учить молодую, как той строить свои отношения в семье и в церкви.

Критически настроенные, всегда осуждающие женщины способны разрушить любое общество.

Старица, как, впрочем, и любая христианка, должна изучать Писание: только оно сможет помочь упорядочить духовную жизнь, только Писание способно помочь нам увидеть свои недостатки и действовать в нас. Ведь Слово Божие "живо и действенно", оно не просто исторический текст или пособие по изменению личности и правил поведения.

Вникать в учение, молиться о себе и окружающих — вот секреты успешного обучения молодых христианок.

Здравое учение должно быть основой для отношений между старицей (зрелой женщиной) и женщиной молодой. Цель взаимоотношений — почитание Божьей истины. "Ты же говори то, что сообразно с здравым учением". "Здравый" означает надежный, здоровый. Здравость и точность — основание для обучения более молодых женщин. Апостол Павел хотел, чтобы христиане думали и действовали по-христиански.

Здравое учение оберегает и самих стариц от духовного младенчества, колебания, увлечения ложными учениями. Написано: "… дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения" (Еф.4:14). Старица, или духовная мать, имеющая в основании своей веры здравое учение, сможет своей твердостью в вере оказывать большое влияние на молодых сестер. Здравое учение поддерживает нас на пути следования за Христом. Оно дает нам возможность удержаться от законничества и от либерализма.

Как люди, имеющие привилегию называться христианами, мы не должны допускать в своем поведении ни того, что запрещено Словом, ни отступления от исполнения того, что предписано Словом, чтобы не осквернить нашего звания и Того, Кто нам дал это звание. Наше поведение может повлиять и на то, будут ли другие почитать Бога или будут хулить Его.

Джон Адамс, второй президент США, хорошо сказал: "Из всего, что я прочел по истории и руководству, как жить и вести себя, я вынес заключение, что поведение женщины было самым устойчивым барометром для выяснения уровня морали и добродетельности народа. Евреи, греки, римляне, швейцарцы, голландцы — все утрачивали свой гражданский дух и республиканские формы правления, когда пропадали и терялись скромность и добродетельность женщин".

Выводы

Не каждая женщина может родить ребенка, но каждая христианка способна исполнить более высокое призвание: призвание к духовному рождению и материнству.

Сам Господь призывает нас рождать, выращивать, ободрять и пестовать духовных детей. Единственно действенное духовное материнство то, что имеет основой знание истины и личный пример духовной матери.

Возраст женщины — не помеха к исполнению роли духовной матери.

Когда мобилизуются материнские инстинкты женщин, служение утешения в церкви раскрывается в полную силу и мощь.

Давайте дадим себе слово следить за тем, чтобы ни одна из нас не могла сказать: "Я искала утешителей, но нет их".

Сам Бог сотворил семью, при этом жена была сделана из ребра Адама. В самом начале Библии сказано, что Бог создал единое целое из мужчины и женщины. (Бытие 1:27)

Некоторые христиане утверждают, что целью Божьего создания единого целого было рождение детей, но в Святом Писании написано, что Всевышний дал Адаму помощницу, чтобы не быть тому одиноким. (Бытие 2:18)

Православная Церковь рассматривает супружескую пару, как Свою частичку, созданную для демонстрации Божьей любви миру. Связанное на земле через Таинство венчания продолжает свой путь на Небесах, ведь супруги - одно целое, при этом четко определены обязанности жены перед мужем в православии и наоборот.

Православная семья

Божья семья - союз любви и верности

Православная пара обладает особым благословением высших сил на всю совместную жизнь, защиту и помазание на благополучие, рождение и воспитание детей после Таинства бракосочетания - венчания . У мужа особые обязанности в православной семье, которая построена по принципу Иисус - супруг - жена.

Если кто-то из супругов нарушает этот порядок, исчезает благословение. По Божьему повелению муж и жена наделены взаимными обязанностями, основанием для которых является вторая заповедь Христа (Матв. 22:39):

  • любить один другого Божьей любовью;
  • хранить верность друг другу;
  • взаимное уважение;
  • почитание родителей с обеих сторон, как основание продолжения рода;

Современный мир практически отрицает институт не только церковного, но и официального брака, не понимая, что при этом сожители, они не являются семьей, живут в блуде, а значит, грешат, на таковых нет защиты Бога.

Бог есть любовь, и Православная Церковь стоит на этом основании, поэтому христиане, осознавшие греховность своей жизни, могут в любой момент узаконить свой брак перед лицом Господа.

Таинство брака может быть совершенно над парой, оба члена которой крещены в православии и прошли определенную подготовку перед венчанием.

Важно! Никогда не поздно встать на венчальный платок и воцерковиться в Божьем храме . Только после венчания возникает христианская маленькая церковь, одна плоть перед глазами Создателя. (Матв. 19:6)

Как супруг, так и супружница обладают равными правами, они партнеры по жизни.

Чтобы стать одним целым, молодые супруги должны «обрезать пуповины» со старшим поколением. Уважать, почитать родителей - дело святое, но нельзя никому позволять руководить и верховодить, кроме самих молодоженов.

Церковный брак неразрушим, если пара живет по заповедям Божьим. Только грех, особенно блуд и прерлюбодеяние , в одночасье может разорвать завет, данный у алтаря.

Брачный союз

Церковь очень строго относится к повторному браку, ведь никто не отменял запрета Иисуса. (Матв. 9:9) Ранее считалось, что только кровное родство, о котором пара не знала раньше, бесплодие в течение 7 лет или смерть одного из супругов может стать причиной развода.

Сегодня каноны немного смягчились. В официальном документе нашей Церкви, который называется «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» изложен целый список причин, по которым брак может быть расторгнут. Но всегда нужно помнить, что для православного человека всегда лучше путь сохранения существующей семьи. И только если все способы испробованы и не принесли результата, может встать речь о разводе.

Семейная жизнь не строится на ощущении «бабочек в животе», это тяжелый путь. Союз, основанный на благословении Церкви и истинной любви, (1Кор. 13:4-9) переживет не одно десятилетие.

Гимн Любви, записанный апостолом Павлом, при выполнении всех его пунктов, поможет семейной паре в православии пройти все подводные камни супружеского пути.

Муж - глава семьи

В благополучных семьях мужчина четко осознает свою роль в семье. Если муж является главой семьи, как Иисус - Церкви, то мужчина будет ценить, уважать и опекать свою половинку, обеспечивая ее всем необходимым (1Кор. 11:1-3).

Каждому человеку Творец приготовил свое послание. Муж читает и выполняет то, что написано для него, а ему Иисус повелел любить супругу, как Христос любит Церковь, а вот о покорности написано для второй половинки.

В своем послании апостол Петр (1 Петра 3:1-7) четко расписал повеления семейным парам. Отношение мужа к жене в православии подразумевает:

  • равноправие во владении имуществом;
  • благоразумное отношение к своей половинке во всех вопросах жизни;
  • поддержание авторитета женщины;
  • защиту ее интересов и хранение доброй репутации.

Библия называет женщину в православии немощнейшим сосудом. Представьте мужчину, в сильные, мужественные руки которого Бог вложил тончайшую, изысканную вазу из хрусталя, это жена, мать детей, возлюбленная. Малейшее неловкое движение, удар, сильное сжатие и вместо чуда творения Творца - миллионы осколков.

Истолковывая слова Библии в свою пользу о том, что женщина должна покориться мужчине, и она не властна над телом, некоторые мужья превращают свою половинку в рабынь без голоса и права мыслить самостоятельно.

Женщина - хранительница очага. Она - огонек, нежный и теплый, охраняя который можно всегда жить в покое и уюте.

Статус главы в семье - быть подобием Иисуса Христа, а не рабовладельцем. Равноправный партнер в семье - супруга, у нее должна быть своя зона комфорта, личное мнение и, безусловно, свободное время для себя любимой. В народе говорят, что любимая женщина счастливая, а счастливая - всегда красивая.

Отношения между мужем и женой

У хорошего хозяина самая красивая подруга жизни, данная Богом, его половинка, царица, имеющая равную долю в правлении семьей.

Важно! Глава семьи, как Иисус Церкви, должен дать своей хозяйке все права по решению женских вопросов, поддерживая ее установки и правила.

Негоже царю и священнику дома приносить домой сплетни, сеять раздор и мелочно придираться к любой погрешности.

Лакмусовой бумажкой, тестом для отношения мужчины к своей половинке является Иисус и Церковь.

Может ли истинный христианин представить брошенную Церковь с детьми, не обеспеченную своим Женихом, который может Ей изменить?

Дом, подчиненный своим бытом законам христианства и наполненный духовной жизнью, примером которой является глава семейства, всегда будет под защитой Бога.

Верная жена - хранительница очага

Роль женщины в семье трудно переоценить. Вся Библия пропитана примерами жизни прародительниц рода человеческого, которые, так или иначе, влияли на историческое развитие человечества.

Многие святые жены оставили пример покорности, верности, мужества и послушания в истории человечества.

Великое доверие Богу, покорность, уважение мужа творят чудеса.

  • Православная жена относится к мужу, как к священнику своего дома, однако при этом она не опускается до роли уборщицы, кухарки, рабыни и домработницы.
  • Православная христианка - домостроительница, хранительница очага, берегиня рода.
  • Бог создал Еву из ребра Адама, не из руки или ноги, не из головы, а из кости, которая находится под сердцем.
  • У хорошей хозяйки, которая находится под обеспечением и защитой главы семьи, дом - полная чаша.
  • Божью Невесту - Церковь трудно представить неприбранной или голодной, так и мать, жена должна заботиться о доме.
  • Бог дал именно жене повеление кориться своему мужу (Еф. 6:1-4), а мужу - любить свою половинку. Каждый член семьи имеет свое послание от Творца, выполнение которого гарантирует счастливую семейную жизнь.
  • Многие женщины пытаются манипулировать своим телом, нарушая повеление Сущего на Небесах (1 Кор. 7: 3-5), где говорится, что жена не властна отказать мужу, ее тело во власти мужа. Только пост и молитва, а это более 200 дней в году, могут быть причиной уклонения от супружеских отношений.
  • Еще царь Соломон писал в Притчах, что мудрая жена устрояет дом, а сварливая разрушает его.
  • Женщины должны украшать себя не только внешне, красота православной христианки в покорности, миролюбии, благоразумии и уважении к своему мужу.
  • Православная жена никогда не позволит себе «вынести сор из избы». Все вопросы, разногласия, даже раздоры решаются не криком и укорами, а молитвой и советами духовных наставников.

Молитвы о семье:

Красота христианки скрывается в ее сердце, наполненном милосердием, богобоязненностью, открытым для помощи людям и служению Творцу.

Поклонение мамоне в виде золота и драгоценностей не сделают женщину красивее, а только наполнение Плодами Духа Святого преобразует хозяйку дома в царицу своего господина.

Умение отвечать кротостью на грубость, послушанием на требовательность - главные показатели истинной христианки.

Именно мать является примером послушания для детей, а отец - любящим господином. Зная силу христианской покорности, Бог оказывает женщинам особое благоволение, называя их святыми, царицами.

Всевышний Творец призывает женщин кориться мужьям не из-за страха, а по любви к Божьим заповедям . В наполненных Божьим ведением семьях царит смирение и верность, покорность и терпение, забота и любовь, которые являются залогом воспитания детей, как истинных христиан.

Самая большая ошибка нерадивой супруги, пусть достигшей высоких постов в политике, бизнесе, является унижение мужчины, особенно при детях или других людях.

Во время венчания супруги дают обет жить вместе и нести свою любовь в богатстве и бедности, здоровье и болезнях.

Умение радовать один за другого, поддерживать друг друга, обуздывать свой язык, особенно это касается представительниц слабого пола, сторицей воздастся через годы, когда поседеют виски.

Совет! Мудрая жена никогда не ляжет спать в гневе, Всевышний подарил христианам мощное орудие - молитву, которая способно погасить любой раздор в сердцах, если там живет Иисус.

Видео об отношениях между мужем и женой в православной семье