Библейские сестры мария и марфа, а также все жены-мироносицы. Марфа и мария

П раведные сестры Марфа и Мария уверовали во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря.

Лазарь, которого Господь наш Иисус Христос называл Своим другом, и его сестры жили в Вифании, селении, расположенном недалеко от Иерусалима на одном из склонов горы Елеонской. Господь часто бывал в их доме: идя в Иерусалим, и возвращаясь из него в Галилею, Он заходил к ним по пути.

Однажды, приняв Иисуса с учениками, старшая сестра стала готовить большое угощение для гостей, а Мария села у ног Иисуса и стала слушать Его. Сознавая, что одной ей не справиться с приготовлением трапезы, Марфа обращается к Господу: «Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне.» Не с укором, а с чувством глубокого сожаления, ответил Христос на просьбу озабоченной Марфы: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же благую избрала часть, которая не отнимется от нея». (Лука Гл.10. 40,41)

Именно с этим семейством связано одно из самых поразительных чудес, совершенных Господом во время Его земной жизни: воскрешение умершего Лазаря. Когда Господу сообщили о болезни Лазаря, Он был недалеко от Вифании, но не пошел сразу туда, а задержался на два дня. Иисус знал, что Лазарь умрет, но сказал Своим ученикам, что болезнь Лазаря «…не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.» Он знал, что воскрешением умершего Лазаря прославится Бог и, что слава эта прославит и Его, совершившего такое чудо, Сына Божия. Когда Иисус приближался к Вифании, то Ему сказали, что Лазарь умер и четыре дня уже во гробе. Навстречу Ему вышла сестра умершего, Марфа. «Марфа сказала Иисусу: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой; но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.» (Иоан. Гл.11. 21,22) Затем Марфа приводит ко Господу и сестру свою Марию, которая говорит те же слова, что и Марфа. Слезы Марии, исторгнутые из глубины ее удрученной горем души, вызвали слезы у Господа. На глазах многолюдной толпы совершилось непостижимое человеческому уму чудо: встал из гроба не мнимо-умерший, а человек, труп которого уже разлагался и издавал смрад. Многие, видя это небывалое чудо, уверовали в Господа.

Был Господь в доме Лазаря и за шесть дней до Пасхи. «Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взявши фунт нардоваго чистаго драгоценнаго мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его: и дом наполнился благоуханием от мира.» (Иоан. Гл.12. 2, 3)

Святые сестры были в числе жен-мироносиц, которые в числе первых удостоились видеть воскресшего Христа.

По убиении святого архидьякона Стефана, наступили гонения на Церковь Иерусалимскую. Праведный Лазарь был изгнан из Иерусалима. Святые сестры Марфа и Мария последовали за ним. Они помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.

Урок 1. Нет другого имени под небом

Цель: показать значимость личности Христа (библейский и исторический аспекты)

Ключевой стих: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12)

Деян. 5:36 – о других учениях

– Могли бы первые христиане устоять в гонениях, если бы учение Христа не было особенным?

Ход урока

Ареопаг

Вопрос, рассматривающийся на ареопаге – Кто такой Иисус Христос?

Материалы: свитки со свидетельствами библейскими и небиблейскими (приложение)

Вначале идут свидетельства близких учеников, затем остальных последователей Иисуса, после – исторические документы.

Каждая история на отдельной карточке. Написанное курсивом не печатается.

Петр – близкий ученик Иисуса, один из трех столпов церкви

Кем был Петр? (Мк.1:16)

Кто назвал его Петром? (Мф.16:18)

Как его призвал Иисус? (Мф.4:18-20)

Как звали его брата? (Андрей)

Свидетельство Петра (Мф. 16:13-17)

Почему мы можем верить его свидетельству? (потому что Бог открыл ему)

Доказательство того, что Петр был прав (Деян.3:1-8)

  1. Иоанн Зеведеев , брат Иакова Зеведеева. Братья были призваны вместе (при каких обстоятельствах? – Мф.4:21-22), являлись близкими учениками Иисуса и впоследствии сделались столпами церкви. Оба были при исцелении дочери Иаира и на горе Преображения. Когда Христа распяли, Иоанн стоял под крестом. Там же он получил от Иисуса наставление заботиться о Его матери. Гораздо позже апостол был схвачен в Риме и сослан на остров Патмос, где получил Откровение от Господа и написал Евангелие.

Сыидетельство Иоанна – Ин.20:31

Почему мы верим ему? 1Ин.1:1-3

  1. Фома по прозвищу близнец был одним из первых учеников Христа

Когда Иисус после воскресения явился ученикам, Фомы не было с ними, и потому он не поверил, что Учитель жив. (Ин.24-28)

Как назвал Фома Иисуса, когда Тот явился перед учениками? (Господь мой и Бог мой)

Почему мы верим этому свидетельству? (потому что он видел раны Христа своими глазами)

  1. Нафанаил , один из учеников Христа.

История призвания – Ин.1:45-49

Как назвал Иисуса Нафанаил? (Равви, Сын Божий, Царь Израилев)

Почему мы верим ему? (потому что Нафанаил – «истинный израильтянин…»)

  1. Марфа , сестра Марии и Лазаря.

Когда ее брат умер, Иисус пришел к ней в селение… (Ин.11:20-27)

Как назвала Иисуса Марфа? (Христос, Сын Божий, грядущий в мир)

  1. Самарянка

(Ин.4:5-29) – написать ребенку краткую историю с добавлением цитат

Как назвала Иисуса самарянка? (Христос)

  1. Разбойник на кресте

Когда Христа распяли, справа и слева от Него висело два разбойника.

Как засвидетельствовал о Христе разбойник? (помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое)

  1. Сотник – воин, стоявший рядом с крестом

Как он назвал Иисуса? (Сын Божий)

Почему мы верим ему? (ему не было никакой выгоды обманывать)

  1. Симеон

История о Симеоне: (Лк.2:25-32)

Как засвидетельствовал о Христе Симеон? (спасение Твое, свет к просвещению язычников, слава Израиля)

10. Иоанн Креститель , сын Захарии. Его мать была родственницей Марии, жены Иисуса.

Иоанн готовил народ к пришествию Христа.

Каким был образ жизни Иоанна? (Мф.3:4)

История: (Ин.1:28-34)

Что засвидетельствовал о Христе Иоанн? (Агнец Божий, Сын Божий)

11. Стефан – последователь Христа, родом из Коринфа. Его семья первая в Ахаии уверовала. Всех их крестил апостол Павел.

Свидетельство о Стефане: (Деян. 6:8)

Когда Стефан благовествовал, некоторые пытались с ним спорить, но не могли противостоять его мудрости. Тогда его схватили и поставили перед синедрионом. Но и тут не могли ни в чем обвинить его. А когда Стефан увидел видение от Бога (Деян.7:55-56), сказав, что он богохульствует, побили его камнями.

Стефан был первым мучеником.

Почему мы можем верить Стефану? (потому что видениие было от Бога)

12. Павел – узник Христа.

Откуда он родом? (из Тарса)

Как его звали до уверования? (Савл)

Так его призвал Господь: (Деян.9:1-8)

Павел пробыл в Дамаске 3 дня, в которые он ничего не ел и не пил. На третий день, когда он молился, пришел к нему Анания, ученик Христа. Он рассказал, что видел Павла в откровении и возложил на него руки, итот прозрел. Тут же покрестившись, Павел отправился на проповедь.(Деян.9:20-22)

Сам Павел пишет, как изменилась его жизнь: (Флп.1:21;3:8)

Кем называл Иисуса Павел? (Сыном Божиим, Христом)

Почему мы верим ему? (Господь Сам ему явился, жизнь Савла сильно изменилась)

Иосиф Флавий, иудейский историк: «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлёк к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали любить его и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени».

Корнелий Тацит, римский историк: «Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлёк на себя всеобщую ненависть, и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается всё наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев».

Из письма правителя Вифинии к императору Траяну: «Всяких тебе благ! У меня уже вошло в привычку приносить для твоего рассмотрения всякое дело, в котором я не уверен или сомневаюсь. Потому что кто может лучше тебя управлять моими нерешительными суждениями или же пополнить мою некомпетентность в познаниях? До моего вступления в управление этой провинцией я никогда не вёл допроса христиан. Я в этом некомпетентен и не могу решить, какова цель судебного расследования и наказания в этом деле… Между тем, я поступал с такими, которых приводили ко мне, как христиан, так: я спрашивал, действительно ли они христиане. Если они упрямо настаивали на своём, то я приказывал их уничтожить… Другие же сначала объявляли, что они христиане, а затем отрекались от Него… О их прежней религии они говорили… и сообщали следующее: они имели в определённый день перед восходом солнца собираться вместе и совместно воспевать гимны Христу, как Богу, давать перед Ним обеты никогда не делать нечестия, не заниматься кражей, воровством или блудом, не нарушать данного слова, не удерживать данного им в залог. После же этого их обыкновением было принимать участие в безобидной трапезе, на которой все они поступали без какого-либо нарушения порядка. И этот последний обычай они исполняют, несмотря на то что по твоему повелению обнародован мною указ, запрещающий всем общинам поступать так… Число обвиняемых так велико, что дело заслуживает серьёзного разбирательства… Не только города, но и малые деревни, и полупустынные места переполнены этими иноверцами…» Письмо Мары Бар-Серапиона: «Что выиграли афиняне, казнив Сократа? Голод и чума обрушились на них в наказание за их преступление. Что выиграли жители Самоса, предав сожжению Пифагора? В одно мгновение пески покрыли их землю. А что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло их царство? Бог справедливо отомстил за этих трёх мудрых мужей: голод поразил Афины, море затопило Самос, а евреи, потерпевшие поражение и изгнанные из своей страны, живут в полном рассеянии. Но Сократ не погиб навеки - он продолжал жить в учении Платона. Пифагор не погиб навеки - он продолжал жить в статуе Геры. Не навеки погиб и мудрый Царь: Он продолжал жить в Своём учении».

Лукиан из Самосаты, греческий писатель: «…был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ… Более того, их первый законодатель убедил их в том, что все они братья друг другу, после того, как все они окончательно согрешили, отказавшись от греческих богов, начав молиться этому распятому софисту и живя согласно его законам».

– К тому же, есть еще два доказательства божественности Христа:

  1. Новое летоисчисление
  2. Учение Христа распространилось по всему миру и существует по сей день

Итог: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Мф.3:17)

Золотой стих:

И созерцательной Марии - стали символом различных установок в жизни христиан.

История Марфы и Марии

Евангельские сюжеты

Кроме того, обе женщины были свидетельницами воскрешения своего брата , совершённого Иисусом по их просьбе. У Иоанна Мария упоминается как женщина, омывшая ноги Иисусу благовониями, но это противоречит данным трёх других евангелистов.

Мария из Вифании и Мария Магдалина

В католичестве Мария из Вифании отождествляется с грешницей, омывшей ноги Иисусу (см. Вечеря в Вифании) и с Марией Магдалиной и считается раскаявшейся блудницей.

Дальнейшая судьба сестёр

Католическая традиция повествует о дальнейшей истории Марии из Вифании (Магдалины) так: вместе со своими братом , сестрой Марфой, святыми Максимином, Мартеллом и Кидонием она направилась провозглашать христианство в Галлию , в город Массилию (Марсель) или в устье Роны (г. Сент-Мари-де-ла-Мер), где через 30 лет скончалась в отшельничестве (см. Мария Магдалина).

Православные сообщения гласят: праведные сёстры Марфа и Мария, уверовавшие во Христа ещё до воскрешения Им их брата Лазаря, по убиении святого архидиакона Стефана, наступлении гонения на Церковь Иерусалимскую и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось .

Почитание

Храмы, посвящённые сёстрам, на Руси носят имя Марфо-Мариинских (Жён-мироносиц святых праведных).

В искусстве

В живописи

В литературе

В астрономии

В честь Марфы назван астероид (205) Марфа , открытый в 1879 году

Другие Марфы и Марии

  • Малоазийские мученицы Марфа и Мария и их брат Ликарион-отрок
  • Мученицы Фёкла, Марфа и Мария Персидские (ум. 346)
  • Две сестры-вдовы, персонажи древнерусской повести XVII в. «Повесть о Марфе и Марии»

Напишите отзыв о статье "Марфа и Мария"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Марфа и Мария

– Что ты, Наташа? – сказала княжна Марья.
– Ничего, ничего. – Она улыбнулась сквозь слезы Пьеру. – Прощайте, пора спать.
Пьер встал и простился.

Княжна Марья и Наташа, как и всегда, сошлись в спальне. Они поговорили о том, что рассказывал Пьер. Княжна Марья не говорила своего мнения о Пьере. Наташа тоже не говорила о нем.
– Ну, прощай, Мари, – сказала Наташа. – Знаешь, я часто боюсь, что мы не говорим о нем (князе Андрее), как будто мы боимся унизить наше чувство, и забываем.
Княжна Марья тяжело вздохнула и этим вздохом признала справедливость слов Наташи; но словами она не согласилась с ней.
– Разве можно забыть? – сказала она.
– Мне так хорошо было нынче рассказать все; и тяжело, и больно, и хорошо. Очень хорошо, – сказала Наташа, – я уверена, что он точно любил его. От этого я рассказала ему… ничего, что я рассказала ему? – вдруг покраснев, спросила она.
– Пьеру? О нет! Какой он прекрасный, – сказала княжна Марья.
– Знаешь, Мари, – вдруг сказала Наташа с шаловливой улыбкой, которой давно не видала княжна Марья на ее лице. – Он сделался какой то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда?
– Да, – сказала княжна Марья, – он много выиграл.
– И сюртучок коротенький, и стриженые волосы; точно, ну точно из бани… папа, бывало…
– Я понимаю, что он (князь Андрей) никого так не любил, как его, – сказала княжна Марья.
– Да, и он особенный от него. Говорят, что дружны мужчины, когда совсем особенные. Должно быть, это правда. Правда, он совсем на него не похож ничем?
– Да, и чудесный.
– Ну, прощай, – отвечала Наташа. И та же шаловливая улыбка, как бы забывшись, долго оставалась на ее лице.

Пьер долго не мог заснуть в этот день; он взад и вперед ходил по комнате, то нахмурившись, вдумываясь во что то трудное, вдруг пожимая плечами и вздрагивая, то счастливо улыбаясь.
Он думал о князе Андрее, о Наташе, об их любви, и то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это. Было уже шесть часов утра, а он все ходил по комнате.
«Ну что ж делать. Уж если нельзя без этого! Что ж делать! Значит, так надо», – сказал он себе и, поспешно раздевшись, лег в постель, счастливый и взволнованный, но без сомнений и нерешительностей.
«Надо, как ни странно, как ни невозможно это счастье, – надо сделать все для того, чтобы быть с ней мужем и женой», – сказал он себе.
Пьер еще за несколько дней перед этим назначил в пятницу день своего отъезда в Петербург. Когда он проснулся, в четверг, Савельич пришел к нему за приказаниями об укладке вещей в дорогу.
«Как в Петербург? Что такое Петербург? Кто в Петербурге? – невольно, хотя и про себя, спросил он. – Да, что то такое давно, давно, еще прежде, чем это случилось, я зачем то собирался ехать в Петербург, – вспомнил он. – Отчего же? я и поеду, может быть. Какой он добрый, внимательный, как все помнит! – подумал он, глядя на старое лицо Савельича. – И какая улыбка приятная!» – подумал он.
– Что ж, все не хочешь на волю, Савельич? – спросил Пьер.
– Зачем мне, ваше сиятельство, воля? При покойном графе, царство небесное, жили и при вас обиды не видим.
– Ну, а дети?
– И дети проживут, ваше сиятельство: за такими господами жить можно.
– Ну, а наследники мои? – сказал Пьер. – Вдруг я женюсь… Ведь может случиться, – прибавил он с невольной улыбкой.
– И осмеливаюсь доложить: хорошее дело, ваше сиятельство.
«Как он думает это легко, – подумал Пьер. – Он не знает, как это страшно, как опасно. Слишком рано или слишком поздно… Страшно!»
– Как же изволите приказать? Завтра изволите ехать? – спросил Савельич.
– Нет; я немножко отложу. Я тогда скажу. Ты меня извини за хлопоты, – сказал Пьер и, глядя на улыбку Савельича, подумал: «Как странно, однако, что он не знает, что теперь нет никакого Петербурга и что прежде всего надо, чтоб решилось то. Впрочем, он, верно, знает, но только притворяется. Поговорить с ним? Как он думает? – подумал Пьер. – Нет, после когда нибудь».
За завтраком Пьер сообщил княжне, что он был вчера у княжны Марьи и застал там, – можете себе представить кого? – Натали Ростову.
Княжна сделала вид, что она в этом известии не видит ничего более необыкновенного, как в том, что Пьер видел Анну Семеновну.
– Вы ее знаете? – спросил Пьер.
– Я видела княжну, – отвечала она. – Я слышала, что ее сватали за молодого Ростова. Это было бы очень хорошо для Ростовых; говорят, они совсем разорились.
– Нет, Ростову вы знаете?
– Слышала тогда только про эту историю. Очень жалко.
«Нет, она не понимает или притворяется, – подумал Пьер. – Лучше тоже не говорить ей».
Княжна также приготавливала провизию на дорогу Пьеру.
«Как они добры все, – думал Пьер, – что они теперь, когда уж наверное им это не может быть более интересно, занимаются всем этим. И все для меня; вот что удивительно».
В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».

Лк. X, 38-42: 38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. 40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. 41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Прот. Серафим Слободской (1912-1971)

По книге «Закон Божий», 1957.

Иисус Христос у Марфы и Марии

(Лк. X, 38-42; XI, 27-28)

Поучая народ, Иисус Христос пришел в Вифанию. Это селение расположено недалеко от Иерусалима за Елеонскою горою. Здесь приняла Его в свой дом одна женщина, именем Марфа, у которой был брат Лазарь и сестра Мария.

В доме Лазаря Иисус Христос дал наставления о том, что забота о спасении души выше всех других забот. Поводом к этому послужил прием, сделанный Ему сестрами Лазаря. Обе они с одинаковою радостью встретили Его, но различно выразили свою радость.

Мария села у ног Спасителя и слушала Его учение.

Марфа же тем временем заботилась и усиленно хлопотала о большом угощении Его.

Показалось ли Марфе, что она не успеет быстро справиться одна в своих хлопотах, или же ей показалось, что сестра ее не с таким усердием принимает Иисуса Христа, как следовало бы: – только Марфа подошла к Спасителю и сказала: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне».

Господь же Иисус Христос сказал ей в ответ: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом» (излишнем, т. е. заботы Марфы направлены к тому, без чего можно обойтись, что составляет лишь житейскую, скоропреходящую суету), «а одно только нужно (это внимание к слову Божию и исполнение воли Его). Мария же избрала благую (самую лучшую) часть, которая (никогда) не отнимется у нее».

Случилось в другой раз, когда Иисус Христос беседовал с народом, то одна женщина не могла удержать в душе своей радости от слов Его и громко воскликнула из народа: «блаженна (в высшей степени счастлива) Матерь, которая родила Тебя и вскормила Тебя!»

Спаситель же ответил на это: «Блаженны те, которые слушают Слово Божие и соблюдают его», т е. живут по заповедям Божиим.

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

28. Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии

(Лк. X, 38-42)

«Некая весь», в которую вошел Иисус, по-видимому, Вифания – селение, расположенное на одном из склонов горы Елеонской, вблизи Иерусалима. В Марфе и Марии, которые приняли Господа, легко узнать сестер любимого Господом Лазаря, о воскрешении коего повествует св. Еванг. Иоанн в 11 гл. Обе они являются здесь с теми же качествами, какие описаны у св. Иоанна: Марфа отличалась живым подвижным характером, Мария – тихой глубокой чувственностью. Приняв Господа, Марфа начала суетиться с приготовлением угощения; Мария же села у ног Иисуса и слушала Его. Видя, как ей трудно справиться одной, Марфа обратилась к Господу как будто с упреком, из которого ясно видны дружеские отношения Господа к ее семье: «Господи, или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Оправдывая Марию, Господь ответил Марфе с таким же дружеским упреком: «Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом; а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нея». Смысл этого упрека тот, что усердие Марфы направлено на скоропреходящую суету, без которой можно обойтись, а Мария избрала то, что единственно нужно для человека – внимание Божественному учению Христову и последование ему. То, что Мария приобретает, слушая Господа, никогда не отымется от нее. Этот евангельский отрывок всегда читается на литургии почти во все дни Богородичных праздников, так как образ этой Марии является как бы символом Пресвятой Девы Марии, также избравшей «благую часть». К этому отрывку присоединяются еще стихи 11:27-28, где прямо прославляется Матерь Божия и вновь ублажаются «слышащий слово Божие и хранящие е».

МАРФА и МАРИЯ, сёстры Лазаря, упоминаемые в евангельском рассказе о посещении Христом Вифании. Разл. характеры сестёр – практической Марфы и созерцательной Марии – стали символом разл. установок в жизни христиан … Биографический словарь

Сёстры Лазаря, упоминаемые в евангельском рассказе о посещении Христом Вифании. Различные характеры сестёр практической Марфы и созерцательной Марии стали символом различных установок в жизни христиан. * * * МАРФА и МАРИЯ МАРФА и МАРИЯ, сестры… … Энциклопедический словарь

Сестры Лазаря, упоминаемые в известном евангельском рассказе о посещении Христом Вифании. Различный характер этих сестер практической Марфы и восторженно созерцательной Марии сделался типом различных настроений и направлений в жизнедеятельности… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Марфа и Мария - (1 в) святые жены мироносицы (память в Неделю святых женмироносиц), сестры Лазаря Четверодневного. Различия в характерах этих сестер практической Марфы и молитвенно созерцательной Марии символизируют собой различные типы жизнедеятельности как… … Православный энциклопедический словарь

Марфа и Мария - (I в.) святые жены мироносицы, сестры Лазаря Четверодневного. Различия в характерах этих сестер – практической Марфы и молитвенно созерцательной Марии – символизируют собой различные типы жизнедеятельности как отдельных христиан, так и… … Православие. Словарь-справочник

Марфа и Мария, сёстры Лазаря, упоминаемые в евангельском рассказе о посещении Христом Вифании. Различные характеры сестёр практической Марфы и созерцательной Марии стали символом различных установок в жизни христиан … Большой Энциклопедический словарь

МАРФА и МАРИЯ - сёстры Лазаря, упоминаемые в евангельском рассказе о посещении Христом Вифании. Разл. характеры сестёр – практической Марфы и созерцательной Марии – стали символом разл. установок в жизни христиан … Биографический словарь

Марфа и Мария - – сестры Лазаря, известны по рассказу евангелия о посещении Спасителем Вифании … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Картина работы … Википедия

Марфа женское имя. Персоналии, известные по имени Инокиня Марфа (в миру Ксения Иоанновна Романова) (ум. 1631) мать царя Михаила Федоровича, супруга Фёдора Никитьевича Романова (патриарха Филарета); Мария Старицкая княжна старицкая, королева… … Википедия

Книги

  • Караваджо , . Предлагаем любителям живописи подборку репродукций восьми лучших картин великий итальянский художник Караваджо. Исполненные на высоком полиграфическом уровне, они станут своеобразным "музеем…
  • Война с саламандрами. Рассказы, апокрифы. Сказки и побасенки , Карел Чапек. Выдающийся чешский писатель Карел Чапек вошел в историю мирового искусства и литературы как блистательный представитель реализма XX века, как классик, чье имя стоит в одном ряду с такими…