Больной больше жив чем мертв. Пациент скорее жив, чем мертв? Помощь в самоисцелении

– Помогите, помогите, добрые люди!..

Тогда в окошко высунулась кудрявая хорошенькая девочка с хорошеньким вздернутым носиком. Глаза у неё были закрыты.

– Девочка, откройте дверь, за мной гонятся разбойники!

– Ах, какая чушь! – сказала девочка, зевая хорошеньким ртом. – Я хочу спать, я не могу открыть глаза…

Она подняла руки, сонно потянулась и скрылась в окошке.

Буратино в отчаянии упал носом в песок и притворился мёртвым.

Разбойники подскочили.

– Ага, теперь от нас не уйдёшь!..

Трудно вообразить, чего они только не выделывали, чтобы заставить Буратино раскрыть рот. Если бы во время погони они не обронили ножа и пистолета – на этом месте и можно было бы окончить рассказ про несчастного Буратино.

Наконец разбойники решили его повесить вниз головой, привязали к ногам верёвку, и Буратино повис на дубовой ветке… Они сели под дубом, протянув мокрые хвосты, и ждали, когда у него вывалятся изо рта золотые…

На рассвете поднялся ветер, зашумели на дубу листья. Буратино качался, как деревяшка. Разбойникам наскучило сидеть на мокрых хвостах.

– Повиси, дружок, до вечера, – сказали они зловеще и пошли искать какую-нибудь придорожную харчевню.

Девочка с голубыми волосами возвращает Буратино

Над ветвями дуба, где висел Буратино, разлилась утренняя заря.

Трава на поляне стала сизой, лазоревые цветы покрылись капельками росы.

Девочка с кудрявыми голубыми волосами опять высунулась в окошко, протёрла и широко открыла заспанные хорошенькие глаза.

Эта девочка была самой красивой куклой из кукольного театра синьора Карабаса Барабаса.

Не в силах выносить грубых выходок хозяина, она убежала из театра и поселилась в уединённом домике на сизой поляне.

Звери, птицы и некоторые из насекомых очень полюбили её – должно быть, потому что она была воспитанная и кроткая девочка.

Звери снабжали её всем необходимым для жизни.

Крот приносил питательные коренья.

Мыши – сахар, сыр и кусочки колбасы.

Благородная собака пудель Артемон приносил булки.

Сорока воровала для неё на базаре шоколадные конфеты в серебряных бумажках.

Лягушки приносили в ореховых скорлупках лимонад.

Ястреб – жареную дичь.

Майские жуки – разные ягоды.

Бабочки – пыльцу с цветов, – пудриться.

Гусеницы выдавливали из себя пасту для чистки зубов и смазывания скрипящих дверей.

Ласточки уничтожали вблизи дома ос и комаров…

Итак, открыв глаза, девочка с голубыми волосами сейчас же увидела Буратино, висящего вниз головой.

Она приложила ладони к щекам и вскрикнула:

– Ах, ах, ах!

Под окном, трепля ушами, появился благородный пудель Артемон. Он только что выстриг себе заднюю половину туловища, что делал каждый день. Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчёсана, кисточка на конце хвоста перевязана чёрным бантом. На одной из передних лап – серебряные часы.

– Я готов!

Артемон свернул в сторону нос и приподнял верхнюю губу над белыми зубами.

– Позови кого-нибудь, Артемон! – сказала девочка. – Надо снять бедняжку Буратино, отнести в дом и пригласить доктора…

Артемон от готовности так завертелся, что сырой песок полетел из-под его задних лап… Он кинулся к муравейнику, лаем разбудил всё население и послал четыреста муравьев перегрызть верёвку, на которой висел Буратино.

Четыреста серьёзных муравьев поползли гуськом по узенькой тропинке, влезли на дуб и перегрызли верёвку.

Артемон подхватил передними лапами падающего Буратино и отнёс его в дом… Положив Буратино на кровать, собачьим галопом помчался в лесные заросли и тотчас привёл оттуда знаменитого доктора Сову, фельдшерицу Жабу и народного знахаря Богомола, похожего на сухой сучок.

Сова приложила ухо к груди Буратино.

– Пациент скорее мёртв, чем жив, – прошептала она и отвернула голову назад на сто восемьдесят градусов.

Жаба долго мяла влажной лапой Буратино. Раздумывая, глядела выпученными глазами в разные стороны. Прошлёпала большим ртом:

– Пациент скорее жив, чем мёртв…

Народный лекарь Богомол сухими, как травинки, руками начал дотрагиваться до Буратино.

– Одно из двух, – прошелестел он, – или пациент жив, или он умер. Если он жив – он останется жив или он не останется жив. Если он мёртв – его можно оживить или нельзя оживить.

– Шшшарлатанство, – сказала Сова, взмахнула мягкими крыльями и улетела на тёмный чердак.

У Жабы от злости вздулись все бородавки.

– Какакокое отвррратительное невежество! – квакнула она и, шлёпая животом, запрыгала в сырой подвал.

Лекарь Богомол на всякий случай притворился высохшим сучком и вывалился за окошко. Девочка всплеснула хорошенькими руками:

– Ну как же мне его лечить, граждане?

– Касторкой, – квакнула Жаба из подполья.

– Касторкой! – презрительно захохотала Сова на чердаке.

– Или касторкой, или не касторкой, – проскрипел за окном Богомол.

Тогда ободранный, в синяках, несчастный Буратино простонал:

– Не нужно касторки, я очень хорошо себя чувствую!

Девочка с голубыми волосами заботливо наклонилась над ним:

– Буратино, умоляю тебя – зажмурься, зажми нос и выпей.

– Не хочу, не хочу, не хочу!..

– Я тебе дам кусочек сахару…

Тотчас же по одеялу на кровать взобралась белая мышь, она держала кусочек сахару.

– Ты его получишь, если будешь меня слушаться, – сказала девочка.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Пациент скорее жив, чем мертв

Пациент скорее жив, чем мертв

Из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936) русского советского писателя Алексея Николаевича Толстого (1883-1945).

Употребляется шутливо-иронически - применительно к больным, состояние которых не внушает опасений, которые находятся на пути к выздоровлению, поэтому для всякого рода хлопот, суеты вокруг «пациентов» нет реальных оснований.

Известна также обратная по смыслу версия этой фразы: «Пациент скорее мертв, чем жив», то есть дело плохо, попытки исправить его ни к чему не привели и т. д.

Из книги 100 великих зарубежных фильмов автора Мусский Игорь Анатольевич

«АНГЛИЙСКИЙ ПАЦИЕНТ» (The English Patient) Производство: «Мирамакс», США, 1996 г. Автор сценария Э. Мингелла по роману М. Ондатже. Режиссёр Э. Мингелла. Оператор Дж. Сил. Художник С. Крейг. Композитор Г. Яред. В ролях: Р. Файнс, Ж. Бинош, У. Дефо, К. Скотт Томас, Н. Эндрюс, К. Ферт и

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Что делаешь, делай скорее Из Библии. В Евангелии от Иоанна (гл. 13, ст. 27) приведены слова Иисуса, обращенные к предателю Иуде, который медлил подать условный знак римским воинам, пришедшим схватить его учителя: «Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее».Иногда

Из книги Полный справочник по уходу за больными автора Храмова Елена Юрьевна

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том I автора Лурселль Жак

Dillinger ? morto Диллинджер мертв 1969 - Италия (91 мин)· Произв. Pegaso Film (Альфред Леви, Эвер Хаггиаг)· Реж. МАРКО ФЕРРЕРИ· Сцен. Марко Феррери, Серджо Баццини· Опер. Марио Вульпиани (Eastmancolor)· Муз. Тео Узуэлли· В ролях Мишель Пикколи (Глауко), Анита Палленберг (его жена), Анни Жирардо

Из книги Справочник медицинской сестры автора Храмова Елена Юрьевна

Часть II. Медицинская сестра и пациент Статья 1. Медицинская сестра и право пациента на качественную медицинскую помощь.Медицинская сестра должна уважать неотъемлемые права каждого человека на наивысший уровень физического и психического здоровья и на получение

Из книги Плавание для всех автора Фирсов Захарий Павлович

Скорее на пляж, к воде! Наступают жаркие летние дни, и миллионы людей отправляются на берега многочисленных морей, рек, озер, прудов, каналов, водохранилищ, и прочих водоемов.Люди тянутся к воде. Там можно сбросить прилипающую к потному телу одежду, освободиться от тесной

Из книги Модицина. Encyclopedia Pathologica автора Жуков Никита

0.1. Пациент ПАЦИЕНТ – человек, мешающий плохим врачам заниматься документацией.Происходит от лат. «pati» – страдать и «patientia» – терпение.Синоним: (старослав.) больной, что устарело, поскольку корректное слово «пациент» означает любого человека в руках медицины, пусть даже

Из книги автора

А не пациент ли ты? Тебе комфортно одному и хочется ото всех скрыться? Мало друзей и бесят родные? Окружающие думают, что тебе слишком всё безразлично? А голоса из темноты или из головы не беспокоят? Ага, есть, но не беспокоят? Само по себе это не пройдёт, дружище. Можешь

"Артемон подхватил передними лапами падающего Буратино и отнес его в дом… Положив Буратино на кровать, собачьим галопом помчался в лесную заросль и тотчас привел оттуда знаменитого доктора Сову, фельдшерицу Жабу и народного знахаря Богомола, похожего на сухой сучок.

Сова приложила ухо к груди Буратино.

- Пациент скорее мертв, чем жив, - прошептала она и отвернула голову назад на сто восемьдесят градусов.

Жаба долго мяла влажной лапой Буратино. Раздумывая, глядела выпученными глазами сразу в разные стороны. Прошлепала большим ртом:

- Пациент скорее жив, чем мертв…

Народный лекарь Богомол сухими, как травинки, руками начал дотрагиваться до Буратино.

- Одно из двух, - прошелестел он, - или пациент жив, или он умер. Если он жив - он останется жив или он не останется жив. Если он мертв - его можно оживить или нельзя оживить.

- Шшшарлатанство, - сказала Сова, взмахнула мягкими крыльями и улетела на темный чердак.

У Жабы от злости вздулись все бородавки.

- Какакокое отвррратительное невежество! - квакнула она и, шлепая животом, запрыгала в сырой подвал.

Лекарь Богомол на всякий случай притворился высохшим сучком и вывалился за окошко.

Девочка всплеснула хорошенькими руками:

- Ну, как же мне его лечить, граждане?

- Касторкой, - квакнула Жаба из подполья.

- Касторкой! - презрительно захохотала Сова на чердаке.

- Или касторкой, или не касторкой, - проскрежетал за окном Богомол.

Тогда ободранный, в синяках, несчастный Буратино простонал:

- Не нужно касторки, я очень хорошо себя чувствую!"

А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

«Интерфакс» отозвал сообщение о смерти Ислама Каримова 02.09.2016, 18:10

Агентство «Интерфакс» аннулировало сообщение о смерти президента Узбекистана Ислама Каримова. «Новость с заголовком "Скончался президент Узбекистана Ислам Каримов" вышла в результате технического сбоя. "Интерфакс" приносит извинения подписчикам и читателям»,- говорится в сообщении.

Агентство сообщило о смерти президента Узбекистана со ссылкой на правительство. Позже в пресс-службе кабмина Узбекистана «РИА Новости» заявили, что не распространяли новость о кончине Ислама Каримова.

Сегодня утром в газетах Узбекистана было опубликовано сообщение о том, что состояние президента резко ухудшилось. Позже Reuters со ссылкой на диписточники сообщило о кончине господина Каримова. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал, что в Кремле такой информации не получали.

В то же время премьер Турции Бинали Йылдырым выразил соболезнования в связи со смертью президента Узбекистана, не уточнив, откуда получил эту информацию. Соболезнования на своем сайте выразил и президент Грузии Георгий Маргвелашвили: «Господин Ислам Каримов руководил страной в сложнейший период и с помощью его лидерства Узбекистан достиг значительного развития, государственного роста и благополучия. Хочу выразить семье президента и народу Узбекистана соболезнования от лица грузинского народа и лично от себя. Я верю, что имя Ислама Каримова займет достойное место в истории».

Вчера в Узбекистане отмечали 25-ю годовщину независимости. На государственном телевидении зачитали речь президента, посвященную этому событию.

Послесловие.

Согласитесь, что ситуация в Узбекистане очень сильно перекликается со сказкой "Золотой Ключик". Не подумайте, что насмехаюсь над состоянием самого Каримова, неважно мертв он или жив - это аморально. Но смешна сама ситуация, когда ради достижения-удержания власти можно прикрываться мертвым или полуживым президентом, который в своей жажде власти довел ситуацию до анекдота. И, к сожалению, не он один такой живущий/живший по принципу: хоть тушкой, хоть чучелом, но на троне.

Дай Бог, что бы миновала нас сия чаша!

И еще, обратите внимание - как бы не складывались взаимоотношения лидеров стран СНГ с правителями РФ и русскими в этих странах в итоге Россия, забоится о всех этих султанах, как мать о заблудших детях - дает им политическое убежище, посылает лучших врачей, списывает гигантские суммы долгов. Странно все это и обидно...

P.S. Власти Узбекистана сообщили о смерти Каримова

Президент Узбекистана Ислам Каримов скончался 2 сентября, сообщает правительство и парламент республики.

Комиссию по организации похорон Каримова возглавил премьер страны Шавкат Мирзиеев.

April 27th, 2014

К этому готовились давно. Уже в 2008 году Китай пытался избавиться от своих долларовых запасов, но Обама тогда пресек их попытки. Кроме того, Китаю самому не выгодно было резко сбрасывать эти запасы на рынок - доллар бы просто обрушился ниже плинтуса, тем самым еще более усугубляя глобальный кризис, поэтому в 2008 договорились "полюбовно". Как это реально было сделано, мы вряд ли когда-нибудь узнаем, но вариантов не масса.
Именно в предвкушении выхода из доллара крупнейшими мировыми экономиками и был создан Евро, но и он оказался недостаточно заманчивым, а многие (например, Италия и Греция) даже хотели из него выйти. Ну или народ поумнел...

Последние американские "санкции" против России стали последней каплей, перевесившей баланс сил мирового закулисья. Именно поэтому они и были такими вялыми - Вашингтон давно трясется от мысли о том, что доллар утратит свою навязанную псевдо привлекательность, а в рядах хозяев транснациональных корпораций и банков раскол наблюдался уже с 1990-х (иначе бы не было Евро). Знали на что идут, но гордыня и историческая вседозволенность взяли верх над логикой.

Истерические выпады и суицидальные тенденции американских политиков давно уже всем надоели, и напоминают предсмертный психоз, нежели взвешенные действия стабильной системы. С дипломатией у них тоже не ахти -- половина US дипломатов просто купили свои должности, . а в правительстве рулят лоббисты от оружейников, поэтому вся политика и экономика держалась на авианосцах с танками, которые экспортировали под тем или иным соусом: кому-то за деньги и нефть, а кому-то -- за (не)красивые глаза и (не)любовь к демократии.

Конечно обменники сейчас никто не закроет и доллары из обращения изымать не будет, это не просто невыгодно определенной прослойке власти, но и абсурдно, учитывая колебания рубля.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ:
| | |

Не так давно мне задали вопрос: «Российский пациент скорее жив, чем мертв?»

Задумался. Как известно, только мертвые не потеют… Если вопрос о пациенте задан, если этот вопрос волнует кого-то и взволновал меня, и если мои переживания порождают новые мысли, то, скорее, жив. Но с позиции доктора, констатирующего факты недовольства пациентов качеством оказания медицинской помощи, то может, и мертв! Но как нельзя быть чуть-чуть беременной, так и нельзя быть живым или мертвым наполовину или на какую-то часть.

Кроме того, эта неопределенность в понимании «жив или мертв» порождает мышление масс, ведущее к геометрической прогрессии заблуждений. Следствием этого является появление и последующее распространение лженаук, лжеврачей и шарлатанов, все больше захватывающих сознание многочисленных людей, каждый из которых, опираясь на мнение большинства, а не на авторитетное мнение ученого и/или доктора, получает подтверждение «правильности» своих суждений, укрепляется в них, и сам становится источником ошибочных представлений о медицине.

Ярким примером сказанного могут быть "феномены" медицины 90-х: Кашпировский, Чумак и прочие распространители псевдомедицинских услуг, появившиеся в результате начала распада системы преемственности медицинских знаний и навыков.

Именно преемственности, считаю, что первая и главная проблема состоит в старении медицинских кадров, обладающих компетенциями, и отсутствии той возрастной категории, которая могла бы знания принять и передать другому поколению. На заре 90-х в России были востребованы все специальности, кроме докторов, ученых и учителей – это способствовало оттоку профессиональных кадров в возрасте 30-40 лет в другие отрасли. Спустя 20 лет потребность сформировалась вновь, но не залатать возникшую брешь, как не войти в одну реку дважды. И сегодня отрасль здравоохранения характеризуется как количественным, так и качественным кадровым дефицитом.

Второй проблемой, сформировавшейся как следствие первой, стала смысловая путаница. До перестройки некоторые доктора, осуществляя научно-изыскательную деятельность и защищая диссертации, получали ученую степень «кандидат наук» и в последующем «доктор наук», тем самым демонстрируя коллегам и пациентам, что они склонны заниматься поиском новых знаний, навыков и технологий и способны передать их следующему поколению. В этом был смысл. Именно так на протяжении более 130 лет формировалась традиция преемственности знаний. Но за последние 25 лет повальная увлеченность защитами диссертаций, отсутствие критериев защиты привели к размытию смысла понятий «кандидат наук» и «доктор наук» и появлению нового смысла – это те доктора, услуги которых стоят дороже. В этом новом определении нет ни научного вопрошания, ни его трансформации в способность и желание передавать полученные знания и навыки другим докторам. Новый смысл опошлил научные степени, открытий не принес, новых знаний и навыков не породил, а имевшиеся не передал. Тем более, что и передавать-то их стало некому, исходя из первой проблемы. А если считать, что на протяжении 5 последовательных поколений первоначальный смысл удерживался и не менялся, то следует говорить о сформировавшейся традиции преемственности знаний, как одном из элементов культуры и сегодняшней утере этой традиции, а значит, и ослаблении культуры.

Усугубила ситуацию третья проблема, которая последовательно сформировалась из второй. Это плохая лабораторная и техническая оснащенность. Обветшание технопарка и снижение компетентности сервисного персонала стало одним из факторов, способствующих отъезду докторов в другие страны.

Таким образом, от лучшей в мире (по оценке Всемирной организации здравоохранения в 1972 году) системы здравоохранения СССР, включавшей в себя подготовку кадров в отрасли и их непрерывное образование, традиции преемственности знаний и культуру, спустя 30 лет осталось только то, что можно смело назвать системой здравоЗАХОРОнения. А значит, российский пациент начала нулевых стал скорее мертвым, чем живым!

Кстати, в отличие от кубинского пациента, которому именно в 1972 году правительство Кубы и предложило заимствованную у СССР систему здравоохранения и подготовки кадров в медицине. Результатом этого заимствования стало то, что в 2012 году лучшей системой здравоохранения в мире стала именно кубинская. Привет всем нам от семейства Кастро! :)

Можно предположить, что легко взять да и вернуть то, что уже было, ведь есть же люди, кто еще помнит, как это было. Но нет, вернуть можно отдельные технологии и вещи, а вот культуру, которая производит такие важные разновидности знания, как смыслы, ценности и традиции, вернуть административными реформами в одночасье нельзя. Процесс преемственности знаний, субординация, уважение к опыту, сострадание и сопереживание – как это все вернуть? Только через непрерывное образование, со студенческой скамьи, от горящих интересом глаз, через непрерывное самосовершенствование и последипломное образование к носительству уникальных знаний, традиций и ГЛАВНОЕ – способности их сохранить и передать следующему поколению.

Как точно сказал Стив Джобс: «Работать надо не 12 часов, а головой». В этом смысле очевидно, что одних управленческих решений для развития (именно развития, а не достижения отдельных показателей) системы здравоохранения крайне мало. Как не меняется количество нейронов в мозге, а меняется количество нейрональных связей между ними, так и человечество развивается через установления новых взаимоотношений между людьми и миром. Так, участниками процесса оказания медицинской помощи и соответственно образовательного пространства в медицине являются:

Доктор – субъект образования – человек, по результатам обучения в медицинском вузе получивший диплом по специальности «Врач»;
Компетентный доктор – доктор, обладающий уникальными медицинскими знаниями и навыками, имеющий ученую степень и желание передать свои медицинские знания и навыки другому и/или другим докторам;
Пациент, как бы странно это ни прозвучало, участник-условие образовательного пространства при передаче медицинских знаний и навыков от «компетентного доктора» другому и/или другим «докторам», он – социальный субъект.
Становится очевидным, что отношения между участниками будут представлять трудность познавательного характера. По сути, у нас есть участники процесса, а отношений между ними нет. Их нам предстоит определить.

Не случайна моя расстановка участников образовательного пространства по порядку. Когда «доктор» взрослеет, у него одна забота – найти учителей, которые помогут ему осваивать и передавать другим поколениям инструменты осознания сложностей, в данном случае, медицинские знания и навыки. Таким образом, «доктор» представляет собой вопрошающую среду, он первичен. «Компетентный доктор», в свою очередь, отвечает на вопрошание своим желанием передать свои знания и навыки. Это очень важно, как ключ к замку – вопрошание и побужденное этим вопрошанием желание формируют отношения готовности к обучению, условием же перехода этих отношений в отношение преемственности является участие «пациента» в качестве демонстрационной модели. Вместе все три участника образуют отношения «обусловленности стремления к ценности». Несмотря на то, что для каждого ценность будет своя, целеполагание в её обретении будет общим, поскольку все участники образовательного процесса находятся внутри этого процесса. Так, для «пациента» это будет индивидуализация его лечения, для «доктора» это будет приращение новыми знаниями и/или навыками, а для «компетентного доктора» это будет удовлетворенность от выполненного Долга.

И вроде как все складывается, но ведь этих отношений в реальности сегодня нет, и очевидно, не будет и завтра. Чего не хватает? Возможно, парадигмы образовательного процесса. Какой же она должна быть? Дело в том, что «доктор» как представитель вопрошающей среды тягу к вопрошанию должен обрести от сердца, а не от головы. Он не может и неспособен об этом подумать, он должен об этом помечтать, он должен этого возжелать. Мамардашвили об этом говорит так: «Мысль рождается из удивления вещам как таковым, и это называется мыслью. Мысль нельзя подумать механистически, она рождается из душевного потрясения». Так и «доктор» должен быть душевно или эмоционально потрясен, взволнован и возбужден в желании обрести новые знания и навыки.

Иллюстрацией этого (хоть и условной, конечно) может быть то, как девушка выбирает автомобиль, не вдаваясь в его технические характеристики и не понимая их значение, но имея искреннее желание ехать красиво и чтобы все вокруг обретали эмоции и душевные потрясения, каковые её саму когда-то охватили. Она выбирает сердцем, руководствуясь такими оценками, как «это должно быть КРУТО». Так и в нашем размышлении вопрошание «доктора» должно побуждать интерес и престиж.

В подтверждение скажу, что помимо "дарвиновских" движущих сил – конкуренция, изменчивость и эволюция, есть еще воля к обладанию. Именно воля к обладанию, в основе которой интерес, на выходе - престиж, а в процессе - рефлексия, является побудительным актом к началу образовательного процесса.

Из вышесказанного возможно следствие – парадигмой образовательного процесса докторов должна быть его популяризация. Это должно стать модным и престижным – обладать новыми знаниями и навыками в медицине.

Речь идет о создании, именно создании новой культуры образования докторов, культуры, создающей условия для побуждения воли к обладанию, способной порождать конкретных «компетентных докторов» в качестве примеров идеала для разных уровней вопрошания «докторов» и обеспечивающей непрерывность процесса преемственности знаний и навыков.

Как это сделать? Вроде бы, чего проще, первая мысль – через создание идеологического врага. Известно, что мужчины солидарны просто так, а женщины солидарны против кого-то. Так же, как солидарность женщин, самые яркие достижения науки СССР были порождены во время «холодной войны», объединившей интересы государства и ученых. Вторая мысль, применительно к нашему размышлению, это могут быть конкурентные отношения «компетентных докторов», инициированные законодательно. Например, узаконить фрилансерство докторов, лицензировать не стены больниц, а деятельность специалистов, конечным следствием врачебной ошибки сделать отзыв диплома врача, стандарт оказания медицинской помощи оставить только в экстренной медицине, законодательно утвердить принцип «деньги за пациентом», при этом платит не государство, не страховая компания, а сам пациент. Можно возразить, так вроде все к этому и идет?!

Но эти первые мысли являются заложниками существующей парадигмы и при всей их кажущейся логичности они часто разрозненны. Это, скорее, путь угадывания, основанный на событийном менеджменте. Он не целостен, к нему всегда есть, что добавить, и в этом смысле он всегда будет сопровождаться «результатом с оговоркой», дескать, хотели-то как лучше, а получилось неожиданно не так.

Человек, являющийся частичкой этого постоянно меняющегося мира, не может не меняться сам. Некоторые люди, меняясь сами, изменяют этот мир. Совершенствование знаний – это изменение мира. Изменяющийся мир изменяет социум. Пациент – представитель социума. Думая так, порождаемые решения будут обоснованы пониманием – жив ли будет «пациент»?

Если прогресс в производстве знания мерить битами накопленной информации, количеством зарегистрированных патентов, количеством наград, прибылью или количеством докторов на душу населения, то это, как мне представляется, только количественная оценка. Богатство культурной и общественной жизни «компетентного доктора» - вот важный качественный критерий становления его таковым. Тейяр де Шарден сказал: «В процессе эволюции сознания сначала идет Сверхсубъект, привязанность же к материальным вещам тянет нас обратно в иллюзию». Приводя эту цитату, материальными вещами я хочу считать вышесказанные критерии измеримости знаний.

Продолжая определять отношения в образовательном пространстве докторов, напрашивается такая мысль – «компетентный доктор» являет собой субъект культуры, который в отличие от «доктора» – субъекта образования, отличается мощностью целеполагания. Они представляют собой разные социокультурные уровни или, другими словами, являются субъектами, разделенными смысловым пробросом (для «доктора» путеводной звездой вопрошания, идеалом стремления будет «компетентный доктор»). Понимание этого трансформирует осознанность «компетентного доктора» – он станет проводником для «докторов» и «пациентов» в новый социокультурный слой.

Через новую осознанность оживут отношения доктор-компетентный доктор, а вместе с ними пациент-доктор-компетентный доктор, и как следствие пациент-доктор. А значит, пациент начнет потихоньку оживать! :)

В качестве примера, с конца нулевых и за последние 15 лет (я говорю про тюменское здравоохранение) проводится мощное реформирование, направленное на создание действительно работающей системы здравоохранения, основанной на динамичной инфраструктуре врачебной сети, электронном документообороте медицинской информации, принципе «деньги за пациентом», многоуровневом контроле качества оказанных услуг, распространяющемся на все виды здравоохранения (частное, муниципальное и государственное), наполненном психологическим контрактом между пациентами и докторами, системы, дающей возможность пациенту выбрать врача, клинику и сопровождающейся открытостью во всех своих реформах.

Страны не объединяются в результате объединения, страны объединяются в результате войны, так и «пациенту», «доктору» и «компетентному доктору», с конца перестройки находившимся в разрушительной междоусобной войне, сегодня настало время объединиться одной парадигмой образовательного пространства, культурой преемственности медицинских знаний и навыков, и тогда отношения пациентов и докторов обретут новые социальные ценности.