Почему основным институтом политической системы является государство? Государство как центральный институт политической системы «Происхождение, сущность и основные признаки государства как «особой организации силы.

Главная > Контрольные вопросы

Государство как центральный институт политической системы . Государство и гражданское общество.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА 1МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 3КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВА 5ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9Государство в России: от советского типа государства к правовому 11Контрольные вопросы 13Литература 13

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Само понятие «государство» в смысле «политически организованное общество» сравнительно новое, восходящее к временам Н. Макиавелли. В современном понимании государство представляет собой сложную, многофункциональную, внутренне дифференцированную целостность. Оно во многом обеспечивает целостность общества и выступает как некая сила, концентрированно выражающая и символизирующая общество в общем. Государство является важной политической силой, обеспечивающей организованность общества, наличие в нем определенного порядка. Вопрос о происхождении государства в течение многих столетий был предметом долгих дискуссий. Выдвигались различные гипотезы и теории. Одна из самых давних теорий происхождения государства - теократическая, т.е. теория божественного происхождения, согласно которой государство предписано человеку Богом. Согласно другой, патриархальной теории, государство возникает непосредственно из разросшейся семьи. Власть отца (главы семьи) постепенно перерастает во власть души. Иное объяснение государства с точки зрения теории его договорного происхождения. Переход от естественного (догосударственного) состояния общества к государственному происходит путем соглашения, заключения договора, которым люди соединяются в одно государство и подчиняются сразу же устанавливаемой государственной власти. Среди теорий, объясняющих возникновение государства, есть и такие: психологическая (в основе факторы психики человека), органическая (биологические факторы), материалистическая (социально-экономические факторы), теория насилия, основанная на военно-политических факторах, и т.д. Государство - продукт внутренней эволюции общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В разные эпохи в различных условиях оно выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования. Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе. Таким образом, государство - исторически сложившаяся организация политической власти и управления социальными процессами в обществе, основной институт политической системы. Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от других политических институтов и организаций. 1. Наличие особой публичной власти, которая, воплощаясь в государственных органах, выступает как государственная власть. Ее осуществляет особый слой людей, выполняющих функции управления и принуждения составляющих аппарат государства, который наделен государственно-властными полномочиями, т.е. возможностью издавать обязательные для исполнения акты, прибегать в необходимых случаях к государственному воздействию. 2. Территориальная организация населения. Государственная власть осуществляется в рамках определенной территории и распространяется на всех людей, проживающих на ней. 3. Государственный суверенитет, т.е. независимость государственной власти от любой иной власти внутри страны и вовне. Суверенитет дает право государству самостоятельно и свободно решать свои дела, отличает его, наряду с иными признаками, от других организаций общества (например, политических партий). 4. Государство - единственная организация, которая занимается законотворчеством, т.е. издает законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения. Государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. 5. Государственная организация обязательно предполагает сбор налогов с населения, взыскиваемых в принудительном порядке. Государство можно определить как особую организацию политической власти общества, располагающую специальным аппаратом принуждения, выражающим волю и интересы господствующего класса или всего народа.

Государство представляет все общество в совокупности, им и от его имени принимаются все без исключения властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения всеми. Оно является носителем власти, юрисдикция которой распространяется на всех членов общества и на всю территорию страны. Принудительный характер власти государства, его монополия на применение насилия принципиально отличают его от других политических институтов, делают его основой политической системы.

Государство невозможно представить себе без властвования, господства и подчинения. Оно отличается от всех других форм организации людей тем, что располагает военной силой и судебно-репрессивным аппаратом. Хотя насилие не является единственным средством государства, но для него это средство специфическое. Однако формы, средства, условия использования им насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом. Поэтому и говорят о легитимном, или узаконенном, насилии со стороны государства. В современном обществе в руках государства концентрируется огромная сила. Во-первых, оно обладает монополией принятия общеобязательных правил поведения и способностью обеспечения их применения употреблением репрессивного аппарата (армия и полиция). Во-вторых, его сила обусловлена усилением вмешательства в экономическую жизнь общества. В-третьих, оно определенным образом является и опекуном общества, поскольку выполняет функции социальной защиты. В-четвертых, высшие государственные чиновники и лидеры политических партий самостоятельно принимают решения по всем более или менее важным вопросам развития общества.

МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности». Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, оказывая упорядочивающее, регулирующее воздействие практически на все основные сферы жизни общества. Поэтому важным принципом государства является универсализм, или всеобщность. Государство занимает особое место в политической системе как стержневой элемент, вокруг которого объединяются все остальные составляющие. Оно по существу призвано обеспечить целостность и единство институтов и организаций, выполняющих разнообразные функции управления. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес, или всеобщую волю. Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как: 1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; 2) является единственным носителем суверенитета; 3) содержит специальный аппарат (публичную власть), предназначенный для управления обществом; 4) имеет «силовые» структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.); 5) владеет, как правило, монополией на законотворчество; 6) располагает специфическим набором материальных ценностей (государственной собственностью, бюджетом, валютой и т.д.). Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Структура механизма государства включает в себя государственные органы, государственные учреждения и предприятия, государственных служащих, организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата. Социальное назначение государства, характер и содержание его деятельности находят свое выражение в функциях, которые связаны с основными направлениями деятельности. В основе классификации функций лежат сферы деятельности государства, т.е. те области общественных отношений, на которые оно воздействует. В зависимости от этого функции государства можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние функции - это главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства. К ним относятся охранительные и регулятивные функции. Осуществление охранительных функций предполагает деятельность государства по обеспечению и защите всех закрепленных и регулируемых правом общественных отношений. Регулятивные функции характеризуют роль государства в организации общественного производства, развитии экономики страны, в создании необходимых условий для формирования личности. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную функции, а также налогообложения и взимания налогов, экологическую, культурную и др. Внешние функции проявляются во внешнеполитической деятельности государства, в его взаимоотношениях с другими странами. Внешние и внутренние функции государства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения - на основные и неосновные.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВА

Если сущность государства как политического института едина, то формы государства многообразны. Форма государства - это способ организации политической власти, совокупность его внешних признаков. Форма государства - это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» предопределяет, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов. Элементами формы государства являются: 1) форма правления , под которой обычно понимается организация высших органов власти в том или ином государстве; 2) форма государственного устройства , которая отражает территориальную структуру государства, т.е. то, как устроена территория данного государства, из каких частей оно состоит и каково их правовое положение; 3) политический (государственный) режим , представляющий собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти и характеризующийся степенью политической свободы в обществе, состоянием правового положения личности. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские. В монархии высшая власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (короля, царя, шаха и т.п.). Эта верховная власть обычно наследственная. При этом различают монархию абсолютную (в которой отсутствуют представительные учреждения народа и власть монарха ничем не ограничена, например Саудовская Аравия, Бруней) и монархию ограниченную, когда наряду с главой государства (монархом) имеется и другой высший орган (например, парламент). Современная форма ограниченной монархии - парламентская монархия . Роль монарха в ней номинальная; ведущую роль в управлении государством играет правительство, формируемое парламентом. Наиболее типичный пример парламентской монархии - современная Великобритания. К ним относятся также Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др. В республике все высшие органы власти избираются или формируются на определенный срок. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В парламентской республике глава государства - выборное должностное лицо (президент). Его роль в формировании правительства, как и управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется парламентом, перед которым и несет политическую ответственность. В настоящее время парламентская республика существует в таких странах, как Италия, Германия, Австрия, Индия и др. Президентская республика характеризуется тем, что во главе ее стоит президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства. Правительство в такой республике назначается самим президентом и не несет ответственности перед парламентом. Такими республиками являются США, Российская Федерация и др. В некоторых странах имеет место республиканская форма правления, носящая смешанный характер, т.е. сочетающая черты президентской республики (глава государства избирается населением, он назначает правительство и т.д.) и парламентской республики (правительство несет ответственность перед парламентом, возможен досрочный роспуск парламента президентом и т.п.). К таким странам смешанной формы республиканского правления относятся, например, Франция, Финляндия. Государства по формам своего устройства подразделяются на унитарные и федеративные. Форма соединения государств, союза между ними носит название конфедерации. Унитарное государство - это простое, единое государство, которое не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его членов. В таких государствах существует единая система высших органов и единая система законодательства. Большинство государств мира являются унитарными. (например Венгрия, Польша, Италия и др.) Федеративное государство - это сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают определенной политической самостоятельностью и другими признаками государственности. В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти - федеральные органы и соответствующие органы власти членов федерации, наряду с федеральным законодательством существует и законодательство субъектов федерации. К федеративным государствам относятся Российская Федерация, США, Германия, Индия, Мексика, Нигерия и др. Конфедерация - это временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Это менее прочное по сравнению с федерацией объединение государств и существует сравнительно недолго. Конфедерации либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует единая для объединившихся субъектов территория, единая система законодательства, нет единого гражданства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из союза. Таким образом, объединение нескольких государств в конфедерацию (в отличие от федерации) не приводит к образованию нового государства. Форму государства можно охарактеризовать в зависимости от набора методов и средств государственного властвования, т.е. политического (государственного) режима. В этом отношении различают два полярных режима - демократический и антидемократический . Демократический режим предполагает признание за гражданами широких прав и свобод, легально действующие оппозиционные партии, формирование правительства теми партиями, которые одержали победу на соответствующих выборах; выборность и сменяемость органов государственной власти, их подотчетность избирателям, гласность; во всех сферах общественной жизни господствует закон; существует разделение властей и т.д. Антидемократический режим , который в свою очередь может подразделяться на подвиды - фашистский, тоталитарный, авторитарный и т.п., олицетворяет осуществление государственной власти в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами; правитель реализует власть по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства на основе диктаторских, насильственных методов. Права и свободы человека и гражданина здесь практически не защищены, в обществе царит беззаконие. Существует также классификация государства по типам. Типология государства - это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного. В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В соответствии с этим выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В зависимости от них выделяют такие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, византийскую, исламскую и т.п. Государства каждого типа облекаются во множество форм - в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные деспотии - Египет, Вавилон, Ассирия, Китай) и республики (аристократическая, например Римская в период с VI по I в. до н.э., и демократические, например Афинское государство); для буржуазного типа - демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии. С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Так, например, сословно-представительная монархия - принадлежность только феодального государства в известный период его развития, а парламентская монархия свойственна буржуазному типу государства. Действующие конституции современных государств содержат и такие характеристики государства, как социальное, демократическое, правовое, светское, исламское, теократическое, клерикальное.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Конституцией Российская Федерация есть демократическое государство . Его демократизм находит выражение прежде всего в обеспечении в нем народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; в предоставлении гражданам политических прав и свобод. Согласно Конституции Российская Федерация является правовым государством. Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами. Его важнейшим принципом является верховенство права. Верховенство права означает прежде всего верховенство закона. Провозглашая и обеспечивая верховенство закона, правовое государство тем самым утверждает в обществе коренные принципы и ценности конституционного строя, выраженные в законах. В правовом государстве действует принцип приоритета норм международного права перед нормами национального права. В правовом государстве должны быть гарантии прав и свобод граждан. В соответствии с Конституцией Российская Федерация провозглашается социальным государством. Осуществление социальной функции государства предполагает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Россия- федеративное государство . В настоящее время Российская Федерация имеет в своем составе 89 субъектов. В России федерализм выступает прежде всего в качестве формы государственной организации национальных отношений. Это и форма демократизации управления государством. Система органов государственной власти в Российской Федерации имеет два уровня - федеральный и региональный. В Конституции указывается, что Российская Федерация является светским государством . Это значит, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия согласно Конституции не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально, т.е. не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения. В Конституции Российской Федерации установлена республиканская форма правления. Обширные полномочия Президента России, закрепленные Конституцией, характеризуют Российскую Федерацию как президентскую республику. Президент России является главой государства, он представляет Российскую Федерацию как внутри страны, так и на международном уровне. Президент выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Не будучи формально главой исполнительной власти, он имеет возможность непосредственно влиять на организацию деятельности исполнительной ветви власти. Президент России назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, принимает решение об отставке Правительства РФ. В отношении других государственных органов Президент России также уполномочен представлять кандидатуры для назначения на должности Председателя Центрального Банка, судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации и на другие высокие и ответственные государственные посты. Конституция РФ закрепляет достаточно широкие полномочия Президента России в сфере обеспечения деятельности парламента страны и принятия федеральных законов, в сфере реализации внешнеполитических функций и обороны страны. Согласно Конституции РФ Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации. Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Согласно Конституции РФ исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство РФ - высший орган федеральной исполнительной власти. Акты Правительства России обязательны к исполнению в Российской Федерации. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Правительство ответственно, перед парламентом - Государственной Думой, что является одним из важнейших признаков парламентской республики. Однако вопрос об отставке, об ответственности правительства и министров в конечном счете решает Президент, а не парламент. Принципы общей структуры Правительства тоже регулируются указами Президента. Президент РФ - глава государства, и на практике возглавляет всю систему исполнительной власти. Все это является основанием утверждать, что форма правления в РФ ближе к президентской республике, чем к парламентской.

Советское государство складывалось как полная противоположность государству буржуазному, правовому. Это во многом определило его особенности.

Отрицались такие принципы правового государства, как разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную, верховенство закона над властью, контроль гражданского общества за властными органами и т. д.; по форме правления советское государство было республикой, но все ветви власти были объединены в Советах, где депутаты одновременно принимали законы, исполняли их и контролировали исполнение; руководящая роль Коммунистической партии, что превращало государство в партийное. Партия осуществляла подбор кадров на все руководящие государственные должности с помощью механизма номенклатуры. Руководство партии принимало все важнейшие решения и в форме директив передавало их Советам, которые; оформляли эти директивы в свои решения или совместные с партией постановления; понимая пролетарское государство как средство подавления эксплуататорских классов, его создатели сформировали разветвленную систему карательных органов, учредили строжайшую трудовую дисциплину, установили идеологический контроль за средствами массовой информации; будучи неправовым и полицейским, советское государство смогло реализовать социальную функцию, хотя она и осуществлялась за счет небывалой эксплуатации трудящихся. Успехи системы здравоохранения, образования и воспитания, культуры, политика поддержки семьи и материнства, занятости и т. д., созданные в советском государстве, были признаны во всем мире. Отмена руководящей роли КПСС привела к развалу советского государства. Современное российское государство по своему типу является переходным , которому свойственны: некоторые черты советской государственности (стремление контролировать различные стороны жизни, выступать в роли главного распределителя средств, номенклатурный принцип подбора руководящих кадров и т. д.); появление и укрепление демократических начал в его деятельности: водные выборы как способ формирования верховной государственной власти, политический плюрализм, разделение властей, следование Конституции и т. д.; формирование новых взаимоотношений с гражданским обществом . Передав большую долю прежней государственной собственности в руки граждан, государство способствует формированию гражданского общества становлению социальных интересов различных групп населения; еще сильны надежды на помощь со стороны государства , а ценности свободы, индивидуализма не стали преобладающими в общественном знании; идет продолжение поиска наилучшего варианта федеративного устройства государства, оптимального соотношения полномочий между центром: субъектами федерации. Что касается последней отмеченной особенности, то в России есть как национально-государственные образования (республики, автономные области, автономные округа), так и административно-территориальные образования (края, области). Хотя все они имеют статус субъектов федерации, но отличаются по своим возможностям, а потому и объемы полномочий центра и субъектов в каждом конкретном случае будут различными. Отношения центра со многими национально-государственными образованиями строятся на основе двусторонних договоров, закрепляющих разделение компетенций. Так строятся отношения центра с Башкирией, Татарстаном, Якутией и рядом областей. Следовательно, в России создается федерация с асимметричными отношениями между федеральными органами и органами субъектов федерации. Такие образования могут быть эффективными, если в их основе лежит экономическая иная заинтересованность обеих сторон в сотрудничестве.

Контрольные вопросы

    Что такое государство как институт политической власти? Назовите основные признаки государства. Какие вы знаете концепции возникновения государства? Назовите основные этапы развития государства и дайте им характеристику. Каковы основные структурные элементы государства? Назовите основные функции государства. По каким основаниям можно типологизировать государства?

Литература

    Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. - М.,1997.

    Зиновьев А.П., Шевченко В.Н. Политология и социология: Учеб. пособие. -М., 2001г. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология и социология: Учебник. –М., 1999г. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник. –М., 2002г. Пугачев В.П. Политология и социология: Справочник для студента. –М., 1999г. Тавадов Г.Т. Политология и социология: Учеб. пособие. –М., 2000г. Аристотель. Соч. в 4-х томах. Политология и социология. –М., 1983г. Вебер М. Избранные сочинения. –М., 1990г.

Государство как центральный институт политической системы (слайд).

Структуру политической системы составляет целый ряд элементов, среди которых важнейшее место занимают так называемые политические институты - организации, учреждения, объединения граждан, выполняющие специальные функции в политической жизни общества. К политическим институтам относят государство, политические партии, общественно-политические организации, движения и пр . Что же такое государство? Какой смысл вкладывается в это широко употребляемое многими науками понятие в политологии? Какими бывают современные государства? Каковы функции политических партий и групп интересов в политической жизни? Эти и другие вопросы рассматриваются в данном модуле, посвященном основным институтам политической системы общества.

В современном мире, в котором насчитывается уже более 200 государств , существуют и крошечные (карликовые) государства (как, например, Княжество Монако с площадью 1,95 км 2 и населением менее 32 тыс. человек или же Ватикан, расположенный в столице Италии, с площадью 0,44 км2 и населением около тысячи человек), и огромные по территории и количеству жителей страны (как, например, Россия - наибольшее по территории государство с площадью 17075,4 тыс. км2 и седьмое в мире по количеству населения - 144,2 млн человек, или же Китай, с наибольшим количеством жителей - свыше 1 млрд 286,97 млн. человек, и третье в мире по территории - 9,6 млн км 2). Но независимо от размеров и количества жителей, месторасположения и истории, все они имеют ряд свойств, отличающих их от других общественных образований и организаций :

· универсальность – способность управлять социально неоднородным обществом с помощью специальных органов;

· суверенитет – верховенство, полнота и независимость политической власти;

· монополия на издание законов и норм, обязательных для всего населения;

· сбор налогов;

· применение насилия.

Государство - это центральный элемент политической системы общества. Если функции по реализации политической власти в обществе могут выполнять различные организации, партии, общественные объединения, союзы, в своей совокупности и составляющие политическую систему общества, то высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство . Оно выступает официальным представителем всего общества, координируя и упорядочивая его жизнь с помощью ресурсов власти, поступающих в политическую систему .

Термин «государство» сравнительно молод. Дело в том, что вплоть до XVI в. государство и гражданское общество не отделялись друг от друга, для их обозначения использовались такие понятия, как княжество, королевство, республика и др. Специальный термин «stato» (от лат. status - статус, положение) для обозначения государства как особой формы политической организации общества был введен в научный оборот итальянским ученым и государственным деятелем Никколо Макиавелли, первым отметившим различие между управлением небольшими городами-государствами (полисами) с помощью непосредственного участия всех его граждан и большими национальными сообществами, где управление осуществляется политической элитой с помощью государственной власти.

Возникновение государственности на разных этапах развития политической мысли связывалось с влиянием различных факторов. Так, происхождение государства объяснялось божественной волей (теологическая теория ), историческим развитием - объединением родов и племен (патриархальная теория ), рациональным соглашением людей (договорная теория ), военно-политическими факторами - как аппарат управления захваченными народами и территориями (теория захвата ), экономическими факторами - политическим господством экономически господствующего класса (экономическая, марксистско-ленинская концепция ), психологическими факторами - потребностью людей в подчинении (психологические, психоаналитические концепции ) и др.

Важными элементами государства являются:

Территория

2) население сообщество людей, постоянно проживающих на территории данного государства и подчиняющееся его власти . Население связано с государством фактом постоянного проживания на его территории, а также особым характером политико-правовой принадлежности - фактом гражданства (гражданство – постоянная связь человека с государством, проявляющаяся в их взаимных правах и обязанностях ). По национальному составу выделяют мононациональные государства (пример: Япония), и многонациональные государства (пример Россия).

3) Публичная власть, т.е. особая система органов и учреждений, реализующая функции государственной власти (аппарат государства) .


1) Органы законодательной власти, основной функцией которых является разработка и принятие законов. Высший орган законодательной власти называют парламентом .

2) Органы исполнительной власти, выполняющие исполнительно-распорядительные функции в государстве. Высший орган исполнительной власти называется правительством.

3) Судебные органы власти, осуществляющие в государстве функции правосудия.

4) Органы контроля и надзора - органы, содействующие исполнению судебной власти (прокуратура, адвокатура и пр.), а также различные контрольно-ревизионные управления и инспекции.

5) Глава государства - конституционный орган или высшее должностное лицо (монарх или президент), представляющее государство внутри страны и на международной арене.

Каждое государство может также иметь свои государственные символы (флаг, герб, гимн, иногда - девиз), собственную денежную единицу, государственный язык (законодательно закрепленный язык официального общения, обязательный для использования в делопроизводстве, судопроизводстве, образовании, государственных средствах массовой информации), столицу. Таким образом,ГОСУДАРСТВО можно определить какуниверсальную, суверенную политическую форму организации общества, центральный институт политической системы, создаваемый для организации и управления жизнью населения на определенной территории с помощью публичной власти, имеющей обязательный характер.

Функции государства:

1. Внутренние:

· Правовая (защита конституционного строя);

· Социально-экономическая (регулирование экономики, реализация социальных программ, социальная защита населения)

· Экологическая (охрана окружающей среды, закрепление правового режима природопользования)



· Культурно-воспитательная (государственная поддержка и развитие культуры, образования, спорта)

2. Внешние:

· Оборона государства

· Сотрудничество с другими государствами

· Поддержание мирового порядка

Итак, все государства обладают примерно одинаковым набором свойств, признаков и функций. В любом государстве существуют парламенты, правительства, суды, армия, полиция и пр. Однако при более внимательном рассмотрении структуры государственной власти, национально-территориальной организации, взаимосвязи религии и светской власти можно заметить и существенные отличия в устройстве современных государств. Так, главой правительства в Германии является канцлер, назначаемый парламентом, а в США - президент, избираемый народом; глава государства в Японии - император, в Швеции - король, во Франции - президент, в Австралии и Канаде - королева Великобритании, представленная генерал-губернаторами, а на Кубе или в Ливии нет ни президента, ни монарха, ни вообще поста главы государства. Султан Брунея единолично правит государством, а власть королевы в Великобритании практически полностью ограничена независимыми парламентом, правительством и судами. Территория Германии состоит из земель, США и Мексики - из штатов, России - из республик, краев, областей и автономных округов, а территории Китая, Испании, Украины включают в себя автономные образования. Даже названия государств (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Федеративная Республика Германия, Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия, Исламская Республика Иран и пр.) говорят о существовании присущих каждому конкретному государству особенностей. При этом, безусловно, у некоторых государств существуют и достаточно сходные характеристики, что дает возможность объединить их в определенные группы по способам формирования высших органов власти (формам государственного правления) и территориальной организации (формам государственного устройства).

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях.В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуе­мая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организо­ванному народу. В этом значении говорят, например, о россий­ском, американском, немецком государстве, имея в виду все пред­ставляемое им общество.

Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широ­ко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «полития», «кня­жество», «королевство», «империя», «республика», «деспотия», «правление» и др. Одним из первых от традиции широкого зна­чения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин «stati» и занялся исследовани­ем реальной организации государства.

Четкое разграничение государства и общества было обосно­вано в контрактных (договорных) теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и истори­чески, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в ре­зультате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образо­вали общество, а затем для защиты своей безопасности и естест­венных прав договорным путем создали специальный орган - государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существу­ет наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современ­ных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессиона­лов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, прожива­ющих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.


3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной терри­тории. В любом современном обществе имеется множество влас­тей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, орга­низаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принад­лежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения прости­рается от ограничения свободы до физического уничтожения че­ловека. Возможность лишить граждан высших ценностей, како­выми являются жизнь и свобода, определяет особую действен­ность государственной власти. Для выполнения функций при­нуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, службы безо­пасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборон­ной, экономической, социальной и т.д.

6. Обязательность членства в государстве. В отличие, напри­мер, от такой политической организации, как партия, пребыва­ние в которой добровольно и не обязательно для населения, го­сударственное гражданство человек получает с момента рожде­ния.

7. Претензия на представительство общества как целого и за­щиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организа­ция, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не пре­тендует на представительство и защиту всех граждан и не облада­ет для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство - субъект международ­ных отношений. Лишь на основе обладания качествами государ­ства те или иные организации признаются субъектами междуна­родного права и наделяются соответствующими правами и обя­занностями. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объ­единенный правовым союзом граждан (гражданством), и суве­ренная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные выше признаки отличают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции.

Государство появляется в результате разложения родо-плёменного строя, постепенного обособления от обще­ства вождей и их приближенных и сосредоточения у них управ­ленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

Развитие общественного разделения труда, выделение уп­равленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального ор­гана - государства;

Возникновение в ходе развития производства частной собст­венности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влия­ние этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых стра­нах его образование исторически предшествовало и способство­вало классовому расслоению общества. В ходе исторического раз­вития по мере стирания классовых противоположностей и демо­кратизации общества государство все более становится надклас­совой, общенациональной организацией;

Завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно. Однако его не следует абсолютизиро­вать, упуская из виду другие, часто более важные факторы;

Демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человеческого рода. Имеется в виду прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочево­го к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повы­шало потребность общностей в регулировании взаимосвязей эт­нически близких людей;

Психологические (рациональные и эмоциональные) факто­ры. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Дру­гие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа - государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития.

Контрактные теории государства подтверждаются некоторы­ми реальными фактами. Так, например, договорная система кня­жения существовала в Древнем Новгороде, где с приглашаемым на определенный срок князем заключался договор, невыполне­ние которого могло повлечь за собой его изгнание. Под прямым влиянием теории «общественного договора» создавалось амери­канское государство - США. И все же, несмотря на эти и неко­торые другие исторические факты, реальное государство возник­ло не в результате добровольной передачи индивидам части сво­их прав специально созданному для защиты граждан и общества органу, а в ходе длительного естественноисторического развития общества;

Антропологические факторы. Они означают, что государст­венная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии. Еще Аристотель утверждал, что человек как существо в высшей степени коллективное может су­ществовать только в рамках определенных форм общежития. Го­сударство, подобно семье и селению, «есть естественная форма общежития». Оно возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедли­вые, нравственные начала. Идеи Аристотеля используют совре­менные естественноисторические концепции государства, кото­рые рассматривают его как органически присущую человечеству на определенной стадии развития форму общежития, без кото­рой общество обречено на деградацию и распад. Некоторые сто­ронники антропологического объяснения сущности государства утверждают, что в его основе лежит не только социальная приро­да человека, но и его прирожденное несовершенство, проявляю­щееся в невозможности индивидуального существования, а так­же в агрессивности и конфликтности.

В научной литературе отмечаются и некоторые другие факто­ры, влияющие на образование государств и их особенности: гео­графическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли и т.д. Много­численные исследования показали, что государство возникает и развивается под воздействием целого ряда факторов, среди кото­рых едва ли можно выделить какой-нибудь один в качестве опре­деляющего.

Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяет­ся вместе с развитием всего общест­ва, частью которого оно является. С точки зрения особенностей взаимоотношений государства и личности, воплощения в госу­дарственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека, в развитии государства можно выделить два гло­бальных этапа:традиционный и конституционный, а также про­межуточные стадии, причудливо сочетающие черты традицион­ных и конституционных государств, например тоталитарная го­сударственность.

Традиционные государства возникли и существовали преиму­щественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих кор­нями в глубокую древность. Они имели институционально не ограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали личность как источник государственной власти. Типичным воплощением такого государства являлись монархии. Некоторые авторы, принимая во внимание глубокие отличия конституционных и неконституционных государств, предлагают в соответствии с античной традицией, различающей государство и деспотию, называть государством лишь «организацию публич­ной власти, производную от гражданского общества и так или иначе ему подконтрольную». Хотя такая трактовка не учитывает разные типы государств и не разделяется большинством ученых, она обоснованно указывает на принципиальную границу, отде­ляющую современные конституционные государства от государств, по типу своего устройства и функционирования связанных с про­шлым.

Конституционное государство является объектом сознатель­ного человеческого формирования, управления и регулирования. Оно не стремится охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека - его экономичес­кую, культурную, религиозную и политическую активность и ог­раничивается лишь выполнением функций, делегированных граж­данами и не нарушающих свободу личности.

В целом конституционный этап в развитии государства свя­зан с его подчиненностью обществу и гражданам, с юридической очерченностью полномочий и сферы государственного вмеша­тельства, с правовой регламентацией деятельности государства и созданием институциональных и иных гарантий прав человека. Одним словом, он связан с появлением конституции.

Сам термин «конституция» в науке употребляется в двух значениях. Пер­вое из них, часто обозначаемое термином «реальная конститу­ция», восходит к Аристотелю, который в своей знаменитой «По­литике» трактовал конституцию как «определенный порядок для жителей одного государства». Иными словами, реальная консти­туция - это государственный строй, устойчивая модель государ­ственной деятельности, определяемая тем или иным ценностно-нормативным кодексом. Этот кодекс не обязательно носит форму свода законов, присущего современным государствам. Он мо­жет иметь характер религиозно-политических заповедей или неписанных вековых традиций, которым подчиняются теку­щие законы государства. Понимаемый в этом значении кон­ституционализм уходит корнями в далекое прошлое и не свя­зывается лишь с появлением либеральных конституций в эпо­ху Просвещения.

Во втором, наиболее распространенном значении термин «конституция» - это свод законов, юридический или норма­тивный акт. Она представляет собой систему зафиксированных в специальном документе (или нескольких документах) относи­тельно стабильных правил (законов), которые определяют ос­нования, цели и устройство государства, принципы его орга­низации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положение лич­ности в государстве.

Конституция выступает как бы текстом «общественного до­говора», заключаемого между гражданами и государством и рег­ламентирующего его деятельность. Она придает государству со­временного, конституционного типа необходимую легитимность. Обычно принимаемая при согласии подавляющего (квалифици­рованного) большинства населения, она фиксирует тот минимум общественного согласия, без которого невозможна свободная совместная жизнь людей в едином государстве и который обязу­ются уважать все граждане.

Конституции, как правило, состоят из двух важнейших час­тей. В первой определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан; во второй части описываются характер государства (республика, монархия, федерация и т.п.), статус различных влас­тей, правила взаимоотношения парламента, президента, прави­тельства и суда, а также структура и порядок функционирования органов управления.

Первые конституции были приняты в 1789 г. в США (в 1791 г. Билль о правах) и во Франции (в 1789 г. «Декларация прав чело­века и гражданина» ив 1791 г. конституция), хотя ряд правовых документов, фактически носящих характер конституционных ак­тов, появился еще раньше -в 1215, 1628, 1679, 1689 гг. в Англии. В современном мире лишь несколько государств (Великобрита­ния, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан и Оман) не имеют кон­ституционных сводов законов.

Наличие демократической конституции - показатель подлин­ной конституционности государства лишь в том случае, если она реально воплощена в государственной организации и неукос­нительно исполняется органами власти, учреждениями и граж­данами. Завершенность процесса формирования конституци­онного государства, закрепление принципа ограничения его компетенций с помощью специальных институтов и законов, исходящих от народа, характеризует понятие «правовое госу­дарство».

Понятие и признаки политического института. Политический институт как идеальная модель системы политических отношений и как организационные структуры, воспроизводящиеся в коллективной политической практике в соответствии со стереотипами и матрицами модельной структуры. Особенности государства как политической организации. Государство как центральный институт политической системы. Концепции происхождения, природы и социального назначения государства. Основные признаки и типы государства. Стадии развития современного конституционного государства. Внутренние и внешние функции государства.

Формы государственного устройства и правления. Формы государственного устройства: конфедерация, унитарное государство, федерация. Формы правления: республика и монархия. Президентская республика (на примере США): политический статус, права и обязанности президента, основные полномочия парламента. Полупрезидентская республика (на примере Франции). Парламентская республика: положение президента в системе высших органов власти, порядок образования, партийный состав и полномочия правительства, особенности взаимоотношений между парламентом и правительством (на примере Германии). Абсолютная и конституционная монархия.

Правовое и социальное государство: ценности и принципы. Истоки концепции правового государства. Социальная среда, механизм функционирования и развития правового государства. Сущность и основные черты социального государства. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.

Органы государственной власти Российской Федерации. Особенности формирования государственной власти в России. Система законодательной власти. Государственная Дума и Совет Федерации: порядок избрания, партийный состав, основные полномочия. Институт президентской власти в России: традиции, опыт, новации. Правовое положение, полномочия и роль президента в осуществлении государственной власти. Президент и Федеральное собрание. Особенности взаимоотношений между правительством и парламентом. Судебная система в России. Федерализм в России: проблемы и тенденции.

Тема 11. Политические партии, партийные системы, общественно-политические движения

Политическая партия: определение, типы роль в механизме политической власти. Понятие политической партии. Основные отличия политической партии от других политических институтов. Признаки и типы политических партий. Генезис и процесс формирования современных политических партий. Основные тенденции в эволюции партий. Функции партии в механизме политической власти. Методы и формы влияния партий на политическую жизнь.

Сущность и разновидности партийных систем. Понятие «тип партийной системы». Однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы. Альтернативные и неальтернативные партийные системы. Партийные объединения, движения и блоки. Оппозиция и ее роль в политической жизни. Партийные системы стран Западной Европы, США и Китая.

Общественно-политические движения. Признаки общественно-политических движений. Типология общественно-политических движений. Взаимоотношения общественно-политических движений и партий.

Становление многопартийной системы в России. Социальная база и типология российских политических партий. Общая характеристика партийной системы в России. Тенденции развития многопартийной системы в современной России.

Центральным институтом политической системы является государство. Оно концентрирует высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях, В широком смысле государство понимается как общность людей, проживающая на определенной территории, представляемая и организуемая органом высшей власти. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, французском, итальянском государстве, имея в виду все представляемое им общество.

Примерно до ХУ11 в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Четкое разграничение государства и общества было обосновано в теориях государства Б.Спинозой, Гоббсом, Локком, Руссо и другими мыслителями. В них эти понятия разделяются не только содержательно и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйствен-ного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган - государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.

Государство возникло тогда, когда воспроизводство самого человека и материальных основ его жизни переросло рамки замкнутой в себе общины. Происхождение государства - это не одноразовый акт, а длительный процесс распада первобытного самоуправления.

Существуют различные теории возникновения, развития и сущности государства. Это: а) теократическая, которая трактует государство как творение Бога; б) патриархальная, выводящая государство из семьи, рода, племени и трактующая его власть как опекунскую, отеческую; в) договорная, которая трактует государство как результат общественного договора между гражданами и правителями; г) насилия, завоевания, которая объясняет возникно-вение государства завоеванием одних групп, племен другими; д) идеалистическая,

Например, для Гегеля государство есть духовная идея, которая проявляется в форме человеческой воли и свободы; е) социальноэкономическая - возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм).

Государство - продукт внутренней эволюции общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В разные эпохи, в различных условиях оно выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования. Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе. Таким образом, государство - исторически сложившаяся организация политической власти и управления социальными процессами в обществе, основной институт политической системы.

Государство - это политический институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития.

В целом государство сформировалось как институт организации совместной жизни. Именно в этих целях оно формирует и поддерживает нормы и правила социального общежития, контролирует их выполнение властью и подданными. В этом смысле государство - уникальная ценность, без властноорганизущей роли которой невозможно сохранить человеческое общежитие в современном мире.

Как специфический институт политической власти государство обладает рядом признаков, которые позволяют отличить его от других политических институтов и организаций.

1. Наличие особой публичной власти, которая, воплощаясь в государственных органах, выступает как государственная власть. Её осуществляет особый слой людей, выполняющих функции управления и принуждения, составляющих аппарат государства, который наделен государственно-властными полномочиями, т.е. возможностью издавать обязательные для исполнения акты, прибегать в необходимых случаях к государственному воздействию.

2. Территориальная организация населения. Государственная власть осуществляется в рамках определенной территории и распространяется на всех людей, проживающих на ней.

3. Государственный суверенитет, т.е. независимость государственной власти от любой иной власти внутри страны и вовне. Суверенитет дает право государству самостоятельно и свободно решать свои дела, отличает его, наряду с иными признаками, от других организаций общества (например, от партий, движений и т. п.).

4. Государство - единственная организация, которая занимается законотворчеством, т.е. издаёт законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения. Государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает её легитимной.

5. Государственная организация обязательно предполагает сбор налогов с населения.

Государство представляет всё общество в совокупности, им и от его имени принимаются все без исключения властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения всеми. Оно является носителем власти, юрисдикция которой распространяется на всех членов общества и на всю территорию страны. Принудительный характер власти государства, его монополия на применение насилия принципиально отличает его от других политических институтов, делает его основой политической системы.

Государство невозможно представить себе без властвования, господства и подчинения. Оно отличается от других форм организации людей тем, что располагает военной силой и судебным аппаратом. Хотя насилие не является единственным средством государства, но для него это средство специфическое. Однако, формы, средства, условия использования им насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом. Поэтому и говорят о легитимности или узаконенном насилии со стороны государства.

В современном обществе в руках государства концентрируется огромная сила. Во-первых, оно обладает монополией принятия общеобязательных правил поведения и способностью обеспечения их применения употреблением репрессивного аппарата (армии и полиции). Во-вторых, его сила обусловлена вмешательством в экономическую жизнь общества. В-третьих, оно определённым образом является и опекуном общества, поскольку выполняет функции социальной защиты. В-четвертых, высшие государственные чиновники самостоятельно принимают решения по всем более или менее важным вопросам развития общества.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Структура механизма государства включает в себя государственные органы, государственные учреждения и предприятия, государственных служащих, организационные и финансовые средства, а также принудительную силу. Все это необходимо для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Социальное назначение государства, характер и содержание его деятельности находят своё выражение в функциях, которые связаны с основными направлениями деятельности.

В основе классификации функций лежат сферы деятельности государства, т.е. те области общественных отношений, на которые оно воздействует. В зависимости от этого функции государства можно подразделить на внутренние и внешние.

Внутренние функции - это главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства. К ним относятся охранительные и регулятивные функции.

Осуществление охранительных функций предполагает деятельность государства по обеспечению и защите всех закреплённых и регулируемых правом общественных отношений.

Регулятивные функции характеризуют роль государства в организации общественного производства, развитии экономики страны, в создании необходимых условий для формирования личности. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную функции, а также налогообложения и взимания налогов, экологическую, культурную и др.

Внешние функции проявляются во внешнеполитической деятельности государства, в его взаимоотношениях с другими странами.

Внешние и внутренние функции государства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают своё действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения - на основные и неосновные.

Важнейшая и исходная характеристика демократического государства

Это народовластие. Это означает, что действительным источником государственной власти и её изначальным социальным субъектом является народ и только народ.

Демократическое государство - это государство, в котором обеспечено неукоснительное соблюдение и гарантированное осуществление личных, политических и иных прав и свобод человека и гражданина, широкое участие каждого члена и всех социальных слоев общества в управлении государственными и общественными делами в целях достижения общественного согласия, социально-политической стабильности и общего блага. О политическом режиме демократического государства речь специально пойдёт в одной из глав учебника.

Правовое государство - это государство, во всей своей организации, функционировании и деятельности опирающееся на подчинение праву, на строгое соблюдение его норм, закрепляющих всеобщие права и свободы человека. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определятся в нём конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того чтобы народ мог контролировать государство, существует разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на всех граждан, государственные и общественные институты. Концепция правового государства в основополагающих чертах сложилась в ХУ11 - Х1Х вв. в работах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и других теоретиков. Различные теории правового государства базируются на концепции гражданского общества.

Адекватной социальной основой правового государства является гражданское общество, представляющее собой общество развитых общественных отношений, высокой общей и политико-правовой культуры, социально-политической активности его членов, отделённое и независимое от государства и строящее свои отношения с ним на основе признания приоритета общества и необходимости служения ему государства. Признание приоритета со стороны гражданского общества - источник легитимности государственной власти и правовой системы, что, в свою очередь, служит важнейшей гарантией соблюдения законности и правопорядка в обществе. Доктрина правового государства вместе с тем исходит из недопустимости противопоставления их друг другу, из признания необходимости достижения их гармоничного

Взаимодействия на правовой основе.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т. д.

В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнёрами.

Обобщая опыт возникновения и развития различных правовых государств, можно выделить их следующие общие признаки:

Наличие гражданского общества;

Ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;

Мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие;

Правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства;

Всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти;

Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер;

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также определённого верховенства законодательной власти;

Приоритет в государственном регулировании метода запрета над методом дозволения. Это означает, что в правовом государстве по отношению к гражданам действует принцип: «Разрешено всё то, что не запрещено законом». Метод же дозволения применяется здесь лишь по отношению к самому государству, которое обязано действовать в пределах дозволенного - формально зафиксированных полномочий;

Права других людей как единственный ограничитель свободы индивида. Правовое государство не создаёт абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других.

Утверждение правового государства явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества. Его создатели полагали, что обеспечение каждому негативной свободы (свободы от ограничений) и поощрение конкуренции пойдут на пользу всем, сделают частную собственность доступной для каждого, максимизируют индивидуальную ответственность и инициативу и приведут, в конечном счете, к всеобщему благополучию. Однако этого не произошло. Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и её периодическим кризисам, жёсткой эксплуатации, обострению неравенства и классовой борьбы. Глубокое фактическое неравенство обесценивало равноправие граждан, превращало использование конституционных прав в привилегию имущих классов.

Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе.

Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.

Деятельность современного социального государства многогранна. Это перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости и охраны, прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех

Образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Если сущность государства как политического института едина, то формы государства многообразны. Это многообразие в полной мере проявилось в историческом развитии и имеет место в современную эпоху, когда число государств на нашей планете превысило 200.

Государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государственного) устройства. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Элементами формы государства являются:

Форма правления, под которой обычно понимается организация высших органов власти в том или ином государстве;

Форма государственного устройства, которая отражает территориальную структуру государства, т.е. то, как устроена территория данного государства, из каких частей оно состоит и каково их правовое положение;

Политический режим, представляющий собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти и характеризующийся степенью политической свободы в обществе, состоянием правового положения личности.

Формы правления делятся по способу организации власти, её формальному источнику на монархии и республики.

В монархии высшая власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (короля, царя, шаха и т.п.). Эта верховная власть обычно наследственная. При этом различают монархию абсолютную, в которой отсутствуют представительные учреждения народа и власть монарха ничем не ограничена (напр. Саудовская Аравия, Бруней и др.). Монархия ограниченная, когда наряду с главой государства (монархом) имеется и другой высший орган власти (напр. Парламент). Современная форма ограниченной монархии - парламентская монархия. Роль монарха в ней номинальна, ведущую роль в управлении государством играет правительство, формируемое парламентом. Наиболее типичный пример парламентской монархии - современная Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.

Республика, где все высшие органы власти избираются или формируются на определённый срок. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчётно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

В парламентской республике глава государства - выборное должностное лицо. Роль президента в формировании правительства, как и управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется парламентом, перед которым оно и несёт политическую ответственность, В настоящее время парламентская республика существует в таких странах, как Италия, Германия, Австрия, Индия и другие.

Президентская республика характеризуется тем, что во главе государства стоит президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства. Правительство в такой республике назначается самим президентом и не несет ответственности перед парламентом. Такими республиками являются США, Российская Федерация и другие.

В некоторых странах имеет место смешанная форма правления, т.е. сочетающая черты президентской республики, где глава государства избирается населением, он назначает правительство; и парламентской республики, где правительство несёт ответственность перед парламентом, возможен досрочный роспуск парламента президентом. К таким странам смешанной формы республиканского правления относятся, например, Франция, Финляндия и другие.

Форма государства есть внешнее проявление организации территориальной и классово-политической власти, которая включает в себя три элемента: территориальное строение, форму правления и политический режим. Территориальное строение государства отражает связь центральных и местных государственных органов, отношения отдельных частей государства между собой и с государством в целом. По этому признаку различают две основные формы - унитарное и федеративное государство, а также переходную форму - конфедерацию.

Унитарное государство - это простое, единое государство, которое не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его членов. В таких государствах существует единая система высших органов и единая система законодательства. Большинство государств мира (более 85%) являются унитарными. К ним относятся такие государства как Испания, Китай, Италия и другие.

Федеративное государство - это сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают определенной политической самостоятельностью и другими признаками государственности. В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти - федеральные органы и соответствующий органы власти членов (субъектов) федерации. Наряду с федеральным законодательством существует и законодательство субъектов федерации. 24 государств имеют федеративный характер. Среди них крупнейшие по территории страны - США, Россия, Канада, Индия, Бразилия, Аргентина, Австралия, а также Мексика, Пакистан, Нигерия, Швейцария, ОАЭ, Бельгия и др. Составляя всего лишь 3% от общего числа стран нашей планеты, федеративные государства охватывают в общей сложности примерно треть населения и половину территории земного шара.

Конфедерация - это временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Это менее прочное по сравнению с федерацией объединение государств и существует сравнительно недолго. Конфедерации либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует единая для объединившихся субъектов территория, единая система законодательства, нет единого гражданства. Конфедерации существовали в США (1776 - 1787гг.), Швейцарии (до 1848г.), Германии (1815 -1867гг.) и некоторых других странах. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились и лишь координирующего свойства. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из союза.

Таким образом, объединение нескольких государств в конфедерацию (в отличие от федерации) не приводит к образованию нового государства.

Существует также классификация государства по типам, проводимая, в основном, с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного. В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В соответствии с этим выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. В рамках второго подхода основными критериями выступают культурные, религиозные, национальные, психологические и прочие признаки. В зависимости от них выделяют такие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, византийскую