Роль россии в современном мире. Место россии в современном мире Роль российской федерации в современном мире
Дисциплина "Политология"
Место России в современном мире
- ВВЕДЕНИЕ 3
- 1. Общая характеристика роли России в мировом сообществе государств 4
- 2. Национальная безопасность 10
- 2.1. Национальные интересы 11
- 3. Противоречие интересов России и стран Запада 13
- 4. Выбор путей развития России с точки зрения россиян 15
- Заключение 29
- Список использованных литературных источников 31
Молодежь 15 - 30 лет | Cтарше 40 лет | |||||
В среднем по выборке | Республика Башкортостан | Владимирская обл. | Новгородская обл. | |||
Государством социальн. справедливости, где власть принадлежит трудящимся | ||||||
Государством основанным на нац. традициях и идеалах православия | ||||||
Ответили на вопрос (чел) |
Почти половина молодых людей (47.5%) хотели бы в ближайшем будущем видеть Россию сильной державой, вызывающей трепет и уважение у других государств (таблица 1) - не конкретизируя тип социально-экономического устройства. Эта доля превышает 50% среди работников сферы управления, предпринимателей, школьников, безработных, военнослужащих и сотрудников МВД.
Несколько меньшая доля молодежи (42%) хотела бы жить в России, представляющей собой демократическое государство, построенное на принципах экономической свободы (по типу США, Германии, Японии).
Гораздо реже предпочтение отдается развитию России по пути государства социальной справедливости, где власть принадлежит трудящимся (по типу СССР) - 9%. При этом несколько чаще других такой вариант ответа выбирают инженерно-технические работники, учащиеся ПТУ, военнослужащие и сотрудники МВД (15-20%). Наконец, государством, основанным на национальных традициях, на идеалах возрожденного православия Россию хотят видеть только 7.5% респондентов.
Анализ динамики представлений молодежи о желаемом ближайшем будущем России (таблица 2) позволяет отметить довольно быстрый и последовательный рост в последние 4 года доли респондентов, выступающих за сильную державу, вызывающую трепет и уважение со стороны других государств - с 25% весной 1998 года до современных 47.5%.
Отметим, что финансовый кризис 1998 г. привел к резкому снижению привлекательности демократического государства, основанного на принципе экономической свободы (с 54% до 34%). Одновременно выросло стремление к возврату в государство социальной справедливости советского типа (с 20% до 32%). Уже весной 2000 г. государство социальной справедливости утратило свою привлекательность (причем, похоже, очень надолго), но привлекательность развития по пути демократического государства так и не вышло на уровень весны 1998 г.
Таблица 2. Динамика представлений молодежи о желаемом ближайшем будущем России (в процентах от числа ответивших на вопрос)
Демократическим государством, построенным на принципе экономической свободы | ||||||||
Гос-вом социальн. справедливости, где власть принадлежит трудящимся | ||||||||
Сильной державой, вызывающей трепет у других государств | ||||||||
Гос-вом основанным на нац. традициях и идеалах православия | ||||||||
Ответили на вопрос (чел) |
Региональные отличия во взглядах молодых людей на желаемое будущее России весьма велики - особенно выделяются жители Новгородской области, явно отдающие предпочтение демократическому государству.
Среди молодых новгородцев половина респондентов (50% против 36.5% -38% во Владимирской области и в Республике Башкортостан) выступают за развитие России по пути демократического государства. Значительно реже других молодые жители Новгородской области хотят видеть Россию сильной державой, вызывающей трепет у других государств (38% против 47.5% в среднем по основной группе).
Взгляды Владимирцев и жителей Республики Башкортостан на будущее России очень похожи. Последние несколько чаще других хотели бы видеть Россию государством социальной справедливости (11% против 9% в среднем).
Развитие России по пути демократического государства продолжает оставаться более предпочтительным, по сравнению с движением по пути сильной военизированной державы в крупных городах (46% против 43%), заметно уступая первое место в глубинке (33% против 58%).
Чаще других хотели бы видеть Россию демократическим государством экономической свободы приверженцы "Яблока" (57% против 42% в среднем по выборке). Около половины сторонников "Единой России" и респондентов, отрицающих положительное влияние какой-либо партии на развитие ситуации (49-50% против 47.5% в среднем) выступают за сильную державу, внушающую трепет другим странам. Сторонники КПРФ в три раза чаще (31%), чем в среднем по выборке хотели бы видеть Россию государством социальной справедливости, но даже они все же чаще выбирают сильную державу (41%). Выбор в пользу государства национальных традиций практически не зависит от поддержки какой-либо партии и колеблется в незначительных пределах - от 7% до 9%.
Респондентам был задан вопрос, культуру и стиль жизни каких стран они считают наиболее приемлемыми для современной России (таблица 3).
Довольно большая доля молодых людей - более трети опрошенных (35%) - считают, что надо исключить иноземное влияние на культуру и жизнь россиян, у России свой путь. Еще чаще (43%) такого мнения придерживаются представители старшего поколения. Предпочтения респондентов по отношению к разным странам распределились следующим образом (первая пятерка):
ТАБЛИЦА 2
Молодежь Респонденты старше 40
1. Германия - 24% 1. Германия - 24%
2. США - 20% 2. США - 10%
3. Франция - 10% 3. Япония - 9%
4. Великобритания - 9% 4. Франция - 8.5%
5. Япония - 7% 5. Великобритания - 7%
Можно отметить, что хотя первые два места занимают одни и те же страны, то в отличие от Германии, пользующейся одинаковой симпатией как со стороны молодежи, так и со стороны представителей старшего поколения, США привлекают молодежь в два раза чаще, чем тех, кому за 40. .
Третье-пятое места занимают тоже одни и те же страны, но интересен выход на третье место у людей старшего поколения Японии, чья культура и стиль жизнь очень отличаются от российских.
Таблица 3. Страны, культуру и стиль жизнь которых респонденты считают наиболее приемлемыми для современной России (в процентах от числа ответивших на вопрос)
Молодежь 15 - 30 лет | Cтарше 40 лет | |||||
В среднем по выборке | Республика Башкортостан | Владимирская обл. | Новгородская обл. | |||
Великобритания | ||||||
Германия | ||||||
Латинская Америка | ||||||
Страны мусульманского мира | ||||||
Другие страны | ||||||
Ответили на вопрос (чел) |
При региональном сравнении заметно, что изоляционистские настроения значительно реже проявляются у молодых Владимирцев (27%), а чаще других - у жителей Башкортостана (41.5%).
Отличия в выборе стран, культура и стиль жизни которых наиболее приемлемы для России, у представителей различных регионов не так велики. Можно отметить, что Владимирцы несколько чаще других выбирают Германию, а новгородцы - Францию и Великобританию.
Культура и стиль стран мусульманского мира мало привлекательны даже для проживающих в Башкортостане башкир (3%) и татар (7%). Интересно также, что чаще других за необходимость исключить иноземное влияние на культуру России выступают русские жители Башкортостана (48% против 41% башкир и 30% татар).
При рассмотрении динамики предпочтений молодежи по данному вопросу (таблица 4), можно отметить довольно резкий скачок по сравнению с 2000 годом изоляционистских настроений (с 27% до 35% сейчас). Это, в общем, соответствует росту доли респондентов, желающих видеть Россию сильной державой, внушающей трепет и уважение другим странам.
Таблица 4. Динамика взглядов молодежи на страны, культура и стиль жизни которых наиболее приемлемы для России (в процентах от числа ответивших на вопрос)
Великобритания | ||||
Германия | ||||
Латинская Америка | ||||
Страны мусульманского мира | ||||
Другие страны | ||||
Необходимо исключить иноземное влияние на жизнь россиян | ||||
Ответили на вопрос (чел) |
Очевидно, снижение доли респондентов, высказывающих симпатии Великобритании и, особенно, Франции. Германию постоянно выбирают около четверти респондентов, а доля респондентов, выделяющих США, снизившись в течение 2000 года, после этого остается на постоянном уровне.
Сторонникам России как демократического государства, построенного на принципах экономической свободы, изоляционизм свойствен заметно реже, чем сторонникам других путей развития (23% против 35% в среднем по основной группе). Все западные страны привлекают эту часть молодежи чаще, чем других респондентов. Наиболее же популярны США - 27% (даже чуть больше, чем Германия) против 20% в среднем.
Молодые люди, желающие видеть Россию государством социальной справедливости по типу СССР, чаще других высказывают свои симпатии Китаю (9% против 4% в среднем).
Наибольшими изоляционистами, что представляется вполне естественным, являются приверженцы государства, основанного на национальных традициях (60%), а также сторонники сильной державы, вызывающей трепет и уважение у других государств (42% против 35% в среднем по выборке). Эти две категории молодежи реже других симпатизируют США (13% и 15% соответственно), а сторонники государства социальной справедливости - Германии (17%).
Итак, развитие России по пути сильной державы, вызывающей трепет и уважение у других государств, становится наиболее популярным, опережая развитие по пути демократического государства (47% против 42%). Возврат к государству социальной справедливости, где власть принадлежит трудящимся (по типу СССР) гораздо менее популярен (9%), как и создание национального государства, основанного на традициях православия (8%).
Тем не менее, более трети опрошенных (35%) считают, что надо исключить иноземное влияние на культуру и жизнь россиян, у России свой путь. Еще чаще (43%) такого мнения придерживаются представители старшего поколения.
Одним из атрибутов сильной державы, вызывающей трепет и уважение у других государств (а такой Россию хотят видеть почти половина респондентов), является мощная армия, вооруженная современным оружием. В каких же случаях респонденты считают допустимым применение военной силы в современном мире (таблица 6).
Каждый восьмой респондент (13%) полагает, что применение военной силы не может быть оправдано ничем. Год назад противников применения военной силы в любой ситуации было заметно меньше - 7.5% (исследование "Молодежь и военные конфликты").
Лишь в двух случаях применение военной силы оправдывают более половины молодых людей:
Отражение внешней агрессии (69%)
Борьба с мировым терроризмом (58%).
Так же считают и представители старшего поколения (соответственно 73% и 54%).
Примерно такая же картина наблюдалась и год назад, тогда применение силы при агрессии против России поддерживали 72% респондентов, а для борьбы с мировым терроризмом - 62%.
Во всех других случаях оправдание применения военной силы находит гораздо меньше сторонников. На третьем месте с большим отрывом идет помощь союзникам при агрессии против них (19.5%), при всём этом старшее поколение готово помогать союзным государствам в два раза реже (9%).
Каждый шестой респондент (17%) допускает применение вооруженных сил для разрешения социально-политических и национальных конфликтов внутри страны, которые не удается урегулировать мирным путем. И вновь, представители контрольной группы согласны с этим гораздо реже (9%).
Все другие случаи возможные случаи применения военной силы - осуществление международных миротворческих операций, защита прав граждан Российской Федерации за рубежом, расширение влияния России в мире, помощь другим государствам в разрешении их внутренних проблем - находят еще меньшее понимание у молодежи (8-12%).
Таблица 6. Случаи, в которых в современном мире оправдано применение военной силы (в процентах от числа ответивших на вопрос)
Молодежь 15 - 30 лет | Cтарше 40 лет | |||||
В среднем по выборке | Республика Башкортостан | Владимирская обл. | Новгородская обл. | |||
Отражение внешней агрессии | ||||||
Борьба с мировым терроризмом | ||||||
Защита прав граждан РФ за рубежом | ||||||
Расширение влияния России в мире | ||||||
Осуществление международных миротворческих операций | ||||||
Разрешение кон-фликтов внутри страны, которые не удается урегулировать мирным путем | ||||||
Помощь др. гос-вам в разрешении их внутр проблем | ||||||
Помощь союз-никам при агрес-сии против них | ||||||
Применение во-енной силы не может быть | ||||||
Ответили на вопрос (чел) |
Владимирцы чаще других готовы оправдать применение военной силы при отражении внешней агрессии (80% против 69% в среднем по основной группе), для помощи союзникам при агрессии против них (31% в сравнении с 19.5% в среднем) и для разрешения конфликтов внутри страны, которые не удается урегулировать мирным путем (22% против 17% в среднем) Молодые жители Республики Башкортостан несколько чаще других выступают с пацифистских позиций (16% против 13% в среднем), реже других готовы мириться с использованием армии во внутренних конфликтах (14% против 17% в среднем) и чаще респондентов, проживающих в других регионах, выступают за вооруженную защиту прав граждан России за рубежом (12.5% против 11% в среднем).
Новгородцы при оценке допустимости использования военной силы ставят на первое место борьбу с мировым терроризмом, оттесняя на второе даже отражение внешней агрессии (соответственно 62% и 61%).
Молодые люди, считающие себя патриотами, чаще непатриотично настроенных респондентов, допускают использование военной силы для отражения внешней агрессии (соответственно 77% против 56%), для помощи союзным государствам в случае агрессии против них (24% против 11%).
В свою очередь, респонденты, не считающие себя патриотами, в полтора раза чаще отмечают, что применение военной силы в современном мире не может быть оправдано ничем (15% против 10% у патриотов), а также несколько чаще допускают применение вооруженных сил для борьбы с мировым терроризмом.
Исследования, проводимые "Среднерусским консалтинговым Центром" в 2007 г.
Заключение Итак, в своей работе я отразила перспективы развития Российской Федерации в современном мире. Одна из самых трудных внутренних проблем России, определяющих выбор ее поведения на мировой геополитической арене, заключается в незавершенности формирования современной государственной системы. Продолжается борьба по определению приоритетов национальных интересов.Укрепление интегрированности российского государственного пространства является императивом. При этом, эта задача сложна, поскольку "государственная масса" России очень неоднородна - в пределах России можно найти широкий выбор социально-экономических регионов разного уровня развития и различного этнокультурного состава. В то же время тот естественный механизм рыночных сил, который способен спаять это пространство в единый экономический организм, на основе которого мог бы сложиться и интегрированный внутренний геополитический потенциал, не заработал пока в полную силу, и на формирование цивилизованного рынка уйдут многие годы.Исторические традиции внешней политики России формировались столетиями под влиянием ее евразийского положения, имели многовекторный характер. Вовлеченность страны в систему международных связей на только объективно сделала ее великой державой, но и неоднократно ставила перед необходимостью определить оптимальный баланс между объемом международных обязательств государства и материальными ресурсами, которыми их следовало бы обеспечить.Россия находится в начале процесса формирования новой модели государственности, переживая тяжелейшие потрясения, неизбежно возникающие после распада СССР. Становление российского государства совпало с переходной эпохой, сменой системы международных отношений. Отсюда непоследовательность и перекосы во внешнеполитической практике и сложном процессе выработки новой идентичности, необходимость постоянного согласования и уточнения позиций сообразно стремительно изменяющейся международной ситуации.Анализ динамики представлений молодежи о желаемом ближайшем будущем России позволяет отметить довольно быстрый и последовательный рост в последние 4 года доли респондентов, выступающих за сильную державу, вызывающую трепет и уважение со стороны других государств.Список использованных литературных источниковБезбородов, А.Б. Отечественная история новейшего времени / А.Б. Безбородов. - М.: РГГУ, 2007. - 804 с.
Бедрицкий, А.В. Империи и цивилизации / А.В. Бедрицкий // Русский геополитический сборник. - 1998. - №3. - С.22-24.
Колосов, В.А. Геополитика и политическая география / В.А. Колосов. - М.: Аспект, 2001. - 479 с.
Сидоркина, Т.Ю. Два века социальной политики / Т.Ю. Сидоркина. - М.: РГГУ, 2005. - 442 с.
Шаповалов, В.Ф. Россиеведение/В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 576 с.
Какова роль нашей Родины в современном мире? Что ей сулит сотрудничество с разными государствами? И есть ли у неё союзники? Об этом и стоит поговорить.
Современный мир - это глобальная система, в котором большую роль играют права человека и гражданина. Но мало просто дать право человеку, их надо регламентировать так, чтобы страна оставалась со "своим лицом". Что это значит? Посмотрим на нынешнюю Западную Европу, где процветают гомосексуализм и педофилия. Страны Европы теряют "свои лица", тем самым идут по пути деградации и дальнейшей гибели. По другому это назвать нельзя. Ведь за основу можно в качестве примера взять Римскую империю, которую погубили не столько варвары, сколько собственные граждане. Западная Европа идёт именно по этому пути. Но Россия с нынешней системой развития далеко точно не ушла.
Российская Федерация в силу своего менталитета остаётся мировой державой с мощными Вооружёнными Силами. Но мало иметь мощную армию. Для того чтобы побеждать, нужно иметь политику консерватизма внутри самого государства, чтобы сама страна не стала местом деградации населения. Россия, безусловно, это Восточная Европа. В общем, это Европа. Европа - это не географическое положение до Урала; это менталитет, политика. Ведь к Европе относят так же Новую Зеландию, Австралию, реже Израиль. До сих пор нельзя понять, почему находятся те, кто относит Государство Израиль к Европе. Может менталитет европейский? Ну не об этом.
Базовым государствообразующим этносом в России является русский народ, имеющий численность в восемьдесят процентов. Тем самым, руководствуясь Уставом Организации Объединённых Наций, можно смело сказать, что Россия - это мононациональное государство. Для того, чтобы быть многонациональной страной, нужно минимум быть конфедерацией. Но ведь Россия - это федерация. Разные это понятия: конфедерация и федерация. Тем самым, руководствуясь всем выше изложенным, можно сказать, что Россия должна иметь во всей Европе ведущую роль.
Ведущая роль в мире в качестве мирового лидера принадлежит Соединённым Штатам Америки. Вашингтон понастроил более пятидесяти военных баз по всему миру. В том числе американские базы стоят в Прибалтике, тем самым происходит дисбаланс во взаимоотношении Вашингтона и Москвы. Сама Россия просто вынуждена отвечать на конфронтацию, более совершенствуя свои Вооружённые Силы. Наша армия должна иметь лидирующее место в мире как самая мощная структура, как это происходит уже около тысячи лет. Наша страна совершенствует свои Вооружённые Силы каждый раз, особенно когда принимает участие в вооружённых конфликтах.
Россия с недавнего времени участвует в Антитеррористической коалиции против "Исламского Государства". Но проблема осложняется тем, что другие страны либо не принимают участие, либо финансируют самих террористов. Современная Турецкая Республика даже готовит военную провокацию или вторжение на территорию Сирийской Республики, тем самым, собираясь воевать с сирийскими курдами, которые являются союзниками как России, так и Башара Асада, нынешнего Президента Сирии. Проблема войны с террористами осложняется кардинально.
Нынешняя Россия в силу разных проблем тем не менее сохранила консервативную политику, оставшись в мире истинной Европой. Россия должна вытеснить Соединённые Штаты с Европейского континента, или же это должны сделать сами страны Европы. В последнее время наметилась так называемая "русофильская политика" в отношении России. Это стоило России её мирной политики сосуществования, применения дипломатии, а не военных вторжений. Европейские народы всё чаще обращают внимание на Москву, порой обращаясь к ней за помощью. Это вызывает недовольство среди американской элиты, которая пытается теперь сделать так, чтобы выставить Москву в качестве агрессора. Но ведь кто агрессор? Кто размещает военные базы? Прибалтика - это регион, который в случае военного конфликта станет первым местом, что будет оккупировано Российской Федерацией, дабы защитить Санкт-Петербург от бомбёжек вражеской армии. Москву вынуждают стать агрессором, как это сделали на Украине.
Украина, Беларусь и Россия - это один общий русский народ. И к сожалению, мы теряем Украину в силу слабости Москвы, которая не желает спасать свои же законные исконные территории от бандеровцев, западных элит, что управляются из Вашингтона. Свой взор начинает поднимать так называемый "белорусский национализм", цель которого якобы доказать "литовское" происхождение белоруссов, а не восточнославянское. И здесь либо Президент Лукашенко нажмёт на местных националистов, либо мы окончательно потеряем и эту часть триединого русского народа.
Хорошие отношения у нас сложились с Сербией. Сербия - страна, которая чтит память о русских героях. Так же любимым русским императором у сербов является Николай Второй. Сербская нация до сих пор винит себя в разжигании Первой Мировой войны, из-за которой пала великая Российская Империя.
Но Сербия - это мало. Остаётся ещё Греция, которая состоит в Североатлантическом Альянсе. Это наверно единственная страна в блоке, которая "по-братски" относится к России. Ведь следуя по концепции "Москва - Третий Рим", православные государства смотрят на Россию, как на последовательницу православия и защитника братских стран. Для примера, в мировой истории с Россией не воевало две страны - это Греция и Сербия.
И тут возникает вопрос: есть ли у России союзники? Да, есть. Её союзниками являются флот и армия. Больше у России нет союзников. Есть партнёры, которые ведут себя как конкуренты на рынке. Они пытаются поймать выгоду от сотрудничества с Россией. А в нужный момент её бросают, как ненужный хлам.
Что сулит сотрудничество России с разными странами? В принципе, торговать нужно, в противном случае экономика просто начнёт рушится. Те самые санкции, введённые западными странами, попросту разрушают экономический баланс на европейском континенте. И никто от этого выгоды не получает.
Главный партнёр России - это Китай. Но он партнёр, который далеко союзником не является. И в любой момент сотрудничество с "Красным Драконом" зайдёт в опасный фактор. Ведь Китай интенсивно готовится с кем-то к войне. Он постоянно строить новое вооружение и совершенствует свои Вооружённые Силы. А вот у России Дальний Восток - это слабое место. И именно в случае военных действий с Китаем, Народно-Освободительная Армия двинется на Дальний Восток и Сибирь. А это чревато катастрофическими последствиями.
Роль России огромна в современном мире. Ведь из более здравомыслящих стран она осталась настоящим бастионом для развития всей мировой цивилизации.
Датой появления нынешней России можно считать дату распада СССР. В этот период было создано СНГ (как попытка уменьшить урон от разрыва традиционных экономических связей) а также сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России.
Первое десятилетие существования современной России связано в большей степени с негативными последствиями - были разорваны важнейшие экономические связи со странами бывшего СССР Значительно пострадала обороноспособность, практически отсутствовали границы с бывшими республиками. Развалился единый ВПК. Было потеряно былое влияние на страны Центральной и Восточной Европы. Бывшие партнеры по СЭВ и Варшавскому договору связывали свои планы на будущее с Европейским союзом и НАТО.
Первые годы страны СНГ намеренно дистанцировались от России, однако большое кол-во социальных и экономических проблем возникших за годы независимости заставили страны частично возобновить интеграционные процессы уже внутри СНГ. В 1992 год было принято большое кол-во документов, регулирующих отношения в рамках содружества, а так же был подписан Договор о коллективной безопасности. Однако СНГ по сей день так и не обрело статус глубоко интегрированного союза государств и в настоящий день является скорее пережитком начала 90х.
Несмотря на утопические представления правителей той эпохи, бывшие союзные республики не стали жить с Россией в мире и согласии, не стали и углублять экономические связи. Политика запада, который казался нам союзником подарившим новую идеологию, по сей день направлена на разрыв традиционных связей - не только экономических и политических, но и культурных. Запад, который казался нам щедрым и бескорыстным донором, идеальным образцом для подражания в вопросах социально- экономического развития, никогда не прекращал вносить агрессивную риторику во взаимоотношения теперь уже бывших соперников. Так, вопреки вялому сопротивлению нашей страны произошло расширение НАТО за счет вступления в нее Венгрии, Польши и Чехии.
Помимо этого, НАТО подобралось вплотную к нашим границам за счёт вступивших и планирующих вступить в НАТО стран, таких как страны Прибалтики, Украины, Грузии. К сегодняшнему дню уцелела лишь одна сверхдержава - Соединенные Штаты,и многим начинает казаться, что наступает эра беспредельного американского господства. Соединенные Штаты, несомненно, имеют основания претендовать на роль мощнейшего центра силы на длительную перспективу. Они накопили внушительный экономический, военный, научно-технический и информационно- культурный потенциал, который проецируется на все главные сферы жизни современного мира. При этом у Америки растет тяга руководить другими.
Американская официальная доктрина провозглашает наличие в мире зоны влияния США (так называемой "стержневой" зоны), в которую предполагается включить, в конечном счете, подавляющее число государств. Соединенным Штатам благоприятствует в этой политике то, что альтернативные общественные модели (социализм, некапиталистический путь развития) на данном этапе обесценены, потеряли привлекательность, и многие страны добровольно копируют США и принимают их лидерство. Риск окончательно становления мира с одним полюсом влияния велик.
И здесь стоит вернутся к России, которая пройдя путь страшных кризисов, обвала рубля и экономического коллапса всё же стала частично восстанавливать свои позиции. После 2000 года, на фоне роста цен на энергоносители, экономика РФ ощутила подъем. Незаметно для запада, который вот уже третье десятилетие празднует победу нас СССР, Россия стала укреплять экономику. Вплоть до 2008 года, темпы роста экономики только увеличивались. Не смотря на то, что подъем был связан с увеличением экспорта энергоносителей (нефть, газ), доходы позволяли государству развивать и другие экономические сферы, что положительно сказывалась на рынке в целом.
Накопленный буферный стабилизационный фонд, помог России пережить экономический кризис 2008 года, который стоил нам меньших потерь чем некоторым странам Евросоюза. Современное противостояние запада и России уже не является исключительно милитаризованным, в большей степени роль играют микро- и макро-экономические связи, мощь экономик, культурное и политическое влияние. Влияние на развивающиеся страны определяется не наличием там военных баз, а наличием контрольных пакетов акций добывающий компаний а также ключевых производств этих стран. Влияние оценивается размеров стратегических контрактов, дающих более сильное, хоть и менее заметное влияние.
Современная Россия является по сути единственной альтернативой Западу, пришедшему в тупик развития. Не смотря на краткосрочные реалии, можно выделить несколько принципиальных моментов не дающих лишить Россию ранга «державы». Традиционно богатая ресурсами Россия, является выгодным партнером для Европы, которая обладая интеллектуальным и технических превосходствам тонет в социальных проблемах. Не смотря на потерю сферы влияния в конце двадцатого века, второе десятилетие 21 века можно охарактеризовать как позитивное - возврат традиционно Российских территорий, дипломатические победы в Сирии, урегулирование конфликтов на территории бывшего СССР, победа в домашней олимпиаде и многое другое.
Многие победы и достижения, которые относятся к разным сферам нашего общества, по сути являются победой и экономики страны, ведь за всё нужно платить. Россия образца последних годов распахивает свои двери перед всем миром, мы готовы к любым проектам, пытаемся создавать благоприятный климат для инвестиций. Даже во времена международной напряженности нынешняя Россия уже не идет на поводу имперских амбиций, или на поповду у Запада. Современная Россия - это прагматичная страна, действующая в собственных интересах. А интерес современной России - единое экономическое пространство от Европы до Азии.
Политическая ситуация, возникшая на фоне революции на Украине скорее всего станет определяющей для всего мира. В ближайшие несколько лет Европейскому союзу придется определиться - кем является Россия? Первый вариант - богатая страна, с которой выгодно торговать, в которой еще сохранились традиционные семейные ценности и потенциал для развития во всех сферах. Второй вариант - геополитический соперник, разворачивающий свой взгляд на Китай и другие Азиатские страны. При любом раскладе нам есть чем ответить - в сфере ВПК Россия имеет стабильное второе после США место и наша армия уже не ассоциируется с ужасами дедовщины, а имеет вполне современное вооружение. Нынешняя военная доктрина России никак не связан с громоздкой и неэффективной армией, достаточно малых сил - хакеры обеспечивающие должное информационное прикрытие, высокоточное оружие, СМИ формирующие общественное мнение. То, что Россия смогла сделать в Крыму - было провалом внешней разведки США, получившей громкую пощечину.
Современная Россия научилась думать по-новому - влившись в общий мировой рынок мы уже не подвергнемся той изоляции, которая была возможна при СССР, ведь отрезав российский рынок, Европа лишает себя такого же объема доходов. Влияние в 21 веке, это управление взаимозависимостью и задача современной России - стать наиболее выгодным и перспективным торговым партнером на континенте. И если, США не сможет этому помешать, то на сегодняшний день мы живем в наиболее перспективной стране.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
В последние годы Россия предпринимает большие усилия для своего включения в мировое информационное пространство. Развивается русская сеть Интернет, создаются программы, ширятся масштабы применения информационной технологии в сфере услуг, в системе образования, в научной и производственной деятельности. Постепенно создается технологическая база информационного российского общества. Наступил период переосмысливания деятельности органов, обеспечивающих развитие информационной сферы. Основной упор теперь делается на формирование национальной информационной структуры. На базе разработанных принципов формирования основ информационного общества в России разработана Концепция формирования этого общества. Эта Концепция одобрена в мае 1999 года Государственной комиссией по информатизации при Госкомитете РФ по связи и информации. Она определяет широкий круг проблем, связанных с процессом российской информатизации: предпосылки перехода России к информационному обществу, цель, базовые положения, особенности и возможные пути перехода к информационному обществу, основные направления и социокультурные основания информатизации. Концепция отмечает, что в настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России, которые могут быть реализованы при стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в первой четверти XXI века. Сформировался и успешно развивается отечественный рынок телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг. Растет количество компьютеров, применяемых во всех сферах жизнедеятельности общества. В значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства, банковская сфера и сфера государственного управления. В общественном мнении складывается понимание актуальности задачи перехода к информационному обществу. Сегодня Россия является частью мирового экономического и политического сообщества в такой степени, в какой она никогда не была в прошлом. Наконец, сформирована и функционирует государственная структура, ответственная за создание и развитие информационно-технологического базиса. Эта структура, согласно Концепции, должна играть ведущую роль в обеспечении процесса перехода к информационному обществу: взять на себя основные финансовые затраты, обеспечить доступ к общественной информации, стимулировать формирование национальной информационной структуры.
Движение России к информационному обществу - долгий и трудный путь, состоящий из определенных этапов, составных частей. Можно составить схему экономических сдвигов по пути к информационному обществу. Эта схема включает пять ступеней восхождения к такому обществу: ресурсная база, легкая промышленность, тяжелая промышленность, высокие технологии и отрасли, базирующиеся на научных достижениях будущего. Наличие образованного населения, признанной лучшей в мире и с трудом сохранившейся системы образования, сильного научного потенциала, громадных запасов энергии и природных ресурсов позволяют России успешно продвигаться по этой «технологической цепочке».
Представления о будущем всегда играли важную роль в истории русской и мировой общественной мысли. Особое значение предвидение будущего имело в переломные эпохи истории человечества. На пороге XXI в. проблема будущего России и ее места в мировом сообществе приобретает особую актуальность. Все же думается, что будущее российского общества, да и всего человечества связано не с технотронным развитием, абсолютизирующим технологическую сторону прогресса, не с коммунистической перспективой, в которой человек превращается в безликую часть тотального государства, а с гуманистическим обществом. Это общество должно стать подлинно человеческим обществом достойных и свободных граждан, стремящихся к знаниям.
В процессе становления российского гуманистического общества должна осуществляться переориентация общества с производства материальных благ на производство духовных ценностей. В новом обществе должно гармонично сочетаться духовное и материальное богатство личности и общества при приоритете, разумеется, духовного совершенствования человека.
Россия – уникальная евразийская цивилизация, центр устойчивости и неустойчивости геополитического, глобального развития человеческой цивилизации. Такая функция России в механизмах социально-глобального развития человечества обусловлена особенностями Евразии как единственного места, где на единой территории происходит соединение Запада и Востока. В остальных местах Запад и Восток разделены горами и водоразделами. Именно Евразия как “этногенетический вулкан” определяла этногенез Европы, Америки, в значительной степени Азии и Северной Африки на протяжении всей истории. Становление российского государства на евразийском континенте защитило Европу от “этнических войн” с Востока, обеспечило стабильность ее этногенеза в последнем тысячелетии. Именно “сильная” Россия вместе со сформировавшимся на ее территории суперэтносом стабилизировала “глобальный мир” с позиций взаимоотношений Восток – Запад. Необходимость военного могущества России, ее евразийская масштабность, сложившиеся духовно-культурные основания русского народа как основного “скрепа” российского суперэтноса, уникальный опыт взаимодействия более 100 народов и национальностей обусловлены исторически, определяют Россию как уникальную евразийскую цивилизацию общинного типа с доминантой ценностей коллективизма, соборности и державности.
Историческая миссия России – стать центром, объединяющим Восток и Запад на духовной основе, т.е. новой целостной идеологии гуманизма. В этом суть великой русской идеи, объединяющей идеи мира. Мировая идея социализма являлась разъединяющей идеей, она разорвала мир на системы капитализма и социализма, ведущих между собой бескомпромиссную идеологическую борьбу. Говоря о человеческой цивилизации, ее будущем, следует отметить, что равнодействующая прогресса человечества ведет к возникновению цивилизации глобального гуманизма. Будущее России и человечества в целом не за обществом техники, даже гуманизированной, не за обществом всеобщего потребления, не за обществом казарменного социализма, а за подлинно человеческим обществом гуманизма.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
Введение
Развитие мирового сообщества в первые годы XXI века проходит под знаком нарастающего противоречия между объективными тенденциями нового глобального мира и их политической интерпретации в пользу права сильнейших держав переустраивать мир в соответствии со своими интересами, представлениями и ценностями.
Современная Россия ищет свое место именно в этом противоречивом мире. Это требует адекватной внешней политики, которая, с одной стороны, оценивала бы реальные возможности страны, а с другой - стремилась бы сохранить исторически отведенное ей место.
Поэтому актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, так как Россия, как и другие субъекты современной мировой политики, испытывает на себе противоречия общественного развития. Вероятно, она ощущает их даже в большей степени в силу незавершенности процессов государственного строительства, непреодоленных последствий системного кризиса, неопределенности национально-государственных интересов, противоречия между стремлением быстрее интегрироваться в мировое сообщество и живучими мифами о том, что она является мировой державой, естественной наследницей Российской империи и СССР .
Российской внешней политике предстоит выводить страну из состояния объекта воздействия противоречивых тенденций современного мирового развития. Эта задача предельно сложна, поскольку эффективность внешнеполитических акций напрямую связана не только с геополитикой, но прежде всего с реальными возможностями страны и умелым использованием ее экономического, военного, культурного потенциалов.
В целом события последнего десятилетия наглядно доказывали, что активная, самостоятельная роль России в мире, упрочнение ее международных позиций объективно выступают факторы стабильности мирового порядка и успешного решения тех проблем, которые являются общими для всех народов и государств.
1. Внешняя политика и роль России в современном мире
Российская внешняя политика переживает сегодня достаточно сложный этап, когда необходим пересмотр (в определенной степени даже радикальный) тех концепций, которыми страна руководствовалась до сегодняшнего дня.
Основные причины такого пересмотра определяются следующими ключевыми факторами:
Расширение ЕС произошло без реализации политических и экономических возможностей для России;
- «новая Европа 25» сводит практически на нет возможности эффективного использования двусторонних отношений как каналов давления;
ЕС имеет согласованную линию поведения и общие правила игры в отношении России, тогда как мы еще не готовы в полной мере признать Брюссель в качестве главного партнера для диалога;
Расширение НАТО не представляет военной угрозы России, но ломает старую концепцию безопасности, прежде всего с той точки зрения, что этот процесс Россия могла бы затормозить или изменить;
Новая волна расширения НАТО в 2006-2010 гг. - это расширение уже прямо за счет постсоветского пространства (Украина, Грузия и т.д.);
- расширение НАТО в прежнем формате значительно опережает процесс внутренней трансформации альянса;
Начинается этап его глобализации (Афганистан) и влияние России на эти процессы минимально (действующие соглашения с НАТО хороши как форма доверия, но не сотрудничества);
Интерес США к России носит сугубо прикладной характер (пример ситуации с Ираком) и вопрос о стратегическом партнерстве фактически снят с повестки дня;
СНГ как реальная организация перестает существовать, новые формы (единое экономическое пространство) вряд ли будут эффективны;
Кризис в отношениях с Украиной наносит удар по всем прежним концепциям сотрудничества и объединения;
Китай становится все более эффективным государством экономически и ключевым геополитическим игроком, для которого роль России также через несколько лет изменится (в сторону минимизации);
ООН не сумела преодолеть кризис последних лет и в этом есть серьезная вина и России .
И все же Россия пока остается в «первой лиге» мировых держав («высшая лига» - США и Китай), что до сих пор, определяется наличием ядерного оружия, места в Совете Безопасности ООН и геополитическим положением. Главная задача - не скатиться ниже. У России остается несколько участков, на которых она может продолжать быть достаточно сильным игроком (Закавказье (через поддержку Армении), Средняя Азия (через Казахстан и стабилизацию отношений с Узбекистаном), Северная Корея, Иран, Киотский протокол), но в целом нужда в России с каждым годом становится меньше (как пример - ближневосточный процесс).
Мы вынуждены «встраиваться» в большинство инициатив, так как для собственной политики, которую будут уважать другие, сил становится все меньше. Это не трагедия, а объективная реальность, на основе которой нужно думать о практических шагах и определять свой «потолок». С точки зрения состояния нашей экономики - при всех успехах последнего времени мы - в «четвертой» лиге.
Проблема состоит в том, что внешняя политика сегодня максимально персонифицирована («государство - это я») и в силу этого любые оценки более низкого уровня просто не воспринимаются зарубежными партнерами как что - либо серьезное.
Роль законодательной власти в сфере внешней политики все больше сводится к роли «лающей собаки», на которую просто не обращают внимания. Собственно внешняя политика во многих случаях заменяется на схему саммитов, между которыми не работают нормальные рабочие механизмы (как пример - отношения с ЕС в последние два года).
Что может быть нашими приоритетами?
Провести «мирную реконструкцию» оставшегося постсоветского пространства;
Обеспечить стабильность интеграционного процесса в отношении ЕС;
Минимизировать военно-политические последствия расширения НАТО (новые члены альянса должны остаться друзьями России хотя бы в минимально степени);
Продолжать встраивать российскую экономику в мировую;
Не потерять влияния в рамках ООН при ее трансформации;
Изменить мнение внешнего мира о России .
Таким образом, выбор средств невелик, так как ради России никто правила игры менять не будет (ЕС как наглядный пример). Главное средство - политическое и психологическое присутствие там, где еще можно. Плюс к этому - окончательно отказаться от всяких концепций по построению несбыточных альянсов, а извлекать максимальную выгоду из имеющихся двух- и многосторонних контактов.
2. Экономика России в мировой экономике
Россия позиционирует себя как глобальная держава, разделяющая рыночно-демократические ценности Запада, но заявляющая о своем праве иметь собственное слово в вопросах построения новой мировой архитектуры и собственную зону интересов (в границах СНГ).
Экономическую и финансовую слабость Россия пытается компенсировать за счет агрессивного выхода на мировые и региональные рынки энергоресурсов и за счет поддержания своего имиджа как второй в мире ракетно-ядерной державы. Запад уже не воспринимает Россию как «чужого» в экономике и политике, но пока и не воспринимает ее как «своего» .
В АТР Россия занимает маргинальные позиции и пока не предпринимает реальных шагов ни в плане укрепления своего дипломатически активного присутствия в АТР, ни в плане учета интеграционных возможностей Северо-восточной Азии для развития отсталых районов «азиатской России». АТР имеет для России гораздо меньшую стратегическую роль.
В российских политических кругах было распространено восприятие Китая как партнера по противодействию расширению НАТО и американским планам по ПРО. Однако когда эти вопросы потеряли актуальность, преобладающим стало восприятие Китая как источника демографической и военной угрозы и как партнера далеко не первого уровня значимости.
Сегодня Россия не имеет возможностей и идеологических оснований для усиления своих международных позиций за счет глобального и регионального противодействия США, но пока не готова последовательно идти противоположным курсом - усиления своих международных позиций за счет глобального и регионального взаимодействия с США. В случае первого (или близкого к нему) варианта дальнейшего международного позиционирования России, Россия не может рассчитывать на Китай, определенно вышедший на собственную траекторию взаимоотношений с США, как на партнера.
В случае второго (или близкого к нему варианта) шансы выстраивания новых стратегических партнерских взаимоотношений в треугольнике Россия - Китай - США увеличиваются. Однако возрастает и угроза воссоздания атмосферы «соревнования» Москвы и Пекина в данном «треугольнике», способная (угроза) осложнять время от времени российско-китайские отношения .
Экономическая составляющая национально-государственных интересов всегда и повсеместно выступала в наиболее явной и очевидной форме. Стремление к обеспечению нормальных условий воспроизводства, а затем - к укреплению экономического могущества и процветанию было главной пружиной и во внутренней, и во внешней политике государства с момента его образования.
Принцип поддержки и защиты отечественного предпринимательства вовсе не означает курса на изоляцию от мирового хозяйства или автаркию. Он лишь предполагает разумное, поэтапное движение к открытости экономики, не допускающее нанесения ущерба национально- государственным интересам страны и предусматривающее разумное использование протекционизма. Через это прошли все страны, являющиеся сегодня высокоразвитыми.
Переход от использования протекционистских мер к проведению политики «открытых дверей», а иногда и обратно весьма показателен с точки зрения подвижности, изменчивости национально-государственных интересов, их зависимости от уровня экономического развития страны и соотношения сил в мировой торговле. Подобные повороты сопровождаются соответствующими теоретическими обоснованиями, предшествующими изменению внешнеэкономической политики или оправдывающими эти изменения post factum.
Привлечение иностранного капитала в виде прямых частных инвестиций (в отличие, например, от займов, за которые придется расплачиваться если не нам, то детям или внукам) отвечает национально-государственным интересам России. Разумеется, оно должно отвечать и интересам инвесторов.
Сложность современной ситуации состоит в том, что Россия столкнулась с рядом серьезных вызовов, затрагивающих глубинные национально-государственные интересы. Развал Советского Союза имел далеко не однозначные последствия для России. Во многом ее интересам был нанесен серьезный и весьма болезненный удар. Помимо изменения геополитической ситуации, весьма неблагоприятного для страны, и разрыва хозяйственных связей, решающую роль в развале экономики страны сыграли резкое ухудшение ее структуры (возрастание доли сырьевых и добывающих отраслей), потеря значительной части морских портов, флота и надежных транспортных магистралей .
Ослабление страны и отсутствие у ее руководства четко выверенных стратегических ориентиров породили мощное внешнее давление на нее. В таком давлении нет ничего неожиданного и непредсказуемого. Оно - логический результат строгого соблюдения политическими лидерами стран Запада своих национально-государственных интересов, направленных на защиту и поддержку отечественных предпринимательских и финансовых структур.
Все действия, включающие сохранение ограничений на экспорт российских товаров (кроме топливно-сырьевых) и технологий, легко вписываются в эту простую и понятную логическую систему. Равно как и предложения, разрабатываемые западными экспертами по свертыванию программ научных исследований в России (под лозунгом их рационализации), в том числе в наиболее перспективных направлениях.
Современный мир, в особенности мировая экономика с ее жесткими и властными законами, весьма далек от наивной идиллии и альтруизма. И его надо рассматривать таким, каков он есть, ничего не добавляя, но и ничего не оставляя без внимания. И чем раньше мы осознаем его суровые реалии, чем быстрее научимся понимать и умело защищать свои национально-государственные интересы, тем ближе будет цель возрождения России .
Наконец, следует упомянуть и о вызове национально- государственным интересам, возникающем как бы изнутри. Речь идет о возобладании во многих случаях групповых и эгоистических (по сравнению с общими) интересов: монополистических групп и отдельных регионов, торгово-посреднических, а в некоторой степени и мафиозных структур, управленческого аппарата и т.д. И хотя подобный процесс был во многом спровоцирован ошибками и непоследовательностью экономической политики, оправдывать и тем более преуменьшать его последствия совершенно недопустимо.
Таким образом, и здесь снова надо подчеркнуть, что избавиться от подобного вызова можно лишь при надежной опоре на национально-государственные интересы страны. Только проведение такого курса может обеспечить общественное согласие, подвести надежный фундамент под экономическую реформу, привести к успеху. Это будет путь, понятный народу, соответствующий его надеждам и чаяньям.
3. Культура и спорт и их значение в усилении роли России в мире
внешний политика россия мировой
Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей.
Спорт сегодня - это главный социальный фактор, способный противостоять нашествию дешевой культуры и дурным привычкам. Это лучшая «погремушка», которая сможет отвлечь людей от нынешних социальных проблем. Это, пожалуй, единственный «клей», который способен склеить всю нацию воедино, что не удается ни религии, ни тем паче политикам .
Действительно, феномен спорта обладает мощной социализирующей силой. Политики давно рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе.
Спорт в России любят во всем его многообразии. И наряду с национальными видами спорта - городки, северное многоборье, перетягивание каната, - спортсмены немногочисленных народов России принимают участие в традиционных территориально-отраслевых соревнованиях. На этих состязаниях, как и в большом спорте, есть атмосфера праздника и единения. И не помеха - отсутствие всемирно признанных олимпийских рекордов.
Традиционно спортом высших достижений считают олимпийские виды спорта, то есть те виды, которые включены в программу Олимпийских игр. К олимпийским видам спорта проявляется повышенный интерес как со стороны государственных чиновников и профессиональных спортсменов, так со стороны спортсменов любителей и болельщиков.
Но симпатией россиян наряду с олимпийскими видами спорта всегда пользовались автомобильный и мотоциклетный спорт, бильярд, пляжный волейбол, спортивный туризм, спортивные танцы, роллерспорт, зимнее плавание и многие другие виды спорта, сопутствующие досугу и активному отдыху людей. Кроме того, за последнее время граждане России, выезжая за границу, узнали о существовании видов спорта ранее неизвестных в нашей стране: боулинг, сквош, дайвинг, рафтинг, которые стали популярны у российских курортников .
Самбо, бильярд, хоккей с мячом, шахматы - виды спорта также издавна известные в России. Каратэ, Айкидо, Тхэквондо - восточные единоборства популярные среди российских мальчишек. Автогонки и парашютный спорт - это спортивный «экстрим» с огромным числом российских поклонников. Ни один из этих видов спорта не включен в программу главных соревнований современности - Олимпийские игры. Но так ли это важно, является ли вид спорта олимпийским или нет?
Их общее желание - всемерное развитие на благо России массового народного «спорта для всех», включение его в систему элитных международных спортивных соревнований. К этому сегодня есть все предпосылки.
Культура России в современной культуре - актуалистический и прогностический аспект рассмотрения культуры вообще с акцентуацией внимания на русской ее составляющей, на роли и месте России именно в современной культуре. Допустимы два хода рассуждения: от мировой культуры к российской и, наоборот; на границе - пересечении получаем определенный ответ. Две важнейшие особенности характерны для современной культуры: культурная экспансия Запада - в ситуации предельного обмирщения и одновременно универсализации собственной культуры и, с другой стороны, борьба за культурную автономию и самобытничество в незападных цивилизациях перед лицом «модернизации» и «вестернизации» .
Российская культура в новое время испытала на себе вредное воздействие, обнаружив значительное стремление к принятию стандартов «западничества» и «модернизма», что уже дважды привело к краху исторически сложившейся государственности и к историческому разрыву между православием и культурой. Именно своей духовностью как уже признанным вкладом русской культуры в мировую культуру, наследием Пушкина и Достоевского она может помочь сегодня и себе самой, своему народу и государству, и тем напряженным исканиям, которые ведет в своем культурном самоанализе и самопознании западноевропейская цивилизация.
Современная важнейшая тенденция - зарабатывание денег организациями культуры. В России, как и во всем мире, есть такие организации культуры, которые могут заработать. Более того, в культуре ничего не может быть бесплатным - все имеет свою цену. Несправедливо, правда, будет, если использование государственных фондов (например, музеев) достанется только самим учреждениям и посредникам. В таком случае необходимо частично отдавать деньги в фонды для развития перекрестных систем финансирования культурной деятельности.
Отдельный вопрос - использование потенциала некоммерческого сектора. Государство должно создавать условия для участия в реализации государственных и муниципальных культурных программ не только государственных, но и негосударственных некоммерческих организаций. Создавая организации, специализирующиеся на предпринимательской деятельности в некоммерческом секторе культуры, а не понуждая к этому каждое отдельное учреждение, государство не нарушает единства культурной политики. Чтобы изменить существующее положение в сфере культуры «целесообразно предоставить государственным органам управления в сфере культуры более широкие правомочия собственности на объекты культуры, включая право распоряжаться недвижимым имуществом и доходами от его эксплуатации. Нужно пересмотреть правила коммерческого использования находящихся в государственной собственности культурных ценностей, прежде всего предметов государственного музейного фонда, определить условия и порядок направления части получаемых доходов на культурные нужды!».
Целесообразно расширить практику многоучредительства учреждений культуры государственными и негосударственными органами. Этот процесс должен всячески поощряться. При передаче в собственность субъектов федерации отдельных федеральных организаций культуры, которые связаны с решением территориальных задач, возможно соучредительство органов разных уровней.
Привлечение дополнительных средств в сферу культуры связано с усилением роли частного финансирования (меценатство и спонсорство). Необходимо активное стимулирование жертвователей. Может быть использовано не только предоставление налоговых льгот, но и другие, нестандартные меры, например, разрешение на определенных условиях помощи культуре прощать долги задолжникам .
Ряд проблем в развитии социально-культурной сферы упирается в проведение соответствующей налоговой политики по отношению к организациям культуры. К сожалению, им сегодня активно отказывают в льготах, сокращение льгот оправдывается нехваткой средств в бюджете. Прежде всего, страдают негосударственные организации сферы культуры. Многие практики считают, что здесь мотивация достаточно проста: боязнь обмана и нежелание налоговых органов заниматься необходимым контролем.
Таким образом, сфера культуры находится сегодня в очень сложном финансовом положении, перестав получать от правительства необходимые финансовые средства, правовые же предпосылки для ее стабильного функционирования в становящейся экономике только формируются. Важнейшее условие выживания культурных организаций - зарабатывание денег, вызывает необходимость опираться на те формы культурной деятельности, которые приносят доходы. Не удивительно, что здесь многое развивается отнюдь не в цивилизованных формах. Однако система организаций культуры будет попросту сметена, если не сделает попыток опереться на реальную жизнь, на новые формы деятельности, на те сферы, где происходят динамические культурные процессы. Есть принципиальная разница между тем, «что называется ресурсами для культуры и культурой как ресурсом». Знания о культуре необходимо преобразовывать в прикладные: если государство должно нести затраты на охрану сокровища или памятников, то превращение сокровища в деньги - задача людей, реально владеющих культурными процессами. В их руках - технологии, которые могут в будущем реально работать на дальнейшее развитие культуры.
4. История России в мировой цивилизации
В целом статус России как великой державы неотделим от ее ответственности (вместе с другими великими державами) за судьбы мирового сообщества. И это задает определенную логику выбора приоритетов экономической и социальной политики, распределения ресурсов, включая соответствующую военно-политическую стратегию.
Опираясь на осмысление, как опыта последних десятилетий, так и более отдаленных исторических событий, можно утверждать, что мир поддерживается системой своеобразных противовесов, обеспечивающих баланс сил .
Нарушение сложившегося баланса сил, вызванное развалом Советского Союза, уже сейчас имеет весьма негативные последствия и вызывает серьезную озабоченность, особенно среди европейских народов. Начинают понимать это и другие. Диктат одной супердержавы может серьезно дестабилизировать всю международную ситуацию. Восстановление авторитета и влияния России как великой державы отвечает интересам стабильности мирового сообщества, отвечает и ее собственным национально-государственным интересам, хотя и предполагает определенные обязательства.
Выполнение Россией долга, обусловленного геополитическим положением страны, - это ее историческое призвание, ее судьба. История поставила Россию в положение срединного государства, находящегося между Западом и Востоком, вобравшего в себя особенности их культуры, систем ценностей, цивилизационного устройства. Она во многом была, но еще в большей степени может стать мостом, соединяющим эти два столь различных мира, способствовать их лучшему взаимопониманию и взаимному духовному и нравственному обогащению.
Если, разумеется, отказаться от примитивных и вместе с тем весьма опасных попыток поиска некоей идеальной модели общественно-политического устройства, культуры и религии. Если исходить из признания закономерности многообразия и равноценности различных моделей социально-экономического и духовного развития стран и народов, относящихся к тем или иным типам цивилизации.
История России и ее геополитическое положение обусловили довольно своеобразное сочетание государства и индивидуума, коллективистских и личностных начал, экономического рационализма и духовности. Накапливаясь в течение веков и передаваясь по каналам социальной памяти, они и сегодня являются неотъемлемыми, неустранимыми чертами ее социально-экономического облика, системы ценностей и мотивации поведения. Не учитывать этого - значит пытаться остановить неумолимое движение истории. Подобная политика несовместима с подлинными, глубинными национально- государственными интересами России .
Геополитическое положение России делает объективно необходимыми многостороннюю ориентацию ее внешней политики, органическое включение во все анклавы мирового хозяйства. Любые попытки поставить во главу угла ее отношения с одной страной или группой стран противоречат ее национально-государственным интересам. Многосторонняя ориентация - это стратегический принцип и он не должен нарушаться по каким-либо конъюнктурным соображениям или под давлением момента.
Даже постановка вопроса о приоритетности отношений с тем или иным регионом, группой стран - будь то ближнее зарубежье, бывшие страны СЭВ, Юго-Восточная Азия, США или Китай - представляется некорректной. Вопрос о геополитических приоритетах, вероятно, правомерен для многих стран, но не для России как великой мировой державы. На основе именно такого подхода следует строить и глобальную стратегию, и повседневную внешнеполитическую деятельность, определять структуру аппарата соответствующих ведомств, вести научные исследования и подготовку кадров.
Весьма полезно и поучительно проследить на примере истории Российского государства, как осуществлялось это ее призвание, как в самых различных условиях и при самых различных политических режимах прослеживалось магистральное направление ее внешнеполитического курса. Как, наконец, несмотря на растущее сопротивление и горькие поражения, страна снова и снова выруливала на свой исторический путь. Если кому-то не нравится называть это исторической судьбой, то пусть будет призвание, предназначение, геополитическая логика или закономерность.
Роль, которую играла Россия, всегда вызывала на Западе беспокойство, а порой и чувство страха. Ее боялись. И это не бахвальство. Таковы исторические факты. Надо честно признать, что представители нашего славного Отечества дали, к сожалению, немало оснований для таких суждений, подпитывали желание унизить и ослабить Россию .
Конечно, в общественном развитии, особенно во второй половине нынешнего века, произошли кардинальные перемены. Открываются возможности, появляются шансы регулировать отношения между странами и народами на принципиально иной, чем во всей предшествующей истории, основе. Новый облик может принять и роль России в этом процессе, обусловленная ее геополитическим положением.
Таким образом, можно лишь пожелать, чтобы эти шансы, вселяющие надежды, были реализованы. Но при этом не следует забывать, что политика остается делом суровым, жестко запрограммированным национально - государственными интересами. Здесь нет места сюсюканью. Улыбки и объятия не должны обманывать реалистически мыслящих политических деятелей независимо от их ориентации.
Список использованных источников
1 Абалкин, Л. О национально-государственных интересах России //Вопросы экономики. - 1994. - №2. - С.54 - 58.
2 Бажанов, Е. П. Роль и место России в современном мире//(Центр Стратегических Разработок. - 1999-2000.
3 Барковский, А. Н.Внешнеэкономическая политика России в глобальном экономическом пространстве// Россия и современный мир / А. Н. Барковский, В.П. Оболенский. - 2005. - №3. - С. 11- 20.
4 Булатова, А. С. Экономика/А. С. Булатова. - М. : Бек, 2004. - 345с.
5 Визитей, Н. Н. Сущность и социальные функции современного спорта /Н. Н. Визитей. - М. : Сов. Россия, 2008. - 259с.
6 Данилевский, Н. Я. Россия и Европа/ Н. Я. Данилевский. - М. :Политика, 2001.- 259с.
7 Дахин, В. Россия в современном мире// Государственная служба. - 2008. - №4. - С. 24-29.
8 Иванов, И. Россия и современный мир. Внешняя политика Москвы на пороге XXI века// Независимая газета. - 2008. - № 2. - С. 5 - 6.
9 Миронов, С.М. Качество власти и стратегия развития России// Россия и современный мир. - 2006. - №2. - С. 9 - 15.
10 Столяров, В.И. Спорт и современная культура/ В.И.Столяров. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - 222с.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Теории роли России в мире, их разновидности и отличительные признаки. Внешнеэкономические связи государства. Динамика, внешняя и товарная структура внешней торговли России. Место и роль государства в мировом геополитическом противоборстве на сегодня.
реферат , добавлен 11.11.2010
Исследование понятия прямых иностранных инвестиций и их роли в мировой экономике. Изучение современных тенденций прямых иностранных инвестиций в мире. Трансконтинентальные капитальные вложения. Приток прямых иностранных инвестиций в экономику России.
реферат , добавлен 03.01.2015
Место и роль России в мировой торговле и на рынках готовой продукции. Динамика и состояние внешней торговли России в 2008 году. Политика государственного регулирования внешней торговли, её задачи и перспективы. Особенности отношения России и ВТО.
курсовая работа , добавлен 17.11.2011
Понятия международной и внешней политики. Анализ внешней политики России. Место и роль России в современной системе международной политики. Основные приоритеты международной и внешней политики РФ. Проблемы внешнеполитической деятельности России.
контрольная работа , добавлен 20.02.2012
Особенности отношений Бразилии и России в период правления Дилмы Русеф. Роль государств в мировой экономике и политике. Повышение в стране жизненного уровня населения, укрепление единства государства, основ его конституционного порядка в XXI веке.
контрольная работа , добавлен 30.09.2016
Роль внешней торговли России в мировой экономике. Тенденции и факторы развития внешней торговли России. Структура внешней торговли России. Активная торговля машинами и оборудованием. Жесткая конкуренция и ограниченный спрос.
реферат , добавлен 28.09.2006
Понятие международной политики и ее роль в политической жизни России. Место и роль России в современной системе международной политики. Основные приоритеты международной и внешней политики Российской Федерации. Актуальные проблемы внешней политики России.
курсовая работа , добавлен 25.02.2012
Основные цели и задачи переходной экономки, особенности и этапы ее протекания в России, противоречия и пути их нормализации. Оценка уровня экономического развития государства по сравнению с развитыми странами, места и значения его в мировой экономике.
курсовая работа , добавлен 16.01.2010
Структурные изменения в экономике: роль иностранного капитала. Воздействие иностранных инвестиций на трансформацию экономики Китая. Сравнение инвестиционного режима России и КНР в сфере услуг. Либерализация сектора услуг в России после вступления в ВТО.
дипломная работа , добавлен 01.06.2015
Запасы нефтяных ресурсов в мире и их распределение. Оценка роли нефтяной отрасли как наиболее значимой во внешней экономической политики России. Влияние цен нефтяных ресурсов на мировой рынок. Добыча сланцевого газа, перспективы в стране и мире.