Стадии углубления медитации. Вопрос: Какие существуют стадии медитации

Теперь четыре этапа медитации «осознанное дыхание». Если хотите, можете попытаться проделать эту практику прямо сейчас. Только сначала убедитесь в том, что сидите в положении, которое будет удобно в течение 15 – 20 минут, и прочтите описание этапов практики.

Краткое описание четырех этапов

Начну с краткого описания этой практики, чтобы дать вам общие представления о ней.

Сначала две-три минуты посидите спокойно, расслабьтесь и примите удобную позу.

1. Ощутите поток воздуха, который естественным образом входит и выходит из тела при дыхании. Конец каждого выдоха должен сопровождаться счетом (считать нужно мысленно). Отсчитав таким образом десять выдохов, вновь начинайте счет с одного.

2. После того как вы отсчитывали выдохи на протяжении 4 – 5 минут, начните счет, опережая вдох, и снова считайте от одного до десяти.

3. Продолжительность второго этапа практики - несколько минут. Затем прекратите счет и просто следите за естественным потоком дыхания.

4. Наконец, направьте внимание на ту точку, где при вдохе контакт воздуха с телом ощущается сильнее всего. Скорее всего, это будет область ноздрей или верхней губы, хотя точное место не так уж важно. Выберите любую точку, которое кажется вам наиболее подходящей, и сосредоточьте внимание на едва уловимых ощущениях, которые возникают при соприкосновении воздуха с ней.

Подробное описание четырех этапов «осознанное дыхание»

Вот несколько более подробное описание четырех этапов «осознанное дыхание».

Для начала примерно минуту уделите тому, чтобы расслабиться и принять удобную позу. Соедините руки и положите на бедра или на колени. Будет хорошо, если вы заранее приготовите все необходимое, чтобы устроить себе удобное сиденье, хотя придется какое-то время поэкспериментировать с разными сочетаниями подушек и одеял, прежде чем вы добьетесь идеального результата. Лучше всего закрыть глаза, но, если вы опасаетесь, что вас потянет в сон, оставьте глаза полуоткрытыми.

Как только вы примите удобную позу, начните направлять внимание на дыхание. Пусть все вдохи и выдохи будут естественными, не пытайтесь влиять на их глубину и продолжительность: какие-то вдохи и выдохи будут короткими, какие-то длинными; иногда дыхание становится непривычным: затрудненным, неровным или напоминающим вздох, а иногда может быть плавным, легким, едва уловимым. Что бы ни происходило, прочувствуйте каждый вдох и выдох такими, какими они получаются.

Этап 1 - счет после каждого выдоха

Теперь, чтобы внимание стало устойчивым в течение более продолжительного периода времени, начните сопровождать дыхание счетом. Ощутите, как при вдохе воздух входит через нос в легкие, а при выдохе выходит. Потом, сразу же после окончания выдоха, мысленно сосчитайте - «один». Вновь пронаблюдайте, как поток воздуха входит и выходит, и после выдоха сосчитайте «два». Еще раз сделайте вдох, выдох и сосчитайте «три». Продолжайте ощущать каждый выдох, сопровождая его счетом, и так до десяти. Затем снова начните счет с одного и повторите весь цикл.

На протяжении всего первого этапа медитации, досчитав до десяти, каждый раз начинайте отсчет с начала. Как только вы заметите, что внимание рассеивается, верните его к дыханию и счету. Нужно выработать привычку сразу возвращать внимание к дыханию, не задаваясь вопросами, как и почему вы отвлеклись, и не размышляя на эту тему. Подобные мысли лишь понапрасну отвлекают, немедленно рассеивая вашу энергию. Можете поразмышлять об этом позже, если захотите, а пока терпеливо возвращайте внимание к ощущениям, возникающим при дыхании, и со временем вам будет легче сохранять полное сосредоточение на нем.

Этап 2 - счет перед каждым вдохом

Теперь начинайте считать предваряя каждый вдох. Это лишь небольшое изменение в ходе практики, но вы обнаружите, что оно значительно оживляет ваши ощущения во время медитации.

Итак, сосчитайте «один» и прочувствуйте, как поток воздуха входит и вновь выходит. Затем сосчитайте «два»; вновь ощутите вдох и выдох. Сосчитайте «три» и снова прочувствуйте вдох и выдох. Продолжайте отмечать каждый вдох счетом до тех пор, пока не дойдете до десяти, затем снова начните счет с одного, как раньше.

Вероятно, вы обнаружите, что на этом этапе ваше внимание становится немного острее: ведь, чтобы предварять каждый вдох счетом, приходится быть чуть активнее. Вообще, этот этап необходим для того, чтобы наше сосредоточение обрело большую устойчивость. Продолжайте считать перед вдохом, терпеливо возвращая внимание к ощущениям, связанным с дыханием каждый раз, когда начинаете отвлекаться. Практикуйте так в течение нескольких минут, а затем переходите к третьему этапу медитации.

Этап 3 - ощущение потока воздуха

После того как вы уделите практике двух предыдущих этапов минут десять или чуть больше, вам, вероятно, удастся выйти на некоторый уровень сосредоточения. И даже если вам покажется, что этого не произошло, все равно следует перейти к следующему этапу практики. Перемена может быть не слишком заметной (скорее всего, вы по-прежнему отвлекаетесь), но теперь считать каждый вдох или выход не столь уж необходимо. Теперь совсем прекратите считать и как можно дольше следуйте за естественным потоком дыхания. Ощутите, как воздух струится в легкие, расширяет диафрагму и вызывает едва заметные движения живота вверх и вниз (осознавайте картину дыхания в целом, не вдаваясь в физиологические подробности). Особое внимание уделяйте тем моментам, когда происходит смена направления дыхания со вдоха на выдох и с выдоха на вдох, как прилив сменяется отливом. Это поможет вам осознавать каждый вдох и выдох, таким образом осознанное дыхание будет продолжаться непрерывно. Дайте дыханию успокоиться, обрести естественный ритм, и пусть ваши ум и тело успокоятся вместе с ним. Когда вы перейдете к этому этапу практики, ваше сосредоточение и поза, скорее всего, станут менее напряженными и приобретут новое, более утонченное качество. Дайте этому произойти.

Пусть ваше внимание следует за дыханием в течение нескольких минут, терпеливо возвращайте его к предмету сосредоточения, если ум будет блуждать. Продолжайте осознавать то, что пытаетесь делать, иначе вы забудете и отвлечетесь. Затем переходите к четвертому этапу.

Этап 4 - ощущение едва уловимого потока воздуха

Теперь сосредоточьтесь на едва уловимом ощущении в той точке, где вы сильнее всего чувствуете поток входящего и выходящего воздуха. Выберите любую точку, которая кажется вам подходящей. Возможно, она будет находиться в области ноздрей или верхней губы, но может оказаться и где-то в глубже, ближе к горлу. Где бы она ни была, сосредоточьтесь на этой точке.

Каждый раз, когда воздух минует эту точку, вы можете уловить его мягкое, легкое касание, прохладное при вдохе, теплое при выдохе. Удерживайте внимание на точке, где возникают эти ощущения, как можно дольше. Старайтесь не силой удерживать внимание на этих ощущениях, а просто быть к ним восприимчивее. Прочувствуйте все оттенки, все малейшие изменения этих ощущений, возникающие на разных этапах вдоха, выдоха и смены направления дыхания. Настройтесь на эти ощущения столь полно, чтобы почти «слышать» их.

Для этого понадобится все ваше внимание, поскольку эти ощущения едва уловимы, а качества их меняются ежесекундно. В конце концов они могут стать настолько тонкими, что вы почти перестанете их ощущать – может даже показаться, будто они вовсе прекратились, и вы больше не можете их воспринимать, даже если стараетесь. Когда это происходит, можете быть уверены, что в действительности дыхание не прекратилось, а просто стало очень спокойным. Теперь нужно вновь его искать, сосредоточивая внимание по-иному - более спокойно и мягко. На этом этапе ум должен стать более тонким, чтобы вновь прийти в соответствие со своим более тонким объектом.

По мере того как дыхание становится все более тонким и менее уловимым, ум обретает способность достичь необыкновенно глубокого покоя, покоя, который приносит радость и счастье.

Завершение медитации

Постепенно завершите практику, когда будете к этому готовы: медленно откройте глаза; прежде чем встать, немного посидите спокойно. Не вставайте слишком поспешно, даже если почувствуете, что хотите немедленно приложить к чему-то свою энергию. Это может нарушить достигнутое вами состояние покоя и сделать вас чрезмерно чувствительными в течение всего остального дня.

Очень важно, чтобы переход от практики медитации к повседневной деятельности был плавным. Не включайтесь сразу же в суету жизни, хотя бы несколько минут поделайте что-нибудь не спеша. Поглядите в окно, немного прогуляйтесь, приготовьте себе горячего чаю - сделайте то, что поможет вам понаблюдать за работой ума и усвоить приобретенный в медитации опыт, даже если во время практики, казалось бы, ничего особенного не произошло.

Помните: далеко не сразу очевидно, как повлияло на вас занятие медитацией.


Медитация означает быть в состоянии при отсутствии мыслей с полным осознанием.
Только с целью предварительного понимания различные последовательные стадии медитации могут быть отмечены следующим образом:
1. Вы начинаете с сознательного отслеживания естественного процесса дыхания. Это известно как анапанасати. (В управлении или манипулировании процессом дыхания нет необходимости.) В том случае, когда какая-либо мысль уводит ваше внимание от процесса дыхания, возвращайтесь к отслеживанию дыхания без борьбы с этой мыслью.

2. На следующей стадии добавьте своё сердцебиение в своё осознанное отслеживание наряду с процессом дыхания. Это осознавание двух аспектов. Затем наступает отслеживание всего тела наряду с процессом дыхания. Это известно как кайануапассана. Здесь вы осознаёте каждое событие внутри вашего тела.

3. На следующей стадии увеличивайте своё осознавание ещё больше, добавляя к нему отслеживание всех звуков как внешнего, так и внутреннего мира. Пусть ваше осознавание становится ещё более интенсивным и обширным. Пусть оно перерастает в многоаспектное осознавание, что означает быть осознающим многие аспекты одновременно. Вы осознаёте своё дыхание, своё сердцебиение, ощущения в своём теле, различные звуки как внутри, так и вовне. Вы также осознаёте то, как воздух обдувает вашу кожу, различные ароматы в комнате и т.д. Когда вы просто укрепляетесь в этом состоянии, третий глаз открывается сам по себе, и вы начинаете видеть вещи непосредственно. Это известно как випассана, или “особое видение”. Многие медитаторы сообщают о различных переживаниях на этой стадии, известных как переживания, относящиеся к третьему глазу.

4. С отслеживанием мыслей и дальнейшим обострением этого осознавания, укоренение в состоянии при отсутствии мыслей становится лёгким. При этом выстраивается энергетический резервуар, так как отсутствует рассеивание энергии думающим умом. Когда вы всё больше и больше просто остаётесь в этом состоянии, энергия выстраивает пики, и затем она ниспадает обратно на себя. Это переживание просветления, при котором осознавание начинает осознавать само себя.
Благодаря этому становится возможным многомерное осознавание, и вы можете видеть различные вибрирующие вселенные (эфирную, астральную, каузальную (причинную) и т.д.), которые сосуществуют все одновременно, своим “множественным видением”. Это приносит понимание многообразия различных вибрирующих вселенных – грубых, тонких и наиболее утончённых. Вы понимаете все эти “согласованные реальности” как временные иллюзорные явления и отбрасываете все эти переживания прошлого, оставаясь полностью укоренившимися в нынешнем моменте. Это ниббана (на языке пали), или нирвана (на санскрите), – состояние при отсутствии желаний.

Чем выше интенсивность, тем меньше то время, которое требуется для прогресса в медитации.

Медитация относится к традиционным восточным эзотерическим практикам, которые помогают добиться духовного и физического здоровья, а также материального благополучия. Она гармонизирует человека и его жизнь. Медитация – это способ релаксации, самопознания и средство исполнения желаний.

Из серии: Практика нового образа жизни

* * *

компанией ЛитРес .

Этапы медитации

Осознание цели медитации


В психотерапевтических целях медитацию стали использовать только в XX веке. Медитировать полезно для душевного и физического здоровья.

Не тратя огромных денег на медикаменты, можно с помощью медитаций улучшить здоровье на всех уровнях. Исцеление происходит естественным образом, активизируя восстановительные процессы.

В результате медитаций резко улучшается психологическое состояние, снимаются депрессия и раздражительность, уменьшается подверженность стрессам.

Практика медитаций помогает поддерживать позитивное отношение к жизни, открывает путь к совершенствованию, дает возможность стать более энергичным. В результате улучшается качество труда и производительность, улучшается память, повышается творческий потенциал и способность к обучению.

В результате систематических занятий медитацией мозг начинает работать по-другому, меняется картина мозговых волн.

С возрастом кора головного мозга уменьшается, ухудшаются память и внимание. Медитация останавливает такие процессы. Американские ученые в Массачусетском госпитале еще в 2005 году провели исследование мозга с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате исследований было отмечено, что медитация увеличивает толщину некоторых отделов коры головного мозга, отвечающих за процессы внимания, обработки получаемой информации и памяти за счет развития кровеносной системы, питающей мозг. Процесс старения организма замедляется в целом.

Меняется даже состав крови. Нормализуются физиологические процессы организма. Укрепляется иммунная система, в крови вырабатывается больше антител, защищающих от болезней, ускоряется заживление воспалительных процессов и ран.

Несмотря на разновидность методик, все они представляют собой одно – углубленное самопознание через медитацию.

Медитация позволяет достичь высокой физической и ментальной формы, основываясь на мысленном сосредоточении. Результат, который мы ожидаем получить от медитации – реализация собственных внутренних возможностей. В результате медитаций меняются устоявшиеся стереотипы. Умение управлять мыслями, которое мы обретаем в результате медитативной практики, позволит жить разумнее.

О пользе медитации можно говорить очень долго. Основная польза заключается в преображении сознания человека. А для получения успешного результата прежде всего требуются дисциплина и вера в успех.

С точки зрения физиологии, в головном мозге человека проходит грань миров – внутреннего и внешнего.

Левое полушарие мозга управляет общественным сознанием человека, речью, обрабатывает вербальную информацию. Это рациональная часть. Левое полушарие создает логические образы, которые включают в себя отдельные, выбранные сознанием детали.

Правое полушарие мозга – врожденное сознание. Оно является центром образного мышления, это эмоциональная, творческая и интуитивная часть. Правое полушарие создает образы целостной картины мира, обрабатывает невербальную информацию. Полушария соединяются пластом нервных волокон, создают возможность коммуникации между ними. Если для решения какой-то задачи будет задействовано одно полушарие, то его связь с другим прерывается.

С развитием интеллектуальных способностей все больше оказывается задействованным левое полушарие мозга. То, что нельзя объяснить логикой, мы игнорируем. В результате, правое полушарие остается незадействованным, подавляется левым.

В состоянии транса происходит принудительная синхронизация работы обоих полушарий мозга. Чем дольше по времени проводится медитация и человек находится в состоянии транса, тем сильнее становятся биоэнергетические связи между полушариями мозга. Разум становится спокойным и сбалансированным, улучшается качество мышления. Ясность ума, достигнутая с помощью транса, делает разум более открытым для вдохновения.

При применении различных медитативных техник происходит стимуляция правого полушария и одновременное отключение левого. Возникают необычные чувства и ощущения. Если они выходят из-под контроля, то происходит потеря личности и душевная болезнь. У неподготовленного и нетренированного человека часто теряется восприятие предметов, речи, явления, происходят изменения в психике.

Появляется «дзен-болезнь». Чтобы не возникали такие ситуации, нужно поочередно давать отдых то одному полушарию, то другому.

В дзенских монастырях, дабы выравнять полевую структуру послушника и не допустить возможного перекоса в психике, совместно с практикой медитаций существовала практика тяжелого монотонного физического труда.

В философском течении дзен-буддизм используются самые разнообразные психотехники, которые влияют на психику, психологию и психофизиологию человека. Поэтому наставники монастырей дифференцированно подходят к каждому ученику и в зависимости от его психотипа подбирают и методики психотренинга.

В процессе медитации происходит длительная концентрация внимания на предмете – на мантре, молитве, дыхании или пламени свечи (рис. 12). Цель концентрации состоит в том, чтобы сфокусировать беспорядочный поток мыслей на предмете концентрации. Мы отвлекаем свой мозг от повседневных проблем. Такая практика успокаивает разум и восстанавливает силы.

Рисунок 12. Концентрация на пламени свечи


Каждый человек подвержен стрессам из-за постоянной суеты и различных проблем. Он легко раздражается, легко срывает свое напряжение на близких людях. Накопленная усталость мешает расслабиться и обрести покой. Именно поэтому большинство людей начинают заниматься медитацией.

Психологическая подготовка к медитации

Практика медитации начинается с добродетели, моральной чистоты, с того, что называется «шила». Культивируя добрые мысли и слова, человек сосредотачивает свои усилия для изменения сознания во время медитации. Гнев или недобрые действия отвлекают в процессе медитации. Сокращая число отвлекающих мыслей, человек тем самым проходит психологическое очищение.

Чтобы приступить к практике медитации, необходимо следующее. Во-первых, умение учиться. Оно поможет вам быстро освоить медитативные практики. Во-вторых, дисциплина. Чтобы заниматься медитацией, важно соблюдать дисциплину. Только в результате постоянной и упорной практики вы сможете хорошо освоить методы и получить желаемый результат.

Заниматься нужно постоянно, не делая перерывов, иначе весь ваш накопленный опыт сведется к нулю.

Вы должны доверять собственным возможностям. Верить в себя, в то, что вы справитесь с поставленной задачей. Нужно уметь спокойно относиться к возможным неудачам. Не стоит опускать руки и впадать в панику, а продолжать работать.

Важно отметить, что занятия медитативными практиками несовместимы с такими вредными привычками, как курение и алкоголь.

Противопоказанием к занятиям медитацией может быть только психическое заболевание.

Вход в медитативное состояние

В начале занятий медитативной практикой всегда возникают вопросы о том, что такое медитативное состояние, как в него войти и что для этого надо. Медитативное состояние – это такое состояние человека, когда отсутствуют мышление, осознание своего собственного Я и чувство времени. Но при этом он полностью осознает свое присутствие и свое слияние с окружающим миром.

Чтобы войти в такое состояние, нужно выполнить определенные условия (см. главу 1 «Условия для медитации»).


Техники входа в медитативное состояние

Самое главное, что необходимо для входа в медитативное состояние – это научиться расслабляться. Помочь в этом могут различные техники. Рассмотрим некоторые из них.


Аутогенная тренировка

Аутогенная тренировка – это метод самовнушения, с помощью которого достигается состояние мышечного расслабления. Находясь в состоянии покоя, выполняйте последовательно следующие упражнения.

Упражнение 1 . Вызывание ощущения тяжести в теле. Концентрируйте внимание сначала на одной руке. Проговаривая формулу самовнушения, вызывайте в ней чувство тяжести: «Моя рука тяжелая… Чувство тяжести в моей руке нарастает… Моя рука очень тяжелая…» Продолжайте до тех, пока рука не наполнится чувством тяжести. Запомните это ощущение.

Проделайте это упражнение со второй рукой. Далее вызывайте ощущение тяжести поочередно в обеих ногах: «Моя нога тяжелая… Чувство тяжести в моей ноге нарастает… Моя нога очень тяжелая…»

С помощью формул самовнушения вызовите ощущение чувства тяжести во всем теле.

Упражнение 2. Вызывание ощущения тепла. Так же, как и в предыдущем упражнении, вызовите с помощью формул самовнушения ощущение тепла сначала в одной руке, затем во второй: «Моя рука теплая… Моя рука становится теплее…» Затем вызывайте ощущение тепла в ногах и во всем теле.

Упражнение 3. Сначала вызывается ощущение тяжести, покоя, тепла. Затем, мысленно считая сердцебиения, регулируйте ритм сердечной деятельности, когда сердце бьется спокойно и мощно.

Упражнение 4. Вызываются ощущения, которые появляются при первых трех упражнениях, затем регулируется спокойное дыхание.


Техника позвоночного дыхания

На начальном этапе практики первоочередная задача – это успокоение разума. Мысли постоянно занимают наш ум. Нужно научиться полностью отстраняться от мирских забот. Все духовные практики требуют полного опустошения разума, только в таком состоянии можно осознать природу и Бога. Поэтому приступая к медитации, сначала примите удобную позу, постепенно расслабьте каждую мышцу тела.

Сосредоточьтесь на дыхании, замедляя и успокаивая его. Мысли постоянно будут одолевать вас. Не останавливайтесь на них и постарайтесь переключить внимание на дыхание. Это дыхательная техника по входу в медитативное состояние, позвоночное дыхание.

Позвоночное дыхание выполняется через нос.

Отметим все этапы этой техники.

Во-первых, не совершая над собой насилия, постепенно замедлите дыхание. Отмечайте каждый вдох и выдох. Вдох и выдох постепенно становятся все глубже и глубже.

Во-вторых, надо представить тонкий канал, который еще называют спинальным. Этот канал идет от промежности, от точки, которую мы называем корнем. Поднимаясь по позвоночнику, канал проходит через центр головы и доходит до точки между бровями. Эта точка еще называется третьим глазом (рис. 13).

Рисунок 13. Спинальный канал


Делая вдох, мысленно поднимайтесь по спинальному каналу вверх, до бровей. В момент окончания вдоха внимание должно быть сосредоточено на межбровье. Выдыхая, опускайтесь обратно вниз. В момент окончания выдоха сосредоточьтесь на корне.

Повторяйте этот процесс снова и снова.

В процессе дыхания мысленно представляйте себе спинальный канал. Не напрягайтесь.

В процессе визуализации происходит пробуждение нервной системы. С практикой придет и ощущение канала.

Если вдруг вы отвлеклись на посторонние мысли, верните ваше внимание к дыханию и снова сосредоточьтесь на вдохах и выдохах.

Такая техника помогает перейти к глубокой медитации.

Выполнять его желательно перед завтраком и ужином по 10–15 мин. Позвоночное дыхание также можно применять в любое время и в любом месте по вашему желанию.

Постепенно у вас начнет все получаться, и разум будет все больше успокаиваться.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Медитации для всех (Ю. В. Антонова, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром -

Огромный интерес к духовным практикам не случаен — человечество осознало пользу саморазвития и значение его в жизни. Медитация — правильный путь к успешной жизни, гармоничному состоянию души и ощущению радости бытия. Через медитацию можно обрести здоровье, финансовое благополучие и любовь. Научиться медитировать не сложно, нужно знать — как правильно это делать.

Что дает медитация человеку? Прежде всего, осознанность. Духовно развитый человек идет по жизни с открытыми глазами души, осознавая себя в процессе существования. Многие люди привыкли жить «автоматически» — мыслить шаблонами, выбирать вещи по рекламе, принимать БАДы по совету подруги. Медитация помогает осознавать истинные потребности и желания, освобождая мысли от суеты и негатива.

Во время проведения практики изменяются энергетические составляющие тонких тел человека, что выражается в оздоровлении организма. Освоение позы ваджрасана улучшает метаболизм организма и активирует пищеварительные процессы. То есть, научившись сидеть в этой позе, можно избавиться от многих проблем со здоровьем.

Важное значение имеет и положение пальцев во время практик — они называются мудрами. Мудра изменяет течение энергий в теле, тем самым меняя энергетические характеристики человека и его состояние. То есть, практика медитации полезна для человека во всех сферах:

  • духовной;
  • физической;
  • материальной.

В медитации человек может осознать, что для него является важным, а что — второстепенным или ненужным. Это путь к себе, к самопознанию и гармоничному существованию во вселенной. Это достигается за счет дисциплины мыслительного процесса, умения концентрироваться на поставленной цели, расслабления мышц тела и гармонизации психических процессов.

Техника медитации

За несколько веков практики медитирования написано множество трудов духовного содержания, изучить которые не хватит жизни. Начинающему свой путь духовного совершенствования не следует изучать трансцендентальные медитации, нужно освоить основы и азы:

  • правильную позу;
  • умение концентрироваться;
  • умение освобождать ум от посторонних мыслей;
  • умение визуализировать;
  • умение правильно дышать.

Это начало всего. В дальнейшем практикующий сможет выбрать иные виды медитаций, более сложные.

Как выбрать правильную позу для медитаций? Выбор позы зависит от вашей цели в практике. Если нужно расслабиться и успокоить психику, можно лечь на диван или устроиться в кресле. Во всех остальных случаях нужно медитировать сидя, за исключением динамических визуализаций.

Главное в позе — комфортное состояние. Спина не должна ныть, а ноги — затекать. Классические позы йогов желательны, но к ним нужно сначала привыкнуть! Поэтому первые занятия медитацией проводите сидя на стуле с прямой спиной.

Прямая спина — основа правильной позы в медитациях.

Почему важно, чтобы спина была прямая? Потому что только через прямой позвоночник могут поступать космические энергии в тело человека — через макушку головы. Это все тесно связано с чакрами, о которых можно почитать в специальных темах. Если спина будет сутулой, космические энергии не смогут свободно протекать по чакровому столбу.

Каким должно быть положение рук и пальцев во время медитации? Обычно пальцы складывают в мудру знания — соединяют большой (первый) и второй палец колечком. Но можно применять и другие мудры в практиках — это зависит от цели медитации и ее назначения.

Применяют следующие мудры:

  • силы;
  • жизни;
  • спокойствия.

Далее, мышцы тела должны быть полностью расслаблены. Почему это важно? Потому что мышечный зажим говорит о психическом блоке, а это не допустимо в медитации. Вспомните, как от гнева начинают сжиматься кулаки? Это говорит о прямом влиянии психики и эмоций на мышцы тела. Поэтому в начале практик нужно освободить разум от всех посторонних мыслей и переживаний и расслабить тело.

Следующий полезный навык в медитациях — умение концентрироваться на одном вопросе. Чтобы держать в голове одну цель, нужно уметь освобождать ум от потока мыслей. Это достигается с помощью специальных упражнений на концентрацию, например — медитация на свечу, дыхание или маятник. Поэтому первыми упражнениями для начинающих должны стать именно практики расслабления тела и освобождения мыслей от суеты.

Что такое визуализация? Это мысленное представление объекта в картинках. То есть, вы сказали «лимон» — и должны уметь представить его перед собой с закрытыми глазами. Это и есть визуализация. Зачем она нужна в медитациях? Есть многочисленные практики, в которых необходимо представлять вещи в цвете и движении. Например, вам нужно будет посетить воображаемое место, чтобы получить какой-то результат. Это невозможно без навыков визуализации. Поэтому практикуйте.

Насчет правильного дыхания. Не нужно дышать каким-то специальным способом — вполне достаточно ровного дыхания животом. Не следует ускорять, замедлять дыхание или делать остановки. Дышите естественно, через нос.

Этапы медитации

Сначала нужно подготовиться к практике — принять душ (желательно), проветрить комнату и избавить помещение от пыли и грязи. Это важно, потому что грязь препятствует соединению с космическими энергиями — любая. Умственная или физическая грязь не должна присутствовать в практиках.

Для настройки на медитативный лад полезно воскурить палочку с запахом сандала. Подойдет и ладан — он тоже настраивает на духовность и хорошо очищает ум и окружающее пространство. Сандал или ладан способствуют концентрации ума на важном вопросе.

Чтобы настроиться на предмет медитации, необходима концентрация внимания. Это можно достичь с помощью дыхательной техники — просто следите за процессом своего дыхания. Отмечайте вниманием, как вы вдыхаете воздух, как он заполняет легкие и как выходит с выдохом. Уделите этому несколько минут.

Еще одним простым упражнением на достижение необходимой концентрации будет слежение за движением воображаемого шарика по позвоночному столбу. Представляйте, что на вдохе шарик катится вниз от макушки до копчика, а на выдох — устремляется вверх. Это довольно интересное упражнение, которое помогает освободиться от лишних мыслей и сконцентрироваться на одной цели.

Как только вы ощутили, что вошли в рабочее состояние (расслабились, убрали мыслительный шум, сконцентрировались на дыхании или шарике), приступайте к основной медитации. Теперь вам будет легко достичь результата в практике.

Каким должен быть выход из медитации? Фактически вы должны вернуться из мира спокойствия и созерцания в мир суеты и тревог. Когда вы были в состоянии созерцания, энергетические потоки текли в определенном темпе. В повседневной жизни они протекают гораздо активнее и более импульсивно. Резкий выход из состояния созерцания в обычный режим бодрствования может негативно сказаться на самочувствии.

Чтобы вернуться в обычное состояние, сделайте «сухое умывание» — потрите ладони интенсивно и умойте ими лицо. Чтобы отключить течение космических потоков, расчешите волосы растопыренными пальцами — движение к затылку. Встаньте и помашите руками, потрясите расслабленными пальцами. Можно постучать зубами и повращать глазными яблоками при закрытых и открытых веках. Эти простые действия синхронизируют ваши энергии с окружающим пространством.

Итог

Мы рассмотрели вопрос, как медитировать правильно. Занятие медитативными практиками полезно для каждого и не зависит от вероисповедания или его отсутствия. Отзывы практикующих всегда положительные. Единственно, нужно правильно соблюдать все рекомендации и не пренебрегать изучением материала на данную тему. Со временем медитации станут неотъемлемой частью вашей жизни.

Вопрос: Какие существуют стадии медитации?

Шри Чинмой: Есть три стадии: концентрация, медитация и созерцание. Они как три ступени лестницы, лестницы устремления.

Мы начинаем с концентрации. Концентрируясь, мы фокусируем свое внимание на конкретном предмете и становимся полностью одним с этим предметом. Если концентрация очень глубокая, тогда не может быть ни мысли, ни йоты мысли внутри и вокруг. Человек и объект его концентрации - одно.

Концентрация - это динамичная воля ума, которая действует в нас для немедленного принятия света и отвержения тьмы. Она также пробуждает внутри нас планы сознания, которые еще не пробуждены. То, что способна сделать концентрация в жизни устремления, - невообразимо. Она может легко отделить Небеса от ада, чтобы мы могли жить в бесконечном восторге Небес, а не в постоянных волнениях, беспокойствах и муках ада, пока мы здесь, на земле. Если есть способность хорошо концентрироваться, мы совершим быстрый прогресс. Если фокусировать все свое внимание на определенном объекте, если войти в него умом, можно раскрыть и проявить скрытую, конечную Истину внутри этого объекта. Сейчас мы жертвы темных, мрачных, разрушительных и злых мыслей, но придет день, когда в силу своей концентрации мы почувствуем, что беспокоящие мысли боятся нас. В концентрации мы работаем ради немедленного результата, но медитация не заботится об успехе в этом смысле. Медитация лишь хочет войти в Простор и плавать в безбрежном море Покоя, Света и Блаженства. Медитируя, нужно чувствовать, что входишь в нечто безбрежное и бесконечное: безбрежный океан или бесконечное, голубое небо. Мы стараемся погрузиться в безграничное и безмерное. Все вокруг нас - бесконечное голубое небо, где царствует всевышний Покой. Сначала нужно почувствовать это, а затем стать полностью одним с самим Простором. Концентрируясь, мы до определенной степени используем ментальную силу воли. Но в медитации мы пользуемся психической силой воли, силой воли души. В медитации мы идем за пределы царства ума, потому что ментальная способность очень ограничена. В высшей, глубокой медитации деятельность ума приостанавливается.

Концентрация подобна стреле, поражающей цель. Концентрируясь, мы нацеливаемся на что-то с динамичным отношением. Но медитация - спокойная, божественная, одухотворенная и возвышенная. Медитируя, мы достигаем тихого, спокойного и безмятежного ума - без мыслей. В это время нужно полностью контролировать появление мыслей и не позволять ни единой нездоровой мысли входить в ум. Ум свободен и спокоен, ни хороших, ни плохих мыслей, совсем ничего. Все существование человека становится пустым сосудом. Когда этот сосуд абсолютно пуст, всем своим внутренним существом призываешь бесконечный Покой, Свет и Блаженство, чтобы они вошли в этот сосуд и наполнили его. Это медитация.

Затем следует созерцание - последняя стадия перед осознанием Бога. С созерцанием входишь в самадхи и трансцендентальное Сознание. Созерцание - нечто чрезвычайно трудное для начинающих в духовной жизни, но в конечном счете начинающий становится опытным и тоже знает, как созерцать, поскольку без созерцания никто не может осознать Высшее. В созерцании находишься одновременно в глубокой концентрации и высокой медитации. Мы утрачиваем так называемое внешнее существование, которое связывает. В это время здесь нет ума, как будто физический ум и не существовал. В созерцании становишься всецело единым с универсальной Волей Бога, трансцендентальной Волей, которая играет роль и действующего, и действия. Когда находишься в созерцании, действующий и действие становятся всецело одним. Познающий, знание и познанное становятся одним.

В созерцании сливаешься с внутренним потоком, все - один поток сознания. Сознание струится от основания стоп до макушки головы. Ты чувствуешь поток сознания всем телом, чувствуешь себя самим сознанием. Ты становишься неотъемлемой частью бесконечного Сознания, вечного Сознания, бессмертного Сознания. В высшей стадии созерцания ты становишься всецело одним с Бесконечностью, Вечностью и Бессмертием.

Есть два типа сознания. Одно - связанное землей сознание, другое - безграничное сознание, бесконечное Сознание. Когда мы ограничены, мы остаемся едиными со связанным землей сознанием. Здесь мы видим «мы» и «мое». Но безграничное Сознание, которое струится внутри твоего существа, - одно с Бесконечностью, Вечностью и Бессмертием. Созерцая, ты чувствуешь, что имеешь дело не с той Бесконечностью, что вокруг тебя, а с той, что внутри тебя.

Вы скажете: «Мое тело - всего лишь пять футов восемь дюймов высотой, как же я могу вместить в себя Бесконечность? Это полный абсурд». Но нет, вы не должны чувствовать себя телом, вы - душа. Наши индийские священные писания говорят, что душа не имеет ни рождения ни смерти, ни начала ни конца. Это то, что постоянно движется - движется, струится, проявляет бесконечную Истину. В созерцании мы всецело отождествляемся со своей душой и идем к высшему, и простираем свои крылья. Из конечного мы входим в бесконечное, мы входим в мир Покоя, Света и Блаженства, где есть прямое единство с Бесконечностью, Вечностью и Бессмертием.

Бесконечность. Слово, казалось бы, приходит из вашего воображения. Что такое Бесконечность? Постарайтесь почувствовать то, что собирается освободить вас от невежества. Сейчас мы барахтаемся в удовольствиях невежества, но Бесконечность это нечто, что освобождает нас из сетей невежества.

Вечность, что это? У нас есть две жизни - обычная человеческая жизнь, где мы остаемся на земле пятьдесят, шестьдесят или семьдесят лет, и вечная Жизнь. Вечная Жизнь существовала до нашего рождения; она существует в этот короткий отрезок нашей жизни; она проходит через черный тоннель смерти. Затем она снова входит в свой собственный Источник. Когда вы думаете о Вечности, чувствуйте, что это то, что предшествует всему и в то же время будет сменять все.

Бессмертие. Ничто не постоянно на земле. Сегодня кто-то очень красив, завтра его красота поблекнет до незначительности. Сегодня кто-то очень известен в мире, завтра его известность будет забыта. Неважно, как велики мы или возвышенны, пасть смерти рано или поздно поглотит нас. Что же делать? Мы должны чувствовать Бессмертие Сознания. Когда конечное сознание становится единым с бесконечным, оно становится бессмертным. Когда конечное сознание становится бессмертным, тогда здесь, на земле, может происходить божественная игра Бога, и Бог может быть реально исполнен.

Когда вы созерцаете, вы чувствуете, что имеете дело с тремя возвышенными, значительными истинами: Бесконечностью, Вечностью и Бессмертием. В созерцании ваше тело, витал, ум и сердце не действуют раздельно. Они становятся одним целым. Они полностью едины и, как послушные дети, прислушиваются к велениям души. Когда они прислушиваются к душе, вы становитесь самой душой, и это истинное созерцание.