Открытый урок в дши в старшем хоре. Воспитание вокально-хоровых навыков на начальном этапе обучения

Открытый урок по дисциплине хоровое пение на зональном методическом объединении

Преподаватель : Мельникова Елена Викторовна

Концертмейстер : Стасько Марианна Романовна

Год обучения : 1-2

Тема урока : Начальный этап работы над вокально-хоровыми навыками в младшем детском хоре.

Форма проведения: коллективная.

Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков.

Цель урока : формирование у обучающихся основных певческих навыков.

Задачи:

Образовательные: формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

певческую установку;

    певческое дыхание и опору звука;

    высокую вокальную позицию;

    точное интонирование;

    ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

    использование различных видов звуковедения;

    дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Развивающие:

    продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

    продолжение развития гармонического слуха;

    развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

Воспитательные :

Воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;

Воспитание организованности;

Внимания, естественности в момент коллективного музицирования.

Методы обучения:

· наглядный (слуховой и зрительный);

· словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);

· индуктивный;

· дедуктивный;

· проблемно – поисковый;

· объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы :

· творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

· применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;

· побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

· вариативность заданий при повторении упражнений;

· представление « в уме» первого звука уже на дыхании;

· юмор,одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

· психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;

· личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

· учёт индивидуальных особенностей;

· дифференцированный подход.

Оборудование : фортепиано, стулья, ноты упражнений и попевок, хоровые партии.

План занятия

I.Организационный этап.

а) приветствие, психологический настрой учащихся;

б) сообщение темы урока и его задач;

в) вступительная часть.

II. Основная часть.

1. Дыхательная разминка

2. Вокальные упражнения

3. Работа над вокализом.

III. Заключительная часть

ХОД УРОКА

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

    Работать надо постепенно, без торопливости.

    Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.

    Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).

    Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.

    Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.

    Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

Перейдём к вокальным упражнениям, которые я использую на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формирования основных певческих навыков. Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a cappella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений.

II. Основная часть

1. Вдох носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.

2. 1 вдох носом, 2 выдоха ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.

3. Руку держать перед губами ладонью вверх параллельно полу, пальцами вперед. Дуть на ладошку, выдох на звук «с», как на свечку дозируя выдох.

4. Задание тоже только на звук «з» .Следить за ровностью звука,чтобы не было толчков и провалов.

5. «Ёжик». Упражнение для работы диафрагмы. Дети многократно произносят звук « ф» , подталкивая каждое произнесение животом.

6. Упражнение закрытым ртом поступенное движение. Следить за формированием зевка, ощущение купола.

7. Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания. Естественно, что на начальном этапе обучения мы заостряем внимание на каком-либо определённом моменте, но потом постепенно прибавляем и другие задачи.

8. Следующее упражнение на выравнивание гласных и единую манеру их исполнения. Следить за округлостью звука.

9. В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте. Штрих staccato, высокая позиция звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона.

10. Следующее упражнение помогает развить легкость и беглость голоса.

Работа над вокализом

III. Заключительная часть

Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока). Домашнее задание.

Открытый урок в старшем хоре МБУ ДО «ДШИ №1 им. Т.П.Николаевой».

Преподаватель: Фетисова Наталья Викторовна

Тема урока: Вокально-хоровая работа в 2х и 3х голосных произведениях.

Тип урока : комплексное применение знаний и способов деятельности.

Форма организации урока: практическое занятие.

Формы работы с учащимися: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Цель урока: Формирование обще-учебных умений и навыков восприятия и воплощения образного содержания музыкального произведения.

Задачи урока.

Обучающие:
1.Отталкиваясь от образа музыкального произведения, учиться грамотно исполнять элементы многоголосия в хоре, владеть кантиленным звуком, добиваться чистоты интонации и разнообразия динамики.
2.Добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;

3.Выработать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой;

Развивающие:

1.Совершенствовать и развивать вокально-хоровые навыки.

2.Продолжать развивать гармонически слух;

3.Развивать музыкальную восприимчивость, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

4.Расширять музыкальный кругозор учащихся через репертуар (произведения русских классиков, современных композиторов, народных песен).

Воспитательные:

1.Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости учащихся.
2.Продолжить работу по воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса обучающихся, потребность общения с музыкой.
3.Продолжить работу по воспитанию положительных личностных качеств: ответственности, уважения и доброго отношения к окружающим, через содержание музыкального произведения.

4.Воспитывать любовь к хоровому искусству;
5.Воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся;

Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, партитуры хоровых произведений.

Методы.

Работа над репертуаром: повторение, вычленение, сопоставление отдельных частей произведения; сравнения; вариативность; критика-самокритика; оценивания.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие учителя.
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Давайте поздороваемся с гостями.

Я предлагаю сделать это необычно – в виде музыкальной импровизации. Каждый споёт своё короткое приветствие.

Итак, вы готовы к работе?
-Тогда улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.

II . Подготовка певческого аппарата к работе.

Задача упражнений - подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки.
Повторение правил пения сидя и стоя:
при пении поза должна быть неподвижной;
тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и справа налево;
вредным является совершенно излишнее поднимание плеч;
нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины полностью расслаблены;
нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было напряжения.
Учащиеся выполняют упражнения на дыхание, дикцию, распеваются, педагог аккомпанирует.

III . Вокально - интонационная работа над произведениями:

Гречанинов «Козёл Васька», Рахманинов «Ночка», «Сосна», Славкин «Чудеса приходят на рассвете».

Задачи этого этапа работы: достижение точной интонации, взятие дыхания только в отмеченных цезурами местах, развитие гармонического слуха, чувства ритма, строя, ансамбля.

    Работа с каждой партией отдельно. Выстраивание унисона.

    Работа над гармоническим строем во всём хоре.

    Работа над динамикой и дикцией произведения.

    Работа над воплощением художественного замысла произведений.

Заключение: урок построен грамотно, профессионально (с учетом возможностей хористов). С поставленными целями и задачами учащиеся справились.

Литература:

1. Буланов В. Метод музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора. Екатеринбург, 2007.

2. Козлова М.Б. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста. http://festival.1september.ru/articles/574865/

3. Чуйкина С.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках хорового пения. http://festival.1september.ru/articles/419396/

4.Соколов В. Школа хорового пения [Текст]: – М.: Изд. «Музыка», 1978. – 166 с.

5. «Музыкальное воспитание в школе» в.4, Москва издательство «Музыка»
1965г. Статьи: Ю.Алиев «Пути формирования многоголосных навыков в детском хоре».

Задачи:

1.На исполняемых произведениях воспитывать музыкальные вкусы и потребности.

2.Закрепить навыки правильного певческого дыхания, дать понятие - «дикция», следить за правильным звукоизвлечением и звукообразованием.

3.Развитие художественных способностей - музыкальный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость к искусству.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Дыхательная гимнастика.

III. Упражнения для распевания.

IV. Работа над произведением «Если б не было школ» муз. В. Шаинского

V. Физкультминутка.

VI. Работа над произведением «Детство» муз. Е. Филипповой, сл. В. Степанова

VII. Итог урока.

Ход урока

I . Организационный момент.

Педагог приветствует детей, настраивает их на процесс обучения.

II . Дыхательная гимнастика.

Во время дыхательной гимнастики учащиеся становятся в свободной позе, не мешая друг другу.

а) Слегка покусывают зубами кончик языка

в) Кусают язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.

г) Упираются языком в верхнюю губу, нижнюю губу, правую щеку, в левую щеку.

д) Щёлкают языком, изменяя форму рта на улыбке и вытянув губы в трубочку.

Упражнения для выработки правильного дыхания.

« Не задуй свечку»- дети ставят руки на пояс, берут спокойное дыхание, не поднимая плечи, потихоньку выдыхают беззвучно воздух как можно дольше и экономно так, чтобы свеча не затухла, мысленно представляя, что она горит перед ними.

Задание 1. «Тянем нитку» - глубокий вдох, затем задержка дыхания и медленный выдох с воспроизведением звука «с».

Задание 2. «Задержка дыхания» - про себя медленно считать до 5 делая вдох, на этот же счет делается задержка, и на этот счет медленный выдох. Упражнение повторяется несколько раз, увеличивая счет.

Задание 3. «Кошечка» - делая шаг в сторону необходимо сделать вдох, притягивая другую ногу и выполняя полуприсед выдыхая воздух. В это время руки полусогнуты, пальцы растопырены, выдыхая воздух сжимать пальцы в кулак. Упражнение выполняется несколько раз. Следить за тем, чтобы вдох и выдох были резкими.

Задание 4. «Насос» - ноги на ширине плеч, руки взяты в «замок». Делается глубокий вдох, руками выполняются резкие движения вниз и в это время воздух выдыхается порциями, на звук «с».

III. Распевание.

1. Стоя, положив руки на пояс, все хористы по руке дирижера делают медленный вдох через нос, следя за тем, чтобы не поднимались плечи, а расширялись нижние ребра. Экономно выдыхая воздух на слог «лю» (вверх по полутонам до звука «си» первой октавы).

2. На одном звуке исполняются слоги «бра», «брэ», «бри», «бро», «бру». Следить следует за единой манерой исполнения, за одновременным началом и окончанием. Согласные должны быть звонкими «р-р» - раскатистой и утрированной, гласные пропеваются правильно формируя звукоизвлечения (вверх до ноты «до» первой октавы).

3. Данное упражнение «зи-и, зо-о, зи-и, зо-о, зи» исполняется на одном дыхании.Следует следить за мягкими и четкими переходами от одного слога в другой (по полутонам до «си» первой октавы).

4. Следующее упражнение на мелкую артикуляционную технику. Исполняется в темпе «лё-ли-лё-ли-лём». Следить за чистотой интонирования. Широко рот открывать не следует ощущение как будто «отталкиваемся от первой ноты, и взбираешься наверх».

IV «Если б не было школ» музыка В.Шаинского.

Исполнение произведения, повтор и закрепление навыков. Произведения, исполняется в быстром темпе, поэтому целесообразно будет попросить хористов произнести текст в ритме произведения. Необходимо заострить внимание на четком произношении окончании слов, на их утрированном произношении.

Во время исполнения, обращать внимание следует на активную работу артикуляционным аппаратом, но при этом широко открывать рот не следует, потому что теряется скорость исполнения. После исполнения обсуждается характер и содержание текста, делаются выводы по исполнению.

V . Физкультминутка.

Тренинг. Насос и мяч: Один из хористов - насос, другие - мячи. Мячи стоят «спущенные» обмякнув телом, корпус наклонен, руки висят свободно. Насос качает воздух, надувая мячи. Мячи надуваются и затем «пробка» вынимается, и мячи заново спускают воздух.

Упражнение на мышечное расслабление.

VI . «Детство» муз. Е. Филипповой, сл. В. Степанова

Во время исполнения уже готовой песни хористы должны помнить, прежде всего, об эмоциональном состоянии произведения. Перед исполнением дирижер делает установку о внимании на дирижера, правильной посадке, дыхании, правильном звукоизвлечении.

Ведется ансамблевая работа между аккомпанирующим инструментом и хором. Прослушивается аккомпанемент целиком, разбираются особенности (выражает ли общее настроение, поддерживает ли вокальную партию, ритмический рисунок) исходя из этого, выбирается манера исполнения.

VII . Итог урока.

Педагог подводит итоги. Оценивает учащихся. Задает домашнее задание.

Презентация к уроку


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Разучить I часть украинской народной песни «Журавель», обработка В. Соколова.

Задачи:

Обучающие:

  • закрепить с учащимися ЗУН о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья, охране голоса;
  • овладеть вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;

Развивающие:

  • развивать интерес учащихся к хоровому пению;
  • развивать гармонический слух, чувство ритма, строя, ансамбля;

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к хоровому искусству;
  • воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся;
  • воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, партитуры хоровых произведений.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Форма урока: практическая работа.

Формы работы с учащимися: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Характеристика класса: Хор «Камертон» - это коллектив учащихся 3-7 классов фортепианного отделения. Дети разные по возрасту (9-14 лет), своим физическим и психическим возможностям, обладающие разными знаниями, умениями и навыками хорового пения, разных национальностей, что создает определенные проблемы. Так, например, третьеклассники в нашем хоре занимаются первый год (до этого они занимались в младшей группе хора). Они не имеют навыков многоголосного пения, многие неточно интонируют. Другая проблема – дети часто болеют, много пропусков занятий по болезни. Однако большинство хористов имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. Многие ощущают психологический комфорт именно при занятиях в хоровом коллективе, они понимают, что результат их труда зависит от вклада каждого, радуются каждому удачному выступлению.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учителя.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Давайте поздороваемся с гостями, присутствующими на нашем уроке.

Итак, вы готовы к работе?

Тогда улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.

II. Разминка

В начале нашего урока я предлагаю вам заняться своим здоровьем. И в этом нам поможет разминка (разминка начинается с оздоровительного массажа, включающего в себя вращательные движения и энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где наблюдается скопление слизи во время насморка).

А теперь «подпитаем» мозг кислородом.

(Выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А. Стрельниковой). (Приложение 2).

Повторение правил пения сидя и стоя:

  • при пении поза должна быть неподвижной;
  • правую ногу лучше слегка выдвинуть вперед (третья позиция);
  • тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и справа налево;
  • вредным является совершенно излишнее поднимание плеч;
  • нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины полностью расслаблены;
  • нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было напряжения.

(Учащиеся распеваются, педагог аккомпанирует).

Вот теперь вы в порядке, живые глаза, красивые лица. Все готовы к работе!

IV . Повторение ранее изученного материала и проверка домашнего задания

А сейчас я предлагаю вам обратиться к новому произведению, с которым мы познакомились на прошлом уроке. Украинская народная песня «Журавель» в обработке Владислава Соколова (Приложение 4). Мы подробно проанализировали это произведение. Давайте повторим основные этапы анализа.

(Веселый, живой, легкий, подвижный, яркий, образный)

Размер (2/4)

Тональность (си бемоль мажор (B-dur) с отклонениями в доминантовую тональность фа мажор (F-dur))

Темп (быстрый)

Динамика (от пиано (p) до форте (f), в соответствии с фразировкой)

Штрихи (нон легато (non legato))

Форма (сложная трехчастная со вступлением)

Строение I части (период из 4-х четырехтактовых фраз с окончанием)

Фактура (во вступлении и I части – гомофонно-гармоническая (главная мелодия находится в партии 1 сопрано (S I), остальные голоса ее гармонически поддерживают), во II части – канон)

Ваше домашнее задание заключалось в проставлении цезур во вступлении и в I части.

В каких тактах вы проставили цезуры? (в 6, 14, 22 и 26 тактах)

А теперь я предлагаю вам разделиться по парам, обменяться партитурами и проверить друг у друга, правильно ли вы выполнили домашнее задание.

(Работа в парах, оценивание товарища)

V . Сообщение темы урока

Ребята, теперь я предлагаю вам продолжить разбор песни «Журавель» и перейти к его разучиванию. Хотите продолжить эту работу? (да)

Итак, тема нашего сегодняшнего урока – начальный этап разучивания хорового произведения на примере украинской народной песни «Журавель»

Но для этого нам придется потрудиться и активно поработать на уроке. Готовы? (да)

VI . Разучивание I части песни «Журавель»

Разбор этого произведения мы начнем с I части.

Задачи этого этапа работы: достижение точной интонации, взятие дыхания только в отмеченных цезурами местах, развитие гармонического слуха, чувства ритма, строя, ансамбля. (сольфеджирование)

  • Разучивание всем хором партии альтов (A)
  • Разучивание всем хором партии вторых сопрано (S II)
  • Разучивание всем хором партии первых сопрано (S I)

А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Дирижер». Правила игры: певцы должны внимательно следить за жестами дирижера, исполнять все его требования. Дирижер дает задание, какую партию хор должен исполнить. (Ролевая игра «Дирижер». Ученик дирижирует, хор исполняет одну из разученных партий)

  • Соединение партий альтов и вторых сопрано (при этом партию вторых сопрано исполняют все сопрано вместе)
  • Каждая партия исполняет свою строчку

Как вы считаете, с какими задачами мы справились, а с какими нет?

(Анализ выполненной работы)

VII . Итог

Ну что же, пора подвести итог нашей сегодняшней работы. За время урока мы повторили основные этапы анализа нового произведения и разучили первую его часть. Цель нашего занятия успешно достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке, мы достойно справились. На следующем уроке мы продолжим работу над I частью песни «Журавель» и перейдем к вокализации своих партий. А также начнем разбор II части.

VIII. Рефлексия.

Вам понравился сегодняшний урок? Какое настроение у вас после урока? Покажите цветные квадраты, которые соответствуют вашему настроению (красный – настроение хорошее, синий – безразличное, черный – негативное).

Как вы физически чувствуете себя?

  • Я бодр(а), чувствую себя хорошо (красный квадрат)
  • Я не чувствую никаких изменений в своем самочувствии (синий квадрат)
  • Я устал(а), мне плохо (черный квадрат)

Что можете сказать об уроке:

  • Мне было легко и интересно (красный квадрат)
  • Мне было трудно, но интересно (синий квадрат)
  • Мне было трудно, поэтому неинтересно (черный квадрат)

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

  • 5 (красный квадрат)
  • 4 (синий квадрат)
  • 3 (черный квадрат)

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

IХ. Домашнее задание

Выучить наизусть свою партию в I части (сольфеджио). Проставить цезуры во II части. Уточнить форму произведения.

Список литературы

  1. Козлова М.Б. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста. http://festival.1september.ru/articles/574865/
  2. Чуйкина С.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках хорового пения. http://festival.1september.ru/articles/419396/