Метание гранат: техника и правила. Техника метания гранаты на дальность Метание ручных осколочных гранат

Одним из основных разделов огневой подготов­ки является обучение военнослужащих метанию ручных осколочных гранат из разных положений по различным целям. Ведение боевых действий на начальных этапах первой и второй Чеченских кампаний выявило ряд существенных недостатков в подготовке военнослужащих ВС РФ по данному вопро­су.

В обучении метанию ручных гранат можно выделить три последовательных наиболее важных этапа, к которым отно­сятся:

  • изучение материальной части гранаты и ее боевых свойств;
  • изучение требований безопасности и правил обраще­ния с гранатой;
  • изучение правил и освоение приемов метания гранат из разных положений и по различным целям.

Первоначальные сведения о материальной части гра­наты и ее боевых свойствах военнослужащие должны получить на занятии по тактической под­готовке в составе части по ознакомле­нию с образцами вооружения и воен­ной техникой, состоящими на вооружении воинской части. На этом заня­тии обучаемые знакомятся, в том чис­ле, с макетами ручных осколочных гра­нат, с приемами и правилами их мета­ния на дальность и меткость из различ­ных положений и, наконец, с их бое­выми свойствами: масса гранаты и бо­евого заряда, дальность броска, ради­ус убойного действия осколков. В ходе этого занятия руководитель показывает образцы ручных гранат и сообщает их название, назначение, боевые свойства и порядок применения.

При изучении военнослужащими требований безопасности и правил обращения с грана­тами руководителю занятия необходимо уделить наиболь­шее внимание обучению подчиненных заряжанию и разряжанию ручных гранат.

Руководитель в начале занятия, используя макет грана­ты в разрезе, проверяет знание обучаемыми общего устрой­ства гранаты. Затем он объясняет, что заряжание боевых гранат производится под наблюдением командира непосред­ственно перед метанием по команде «Подготовить гранаты». По этой команде обучаемый заряжает гранату, то есть ввин­чивает запал в гранату.

Показывая прием заряжания гранаты, руководитель за­нятия попутно объясняет, что перед заряжанием гранаты необходимо осмотреть гранату и запал. Если запал свобод­но не ввинчивается, то никаких усилий применять не следу­ет, так как это может привести к несчастному случаю. Непол­ностью ввинченный запал необходимо вывинтить из гранаты, протереть его трубку и снова попытаться ввинтить в гранату. Если и после этого запал свободно не ввинчивается, то необходимо доложить руководителю занятия и по его команде присоединить к гранате другой запал. Далее руководитель занятия поясняет и показывает, что заряженная граната укла­дывается при метании стоя с места и на ходу - в гранатную сумку, при метании из окопа или другого укрытия - в нишу, на берму и т.д.

После этого необходимо выдать каждому обучаемому учебную гранату и учебный запал. Заряжание гранаты долж­но начинаться с осмотра гранаты и запала. При этом обраща­ется внимание на то, нет ли на корпусе гранаты и на запале глубоких вмятин и трещин, чиста ли трубка гранаты, не разведены ли концы предохранительной чеки. Неисправные гра­наты метать нельзя.

Закончив осмотр гранаты, обучаемые поочередно докла­дывают руководителю занятия о результатах осмотра. Обу­чение заряжанию гранаты следует проводить по элементам (по разделениям), например:

  • по счету «делай - раз» - взять гранату в левую руку трубкой для запала кверху, а правой рукой вывинтить проб­ку (снять колпачок);
  • по счету «делай - два» - правой рукой взять запал за трубку ударного механизма и осторожно ввинтить запал в трубку гранаты до отказа. После счета «делай - два» руководитель занятия проверяет правильность заряжания грана­ты каждым обучаемым и исправляет их ошибки.
  • по счету «делай - три» - уложить гранату в гранат­ную сумку.

Убедившись в том, что все обучаемые правильно заряди­ли и уложили гранаты в гранатные сумки, руководитель заня­тия также по элементам обучает разряжанию гранаты. Проде­лав несколько раз заряжание и разряжание гранаты по эле­ментам, обучаемые выполняют приемы в целом. Руководи­тель занятия при этом контролирует действия обучаемых и сразу же исправляет допущенные ими ошибки. На первом занятии руководитель занятия может приказать обучаемым поочередно выполнить заряжание (разряжание) гранаты, со­провождая свои действия кратким пояснением.

Обучение приемам и правилам метания гранат долж­но начинаться с образцового показа руководителем занятия порядка выполнения приема в целом, затем показа, объясне­ния и разучивания этого приема в медленном темпе по эле­ментам. При этом необходимо соблюдать следующую после­довательность. Сначала научить метать гранаты на дальность и меткость из наиболее удобного положения - стоя с ме­ста. После этого отработать приемы метания гранат на даль­ность из положения с колена, лежа, на ходу, из-за различных укрытий (из окопа, из-за угла здания и т.д.) и с боевой маши­ны. Приему метания ручных гранат на ходу должно уделяться наибольшее внимание, так как этот прием наиболее сложный и часто применяется в бою.

После усвоения обучаемыми отдельных элементов про­изводится объединение элементов в группы, а затем выпол­нение приема в целом, сначала медленно, а затем в ограни­ченное время.

Для обучения метанию ручных гранат из положе­ния стоя с места необходимо заранее подготовить участок местности или учебное место. При этом необходимо флажками (колышками) обозначить полосу шириной 10 м, по се­редине которой на удалении 20 и 40 м от места для метания гранат установить мишени № 8. Колышки, обозначающие по­лосу, целесообразно выставлять: белые - через каждые 5 м, красные - через каждые 10 м. Вокруг мишени, выставленной в 20 м, проводятся три круга диаметром 1, 2 и 3 м. В трех ме­трах от исходного положения на двух стойках на высоте 3 м натянуть веревку.

Прибыв с обучаемыми на данное учебное место и прове­рив знание ими правил обращения с ручными осколочными гранатами, руководитель занятия становится в 5 – 6 м впере­ди обучаемых, чтобы они видели его сбоку, и образцово по­казывает прием метания гранаты из положения стоя с места на дальность (желательно не ближе 40 м) и меткость (жела­тельно, чтобы граната упала не далее 2-3 м от цели).

После этого руководитель занятия, повторяя показ, дол­жен пояснить, что разучивание приема метания гранаты из положения стоя с места будет проводиться по разделени­ям в следующем порядке:

  • по счету «делай - раз» - встать лицом к цели, взять оружие (автомат, пулемет и т.д.) в левую руку за ствольную на­кладку, достать гранату из сумки правой рукой, прочно прижимая пальцами спусковой рычаг запала к корпусу гранаты;
  • по счету «делай - два» - пальцами левой руки выпря­мить (свести вместе) концы предохранительной чеки и, взяв­шись за кольцо указательным или средним пальцем, резко выдернуть чеку;
  • по счету «делай - три» - сделать правой ногой широ­кий шаг назад (или левой - вперед), сгибая ее в колене и од­новременно поворачивая корпус вправо;
  • по счету «делай - четыре» - правой рукой произве­сти замах по дуге назад и вниз;
  • по счету «делай - пять» - энергично выпрямляя пра­вую ногу и поворачиваясь правым плечом к цели, перенести тяжесть тела с правой ноги на ле­вую и бросить гранату в направле­нии цели, а руку с оружием энергич­но подать назад.

После этого руководителю заня­тия необходимо разомкнуть обучае­мых на б-8 шагов и дать им возмож­ность самостоятельно опробовать выполнение показанного приема метания гранаты. Как только грана­ты будут подготовлены к следующе­му броску, следует приступить к раз­учиванию приема по элементам, до­биваясь правильного их выполне­ния. При этом надо обратить внимание обучаемых на то, чтобы они по счету «делай - раз» креп­ко прижимали пальцами спусковой рычаг к корпусу грана­ты, а по счету «делай - пять» вкладывали в бросок гранаты силу мышц не только руки, но и всего тела и в момент выпу­ска гранаты из руки, который должен совпадать с постанов­кой правой ноги на землю и переносом тяжести на нее, про­изводили резкий рывок кистью. Бросок гранаты должен про­изводиться под углом, близким к 45°, что обеспечивает наибольшую дальность полета гранаты. Для выработки навыков в метании гранат под углом 45° руководитель занятия распо­лагает обучаемых в трех метрах от стоек с натянутой меж­ду ними веревкой и требует, чтобы обучаемые метали грана­ты через веревку.

В дальнейшем, объединяя элементы между собой, руко­водитель занятия добивается слитного выполнения прие­ма метания гранаты из положения стоя с места. После это­го можно перейти к поочередному метанию гранат. Это не только обеспечивает возможность руководителю занятия контролировать действия каждого обучаемого и наблюдать за местом падения гранаты, но и позволяет остальным обу­чаемым следить за правильностью выполнения приема ме­тания гранаты. Обучаемые при этом метают гранату по цели (мишень № 8) уже на определенную дальность и меткость. Попадание гранатой в мишень или круг радиусом 1 м оцени­вается «отлично», в круг радиусом 2 м - «хорошо» и в круг радиусом 3 м - «удовлетворительно».

На последующих занятиях обучение метанию гранат из положения стоя с места на дальность и меткость про­должается по цели, последовательно выставляемой на расстояниях 25, 30, 35, 40 и 45 м. Если тот или иной обучаемый не достигает положительных результатов в метании гранаты на увеличенную дальность, руководитель занятия предостав­ляет ему возможность прочнее закрепить навыки в метании гранаты на меньшую дальность. Если не хватает силы, чтобы бросить гранату до цели, то необходимо бросок совершить с небольшого разбега. Отработка приема метания гранаты из положения стоя заканчивается выполнением упражнения Курса стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и тан­ков Сухопутных войск - 2007.

Обучение метанию ручных гранат из положения с коле­на, лежа, на ходу, из-за укрытия, а также ночью по различным целям проводится в последовательности, изложенной ранее. Эти приемы становятся наиболее актуальными при ведении боя в городе (населенном пункте) и, как по­казал опыт ведения боевых действий в Че­ченской Республике, являются слабым ме­стом в боевой подготовке войск, на что ко­мандирам всех степеней следует обратить самое пристальное внимание.

Прием метания гранаты из положе­ния с колена целесообразно разде­лять на такие элементы:

  • по счету «делай - раз» - принять по­ложение для стрельбы из автомата (пуле­мета, гранатомета) с колена, взять оружие в левую руку; правой рукой достать гранату из гранатной сумки;
  • по счету «делай - два» - левой рукой выдернуть предохранительную чеку, прижи­мая спусковой рычаг к гранате;
  • по счету «делай - три» - припод­няться и одновременно с этим произвести замах рукой с гранатой, отклоняя корпус на­зад, поворачивая его вправо и сгибая ногу в колене (проделать это так, как и при мета­нии гранаты из положения стоя);
  • по счету «делай - четыре» - энер­гично выпрямляя правую ногу, резко повер­нуться влево и, наклоняясь вперед, метнуть гранату;
  • по счету «делай - пять» - принять положение для стрельбы с колена.

После того как обучаемые овладеют приемом метания гранат из положения с колена на открытой местности, следу­ет перейти к обучению метанию гранат из окопа, канавы, воронки, из-за большого камня, вначале в медленном, а затем в быстром темпе.

Прием метания ручных гранат из положения лежа разучивается по следующим элементам:

  • по счету «делай - раз» - принять положение для стрельбы лежа, положить оружие справа впереди и правой рукой достать гранату из гранатной сумки;
  • по счету «делай - три» - опереться руками о землю под грудью, оттолкнуться от земли, отодвигая правую ногу назад, встать на левое колено и на ступню правой ноги, од­новременно сделать замах рукой с гранатой, отклоняя кор­пус назад и поворачивая его вправо;
  • по счету «делай - четыре» - поворачиваясь грудью к цели и падая вперед, метнуть гранату;
  • по счету «делай - пять» - прижаться грудью и лицом к земле, чтобы избежать поражения осколками; после раз­рыва гранаты (через 3 - 4 сек) взять оружие и изготовиться к стрельбе.

Прием метания ручных гранат на ходу разучивает­ся сначала на ходу с короткой остановки, затем на ходу без остановки.

Для проведения занятий подготавливается участок мест­ности, на котором отрывается окоп шириной 1 м и длиной 5 м; на удалении 25, 30, 35, 40 м от окопа обозначаются ру­бежи, с которых производится метание гранат; на удалении 50 - 60 м обозначается исходное положение.

Разучивание приема метания ручных гранат на ходу с ко­роткой остановки целесообразно проводить по та­ким элементам:

  • по счету «делай - раз» - продолжая движение, взять оружие в левую руку, правой рукой достать гранату из гра­натной сумки;
  • по счету «делай - два» - левой рукой выдернуть пре­дохранительную чеку, прижимая спусковой рычаг к гранате;
  • по счету «делай - три» (подается под левую ногу) - сделать короткую остановку на шаге правой ноги, одно­временно сделать замах рукой с гранатой, поворот корпуса вправо и сгибание правой ноги в колене;
  • по счету «делай - четыре» - сделать шаг левой но­гой, резко выпрямляя правую ногу и энергично поворачива­ясь грудью к цели, метнуть гранату;
  • по счету «делай - пять» - продолжить движение. Разучивание приема метания гранаты на ходу без остановки производится по тем же элементам, что и с ко­роткой остановки.

При этом действия по счету «делай - три» и «делай - четыре» объединяются в один элемент. Останов­ка на шаге правой ногой не делается. По счету «делай - три», используя скорость движения и вкладывая в бросок после­довательно силу ног, корпуса и руки, с ходу метнуть гранату.

Обучение метанию ручных гранат на ходу вначале проводится при мед­ленном движении обучаемых, затем скорость движения постепенно увели­чивается.

Для обучения метанию руч­ных гранат из-за укрытий подго­тавливаются соответствующие укры­тия и на различных расстояниях от них устанавливаются цели.

При обучении прием метания гра­нат из траншеи (окопа) можно разде­лить на такие элементы:

  • по счету «делай - раз» - поло­жить оружие на бруствер и взять гра­нату в правую руку;
  • по счету «делай - два» - левой рукой выдернуть предохранительную чеку;
  • по счету «делай - три» - отставить назад правую ногу, перенося на нее тяжесть тела и слегка сгибая обе тоги, произвести замах рукой с гранатой;
  • по счету «делай - четыре» - резко выпрямляясь и пе­ренося тяжесть тела на левую ногу, метнуть гранату в цель.

При большой глубине траншеи (окопа) необходимо в пе­редней стенке траншеи сделать углубление и по счету «де­лай - три» поставить левую ногу в углубление, левой рукой взяться за берму траншеи и, оттолкнувшись правой ногой, упереться ею в заднюю стенку траншеи.

Обучение метанию ручных гранат ночью следует на­чинать после того, как обучаемые хорошо усвоят приемы метания гранаты днем. При этом вначале отрабатываются приемы метания по освещенным целям, затем по силуэтам целей и по неосвещенным целям.

Методика обучения и правила метания ручных гранат по освещенным целям и по силуэтам целей такие же, как и днем. При метании гранаты по целям, освещенным на короткое время, необходимо запомнить положение цели в мо­мент очередного освещения и бросить гранату в намечен­ное место. Метание гранат в неосвещенные цели производится в сторону шума (звука), производимого целью.

При обучении метанию ручных гранат по верти­кальным целям (окнам и дверям зданий) необходимо учи­тывать, что поражение цели достигается только при пря­мом попадании гранаты в намеченное место. При рас­положении цели на значительном расстоянии необходи­мо «прицеливаться» в верхний край цели, так как грана­та летит по кривой линии, постепенно снижаясь. По ам­бразурам оборонительных сооружений и окнам подва­лов гранату выгоднее метать через сторону под малым углом к поверхности земли.

Подводя итог вышесказанному, основываясь на опы­те боевой подготовки Воздушно-десантных войск и личном опыте в обучении и воспитании солдат-десантников, хочет­ся отметить, что только высокая воинская дисциплина, твер­дые знания материальной части гранат и неукоснительное соблюдение требований безопасности всеми категориями военнослужащих при проведении занятий по метанию руч­ных осколочных гранат приводит к высоким результатам.

(А.В. Бурлаченко, «Армейский сборник»)

Ручные гранаты на протяжении многих столетий состояли на вооружении русской армии. Они успешно применялись русскими воинами при отражении нашествий неприятеля на нашу землю. В современном бою ручные гранаты являются надежным средством поражения противника.

На вооружении Советской Армии состоят ручные осколочные гранаты дистанционного действия РГД-5 и Ф-1 (рис. 71).

Назнаение и боевые свойства гранат

Ручные осколочные гранаты предназначены для поражения осколками живой силы противника. При взрыве граната образует большое количество разлетающихся осколков, обладающих энергией, достаточной для поражения живой силы.

Ручные осколочные гранаты особенно эффективны в ближнем бою (при атаке, ведении боя в окопах, населенных пунктах, лесу, горах, убежищах).

В зависимости от дальности разлета осколков гранаты подразделяются на наступательные и оборонительные. Боевые свойства гранат приведены в табл. 8.

* (Метается только из-за укрытий, из танка, БМП, БТР )

Устройство ручной осколочной гранаты РГД-5

Ручная осколочная граната РГД-5 (рис. 72) предназначается для применения в основном в наступательном бою. Она состоит из корпуса, разрывного заряда и запала.

Корпус служит для помещения разрывного заряда и трубки для запала. Он состоит из верхней и нижней частей и включает внешнюю оболочку и вкладыш, которые служат для образования осколков при взрыве гранаты.

К верхней части корпуса с помощью манжеты присоединяется трубка для запала, служащая для присоединения запала к гранате и герметизации разрывного заряда в корпусе. Для предохранения трубки от загрязнения в нее ввинчивается пластмассовая пробка.

Разрывной заряд заполняет корпус и служит для разрыва гранаты на осколки.

Запал гранаты УЗРГМ (унифицированный запал ручной гранаты модернизированный) предназначен для взрыва разрывного заряда. Он состоит из ударного механизма и собственно запала (рис. 73). Запалы всегда находятся в боевом положении. Разбирать их и проверять работу ударного механизма категорически запрещается.

Ударный механизм служит для воспламенения капсюля-воспламенителя запала. Он состоит из трубки ударного механизма, соединительной втулки, направляющей шайбы, боевой пружины, ударника, шайбы ударника, спускового рычага и предохранительной чеки с кольцом.

Трубка ударного механизма является основанием для сборки всех частей запала. Соединительная втулка соединяет запал с корпусом гранаты. Направляющая шайба является упором для верхнего конца боевой пружины и направляет движение ударника; она закреплена в верхней части трубки ударного механизма. Боевая пружина предназначена для сообщения ударнику энергии, необходимой для накола капсюля-воспламенителя; она надета на ударник и своим верхним концом упирается в направляющую шайбу, а нижним - в шайбу ударника. Ударник служит для накола и воспламенения капсюля-воспламенителя; он помещается внутри трубки ударного механизма. Шайба ударника надета на нижний конец ударника и является упором для нижнего конца боевой пружины. Спусковой рычаг предназначен для удержания ударника во взведенном положении (боевая пружина сжата). Предохранительная чека служит для удержания спускового рычага на трубке ударного механизма; она проходит через отверстия проушины спускового рычага и стенок трубки ударного механизма; для ее выдергивания имеется кольцо.

Собственно запал предназначен для взрыва разрывного заряда гранаты. Он состоит из втулки замедлителя, капсюля-воспламенителя, замедлителя и капсюля-детонатора.

Втулка замедлителя в верхней части имеет резьбу для соединения с трубкой ударного механизма и гнездо для капсюля-воспламенителя, внутри - канал, в котором помещается замедлитель, снаружи - проточку для присоединения гильзы капсюля-детонатора. Капсюль-воспламенитель предназначен для воспламенения замедлителя; замедлитель - для передачи огня от капсюля-воспламенителя к капсюлю-детонатору, он состоит из запрессованного малогазового состава. Капсюль-детонатор служит для взрыва разрывного заряда гранаты; он помещается в гильзе, закрепленной на нижней части втулки замедлителя.

Устройство ручной осколочной гранаты Ф-1

Ручная осколочная граната Ф-1 применяется преимущественно в оборонительном бою. Она состоит из корпуса, разрывного заряда и запала. Корпус гранаты чугунный, с продольными и поперечными бороздами, по которым он обычно разрывается на осколки. В верхней части корпуса имеется нарезное отверстие для ввинчивания запала. При хранении, транспортировании и переноске в него ввертывается пластмассовая пробка.

Назначение и устройство разрывного заряда и запала гранаты Ф-1 такие же, как и гранаты РГД-5.

Работа частей и еханизмов гранат

Перед метанием гранаты . Вывернуть пробку из трубки, на ее место ввернуть до отказа запал. Части ударного механизма запала находятся в следующем положении: ударник взведен и удерживается в верхнем положении вилкой спускового рычага, соединенного с трубкой ударного механизма предохранительной чекой. Концы предохранительной чеки разведены и прочно удерживают ее в запале.

При метании гранаты . Гранату для метания взять в руку так, чтобы спусковой рычаг пальцами был прижат к корпусу гранаты. Не отпуская рычага, за кольцо выдернуть предохранительную чеку и бросить гранату в цель. При выдергивании чеки положение частей запала не меняется, ударник во взведенном положении удерживается спусковым рычагом, который овобождается от соединения с трубкой ударного механизма, но прижимается к ней пальцами руки. В момент броска гранаты спусковой рычаг отделяется от гранаты и освобождает ударник. Ударник под воздействием боевой пружины наносит удар (накол) по капсюлю-воспламенителю и воспламеняет его. Луч огня от капсюля-воспламенителя воспламеняет замедлитель (дистанционную часть запала) и, пройдя его, передается капсюлю-детонатору. Капсюль детонируется и вызывает взрыв разрывного заряда гранаты. Корпус гранаты разрывается, и осколки разлетаются в разные стороны.

Приемы и правила заряжения и метания ручных гранат

Метание гранаты складывается из следующих приемов: изготовка для метания (заряжание и принятие положения) и метание гранаты. На занятиях при метании боевых гранат надевается стальной шлем.

Заряжание гранаты производится по команде "Подготовить гранаты", а в бою, кроме того, и самостоятельно.

Для заряжания необходимо достать гранату левой рукой из сумки, а правой рукой вывинтить пробку из трубки корпуса (рис. 74). Затем, держа гранату в левой руке, правой рукой извлечь из гнезда сумки запал. Вставить запал в центральную трубку и ввинтить до отказа. Граната готова к броску.

Метание ручных осколочных гранат производится из различных положений: стоя, с колена, лежа, а также и в движении из БМП (БТР) и в пешем порядке (только наступательных).

Для метания гранаты выбирается место и принимается такое положение, чтобы можно было сделать бросок без помех, то есть чтобы на пути полета гранаты не было ветвей деревьев, высокой травы, проводов и других препятствий.

Метание гранаты производится по команде "Гранатой - ОГОНЬ", а в бою, кроме того, и самостоятельно.

Для метания гранаты необходимо взять гранату в руки и пальцами плотно прижать спусковой рычаг к корпусу гранаты (рис, 75); продолжая плотно прижимать спусковой рычаг, другой рукой сжать (выпрямить) концы предохранительной чеки; удерживая спусковой рычаг в прижатом положении, за кольцо выдернуть предохранительную чеку; размахнуться и бросить гранату в цель (при метании оборонительной гранаты сразу после броска укрыться).

При метании гранаты в движении шагом или бегом (рис. 76) необходимо, удерживая гранату в правой полусогнутой руке, а оружие в левой, выдернуть предохранительную чеку. С шагом левой ноги вынести руку с гранатой вперед и вниз; на втором шаге (правой ногой) рука продолжает движение по дуге вниз назад с одновременным поворотом корпуса вправо; на третьем шаге, выставив левую ногу по направлению к цели на носок и согнув правую ногу в колене, закончить поворот корпуса и замах рукой. Используя скорость движения и вкладывая в бросок последовательно силу ног, корпуса и руки, метнуть гранату, пронося ее над плечом.

Для метания гранаты из траншеи или окопа (рис. 77) необходимо положить оружие на бруствер, взять гранату в правую руку и выдернуть предохранительную чеку; отставить (насколько можно) правую ногу назад; прогибаясь в пояснице и слегка сгибая обе ноги, отвести правую руку с гранатой назад до отказа; опираясь на левую руку, резко выпрямиться и метнуть гранату в цель, после чего укрыться в траншее (окопе).

Для поражения живой силы противника, расположенной в окопе (траншее), нужно метать гранату под углом к горизонту примерно 35 - 45°, чтобы граната падала в окоп по навесной траектории и меньше перекатывалась через траншею или откатывалась в сторону.

Меры безопасности при обращении с гранатами

Гранаты переносятся в гранатных сумках (рис. 78). Запалы помещаются в них отдельно от гранат, при этом каждый запал завертывается в бумагу или ветошь.

Перед укладкой в сумку и перед заряжанием гранаты и запалы необходимо осматривать. Корпус гранаты не должен иметь глубоких вмятин и глубоко проникшей ржавчины. Трубка для запала и запал должны быть чистыми, без помятостей и ржавчины; концы предохранительной чеки должны быть разведены и не иметь трещин на загибах. Запалами с трещинами и зеленым налетом пользоваться нельзя. При переноске гранаты надо оберегать от толчков, ударов, огня, грязи и сырости. Подмоченные и загрязненные гранаты и запалы необходимо протереть и высушить под наблюдением командира; нельзя сушить их около огня.

Гранаты и запалы периодически осматриваются. Заряжать гранату (вставлять запал) разрешается только перед ее метанием. Разбирать боевые гранаты и устранять в них неисправности, переносить гранаты вне сумок (подвешенными за кольцо предохранительной чеки), а также трогать неразорвавшиеся гранаты запрещается.

Вопросы

1. Расскажите о назначении ручных осколочных гранат РГД-5 и Ф-1 и назовите их боевые свойства.

2. Назовите основные части гранаты РГД-5 и запала УЗРГМ.

3. В какой последовательности осуществляется подготовка гранаты к метанию?

4. Покажите последовательность выполнения приемов метания гранаты из положения стоя.

5. Расскажите о мерах безопасности при обращении с гранатами.

1.1. Назначение, боевые свойства и общее устройство ручной осколочной гранаты Ф-1

Ручная осколочная граната Ф-1 - граната дистанционного действия (рис. 1), предназначена для поражения живой силы преимущественно в оборонительном бою.

Рис. 1. Граната Ф-1

Ручная оборонительная граната Ф-1 («лимонка») была разработана на основе французской осколочной гранаты F-1 модели 1915 г., отсюда обозначение Ф-1. Эту гранату не следует путать с современной французской моделью F1 с пластиковым корпусом и полуготовыми осколками и английской гранаты системы Лемона (с терочным запалом), поставлявшейся в Россию в годы первой мировой войны. На вооружение РККА граната Ф-1 принята с дистанционным взрывателем (запалом) Ковешникова. С 1941 г. вместо запала Ковешникова в гранате Ф-1 стал применяться более простой в изготовлении и обращении запал УЗРГ системы Е. М. Вицени.

Корпус гранаты при разрыве дает 290 крупных тяжелых осколков с начальной скоростью разлета около 730 м/с.

На образование убойных осколков идет 38% массы корпуса, остальное осколки попросту распыляется. Площадь разлета осколков - 75-82 м2.

Ручная осколочная граната Ф-1 состоит из корпуса, разрывного заряда и запала.

Корпус гранаты служит для помещения разрывного заряда и запала, а также для образования осколков при взрыве гранаты. Корпус гранаты чугунный, с продольными и поперечными бороздами, по которым граната обычно разрывается на осколки. В верхней части корпуса имеется нарезное отверстие для ввинчивания запала. При хранении, транспортировании и переноске гранаты в это отверстие ввернута пластмассовая пробка.

Разрывной заряд заполняет корпус и служит для разрыва гранаты на осколки.

Запал гранаты предназначается для взрыва разрывного заряда гранаты.

Ручные осколочные гранаты Ф-1 комплектуется модернизированным унифицированным запалом к ручным гранатам (УЗРГМ).
Капсюль запала воспламеняется в момент броска гранаты, а взрыв ее происходит через 3,2 - 4,2 с после броска. Граната безотказно взрываются при падении в грязь, снег, воду и т. п.

Метать гранату можно из различных положений и только из-за укрытия, из бронетранспортера или танка (самоходно-артиллерийской установки).

Боевые свойства оборонительной гранаты Ф-1

1.2. Назначение, боевые свойства и общее устройство ручной осколочной гранаты РГД-5

Ручная осколочная граната РГД-5 - граната дистанционного действия (рис. 2), предназначена для поражения живой силы противника в наступлении и в обороне.

Площадь рассеивания осколков граната РГД-5 - 28-32 м2.

Рис. 2. Граната РГД-5

Метание гранаты осуществляется из различных положений при действиях в пешем порядке и иза бронетранспортеров (автомобиля).

Граната РГД-5 состоит из корпуса с трубкой для запала, разрывного заряда и запала УЗРГМ (УЗРГМ-2). Кроме УЗРГМ и УЗРГМ-2 в боевых условиях могут применяться оставшиеся в войсках старые запалы УЗРГ, но они запрещены к применению при обучении.

Корпус гранаты служит для помещения разрывного заряда, трубки для запала, а также для образования осколков при взрыве гранаты. Корпус состоит из двух частей - верхней и нижней. Верхняя часть корпуса состоит из внешней оболочки, называемой колпаком, и вкладыша колпака. К верхней части с помощью манжеты присоединяется трубка для запала. Трубка служит для присоединения запала к гранате и для герметизации разрывного заряда в корпусе.

Для предохранения трубки от загрязнения в нее ввинчивается пластмассовая пробка. При подготовке гранаты к метанию вместо пробки в трубку ввинчивается запал.

Нижняя часть корпуса состоит из внешней оболочки, называемой поддоном, и вкладыша поддона. Разрывной заряд заполняет корпус и служит для разрыва гранаты на осколки.

Граната безотказно взрываются при падении в грязь, снег, воду и т. п.

Боевые свойства наступательной граны ГРД-5

1.3. Назначение, боевые свойства и общее устройство ручной осколочной гранаты РГ-42

Рис. 3. Граната РГ-42

Осколочная граната РГ-42 (рис. 3) была разработана в 1942 г. С. Г. Коршуновым, как простая в производстве, небольшая по габаритам и удобная в применении наступательная граната .
Ручная осколочная граната РГ-42 - граната дистанционного действия, предназначена для поражения живой силы противника в наступлении и в обороне.

Метание гранаты осуществляется из различных положений при действиях в пешем порядке и из бронетранспортера (автомобиля).

Ручная осколочная граната РГ-42 состоит из корпуса с трубкой для запала, металлической ленты, разрывного заряда и запала.

Корпус гранаты служит для помещения разрывного заряда, металлической ленты, трубки для запала, а также для образования осколков при взрыве гранаты.

Корпус цилиндрический, имеет дно и крышку. К крышке прикрепляется трубка с фланцем для присоединения запала к гранате и для герметизации разрывного заряда в корпусе.

При хранении и переноске гранаты трубка закрывается пластмассовой пробкой или металлическим колпачком.

Металлическая лента служит для образования осколков при взрыве гранаты, она свернута в 3-4 слоя внутри корпуса. Для увеличения числа осколков поверхность ленты насечена на квадратики.

Разрывной заряд заполняет корпус и служит для разрыва гранаты на осколки. Запал гранаты УЗРГМ предназначается для взрыва разрывного заряда гранаты.

Боевые свойства наступательной граны РГ-42

1.4. Назначение, боевые свойства и общее устройство ручной осколочной гранаты РГН

Ручная осколочная граната РГН (рис. 4) предназначенная для поражения живой силы противника в наступлении и в обороне.

Рис. 4. Наступательная граната РГН

Ручная осколочная граната РГН (наступательная ) разработана на предприятии «Базальт» в конце 1970-х годов. Существенное отличие этой гранаты от аналогичных образцов заключается в оснащении ее датчиком цели и срабатывании ее при ударе о любую преграду.

Корпус РГН образован двумя полусферами из алюминиевого сплава с внутренней насечкой. В верхней части корпуса манжетой завальцован стакан для запала, при хранении прикрываемый пластмассовой пробкой. Под стаканом в углублении внутри взрывчатой смеси помещена детонационная шашка. Запал собран в пластмассовом корпусе. Он состоит из накольно-предохранительного механизма, датчика цели, дистанционного устройства, механизма дальнего взведения и детонирующего узла.

Накольно-предохранительный механизм обеспечивает безопасность в обращении с гранатой. После того, как выдернута чека гранаты, срабатывает механизм дальнего взведения, который взводит запал через 1-1,8 секунды после броска. Датчик цели обеспечивает мгновенное срабатывание запала при ударе о преграду. Дистанционное устройство обеспечивает замедление подрыва после броска на 3,2-4,2 секунды и дублирует датчик цели если граната попадает в грязь, снег, падает строго «на бок».

Детонирующий узел закреплен в стакане и состоит из капсюля-детонатора и втулки. Сравнительно сложная конструкция запала обеспечивает сочетание безопасности обращения (6 ступеней предохранения) с гарантированным его срабатыванием. Температурный диапазон работы гранаты от -50 до +50 градусов С. Граната РГН носятся в стандартной гранатной сумке по две или в карманах снаряжения.

Боевые свойства наступательной гранаты РГН

1.5. Назначение, боевые свойства и общее устройство ручной осколочной гранаты РГО

Ручная осколочная граната РГО (рис. 5) предназначенная для поражения живой силы преимущественно в оборонительном бою.

Рис. 5. Оборонительная граната РГО

Ручная осколочная граната РГО (оборонительная ) разработана на предприятии «Базальт» в конце 1970-х годов. Существенное отличие от аналогичных образцов заключается в оснащении ее датчиком цели и срабатывании при ударе о любую преграду.

Граната состоит из корпуса, заряда взрывчатой смеси, детонационной шашки и запала.

Корпус для увеличения числа осколков кроме двух наружных полусфер имеют две внутренние. Все четыре полусферы изготовлены из стали, нижняя наружная имеет наружную насечку, остальные - внутреннюю. В верхней части корпуса манжетой завальцован стакан для запала, при хранении прикрываемый пластмассовой пробкой. Под стаканом в углублении внутри взрывчатой смеси помещена детонационная шашка. Запал собран в пластмассовом корпусе, состоит из накольно-предохранительного механизма, датчика цели, дистанционного устройства, механизма дальнего взведения и детонирующего узла.

Накольно-предохранительный механизм обеспечивает безопасность в обращении с гранатой. После того, как выдернута чека гранаты, срабатывает механизм дальнего взведения, который взводит запал через 1-1,8 секунды после броска. Датчик цели обеспечивает мгновенное срабатывание запала при ударе о преграду. Дистанционное устройство обеспечивает замедление подрыва после броска на 3,2-4,2 секунды и дублирует датчик цели, если граната попадает в грязь, снег, падает строго «на бок».
Детонирующий узел закреплен в стакане и состоит из капсюля-детонатора и втулки. Сравнительно сложная конструкция запала обеспечивает сочетание безопасности обращения (6 ступеней предохранения) с гарантированным его срабатыванием. Температурный диапазон работы гранаты от -50 до +50 градусов С. Граната РГО носятся в стандартной гранатной сумке по две или в карманах снаряжения.

Боевые свойства оборонительной гранаты РГО

1.6. Назначение, боевые свойства и общее устройство ручной кумулятивной противотанковой гранаты РКГ-3

Рис. 6 Ручная кумулятивная противотанковая граната РКГ-3

Ручная кумулятивная граната РКГ-З (рис. 6) - противотанковая граната направленного действия, предназначенная для борьбы с танками, самоходно-артиллерийскими установками, бронетранспортерами и бронеавтомобилями противника, а также для разрушения долговременных и полевых оборонительных сооружений.

Метание гранаты производится из различных положений и только из-за укрытий. Средняя дальность броска гранаты – 15-20м. Вес снаряженной гранаты – 1070 г.

Ручная кумулятивная граната при попадании в цель (жесткую преграду) мгновенно взрывается, образовавшиеся при взрыве газы благодаря кумулятивной воронке собираются в узкий пучок, который способен пробить броню современного танка и уничтожить внутри его экипаж и оборудование. Наиболее эффективное действие граната производит при ударе о цель дном. Направление полета гранаты дном вперед обеспечивается стабилизатором.

Боевые свойства оборонительной гранаты РКГ-3

Граната РКГ-3 состоит из корпуса, рукоятки и запала. Цилиндрический корпус вмещает основной разрывной заряд, дополнительный заряд и трубку для запала. Основной заряд имеет кумулятивную воронку, обращенную ко дну корпуса и облицованную тонким слоем металла. На верхней части крышки корпуса накатана резьба для соединения с рукояткой.

В рукоятке смонтированы стабилизатор, укрытый откидным колпаком рукоятки, и ударный механизм с четырьмя предохранителями, что обусловлено высокой мощностью гранаты.

Первым - служит откидная планка, прижимаемая к рукоятке подвижной муфтой и удерживаемая чекой. Планка удерживает от срыва колпак рукоятки.

Второй предохранитель обеспечивает безопасность при случайном падении гранаты при выдернутой чеке и состоит из планки откидного колпака с шариком, также прижатых к рукоятке.

Третий предохранитель обеспечивает срабатывание запала не ближе 1 м от метающего и выключается после раскрытия стабилизатора.

Четвертый предохранитель управляется инерционным грузом в виде шарика, отжимаемого назад специальной контрпредохранительной пружиной. Стабилизатор гранаты состоит из втулки, матерчатого конуса («парашюта»), четырех проволочных перьев, кольца и пружины. На подвижной муфте рукоятки выполнена резьба для соединения с корпусом. Запал мгновенного действия включает капсюль-детонатор и дополнительный детонатор.

2. Принцип действия запалов ручных гранат

2.1. Унифицированный запал ручной гранаты модернизированный УЗРГМ

Рис. 7. Унифицированный запал ручной гранаты модернизированный (УЗРГМ)

Запал гранаты УЗРГМ (унифицированный запал ручной гранаты модернизированный) (рис. 7) предназначается для взрыва разрывного заряда в гранатах Ф-1, РГД-5 и РГ-42.

Ударный механизм служит для воспламенения капсюля-воспламенителя запала. Он состоит из трубки ударного механизма, соединительной втулки, направляющей шайбы, боевой пружины, ударника, шайбы ударника, спускового рычага и предохранительной чеки с кольцом.

Трубка ударного механизма является основанием для сборки всех частей запала.

Соединительная втулка служит для соединения запала с корпусом гранаты. Она надета на нижнюю часть трубки ударного механизма.

Направляющая шайба является упором для верхнего конца боевой пружины и направляет движение ударника. Она закреплена в верхней части трубки ударного механизма.


Устройство УЗРГМ

Он состоит из ударного механизма и собственно запала.

В служебном обращении ударник постоянно находится во взведенном состоянии и удерживается вилкой спускового рычага.

Спусковой рычаг соединен с трубкой ударного механизма предохранительной чекой. Перед метанием гранаты выворачивается пластмассовая пробка и на ее место вворачивается запал.

Рис. 8. Ударный механизм

1 – трубка ударного механизма; 2 – направляющая шайба; 3 – боевая пружина; 4 – ударник; 5 – шайба ударника; 6 – спусковой рычаг; 7 – предохранительная чека с кольцом; 8 – соединительная втулка.

После выдергивания чеки положение частей запала не меняется.

Рис. 9. Запал:

9 – капсюль – воспламенитель; 10 – втулка замедлителя; 11 – замедлитель; 12 – капсюль - детонатор.

В момент броска гранаты спусковой рычаг отделяется и освобождает ударник. Ударник под действием боевой пружины накалывает капсюль-воспламенитель. Луч огня от капсюля воспламеняет замедлитель и, пройдя его, передается капсюлю-детонатору. Взрыв капсюля-детонатора инициирует подрыв разрывного заряда. Взрыв разрывного заряда дробит корпус гранаты на осколки.

Взаимодействие частей УЗРГМ (рис. 10, 11)

1.Чека выдернута, граната брошена, рычаг отделился, ударник наколол капсюль - воспламенитель.

2.Пороховой состав замедлителя прогорел, срабатывает капсюль – детонатор

Рис. 12. Ударно-дистанционный запал УДЗ

2.1. (рис. 12)

Ручные осколочные гранаты РГО и РГН комплектуются ударно - дистанционным запалом УДЗ.

Рис. 13. Устройство ударно-дистанционный запал УДЗ 1 – корпус.

Накольно-предохранительный механизм:

  • 2 – спусковой рычаг;
  • 3 – ударник с жалом;
  • 4 – боевая пружина;
  • 5 – кольцо с чекой;
  • 6 – планка;
  • 7 – заглушка;
  • 8 – капсюль – воспламенитель.

Механизм дальнего взведения:

  • 9 – пороховые предохранители;
  • 10 – капсюль – воспламенитель;
  • 11 – движок;
  • 12 – пружина.

Датчик цели:

  • 13 – жало;
  • 14 – пружина;
  • 15 – гильза;
  • 16 – втулка;
  • 17 – груз.

Механизм самоликвидатора:

  • 18 – замедлитель;
  • 19 – капсюль – детонатор.

Детонационный узел:

  • 20 - капсюль – детонатор.

Взаимодействие частей и механизмов

Исходное положение.

В исходном положении ударник с жалом (3) и заглушка с капсюлем-воспламенителем (7) удерживаются спусковым рычагом. Спусковой рычаг соединен с корпусом запала предохранительной чекой. Движок (11) с капсюлем-воспламенителем (10) смещен относительно жала (13) и удерживается стопорами пороховых предохранителей (9), его пружина (12) находится в сжатом состоянии. Втулка (16) под воздействием пружины (14) поджимает груз (17).

Рис. 14 Взаимодействие частей и механизмов ударно-дистанционный запал УДЗ

При подготовке гранаты к броску спусковой рычаг плотно прижимают пальцами к корпусу гранаты, пальцами свободной руки выпрямляют концы предохранительной чеки, затем выдергивают ее за кольцо, при этом положение частей запала не меняется.Положение частей и механизмов в служебном обращении (рис. 14).

В момент броска гранаты спусковой рычаг отделяется и освобождает ударник с жалом (3) и планку (6). Заглушка (7) с капсюлем-воспламенителем выходит из гнезда корпуса запала. Ударник под действием боевой пружины (4) накалывает жалом капсюль-воспламенитель (8).

Луч огня воспламеняет пороховые запрессовки предохранителей (9) и пиротехнический состав замедлителя самоликвидатора (18).

Через 1-1,8 сек. выгорают пороховые составы предохранителей и их стопоры под воздействием пружин выходят из зацепления с движком (11).

Движок под воздействием пружины (12) становится в боевое положение.

Механизм дальнего взведения исключает подрыв гранаты при случайном ее падении из руки.

Взаимодействие частей и механизмов при броске и встрече гранаты с преградой (поверхностью)

При встрече с преградой (поверхностью) груз (17), смещается по направлению составляющей инерционной силы, воздействует на втулку (16). Втулка, преодолевая сопротивление пружины (14), смещает жало, которое накалывает капсюль-воспламенитель (10). Луч огня передается капсюлю-детонатору (20), который вызывает подрыв разрывного заряда.

В случае отказа запала в инерционном действии через 3,3 - 4,3 сек. выгорает состав замедлителя, воспламеняется капсюль-детонатор(19) самоликвидатора, вызывая подрыв детонационного узла.

3. Приемы и правила обращения с ручными гранатами. Хранение и сбережение ручных гранат

3.1. Приемы и правила обращения с ручными гранатами

При взрыве разрывного заряда гранаты корпус разрывается на большое количество осколков, которые поражают живую силу противника в радиусе до 200 м (граната Ф-1). Метать наступательные гранаты необходимо на дальность, большую, чем дальность разлету осколков, плюс расстояние, которое пройдет атакующий от момента броска до момента взрыва. За время пролета гранаты (3-4 с) атакующий, двигаясь бегом или ускоренным шагом, может пройти расстояние 10-15 м. Поэтому гранату из положения на ходу надо метать на расстояние 35-40 м.

На занятиях и учениях метание гранат производится по команде командира, а в бою - в зависимости от обстановки по команде или самостоятельно. Метание ручных гранат в бою производится из различных положений: стоя, с колена, лежа, а также и в движении из бронетранспортера и в пешем порядке (только наступательных).

Для метания гранаты нужно выбирать место и положение, которые обеспечивают свободный полет гранаты к цели (на пути отсутствуют препятствия: ветви деревьев, высокая трава, провода и т. д.).

Рис. 15. Подготовка гранаты к метанию (на примере гранаты РГ-42)

Метать гранату надо энергично, придавая ей наиболее выгодную траекторию полета.

Метание гранаты складывается из выполнения следующих приемов: изготовки для метания (заряжание гранаты и принятие положения) и метания гранаты.

Заряжание гранаты производится по команде «Подготовить гранаты», а в бою, кроме того, и самостоятельно.

Для заряжания необходимо вынуть гранату из гранатной сумки, вывинтить пробку из трубки корпуса и ввинтить запал. Граната готова к броску.

Метание гранат производится по команде «Гранатой - огонь» или «По траншее, гранатами - огонь» , а в бою, кроме того, и самостоятельно.

Для метания гранаты необходимо :

  • взять гранату в руку и пальцами плотно прижать спусковой рычаг к корпусу гранаты;
  • продолжая плотно прижимать спусковой рычаг, другой рукой сжать (выпрямить) концы предохранительной чеки и за кольцо пальцем выдернуть ее из запала;
  • размахнуться и бросить гранату в цель;
  • после метания оборонительной гранаты укрыться.

Оружие при этом должно находиться в положении, обеспечивающем немедленную изготовку к действию (в левой руке, в положении «на грудь», на бруствере окопа и т. д.).

Для поражения живой силы противника, расположенной в окопе (траншее) или на открытой местности, метать гранату необходимо под углом к горизонту примерно 35-45°, чтобы граната падала на цель навесно и меньше откатывалась в сторону.

При метании гранат в окна и двери зданий (проломы в стенах) требуются прямые попадания в них, поэтому траектория полета гранаты должна быть направлена прямо в цель.

Попадание гранат в окна и двери зданий достигается систематическими и длительными тренировками. Метающему гранату после броска необходимо укрыться, так как в случае промаха он может быть поражен осколками.

Метание гранаты стоя с места

При метании гранаты стоя с места надо встать лицом к цели; гранату взять в правую (для левши - в левую), а оружие в левую (правую) руку и выдернуть предохранительную чеку; сделать правой ногой шаг назад, согнув ее в колене, и, поворачивая (как бы закручивая) корпус вправо, произвести замах гранатой по дуге вниз и назад; быстро выпрямляя правую ногу и поворачиваясь грудью к цели, метнуть гранату, пронося ее над плечом и выпуская с дополнительным рывком кисти.

Тяжесть тела в момент броска перенести на левую ногу, оружие энергично подать назад.

Метание гранаты лежа

При метании гранаты лежа принять положение для стрельбы лежа. Положить оружие на землю и взять гранату в правую руку. Левой рукой выдернуть предохранительную чеку и, опираясь руками о землю, оттолкнуться от нее. Отодвигая правую ногу слегка назад, встать на левое колено (не сдвигая его с места) и одновременно произвести замах. Выпрямляя правую ногу, поворачиваясь грудью к цели и падая вперед, метнуть гранату в цель; взять оружие и изготовиться к стрельбе.

Метание гранаты с колена

При метании гранаты с колена принять положение для стрельбы с колена. Удерживая гранату в правой руке, а оружие в левой, выдернуть предохранительную чеку; сделать замах гранатой, отклоняя корпус назад и поворачивая его вправо; приподняться и метнуть гранату, пронося ее над плечом и резко наклоняясь в конце движения к левой ноге.

Метание гранаты в движении

При метании гранаты в движении шагом или бегом надо: удерживая гранату в правой полусогнутой руке, а оружие в левой, выдернуть предохранительную чеку; под левую ногу вынести руку с гранатой вперед и вниз; на втором шаге (правой ногой) рука продолжает движение по дуге вниз назад с одновременным поворотом корпуса вправо. На третьем шаге, выставив левую ногу по направлению к цели на носок и согнув правую ногу в колена, закончить поворот корпуса и замах рукой. Используя скорость движения, и вкладывая в бросок последовательно силу ног, корпуса и руки, метнуть гранату, пронося ее над плечом.

Метание гранаты из траншеи (окопа)

Для метания гранаты из траншеи или окопа надо: положить оружие на бруствер, взять гранату в правую руку и выдернуть предохранительную чеку; отставить (насколько можно) правую ногу назад, прогибаясь в пояснице и слегка сгибая обе ноги, отвести правую руку с гранатой вверх и назад до отказа; опираясь на левую руку, резко выпрямиться и метнуть гранату в цель, после чего укрыться в траншее (окопе).

3.2. Хранение и сбережение ручных гранат

Гранаты поступают в войска в деревянных ящиках. В ящик гранаты, рукоятки и запалы укладываются отдельно в металлических коробках. Для вскрытия коробок в ящике имеется нож. На стенках и крышке ящика нанесена маркировка, в которой указывается количество гранат в ящике, их масса, наименование гранат и запалов, номер завода изготовителя, номер партии, год изготовления и знак опасности.

Все запасы гранат и запалов, кроме носимых, хранить в заводской укупорке.

Гранаты переносятся в сумках для ручных гранат.

Запалы помещаются в них отдельно от гранат. При этом каждый запал должен быть завернут в бумагу или чистую ветошь. В танках гранаты и отдельно от них запалы укладываются в сумки.

Гранаты и запалы в обязательном порядке осматриваются военнослужащими перед укладкой их в сумку для гранат, при длительной переноске гранат и запалов в сумке для гранат, перед заряжанием гранаты.

При осмотре обращается внимание на то, чтобы:

  • корпус гранаты не имел глубоких вмятин и проржавления;
  • трубка для запала не была засоренной и не имела сквозных повреждений;
  • запал был чистым и не имел проржавления и помятостей;
  • концы предохранительной чеки были разведены и не имели трещин на изгибах.
  • Запалы с трещинами и с зеленым налетом к применению не пригодны.

Необходимо оберегать гранаты и запалы от сильных толчков, ударов, огня, грязи и сырости. Если они были загрязнены, тщательно обтереть и просушить на солнце или в теплом помещении, но не около огня.

Просушиваются гранаты обязательно под наблюдением военнослужащих.

Гранаты, хранящиеся длительное время в сумках для гранат, должны периодически осматриваться. Неисправные гранаты и запалы сдаются на склад для уничтожения.

Заряжать гранату (вставлять запал) разрешается только перед ее метанием.

Боевые гранаты разрешается выдавать только военнослужащим, обученным обращению с ними.

Для изучения устройства гранат, приемов и правил их метания необходимо пользоваться учебными, учебно-имитационными гранатами и плакатами.

При обращении и метании учебно-имитационных гранат соблюдаются правила, предусмотренные для боевых гранат.

Несмотря на высокую сложность и техничность метание гранаты сегодня не относится к распространённым спортивным дисциплинам, однако довольно часто используется многими тренерами в качестве вспомогательного упражнения. На первый взгляд метание кажется несложным и не требует дополнительной сноровки, но пренебрежение к тренировкам может привести к серьёзному травмированию. В этой статье мы подробно рассмотрим основные тонкости обучения метанию гранаты, а также укажем на основные недочёты спортсменов при выполнении упражнений.

Дополнительные упражнения

Дополнительные упражнения - это то, с чего следует начать перед активной подготовкой к метанию гранаты. Они дают возможность подготовить плечевой пояс к будущим нагрузкам, а также вовлечь в работу те мышцы и связки, которые зачастую выполняют пассивную работу.

В результате этого спортсмену удаётся всего за несколько тренировок развить в себе все те необходимые качества, которые помогут придать гранате при толчке необходимую инерцию.

В профессиональном и любительском спорте такие упражнения разделяют на два основных класса:

  • подводящие - помогают атлету развить необходимую технику движений при броске;
  • развивающие - тренируют мускулатуру и связки, отвечающие за силу броска.

При правильной работе тренера такие упражнения дают возможность развить в атлетах:

  • гибкость;
  • координацию;
  • скорость движения и ловкость;
  • подвижность и силу плечевого сустава.

Для предподготовки спортсменов используют множество упражнений. Однако не многие из них обрели настоящую популярность среди тренеров и их подопечных, так как достаточно часто чрезмерно активное вовлечение в работу пассивных мышц приводит к болезненным растяжениям.

Впрочем, сегодня также известны безопасные упражнения, не вызывающие растяжений мышц и связок.

Чтобы развить гибкость и мускулатуру плечевого сустава используют следующие упражнения:

  • подъёмы рук перед собой до плеч (с дополнительным весом или без);
  • попеременный жим гантелей от груди вверх в положении стоя или сидя;
  • круговые движения рук (с весом или без);
  • отводы рук в стороны при наклонённом туловище.

Развить координацию можно при помощи:
  • поворотов туловища в стороны при вертикальном положении тела;
  • попеременных подъёмов ног параллельно полу в положении стоя;
  • подъёмов рук и ног над собой в положении лёжа;
  • наклонов стоя с отведёнными в стороны руками.

Улучшить скоростно-силовые качества поможет:

  • бег с высокого и низкого старта на ускорение (дистанции до 20 м);
  • линейные эстафеты с дистанциями до 15–20 м;
  • метание набивного мяча из-за головы двумя руками;
  • метание набивного мяча в цель на дистанцию до 10 м.

Важно! Каждое из дополнительных упражнений следует выполнять на протяжении 4–5 подходов и не менее чем с 3–4 повторениями.

Техника: последовательность выполнения элементов

Как и любая другая спортивная дисциплина, в метании гранаты существует не только собственная техника выполнения, но и тонкости, которые отличают её от прочих метательных дисциплин.

Поэтому пред тем как приступать к внедрению упражнения в общий тренировочный процесс, нужно обязательно подробно изучить каждый из отдельных этапов его выполнения.

Видео: техника метания снаряда

Держание снаряда

Правильный хват гранаты играет одну из ключевых ролей придания снаряду правильной траектории полёта, от чего резко зависит и конечная дистанция.

Существует две разновидности хватов:

  • с высоким расположением центра тяжести - снаряд берётся спортсменом за рукоятку четырьмя пальцами такими образом, чтобы опор снаряда приходился на мизинец (согнут и прижат к ладони);
  • в кулак - снаряд сжимается всеми пальцами руки, при этом его ось направляется перпендикулярно руке.

Первый способ среди атлетов считается более предпочтительным, он даёт возможность показать хорошие результаты для спортсменов с развитой кистью. При этом кисть остаётся расслабленной, благодаря чему спортсмену во время броска можно с лёгкостью контролировать положение гранаты.

Захват в кулак более прост для выполнения и хотя достаточно серьёзно закрепощает кисть, но даёт возможность неподготовленным спортсменам показать достойные результаты. Достигается это благодаря удлинению рычага метания во время такого хвата.

Разбег

Во время разбега спортсмен достигает определённой скорости, которая крайне важна для придания грузу необходимой инерции для благополучного полёта.

На этом этапе граната должна обязательно находиться на уровне плеча, так как только в этом случае возможен её удачный бросок. Кроме того, только на уровне плеча спортсмен может наиболее эффективно контролировать положение веса при толчке.

Разделяют разбег на две основные части:

  1. От старта до контрольной отметки. Длительность этого пути составляет около 10–15 м (8–10 беговых шагов). На этом этапе атлет набирает ту скорость, которая ему потребуется для эффективного броска. Такой бег должен быть ускоряющимся, ритмичным, прямолинейно направленным, без резких скачков.
  2. От контрольной отметки до планки броска. Заключительная часть разбегочной дорожки - длиной не более 5–10 м (около 4–5 бросковых шагов). Дойдя до контрольной отметки, атлет начинает подготовку к броску снаряда. Отсчёт времени для финального броска зачастую начинают с левой ноги, таким образом, во время метания гранате удастся придать наибольшую силу толчка. С шагом правой ноги до броска спортсмену нужно придать направлению метающей руки оптимальное положение, которое поможет грузу приобрести правильную траекторию.

Финальное усилие

Данный этап начинается после достижения спортсменом вертикали, опущенной через основание правой ноги до упора на левую ногу во время четвёртого шага после контрольной отметки.

Начинают финальное усилие после принудительного поворота положения тела, таким образом, чтобы плечи и таз находились максимально параллельно друг к другу, а рука с гранатой была перпендикулярна тазу.

Данное положение должно занимать не более одного движения и выполняться атлетом мгновенно, в противном случае бросок может не получиться. Одним из наиболее важных элементов финального усилия можно назвать работу левой ноги.

Она не должна:

  • сгибаться, так как этого гасит набранную во время разбега скорость;
  • принимать наклон более 60° к проекции ОЦМТ (общий центр массы тела), так как это приводит к резкому уменьшению силы будущего толчка;
  • идти в разнобой с правой, так как это резко снижает силу метания и дальность полёта.

Заключительным этапом финального усилия является толчок груза. К этому времени спортсмен максимально близко подходит к планке броска. При этом его тело максимально растягивается и принимает позу «метателя лука».

В таком положении мускулатура плечевого пояса максимально разгибается, что придаёт грузу при метании дополнительную инерцию. При правильном положении тела достигается совместная работа мускулатуры рук, спины и ног, поэтому результативное метание включает в себя только комплексную работу всех отделов тела.

Рывок оказывает на гранату максимальное воздействие. На этом этапе спортсмен резко направляет руку вперёд, что и помогает вытолкнуть гранату в полёт. При этом достаточно важным является и положение гранаты при толчке.

Знаете ли вы? Метание гранаты как спортивная дисциплина возникло в Европе в 20-е годы ХХ столетия. Оно включалось во многие комплексные военно-спортивные подготовки для тренировки общей боевой выносливости солдат.

При правильной технике броска локоть должен максимально выйти вперёд на уровне плеч, а сам снаряд - наклониться под углом к горизонту около 40°.

Сохранение равновесия после броска

Сохранение вертикального положения атлета после толчка относится к не менее важным этапам, нежели прочие. Потеря равновесия часто приводит к падению спортсменов, что нередко заканчивается травмами.
Кроме того, в мире лёгкой атлетики потеря баланса тела считается техническим поражением, которое приводит к непризнанию достигнутых результатов. После метания у атлета сохраняется общая инерция тела, поэтому ему достаточно тяжело устоять на ногах после броска.

Резко снизить движение поможет быстрый переход с левой ноги на правую. При этом нужно обязательно слегка направить носок в левую сторону - таким образом, создаётся мощный тормозящий эффект, который помогает мгновенно остановиться в пределах одного шага.

Наиболее часто атлетам для торможения даётся не более 1–1,5 м, при превышении границ данного отрезка результаты зачастую не засчитываются. Поэтому лучше всего приготовиться к торможению заблаговременно, для этого бросок делают на расстоянии в 2–2,5 м от финальной точки торможения.

Важно! Обучение сохранению равновесия после броска должно проходить вместе с изучением всей методики метания, так как во время тренировок у спортсменов вырабатывается стойкая привычка, которая практически не поддаётся коррекции в будущем.

В противном случае у спортсмена при торможении может возникнуть потеря равновесия, которую часто компенсируют махами рук. В спортивном мире это недопустимо и всегда приводит к техническому поражению.

Что влияет на результаты метания

Не всегда отменная спортивная подготовка атлета способствует скорым и мгновенным спортивным результатам. Причин для этого может быть масса, так как на дальность броска гранаты могут влиять сразу несколько косвенных факторов.

Прежде всего, результаты наиболее часто зависят от начальной скорости гранаты, которую задаёт спортсмен. Она является следствием пути приложения силы и скорости прохождения этого пути. Следовательно, чем длительнее атлет воздействует на гранату, тем меньше времени и усилий ей нужно для прохождения определённой траектории.

При тщательном анализе нескольких траекторий полёта гранаты можно утверждать, что наилучшие результаты наблюдаются у тех спортсменов, которым удаётся бросить снаряд под углом 40°. Поэтому чем ближе к этому значению положение гранаты во время окончательного толчка, тем большую дистанцию ей удастся преодолеть.

Объясняется это явление достаточно просто: под этим углом на снаряд минимально воздействует сила тяжести земли, а также сопротивление атмосферы. В результате на груз влияет минимальное количество сил противодействия, что даёт ему возможность пролететь большую дистанцию.

Типичные ошибки

Наиболее часто при обучении спортсменов любого класса тренеры сталкиваются с достаточно распространёнными ошибками, которые снижают эффективность тренировок в разы.

Бояться их не стоит, так как они являются естественным процессом развития спортсмена и его результатов. Однако и пренебрегать такими проявлениями не рекомендуется, иначе атлет попросту может серьёзно травмироваться.

Знаете ли вы? Метание является одной из древнейших спортивных дисциплин. Оно активно популяризировалось ещё во времена древнегреческих Олимпийских игр (VIII век до н. э.).

При метании гранаты атлеты совершают следующие ошибки:

  • при отведении гранаты кисть метающей руки опускается ниже плеч;
  • неравномерное движение ног при разгоне (передвижение вдогонку);
  • высокий прыжок при крестном шаге;
  • резкая остановка перед броском;
  • метание гранаты проводится только кистью, без использования силы плечевого пояса;
  • отклонение спортсмена при броске в одну из сторон;
  • опускание локтя ниже уровня плеча;
  • сгибание коленей при толчке снаряда.

Устранить основные ошибки спортсменов помогут следующие рекомендации:
  1. Технику толчка нужно обязательно прорабатывать стационарно перед зеркалом, что поможет атлету самостоятельно корректировать положение его тела, а также задействованную в броске мускулатуру.
  2. При запаздывании ног в бросковом шаге стопами нужно проталкиваться вперёд, а бёдра - разводить в стороны.
  3. Если у атлета наблюдаются проблемы с крестным шагом, ему показана имитация этого элемента без снаряда шагом и бегом.
  4. Когда при броске у атлета замедляется ход, его бросок следует синхронизировать с правой ногой, а на левую переносить последнее движение.
  5. Если спортсмен сгибает колени перед броском, ему нужно обязательно отработать его технику с использованием дополнительных весов (двумя руками из-за головы).

Метание гранаты - это достаточно сложная спортивная дисциплина. Несмотря на свою внешнюю простоту, она требует от атлета серьёзной подготовки и длительно отработки техники броска.

Метание гранаты стоит обязательно включать во все комплексные программы по физической подготовке, так как оно способно достаточно быстро развить в атлетах силу, координацию и выносливость.

1.Упражнения в метании ручных гранат предназначаются для обучения личного состава отделов специального назначения метанию ручных наступательных и оборонительных гранат из различных положений.

Упражнения в метании ручных гранат выполняются боевыми и учебно-имитационными гранатами днем и ночью. Приемы и правила метания ручных гранат изложены в Наставлении по стрелковому делу «Ручные гранаты».

2. Упражнения в метании ручных гранат выполняются:

– боевыми гранатами – на учебном месте для метания боевых гранат стрельбища (директрисы) под руководством начальника отдела специального назначения или его заместителя;

– учебно-имитационными гранатами – на оборудованном учебном месте огневого городка (тыла стрельбища, директрисы) под руководством начальников штурмовых отделений.

3.Перед выполнением упражнений с обучаемыми изучаются устройство гранат, правила обращения с ними, требования безопасности, приемы и правила метания, а также проводятся тренировки в метании на точность и дальность.

Учебные гранаты, применяемые для метания, по весу и форме должны соответствовать боевым, иметь учебный запал с предохранительной чекой и быть исправными.

К выполнению упражнения в метании боевой гранаты допускаются обучаемые, усвоившие правила обращения с боевыми гранатами и выполнившие данное упражнение учебно-имитационной гранатой.

Обучаемые и руководитель при метании ручных гранат должны быть в средствах индивидуальной бронезащиты.

Боевые гранаты метают только днем. Оружие обучаемого при метании должно находиться в положении, обеспечивающем его немедленное применение. Порядок метания учебно-имитационных гранат такой же, как и при метании боевых гранат.

Учебное место для метания боевых гранат выбирается с таким расчетом, чтобы при метании наступательных гранат в радиусе не менее 100 м, а оборонительных – в радиусе не менее 300 м исключалось поражение осколками гранат людей, техники, животных или объектов.

Исходное положение, где личный состав подразделения, прибывшего для метания боевых гранат, занимается подготовкой к выполнению упражнения, назначается на безопасном удалении (не ближе 350 м) от огневого рубежа.

Между местом метания и исходным положением устанавливается радио- или телефонная связь.

Укрытие для очередной смены обучаемых оборудуется на удалении не ближе 50 м от огневого рубежа метания боевых гранат.

Пункт выдачи гранат и запалов к ним (пункт боепитания) располагается в укрытии не ближе 50 м от исходного положения.

При метании боевых гранат руководитель и обучаемый, метающий гранату, находятся в окопе, при этом каждый в своей ячейке, остальные обучаемые данной смены – на безопасном удалении (в укрытии).

4. При выполнении упражнений в метании боевых гранат соблюдается следующий порядок. По команде руководителя стрельбы «Подготовить гранату» обучаемый вывинчивает пробку из трубки (стакана) корпуса гранаты и ввинчивает запал, докладывает о готовности к метанию, например: «Прапорщик Тарасов к метанию гранаты готов» .

5. По команде «По группе пехоты справа (слева, впереди), гранатой – огонь» обучаемый обязан:

– плотно прижать спусковой рычаг к корпусу гранаты пальцами руки;

– свободной рукой сжать (выпрямить) концы предохранительной чеки и за кольцо выдернуть ее из запала;

– произвести бросок гранаты в цель и сразу укрыться.

6. Если граната не была брошена и из запала предохранительная чека не выдергивалась, подается команда «Разрядить гранату» . По этой команде обучаемому следует:

– вывинтить запал, завернуть его в ветошь (бумагу) и уложить в сумку для гранат;

– ввернуть пробку в трубку корпуса, разряженную гранату уложить в соседний карман сумки для гранат.