Новый-старый Владивосток. Дом Соллогуба

March 23rd, 2015

Жила я неподалёку и поэтому часто ходила по этой улице, которая в те времена называлась улицей Воровского. Иногда бывала и на популярных в то время встречах в Доме литераторов и Доме архитекторов. Но как-то не очень задумывалась об истории аристократических особняков, расположенных на этой улице. А вот теперь пришёл черёд узнать о давно знакомых и любимых местах Москвы подробнее.
Итак, Поварская - улица аристократическая. Наверное, здесь и должна находиться настоящая княжеская усадьба с широкими воротами, большим двором, а в глубине, конечно, должен стоять дом с мезонином и колоннами. Ну, вот это как раз и есть дом №52 по Поварской.

1. В современном виде ансамбль усадьбы формировался постепенно. Сначала в 1756 году был построен небольшой дом по Большой Никитской во владении И.И. Воронцова-Вельяминова. Этот дом составлял центральную часть усадьбы. Потом дом купили князья Долгоруковы. В 1770-х годах дом был расширен до Поварской двумя симметричными служебных корпусами. Над домом был надстроен мезонин, а оба фасада, выходящие на разные улицы, обзавелись коринфскими портиками. Со стороны Большой Никитской - такой же коринфский портик, как и со стороны Поварской, но с наполовину утопленными в стену здания колоннами.


Большая Никитская, дом №55

2. В середине XIX века усадьбу купил выходец из баронского рода Боде - Михаил Боде-Колычёв. Род баронов Боде происходил из Эльзаса. Во время Французской революции их владения были конфискованы, погибли все фамильные бумаги. Они приехали в Россию при Екатерине II и присягнули на русское подданство. Михаил родился в семье барона Льва Карловича Боде и Натальи Фёдоровны Колычёвой (1790-1860), последней представительницы боярского рода Колычёвых.


Портреты Натальи Федоровны (урожденной Колычёвой) и Льва Карловича Боде

3. В 1839-1843 годах Михаил Боде обучался в Пажеском корпусе, по окончании которого служил в придворном ведомстве. В 1853-1856 годах в составе Московского ополчения участвовал в Крымской войне. По окончании войны поселился в Москве в особняке на углу Поварской и Никитской улиц, и поступил на службу в Московское дворцовое управление в чине гофмейстера. Был начальником Оружейной палаты в Кремле, в 1875-1883 годах - вице-президентом Комитета по строительству храма Христа Спасителя в Москве. В 1864-1869 годы являлся почетным членом Общества любителей духовного просвещения. Поскольку ко второй половине XIX века в роду Колычёвых не осталось представителей мужского пола, в 1875 году высочайшим соизволением М.Л. Боде было разрешено принять герб и называться бароном Боде-Колычёвым. В 1883 году получил придворный чин обер-гофмейстера. Им был написан исторический труд "Боярский род Колычёвых".
Из воспоминаний Михаила Андреевича Боратынского о жизни в Москве (Дом на Остоженке. Боратынские в Москве (1850-1860-е годы) / Московский журнал. М., 2009. № 10.):
"Сам барон Михаил Львович был удивительно красив и хорошо сложен, хотя я его помню уже пожилым человеком. Он был громадного роста, очень высоко гордо держал голову, брился по придворному, т.е. не носил ни усов, ни бороды; волосы имел белокурые, мягкие и были зачесаны назад. С нами он был очень ласков, но строг: если мы что-нибудь не так поступали, как полагалось (иногда просто от смущения), он себя так сумел поставить, что все перед ним преклонялись. У него была домашняя церковь в честь св. Филиппа, митрополита, которого считал своим предком по матери, рожденной Колычёвой. Михаил Львович любил музыку, сам имел очень приятный густой тенор, немного играл на виолончели...".


Слева - герб Боде-Колычёвых. Справа - Михаил Львович Боде-Колычев. Рисунок Т. Райта, 1843 год

4. При М.Л. Боде-Колычёве парадный двор усадьбы получил окончательную симметричную композицию. В 1859 году к восточному торцу главного дома была пристроена домовая церковь в псевдорусском стиле во имя святителя Филиппа. В этой церкви в 1866 году венчался И.С. Аксаков с А.Ф. Тютчевой. В середине 1850-х годов в доме барона жили вдова А.С. Грибоедова - Н.А. Чавчавадзе, и её сестра, правительница Мегрелии - Е.А. Чавчавадзе. За период с 1852 по 1860 год к главному дому были пристроены двухэтажный дворовый флигель, полукруглая двухэтажная галерея-переход между главным домом, церковью и новым флигелем. По отзывам современников, усадьба Боде-Колычёва представляла собой настоящий музей с картинной галереей и коллекцией оружия.


Парадные ворота усадьбы

5. На фронтоне главного здания усадьбы - герб баронского рода Боде-Колычёвых: два льва держат щит, над щитом баронская корона и три дворянских шлема. Под щитом девиз: Deus Honor ет Gloria (Бог, честь и слава).

6. Михаил Львович скончался в 1888 году. После его кончины усадьбу унаследовала его дочь Наталья Михайловна. Она была замужем за сыном соседей по Поварской - графом Федором Львовичем Соллогубом. Его матерью была Мария Федоровна Самарина. А родовые владения Самариных были слева от церкви Бориса и Глеба на Поварской, дом №38.
Граф Фёдор Львович Соллогуб (1848-1890) - русский художник, работавший в основном в театре. Выступал также как актёр и поэт-любитель, был преподавателем в Московских драматических училищах. Соллогуб писал рисунки и акварели преимущественно на исторические сюжеты, был известен как художник-иллюстратор. Владел по наследству от отца и деда коллекцией ценных картин и иконописи. Фёдор Соллогуб был хорошо знаком с Львом Толстым.


Памятник Л.Н. Толстому. Вид на западный флигель

7. Федор Соллогуб и его жена Наталья были друзьями В.С. Соловьёва. Когда супруги жили в Соловьёв не раз бывал у них. Из воспоминаний родственницы Соллогуба М.Ф. Мансуровой (урождённой Самариной): "Это был человек в то время лет тридцати пяти, очень одарённый, дилетант поэт и художник, с большим юмором и с большим обаянием. Он был близок к плеяде Фета, А.Толстого и Апухтина. В семейной жизни он не был счастлив и больше жил вне дома. Мать его, графиня Марья Федоровна Соллогуб (рождённая Самарина) приходилась двоюродной тетей бабушке Трубецкой, и потому Федя Соллогуб бывал у Трубецких на правах родственника и со всеми был „на ты“. Его талантливость в сочетании с талантливостью Трубецких давала блеск".


Вид на восточный флигель

8. Графиня Наталья Михайловна умерла в 1916 году, и дом перешел к ее старшей дочери графине Елене Федоровне Соллогуб. Таким образом, Соллогубы владели усадьбой до октябрьской революции. К этому времени парадный двор получил окончательную симметричную композицию, включившую в себя заново построенные декоративные стенки между главным домом и флигелями, террасу у полукруглого перехода между центральным зданием и восточным флигелем, четырёхколонный портик восточного флигеля. Главный дом с классическим шестиколонным портиком образовывал широкую крытую галерею. Портики украшали пристроенные к главному дому дворовые флигели и служебные корпуса.


Вид на центральный вход в усадьбу

9. Колонны главного портика - коринфского ордера. Их характерной особенностью является колоколообразная капитель, богато украшенная стилизованными листьями.

12. Слева и справа на главном доме - ещё два портика, подчеркивающие симметричную композицию фасада. Четыре колонны разнесены в стороны и раскрывают трехчастную композицию с арочной нишей. В XIX веке всё пространство между колоннами было сплошь застеклено и напоминало веранду или зимний сад. Появившиеся изменения, по-видимому, были связаны с пристройкой домового храма как раз с этой стороны дома.


Вид на восточный флигель, за ним находилась церковь .

14. Восточный флигель с колоннами.

16. После революции в усадьбе часто менялись хозяева, и судьба её была очень бурной. Сначала здесь разместилась ВЧК, позднее в усадьбе проживал с семьёй А. В. Луначарский, размещались Литкомиссия ВЦИК, Комитет по делам национальностей и ряд других учреждений. В 1920 году здесь открылся "Дворец искусств", в котором выступали А.А. Блок, С.А. Есенин, Б.Л. Пастернак, А.Н. Толстой, И.Г. Эренбург, М.И. Цветаева и другие литераторы. В 1922-1923 годах в строениях бывшей усадьбы Соллогубов находился Музей живописной культуры. В годы НЭПа домом владели частные лица, сдававшие квартиры жильцам внаём. В 1930 году здесь прощались с Маяковским. В 1932 году в усадьбе разместился Союз писателей СССР. В 1933 году особняк был национализирован. В 1940 году в усадьбе проходило прощание с писателем М.А. Булгаковым.

17. Теперь в этом доме располагаются различные писательские организации, а также редакция журнала "Дружба народов", да ещё ресторан.

18. Главный дом городской усадьбы Соллогубов, церковь, здание служб, ограда с воротами и территория парадного двора являются объектами культурного наследия федерального значения.

20. Бытует мнение, что усадьба послужила прототипом имения Ростовых в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". В связи с этим в советское время на фасадной стене главного дома была установлена соответствующая мемориальная доска. В настоящее время некоторыми исследователями и учёными эта литературная легенда опровергается, однако доска продолжает поддерживать легенду.
Дом этот всё-таки связан со Львом Толстым очень многими родственными связями. Старшая сестра Натальи Михайловны Боде-Колычёвой - Мария Михайловна, была первой женой Михаила Сергеевича Сухотина, который после ее смерти в 1897 году женился на старшей дочери Толстого - Татьяне Львовне. У них родилась любимая внучка Толстого - Татьяна, в замужестве Альбертини. От первой жены Боде у М.С. Сухотина было 5 детей - 4 сына и дочь. Его дочь Наталья Михайловна стала второй женой князя Николая Леонидовича Оболенского, который первым браком был женат на средней дочери Л.Н. Толстого - Марье Львовне. А вот после ее смерти он женился на падчерице сестры жены. У них было 2 сына и 2 дочки. Сын М.С. Сухотина - Сергей, был первым мужем внучки Л.Н. Толстого - графини Софьи Андреевны Толстой, той которая вторым браком была за Сергеем Есениным, т.е. его последней женой. Сразу во всём этом и не разберёшься, но понятно, что родственные связи были.

21. В 1956 году посреди парадного двора усадьбы был установлен памятник Л.Н. Толстому, выполненный скульптором Г.Н. Новокрещеновой и архитектором В.Н. Васнецовым.

22. Памятник Л. Н. Толстому был даром писателей Украины писателям России в ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией.

Очень много старых фотографий усадьбы и её внутренних интерьеров в интересном рассказе

Ансамбль городской усадьбы сложился на этом месте не одновременно.

В 1756 году по линии во владении И. И. Воронцова-Вельяминова был построен небольшой дом с рустованным цокольным этажом и угловыми пилястрами. Этот дом составляет центральную часть существующего в настоящее время главного здания усадьбы.

Долгоруковы

В 1770-е годы владение перешло Долгоруковым, при которых усадьба была расширена до , а по её линии и боковым границам возведены два симметричных служебных корпуса с круглыми угловыми помещениями.

Блоде-Колычёвы

На рубеже XVIII-XIX веков главный дом усадьбы был расширен и получил строгую классическую обработку фасадов. Со второй половины XIX века усадьбой владел баронский род Боде-Колычёвых.

В середине 1850-х годов в доме барона жили вдова А. С. Грибоедова Н. А. Чавчавадзе и её сестра, правительница Мегрелии Е. А. Чавчавадзе.

Moreorless , GNU 1.2

При М. Л. Боде-Колычёве двор усадьбы получил современную замкнутую композицию.

В 1859 году к восточному торцу главного дома была пристроена домовая церковь в псевдорусском стиле во имя святителя Филиппа. В этой церкви в 1866 году венчался И. С. Аксаков с А. Ф. Тютчевой.

За время с 1852 по 1860 год к главному дому были пристроены двухэтажный дворовый флигель, полукруглая двухэтажная галерея-переход между главным домом, церковью и новым флигелем, сломана старая кузница с прилегающими постройками и возведена новая каменная ограда со стороны Большой Никитской улицы.

По отзывам современников, усадьба Боде-Колычёва представляла собой «музей средневековых достопримечательностей», среди которых особую ценность представляли картинная галерея и коллекция оружия.

Усадьба Соллогуба

После кончины М. Л. Боде-Колычёва усадьбу унаследовала его дочь Наталья Михайловна, которая была замужем за художником Ф. Л. Соллогубом, в связи с чем нередко владение именуется «усадьба Соллогуба». Соллогубы владели усадьбой вплоть до октябрьской революции.

В это время парадный двор получил окончательную симметричную композицию, включившую в себя заново построенные декоративные стенки между главным домом и флигелями, террасу у полукруглого перехода между центральным зданием и восточным флигелем, четырёхколонный портик восточного флигеля, соответствующий боковым портикам главного дома.

«Дом Ростовых»

Существует мнение, что усадьба послужила прототипом имения Ростовых в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», владение даже упоминается в литературе как «дом Ростовых».


Moreorless , CC BY-SA 3.0

Традиция того, что усадьба является прообразом имения Ростовых, настолько сильна, что в советское время на фасадной стене главного дома была установлена соответствующая мемориальная доска.

Однако некоторыми исследователями и учёными эта литературная легенда опровергается.

После революции

ВЧК

После революции в усадьбе Соллогуба разместилась ВЧК, однако здания усадьбы оказались неудобны, и в конце марта 1918 года Комиссия переехала на . Позднее в усадьбе проживал с семьёй А. В. Луначарский, размещались Литкомиссия ВЦИК, Комитет по делам национальностей и ряд других учреждений.

Дворец искусств

В 1920 году здесь открылся «Дворец искусств», в котором выступали А. А. Блок, С. А. Есенин, Б. Л. Пастернак, А. Н. Толстой, И. Г. Эренбург, М. И. Цветаева и другие литераторы. В 1921 году в усадьбе начал работу Высший литературно-художественный институт, основателем и ректором которого был поэт В. Я. Брюсов. Среди выпускников института - поэты М. А. Светлов, Е. А. Благинина, писатели Артём Весёлый, С. П. Злобин и другие. В 1925 году ВЛХИ был переведён в Ленинград и вскоре закрыт.

В 1922–1923 годах в строениях бывшей усадьбы Соллогубов также находился Музей живописной культуры. В годы НЭПа домом владели частные лица, сдававшие квартиры жильцам внаём. В 1932 году в усадьбе разместился Союз писателей СССР, который в разное время возглавляли Максим Горький, Александр Фадеев, Константин Федин и другие известные писатели. В 1933 году усадьба была национализирована. В 1940 году в усадьбе проходило прощание с писателем М. А. Булгаковым.

Памятник Л. Н. Толстому

В 1956 году посреди парадного двора усадьбы был установлен памятник Л. Н. Толстому, выполненный скульптором Г. Н. Новокрещеновой и архитектором В. Н. Васнецовым. Памятник Л. Н. Толстому - дар писателей Украины писателям России в ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией. В 1950-е годы некоторые строения усадьбы продолжали оставаться жилыми: так, в подвале дома в это время жил начинающий поэт Роберт Рождественский.

В 1960 году усадьба была отнесена к категории памятников архитектуры государственного значения. В 2000-е годы в результате неоднократных сделок усадьба утратила собственника в лице Международного союза общественных объединений «Международное сообщество писательских союзов» (МСПС). По иску МСПС и Комитета по культурному наследию города Москвы Сообщество писательских союзов было признано собственником здания и обязалось отреставрировать весь исторический комплекс памятника архитектуры в полном объёме.

В настоящее время

В настоящее время, кроме писательских организаций, в зданиях усадьбы размещается редакция журнала «Дружба народов», а также несколько ресторанов.

Главный дом городской усадьбы Долгоруковых-Соллогубов, церковь, здание служб, ограда с воротами и территория парадного двора являются объектами культурного наследия федерального значения.

Размер листа: 22,4 x 18,1 см. Гравюра в два цвета на дереве знаменитого графика Ивана Павлова из раритетной серии "Старая Москва". Отпечатана тиражом 2000 экземпляров в 1924 году. Хорошее коллекционное состояние, чистая обратная сторона, бумага верже с характерной "решеткой".

На гравюре показан уголок старой Москвы - Городская усадьба князей Долгоруковых, Боде-Колычевых и Сологуба (ул. Поварская, 52 / Большая Никитская, 55). Оригинальное название гравюры: "Дом. бывш. графа Сологуба. Институт Слова".

Усадьба Соллогуба (Городская усадьба князей Долгоруковых) - ансамбль усадьбы складывался постепенно, начало ему было положено в 1756 г., когда по линии Большой Никитской улицы владении И. И. Воронцова-Вельяминова был построен небольшой дом.

В 1770-е годы владение перешло к Долгоруковым, которые расширили участок до Поварской улицы и возвели по боковым границам два симметричных служебных корпуса. Со 2-й половины 19 в. усадьбой владел баронский род Боде-Колычёвых. После кончины М. Л. Боде-Колычёва усадьбу унаследовала его дочь Наталья Михайловна, которая была замужем за графом Ф. Л. Соллогубом (1848—1890; Федор Львович Соллогуб - художник, коллекционер, актер- и поэт-любитель). Соллогубы владели усадьбой вплоть до Октябрьской революции. По легенде, усадьба послужила прототипом имения Ростовых в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

После революции в усадьбе Соллогуба размещались ВЧК, Литкомиссия ВЦИК, Комитет по делам национальностей, проживал А.В. Луначарский с семьей. В 1920 г. в усадьбе открылся «Дворец искусств», где выступали изветные литераторы (А. А. Блок, С. А. Есенин, Б. Л. Пастернак, А. Н. Толстой, И. Г. Эренбург, М. И. Цветаева и др.), в 1921-25 г. в главном доме работал Высший литературно-художественный институт, основанный поэтом В. Я. Брюсовым на базе студии при Лито Наркомпроса (ранее также организованной Брюсовым), литературных курсов при «Дворце искусств» и части Государственного института слова. В «Брюсовском институте» готовили писателей, поэтов, беллетристов, драматургов, критиков и переводчиков. В 1924 г. в связи с юбилеем Брюсова институту было присвоено имя поэта. В 1925 ВЛХИ попытались перевести в Ленинград, но из-за невозможности перевода закрыли.

В 1922-23 гг. на территории усадьбы находился Музей живописной культуры, после селились частные лица, с 1932 - размещался Союз писателей СССР. В 1933 г. усадьба национализирована, в 1960 г. - отнесена к категории памятников архитектуры государственного значения. В настоящее время усадьбой владеет Международный союза общественных объединений «Международное сообщество писательских союзов».

Иван Николаевич Павлов (1872—1951) — русский и советский гравёр и живописец. Народный художник РСФСР (1943). Лауреат Сталинской премии второй степени (1943).

И. Н. Павлов родился 5 (17 марта) 1872 года в деревне Поповка (ныне Каширский район, Московская область). Учился в Центральном училище технического рисования Штиглица и в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, мастерской В. В. Матэ (1891—1892) в Петербурге.

Преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище (1907—1914), Художественной школе при типолитографии товарищества И. Д. Сытина (с 1915), Свободных художественных мастерских — Вхутемасе (1917—1922) — в Москве. Ученики: В. И. Соколов, М. В. Маторин, О. П. Таёжная-Чешуина. Член АХРР с 1925 года. Действительный член АХ СССР с 1947 года. И. Н. Павлов умер 30 августа 1951 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Вначале создавал репродукционные ксилографии для журналов («Запорожец», с этюда И. Е. Репина, 1895), с конца 1900-х гг. — преимущественно оригинальные станковые цветные ксилографии и линогравюры. Работал в технике тоновой гравюры, одним из первых утвердил новый вид гравюры, в котором мастер-гравёр является самостоятельным художником.

В первой четверти XX века сделал серию альбомов оригинальных гравюр: «Уходящая Русь», «Уходящая Москва», «Старая провинция», «Останкино», «Пейзажи в цветных гравюрах на дереве». После 1917 года создал в технике эстампа серию индустриальных пейзажей: «Волга у Ярославля», «Нефтевозы на Волге», «Элеватор на Каме». (По материалам Википедии)

Жила я неподалёку и поэтому часто ходила по этой улице, которая в те времена называлась улицей Воровского. Иногда бывала и на популярных в то время встречах в Доме литераторов и Доме архитекторов. Но как-то не очень задумывалась об истории аристократических особняков, расположенных на этой улице. А вот теперь пришёл черёд узнать о давно знакомых и любимых местах Москвы подробнее.
Итак, Поварская - улица аристократическая. Наверное, здесь и должна находиться настоящая княжеская усадьба с широкими воротами, большим двором, а в глубине, конечно, должен стоять дом с мезонином и колоннами. Ну, вот это как раз и есть дом №52 по Поварской.

1. В современном виде ансамбль усадьбы формировался постепенно. Сначала в 1756 году был построен небольшой дом по Большой Никитской во владении И.И. Воронцова-Вельяминова. Этот дом составлял центральную часть усадьбы. Потом дом купили князья Долгоруковы. В 1770-х годах дом был расширен до Поварской двумя симметричными служебных корпусами. Над домом был надстроен мезонин, а оба фасада, выходящие на разные улицы, обзавелись коринфскими портиками. Со стороны Большой Никитской - такой же коринфский портик, как и со стороны Поварской, но с наполовину утопленными в стену здания колоннами.


Большая Никитская, дом №55

2. В середине XIX века усадьбу купил выходец из баронского рода Боде - Михаил Боде-Колычёв. Род баронов Боде происходил из Эльзаса. Во время Французской революции их владения были конфискованы, погибли все фамильные бумаги. Они приехали в Россию при Екатерине II и присягнули на русское подданство. Михаил родился в семье барона Льва Карловича Боде и Натальи Фёдоровны Колычёвой (1790-1860), последней представительницы боярского рода Колычёвых.


Портреты Натальи Федоровны (урожденной Колычёвой) и Льва Карловича Боде

3. В 1839-1843 годах Михаил Боде обучался в Пажеском корпусе, по окончании которого служил в придворном ведомстве. В 1853-1856 годах в составе Московского ополчения участвовал в Крымской войне. По окончании войны поселился в Москве в особняке на углу Поварской и Никитской улиц, и поступил на службу в Московское дворцовое управление в чине гофмейстера. Был начальником Оружейной палаты в Кремле, в 1875-1883 годах - вице-президентом Комитета по строительству храма Христа Спасителя в Москве. В 1864-1869 годы являлся почетным членом Общества любителей духовного просвещения. Поскольку ко второй половине XIX века в роду Колычёвых не осталось представителей мужского пола, в 1875 году высочайшим соизволением М.Л. Боде было разрешено принять герб и называться бароном Боде-Колычёвым. В 1883 году получил придворный чин обер-гофмейстера. Им был написан исторический труд "Боярский род Колычёвых".
Из воспоминаний Михаила Андреевича Боратынского о жизни в Москве (Дом на Остоженке. Боратынские в Москве (1850-1860-е годы) / Московский журнал. М., 2009. № 10.):
"Сам барон Михаил Львович был удивительно красив и хорошо сложен, хотя я его помню уже пожилым человеком. Он был громадного роста, очень высоко гордо держал голову, брился по придворному, т.е. не носил ни усов, ни бороды; волосы имел белокурые, мягкие и были зачесаны назад. С нами он был очень ласков, но строг: если мы что-нибудь не так поступали, как полагалось (иногда просто от смущения), он себя так сумел поставить, что все перед ним преклонялись. У него была домашняя церковь в честь св. Филиппа, митрополита, которого считал своим предком по матери, рожденной Колычёвой. Михаил Львович любил музыку, сам имел очень приятный густой тенор, немного играл на виолончели...".


Слева - герб Боде-Колычёвых. Справа - Михаил Львович Боде-Колычев. Рисунок Т. Райта, 1843 год

4. При М.Л. Боде-Колычёве парадный двор усадьбы получил окончательную симметричную композицию. В 1859 году к восточному торцу главного дома была пристроена домовая церковь в псевдорусском стиле во имя святителя Филиппа. В этой церкви в 1866 году венчался И.С. Аксаков с А.Ф. Тютчевой. В середине 1850-х годов в доме барона жили вдова А.С. Грибоедова - Н.А. Чавчавадзе, и её сестра, правительница Мегрелии - Е.А. Чавчавадзе. За период с 1852 по 1860 год к главному дому были пристроены двухэтажный дворовый флигель, полукруглая двухэтажная галерея-переход между главным домом, церковью и новым флигелем. По отзывам современников, усадьба Боде-Колычёва представляла собой настоящий музей с картинной галереей и коллекцией оружия.


Парадные ворота усадьбы

5. На фронтоне главного здания усадьбы - герб баронского рода Боде-Колычёвых: два льва держат щит, над щитом баронская корона и три дворянских шлема. Под щитом девиз: Deus Honor ет Gloria (Бог, честь и слава).

6. Михаил Львович скончался в 1888 году. После его кончины усадьбу унаследовала его дочь Наталья Михайловна. Она была замужем за сыном соседей по Поварской - графом Федором Львовичем Соллогубом. Его матерью была Мария Федоровна Самарина. А родовые владения Самариных были слева от церкви Бориса и Глеба на Поварской, дом №38.
Граф Фёдор Львович Соллогуб (1848-1890) - русский художник, работавший в основном в театре. Выступал также как актёр и поэт-любитель, был преподавателем в Московских драматических училищах. Соллогуб писал рисунки и акварели преимущественно на исторические сюжеты, был известен как художник-иллюстратор. Владел по наследству от отца и деда коллекцией ценных картин и иконописи. Фёдор Соллогуб был хорошо знаком с Львом Толстым.


Памятник Л.Н. Толстому. Вид на западный флигель

7. Федор Соллогуб и его жена Наталья были друзьями В.С. Соловьёва. Когда супруги жили в доме Демидовых на Большом Толмачёвском, 3 (ныне Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского), Соловьёв не раз бывал у них. Из воспоминаний родственницы Соллогуба М.Ф. Мансуровой (урождённой Самариной): "Это был человек в то время лет тридцати пяти, очень одарённый, дилетант поэт и художник, с большим юмором и с большим обаянием. Он был близок к плеяде Фета, А.Толстого и Апухтина. В семейной жизни он не был счастлив и больше жил вне дома. Мать его, графиня Марья Федоровна Соллогуб (рождённая Самарина) приходилась двоюродной тетей бабушке Трубецкой, и потому Федя Соллогуб бывал у Трубецких на правах родственника и со всеми был „на ты“. Его талантливость в сочетании с талантливостью Трубецких давала блеск".

Вид на восточный флигель

8. Графиня Наталья Михайловна умерла в 1916 году, и дом перешел к ее старшей дочери графине Елене Федоровне Соллогуб. Таким образом, Соллогубы владели усадьбой до октябрьской революции. К этому времени парадный двор получил окончательную симметричную композицию, включившую в себя заново построенные декоративные стенки между главным домом и флигелями, террасу у полукруглого перехода между центральным зданием и восточным флигелем, четырёхколонный портик восточного флигеля. Главный дом с классическим шестиколонным портиком образовывал широкую крытую галерею. Портики украшали пристроенные к главному дому дворовые флигели и служебные корпуса.


Вид на центральный вход в усадьбу

9. Колонны главного портика - коринфского ордера. Их характерной особенностью является колоколообразная капитель, богато украшенная стилизованными листьями.

12. Слева и справа на главном доме - ещё два портика, подчеркивающие симметричную композицию фасада. Четыре колонны разнесены в стороны и раскрывают трехчастную композицию с арочной нишей. В XIX веке всё пространство между колоннами было сплошь застеклено и напоминало веранду или зимний сад. Появившиеся изменения, по-видимому, были связаны с пристройкой домового храма как раз с этой стороны дома.


Вид на восточный флигель, за ним находилась церковь .

14. Восточный флигель с колоннами.

16. После революции в усадьбе часто менялись хозяева, и судьба её была очень бурной. Сначала здесь разместилась ВЧК, позднее в усадьбе проживал с семьёй А. В. Луначарский, размещались Литкомиссия ВЦИК, Комитет по делам национальностей и ряд других учреждений. В 1920 году здесь открылся "Дворец искусств", в котором выступали А.А. Блок, С.А. Есенин, Б.Л. Пастернак, А.Н. Толстой, И.Г. Эренбург, М.И. Цветаева и другие литераторы. В 1922-1923 годах в строениях бывшей усадьбы Соллогубов находился Музей живописной культуры. В годы НЭПа домом владели частные лица, сдававшие квартиры жильцам внаём. В 1930 году здесь прощались с Маяковским. В 1932 году в усадьбе разместился Союз писателей СССР. В 1933 году особняк был национализирован. В 1940 году в усадьбе проходило прощание с писателем М.А. Булгаковым.

17. Теперь в этом доме располагаются различные писательские организации, а также редакция журнала "Дружба народов", да ещё ресторан.

18. Главный дом городской усадьбы Соллогубов, церковь, здание служб, ограда с воротами и территория парадного двора являются объектами культурного наследия федерального значения.

20. Бытует мнение, что усадьба послужила прототипом имения Ростовых в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". В связи с этим в советское время на фасадной стене главного дома была установлена соответствующая мемориальная доска. В настоящее время некоторыми исследователями и учёными эта литературная легенда опровергается, однако доска продолжает поддерживать легенду.
Дом этот всё-таки связан со Львом Толстым очень многими родственными связями. Старшая сестра Натальи Михайловны Боде-Колычёвой - Мария Михайловна, была первой женой Михаила Сергеевича Сухотина, который после ее смерти в 1897 году женился на старшей дочери Толстого - Татьяне Львовне. У них родилась любимая внучка Толстого - Татьяна, в замужестве Альбертини. От первой жены Боде у М.С. Сухотина было 5 детей - 4 сына и дочь. Его дочь Наталья Михайловна стала второй женой князя Николая Леонидовича Оболенского, который первым браком был женат на средней дочери Л.Н. Толстого - Марье Львовне. А вот после ее смерти он женился на падчерице сестры жены. У них было 2 сына и 2 дочки. Сын М.С. Сухотина - Сергей, был первым мужем внучки Л.Н. Толстого - графини Софьи Андреевны Толстой, той которая вторым браком была за Сергеем Есениным, т.е. его последней женой. Сразу во всём этом и не разберёшься, но понятно, что родственные связи были.

21. В 1956 году посреди парадного двора усадьбы был установлен памятник Л.Н. Толстому, выполненный скульптором Г.Н. Новокрещеновой и архитектором В.Н. Васнецовым.

22. Памятник Л. Н. Толстому был даром писателей Украины писателям России в ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией.

Очень много старых фотографий усадьбы и её внутренних интерьеров в интересном рассказе

Улицы во владении И.И. Воронцова-Вельяминова построили небольшой дом с рустованным цокольным этажом. Путеводитель по архитектурным стилям

Теперь это центральная часть усадьбы. В 1770-е владение перешло Долгоруковым. Они расширили усадьбу до Поварской улицы, надстроили главный дом мезонином, а по боковым границам построили 2 симметричных служебных корпуса с круглыми угловыми помещениями.

В 1812 году в доме квартировали французы, и пожар обошел его стороной. При следующем владельце, бароне М.Л. Боде-Колычеве, двор усадьбы получил замкнутую композицию. По отзывам современников,она стала «музеем средневековых достопримечательностей», среди которых наибольшую ценность представляли картинная галерея и коллекция оружия.

После М.Л. Боде-Колычева здание унаследовала его дочь. Она была замужем за художником Ф.Л. Сологубом. В их руках усадьба оставалась до октябрьской революции.

Этот дом был хорошо знаком Льву Толстому. Поэтому считается, что усадьба Сологуба стала прототипом дома Ростовых в романе «Война и мир» .

В советское время на фасаде здания даже повесили мемориальную доску, а в 1956 году во дворе установили памятник Льву Толстому работы Г.Н. Новокрещенова и В.Н. Васнецова. Но исследователи установили, что у Дома Ростовых другой прототип.

После революции в усадьбе Сологуба разместилась ВЧК. Здание оказалось неудобным, и в конце марта 1918 года Комиссия переехала на Большую Лубянку.

Позже в усадьбе жил А.В. Луначарский с семьей, размещались Литкомиссия ВЦИК, Комитет по делам национальностей и другие учреждения. В годы НЭПа квартиры в доме Сологуба сдавали внаем. А в 1940 году здесь прошло прощание с писателем М.А. Булгаковым.

Говорят, что... ...Сологуб был масоном, поэтому в стенах его усадьбы есть тайные ходы и замурованная комната с сокровищами, которые стерегут призраки бывших владельцев. Жильцы уверяли, что видели две черных комнаты с белыми звездами на потолке. А поэт Рукавишников обнаружил, что снаружи у здания на 2 окна больше, чем внутри. Так нашли замурованную комнату, где Сологубы перед эмиграцией спрятали фамильные ценности.