Портал образования. Пример невидимых нитей в весеннем лесу? Схема невидимых нитей в лесу? Окружающий мир невидимые нити весеннем лесу

Урок окружающего мира

по теме:

«НЕВИДИМЫЕ НИТИ В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ»

2 класс «Перспектива»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Сергеева.Г.В.

по теме: НЕВИДИМЫЕ НИТИ В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ

2 класс, «Перспектива», по учебнику Плешакова А.А..

Задачи урока: продолжить формирование знаний о связях в природе; научить детей выявлять эти связи в весеннем лесу на конкретных примерах.

Задачи:

Образовательные

Объяснить понятие «невидимые нити»

Систематизировать и расширить знания детей о природных связях.

Развивающие:

Развитие логического мышления, воображения.

Развитие познавательного интереса к предмету.

Развитие способностей работать парами, группами.

Развитие чувства ответственности.

Воспитательные:

Прививать любовь к природе,

Вырабатывать сопереживание ко всему живому.

Планируемые результаты: узнать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.
Оборудование: ПК , Проектор, карандаши, листы бумаги.

Ход урока

1.Организационный момент.

Доброе утро, ребята. Несмотря на плохую погоду давайте улыбнемся и пожелаем друг другу добра.

2.Актуализация знаний

1.Проверка домашнего задания:

Работа в парах

Рябята, я раздала вам задания. Вы должны как можно быстрее и правильно ответить на вопросы теста

Подчеркните правильный ответ

Какие птицы селятся в домиках, сделанных для них человеком?

Стрижи Скворцы

Дятлы Ласточки

У каких животных весной изменяется окраска шерсти?

Зайцы Белки

Бобры Медведи

Какое животное просыпается весной после зимней спячки?

Заяц Барсук

Лиса Лось

Какие птицы прилетают к нам последними?

Ласточки Утки

Скворцы Грачи

Какие птицы улетают от нас весной на север, в таёжные леса?

Грачи Овсянки

Соловьи Свиристели

3.Самоопределение к деятельности.

Отгадайте загадки. (Слайд2)

Я из крошки бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

стал высок я и могуч,

не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

То рыжая, то серая. А названьем белая. (белка)

Синих крылышек красу разглядеть нельзя в лесу.

По сучкам порхает бойко с резким хриплым криком …(сойка)

Прогрызу я в доме щёлку и себе устрою норку;

Ну, а лето на носу - я и в поле и в лесу.(мышь)

Как вы думаете, существуют ли связи между отгадками? (ответы учеников)

Каким образом связаны между собой дуб и белка?(ответы учеников)

Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня с вами узнаем?

Сегодня на уроке мы будем говорить о связях в природе. Мы их будем называть невидимые нити. Но прежде чем мы перейдём к разбору новой темы, давайте посмотрим на доску и поставим цели для себя(дети выбирают цели слайд3)

На сегодняшнем уроке вы узнаете на конкретных примерах, какие связи существуют в природе.

Что мы относим к живой природе? (ответы)

А что относится к неживой природе? (ответы)

А как определить к какой природе относится предмет? Предметы живой природы должны:

1) рождаться 2)расти 3)дышать 4)давать потомство 5) умирать,

а предметы неживой природы этих признаков не имеют. (слайд 4)

Назовите объекты живой природы леса .Слайд5

Какие животные живут в лесу?

- Как связаны между собой растения и животные? Слайд6

Какую пользу приносят растения животным?

А животные растениям?

Подведём итог:

Как вы думаете, что значит растения для животных и животные для растений ?Слайд 7

4. Работа по теме урока.

Молодцы, аккуратно сели и поработаем с учебниками. Рассмотрите рисунок на с. 90 учебника --Кто узнал, что за дерево здесь нарисовано? (ива)

По какому признаку вы определили, что это ива? (по серёжкам)

Что уносят с ивы осы, пчелы и бабочки? (нектар)

Как можно назвать иву по отношению к осе, пчеле и бабочке? (кормильцем)

Как пчелы, осы и бабочки помогают иве? (опыляют)

Учащиеся читают текст на с. 90-91 учебника. Затем класс делает вывод: «Ива является кормильцем для осы, пчелы и бабочки».
Затем дети рассматривают схему на с. 91 учебника(Слайд 8), а учитель задает вопросы: «Почему стрелки на схеме двойные? Чем полезны осы, пчелы и бабочки иве?(Ответы детей.)

- Ребята, вы правы, связи в природе всегда обоюдные. Эти связи бывают таких видов: слайд9

Неживая природа- Живая природа

Животные- животные

Растения- животные

Человек- природа

Давайте попробуем привести примеры.(ответы детей)

Физкульминутка .

Молодцы, мы хорошо поработали, нужно немного отдохнуть!

(физминутка под видео)

5.Закрепление изученного материала

- А теперь соберитесь в свои команды. Посмотрите на слайд и установите. Какие связи существуют между елью и белкой, клестом. дятлом, мышью, зайцем (дети обсуждают)

Слайд10

Какая команда готова отвечать?

Итак, невидимые нити – это связи, которые есть в природе повсюду .

А теперь, я раздам вам листочки, слушайте внимательно задания!

Задания командам: подумайте и приведите примеры связей между: слайд 11

1) животными и растениями - 1 команда

2) человеком и природой- 2 команда.

3) животными и животными – 3 команда

. 4 участника команды одновременно выполняют работу и передают друг другу по кругу листок бумаги с написанным на нём примером связи . Потом по одному участнику из команды отвечают.

Все вместе подумайте и назовите примеры связей между неживой и живой природой Слайд12

Давайте посмотрим, какие примеры связей подобрала для вас я. Слайды 13,14,15

Слайд 16 -Ребята посмотрите на экран, перед вами несколько фотографий. Что вы на них видите?

На 1 фотографии все хорошо, а на второй и третьей все изменилось

А как вы думаете, почему так случилось? Что нарушилось в природе? Нарушились связи. На лес что-то подействовало

Что повлияло на лес? (Природные явления, человек)

Ребята, какой мы можем сделать вывод? Кто или что влияет на связи в природе?

(На связи в природе влияет человек и природа).

Слайд17 - Что же будет, если что-нибудь нару шить в этой семье: вырубить деревья или уничтожить всех зверей?

Останется ли лес жить дальше или умрёт?

6. Подведение итогов урока.

Молодцы. Давайте подведём итоги урока. Слайд18

Что мы называем невидимыми нитями?

Какие невидимые нити можно обнаружить в осеннем лесу?

Кто или что может разрушить «невидимые нити»?

Слайд 15. Домашнее задание:

Давайте запишем домашнее задание: теоретический материал на с. 90-93 учебника, привести по 2 примера по каждому виду связи в природе.

7. Рефлексия

Итак, ребята, у вас на столе лежат смайлики. Если вам на уроке все было понятно и все понравилось- поднимите зеленые смайлики, если вы не все еще поняли- поднимите желтые смайлики, если вы ничего не поняли и вам не понравилось- поднимите красные смайлики.(У некоторых спросить что понравилось и что не понравилось)

Спасибо, ребята, за урок!

ЖИВОТНЫЕ РАСТЕНИЯ

ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА

ЖИВОТНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме

"Невидимые нити в весеннем лесу"

педагог дополнительного образования Гонзина С.А.

Цель: формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных, рефлексивных УУД обучающихся 2 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Невидимые нити».

Планируемые результаты:

    учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы;

    научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;

Учебные задачи , направленные на достижение личностных результатов обучения:

    формирование уважительного отношения к иному мнению;

    формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы, готовности следовать нормам природоохранного поведения.

Учебные задачи , направленные на достижение предметных результатов обучения:

    освоение знаний по теме «Невидимые нити в лесу».

    научатся объяснять взаимосвязи между растениями и животными в весеннем лесу

    научатся составлять схемы взаимосвязей в природе

Учебные задачи , направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).

    формировать навыки работы с ПК (познавательные УУД).

    формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).

    формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).

    формирование начальных форм рефлексии, самооценки (регулятивные УУД).

    формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).

Оборудование: учебник 2 класс, 2 часть А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая, АРМ учителя, 4 ПК на каждую группу детей, программа “Окружающий мир” 2 класс (Кирилл и Мефодий), smart-доска, карточки для фронтальной работы.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности, определить содержательные рамки урока.

Музыкальный момент: звуки леса.

Стихотворение

Когда ты идешь про тропинке лесной

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится.

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое - пчелою забралось в цветок,

А третье - лягушкою - скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох.

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке.

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом, и так целый день.

Мы с вами друзья, по тропинке идем,

Ответы искать под зеленым шатром.

Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся, где мы услышим эти звуки?

Ответы детей: в лес.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие в весенний лес.

А что каждый путешественник берет с собой в дорогу?

Правильно. В рюкзаке у него находятся все необходимые вещи.

А как вы думаете, что будет лежать в нашем рюкзаке? Да, верно.

Тогда с чего мы начнем наш урок?

На какие группы делится природа? (Схема в презентации)

Что относится к неживой природе?

На какие две группы делится живая природа?


– На какие группы мы можем разделить животных?

На какие группы мы можем разделить растения?

Как вы думаете, есть ли связи между живой и неживой природой и этими представителями животного и растительного мира?

Как называются эти связи в природе?
– Итак, тема сегодняшнего урока
«Невидимые нити в весеннем лесу» .

Какое задание я вам предложу? – Верно.

Сейчас вы поработаете в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.

На слайде презентации показаны элементы данной схемы. Необходимо установить связи между элементами. Составить схему. (Группам раздаются конверты с заданием).

Поднимите руки капитаны тех групп, которые считают, что справились с заданием и смогут обосновать свой ответ.

С чем вы столкнулись при выполнении этого задания?

В чем оно заключается?

Рюкзак!

Знания, правила поведения в лесу и т.д.

С повторения необходимых знаний.

Живая и неживая.

Солнце, река, камни и т.д.

Животные и растения.

Звери, птицы, насекомые.

Деревья, кустарники, травы.

Есть.

Невидимые нити.

Задание на пробное действие.

С затруднением.

Мы не знаем, как составить схему.

3. Построение проекта выхода из затруднения

Итак, вы поняли причину своего затруднения. Что вы будете делать дальше?

Какую цель вы перед собой поставите?

Наш план: 1) поработать с учебником 2) поработать в группах или в парах 3) сделать выводы

Необходимо поставить цель.

4. Реализация построенного проекта

У каждой команды на столах лежит маршрутный лист с теми заданиями, которые нам сегодня предстоит выполнить. За каждое правильно выполненное задание команда ставит себе один балл после каждого выполненного задания.

Чтение параграфа учебника стр. 90 с попыткой ответить на вопрос, о каких связях здесь идет речь?
– Давайте убедимся в правильности предположений и прочитаем вывод в тексте учебника.

А теперь давайте отметим на листе пробного задания эту связь. (Отмечают связь в пробном задании Растения – Животные).

Что вы можете сказать еще об этой невидимой нити? Что можно сказать о растениях и животных в этой связи?

Теперь вы самостоятельно на своих компьютерах протянете невидимые нити в виртуальном лесу. Для этого выполним интерактивное задание урока 8 задание № 5 (эл.приложение Кирилл и Мефодий) для того чтобы установить следующий вид связи. Проверьте себя, нажав на желтый рычажок. О каких связях здесь идет речь? Отметьте на листе пробного задания эту связь (Отмечают связь в пробном задании Животные – Животные).

Физкультминутка. Давайте сделаем небольшой привал и отдохнем.

Следующее задание, которое мы выполним Урок 7, задание № 7 . Проверьте себя, нажав на желтый рычажок. О каких связях здесь идет речь? Отметьте на листе пробного задания эту связь (Отмечают связь в пробном задании Живая природа – Неживая природа).

Переходим к следующему интерактивному заданию в приложении Кирилла и Мефодия. Урок 10, задание № 7 . Необходимо построить цепь питания человека. Проверьте себя, нажав на желтый рычажок. О какой связи речь идет в этом задании? (Отмечают связь в пробном задании Человек – Природа)

Чтение параграфа вслух хорошо читающими учениками. Чтение вывода.

Предположения детей.

О взаимосвязях растений и животных.

Это звенья цепи питания .
Дети на компьютерах выполняют интерактивные задания. Нажимают клавишу самопроверки, сигналят о выполненной работе.

О взаимосвязях растений и животных. О взаимосвязях животных и животных.

О взаимосвязях Живой природы и Неживой природы.

О взаимосвязи Человека с Природой.

5. Первичное закрепление во внешней речи

Итак, посмотрите на пробное задание, давайте проговорим вместе, какие эталоны у нас получились. Протянем нити в лесу и сделаем их видимыми.

Какой ваш следующий шаг на уроке?

Дети выходят к доске по одному и проводят линии связей между элементами схемы.

Научиться применять новые эталоны.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Как убедиться в том, что вы хорошо усвоили новые знания?

Верно. Сейчас вы разобьетесь по парам и получите задание. Давайте повторим правила работы в парах. Подумайте, между какими представителями Живой природы вы сможете протянуть нити. Составьте схему. (Учащимся раздаются листы с изображениями растений и животных).
Проверка по образцу на экране. (Два стола проверяют по одному эталону, два стола по другому эталону).

У кого есть ошибки? В чем они состоят? Сделайте вывод.

Где вы можете это сделать?

У кого нет ошибок? Сделайте вывод.

Вот такие связи в природе между растениями и животными, живой и неживой природой называют невидимыми нитями. Они на первый взгляд не видны, но существуют, есть в природе повсюду. Эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто САМ ЧЕЛОВЕК нарушает эти связи.

Чтобы узнать, что человек может сделать, чтобы невидимые нити сохранялись, выполним задание Урока 10, № 9 . Как человек помогает природе?

Возврат в исходное задание № 9, какие действия человека вредят природе?

2017 Год в Росси указом президента назван годом Экологии.

Послушайте замечательные слова поэта Е.Евтушенко:

«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»

Как вы думаете, о каких зверях внутри себя говорит поэт?

Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить природу, невидимые нити в ней?

Выполним самостоятельную работу.

Оценивание в парах.

Нам необходимо тренироваться в составлении схем взаимосвязей в природе.

При выполнении д/з.

Мы хорошо усвоили новую тему.

Ответы детей.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Давайте подведем итоги. Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли вы сегодня поставленной цели? (Демонстрация слайда с темой и целями урока.)

Удалось ли сделать открытие самим?
– Оцените свою работу на уроке, возьмите ваши маршрутные листы, переведите баллы в отметки.
На экране перед вами начало фраз, давайте их продолжим.

Я узнал…

Я научился…

Я остался не доволен…

Я остался доволен…

Молодцы, сегодня вы хорошо поработали.

Домашнее задание: составить схему любой из связей.

Узнать, как составлять схему о связях в природе.

Достигли.

Да.

Приложение №1

Задания

Баллы

Работа с учебником

Интерактивное задание.Урок 8 ,задание 5

Интерактивное задание.Урок 7 ,задание 7

Интерактивное задание.Урок 10,задание 7

Интерактивное задание.Урок 10 ,задание 9

Отметка:

«Невидимые нити в весеннем лесу»

Целевые установки урока

Предметные результаты:

Приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу;

Выявлять связи в весеннем лесу на конкретных примерах;

Метапредметные результаты:

Рассказывать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу;

Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе;

Анализировать рисунки и схемы в учебнике;

Соотносить их между собой;

Сравнивать разные виды схем, в том числе работая в паре;

Моделировать связи в весеннем лесу с помощью различных видов схем;

Рассказывать по схемам (моделям) о невидимых нитях в весеннем лесу;

Использовать дополнительную литературу для написания собственного рассказа о кукушке.

Личностные результаты:

Осознавать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными.

Ход урока:

I Организационный момент

Слайд 1

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

II Актуализация знаний

1) Послушайте «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес»

– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время, взглянув на нее, увидел сухие стволы.

Что случилось? – удивился художник. Почему мой лес засох?

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.

Дорисовал, но лес все равно продолжал чахнуть.

- Что значит, чахнуть? (сохнуть, погибать)

- Ребята, если бы вы были на месте художника, как бы вы поступили, чтобы лес не чахнул?

– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы! – проговорил лесовичок.

– Нет, – сказал художник.

Долго они спорили, и художник согласился. Дорисовал много разных зверей. Стало темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

– Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок.

Слайд 2

Такой лес не погибнет, потому что в нем есть все: и деревья, и кусты, и травы, и цветы, и грибы, звери, птицы, насекомые. Это их дом.

Вы согласны со словами старичка-лесовичка? Скажите, а вам интересно изучать окружающий мир?

Желаю вам сегодня на уроке глубже познать тайны природы! А старичок-лесовичок нам поможет.

2) Игра «Живое-неживое»

Но для постижения тайн природы надо обладать знаниями. Вы готовы их проверить?

Предлагаю вам сыграть в игру «Живое-неживое».

Переход на диск.

Послушайте задание. Отгадай загадку. Подумай, к какой природе ты отнесешь этот объект. (Луна, звезды, облака, растения, солнце, гриб, вода, рыба, снежинка, еж, скворец.)

А что думает о ваших знаниях наш гость? (Молодцы!)

3) Посмотрите видеофрагмент. Встреча, с каким временем года предстоит нам сегодня? (Видео «Музыка весны»)

Догадались? (Это весна)

Какие изменения происходят весной в живой и неживой природе? (…, распускаются первые цветы)

III Постановка учебной задачи

1) Ваня загадает вам загадку. О каком раннецветущем растении идет речь?

Цветущие кусты издали привлекают к себе внимание. На прозрачном фоне леса выделяются ярко-жёлтые соцветия, покрытые липкой пыльцой и издающие тонкий аромат. Пальцем тронешь – пожелтеет палец, щелкнешь – золотой дымок запарит, понюхаешь – мед.

Догадались? Что это? (ива)

Слайд 3

Кто прилетает весной к иве на пир? (насекомые)

Как вы думаете, связаны ли между собой ива и насекомые, то есть растения и животные? (да)

2) Предположите, о чем мы будем говорить на уроке (о связи растений и животных).

На слайде тема «Невидимые нити в весеннем лесу» (анимация на появление)

Прочитайте тему урока. Значит, как можно назвать связи в природе? (невидимые нити)

Какие существуют невидимые ниточки - связи в природе, вам сейчас предстоит это выяснить.

IV Открытие нового знания (этап изучения новых знаний)

1) На партах у вас конверты. Достаньте из них карточки с текстами. Работая в парах, определите, о каких связях в природе говорится в ваших текстах. Выберите верный ответ.

1 группа

о каких связях в природе

Между неживой и живой природой есть тесная связь. Солнце служит источником тепла и света для живых существ. Также живым существам необходимы воздух и вода.

1) между живой и неживой природой

2) между растениями и животными

3) между различными животными

Прочитайте ваш текст. О каких связях идет речь? (О связях между неживой и живой природой)

2 группа

Прочитайте текст. Определите, о каких связях в природе в нём говорится. Выберите верный ответ.

Стремительно летали ласточки и стрижи. На лету они ловили насекомых: мух, комаров, мошек. Разгуливал важный грач. Он глотал всё, что подбирал съедобное: улитку, жука, гусеницу. Цапля, стоя у воды, ловила лягушек, небольших рыбок, водных насекомых. А в воде плавала утка-кряква. Чтобы поесть, она опрокидывалась вниз головой и шарила по дну клювом, собирая мелкую водную живность.

Слушаем ваш текст. Назовите, какие невидимые ниточки вы нашли? (Связи между различными животными)

На слайде схема. Убрать прямоугольник - открыть стрелки.

3 группа

Прочитайте текст. Определите, о каких связях в природе в нём говорится. Выберите верный ответ.

Растения не только основная пища, но и убежище для многих животных. В чаще леса скрываются от врагов и выводят свое потомство крупные звери - кабаны, лоси. Лес помогает существовать и размножаться многим животным. И животные помогают расселяться растениям.

(Связи между растениями и животными)

Обобщение по схеме.

Какой вывод можно сделать? Какие связи есть в природе? (Связи между живой и неживой природой, растениями и животными, различными животными).

Эти связи называются невидимыми. Они на первый взгляд невидны, но существуют, есть в природе повсюду. Все в природе связано друг с другом, как будто бы нитью).

Физминутка

V Первичное закрепление

Попробуем сами разглядеть эти ниточки.

1) Откройте учебники на стр. 90. Прочитайте заголовок («С кем дружит ива»).

Как вы думаете, с кем дружит ива, о чем говорится в статье?

Прочитайте текст жужжащим чтением. Подготовьтесь ответить на вопросы.

Какая ива весной? (ярко-жёлтая)

Как вы думаете, почему растение выбрало себе такой наряд? (чтобы привлечь насекомых)

Какие насекомые кормятся на цветущей иве? (шмели, пчелы, бабочки).

Почему они выбрали себе в друзья иву? (медонос)

Значит, растения дают насекомым питание. Рассмотрите схему на стр. 91.

Выдвинуть схему на слайде.

Объясните, почему стрелки на схеме направлены в обе стороны? (польза и для растений)

Найдите предложение, подтверждающее ваш ответ.

Оправдались ли наши предположения? Вы были правы.

2) Мы убедились, что насекомые полезны для цветущих растений. На следующей странице для вас приготовлена еще одна загадка. Перелистните страницу и прочитайте название («Как связаны между собой деревья, насекомые и птицы»)

Значит не только растения и насекомые могут быть связаны между собой, но и деревья? Как вы думаете?

Найдем в тексте доказательства наших предположений. Прочитаем текст с комментированием.

1 часть текста. Есть ли ниточки в этой части текста? (да, насекомые кормятся корой, древесиной, листвой деревьев). Подтвердите ответ предложением. Прочитайте.

2 часть. О какой связи прочитали? (о связи птиц и насекомых) Как об этом сказано в тексте? (а насекомые кормятся птицами)

3 часть. О чем вы узнали, прочитав этот отрывок? (птицы помогают деревьям, поедая насекомых)

Работа со схемой на слайде.

Слайд 4

Выйдите к доске и покажите на схеме, как связаны между собой деревья, насекомые и птицы.

Как вы думаете, а гусеницы, которые питаются листьями, цветами и семенами растений, полезны для растений? (нет)

Что будет, если гусениц станет слишком много? (нанесут большой вред деревьям)

Кто может помочь деревьям? (птицы)

Птицы, как и хищные звери, играют роль санитаров леса.

Какая птица изображена на рисунке? (кукушка)

Вредная она или полезная? (полезная) Почему? (она поедает опасных для леса мохнатых гусениц, которых другие птицы есть не могут)

VI Самостоятельная работа с самопроверкой

1) Можете ли вы сами привести пример связи. Например, между живой и неживой природой, растениями или животными или различными животными. (ответы детей)

2) Откройте рабочие тетради на стр. 51, зад. 3. Прочитайте его.

Можете вы выполнить это задание? Хочу предложить свою помощь.

Слайд 5

Прочитайте стихотворение и найдите пример связи.

В рамочке составьте схему с названиями. Выполните задание самостоятельно.

Проверка выполнения задания.

Ребята, о какой связи мы сегодня не сказали на уроке? (о связи человека и природы) Может ли человек прожить без неживой природы? Почему? Что дает ему живая природа? Не забывайте об этом. Будьте природе друзьями.

VII Домашнее задание : в рабочей тетради стр. 50 зад. 1, дополнительно по желанию – зад. 4.

VIII Рефлексия

Понравился ли вам урок?

Что узнали нового?

Что было для вас сложным?

Подведем итог. Оценим свои знания и вашу работу на уроке.

На столах у вас лежат конверты. Достаньте из них солнышко, листочек и тучку.

Слайд 6

Если вам было всё понятно. Я молодец! – покажите солнышко.

Если вы считаете, что у вас не всё получилось, но вы старались! – покажите листочек.

Если вы думаете, что вам надо быть внимательнее! – покажите тучку.

Спасибо за плодотворную и активную работу на уроке.

личностных результатов обучения:

    формирование уважительного отношения к иному мнению;

    формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

    освоение знаний по теме «Невидимые нити».

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    формирование умения работать с новой информацией по теме «Невидимые нити» (отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку, делать выводы) (познавательные УУД).

    формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).

    формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).

    формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).

    формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

    формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).

Ресурсы:

1 Оргмомент. Эмоциональный настрой.

Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом и наш урок пройдет успешно.

Посмотрите внимательно, что у меня в руках? Что вам это напоминает?

Ребята, земля это наш с вами дом. Сейчас мы с вами продолжим предложения. (передавая друг другу мяч)

Я хотел чтобы на нашей планете — Земля всегда было:

(чисто, красиво, зелено, было огромное множество животных, журчали чистые ручьи,

чтобы все дышали чистым воздухом и пили полезную ключевую воду, чтобы всегда светило солнышко, чтобы на планете был мир)

Ребята, а для того, чтобы наши желания сбылись, от кого это зависит, как вы думаете.

2. Актуализация знаний

— Желаю вам сегодня на уроке глубже познать тайны окружающего мира!
— Возьмите цветной карандаш и закрасьте на «Шкале успеха» ту часть делений, которая соответствует вашему прогнозу работы на уроке. (Приложение 1 )

Обсуждение проблемной ситуации .

А теперь разрешите спор двух школьников.

Марина говорит: животные – это только дикие звери, галка – это птица, а не животное. Да и бабочка – насекомое. А не животное.

Егор не согласен с Мариной. Он считает. Что все. Кто движется. Питается. Растет. Дает потомство, то есть живет. Относится к животным.

Кто из детей прав?

Сейчас мы с вами вспомним, какие группы животных населяют нашу землю

Для этого вы должны отгадать загадки

Отгадайте загадки и назовите группу, к которой относится это животное

Назовите важнейшие признаки этих животных

(тело покрыто шерстью)

Насекомые

Любит мух и комаров

Да имеет громкий зов

Вся зеленая скажу

Дом на речке и в пруду (лягушка)

Что за весенняя черная птица

Любит за плугом ходить и кормиться Птицы (тело покрыто оперением)

Что за весенняя черная птица

Прямо на трактор чуть не садится?

С хвостом, а не конь Рыба

С перьями, а не птица

Какой группы у нас не хватает? (Пресмыкающиеся)

Кто относится к пресмыкающимся?

Сообщение детей, которые выступают в роли ученых исследователей

а) о бобре г) синицы

в) стрекозе

Ребята! Внимание! На нашей речке появились бобры!

И мы люди должны не спугнуть их, А создать все условия, чтобы они у нас жили и размножались. И если у вас появиться желание пойти и посмотреть, понаблюдать за жизнью бобров на реке. Обязательно пригласите взрослых и с ними понаблюдайте. И не забудьте, как надо вести себя, чтобы не навредить нашим новым жильцам.

3.Самоопределение к деятельности

(Полный и верный ответ приветствуется другими учениками апплодисментами. Сформированные группы садятся вместе за стол. На экране появляются изображения осины, зайца, лисы.)

Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса? (Заяц питается корой и ветками осины, а лиса питается зайцем.) Проверим, верно ли вы ответили.

На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями осины, зайца, лисы.

Что произошло бы в природе, если бы исчезли осины? Зайцы? Лисы?
Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О том, как связаны растения и животные.)

На экране появляется тема урока: «Невидимые нити».

Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам?
Какая учебная задача стоит перед нами на уроке? (Выяснить, что называют НЕВИДИМЫМИ НИТЯМИ.

А что говорит Муравьишка? Прочитаем.

Работа по теме урока

Что такое МОДЕЛЬ? (Выслушиваются ответы детей. На слайде появляется толкование слова МОДЕЛЬ из энциклопедического словаря.)

МОДЕЛЬ – любой образ, изображение, схема какого-либо объекта, процесса или явления.

С помощью чего вы могли бы создать модель? (С помощью стрелок, картинок, клея, степлера.

3. Работа над темой урока

а) Чтение текста на с. 64-65 учебника сильными учащимися.

О каких невидимых нитях говорится в тексте? (О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.)
– Как бы вы озаглавили этот текст? (Лес и человек)
– Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки.

Человек вырубил кустарники. ––> Исчезли птицы, которые гнездились в них. ––> Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. ––> Деревья высохли.

Как вы думаете, чем всё закончилось? (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.)
– Кто виноват в этом? (Человек – лесничий.)

б) Закрепление изученного

Работа в парах.

(на с.65 по рисункам дети прослеживают взаимосвязь в природе)

Какие связи вы увидели?

Примерные ответы: (божьи коровки питаются тлей, если не станет божьих коровок разведется большое количество тли, которая погубит растения)

(пчела собирает с цветов нектар, синица питается гусеницами, если не будет синиц, разведется много гусениц, которые погубят деревья.

А можем, мы люди нарушить эти связи?

Действительно, божья коровка – это отличная помощница человеку в борьбе за урожай Ученые подсчитали, что только один жук за свою жизнь может съесть до 4000тлей.

Почему нити называют невидимыми?

В природе все действительно связано друг с другом, словно нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто эти связи нарушает человек.

в)Физкультминутка (о лягушке)

Ребята, внимание! Послушайте. Лягушка звенит в колокольчик. Она хочет привлечь к себе внимание. Не секрет, что многие люди не любят лягушек и порой беспощадно их убивают. Давайте подумаем и скажем, а действительно нужны нам лягушки.

г)Работа в группах. Моделирование

Класс делится на несколько групп, каждая составляет цепь питания, используя картинки и стрелки

Результаты работы обсуждаются всем классом

д)Выполнение заданий №1,2 с 24 в рабочей тетради Самостоятельная работа.

е) Проверка самостоятельной работы.

Просмотр мультильма «Сова» Бианки

Вопрос после просмотра .

Какую взаимосвязь в природе вы проследили в этой сказке?

Д.З. Составить (при помощи рисунков и стрелок) схему взаимосвязи в живой и неживой природе в сказке «Сова»

4 Рефлексия. Вывод на с.67,


– Какие перед нами стояли учебные задачи? (На экране по мере ответов учеников появляется слайд «Итог урока».)
– Справились мы с ними? (Справились. Узнали, что такое НЕВИДИМЫЕ НИТИ, научились находить связи в природе, между природой и человеком, научились изображать изученные связи с помощью моделей.)
– Оцените свою работу на уроке по « Шкале Успеха». Совпадает ли ваш прогноз в начале урока с результатом в конце урока?

б). Чтение наизусть заранее подготовленными учениками стихотворения Б. Заходера «Все-все, все на свете, на свете нужны!»,

Ответы на вопросы

(После прослушивания стихотворений каждая группа отвечает на вопрос

1.Докажите, что на Земле нужны мошки?

2.Докажите, что нельзя обойтись без свирепых хищников

3. Почему без мышки, у кошки не лучшие делишки?

4. Почему ошибкой окажется, если кто — нибудь лишним окажется

Урок подходит к концу. Спасибо за плодотворную и активную работу на у

Окончен урок и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам,

За то, что упорно и дружно трудились,

Что мне и друг другу вы так пригодились .

Задачи урока: продолжить формирование знаний о связях в природе; научить детей выявлять эти связи в весеннем лесу на конкретных примерах.

Планируемые результаты: узнать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.

Ход урока

В начале урока учитель проверяет выполнение учащимися заданий № 2 и № 4 на с. 48-49 рабочей тетради. Если у детей возникли трудности при выполнении задания № 2, учитель может помочь им, используя свои фенологические наблюдения и соответствующие записи. После проверки выполнения заданий в рабочей тетради несколько учеников разыгрывают подготовленную дома сценку из весенней жизни зверей.

Музыкальной «визитной карточкой» темы данного урока, как и предыдущих уроков, посвященных экологической проблематике, является первый куплет и припев песни И. Николаева «Расскажите, птицы». Уч. спрашивает, догадались ли, о чем пойдет речь на уроке.

Во вступительной беседе необходимо актуализировать знания, полученные детьми на уроках по экологии в осеннее и зимнее время. Эту беседу можно провести по вопросам рубрики «Вспомним» на с. 90 учебника. Если дети забыли материал, особенно осенний, учитель помогает им наводящими вопросами или обращением их к соответствующим страницам учебника, в том числе и 1-й части (с. 102-105 1-й части; с. 36-38 2-й части).

Изучение нового материала можно организовать по-разному: 1) как рассказ учителя с применением интерактивной доски; 2) как чтение текста на с. 90-93 учебника с комментариями учителя; 3) как пошаговую подачу информации. В настоящем пособии будет коротко рассмотрен способ пошаговой подачи информации.

I шагом является усвоение детьми того, что растения с яркими цветами и нектаром привлекают к себе насекомых, которые, питаясь нектаром, осуществляют опыление растений. Дети под руководством учителя рассматривают схему на с. 91 учебника и делают вывод, что польза для растений и животных является двусторонней. Обобщая ответы детей, учитель подчеркивает, что не только ива, но и все растения с яркими цветками, сильным запахом и нектаром (медуница, фиалка, мак, шиповник, роза, табак душистый, яблоня, вишня) приспособились к опылению их насекомыми. Те растения, которые этого не имеют (лебеда, полынь, береза, орешник, ель, сосна), опыляются ветром.

Закрепляется материал первой части урока при выполнении задания № 1 на с. 50 в РТ,

II шаг посвящен изучению пищевой цепи «растения насекомые птицы». Дети под руководством учителя рассматривают схему на с. 92 учебника. В данном случае связь между деревом и птицей является не прямой, а опосредованной, и второклассникам бывает трудно ее понять. Учитель задает следующие вопросы, комментируя ответы детей: «Мы только что видели, что насекомые (бабочки, шмели, пчелы) полезны для цветущих растений, потому что, питаясь, они одновременно опыляют растения. А вот гусеницы, которые питаются листьями, цветами и семенами растений, полезны для растений? Что будет, если гусениц будет слишком много? Кто может помочь деревьям? Взгляните на рисунок. Кто питается гусеницами? Значит, птицы полезны для растений. А зачем птицы ловят гусениц? Мы знаем, что кукушка отличается от других птиц. Оказывается, люди не правы, считая, что кукушка - плохая мать. Наоборот. Она единственная из птиц, которая питается ядовитыми мохнатыми гусеницами. Но птенцы их есть не могут, поэтому кукушка и подкидывает свои яйца в гнезда к другим птицам, чтобы они вскармливали кукушонка мошками и съедобными гусеницами. Получается, что кукушка приносит двойную пользу. Таким образом, птицы, как и хищные звери, играют роль санитаров леса».



Закрепляется материал второй части урока при выполнении задания № 3 на с. 51в РТ. Обобщается материал всего урока посредством ответов детей на вопросы рубрик на с. 93.

В конце занятия учитель или один из учеников читает вывод урока в учебнике.

Домашнее задание: теоретический материал на с. 90-93 учебника, задания № 2 и № 4 на с. 51 рабочей тетради.

Окружающий мир

Урок 52. ВЕСЕННИЙ ТРУД

Задачи урока: познакомить детей с видами старинной женской и мужской работы весной, сопоставить их с современными видами весенних работ в селе и городе, в садах, огородах, поле, углубляя в детях понимание важности земледельческого труда для жизни людей во все времена.



Планируемые результаты: научиться различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; научиться проводить наблюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней.

Ход урока

– Ребята, помните, как мы встречали Масленицу? Весело было? После Масленицы проходит время и наступает „праздников праздник“ - Пасха». Потом он вызывает двоих учеников. Одному из них надевает на голову бумажный обруч с изображением блина, второму - с изображением кулича. Дети встают на некотором расстоянии друг от друга. Каждому из них учитель дает один конец ленты, на которой по всей длине завязаны семь узлов, и говорит: «Сколько недель проходит между Масленицей и Пасхой, вы узнаете, посчитав узлы на ленте». Ученики считают, называют количество недель, садятся на свои места.

– Как называют эти семь недель? Что происходит в жизни людей и в природе между этими праздниками? (Дети предлагают свои объяснения.) Точный ответ мы узнаем из учебника. Но перед тем как начать чтение, посмотрите на фотографию куклы, стоящую в учебнике около заголовка нашего урока (с. 94). Она так старательно подметает, словно хочет что-то прогнать метлой. Что она так тщательно прогоняет? Ответ вы тоже узнаете из текста». Учитель вместе с детьми читает текст на с. 94-95 учебника, распределяя очередность с помощью волшебного клубочка. Затем спрашивает: «Так что же прогоняет кукла? (Масленицу.) Как называется время между Масленицей и Пасхой? Сколько длится Великий пост?» Учитель дополнительно читает или пересказывает текст о Великом посте со «Страничек Умного Совенка» (с. 125 учебника). Потом еще раз вызывает двоих учеников на роль олицетворения праздников Масленицы и Пасхи. Просит ребят взять друг друга за руки в виде моста и отгадать загадку: «Лежит мост на семь верст, в конце моста - золотая верста». Обсуждает с детьми, почему Пасха сравнивается с верстой. (Празднуют Пасху целую неделю.)

Далее учитель продолжает беседу с детьми по тексту учебника: «В учебнике было сказано: „Придет время...“ А от чего зависело начало полевых работ, когда приходило их время? (Когда позволяла погода.) Вы помните, какие народные приметы зимних и весенних дней предсказывают погоду? Какие заботы в старину были у женщин и мужчин? Как вы думаете, обидно тогда было мужчинам и женщинам, что какую-то работу называли мужской, а какую-то - женской? Конечно нет! Ведь если бы не было такого разделения, то была бы путаница. Никто ничего не успел бы сделать. Да и многие мужские работы непосильны женщинам. Недаром в мужчинах всегда уважали силу, выносливость. В каких работах это могло пригодиться? А в женщинах ценились усидчивость, аккуратность, терпеливость. Для каких работ важны эти качества?

Сейчас мы с вами тоже поработаем - отгадаем загадки о весеннем труде. Работу будем делать аккуратно, тщательно, прилежно». Сначала дети по очереди читают загадки на с. 95 учебника. Вместе с учителем определяют, какие признаки выбрали в старину сочинители загадок - внешний вид предмета или его действия. Что помогает разгадывать: описание признаков или рисунки учебника? (Скорее всего, рисунки, потому что в наше время редко кому приходится часто работать топором, пилой, молотком. А ребятишкам в прежние времена ничего не стоило вспомнить визг пилы, «поклоны» топора, тяжелую (пудовую) «голову» молотка.) Затем дети выполняют задания № 1 и № 2 на с. 52 рабочей тетради.

Учитель: «А сейчас узнаем, о каких весенних работах нам еще рассказывает учебник. Но сначала сами подумайте, как изменился в наше время труд земледельцев по сравнению со старинным трудом». Дети рассуждают. Учитель выписывает на доску пословицы: «Вешний день целый год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою» - и просит учащихся объяснить, что они значат.

Далее учитель обращает внимание детей на изображение святого Георгия Победоносца и говорит: «Как решительно святой Георгий побеждает злого змея, вот так же смело день его памяти открывает дорогу на весенние пастбища». Учитель спрашивает, какие весенние работы приходилось детям наблюдать или выполнять самим. Предлагает ответить на вопросы: «В какой день домашних животных в старину первый раз выпускали на пастбище? Какие работы весной проводят в поле? Какие работы весной проводят в огородах? Как изменяется весной жизнь домашних животных? Что делают с приходом весны в саду?»

– Теперь попробуем отгадать еще одну загадку. Она изображена на фотографии в задании № 3 на с. 53 рабочей тетради. Эта загадка требует и памяти, и знаний о весенних особенностях природы. Если дети не могут ответить на вопрос задания, учитель объясняет, что беление льняных полотен происходило весной, когда солнце светит особенно ярко. После того как ученики сами предложат свои варианты сочиненной строчки к загадке, учитель может прочитать свои варианты: «На солнце белили» или «На поле белили».

– Сколько мы с вами сегодня узнали нового! Что-то вспомнили. О чем-то услышали впервые. Наверное, теперь сможем точно объяснить значение пословиц, написанных на доске». Дети дают объяснения. Учитель просит подкреплять высказывания конкретными примерами.

В заключение занятия учащиеся про себя читают вывод урока на с. 97 учебника. Учитель вызывает несколько учеников пересказать его. Спрашивает, что каждому кажется самым важным в сведениях данного урока.

Домашнее задание: теоретический материал на с. 94-97 учебника, задание № 4 на с. 53 рабочей тетради.

Урок 53. СТАРИННЫЕ ВЕСЕННИЕ ПРАЗДНИКИ

Задачи урока: познакомить детей с народными обычаями весенних старинных праздников, выявить их глубокий нравственный смысл, связанный с животворящей силой весенней природы; сопоставить между собой традиции отношения к березе в культуре разных народов России; определить нравственный смысл легенд и песен о березе в культуре народов Севера.

Планируемые результаты: уметь выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; научиться оформлять рамочки для фотографий своей и друга.

Оборудование. У учителя - национальные куклы, куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; вербные ветви или любые прутики; куклы-неразлучники, выполненные заранее по образцу в учебнике; настенный календарь; политическая карта России. У учащихся - цветные карандаши или фломастеры.

Предварительная работа. На уроке изобразительного искусства дети на альбомном листе рисуют две рамочки, используя орнаментальные мотивы творчества народов своего края. Эти рамочки предназначены для подарка друг другу в один из весенних праздников. В одну рамочку ребенок вклеивает свою фотографию, в другую - фотографию своего друга. По ходу данного урока дети будут обмениваться подарками.

Ход урока

Урок можно начать с ответов детей на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 98 учебника.

Затем учитель разыгрывает весенний обряд, который исполняли накануне Пасхи, в последнее воскресенье перед праздником - Вербное воскресенье. Несколькими веточками вербы или любыми другими прутиками он легко постукивает кукол-помощников, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти!», и объясняет смысл обряда, пересказывая текст со с. 98 учебника.

Учитель: «Ребята, как вы думаете, какую семью можно назвать по-настоящему богатой? В чем главное богатство семьи?» Потом дети поочередно читают текст на с. 98-99 учебника о народных обычаях вербохлеста и вербных базаров. После этого учитель повторно спрашивает: «Что означало похлопывание вербными прутиками детей и животных? На какой праздник это происходило? Что составляет главное богатство семьи? Как вам кажется, сколько детей должно быть в семье?» Затем учитель предлагает выполнить задания № 1 и № 2 на с. 54 рабочей тетради. Дети самостоятельно прочитывают текст о пасхальных обычаях на с. 99 учебника и выписывают из него нужные строки в рабочую тетрадь.

Учитель спрашивает, какой пасхальный обряд изображен на картине Н. А. Кошелева на с. 98 учебника. Он разъясняет детям, что если, скатившись по лотку, яйцо задевало уже лежащие яйца, то все подбитые доставались его владельцу. Для больших крестьянских, да и городских, семей такой выигрыш мог быть хорошим подспорьем, а для детей - радостью от веселого занятия. Учитель предлагает рассмотреть детали картины и подумать, где происходит игра, пофантазировать, что это за дети, из одной они семьи или из разных.

Затем учитель переводит внимание детей на фотографии рубрики «Заглянем в семейный альбом» на с. 99 учебника и спрашивает: «Какая из этих фотографий старинная? Как это можно определить? Какие моменты праздника хранят эти фотографии?»

Далее учитель высаживает на стол кукол-помощников в национальных костюмах, присоединяет к ним и других кукол из классной коллекции и говорит: «Вот наша коллекция народных кукол. Некоторых мы с вами можем видеть, держать в руках. Другие живут в нашей памяти. Каких кукол прошлых уроков вы помните? (Дети отвечают.) А на этой странице к нашей коллекции присоединяется новая кукла. Вы видите ее на фотографии вверху с. 99 учебника. Из чего понятно, что это пасхальная кукла? (Красный цвет, вербы, узелок, очевидно, с пасхальным угощением.) А вот и главные гости! (Учитель высаживает кукол-неразлучников.) Это „молодожены“! И у нас настоящая кукольная свадьба. Как раз для наших „молодоженов“ подходят слова величания». Учитель произносит вместе с детьми слова величания (из задания № 2 на с. 54 рабочей тетради) куклам-неразлучникам от лица других кукол. Куклы-неразлучники кланяются в ответ, благодарят.

Учитель: «После праздника Пасхи - время свадеб! А теперь давайте познакомимся с праздником, который наступает после праздника Пасхи». Читает текст о празднике Святой Троицы на с. 100 учебника. Показывает по календарю, сколько это 50 дней. Задает вопросы: «Какое дерево было главным на празднике Святой Троицы? Ветви каких растений используют в обрядах весенних народных праздников?»

Затем учитель предлагает детям узнать, как относятся к березе в культурах двух других народов России - саамов и якутов. Он показывает на политической карте России Республику Коми, где живут саамы, и Якутию, читает текст на с. 100-101 учебника о саамских и якутских воззрениях на отношения природы и человека. Учитель спрашивает у детей, какая мысль выражена саамской легендой и якутской песней о березе. Просит подобрать в творчестве народов своего края похожую легенду о растениях, чтобы позже обсудить ее в классе. (Учитель должен на одном из следующих уроков вернуться к этой теме и обязательно обсудить подобранные детьми легенды в творчестве народов своего края.)

В завершение обсуждения материала о празднике Святой Троицы учитель предлагает учащимся выполнить задание № 3 на с. 55 рабочей тетради.

В конце урока учитель говорит: «Итак, ребята, о каких старинных весенних праздниках мы сегодня узнали на уроке? Что вам больше всего запомнилось?» - и предлагает детям попарно обменяться нарисованными заранее рамочками с фотографиями в подарок для закрепления дружеских отношений.

Завершая занятие, учитель говорит: «Ребята, согласитесь ли вы со мной, если я скажу, что в весенних народных праздниках, легендах, песнях разных народов отразилась нежная любовь людей к природе, забота о земле-кормилице, о благе всех живых существ в мире?»

Домашнее задание: теоретический материал на с. 98-101 учебника, задание № 4 на с. 55 рабочей тетради.

Урок 54. БУДЬ ЗДОРОВ!

Задачи урока: познакомить детей с правилами здорового и безопасного образа жизни в весенний период; продолжить приобщение детей к игровой культуре народов России; развивать в ходе игры навыки благожелательного общения детей друг с другом; корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях детей.

Планируемые результаты: выполнять правила здорового образа жизни в весенний период; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правиля, предусмотренные игрой.

Оборудование. У учителя - куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек, куклы в национальных костюмах республик Марий Эл и Татарстан; фотографии видов природы и архитектуры этих республик; магнитофон, записи национальных мелодий; увеличенная схема игры «Бег по следу»; политическая карта России. У учащихся - цветные карандаши или фломастеры.

Ход урока

Игровую часть занятия можно провести на прогулке или на уроке физкультуры как итог изучения народных игр в течение года.

Учитель: «Ребята, зима уже позади. Скажите, много ли вы болели этой зимой? Как вы думаете, почему так получилось? Кто запомнил правила сохранения и укрепления здоровья зимой? В следующую зиму обязательно им следуйте! Но и весной, да и летом, не забывайте о разумном поведении. Укреплять организм, закаливаться лучше всего начинать в теплое время года и понемногу, советуясь со взрослыми. А что нужно делать, чтобы весной и здоровым остаться, и нагуляться вволю?» Дети отвечают. Учитель пересказывает текст на с. 102 учебника, а затем спрашивает: «Какое занятие можно назвать лучшей школой здоровья для детей? (Народные игры.) Зимние игры каких народов России вы знаете? В какие игры играют весной в нашем крае? в вашем дворе? Какие игры или весенние развлечения вы любите больше всего с друзьями?» При этом учитель делится с детьми своими детскими воспоминаниями о дворовых или школьных играх, рассказывает эмоционально захватывающие истории из своего детства.

Учитель: «Пришла пора отправиться в новое воображаемое путешествие по нашей стране за новыми, весенними играми. Веди нас, волшебный клубочек! (Учитель прокатывает клубок по полу или столу.) Первая наша остановка - в Республике Марий Эл, у народа по имени марийцы. Столица республики - город Йошкар-Ола». Учитель говорит детям, насколько удален этот край от их места жительства. Вместе с учениками обсуждает, как можно до него добраться (водным путем, на самолете, на поезде, автобусе). Если это возможно, учитель включает запись марийской национальной мелодии, показывает кукол в национальных костюмах, фотографии видов природы и архитектуры Республики Марий Эл. Показывает расположение республики на политической карте России.

Учитель продолжает: «Игра, которую нам дарят дети Марий Эл, называется „Бой петухов“. Послушайте правила этой игры». Читает на с. 103 учебника или пересказывает правила, затем задает вопросы: «Почему во время игры необходимо соблюдать правила? Какие качества развивают игры с правилами?» Далее учитель предлагает детям поиграть в «Бой петухов». Опыт показывает, что игру нужно проводить последовательно с участием каждый раз одной пары. Остальные ребята образуют круг зрителей и внимательно следят за соблюдением правил поединка. При благоприятном эмоциональном климате дети сами называют себе партнера. Учитель акцентирует внимание на правиле выбора партнера: «Как подбираются пары в игре?» Он может и сам называть пары, так как игра с выраженным соперничеством может спровоцировать в условиях урока агрессию, способствовать закреплению ролей «лидер», «отвергаемый» среди учеников, неблагоприятно сказаться на самооценке отдельных учеников.

Учитель: «Дальше наш волшебный клубочек ведет нас в Татарстан. (Снова прокатывает клубок по полу или столу.) Столица республики - Казань». Учитель рассказывает о том, сколько времени занимает путешествие в эту республику, показывает фотографии видов природы и архитектуры, кукол в национальных костюмах, включает запись татарской национальной мелодии. После этого читает на с. 104 учебника или пересказывает правила игры «Бег по следу». Затем учитель уточняет понимание правил детьми: «Каким образом определяют победителей в татарской народной игре „Бег по следу“?» Рассматривает с детьми увеличенную схему игры и обсуждает ее. Если позволяет площадь, то учитель может нарисовать мелом маршрут бега, и дети играют в игру «Бег по следу».

После изучения правил марийской и татарской народных игр можно предложить детям выполнить задания № 1 и № 2 на с. 56 рабочей тетради.

В заключение занятия учитель предлагает детям назвать игры, в которые им хотелось бы сыграть. Учитель: «Представьте, что к вам приехали корреспонденты из другой республики. Объясните правила игр так, чтобы журналисты смогли понятно написать о них в газете».

Учитель: «Ребята, впереди у вас много весенних дней. Еще раз напомните мне, как нужно одеваться весной, чтобы остаться здоровым?

За весной придет и лето. Летние дни я желаю вам провести в веселых играх с хорошими друзьями, окрепнуть физически, укрепиться в честности, научиться договариваться с друзьями путем разговора и добрых шуток. Кому-то из вас нужно научиться уступать. Кто-то должен научиться добиваться победы. Третьему надо уметь проигрывать. Это тоже очень важное умение. Проигрывать умеют только сильные люди! И главное, всегда нужно сохранять бодрость духа. Скажите, в какие игры из тех, о которых мы узнали в наших воображаемых путешествиях, вы поиграете с друзьями?»

В конце занятия учитель читает вывод урока на с. 105 учебника.

Региональный компонент. Познакомьте детей с играми народов вашего края, подходящими для забав весенней порой в разную погоду.

Физкультминутки в форме изучаемых игр.

Домашнее задание: теоретический материал на с. 102-104 учебника, задание № 3 на с. 57 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Расскажите ребенку о том, как в детстве вы играли весной. По возможности организуйте эти игры вместе с ребенком и его друзьями на улице. Играйте дома с детьми в настольные игры, особенно во время каникул ненастной порой. Помогите ребенку выполнить задание № 3 на с. 57 рабочей тетради.

Урок 55. ОХРАНА ПРИРОДЫ ВЕСНОЙ

Задачи урока: развивать в детях эстетическое чувство при восприятии красоты весенней природы; укреплять на этой основе бережное отношение к природе, познакомив детей с правилами охраны ее весной, со способами защиты и помощи зверям и птицам; продолжить изучение страниц Красной книги, отмечая недопустимость вредного влияния людей на природу весной (сбор первоцветов, поджог прошлогодней травы и т. д.).

Планируемые результаты: самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор и т. д.).

Оборудование. У учителя - куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек; магнитофон, запись голосов леса; колокольчик; фотографии березы, первоцветов, насекомых (бабочек, пчел, шмелей); игрушечная птица, игрушечная собака; книга «Великан на поляне»; детское издание произведения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы». У учащихся - цветные карандаши или фломастеры.

Ход урока

Давайте сейчас прислушаемся к голосам весенней природы. Попробуем различить в ее многоголосии слова, обращенные к нам. (Учитель включает запись голосов леса, вывешивает на доску фотографию весенней березы.) Вот и первый голос, который мы слышим. Какое это дерево? Березы растут повсюду. Для многих береза - символ России. Березы не только красивы. Одна береза „выпивает“ в день около 50 ведер воды. Значит, там, где растут эти деревья, будет сухая, незаболоченная земля. На одном из уроков мы говорили и о целебных свойствах березы. Всем известно, как полезен березовый сок. Есть особые правила его сбора, чтобы не навредить дереву. Но часто, проходя мимо раненных людьми берез, кажется, что дерево поет песню, услышанную чутким сердцем якутского народа. Вспомните ее.

Для того чтобы не слышать этой жалобной песни, давайте не будем собирать березовый сок. Прочитаем об этом совет в учебнике». Учитель просит одного из хорошо и эмоционально читающих детей прочитать первый абзац текста на с. 106 учебника.

Учитель продолжает: «Если мы прислушаемся к этому совету, может быть, нам повезет услышать в шелесте листвы рассказ об удивительных обитателях березовой кроны. Какой это может быть рассказ, о ком?» Дети высказывают свои предположения. После этого учитель читает рассказ «Пожалейте березы» из книги «Великан на поляне» (с. 113-114) и обсуждает его с детьми.

Затем учитель вновь включает запись голосов леса, достает колокольчик, звонит в него и говорит: «А вот и новый голос. (Вывешивает на доску фотографию подснежника.) Как называется этот цветок? К сожалению, подснежники сейчас легче найти в Красной книге России, чем в живой природе. Вы помните, о каких представителях Красной книги России мы узнали зимой? Расскажите о них. (Дети отвечают.) Теперь давайте прочитаем о подснежниках». Учитель выбирает ученика, который будет читать текст о подснежнике на с. 108 учебника. После прочтения учитель сообщает, что подснежники не единственные весенние цветы, которые «просят» людей о милосердии, и вывешивает на доску изображения других первоцветов.

Учитель продолжает: «Кого всегда можно встретить рядом с цветами? (Насекомых - бабочек, пчел, шмелей.) (Учитель вывешивает на доску фотографии насекомых.) Часто можно видеть, как дети бездумно ловят насекомых. Свою ловкость и силу можно применять в другом месте. Насекомые - удивительные творения природы. Без них, красивых и некрасивых, с точки зрения человека, жизнь лесов, лугов, рек нарушится. Почему, вы узнаете в старших классах. А пока послушайте их просьбу. (Один из учащихся читает третий абзац текста на с. 106 учебника.) Некоторые насекомые находятся в самой настоящей опасности. Единственная их надежда - на защиту Красной книги и благоразумие людей. Например, хорошо нам знакомые шмели. (Учитель показывает на доске фотографию шмеля.) Кто помнит звук, издаваемый шмелями? Представим каждый себя шмелем, прилетевшим к цветку. Пожужжим вполголоса. (Дети встают из-за парт, имитируют полет шмеля, издают жужжащий звук.) А вот что можно узнать о шмелях на страницах Красной книги». Вызвавшийся ученик читает текст о шмелях на с. 108 учебника. Затем дети обращаются к «Страничкам Умного Совенка» и читают текст о еще одном насекомом, представителе Красной книги, - жуке-олене (с. 126 учебника).

Учитель вновь включает запись голосов леса. Наклоняется, кладет на пол игрушечную птицу и говорит: «Посмотрите, птенец из гнезда выпал. Маленький, пушистый. Что нам с ним делать? Как вы думаете? (Дети высказывают свои предположения.) Пока мы отложим ответ на этот вопрос. Посмотрим, что происходит у нашей старой знакомой - куклы-помощницы. Ей завели собаку. Она как раз собирается с ней на прогулку». Учитель достает куклу и игрушечную собаку. Разыгрывает сценку: «Кукла: «Тузик, ко мне! Пойдем гулять! Я тебя с поводка спущу, набегаешься!» Собака: «Гав-гав! Как я люблю бегать! Настоящим охотником себя чувствуешь! Погонишься за какой-нибудь мелочью: она пищит, удирает. От меня не убежишь! Обязательно поймаю! Весело!»

Учитель: «Такой мелочью может оказаться птенец, выпавший из гнезда, зайчонок. Ребята, как вы думаете, можно ли сказать, что собака, которая ловит птенцов, детенышей, мелких зверьков, злая? Конечно нет. Это ее природа. Собака не может понять, что причиняет другому существу боль. А прав ли хозяин, бесконтрольно отпуская своего питомца с поводка? Конечно, не прав. Задача хозяина - следить за собакой, чтобы она не причиняла вреда окружающей природе и людям. Вот теперь пришла пора прочитать учебник, узнать, как он перевел для нас просьбы живой природы». Учитель читает соответствующий текст на с. 107 учебника. Уточняет, что значит «искусственные гнездовья», почему они называются искусственными. Учитель добавляет: «Если мы будем соблюдать эти правила, может быть, в Красной книге не будут появляться новые обитатели. А может быть, ее страницы смогут покинуть животные, находящиеся на грани вымирания. Такие, как беркут и русская выхухоль. Прочитаем о них в учебнике». Учитель или хорошо читающие ученики читают текст о беркуте и русской выхухоли на с. 108-109 учебника. После этого дети выполняют задание № 2 на с. 59 рабочей тетради.

Учитель продолжает: «Ребята, кто знает, как называют безбилетных пассажиров? (Зайцы.) А однажды случилось, что в одну лодку набилось полным-полно таких безбилетников. А хозяин совсем не расстраивался, даже помогал им садиться. Кто из вас знает, как называется произведение, в котором описывается эта история? О чем оно? Кто его написал? Как случилось, что в лодке оказалось такое количество зверьков?» Учитель показывает детям детское издание произведения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», демонстрирует иллюстрации.

Учитель: «Ребята, оказывается, достаточно чуть внимательнее и бережнее прислушаться к окружающему миру, тогда можно открыть для себя столько нового! О каких представителях Красной книги мы узнали на уроке? С помощью каких мер можно охранять их? Как мы можем весной участвовать в охране природы?» Учитель обсуждает с детьми ответы на эти вопросы.

Затем учитель предлагает детям рассказать о правилах охраны природы весной по рисункам на с. 106-107 учебника.

В заключение занятия учитель читает вывод урока на с. 109 учебника и обращается к классу: «Надеюсь, что после сегодняшнего урока, оказавшись в мире природы, вы уже будете не только любоваться красотой, но и услышите то, о чем говорят с вами лес, поле, река, животные, сможете по-настоящему подружиться с ними. А что значит настоящая дружба? Когда не только берут для себя, но и дарят другим заботу, защищают. (Включает запись голосов леса.) Прислушайтесь. Что сейчас вам слышится в этом многоголосии?»

Региональный компонент. Расскажите детям об особенностях жизни весной 2-3 редких диких животных и о ранних редких растениях вашего края.

Физкультминутки. Под игровые слова: «Ходила младешенька по борочку,

Брала, брала ягодку земляничку.

Наколола ноженьку на тресочку2.

Болит, болит ноженька, да не больно» -

дети прыгают сначала на одной ноге, потом на другой. Можно положить руку на плечо впереди стоящего.

Домашнее задание: теоретический материал на с. 106-109 учебника, задания № 1 и № 3 на с. 58-59 рабочей тетради.

Вместе с ребенком проявляйте активную позицию в отношении тех людей, которые жгут прошлогоднюю траву весной, рвут и продают первоцветы, разоряют птичьи гнезда и т. п.

Помогите ребенку выполнить задание № 3 на с. 59 рабочей тетради.

Во время прогулок с ребенком сделайте фотографии весенней природы, оживившей ваш город (село). Составьте фоторассказ на с. 60-61 рабочей тетради.

Прочитайте с ребенком книги о животных: В. Бианки «Первая охота», «Как муравьишка домой спешил», «Мастера без топора», Н. Романовой «Муравей Красная Точка», М. Сергеева «Сказка о рассеянном музыканте и бурундуке - учителе пения» и др.

Урок 56. ЛЕТО КРАСНОЕ

Задачи урока: учить детей соотносить признаки лета в живой и неживой природе, а также события в жизни людей летом со значением старинных названий летних месяцев в языке народов своего края; показать социально-нравственный смысл и красоту старинных летних присловий и обычаев; развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества; расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; познакомить детей с художником А. И. Куинджи и с главной особенностью его художественного творчества; вспомнить о главной теме в творчестве И. И. Шишкина.

Планируемые результаты: научиться находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

Оборудование. У учителя - настенный календарь, три наклейки для демонстрации на настенном календаре следующих дат: дня летнего солнцестояния, дня летнего солнцеворота, дня святых Петра и Павла.

Предварительная работа. Изготовьте три наклейки для демонстрации на настенном календаре дней летнего солнцестояния и летнего солнцеворота, дня святых Петра и Павла. Для этого на плотной бумаге или картоне овальной или круглой формы нарисуйте символы этих дней. С обратной стороны значков наклейте кусочки двухстороннего скотча.

Ход урока

В начале урока учитель говорит: «Ребята, сейчас я прочитаю вам об одном художнике. Имя его называть не буду. А вы посмотрите на репродукции картин в ваших учебниках на с. 110-111 и попробуйте догадаться, о создателе какой из них идет рассказ. (Учитель читает биографию А. И. Куинджи со „Страничек Умного Совенка“ (с. 126 учебника).) Догадались ли вы, об авторе какой картины идет речь? Как вы это поняли? Действительно, Архип Иванович Куинджи - непревзойденный мастер света на картинах. Бывали случаи, что зрители пытались заглянуть за его картины на выставках, желая убедиться, что там нет свечи, от которой идет свет. А что вы помните об авторе второй картины? Мы говорили о нем на прошлых уроках. Прочитайте его фамилию под репродукцией.

Как вы думаете, что общего в этих картинах? Почему они попали на соседние страницы учебника? Обе написаны прекрасными мастерами - это первое, что их объединяет. А что еще? Подсказка: что на них изображено? Лето, летний пейзаж. Как мы узнаем, что на картинах лето? В названиях лето не упоминается: „Березовая роща“ и „Рожь“. (Учащиеся объясняют.) Да, название сегодняшнего урока - „Лето красное“. И опять загадка! Как же лето названо красным, а на картинах и не видно красного цвета? Почему же лето принято называть красным?» Дети отвечают.

Учитель: «Вот нас и встречает последняя часть года-сада. По-настоящему вы будете гулять по ней сами в дни школьных каникул. А пока мы совершим прогулку в воображении. Что нас в этом саду может встретить? Итак, какие же гряды-месяцы приготовлены для нас? Как называются летние месяцы в современном русском языке? А теперь прочитаем, как назывались три летних месяца у древних римлян. (Дети читают названия в задании № 1 на с. 62 рабочей тетради.) Вам уже приходилось переводить с древнеримского языка. Так что смело беритесь за дело и рядом с древними названиями, во второй колонке, напишите русский перевод». Дети выполняют задание в рабочей тетради.