Тех карта оуд по фэмп знаки. Технологическая карта организованной учебной деятельности Формирование элементарных математических представлений (старший дошкольный возраст)
Цели: Формировать представление о свойствах предметов: форма, величина. Упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине и толщине, в умении объяснять различия между предметами, определять на глаз величину предметов: длине, раскладывать предметы разной длины, ширины, высоты в возрастающем порядке. Закреплять знания о геометрических фигурах. Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Воспитывать интерес к математике.
Словарная работа: высокий-низкий, широкий-узкий, толстый-тонкий, длинный-короткий.
Билингвальный компонент: высокий -, низкий -
Этапы деятельности |
Действия воспитателя |
Деятельность детей |
Мотивационно- побудительный |
Сообщает, что в стране Математике в городе Величин случилась беда, жителям этого города нужна помощь. Предлагает отправиться в город Величин, помочь жителям Проводит разминку. Если стол выше стула, то стул? |
Проявляют интерес. Проявляют желание помочь Отвечают: Ниже стола Уже дороги. Короче линейки. Тоньше верёвки. Младше сестры. |
Организационно –поисковый |
Побуждает детей к выполнению заданий. 1. Задание – упражнение «Сравни». 2. Задание – игра «Кто в каком домике живет?» 3. Задание – игра «Кто какой?» 4. Задание упражнение – «Разложи». |
Выполняют задания. Сравнивают предметы путем наложения по длине, выражают увиденное в речи. Определяют на глаз величину предметов, рассказывают о высоте всех домов. (Например, красный дом – самый низкий, желтый – выше, оранжевый – еще выше, голубой – еще выше, синий – самый высокий.) Сравнивают предметы по форме и ширине. Раскладывают предметы разной длины, ширины, высоты в возрастающем или убывающем порядке. |
Рефлексивно – корригирующий |
Просит подвести итог, о том как помогли жителям города Величины. Благодарит от имени жителей города Величины за хорошее выполнение заданий. Преподносит от жителей сюрприз. |
Подводят итог. Благодарят жителей. |
Ожидаемый результат:
Знать: слова определений величин:высокий-низкий, широкий-узкий, толстый-тонкий, длинный-короткий; геометрические фигуры.
Иметь: представление о свойствах предметов: форма, величина
Уметь: сравнивать предметы по высоте, длине, ширине и толщине; объяснять различия между предметами; определять на глаз величину предметов; раскладывать предметы разной длины, ширины, высоты в возрастающем порядке; высказывать и обосновывать свои суждения.
Анна Тепина
«Письма Королевы Математики». Технологическая карта ООД по ФЭМП для старшей группы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ООД ПО ФЭМП
Тема : «Письма Королевы Математики » .
Интеграция образовательных областей : познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое развития.
Педагогические цели :
Формирование знаний о прямом и обратном счете; знания о геометрических формах;
Стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность, познавательность;
Развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы;
Развивать умение ориентироваться в пространстве;
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших своими достижениями , воспитывать интерес к занятиям математики .
Целевые ориентиры : активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвовать в решении проблемных ситуациях.
Средства реализации : наглядные : письма ; вербальные : беседа, вопросы.
Оборудование и материалы : карандаши, листочки
Словарная работа : прямой и обратный счет, наука, почтальон, план.
Методика проведения :
I. Вступительная часть :
(Дети сидят на стульчиках) .
Ребята сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил письмо от Королевы всех наук - Математики . Она хочет пригласить нас в свое королевство . Но, прежде чем туда отправиться, я хочу проверить ваши знания. Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.
II. Основная часть :
В : Какое сейчас время года?
В : Перечислите все осенние месяцы.
В : Сейчас утро или вечер?
В : Сколько пальцев на одной руке?
В : Сколько углов у треугольника?
В : Сколько раз в году бывает день рождения?
В : Сколько носов у трех котов?
В : Сколько ушей у двух мышей?
В : Молодцы, вы очень внимательны , правильно ответили на все вопросы. А сейчас посмотрим на письма , которые прислала Королева Математики .
(Положить перед детьми конверты.) -красный, желтый и зеленый.
В : Сколько писем принесла Королева Математики ?
В : Давайте откроем первый конверт. Какого он цвета? (желтый)
В : Давайте откроем его.
В : Кого вы здесь видите? (Прямоугольник)
В : Как вы думаете, какое у него настроение? (невеселое)
В : А почему он загрустил? (нет друзей)
В : А с кем у нас дружит прямоугольник? (геом. формы)
В : А давайте мы найдем его друзей, в предметах, которые нас окружают. Я вам буду называть предмет, а вы должны изобразить его геометрической фигурой.
ТАРЕЛКА, ДВЕРЬ, КРЫША ДОМА, ОГУРЕЦ, ОКНО.
В : Какие фигуры у вас получились? Назовите их. (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, круг)
В : Как их можно назвать одним словом? (геометрические формы)
В : Сколько всего фигур? (5)
В : Молодцы и с этим заданием вы справились без проблем.
В : А вам интересно, что в других конвертах?
В : Давайте откроем следующий конверт, какого он цвета? (зеленый)
В : А здесь цифры. Вы знаете, что такое цифры? Это знаки, которыми мы обозначаем числа. Цифр всего 10, а чисел, очень много. Сейчас с этими цифрами поиграем.
Игра «По порядку становись» . Правила игры : пока играет музыка, дети берут по одной цифре. По команде «по порядку становись» , дети должны построиться по порядку.
В : Число 3, назови свих соседей. И так далее
В : А теперь я вам предлагаю игру «Наоборот» .
III. Заключительная часть :
У нас осталось одно письмо . Как про него можно сказать, какое оно? (третье, последнее) . В этом письме я спрятала для вас сюрприз. Но для начало подведем итог нашего занятия. Что мы с вами сегодня делали? А теперь я открою конверт, в нем находятся солнышки и тучки)
Рефлексия :
«Солнышко и тучка» . В руках у воспитателя тучка и солнышко. Предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.
Публикации по теме:
Технологическая карта проведения занятия по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в Цифроград» Тематический модуль «Я сам» Технологическая карта проведения занятия по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группой (основной части.
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы «Письма Королевы математики» Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы «Письма.
Орел, 2017г «Письма Королевы Математики» Цели: 1. Уточнить знания о счете; знания о геометрических фигурах. 2. Стимулировать развитие мыслительных.
Технологическая карта НОД по ФЭМП для старшей группы «Покорение космоса» Технологическая карта НОД по ФЭМПТема: "Покорение космоса" Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное.
Технологическая карта НОД «Путешествие в страну математики» Возрастная группа: от 6 до 7 лет Тема: «Путешествие в страну математики» Задачи: - закрепить умение считать в пределах десяти в прямом.
Технологическая карта организации совместной деятельности по ФЭМП «Цветик-семицветик» в старшей группе Тема:«ЦВЕТИК–СЕМИЦВЕТИК» Возрастная группа: Старшая Форма совместной деятельности: Позновательная. Учебно-методический комплект (программы):.
Татьяна Титова
НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Времена года»
Цели :
Закрепить знания детей о различных временных промежутках ;
Закрепить умение составлять модель суток, недели, года , ориентироваться на модели;
Познакомить детей с моделью суток, недели, года .
Демонстрационный материал :
Модель частей суток в виде круга, разделенные на 4 сектора (розового, белого, серого, черного цветов) ;
Модель недели в виде «Семицветика» ;
Модель года с выраженными временами года ;
Картинки зубной щетки, игрушечная тарелка, игрушка Степашка, подушка;
Раздаточный материал : карточки разного цвета (белый, розовый, серый, черный) ;
Цифры от 1 до 7.
Сегодня мы закрепим с вами знания о разных временных промежутках и познакомимся с основными правилами отсчета времени .
1. Вначале я познакомлю вас с понятием «сутки» .
Кто знает что такое сутки?
День и ночь.
Да, правильно. Кто-то слышал как люди говорят «День и ночь сутки прочь» . Но посмотрите, у меня в руках модель суток кружок, разделенная почему-то не на 2, а на 4 части и цвет у каждой части свой. Заметили?
Как вы думаете, какое время суток отмечено на модели серым, черным, белым и розовым?
Ночь, день…
Хорошо, я помогу вам : на каждый цвет я положу подсказочки – предметы (зубная щетка, глубокая тарелка, Зайка – Степашка и подушка) . Кто мне скажет к какому цвету подойдет этот предмет ?
Д : Утро (розовое) – зубная щетка, день (белый) – глубокая тарелка (суп кушаем, вечер (серый цвет) – Степашка, ночь (черный) – подушка.
В : Молодцы. А сейчас я задам вам трудную задачку (показываю модели зимних и летних суток) . Подумайте и скажите летние и зимние сутки чем различаются? Почему на модели летних суток больше белого, а на зимней – черного?
Д : Потому что летом день длиннее, а зимой короче. А зимой ночь длиннее, а день короче.
В : Ребята, а зимой и летом изменяется последовательность частей суток?
Д : Нет, не изменяется.
2. Игра «Что мы делаем?»
дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Вопрос задается о других частях суток. Сначала угадывает воспитатель то, что изображают играющие, а затем один из детей.
3. Гимнастика для глаз.
Потереть ладонью о ладонь
Закрыть глаза и положить ладони на них
Поморгать, открыть глаза (ладони не убирать, поморгать, закрыть глаза
Потереть глаза кулачками, поморгать и открыть глаза.
4. Работа над закреплением понятия «неделя» .
В : Ребята, кто знает, как называется промежуток времени , состоящий из семи суток?
Д : Неделя.
Воспитатель показывает детям «Семицветик» .
Проводится игра «Живая неделя» карточки с цифрами (от 1 до 7) перемешиваются и раскладывают на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они «превратились в дни недели» . Первый ребенок делает шаг вперед и говорит : «Я первый понедельник. Кто следующий?»
Я второй – вторник … и т. д.
В : Задание : сделайте шаг «выходные дни» , … «рабочие дни» … Какой день между понедельником и средой, четвергом и пятницей? и т. д.
Ответы детей.
5. Игра с пальчиками.
В понедельник я стирала
Пол во вторник подметала
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чешки в пятницу купила
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
6. Сравнение моделей «Сутки» и «Времена года » .
В : Ребята, посмотрите, пожалуйста, на еще одну модель времени . Кто помнит, это модель чего?
Д : Модель года .
В : Чем отличается и чем похожа модель года и модель суток ?
Д : Они похоже тем, что состоят из четырех частей, а отличаются цветом частей.
В : Что на модели года мы отмечаем синим , зеленым, красным, желтым?
Д : Времена года . Синий цвет – это зима, зеленый цвет – это весна (листочки, трава, красный цвет обозначает лето красное. Желтый цвет – цвет осени (желтых листочков) .
В : Посмотрите, на модели года все части равны , а на модели суток серая и розовая части меньше, чем черная и белая. Кто-то догадался почему?
Д : Времена года все равны , а части суток разные утро и вечер короче дня и ночи.
Физкультминутка.
Мы руками - хлоп - хлоп- хлоп,
Мы ногами - топ- топ – топ,
Кулачками постучим,
Повернемся и молчим
(рот закрыть рукой) .
7. В : Ребята, давайте поиграем в игру «Когда это бывает?» . Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадывайте. И показывайте кружочек (модельный знак) того цвета, когда это бывает?
В : Дел у меня немало : я белым одеялом всю землю убираю. Белые поля, леса, дома, а зовут меня?
(Дети показывают карточку белого цвета. Зима)
В : Тает снежок, ожил кружок, день прибывает, когда это бывает?
(Дети показывают зеленый – весна.)
Очень душно, очень жарко, солнце светит ярко-ярко.
Побежим купаться, с рыбками плескаться.
(Дети показывают красный – лето) .
Утром мы во двор идем, листья сыплются дождем,
под ногами шелестят и летят, летят, летят.
(Дети показывают кружок желтого цвета - осень) .
В : Какое время года между зимой и летом ?
В какое время года птицы улетают в теплые края?
В какое время года мы отмечаем Новый год?
Назовите осенние месяцы.
ТЕМА: «Деление предмета на две равные части». №24
П/З : Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.
Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть. Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.
Материал : Кукла, яблоко, мяч, 9 цилиндров разной высоты и 1 цилиндр, равный самому высокому цилиндру.
Раздаточный материал: Круги разного цвета (по 7-8 штук для каждого ребенка), полоски разного цвета и ширины (по 9 штук для каждого ребенка), полоски для определения ширины полосок (по количеству детей).
И.А. Пономарева, В.А. Позина ст.43
Ход занятия:
1-ая часть . Игровое упражнение «Угостим гостью».
Воспитатель говорит детям: «К кукле в гости пришла подружка.
Кукла хочет угостить ее яблоком, но яблоко только одно. Как помочь кукле это сделать?»
Воспитатель обсуждает с детьми, как можно разделить яблоко на части. Затем разрезает яблоко пополам и спрашивает: «На сколько равных частей мы разрезали яблоко? Как можно назвать каждую часть яблока? (Половина.) Сколько половин получилось? Как можно по-другому назвать одну половину?» (Одна вторая.) Воспитатель показывает две части яблока и поясняет: «Это одна часть и это одна часть (показывает каждую часть). Всего их две, поэтому одну часть можно назвать одна вторая. Что больше: целое или одна часть (одна вторая)? Что меньше: одна часть (одна вторая) или целое? Из скольких частей состоит целое?»
2-ая часть. Игровое упражнение «Составим число».
Воспитатель предлагает детям «составить» число 5 с помощью кругов разного цвета. После выполнения задания спрашивает: «Сколько кругов вы отсчитали? Сколько кругов какого цвета вы взяли? Какое число вы составили? Как вы составили число пять?»
3-ая часть. Дидактическая игра «Я знаю 5 имен...»
Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Называете три (четыре, пять) имени девочки (мальчика) и на каждое имя один раз ударяете мячом об пол. Тот, у кого укатился мяч, выбывает из игры».
4-ая часть. Игровое упражнение «Разложи полоски по порядку».
Воспитатель просит детей разложить 9 полосок разной ширины и разного цвета в порядке убывания, начиная с самой широкой и заканчивая самой узкой (слева направо). После выполнения задания уточняет правила раскладывания.Воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая последующая полоска уменьшается на одну и ту же величину. Предлагает проверить это с помощью полоски бумаги (условной меры).
5-ая часть. Игровое упражнение «Поставим столбики в ряд».
На ковре хаотично расставлены столбики (цилиндры) разной высоты.
Воспитатель предлагает расставить столбики в ряд, начиная с самого низкого и заканчивая самым высоким. Предварительно воспитатель уточняет правила раскладывания предметов. Дети выполняют задание по очереди. Каждый ребенок, выбирая очередной столбик, проговаривает свои действия: «Я выбираю из оставшихся столбиков самый низкий, сравниваю его с другими столбиками и ставлю рядом».
Одному ребенку достается цилиндр такой же высоты, как предыдущий. Воспитатель обращает внимание на то, что цилиндры одинаковой высоты, и предлагает один из них убрать.
Затем дети рассказывают о высоте каждого столбика в ряду.
Воспитатель: Итак, ребята, мы начинаем свое путешествие! Как вы думаете, что обозначает крестик?
С этого крестика мы и начнем наше путешествие! Посмотрите, куда же ведет нас стрелочка? Правильно, к желтой звездочке.
(у детей на столах лежат конвертики с изображенной на них цифрой 1)
1 Задание «Числовой ряд» .
А вот и первое задание! Надо достать из желтого конвертика цифры от 1 до 5 и выложить их перед собой.
(На мольберте показывается картинка с яблоками).
А теперь, ребята, поднимите цифру, которая показывает сколько здесь зеленых яблок.
Хорошо. А сейчас поднимите цифру, которая показывает сколько здесь красных яблок.
За отлично пройденное задание нам открылся путь дальше, давайте скорее узнаем следующее задание.
2 Залание « С геометрическими фигурами».
Воспитатель: Переходим к следующей звезде. Какая на ней цифра? Выполняем второе задание.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, что у вас в оранжевых конвертиках?
Воспитатель: Какие геометрические фигуры вы знаете?
Воспитатель: Чем отличаются геометрические фигуры друг от друга?
Воспитатель: А сейчас внимательно послушайте и отгадайте загадки про геометрические фигуры.
1. Нет углов у меня.
И похож на блюдце я,
На кольцо и на колесо
Кто же я такой друзья? (круг )
2. Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам
То скорей подскочишь сам. (треугольник )
3. Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат.
А зовут меня (квадрат ).
Вот мы и справились со вторым заданием, теперь можно идти дальше.
Воспитатель: Следующий пункт назначения – красная звезда ! Что же означает этот знак (нотка) - ответы детей.
Кот Матроскин очень любит петь песни и играть на гитаре. Одной из его любимых песен является «Разноцветная игра».
Давайте и мы с вами послушаем эту песню.
3 задание «Будь внимателен».
Задание. На мольберте изображение геометрических фигур. Дети должны озвучить, а потом по памяти разложить у себя на столе.
Воспитатель: Посмотрите внимательно и запомните, в каком порядке расположены геометрические фигуры?
Воспитатель: Разложите их у себя на столах в таком же порядке.
Воспитатель: А теперь проверьте, правильно вы выложили свои фигуры.
Следующий пункт назначения – синяя звезда !
Ребята осталось одно задание и мы доберемся до клада.
4 задание «Раз-два-три, не зевай, дружно вместе выполняй»
Цели: закрепить знание цифр 1 и 2,3; развивать внимание, зрительную ориентировку, ловкость, быстроту реакции, смену движений и координацию.
Ход игры: воспитатель показывает детям карточки с цифрами 1 и 2,3 предлагая выполнить движения, например, одно приседание на число 1, два прыжка на число 2 и т. д. (любые виды движений).
Последнее задание выполнено, и мы наконец добрались до клада.