Тех карта оуд по фэмп знаки. Технологическая карта организованной учебной деятельности Формирование элементарных математических представлений (старший дошкольный возраст)

23.09.2014 7869 0

Цели: Формировать представление о свойствах предметов: форма, величина. Упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине и толщине, в умении объяснять различия между предметами, определять на глаз величину предметов: длине, раскладывать предметы разной длины, ширины, высоты в возрастающем порядке. Закреплять знания о геометрических фигурах. Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Воспитывать интерес к математике.

Словарная работа: высокий-низкий, широкий-узкий, толстый-тонкий, длинный-короткий.

Билингвальный компонент: высокий -, низкий -

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-

побудительный

Сообщает, что в стране Математике в городе Величин случилась беда, жителям этого города нужна помощь.

Предлагает отправиться в город Величин, помочь жителям

Проводит разминку.

Если стол выше стула, то стул?
- Если дорога шире тропинки, то тропинка?
- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
- Если верёвка толще нитки, то нитка?
- Если сестра старше брата, то брат?
- Молодцы! Вы готовы отправиться в город Величин!

Проявляют интерес.

Проявляют желание помочь

Отвечают:

Ниже стола

Уже дороги.

Короче линейки.

Тоньше верёвки.

Младше сестры.

Организационно –поисковый

Побуждает детей к выполнению заданий.

1. Задание – упражнение «Сравни».

2. Задание – игра «Кто в каком домике живет?»

3. Задание – игра «Кто какой?»

4. Задание упражнение – «Разложи».

Выполняют задания.

Сравнивают предметы путем наложения по длине, выражают увиденное в речи.

Определяют на глаз величину предметов, рассказывают о высоте всех домов. (Например, красный дом – самый низкий, желтый – выше, оранжевый – еще выше, голубой – еще выше, синий – самый высокий.)

Сравнивают предметы по форме и ширине.

Раскладывают предметы разной длины, ширины, высоты в возрастающем или убывающем порядке.

Рефлексивно – корригирующий

Просит подвести итог, о том как помогли жителям города Величины.

Благодарит от имени жителей города Величины за хорошее выполнение заданий.

Преподносит от жителей сюрприз.

Подводят итог.

Благодарят жителей.

Ожидаемый результат:

Знать: слова определений величин:высокий-низкий, широкий-узкий, толстый-тонкий, длинный-короткий; геометрические фигуры.

Иметь: представление о свойствах предметов: форма, величина

Уметь: сравнивать предметы по высоте, длине, ширине и толщине; объяснять различия между предметами; определять на глаз величину предметов; раскладывать предметы разной длины, ширины, высоты в возрастающем порядке; высказывать и обосновывать свои суждения.

Анна Тепина
«Письма Королевы Математики». Технологическая карта ООД по ФЭМП для старшей группы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ООД ПО ФЭМП

Тема : «Письма Королевы Математики » .

Интеграция образовательных областей : познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое развития.

Педагогические цели :

Формирование знаний о прямом и обратном счете; знания о геометрических формах;

Стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность, познавательность;

Развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы;

Развивать умение ориентироваться в пространстве;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших своими достижениями , воспитывать интерес к занятиям математики .

Целевые ориентиры : активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвовать в решении проблемных ситуациях.

Средства реализации : наглядные : письма ; вербальные : беседа, вопросы.

Оборудование и материалы : карандаши, листочки

Словарная работа : прямой и обратный счет, наука, почтальон, план.

Методика проведения :

I. Вступительная часть :

(Дети сидят на стульчиках) .

Ребята сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил письмо от Королевы всех наук - Математики . Она хочет пригласить нас в свое королевство . Но, прежде чем туда отправиться, я хочу проверить ваши знания. Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.

II. Основная часть :

В : Какое сейчас время года?

В : Перечислите все осенние месяцы.

В : Сейчас утро или вечер?

В : Сколько пальцев на одной руке?

В : Сколько углов у треугольника?

В : Сколько раз в году бывает день рождения?

В : Сколько носов у трех котов?

В : Сколько ушей у двух мышей?

В : Молодцы, вы очень внимательны , правильно ответили на все вопросы. А сейчас посмотрим на письма , которые прислала Королева Математики .

(Положить перед детьми конверты.) -красный, желтый и зеленый.

В : Сколько писем принесла Королева Математики ?

В : Давайте откроем первый конверт. Какого он цвета? (желтый)

В : Давайте откроем его.

В : Кого вы здесь видите? (Прямоугольник)

В : Как вы думаете, какое у него настроение? (невеселое)

В : А почему он загрустил? (нет друзей)

В : А с кем у нас дружит прямоугольник? (геом. формы)

В : А давайте мы найдем его друзей, в предметах, которые нас окружают. Я вам буду называть предмет, а вы должны изобразить его геометрической фигурой.

ТАРЕЛКА, ДВЕРЬ, КРЫША ДОМА, ОГУРЕЦ, ОКНО.

В : Какие фигуры у вас получились? Назовите их. (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, круг)

В : Как их можно назвать одним словом? (геометрические формы)

В : Сколько всего фигур? (5)

В : Молодцы и с этим заданием вы справились без проблем.

В : А вам интересно, что в других конвертах?

В : Давайте откроем следующий конверт, какого он цвета? (зеленый)

В : А здесь цифры. Вы знаете, что такое цифры? Это знаки, которыми мы обозначаем числа. Цифр всего 10, а чисел, очень много. Сейчас с этими цифрами поиграем.

Игра «По порядку становись» . Правила игры : пока играет музыка, дети берут по одной цифре. По команде «по порядку становись» , дети должны построиться по порядку.

В : Число 3, назови свих соседей. И так далее

В : А теперь я вам предлагаю игру «Наоборот» .

III. Заключительная часть :

У нас осталось одно письмо . Как про него можно сказать, какое оно? (третье, последнее) . В этом письме я спрятала для вас сюрприз. Но для начало подведем итог нашего занятия. Что мы с вами сегодня делали? А теперь я открою конверт, в нем находятся солнышки и тучки)

Рефлексия :

«Солнышко и тучка» . В руках у воспитателя тучка и солнышко. Предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

Публикации по теме:

Технологическая карта проведения занятия по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в Цифроград» Тематический модуль «Я сам» Технологическая карта проведения занятия по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группой (основной части.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы «Письма Королевы математики» Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы «Письма.

Орел, 2017г «Письма Королевы Математики» Цели: 1. Уточнить знания о счете; знания о геометрических фигурах. 2. Стимулировать развитие мыслительных.

Технологическая карта НОД по ФЭМП для старшей группы «Покорение космоса» Технологическая карта НОД по ФЭМПТема: "Покорение космоса" Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Технологическая карта НОД «Путешествие в страну математики» Возрастная группа: от 6 до 7 лет Тема: «Путешествие в страну математики» Задачи: - закрепить умение считать в пределах десяти в прямом.

Технологическая карта организации совместной деятельности по ФЭМП «Цветик-семицветик» в старшей группе Тема:«ЦВЕТИК–СЕМИЦВЕТИК» Возрастная группа: Старшая Форма совместной деятельности: Позновательная. Учебно-методический комплект (программы):.

Татьяна Титова
НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Времена года»

Цели :

Закрепить знания детей о различных временных промежутках ;

Закрепить умение составлять модель суток, недели, года , ориентироваться на модели;

Познакомить детей с моделью суток, недели, года .

Демонстрационный материал :

Модель частей суток в виде круга, разделенные на 4 сектора (розового, белого, серого, черного цветов) ;

Модель недели в виде «Семицветика» ;

Модель года с выраженными временами года ;

Картинки зубной щетки, игрушечная тарелка, игрушка Степашка, подушка;

Раздаточный материал : карточки разного цвета (белый, розовый, серый, черный) ;

Цифры от 1 до 7.

Сегодня мы закрепим с вами знания о разных временных промежутках и познакомимся с основными правилами отсчета времени .

1. Вначале я познакомлю вас с понятием «сутки» .

Кто знает что такое сутки?

День и ночь.

Да, правильно. Кто-то слышал как люди говорят «День и ночь сутки прочь» . Но посмотрите, у меня в руках модель суток кружок, разделенная почему-то не на 2, а на 4 части и цвет у каждой части свой. Заметили?

Как вы думаете, какое время суток отмечено на модели серым, черным, белым и розовым?

Ночь, день…

Хорошо, я помогу вам : на каждый цвет я положу подсказочки – предметы (зубная щетка, глубокая тарелка, Зайка – Степашка и подушка) . Кто мне скажет к какому цвету подойдет этот предмет ?

Д : Утро (розовое) – зубная щетка, день (белый) – глубокая тарелка (суп кушаем, вечер (серый цвет) – Степашка, ночь (черный) – подушка.

В : Молодцы. А сейчас я задам вам трудную задачку (показываю модели зимних и летних суток) . Подумайте и скажите летние и зимние сутки чем различаются? Почему на модели летних суток больше белого, а на зимней – черного?

Д : Потому что летом день длиннее, а зимой короче. А зимой ночь длиннее, а день короче.

В : Ребята, а зимой и летом изменяется последовательность частей суток?

Д : Нет, не изменяется.

2. Игра «Что мы делаем?»

дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Вопрос задается о других частях суток. Сначала угадывает воспитатель то, что изображают играющие, а затем один из детей.

3. Гимнастика для глаз.

Потереть ладонью о ладонь

Закрыть глаза и положить ладони на них

Поморгать, открыть глаза (ладони не убирать, поморгать, закрыть глаза

Потереть глаза кулачками, поморгать и открыть глаза.

4. Работа над закреплением понятия «неделя» .

В : Ребята, кто знает, как называется промежуток времени , состоящий из семи суток?

Д : Неделя.

Воспитатель показывает детям «Семицветик» .

Проводится игра «Живая неделя» карточки с цифрами (от 1 до 7) перемешиваются и раскладывают на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они «превратились в дни недели» . Первый ребенок делает шаг вперед и говорит : «Я первый понедельник. Кто следующий?»

Я второй – вторник … и т. д.

В : Задание : сделайте шаг «выходные дни» , … «рабочие дни» … Какой день между понедельником и средой, четвергом и пятницей? и т. д.

Ответы детей.

5. Игра с пальчиками.

В понедельник я стирала

Пол во вторник подметала

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чешки в пятницу купила

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

6. Сравнение моделей «Сутки» и «Времена года » .

В : Ребята, посмотрите, пожалуйста, на еще одну модель времени . Кто помнит, это модель чего?

Д : Модель года .

В : Чем отличается и чем похожа модель года и модель суток ?

Д : Они похоже тем, что состоят из четырех частей, а отличаются цветом частей.

В : Что на модели года мы отмечаем синим , зеленым, красным, желтым?

Д : Времена года . Синий цвет – это зима, зеленый цвет – это весна (листочки, трава, красный цвет обозначает лето красное. Желтый цвет – цвет осени (желтых листочков) .

В : Посмотрите, на модели года все части равны , а на модели суток серая и розовая части меньше, чем черная и белая. Кто-то догадался почему?

Д : Времена года все равны , а части суток разные утро и вечер короче дня и ночи.

Физкультминутка.

Мы руками - хлоп - хлоп- хлоп,

Мы ногами - топ- топ – топ,

Кулачками постучим,

Повернемся и молчим

(рот закрыть рукой) .

7. В : Ребята, давайте поиграем в игру «Когда это бывает?» . Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадывайте. И показывайте кружочек (модельный знак) того цвета, когда это бывает?

В : Дел у меня немало : я белым одеялом всю землю убираю. Белые поля, леса, дома, а зовут меня?

(Дети показывают карточку белого цвета. Зима)

В : Тает снежок, ожил кружок, день прибывает, когда это бывает?

(Дети показывают зеленый – весна.)

Очень душно, очень жарко, солнце светит ярко-ярко.

Побежим купаться, с рыбками плескаться.

(Дети показывают красный – лето) .

Утром мы во двор идем, листья сыплются дождем,

под ногами шелестят и летят, летят, летят.

(Дети показывают кружок желтого цвета - осень) .

В : Какое время года между зимой и летом ?

В какое время года птицы улетают в теплые края?

В какое время года мы отмечаем Новый год?

Назовите осенние месяцы.

ТЕМА: «Деление предмета на две равные части». №24

П/З : Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.

Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть. Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

Материал : Кукла, яблоко, мяч, 9 цилиндров разной высоты и 1 цилиндр, равный самому высокому цилиндру.

Раздаточный материал: Круги разного цвета (по 7-8 штук для каждого ребенка), полоски разного цвета и ширины (по 9 штук для каждого ребенка), полоски для определения ширины полосок (по количеству детей).

И.А. Пономарева, В.А. Позина ст.43

Ход занятия:

1-ая часть . Игровое упражнение «Угостим гостью».

Воспитатель говорит детям: «К кукле в гости пришла подружка.

Кукла хочет угостить ее яблоком, но яблоко только одно. Как помочь кукле это сделать?»

Воспитатель обсуждает с детьми, как можно разделить яблоко на части. Затем разрезает яблоко пополам и спрашивает: «На сколько равных частей мы разрезали яблоко? Как можно назвать каждую часть яблока? (Половина.) Сколько половин получилось? Как можно по-другому назвать одну половину?» (Одна вторая.) Воспитатель показывает две части яблока и поясняет: «Это одна часть и это одна часть (показывает каждую часть). Всего их две, поэтому одну часть можно назвать одна вторая. Что больше: целое или одна часть (одна вторая)? Что меньше: одна часть (одна вторая) или целое? Из скольких частей состоит целое?»

2-ая часть. Игровое упражнение «Составим число».

Воспитатель предлагает детям «составить» число 5 с помощью кругов разного цвета. После выполнения задания спрашивает: «Сколько кругов вы отсчитали? Сколько кругов какого цвета вы взяли? Какое число вы составили? Как вы составили число пять?»

3-ая часть. Дидактическая игра «Я знаю 5 имен...»

Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Называете три (четыре, пять) имени девочки (мальчика) и на каждое имя один раз ударяете мячом об пол. Тот, у кого укатился мяч, выбывает из игры».

4-ая часть. Игровое упражнение «Разложи полоски по порядку».

Воспитатель просит детей разложить 9 полосок разной ширины и разного цвета в порядке убывания, начиная с самой широкой и заканчивая самой узкой (слева направо). После выполнения задания уточняет правила раскладывания.Воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая последующая полоска уменьшается на одну и ту же величину. Предлагает проверить это с помощью полоски бумаги (условной меры).

5-ая часть. Игровое упражнение «Поставим столбики в ряд».

На ковре хаотично расставлены столбики (цилиндры) разной высоты.

Воспитатель предлагает расставить столбики в ряд, начиная с самого низкого и заканчивая самым высоким. Предварительно воспитатель уточняет правила раскладывания предметов. Дети выполняют задание по очереди. Каждый ребенок, выбирая очередной столбик, проговаривает свои действия: «Я выбираю из оставшихся столбиков самый низкий, сравниваю его с другими столбиками и ставлю рядом».

Одному ребенку достается цилиндр такой же высоты, как предыдущий. Воспитатель обращает внимание на то, что цилиндры одинаковой высоты, и предлагает один из них убрать.

Затем дети рассказывают о высоте каждого столбика в ряду.

Воспитатель: Итак, ребята, мы начинаем свое путешествие! Как вы думаете, что обозначает крестик?

С этого крестика мы и начнем наше путешествие! Посмотрите, куда же ведет нас стрелочка? Правильно, к желтой звездочке.

(у детей на столах лежат конвертики с изображенной на них цифрой 1)

1 Задание «Числовой ряд» .

А вот и первое задание! Надо достать из желтого конвертика цифры от 1 до 5 и выложить их перед собой.

(На мольберте показывается картинка с яблоками).

А теперь, ребята, поднимите цифру, которая показывает сколько здесь зеленых яблок.

Хорошо. А сейчас поднимите цифру, которая показывает сколько здесь красных яблок.

За отлично пройденное задание нам открылся путь дальше, давайте скорее узнаем следующее задание.

2 Залание « С геометрическими фигурами».

Воспитатель: Переходим к следующей звезде. Какая на ней цифра? Выполняем второе задание.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, что у вас в оранжевых конвертиках?

Воспитатель: Какие геометрические фигуры вы знаете?

Воспитатель: Чем отличаются геометрические фигуры друг от друга?

Воспитатель: А сейчас внимательно послушайте и отгадайте загадки про геометрические фигуры.

1. Нет углов у меня.

И похож на блюдце я,

На кольцо и на колесо

Кто же я такой друзья? (круг )

2. Три угла, три стороны

Могут разной быть длины.

Если стукнешь по углам

То скорей подскочишь сам. (треугольник )

3. Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат.

А зовут меня (квадрат ).

Вот мы и справились со вторым заданием, теперь можно идти дальше.

Воспитатель: Следующий пункт назначения – красная звезда ! Что же означает этот знак (нотка) - ответы детей.

Кот Матроскин очень любит петь песни и играть на гитаре. Одной из его любимых песен является «Разноцветная игра».

Давайте и мы с вами послушаем эту песню.

3 задание «Будь внимателен».

Задание. На мольберте изображение геометрических фигур. Дети должны озвучить, а потом по памяти разложить у себя на столе.

Воспитатель: Посмотрите внимательно и запомните, в каком порядке расположены геометрические фигуры?

Воспитатель: Разложите их у себя на столах в таком же порядке.

Воспитатель: А теперь проверьте, правильно вы выложили свои фигуры.

Следующий пункт назначения – синяя звезда !

Ребята осталось одно задание и мы доберемся до клада.

4 задание «Раз-два-три, не зевай, дружно вместе выполняй»

Цели: закрепить знание цифр 1 и 2,3; развивать внимание, зрительную ориентировку, ловкость, быстроту реакции, смену движений и координацию.

Ход игры: воспитатель показывает детям карточки с цифрами 1 и 2,3 предлагая выполнить движения, например, одно приседание на число 1, два прыжка на число 2 и т. д. (любые виды движений).

Последнее задание выполнено, и мы наконец добрались до клада.