Письмо другу в разговорном стиле. Письменные жанры разговорной речи

547. Ознакомьтесь с основными правилами составления писем. Какие из этих правил не потеряли актуальности и сегодня? Какие советы вы бы взяли себе на заметку?

    1. Письмо пишут только на хорошей бумаге (писать письмо на листах, вырванных из тетради, - признак дурного тона).

    2. Письмо лучше писать от руки (это касается частных писем; деловые письма обычно печатают на машинке, компьютере и т. д.).

    Как часто вы пожимаете плечами и нажмите «Удалить» после прочтения маркетинговой электронной почты? Многие маркетинговые сообщения заставляют нас съеживаться. Они не звучат так, как писал их человек. Им не хватает индивидуальности и холода. В школе мы изучили правила грамматики. Мы научились писать и писать, но мы не научились использовать язык для общения с нашими читателями. Мы не узнали, как заниматься, убеждать и вдохновлять.

    Но читатели жаждут человеческого прикосновения. Когда мы читаем разговорный контент, мы сразу чувствуем связь с автором. Мы чувствуем, что узнаем его. Моя сестра приехала из Нидерландов. К счастью, погода была хорошей. Вы задаете вопросы в своем письме?

    3. Письмо с поздравлением, соболезнованием, приглашением также обычно пишут от руки (если письмо напечатано, нужно написать хотя бы несколько слов от руки).

    4. Письмо следует подписать собственноручно (недопустимо факсимильное воспроизведение подписи).

    5. Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения (при обращении, приветствии, следует учитывать, в каких отношениях находятся адресант - тот, кто пишет письмо - и адресат - тот, кому пишут письмо).

    И более того, они могут даже повысить вашу убедительность. В своей книге «Продавать человека» Дэниел Пинк объясняет, что вопрос заставляет читателей думать - они более интенсивно обрабатывают ваше сообщение. И когда читатели с вами согласятся, ваш вопрос более убедителен, чем заявление.

    Вы должны включать вопросительные знаки, поэтому ваше письмо становится более разговорным. Хотите, чтобы ваше письмо стало более привлекательным? Вопросы - это мощный метод привлечения и убеждения ваших читателей. Они заставляют читателей вкладывать в ваш контент.

    6. Письмо следует продолжить хотя бы несколькими словами, в которых содержится упоминание о ранее полученном от адресата письме (или о последней встрече).

    7. Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей (следует спросить сначала о делах адресата).

    8. Письмо необходимо строить по законам логики: вступление, основная часть, заключение.

    Сегодня погода хорошая. Стандартный тон голоса в маркетинге часто кажется скучным и роботизированным, а академический тон создает определенное расстояние, как будто вы смотрите на своих читателей. Оба стиля имеют тенденцию использовать громоздкие предложения - и эти длинные предложения утомляют читать. Чтобы сделать ваш контент более читаемым, отрубите длинные предложения.

    Вот длинное академическое предложение. Представление себя только как эксперта делает вас одномерным, но когда вы рассказываете короткие рассказы о себе и делитесь своими знаниями, вы становитесь многомерным человеком, и вы становитесь более увлекательным человеком в глазах вашего читателя.

    9. Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как проводится свободное (рабочее) время.

    10. Письмо следует писать разборчиво; если почерк не совсем разборчив - извинитесь за плохой почерк.

    11. Письмо должно быть написано грамотно (если вы сомневаетесь в написании того или иного слова - обратитесь к орфографическому словарю).

    Это сорок слов в одном предложении. Вот разговорная версия с только девятью словами на предложение в среднем. Представление себя только как эксперта делает вас одномерным. Но когда вы рассказываете точные рассказы о себе, своих увлечениях и своей жизни, вы становитесь настоящим человеком.

    В старшей школе мы получили похвалу за использование трудных слов для написания сложных предложений. В колледже мы читаем многословные предложения, наполненные словами, полученными из латинского и греческого. Так мы научились писать, чтобы произвести впечатление.

    12. Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни (возможно пожелание увидеться в ближайшее время).

    13. Письмо не должно содержать различного рода вставок между строк (или надписей на полях); если вам необходимо добавить важную информацию, напишите post scriptum , а затем - нужную информацию и инициалы своего имени.

    Не пить кофе с учителем средней школы

    Мы не научились общаться с нашим сообщением, писать с ясностью и быть убедительными. Чтобы привлечь наших читателей, мы должны отучить то, что мы узнали в школе. Просто думать о моих учителей средней школы ставит меня на передний край. И это то, как писать становится неестественным.

    Как правило, контент упрощает чтение. Однако определенные правила могут фактически препятствовать читаемости. Итак, дайте себе разрешение разбить их. Сломанные предложения не обязательно обманывают читателей; они часто добавляют ясность. Создайте параграфы с одним предложением, чтобы подчеркнуть конкретные заявления и дать читателю возможность дышать.

    • Подчеркивая слова.
    • Начните предложение с и, «но» или «или».
    • Потому что это делает ваш контент более легким для чтения и менее монотонным.
    • Восторженные.
    Сколько людей волнуется, когда они получают вашу электронную почту?

    14. Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.

    15. Письмо перед отправлением следует перечитать.

    16. Письмо нужно запечатать в конверт, который следует правильно надписать (принято сначала указывать фамилию, имя и отчество адресата, затем - название города, потом - название улицы и номер дома).

Напишите письмо другу (подруге), брату (сестре), матери (отцу) и т. д.: а) на бумаге; б) в электронной форме. Сравните их. Сделайте вывод.

Сколько из вас спешит читать ваше письмо, как только их пишется по электронной почте, и они видят, как ваше имя появляется? Да, ваша мать, ваш лучший друг и ваша сестра очень счастливы, когда ваша электронная почта приходит, чтобы пригласить их на день.

Но как насчет ваших клиентов и потенциальных клиентов? Являются ли они также счастливыми с вашими сообщениями электронной почты и блога? Вы не можете писать безликой толпе подписчиков. Вы начинаете звучать как душный школьный учитель, который говорит всем; или вы становитесь таким раздражающим маркетологом, который повторяет одно и то же сообщение снова и снова.

548. Прочитайте отрывки из романа Ф. Достоевского «Бедные люди», в котором взаимоотношения героев строятся на личной переписке. Выделите и проанализируйте основные особенности структуры письма: начало (приветствие, обращение, риторические вопросы и восклицания), основная часть письма (информация о себе, просьбы и т. д.), концовка (прощание, пожелания, подпись, дата).

Вместо того, чтобы думать о всех людях в вашем списке, подумайте только о своем любимом читателе. Представьте, что она открыла вашу электронную почту. Представьте, что она посмеивается над вашими шутками и кивает, соглашаясь с вашими очками. Нарисуйте ее фотографию или найдите подходящую фотографию. Это единственный способ, которым она становится достаточно реальной, чтобы написать ей. И тогда вы можете забыть обо всех остальных в своем списке.

Как написать разговорный контент

Ваши электронные письма сразу становятся более привлекательными; и большинство людей в вашем списке будет чувствовать, как будто вы отправляете их по электронной почте лично; и если они этого не сделают, они, вероятно, не должны быть в вашем списке. Ты привлекаешь его к разговору.

    1. Милостивый государь, Макар Алексеевич!

    Ну, как вам не стыдно, друг мой и благодетель, Макар Алексеевич, так закручиниться и закапризничать. Неужели вы обиделись! Ах, я часто бываю неосторожна, но не думала, что вы слова мои примете за колкую шутку Будьте уверены, что я никогда не осмелюсь шутить над вашими годами и над вашим характером. Случилось же это всё по моей ветрености, а более потому, что ужасно скучно, а от скуки и за что не возьмёшься? Я же полагала, что вы сами в своём письме хотели посмеяться. Мне ужасно грустно стало, когда я увидела, что вы недовольны мною. Нет, добрый друг мой и благодетель, вы ошибётесь, если будете подозревать меня в нечувствительности и неблагодарности. Я умею оценить в моём сердце всё, что вы для меня сделали, защитив меня от злых людей, от их гонения и ненависти. Я вечно буду за вас Бога молить, и если моя молитва доходна к Богу и небо внемлет ей, то вы будете счастливы.

    Вы можете подумать, что для написания разговорного контента вам нужно записывать себя, а затем печатать текст. Но вы когда-нибудь видели полную расшифровку интервью? В нем полно желающих замысловатых слов, грамматических ошибок и предложений, которые еще не закончены. Никто не говорит по-английски, когда они говорят.

    Написание диалогового контента не означает, что вы пишете, когда говорите. Вместо этого вы редактируете текст так, чтобы он не звучал как запись. После того, как вы не разузнали серьезное деловое письмо, вам нужно всего лишь применить 2 необходимых инструмента для чаепития и общения с вашими читателями.

    Я сегодня чувствую себя очень нездоровою. Во мне жар и озноб попеременно. Федора за меня очень беспокоится. Вы напрасно стыдитесь ходить к нам, Макар Алексеевич. Какое другим дело! Вы с нами знакомы, и дело с концом!.. Прощайте, Макар Алексеевич. Более писать теперь не о чем, да и не могу: ужасно нездоровится. Прошу вас ещё раз не сердиться на меня и быть уверену в том всегдашнем почтении и в той привязанности, с каковыми честь имею пребыть наипреданнейшею и покорнейшею услужницей вашей

    Основной инструмент разговорной записи №1

    Хорошие продавцы и хорошие собеседники имеют много общего: они меньше говорят о себе и о своих слушателях. Теперь подсчитайте, как часто вы использовали слово «вы». Привлекайте читателя, обращаясь к нему со словом «ты».

    Основной инструмент разговорной записи №2

    Ну, это не разговор, не так ли?

    Хороший разговор включает вопросы. Когда ваш читатель скользит по вашему тексту на автопилоте, вопрос его замедлил, так как его мозг начинает думать об ответе. Вопросы заставляют ваших читателей обратить внимание и дать им ощущение, что вы разговариваете.

    Варварой Добросёловой
    Апреля 12.

    2. Милостивая государыня, Варвара Алексеевна!

    Спешу вас уведомить, друг мой, что Ратазяев нашёл мне работу у одного сочинителя. Приезжал какой-то к нему, привёз к нему такую толстую рукопись - слава богу, много работы. Только уж так неразборчиво писано, что не знаю, как и за дело приняться; требуют поскорее. Что-то всё об таком писано, что как будто и не понимаешь... По сорок копеек с листа уговорились. Я к тому всё это пишу вам, родная моя, что будут теперь посторонние деньги. Ну, а теперь прощайте, маточка. Я уж прямо и за работу.

    Слезные продавцы используют восклицательные знаки. Хорошие собеседники используют вопросительные знаки. Вы хорошо слушаете, задаете вопросы, и вы даете читателям возможность дышать. Но в разговоре чего-то не хватает, не так ли? Каждый раз, когда вы «болтаете» со своим читателем и пьете чашку чая вместе, дайте им кусочек вашего лучшего домашнего пирога.

    Виртуальный кусочек торта - это совет, который ваши читатели могут реализовать сегодня или завтра. В бизнесе некоторые люди ошибаются, думая, что их письмо должно быть душным и формальным. Но много письменных и включенных - должно быть разговорным. Некоторые официальные документы и пресс-релизы, как правило, немного более формальны, но даже с теми проектами, которые вы не хотите переусердствовать.

    Ваш верный друг
    Макар Девушкин Сентября 23.

Цели урока:

  • Знакомство с основными правилами создания текста эпистолярного жанра.
  • Развитие умения создания письменного самостоятельного высказывания.
  • Развитие навыка коммуникативного общения.
  • Отработка навыка постановки знаков препинания при обращении и вводных словах.
  • Воспитание аккуратности, доброжелательности, приветливости.

Оборудование занятия: Слайды с отрывками из писем известных писателей, литераторов, таблица-алгоритм создания текста письма (у автора).

Отпустите убеждение, что все письменные формы должны быть формальными

Вот несколько советов, которые помогут сделать ваш бизнес более разговорным. Изменение этого убеждения - это первый шаг - без него ни один из других советов не будет придерживаться. Многие люди борются с этим, потому что они вернутся к типу написания, которое они сделали в средней школе и колледже. Если бы вы взяли класс, в котором вам приходилось писать исследовательские документы, вам, возможно, сказали бы избавиться от некоторых местоимений, таких как я, вы, мы и мы. Эти правила обычно не применяются при написании бизнеса.

Ход занятия

Добрый день, дорогие друзья! Любите ли вы получать письма?

А любите ли вы писать письма?

Чаще всего нежелание писать письмо связано с неумением его написать. Академик Д.С. Лихачёв в письмах к молодёжи как-то заметил:

Слайд 1

«А уметь хорошо писать нужно не только писателю или учёному. Даже хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, своё расположение духа, свою раскованность в обращении к симпатичному вам человеку. Но как научиться писать? Надо писать, писать дневники, письма…»
Д.С. Лихачёв

Притворись, что ты пишешь близкому другу

Конечная цель должна заключаться в том, чтобы четко общаться с вашим читателем, а материал, написанный в разговорном стиле, обычно легче понять. Вы привыкли быть профессиональными и серьезными на работе, которые переносятся на ваше письмо. В этом нет ничего плохого, когда вы работаете над проектом, который требует формального корпоративного стиля, но он сбивает вас с пути, когда вам нужен разговорный тон.

С другой стороны, когда люди с друзьями, они, как правило, более расслаблены и непринужденны, поэтому их стиль общения, естественно, разговорный. Вы можете использовать это, делая вид, что вы или письмо другу. Не беспокойтесь, что это сделает ваше письмо слишком неофициальным - вы будете использовать эту тактику только в первом черновике. Вы можете очистить его позже, чтобы сделать его более подходящим для вашего бизнес-проекта.

К сожалению, в наши дни нередко слышишь фразу: «Письма писать я не умею, лучше я тебе позвоню» Да и впрямь, какие там письма, когда у каждого есть мобильная связь. И, тем не менее, написал ведь как-то поэт: «Мне писем не заменит телефон: ни городской, ни междугородний». Искусство эпистолярного жанра начинает потихоньку забываться в России. А ведь совсем недавно он был весьма популярен. Обратимся к словарику, который необходим на сегодняшнем уроке:

Запишите себе разговор, перепишите его, а затем отредактируйте стенограмму




Вы когда-нибудь замечали, что большинство людей пишут более формально, чем то, как они говорят? Если вы можете написать то, как вы говорите, это, естественно, встречается как разговорное. Попытка написать в стиле, в котором вы говорите, может быть сложной задачей, поэтому один из лучших способов сделать это - не писать в первую очередь - записывайте себя. Смартфон делает это легко.

Слайд 2

  • эпистолярный – написанный в форме письма, переписки
  • этикет – установленный порядок в поведении, формах обращения
  • адресат – тот, кому адресовано письмо
  • адресант – тот, кто отправляет письмо

Слайд 3

Однажды в редакцию газеты «Пионерская правда» пришло письмо, над которым долго смеялись сотрудники, а потом и читатели. Вот оно перед вами:

После того, как у вас будет запись, пришло время сделать стенограмму. Вы можете сделать это самостоятельно или сделать кого-то еще для вас. Редактирование является самым важным шагом здесь, потому что стенограмма, вероятно, будет заполнена космическими наполнителями, а также несколькими касательными и неполными мыслями. Подумайте об этом методе, начиная с черновика, который составляет 80%, и все, что вам нужно сделать, это очистить его.

Семь писем делового письма. Эффективное письмо-письмо сводится к пониманию того, почему вы пишете письмо, понимаете потребности своего читателя, а затем четко пишете то, что вам нужно сказать. Каждое письмо должно быть ясным, человечным, полезным и дружелюбным, как позволяет тема. иметь разговорный тон и читать так, как если бы вы разговаривали со своим читателем.

Ученица читает слайд 3:

Нижеподписавшийся волка повстречал.
Вышеупомянутый громко зарычал.
А вокруг всё цветики – просто благодать.
По причине этого – жалко пропадать.
Нижеподписавшийся крикнул: «Караул»
И на полной скорости к речке драпанул.
Вышеупомянутый, голодом томим,
В том же направлении бросился за ним.
К счастью, тут охотничек мимо проходил,
Каковой впоследствии волка застрелил.
Нижеподписавшийся просит за спасенье
Выразить охотнику это поздравленье.

Когда вы пишете письмо, вы пытаетесь убедить кого-то действовать или реагировать положительно. Ваш читатель будет реагировать быстро, только если ваш смысл кристально чист. Поставьте себя в обувь читателя и напишите дружеским и полезным тоном. Не представляйте свою компанию как та, которая не может совершить ошибку и всегда должна быть в правильном положении. Старайтесь не отвечать в нормальном мягком и защищенном виде организаций - пишите искреннее и полезное письмо.

Покажите, что вас интересуют обстоятельства читателя. Если он или она упомянул что-то личное в письме, обратитесь к нему в своем ответе. Это создает мост между вами и читателем. Внимательно прочитайте оригинальное письмо и посмотрите, есть ли что-то, что вы можете добавить в свое письмо, чтобы показать свою заинтересованность.

Почему вызывает улыбку это стихотворение? (Ответ учащихся)

Конечно, в нем нарушена стилистическая принадлежность некоторых слов и выражений.

В тексте разговорного стиля автор использовал слова, приемлемые для стиля официальных документов. Это вызывает комический эффект. То есть, хорошее знание стилей речи русского языка и особенностей каждого стиля необходимо для создания текста.

Давайте вспомним стили речи нашего русского языка. (Ответ учащихся)

У вас на партах отрывки из писем поэта В.В. Маяковского, поэта К.М. Симонова, академика Д.С. Лихачёва. Определите, какого стиля эти отрывки, найдите доказательства принадлежности каждого отрывка названному стилю.

Один ученик читает отрывок из письма В.В. Маяковского.

В литературно-художественный отдел Гиза.

В ответ на ваше письмо сообщаю:

По моем возвращении из-за границы мною был заключен с Гизом договор на все имевшееся в договоре вещи: «Роман», «Драма», «Мое открытие Америки» и «Испания, Атлантический океан, Гавана» (стихи). Я сумел сдать две последние книги. Работа над «Драмой» и «Романом» задержалась благодаря возникшей большой работе (тоже для Гиза) над Октябрьской поэмой. Это крайне трудная поэма, сданная в срок Гизу, кроме отрыва от других работ, еще и крайне меня утомила. После месячного отдыха надеюсь в 4-х, 5-тимесячный срок выполнить все взятые на себя обязательства.

Я неоднократно предлагал ликвидировать все материальные обязательства, вытекавшие из договора, но литературно-художественный отдел указывал мне всегда на желательность сохранения договора в силе и откладывал день сдачи книг.

Если и сейчас Гизу интересны указанные книги, прошу продлить срок договора сообразно с моими указаниями о времени.

Вл. Маяковский

27.09.27 г.

К какому стилю принадлежит письмо В.В. Маяковского? (Официально-деловой)

Докажите это, приведя в качестве примеров характерные для этого стиля лексические, морфологические и синтаксические средства. (Ответы учащихся)

Письмо академика Д.С. Лихачева к молодежи читает далее ученица.

В молодости формируется не только человек – формируется вся его жизнь, все его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость ведь также надо «перенести», чтобы она была самой радостной, самой дорогой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека еще более щедрым. Радость, не разделенная с задушевными друзьями, не радость.

Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям», непосредственности. Храните ее во всем и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.

И помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но очень трудно.

Наша молодость – это и наша старость.

Д.С. Лихачев

Учащиеся доказывают, что данный отрывок принадлежит к публицистическому стилю.

Письмо поэта К.М. Симонова читает следующий ученик.

Здравствуй, Машка, здравствуй, дочка.
Шлю тебе я два цветочка.
Это ландыш и ромашка. (Вот они – рисунок поэта)
– Так ли это – дочка Машка?
Я нарисовал цветы
Так ли, как рисуешь ты?
Ландыш-то почти хорош,
Ландыш сразу разберешь!
А ромашка подгуляла -
Лепестков уж слишком мало.
Сколько нужно добавлять?
Раз?
Два?
Три?
Четыре?
Пять?
А теперь рисую дом,
Где мы с Нин-Паловной живем.
Крыша и труба, и окна,
И дождик, под которым мокну.
Вот они (рисунок поэта).
Сверху дождик, снизу снег.
Я несчастный человек.

После того, как учащиеся доказали, что отрывок принадлежит к разговорному стилю, переходим к следующему этапу урока.

Конечно, личная переписка – это предмет разговорного стиля речи. Еще совсем недавно ваши родители, родственники писали живые интересные письма друг другу, тщательно подбирали слова, перебеливали черновик, так как с большим уважением относились к адресату, хотели, чтобы с письмом друг или подруга получили «частичку души» адресанта . Писатель Н.С. Лесков как-то заметил: «Скверное письмо затрудняет чтение, расхолаживает впечатление, и, наконец, сердит читающего и настраивает его против вас» . Сегодня мы попытаемся создать хорошие дружеские письма и послания в соответствии со всеми нормами разговорного стиля и этикетом письменного общения.

Давайте, определим, что будет являться одной из составляющих хорошего письма. А помогут нам в этом ваши же письма.

Слайд 4

Здравствуй, подруга Вера!

Пишу тебе письмо, так как обещала. У меня все по-прежнему. Хожу в школу вместе с Анюткой, потому что с Ленкой поссорилась. Она сильно много воображает. Учится уже неохота, все ждут каникул. Скорей бы они наступили. Погода у нас стоит нормальная. Приезжай скорей. Я тебя жду.

Твоя подруга Катя.

Слайд 5

Аленушка! Здравствуй!

Дружочек мой дорогой, как я по тебе скучаю, как многое мне надо тебе рассказать.

Представляешь, вчера наконец-то после долгих уговоров папа согласился отвезти нас к озеру Любви. Это озеро находится в 25 километрах от нашего поселка. Я слышала легенду о том, как двое влюбленных в стародавние времена решили вместе броситься в воды этого озера, потому что родители не хотели их свадьбы. Они долго плакали на берегу озера, и все это слышала русалка-волшебница. Она пожалела юных влюбленных и подарила им вечную жизнь, превратив их в два сросшихся ивовых дерева на берегу после их смерти. Теперь они не расстаются никогда. Это очень трогательно – обнявшиеся ивы над зеркальной гладью озера. Я думаю, что на тебя это тоже произвело бы впечатление. Вокруг озера – красивейшая растительность. Воздух чист и наполнен ароматом цветов и трав. Вода в озере прозрачная, и в ее глубине мелькают серебристой чешуёй рыбки. На лодках по озеру плавают влюбленные парочки (открыт прокат лодок). Мы пробыли на озере почти три часа, но нисколько не устали, а наоборот, получили массу впечатлений.

Все каникулы читаю книги из списка литературы, данного нашей учительницей для летнего чтения. Открыла для себя Тургенева. Его романы очень понравились, а героини просто вызывают восхищение, хочется быть на них похожей.

В следующем письме расскажу о том, как мы с Олей побывали в гостях у Марины.

До свидания. Жду твоих писем. Твоя подруга Надя.

Вопрос ученикам. Какое письмо интереснее?

Конечно, то, в котором содержится интересная информация.

  • Первое условие создания письма:

Информация.

Информация в письме – это «кусочек» человеческой жизни, к которому интересно вернуться спустя годы. Что может служить информацией для письма?

Кто-то сказал, что письмо - это фотография души. Это правильно, потому что хорошее письмо не только рассказывает о чем-нибудь, но и передает мысли, настроение, чувства человека, говорит о его стремлениях, интересах, увлечениях. А содержание и стиль письма во многом зависят от того, кому мы пишем. В этом мы убедились, когда читали письма поэта В.В. Маяковского, ученого Д.С. Лихачева, поэта К. М. Симонова.

Писатель Анатолий Маркович Маркуша, автор книги о лётчиках «Вам взлёт» получал много писем, но говорил он как-то и о том, что не все ребячьи письма радуют. Вот мальчик из города Винница написал как-то: «Сообщите, пожалуйста, основные сведения о метеорологии, главные вопросы штурманской подготовки, а также все рекорды, зарегистрированные в ФАИ». Вот уж где приходится только развести руками. Прежде, чем писать подобные письма артистам, спортсменам, писателям, надо хорошо подумать, нельзя ли обойтись без этого.

А вот ещё письмо в газету: «Дорогая «Пионерская правда», мне нравится один мальчик, а я ему нет. Напишите в вашей газете, как мне быть».

Уважение к адресату и его времени должно подсказать вам, стоит ли браться за перо. Такое понятие, как внутренняя культура человека – это следующее условие эпистолярного жанра.

  • Второе условие создания письма.

Культура человека.

Антон Павлович Чехов оставил прекрасные образцы писем друзьям и знакомым. Читать их интересно и поучительно. Это образец эпистолярного жанра.

(Зачитывается отрывок из письма А.П. Чехова)

Научиться культуре, конечно, невозможно за 40 или 80 минут, этот процесс длится порой всю жизнь. Поэтому надо помнить о том, интересна ли будет ваша информация тому, кому вы её адресуете (адресату ). Нужно быть искренним и правдивым и, если письмо не строго деловое и серьёзное, можно приправить свой рассказ частицей юмора. Пример – письмо поэта К.М Симонова.

Говоря о культуре письма, отметим, что в письме, согласно принятому этикету , обязательны поля. В правом верхнем углу письма, как правило, ставится дата. Почерк должен быть таким, чтобы письмо не превращалось в ребус. Множество помарок и исправлений свидетельствуют о неуважении к адресату. Аккуратно и разборчиво подписывается конверт. И мы плавно переходим к третьему условию хорошего письма.

Вы заметили уже, работая с письмами сегодня на уроке, что чаще всего при написании письма необходимо помнить правила постановки знаков препинания при обращении и вводных словах. Сегодня, когда вы будете писать своё письмо друзьям или родственникам, помните, что есть третье условие хорошего письма

  • Третье условие создания письма.

Грамотность.

Повторяем при помощи опорных схем знаки препинания при обращении и вводных словах и предложениях.

Слайд 6

1. О,______. 2. ____,О,_____. 3._________,О. 4. О!________
1. ______,вв,______. 2. Вв,_________. 3. __________,вв.

А отработать навык постановки запятой при обращении и вводных словах помогут упражнения по составлению зачинов и концовок писем.

В России XIX века в русском речевом письменном этикете были распространены зачины и концовки. Зачины в письмах содержали обращения к адресату по имени-отчеству с выражением ему всяческого почтения и добрых чувств, пожелания здоровья. Концовки писем обычно делались в одном стиле с зачинами и были очень многообразны. Это, прежде всего, многословные здравицы и почтительно-любезные заверения в любви и памяти. Перед вами типичные зачины и концовки, отражающие этикет писем XIX века.

Слайд 7

  • Милостивейший князь…
  • Вселюбезнейшая княгиня…
  • Любезный друг…
  • Бесценная матушка…
  • Душевно уважаемая и добрейшая тётушка
  • … Милая маменька
  • … Душенька моя

Слайд 8

Концовки писем

  • Целую ваши ручки, прошу вашего родительского благословения…
  • Поклонитесь всем добрым приятелям и будьте здоровы и веселы…
  • Ваш покорнейший слуга и внук…
  • Остаюсь вашим всепокорнейшим сыном…
  • С глубочайшим почтением и искренней сыновней преданностью…
  • Оставайтесь всегда здоровы и веселы…

Какие из этих формул являются устаревшими? Почему?

Группа учащихся, получивших задание на предыдущем уроке, зачитывают зачины и концовки из рассказов А.П. Чехова, повестей А.С. Пушкина.(«Ванька Жуков», «Капитанская дочка» и др.)

Обращаем внимание на постановку знаков препинания в этих отрывках

Задания по группам:

Группа 1. Учащиеся этой группы составляют зачины и концовки для дружеских писем сверстникам.

Группа 2. Учащиеся этой группы составляют зачины и концовки для писем родителям и взрослым родственникам.

Группа 3. Учащиеся этой группы составляют зачины и концовки для деловой переписки с людьми, от которых ждут помощи, решения проблем (незнакомый редактор журнала)

Обращаем внимание на знаки препинания в полученных формулах, какие формулы, приведённые ранее на слайдах, можно использовать в современном письме?

А теперь возьмите чистый лист бумаги. Вспомните, какие три условия необходимы для создания письма.

Слайд 9

(Алгоритм на слайде)

Что напишете вы? Послание, которое кто-то долгие годы будет хранить и перечитывать? Или ваш адресат запутается в пустой болтовне и грязных безграмотных каракулях и раздраженно бросит ваше письмо в мусорную корзину? Все зависит от вас.

Заключительный этап. Написание дружеского послания близкому человеку.

Вот так, моя дорогая подруга Лена, тебе сегодня исполняется уже тринадцать лет. Этот день для тебя самый яркий и праздничный в году. Пусть весь этот день сияет на твоем лице улыбка.

Я желаю, чтобы наша дружба не кончалась,
Чтобы чаще мы с тобой встречались,
Вместе пели, веселились, танцевали
И твой день рождения справляли!

Наташа К.

Лето в разгаре. Июль на исходе.
За яркость цветов благодарны природе.
Друзья и родные слетелись в Тайшет
Мамуле отметить её сорок лет!
А юбилярша – смотрите – царица!
Не Водолей, и не Рак она. Львица!
Фигура центральная у Зодиака.
Добра, но и бескомпромиссна, однако.
Папа, Олег и я, дочка Наташа.
Ведь нами живет именинница наша.
Любит всем сердцем, навеки верна,
Того ж от любимого хочет она.
Мамуля! Будь в жизни улыбчивой долго.
Пусть светлыми будут, счастливыми, годы.
И груз неудач пусть не давит на плечи.
А сорок – рассвет! А не вечер, не вечер.