Формы проявления конфликтов. Анализ конфликтной ситуации

Конфликт может выражаться в скрытой и открытой формах.

Скрытая форма конфликта – состояние неудовлетворенности, внутреннее несогласие с действиями, решениями руково­дителя, актива. Это может проявляться в формальном ис­полнении требований, равнодушии, высокомерии, само­изоляции от коллектива, интригах.

Открытая форма может быть активной и пассивной.

Активная форма конфликта – от­крытые столкновения: острые ссоры, споры, бунт, драки, отказ выполнять требование, задание, разные формы не­подчинения, саботаж, мстительность, агрессивность, аф­фективные действия.

Пассивная форма конфликта – выражается в сознательном уходе в мир фантазий, наркомании, алко­голизме.

Формы выражения конфликта во многом зависят от уровня развития личности, коллектива, возраста участни­ков конфликта, их индивидуального жизненного опыта, личностных качеств, типа конфликта, специфики деятель­ности коллектива, от стиля управления коллективом.

Умение управлять конфликтными отношениями пред­ставляет собой одну из сложных социально-психоло­гических и педагогических проблем. Вовремя и успешно разрешенные конфликты вносят существенные корректи­вы в социально-психологический климат коллектива, спо­собствуют формированию устойчивости индивида в си­туации повышенной сложности, умения принимать свое­временное, правильное решение без эмоциональных взры­вов.

Существует прямая зависимость между успешностью разрешения конфликта в детском коллективе и той пози­цией, которую занимает педагог по отношению к данному явлению.

Ва­рианты возможных позиций педагога к конфликту.

Позиция силового (авторитарного) вмешательства в конфликт. Педагог признает наличие конфликта, пытается фиксировать участвующие стороны и расстановку сил. Но педагог не столько стремится разрешить конфликтную ситуацию, сколько с ней борется, считая, что всякий кон­фликт в детском коллективе – это зло. Как правило, еди­нолично определяет правого и виноватого и, применяя соответствующие санкции, подавляет конфликт, но в дей­ствительности разрешения конфликта не происходит. Он может принять другие формы или конфликтующие пере­несут его выяснение за пределы школы, что чаще приво­дит к проявлению силовых форм решения конфликта, но уже со стороны конфликтующих сторон.

Позиция невмешательства. Чаще занимается педаго­гом-либералом. Он старается не замечать конфликтных ситуаций, столкновений, которые возникают в руководи­мом им коллективе. Не вмешивается в конфликт до тех пор, пока ему на него не укажут или он не коснется его лично. Его реакцию на создавшуюся ситуацию могут вы­звать замечания, критика со стороны администрации или коллег. Вполне вероятно, что разрешение конфликта он возложит на актив класса.

Позиция замалчивания конфликта. У некоторых педа­гогов сложилось мнение, что возникновение конфликтов в руководимом ими коллективе свидетельствует об их про­фессиональной слабости, педагогической неудаче. Кон­фликт, по убеждению таких педагогов, высвечивает их воспитательное бессилие. Наличие конфликтной ситуации просто не признается, отвергается. Педагог, таким обра­зом, пытается уйти от проблемы простым ее непризнани­ем. Чаще всего эта позиция возникает вследствие незна­ния, как из этой ситуации выйти. Ситуация может перейти в форму запущенности, хронического состояния, что крайне негативно сказывается на развитии коллектива.

Поиск путей целесообразного вмешательства в кон­фликт. Решая этот вопрос, педагог опирается на собст­венное знания коллектива, его воспитательные возможно­сти, анализирует ситуацию и прогнозирует варианты раз­вития конфликтных отношений, возможные последствия. Может быть принято решение о временном невмешатель­стве, о предании гласности причин конфликта, о необхо­димости срочного воздействия на конфликтующие сторо­ны с применением прямых или косвенных методов разре­шения конфликта.

Харак­терные ошибки, допускаемые педагогами при вмешательстве в конфликт.

– Недооценка или переоценка значимости обществен­ного мнения группы или коллектива для того или иного участника конфликта. Чаще всего подобная ошибка до­пускается из-за отсутствия знаний о неформальной струк­туре коллектива, статусе каждого его члена в этой струк­туре. Чем выше статус учащегося в неформальной струк­туре коллектива, тем острее его чувствительность к мне­нию этого коллектива. Однако, если речь идет о новичке, то эта зависимость может оказаться иной. Например, для новичка, обладающего невысоким статусом в неформальной структуре коллектива, сам коллектив может быть ре­ферентным, значимым. Уровень развития коллектива оп­ределяет значимость общественного мнения для каждого его члена.

– Преувеличение педагогом роли возможного собст­венного влияния. Эта ошибка – следствие непонимания учителем уровня своего авторитета и конфликтующих сторон. Работая с учащимися младших классов, учитель пользуется безграничным авторитетом. Младшие школьники обращаются к учителю за помощью, советом по самому широкому кругу вопросов. Педагогу щедро авансируется доверие и при решении сугубо личных проблем учащего­ся. Но по мере взросления школьников ситуация меняется, мы больше сталкиваемся с явлением дискретности, изби­рательности авторитета. Другими словами, он принимает­ся в одних областях и не распространяется на другие, чаще всего сугубо личностные. Поэтому и эффективность соб­ственного влияния педагога на конфликтующие стороны может быть очень различной, порой не адекватной его ожиданиям.

– Недооценка или переоценка предшествующего собст­венного опыта регулирования отношений в коллективе.

– Решаясь на вмешательство в конфликт, педагог скло­нен занимать позицию над конфликтующими, позицию «верховного судьи». Но нужно помнить, что быть объек­тивным крайне сложно. В процессе профессиональной деятельности у педагога складывается определенное от­ношение к ученикам. Они могут иметь от­тенки явной симпатии, нейтралитета или даже антипатии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное учреждение

Орловский государственный университет

Тема: "Социальные конфликты: понятие, сущность, формы проявления"

Выполнила: Корнева Е.Н.

Проверил: Зотов В.В.

Содержание

  • Введение
  • Формы социального конфликта
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Возможность возникновения конфликта существует во всех сферах жизни общества. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов, личностных особенностей. Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к конфликтам.

Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества - это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт.

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. В рамках социологии сложилось специальное научное направление, которое в настоящее время обозначается как "социология конфликта". Проблематике социальных конфликтов (в частности, для теоретического объяснения социокультурных изменений в современном обществе) уделяли внимание в своих работах многие классики социологии: Г. Спенсер, М. Вебер, К. Маркс, Э. Дюргейм, Р. Дарендорф, Н. Смелзер и другие.

Вместе с тем, изучение конфликтов носит не только теоретический, но и сугубо прикладной характер. Например, при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон.

Понятие социального конфликта

Понятие "конфликт" характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт понимается как предельный случай обострения противоречий. Социальные психологи также подчеркивают, что трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.

Одно из первых определений конфликта предложено видным американским исследователем L. Cozer, оказавшим значительное воздействие на формирование подхода к пониманию природы конфликта. Согласно L. Cozer, конфликт в собственном смысле слова есть "борьба, возникшая из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностей и притязаний, и предполагающая нейтрализацию, ущемление или уничтожение целей соперников".

Позже K. Fink дал определение конфликта, которое обнаруживает теснейшую зависимость по позиции L. Cozer. "Социальный конфликт - пишет K. Fink - это любая социальная ситуация или процесс, в котором две или более единицы связаны по крайней мере одной формой психологического или интрактивного антагонизма”. Психологический антагонизм - это эмоциональная враждебность и сходные с ней явления. Интерактивный антагонизм - понимается как взаимодействие, строящееся по типу борьбы или вмешательства в дела противоборствующей стороны.

Известный польский социолог Я. Щепаньский определяет конфликт - как столкновение, вызванное противоречием установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации.

Реальный конфликт представляет собой социально-психологический процесс. Социальные психологи предлагают определять конфликт как возникающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления, к достижению каких-либо целей (Гришина Н. В.). Или же, аналогично, столкновение личностей в виду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей (Ершов А.А.). Согласно К. Боулдингу, конфликт знаменует собой осознание и созревание противоречия и столкновения интересов.

Конфликты следует отличать от других форм конфронтации в обществе, которые могут быть следствием:

1. отсутствия согласия между участниками дискуссии,

2. противоречия интересов,

3. коллизии,

4. соперничества,

5. соревнования.

Важно подчеркнуть, что конфликт - это столкновение интересов различных социальных субъектов, происходящий публично. Часто конфликт имеет политическое измерение (так как социальный конфликт задевает управленческие системы) - социальный конфликт чреват политическим конфликтом. Накопление конфликтов в обществе называется кризисом. Политический конфликт связан с взаимоотклонением ответственности и власти.

Западными социологами и философами конфликты признаются важнейшими факторами социального развития. Английский философ и социолог Г. Спенсер считал конфликт "неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития".

Немецкий философ и социолог Г. Зиммель, называя конфликт "спором”, считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации.

Классик социологии Р. Дарендорф указывал в своих трудах на тесную связь конфликта с понятиями кризиса и противоречий. Кризис, по Р. Дарендорфу, - это результат патологических изменений в содержании и формах жизни населения, серьезных изменений механизма контроля в политике, экономике и культуре, взрыва массового недовольства граждан, радикального разрыва с традиционными нормами и ценностями. По мнению Р. Дарендорфа, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе; это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.

Таким образом, под социальным конфликтом в современной социологии понимают любые виды борьбы между индивидами, цель которых - достижение либо сохранение средств производства, экономической позиции, власти или других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также завоевание, нейтрализация или устранение действительного либо мнимого противника.

Функции социального конфликта

Большинство людей видят в конфликтах вещь неприятную, часть проклятия рода человеческого. Но можно отнестись к конфликтам по-другому - увидеть в них потенциальный прогресс. То есть, конфликты как неотъемлемый момент социального бытия могут выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную). Поэтому, как считают многие исследователи, задача состоит не в том, чтобы устранить или предотвратить конфликт, а в том, чтобы найти способ сделать его продуктивным.

В общем плане возможность конфликта выполнять конструктивную роль связывается с тем, что конфликт предотвращает "застой" и "омертвение" индивидуальной или групповой жизнедеятельности и стимулирует их движение вперед. Кроме того, поскольку основой возникновения всякого конфликта является отрицание предшествующих отношений между сторонами, способствуя созданию новых условий, конфликт одновременно выполняет и адаптивную функцию. Положительные последствия конфликта для отдельного человека могут также состоять и в том, что посредством него будет изжита внутренняя напряженность.

Позитивная функция конфликтов состоит в том, что они часто служат выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях.

В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить психологический климат в коллективе.

Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности.

Тем не менее, конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. К негативным функциям социальных конфликтов следует отнести в первую очередь, сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами, увеличение враждебности между ними по мере уменьшения взаимодействия и общения. Частым явлением становится представление о другой стороне как о "враге", представление о своих целях - как о положительных, а о целях другой стороны - как об отрицательных.

Конфликт часто настолько меняет приоритеты, что ставит под угрозу истинные интересы сторон, препятствует осуществлению перемен и внедрению нового. Кроме того, прослеживается повышение эмоциональной и психологической напряженности в коллективе, неудовлетворенность, плохое состояние духа (например, как результат, рост текучести кадров и снижение производительности труда), меньшая степень сотрудничества в будущем.

Конфликт является деструктивным в том случае, если участники конфликта не довольны его исходом и чувствуют, что что-то потерпели. Если же участники удовлетворены и что-то получают в результате конфликта - конфликт считается продуктивным.

Фазы и стадии социального конфликта

Конечно, все социальные конфликты нельзя подогнать под единую универсальную схему. Есть конфликты типа схватки, где можно рассчитывать только на победу, конфликты типа дебатов, где возможны споры, маневры, обе стороны могут рассчитывать на компромисс. Есть конфликты типа игры, где стороны действуют в рамках одних правил и т.д.

После типологии социальных конфликтов следует рассмотреть стадии, фазы конфликта, что дает основу для поиска способов регулирования.

Зарождение конфликта - латентная стадия, часто даже незаметная для внешнего наблюдателя. Действия развиваются на социально-психологическом уровне - разговоры на кухне, в курилках, раздевалках. Развитие этой фазы можно отслеживать по некоторым косвенным признакам (рост числа увольнений, прогулов).

Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Социальное напряжение, эмоциональное раздражение накапливаются в течение какого-то времени, и предконфликтная стадия может быть растянутой.

Характерной особенностью социального конфликта является наличие объекта конфликта, обладание которым связано с фрустрацией субъектов, втягиваемых в социальный конфликт.

Предконфликтная стадия - это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсные возможности. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на противоположную сторону; информация; власть; связи; союзники, на поддержку которых можно рассчитывать.

Первоначально участники конфликта ищут пути достижения целей без воздействия на соперничающую сторону. Когда такие попытки оказываются тщетными, индивид, коллектив, социальная группа определяют объект, мешающий достижению целей, степень его вины, степень возможного противодействия. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией.

Бывают ситуации, когда причина фрустрации скрыта и ее трудно идентифицировать. Тогда возможен выбор объекта для социального конфликта, который не имеет отношения к блокированию потребности, то есть происходит ложная идентификация. Иногда ложная идентификация создается искусственно с целью отвлечения внимания от истинного источника фрустрации, социального напряжения. В сложнейшем переплетении социальной жизни опытные политики довольно часто выпускают пар социального напряжения, создавая ложные объекты фрустрации. Например, руководитель предприятия, не умея разумно распорядиться финансовыми ресурсами, объясняет невыплату заработной платы действиями центрального правительства.

Предконфликтная стадия характеризуется также выработкой каждой из конфликтующих сторон сценария или даже нескольких сценариев своих действий, выбором способов воздействия на противоборствующую сторону. Предконфликтная стадия представляет научный и практический интерес для управленцев, социологов, поскольку при правильном выборе стратегии, способов воздействия на участников можно тушить возникающие конфликты или, наоборот, их раздувать, используя определенные политические или иные цели.

Инициирующей является стадия, на которой происходит событие, играющее роль спускового крючка. Оно заставляет стороны начать действовать открыто и активно. Это могут быть словесные прения, митинги, депутации, голодовки, пикеты, экономические санкции и даже физическое воздействие и т.п. Иногда действия участников конфликта могут носить и скрытый характер, когда соперники пытаются обмануть, запугать друг друга.

По своему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные, хотя на практике трудно отделить одно от другого. Когда конфликт протекает в рациональной форме, то его участники не переходят на личностный уровень, не стремятся формировать в своем сознании образ врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на долю истины, умение войти в его положение - характерные признаки рациональных по своему характеру конфликтов.

Однако чаще всего в ходе конфликтных взаимодействий агрессия его участников переносится с причины конфликта на личности, формируется неприязнь и даже ненависть к соперникам. Так, во время межнациональных конфликтов создается образ чужой нации, как правило, некультурной, жестокой, обладающей всеми мыслимыми пороками, причем этот образ распространяется на всю нацию без исключения.

Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в большинстве случаев они трудно управляемы, поэтому желание некоторых руководителей в своих целях искусственно вызывать конфликт для разрешения конфликтной ситуации грозит серьезными последствиями, так как конфликт можно контролировать до определенного предела.

Пиковая стадия - критическая точка конфликта, этап, когда взаимодействия между конфликтующими сторонами достигают максимальной остроты и силы. Важно уметь определить прохождение этой точки, так как после этого ситуация в наибольшей степени поддается управлению. И в то же время вмешательство в конфликт на пиковой точке бесполезно и даже опасно.

После прохождения критической точки возможно несколько сценариев развития конфликта:

разрушение ядра забастовки и переход к угасанию конфликта, но возможны формирование нового ядра и новая эскалация;

достижение компромисса как результат переговоров;

эскалирующий вариант превращения забастовки в трагическую, тупиковую по своему содержанию, когда требуется поиск альтернатив, новых позиций конфликтующих сторон. В ином варианте - голодовки, погромы, действия боевиков, разрушение оборудования.

Угасание конфликта связано либо с исчерпанием ресурсов одной из сторон, либо с достижением соглашения. Если конфликт - силовое взаимодействие, то участие в конфликте требует наличия некоторой силы, способа воздействия на соперника, противоборствующую сторону.

Под силой понимается потенциал социальной группы, которая своим действием или угрозой действия может заставить другую социальную группу уступить, удовлетворить требования.

Среди основных источников такой силы можно выделить:

формальную власть;

контроль над дефицитными ресурсами (финансы, контроль над информацией, процессами принятия решений, контроль над технологией). Положение авиадиспетчеров в гражданской авиации, шахтеров, энергетиков в зимний отопительный период и т.п.

Потенциал отдельной социальной группы складывается из личностного, социального потенциала, финансовых ресурсов, экономического потенциала, технологического потенциала, ресурсов времени и некоторых других факторов.

социальный конфликт конфронтация регулирование

К внешним ресурсам конфликтующих сторон можно отнести: природную среду (позиции теплоэнергетиков на Крайнем Севере), связи со средствами массовой информации, политические (суд, правоохранительные органы), возможные союзники и т.п. Естественно, что внешние ресурсы могут работать на одну из сторон конфликта, и тогда последняя получает преимущество.

Конечно, каждой из сторон конфликта двигают определенные социальные интересы, которые выражаются в целях, потребностях, политике. Интересы могут быть действительными, реальными и неадекватными - завышенными, гипотетическими (надуманными), транслированными, то есть не являющимися интересами данной группы, а представляющими интересы других социальных групп.

Интересы социальной группы выражаются во время конфликта в определенных требованиях. Это могут быть требования о выплате задолженности по зарплате или ее повышении, споры о границах ответственности, вопросы занятости и перемещений по работе, акции в поддержку других коллективов или социальных групп. Кроме того, конфликтная ситуация вбирает в себя всю совокупность условий и причин, предшествующих ему. В конфликте разряжаются накопившиеся в социальной организации противоречия, они сравнимы с разрядом молнии, который вбирает в себя всю накопленную энергию.

Формы социального конфликта

Можно выделить простые и сложные формы социального конфликта.

Простые формы социального конфликта:

Бойкот - полный или частичный отказ от действий, которые служат интересам конкурирующих или противоборствующих групп. Выделяют политический, экономический бойкоты. Саботаж - форма борьбы, связанная с сознательными, чаще всего скрытными действиями с целью нанесения ущерба интересам противоборствующей стороне.

Травля (преследование) - форма борьбы, применяемая с целью ослабить или скомпрометировать противника. В этой форме реализуется имеющийся перевес над противоборствующей стороной.

Словесная агрессия - выдвижение обвинений, оскорблений, распространение дезинформации с целью дискредитации противника в глазах общественного мнения. Часто эта форма конфликта реализуется через "грязную" пропаганду.

Физическая агрессия - нападения, драки, убийства, террористические акты, вооруженная борьба.

Сложные формы социального конфликта

Сложные формы проявления социального конфликта, как правило, представляют собой переплетение нескольких простых форм.

Общественный протест - любые публичные действия, выражающие неодобрение. Может проявляться в форме массового гражданского неповиновения, митингов, демонстраций, общенациональных забастовок.

Бунт - массовые стихийные выступления, как правило, агрессивные и относительно кратковременные.

Социальная революция, гражданская война - форма социального конфликта, направленная на коренное изменение общественно-политического порядка.

Для понимания социального конфликта важно иметь представление о причинах и формах выражения социальной напряженности в обществе, социальной группе. Социальная напряженность - индикатор социального кризиса, нарастающего конфликта.

Можно выделить следующие признаки социальной напряженности:

распространение недовольства в самых широких слоях населения сложившимся положением дел;

утрата доверия к властям, руководителям;

пессимистические оценки будущего;

неуверенность в завтрашнем дне.

Возникает атмосфера психического беспокойства, эмоционального возбуждения. Такие настроения проявляются в некоторых массовых действиях: ажиотажный спрос, скупка товаров, миграция, активизация деятельности общественных движений и политических партий и некоторых других.

Таким образом, социальная напряженность - это психологическое состояние значительных социальных групп, своего рода групповые эмоции. В основе напряженности лежит неудовлетворенность людей своим положением.

Но, с другой стороны, социальная напряженность может поддерживать и высокий тонус в обществе, подвигать некоторые социальные группы к активным действиям, к поискам решений сложных проблем.

Пути и способы регулирования социальных конфликтов

Пути и способы регулирования социальных конфликтов зависят от особенностей их возникновения и протекания. П. Сорокин справедливо указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей людей, без которых они не могут существовать. Прежде всего, потребность в пище, одежде, жилище, самосохранении, самовыражении. При этом важны не только сами эти потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества.

В этой связи определение путей регулирования конфликтов должно основываться на знании приоритетных потребностей, интересов и целей людей в те или иные периоды развития общества.

Наилучший способ регулирования социального конфликта - его предупреждение, умение действовать превентивно. Надо знать и уметь наблюдать за такими явлениями, которые можно было бы назвать индикаторами конфликта. Среди них: неповиновение, напряженность, недовольство сотрудников, снижение основных показателей производственной деятельности, увеличение числа жалоб, невыходов на работу, нарушений дисциплины, увольнений.

В производственном коллективе можно внедрять специальные механизмы отслеживания таких социальных индикаторов. Например, в Японии для этой цели используют кружки качества, службы внимания, рабочего настроения, телефон доверия и даже резиновый манекен администратора.

В условиях нарастания социальной напряженности знание ее индикаторов позволяет умело не давать повода для инцидента, с которого начинается конфликт. В качестве инцидента могут выступать такие обстоятельства, как резкое изменение внешней ситуации, провоцирующие действия одной из конфликтующих сторон, возникновение спорных ситуаций. Чаще всего в качестве инцидента выступают непродуманные действия администрации, связанные с нововведениями, неудачными кадровыми решениями.

До инцидента руководство может занимать разные позиции:

не чувствовать напряженности, реагировать в обычном стиле, тем самым приближая конфликт;

осознавать ситуацию, но отвечать неадекватно;

занимать позицию невмешательства.

После инцидента, с которого начинается социальный конфликт, возможны различные варианты поведения:

растерянность и бездействие (страусинная политика);

агрессивная позиция;

солидарность и даже руководство забастовкой;

подачки бастующим;

воздействие через неформальных лидеров.

Главное заключается в том, потерян или нет со стороны администрации контроль за развитием событий. В активной, пиковой стадии конфликта происходят дифференциация и интеграция участников конфликта вокруг выдвинутых требований.

Это касается и лидеров, и рядовых участников конфликта. Конфликт - это почти всегда борьба лидеров противоборствующих сторон. Побеждает тот, кто сильнее и умнее. Здесь противоборствуют две тенденции. С одной стороны, стремление разрушить забастовку любыми способами. Носителями этой линии выступают администрация, часто - профсоюзные структуры. С другой стороны, стремление лидеров конфликта с большей результативностью реализовать поставленные цели, задачи. Зачастую это создание особых органов управления вне традиционных структур, например забастовочных комитетов. У нас пока мало лидеров рабочего движения - это неизбежный результат тоталитарной системы.

Для управления социальным конфликтом чрезвычайно важно умение вести переговоры, ведь в конечном счете обе конфликтующие стороны заинтересованы в достижении компромисса.

В процессе ведения переговоров можно выделить:

подготовительную фазу, первоначальный выбор позиции;

поисковую фазу;

финальную фазу.

Западные социологи разработали несколько принципов, которые помогают лидерам вести переговоры в процессе разрешения социального конфликта.

Важнейшие среди них:

переговоры начинаются с конструктивного определения проблемы;

участвующие стороны должны понимать друг друга;

долговременные решения базируются на интересах, а не позициях;

переговоры должны быть гибкими.

Кроме того, существует несколько правил ведения переговоров при разрешении социального конфликта.

Правило выслушивания. Надо внимательно выслушивать всех во время переговоров. Не прерывать выступающих ни при каких обстоятельствах ни репликами, ни восклицаниями.

Правило равенства. При любом раскладе сил, при любой иерархии на переговорах стороны размещаются так, чтобы подчеркнуть равенство. Никакой власти должности, только власть авторитета.

Очень важны умение излагать аргументированно, в меру эмоционально свою точку зрения; свободно раскрепощенно себя вести. Разумеется, не доходя до краснобайства, беспечности, шапкозакидательства.

Процедурное правило. Необходимо соблюдать порядок работы, регламент, очередность сообщений, привлечение консультантов, юристов.

Правило безоценочных суждений. Следует отказаться от слов, несущих негативный, отрицательный оттенок по отношению к оппоненту.

Правило переговорного помещения. Переговоры вести не в кабинете начальника. Необходимо относительно нейтральное, специально оборудованное помещение.

Для нашего общества характерно нарастание конфликтности. Миграция русскоязычного населения, инфляция, рост безработицы - все это обещает нам нелегкое и конфликтное будущее. Важно накапливать опыт цивилизованного решения социальных конфликтов. Умение управлять ситуацией, находить компромиссы - необходимое качество для социолога, менеджера, социального работника, тем более руководителя, политического или общественного деятеля.

Итоги конфликта определяются по многим параметрам. Течение и разрешение локального конфликта чаще всего не влияет на жизнь большинства населения. Глобальные, национальные и межнациональные конфликты отражаются на судьбах миллионов людей, уничтожают культурные ценности и производственные мощности, уносят жизни. Между этими крайними формами конфликта много других вариантов.

Социальный конфликт - сложное социальное взаимодействие, содержанием которого является процесс развития и разрешения непримиримых противоречий, т.е. таких, которые невозможно разрешить без изменения основных условий и факторов взаимодействия. Из этого следует: разрешение конфликта требует изменений в социальной жизни людей.

Вместе с тем необходимо учитывать, что никакое общество никогда не бывает по всем показателям только конфликтным. В любом обществе, даже находящемся в состоянии войны, наблюдается не только конфликт, но и согласие.

В развитии социального согласия можно выделять этапы, формы, исследовать протяженность и длительность. Принципиально важно различать ценностное и функционально-целевое согласие. Ценностное согласие - это характеристика состояния и взаимодействия между находящимися в единстве социальными субъектами, ориентирующимися на близкие, совпадающие ценности. Функционально-целевое согласие - это характеристика взаимосвязи между находящимися в единстве социальными субъектами, имеющими общие потребности, интересы и цели, а также общие представления о способах их достижения, закрепленные в правовых нормах. Функционально-целевое согласие - это всегда согласие социальных субъектов, преследующих определенную цель.

Социальное согласие имеет многофакторную детерминацию. Его возникновение и развитие зависят от многих условий и факторов, социально-экономического, социально-политического, общественного и духовного характера.

Согласие и конфликт - неотъемлемые черты социальной реальности. В каждый отдельный период своего существования общество характеризуется различной степенью проявленности согласия или конфликта между социальными субъектами, особенностями их взаимопроникновения.

Заключение

В отношениях между людьми неизбежно возникают трудности и конфликты, они являются естественной частью нашей жизни.

Широко распространены житейские соображения, что конфликты - это нечто неблагоприятное и опасное, что следует любой ценой их избегать и что хорошим отношениям между людьми свойственно полное отсутствие каких-либо конфликтов. В результате большой популярности подобных воззрений люди стараются скрывать свои конфликты от других и даже от самих себя. Таким образом, часть конфликтов существует во внутреннем, скрытом плане.

Нередко осуждение самого факта существования конфликтов и наивная вера в то, что можно прожить жизнь, ни разу ни с кем не конфликтуя, связаны с недостаточными разграничениями между самим конфликтом и способом его разрешения. А ведь существуют эффективные способы разрешения конфликтов, вызванных различиями во взглядах, установках, несовпадениях целей и поступков. Они укрепляют взаимоотношения и тем необычайно ценны. Совместное успешное разрешение противоречий может сблизить людей больше, чем многие годы проведенные во взаимном обмене любезностями. Однако, наряду с этим есть и такие способы разрешения конфликтов, которые отравляют жизнь и разрушают даже устойчивые многолетние связи.

В заключение следует подчеркнуть, что поскольку конфликты в нашей

жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.

Список литературы

1. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. - М.: 1996. Центр.

2. Веренко И.С., Конфликтология" М., 1990

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.

4. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. / Уч. пособие. М., 1995.

5. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону, 1998.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение сущности и природы конфликта - столкновения противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов. Особенности конфликта потребностей, интересов, ценностей.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Уровни рассмотрения конфликтов. Разновидности противоборствующих сторон. Выявление и исследование интересов и целей участников конфликта. Особенности восприятия конфликта и основные стадии развития. Формы эскалации конфликта, его предупреждение.

    реферат , добавлен 02.04.2009

    Основные аспекты социальных конфликтов. Классификация конфликтов. Характеристика конфликтов. Причины конфликтов. Последствия социального конфликта. Разрешение конфликта. Социальные конфликты в современном обществе.

    реферат , добавлен 30.09.2006

    Природа социального конфликта. Взаимодействие и интересы как ключевые понятия. Классификация конфликтов. Специфика политического конфликта, пути и методы урегулирования политических конфликтов. Социально-политические конфликты на территории России.

    контрольная работа , добавлен 09.01.2009

    Основные концепции конфликта в социологии. Механизм социального конфликта и его функции. Конфликт и его особенности в условиях современного российского общества. Негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2013

    Особенности социального конфликта как скрытого противоречия. Идеи социального конфликта Спенсера, основные положения Маркса, трактовка конфликта Козера. Основные функции конфликта: внутренние, позитивные, деструктивные. Анализ стратегий конфликта.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2012

    Связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. Социология социального конфликта. Социально-биологическая парадигма объяснения конфликта. Основные виды агрессивности. Основные принципы ведения борьбы (разрешения) социального конфликта по М. Ганди.

    презентация , добавлен 11.05.2011

    Изучение понятия социального конфликта, столкновения, вызванного противоречием установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации. Характеристика основных стилей и особенностей поведения людей в конфликтных ситуациях.

    контрольная работа , добавлен 17.02.2012

    Понятие и роль забастовки как проявления трудового конфликта. Особенности воздействия протеста на руководителей. Отличия официальной забастовки, наступательной, оборонительной, символической, частичной, сидячей. Динамика забастовочного движения в России.

    презентация , добавлен 19.10.2013

    Понятие, предмет и основные причины конфликта, его структура и сценарии. Сущность теорий социального конфликта Г. Спенсера и У. Самнера. Концепция функционализма американского социолога Т. Парсонса. Диалектическая "общая теория конфликта" К. Боулдинга.

При изучении современной литературы, посвященной конфликтам, нам удалось выделить 112 определений и значительные расхождения в их формулировках.

Приведем лишь наиболее типичные:
  • Конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.
  • Конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Как считает Ф. Глазл, многие англо-американские авторы делают упор в своих определениях на противоречиях целей или интересов , которые преследуют стороны, но не дают четкого определения понятия “конфликт”.

Из всех определений дефиниции “конфликт” возникает ряд вопросов. Какие противоречия являются значимыми и что такое противоречие вообще и чем они отличаются от конфликтов?

Практически никто, за исключением Ю.В. Рождественского, не определяет противоречие как речевое действие. Он выделяет три стадии развития борьбы интересов, которые приводят к конфликту. “Действия в этой борьбе можно поделить как бы на три стадии интенсивности: различия во мнениях, противоречия в дискуссиях и прямая борьба в виде конфликтов в действиях”. Таким образом, различием мы будем считать любое высказывание авторитарного типа от 1 лица в утвержденной форме в любом виде словесности.

С нашей точки зрения, противоречием можно считать диалог, т.е. речевое действие, когда высказываются различия сторон.

Понятийная схема, характеризующая сущность конфликта должна охватывать четыре основные характеристики: структуру, динамику, функции и управление конфликтом.

В структуре конфликта выделяют:

  • объект (предмет спора);
  • субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);
  • условия протекания конфликта;
  • масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);
  • стратегии и тактики поведения сторон;
  • исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Всякий реальный конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии:

  • предметная ситуация — возникновение объективных причин конфликта
  • конфликтное взаимодействие — инцидент или развивающийся конфликт
  • разрешение конфликта (полное или частичное).

Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд , среди которых наиболее важными являются:

  • диалектическая — служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;
  • конструктивная — вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;
  • деструктивная — появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель (менеджер, лидер и т. п.)

Управление конфликтом — это целенаправленное обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

В научной литературе можно проследить различное отношение к конфликтам . Конфликт, как явление всегда нежелательное, которое следует, по возможности, избегать и немедленно разрешать. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе. Авторы, принадлежащие к “человеческих отношений”, также были склонны считать, что конфликтов желательно избегать. Но если конфликты в организациях присутствовали, то рассматривали это как признак неэффективной деятельности и плохого управления.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательны. Во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразия точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить проблемы и т.п.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективность организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют.

Виды конфликтов

В современной литературе существует множество классификаций конфликтов по различным основаниям.

Так А.Г. Здравомыслов дает классификацию уровней конфликтующих сторон:
  • Междиндивидуальные конфликты
  • Межгрупповые конфликты и их типы:
    • группы интересов
    • группы этнонационального характера
    • группы, объединенные общностью положения;
  • конфликты между ассоциациями
  • внутри и межинституциональные конфликты
  • конфликты между государственными образованиями
  • конфликты между культурами или типами культур

Р. Дарендорф дает одну из наиболее широких классификаций конфликтов.

Мы приведем данную классификацию, указав в скобках типы конфликтов:
  • По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации).
  • По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные).
  • По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты).
  • По формам борьбы (мирные и немирные).
  • По особенностям условий происхождения (эндогенные и эксогенные).
  • По отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный).
  • По использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты).

А. В. Дмитров дает несколько классификацией социальных конфликтов по разным основаниям. К конфликтам по сферам автор относит: экономические, политические, трудовые, социального обеспечения, образования, образования и пр.

Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту:

  • внутренние (личностные конфликты);
  • внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые).

В психологии принять также выделять: мотивационные, когнитивные, ролевые и пр. конфликты.

К. Левин относит мотивационные конфликты (мало кто удовлетворен работой, многие не верят в себя, испытывают стрессы, перегрузки на работе) в большей мере, к внутриличностным конфликтам. Л. Берковиц, М. Дойч, Д. Майерс описывают мотивационные конфликты как групповые. Когнитивные конфликты также в литературе описаны как с позиций внутриличностных, так и межгрупповых конфликтов.

Ролевые конфликты (проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов): внутриличностные, межличностные и межгрупповые чаще всего проявляются в деятельностной сфере. Но чаще всего в психологической литературе описываются три вида конфликтов: на внутриличностном уровне, на межличностным и межгрупповом.

Ф. Лютенс выделяет 3 типа внутриличностных конфликтов : конфликт ролей; конфликт, вызванный фрустрацией, конфликт целей.

Межгрупповые конфликт — это, как правило, конфликты интересов групп в производственной сфере.

Межгрупповые конфликты порождаются чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в рамках организации, которая состоит из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные интересы. Такое противостояние имеет разные основы. Например, профессионально-производственная (конструкторы- производственники-финансисты), социальная (рабочие-служащие — руководство) или эмоционально-поведенческие ("лентяи" — "работяги").

Но самыми многочисленными являются межличностные конфликты . В организациях они проявляется по-разному чаще всего в виде борьбы руководства за всегда ограниченные ресурсы. 75-80% межличностных конфликтов порождается столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Это коммуникационные конфликты. Аналогичными являются конфликты между личностью и группой. Например, столкновение руководителя с единым фронтом подчиненных, которым не по нраву крутые дисциплинарные меры начальника, направленные на "завинчивание гаек".

Виды конфликтов по характеру:

  • объективные, связанные с реальными проблемами и недостатками;
  • субъективные, обусловленные различных оценок тех или иных событий и поступков.

Виды конфликтов по последствиям:

  • конструктивные, предполагающие рациональные преобразования;
  • деструктивные, разрушающие организацию.

Управление конфликтами

Чтобы эффективно управлять конфликтами менеджеру необходимо:

  • определить его вид конфликта
  • его причины
  • его особенности,
  • а затем применить необходимый для данного типа конфликта способ разрешения.

Главной задачей управления внутриличностным конфликтом может быть:

  • если это конфликты целей, то главные усилия менеджеров должны быть направлены на достижение совместимости личных и организационных целей.
  • если это конфликт ролей, то следует учитывать их тип (конфликт личности и связанных с ролью ожиданий; конфликт может возникнуть и тогда, когда существуют различные требования к ролям, которые человек должен играть одновременно).

Способов разрешения внутриличностных конфликтов существует много: компромисс, уход, сублимация, идеализация, вытеснение, переориентация, коррекция и т.д. Но вся сложность состоит в том, что самому человеку очень трудно констатировать, выявить и управлять внутриличностным конфликтом. Они очень хорошо описаны в научный литературе, на практике самостоятельно их разрешить очень сложно.

Межличностные конфликты охватывают практически все сферы человеческих отношений.

Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах — внутреннем и влиянием.

Внутренний аспект связан с некоторыми индивидуальными качествами самой личности и навыками рационального поведения в конфликте.

Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя по отношению к конкретному конфликту.

В процессе управления межличностными конфликтами следует учитывать на разных этапах управления ( , предупреждение, регулирование, разрешение) причины, фактора, взаимные симпатии и антипатии. Существует два основных способа их разрешения: административный или педагогический.

Слишком часто конфликты, возникающие, например, между начальником и подчиненным, сотрудником или клиентом, либо перерастают в борьбу, либо уход. Ни тот, ни другой вариант не являются эффективным способом управления конфликтом. Психологи и социологи предлагают еще несколько вариантов поведения личности в конфликте. Широкое распространение в конфликтности получила, разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. Участники конфликта, анализируя свои интересы и интересы соперника, выбирают 5 стратегий поведения (борьба, уход, уступки, компромисс, сотрудничество).

Для разрешения и сохранения позитивных взаимоотношений лучше последовать таким советам:

  • Остыньте
  • Проанализируйте ситуацию
  • Объясните другому человеку, в чем состоит проблема
  • Оставьте человеку “выход”

Групповые конфликты менее распространены в практике, но они всегда более масштабны и тяжелы по своим последствиям. Менеджеру важно знать, что причины, возникающие между личностью и группой, конфликтов связаны:

  • с нарушением ролевых ожиданий
  • с неадекватностью внутренней установки статусу личности
  • с нарушением групповых норм

Чтобы эффективно управлять конфликтом “личность-группа”, нужно произвести анализ по этим параметрам, а также выявить форму его проявления (критика, санкции группы и т.п.)

Конфликты типа “группа-группа”, характеризуется своим многообразием и своими причинами их появления, а также отличительными формами их проявления и протекания (забастовки, митинги, встречи, переговоры и т.п.). Подробнее методики управления конфликтами подобного типа представлены в трудах американских социологов и психологов (Д. Гельдмана, Х. Арнольда, Ст. Роббинса, М. Дилтона).

На разных этапах управления межгрупповыми конфликтами (прогнозирование, предупреждение, регулирование, разрешение) имеется свое содержание управленческих действий, они будут различаться. Такое различие мы можем наблюдать, например, при разрешении конфликта:

Конфликт типа “личность-группа” разрешается двумя способами: конфликтующая личность признает свои ошибки и исправляет их; конфликтующая личность, интересы которой не могут быть приведены в состояние конгруэнтности с интересами группы, уходит их нее. Конфликт типа “группа-группа” разрешается или организацией переговорного процесса, или заключением договора в согласовании интересов и позиций конфликтующих сторон.

С практической точки зрения проблема регулирования отношений формируется как задача изменения стереотипов поведения. Как считает Г.М. Андреева, должна происходить замена одних — деструктивных — другими, более конструктивными.