Все о путешественнике марко поло. Жизнь великого путешественника: краткая биография Марко Поло

Когда заходит речь об отважном венецианском купце из рода Поло, вспоминают, в первую очередь, его визит в Китай, что открыл и ценнейшие сведения о дальних странах, которые перевернули сознание европейцев и развеяли тысячи нелепых россказней и преданий. Но всё это выглядит просто лишь для того, кто никогда не углублялся в историю жизни этого непростого человека.

Загадка первая — происхождение

Только на первый взгляд здесь всё понятно. Род — известная купеческая семья Венеции, семья состоятельная и очень уважаемая. Поло торговали пряностями и драгоценностями. При такой специализации невозможно не разбогатеть и не стать влиятельными. Пряности еще только появлялись в Европе и ценились куда дороже золота. Но вот кем были купцы дома Поло по происхождению?

Существуют три основные версии:

  • Версия "венецианская" — они венецианцы, итальянцы то есть. В доказательство приводится тот факт, что только "коренные" жители Венеции могли отправиться в такое дальнее путешествие, набрать себе надежную команду. Иностранцы в XIII-XIV веках вызывали предубеждение и недоверие, даже в таком "продвинутом" торговом городе, как Венеция. К тому же "аборигены" не допустили бы расцвета такого сильного конкурента из чужаков. Версия достаточно основательная, но не безупречная. Среди богатых венецианских родов встречаются выходцы из разных стран, хотя и не так уж часто.
  • Версия "хорватская" — семья — славяне, хорваты. В доказательство приводится факт, что долгое время купцы этого рода подписывались, как "Поло ди Далмация (Хорватия)". А также имели семейный дом на острове Корчула, что принадлежал той же Далмации. Сомнительная версия. Венецианские купцы имели дома по всему миру. В Новгороде, например, или в Киеве или Крыму, а также в Индии и Персии. Знатные были торговцы. А чтобы не путались, им и давали прозвища "индийские", "русские" и т.д. Что обозначало, в первую очередь, круг торговых интересов той или иной семьи. Но версия о "хорватском" происхождении Поло также имеет право на жизнь.
  • Версия "польская" — они поляки! Всё дело в том, что Поло — это не фамилия, а прозвище, которое пишется с маленькой буквы (как на титульном листе первого издания знаменитой книги Марко). А "поло" — означает поляк. Версия так себе. Собственно, почему бы и нет? Только слишком уж "притянуто за уши".


Детство

Мать умерла во время родов. Отец Николо Поло в это время был в пути — по торговым делам уехал в Крым, а оттуда отправился до самого Китая (Да-да, именно отец Марко побывал в Поднебесной до своего сына!). Так что 15 сентября 1254 года младенца принимает тетка будущего путешественника.
Родня не особо заботилась о Марко, поскольку неизвестно было, вернется ли его отец из путешествия. В богатой семье даже бедному родственнику доставался вполне жирный кусок. Но вот образованием молодого Поло не занимался никто. С малых лет он помогал по мере сил в нехитрых торговых операциях, но его роль ограничивалась известной формулой "принеси, подай". Не сохранилось ни одного документа, который бы подтверждал, что великий путешественник Марко Поло умел писать и читать. Такие парадоксы в средние века встречались достаточно часто.

Короткая юность

Папаша Николо вернулся в Венецию только в 1269 году, когда исполнилось уже 15 лет. По меркам XIII века — взрослый человек, главный помощник отца и готовый жених. На самом деле жизнь подростка изменилась — он сразу стал выгодным женихом и наследником огромного состояния (из далеких стран Николо Поло привез не только впечатления и сувениры). А вот заниматься воспитанием сына, хоть и с опозданием, у Поло старшего времени не было совсем. Все его помыслы были связаны с выполнением поручения владыки Китая хана Хубилая (основателя династии Ю-ань). Речь шла об аудиенции у Папы римского, чтобы испросить благословения на обращение Китая в христианство. По крайней мере так выглядит эта миссия в изложении Марко в его книге. К этому мы еще вернемся.

Миссия оказалась практически невыполнимой. Всё дело в том, что Папа Климент уже умер, а нового Папу кардиналы выбрать всё никак не могли. Прошел год, за ним другой, а дело не двигалось с места. Кандидатура на место "апостола" никак не находилась, а когда нашлась, то выяснилось, что сам кандидат в "апостолы" в данный момент активно рубит голову сарацинам в Палестине. Информацией этой Николо и его брат Маффео не располагали, а время шло и доверием китайского владыки мог заручиться кто-то другой. А это значит, что с торговыми привилегиями, суперприбылями и режимом наибольшего благоприятствования в Поднебесной можно распрощаться навсегда. Братья засобирались в путь.

Раз уж нельзя получить благословения от самого римского "апостола", то можно привезти ладан и благовонное масло из храма Гроба Господня в Иерусалиме. Так решают братья и собирают экспедицию до Палестины и дальше до Китая. Сразу возник вопрос: что делать с сыном? Оставить на него все торговые дела в Венеции? Слишком молод, да и не женат — вдруг всю прибыль на девок потратит? Родня приглядывать отказалась наотрез: вырос уже, нечего за ним приглядывать, своя голова есть. Искать невесту времени не было. Решение пришло само собой — торговлю поручить родне, по жесткому договору конечно, а Марко взять с собой, молодой и сильный парень в такой экспедиции пригодится. Так и порешили. Началась у новая жизнь.

Путешествие Марко Поло — главная загадка

Что же открыл Марко Поло и каково было его путешествие? Если не считать книги, написанной под диктовку Марко Поло, об этой экспедиции неизвестно ничего. Уехали Поло в 1271 году, а вернулись в 1295. Вот и всё. Где были? Что видели? Что делали? Ответов на простые вопросы купцы избегали. Правда, вернулись они просто "чудовищно" богатыми. Едва ли не самыми состоятельными в Венеции стали. Пока об этом всё, обратим внимние лишь на карту и маршрут путешестия Марко Поло.

Война и плен

Вернувшись в родной город, Поло отправились воевать с вечным соперником Венеции — Генуей. Война была серьезной, боролись за место под солнцем, за свой кусок мирового пирога. В этой борьбе все средства были хороши. После одной из битв в плен к генуэзцам попадает и Марко из рода Поло. В тюремной камере (а зачем убивать такого пленного? За него можно хороший куш получить! Да и вообще, вся эта война в основном велась на деньги полученные в качестве многочисленных выкупов состоятельных пленников) Марко Поло встречается с земляком по имени Рустикелло, который был родом из Пизы — второго врага Генуи.

Рустикелло — фигура загадочная. Оставив после себя несколько блестящих литературных произведений, он не оставил практически никаких сведений о себе. Встреча с Марко была подарком для сочинителя рыцарских романов. Времени у обоих узников было достаточно. Поло рассказывал о своем путешествии и жизни в Китае, Рустикелло записывал. Но тут нельзя забывать, что Марко, как любой венецианец, любил прихвастнуть, а писатель, как и всякий писатель, любил присочинить. В результате этого сотрудничества двух заключенных на свет появилась рукопись под названием "Книга о разнообразии мира". Она еще наделает шума в Европе!


Возвращение

После освобождения из тюрьмы триумфально возвращается в Венецию. Он герой войны, богатейший купец и влиятельный гражданин. Книга, написанная в тюрьме, наделала много шума, но вот коммерческую репутацию несколько подпортила. Мало кто поверил в путешествие. Многие считали, что всё в ней вымысел. Слишком уж небывалые вещи были описаны. К Поло прилипла репутация "чудаковатого сочинителя". Но это совсем не помешало путешественнику удачно жениться. На момент свадьбы Марко исполнилось 45 лет, старик по меркам того времени, но огромное состояние всегда делало холостяка привлекательным, вне зависимости от возраста. Невеста нашлась быстро. Молодая, из богатой семьи. Она родит Марко трех дочерей.


Старость и смерть — сразу две загадки

Этот период жизни великого путешественника наиболее удобен для изучения. Сохранилось множество документов, характеризующих Марко Поло как личность. Увы, ничего особо интересного. В основном это судебные прошения и решения суда, связанные с финансовыми спорами с родственниками. С возрастом Поло стал до неприличия скуп. Состояние его было огромным, а всё было мало. Преумножение состояния стало навязчивой идеей.

Незадолго до своей смерти, Марко отпускает на волю своего раба — крещенного татарина Пьетро. Мало того, он дарит бывшему рабу круглую сумму, позволившую Пьетро вернуться домой и стать самым успешным купцом Крыма. Почему же скупой Поло сделал такое исключение для татарина-раба? Версий снова несколько:

  • Версия "романтическая" — этот благородный поступок был платой за долгие годы безупречной службы и сопровождение семьи Поло в далеком путешествии в Китай и обратно. За верность семье и разделение с ней всех неурядиц и лишений, которые настигали семью Поло во время путешествий.
  • Версия "циничная" — Пьетро действительно сопровождал семью Поло в путешествии. Он всё видел, всё слышал и прекрасно знал как проходил этот вояж длиною в 17 лет. Вольная и щедрый подарок — плата за молчание и отказ от разоблачения всех "фантазий" книги, написанной со слов Марко.

Умер Марко Поло в 1324 году, прожив 69 лет и 4 месяца. Как и положено венецианцу, путешественник оставил подробное завещание и обеспечил безбедную жизнь не только своим трем дочерям, но и внукам своим и правнукам, благо огромного состояния хватило на всех.

О чем же рассказал в тюрьме своему соседу по камере Рустикелло. Книга о разнообразии мира — главная загадка Марка Поло. Исследователи любят книгу, продиктованную Марко Поло. Эта история о путешествии одной семьи воодушевила более поздних авторов на создание более двух тысяч самых разных исследований, анализов, монографий. Всякий пытается найти в сочинении нечто ранее не замеченное. Но до сих пор окончательно не решен главный вопрос: действительно ли был Марко Поло в Китае или всё придумал?

На самом деле в книге описывается не только Китай. Марко рассказывает о виденном на Памире, в пустыне Гоби, Месопотамии, Персии, Индии, на острове Цейлон и Мадагаскар, Ява и Суматра, даже о японском острове есть в книге упоминание. Но Китай и все рассказы о нем больше всего интересовали современников путешественника, да и потомков тоже.

Европа XIII-XIV веков жила сказочными представлениями о далеких странах. Рассказы о сказочных чудовищах и человекообразных монстрах считались вполне достоверными и правдивыми. В книге венецианского путешественника Марко Поло ничего подобного нет. Но чудеса, о которых он рассказывает, произвели ничуть не меньшее впечатление: печатание бумажных денег, города с миллионным населением (в тогдашней Европе город с населением в 30 тысяч считался невообразимым мегаполисом), особенная китайская кухня, отношения между чиновниками и правителем, интриги китайского императорского двора и многое другое.

Какие же аргументы приводят те, что считают книгу Марко Поло не воспоминаниями о путешествии, а собранными воедино рассказами бывалых купцов, которые "подслушал" венецианец, пребывая не далее Крымского полуострова:

  • Поло ни разу не упоминает о Великой Китайской стене;
  • Лишь одни раз и походя он рассказывает о фарфоре;
  • Ни разу в книге не рассказывается о чайной церемонии и собственно о чае;
  • Нет ни одного упоминания о диковинной для любого европейца традиции "перевязывания ног у женщин";
  • Ни разу не упоминаются печатные книги, иероглифы;
  • Названия многих городов и провинций указаны неточно.

Версия вполне правдоподобна. Для жителей Европы— Крым—- это уже далекое далеко, а персидских купцов здесь было предостаточно. Всякий венецианец знал по три-четыре языка. В Крыму можно было выучить не один, а несколько языков за полгода-год. Вот и сидел себе спокойно в лавке Марко Поло, выслушивал истории о далеких странах от заезжих купцов, запоминал жадно. За два десятка лет таких историй накопилось предостаточно, вот и вспомнил их в тюрьме богатый торговец, да надиктовал Рустикелло.

Большинство исследователей все же поверили Марко Поло. Каковы же их аргументы:

  • Во время пребывания Поло в Китае "Великой стеной" назывались земляные укрепления, которые произвсти впечатления на европейца, привыкшего к высоким и мощным стенам городских укреплений, просто не могли;
  • Фарфор также был известен Марко, очевидно, что его отец привез несколько диковинных ваз, да и во время долгого проживания в Поднебесной к этого вида посуде можно было привыкнуть;
  • Чай для богатой семьи Поло уже давно не был диковинкой. Арабские купцы к тому времени наладили поставки этого "чуда" в Венецию. А что до церемонии, то, по утверждению Марко Поло, семья их жила в основном при дворе, а он был в те времена "монгольским" и чаепитие выглядело совсем по-другому, по той же причине венецианцы ничего не знали о китайской традиции перевязывать ноги женщинам;
  • Печатные книги, как и любые другие, Марко не интересовали. Читать он не умел. Так что эти значки замысловатые, которые называются иероглифы, мало волновали молодого торговца;
  • Что касается неточных названий, то не стоит забывать, что все они записывались Рустикелло "на слух", а раньше он их никогда не слышал, так что "как услышал, так и написал".

Все исследователи сходятся в одном: в той части книги, где Поло рассказывает о своих взаимоотношениях с владыкой Поднебесной, венецианец прихвастнул довольно лихо. Трудно поверить, что правитель многомиллионной империей пришел в восторг от способностей и острого ума двадцатилетнего европейца. А назначение Марко губернатором одной из провинций, так и вовсе напоминает рассказы Хлестакова в известной русской пьесе. Зная, что правдивость этих сведений, как впрочем и всех остальных, проверить практически невозможно, Поло решил слегка приукрасить действительность. Так поступали практически все путешественники. Эта традиция жила еще несколько веков, пока не закончилась эпоха Великих открытий.

Несмотря на все загадки и неточности, воспоминания стали первым литературным описанием стран Центральной Азии и Китая на Западе Европы. Его труд долгое время был единственным авторитетным источником знаний о далеких странах. Известно, что во время своих поисков Индии тщательно изучал труд Рустикелло, возможно, если бы не эти воспоминания Марко Поло, Америка еще долгое время оставалась бы "закрытой" для остального мира.

Познавательное видео о Марко Поло


Во время его поиска маршрута в Индию; по подсчётам исследователей, Колумб сделал на ней 70 пометок .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Самый большой контейнеровоз в мире

    ✪ China ship from Marco Polo with Flapping Wing Propulsion

    ✪ 2001299 Prolog Аудиокнига. Поло Марко "Книга о разнообразии мира"

    Субтитры

Происхождение

Считается, что Марко Поло родился в семье венецианского купца Никколо Поло , семейство которого занималось торговлей ювелирными изделиями и пряностями. Поскольку свидетельств о рождении Марко Поло не сохранилось, традиционная версия о его рождении в Венеции была оспорена в XIX веке хорватскими исследователями, которые утверждают, что первые свидетельства пребывания семейства Поло в Венеции относятся ко второй половине XIII века , где на них ссылаются как Poli di Dalmazia, в то время как вплоть до 1430 года семейство Поло владело домом в Корчуле , ныне в Хорватии .

Первое путешествие отца и дяди Марко Поло

Венецианские купцы, достигшие в тринадцатом веке торгового могущества на Средиземном море , не могли остаться равнодушными к исследованиям, предпринимаемым смелыми путешественниками в Центральной Азии, Индии и Китае. Они понимали, что эти путешествия открывают перед ними новые рынки сбыта и что торговля с Востоком сулит им неисчислимые выгоды. Таким образом, интересы торговли неминуемо должны были привести к изучению новых стран. Именно по этой причине два крупных венецианских торговца предприняли путешествие в Восточную Азию .

В 1260 году Никколо, отец Марко, вместе со своим братом Маффео отправились в Крым (в Судак), где у их третьего брата, которого также звали Марко, был свой торговый дом. Далее они двинулись по тому же маршруту, по которому в 1253 году прошёл Гийом де Рубрук . Проведя год в Сарай-Бату , братья двинулись дальше в Бухару . В связи с опасностью военных действий, которые вёл Берке (брат Батыя) в этом регионе, братья вынуждены были отложить возвращение домой. Пробыв в Бухаре три года и не имея возможности вернуться домой, они присоединились к персидскому каравану, который послал ильхан Хулагу в Ханбалык (современный Пекин) своему брату, монгольскому хану Хубилаю , который к тому времени практически завершил разгром китайской династии Сун и вскоре стал единоличным правителем Монгольской империи и Китая.

Зимой 1266 года братья достигли Пекина и были приняты Хубилаем, который, по словам братьев, дал им золотую пайцзу для свободной дороги назад и попросил их передать послание папе римскому с просьбой прислать ему масла с гробницы Христа в Иерусалиме и проповедников христианства. Вместе с братьями отправился и монгольский посол в Ватикан, однако, в дороге он заболел и отстал. В дороге Никколо узнал о смерти своей жены и о рождении сына, появившегося на свет через несколько дней после его отъезда, в 1254 году, и названного Марко. Прибыв в Венецию в 1269 году , братья обнаружили, что Папа Климент IV умер, а новый так и не был назначен. Желая поскорее выполнить поручение, они решили не дожидаться назначения нового папы, и в 1271 году отправились в Иерусалим, взяв с собой Марко.

Путешествие Марко Поло

Жизнь в Китае

Первым Китайским городом, в который в 1275 году добралось семейство Поло, был Шачжа (современный Дуньхуан). В том же году они добрались до летней резиденции Хубилая в Шанду (в современной китайской провинции Ганьсу). По словам Марко Поло, хан был им восхищён, давал различные поручения, не разрешал ему возвращаться в Венецию и даже в течение трёх лет держал его губернатором города Янчжоу (Глава CXLIV, Книга 2). Кроме того, семейство Поло (по утверждениям книги) участвовало в развитии армии хана и научило его использовать катапульты при осаде крепостей.

Описание жизни Поло в Китае редко следует хронологическому порядку, что составляет проблему в определении точного маршрута его путешествий. Но его описание достаточно точно географически, оно даёт ориентацию по сторонам света и расстояниям в терминах дней маршрута: «На юг от Паншина через один день пути большой и знатный город Каиу» . Кроме того, Поло описывает повседневную жизнь китайцев, упоминая использование бумажных денег, типичные ремёсла и кулинарные традиции различных областей. Он пробыл в Китае семнадцать лет.

Возвращение в Венецию

Несмотря на многочисленные просьбы семейства Поло хан не хотел отпускать их от себя, но в 1291 году , когда он выдал одну из монгольских принцесс за персидского ильхана Аргуна , ему понадобилась помощь венецианцев, для того чтобы доставить невесту более безопасным морским путём.

Значение путешествия Марко Поло

Одним из мифов, сложившихся вокруг путешествия Марко Поло, является представление о нём как о первом контакте между Европой и Китаем. Даже не учитывая предположения о контактах между Римской империей и династией Хань , монгольские завоевания XIII века облегчили маршрут между Европой и Азией (поскольку он теперь проходил по территории практически одного государства).

В архивах Хубилая от 1261 года есть ссылка на европейских купцов из Страны полночного солнца , вероятно, скандинавских или новгородских. В своем первом путешествии Николо и Маффео Поло шли по тому же маршруту, что и Гийом де Рубрук , действительно посланный королём Людовиком IX, дошедший до тогдашней монгольской столицы Каракорума и вернувшийся в 1255 году. Описание его маршрута было известно в средневековой Европе и могло быть известно братьям Поло ещё в их первом путешествии.

Во время пребывания Поло в Китае в Европу приехал уроженец Пекина Раббан Саума , а миссионер Джованни Монтекорвино , наоборот, направился в Китай. Опубликованный в 1997 году Дэвидом Селбурном текст итальянского еврея Якова из Анконы , якобы побывавшего в Китае в 1270-1271 г., незадолго до Поло, по оценке большинства гебраистов и китаистов, представляет собой мистификацию.

Тем не менее, в отличие от предыдущих путешественников, Марко Поло оставил описание мест, в которых он побывал. Его книга приобрела большую популярность и на протяжении всего Средневековья соперничала по успеху у публики с фантастическим путешествием Джона Мандевиля (прообразом которого стал Одорико Порденоне).

Благодаря Марко Поло широкому кругу европейцев стало известно о бумажных деньгах, саговой пальме, о черных камнях, которые горят. Информация о местонахождении пряностей, ценившихся на вес золота, способствовало вовлечению европейцев в торговлю ими, ликвидации торговой монополии арабских купцов и последующему переделу мира .

Сомнения в реальности совершённого путешествия

С самого момента его возвращения в город истории из поездки воспринимались с недоверием. Питер Джексон в качестве одной из причин недоверия упоминает нежелание принять его описание хорошо организованной и гостеприимной Монгольской империи , которое противоречило традиционному западному представлению о варварах . В свою очередь, в 1995 году Франсис Вуд, куратор китайской коллекции Британского Музея, выпустила популярную книгу, в которой поставила под вопрос сам факт путешествия Поло в Китай, предположив, что венецианец не путешествовал за пределы Малой Азии и Чёрного моря, а просто использовал известные ему описания путешествий персидских купцов. Например, в своей книге Марко Поло пишет, что помогал монголам при осаде сунской базы в Санъяне, однако осада этой базы закончилась в 1273 году, то есть за два года до его прибытия в Китай. Франсис Вуд отмечает, что ни иероглифы , ни книгопечатание , ни чай , ни фарфор , ни практика бинтования ног женщин, ни Великая китайская стена в книге Поло не упомянуты. Аргументы, выдвигаемые сторонниками аутентичности путешествия, основываются на особенностях процесса создания книги и цели Поло в передаче своих воспоминаний.

Неточности в книге

Описания Марко Поло полны неточностей. Это касается названий отдельных городов и провинций, их взаимного местоположения, а также описаний объектов в этих городах. Знаменитым примером является описание моста под Пекином (носящего сейчас имя Марко Поло), который в действительности имеет в два раза меньше арок, чем описано в книге.

В защиту Марко Поло можно сказать, что описание им велось по памяти, он был знаком с персидским и использовал персидские названия, которые часто также были непоследовательны в своей передаче китайских названий. Некоторые неточности вносились при переводе или переписывании книги, поэтому некоторые сохранившиеся манускрипты точнее других. Кроме того, во многих случаях Марко действительно пользовался информацией из вторых рук (особенно при описании исторических или фантастических событий, случившихся до его путешествия). Такого рода неточностями грешат и многие другие современные ему описания, которые не могут быть обвинены в том, что их авторы не находились в том месте в то время.

Поло знал персидский (язык международной коммуникации того времени), живя в Китае, выучил монгольский (язык администрации Китая в этот период), но не имел необходимости учить китайский. Как член монгольской администрации, он жил в отдалении от китайского общества (которое по его свидетельству отрицательно относилось к европейским варварам), мало пересекался с его повседневной жизнью, и не имел возможности наблюдать многие традиции, очевидные лишь в домашнем хозяйстве. Для человека, который не получил систематического образования и был чужд литературе, местные книги представляли «китайскую грамоту», но Поло подробно описывает производство бумажных денег, которое мало отличается от печати книг.

Чай был к тому времени широко известен в Персии, поэтому не представлял интереса для автора, сходным образом он не упоминается в арабских и персидских описаниях того времени. Фарфор был кратко упомянут в книге .

Что касается бинтования ног, в одном из манускриптов (Z) есть упоминание о том, что китайские женщины ходят очень мелкими шажками, но оно не разъясняется полнее.

Великая стена в том виде, в котором мы её знаем сейчас, была построена во времена династии Мин . Во времена Марко Поло это были по большей части земляные укрепления, которые не представляли собой непрерывной стены, а были ограничены наиболее уязвимыми в военном отношении участками. Для венецианца укрепления такого рода могли не представлять существенного интереса.

Отсутствие упоминаний в китайских источниках

Почёт, оказанный Хубилаем молодому Марко Поло, назначение его губернатором Янчжоу, отсутствие китайских или монгольских официальных записей о пребывании купцов в Китае в течение почти двадцати лет, по мнению Франсис Вуд, выглядят недостоверно. В доказательство пребывания Поло в Китае упоминается, например, единственная ссылка от 1271 года, в которой Пагба-лама , близкий советник Хубилая, упоминает в своём дневнике иностранца, находящегося в дружеских отношениях с ханом , но в ней не указаны ни имя, ни национальность, ни срок пребывания этого иностранца в Китае.

Однако в своей книге Поло демонстрирует такую осведомлённость о происшествиях при дворе хана, которую затруднительно приобрести без близости ко двору. Так, в Главе LXXXV (О предательском замысле возмутить город Камбалу) он, подчеркнув своё личное присутствие при событиях, подробно описывает различные злоупотребления министра Ахмада и обстоятельства его убийства, называя имя убийцы (Ванчжу), что в точности соответствует китайским источникам.

Этот эпизод особенно важен потому, что китайская династийная хроника Юань-ши упоминает имя По-Ло как человека, который был в составе комиссии по расследованию убийства и выделился тем, что искренне рассказал императору о злоупотреблениях Ахмада.

Распространенной практикой было использование китайских прозвищ для иностранцев, в связи с чем сложно найти упоминание имени Поло в других китайских источниках. Многие европейцы, которые официально побывали в центре империи монголов в этот период, например, де Рубрук , вообще не удостоились упоминания в китайских летописях.

Жизнь в Венеции после возвращения

Крайне мало известно о его жизни после возвращения из Китая. По некоторым данным, участвовал в войне с Генуей . После поражения в сражении при Курцоле в 1298 года Поло попал в плен к генуэзцам и находился там до мая 1299 года. Его рассказы о путешествиях были записаны ещё одним заключенным, Рустикелло (Рустичано) , который занимался также написанием рыцарских романов. По некоторым данным, текст диктовался на венетском диалекте, по другим - он был записан на старофранцузском со вставками на итальянском. В связи с тем, что оригинальный манускрипт не сохранился, установить истину не представляется возможным.

После освобождения из генуэзского плена он вернулся в Венецию, женился и от этого брака у него было три дочери (две были выданы за купцов из Далмации, что, по мнению некоторых исследователей, подтверждает гипотезу о его хорватском происхождении, но сама жена была из известного венецианского рода, что скорее говорит об устоявшихся связях семейства Поло в Венеции). У него был также дом на углу улиц Rio di San Giovanni Crisostomo и Rio di San Lio. Есть документы о том, что он участвовал в двух мелких судебных процессах.

В 1324 году, будучи уже больным человеком, Поло написал своё завещание, в котором упомянута золотая пайцза , полученная от татарского хана (он получил её от дяди Маффео, который, в свою очередь, завещал её Марко в 1310 году). В том же 1324 году Марко умер и был похоронен в церкви Сан Лоренцо. В 1596 году его дом (где, по преданию, хранились вещи, привезённые им из китайского похода) сгорел. Церковь, в которой он был похоронен, в XIX веке была снесена.

Книга чудес света

Книга Марко Поло состоит из четырёх частей. Первая описывает территории Ближнего Востока и Центральной Азии, которые Марко Поло посетил на пути в Китай. Вторая описывает Китай и двор Хубилай-хана. В третьей части говорится о приморских странах: Японии, Индии, Шри-Ланке, Юго-Восточной Азии и восточном побережье Африки. В четвёртой описываются некоторые войны между монголами и их северными соседями. «Книга чудес света» является одним из самых популярных объектов исторических исследований.

Вскоре после своего появления книга была переведена на венетский, латинский (разные переводы с венетской и французской версий), обратно на французский с латинской версии. В процессе перевода и переписки книги менялись, добавлялись или удалялись фрагменты текста. Самый древний из сохранившихся манускриптов (Манускрипт F) существенно короче остальных, но текстологические данные заставляют предполагать, что другие сохранившиеся манускрипты основаны на более полных оригинальных текстах.

Сомнения в правдивости Марко Поло, существовавшие со времени его возвращения в Венецию, изложены в популярной книге Франсис Вуд, которая предположила, что венецианец не путешествовал за пределы Малой Азии и Чёрного моря, а просто использовал известные ему описания путешествий персидских купцов. Например, в своей книге Марко Поло пишет, что помогал монголам при осаде сунской базы в Санъяне, однако осада этой базы закончилась в 1273 году, то есть за два года до его прибытия в Китай. В его книге есть и иные недостатки, вызывающие вопросы исследователей. Большинство современных исследователей отвергает мнение Франсис Вуд о полной фабрикации всего путешествия, считая его бездоказательной попыткой заработать на сенсации.

Более продуктивной (и общепринятой) точкой зрения является взгляд на эту книгу, как на источник записей купца о местах для покупки товаров, маршрутах их продвижения и обстоятельствах жизни в этих странах. Даже данные полученные из вторых рук в этом описании (например, о путешествии в Россию) довольно точны, большинство данных о географии Китая и других стран на маршруте путешествия также вполне согласуются с современным знанием об истории и географии Китая. В свою очередь эти записки купца были дополнены интересными широкой публике фрагментами о жизни в экзотических странах.

Возможно, роль Поло в Китае в его книге сильно преувеличена, но эта ошибка может быть приписана бахвальству автора, украшательству переписчиков или проблемам переводчиков, в результате которых роль советника могла преобразоваться в пост губернатора.

Дань памяти

Документальные фильмы

  • 2014 - Секретные материалы Марко Поло / The Secret File of Marco Polo / Marco Polo - Entdecker oder Lugner? (реж. Габриель Венглер / Gabriele Wengler)

См. также

  • Али Экбер Хатай - османский путешественник в Китай

Примечания

  1. Encyclopædia Britannica
  2. , pp. 339–342
  3. Marco Polo (англ.) . - статья из Encyclopædia Britannica Online . Дата обращения 29 октября 2009.
  4. Поло // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  5. Радио ЭХО Москвы:: Все так, 16.05.2009 18:10 Марко Поло. Европейский взгляд на чудеса Востока: Наталья Басовская, Сергей Бунтман
  6. Поло Марко (неопр.) . Энциклопедия Кольера .
  7. Gogala-Dominis, Frederik (1954). «Dopuna u životopisu Marka Pola». Zadarska revija III (4): p. 332.
  8. Утверждение спорное, поскольку при захвате монголо-татарами Русских городов (например Киева в 1240 году) они уже использовали стенобитные и другие осадные машины.
  9. Jackson, P. Marco Polo and his «Travels», Bulletin of the School of Oriental and African Studies , 61(1): 82-101, 1998.

Кто из нас в детстве не мечтал о далеких краях, о захватывающих приключениях? Но одни остаются просто мечтателями, а другие, повзрослев, отправляются превращать грезы в явь. Эти слова касаются тех людей, благодаря которым совершались великие открытия, покорялись континенты.

Марко Поло: путешественник, биография которого интересна и сегодня

Родился он в купеческой семье примерно в 1254 году. Его отец вел дела на востоке, поэтому Марко часто сопровождал его в далеких поездках. Сообразительный и наблюдательный юноша запоминал все, что видел по дороге. Биография Марко Поло и сегодня читается как один увлекательный роман, наполненный необычайными происшествиями. Путь их лежал по Средиземному морю, реке Тигр, С Ормуза их караван отправлялся сушей. Таким образом, это были первые европейские экспедиции в Центральную Азию.

Марко Поло - путешественник, который внес огромный вклад в развитие науки и географии в целом. Он легко учил языки тех стран, где останавливался на длительное время (Монголия, Китай). Путевые заметки его позже стали ценнейшим источником для составления карт региона. Император Поднебесной империи настолько доверял предприимчивому юноше, что поручил сопровождать принцессу в ее странствии. Именно это и стало величайшим в истории того времени. В нем принимало участие целых четырнадцать кораблей, а закончилось оно успехом.

Биография Марко Поло рассказывает не только об успехах отважного путешественника, были в его жизни и черные полосы. Выехав с Венеции в 1271 году, он возвращается на родину только в 1295 году. Но тогда воевал с Генуей, и во время одного плаванья Марко попадает в тюрьму. Чтобы скоротать время, он начинает рассказывать своим соседям по камере о своих приключениях. Эти рассказы были настолько интересными и яркими, что даже стражники прислушивались к ним. А потом многие горожане стали приходить, чтобы услышать фантастические истории из первых уст. Выходец из Пизы, сочинитель Рустичиано, решил записать на бумаге эти занимательные рассказы. Так и появилась знаменитая «Книга Марко Поло», наполненная тонкими замечаниями бывалого путешественника.

Биография Марко Поло и сегодня завораживает нас. Ведь путешествовать тогда было не только очень долго и утомительно, но еще и опасно. Однако, несмотря на трудности, отважный венецианец отмечает красоту пейзажей, описывает обычаи стран, пересказывает предания. Выйдя из заключения, Марко продолжает работу над книгой, которую многие его современники считали обыкновенной выдумкой. Однако следующие поколения мореплавателей и открывателей подтверждали слова купца. А после прочтения этого произведения пришла в голову идея о морском путешествии в Азию.

Биография Марко Поло - это фантастическая история о человеке, который стремился познать нашу планету, открыть завесу тайны над странами, сильно отдаленными от его родины. Умер он 1324 году, до последних дней занимаясь торговлей и наблюдениями. И этим трудом путешественник сумел вписать свое имя в

Марко Поло родился 15 сентября 1254 года. Существуют две версии по поводу места, в котором это произошло. В соответствии с первой версией – это Венеция. Однако хорватские историки утверждают, что местом его рождения является остров Корчула, сейчас является частью территории Хорватии.

Биография Марко Поло

Отцом Марко был Николо Поло, занимавшийся купеческим делом. Он торговал ювелирными изделиями, а также пряностями. Вместе с дядей Маффео они вели торговлю с восточными странами.

В первое своё путешествие Марко Поло отправился в 1271 году. Произошло это после того, как его отец и дядя вернулись из странствий по Средней Азии. Стоит отметить, что во время их путешествия монгольский хан Хубилай попросил доставить папе Римскому Клименту IV письмо, а также прислать масло из гробницы Христа, которая находилась в Иерусалиме. Когда они прибыли в Италию, папа Римский уже умер, а нового не спешили выбирать. Однако они хотели выполнить поручение хана и через 2 года отправились сами в Иерусалим. Так и началось это долгое путешествие.

На территории стран Востока Марко Поло провёл около 17 лет. За это время он получил возможность объездить не только весь Китай, но и другие не менее интересные места. Во время своих путешествий он всё записывал, что в итоге вылилось в «Книгу чудес». Эта книга была основным источником информации для западных людей об Азии. В ней было подробно рассказано о повседневной жизни восточных людей.

Именно благодаря этой книге запад узнал о бумажных деньгах и огромных по населению городах. Там также упоминались острова Ява и Суматра, Мадагаскар и Цейлон, Индонезия и Чипингу. Ранее о них ничего не было известно. В результате написания этой книги путешественник Марко Поло внёс значительный вклад в развитие отношений между Западом и Востоком.

Возвращение в Венецию после длительных странствий произошло только в 1295 году. Через 2 года после возвращения Марко попал в плен в ходе морского сражения. Именно во время плена и была написана его «Книга чудес».

Что касается семейной жизни путешественника Марко Поло, то о ней известно очень мало. У него была жена и 3 дочки. Как отмечают историки, семейная жизнь не всегда ладилась у него. Порой даже приходилось обращаться к судебным разбирательствам. Стоит отметить, что в последние годы своей жизни он был весьма обеспеченным человеком. Достаточно интересным фактом его жизни является то, что перед смертью он дал вольную своему рабу, а также обеспечил его деньгами.

Смерть настигла путешественника в Венеции в 1324 году. Так завершилась биография Марко Поло. В его жизни произошло очень много интересных событий.

Путешествие по Азии

В 1271 году начался путь Марко Поло, его отца и дяди из Венеции в Китай. Путь было достаточно долгим, и занял около 4 лет.

Существует две версии по поводу того, как они добирались до Китая:

  • В соответствии с первой версией, маршрут Марко Поло пролегал через Акка – Эрзерум – Ормуз – Памир – Кашгар, и только после этого они добрались до Пекина.
  • Специалисты, которые придерживаются второй версии, утверждают, что маршрут Марко Поло пролегал через Акку – Южную часть Азии – Армянское нагорье – Басру – Керман – южную часть гор Гиндукуша – Памир – пустыню Такла-Макан.

Но, как бы там ни было, к 1275 году они благополучно добрались до Пекина, где и провели большой период времени. Дядя и отец занимались торговлей в Китае, в то время как Марко служил великому хану Хубилаю. Хан очень хорошо относился к нему.

Будучи на службе у Хубилая, путешественнику довелось объездить практически всю территорию Китая. За эти 17 лет его даже назначали на пост правителя провинции Цзяннань.

Во время своего пребывания в Китае Марко, его отец и дядя получили очень хорошее расположение со стороны хана, в результате чего он не хотел их отпускать. Однако в 1292 году это всё же произошло. Хубилай поручил им сопроводить монгольскую царевну в Персию, где она должна была выйти замуж.

Они успешно доставили царевну до Персии, где в 1294 году получили известие, что хан Хубилай умер. После этого и начался окончательный этап путешествия Марко Поло. В 1295 году он вернулся на свою родину – в Венецию.

Стоит отметить, что благодаря своим странствиям и книге, которую он написал после возвращения, Марко Поло открыл для европейцев путь в ещё неизведанную Восточную Азию!

Марко Поло краткая биография поможет составить доклад о венецианском путешественнике.

Марко Поло биография кратко

Pодился в 1254 году в семье венецианского купца Никколо Поло. В 1260 отец и дядя Марко, отправились в Пекин, который хан Хубилай, внук Чингисхана, сделал столицей своих владений. Хубилай взял с них обещание вернуться в Китай и привести с собой несколько христианских монахов. В 1271 братья снова отправились в долгое путешествие на восток, взяв с собой Марко. Экспедиция добралась до Пекина в 1275 и была радушно встречена Хубилаем.

Марко был способным юношей и знал 5 иностранных языков. Пока его отец и дядя занимались торговлей, он изучал монгольский язык. Хубилай, который обычно приближал ко двору талантливых иностранцев, нанял Марко на гражданскую службу. Вскоре Марко стал членом тайного совета, затем некоторое время занимал должность губернатора Янчжоу.

За 15 лет службы Марко изучил Китай, собрал много сведений об Индии и Японии. Хубилай всячески препятствовал возвращению Марко в Венецию, поэтому пребывание Поло в Китае затянулось на пятнадцать лет.

В 1291 году хан всё же отпустил Макро Поло и товарищей, наказав доставить монгольскую принцессу в Ормуз. На четырнадцати кораблях процессия обогнула Индокитай, посетила Цейлон, Индию и добралась до персидского острова Ормуз. В Венецию Марко Поло вернулся лишь в 1295 году.

Вернувшись в Венецию Марко, оказавшись на борту венецианского торгового судна, был захвачен в плен генуэзцами в восточном Средиземноморье. С 1296 по 1299 находился в тюрьме в Генуе, где написал «Книгу о разнообразии мира». Книга содержит описания не только Китая и материковой части Азии, но также oбширного мира островов – от Японии до Занзибара.

В 1299 Марко был освобожден, вернулся в Венецию и женился (у него было три дочери). В глазах сограждан он оставался чудаком, его рассказам никто не верил.

Книга Марко Поло состоит из четырёх частей. Первая описывает территории Ближнего Востока и Центральной Азии, которые Марко Поло посетил на пути в Китай. Вторая описывает Китай и двор Хубилай-хана. В третьей части говорится о приморских странах: Японии, Индии, Шри-Ланке, Юго-Восточной Азии и восточном побережье Африки. В четвёртой описываются некоторые войны между монголами и их северными соседями. «Книга чудес света» является одним из самых популярных объектов исторических исследований.