Вопросы организации проектной деятельности в средней школе. Творческий отчет «Организация проектной деятельности в школе

Метод проектов, как технология организации учебной деятельности, разработан еще в первой половине XX века. Однако в России он получил популярность именно в наши дни.
ПРОЕКТ - от лат. projectus - "выброшенный вперёд". Становление данной категории связано со развитием так называемой «проектной культуры» . В общем контексте проект можно определить как замысел какого-либо нового объекта, явления, процесса, выраженный в схемах, чертежах или ином описании. Однако зачастую проектом называют любую самостоятельно проводимую работу ученика, например доклад, сообщение или реферат. Проблема путаницы с терминами довольно серьёзная, и свой вклад в это активно вносят современные СМИ, которые под проектами подразумевают и и шоу-программы, и спортивные мероприятия, и благотворительные акции. В результате у учителей не складывается четкого представления о проекте как о методе обучения.
Тем временем, выполнение проектов учащимися всех классов — неотъемлемый атрибут современной школьной жизни. Ещё с начальной школы дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов. Школьные проекты могут быть классифицированы по типу, виду, продолжительности, условиям, результатам и т.д. Однако львиная доля учителей начальной школы и родителей школьников считает проектную деятельность учащихся пустой тратой их и своего времени, полагая чем-то малозначимым. В таком случае учителя исполняют свои обязанности по организации проектной деятельности детей как очередное мероприятие для отчета, галочки, а родители, вздыхая, по вечерам выполняют проект, заданный учителем их ребенку. Тем не менее продуманный и грамотно подготовленный учебный проект несет в себе колоссальный развивающий потенциал.
Безусловно, чем дети младше, тем более легкий вариант проектной работы долженим предлагаться. При этом в основе любого проекта лежит идея развития субъектностиребенка при обеспечении максимальной самостоятельности его продуктивной деятельности. Поясним сказанное.
В проектной технологии ведущими могут считаться две идеи:
1) прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат» которого достигают при разрешении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы. Или, другими словами, технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата. Этот результат носит название «проект», что в переводе означает замысел, план;
2) характер взаимодействия субъектов проектной деятельности — ученика и учителя — принципиально иной по сравнению с традиционным обучением.
Действия учителя при реализации проектного метода можно охарактеризовать следующим образом:
. помогает ученику определить цель деятельности;
. рекомендует источники получения информации;
. раскрывает возможные формы деятельности;
. содействует прогнозированию результатов выполнения проекта;
. создает условия для проявления школьником активности;
. является партнером;
. помогает ученику оценить полученный результат.
Действия ученика, выполняющего проект, можно охарактеризовать следующим образом:
. определяет цель своей деятельности;
. получает новые знания;
. экспериментирует;
. выбирает пути разрешения возникающих проблем;
. несет ответственность за свою деятельность и т.п.

Таким образом, учебный проект школьника — это особый вид его учебной деятельности, имеющей начало и конец, направленный на достижение заранее определенного результата, создание продукта.

Можно пойти от обратного и определить признаки того, что работа, выполняемая школьником, проектом не является. Данные признаки следующие:
. скрытая цель. Цель деятельности для уче-ника изначально не определена или не конкретна: учащиеся выполняют серию заданий учителя, не отдавая себе отчет, для чего они это делают;
. ограничения инициативы. Учащиеся поставлены в жесткие условия, ограничены во времени, материалах, их инициатива не поощряется и не приветствуется;
. работа по образцу. Учитель демонстрирует учащимся некий продукт, созданный другими учениками, и предлагает его повторить;
. стандартный результат. Результат проектной деятельности всегда должен бытьуникальным, предполагать творчествосамого ребенка.
Проектная деятельность школьников подразумевает наличие качеств, умений и компетенций:
. качества — самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность и др.;
. умения и компетенции:
- исследовательские — генерировать идеи, выбирать лучшее решение;
- социального взаимодействия — сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло;
- оценочные — оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других;
- информационные — самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостает;
- презентационные — выступать перед аудиторией, демонстрировать артистические возможности, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности;
- рефлексивные — отвечать на вопросы (Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?); адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
- менеджерские — проектировать процесс, планировать деятельность (время, ресурсы), принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.
Возникает резонный вопрос: готовы ли школьники к такой деятельности, достаточно ли развиты у них необходимые качества и умения? Ответ — конечно, нет! Но диалектика обучения, воспитания и развития как раз и состоит в том, что ученик, не обладая необходимыми умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, предполагающей наличие этих умений и качеств. Участие в проектной деятельности есть и условие, и результат развития необходимых для выполнения этойдеятельности умении и качеств, поскольку формирование необходимых качеств и умений возникает только в процессе данной деятельности и не может происходить вне ее.
Например, самостоятельность как качество личности не может развиться без самостоятельной деятельности ученика. Исследовательские умения человека не могут появиться без участия учащегося в исследовании. Умение выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, как нам хорошо известно, формируется в процессе самих выступлений и т.д.
Более того, никакой школьный возраст (младший, подростковый) нельзя рассматривать как малозначимый, проходной для реализации проектного метода. Иначе мы можем оказаться в ситуации, когда у значительного числа школьников так и не удастся развить впоследствии необходимые качества и умения на должном уровне.
Резюмируя сказанное, приходим к следующему выводу: необходимо вовлекать школьников в проектную деятельность, причем начинать это следует как можно раньше, разумеется, на доступном для их возраста уровне, учитывая особенности личностного развития каждого. При организации проектной деятельности важно подмечать проявления необходимых качеств и умений учащихся, культивировать их, создавать условия для их развития.

Утверждаю:

Программа принята

и утверждена решением

педсовета № ___ от__________2014г.

В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем.

Обновляющейся школе требуется такие методы обучения, которые:

Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;

Развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные:

Формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности:

Были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся:

Реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем;

    Обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации, обилие информации не приводит к системности знаний;

    Отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;

    Ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися, - репродуктивный, воспроизводящий, знания оторваны от жизни;

    Субъект – объективный характер взаимоотношений между учителем и учащимися.

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но имеющих добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих передним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации. Выпускник школы, который будет жить в 21 веке, должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

То есть речь идет о формировании современных ключевых компетенций:

    Общенаучной;

    Информационной;

    Познавательной;

    Коммуникативной;

    Ценностно-смысловой;

    Социальной;

    Компетенции личностного самосовершенствования.

Цель данной работы:

Разработать механизм интеграции проектной деятельности в образовательный процесс школы.

Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:

Рассмотреть возможности применения метода проектов;

Показать на конкретных примерах как организуется проектная деятельность в школе;

Провести диагностику и выявить преимущество применения методов проектов в школе;

Наметить перспективы дальнейшей работы по организации проектной деятельности всех участников образовательного процесса.

Основная идея данной работы заключается в том, чтобы на примере организации проектной деятельности учащихся и педагогов показать преимущества данного метода, проанализировать результаты и продолжить использовать данный опыт в дальнейшей работе.

Почему мы из разнообразия инновационных направлений выбрали метод проектов?

По нескольким причинам:

    Во-первых, потому, что в условиях классно-урочной системы занятий он наиболее легко вписывается в учебных процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения современной дидактики, педагогической психологии, частных методик;

    Во-вторых, потому, что этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность к учителю и друг другу;

    В-третьих, потому, что проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

Проективность – образовательная тенденция будущего.

Проект – это буквально «брошенная вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

Принципы проектной системы:

Метод проектов – образовательная технология.

Метод проектов – система обучения.

Метод проектов – педагогическая технология.

Метод проектов – дидактический инструмент.

Метод проектов обладает рядом важнейших характеристик:

    Концептуальность;

    Системность;

    Воспроизводимость;

    Универсальность.

Результаты выполненных проектов должны быть материалы, т.е. как-либо оформлены:

- вид е офильм ;

Альбом;

Бортжурнал «путешествий»;

Компьютерная газета;

Альманах;

Набор открыток;

Планшет;

Плакат;

Инструкция и т.д.

Таковы принципы, особенности характеристики метода проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя их на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения.

Проблема:

«Разработка модели и технологий учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие индивидуальности ребенка и его личностную самореализацию».

Схема №1.

Формирование значимых проектных умений:

Проектная деятельность


Автономность

Совместимость


Выбор проблемы для - Выбор проблемы путем согласования для

индивидуального решения; совместного решения;

Постановка индивидуальных целей; - Согласование целей;

Планирование собственной деятельности; - Планирование совместной деятельности

Реализация индивидуальной деятельности на основе распределения функций между

по достижению результата; обучающимися;

Индивидуальная, рефлексивно-оценочная - Достижение результата в совместной деятельности;

деятельность. - Индивидуальная рефлексивно-оценочная

Деятельность.

Структурно-логическая схема организации проектной деятельности

Схема №2

Этапы работы над проектами.

Этапы

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

1. Начинание

Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы.

Уточняют информацию. Обсуждают задание.

Мотивирует учащимся. Объясняет цели проекта. Наблюдает.

2. Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает.

3. Исследование

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта.

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследования и работают над проектом. Оформляют проект.

Наблюдает. Консультирует. Советует.

4. Защита проектов.

Подготовка доклада;

Обоснование процесса проектирования, объединение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка.

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

5. Рефлексия.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

Наблюдает. Направляет процесс анализа.

6. Презентация.

Рассказ о понимании проекта, о выбранном пути ее решения. Демонстрация продукта работы над проектом.

Выбирают вид и форму презентации проекта. Кратко, но достаточно полно рассказывают о постановке и решении задач проекта.

Наблюдает, обобщает, резюмирует.

Организация проектного обучения во внеурочной деятельности осуществляется в рамках:

Факультативов;

Кружков;

Элективных курсов;

Курсов по выбору;

Свободной самостоятельной деятельности.

Продуктивность деятельности педагогов, ведущих инновационный поиск, определяется множеством факторов.

Итак, результаты:

    Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам.

    Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню и способностям учащихся. Наибольший эффект для развития личностных качеств она имеется у тех категорий учащихся.

- Первая – это проблемные учащиеся, которые учатся без интереса с трудом. В школе они не столько учатся, сколько просто вынуждено проводят время. Заинтересовавшись какой-то проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, они часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах. Пусть проект выполнен не блестяще, но для таких детей это огромный личный скачок, конкретное индивидуальное продвижение и успех.

- Вторая группа – это те, которые чего-то добиваются за счет трудолюбия и старательного, пошагово организованного получения знаний, под руководством учителя. Они не в состоянии приобретать системное знание, их нужно направить, поддержать, помочь. Выполняя проекты, ребята в группе отводят им роль «исполнителя» - сбор информации, набор текста на компьютере, оформление результатов.

- Третья группа – это одаренные, очень успешные дети, работа с которыми для педагога является совместным творчеством. Как правило, таким детям требуется помощь только в виде консультирования.

    Гуманистический смысл проектного обучения, состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных способностей.

Перспективы развития и использования опыта.

    Увеличение доли проектов исследовательского характера:

    Дальнейшее использование возможностей современных информационных технологий для создания проектов.

    Освоение педагогами и учащимися технологии создания проектов.

    Участие в телекоммуникационных проектах и их организация.

    Руководство старшеклассников, с разными проектами умениями, работай над проектами младших школьников.

    Проведение семинаров-практикумов по организации проектной деятельности для педагогов района, обмен опыта работы.

    Участие педагогов школы в организации и проведении районного конкурса учебных проектов.

    Разработка элективных курсов предметного и межпредметного содержания для профильного обучения.

    Участие в конкурсах инновационных проектов

Организация проектной деятельности

Место проектов в образовательном процессе школы.

Проекты

Во внеурочной деятельности

Факультатив

Кружок

Элективный курс

Курс по выбору

Школьная газета

Клуб

Свободная самостоятельная деятельность

Научное общество учащихся


На уроках

Проектный урок

Урок с элементами проектной деятельности


Преимущества метода проектов:

    Легко вписывается в учебный процесс в условиях классно-урочной системы и позволяет достигать цели образования по любому учебному предмету.

    Метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителям и друг другу.

    Сплачивает детей, развивает коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

    Дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, между академическими знаниями прагматическими умениями

    Реализует идею профессиональной ориентации на всех уровнях обучения.

    Позволяет приобретать обучающимся уникальный опыт социального взаимодействия.

Участники проектной деятельности

- учащиеся,

- учителя,

- администрация,

- руководители МО,

- классные руководители,

- библиотекарь,

социальный педагог.

Структурно – логическая схема

организации проектной деятельности обучающихся.

Рефлексия

Презентация


Виды презентаций проектов

Диагностические материалы;

Подборка «Лучшие проекты школы»;

Буклет-презентация «В помощь начинающим работу над проектом».

Лист «Требования к проектам».

Лист «Оценивание проекта».

Лист «Защита – презентации проекта».

Лист «Паспорт проекта».

Лист «Номинация проекта».

Положение о фестивале учебных проектов;

Положение об организации «Недели проектов»;

Методическая разработка: «Метод проектов», «Как оформить результаты проекта».

Каталог литературы по проблеме;

Коллекция тем проектов.

Документальное обеспечение проектной деятельности

Видеофильм

Заочная экскурсия

Мультимедийная презентация

Доклад

Слайд-шоу

Игра

Концерт

Литературный альманах


Утверждаю:

Директор МОБУ СОШ №7__________В.А. Рысин

План – график

организации работы над проектами

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Примечания

«+» и « - »

Собеседование с преподавателями о методе проектов

Октябрь

1. Ярмарка тем проектов

2. Выбор и конкретизация тем проектов по предметам.

3. Определение и выбор форм, средств, способов выполнения проектов, распределение обязанностей.

4. Предварительные наработки по проектам.

Ноябрь

Зам. по УВР, руководители ШМО, учителя предметники.

1. Работа над проектом, обработка материала, систематизация.

2.Оформление проектов.

3.Подготовка к представлению и презентации проектов.

Декабрь

1.Анкетирование по результатам проделанной работы.

2.Презентация проектов на конкурс.

3.Участие проектов 5-7 классов в МАН РК.

Январь

Зам. по УВР, руководители ШМО, учителя предметники

Анализ о проделанной работе.

Февраль

Зам. по УВР, руководители ШМО

    Требование к учебным проектам.

1 (Плохо)

2 (Слабо)

3 (Хорошо)

4 (Отлично)

Связь с учебной программой и учебным планом

Проект не связан с действующей школьной программой и учебным планом

Проект в некоторой степени связан с программой и учебным планом, его внедрение возможно только за счет внеклассной работы

Проект связан с программой и учебным планом по предмету, но для его проведения, но для его проведения придется использовать резерв времени.

Проект полностью ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного процесса.

Постановка проблемы.

Названы причины, по которым приступили к работе над проектом.

Указывается на то, что надо изменить в реальной ситуации.

Самостоятельно сформулировано противоречие между идеальной и реальной ситуацией, указывается на причины существования проблемы.

Самостоятельно сформулирована проблема на основе анализа реальной ситуации, указывается на возможные последствия существования проблемы. Называются субъекты, заинтересованные в решении проблемы.

Нет логической последовательности в изложении материала, были допущены ошибки.

Отсутствуют самостоятельные исследования учащихся. Нет деятельности учащихся, связанной с умениями находить описывать и суммировать информацию. Намеченные цели расплывчаты и плохо поддержаны вопросами темы учебной программы.

Материал проекта более или менее логично, но не понятны отдельные вопросы.

Самостоятельные исследования учащихся не затрагивают основополагающие вопросы.

Деятельность в учебном проекте требует от учащихся умений находить, описывать и суммировать информацию, при этом творческий подход минимален. Намеченные цели расплывчаты.

Материал изложен логично, между его частями сделаны плавные переходы.

Самостоятельные исследования учащихся частично иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте заставляет учащихся анализировать и использовать информацию, решать проблемы и делать выводы. Намеченные цели изложены и частично поддержаны основополагающими вопросами и вопросами темы учебной программы.

Самостоятельные исследования учащихся самым понятным образом иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в рамках учебного проекта помогает учащимся интегрировать, оценивать и систематизировать информацию.

Цели ясно изложены, хорошо определены

Целеполагание

Демонстрируется понимание цели проекта, выработанной совместно с учителем. Рассматриваются в хронологической последовательности действия, которые необходимо осуществить, описывается результат.

Самостоятельно ставятся задачи на основе цели, сформулированной с помощью учителя. Характеризуется продукт своей деятельности в рамках проекта. Контролируется соблюдения последовательности действий.

Самостоятельно ставятся цель проекта на основании проблемы. Самостоятельно определяются шаги для решения задач на основе общего подхода, выработанного совместно с учителем. Определяется внешняя потребность в планируемом продукте. Оцениваются промежуточные результаты

Предлагается стратегия достижения цели. Анализируются необходимые ресурсы. Прогнозируются последствия появления продукта. Координируется план на основании оценивания промежуточных результатов.

Оригинальность

Проект выполнен, главным образом, на основе минимального набора материалов и идей, заимствованных из ограниченного количества источников информации.

Проект выполнен на основе большой коллекции материалов и идей, заимствованных из разных источников информации.

Проект разработан на основе оригинальных авторских идей, усиленных большой подборкой материалов из разных источников информации.

Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалом, использованием широкого спектра первоисточников.

Работа в группе

Роли между участниками проекта распределены не были, коллективная деятельность практически не осуществлялась, некоторые члены группы вообще не работали над проектом.

Большинство членов группы участвовали в работе над проектом, однако нагрузка между ними была распределена не равномерно.

Большинство членов группы внесло свой вклад в работу группы.

Работу над проектом в равной мере осуществляли все члены группы.

Организация применения проекта в школе

Описание учебного проекта непонятно, не ясно, каким образом он будет внедрятся в учебный процесс. Компоненты учебного проекта не завершены.

Описанию учебного проекта не хватает ясности, он не отражает последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта не завершены, либо не достаточно детализированы.

Описание учебного проекта отображает последовательность мероприятий по его внедрению, но некоторые аспекты непонятны. Компоненты учебного проекта являются завершенными, но не достаточно детализированными, чтобы их эффективно использовать.

Описание учебного проекта отображает четкую последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта хорошо подготовлены для использования.

    Оценивание проекта.

Класс:_____________

Ф.И. участников проекта:

_________________________________________________________________________________________________________________________

Тема проекта:

Параметры

Достигнутый результат

Оформление

Объем выполненной работы

Представление проекта.

Ответы на вопросы

Научность

Творчество

Практическая ценность

Умение работать в команде

Итог

Жюри

Самооценка

Педагог

Рук. ШМО

Представители администрации школы

Учащиеся

Защита - презентация проекта / познание, польза, помощь /.

    Тема:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

    Актуальность темы:____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Цель:________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

    Участники проекта:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Класс:_______________________________________________________________________________

    Этапы выполнения проекта:_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Характеристика (вид проекта):___________________________________________________________

    Краткое содержание:____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Используемые средства, методы:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Проведенное исследование в рамках проекта:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Форма представления, презентации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Распределение обязанностей между участниками проекта:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.Практическая значимость проекта:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14.Результативность проекта (что получилось, какие положительные моменты, что не удалось, какие возникли проблемы, трудности:

Формы представления:

Плакат, проспект, альбом, видеофильм, блокнот, папка, макет, модель, игра, сценарий, разработка, компьютерный вариант, стенд, планшет, раскладушка, диафильм, буклет, афиша, рисунки, набор открыток, заочная экскурсия, викторина, интервью, реклама, выставка.

4 Анкета для учеников

В нашей школе впервые проводится проектная неделя, нам нужно узнать Твое мнение об этой работе. Заполни, пожалуйста, анкету, закончив следующие предложения.

1. Я готовлю проект по предмету________________________ потому, что _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. По-моему, проектная неделя нужна для __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Во время подготовки к проектной неделе я ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Мне кажется, что в подготовке проекта самое трудное __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Я участвую в проекте потому, что_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Самое важное, чтобы на проектной недели я ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Если бы можно было__________________________________________________________________________________

8. Если хочешь, назови свое имя, класс_____________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

5. Номинации проектов

Проект – открытие Проект - размышление

Проект – удивление Проект – полет фантазии

Проект – уникальность Проект - эрудиция

Проект – забавный Проект - гармония

Проект – академический Проект - исследование

Проект – проблема Проект - творчество

Проект – эврика Проект - сюрприз

Проект – обозрение Проект - глобальный

Проект – универсальный Проект – свободный выбор

Проект - панорама

План - график

презентации предметных проектов

Темы проектов по русскому языку:

    Речь – портрет человека, его визитная карточка.

    В поисках утраченного смысла (история происхождения и изменения значений некоторых слов).

    Гармония слова и души (отражение характера, уровня развития, состояния человека и его речи на примере литературного произведения).

    Гармония звука и образа (на примере поэтических произведений М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, С.Есенина).

    Гармония стиля и образа (на примере прозаических произведений И.А.Бунина, И.С. Тургенева, Н.В. Гоголя).

    Соответствие цели высказывания и способа выражения.

    Русская история в названиях и именах (этимология имен собственных).

    Переход слова из одной части речи в другую.

10.Гармоничное использование однородных сказуемых в сказках А.С. Пушкина.

11.Обращения, называющие неживые предметы, явления природы, животных как отражение меду человеком и окружающим миром.

12.Различные виды омонимии в художественных текстах.

13.Роль диалектизмов в художественных текстах.

14.Нужны ли антонимы в языке.

15.Стилистические фигуры, создаваемые с помощью антонимов.

16.Синтаксис и пунктуация. Всегда вместе?

17.Язык и история народа. Можно ли изучить историю через звуковые явления?

18.Занимательная омонимия. Чем привлекает она писателей.

19.Влияние иностранных языков на русский.

20.Наши друзья – словари.

22.Можно ли учиться орфографии по этикетам и современной печатной продукции.

23.Развитие общества и неологизмы.

24.Жанр современной эстрадной песни.

Темы проектов по Всемирной истории:

    Технические открытия в 16, 18 вв. и промышленный переворот в 19 в.

    Повседневная жизнь человека.

    Изменения облика городов.

    Дух предпринимательства преобразует экономику. Развитие монополистического капитализма.

    После кругосветных путешествий мир стал для европейцев круглым.

    Новые ценности преобразуют общество (социальный состав).

    Политическое устройство государств.

    Религиозная революция.

    Искусство как отзвук времен (обмирщение сознания (живопись)).

    Искусство как отзвук времени (литература).

Темы проектов по математике:

Темы проектов по химии:

Темы проектов по физике:

1.Человек – физическое тело.

2. Полет в мире живой природы.

3. Звук в мире живой природы.

4. Большое в малом – пузыри.

5. Мир красок «Каждый охотник должен знать…».

6. Стремителен молнии бег…».

7. Музыка с точки зрения физики.

8. Наука и нравственность. «Прав ли был Прометей, давший людям огонь?».

9. Вода – «восьмое чудо света».

10. Что такое «ничего» и для чего же нам оно?


За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Я, как учитель уверена, что каким – либо одним методом не даёт возможности использовать всю гамму способностей учеников. Но, на мой взгляд, именно исследовательский метод, как ни какой другой, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности. Помня правило: «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом», использование исследовательского метода даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны. Ещё Конфуций говорил: Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю».
Исследовательская деятельность – самостоятельная деятельность, но учитель может управлять процессом проявления и преодоления затруднений, прогнозировать их появление, следовательно, активизировать мировоззренческие позиции в учебном процессе.
Исследовать – значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Школа должна создать условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с моей точки зрения, является метод проектов. Я прошла дополнительную профессиональную подготовку как тьютор школьной обучающей площадки по программе Intel «Обучение в 21 веке».
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.
Химия – одна из сложных наук. Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся. Однако в условиях сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объёма её содержания, снижает интерес учащихся к предмету.
Считаю необходимо создавать условия для развития познавательной активности ученика и его самореализации через накопление собственного опыта.

Технология проектной деятельности

Методика организации проектной деятельности учащихся

    Что такое «метод проектов»?

Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дъюи (1859-1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог. С начала XX в. метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе.

Проект – это реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости. Метод проектов основан на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. В отличии от проектирования, проект как метод не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе учебно-воспитательного процесса.

Проектная деятельность предполагает интегрированную форму учебно-воспитательной деятельности.

В основу метода проектов положена идея о направленности деятельности школьника на результат. Можно выделить внешний результат – можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Существует и внутренний результат – опыт деятельности становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Темы проектов можно брать из окружающей действительности, из жизни.

Применение метода проектов позволяет строить учебно-воспитательный процесс на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными интересом и личными целями.

Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой еиу предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести.

«Решить проблему» значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат. Он как нельзя лучше соответствует духу и укладу жизни предприимчивых и жизнелюбивых жителей Соединенных Штатов. Американцы назвали метод проектов - «наш метод школьной работы».

В 1910-е гг. профессор Коллингс, организатор продолжитель­ного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, пред­ложил первую в мире классификацию учебных проектов:

1) «проекты игр» - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в разного рода групповой деятельности (различные игры, народные танцы, драматизации, разного рода раз­влечения и т. д.);

2) «экскурсионные проекты», которые предполагали целесооб­разное изучение проблем, связанных с окружающей природой и об­щественной жизнью;

3) «повествовательные проекты» - разрабатывая их, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнооб­разной форме»: в устной, письменной, вокальной (песня), художе­ственной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. д.;

4) «конструктивные проекты» нацелены на создание конкрет­ного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приго­товление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др.

    Основные требования к проекту.

Работа по методу проектов - это относительно высокий уро­вень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию педагога. Если большинство общеизвест­ных методов требуют наличия лишь традиционных ком­понентов учебно-воспитательного процесса - учителя, ученика (или группы учени­ков) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требо­вания к учебному проекту - совершенно особые.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы) - исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной про­блемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посеща­ют спортивный клуб, руководство которого заказало проектной груп­пе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, наце­ленный на разработку и проведение школьного праздника).

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее труд­ных организационных задач, которую приходится решать учителю-ру­ководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами - с проектирования са­мого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная раз­работка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проек­ты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо­ты учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельнос­ти - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыс­лена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз­работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен до­статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презен­тации своего продукта.

То есть проект - это «пять П»:

Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск инфор­мации - Продукт - Презентация.

Шестое «П» проекта - его Портфолио , т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, днев­ные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

    Циклограмма работы над проектом: альтернативные варианты.

В современной мировой и отечественной педагогике существу­ет несколько десятков детально разработанных технологий про­ектной деятельности. Наибольший интерес представляют, несом­ненно, те из них, которые апробированы в отечественных школах и на практике доказали свою жизнеспособность. Предлагаем Вашему вниманию некоторые из них.

Модель № 1

1. Определение предмета, темы, цели и задачи проекта, выбор руководителя (1-2 месяца).

2. Выполнение работы (2-3 месяца).

3. Предзащита работы в своем или другом классе с целью выяв­ления уровня понимания и владения материалом, а также выработ­ки умения понимать вопросы и отвечать на них (1 месяц).

4. Собственно защита на экспертном совете школы (2 месяца).

5. Подведение итогов: общешкольная конференция по итогам года.

Модель № 2

Работа над проектом начинается с решения школьного парла­мента о защите проекта. Затем обозначаются про­блемы, создают «мастерские», в которые имеет право включиться любой ученик школы, интересующийся этими вопросами. Группа разработчиков выстраивают концепцию, выделяют приоритетные задачи проекта. Дети намечают промежу­точные задачи, ищут пути их решения, координируют свою деятель­ность.

Модель № 3

В течение учебного года выполняется 4 масштабных, долгосроч­ных проекта (в течение учебной чет­верти реализуется один проект). Приводим циклограмму работы в каждой четверти.

1. Педсовет, посвященный проектной работе. Выбор направле­ния и тем. Уточнение руководителей проектов. Планирование про­ектной работы школы на четверть (для административного контро­ля) (1-я неделя четверти).

2. Формирование состава проектных групп. Обсуждение прин­ципов работы в творческих группах. Постановка исследовательских задач, планирование работы в группах (2-я неделя четверти).

3. Информационный этап работы над проектами. Выбор формы продукта (3-я неделя четверти).

4. Выполнение практической части проектов, оформление про­дукта и портфолио проекта (4-я и последующие недели четверти).

5. Презентация проектов. Торжественный заключительный ве­чер, на котором демонстрируются фрагменты презентаций лучших проектов четверти. (Предпоследняя неделя четверти.)

6. Оценка преподавателями деятельности участников проект­ных групп и составление рейтинга участия учащихся в проекте (по 100-балльной шкале.) Педсовет по подведению итогов проектной работы в данной четверти. Общешкольная линейка с вынесением благодарности активным участникам проекта. (Последняя неделя четверти.)

Модель № 4

Базируется на «технологии проектной деятельности», разрабо­танной Е.С. Полат.

1. Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основ­ной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих про­ектов.

2. Стендовая информация о проектной работе.

4. Консультации но выбору тематики учебных проектов, форму­лирование идей и замыслов.

5. Формирование проектных групп.

6. Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.

7. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.

8. Поисковый этап.

9. Промежуточные отчеты учащихся.

10. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.

11. Обобщающий этап: оформление результатов.

12. Предзащита проектов.

13. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.

14. Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.

15. Подготовка к публичной защите проектов.

16. Генеральная репетиция публичной защиты проектов.

17. Координационное совещание лиц, ответственных за мероп­риятие.

18. Заключительный этап: публичная защита проектов.

19. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

20. Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение ма­териалов, оформление отчетов о выполненной работе.

    Классификация проектов.

По доминирующей деятельности учащихся.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разно­образна – от электронного пособия по элективному курсу для кабинета физики до пакета реко­мендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить ре­альность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обо­значение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о ка­ком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представ­ления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и со­здание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и не­традиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изоб­разительного или декоративно-прикладного искусства, видеофиль­мы и т. п.

Ролевой проект . Разработка и реализация такого проекта наи­более сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли лите­ратурных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и зак­лючен договор?

Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятель­ности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект - исследовательский, точно так же как любой - творческий, ролевой, практико-ориентированный или ин­формационный. Поэтому подчеркнем: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

По комплексности и характеру контактов

Иначе говоря, по предметно-содержатель­ной области можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного пред­мета или одной области знания, хотя и могут использовать инфор­мацию из других областей знания и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Такие проекты могут быть, например, литературно-творчески­ми, естественно-научными, экологическими, языковыми (лингвис­тическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготов­ки продукта и презентации: например, компьютерная верстка лите­ратурного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорка­ми) в рамках классно-урочной деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX - XIX вв.» требует присутствия одновре­менно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

Проекты могут различаться и по характеру контактов меж­ду участниками. Они могут быть:

Внутриклассными;

Внутришкольными;

Региональными (разного масштаба);

Межрегиональными (в рамках одного государства);

Международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международ­ные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности

Мини-проекты могут укладываться в одно дело.

Краткосрочные проекты требуют нескольких дел или мероприятий:

1) определение со­става проектных групп; определение задания проектных групп - сбор информации по своим элементам;

2) отчеты групп по собранной информации, определение продуктов и форм презентации;

3) презентация готовых проектов, их об­суждение и оценка.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком прохо­дит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внекласс­ными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках учени­ческих научных обществ. Весь годичный проект - от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеуроч­ное время.

С точки зрения организации, в наибольшей степени отличаются друг от друга следующие наиболее популярные виды проектов:

    проекты, выполняемые в ходе классных часов (мини-проекты и среднесрочные);

    проекты, выполняемые в ходе проектной недели;

    телекоммуникационные проекты (седне- и долгосрочные).

    Формы продуктов проектной деятельности

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в зна­чительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедитель­ной, а предложенные решения - полезными для решения выбран­ной социально значимой проблемы.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов про­ектной деятельности: Web-сайт; Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций; Письмо в... ; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстраций; Система школьного самоуправления; - Сказка; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Учебное пособие; Чертеж; Экскурсия.

Некоторые примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности:

1) дневник путешествия (видеомонтаж с собствен­ным комментарием);

2) популярное пособие «Право на каждый день» (брошюра с ре­комендациями и видеофильм);

3) частотный словарь молодежного сленга;

4) главы из учебника будущего;

5) экологические программы мониторинга и лабораторного ана­лиза питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушной среды в микрорайоне;

6) сборник научно-фантастических сочинений учащихся 6-го класса;

7) коллекция софизмов, невозможных математических объек­тов и интересных чисел.

    Паспорт проектной работы

Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды. Вначале - как методическая разработка проекта, которую руководитель проектной группы утверждает у заместителя директо­ра школы перед началом работы над проектом.

Затем уточненный паспорт проекта становится необходимым вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представ­ляемой на защите проекта.

Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публика­ции или для хранения в школьной медиатеке.

Как правило, паспорт проектной работы, состоит из следую­щих пунктов:

    Название проекта.

    Руководитель проекта.

    Консультант (ы) проекта.

    Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.

    Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

    Возраст учащихся, на который рассчитан проект.

    Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).

    Тип проекта (реферативный, информационный, исследова­тельский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).

    Заказчик проекта.

    Цель проекта (практическая и педагогическая цели).

    Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).

    Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).

    Необходимое оборудование.

    Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко - содержание).

    Предполагаемые продукт (ы) проекта.

    Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать фор­му, продолжительность и место работы учащихся, содержание рабо­ты, выход этапа).

    Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

    Оформление портфолио проекта

Проектная папка (портфолио проекта) - один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. Задача папки на защите - показать ход работы проектной группы. Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

    четко организовать работу каждого участника проектной группы;

    стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;

    объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

    судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;

    сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

1) паспорт проекта;

2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов;

3) промежуточные отчеты группы;

4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необ­ходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;

5) результаты исследований и анализа;

6) записи всех идей, гипотез и решений;

7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «моз­говых штурмах» и т. д.;

8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится стал­киваться проектантам, и способов их преодоления;

9) эскизы, чертежи, наброски продукта;

10) материалы к презентации (сценарий);

11) другие рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участни­ки группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.

    Виды презентаций проектов

Выбор формы презентации проекта - задача не менее, а то и бо­лее сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма огра­ничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов - артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т. д.).

Виды презентационных проектов могут быть различными, на­пример:

    Воплощение (в роль человека, одушевленного или неоду­шевленного существа).

    Деловая игра.

    Демонстрация видеофильма - продукта, выполненного на основе информационных технологий.

    Диалог исторических или литературных персонажей.

    Защита на Ученом Совете.

    Игра с залом.

    Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций...

    Инсценировка реального или вымышленного историчес­кого события.

    Научная конференция.

    Научный доклад.

    Отчет исследовательской экспедиции.

    Пресс-конференция.

    Путешествие.

  • Ролевая игра.

    Соревнования.

    Спектакль. Спортивная игра. Телепередача. Экскурсия.

Примеры удачных презентаций проектов:

1) инсценировка-диалог ;

2) пресс-конференция ;

3) ролевая игра, имитирующая поведение;

4) инсценировка драматической постановки;

5) диалог с участием .

    Система оценки проектных работ

Выработка системы оценки проектных работ требует предвари­тельного ответа на следующие вопросы:

    Предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?

    Предполагается ли присуждение мест (I , II , III ) или номи­наций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию)?

    Предполагается ли оценка проектов по предметным сек­циям (например, лингвистической, естественно-научной, гуманитарной), или «единым списком»?

    Проблемными местами в оценке проектных работ обычно явля­ются:

а) предметная компетентность жюри (жюри должно обя­зательно включать специалистов по всем предметам, ох­ватываемым проектами данной секции);

б) все участники проектной работы приложили усилия, но не все получили места и номинации.

Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащих­ся каждого возраста.

Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом.

Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проек­тантам задолго до защиты.

Приведем перечни критериев, использовавшихся на проектной неделе.

Критерии оценок, использовавшиеся в практике негосударствен­ной школы:

    • самостоятельность работы над проектом;

      актуальность и значимость темы;

      полнота раскрытия темы;

      оригинальность решения проблемы;

      артистизм и выразительность выступления;

      как раскрыто содержание проекта в презентации;

      использование средств наглядности, технических средств;

      ответы на вопросы.

Критерии оценок, использовавшиеся в практике государствен­ной школы:

1) важность темы проекта;

2) глубина исследования проблемы;

3) оригинальность предложенных решений;

4) качество выполнения продукта;

5) убедительность презентации.

    Итоги рассмотрения темы

Понятие «проект» снова вброшено в российскую педа­гогику. И еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект много­гранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!

Итак, подведем некоторые итоги:

    Проект - это метод обучения . Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно боль­шое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

    Проект (проектирование) - это содержание обучения. Проек­тирование может быть частью учебного предмета «Технология». Про­ектирование может быть и отдельным учебным предметом. Самые со­временные области человеческой деятельности - дизайн и PR - ос­нованы на проектировании. Проектированием занимаются уже не столько технологи, сколько имиджмейкеры и маркетологи. Поэтому проектирование может стать основой профильных спецкурсов.

    Проект - это форма организации учебного процесса. Полно­ценный проект «не вписывается» в уроки. Природа проекта и приро­да урока - принципиально различны. Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы - в балансе альтернатив.

    Проект - это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Философия, далекая от формирования теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной своими знаниями. Она при­нята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

    Общий процесс работы над проектом представляет собой:

    потребности (написать краткую формулировку задачи);

    исследование (соц. заказ, аналоги, методы, материалы);

    дизайн-критерии;

    первоначальные идеи (много);

    оценка идей;

    проработка лучшей идеи (2-3 идеи);

    планирование и изготовление;

    испытание продукта в реальной ситуации;

    оценка продукта по отношению к потребности, определенной вначале.

    Метод проектов - это не алгоритм, состоящий из четких эталонно, а модель творческого мышления и принятия решений.

    Школа будущего - школа проектов?

Литература

    1. Блинов В.И., Сергеев И.С. Четыре года открытий: Проектная неделя глазами практика// Лицейское и гимназическое образование. - 2002. - № 9. - С. 29-35.

      Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

      Веселова В.В. Американская школа: ценности образования (1960-1990-е гг.). - М., 1999.

      Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной тех­нологии обучения //Директор школы. - 1995. - № 6.

      Кронгауз В.Л., Пылаева Т.Ю. Учителю к 200-летию со дня рожде­ния А.С. Пушкина. - М., 1998.

      Левин. Новые пути школьной работы (метод проектов). - М., 1925.

      Мельников В.Е., Мигунов ВА., Петряков ПА.. Метод проектов в пре­подавании образовательной области «Технология». - Вел. Новгород, 2000.

      Метод проектов в технологическом образовании школьников. - СПб. 2001.

      Негосударственные образовательные учреждения Москвы. (Опыт, проблемы, поиск). - Вып. 6. - М., 2002.

      Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

      Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю // Школа и производство. - 2002. - № 1. - С. 14-16.

      Полат Е.С. Как рождается проект. - М., 1995.

      Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Инос­транные языки в школе. - 2000. - № 2, 3.

      Полат Е.С. Технология телекоммуникационных проектов // На­ука и школа. - 1997. - № 4.

      Проектная и исследовательская деятельность учащихся в образо­вательной среде негосударственного образовательного учреждения. - М., 2001.

      Проекты как способ организации детской жизни. - Ханты-Ман­сийск, 2002.

      Развитие детского творчества через технологические проекты. Сб. проектов для 5, 6 кл. - Н. Новгород, 2000.

В статье представленно теоретическое обоснование проектной деятельности в школе как одной из инновационных педагогических технологий. Указаны цели и задачи проектной деятельности, типы проектов, рассматривается ход работы над проектом, содержательная сторона проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Савицкая Татьяна Борисовна

учитель русского языка и литературы высшей категории

МБОУ «Гимназия №1 имени В.И.Ленина»

г. Ульяновска

Проектная деятельность в школе

Теоретическое обоснование вопроса

Важнейшая задача современной школы – воспитать интеллектуально развитую личность, обладающую набором важнейших качеств: инициативностью, способностью принимать нестандартные решения в различных жизненных ситуациях, находить недостающую информацию в информационном поле, способностью творчески мыслить и, что очень важно, самостоятельно приобретать новые знания. Именно на это нацелены новые образовательные стандарты, в основе которых лежит системно-деятельный подход, обеспечивающий формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. В условиях перехода к стандартам второго поколения особенно актуален поиск эффективных форм, методов работы школы, когда акцент делается на обучение через практику, самостоятельную деятельность ученика, таких форм и методов, которые формируют не просто умение, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности. Одним из путей в этом направлении, несомненно, может стать метод проектов, позволяющий раскрыть более полно творческие способности учащихся и показать им азы и основы научно- исследовательской деятельности, направленной на повышение их интеллектуального и культурного уровня.

Любопытна этимология слова проект . Оно пришло из латинского языка, и его буквальный перевод – «брошенный вперёд» очень точно предопределяет общую цель проектной деятельности – работать на будущее. При этом необходимо сказать, что метод проекта возник ещё в начале ХХ века за рубежом, активно применялся и в отечественной дидактике. Обращаясь к истории этого вопроса, интересно отметить, что ещё почти сто лет назад проектный метод предполагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными интересами. Для решения выбранной проблемы ребёнку необходимо было приложить полученные знания и новые знания, которые ещё только предстояло приобрести.

Со временем метод проектов претерпел некоторые изменения, но суть проекта осталась прежней – стимулировать интерес учащихся к обозначенным проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, предусматривающих решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Что же такое школьный проект?

Проект – вид деятельности, синтезирующий в себе элементы игровой, познавательной, исследовательской, ценностно-ориентированной, учебной, творческой деятельности, направленный на создание продукта, обладающего субъективной, а иногда и объективной новизной. Это определяет метод проекта.

Метод проекта – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). В основе проектирования лежит процесс получение новой информации, который нужно организовать, смоделировать.

В результате проектной деятельности учащиеся должны проявить творческий подход, самостоятельность в поиске анализе и отборе нужной информации по заданной теме, обрести собственный практический опыт в области исследований. В результате проделанной работы создать продукт, имеющий значимость для автора или авторов и окружающих.

Процесс работы над проектом можно представить следующей схемой:

Личность ребёнка

Проект должен иметь:

  • значимую в творческом плане проблему, задачу, требующую интегрированного знания, исследовательского поиска;
  • практическую, теоретическую и познавательную значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельную, групповую или парную деятельность учащихся;
  • структурирование содержательной части (с указанием поэтапных результатов);
  • определения методов деятельности.

Проект должен иметь чётко сформулированные цели, пример которых приведён ниже.

Методические и дидактические цели:

  • формирование личностных качеств учащихся: умение работать в группе, анализировать результаты собственной и совместной деятельности;
  • формирование критического мышления, выработка аналитического взгляда на информацию;
  • формирование навыков исследовательской деятельности, умений приводить в систему результаты полученных исследований;
  • формирование углубленного интереса к предмету и межпредметным связям;
  • расширение кругозора;
  • овладение умением использовать справочную, критическую литературу и иллюстративные материалы.

Важным аспектом работы над проектом является планирование этапов работы и исполнения проекта.

Этапы исполнения:

  1. Определение темы проекта, её актуальности, распределение объема работы между участниками, выявление потенциально сложных элементов в работе.
  2. Сбор материала.
  3. Обработка накопленного материала.
  4. Творческий отчет о проделанной работе каждого участника руководителю, в группе, в классе.
  5. Доработка, техническое исполнение.
  6. Защита.
  7. Популяризация исследований в учебном коллективе. Выступление на конференции (например, урок-конференция, школьная конференция и т. д.).

Роль учителя в ходе работы учащихся над проектом

На каждом этапе работы деятельность учеников по необходимости корректируется учителем, который выступает в роли помощника, консультанта. Задача учителя не передавать свои знания и умения, как это происходит во время урочной деятельности, а лишь направлять деятельность учащихся, провоцировать вопросы, создавать проблемные ситуации, способствующие приобретению новых знаний. Конечно, материал, найденный детьми, их даже самые серьёзные исследования - всё это должно обрабатываться при печатном (письменном) оформлении с участием учителя и под его непосредственным руководством, так как понятно, что дети не владеют правилами академического оформления.

Эволюция позиций участников проектной деятельности

При доработке проекта следует обратить внимание на правильное оформление титульного листа, верхней части которого указывается название министерства или ведомства, сразу под ним – название организации, где выполнена работа, ближе к середине листа – название работы (крупным шрифтом). Если работа будет представлена на экзамене в качестве отчётного экзаменационного материала, следует также указать это на титульном листе.

Ниже и правее названия – ф.и.о. ученика, автора проекта, (класс, школа), ф.и.о. научного руководителя. В нижней части листа посредине указывается город (село), где выполнена работа, и год.

Структура проекта

Во введении надо обязательно отразить актуальность темы исследования. Актуальность и будет обоснованием выбора темы. Необходимо четко сформулировать цель работы и несколько задач (4-5), помогающих выполнению цели. Введение не должно превышать 1- 2 страницы.

В главе «Объект и методика исследования» указывается, что является объектом, какие используются методики со ссылкой на авторов, приводится описание используемых методик, конкретный ход выполнения работы.

В обзоре литературы может быть дан обзор работ по теме проекта, анализ этих работ и в итоге делается заключение, что выполнено по теме (какие вопросы раскрыты), а что не исследовано, что предстоит сделать. Обязательно давать ссылки на литературу. Все ссылки должны быть в разделе «Литература» (в конце проекта).

Глава «Результаты исследований» должна быть самой крупной по объему. В ней приводятся данные, полученные автором по теме проекта и их анализ. Желательно сопровождение анализов в виде графиков, диаграмм, фотографий, рисунков, но некоторые из них могут быть приведены в приложении, так как введение их в текст работы для отдельных учеников может оказаться технически сложным.

Выводы должны быть конкретными, небольшими, четкими и соответствовать задачам, поставленным в начале работы (не более 5-6 выводов).

Характеристика содержательной части проекта многоаспектна, многопланова. При работе над ним определяется: (Характеристика проекта)

  1. Тип проекта по доминирующей в нём деятельности.
  2. Предметно-содержательная область.
  3. Продолжительность работы над проектом.
  4. Количеству участников.

В проекте может использоваться исследовательская, поисковая, творческая, практико-ориентированная деятельность. В зависимости от темы и цели проекта определённый вид деятельности может доминировать, однако многие школьные проекты предполагают комплексные подходы, совмещающие в равной степени различные виды деятельности.

Проект по содержанию может быть монопредметным (выполняется на материале одного конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов), надпредметными (выполняется на стыке областей знаний, выходит за рамки школьных предметов). Очень часто в процессе работы проект из монопредметного перерастает в межпредметный или надпредметный.

Тема, цели, уровень сложности проекта определяет и сроки работы над ним. Реализация проекта, как показывает опыт, может проходить от нескольких недель до нескольких месяцев.

Проект может быть коллективным и индивидуальным. Вероятно, наиболее интересен и полезен групповой проект.

Что же такое групповой проект?

Групповой проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Таким образом, коллективное проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся и в первую очередь – умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности, ощущать себя членом команды – подчинять свой темперамент, характер время интересам общего дела. При этом у учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию. Есть ещё одно неоспоримое преимущество коллективного проекта: коллективный проект позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся: каждый получает посильное задание. Разноуровневые задания дают возможность вовлекать не только учащихся, успешно успевающих по предмету, но и тех, кому учёба даётся трудно. Это способствует формированию интереса к предмету, к исследовательской деятельности, творческой активности учащихся.

Пример практической реализации проектной деятельности

В качестве иллюстраций отдельных положений выступления хочу предложить фрагменты одного из проектов моих учеников.

Тема проекта: «Факторы, оказывающие негативное влияние на формирование лингвистической компетенции учащихся».

Под компетенцией понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для конкретной работы; способность и готовность эффективно применять знания на практике, в конкретной ситуации.

Цели проекта:

– выявление факторов, негативно влияющих на развитие русского языка;

– формирование у учащихся чувства ответственности за чистоту русского языка.

Виды методической деятельности: исследовательская, практико-ориентированная, творческая.

Задумывался проект как монопредметный, т.е. на материале одного предмета. Однако в ходе работы из монопроекта перерос в межпредметный, поскольку пришлось обращаться к лексике иностранных языков.

Проект коллективный. В его реализации принимала группа учащихся из 8 человек. Дифференцированный подход позволил работать учащимся, имеющим оценки по предмету «5», «4», «3».

Учащиеся были распределены в группы по 2 человека, каждая группа получила своё задание.

  1. группа, условно названная статисты-диагносты (проведение опроса учащихся 5-11 классов);
  2. группа – аналитики (обработка собранного материала);
  3. группа – эксперты (работа со словарями сленга);
  4. создатели компьютерной презентации.

Это деление не было категоричным, т.е. допускалась взаимопомощь, приветствовалось привлечение участников к выполнению заданий различных уровней.

Ученикам предстояло выявить факторы, негативно влияющие на формирование лингвистической компетенции учащихся, путём проведения лингвистического эксперимента.

На первом этапе эксперимента ребята проводили опрос учеников гимназии. Учащимся предлагались слова, к которым нужно было подобрать синонимы. Далее ребята анализировали полученные результаты на предмет наличия сленговых слов и выражений. Далее ребята прослеживали количественный показатель учащихся, использующих сленг, и употребление сленга различными возрастными группами, составляли диаграмму, выбирали наиболее частотные слова.

На следующем этапе ребята отслеживали ученические смс- и интернет-сообщения на предмет грамотного письма, орфографического искажения облика слова. Для этого просматривали сообщения учащихся, получали количественные и качественные результаты.

Конечно, следует учитывать, что это работа лишь шестиклассников. И, несмотря на то, что конечный результат деятельности обладает в большей степени субъективной, а не объективной новизной, цель проекта достигнута: работа способствовала повышению речевой культуры, формированию интереса к предмету, навыков самостоятельной деятельности, делового партнёрства, интервьюирования, активизации мыслительной деятельности, овладению конкретными способами мониторинговой деятельности, воспитанию толерантности. А достижению этих целей способствовало проявление индивидуальных способностей, активизация мыслительной деятельности для получения новых знаний, поиск путей достижения поставленной цели.