Традиционная одежда коренных народов севера. Традиционная одежда Национальная одежда манси


Традиционная культура народов севера складывалась на протяжении веков и была максимально приспособлена к суровым природным условиям. Охота, рыбалка и оленеводство всегда были основой жизни северных народов ханты. Необходимо отметить, что олень для них – это смысл жизни. Чем больше у тебя оленей, тем лучше будет жить твоя семья. Ведь олень дает всё. Это и пища, и жилище, и одежда, и круглогодичное средство передвижения. Кстати, редчайшая особенность этого животного - у северного оленя даже нос покрыт мехом.

Женская зимняя одежда хантов - оленья двойная меховая шуба (сах). Она завязывается спереди, у нее подкладка всегда из меха, а верх из оленьей шкуры ворсом наружу, расшитый различными национальными узорами.

Женской летней одеждой является суконный и хлопчатобумажный халат яркого цвета, украшенный бляшками, иногда колокольчиками, расшитый различными узорами. Дополняет наряд большой платок с кистями.

Традиционная мужская одежда - малица (мольщах)- шьется мехом внутрь. Она надежно защищает человека от мороза, снега и ветра. Капюшон и рукавицы пришивают к малице. Мех на капюшоне защищает лицо от холода.

Летняя мужская одежда по покрою не отличается от зимней. В качестве летней одежды служат старые малицы или суконные гуси.

Зимняя обувь хантов – кисы (вай), с меховым чулком из шкуры оленя. Шкуру для кисов берут с оленьих ног. Расшивают различными узорами.

Летняя обувь – (нюки вай)- шьется из кожи (замши из шкуры оленя).

Особое место в традиционной жизни народа ханты занимает детская одежда. Маленьких детей родители одевают особенно красочно. К изготовлению детских вещей относятся с большой любовью. Одежда уже с самого раннего возраста имеет определенный смысл – она призвана защищать ребенка не только от холода и непогоды, но и от злых духов.

Пошив одежды лежал целиком на женщине. Долгими зимними вечерами женщины шили одежду для всей семьи. При изготовлении одежды мастерицы использовали белый, красный, зеленый, желтый, синий цвета. Каждый цвет имеет свое обозначение: белый - цвет снега, красный - цвет жизни, жёлтый - знак огня, зелёный - тайга, синий - цвет рек, воды, неба. По мнению ханты, мысли женщины, шьющей одежду, будут вшиты в швы и узоры,

поэтому женщина во время работы должна думать только о хорошем. Ханты считают, что одежда готова и ее можно надевать, когда она украшена орнаментом.


У народа ханты были широко распространены женские бисерные украшения; воротники, различные нагрудные украшения и т. п. Основные цвета бисера были: белый, синий, красный, голубой, зеленый, желтый и подбирают по принципу контрастности .

Бисер, бисерные украшения и украшенные бисером предметы являются неотъемлемой частью традиционной культуры хантов.





женская одежда: ягушка (сах), кисы (вай), бурки.





Женщины заплетали волосы в две косы, вместе с ложными косами обвивали их цветным шнурком в виде жгутов и украшали медными подвесками, пуговицами.

Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения.

Женщины ханты

носили большое

количество медных и серебряных колец.



У северных оленеводов хантов и манси в качестве мужской верхней одежды служила глухая (без разреза впереди, надеваемая через голову) одежда с капюшоном, заимствованная ими от ненцев (малица, гусь). Эта одежда у других групп хантов и манси употреблялась только как дорожная. Обычную же верхнюю одежду их составляли шубы из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок: по покрою эти шубы были распашными, прямоспинными; они завязывались с помощью ровдужных ремешков или же запахивались и подпоясывались кожаным ремнем с большим напуском - пазухой. На р. Вах охотники ханты на зимний промысел надевали так называемый колек. Это короткая одежда из оленьей шкуры, сшитая мехом наружу. Колек туго подпоясывали и полы спереди затыкали за пояс, чтобы они не мешали быстрой ходьбе на лыжах.

Летняя мужская одежда северных оленеводов хантов и манси по покрою не отличалась от зимней. В качестве летней одежды служили старые малицы или суконные гуси. У южных и восточных хантов-охотников летней одеждой был короткий халат из грубого сукна, отороченный по вороту, рукавам и правой поле мехом. Иногда летняя одежда шилась из брезента в виде плаща.

Зимняя обувь оленеводов хантов и манси (ёрн-вай, т. е. «ненецкая обувь») представляла собой ненецкие пимы из камусов с меховым чулком. Южные приобские ханты эту обувь покупали у северных хантов-оленеводов. Как и у ненцев, обувь эта прикреплялась под малицей к поясу.

Большинство хантов и манси носило короткую обувь - няра, сшитую из продымленных лосиных, оленьих или конских камусов, мехом наружу. У зимней обуви этого типа верхняя часть оторачивалась сукном, а подошвы выкраивались из прочных и не скользящих «щеток» и шкуры, снятой со лба оленя. Няра надевалась па толстый, длинный чулок (вай), сшитый из сукна, брезента или ровдуги. Подобную обувь носили мужчины и женщины. У мужчин чулки тонкими ремешками прикреплялись к поясу поверх рубахи. Летом мужчины и женщины носили ровдужную обувь с подошвой из лосиной кожи. На эту обувь (с помощью растительных красок) часто наносился орнамент.

У южной группы хантов и манси мужские рубахи (хант. ернас, манс. суп) прежде шили из домотканного крапивного холста; они были длиной до колен, с отложным воротником, с вышивкой шерстью на груди и подоле; позднее появились рубахи-косоворотки, также вышитые. Рубахи подпоясывали с напуском. В первой четверти XX в. рубахи стали шить из покупных тканей. У северной группы хантов и манси рубахи и раньше шили только из фабричных тканей. Рубаха прикрывала узкие, заходящие немного ниже колен штаны (хант. кась, манс. маньсуп), которые шили из ровдуги, рыбьей кожи, холста и бумажных тканей. Поверх рубахи мужчины надевали ременный или тканый пояс (хант. антып, манс. энтап), к которому в расшитых бисером мешочках привешивались деревянные ножны с ножом, оселок и огниво. Нижняя часть ножен привязывалась к ноге, чтобы нож можно было легко и быстро вытащить.

Женская зимняя одежда северных хантов (сах) и манси (сахи) - оленья двойная меховая шуба, завязывающаяся спереди. В районах, где было мало оленей, подклад шубы делался из заячьих и беличьих шкурок и из беличьих ланок, из утиных, гагарьих и лебединых шкурок. Женские шубы у восточных хантов шились из заячьих шкурок, беличьих лапок, оленьих ушей и обрезков оленьего меха; сверху их покрывали сукном. Покрой шуб был распашной, с прямыми полами. На такую шубу шло до 800 беличьих лапок. При дальних поездках на оленях женщины, как и мужчины, надевали малицу и гусь. Зимняя женская обувь была ненецкого типа, такая же, как и у мужчин, но отличалась иным расположением украшений из полосок разноцветного сукна.

Женской летней одеждой был суконный или хлопчатобумажный халат яркого цвета, украшенный по подолу, полам, обшлагам и вороту нашивками из бисера, цветной материи и четырехугольных литых из олова бляшек; такие бляшки женщины отливали сами в специальных формочках из мягкого камня или сосновой коры. Женские пояса отличались от мужских более нарядным оформлением и были уже мужских.

Женские рубахи южных групп хантов и манси были туникообразного покроя, из крапивного и льняного холста; их вышивали крестом синей и красной шерстью. Рубахи у северных групп хантов и манси были русского покроя ; их шили из различных тканей, с прямым разрезом на груди. Бытовавшие у них платья были татарского покроя , с кокеткой и широким воланом. У рубах восточных хантов широкий отложной воротник, обшлага и ластовицы делались из иного материала, чем вся рубаха. С прекращением производства крапивного холста южные ханты стали шить платья, кофты и юбки такие же, как и местные русские крестьяне, причем юбки делали очень широкие.

Штаны женщины носили не везде. Как у хантов, так и у манси с наступлением половой зрелости девушка надевала особый пояс-повязку (вэрып), который носила до старости.

Других головных уборов, кроме шапки-капора, не было ни у мужчин, ни у женщин. Мужчины летом, а часто и зимой не покрывали голову. Летом для защиты от комаров голову повязывали шейным платком.

Женщины зимой и летом носили большие головные платки с широкой каймой и бахромок. Платок носили наброшенным на плечи и голову, со свободно свисающими концами, сложенными неровным треугольником по диагонали; малый треугольник женщины спускали па лицо, закрывая его таким образом от мужчин, старших родственников мужа.

В прошлом у южных хантов женщины носили головные повязки с налобниками из бисера, которые назывались сараватъ (ср. татарск. сарауц). Волосы ханты и манси в прежние времена не стригли. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, связывали их по бокам в два пучка и обвивали их красным или другим цветным шнурком. Женщины заплетали волосы в две косы, вместе с ложными косами обвивали их цветным шнурком в виде жгутов и украшали медными подвесками. Как мужчины, так и женщины вплетали в косы тесьму, украшенную по затылку прямоугольным кусочком кожи или сукна с нашитыми на нем медными пуговицами (у женщин пуговиц было пять, у мужчин четыре). Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женщины у хантов и манси носили большое количество медных и серебряных колец. У южных хантов были широко распространены женские бисерные украшения; воротники, различные нагрудные украшения, накосники и т. п. Бисер завозился русскими купцами. Основные цвета бисера были: белый, синий, черный и красный. Детская одежда более прочно сохраняла в покрое и в материале старые формы одежды взрослых, например детям еще шили одежду из птичьих шкурок уже в то время, когда в одежде взрослых этот материал исчез. Изготовление одежды лежало целиком на женщине. Женщины приготовляли шкуры, ровдугу и другие материалы для одежды, различные нитки для сшивания шкур, бересты, материи; они вышивали бисером, наносили орнамент различными способами и т. д.

Ткацкое искусство было известно хантам и манси, проживавшим по Салыму, Иртышу, Демьянке и Сосве, а также на Оби, в районе устья Иртыша и вверх до устья Салыма. У этих групп имелся очень примитивный ткацкий станок. Такой же ткацкий станок и тот же способ тканья был распространен и у тобольских татар . Многие названия частей ткацкого станка у этих групп хантов и манси и у тобольских татар совпадают. Ткацкое искусство у хантов и манси не шло дальше изготовления самого простого холста, который в прежние времена делали из крапивы и лишь впоследствии из конопли. Но уже к началу XX в. ханты холстов не ткали, и ткацкие станки встречались в быту очень редко.

"Народы Сибири". Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва - Ленинград, 1956

Министерство образования Республики Мордовия

Ичалковский педагогический колледж им.

Утверждаю:

«___» _____________ 2006г.

Курсовой проект

Костюм народа Ханты, как художественный источник

Научный руководитель: , преподаватель ХГО

Рождествено 2006

Пояснительная записка

Введение

Обращение к изучению творческого наследия предшествующих поколений и, в частности, хантыйского народа, особенно актуально в наш суетной век. Наше искусство станет от этого богаче, красочнее и многограннее. На протяжении многих веков по крупицам собирались и передавались по наследству секреты народного художественного мастерства.

То, что создавалось хантыйским народом столетиями, интересно для рассмотрения и детального изучения. Художественная культура хантыйского народа имеет свои своеобразные черты. Это отразилось в ярких колоритах одежды, в красно-сине-желтых и зеленых цветах национальной одежды, в изумительных по красоте головных уборах , многообразных височных, шейных и поясных украшениях, шитых бисером.

Окружающая природа, национальный быт, народные обычаи, фольклор, а также постоянная связь с неутихающей жизнью моря и тундры, с людьми, которые своим трудом преображают суровый край, - это та питательная среда, которая служит источником вдохновения не только для взрослых, но и для юных художников.

Считаю, что сегодня особенно необходимо сохранять и приумножать национальное культурное наследие хантыйского народа. Находясь на северной земле мне было очень приятно видеть, что сами ханты не забывают свою культуру, быт и национальную одежду. Особенно зимой заметно в толпе хантыйские одеяния, так как хантам свойственны яркие природные цвета - зеленые, желтые и другие, которые они используют при украшении одежды, вышитой бисером. Их яркие одежды выделяются на фоне современных зимних костюмов, которые чаще всего темные и от этого кажутся мрачными.

Может возникнуть вопрос, почему я заинтересовалась культурой этого народа? Я с гордостью могу ответить, что я коренная жительница ХМАО, родилась там и жила все время там, до поступления в Ичалковский педагогический колледж. Хотя я не являюсь хантыйкой, но с рождения впитывала в себя национальную культуру этого народа.

Считаю, что изучение культуры этого малочисленного народа особенно актуальным в наши дни. Модернизация образа жизни таежных аборигенов не только поставила под угрозу исчезновения эти самобытные культуры, но и довели их до грани физической деградации.

Самобытные и яркие культуры этих народов давно привлекают внимание ученых. Более полное исследование хантыйской культуры было сделано участником экспедиции г. г. .

Территория. Быт. Культура хантов

В состав Тюменской области входят два автономных округа: Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский. В первом округе живут преимущественно ненцы, во втором - ханты и манси.

Ненцы, ханты и манси - хорошие охотники, рыболовы. Кроме того, ненцы занимаются кочевым оленеводством, это их основное хозяйственное занятие. Оленеводство было развито и у северных хантов. Южные ханты и манси, кроме охоты на пушного зверя, занимаются также рыболовством, звероводством и немного скотоводством.

В народном декоративно-прикладном искусстве ненцев, хантов и манси имеется много общего, что определяется их хозяйственной деятельностью, историко-культурными факторами и художественными взглядами.

Особенно много сходных черт можно наблюдать в культуре ненцев и северных хантов, в культуре южных хантов и манси.

Ханты занимают большую часть территории Ханты-Мансийского автономного округа, они расселены в бассейне реки Оби и ее многочисленных притоков, а также в Ямало-Ненецком округе и на севере Томской области . Западные территории Ханты-Мансийского округа, главным образом, по рекам Сосьве и Ляпину, занимают манси. Наиболее крупные коллекции предметов быта хантов и манси хранятся в Ленинграде, в Музее этнографии народов СССР и в Музее антропологии и этнографии. Довольно полные собрания имеются также в Тобольском государственном музее-заповеднике, в Томском областном краеведческом музее.

Первые сведения о хантах (остяках) и манси (вогулах) мы встречаем в записках голландца Н. Витсена во второй половине XVII века.

У хантов и манси в недавнем прошлом хозяйство было натуральным. Они изготовляли себе все необходимое в быту и для промыслов: одежду, обувь, посуду, орудия труда. Существовало разделение труда на мужской и женский: мужчины занимались обработкой дерева , металла и кости, женщины обрабатывали шкуры, шили одежду и обувь, ткали, вязали, плели, делали утварь из бересты, металлические украшения путем литья в формы.

Даже при первом ознакомлении с народным прикладным искусством хантов и манси невольно отмечаешь его красочность, богатство орнаментики, разнообразие техник обработки материалов. Помимо широко распространенных на севере дерева, бересты, олова и свинца, шкур оленя и пушных зверей, тут мы встречаемся с изделиями из рыбьей кожи, циновками из травы и камыша, полотном из крапивного волокна, сосудами, сплетенными из корней кедра, вышивками, выполненными с большим мастерством, и покрывающими почти сплошь рубахи и кафтаны. Широко и разнообразно применяется цветной бисер для вышивки и ажурного плетения. И ханты и манси любят яркие цвета в своей одежде. Поэтому она так нарядна. Головы женщины обычно покрывают покупными шерстяными и хлопчатобумажными платками с крупными, броскими рисунками. Повязывают их нередко за передние углы квадрата, так что все поле платка свободно свисает сзади.

Ткачество

По Иртышу, в южных районах округа, ткали крапивное полотно для нательной одежды. На север от Березова ткачества не знали. К 1910 году ткачеством в Ханты-Мансийском округе занималось едва ли 15-20 мастериц. К нашему времени оно угасло совершенно. Однако представленные во многих музеях нашей страны образцы тканого полотна из крапивы говорят о большом умении хантыйских женщин. В более позднее время, видимо, под влиянием русских наряду с крапивой стали обрабатывать коноплю и лен. Но по-прежнему предпочтение отдавалось крапиве ввиду ее прочности и способности хранить тепло. Крапивное полотно боится только излишней влаги.

Крапиву собирали с первым морозом, который схватывал почву. Вязали ее в пучки и давали хорошо просохнуть. Затем отделяли от коры, пряли в одну нить. Ткацкий станок, который обычно называют «угорский», у хантов был довольно совершенным, имел ножные педали.

Рубахи. Отделка вышивкой

Из крапивного полотна кроили и шили рубахи, мужские и женские. Их красиво украшали аппликацией и вышивкой.

Рубахи с отложным воротником, с прямым разрезом на груди - наиболее древняя по типу мужская нательная одежда. У ворота такая рубаха имела большое количество сборок; низ подшивался поперечным полотном. Рубахи подпоясывали. Второй тип рубах, более поздний, напоминает русскую косо­воротку. У нее делают боковой разрез у шеи и воротник стойкой. Обшлага, воротник, обшивку разреза на груди украшают аппликацией. Такие рубахи носят и сегодня южные и восточные ханты.

На Казыме у рубах вышивают подол, обшлага и кокетку, которая обрамляется цветной тканью. От кокетки на спине и на груди идут сборки. Рубахи всегда носят навыпуск.

Женская рубаха, более древняя, прямого покроя, с большим количеством сборок у ворота. Рубаха шьется с ластовицами, на груди завязывается, рукава с манжетами также имеют сборки. Более поздний тип женской рубахи - это прямая рубаха на двойной кокетке со сборками на груди и на спине.

Наряду с рубахами женщины носили и платья, которые имели почти тот же покрой, что и рубахи: прямые, с многочисленными сборками у кокетки, воротник стоячий, на груди разрез с завязками.

Женские рубахи были обильно украшены тончайшей красивой вышивкой шерстью. У салымских хантыек, например, рубахи были сплошь от ворота до подола украшены вышивкой. Такую рубаху вышивали не один год.

Вышивки были нескольких типов. Наиболее старинной была вышивка «керем-ханч»: мелкие параллельные стежки красными нитками следовали почти вплотную друг к другу, внутри выполненного таким образом контура оставалась незаполненная вышивкой белая фигура - поле ткани. Другая вышивка - «ханда-ханч» - имеет как отличительную черту черный контур, которым обрамлены вышитые цветные орнаментальные фигуры. Позднейшая вышивка, наиболее сложная, «севем-ханч» выполняется крестиком. Все эти виды вышивок существуют и поныне.

Бисерное шитьё

Разновидностью вышивки нитками является бисерное шитье по тканям и коже. Свадебные головные уборы, налобные повязки, накосники, детали одежды: воротник, края разреза, часть плеча, обшлага - все это декорировалось цветным бисером. Особенно распространена вышивка бисером на Конде, Иртыше, Казыме и на Вахе.

Орнаменты из бисера представляют собой простейшие квадраты, треугольники, ромбы, шестиугольники, нрестики, звезды, зигзаги, шашки, решетки. Обильно, сплошь зашивались бисером чирки - короткая кожаная женская обувь. В отличие от восточных и южных хантов северные бисером орнаментировали только подъем чирок.

В бисерной вышивке предпочтение всегда отдавалось непрозрачному крупному бисеру ярких сочных цветов (синий, белый, черный и красный).

В настоящее время мастерицы не только искусно вышивают бисером, но и плетут из него небольшие салфеточки, кошельки, украшения. Путем нанизывания на две тонкие капроновые лески плетется узор в простую неширокую ленту. Иногда усложняется плетение, тогда выплетается часть изделия. Отдельные элементы изделия затем соединяются.

Украшения из полосок-аппликаций

Современная хантыйская и мансийская женская одежда украшена большим количеством нашитых цветных узких полосок-аппликаций. Эти полоски нашиваются на ткань платья или халата близко друг к другу, образуя цветную кайму на манжетах, полах и подоле. Среди этих цветных полос нашивается лента мелких треугольничков. Выполняются полосы довольно просто: полоска но нижнему краю пришивается к ткани платья. Полоска эта имеет ширину не более полутора сантиметров. Затем верхний край надрезают на две трети высоты, края образовавшегося таким образом квадратика подгибают с двух сторон, благодаря чему получается треугольник. Эти треугольники подшивают на руках через край мелкими частыми стежкам». В декоративной кайме обычно через несколько прямых цветных полосок следует полоска из треугольничков и все вместе образует яркую цветовую кайму. Аппликацией украшают и рукавицы. Обычно для платьев и халатов употребляют цветные однотонные ткани, преимущественно красные и синие, иногда черные. По красному полю платья аппликация выполняется из синей и белой ткани, редко с применением желтых полосок, а по синему полю идут красная и белая полосы, желтый цвет также применяется редко. Зеленый цвет практически не встречается в традиционной одежде хантов и манси.

Вязание

Ханты и манси раньше носили чулки из грубого сукна или оленьей ровдуги - чижи, которые надевали подмеховые кисы. А теперь вместо чижей вяжут шерстяные чулки из овечьей шерсти. Вяжут и красивые рукавицы. Узоры делают самые разные, они удивляют своей яркостью, красочностью, декоративностью орнамента. Преобладают четкие геометрические фигуры, выполненные из цветной шерсти на белом фоне. Геометрические орнаменты образуют полосы рисунка, которые чередуются в изделии.

Этот вид ремесла в достаточной степени самостоятелен, и имеются все возможности для его дальнейшего развития.

Верхняя одежда. Обувь

Одежда юганских ханты, как и у многих народностей севера, определяется резко меняющимися климатическими условиями. В отличие от своих соседей, более северных жителей, у здешних следует выделить одну особенность в одежде - она распашная. Но не надо думать, что это было заимствовано у татар или русских, поскольку соседи взаимно подвергались такому же влиянию. Наверняка это произошло потому, что территория обитания юганских ханты в основном лесная, урманная, менее продуваемая ветрами. А распашная одежда удобнее в пользовании.

У здешних оленных ханты имелась и имеется верхняя одежда из меха оленя. Называют ее «гусь», и надевается она через голову. Такая одежда незаменима в поездках на оленях и собаках. В ней можно даже спать, лежа на снегу.

При дальних поездках используется специальная обувь - кисы. Их шьют сухожильными нитями из специально заготовленных оленьих лап. Лапы после выделки обрабатывают дымом, чтобы уберечь от порчи насекомыми. Полосы на кисах делают различной ширины из меха разного цвета. Здесь сказывается фантазия мастерицы. Голенища - по длине ног, верх лямками крепится за пояс, под коленкой перевязывается шнурком с кистями. В такой обуви, да еще с меховыми чулками-чижами, можно ехать в любой мороз.

Кроме зимней верхней меховой одежды изготавливают легкую нижнюю. Прежде летом мужчины носили кожаные штаны и рубахи, причем рубахи были ниже колен. Они напоминали женское платье, но шкурку выделывали так, что она превращалась в ровдугу - мягкую и эластичную, похожую на замшу.

Ханты часто в летнее время ходили босиком и круглый год - без головного убора. Такая закалка с детства уберегала от всевозможных простудных заболеваний.

Они хорошо научились готовить непромокаемую обувь. Без такой обуви рыбалка в зимнее время просто невозможна.

В настоящее время верхняя одежда охотника состоит из обыкновенной русской шапки, зимних «ныриков» и «сака», подпоясанного полотняным поясом, на котором всегда висит нож. Сак - верхняя распашная одежда, подбитая легким мехом, чаще зайца. Верх покрывается прочным белым полотном, воротник - из меха ценных зверьков: выдры, лап лисы, соболя, беличьих голов и других. Подпоясываются белым поясом. На шею надевают белый платок. Нырики изнутри меховые, голенища покрыты белым полотном. Такая охотничья одежда в целом приобретает белый маскировочный вид.

Летний сак у мужчин чаще меховой. Верх покрыт сукном. Цвет сукна, как и у женщин, зеленый или синий, реже - желтый и черный. У мужчин имеется праздничная обувь, изящно украшенная сложным орнаментом. На фоне естественного белого цвета выделанной кожи эффектно смотрится коричневый цвет вырезанного и вшитого орнамента.

Все сшито сухожильными нитями - удивительно мелким и частым стежком, иногда измеряемым в миллиметрах. Так искусно могут шить только женщины-северянки. Они сами готовят краску. «Вечную» - как её можно назвать. В основу берется кора лиственницы. Один раз раскрашенная деталь обуви или одежды сохраняет цвет до полного износа. Ни одна современная краска не может выдержать таких условий: дождь, ветер, мороз, солнце и т. п.

У женщин-ханты одежда тоже делится на зимнюю и летнюю. Зимняя из сукна, летняя - из сатина или другого материала. Женский сак искусно оформляется орнаментом из бисера, которым украшают почти все виды женской одежды. Орнаменты готовят также из пуговиц, меха. Оторачивают воротник, запашную полу по вертикали, низ сака и рукавов. Чаще всего для этой цели используют мех выдры, как самый стойкий при носке.

Пальто-сак или платье обязательно подпоясывают широким поясом, длинные концы которого свешиваются сзади. Зимний пояс - из сукна, летний - из легких тканей. Цвет преимущественно красный или желтый.

Голова женщины в течение всего года покрыта платком или шалью. В прежние годы женщины любили носить платки красного цвета. Яркие цвета привлекали их, потому что вокруг них все время были природные цвета: зимние и летние. Обувь женщины носили тоже под стать мужской, с небольшим различием. Детей одевали точно так же, только детский костюм украшали еще и набором всевозможных пуговиц, бисера, бус, бубенчиков и других мелких вещиц. Все это нашивалось на специальную ткань, подшивалось к воротнику сзади, иногда спереди. Набор всевозможных украшений и цепочек крепился и к детскому поясу.

Постоянный атрибут одежды женщины - нож на поясе в деревянных ножнах, иногда отделанных металлической чеканкой. Нож служит необходимым инструментом в быту, а поэтому всегда должен быть под рукой.

Нож, правда, детский, носит и ребенок. Он постоянно висит у него на поясе, как у мальчиков, так и у девочек.

Вдобавок к ножу ханты в большинстве случае имеют за пазухой табакерку. В отличие от русских, ханты в табакерке хранят не нюхательный табак, а специально приготовленную массу с табаком, которую они закладывают за губу (это делают, кстати, многие другие народы мира). Возможно, поэтому ханты редко мучаются зубной болью.

В прошлом многие мужчины и женщины курили трубки. То, что заменяло им табак, готовили из березового капа, а за неимением спичек пользовались огнивом. Все это укладывалось в специальный кисет с кармашками, искусно украшенный мехом, бисером. Так как на одежде ханты не предусмотрено карманов, то все вещи хранили за пазухой. Отсюда и необходимость всегда подпоясываться.

Вместо панталонов женщины до недавнего времени носили специальные пояса. Этот вид одежды они скрывали не только от постороннего глаза, но даже и от мужа.

Следует отметить, что портняжим делом занимаются только женщины. Удивительная особенность их мастерства заключается в том, что они не пользуются специальными выкройками-шаблонами. Все детали определяют на глазок, иногда для этой цели используют детали старой одежды или снимают размеры с человека.

Этапы разработки национального хантыйского костюма

Свое изучение культуры и быта народа ханты я начала с того, что просмотрела то небольшое количество информации, которое удалось найти. Сразу скажу, что этого для меня было очень мало. Вторым моим шагом было то, что во время каникул и поездки на Север, я сразу же посетила хантыйский этнографический музей в г. Лянторе.

Меня там очень хорошо приняли. Узнав, что я готовлю курсовой проект по данной проблеме, работники музея дали мне более глубокую информацию по костюму и различным видам украшений. Они мне помогли приобрести книгу «Юганские ханты», подарили буклет музея. Эти источники мне очень пригодились при выполнении работы . По совету работников музея я встретилась с мастером, которая – одна из немногих, кто занимается профессионально изготовлением одежды обских хантов. Она сама – хантыйка, коренная жительница и ее помощь для меня была не заменимой. Она помогла мне в приобретении характерной для костюма хантов ткани. Ее помощь для меня была и в выкройках, и в схемах узоров, за что ей огромное спасибо. Что, особенно хочется подчеркнуть, она поделилась секретами технического мастерства, т. е. показала приемы вышивания бисером.

Крой женского хантыйского платья очень прост. Вверх - прямоугольная кокетка, к которой присборивается низ. Нижняя часть имеет также форму прямоугольника.

Характерной особенностью цветовой гаммы костюма является ее многоцветность, даже пестрота.

Главная отделка платья – вышивка бисером. Изучая цветовые особенности вышивки бисером, я определила, что основные цвета – это природные цвета. Зеленый – цвет растительности, синий – цвет неба, красный – цвет огня, желтый – цвет солнца. Для Хант очень важны эти символы.

Как вы можете заметить, в костюме использованы чисто геометрические орнаменты. В прошлом для хант они являлись своеобразным паспортом, по которому можно было определить родословную, например, сколько человек имел детей, сколько животных убил и т. д. Встретившись, ханты долго рассматривали костюмы друг друга, которые были для них как бы визитной карточкой . Своеобразны и названия орнаментов - «рог молодого оленя», «заячьи ушки», «оленьи рога», «телячьи рожки».

Кроме платья, мной были выполнены украшения из бисера: ремень, нагрудное украшение, головная повязка. В них также я старалась использовать характерные для хантов орнаменты, выдержать цветовую гамму, свойственную этому народу.

Занимаясь исследованием этой темы, я также побывала в центральной библиотеке имени г. Саранска. Там информации много я не нашла, но смогла подобрать музыку народов Севера.

Коллекционные собрания предметов быта хантов в музеях

Школой художественного мастерства для начинающих являются музеи. Наиболее крупные коллекции предметов быта хантов и манси хранятся в Ленинграде, в музее этнографии народов СССР и в музее антропологии и этнографии. Довольно полные собрания имеются также в Тобольском государственном музее-заповеднике, в Томском областном краеведческом музее. Собрания предметов прикладного искусства полезно иметь при школах. Так, например, небольшой, но очень интересный музей создан в Салехарде при национальном педагогическом училище.

Интересные коллекции имеются в салехардском и ханты-мансийском Домах народного творчества.

Регулярно проводятся семинары с народными мастерами и учащимися в окружных научно-методических центрах народного творчества и культпросветработы при окружных отделах культуры. Молодежь стремится овладеть традициями мастерства. Умелыми мастерицами стали сестры Тибичи, Сэротетто, Хэно, Янтик, Салиндер, Ана-гуричи, Окотетто и другие девушки, которые не только освоили секреты старого искусства, но и принесли в это искусство новые современные черты, продиктованные окружающей жизнью. Они имеют возможность сегодня на семинарах заниматься любимым делом рядом с опытными мастерицами, такими как из Салехарда, из Питляра, В. X. Салиндер из Аксарки, из Овгорта, Е. X. Тибичи из Салехарда, резчик, работами которого восторгаются посетители.

Ненецкое и ханты-мансийское прикладное искусство, как и искусство каждого народа, имеет свою специфику, свой особый образный язык. Тому, кто захочет серьезно и глубоко изучить его, этот язык становится понятным, каждому откроется красота и выразительность произведений народного искусства, их глубокая содержательность и непреходящая эстетическая ценность.

Заключение

Народное искусство - одно из важнейших средств эстетического воспитания подрастающего поколения. Оно способствует развитию творческих возможностей детей, формированию художественного вкуса, нравственных идеалов, передаче богатейшего художественного опыта народа, выработанного на протяжении многих веков.

«Художественное ремесло представляет ценность духовную, художественно-историческую, это важный фактор художественного воспитания масс и приобщения их к подлинным эстетическим ценностям», - писал В. Толстой.

Большую роль в этом важном деле играет школа, которая воспитывает у детей любовь и уважение к своему родному искусству, обучает их мастерству.

Как же осуществлять на практике приобщение учащихся сельских школ к художественным ремеслам своего края, области, района, родного села? Каковы формы и методы ознакомления их с видами художественных ремесел, старинными и развивающимися в наши дни? Формы и методы приобщения детей к красочному миру народного творчества могут быть самыми различными. Прежде всего, это уроки изобразительного искусства и технологии, факультативные занятия, школьные кружки декоративного творчества. Здесь учащиеся не только знакомятся с изделиями мастеров, но и сами пытаются создавать подобное. Очень много дают ребятам занятия на отделениях декоративно-прикладного искусства в детских художественных школах, находящихся в районах, где особенно развиты художественные промыслы. Познакомиться с изделиями мастеров помогут экскурсии в местные краеведческие музеи, где имеются коллекции или отдельные образцы художественных ремесел.

В своем курсовом проекте я попыталась взглянуть на ремесло хантов их глазами, понять некоторые секреты и донести до зрителя их так, как я сумела сама понять культуру этого народа.

Считаю, что молодежь обязательно нужно воспитывать на национальных традициях. Потому что народное искусство не поддается моде, не зависит от нее, оно традиционно. Искусство хантов открыто и ярко выражает идеалы красоты, живущие в душах хантыйского народа.

Надеюсь, что костюм, созданный мной, станет хорошим подарком для музея ХГО и оставит обо мне добрую память.

Список использованных источников

1. , // Сельскому учителю о народных художественных ремёслах Сибири и Дальнего Востока.- 1983г.

2. // Юганские ханты.- 1996г.

Вострикова О. Изготовление декоративного браслета // Юный художник// - 2005г.- №7. с.16 Зубаирова с национальной одеждой. // Школа и производство. -2004г.- № 8. С.26-28 Ильина -мастерская «Рукоделия Поморья». //Школа и производство - 2003 г.- №4. С.43. Клюева Н. Возрождаем ремесла. // Юный художник. -1997г. - №5-6.-С.4. Макарова из бисера // Школа и производство// -2004.- №6. с.41 Макаров картина // Школа и производство//- 2004.- №6. с.41 Медведчикова бисерных росинок // Школа и производство// - 2005г.- №3. с.52 Попова учащихся к народному искусству. //Школа и производство - 2003 г.- №8. С.37 Чудецкая А. Бисерный бум // Юный художник // 2003г. №3. с.42 , Шабалина орнаменты // - 1994г.

Первое,
что привлекает взгляд – национальная одежда. Для любой культуры это одно из
самых ярких и уникальных проявлений, своеобразный «паспорт». В одежде ханты и
манси некоторые виды были одинаковыми у муж­чин, женщин и детей. Вместе с тем
здесь более, чем в других предметах материальной культуры, заметны были
межгрупповые различия. Так, у се­верных групп в верхней мужской одежде
преобладала глухая (без разреза спереди, надеваемая через голову), у южных и
восточных - распашная. Глухая меховая одежда, не имеющая разреза спереди, была
трех видов: малица, гусь (кумыш) и парка. Первую носили мохом к телу, а гусь и
парку - мехом наружу. Парка была нарядной одеждой, а кумыш надевали в дорогу
поверх малицы. Мужчины подпоясывали все виды верхней одежды поясами. Женщины
повсеместно носили распашную верхнюю одежду, но у каждой группы был свой покрой.
Некоторые виды женской одежды (штаны, рубаха, халат, платок, обувь) не
отличались от мужской; специально женскими были набедренный пояс-повязка,
двойная шуба из оленьих шкур, большие головные платки. На севере зимнюю одежду
шили по большей ча­сти из оленьих шкур, а южнее - из сборного меха в сочетании с
тканями. В старину использовали еще один оригинальный материал - рыбьи кож». Из
них шили штаны, рубахи, кафтаны. Мужчины летом носили верхнюю одежду из тканей
(шабур, кафтан, халат) либо выношенную зимнюю из меха -глухого покроя.

Обувь была разных покроев: для лета - поршневидная (с загнутой по­дошвой,
присборенной над ступней), короткие черки и черки с пришивным длинным голенищем
из ткани или кожи. Зимнюю обувь (ерн вай – "ненецкая обувь") длиной выше колен
шили из камусов мехом наружу и украшали меховой мозаикой и полосками сукна.
Внутрь клали травяные стельки, надевали шерстяные либо меховые чулки. Короткую
обувь (няра) шили из продымленных лосиных, оленьих, конских камусов или кожи, а
верхнюю часть оторачивали сукном, подошвы выкраивали из прочных и не скользящих
"щеток" и шкуры, снятой со лба оленя. Няры надевали на толстый, длинный чулок
(вай) из сукна, брезента или ровдуги, либо вязаный из цветной шерсти по образцу
коми-зырянского, кожаные украшали аппликацией из ткани или бисером. Летом
мужчины и женщины так же носили ровдужные или меховые сапоги с подошвой из
лосиной кожи.

Головным
убором служили капор, платок или капюшон малицы и гу­ся. Своеобразны были так
называемые ложные косы - пучки волос, пере­витые цветным шнурком. В некоторых
районах было принято стричь воло­сы особым образом либо их носили нестрижеными.
Мужчины и женщины очень любили кольца, особенно из белых металлов. Женщины
носили также нагрудные и особые накосные украшения.

Крапивное полотно. Южные ханты умели изготовлять
нитки и из заме­нителя конопли - крапивы. Гр. Новицкий еще в
XVIII в. писал: «Жены их, не имея конопель, нужду и недостаточество свое
удоволяють полным зелием от кропивы бо зелныя хитростные истягають нити, из коих
холсты утворають»63. Крапиву заготовляли осенью, вя­зали в пучки и подвешивали
для просушки. При обра­ботке стебли размачивали и деревянной либо костяной
пластинкой снимали верхний слой, содержащий лубяные волокна. Их просушивали и
разминали, затем толк­ли в деревянной ступе или расколачивали деревянной
колотушкой на камне. Если сухожильные волокна скру­чивали в нити просто руками,
то крапивные вначале пряли, пользуясь веретеном со съемным узорным пряс­лицем из
дерева, рога или камня. Пучок волокон при этом привязывали к шесту или держали в
берестяной коробке, а нить протягивали через крючок в брусе жи­лища. Напряденные
нити ссучивали по две на большие веретена. Готовую пряжу отбеливали или красили
и по­лучали холст разных сортов: толстый шел на верхнюю одежду, тонкий - на
белье. Ткали холст на самодель­ных станках. Станок имел весьма совершенную
конст­рукцию - более сложную, чем у алтайских и средне­азиатских станков.
Ткачество было утрачено хантами в начале XX в., и
теперь прекрасные образцы их выши­тых рубах, штанов, кафтанов, платьев из
самотканого полотна, как и ткацкий станок, можно увидеть лишь в музеях. Для
окрашивания пряжи, а также тканей при­меняли отвары ягод, трав и корней
деревьев. Из шерстя­ных нитей, покупных или самодельных, руками плели опояски и
подвязки к обуви, а на иглах - носки.

Одно из
древнейших женских искусств - мозаика из окрашенной рыбьей кожи в сочетании со
светлой оленьей замшей - сейчас уже утрачено. Лучше сохра­нилась традиция
изготовления мозаики из одной лишь замши, светлой и окрашенной, на обуви и
сумочках. Для изготовления этой мозаики, а также узоров на ру­кавицах, в которых
плясали на медвежьих праздниках, применялась еще одна техника, требующая
высокого мастерства. На ровдугу (замша из оленьей кожи) наносили узор краской из
смеси оленьей крови с отваром коры лиственницы либо из од­ного отвара и
оконтуривали его жгутиком из белого подшейного волоса оленя, который обшивали
сухожиль­ной нитью.

Если кожу для выполнения
орнаментов приходилось красить, то мех оленя в светлые и темные тона был окрашен
самой природой. Узоры лучше всего «резать», как говорят мастерицы, из гладкого
плотного меха на камусах - шкуры с ног копытных животных. А он всег­да был
«дефицитом», его следовало экономить. Поэтому была изобретена безотходная
технология: светлый и темный камусы накладывали друг на друга, для точности
сшивали между собой и вырезали сразу две полосы с одинаковым узором. Темную
полосу вшивали в светлую, прокладывая швы узкими полоска­ми цветного сукна, а в
старину – белым подшейным волосом оленя. Получались контрастные зеркальные
орнаменты, обычно с равенством фона и узора. Они как бы бежали по нарядным
женским шубам (сах), оттого и поется в песне: «Зверем избеганный стал узорный
сах, оленем избеганный стал узорный сах».

Наиболее ярким выражением изобразительного творчества всех народов является национальная одежда. Одно из достоинств одежды северных народов - это практичность. Она рассчитана не только на суровый климат высоких широт, но и на специфику труда и быта тундровиков.
Одежда у хантов очень разнообразна. Большую часть года мужчины и женщины ходят в меховой одежде. Мужская меховая одежда - молсянг (малица) шьется мехом внутрь из тонких оленьих шкур. Это так называемая глухая одежда - без разреза спереди, надевают ее через голову. По народному выражению, "в одну дырку входишь, из трех выходишь". На малице украшают орнаментом только рукава, иногда узор пропускают между подолом и станом малицы, часто это место украшается несколькими полосками и зубчиками из разноцветного сукна

На рукава идет более сложный орнамент, а по подолу пропускают мелкий узор.
Поверх молсянг в сильные морозы надевают кувась - гусь. Его шьют из более густого осеннего меха белого или пестрого оленя мехом наружу. Кувась украшают на спине полосками цветного сукна. На рукава вырезается сложный узор из цветного сукна. Рукавиц у гуся нет, так как их пришивают к малице. В летний и осенне-весенний период носят нуй кувась из плотного сукна, который защищает оленевода и охотника от дождя и гнуса. К нуй кувась, в отличие от зимнего гуся, пришивают рукавицы, изготовленные из того же материала. Рукава, как и у малицы, украшают орнаментом из цветного сукна, часто по подолу и капюшону пропускают кант из цветной ткани или сукна - для украшения и чтобы не распускались края ткани. Детская одежда для мальчиков шьется по такому же принципу, что и мужская, только отличается размерами. Детскую одежду орнаментируют больше, чем взрослую.

В области декоративного искусства хантов особенно велика роль женщины. Следуя традициям художественного наследия, мастерица в то же время вносит в оформление изделий ряд особенностей, применяясь к тому или иному материалу, умело используя его свойства.

В каждом конкретном случае она отбирает то, что наиболее соответствует данному материалу и назначению орнамента, стремится создать ясные и четкие его формы. В процессе творчества мастерица то дробит, то обобщает их, отбрасывает лишние детали или дополняет мотивы новыми элементами. Немалую роль при этом играет форма декорируемого предмета, размеры и конфигурация подлежащего орнаментации участка. Бывают случаи, когда приходится то суживать, то растягивать элементы узора, обрамлять им, то квадратный, то круглый предмет. В результате узор видоизменяется, иногда настолько, что между орнаментальными мотивами общего происхождения и одинаковой формы утрачивается всякое сходство и им может быть приписано разное происхождение. Меняются общий вид орнамента, его стилевые черты.

В одном случае внешние контуры мотивов складываются из прямых линий, в других - из кривых или ломаных, варьируют размеры узоров и т. д.

Эти и другие процессы, приводящие к возникновению новых форм на основе старых, иногда существенно видоизменяют целые области орнамента, вследствие чего создается впечатление зависимости их от других областей декоративного творчества.
Остановимся на понятии орнамента, уделим внимание животному орнаменту и его символике в декоративно-прикладном искусстве хантов и манси.