Древние соборы руси - фото и описание.

Оригинал взят у d_popovskiy в 25 старинных деревянных зданий мира

Я уже писал про сохранившиеся деревянные постройки Манхэттена . Сегодня предлагаю посмотреть на старинные деревянные здания из разных уголков мира. Многие из них уже были упомянуты мной на Facebook. Особой методики отбора зданий для поста у меня не было, все то, что случайно попадало в поле во время интернет-серфинга и казалось мне интересным, незамедлительно отправлялось ко мне на стену. Единственное ограничение - здания должны были быть построены не позже 1700 года, т.е конца XVII века. Таким образом, в посте собраны 25 зданий, представляющих 10 веков деревянной архитектуры. Не имея возможности активно путешествовать по миру и самому отснять все эти объекты, пришлось прибегнуть к помощи Wikipedia и Flickr.

VII ВЕК

1. Пагода и кондо в Хорю-дзи
Икаруга, Нара, Япония

Храм был основан принцем Сётоку в 607 году. В 670 году из-за удара молнии комплекс полностью сгорел и был отстроен заново к 700 году. Несколько раз храм ремонтировали и пересобирали. Работы проходили в начале XII века, в 1374 и 1603 годах. Несмотря на это, считается, что 15-20% строений Кондо сохранили оригинальные материалы храма при реконструкции. Это делает Хорю-дзи (пагоду и кондо) старейшими сохранившимися деревянными зданиями мира.

XI ВЕК

2. Kirkjubøargarður
Фарерские острова

Kirkjubøargarður - один из старейших обитаемых деревянных домов в мире, датируется приблизительно XI в. В 1100 году здесь размещались епископская резиденция и семинария. После Реформации, произошедшей на Фарерских островах в 1538 году, вся недвижимость католической церкви была захвачена королем Дании. Сегодня эта земля находится в собственности правительства Фарерских островов. Семья Patursson арендует землю с 1550 г. Дом является музеем, однако уже 17-е поколение Patursson до сих пор живет в нем.

3. Гринстедская церковь (церковь Святого Андрея)
Гринстед, Эссекс, Великобритания

Гринстедская церковь является самой древней сохранившейся деревянной церковью в мире и одним из старейших деревянных зданий Европы. Первоначально считалось, что церковь была построена в 845 году, однако последние дендрохронолигческие исследования омолодили здание на двести лет. Кирпичная пристройка возникла в 1500-е годы, а белая башня - в XVII веке.

Церковь является образцом традиционного саксонского способа строительства.

4. Пагода Шакьямуни в храме Фогонг
Шаньси, Китай

Пагода Шакьямуни в храме Фогонг является старейшей деревянной пагодой Китая. Она построена в 1056-1195 годах. Утверждается, что за свою 900-летнюю историю пагода пережила как минимум 7 крупных землетрясений, причем одно из них практически полностью уничтожило основной храмовый комплекс. До ХХ века здание подвергалось 10 мелким ремонтам.

XII ВЕК

5. Ставкирка в Урнесе
Урнес, Лустер, Норвегия

Ставкирка - наиболее распространенный в Скандинавии тип деревянных средневековых храмов. С XI по XVI вв. в Норвегии было построено около 1700 ставкирок. Большинство зданий было снесено еще в XVII веке. В 1800 году таких храмов насчитывалось 95, а до наших дней сохранилось всего 28 зданий. В Норвегии отношение народа к ставкиркам и тиражированию их образа двояко. С одной стороны, правительством проводится активная протекционистская политика по отношению к культурному наследию,большинство населения почитает их за святыни. С другой стороны, воинственно настроенные представители молодёжных субкультур, язычники и сатанисты методично разрушают эти старинные памятники архитектуры. Единственное, что норвежское правительство в силах сделать, чтобы предупредить поджоги — установка дорогих систем слежения и пожаротушения.

Ставкирка в Урнесе - самая старая из сохранившихся ставкирок Норвегии, построена приблизительно в 1130 году, памятник всемирного наследия ЮНЕСКО.

Орнамент на одной из стен Урнесской ставкирки:

6. Ставкирка Хопперстад
Vikøyri, Норвегия

Ставкирка построена в 1140 году.

Интерьер:

XIII ВЕК

7. Ставкирка в Хеддале
Хеддал, Нотодден, Телемарк, Норвегия

Ставкирка в Хеддале является самой большой из сохранившихся каркасных церквей. Точный год постройки неизвестен, здание датируется началом XIII века. Церковь многократно перестраивалась и реконструировалась.

Последняя крупная реконструкция, проведенная в 1950-е годы, вернула ставкирке облик, максимально приближенный к первоначальному. Здание церкви до сих пор содержит около трети древесины, использованной при строительстве в XIII веке.

XIV ВЕК

8. Мост Капельбрюкке
Люцерн, Швейцария

Мост Капельбрюкке построен в 1365 году и является старейшим деревянным крытым мостом Европы. Под коньком крыши вдоль всего моста размещены 111 треугольных картин, рассказывающих о наиболее важных моментах в истории Швейцарии. В 1993 году Капельбрюкке сильно пострадал при пожаре, который, как предполагается, возник из-за непотушенной сигареты. Были уничтожены 78 из 111 картин. Мост и часть картин восстановлены по сохранившейся инвентарной описи.

9. Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии и Святого Архангела Михаила в Хачуве
Хачув, Польша

Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии и Святого Архангела Михаила - готическая деревянная церковь в селе Хачув, вместе с другими деревянными церквями южной Малопольши и Подкарпатья входящая в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Костел построен в XIV веке, предположительно в 1388 году. В 2006 году начались работы по обновлению гонта. Стоимость работ составляет более 100 тысяч евро.

Ценным является и интерьер костела, в том числе: барочный главный алтарь конца XVII века, сосуды XVII-XVIII веков, готические скульптуры XV века, каменная купель XVI века, готические порталы. Кроме того, интерьер украшает уникальная полихромия 1494 года. Вероятно, это самая старая полихромия такого типа в Европе.

10. Церковь Воскрешения Лазаря
Кижи, Россия

Точная дата постройки церкви неизвестна, однако считается, что она построена раньше 1391 года. Здание было воздвигнуто преподобным иноком Лазарем, который прожил 105 лет и скончался в 1391 году. Церковь стала первой постройкой будущего Муромского монастыря. После революции на месте Муромского Свято-Успенского монастыря власти организовали сельхозкоммуну им. Троцкого, после 1945 года - дом инвалидов, а в 1960-е годы место запустело. В 1959 году церковь Воскрешения Лазаря была разобрана и перевезена в Кижи, где рестварирована в 1960 году.

В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон XVI-XVIII века и представляющий собой древнейший тип двухярусного иконостаса.

XV ВЕК

11. Het Houten Huys
Амстердам, Нидерланды

Не считая пригородов, вошедших в границы города позже, в Амстердаме сохранилось два деревянных здания. Старейшим из них является Het Houten Huys, построенный в 1425 году.

12. Церковь Святого Николая Чудотворца в Колодном
Колодное, Закарпатье, Украина

Церковь построена в 1470 году. Это самый древний деревянный храм Украины и один из старейших в Европе памятников деревянного зодчества. В 2007-2008 году были произведены реставрационные работы, в результате которых заменили крышу, закрыли аркаду на колокольне сеткой от птиц, отремонтировали двери, деревянными кольями заткнули все отверстия и щели в срубах.

13. Церковь Ризоположения из села Бородава
Кириллов, Россия

Церковь Ризоположения является самым старым точно датированным сохранившимся памятником деревянного зодчества России. Здание построено в 1485 году в селе Бородава, находящемся недалеко от знаменитого Феропонтова монастыря. В 1957 году церковь была перенесена в город Кириллов. В настоящее время она находится на территории Нового города Кирилло-Белозерского монастыря.

14. Ротенбургерхаус
Люцерн, Швейцария

Ротенбургерхаус построен около 1500 года и является старейшим жилым деревянным зданием Швейцарии.

15. Huis van Jan Brouckaerd (Дом Яна Броукаерда)
Гент, Нидерланды

В Нидерландах сохранились средневековые дома с деревянными фасадами. Один из них - Huis van Jan Brouckaerd, построенный в XVI веке.

16. De Waag и De Steur
Мехелен, Бельгия

Здания De Waag и De Steur были построены на Соляном причале в первой половине XVI века. Их можно увидеть на старинной открытке в центре кадра.

Здания были восстановлены в 1927 году.

17. Костел Святой Катерины
Острава, Чехия

Здание являлось самым старым деревянным костелом Центральной Европы. Первоначально костел был построен в 1543 году. Однако в 2002 году случилось несчастье - от короткого замыкания в электропроводке церковь вспыхнула и сгорела за несколько минут. Так Острава лишилась одного из своих древнейших зданий.

Жители остравской области считаются людьми, равнодушными к религии. Тем не менее на восстановление храма было собрано более двух миллионов чешских крон. Также были пожертвования со стороны предпринимателей, прихожан из других городов страны и даже от польских верующих. Настоятель Иржи Стрниште говорит, что к нему пришла старушка из Ивано-Франковска, приехавшая навестить дочь, работающую на стройке в Остраве, и пожертовала двести крон на восстановление костела.

Строительство длилось около двух лет. При восстановлении церкви использовалось уцелевшее после пожара старинное дерево, чтобы костел Святой Катерины не был вычеркнут из списка памятников архитектуры. По словам настоятеля им пришлось "буквально по палочкам, деревяшкам и дощечкам, чуть ли не ползая на коленях, собирать куски невыгоревшего дерева". Храм восстанавливался с использованием традиционных методов строительства деревянных зданий. Торжественное открытие состоялось 30 октября 2004 года.

18. De Duiveltjes
Мехелен, Бельгия

Дом построен в 1545-1550 годах и восстановлен в 1867.

Здание обладает уникальным деревянным фасадом, декорированным резными чудищами - сатирами и дьяволятами, которые и дали прозвище дому.

19. Oude Huis
Амстердам, Нидерланды

Как уже упоминалось выше, в Амстердаме сохранилось всего два деревянных здания. Одно из них - Het Houten Huys, а второе - Oude Huis, находящееся по адресу Zeedijk 1. Здание построено в 1550-е годы.

XVII ВЕК

20. Питстоунская ветряная мельница
Питстоун, Бакингемшир, Великобритания

Мельница построена предположительно в 1627 году и считается старейшей ветряной мельницой Англии. В 1902 году здание было серьезно повреждено чудовищной бурей. В 1922 году разрушенная мельница была куплена фермером, чьи земли располагались неподалеку. В 1937 году он передал здание в дар Национальному трасту, но только в 1963 году начались ремонтные работы. Причем проводили их добровольцы за свой счет. В настоящее время мельница открыта для посещения летом по воскресеньям.

Flickr

В течение столетий дом перестраивался, центральная часть здания является самой старой.

24. Дом вурлезера
Статен-Айленд, Нью-Йорк, США

Голландское слово "voorlezer" (читатель) применялось среди нидерландских колонистов по отношению к активным людям, берущим на себя полуофициальные обязанности, связанные с активным участием в местном законодательстве, образовании и религиозной жизни. После захвата англичанами голландских колоний, вурлезеры продолжали вести хозяйственный учет и документацию. Последний человек, которому было присвоено такое звание, ушел в отставку в 1789 году. Его преемник уже носил звание клерка.
Здание, расположенное на Статен-Айленде построено около 1695 года и является самым старым деревянным школьным зданием в США. На первом этаже располагались жилая комната и большой зал для церковных служб. Второй этаж занимали спальня и еще один большой зал, который, как считается, был предназначен для проведения школьных занятий.

25. Спасо-Зашиверская церковь
Барышевский сельсовет, Новосибирская область, Россия

Все фотографии защищены авторским правом. Любое воспроизведение фотографий без письменного разрешения автора запрещено. Приобрести лицензию на воспроизведение фото, заказать полноразмерное фото, фотографию в RAW формате можно у Андрея Дачника или на .
2014-2017 Андрей Дачник

Крещение Руси стало серьезным толчком для развития русской церковной архитектуры. Креститель Руси св. равноапостольный князь Владимир Креститель «нача ставить по градам церкви» распространяя христианство. Греческие священники, проповедовавшие православие на Руси еще со времен бабушки князя (кагана) Владимира св. Ольги , пытались принести с собой и архитектурные традиции каменного строительства из Византии. Однако большинство строящихся православных храмов все-таки рубилось из дерева, так как каменное строение на Руси встречалось редко из-за дороговизны и сложности в постройке. Наиболее значимые каменные сооружения строились иноземными зодчими (греками, а в средние века - венецианцами). О редких же в тех времена каменных храмах летописи упоминают как об очень значительных событиях. Русские же мастера прекрасно умели работать с деревом. Новые деревянные церкви ставились на местах важнейших языческих святынь: на капищах, в святых рощах, поверх сакральных камней. В послениях храмы ставились на "красных" местах - самых красивых, чаще всего на возвышениях и открытых местах.

Малая пластичность дерева как строительного материала и большое влияние на Русь культуры викингов привели к формированию русского церковного деревянного стиля, который во многом схож со стилем норвежской церковной архитектуры (крещение Норвегии Олавом Харальдссоном состоялось в 1024 году), отдельные образцы которой почти тысячелетнего возраста сохранились до сих пор. Однако нарастающие с веками строгость требований греческой православной веры заставили русских мастеров искать собственные пути развития деревянной церковной архитектуры, чтобы приблизить компоновку и внешний облик деревянных храмов к первообразу византийских церквей. Византийская архитектура представляет из себя сочетание и переработку архитектуры сирийской, малоазийской (с ее провинцией Анатолией) и, отчасти, александрийской на старой греко-римской основе. После раскола православной веры под воздействием церковной реформы (1650-е — 1660-е) патриарха Никона и царя Алексея Михайловича строительство деревянных храмов без куполов, схожих с византийскими, было запрещено. Но, как водится на Руси, строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Именно поэтому мы до сих пор можем любоваться сохранившимися шедеврами северной деревянной церковной архитектуры послереформенной постройки. Но под давлением светских и церковных властей строители деревянных храмов на Руси были вынуждены искать оригинальные конструктивные решения для исполнения в дереве догматических символических требований Царства Небесного в архитектуре церквей из дерева, которые выражены в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе) в следующих определениях:
«...он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот... с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот» (Откр. 21.12-13);
«...город расположен четвероугольником … длина и широта и высота его равны» (Откр. 21.16);
«...стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу» (Откр. 21.18);
«...престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы его будут служить Ему» (Откр. 22.3).
В земных образах храмов эти характеристики выражаются следующим образом: квадратная форма плана и кубическая форма объема; трехмастные членения с каждой стороны; центричность планировочной структуры, иерархия ее элементов с престолом посредине; драгоценное убранство (золото, камни), белизна.

Каждый храм является образным воплощением догматического учения Церкви, наглядным и осязаемым выражением всей полноты Церкви Христовой, где соединены в одно целое небо и земля, Церковь торжествующая и Церковь воинствующая, лики святых и прибегающие к их молитвенному предстательству живущие на земле члены Церкви. Храм изображает собою то святое и чистое состояние всего сущего, в котором земное и небесное пребывали до грехопадения человека, в котором теперь оно пребывает во Христе и в котором будут пребывать в вечности после второго славного пришествия Христова.

В результате стремления внести в строение деревянных церквей первообразы Царства Небесного, приемы византийского каменного строения, русская деревянная церковная архитектура, движимая талантами народных мастеров-рубщиков, с веками обрела свой неповторимый, известный ныне во всем мире архитектурный стиль. Каждый православный храм создается с помощью Божией людьми, творчество которых, основанное на личное аскетическом, молитвенном и профессиональном опыте, согласуется с духовной традицией и опытом Православной Церкви, а создаваемые образы и символы причастны небесному первообразу - Царству Божию.

Вообще, судить о возрасте строения по визуальным признакам довольно сложно. Потому что ранние архитектурные приемы в качестве устойчивой традиции могли сохраняться и в более поздние времена. Как правило, самые старые дома характеризуются удивительным качеством отделки деталей и точностью их подгонки друг к другу, что в последствии сменилось более простыми и технологичными приемами. Но и эти особенности не дают нам права однозначно называть даже век постройки. Довольно точным является метод дендрохронологического анализа, суть которого заключается в сравнении спилов бревен с рисунком ствола дерева, зафиксированного в определенный год. Но и этот метод обозначает лишь то время, в которое дерево было спилено, а никак не год постройки. Поэтому легко можно представить себе ситуацию, когда в строительстве дома использовали венцы или отдельные бревна более старого сруба. Пожалуй, самыми достоверными являются датировки, полученные на стыке нескольких методов: дендрохронологического анализа, анализа архитектурных особенностей и изучения архивных документов.

Сокровище России – древние деревянные церкви

Церковь Ризоположения села Бородава. Рисунок из альбома Н. А. Мартынова. 1860-е годы

Самым старым деревянным строением в России является Церковь Ризоположения из села Бородава, дата ее освящения – 1 (14) октября 1485 г. За свою долгую жизнь церковь не раз претерпевала изменения – покрытие кровли могло меняться до 10 раз, в середине XIX века была убрана открытая галерея на столбах – гульбище, окружавшая трапезную церкви, неоднократно подтесывались стены и частично менялись небольшие детали.
В 1957 году она была перевезена на территорию Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Церковь изучается, ведутся тщательные реставрационные работы , цель которых – возвратить церкви первоначальный облик, сохранив при этом все дожившие до нашего времени детали.


Церковь Ризоположения из села Бородава на территории Кирилло-Белозерского музея-заповедника

В музее "Витославицы", что расположен возле Великого Новгорода, есть ряд старых церквей. Самая ранняя из них – Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки, время ее создания – 1531 год.


Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки в музее архитектуры "Витославицы" в Великом Новгороде

Интересный памятник начала XVII века находится в небольшом городке Слободском, недалеко от Кирова. Это Церковь Михаила Архангела 1610 года постройки. Некогда она была частью Богоявленского (позднее – Крестовоздвиженского) мужского монастыря. После революции историческое сооружение использовалось под склад церковного имущества из снесенных монастырских храмов, и со всех сторон его наглухо обшили досками. После реставрации в 1971 – 1973 гг. Церковь отправилась в Париж на выставку "Русская деревянная пластика от древнейших времён до наших дней". Там церковь установили вблизи Елисейских Полей. Из этого вояжа уникальный памятник вернулся в сквер в центре г. Слободского, где и находится по сегодняшний день. Стоит отметить, что автором проекта реставрации, как и в случае Церкви Ризоположения, был профессор Б. В. Гнедовский.


Церковь Михаила Архангела в г. Слободском, Кировская область

К счастью, сохранились и другие памятники деревянного зодчества XVI – XVII веков, но все они относятся к храмовой архитектуре, жилых построек такого возраста нет. Объяснений этому предостаточно. Во-первых, сам тип эксплуатации способствовал лучшему сохранению древесины. Во вторых, церкви не перестраивались, менялись лишь некоторые конструктивные детали. Дома же полностью разбирались, реконструировались в соответствии с нуждами хозяев и особенностями времени. Кроме того, церкви, стоявшие, как правило, в стороне от жилых построек, и более пристрастно охранявшиеся, все-таки, меньше горели.
Однако, изучение памятников храмовой архитектуры не дает нам представления об архитектуре крестьянского жилища. Конечно, были и общие приемы строительства, но нужно помнить, что церкви строили профессионалы, а дома – сами крестьяне с помощью родственников и соседей. При украшении церкви использовались все известные декоративные приемы, а крестьянский дом не украшался по причинам положения крестьян в российском обществе.

Дом XVII века

Что же, все-таки, представлял из себя дом XVII века? Среди документов этого времени сохранились довольно подробные описания построек на дворах, их внутреннего убранства, сведения о технике строительства. Кроме письменных источников, имеются рисунки и путевые зарисовки иностранцев, наиболее интересные рисунки даны в книге Адама Олеария "Описание путешествия в Московию". Так же большой свод зарисовок был сделан художниками посольства Августина Мейерберга. Эти рисунки выполнены с натуры и очень реалистичны, раскрашены (скорее тонированы) акварелью.

Нужно сказать, что художники того времени достаточно точно воспроизводили виденное. К этому следует прибавить и чертежи отдельных сооружений, дворов, дающие довольно точное представление о размерах и планировке зданий. Эти сведения, уточняющие наши представления о жилых и хозяйственных постройках XVII в., все-таки неполны и неравномерны, гораздо лучше известно жилище господствующих классов, особенно царские хоромы, крестьянское жилище описывается крайне скупо.



Адам Олеарий, "Путешествие в Московию"

Тем не менее, попробуем обобщить то, что нам известно.

Изба рубилась из крупных бревен: сосны, ели, а нижние венцы - часто из дуба или лиственницы. Основным модулем постройки служило бревно длиной от 2 до 4 саженей. Для хвойных пород (ели, сосны) выработался известный "стандарт" - при толщине 20-30 см, длина бревен составляла 3-4 сажени (1 сажень = 213,36 см). Ограничение длины бревна указанными размерами зависело не от высоты дерева, а от того, в каких пределах разница в толщине бревна между комлем и вершиной оказывалась настолько незначительной, что не мешала при строительстве (практически бревно было ровным цилиндром).
Несколько отступая от края (30 см), на каждом конце бревна вырубались до половины толщины углубления - "чашки". На два таких параллельных бревна в углубления поперек укладывалась еще пара, в которой также вырубались углубления для следующей поперечной пары. Четыре связанные таким образом бревна составляли венец сруба.


Соединение бревен сруба "в обло"

Высота сруба зависела от количества венцов, судя по рисункам современников, их было 6-7, то есть высота сруба составляла 2,4-2,8 м. Чтобы бревна лучше прилегали друг к другу, в верхней или нижней части делали паз, а пазы между венцами прокладывали мхом. Такая простейшая рубка срубов называлась рубкой "в обло", и этим способом строили большинство домов как в деревнях, так и в городах. Внутренняя площадь такого помещения могла быть и совсем маленькая - около 12 кв.м, но подавляющее большинство жилых строений возводилось из трехсаженных бревен, то есть их площадь достигала 25 кв.м. Эти размеры, определявшиеся свойствами строительного материала, по наблюдениям, оказываются наиболее устойчивыми на протяжении столетий.


Жилище рядовых посадских людей. Фрагмент плана Тихвинского посада, 1678 г.

Кровля крестьянских изб и других построек была двускатной. Боковые стены сводились к коньку, образуя два ската из бревен. Об устройстве потолков в крестьянских избах документальных данных нет. Расположение окон в крестьянских избах, хорошо известное нам по рисункам, заставляет думать, что плоских потолков в этих жилищах тогда еще не было. Они появляются на столетие позже.
Два световых окна прорубались обычно между двумя верхними венцами стены, а третье, дымовое, еще выше, почти под самым коньком крыши. При господствовавшей тогда у крестьян топке изб по-черному, через это окно и шел, в основном, дым от печей. Если бы в избах были плоские потолки, то они перекрывали бы путь дыму и прорубка третьего окна становилась в таком случае бессмыслицей. Видимо, если в избах и делали потолки, то они были сводчатые. Либо сами бревна крыши служили одновременно и потолком.



Адам Олеарий, "Путешествие в Московию"

Фрагментарны сведения и о полах в крестьянском жилище. Всегда ли делали полы из дерева или их оставляли земляными - сказать невозможно. Этнографические сведения по XVIII-XIX вв. показывают широкое распространение земляных полов у русских крестьян центральных и даже северных губерний.

Обязательным элементом избы была печь. Печи эти топились по-черному. Ни труб, ни деревянных дымников в массовом крестьянском жилище XVII в. еще нет, хотя и то и другое часто применялось в жилище феодалов и состоятельных горожан. Делали печи из глины; по прочности такие печи превосходили кирпичные, насколько это известно из этнографических аналогий.


Русская печь без трубы, дым выходил прямо из жерла очага . Рисунок взят с интернет-ресурса .

Внутренняя планировка избы была довольно простой: в одном из углов (для XVII в. возможно, еще в переднем), где были окна, вытягивавшие дым, ставилась печь. Сбоку у печи настилались нары - полати. Были ли эти полати низкими, на уровне 1-1,2 м от земли или высокими - сказать определенно невозможно. Но можно думать, что высокие полати появились у северных и центральных групп русского крестьянства несколько позже, в XVIII в., когда печь ставилась при входе, у задней.

Вдоль стен избы тянулись лавки, настолько широкие, что на них можно было спать. Над лавками устраивались специальные полки - полавочники. В углу, напротив печи, ставили небольшой стол с подстольем. В XIX и даже в XX вв. еще встречались старинные столы, с зарешеченным подстольем, где держали кур. В том же углу, где стол, находился и "святой", "красный" угол с божницей для икон.


Жилое пространство курной, или черной избы. Рисунок взят с интернет-ресурса , он довольно точно показывает ход дыма из очага, тип потолка, но самовар здесь явно лишний.

Даже в летнее время такая изба была полутемной, так как освещалась маленькими волоковыми окнами (примерно 60×30 см), а на зиму такие окна затягивались пленкой бычьего пузыря или паюса (паюс - пленка, в которой находится икра у осетровых и других рыб, тонкая и прозрачная), а сверх того "заволакивались" доской, укрепленной в пазах. Освещалась изба лишь печным огнем или лучиной, укрепленной в светце или стенной щели.
Итак, изба XVII века – небольшая конструкция с прямоугольным или квадратным основанием, простой двускатной крышей, тремя маленькими щелевидными окнами, расположенными довольно высоко.
Городские дома лишь немногим отличались от деревенских, сохраняя в своей основе все те же элементы.

Дом XVIII века

В XVIII веке деревянный дом претерпевает ряд изменений. В первую очередь меняется потолок, он становится плоским, это влечет за собой изменение потока дыма, для того, чтобы он выходил, устраиваются дымники (дымницы), а окна, потеряв свое назначения, смещаются вниз и служат уже для освещения избы. Не смотря на это, во многом, дома остаются довольно примитивными. "Белое" отопление - печь с трубой - большая редкость. Нужно отметить, что к моменту отмены крепостного права (1861 год), более трети крестьянских изб оставались курными, т.е. топились по-черному.
Появляются стропильные конструкции и, как следствие, четырехскатные крыши.



Дымники (дымницы) - прообраз будущей настоящей печной трубы. Дымник ставился над отверстием в крыше и потолке и способствовал созданию тяги, благодаря которой дым выходил из избы



Дом середины XVIII века из г. Сольвычегодска

А высокие, богато украшенные дома-терема Русского Севера, или обильно декорированные объемной резьбой избы нижегородского региона, которые так подробно описаны в книгах, которыми мы любуемся в музеях деревянного зодчества – все они появляются лишь в XIX веке, причем, большая часть только во второй его половине, после отмены крепостного права. Именно это преобразование российского общества сделало возможным развитие личного хозяйства, улучшение материального положения русского крестьянина, появление самостоятельных ремесленников и свободных жителей городов, которые, в свою очередь, получили возможность безбоязненно украшать свой дом, соответственно достатку.

Дом в Угличе

Дом в Угличе – самая старая жилая постройка в России. Более старых домов не зафиксировано. Фотографии двух строений, датированных XVIII веком, приведены в довоенной книге "Русское деревянное зодчество" (С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов, Москва, 1942 г.). Одного дома уже нет, а второй удивительным образом сохранился.



Фотография сохранившегося дома из книги "Русское деревянное зодчество"

Дом Ворониных (ранее – Меховых) - расположен на берегу Каменного ручья, адрес его: ул. Каменская, 4. Это один из немногих сохранившихся в нашей стране образцов деревянного посадского (городского) жилья. Построен дом был в первой половине – середине XVIII века. Его уникальность еще и в том, что он построен до регулярного плана застройки Углича 1784 года, утвержденного Екатериной Второй. По сути, этот дом – промежуточное звено между средневековым и плановым городом.


Тот же дом на более поздней фотографии

Вот описание дома с одного из интернет-источников: "Дом этот – на высоком подклете, который когда-то использовался для хозяйственных нужд, раньше имел и вышку, и летнюю чердачную комнату. Лестница на жилой этаж когда-то размещалась снаружи, а теперь внутри дома, она приводит в сени, которые разделяют этаж на две части: жилую комнату и летнюю горницу. Перила лестницы и скамеечка на верхней площадке украшены скромным орнаментом. Достопримечательность дома – великолепная изразцовая печь".


Изразцовая печь в доме Меховых-Ворониных

Меховы – древний род городских купцов, мещан, которые, судя по фамилии, занимались скорняжным делом. Иван Николаевич Мехов в начале XX века был владельцем небольшого кирпичного завода. И сейчас на старинных угличских домах можно встретить кирпичи с клеймом его завода – "ИНМ".
Судьба дома обычна для России – хозяев выселили-раскулачили-сослали, в дом заселились чужие люди, которым дела не было до поддержания его в образцовом порядке, соответственно, дом ветшал. Расселили его лишь в 1970-е годы. Дом без людей разрушался еще быстрее, пришлось даже ставить подпорки, чтобы он не свалился в ручей. В то время уникальное строение было на балансе Угличского музея. В 1978-79 годах было принято решение о его реставрации на деньги Общества по охране памятников культуры. Восстановили кирпичный цоколь, заменили нижние венцы сруба, восстановили внутреннее убранство дома. Отреставрировали печь с изразцами, перебрали крышу.


Дверь в подклете дома Меховых-Ворониных

В девяностые годы, когда повсеместно стало не хватать денег, дом Меховых-Ворониных законсервировали до лучших времен. Фатальными для дома Меховых-Ворониных, как это ни парадоксально, стали двухтысячные годы, когда его признали памятником федерального значения. Поясним, что означает этот термин: никто и никак не в праве его трогать. То есть он может разрушаться, но ни один человек под страхом уголовного наказания не имеет права к нему притрагиваться. Кроме государства. А государство, озабоченное вселенскими проектами, типа олимпиады всех времен и народов, навряд ли вспомнит о скромном деревянном домике в российской глубинке.
Как и следовало ожидать, статус "Охраняется государством" не защитил дом от бомжей и других маргинальных личностей, зато поставил крест на попытках музея сохранить этот дом.


Остатки высокого крыльца

Тем не менее, в 2014 году бомжей из дома выселили, окна и двери заколотили, а дом обнесли металлическим забором. Что дальше – неизвестно. Возможно, он так и будет стоять до следующей аварийной ситуации, а возможно, на что хотелось бы надеяться, будет вскоре отреставрирован, и мы сможем полюбоваться уникальным памятником не только издалека, но и вблизи, и изнутри.


Так сейчас выглядит дом. Подобраться поближе к нему невозможно из-за забора с устрашающей табличкой


Окна жилого этажа - уже более поздние. А вот два окошка в подклете если и не ровесники дома, но все же старше верхних


Окошко подклета. О его более раннем происхождении может свидетельствовать конструкция без подоконной доски

Информация для написания этой статьи собиралась автором в течение нескольких лет из самых разных замечательных книг , многие из которых указаны на сайте, посвященном русским наличникам .

Так же важными оказались многочисленные поездки по Уралу и России, которые автор осуществляет с 2003 года.
Неоценимую помощь оказали замечательные русские ученые Герольд Иванович Вздорнов , Михаил Николаевич Шаромазов , художник и реставратор Людмила Лупушор , историк и создатель Музея "Невьянская Икона"

Дерево – характерная часть российского архитектурного наследия, в особенности в исторических деревнях севера России. Более тысячи лет, вплоть до 18-го века, всё строилось из древесины, включая дома, сараи, мельницы, княжеские дворцы и, конечно же, сотни церквей. Начиная с простых куполообразных структур, деревянная Руси достигла такого прекрасного развития, что некоторые из этих религиозных комплексов становились представителями великолепия на Земле. Плотники, работавшие без молотков и гвоздей, построили такие странные сооружения, как церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Вытегорский погост) с 25 главами (построена в 1708 году, сожжена в 1963 году) и восьмериковую ярусную Преображенскую церковь на острове Кижи (построена в 1714 году), которые существуют до сих пор.

Ни одна из ранних деревянных церквей не дожила до сегодняшних дней, но некоторые из поразительных соборов, построенных в начале 18-го века, пережили множество передряг – начиная с суровых зим, до гонений церкви во времена советского коммунизма. На протяжении почти ста лет великолепные церкви сжигались, гнили или были разграблены. Остальные остаются в плохом состоянии и забытье.

Когда знаменитый художник и иллюстратор русских народных сказок Иван Яковлевич Билибин путешествовал по северу России, он наткнулся на деревянные церкви и сразу влюбился в них. Благодаря фотографиям, сделанным Билибиным, об ужасном состоянии деревянных церквей узнало много людей, и при помощи совместных усилий и вырученных на продаже открыток денег, было восстановлено несколько 300-летних церквей.

Спустя сто лет другой фотограф, Ричард Дэйвис (Richard Davies), воссоздал путь Билибина по северу России и создал ещё одну серию великолепных фотографий этих красивых церквей.

Церковь Василия Блаженного в селе Чухчерьма (Архангельская область) - бывший православный храм, построенный в 1824 году, деревянный памятник архитектуры. Церковь являлась частью ансамбля-тройника Чухчемско-Ильинского погоста, наряду с колокольней (1783 год) и несохранившейся девятиглавой Ильинской церковью (1657 год). Расположена между деревнями Тарасово и Поташевская Холмогорского района.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1531 году. Он был доставлен в музей под открытым небом Vitroslavlitsy из села Передки, Боровичский района.

Разрушенная Санкт Елисей церковь на севере России

Церковь Преображения в Пермском крае

Погост Кижи (т.е. корпуса Кижи) находится на одном из многочисленных островов в Онежском озере, в Карелии. Она включает в себя два красивых деревянных церквей 18-го века и восьмиугольную колокольню, также из дерева, который был построен в 1862 году.

Церковь Святого Георгия из деревни Вершины, Верхняя Тоймы района 1672, переехал в Малые Корелы Государственного музея деревянного зодчества.

Церковь Св. Николы в Великом Новгороде

Церковь Богоматери

Церковь Всех Святых на первом Сибирском просиявших в Сургуте был восстановлен в 2002 году по всем канонам православной архитектуры – деревянное строение без единого гвоздя. И собирали его на том самом месте, где казаки основали город и построил первую церковь.

Фото # 10.

Свидетели истории, хранители культуры, произведения искусства — старинные храмы России. Они пережили монголо-татарское иго, войны и годы гонений. О самых древних и необычных — в материале «Моей Планеты».

Нижний Архыз: храмы средневековой Алании

Мы уже о древнейшем храме Российского государства — Софийском соборе в Великом Новгороде, построенном в середине XI века. Но на территории современной России есть культовые сооружения, возведенные еще раньше, до крещения Руси, — например, церкви Нижнего Архыза в Карачаево-Черкессии. Предполагают, что здесь находилась столица средневековой Алании, жители которой приняли христианство еще в 912 году.

Примерно тогда же была построена самая большая и величественная Северная церковь, посвященная Николаю Чудотворцу, — кафедральный храм Аланской епархии. Здание сложено из крупных песчаниковых плит, скрепленных прочным известковым раствором. В нем проводили службы и крестили местных жителей: в углу обнаружили кубический резервуар из каменных плит — единственную на Северном Кавказе крещальню.

Позже неподалеку появилась небольшая Южная (Ильинская) церковь, которая действует и по сей день, а рядом с ней можно увидеть Архызский лик — наскальное изображение Христа.

Керчь: древнейшая действующая церковь

В центре Керчи возвышается храм с долгой и трудной историей — церковь Иоанна Предтечи в византийском стиле. Когда была построена церковь, точно не известно: историки датируют ее IX, VIII и даже VI веком. С тех пор сохранился фундамент, колонны и мощеный внутренний дворик, где лежит каменная плита с отпечатком стопы Андрея Первозванного. Позже церковь перестраивали русские князья, при половцах она стояла в запустении, а во времена турецкого владычества была мечетью. В советское время храм Иоанна Предтечи закрыли, в годы войны он сильно пострадал от пожара, но затем был восстановлен и сейчас считается древнейшей действующей православной церковью на территории России.

Пройти через века и испытания храму помогли конструктивные особенности: крестово-купольное здание укреплено колоннами, а в кладке стен чередуются ряды белого камня и красного кирпича — этот «слоеный пирог» обеспечивает устойчивость сооружения.

Владимир: собор как символ единства

Строительство белокаменного Успенского собора началось в XII веке, при князе Андрее Боголюбском. По замыслу правителя собор должен был стать главным храмом сильнейшего княжества — Владимиро-Суздальской Руси, символом единения русских земель. Поэтому работы велись с размахом, а по высоте грандиозное сооружение превзошло Софийские соборы Киева и Новгорода. В роскоши и великолепии церковь им тоже не уступает: стены расписаны фресками, пол покрыт цветной мозаикой и позолоченными плитами, под сводами сияют золотые и серебряные люстры.

Собор не раз горел и возрождался из пепла. Самый страшный пожар случился в 1238 году, когда во Владимир вторгся хан Батый. В дыму погибли горожане, затворившиеся в храме, все церковные реликвии были разграблены, живопись повреждена огнем, но храм выстоял и был восстановлен сто с лишним лет спустя. Именно тогда, в начале XV века, собор расписывал Андрей Рублев, и это одна из немногих церквей, где можно увидеть фрески знаменитого иконописца.

Во время съемок фильма Андрея Тарковского о Рублеве в 1966 году пожар повторился — от дымовых шашек загорелись стропила церкви, но их быстро потушили. Совсем недавно в храме снимался еще один фильм, сюжет которого связан с рублевскими фресками, — «Фея» Анны Меликян.

Костомарово: подземная церковь

В донских степях Воронежской области немало пещерных храмов, а самый большой и самый древний — Спасский собор одноименного монастыря у села Костомарово. Церковь выдолблена в причудливых меловых столбах — «дивах», происхождение которых до сих пор остается загадкой.

Монахи начали строить храм в XII веке, работы с перерывами продолжались несколько столетий. В итоге получился огромный подземный собор, вмещающий 2000 человек. Снаружи он украшен яркими куполами и мозаичными иконами, колокольня установлена между двумя «дивами», а внутри стены покрыты фресками, вырезанными прямо в меловой породе. Рядом, в склоне мелового холма, выдолблены кельи монахов-отшельников — узкие и тесные помещения с позеленевшими от сырости стенами. А самое суровое место монастыря — пещера Покаяния: длинный темный коридор ведет в небольшую келью, предназначенную для исповеди. До революции сюда направляли самых отчаянных грешников, а сейчас в пещеру Покаяния едут паломники со всей России.

Эски-Кермен: храм в обломке скалы

Самое необычное сооружение крымского пещерного города Эски-Кермен — миниатюрная церковь, высеченная в округлой известняковой глыбе в XII веке. Храм занимает всего 5,5 м в длину и 3,5 м в ширину. В огромном валуне вырублены два входа и небольшое окно, а почти половину внутреннего пространства занимает алтарь. На северной стене сохранилась единственная фреска с редким сюжетом, давшая название храму. На ней изображены три всадника в развевающихся плащах: в центре — Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона, справа и слева — всадники с копьями, а за спиной одного из них сидит ребенок. Возможно, это образы местных героев, погребенных здесь, — в полу церкви вырублено две могилы, а вокруг нее располагался городской некрополь. По другой версии, на фреске представлен святой Георгий в трех лицах: защитник, драконоборец и спаситель.

Кижи: самая древняя деревянная церковь

Старейший из дошедших до нас деревянных храмов — церковь Воскрешения Лазаря в Карелии. По преданию, она была срублена в XIV веке, при жизни основателя Муромского монастыря, греческого монаха Лазаря.

Это самый простой и древний тип деревянного храма — клетский. Он напоминает обычную избу, не имеет никаких внешних украшений и состоит из трех срубов-клетей, соединенных вместе. Размеры тоже скромные: общая длина церкви — около 9 м, ширина — 3,6 м. О древности храма говорят архаичные элементы, например двери без петель и волоковые окна — неширокие прорези, которые изнутри закрывались (заволакивались) доской. После смерти Лазаря церковь стала объектом поклонения и паломничества, ее считали «исцелительницей от недугов».

В XIX веке над храмом соорудили деревянный защитный футляр, а в 1959-м перевезли на остров Кижи, отреставрировали и установили у подножия знаменитого Преображенского собора.

Великий Новгород: шедевр средневековой архитектуры

Фрески Феофана Грека

Ильина улица Великого Новгорода ведет к белоснежной церкви редкой красоты — храму Спаса Преображения, или Спасу на Ильине. Он не такой величественный и древний, как София Новгородская, но тоже внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО и не менее знаменит: это единственная в мире церковь, где сохранились фрески Феофана Грека.

Византийский иконописец расписывал храм в конце XIV века, до наших дней дошли фрески купола, барабана и Троицкого придела — яркие, экспрессивные образы Христа, ангелов и ветхозаветных героев. Снаружи храм не менее выразителен, чем внутри: строгие пропорции, простота линий, кружевной фасадный декор. Церковь была построена на средства жителей Ильиной улицы в период расцвета Новгородской республики и стала одним из самых совершенных образцов архитектуры того времени.

Александров: первый каменный шатровый храм

Долгое время древнейшим каменным шатровым храмом считалась Вознесенская церковь в Коломенском. Но в 90-е годы XX века появилась версия о том, что более скромная и менее известная Покровская церковь в Александрове построена примерно на 20 лет раньше, в 1510-х годах. Домовый храм русских царей возводил итальянский архитектор Алевиз Новый, соединяя приемы Ренессанса и местные традиции: каменное здание напоминает древнерусские деревянные шатровые церкви. А вот сюжетно расписанный шатер — единственный в России. На его внутренней поверхности изображены библейские цари, пророки и русские князья, причисленные к лику святых.

В этой домашней церкви молился Иван Грозный, вплотную к храму примыкали царские палаты, возведенные одновременно с ним. Под палатами были вырыты гигантские подвалы — по легенде, там хранятся несметные богатства, например загадочно исчезнувшая библиотека Ивана Грозного. О тайнах старинной церкви можно узнать на экскурсии — храм входит в состав музея-заповедника «Александровская слобода» и открыт для посещения.