Общество как социальная саморазвивающаяся система. Общество как целостная саморазвивающаяся система

Философия изучает общество в целом. В научной литературе существует немало определений общества. Простейшее из них выглядит так: общество - это совокупность людей и их взаимоотношений.
Современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как целостный организм, единая система.
Общество всегда находится в состоянии подвижности, изменяясь в том или ином отношении, но одновременно оно стабильно (устойчиво).
Базовую структуру общества образуют основные направления (сферы) общественной деятельности - экономическая, социальная, политическая и духовная. При этом каждая сфера имеет собственную специфику и играет свою роль в жизни общества. Ведущая роль принадлежит экономической сфере, а точнее способу производства материальных благ.
Во-первых, без постоянного осуществления воспроизводства материальных благ существование общества невозможно.
Во-вторых, способ производства определяет разделение труда и отношения собственности, а, следовательно, социальную структуру общества, т.е. появление и развитие общественных классов, социальных групп, слоев.
В-третьих, в процессе производства создаются условия для развития духовной жизни общества.
Способ производства включает в себя две составляющих: производительные силы и производственные отношения.
Производительные силы - это орудия труда, средства труда, а также люди, участвующие в производстве.
Производственные отношения характеризуют экономические отношения, в которых находятся классы и социальные группы оп признаку собственности, обмена, распределения и потребления материальных благ. Это отношения, которые складываются между людьми в процессе производства и движения общественного продукта от производителя до потребителя.
Развитие материального производства начинается с развития производительных сил, в которых наиболее быстрыми темпами развиваются орудия труда. Производительные силы обусловливают определенные общественные производственные отношения, поскольку люди не могут осуществлять процесс производства, не объединяясь каким-либо образом.
Следовательно, изменение производительных сил обязательно приводит к изменению производственных отношений.
Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил - один из основных законов общественного развития.
В 19 веке в социальной философии окончательно сложилось мнение, что жизнь общества не цепь случайностей, а организованная система, которая подчиняется определенным законам общественного развития.
Общественные законы проявляются только через деятельность людей. Являясь основой существования общества, эта деятельность направлена на производство средств для обеспечения и воспроизводства жизни.
Законы, по которым развивается общество, отличаются от законов природы и имеют свою специфику. В природе все происходит стихийно. Это относится к небесным телам, растительному и животному миру. История природы происходит сама, а историю общества творят люди. Законы истории создаются самими людьми, но потом люди уже вынуждены подчиняться власти этих законов.
Исходя из своих потребностей, люди преследуют определенные цели, действуют сознательно. В общественной жизни сталкивается множество целей и интересов, борются передовые и устаревшие взгляды, правильные и ложные идеи. Законы общества проявляются в совокупной деятельности людей и не зависят от воли и желания отдельных лиц и даже социальных групп.
В современной философии преобладает точка зрения на историю, как на направленный и закономерный процесс. При этом исторический процесс носит прогрессивный характер. Это значит, что развитие ведет к постоянному улучшению общества.
Основой общественного прогресса является производство материальных и духовных благ для удовлетворения потребностей людей.

Человек – существо социальное. Жизнь людей взаимообусловлена. Иначе говоря, люди как физически, так и духовно творят друг друга. Между ними складываются связи, рожденные социальностью. Общество – это не просто совокупность людей. Общество – это сумма социальных связей.

В свое время в Индии нашли двух девочек, которых вскормила медведица. Они не смогли жить в человеческом обществе и быстро умерли: если ребенок провел раннее детство среди животных, он никогда не научится тому, что умеет человек. Он не сможет освоить человеческую культуру. Общество – это та сила, которая делает человека человеком. Оно не остается неизменным, а постоянно меняется. Развитие общества называется социальным процессом, а накопление знаний о нем – социальной теорией.

Человеческое общество – сложная живая система. В ней самым замысловатым образом переплетаются разнообразные взаимодействия между людьми и группами людей. Для наглядности представим себе общество в виде огромного организма. Можно изучать его отдельные клетки, ткани и органы, но одно лишь знание изолированных частей и процессов не позволит представить организм в целом. Внутри общества также выделяют отдельные сферы – социальную, экономическую, политическую и духовную. Однако само понятие сферы – определенная абстракция. Общество целостно, границы внутри его есть, но они условны, его сферы постоянно взаимодействуют, переплетаются и проникают друг в друга.

Мы можем, например, рассматривать отношения, которые складываются внутри экономики. Но ведь те же самые люди, которые действуют в зоне хозяйства, живут и политической, и социальной жизнью. Например, руководитель фирмы, с одной стороны, противостоит своим работникам. А с другой – у него и его сотрудников складываются общие экономические отношения с потребителями продукции фирмы. С третьей стороны, он может состоять в той же политической партии, что и часть его подчиненных (и, наоборот, оказаться политическим противником другой их части). Существуют и множество иных социальных отношений – связей между отдельными индивидами и социальными общностями. Общество – это и есть единство всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга.

Что же все-таки побуждает людей жить и созидать сообща – инстинкт, человеческое сознание, культура или стремление полнее удовлетворить свои потребности? Отдельный человек обладает сознанием, умением трудиться, культурными навыками. Но способен ли он реализовать эти качества в одиночку?

Общество как саморазвивающаяся система

В обществе постоянно ощущается взаимодействие. Крестьяне продают урожай, а остальные люди покупают продукты, которые сами не выращивали. Пограничник несет службу на заставе, охраняя границу государства, а в конечном счете и каждого, кто в нем живет. Модельер создает новый фасон – он понимает, что человек подвержен влиянию моды. В процессе взаимодействия люди удовлетворяют не только собственные потребности, но и потребности других.

Социальные отношения – сложный феномен. Они отличаются длительностью и устойчивостью. Представим себе, что школа вдруг перестала давать среднее образование. Это смертельный удар для общества. Ведь с тех нор как школа возникла, она никогда не прекращала своей деятельности. Земледельцы каждую весну бросают зерно в землю, а осенью собирают урожай. Стоит им отказаться от этих занятий, и в обществе появятся голодные.

Социальные связи объединяют людей не только в данный момент. Они могут иметь скрытый или явный характер. Мать воспитывает ребенка, который через много лет станет ее опорой. Человек работает на производстве, а государство платит ему пенсию после того, как он утратил возможность и способность трудиться. Философ или писатель воздействуют на общественное сознание, отдавая себе отчет в том, что результаты его усилий скажутся не сразу.

Вместе с тем каждый человек не волен отвергнуть сложившуюся в обществе систему взаимодействий, разорвать связи с другими людьми. Если он попытается это сделать, то либо станет изгоем, либо будет принужден обществом следовать существующим нормам. Исключения лишь подтверждают правило: множество бунтарей, восставших против установленного порядка, могут его и опрокинуть, но взамен неизбежно установят новый. Социальная норма, соблюдение законов и традиций – условие жизни в обществе. Итак, связи между людьми складываются не беспорядочно, не случайно, взаимно обусловливая друг друга. Если они не будут охватывать всего многообразия человеческих отношений, общество неминуемо начнет распадаться. Современное общество не может существовать без труда, образования, политики, спорта, здравоохранительных органов и многого другого. Развитые социальные отношения характеризуются необходимым многообразием социальных связей.

Мыслителей, изучающих общество, называют социальными философами. Они размышляют над проблемами социальной жизни, коллективной человеческой деятельности. Один из наиболее важных вопросов социальной философии: чем же все-таки сообщество животных не похоже на человеческую социальность? Он тревожил людей с давних времен. Сначала было сделано предположение, что общество тем и отличается от муравейника, что создается разумом. Тогда человеческая социальность – это узы, рожденные сознанием. Так считали уже в Античности. Мыслители той эпохи полагали, что общество всегда оказывается таким, каким его задумали люди. Иначе говоря, придумали и построили.

Окончательно философы разуверились в том, что разум позволяет создать идеальное общество, после Французской революции. Ее идеологи были убеждены: им удалось спроектировать государство, в котором воцарятся свобода, равенство и братство. Но результаты революции оказались совсем иными – пролилась кровь. Ни одна поставленная цель не была достигнута. Разум как предпосылка социальности оказался во многом несостоятельным.

Социальные философы считают, что если разгадать такой феномен, как общество, то можно понять и другие пока не решенные однозначно проблемы. Например, отчего природа вечна? Что такое культура? Почему человек наделен сознанием?

В XIX в. родилась еще одна наука об обществе – социология. Она изучает формы совместной жизни людей и изменения этих форм. В отличие от философии, в которой исследовательский результат во многом зависит от силы ума, широты интересов и интуиции ученого, социология детально изучает конкретные коллективы, социальные организации. Разумеется, социологи опираются и на возможности интеллекта. Однако в своих выводах они базируются в основном на реальных фактах и наблюдениях. Результаты социологических исследований широко используются в политике, экономике, науке и других сферах человеческой деятельности.

То обстоятельство, что общество представляет собой сложную систему, развивающуюся на своей, собственной основе, не отвергалось и не отвергается практически ни кем из мыслителей прошлого и настоящего. Более того, одним из теоретических достижением науки XX в. можно считать, представление о социальной системе. Под ней понимается все относящееся к системной характеристике общества как определенной целостности, объединяющей индивидов разнообразными связями и отношениями. В известном смысле слова индивид тоже может рассматриваться как социальная система, но чаще это относится к государству, нации, классу, элементам структуры общества.

Характер объединения элементов в систему трактуется в соответствии с тем или иным способом объяснения сущности человека или его истории. Поэтому основной системообразующий фактор может быть усмотрен либо в материальных, либо в духовных связях людей.

Для анализа сущности системной организации общества следует попытаться соотнести это понятие с системными закономерностями природы, с теми предпосылками, на базе которых возникает культура и цивилизация. Плотность населения, виды его занятий, уровень производства и его темпы, политическое устройство и многое другое зависят от характера климата и почв, рельефа местности и водных ресурсов, запасов полезных ископаемых и т. д.

Очевидно, что нельзя жестко связывать исторические судьбы тех или иных цивилизаций с характером с характером их среды обитания. Почва, на которой вырастает, живет и эволюционирует данный народ, несомненно влияет на многие стороны общественной жизни, но не определяет их фатально. Природная среда может стимулировать или тормозить развитие общества как системы, но за исключением нынешней ситуации глобального экологического кризиса, она не была определяющим фактором развития.

Необходимо обозначить принципиальные различия системной организации животных сообществ и человеческого общества при несомненном наличии генетической преемственности.

В сущности эти различия сводятся к определению грани между природой и культурой как субстратом жизни любой формы социальности. Все способы организации жизни стада, стаи и других сообществ мира живого, связанное с их генотипом и наличием врожденной программы поведения. Специалисты в области этологии (науки о поведении животных) и социобиологии в последние десятилетия установили наличие очень четких и строгих закономерностей в групповом и индивидуальном поведении животных. В аспекте этой темы привлекают внимание 2 фактора: наличие строгой иерархии полового поведения самцов и самок; формы организации при защите таких ценностей, как добычи (у хищников), территории, собственного, самки и детенышей.

Природа в этом смысле достаточно мудра, ибо активно пользуется соперничеством как двигателем эволюции, и, в то же время, не допускает саморазрушения в значительных масштабах. Кроме того в генах заложен немалый потенциал альтруистического поведения, которое оказывается эволюционно более выгодным, чем эгоистическое. Человек в этом отношении далеко «превзошел» природу, ибо массовое убийство себе подобных - прерогатива именно человека и человечества на протяжении истории. Более того, появление глобальных проблем современности, угроза самому существованию биосферы планеты - во многом следствие установки на покорение природы, эгоистического поведения человека и его сообществ.

В отличие от природы, культура - это то, что создано и создается человеком как материальное, так и духовное. Культура - это природа, обработанная особым, человеческим образом. В целях удовлетворения тех или иных потребностей. Но культура не сводима к вещам, произведенным человеком, а распространяется и на общественные отношения, и на продукты духовного производства.

Самым существенным философским признаком предмета культуры является его двойственность, двухкачественность. Уже на примере самого примитивного орудия труда - ручного рубила, можно увидеть, что в этом обработанном куске скалы есть природные качества (вес, цвет, твердость и т. д.) и качества, вложенные в него рукой человека, создавшего этот культурный предмет. В нем опредмечена человеческая мысль, нашел воплощение замысел творца, он тем самым стал служить удовлетворению той или иной потребности человека. Поэтому любой феномен культуры является чувственно-сверхчувственным; несет в себе систему природных и социальных качеств. В такой двойственности - суть культуры как общественно-исторического способа адаптации человека к миру, причем эта характеристика относится и к самому человеку.

Мир культуры включает в себя, таким образом, и процесс, и результат человеческой деятельности, направленной как вовне, так и внутрь человека. Внешний слой культуры является для человека по сути дела такой же объективной реальностью, как и мир неизменной природы и Космос. Живя в мире культуры, будучи сам культурным явлением, человек оставляет после себя феномены материальной культуры (дети, вещи), либо духовной культуры (идеи). Тем самым он общается и с прошлым, и с настоящим, и с будущим, включаясь в движение мировой истории.

Говоря о культуре как способе существования общества и человека, нужно обратиться к проблеме ее генезиса и структурных особенностей. Очевидно, что с процессе антропосоциогенеза на протяжении длительного времени ведущим компонентом в культуре была технология обеспечения жизненного цикла, человека, его витальных потребностей. При внешнем сходстве телесных функций человека и животных (еда, питье, выделение и т. д.) именно в этих процессах начинался и расширялся водораздел биологического и социального. В процессе удовлетворения физиологических потребностей формировалась телесная культура человека как фундаментальный базовый слой культуры. Недаром самые древние и наиболее модные нравственные запреты - табу были связаны с пищевым и половым поведением человека как предпосылками становления культуры. Обеспечение себя пищей и водой, защита от погодных и климатических явлений, ритуализация половой и детородной функции требовали все более и более совершенной организации жизни общины.

Постепенный переход от присваивающего типа хозяйства к производящему и, тем самым, от пользы к выгоде означал нарастание потенциала второй грани культуры - ее социальных форм. Новая стадия развития потребовала принципиально новой организации культуры, сущностью которой было обеспечение технологии деятельности путем управления людьми. В этом заключается глубинный смысл феномена власти и идеи государственности.

Следует подчеркнуть, что и самообеспечение и управление как явления культуры принимали форму символического выражения. Люди не просто ели, укрывались от холода и опасности, размножались и старели, но культивировали процесс осуществления этих биологических потребностей, порождая формы, до сих пор удивляющие наших современников. Самовыражение с пирах и оргиях, одежде и постройках, празднествах и мистериях, войнах и походах имело не только и не столько утилитарный смысл (насыщение, укрытие и т. д.), но и далеко превосходящее его символическое значение.

Феномены культуры все время обозначали и подтверждали социальный статус человека и общества. По характеру сооружений (например, пирамид), оружия и утвари, одежды и украшений можно достаточно точно судить о состоянии следующего компонента культуры -- духовной сферы. Если первые два как-то ограничены ресурсами и физическим потенциалом данного общества, то мир духовной культуры в точном смысле слова беспределен. Постепенно он становился в сознании многих людей доминирующим, ибо служение Богу, Абсолюту, культу предков и т. д. рассматривалось как основная сфера самовыражения и личности, и общества.

В эволюции общества прослеживаются три основные формы передачи культурного наследия, без чего немыслимо само его существование. Первая передача образцов технологии деятельности по принципу: «делай, как я». Эта древнейшая форма передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику воспроизводится на протяжении всей истории. Ее достоинством является живое общение с авторитетом, использование в обучении механизма подражания действиям.

С другой стороны, всегда существует опасность консерватизма, слепого копирования устоявшихся форм, догматизации учения. Тем не менее, этот тип передачи культурного наследия, который в восточной традиции называется «у ног Учителя», остается универсальным способом от ремесла до философствования.

Вторая форма -- передача опыта не прямо, а с использованием норм, предписаний и запретов. Здесь упор делается на устную или письменную традицию, передаваемую от поколения к поколению в виде формулы: «делан так». Она может носить характер не только предписания, но и абсолютного запрета, как например гиппократовский принцип в медицине: "не вреди".

Общество - 1) это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей, способная создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда; 2) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 3) в узком понимании - исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений. 4) группа лиц, объединенных общими морально-этическими нормами (устоями). 5) объединение людей, в результате которого, т.к. это единение, всё всестороннее возможное пространство общества становится общественной, т.е. общей для этих людей и их потомков, собственностью, все остальные формы считаются не завершившими объединение,т.е. не сформировавшими до конца общество.

Анализ социального развития выявляет целостный характер общества, его системность. Возникает вопрос о том, что же составляет элементы этой системы. В качестве последних, неразложимых "атомов", "клеточек" общества в истории философии рассматривались: индивид, семья, родовая община и т.д. Нетрудно заметить, что перечисленные социальные образования сами располагают сложной системной структурой и поэтому поиски в этом направлении приводили к тупиковой ситуации.

Задача социальной философии заключается в том, чтобы осмыслить, что такое общество, какое значение оно имеет в жизни человека.

Из всех явлений действительности общественная жизнь - одно из наиболее сложных. Если в природе взаимодействия между материальными образованиями осуществляются без вмешательства сознательных существ, то в обществе действуют одаренные сознанием люди, которые ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению. В результате действий людей общество постоянно изменяется и развивается.

Плодотворным оказалось рассмотрение общества как системы взаимодействий между людьми, складывающихся в процессе их жизнедеятельности. Производя вещи, ценности, идеи люди одновременно создают и саму общественную связь. По мере развития общества связи складываются в систему общественных отношений. Историческое развитие можно представить как процесс усложнения связей между людьми, объединяющих отдельных индивидов в обществе. В обыденной жизни понятие “общество” используется чрезвычайно широко. Поэтому возможны различные его толкования: 1) группа людей, которые создают организацию, основанную на общих для них интересах, 2) группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности.



Современная социальная философия выделяет четыре основных характеристики (детерминанты) общественного развития: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность. Самодеятельность, самоорганизация и саморазвитие в той или иной мере присущи не только всему обществу в целом, но и отдельным элементам. Но самодостаточным может быть только общество в целом. Ни одна из систем, в него входящих, самодостаточной не является. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые социальные группы, институты (семья, образование, экономика, политика и т. п.) создают общество в целом как самодостаточную систему.

Общество всегда находится в состоянии подвижности, изменяясь в том или ином отношении. Но, одновременно, оно нуждается в обеспечении определенного уровеня стабильности. Иначе, как доказывает диалектика, превышение меры ведет к значительным качественным изменениям, что для такой сложной иерархической системы, как общество, может быть сопряжено с большими проблемами и грозить самому его существованию.

Источники саморазвития общества можно усмотреть во взаимодействии трех сфер реальности, трех «миров», не сводимых друг к другу. Во-первых, это мир природы и вещей, существующий независимо от воли и сознания человека, т. е. объективный и подчиненный физическим законам. Во-вторых, это мир общественного бытия вещей и предметов, являющихся продуктом человеческой деятельности, прежде всего труда. Третий мир - человеческая субъективность, духовные сущности идеи, которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы.

Первый источник развития общества находится в мире природы, являющейся основанием его существования, точнее, «о взаимодействии общества и природы. Обращает на себя внимание тот факт, что крупнейшие цивилизации возникали в руслах великих рек, а наиболее успешное развитие капиталистической формации происходило в странах с умеренным климатом. Современный этап взаимодействия природы и общества характеризуется понятием экологического кризиса, основной причиной которого была установка на «покорение природы», игнорирование пределов ее устойчивости по отношению к антропогенным влияниям. Необходимо изменить сознание и поведение миллиардов людей, дабы этот источник саморазвития общества мог действовать и дальше.

Второй источник развития общества связан с технологическими детерминантами, с ролью техники и процессом разделения труда в общественном устройстве. Т. Адорно полагал, что вопрос о приоритете экономики или техники напоминает вопрос о том, что было раньше: курица или яйцо. То же относится к характеру и типу труда человека, который во многом определяет систему общественных отношений. Это стало особенно очевидно в современную эпоху, когда обозначились контуры постиндустриального, информационно-технологического общества. В этом случае основное противоречие возникает между гуманными целями человеческого существования и "бездушным" миром информационной техники, несущим потенциальную угрозу человечеству.

Третий источник саморазвития общества усматривается в духовной сфере, в процессе реализации того или иного религиозного или светского идеала. Идея теократии, т. е. управления обществом и государством высшими религиозными авторитетами, была очень популярна в истории, да и сейчас находит место в концепциях религиозного фундаментализма. История общества в этом случае рассматривается как реализация воли Бога, а задача человека - воплотить этот промысел, уделяя основное внимание не земным проблемам, а подготовке к будущей, вечной жизни. В концепциях истории А. Тойнби, II Сорокина основное значение в детерминации развития общества придается морально-религиозному, духовному его совершенствованию, соотношению санкций и наград как ведущей причине групповой солидарности людей. Сторонники коммунистического идеала видят в нем один из основных «двигателей» социального развития, зовущий миллионы людей на борьбу за освобождение человечества и построение справедливого общества.

Очевидно, что в реальном общественном саморазвитии нужно учитывать все три источника. Приоритет каждого из них определяется в зависимости от конкретного этапа развития данного общества. Взаимодействие этих источников внутренне противоречиво, и, как давно было замечено, процесс разрешения этих противоречий подчинен определенной ритмике.

Общество, как саморазвивающаяся система

Работа студентки 2- го курса Гришениной Анны Валентиновны

Два главных компонента социальной структуры общества

Структура - общенаучное понятие, отражающее тот факт, что мир состоит из отдельных предметов с их свойствами и взаимоотношениями. Мир не только разделен, но и един. Именно эти особенности мира и отражает понятие структуры и близкие к нему понятия организации, системы, порядка.

Структура общества включает в себя не толко отдельные объекты, отдельных людей, их объединения, но и их свойства, связи, взаимоотношения. Общество представляет собой нечто большее. Чем простая сумма составляющих его индивидов, поскольку оно включает те реальные отношения, которые объединяют людей в роды, племена, семьи, нации, государства, сообщества.

Если первый компонент – отдельных людей увидеть легко, то второй – связи и отношения увидеть гораздо сложнее, т.к. они носят скрытый характер, невещественны.

Конечно, эти два компонента не выражают всего содержания структуры общества, они лишь суть, ее главные, несущие основы.

На самом деле структура общества многомерна, сложна.

2. Общество, как сверхсложная система

Структура общества представляет собой совокупность множества различных частей и элементов. Реальное живое общество предстает перед нами в ярком многообразии образующих его элементов и частей. Эти части скреплены, слиты друг с другом благодаря множеству связей, которые и превращают совокупность элементов социальной структуры в единую общественную систему.

Однако общество существенно отличается от других природных систем своей особой сложностью.

Под элементом или частью общества понимается мельчайшая частица системы или их совокупность; в качестве элементов и частей могут выступать те или иные социальные субъекты, институты, отношения.

Под отношениями понимается определенная связь между субъектами, составляющими общество. Отношения – своего рода цементирующий материл, который сплачивает людей в общество.

Социальная система является обобщающим понятием данной темы. Оно охватывает всю совокупность социальных субъектов и объектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм.

Эти отличия:

Множественность составляющих общество элементов, подсистем, уровней и взаимоотношений;

Разнокачественность социальных элементов, среди которых наряду с разнообразными материальными имеются более многокрасочные идеальные, духовные явления;

Уникальность ее основного элемента – человека, обладающего широкими возможностями свободного выбора форм и способов своей деятельности, поведения.

По мере выявления философской мыслью особой сложности и многообразия общественной жизни стало усиливаться и стремление философов отыскать какое – то общее основание, общий знаменатель, к которому могло бы быть сведено все это многообразие. Причем философия в этом отношении лишь следовала за другими науками, каждая из которых обнаруживала тот или иной « первокирпичик» в своей области познания: физика – в элементарных частицах, химия – в атомах. Биология – в живых клетках, психология – в явлениях раздражимости.

3. Система категорий, понятий из которой складывается социальная философия

При характеристике социальной жизни часто употребляются также и понятия «субъект» и «объект». Они противоположны по смыслу. Под субъектом понимается явление, выступающее как носитель активности, направленной на объект, выступающий в данном случае как более пассивное явление. Под объектом, таким образом, понимается явление, на которое направлена активность субъекта – познавательная или предметно – практическая.

И, наконец, социальная система является обобщающим понятием данной темы. Оно охватывает всю совокупность социальных объектов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный статус.

Фундаментальное социальное действие. Как первооснова общества.

Все внешне разнообразные явления общественной жизни представляют, в сущности. Ту или иную разновидность совместной деятельности людей.

Именно человеческая деятельность представляет собой как бы скрытую, тайную сущность, первооснову, субстанцию всего социального. Современная социальная философия видит в социальном действии исходный пункт всей системы общественных отношений. Средство интеграции различных областей социального знания.

Сама социальная деятельность. Активность нередко порождает и определяется коренящимися в ее основе различными материальными и духовными потребностями, интересами. Мотивами, ценностями ориентациями людей. Активная человеческая деятельность нередко порождает в качестве своего неожиданного результата целый мир чуждых человеку или даже враждебных ему социальных отношений и институтов, политических и идеологических явлений.

Поэтому. Признавая, что социальная деятельность – основа общественной жизни, следует видеть, что она не сводится к ней. Признание наличия в социальной системе фундаментальной основы, опорных конструкций не исключает, как уже указывалось представлений о многомерности. Сложности общественной жизни. Она может быть понята не только как совокупность отдельных социальных групп, как определенная структура различных общественных организаций или же, как сложная сеть отношений, связывающих людей, группы организации.

Деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное осмысление, изменение и преобразование данного мира.

Человек, индивид, люди. Без человека невозможна никакая деятельность. Он - активная сторона этой деятельности, ее субъект. Но потому люди и являются субъектами, что их деятельность направлена на те или иные объекты.

Объекты деятельности. Это не только вещи, но и люби. Как это имеет место в деятельности врача, учителя. Но чаще это вещи, которые разделяются на две подгруппы: 1)орудия и средства материального производства, а также и орудия духовного производства. Иначе говоря, к этой группе объектов относятся все вещи, с помощью которых человек изменяет окружающую среду с целью ее приспособления к своим способностям.

Язык жестов, звуковая и письменная речь, информация, заключенная в различного рода носителях. Это символы, знаки. Они, как и вещи являются необходимым условием всякой человеческой деятельности.

Связи, отношения между указанными основными факторами социального действия.

Т.о., существуют четыре элемента человеческой деятельности – люди, физические вещи, символы и связи между ними. Необходимость их постоянного воспроизводства порождает основные типы общественной деятельности, образующие базовую структуру в многоплановой общественной системе.

Выделяют четыре сферы общественной деятельности:

Материальная;

Духовная;

Регулятивная или управленческая;

Деятельность обслуживания, иногда именуемая гуманитарной, или социальной в узком смысле слова.

5. Основные сферы социальной жизни.

Материальная сфера. Ее своеобразие состоит в том, что она призвана создавать определенные вещи необходимые для удовлетворения материальных потребностей людей. Основной фигурой является работник физического труда. Трудом работников добывается сырье, создаются машины и механизмы, все необходимое для удовлетворения производственных нужд. В ней создается то, что необходимо людям в повседневной жизни.

Духовная сфера. Здесь производятся не вещи, а идеи, образы, научные и художественные ценности. Однако и они так или иначе материализуются в физических вещах(книги, картины и т. д.) Хотя главным является духовное содержание.

Регулятивная или управленческая деятельность. Это деятельность политиков, управляющих. Специфическая задача сферы – поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности и общественных отношений. Обеспечение согласованности Высшей формой управленческой деятельности является политическая деятельность, т.к. здесь решаются судьбы миллионов людей.

Социальная сфера или деятельность по обслуживанию людей. Это деятельность врача, учителя, артиста. Сфера обслуживания – самая динамичная в современном обществе.

Все выделяемые в ходе анализа типы деятельности, соц. Группы и институты, их взаимоотношения в реальности существуют вместе. Взаимосвязаны.

6. Общество, как самодостаточная система.

Общество как целостный организм характеризуется следующими свойствами:

1)самодеятельностью;

2)самоорганизацией;

3)саморазвитием;

4)самодостаточностью.

Первые три свойства присущи не только обществу в целом, но и его составляющим сферам, то свойство самодостаточности характерно только для общества в целом.

Самодостаточность – это способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все потребное для коллективной жизни. Самодостаточность – главное отличие общества от его составных частей. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые и взаимосвязанные группы, и их институты создают общество в целом как самодостаточную социальную систему – продукт совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать все необходимое для своего существования.

7. Динамика общества, его развитие

Общество постоянно изменяется, и это было замечено еще с древних времен.

Процесс – это единая серия изменений в социальных системах, т.е. в группах, институтов и др. Возможны процессы, сближающие людей или же разъединяющие, порождающие соперничество, конфликты.

Под процессом функционирования понимаются протекающие в нем процессы, изменения связанные с его повседневной деятельностью.

Под изменением понимается начальный этап внутреннего перерождения в обществе или его отдельных частях и их свойствах.

Развитие – частный случай изменений, возникающий, когда количественные изменения приводят к глубоким необратимым сдвигам.

Прогресс – одна из разновидностей развития. Он проявляется в меняющихся условиях ее существования и связан с процессом усложнения системной организации. Противоположен ему – регресс.

Рассмотрение общества с точки зрения его изменения и развития включает в себя следующие основные проблемы:

направленность совершающихся в обществе изменений

источники или факторы развития

формы, в которых совершается любое развитие.

Социальные движения выражаются в коллективных действиях люднй, совершающихся более или менее организованно для достижения определенных целей, изменяющих социальное положение участников движений.(реформаторские движения, революционные).