Понятие общества как целостной саморазвивающейся системы. Общество как целостная саморазвивающаяся система

Человек – существо социальное. Жизнь людей взаимообусловлена. Иначе говоря, люди как физически, так и духовно творят друг друга. Между ними складываются связи, рожденные социальностью. Общество – это не просто совокупность людей. Общество – это сумма социальных связей.

В свое время в Индии нашли двух девочек, которых вскормила медведица. Они не смогли жить в человеческом обществе и быстро умерли: если ребенок провел раннее детство среди животных, он никогда не научится тому, что умеет человек. Он не сможет освоить человеческую культуру. Общество – это та сила, которая делает человека человеком. Оно не остается неизменным, а постоянно меняется. Развитие общества называется социальным процессом, а накопление знаний о нем – социальной теорией.

Человеческое общество – сложная живая система. В ней самым замысловатым образом переплетаются разнообразные взаимодействия между людьми и группами людей. Для наглядности представим себе общество в виде огромного организма. Можно изучать его отдельные клетки, ткани и органы, но одно лишь знание изолированных частей и процессов не позволит представить организм в целом. Внутри общества также выделяют отдельные сферы – социальную, экономическую, политическую и духовную. Однако само понятие сферы – определенная абстракция. Общество целостно, границы внутри его есть, но они условны, его сферы постоянно взаимодействуют, переплетаются и проникают друг в друга.

Мы можем, например, рассматривать отношения, которые складываются внутри экономики. Но ведь те же самые люди, которые действуют в зоне хозяйства, живут и политической, и социальной жизнью. Например, руководитель фирмы, с одной стороны, противостоит своим работникам. А с другой – у него и его сотрудников складываются общие экономические отношения с потребителями продукции фирмы. С третьей стороны, он может состоять в той же политической партии, что и часть его подчиненных (и, наоборот, оказаться политическим противником другой их части). Существуют и множество иных социальных отношений – связей между отдельными индивидами и социальными общностями. Общество – это и есть единство всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга.

Что же все-таки побуждает людей жить и созидать сообща – инстинкт, человеческое сознание, культура или стремление полнее удовлетворить свои потребности? Отдельный человек обладает сознанием, умением трудиться, культурными навыками. Но способен ли он реализовать эти качества в одиночку?

Общество как саморазвивающаяся система

В обществе постоянно ощущается взаимодействие. Крестьяне продают урожай, а остальные люди покупают продукты, которые сами не выращивали. Пограничник несет службу на заставе, охраняя границу государства, а в конечном счете и каждого, кто в нем живет. Модельер создает новый фасон – он понимает, что человек подвержен влиянию моды. В процессе взаимодействия люди удовлетворяют не только собственные потребности, но и потребности других.

Социальные отношения – сложный феномен. Они отличаются длительностью и устойчивостью. Представим себе, что школа вдруг перестала давать среднее образование. Это смертельный удар для общества. Ведь с тех нор как школа возникла, она никогда не прекращала своей деятельности. Земледельцы каждую весну бросают зерно в землю, а осенью собирают урожай. Стоит им отказаться от этих занятий, и в обществе появятся голодные.

Социальные связи объединяют людей не только в данный момент. Они могут иметь скрытый или явный характер. Мать воспитывает ребенка, который через много лет станет ее опорой. Человек работает на производстве, а государство платит ему пенсию после того, как он утратил возможность и способность трудиться. Философ или писатель воздействуют на общественное сознание, отдавая себе отчет в том, что результаты его усилий скажутся не сразу.

Вместе с тем каждый человек не волен отвергнуть сложившуюся в обществе систему взаимодействий, разорвать связи с другими людьми. Если он попытается это сделать, то либо станет изгоем, либо будет принужден обществом следовать существующим нормам. Исключения лишь подтверждают правило: множество бунтарей, восставших против установленного порядка, могут его и опрокинуть, но взамен неизбежно установят новый. Социальная норма, соблюдение законов и традиций – условие жизни в обществе. Итак, связи между людьми складываются не беспорядочно, не случайно, взаимно обусловливая друг друга. Если они не будут охватывать всего многообразия человеческих отношений, общество неминуемо начнет распадаться. Современное общество не может существовать без труда, образования, политики, спорта, здравоохранительных органов и многого другого. Развитые социальные отношения характеризуются необходимым многообразием социальных связей.

Мыслителей, изучающих общество, называют социальными философами. Они размышляют над проблемами социальной жизни, коллективной человеческой деятельности. Один из наиболее важных вопросов социальной философии: чем же все-таки сообщество животных не похоже на человеческую социальность? Он тревожил людей с давних времен. Сначала было сделано предположение, что общество тем и отличается от муравейника, что создается разумом. Тогда человеческая социальность – это узы, рожденные сознанием. Так считали уже в Античности. Мыслители той эпохи полагали, что общество всегда оказывается таким, каким его задумали люди. Иначе говоря, придумали и построили.

Окончательно философы разуверились в том, что разум позволяет создать идеальное общество, после Французской революции. Ее идеологи были убеждены: им удалось спроектировать государство, в котором воцарятся свобода, равенство и братство. Но результаты революции оказались совсем иными – пролилась кровь. Ни одна поставленная цель не была достигнута. Разум как предпосылка социальности оказался во многом несостоятельным.

Социальные философы считают, что если разгадать такой феномен, как общество, то можно понять и другие пока не решенные однозначно проблемы. Например, отчего природа вечна? Что такое культура? Почему человек наделен сознанием?

В XIX в. родилась еще одна наука об обществе – социология. Она изучает формы совместной жизни людей и изменения этих форм. В отличие от философии, в которой исследовательский результат во многом зависит от силы ума, широты интересов и интуиции ученого, социология детально изучает конкретные коллективы, социальные организации. Разумеется, социологи опираются и на возможности интеллекта. Однако в своих выводах они базируются в основном на реальных фактах и наблюдениях. Результаты социологических исследований широко используются в политике, экономике, науке и других сферах человеческой деятельности.

Введение

1. Общество

2. Общество как саморазвивающаяся система

3. Истина и заблуждение. Знание и вера

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Что такое общество?

На первый взгляд,кажется, что ответить на этот вопрос несложно. Действительно, понятие «общество»давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мыпредпринимаем попытку дать ему определение, то сразу убеждаемся, что такихопределений может быть множество.

Давайте попытаемсявспомнить знакомые нам устойчивые словосочетания, в которое входило бы данноеслово. К примеру, общество книголюбов, дворянское общество, педагогическоеобщество.

В данном случае подобществом мы понимаем определенную группу людей, объединившихся для общения,совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг другу.

Но вот другой рядсвязанных понятий: первобытное общество, феодальное общество, французскоеобщество. Здесь уже употребляя понятие «общество», мы имеем в видуопределенный этап в развитии человечества или конкретную страну. Если и дальшедвигаться в соответствии с этой логикой рассуждении (от частного к общему), тообществом называют и человечество в целом – в его историческом и перспективномразвитии. Это все население Земли, совокупность всех народов.

Иными словами, этообособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включаетв себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.


1. Общество

Современное общество –это более 5 млрд. землян, тысячи больших и малых народов, более полутора сотенгосударств; это многообразие экономических укладов, форм социально-политическойи культурной жизни.

Одна из причин такогоразнообразия – различие природных условий, физической среды обитания людей. Этиусловия влияют на многие стороны общественной жизни, но в первую очередь нахозяйственную деятельность человека.

В древности климат,плодородие почв, растительность предопределяли способы обработки земли иразведения домашнего скота, стимулировали создание тех или иных орудий труда ипроизводство различных изделий. Природные условия сказываются не только нахарактере жилища, стилях одежды, домашней утвари и боевого орудия.

Естественная средаобитания влияла и на политическое устройство государств, и на отношения междулюдьми, и на складывающиеся формы собственности.

Наряду с природнымиусловиями разнообразие общественной жизни связано с исторической средойсуществования обществ, которая складывается в результате взаимодействия их сдругими племенами, народами, государствами.

Вот что писал об этомГ.Плеханов: «Так как почти каждое общество подвергается влиянию своихсоседей, можно сказать, что для каждого общества существует в свою очередьизвестная, историческая среда, влияющая на его развитие. Сумма влияний,испытываемых каждым данным обществом со стороны его соседей, никогда не можетбыть равна сумме тех же влияний, испытываемых в то самое время другимобществом. Поэтому всякое общество живет в своей особой исторической среде,которая может быть – и действительно часто бывает – очень похожа наисторическую среду, окружающую другие народы, но никогда не может быть и никогдане бывает тождественна с нею. Это вносит чрезвычайно сильный элементразнообразия … в процесс общественного развития».

Однако если отвлечься отнекоторых уникальных, присущих каждому конкретному обществу черт, то можноутверждать что и сегодня, как много веком назад, человечество представленодвумя основными типами цивилизаций, уходящими своими корнями в далекое прошлое.

Первый тип цивилизаций –традиционные общества. Они берут свое начало в древневосточной цивилизации, гдеземля, ирригационная система были собственностью общины. Каждая семья имеласвой определенный участок земли, который давался ей во временное пользование.Господствовала экстенсивная технология , направленная главным образом наовладение внешними природными процессами.

Этот тип общества, получившийназвание традиционного , сохранился до наших дней. Он представлен многимигосударствами «третьего мира»: странами Азии и Африки, сравнительнонедавно освободившимися от колониального гнета. И сегодня среди духовныхценностей в них одно из ведущих мест занимает установка на адаптацию кприродным условиям, не поощряется стремление к их целенаправленномупреобразованию. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, насамосозерцание. Особое значение имеют традиции, обычаи, передаваемые от поколенияк поколению. В целом ценностно-духовная сфера человеческого бытия ставится вышеэкономической.

Однако преобладавшие вхозяйственной деятельности восточных народов экстенсивные технологии, которые вранний период существования традиционных обществ способствовали ихэкономическому прогрессу (благоприятные природные условия, простота создаваемыхчеловеком средств труда), в дальнейшем стали тормозить его, обусловив не толькопостепенное исчерпание природных богатств, но и застой в развитии техники.Указанные факторы объясняют характерную сегодня для ряда стран «третьегомира» экономическую отсталость.

Большую роль вобщественной жизни этих стран играет религия. В тех из них, где господствующейрелигией является ислам, выдвигается идея возрождения исламской цивилизации,основой которой могут стать нравственно-духовные ценности, проповедуемые этимвероучением.

Западная же цивилизациясуществует чуть более 300 лет. Сложившееся в европейском регионе с его болеесуровой по сравнению со странами Востока природной средой интенсивноепроизводство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных силобщества, постоянного совершенствования орудий труда. Способов воздействия наприроду.

В связи с этим формироваласьи новая система ценностей. Постепенно на первый план выдвигалась активная,творческая, преобразующая деятельность человека. Идеалами цивилизации сталипостоянное обновление, могучая поступь прогресса. Безусловную ценностьприобрело научное познание, существенно расширяющее интеллектуальные силы, изобретательныеспособности человека, его возможности преобразовывать мир.

Таким образом «созерцательности»традиционных обществ противостояло деятельное начало западных обществ.

К середине нашегостолетия индустриальная цивилизация превратилась в общество массовогопроизводства и потребления.

Однако к середине 70-хгодов сложившаяся на этих принципах система производства и общественный укладжизни стала сдавать сбои. Появились многочисленные ограничения для движения поуже проложенному пути. Первым из них стал энергетический кризис: дальнейшийрост потребления все более дорожавшей нефти грозил подорвать национальныеэкономики тех стран, которые жили за счет ее ввоза. Все более скудели запасы идругих ресурсов планеты, необходимые для развития производства и общества, втом числе природные ископаемые (каменный уголь, руды различных металлов и т.д.)

Сказались и экологическиеограничения. Массовое производства было дешевым не только в силу своихмасштабов, но и потому, что производители не тратились на охрану окружающейсреды, на исключение вредных выбросов в атмосферу и т.д.

Снижение уровнядуховно-нравственных ценностей западного общества, нравственная и моральная «вседозволенность»все это привело к тому, в каком обществе мы сейчас и живем.

Идея многообразия обществане противоречит идее единства человечества.

Все более крепнущие ирасширяющиеся экономические, политические, культурные связи, помогаяпреодолевать разобщенность, формируют в землянах чувство принадлежности кединой человеческой семье.

Французский мыслительпервой половины нашего века Тейяр де Шарден так выразил это чувство: "…для человека нет будущего, ожидаемого в результате эволюции, вне егообъединения с другими людьми".

Но это не только взаимодействиелюдей на личностном, индивидуальном уровне – идет диалог культур, цивилизаций.И сегодня мы понимаем, что надо учиться вести этот диалог, который поможетсделать достижения разных культур и цивилизаций достоянием всего человечества.

«Мы вступаем впериод, когда культура будет иметь большое значение, чем когда-либо. Культуране является чем-то окаменевшем в янтаре, это то, что мы создаем заново каждыйдень. Постиндустриальное общество будет содержать в себе много культур, и этобазис для морали. Быть может, это и есть подлинный базис для взаимопониманиялюдей, для формирования новых моральных ценностей в отношениях между людьми»О. Тоффлер.

2. Общество как саморазвивающаясясистема

Общество- это сложнаясоциальная система. Как и всякая система, общество может быть охарактеризована:

1. С точки зрения способасуществования – общество как часть мира, образованная совместно действующими,сознательно преобразующими его людьми;

2. С точки зренияфункциональных характеристик – общество как организованная деятельностьчеловеческих коллективов, способных собственными усилиями создавать необходимыеусловия существования. Общество образуется лишь таким коллективом, которыйспособен действовать как единое целое, имеет общие потребности, осознает их истремится удовлетворить в организованной совместной деятельности. В этом планечеловеческое общество представляет собой реальную социальную группу, в рамкахкоторой осуществляются не просто многие, а все необходимые для существованиялюдей функции, от производства вещей до воспитания подрастающего поколения, отполитической регуляции до духовного творчества, т.е. общество образуетсясоциальной группой, способной собственной деятельностью обеспечить всенеобходимые условия жизни;

3. С точки зрения егоструктуры – общество как совокупность элементов, подсистем, а также и их связьмежду собой. Конечным неделимым элементом социальной системы выступаетотдельный человек – индивид, а общим знаменателем, к которому можно свести всемногообразие частей общества, - процесс человеческой деятельности. Именнодеятельность как способ существования общества определяет его структуру иочерчивает его границы.

Простейшими элементамиорганизованной человеческой деятельности являются три класса структурныхобразований:

1. Класс субъектов, скоторыми связана сама способность действовать;

2. Класс объектов,которые люди используют для достижения своих целей, распадающихся на два вида:вещи и символы;

3. Общественные связи иотношения, наличием которых определяется само существование системы, еёспособность функционировать и развиваться как единое целое.

Наиболее значимы всоциальной системе общественные отношения, которые устанавливаются между людьмив процессе их совместной материальной и духовной деятельности и проявляются вразделении общественного труда, собственности или власти. Они распадаются наматериальные и идеологические. Производство материальных благ составляетсяоснову существования и развития человеческого общества. Поэтому из всехобщественных отношений важнейшими являются производственные, экономические, ониопределяют характер политических правовых, нравственных, религиозных и другихотношений. Все это – элементы общественной организации (субъекты, объекты,отношения). Что же представляют собой ее подсистемы?

В общественной жизни,исходя из основных видов деятельности, можно выделить четыре основные сферы(подсистемы):

1.материально-производственную,производящую предметы практической жизнедеятельности;

2.социальную (всядеятельность, связанная с человеком становящимся);

3.регулятивную(деятельность, направленная на создание и регуляцию многообразных общественныхсвязей и отношений);

4.духовную (деятельностьпо производству и воспроизводству необходимых форм человеческого сознания:знаний, умений, художественных образов, нравственных норм, религиозныхверований и др.)

Такова структурнаяорганизация общества, включающая социальные элементы, общественные сферы(подсистемы), общественные отношения.

Проанализировав обществокак социальную структуру, мы очертили его структуру, вычленили составляющие. Ноэтого недостаточно, чтобы ответить на вопрос о функционировании общества какцелостного развивающегося социального организма.

Для этого необходиморассмотреть, каким образом функционируют отдельные составляющие, как онивзаимодействуют между собой, что вызывает такое взаимодействие и какова егопоследовательность, т.е. рассмотреть общество функционально; раскрываясовокупность важнейшего взаимодействия на всех уровнях социальной системы, врезультате которых общество оказывается способным функционировать, т.е.поддерживать и воспроизводить свою целостность в самых различных условияхсуществования.

Общество – это не толькосоциальная система, не только целостный организм, но и развивающийся организм.Поэтому можно поставить еще один вопрос: как удается обществу сохранитьпреемственность в процессе изменения. Чтобы ответить на него, необходимовыявить универсальные законы функционирования и развития, которые проявляются влюбом обществе, и главные факторы, лежащие в основе функционирования общества.

В зависимости отмировоззренческой позиции исследователей можно выделить и различные подходы прирассмотрении этого комплекса вопросов:

1. Сторонникиматериалистического понимания истории анализируют историю человечества каксмену общественно-экономических формаций, считают материальное производство(производительные силы и производственно-экономические отношения) определяющимфактором развития;

2. Основополагающую рольдуховной жизни общества подчеркивают сторонники рассмотрения историческогоразвития как постоянной циклической сменой соцкультурных систем;

3. Нередки попытки синтезироватьэти два взаимоисключающих подхода, тогда связь материального и духовногорассматривается как взаимодействие, в котором отсутствует однозначная связьпричины и следствия.

Общество – эторазвивающаяся система, поэтому наряду со структурным и функциональным анализомнеобходимо рассматривать его в динамике. Представить общество как закономерныйестественно- исторический процесс, определив его сущность, направленность,выявив, каким образом соотносится внутреннее единство этого процесса с еговнешним конкретно-историческим многообразием.

При рассмотрении этоговопроса также выявляются различные подходы:

1. восхождениечеловечества на более высокие исторические ступени поступательного развитияосуществляется в процессе смены общественно-экономических формаций.

2. динамику общественногоразвития авторы теорий модернизации и других концепцийобщественно-экономического и политического развития в западной социологии объясняютпроцессом перехода от стабильного «традиционного» к непрерывноменяющемуся современному индустриальному обществу.

Преодоление эволюционной «отсталости»традиционных обществ мыслится результатом такого изменения социальныхинститутов, которое поощряло бы развитие рациональности европейского типа,вознаграждало индивидуальные усилии. Умственную энергию и изобретательность.

Выявляются два типамодернизации. Первые тип – оригинальная спонтанная модернизация – характерендля стран, переживающих переход к рациональным общественным структурам врезультате постепенного развития внутренних процессов.

Другой тип – вторичная, «обращенная»модернизация – характерен дл стран по тем или иным причинам, отставшим в своемразвитии и теперь, при широком использовании опыта передовых государств,пытающихся достичь того же уровня и качества жизни.

В целом же характернаячерта теории модернизации – концентрация внимания на межформационных,длительных линиях истории в поисках решения проблемы преемственности развитиястран как результата противоречивого взаимодействия внутренних иобщецивилизационных соцкультурных факторов.

Рассматривая общество какразвивающуюся систему, следует специально подчеркнуть одно важноеобстоятельство. При различных подходах к его исследованию мы имеем не «ставший»объект, а «становящийся», подвижный, изменяющийся. Кроме того, всеего функциональные элементы тоже подвижны. Они коэволюционно развиваются, дажеесли в определенные периоды вступают в противоречие друг с другом.

3. Истина и заблуждение. Вера и знание

Истина – верное,правильное отражение действительности в мысли, проверяемое, в конечном счете,при помощи критерия практики. Характеристика истинности относится именно кмыслям, а не к самим вещам и средствам их языкового выражения.

Истина есть достояние всех людей без исключения. Они ведь происходят от неё, ибо истина обитает у истоковчеловеческого духа. Из этого следует, что в своей естественной простоте истинаможет быть доступна всем простым людям. Однако как только изложение истиныделается сложным и непонятным, оно либо лишается чистоты и подлинности, либоописания теряются в мелочах, не имеющих того значения, что и ядро.

Ядро это есть подлинноезнание и должно быть понятно всем. Всё, что вознесено на пьедесталискусственным путём, находится в удалении от естественности, а стало быть, врядли может таить в себе мудрость. Всякий, кто не способен просто и естественноизложить истинное знание, не постиг его. Такой человек либо невольнопытается что-то скрыть, либо подобен разряженной, но безжизненной кукле.

Истинное знание не вправеприбегать к непонятному способу изложения, ибо в нём самом заложена не тольковозможность, но и потребность изъясняться простыми словами.

Истина это законыприроды, исполняя которые мы приобретаем благо.

Все, что противоречитэтим законам, есть заблуждение.

Мне очень жаль всех техверующих и им подобных, которые в ложном смирении от громких претензий назнание не хотят признать простую истину и даже насмехаются над ней илиблагосклонно пытаются ещё «улучшить» её. Именно таким людям вскорепредстоит ощутить себя ничтожными и жалкими, утратив всякую опору, ибо ни ихвера, ни их знание вообще никогда не были для них опорой. Они пойдут тем, путём, которого так настойчиво желали придерживаться и по которому уже несмогут возвратиться к жизни. У них ведь никто никогда не отнимал права выбора.

Этих людей страшитвозможность внезапно оказаться перед лицом истины, совсем непохожей нато ленивое самодовольство, которым они убаюкивали себя до сих пор.

Но тем самым они попадаютв смертоносные объятия слепой веры, созерцая всё прочее как бы в сумеречномсвете, так что, в конце концов, вся картина смещается, истина же покрываетсясерой пеленой. Единственная опора, остающаяся у них в этом состоянии –искусственное построение извращённых теорий, которые неизбежно обрушатся подсвоей собственной тяжестью в день познания.

На самом деле в такихлюдях нет живой веры, ибо веруют-то они в церковь, а вовсе не в Бога. Буряпримется швырять их из стороны в сторону, как увядший лист, а ураганокончательно погубит их. Но у таких людей ещё есть путь к спасению –своевременно осознать, что их вера была пустой и застывшей, и потрудиться свеликим тщанием, дабы впитать в себя жизнь из истины, которая светит превышевсех бурь.

Неправедная вера есть бредовое заблуждение! Она накрепкосвязывает человека, и одолеть её способна лишь живая сила истинного словаБожьего. Поэтому пусть прислушается к его зову каждый, кого оно коснулось. Зовощутит лишь тот, для кого он предназначен! Ощутив его, такой человек проверит,взвесит – и станет свободным!

Однако он не забудет, чтопорвать путы, которые он сам наложил на себя неправедною верой, он сможет толькотогда, когда примет самостоятельное решение . В своё время комфорт илиленость побудили его принять решение стать слепым приверженцем того или иногоучения, не подвергнутого им серьёзной проверке вовсех деталях .

Так и теперь – от негосамого должно исходить первое воление беспощадной проверки припоиске! Только в этом случае он сможет сдвинуться с места, к которомуего приковывала до сих пор его же собственная воля, и сделать первый шаг попути к истине, а стало быть, к свободе.

Ныне грядёт новый,великий переворот, несущий с собой новое знание! Сами люди уже говорят об этомперевороте и, тем не менее, они в очередной раз представляют его себе лишь какисполнение тщеславных человеческих желаний каким-то способом, вымышленным имисамими.

Настало время изгнать всеболезненные измышления человеческого мозга, дабы он не препятствовал болееозарению, что истина выглядит иначе, чем те беспочвенные призраки, чтопочерпнули из дурманящего болота низменной ограниченности хвастливоесамомнение, делячество, больное воображение и лицемерие, стремясь к власти наземле и к мирскому поклонению.

Ведь это так легко для нас – верить в невероятное, ибо для этого не нужно никаких усилий, нетнужды мыслить самостоятельно, нет необходимости подвергать проверке то, чтонеспособно выдержать испытания Законами Природы; нам остаётся, неспрашивая, как и почему – просто верить, верить слепо, воображая себяпри этом великими! Мы, кто на столь удобный манер считает себя особенноверующим, просто приподнялись над сомнениями… чувствуя себя праведными,надёжно укрытыми, благородными, благочестивыми и достойными блаженства!

Но этим мы не возвысилисьнад сомнениями, а просто трусливо прошли мимо них! Духовно мы были слишкомкосны, чтобы свершить что-либо самостоятельно; слепую веру мы предпочлипознанию естественных свершений, согласных с природой. А помогли нам в этомизмышления человеческого разума. Ибо, чем невозможнее и непостижимее то, во чтонас обязывают верить, тем удобнее нам верить в это слепо и буквально –иначе при таких обстоятельствах не бывает. Тут нет места ни познанию, ниубеждённости.

В слепой, безотчётнойвере нуждается только невозможное, ибо всё, что возможно тотчас же стимулируетсобственное мышление. Там, где есть истина, неизменно проявляющаяестественность и логичность, сами собой возникают мышление и восприимчивость.Процесс этот нарушается только там, где естественное отсутствует; то есть там,где нет места истине. И только благодаря восприимчивости нечто можетстать убеждённостью – единственным источником ценностей для духа человеческого.

Верой довольствуются лишьленивые . И вот, ложно истолкованное слово «вера» сталошлагбаумом, преграждающим ныне путь дальнейшему развитию человечества.

Вера не вправе служитьпокрывалом, великодушно маскирующим косность мышления, обволакивающим ипарализующим дух человеческий, подобно сонной болезни! В действительности, верадолжна стать убеждённостью. Убеждённость же требует жизни, точнейшей проверки!

Там, где остаётся хоть один пробел, хоть одна неразгаданная загадка, там нет места убеждённости. Апосему, никому не дано обладать истинной верой, не отыскав предварительноответов на все до единого свои вопросы.

Вера (или, точнее говоря,заблуждение) исповедуемая громадным большинством нынешнего человечества, немогла не оказаться несостоятельной . Более того, она должна была повлечь засобой беду и погибель, ибо она мертва , чужда истинной жизни!

Учения, требующие слепой веры, надлежит отринуть как мёртвые и вредоносные. Лишь те учения, которыепризывают стать живыми , то есть зовут к самостоятельному мышлению, дабывзрастить убеждённость на основе истинного понимания, только такие учения несутосвобождение и избавление!

Только полное, недопускающее пробелов постижение равнозначно убеждённости, и лишь она однаобладает духовной ценностью !

С другой стороны, борьбас сомнениями и есть проверка на собственном опыте, за которой с несомненнойнеизбежностью последует избавление от догматического балласта. Но ведь толькополностью освободившийся от всякого непонимания дух способен воспарить в убеждённостик знанию!

Сама истина, которая незнает пробелов и доступна пониманию в своём простом величии, в первую очередь должнабыть естественной , ибо то, что люди называют природой, проистекает из еесовершенства. Заложенная в природе жизнь и ныне пребывает неизменной по родусвоему, но именно поэтому она вообще не допускает исключений.

А стало быть, у насостается только один путь – путь истинного знания, ведущий от верык убеждённости!

Но знание – это и естьсмирение! Ибо тот, кто обладает истинным знанием, никогда не откажется отсмирения. По сути это одно и то же. Подлинное знание влечёт за собой смирениекак нечто само собой разумеющееся. Там, где нет смирения, не бывает и истинногознания! Но дело не только в этом. Смирение есть свобода! Только всмирении сокрыта подлинная свобода всякого человеческого духа!

«Вот к чему приводятнас естественные познания. Если они не истинны, то совсем нет истины вчеловеке; если же, напротив, они истинны, то он находит в них великий повод ксмирению, будучи принужден принизить себя тем или другим способом. Так как онне может существовать, не веря им, то хотелось бы, чтобы он, прежде чемприступить к самым обширным исследованиям природы, не торопясь и серьезнопосмотрел на нее, взглянул бы также на самого себя и рассудил, имеет ли онкакую-нибудь соразмерность с нею при сравнении им этих двух предметов).

Пусть же рассмотритчеловек всю природу в ее высоком и полном величии; пусть перенесет свой взор снизших окружающих его предметов к тому блестящему светилу, которое подобновечной лампаде освещает вселенную. Земля покажется ему тогда точкою в сравнениис необъятным кругом, описываемым этим светилом; пусть он подивится тому, что этотнеобъятный круг, в свою очередь, не больше как очень мелкая точка в сравнении спутем, который описывают в небесном пространстве звезды. Но когда взор егоостановится на этой грани, пусть воображение уходит дальше: скорее утомитсяоно, чем истощится природа в снабжении его все новою пищей.

Весь этот видимый миресть лишь незаметная черта в обширном лоне природы. Никакая мысль не обниметее. Сколько бы мы ни тщеславились нашим проникновением за пределы мыслимыхпространств, мы воспроизведем лишь атомы в сравнении с действительным бытием.Эта бесконечная сфера, центр коей везде, а окружность нигде. Наконец, самоеосязательное свидетельство всемогущества Божия, это то, что наше воображениетеряется в этой мысли.

Пусть, пришедши в себя,человек посмотрит, что представляет он в сравнении со всем бытием, пустьпредставит себя как бы заблудившимся в этом далеком уголке природы и пусть поэтой келье - я разумею вселенную нашу - он научится ценить землю, царства,города, и себя самого, в своем истинном значении» говорил Блез Паскаль.

Даже если человек стольмногое приписывает собственной сообразительности или достижениям науки, то этоничего не меняет в том, что все его достижения опираются на так называемый «поиск»следствий из существующих Законов Природы. Тем самым человек «познаёт»их, используя же законы на практике, он «приспосабливается» к ним. Аэто и есть не что иное, как безусловное «послушание» человека,смиренно склонившегося перед ними!

Говорим ли мы: «Ядобровольно подчиняюсь существующим Законам Природы, так как это на благо мне»,или: «Я подчиняюсь Воле Божьей, проявляющейся в Законах Природы», илиже: «Непостижимой Силе, приводящей Законы Природы в действие»… естьли в этом разница по существу? Сила-то едина, и мы признаём её, не можем ведь не признать, ибо нам не остаётся вообще ничего другого, если толькомы немного поразмыслим,… а тем самым мы признаём Бога, Творца!

Тень знания даст многотем, кто серьёзно ищет, ибо все мы не можем жить иначе, нежели по Закону! Поживому Закону!

И тогда подтвердятсяслова, живущие в устах народа с древних времён.

То же самое можновыразить и другими словами:

«Тот, кто воистинусведущ, ощущает свою малость перед Лицом Величия, Следы которого он отыскиваетпо мере познания! А стало быть, он обретает смирение, избавляется отсамомнения, держащего в плену человеческий дух, обретает свободу и воспаряет».


Заключение

Становление отдельногочеловека неразрывно связано с его жизнью в обществе, зависит от совокупнойдеятельности людей по созданию необходимых для жизни благ, общественныхотношений, возникающих в процессе жизнедеятельности.

Бытие человека посуществу, является общественным, оно характеризует материальную жизнь людей,способ и условия производства материальных благ. На определенном этапе развитияэти процессы получают осмысление, появляется духовная жизнь общества,общественное сознание.

Отношение личности иобщества на протяжении истории складывались неодинаково. И общество, и личностьразвиваются, изменяются и их взаимоотношения.

Общество как системачеловеческих отношений для каждого индивида выступает одновременно и внешнейсоциальной средой, и внутренним условием его жизнедеятельности.

Любое обществонеоднородно, его влияние на личность преломляется через влияние на нее среды.Важнейшим условием формирования человеческой личности в обществе являютсяматериальные условия жизни, основу которых составляет способ производства.

Огромное значение имеетличностный элемент социальной среды, та социальная общность (семья, друзья,коллектив), в которую включена данная личность и ее духовная атмосфера.


Список используемойлитературы

1. Абд-ру-шин «В Свете Истины» Германия 2008г.

2. Айзенштейн В.А. Философский словарь. М.1963г.

3. Боголюбов Л.Н Человек и общество, М.1999г.

4. Бибихин В.В. Язык философии М.1993г.

5. Малькова Т.П. Введение в социальную философию. М. 1995г

6. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию М.1993г.

7. Малышевский А.Ф. Введение в философию, М.1998г.

8. Франк В. Человек в поисках смысла. М.1990г.

9. Блез Паскаль. Мысли о религии. М. 1993г.

Введение

1. Общество

3. Истина и заблуждение. Знание и вера

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Что такое общество?

На первый взгляд, кажется, что ответить на этот вопрос несложно. Действительно, понятие "общество" давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множество.

Давайте попытаемся вспомнить знакомые нам устойчивые словосочетания, в которое входило бы данное слово. К примеру, общество книголюбов, дворянское общество, педагогическое общество.

В данном случае под обществом мы понимаем определенную группу людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг другу.

Но вот другой ряд связанных понятий: первобытное общество, феодальное общество, французское общество. Здесь уже употребляя понятие "общество", мы имеем в виду определенный этап в развитии человечества или конкретную страну. Если и дальше двигаться в соответствии с этой логикой рассуждении (от частного к общему), то обществом называют и человечество в целом – в его историческом и перспективном развитии. Это все население Земли, совокупность всех народов.

Иными словами, это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.


1. Общество

Современное общество – это более 5 млрд. землян, тысячи больших и малых народов, более полутора сотен государств; это многообразие экономических укладов, форм социально-политической и культурной жизни.

Одна из причин такого разнообразия – различие природных условий, физической среды обитания людей. Эти условия влияют на многие стороны общественной жизни, но в первую очередь на хозяйственную деятельность человека.

В древности климат, плодородие почв, растительность предопределяли способы обработки земли и разведения домашнего скота, стимулировали создание тех или иных орудий труда и производство различных изделий. Природные условия сказываются не только на характере жилища, стилях одежды, домашней утвари и боевого орудия.

Естественная среда обитания влияла и на политическое устройство государств, и на отношения между людьми, и на складывающиеся формы собственности.

Наряду с природными условиями разнообразие общественной жизни связано с исторической средой существования обществ, которая складывается в результате взаимодействия их с другими племенами, народами, государствами.

Вот что писал об этом Г.Плеханов: "Так как почти каждое общество подвергается влиянию своих соседей, можно сказать, что для каждого общества существует в свою очередь известная, историческая среда, влияющая на его развитие. Сумма влияний, испытываемых каждым данным обществом со стороны его соседей, никогда не может быть равна сумме тех же влияний, испытываемых в то самое время другим обществом. Поэтому всякое общество живет в своей особой исторической среде, которая может быть – и действительно часто бывает – очень похожа на историческую среду, окружающую другие народы, но никогда не может быть и никогда не бывает тождественна с нею. Это вносит чрезвычайно сильный элемент разнообразия … в процесс общественного развития".

Однако если отвлечься от некоторых уникальных, присущих каждому конкретному обществу черт, то можно утверждать что и сегодня, как много веком назад, человечество представлено двумя основными типами цивилизаций, уходящими своими корнями в далекое прошлое.

Первый тип цивилизаций – традиционные общества. Они берут свое начало в древневосточной цивилизации, где земля, ирригационная система были собственностью общины. Каждая семья имела свой определенный участок земли, который давался ей во временное пользование. Господствовала экстенсивная технология , направленная главным образом на овладение внешними природными процессами.

Этот тип общества, получивший название традиционного , сохранился до наших дней. Он представлен многими государствами "третьего мира": странами Азии и Африки, сравнительно недавно освободившимися от колониального гнета. И сегодня среди духовных ценностей в них одно из ведущих мест занимает установка на адаптацию к природным условиям, не поощряется стремление к их целенаправленному преобразованию. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на самосозерцание. Особое значение имеют традиции, обычаи, передаваемые от поколения к поколению. В целом ценностно-духовная сфера человеческого бытия ставится выше экономической.

Однако преобладавшие в хозяйственной деятельности восточных народов экстенсивные технологии, которые в ранний период существования традиционных обществ способствовали их экономическому прогрессу (благоприятные природные условия, простота создаваемых человеком средств труда), в дальнейшем стали тормозить его, обусловив не только постепенное исчерпание природных богатств, но и застой в развитии техники. Указанные факторы объясняют характерную сегодня для ряда стран "третьего мира" экономическую отсталость.

Большую роль в общественной жизни этих стран играет религия. В тех из них, где господствующей религией является ислам, выдвигается идея возрождения исламской цивилизации, основой которой могут стать нравственно-духовные ценности, проповедуемые этим вероучением.

Западная же цивилизация существует чуть более 300 лет. Сложившееся в европейском регионе с его более суровой по сравнению со странами Востока природной средой интенсивное производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда. Способов воздействия на природу.

В связи с этим формировалась и новая система ценностей. Постепенно на первый план выдвигалась активная, творческая, преобразующая деятельность человека. Идеалами цивилизации стали постоянное обновление, могучая поступь прогресса. Безусловную ценность приобрело научное познание, существенно расширяющее интеллектуальные силы, изобретательные способности человека, его возможности преобразовывать мир.

Таким образом "созерцательности" традиционных обществ противостояло деятельное начало западных обществ.

К середине нашего столетия индустриальная цивилизация превратилась в общество массового производства и потребления.

Однако к середине 70-х годов сложившаяся на этих принципах система производства и общественный уклад жизни стала сдавать сбои. Появились многочисленные ограничения для движения по уже проложенному пути. Первым из них стал энергетический кризис: дальнейший рост потребления все более дорожавшей нефти грозил подорвать национальные экономики тех стран, которые жили за счет ее ввоза. Все более скудели запасы и других ресурсов планеты, необходимые для развития производства и общества, в том числе природные ископаемые (каменный уголь, руды различных металлов и т.д.)

Сказались и экологические ограничения. Массовое производства было дешевым не только в силу своих масштабов, но и потому, что производители не тратились на охрану окружающей среды, на исключение вредных выбросов в атмосферу и т.д.

Снижение уровня духовно-нравственных ценностей западного общества, нравственная и моральная "вседозволенность" все это привело к тому, в каком обществе мы сейчас и живем.

Идея многообразия общества не противоречит идее единства человечества.

Все более крепнущие и расширяющиеся экономические, политические, культурные связи, помогая преодолевать разобщенность, формируют в землянах чувство принадлежности к единой человеческой семье.

Французский мыслитель первой половины нашего века Тейяр де Шарден так выразил это чувство: "... для человека нет будущего, ожидаемого в результате эволюции, вне его объединения с другими людьми".

Но это не только взаимодействие людей на личностном, индивидуальном уровне – идет диалог культур, цивилизаций. И сегодня мы понимаем, что надо учиться вести этот диалог, который поможет сделать достижения разных культур и цивилизаций достоянием всего человечества.

"Мы вступаем в период, когда культура будет иметь большое значение, чем когда-либо. Культура не является чем-то окаменевшем в янтаре, это то, что мы создаем заново каждый день. Постиндустриальное общество будет содержать в себе много культур, и это базис для морали. Быть может, это и есть подлинный базис для взаимопонимания людей, для формирования новых моральных ценностей в отношениях между людьми" О. Тоффлер.

2. Общество как саморазвивающаяся система

Общество- это сложная социальная система. Как и всякая система, общество может быть охарактеризована:

1. С точки зрения способа существования – общество как часть мира, образованная совместно действующими, сознательно преобразующими его людьми;

2. С точки зрения функциональных характеристик – общество как организованная деятельность человеческих коллективов, способных собственными усилиями создавать необходимые условия существования. Общество образуется лишь таким коллективом, который способен действовать как единое целое, имеет общие потребности, осознает их и стремится удовлетворить в организованной совместной деятельности. В этом плане человеческое общество представляет собой реальную социальную группу, в рамках которой осуществляются не просто многие, а все необходимые для существования людей функции, от производства вещей до воспитания подрастающего поколения, от политической регуляции до духовного творчества, т.е. общество образуется социальной группой, способной собственной деятельностью обеспечить все необходимые условия жизни;

3. С точки зрения его структуры – общество как совокупность элементов, подсистем, а также и их связь между собой. Конечным неделимым элементом социальной системы выступает отдельный человек – индивид, а общим знаменателем, к которому можно свести все многообразие частей общества, - процесс человеческой деятельности. Именно деятельность как способ существования общества определяет его структуру и очерчивает его границы.

Философия изучает общество в целом. В научной литературе существует немало определений общества. Простейшее из них выглядит так: общество - это совокупность людей и их взаимоотношений.
Современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как целостный организм, единая система.
Общество всегда находится в состоянии подвижности, изменяясь в том или ином отношении, но одновременно оно стабильно (устойчиво).
Базовую структуру общества образуют основные направления (сферы) общественной деятельности - экономическая, социальная, политическая и духовная. При этом каждая сфера имеет собственную специфику и играет свою роль в жизни общества. Ведущая роль принадлежит экономической сфере, а точнее способу производства материальных благ.
Во-первых, без постоянного осуществления воспроизводства материальных благ существование общества невозможно.
Во-вторых, способ производства определяет разделение труда и отношения собственности, а, следовательно, социальную структуру общества, т.е. появление и развитие общественных классов, социальных групп, слоев.
В-третьих, в процессе производства создаются условия для развития духовной жизни общества.
Способ производства включает в себя две составляющих: производительные силы и производственные отношения.
Производительные силы - это орудия труда, средства труда, а также люди, участвующие в производстве.
Производственные отношения характеризуют экономические отношения, в которых находятся классы и социальные группы оп признаку собственности, обмена, распределения и потребления материальных благ. Это отношения, которые складываются между людьми в процессе производства и движения общественного продукта от производителя до потребителя.
Развитие материального производства начинается с развития производительных сил, в которых наиболее быстрыми темпами развиваются орудия труда. Производительные силы обусловливают определенные общественные производственные отношения, поскольку люди не могут осуществлять процесс производства, не объединяясь каким-либо образом.
Следовательно, изменение производительных сил обязательно приводит к изменению производственных отношений.
Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил - один из основных законов общественного развития.
В 19 веке в социальной философии окончательно сложилось мнение, что жизнь общества не цепь случайностей, а организованная система, которая подчиняется определенным законам общественного развития.
Общественные законы проявляются только через деятельность людей. Являясь основой существования общества, эта деятельность направлена на производство средств для обеспечения и воспроизводства жизни.
Законы, по которым развивается общество, отличаются от законов природы и имеют свою специфику. В природе все происходит стихийно. Это относится к небесным телам, растительному и животному миру. История природы происходит сама, а историю общества творят люди. Законы истории создаются самими людьми, но потом люди уже вынуждены подчиняться власти этих законов.
Исходя из своих потребностей, люди преследуют определенные цели, действуют сознательно. В общественной жизни сталкивается множество целей и интересов, борются передовые и устаревшие взгляды, правильные и ложные идеи. Законы общества проявляются в совокупной деятельности людей и не зависят от воли и желания отдельных лиц и даже социальных групп.
В современной философии преобладает точка зрения на историю, как на направленный и закономерный процесс. При этом исторический процесс носит прогрессивный характер. Это значит, что развитие ведет к постоянному улучшению общества.
Основой общественного прогресса является производство материальных и духовных благ для удовлетворения потребностей людей.

Социальная философия, стремясь найти простейшее образование социальной системы, ее «социальный атом», анализ которого позволил бы понять всю систему в целом, прошла несколько этапов. Вначале «социальным атомом» рассматривался индивид . Позднее пришло понимание, что в изолированном виде он не представляет собой социальное явление, и на его место была поставлена семья , которая в структурном отношении оказалась весьма сложным явлением. Потом – родовая община , но и самое примитивное общество оказалось тоже сложным явлением. И поиск «социального атома» зашел в тупик.

В середине ХIХ века К.Маркс в качестве первокирпичика общества называет общественные связи и складывающиеся на их основе отношения между людьми. По мнению К.Маркса, общество – не совокупность индивидов, а сумма связей и отношений, в которых эти индивиды находятся между собой.

В ХХ в. Питирим Сорокин (1889-1968) делает вывод, близкий к выводу К.Маркса, обозначая социальные связи и отношения как значимое человеческое взаимодействие, выступающее родовым социальным явлением.

Таким образом, в обеих концепциях утверждается, что человек в процессе своей деятельности вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми. Поскольку эти мощные отношения порождены деятельностью, следовательно, они являются ее необходимой формой.

Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами и внутри них. Поскольку человек включен в каждую из этих групп (этнос, класс, слой внутри класса, возрастная прослойка и т.д.), то он выступает в качестве субъективного элемента и творца своих собственных общественных отношений.

Следовательно, общественные отношения представляют собой объективную реальность, независимую от воли и сознания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей деятельности. Человек же представляет собой совокупность соответствующих общественных отношений.

К.Марксу принадлежит заслуга разработки научной теории об обществе как социальной системе.

Социальная система – это упорядоченная, самоуправляемая целостность множества разнообразных общественных отношений, носителем которых является личность и те социальные группы, в которые он включен.

Характерные особенности общества как социальной системы :

    Поскольку конкретная личность включена в различные общественные группы, то общество в целом как система имеет сверхсложный и иерархический характер. В этой системе можно выделять различные уровни, которые связаны между собой по принципу соподчинения.

    Социальная система обладает интегративным качеством, несвойственным образующим ее частям и компонентам. Это обеспечивает относительно самостоятельное и обособленное ее существование и функционирование.

    Универсальным компонентом социальной системы является человек, который обязательно включен в каждую часть системы, начиная от общества в целом и кончая семьей. Социализация личности представляет собой процесс ее адаптации к существующей системе.

    Самоуправляемость социальной системы. Способность к саморегулированию и саморазвитию общества предполагает наличие социальной подсистемы управления, что свойственно всем самоуправляемым системам (природным - биологическим и искусственным – автоматизированным машинам). Нельзя недооценивать роль системы управления обществом. Именно она обеспечивает интеграцию всех компонентов системы и их согласованное действие. Если выходит из строя подсистема управления и наступает рассогласованность в действиях компонентов системы, неизбежно саморазрушение общества.

Обществу, как сверхсложной самоуправляемой системе, свойственна многофункциональность. (Функция – от лат.functio – исполнение, осуществление. Это роль, которую выполняет система или ее конкретный элемент по отношению к ней как целостности). Основные функции социальной системы: сохранение системы, ее устойчивого состояния; совершенствование системы.

Таким образом, общество - совместная жизнь людей, которые активно взаимодействуют между собой для удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате деятельности между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей и зависящие от существующих условий жизни. Общество – совокупность общественных отношений и представляет собой чрезвычайно сложную самоуправляющуюся систему. В качестве системообразующих факторов выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей) и их общественные отношения.

Как и каждая система, общество существует в процессе динамического контакта со средой, обеспечивая свою целостность через взаимодействие собственных функционально выделенных элементов. Такими базовыми элементами любого общества являются: 1) деятельность субъектов, 2) предметные средства их производительной деятельности, 3) информация на предметных носителях и 4) устойчивые организационные связи, возникающие в процессе функционирования каждого из элементов и всего общества в целом. Все эти элементы, включая самих субъектов, представляют собой продукты целенаправленной деятельности. Можно выделить четыре основных вида деятельности , каждый из которых служит образующим центром формирования соответствующих сфер жизни общества. Сферы «материального» и «духовного» производства обеспечивают производство предметных средств деятельности и необходимой для нее информации. В первой из них создается весь спектр многообразных орудий и средств труда – от инструментов и материалов до энергетических комплексов и транспортных средств. Продуктом второй являются все виды производимой людьми информации: научной, художественной, а также той, что программирует и направляет социальное поведение. Социальная сфера «отвечает» за воспроизводство социализированных индивидов. К ней относятся все виды медицинских и образовательных услуг, организация досуга, а также все то, что обеспечивает повседневные бытовые нужды людей. Задачей сферы социального управления является обеспечение должной координации действий образующих общество личностей и групп, т.е. поддержание необходимого уровня порядка и организации.

4. Необходимость и свобода в историческом процессе

Определение фундаментальных оснований общества сопровождалось неоднократной сменой парадигм. Для античности характерны целостное восприятие мира, единство социального, политического, государственного устройства, правовых и этических норм. Средневековье утверждает признание божественных законов, предопределяющих поведение и судьбу отдельной личности, народа, государства, правовых норм и освященных религиозными канонами норм этики. Индустриальная парадигма базируется на признании лидирующей роли экономической науки в объяснении общества. Ее представителями были классическая политическая экономия в лице А. Смита и Д. Рикардо, марксизм, кейнсианство, либерализм, неолиберализм. Во всех этих концепциях история лишена субъективного, личностного начала. Общество предстает как бездушный механизм, в котором че­ловеку отводится роль незаметного и вполне заменимого винтика. Со­временная постиндустриальная парадигма утверждает примат чело­века, его сознания в системе источников существования и развития общества.

Общеизвестно, что люди не свободны в выборе условий своего рождения и воспитания. Вступая в жизнь, каждый человек застает сложившиеся цивилизацию и культуру, социальные системы, всю совокупность общественных отношений, связей, традиций, норм поведения, институты государства и права, быт, технику, производство. Общество существует для него как внеположная и не зависящая от него реальность. Оно так же объективно, как и природа, и человек в равной мере зависит от них. Личность и общество на первый взгляд несоизмеримы по масштабам и силе воздействия. Общество формирует личность господствующими в нем социальными стандартами. Подчиняясь социальным требованиям, личность утрачивает многие черты собственной неповторимости. Социальная машина способна раздавить любого, кто сделает неверный шаг. Человек беззащитен перед бездушным социальным механизмом, и его жизнь трагична. Такое мироощущение возникает в ситуации конфликта личности и общества. «Дух человеческий - в плену. Плен этот я называю “миром”, мировой данностью, необходимостью», - писал Н. А. Бердяев.

Структура и взаимодействие элементов, обеспечивающих стабильность общества в состоянии динамического равновесия, составляет фундамент исторической необходимости. Она проявляется и в закономерностях общественного развития. Человек испытывает на себе и даже может стать жертвой циклических ритмов истории, неизбежных кризисных явлений в различных сферах общественного организма.

В истории периодически чередуются эволюция и инволюция, интеграция и дезинтеграция, прогресс и упадок. Длительность циклов сокращается во времени, что проявляется в глобальном ускорении мирового развития. Специалисты определили: 1 млн лет истории неолита эквивалентен 40 годам нашего времени. Поколение, родившееся в 1910 г., пережило две мировые войны, две революции, строительство коммунизма и... попытку возврата к той России, которую мы потеряли в 1917 г. Невозможно описать страдания и жертвы, которые выпали на его долю.

В какой мере люди ответственны за исторические события прошлого и настоящего?

Если объективные законы определяют ход истории, то какова роль человека-субъекта и предпосылки общества?

На протяжении всей истории философии дискуссионным оставался вопрос: люди формируются обстоятельствами или обстоятельства создаются людьми?

Одни мыслители считают, что люди - единственные, всемогущие и полнокровные авторы истории. Другие полагают, что люди - лишь актеры, разыгрывающие сценарий исторических событий в соответствии с божественным замыслом или в силу неотвратимости законов общественной жизни. «Весь мир театр, и люди в нем актеры», - гениально определяет формулу общественной жизни В. Шекспир. К. Маркс утверждал, что люди - и актеры, и авторы разыгрываемой ими в ис­тории драмы. Они участвуют в историческом процессе сознательно, ставят перед собой цели и реализуют или не реализуют их, конкретзирует мысль К. Маркса Ф. Энгельс. Историческое событие закономерно происходит, являясь равнодействующей (т. е. суммой) разнонаправленных сил и воль множества людей. Общество движется от одной формации к другой в соответствии с присущими ему законами, люди же своей деятельностью могут лишь ускорить либо замедлить исторический процесс, но не отменить его направление.

Современная наука стремится раскрывать особенности социальной динамики в терминах синергетики - науки о закономерностях само­организации сложных систем. Синергетика объясняет социальную динамику в понятиях «самоорганизации», «нелинейности», «открытости», «хаоса». Она показывает, как неравновесность социальных сил, наличие обратных связей между социальными структурами обусловливают эволюцию общества. Его развитие отличается нестабильностью, так как относительно медленные процессы сменяются обострением неустойчивости, угрожающей распадом сложной общественной системы. В некоторые периоды истории неограниченное возрастание отдельных социальных процессов за конечное время может обусловли­вать либо чрезвычайно быстрое развитие общества, либо его распад. В современной истории наблюдаются гиперболический рост народона­селения, нарушение экологического равновесия в природе, безудержный рост техники. Каждый из названных процессов несет опасность сверх- катастрофы, гибели человечества. Это ситуация тотальной несвободы, когда человек может стать жертвой стихийного проявления зако­нов протекающей эволюции.

С точки зрения синергетики случайность является необходимой составляющей развития сверхсложных систем. Их развитие в период

распада непредсказуемо в силу преобладания случайных, а не неоходимых факторов. Поэтому представляются ошибочными попытки прогнозировать развитие общества от наличного состояния, ибо в момент слома системы оно осуществляется чрезвычайно быстро и, как правило, под влиянием случайных факторов. Демоническая сила случайности делает непредсказуемой и судьбу отдельной личности. Неслучайно говорят: «Человек предполагает, а Бог располагает...»

Однако факты истории только в библейских сюжетах объясняются вмешательством Бога. Реальность такова, что ни одно историческое событие не может быть объяснено без учета роли человека, действий личностей и социальных групп. На основе исследования огромного фактического материала Л. Тойнби пришел к выводу, что процесс роста цивилизации осуществляется не сам по себе, а вследствие действий субъектов истории. Источником социального действия не может быть общество в целом, но лишь индивид или группа индивидов. Цивилиза­ция, социум - посредник, с помощью которого отдельные люди взаимо­действуют между собой. Поэтому личности, а не общество создают человеческую историю. «Цивилизации развиваются благодаря порыву, который влечет их от вызова через ответ к дальнейшему вызову; от дифференциации через интеграцию и снова к дифференциации» .

Развитие общества - дело рук творческих личностей. Их историческая миссия состоит в том, чтобы успешно ответить на вызов истории. Именно творческое меньшинство вдыхает в общество новую жизнь. Косное большинство подражает творческому меньшинству, воспринимает их духовно-нравственный порыв. Без их деятельности общество останавливается в своем развитии.

Развитие общества многовариантно, имеет несколько альтернатив­ных путей. Это открывает человеку путь к свободе. Люди могут сознательно направлять развитие по одному из альтернативных сценариев. Правда, конкретное общество содержит не любой вариант эволюции, а лишь определенный спектр возможностей. Поэтому сложноорганизованным системам невозможно навязать пути их развития, но можно способствовать проявлению их собственных тенденций. И здесь приобретает особое значение поведение личности, ее способность понимания ситуации и влияния на ход событий.

Синергетика позволяет по-новому раскрыть роль личности в истории, поскольку правильно организованные, но «малые» по силе воздействия могут быть более эффективными, чем мощные. Огромные усилия, которые прилагают люди для достижения целей, противоречащих собственным тенденциям развития общества, либо оказываются бессмысленными, либо наносят вред. Но даже единичное усилие отдельного человека может иметь более существенное значение для развития социального целого, чем действия мощного аппарата власти. Подобно тому как это происходит в неживой природе, малая флуктуация в обществе вырастает и изменяет состояние всей системы.

Синергетика формирует представление о роли хаоса как конструктивного начала эволюции общества, фактора образования сложных социальных структур. Хаос создает предпосылки возникновения новых связей разных уровней общественной организации. Из хаоса могут возникать принципиально новые, неизвестные ранее сложные структурные образования в природе и обществе. Эта закономерность позволяет по-новому осмыслить причины гибели древних цивилизаций и возникновения принципиально новых. По-иному видятся и возможности объединения народов, принадлежащих к разным цивилизациям, не разрушая их культурно-исторической специфики.

Под хаосом можно понимать и множество разнонаправленных действий личностей, деятельность которых в совокупности обусловливает содержание и направленность общественных процессов. Упорядоченность общественной системы, характеризующаяся жесткой регламентацией любых проявлений индивидуальности, - несвобода. Позитивный, животворящий хаос, напротив, означает свободу самопроявления личности, ее инициативы. Роль личности в истории и проявляется как «малое» воздействие, «подталкивающее» социальную систему на один из благоприятных человеку вариантов развития. Но значимость и содержание социальных действий личности зависят от степени ее свободы. Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит, подчеркивал Бердяев

Что такое свобода? В философии под свободой понимается опре­деленная сторона взаимоотношений, характеризуемая отсутствием связи между объектами. Всякое отношение представляет собой взаимосвязь двух сторон или объектов, которые обладают самостоятельным существованием и в то же время взаимно определяют друг друга. Свобода есть взаимная обособленность двух сторон, выступающая обратной стороной связи. Связь - зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении. Высокоинтенсивная, тесная, жесткая связь означает минимум свободы. Независимость, обособленность од­ного предмета от другого - это максимум свободы. Чем больше связей, тем больше зависимостей, тем меньше свободы. Поскольку не су­ществует явлений, не связанных с другими явлениями, постольку сво­бода всегда относительна. Еще Демокрит (ок. 460 г. до н. э.) утверждал: «Человек вне связей недоступен подчиняющей внешней необходимости, а потому свободен». Но человек неразрывно связан с природой и обществом, и потому французский мыслитель П. Гольбах (1723-1789) с полным основанием мог утверждать: «Человек не свободен ни одну минуту своей жизни».

Существует внутренняя и внешняя детерминация свободы. Внешняя детерминация степени свободы обусловлена закономерностями природы и общества. Поведение человека несвободно постольку, поскольку оно ограничено природными условиями и регламентировано жесткими социальными нормами. В условиях постоянной опасности погибнуть от голода, хищников, стихийных бедствий человек несвбоден. Опыт взаимодействия с природой, полученный в борьбе за выживание, фиксировался в жестких нормах, требующих неукоснительного, строго определенного порядка действий. Каждое конкретное событие, действие, предмет, созданный человеком, имел для него лишь одно, строго определенное значение, а поведение - одну версию. Когда человек преодолевает границу адаптивного принуждения, обусловленного борьбой за выживание, возникает некоторое пространство для свободной деятельности, где возможно творчество, культурная изменяемость форм и смыслов.

В истории человечества жесткая, отлаженная система регуляции поведения индивида, взаимоотношений личности и общества постепенно сменялась либерализацией общественных отношений, нарастанием личной свободы и формированием благоприятных условий для культурного творчества. Ф. Шеллинг подчеркивал: «Свобода не должна быть милостью или благом, которым можно пользоваться только как запретным плодом. Свобода должна быть гарантирована порядком столь же явным и неизменным, как законы природы».

Но человек, относительно свободный от внешней необходимости, подчиняет свои действия влиянию собственной мотивации. Свобода от реакций на «мир» и от оппортунистических приспособлений к «миру» есть великое завоевание духа, подчеркивал Н. А. Бердяев. Она является неотъемлемым условием исторического творчества. Гражданское общество, вытесняющее тоталитарную власть государства над личностью, обусловливает рост субъектности общества, расширяет возможности влияния личности на исторический процесс.

Существуют ли объективные критерии, позволяющие определить роль личности в истории? Традиционно в поле зрения историков оставались либо значительные исторические события, либо «герои», выдающиеся личности - участники таких событий. Что же касается обычных людей, вовлеченных в исторический процесс, то они рассматривались лишь как некая «масса» индивидов, совокупные действия которых рождали исторические факты. Можно, однако, утверждать, что каждый человек оказывает свое влияние на общественно-политическую ситуацию и ответствен за нее. Истоки этого влияния коренятся в личностных особенностях, проявляющихся в социальных действиях.

Под социальным действием понимается не всякое действие, а лишь то, которому присущи осознанность целей и условий их реализации, взаимосвязь с действиями других людей, учет их интересов и потребностей, самооценка своих действий и ориентация на оценку своего поведения окружающими. Поэтому социальное действие неотделимо от взаимосвязи людей в обществе, является его важнейшей формой. Каждый человек действует сообразно своему индивидуальному набору ценностных ориентаций. Один стремится властвовать, другой - подчиняться деспоту, один стремится к успеху и престижу, другой вынашивает аскетические идеалы, отмечал современный американский философ Э. Фромм. Он называл два основных способа человеческого существования: обладание и бытие, и подчеркивал разрушительные последствия принципа обладания в жизни личности и общества. Существенное значение имеет и то, в какой мере действия личности отвечают потребностям общества, как они соотносятся с интересами других людей.

Влияние личности на исторический процесс пропорционально социальной значимости его личностной роли. Безусловно, неравносильными при прочих равных условиях являются влияние лидера общественно-политического движения или крупного государственного деятеля, с одной стороны, и рядового функционера - с другой. Но нельзя не учитывать и то, как поведет себя человек в конкретной исторической ситуации, какой он сделает выбор, какие способности станет развивать. Все это зависит от его свободного выбора. А этот выбор определит и его влияние на его ближайшее окружение и в конечном счете те на общество в целом. Разница в функциях, роде деятельности определит силу этого воздействия, а моральные качества - его позитивную или негативную направленность.

Имеют значение и волевые качества личности. Раздвоенность и не­решительность, страх и мстительность, чувство своей несчастности или неполноценности, обида и дурное настроение - все эти качества роковым образом сказываются на социальных действиях личности, ее роли в историческом процессе.

Аналогичным образом сказываются и способности личности. Бердяев писал: «Человек создан Творцом гениальным (не непременно гением), и гениальность должен раскрыть в себе творческой активностью, победить все лично-эгоистическое и лично-самолюбивое, всякий страх собственной гибели и всякую оглядку на других» .

Массовое сознание зачастую наделяет выдающихся политических или военных деятелей чрезвычайными качествами: интеллектом, волей, способностями, знаниями, талантом и даже гениальностью. И это не случайно. Роль коррелируется с личностными качествами, но далеко не всегда. Бывает так, что на поверхность исторических событий всплывает посредственный и смешной персонаж, которому, по выражению Маркса, предстоит играть роль героя. Несоответствие между притязаниями личности и ее возможностями чаще всего выражается в авторитарном поведении, в стремлении подчинить себе всех и вся, используя для этого любые средства. Еще Спиноза писал о насильственном правлении, которое посягает на умы и пытается предписывать, что каждый должен принимать как истину и отвергать за ложь. Отличительные особенности разума, воли, переживаний индивида проявляются в условиях свободы в зависимости от ценностных ориентаций личности. Именно ценности как представления об идеале, желаемом, нормативно одобряемом опосредуют свободный выбор человека.

Роль личности в истории может быть и незначительной, и огромной. Г. В. Плеханов писал: «Великий человек... герой. Не в том смысле, что он будто бы может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода. В этом - все его значение, в этом - вся его сила. Но это - колоссальное значение, страшная сила».

Общество и его институты создают относительно равные условия свободы в соответствии с принадлежностью людей к различным социальным группам. Чем демократичнее общество, тем больше равенства в предоставлении людям их гражданских прав и свобод. Э. Фромм отмечал, что человеческое бытие принципиально свободно, ничем не сковано. Это, однако, не означает, что все люди одинаково свободны. Существует не только внешняя, но и внутренняя детерминация свобо­ды. Люди не только стремятся к свободе, но и бегут от нее. Главными формами бегства от свободы Фромм называл подчинение вождю в тоталитарных режимах и конформизм (подражательное поведение) - в демократиях.

Но в человеке скрыты как истоки созидания, так и истоки разруши- тельства, деструктивности, ненависти и авторитарности. Свое бессилие перед жизнью он может выражать в разрушительных, деструктивных действиях. Поэтому существует опасность превращения свободы в фактор нестабильности и дезорганизации общества. Создание системы гражданско-правовой регуляции отношений личности и общества направлено на установление разумного баланса между свободой личности и интересами общества. Кант определял право как «совокупность условий, при которых произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы» ’.

Любая самоорганизующаяся социальная система обладает соответ­ствующей ей системой частных свобод. Это предпосылка цивилизационных основ жизни личности и одна из ценностей человеческой жизни.

Историческая необходимость невозмож­на вне социальных действий конкретных личностей, каждого челове­ка. Значимость наших усилий, роль и ответственность каждого из нас за судьбы общества и культуры возрастают по мере расширения возможностей свободного выбора и самореализации личности.

Контрольные вопросы

1. Что такое общество?

2. Что такое общественное производство?

3. Каковы особенности подсистем общества? В чем их единство?

4. Что такое цивилизация?

5. Действительно ли европейская цивилизация является высшей и призвана указать магистральный путь развития всего человечества?

5. Что такое культура? Какова ее связь с цивилизацией?

6. Каковы критерии, позволяющие определить роль личности в истории?

Темы докладов и рефератов

    Альтернативные концепции исторического процесса: Макс Вебер и Карл Маркс.

    Историческая необходимость и свобода творчества.

    Собственность и социальное неравенство: вероятность их исключения из жизни общества.

    Социальная психология и идеология в индивидуальном и общественном сознании.

    Власть и политика: мифы и реальность.

Литература

    Бердяев Н. А. Смысл истории. - М., 1990.

    Бергер П. Понимание современности //Социологические исследования. 1990. - № 7.

    Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - М., 1993.

    Гумилев Л. Н. История людей и история природы. - М., 1993.

    Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. - М., 2000.

    Каган М. С. Философия культуры. - СПб., 1996.

    Канетти Э. Масса и власть. - М., 1997.

    О свободе. Антология западноевропейской либеральной мысли. - М., 1995.

    ПанаринА. С. Философия политики. - М., 1994.

18 Ролз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск, 1995.

19 Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

20.Степин В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего. - М., 1996.

21.Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.

22.Франк С. Л. Смысл жизни // Франк С. Л. Духовные основы общества. - М., 1992.

23.Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. - № 3.

24.Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

К.ф.н. Голбан Наталья Викторовна, к.ф.н. Совалева Елена Владимировна, к.ф.н.Тихонова Нина Анатольевна,

д.ф.н. Щербаков Владимир Петрович