Когда построили грановитую палату. Росписи Грановитой палаты

В Кремле. Москва. Грановитая палата архитектуры в, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487—91 (итальянские архитекторы и). Названа по восточному фасаду, отделанному гранёным каменным рустом. Первоначальные сдвоенные… … Москва (энциклопедия)

ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА, памятник архитектуры. Построена в 1487 итальянским архитектором Марком Фрязиным (см. ФРЯЗИН Марк). Строительство закончил архитектор Пьетро Антонио Солари (см. СОЛАРИ Пьетро Антонио) в 1491. Грановитая палата являлась парадным… … Энциклопедический словарь

В Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487 91 (итал. арх. Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари). Названа по восточному фасаду, отделанному граненым каменным рустом. Собственно Грановитая палата зал на 2 м этаже (пл.… … Русская история

Одно из зданий Кремля Московского (См. Кремль Московский). Построена в 1487 91 итальянскими архитекторами М. Фрязипом и П. Солари. Использовалась как зал для торжественных приёмов. Своё название Г. п. получила из за отделки гранями её… … Большая советская энциклопедия

В московском Кремле, построена по повелению в. кн. Иоанна III в 1487 1491 гг. итальянскими зодчими Марком Руфом и Петром Антонием. Напоминая собою новгородскую Ефимьеву палату, она, по старинному преданию, была выложена снаружи гранями, отчего и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

См. в ст. Кремль Московский … Советская историческая энциклопедия

Грановитая палата - Гранов итая пал ата (в Московском Кремле) … Русский орфографический словарь

Палата старорусское слово, для обозначения дома или дворца. Происходит из латыни, родственное украинскому палац, французскому палас (palace) или пале (palais), английскому пэлэс (palace). Во времена Русского царства, словом палата стали… … Википедия

Палаты, жен. [латин. palatium]. 1. только мн. Дворец, великолепное здание, первонач., встарину, каменное (устар.). «Все в том острове богаты, изоб нет, везде палаты.» Пушкин. Боярские палаты. «Великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах… … Толковый словарь Ушакова

И полата жен. или мн. палаты, дворец, великолепное жилое здание государя, вельможи, особ. каменное. | твер., вят. каменный дом, а деревянные хоромы. | Палата, здание, перенесено у нас на присутственное место, особ. судебное, как встарь изба:… … Толковый словарь Даля

Книги

  • Грановитая палата , В. В. Гормин , Грановитая палата является одной из самых древних построек гражданской архитектуры Новгорода. В ней размещается выставка изделий русского декоративно-прикладного искусства XI-XX веков В… Категория: Российские просторы Серия: Туристу о Новгороде Издатель: Лениздат ,
  • Грановитая палата. Краеведческий очерк , В. В. Гормин , Грановитая палата является одной из самых древних построек гражданской архитектуры Новгорода. В ней размещается выставка изделий русского декоративно-прикладного искусства XI-XX веков. В… Категория: Краеведение Серия: Туристу о Новгороде Издатель:
Путеводитель по архитектурным стилям

Для строительства здания пригласили не только русских зодчих, но и итальянских архитекторов - Алевиза Фрязина, Марко Фрязина, Пьетро Антонио Солари. Грановитой палату назвали из-за облицовки фасада граненым камнем. Такая обработка была характерна для итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Ее называли также «бриллиантовым рустом». Поэтому по стилю Грановитая палата похожа на итальянское палаццо.

Внутри здания огромный зал площадью 495 м 2 . Долгое время это был самый большой парадный зал Москвы. Интерьеры украшает резьба и позолота. Причем убранство Грановитой палаты несколько раз менялось: сначала были росписи на библейские темы, затем алое сукно, а потом иконопись.

Снаружи вход в Грановитую палату запирает Золотая решетка. По легенде, ее отлили из медных денег, изъятых из обращения после Медного бунта. На самом деле решетка железная, но расписана красками и позолочена.

Также к палате примыкают сени с «тайником». Там царица и ее приближенные, которым было запрещено присутствовать на приемах, могли наблюдать за происходящим.

С Красного крыльца Грановитой палаты русские цари кланялись земным поклоном народу после коронации в Успенском соборе.

А в 1682 году разъяренная толпа требовала сюда царицу Наталью Нарышкину и ее детей Петра и Ивана для расправы над неугодными боярами.

В Советское время Красное крыльцо Грановитой палаты разобрали. На его месте появилась Депутатская столовая Верховного совета. А в 2004 году на восстановленном крыльце, следуя древним традициям, Президент РФ Владимир Путин принимал парад по случаю своей инаугурации.

Над боковыми фронтонами Красного крыльца установлены 2 двуглавых орла, а на пролетах перил - львы. К крыльцу ведет Красная лестница в 43 ступени.

Льва называют «Царем зверей». Во многих верованиях это символ высшей божественной силы, власти, величия и мощи. С образом льва связывают храбрость, доблесть, благородство, гордость, справедливость. А львица является символом материнства и воплощением сладострастия. Поэтому в архитектуре часто используют львов в роли стража. Это, например, львиные статуи, «охраняющие» вход. А в Россию львы «пришли» из Италии.

Вконтакте

Построена в 1487–91 гг. по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.

Древний дворец

Изначально называлась Большая палата.

Построена на месте древней гридницы (столовой).

Большая палата была передним приёмным покоем дворца. Рядом с Большой палатой была выстроена Средняя палата. Перед Средней палатой было построено Верхнее крыльцо (Передние переходы).

На Верхнее крыльцо с площади вели три лестницы:

  • у стены Большой палаты (ныне называется Красное крыльцо);
  • средняя лестница (с конца XVII века называлась Золотая лестница, или Золотая решётка);
  • Паперть Благовещенского собора.

Между лестницей у Большой палаты и средней лестницей находились Красные ворота, которые вели с внутреннего двора дворца на площадь. Средняя лестница вела в сени Средней палаты.

shakko , CC BY-SA 3.0

Средняя палата с 1517 г. называлась Средней Золотой палатой, или просто Золотой палатой. За средней палатой находилась Столовая изба. За Столовой избой располагались терема. В 1681 г. Столовая палата была разобрана.

Роспись палаты

В XVI в. стены и своды в интерьере палаты были расписаны фресками.

В 1668 в. роспись возобновил Симон Ушаков, составлявший подробную опись сюжетов и расшифровку надписей, что случилось в 1672 г. по указанию царя Алексея Михайловича.


polikliet , CC BY-SA 3.0

При Петре I роспись была уничтожена, своды выбелены, а стены затянуты малиновым бархатом с вышитыми на нём золотыми двуглавыми орлами. Такой вид палата сохраняла до 1881 г., когда её роспись была возобновлена палехскими иконописцами братьями Белоусовыми, в соответствии с описью Симона Ушакова.

Перестройки палаты

Грановитая палата была переделана в 1684 г. архитектором Осипом Старцевым.

Сдвоенные стрельчатые окна были растёсаны и украшены нарядными белокаменными наличниками с колонками, перевитыми виноградной лозой; была устроена тайная смотрильная палатка.

Смотрильная палатка находилась на западной стороне палаты, над Святыми сенями, напротив царского места, где стоял трон.


Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856–1933) , Public Domain

В окне была вставлена смотрильная решётка, которая завешивалась занавеской. В это окно царицы и царевны наблюдали различные пышные церемонии, включая приёмы послов.

При строительстве в 1838-49 гг. Большого Кремлевского дворца здание было интегрировано в комплекс с Теремным дворцом и Большим Кремлёвским дворцом. Через Святые сени оно соединилось с Владимирским залом.

События

Грановитая палата - главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца.


Ivan Makarov , Public Domain

В нём проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покорения Казани (1552), победы под Полтавой (1709 г.), заключения Ништадтского мира со Швецией (1721 г.).

Здесь на Земском соборе 1653 года было принято решение о воссоединении Украины с Россией.

На южной стороне фасада располагается лестница, которая сейчас называется «Красное крыльцо». По ней проходили русские цари и императоры на коронование в Успенский собор. Последняя процессия прошла при короновании Николая II в 1896 г. В 1930 г. лестница была убрана по приказу И. В. Сталина и в 1994 г. снова восстановлена.

Лестница состояла из 32 ступеней. Была построена из белого камня, ступени покрыты железными плитами. На лестнице были устроены три отдыха (площадки). На каждой площадке стояла каменная вызолоченная фигура льва.

По левой стороне лестницы стояли каменные перила. Лестницу покрывала медная кровля в виде шатров. На вершинах шатров были установлены орлы. Кровля верхней площадки в виде бочки.

Шатёр нижней площадки был установлен на каменную арку с резными орлами. Во время пожара 1696 года кровля лестницы сгорела и больше не восстанавливалась.

Во время царствования Фёдора Иоанновича лестница называлась Золотой. В XVII в. её также называли Большой и Красной. У входа лестница закрывалась позолоченной железной решеткой.

Красным крыльцом называлась площадка перед входом в Грановитую палату. Все челобитчики, приносившие челобитные на имя царя, должны были стоять у Красного крыльца. Челобитные собирали думные дьяки. У Красного крыльца и в подклетах Грановитой палаты располагался стрелецкий караул.

Современность

В XXI в. Грановитая палата является одним из представительских залов при резиденции Президента Российской Федерации.

21 июня 2012 г. Грановитую палату открыли для посещений после реставрации, предыдущая реставрация проводилась в конце 1960-х.


shakko , CC BY-SA 3.0

В ходе реставрации были воссозданы наборный паркет и ковёр, а также восстановлена обивка мебели, не реставрировавшейся с XIX в.

Параллельно с реставрацией в Грановитой палате проводились археологические раскопки, в ходе которых было обнаружено около трех тысяч предметов.

Фотогалерея






Полезная информация

Грановитая палата
Большая палата
Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения.
Иногда ошибочно считается, что название идёт от главного зала палаты, расположенного на втором этаже. Зал перекрыт опирающимися на центральный столб крестовыми сводами, которые придают перекрытию своеобразную «огранку».

Стоимость посещения

Вы можете приобрести билеты на самостоятельное посещение Кремля и его музеев в кассовых павильонах, расположенных в Александровском саду, (выход из метро Библиотека имени Ленина, по переходу - к Александровскому саду).

Кассы работают ежедневно, кроме четверга, с 9:30 до 16:30.
взрослый: 350 руб.
российские школьники, студенты, пенсионеры, иностранные школьники и студенты (при предъявлении соответствующих документов): 100 руб.
семейный билет (по сб, вс и праздничным дням родителям с детьми, на каждого члена семьи (не более 2-х взрослых и 2-х детей в возрасте до 16 лет): 100 руб.

Часы работы

  • внешний осмотр
  • Территория Московского Кремля и его музеи открыты для посещения ежедневно, кроме четверга, с 10:00 до 17:00 часов.

Адрес и контакты

Как проехать

Станции метро:
"Боровицкая", "Библиотека им. Ленина", "Александровский сад", "Арбатская", "Театральная", "Площадь революции", "Охотный ряд".
Ближайшие из них станции метро - "Боровицкая" и "Библиотека им. Ленина".

Годы

Статус Объект культурного наследия РФ № 7710353029 Координаты : 55°45′01″ с. ш. 37°37′00″ в. д.  /  55.75028° с. ш. 37.61667° в. д.  / 55.75028; 37.61667 (G) (Я)

См. также

  • Владычная палата (Великий Новгород)

Напишите отзыв о статье "Грановитая палата"

Примечания

Литература

  • Насибова А. Грановитая палата Московского Кремля. Альбом. - Л. , .
  • Иван Забелин . Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. - Москва: Издательство Транзиткнига, 2005. ISBN 5-9578-2773-8

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Грановитая палата

Вдруг новый, пронзительный женский крик раздался от крыльца, и кухарка вбежала в сени.
– Они! Батюшки родимые!.. Ей богу, они. Четверо, конные!.. – кричала она.
Герасим и дворник выпустили из рук Макар Алексеича, и в затихшем коридоре ясно послышался стук нескольких рук во входную дверь.

Пьер, решивший сам с собою, что ему до исполнения своего намерения не надо было открывать ни своего звания, ни знания французского языка, стоял в полураскрытых дверях коридора, намереваясь тотчас же скрыться, как скоро войдут французы. Но французы вошли, и Пьер все не отходил от двери: непреодолимое любопытство удерживало его.
Их было двое. Один – офицер, высокий, бравый и красивый мужчина, другой – очевидно, солдат или денщик, приземистый, худой загорелый человек с ввалившимися щеками и тупым выражением лица. Офицер, опираясь на палку и прихрамывая, шел впереди. Сделав несколько шагов, офицер, как бы решив сам с собою, что квартира эта хороша, остановился, обернулся назад к стоявшим в дверях солдатам и громким начальническим голосом крикнул им, чтобы они вводили лошадей. Окончив это дело, офицер молодецким жестом, высоко подняв локоть руки, расправил усы и дотронулся рукой до шляпы.
– Bonjour la compagnie! [Почтение всей компании!] – весело проговорил он, улыбаясь и оглядываясь вокруг себя. Никто ничего не отвечал.
– Vous etes le bourgeois? [Вы хозяин?] – обратился офицер к Герасиму.
Герасим испуганно вопросительно смотрел на офицера.
– Quartire, quartire, logement, – сказал офицер, сверху вниз, с снисходительной и добродушной улыбкой глядя на маленького человека. – Les Francais sont de bons enfants. Que diable! Voyons! Ne nous fachons pas, mon vieux, [Квартир, квартир… Французы добрые ребята. Черт возьми, не будем ссориться, дедушка.] – прибавил он, трепля по плечу испуганного и молчаливого Герасима.
– A ca! Dites donc, on ne parle donc pas francais dans cette boutique? [Что ж, неужели и тут никто не говорит по французски?] – прибавил он, оглядываясь кругом и встречаясь глазами с Пьером. Пьер отстранился от двери.
Офицер опять обратился к Герасиму. Он требовал, чтобы Герасим показал ему комнаты в доме.
– Барин нету – не понимай… моя ваш… – говорил Герасим, стараясь делать свои слова понятнее тем, что он их говорил навыворот.
Французский офицер, улыбаясь, развел руками перед носом Герасима, давая чувствовать, что и он не понимает его, и, прихрамывая, пошел к двери, у которой стоял Пьер. Пьер хотел отойти, чтобы скрыться от него, но в это самое время он увидал из отворившейся двери кухни высунувшегося Макара Алексеича с пистолетом в руках. С хитростью безумного Макар Алексеич оглядел француза и, приподняв пистолет, прицелился.
– На абордаж!!! – закричал пьяный, нажимая спуск пистолета. Французский офицер обернулся на крик, и в то же мгновенье Пьер бросился на пьяного. В то время как Пьер схватил и приподнял пистолет, Макар Алексеич попал, наконец, пальцем на спуск, и раздался оглушивший и обдавший всех пороховым дымом выстрел. Француз побледнел и бросился назад к двери.
Забывший свое намерение не открывать своего знания французского языка, Пьер, вырвав пистолет и бросив его, подбежал к офицеру и по французски заговорил с ним.
– Vous n"etes pas blesse? [Вы не ранены?] – сказал он.
– Je crois que non, – отвечал офицер, ощупывая себя, – mais je l"ai manque belle cette fois ci, – прибавил он, указывая на отбившуюся штукатурку в стене. – Quel est cet homme? [Кажется, нет… но на этот раз близко было. Кто этот человек?] – строго взглянув на Пьера, сказал офицер.
– Ah, je suis vraiment au desespoir de ce qui vient d"arriver, [Ах, я, право, в отчаянии от того, что случилось,] – быстро говорил Пьер, совершенно забыв свою роль. – C"est un fou, un malheureux qui ne savait pas ce qu"il faisait. [Это несчастный сумасшедший, который не знал, что делал.]
Офицер подошел к Макару Алексеичу и схватил его за ворот.
Макар Алексеич, распустив губы, как бы засыпая, качался, прислонившись к стене.
– Brigand, tu me la payeras, – сказал француз, отнимая руку.
– Nous autres nous sommes clements apres la victoire: mais nous ne pardonnons pas aux traitres, [Разбойник, ты мне поплатишься за это. Наш брат милосерд после победы, но мы не прощаем изменникам,] – прибавил он с мрачной торжественностью в лице и с красивым энергическим жестом.
Пьер продолжал по французски уговаривать офицера не взыскивать с этого пьяного, безумного человека. Француз молча слушал, не изменяя мрачного вида, и вдруг с улыбкой обратился к Пьеру. Он несколько секунд молча посмотрел на него. Красивое лицо его приняло трагически нежное выражение, и он протянул руку.
– Vous m"avez sauve la vie! Vous etes Francais, [Вы спасли мне жизнь. Вы француз,] – сказал он. Для француза вывод этот был несомненен. Совершить великое дело мог только француз, а спасение жизни его, m r Ramball"я capitaine du 13 me leger [мосье Рамбаля, капитана 13 го легкого полка] – было, без сомнения, самым великим делом.
Но как ни несомненен был этот вывод и основанное на нем убеждение офицера, Пьер счел нужным разочаровать его.
– Je suis Russe, [Я русский,] – быстро сказал Пьер.
– Ти ти ти, a d"autres, [рассказывайте это другим,] – сказал француз, махая пальцем себе перед носом и улыбаясь. – Tout a l"heure vous allez me conter tout ca, – сказал он. – Charme de rencontrer un compatriote. Eh bien! qu"allons nous faire de cet homme? [Сейчас вы мне все это расскажете. Очень приятно встретить соотечественника. Ну! что же нам делать с этим человеком?] – прибавил он, обращаясь к Пьеру, уже как к своему брату. Ежели бы даже Пьер не был француз, получив раз это высшее в свете наименование, не мог же он отречься от него, говорило выражение лица и тон французского офицера. На последний вопрос Пьер еще раз объяснил, кто был Макар Алексеич, объяснил, что пред самым их приходом этот пьяный, безумный человек утащил заряженный пистолет, который не успели отнять у него, и просил оставить его поступок без наказания.
Француз выставил грудь и сделал царский жест рукой.
– Vous m"avez sauve la vie. Vous etes Francais. Vous me demandez sa grace? Je vous l"accorde. Qu"on emmene cet homme, [Вы спасли мне жизнь. Вы француз. Вы хотите, чтоб я простил его? Я прощаю его. Увести этого человека,] – быстро и энергично проговорил французский офицер, взяв под руку произведенного им за спасение его жизни во французы Пьера, и пошел с ним в дом.
Солдаты, бывшие на дворе, услыхав выстрел, вошли в сени, спрашивая, что случилось, и изъявляя готовность наказать виновных; но офицер строго остановил их.
– On vous demandera quand on aura besoin de vous, [Когда будет нужно, вас позовут,] – сказал он. Солдаты вышли. Денщик, успевший между тем побывать в кухне, подошел к офицеру.
– Capitaine, ils ont de la soupe et du gigot de mouton dans la cuisine, – сказал он. – Faut il vous l"apporter? [Капитан у них в кухне есть суп и жареная баранина. Прикажете принести?]
– Oui, et le vin, [Да, и вино,] – сказал капитан.

Французский офицер вместе с Пьером вошли в дом. Пьер счел своим долгом опять уверить капитана, что он был не француз, и хотел уйти, но французский офицер и слышать не хотел об этом. Он был до такой степени учтив, любезен, добродушен и истинно благодарен за спасение своей жизни, что Пьер не имел духа отказать ему и присел вместе с ним в зале, в первой комнате, в которую они вошли. На утверждение Пьера, что он не француз, капитан, очевидно не понимая, как можно было отказываться от такого лестного звания, пожал плечами и сказал, что ежели он непременно хочет слыть за русского, то пускай это так будет, но что он, несмотря на то, все так же навеки связан с ним чувством благодарности за спасение жизни.
Ежели бы этот человек был одарен хоть сколько нибудь способностью понимать чувства других и догадывался бы об ощущениях Пьера, Пьер, вероятно, ушел бы от него; но оживленная непроницаемость этого человека ко всему тому, что не было он сам, победила Пьера.
– Francais ou prince russe incognito, [Француз или русский князь инкогнито,] – сказал француз, оглядев хотя и грязное, но тонкое белье Пьера и перстень на руке. – Je vous dois la vie je vous offre mon amitie. Un Francais n"oublie jamais ni une insulte ni un service. Je vous offre mon amitie. Je ne vous dis que ca. [Я обязан вам жизнью, и я предлагаю вам дружбу. Француз никогда не забывает ни оскорбления, ни услуги. Я предлагаю вам мою дружбу. Больше я ничего не говорю.]
В звуках голоса, в выражении лица, в жестах этого офицера было столько добродушия и благородства (во французском смысле), что Пьер, отвечая бессознательной улыбкой на улыбку француза, пожал протянутую руку.

Грановитая палата была заложена в 1487г. итальянским мастером Марко Фрязином как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в 1491г. ломбардский архитектор Пьетро Антонио Солари.

Здание выстроено из кирпича. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами расположен на высоком цокольном этаже. С запада к нему примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, – наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVIвв. тип зальных помещений. На протяжении двух столетий Грановитая палата площадью 495кв.м. оставалась самым большим залом в русской архитектуре.

Название палаты произошло от архитектурного решения главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани. Такая обработка камня, характерная для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, называлась “бриллиантовым рустом”. Боковые фасады имели гладкие кирпичные поверхности, окрашенные “под кирпич”. Как показывают графические материалы Грановитая палата завершалась высокой четырехскатной золоченой кровлей. Нынешнее низкое трехскатное покрытие памятник получил в ХIХв. Первоначальные оконные проемы имели форму спаренных стрельчатых арочек, разделенных колонкой-импостом и взятых в прямоугольное обрамление, наподобие окон итальянских палаццо. Существующие окна с их барочными наличниками относятся к последней четверти ХVIIв.

Сильно выступающий объем палаты с богато декорированным главным фасадом, дающим глубокую светотень, играет активную роль в формировании архитектурного облика Соборной площади.

В ХVIв. стены и своды в интерьере палаты были расписаны фресками. В 1668г. роспись возобновил Симон Ушаков, составив подробную опись сюжетов. Сохранившаяся до наших дней живопись выполнена палехскими иконописцами в 1881г. в соответствии с описью Ушакова.

При строительстве в 1838-1849гг. Большого Кремлевского дворца Грановитая палата была включена в новый комплекс дворцовых зданий и через Святые сени соединилась с Владимирским залом.

При реставрационных работах 1967-1968гг были восстановлены уникальный резной белокаменный портал в западной стене палаты и рельефный декор центрального столпа. В 1992-1994гг. заново выстроено Красное крыльцо, разобранное в 1930-х гг.

В настоящее время Грановитая палата является одним из представительских залов при Резиденции Президента Российской Федерации.