Упражнения и рекомендации по артикуляционной гимнастике для детей. Тема «Дикие животные жарких стран»

Особенности артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией

Особенности артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией.

выявляются следующие патологические особенности в артикуляционном аппарате.

Паретичность (вялость) мышц органов артикуляции: у таких детей лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т. к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за слабости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

Спастичность (напряженность) мышц органов артикуляции проявляется в следующем. Лицо детей амимичное. Мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т. е. вытянуть губы вперед и др.

Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, то есть тремора языка и голосовых складок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании удержать широкий язык на нижней губе под счет 5—10, язык не может сохранить состояние покоя и появляется дрожание и легкий цианоз (т. е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не удерживает язык вне полости рта.

Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

Апракси и при стертой дизартрии проявляется в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции, т. е. апраксия присутствует на всех моторных уровнях. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении одного движения на другое. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

Девиация, т. е. отклонения языка от средней линии, проявляются также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носо-губной складки.

Гиперсаливация, т. е. повышенное слюноотделение определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдает произносительная сторона речи и просодика.

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у некоторых детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т. е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения, например, могут надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т. д. При анализе же качества выполнения этих движений отмечается: смазанность, нечеткость артикуляций, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быстрая утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

Звукопроизношение. При первоначальном знакомстве с ребенком нарушение звукопроизношения напоминает сложную дислалию. При обследовании звукопроизношения выявляются смешения, искажения звуков, замена и отсутствие звуков, т. е. те же варианты, что и при дислалии. В отличие от дислалии речь при стертой дизартрии еще имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Звуки, которые логопед поставил не автоматизируются, не используются в речи ребенка. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки в речи, изолированно эти звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стертой дизартрии специалист ставит теми же способами, что и при дислалии, но процесс автоматизации поставленных звуков затягивается. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих звуков. Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.

Достаточно часто отмечаются межзубное и боковое искажение звуков. Дети испытывают трудность при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская согласные звуки при стечении согласных.

Просодика. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр голоса, иногда появляется назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонная, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей в процессе речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию имитировать голоса животных то высоким, то низким голосом).

У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не выявляется, т. к. они произносят слова скандированно, т. е. по слогам.

Общее речевое развитие. Детей со стертой дизартрией условно можно распределить на три группы.

Первая группа. Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики. Эта группа очень похожа на детей с дислалией (ФН). Часто логопеды занимаются с ними как с детьми с дислалией и только в процессе логопедической работы, когда нет положительной динамики при автоматизации звуков, становится очевидным, что это стертая дизартрия. Чаще всего это подтверждается при глубоком обследовании и после консультации у невролога. Как правило, эти дети имеют хороший уровень речевого развития. Но многие из них испытывают трудности в усвоении, различении и воспроизведении предлогов. Дети путают сложные предлоги, испытывают проблемы в различении и использовании приставочных глаголов. Вместе с тем они владеют связной речью, имеют богатый словарный запас, но могут испытывать затруднения при произнесении слов сложной слоговой структуры (например, сковорода, скатерть, пуговица, снеговик и т. п.). Кроме этого, многие дети испытывают трудности в пространственной ориентации (схема тела, «внизу-вверху» и т. д.).

Вторая группа. Это дети, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с незаконченным процессом формирования фонематического слуха (ФФН). В этом случае у детей в речи встречаются единичные лексико-грамматические ошибки. Дети допускают ошибки в специальных заданиях при восприятии на слух и повторении слогов и слов с оппозиционными звуками. Допускают ошибки в ответ на просьбу показать нужную картинку (мышка-мишка, удочка-уточка, коса-коза и т. д.).

Таким образом, у некоторых детей можно констатировать несформированность слуховых и произносительных дифференцировок звуков. Словарь отстает от возрастной нормы. Многие дети испытывают трудности при словообразовании, допускают ошибки в согласовании имени существительного с числительным и др.

Дефекты звукопроизношения являются стойкими и расцениваются как сложные, полиморфные нарушения. Эта группа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и стертой дизартрией должна направляться логопедом поликлиники на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию), в специализированный детский сад (в группу ФФН).

Третья группа. Это дети, у которых стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с недоразвитием фонематического слуха. В результате при обследовании отмечается бедный словарь, выраженные ошибки грамматического строя, невозможность связного высказывания, значительные трудности возникают при усвоении слов различной слоговой структуры.

Все дети этой группы со стертой дизартрией демонстрируют несформированность слуховых и произносительных дифференцировок. Показательным является игнорирование в речи предлогов. Эти дети со стертой дизартрией и общим недоразвитием речи должны направляться на ПМПК (в специализированные группы детского сада) в группы ОНР.

Таким образом, дети со стертой дизартрией - это неоднородная группа. В зависимости от уровня развития языковых средств дети направляются в специализированные группы:

С фонетическими нарушениями;

С фонетико-фонематическим недоразвитием;

С общим недоразвитием речи.

Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления.

Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.

Психолого-педагогический аспект, осуществляемый дефектологами, психологами, воспитателями, родителями, направлен на:

Развитие сенсорных функций;

Уточнение пространственных представлении;

Формирование конструктивного праксиса;

Развитие высших корковых функций - стереогноза;

Формирование тонких дифференцированных движений в руках;

Формирование познавательной деятельности;

Психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.

Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе. Логопедическая работа включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированный логопедический массаж. Планируются упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики речи. Обязательным элементом логопедического занятия является развитие мелкой моторики рук.

Последовательность отработки звуков определяется подготовленностью артикуляционной базы. Особое внимание уделяется подбору лексического и грамматического материала при автоматизации и дифференциации звуков. Одним из важных моментов в логопедической работе является выработка у ребенка самоконтроля за реализацией произносительных умений и навыков.

Коррекция стертой дизартрии у детей дошкольного возраста предупреждает дисграфию у школьников.

Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата относится к дизартрии. Ведущим в структуре речевого дефекта при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи.

Минимально выраженные мозговые нарушения могут привести к возникновению стертой дизартрии, которую следует рассматривать как степень проявления данного речевого дефекта (дизартрии).

Неяркие, стертые нарушения со стороны черепно-мозговых нервов могут быть установлены в процессе длительного динамического наблюдения, при выполнении усложняющихся двигательных заданий. Многие авторы описывают встречавшиеся при углубленном обследовании случаи легких остаточных расстройств иннервации, которые лежат в основе нарушений полноценных артикуляций, что приводит к неточности произношения.

Стертая дизартрия может наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму, имеющих в анамнезе заключение - ПЭП (постнатальная энцефалопатия) и другие нерезко выраженные неблагоприятные воздействия во время внутриутробного развития или в период родов, а также после рождения. В этих случаях легкая (стертая дизартрия сочетается с другими признаками минимальной мозговой дисфункции. (Е.М. Мастюкова).

Мозг ребенка раннего возраста обладает значительной пластичностью и высокими компенсаторными резервами. Ребенок с ранним церебральным (ПЭП) поражением к 4-5 годам теряет большую часть симптоматики, но может оставаться стойкое нарушение звукопроизношения и просодики.

У детей со стертой дизартрией в связи с нарушением ЦНС и нарушением иннервации мышц речевого аппарата не формируются необходимые кинестезии, вследствие чего спонтанно не совершенствуется произносительная сторона речи.

Существующие методы коррекции стертой дизартрии у дошкольников не решают проблемы в полном объеме, и дальнейшая разработка методических аспектов устранения дизартрии является актуальной. Изучение дошкольников со стертой дизартрией показало, что наряду с нарушениями функции и тонуса артикуляционного аппарата характерным для данной группы детей является отклонение в состоянии общей и мелкой ручной моторики.

Во многих работах подчеркивается необходимость включать в коррекционную работу при стертой дизартрии развитие мелкой моторики рук.

Близость корковых зон иннервации артикуляционного аппарата с зонами иннервации мышц пальцев рук, а так же нейрофизиологические данные о значении манипулятивной деятельности рук для стимуляции речевого развития обуславливают такой подход к коррекционной работе.

В трудах Л.В. Лопатиной, Э.Я. Сизовой, Н.В. Серебряковой были освещены проблемы диагностики, дифференциации обучения и логопедической работы в группах с дошкольниками со стертой дизартрией.

Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова и другие отмечают, что для детей со стертой дизартрией характерны:

Фонетические нарушения.

Фонематические нарушения.

Нарушение просодики.

Нарушение лексико-грамматического компонента языка.

Расстройство общей моторики.

Расстройство мелкой моторики пальцев рук.

Расстройство артикуляционной моторики.

Нарушение слоговой структуры слова.

Вопросами коррекции дизартрии занимались многие специалисты: О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова и др. Все авторы отмечают необходимость проведения специфической целенаправленной работы по развитию общей моторики, артикуляционной моторики, нормализации мышечного тонуса, мелкой моторики пальцев рук, а так же проведение пальцевой гимнастики, дыхательных и голосовых упражнений.

Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии может включать в себя пять этапов.

1 этап - подготовительный

Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть управлений:

Нормализация мышечного тонуса,

Нормализация моторики артикуляционного аппарата,

Нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,

Нормализация просодики.

Нормализация мелкой моторики рук.

2 этап - выработка новых произносительных умении и навыков

Направления:

Выработка основных артикуляционных укладов,

Определение последовательности работы над звуками,

Развитие фонематического слуха,

Постановка звука,

Автоматизация,

Дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация изолированных артикуляций; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

3 этап - выработка коммуникативных умений и навыков

Направления:

Выработка самоконтроля,

Тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.

4 этап - преодоление или предупреждение вторичных нарушений

5 этап - подготовка к обучению в школе

Направления:

Формирование графомоторных навыков,

Развитие связной речи,

Развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.

Проблема выявления и коррекции стертой дизартрии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени. В литературе имеются многочисленные указания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения, которые по симптоматике напоминают дислалию, но имеют более длительную и сложную динамику устранения.

Изучение стертой дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин.

Впервые вопрос о нетипичных нарушениях произношения, для коррекции которых необходимы длительные занятия, был поставлен Г. Гуцманом во второй половине девятнадцатого века, который отметил общие признаки таких расстройств, проявлявшихся в «смытости, стертости артикуляции» Г.В. Гуровец, СИ. Маевская).

В 1879 году А. Куссмаулем был детально описан ряд форм расстройств речи, среди которых он изучил особый род нарушений звукопроизношения у детей и назвал их «дизартрия». Им были выделены различные проявления дизартрии: как расстройства артикуляции и расстройства дикции. Первые из них назвали дизартрия, а последние дисфазия.

В дальнейшем различными отечественными и зарубежными авторами было отмечено, что существует группа детей с нарушениями формирования звуковой стороны речи, симптоматика и природа которых не соответствует ни дислалии, ни дизартрии.

Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой, которая также характеризует проявления «стертой дизартрии»: как легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью их преодоления. По мнению автора, обычно эти дети большинство звуков изолированно могут произносить правильно, но в речевом потоке их слабо автоматизируют и недостаточно дифференцируют. Было отмечено, что артикуляционные движения у этих детей могут нарушаться своеобразно: ограничения движений языка и губ, наблюдается неточность движений и недостаточность их силы. Вялость и приблизительность движений характерны для одних случаев, а в других - неточность движений объясняется гиперкинезами языка.

Позднее, М.П. Давыдовой было предложено несколько измененное определение стертой дизартрии: нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигателъного аппарата, а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры , можно отнести к легкой стертой псевдобульбарной дизартрии.

Автором отмечено, что в практике школьных логопедических пунктов преобладает легкая, так называемая стертая дизартрия. Недостатки произношения носят самый разнообразный характер, и все же основной признак этого нарушения - смазанность, размытость, нечеткость артикуляции, который особенно резко обнаруживается в потоке речи.

Для диагностики данного нарушения необходимо обращать внимание на наличие неврологической симптоматики, а также необходимо проводить динамическое наблюдение в процессе коррекционной работы: если в ходе амбулаторного обследования психоневролог сразу обнаруживает органическую неврологическую симптоматику, то такие формы правомерно отнести к дизартрии. Часто встречаются дети, у которых при однократном обследовании каких-либо симптомов не отмечается. Когда же логопед начинает с ними систематическую работу, то в динамике ее открывается ряд особенностей, а именно: различное положение языка в полости рта в положении покоя, ограниченность, вялость, неточность и слабость его движения (М.П. Давыдова).

Иное определение подобного нарушения речи предложено А.Н. Корневым. Автор определяет эти нарушения как избирательные, негрубые, но довольно стойкие нарушения звукопроизношения, которые сопровождаются легкими, своеобразными нарушениями иннервационной недостаточности артикуляционных органов. При них нет тотальных полиморфных нарушений звукопроизношения. Как при дизартрии у детей с ДЦП, нет выраженных нарушений тонуса и сократительной способности артикуляционных мышц.

Автор считает, что эта категория детей с нарушениями произносительной стороны речи занимает промежуточное положение между дислалией и дизартрией, что терминологическое обозначение данного речевого нарушения не отражает клиническую и нозологическую самостоятельность данной группы. По мнению автора, выбор термина остается дискуссионным. Для подобного типа нарушения речи А.Н. Корневым предложен термин вербальная диспраксия.

В зарубежной литературе (Б.Ж. Монделаерс), для подобных нарушений используется понятие речевая или артикуляционная диспраксия развития (Developmental apraxia of speech - DAS). Определяют DAS, как нарушение контроля за речевыми движениями.

Монделаерс пользуется таким определением изучаемого речевого нарушения: Диспраксия - это расстройство речи нейрогенного происхождения, но в отличие от дизартрии это расстройство связанно не только с двигательными нарушениями.

В отечественной логопедии термин артикуляционная диспраксия развития используется мало, его обычно применяют для определения механизмов некоторых форм речевого недоразвития, в том числе и стертой дизартрии. Для описания указанных нарушений и их обозначения предлагают различные термины: артикуляторная диспраксия (М. Морлей); центральная органическая или осложненная дислалия (М. Зееман, Л.В. Мелехова), апраксическая дизартрия (Е.Н. Винарская).

И.Б. Карелиной введена новая терминология, где стертая дизартрия трактуется как минимальные дизартрические расстройства - МДР.

Среди причин, вызывающих стертую дизартрию, различными авторами были выделены следующие:

Нарушения иннервации артикуляционного аппарата, при которой отмечается недостаточность отдельных мышечных групп (губ, языка, мягкого неба); неточность движений, их быстрая истощаемость вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы (Л.В. Мелехова, О.В. Правдина, К.А. Семенова О.В. Токарева, М.Б. Эйдинова и Е.Н. Правдина-Винарская.

Двигательные расстройства: трудность нахождения определенных положений губ, языка, необходимых для произношения звуков. (Р.А. Белова-Давид, Б.Ж. Монделаерс и др.).

Оральная апраксия.

В работах Б.Ж. Монделаерс обращено внимание на специфику проявления нерезких форм диспраксии детского возраста, которые могут быть обусловлены трудностями начального этапа речевого развития.

Минимальная мозговая дисфункция.

Легкая степень дизартрии, которая может наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму, или имевших в анамнезе влияния других нерезко выраженных неблагоприятных воздействий в период внутриутробного развития или родов. В этих случаях лёгкие, «стёртые» формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции, т. е. рассматриваются как один из симптомов ММД. (Е.М. Мастюкова).

Впервые попытка классификации стёртых дизартрии была сделана Е.Н. Винарской и A.M. Пулатовым на основе классификации дизартрии, предложенной О.А. Токаревой. Авторами выделена лёгкая псевдобульбарная дизартрия и отмечено, что пирамидный спастический паралич у большинства детей сочетается с разнообразными гиперкинезами, обостряющимися в процессе речи. На слух такая речь звучит невнятно, монотонно и невыразительно, нередко она характеризуется повышенной громкостью, замедленностью и напряженностью.

В данной классификации на первый план выступает лишь степень нарушения, но не учитываются механизмы и нозология.

В исследованиях Е.Ф. Соботович и А.Ф. Чернопольской впервые отмечено, что недостатки звуковой стороны речи у детей со стёртой дизартрией проявлялись не только на фоне неврологической симптоматики, но и на фоне нарушения двигательной стороны процесса звукопроизношения.

Авторами чётко определена типология детей в зависимости не только от неврологической симптоматики, двигательных нарушений, но и фонематического и общего речевого развития при различных формах дизартрии лёгкой степени.

В зависимости от проявлений нарушений двигательной стороны процесса произношения и, учитывая локализацию паретических явлений органов артикуляционного аппарата, авторы выявили четыре группы детей и выделили, таким образом, следующие виды стёртой дизартрии:

Нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата (I группа);

Слабость, вялость артикуляционной мускулатуры в одних группах мышц и повышение тонуса в других (чаще в мышцах языка) (II группа).

Эти две группы относятся к стёртой псевдобульбарной дизартрии.

Клинические особенности нарушений звукопроизношения, связанные с затруднением в выполнении произвольных двигательных актов (III группа), авторы относят к корковой дизартрии.

Дефекты звуковой стороны речи, имеющиеся у детей с различными формами моторной недостаточности (IV группа), отнесены авторами к смешанным формам дизартрии. (Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская).

Попытка классифицировать стёртую дизартрию с позиции нейролингвистического и онтонейропсихологического подходов была сделана А.Н. Корневым. В качестве теоретической основы данной классификации была использована теория Н.А. Бернштейна об уровневой организации движений и их развитии в онтогенезе.

Н.А. Бернштейн разработал теорию организации движений, включающую субкортикальные и кортикальные уровни, и отнёс речь к высшему уровню организации движений - кортикальному речедвигательному уровню.

Им было показано, что, поскольку человек совершает движения, различающиеся по степени произвольности, по участию в двигательном акте речи, то и степень управления этими движениями различна.

Н.А. Бернштейном определены этапы выполнения произвольного движения. На начальном первом этапе осуществляется восприятие и оценка ситуации самим индивидом, включённым в данную ситуацию.

На втором этапе намечается двигательная задача или образ того, что должно быть. Уяснение будущего движения служит основанием для оформления задачи и программирования её решения в моторном плане.

На третьем этапе происходит программирование решения определившейся задачи.

На четвёртом этапе осуществляется фактическое выполнение движения: человек преодолевает все избыточные степени движения, превращает его в управляемую систему и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией движений, т. к. именно она является центральном звеном движения. Нарушение одного из компонентов координации ведёт к нарушению движения, например, несоразмерность движения вызывает дизметрии, нарушение плавности движения - атаксии.

Координация движений развивается постепенно на основе опыта и упражнений, поскольку это сложный сенсомоторный акт, начинающийся с афферентного потока и кончающийся адекватным, центральным ответом.

Корнев, таким образом, выделяет:

Дисфонетическую диспраксию, обусловленную дисфункцией I уровня организации праксиса;

Дисфонологическую диспраксию, обусловленную неполноценностью созревания II уровня;

Вербальную диспраксию, обусловленную неполноценностью высшего, III уровня организации праксиса речи.

В предлагаемом пособии рассматривается логопедический массаж при дизартрии как средство нормализации тонуса мышц, участвующих в артикуляции звуков.

| |
Трудные гласные буквы: е;ё;ю;я | ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Часть логопедических проблем может быть устранена только с помощью логопеда. Лучше заниматься часто и короткими порциями, чем устраивать долгие уроки, но с большими перерывами. Здесь на сайте () вы найдете упражнения на постановки всех звуков русского алфавита, а еще обучите ребенка читать. На индивидуальных занятиях с логопедом ведётся работа по развитию артикуляционной моторики, Работа логопеда должна быть комплексной и систематической. Логопедические дети нуждаются в целенаправленной систематической заботе. Выполнение рекомендаций логопедического раздела сайта позволит вам получить положительную динамику развития и коррекции речи детей. а подгрупповых логопедических занятиях, дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. На этом сайте вы найдете специальные карточки для занятий.

Развитие артикуляционного аппарата детей

Играет важную роль при овладении ребенком речи. Артикуляционный аппарат развивается, когда ребенок ест твердую пищу (например, яблоко), сосет. Для его тренировки можно использовать игры:

Мыльные пузыри . Выдувайте мыльные пузыри вместе с ребенком.

Птички. Вырежьте птичку и привяжите к ее спинке нить длинной 15-20 см. "Смотри, это птичка. Я подую она полетит. Вот так. лети птичка". Подуйте. Предложите ребенку сделать тоже самое. Аналогично можно сделать летающий самолет.

Покажи язычок . Когда ребенок кушает какую-нибудь разноцветную еду (варенье, творожок), предложите ему посмотреть в зеркало. Покажите, как далеко вы можете высунуть язык.

Артикуляционная гимнастика и правильное произношение звуков

Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Также артикуляционная гимнастика очень важна детям с верным, но вялым произношением звуков, т.е. тем, у которых «каша во рту».

Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме. Для этого хорошо подходят малые стихотворные формы. Артикуляционная гимнастика в стихах – это не только повышение интереса ребёнка к конкретному упражнению, ни и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений.

В данной статье я представила упражнения и стихотворения к ним, которые непосредственно использую в своей работе.

Причины возникновения проблем с речью

  • рахит
  • травмы
  • частые соматические заболевания
  • органическое поражение артикуляционного аппарата в его переферической части (толстые, малоподвижные губы, большой язык, короткая уздечка, нарушение прикуса, редкие зубы или отсутствие зубов, высокое или низкое нёбо)
  • неблагоприятное речевое окружение

Сопутствующие состояния: повышенная возбудимость, вялость мышц артикуляционного аппарата, физическая ослабленность ребёнка.

Активные игры с ребенком и развитие речевого аппарата

Проговаривайте свои действия при игре . Побуждайте ребенка использовать названия предметов, а также необходимых действий. "Наша Маша хочет есть. Давай, приготовим ей обед. Что она будет есть? Наверное, макароны. Возьмем кастрюлю. Нальем воды. Что нальем? Поставим ее … Куда поставим? На плиту. Вода закипит. Мы ее посолим. Что сделаем? и.т.д.

Мышцы и звуковоспроизведение

Кроме подвижности органов артикуляции очень важны кинестетические (мышечные) ощущения. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех речевых мышц. Так, в полости рта возникают различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ, нижней челюсти. Направления этих движений и различные артикуляционные уклады (позиции языка) ощущаются при произнесении тех или иных звуков.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верещагинская школа-интернат для обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

Комплекс игр и упражнений для развития артикуляционного аппарата, мелкой моторики, дыхания на лексические темы

Учитель-логопед: Углева Татьяна Павловна

Тема «Осень»

1 .Артикуляционная гимнастика
-«Заборчик»
-«Улыбочка»
-«Лопаточка»
-«Качели»

    «Осень»
    Подул ветер - «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».

    Развитие мелкой моторики

4. Координация речи с движением

Теме: «Семья»

    Артикуляционная гимнастика
    -«Улыбка»
    -«Трубочка»
    -«Окошко»
    -«Качели»
    -«Лопатка»

    Развитие речевого дыхания и силы голоса
    Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело:

«О-о-о-о-ох! У-у-у-у-ух!»
Учим маленького брата говорить слоги:

«Ка-га, ко-го, ку-гу. Кто-кты, кта-кту»

    Развитие мелкой моторики

    Координация речи с движением

2

Тема «Дом»

    Артикуляционная гимнастика
    -«Улыбочка»
    -«Трубочка»
    -«Качели»
    -«Лопатка»
    -«Чашечка»

2. Развитие речевого дыхания

Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дырки дрелью.

Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т-т-т, д-д-д-д-д», а затем слоги: «Та-да-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук-тук».

Шагаем по этажам.

Произносить слова первый, второй, тртий, четвертый, пятый, повышая голос, сопровождая движением руки (поднимаемся по лестнице), понижая голос (спускаемся).

Произносить предложения с разной интонацией: «Ах, какой дом!», «Какой это дом?», «Вот такой дом!».

3. Развитие мелкой моторики

Чтение стихотворения сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук .

Тук, тук молотком,

Строим, строим новый дом.

Этот дом - для Маши,

Этот дом - для Саши,

Этот дом - для Даши,

Этот - для Наташи.

Этот дом - для Ксюши,

Этот - для Андрюши.

Все соседи,

Все друзья.

Жить без дружбы им нельзя.

4. Координация с движением

Изобразить подъемный кран, груженый самосвал, брошенный на дороге кирпич, бетономешалку, электродрель и другие инструменты.

Изобразить дом, покинутый хозяевами; разрушенную избушку; дом, в который въезжают новоселы.

Представить себя пилой, полотком, дрелью. Показать назначение этих инструментов.

Тема: «Овощи»

1 . Артикуляционная гимнастика
-«Улыбочка»
-«Трубочка»
-«Качели»
-«Лопатка»
-«Чашечка»

    Развитие речевого дыхания и силы голоса
    Разговоры овощей. Помидор (
    хвастливо ), Огурец ( обиженно )
    Помидор хвастается перед Огурцом: «Па-пу,пы-по!»
    Огурец: «Пы-бы, по-бо»
    Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту»

3. Развитие мелкой моторики

4. Координация речи с движением
Дети в огород идут,
А там овощи растут,
Дети спинки наклоняют,
И горох они срывают

Тема «Фрукты»

    Артикуляционная гимнастика
    «Заборчик»
    «Улыбочка»
    «Лопаточка»
    «Качели»

    Развитие речевого дыхания и силы голоса
    Пришли девочки в сад, увидели много фруктов и удивились:

"О-о-о-о-о-о!"

Услышали разговоры фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу:

"Фу-фа-фу!"

Вишни просят Скворцов не клевать их:

"Пта-пты-пто, пта-пту-пты".

Яблоки падают на траву:

"Бам-бом-бум!

    Развитие мелкой моторики
    Палец толстый и большой
    В сад за сливами пошел.
    Указательный с порога
    Указал ему дорогу.
    Средний пальчик - самый меткий:
    Он сбивает сливы с ветки.
    Безымянный поедает,
    А мизинчик-господинчик
    В землю косточки сажает.

    Координация речи с движением


- Яблоня! Яблоня!
Где же твои яблоки?
Заморозил их мороз?
Или ветер их унес?
Или молния спалила?
Или грдом их побило?
Или птицы поклевали?
Куда они пропали?
- Не морозил их мороз,
И не ветер их унес,
Не спалило их огнем,
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали.
Дети оборвали.


Дети идут по кругу, взявшись за руки,
в центре круга стоит ведущий.
Останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальчику,
водящий отрицательно качает головой.

Пожимают плечами.
Опять загибают по одному пальчику.
Дети разбегаются.

Тема «Грибы»

    Артикуляционная гимнастика
    -«Заборчик»
    -«Улыбочка»
    -«Лопаточка»
    -«Качели»

    Развитие речевого дыхания и силы голоса
    Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

    Развитие мелкой моторики


(поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца)

    Координация с движением

Тема: «Игрушки»

1. Артикуляционная гимнастика
-«Улыбка»
-«Заборчик»
-«Окошко»
-«Качели»

- «Лопатка»

    Развитие речевого дыхания и силы голоса
    - Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: "ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!" Давайте споем вместе с Катей!

3. Развитие мелкой моторики

    Координация речи с движением


Этот мяч, круглый мяч,
Красный мяч, гладкий мяч.
Любит мячик прыгать вскачь.
Вот так мяч, круглый мяч.

Тема «Человек»

1. Артикуляционная гимнастика

-«Заборчик»
-«Улыбочка»
-«Лопаточка»
-«Качели»

2 . Развитие речевого дыхания и силы голоса
Эхо.

Заблудились мы в лесу, закричали все: «Ау-у-у!» (Громко.) Никто не отзывается, лишь эхо откликается: «Ау-у-у!» (Тихо.)

Малыш учится говорить.

Произносить слоги: «Мна-мно, мны-мну, пи-пя-пе, би-бя-бю.»

    Развитие мелкой моторики

Четыре пальца сложены в кулак. Большой палец, обращаясь с просьбой, дотрагивается до каждого поочередно. Отвечая, каждый из пальцев распрямляется и вновь сгибается.

- Братец, принеси дрова!

- Заболела голова!

- Средний, ты наколешь дров?

- Я сегодня не здоров!

- Ну, а ты натопишь печку?

- Ох, болит мое сердечко!

- Ты, меньшой, свари обед!

- У меня силенок нет!

- Что же, сделаю все сам, Но обеда вам не дам!

Голодать готовы?

Мы уже здоровы! И. Лопухина

4. Координация с движением

Нос, умойся!

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу,

Оба глаза! Мойтесь, уши,

Мойся, шейка!

Хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся

Грязь, смывайся!

Тема: «Одежда»

1. Артикуляционная гимнастика
-«Улыбка»
-«Трубочка»
-«Окошко»
-«Качели»
-«Лопатка»

2. Развитие речевого дыхания и силы голоса «Шитье одежды »
Шьем и напеваем песенки:

«Ля-ли-ле, ли-ля-лю».
Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот ),

произнести на одном выдохе слоги:

«Ой-ой-ой-ой!»,

а затем предложения:

«Ой, ой, ой, болит пальчик мой!»,

«Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!».

    Развитие мелкой моторики
    В понедельник я кроила,
    А во вторник - платье шила.
    В среду - фартук вышивала,
    А в четверг - белье стирала:
    Все свои платочки.

    И братишкины носочки.
    А в пятницу, субботу.

    Отдыхала от работы.

    Координация речи с движением

Тема: «Посуда»

    Артикуляционная гимнастика
    -«Улыбка»
    -«Трубочка»
    -«Качели»
    -«Чашка»

    Развитие речевого дыхания и силы голоса
    Дуем на горячий чай, губы трубочкой.
    Пыхтящий чайник.
    Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих! ».

    Развитие мелкой моторики


У пушистой белочки
Круглая тарелочка,
У полосатой кошки
Маленькая плошка!

    Координация речи с движением

Тема «Зима»

  1. Артикуляционная гимнастика

-«Заборчик»
-«Улыбочка»
-«Лопаточка»
-«Качели»

2. Развитие речевого дыхания и силы голоса

Вьюга.

Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой ягой.

Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.)

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)

Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

Шумят ели: «Ш-ш-ш-П1-Ш-П1».

Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

3. Развитие мелкой моторики

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибать пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.

(Имитировать лепку комов.)

Птичек крошками кормили,

(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались.

(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.

(Класть ладошки на стол то одной то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли,

(Отряхивать ладошки.)

Съели суп и спать легли.

(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.) Н. Нищева

11

Тема: «Мебель»

    Артикуляционная гимнастика
    -«Улыбка»
    -«Трубочка»
    -«Окошко»
    -«Лопатка»
    -«Часики»

    Развитие речевого дыхания и силы голоса
    Приколачиваем дверку к шкафу.
    Произносить на одном выдохе:

«Т-т-т-т-т-т, д-д-д-д-д. Та-та-та-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук»

    Развитие мелкой моторики

    Координация речи с движением


Вот Кирюшкина кроватка,

Чтобы спал Кирюшка сладко,

Чтоб во сне он подрастал,
Чтоб большим скорее стал.


^ Разводят руки в стороны.

Приседают, кладут сложенные ладони под левую щечку.

Медленно поднимаются.

Встают на носочки, тянутся руками вверх.

Тема «Перелетные и зимующие птицы»

    Артикуляционная гимнастика
    -«Заборчик»
    -«Улыбочка»
    -«Лопаточка»
    -«Качели»

    Развитие речевого дыхания и силы голоса
    Снегирь: «Фью-фью-фью»
    Чайка: «Га-ак-аг-аг, гре-гри»
    Синица: «Кик-кик-кик»
    Воробей: «Чик-чи-рик»

    Развитие мелкой моторики
    - Где обедал воробей?
    - В зоопарке у зверей.
    Пообедал я сперва
    За решеткою у льва.
    Подкрепился у синицы,
    У моржа попил водицы,
    Ел морковку у слона,
    С журавлем поел пшена,
    Погостил у носорога,
    Отрубей поел немного…
    Был на праздничном обеде
    У мохнатого медведя,
    А зубастый крокодил
    Чуть меня не проглотил.

4. Координация с движением


Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки - на плетень,
Тири-тири,тень-тень-тень.


Дети прыгают врассыпную по залу на двух ногах.
кружатся
приседают
почесывают пальчиками грудь
убегают на места
Сидя, взмахивают кистями рук

Тема: «Новый год. Елка. Зимние забавы»

    Артикуляционная гимнастика
    -«Улыбка»
    -«Трубочка»
    -«Окошко»
    -«Качели»
    -«Лопатка»

    Развитие речевого дыхания и силы голоса
    Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой.
    Вьюга воет: «З-з-з-з-з» (
    с усилением звука )
    Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м» (
    тихо, высоким голосом )
    Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м» (
    громко, низким голосом )
    Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш»
    Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с»

    Развитие мелкой моторики

    Координация речи с движением


^ Идут по кругу, взявшись за руки.
Останавливаются, тянутся руками вверх.
Опять идут по кругу, взявшись за руки.
Останавливаются.

Тема «Инструменты»

    Артикуляционная гимнастика
    -«Заборчик»
    -«Улыбочка»
    -«Лопаточка»
    -«Качели»

    Развитие речевого дыхания и силы голоса «Насос»
    - Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса - вот так! "С-С-С" - работают насосы!

    Развитие мелкой моторики

4. Координация с движением


Тема: «Домашние животные»

    Артикуляционная гимнастика
    -«Заборчик»
    -«Улыбочка»
    -«Лопаточка»
    -«Качели»

    Развитие речевого дыхания и силы голоса
    Звукоподражание животным. Изменять голос по силе и высоте.
    Корова: «Му-у-у-у, молока кому?» (
    громко, низким голосом )
    Теленок: «Му-у-у-у» (
    тихо, высоким голосом )
    Кошка: «Мяу-мяу-мяу» (
    тихо, высоким голосом )
    Котенок: «Мяу-мяу-мяу» (
    тихо, высоким голосом )

    Развитие мелкой моторики
    Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”,
    Два щенка: “Ав-ав!”,
    Два жеребенка: “Иго-го!”,
    Два тигренка: “Р-р-р!”,
    Два быка: “Му!”.
    Смотри, какие рога.

    Координация речи с движением
    То прогнет,
    То выгнет спинку,
    Ножку вытянет вперед -
    Это делает зарядку
    Наш Маркиз -
    Пушистый кот.
    Чешет он себя за ушком,
    Жмурит глазки и урчит.
    У Маркиза все в порядке:
    Когти, шерсть и аппетит.

Тема: «Дикие животные»

    Артикуляционная гимнастика
    -«Заборчик»
    -«Улыбочка»
    -«Лопаточка»
    -«Качели»


    Волк воет: «У-у-у-у-у-у-у» (произносить тихо и громко )
    Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых».

    Развитие мелкой моторики

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.
Проделать то же самое левой рукой

    Координация речи с движением
    Зайка в травке скок-скок.
    Зайка прыг за кусток.
    Смелый зайка не боится,
    Не поймать его лисице.

Тема: «Обувь»

    Артикуляционная гимнастика
    -«Улыбочка»
    -«Трубочка»
    -«Качели»
    -«Лопатка»
    -«Часики»

    Развитие речевого дыхания и силы голоса
    - Давайте споем песенки. Вот первая песенка:

"А-А-А!"

Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная.
- Вот вторая песенка:

"У-У-У!"

Теперь

"О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"

    Развитие мелкой моторики
    Посчитаем в первый раз,
    Сколько обуви у нас.
    Туфли, тапочки, сапожки
    Для Наташки и Сережки,
    Да еще ботинки
    Для нашей Валентинки,
    А вот эти валенки
    Для малышки Галеньки.

    Координация речи с движением

18

Т ема: «Части тела и лица»

    Артикуляционная гимнастика
    -«Улыбка»
    -«Трубочка»
    -«Окошко»
    -«Качели»
    -«Лопатка»

    Развитие речевого дыхания и силы голоса
    «Подуй на пальцы».
    Сложить пальцы в щепоть, и сделав энергичный вдох носом, дуть на пальцы короткими выдохами, работая мышцами живота.

    Развитие мелкой моторики

    Координация речи с движением


^ Показывают сначала левый, потом правый глаз.
Берутся сначала за левое ухо, потом - за правое.
Левой рукой показывают рот, правой – нос.
Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот.
^ Протягивают обе руки, два раза хлопают.
Кладут ладони на бедра, два раза топают.
Правой ладонью проводят по лбу.

Тема: «Продукты питания»

    Артикуляционная гимнастика
    -«Улыбка»
    -«Трубочка»
    -«Окошко»
    -«Лопатка»
    -«Качели»

    Развитие речевого дыхания и силы голоса
    Раз, два, три, Горшочек, вари!
    Каша варится. "Ш-Ш-Ш"
    Огонь прибавляют. "Ш-Ш-Ш" (в убыстренном темпе).
    Раз, два, три,
    Горшочек, не вари!

    Развитие мелкой моторики

    Координация речи с движением

    Артикуляционная гимнастика
    -«Заборчик»
    -«Улыбочка»
    -«Лопаточка»
    -«Качели»

    Развитие речевого дыхания и силы голоса
    Дует легкий ветерок - ф-ф-ф... И качает так листок - ф-ф-ф... Выдох спокойный, равномерный.
    Дует сильный ветерок - ф-ф-ф... И качает так листок - ф-ф-ф... Активный выдох.
    Листочки на веточках сидят, осенние листочки детям говорят:
    Осиновый - а-а-а...
    Рябиновый - и-и-и...
    Березовый - о-о-о...
    Дубовый - у-у-у...

    Развитие мелкой моторики


(поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца)
(кулачок разжать, широко
расставив пальцы в стороны.)

    Координация с движением Левой, правой
    Левой, правой!
    На парад
    Идет отряд.
    На парад
    Идет отряд.
    Барабанщик очень рад.
    Барабанит,
    Барабанит
    Полтора часа
    Подряд.
    Левой,
    правой,
    Левой,
    правой,
    Барабан... уже дырявый!
    21

Т ема: «Профессии»

    Артикуляционная гимнастика
    «Улыбочка»
    «Трубочка»
    «Качели»
    «Лопатка»
    «Часики»

    Развитие речевого дыхания и силы голоса Трубач.
    Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.

    Развитие мелкой моторики

Координация речи с движением «Строители»
Мы строгали, мы строгали
Доски гладенькие стали.
Мы пилили, мы пилили,
Чтобы ровными все были.
Мы сложили их рядком,
Прибивали молотком,
Получился птичий дом.
Мы на улицу идем,
Высоко его прибьем.
Чтобы птички залетали,
А котята не достали
22

Тема «Транспорт»

    Артикуляционная гимнастика
    -«Заборчик»
    -«Улыбочка»
    -«Лопатка»
    -«Качели»
    -«Окошко»

    Развитие речевого дыхания и силы голоса
    Прокололась шина у машины: ш-ш-ш.
    Накачаем шину: с-с-с.
    Машины едут по дороге: ша-шу-ши.
    Сигналит машина: би-би-би-би.
    Гудит поезд: ту-ту-ту-ту.

    Развитие мелкой моторики

    Координация речи с движением.


Грузовик песок везет.
Удивляется народ:
«Вот так чудо-чудеса,
В нем песок под небеса!»

Тема «Весна»

    Артикуляционная гимнастика
    -«Заборчик»
    -«Улыбочка»
    -«Лопаточка»
    -«Качели»
    2. Развитие речевого дыхания и силы голоса

Диалог Зимы и Весны

Говорит Весна:

- Сестра, уходить тебе пора! А Зима Весне в ответ:

- Нет! Нет! Нет! Нет! Говорит Весна тогда:

- С крыши капает вода?

Да! Да! Да! Да!

- Тают горки во дворах?

Ах! Ах! Ах! Ах!

- А на речке треснул лед?

Вот так! Так вот!

3. Развитие мелкой моторики

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения.

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головками качают.

Т. Ткаченко

    Координация с движением

Каплями забулькав,

Плакала сосулька:

- Я хотела сесть повыше,

Я хотела влезть на крышу,

Я ступила на карниз

И боюсь свалиться вниз!

Кап! Кап! Кап!

Тема: «Весна. Мамин праздник»

    Артикуляционная гимнастика
    -«Заборчик»
    -«Улыбочка»
    -«Лопаточка»
    -«Качели»

    Развитие речевого дыхания и силы голоса.
    Говорит Весна:
    - Сестра, уходить тебе пора! А Зима Весне в ответ:
    - Нет! Нет! Нет! Нет! Говорит Весна тогда:
    - С крыши капает вода?
    - Да! Да! Да! Да!
    - Тают горки во дворах?
    - Ах! Ах! Ах! Ах!
    - А на речке треснул лед?
    - Вот так! Так вот!

    Развитие мелкой моторики

    Координация речи с движением

Т ема «Рыбы»

    Артикуляционная гимнастика
    -«Заборчик»
    -«Улыбочка»
    -«Лопаточка»
    -«Качели»

    Развитие речевого дыхания и силы голоса
    - Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А-У-У-У!" Наберите побольше воздуха - песенка должна получиться длинная. А вот вторая песенка: "У-У-У-А-А-А!"

    Развитие мелкой моторики


Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе. .

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).


Быстро качаем ладонями (дрожь).
Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот).

Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).

26

Тема «Бытовая техника и инструменты»

1. Артикуляционная гимнастика

-«Заборчик»
-«Улыбочка»
-«Лопаточка»
-«Качели»

2. Развитие речевого дыхания и силы голоса

Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины. «Дж-дж-дж-дж-дж-дж», «Дз-з-з-з-з-з».

Разговор Холодильника с Миксером: «Хла-хло-хлу» - «Вжи-вжа-вжо».

3. Развитие мелкой моторики

Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения.

Что за шум на кухне этой?

Будем жарить мы котлеты

Мясорубку мы возьмем,

Быстро мясо провернем.

Миксером набиваем дружно

Все, что и л м для крема нужно.

Чтобы торт скорей испечь,

Включим мы электропечь.

Электроприборы - это чудо!

Жить без них нам было б худо.

4. Координация с движением

Передать движением, мимикой или иным способом функциональное назначение электроприборов и бытовых машин: наполненный продуктами и пустой холодильник, работающий пылесос, закипевший электрочайник, включенный телевизор, работающий миксер и др.

27

Тема «Дикие животные жарких стран»

1. Артикуляционная гимнастика
-«Заборчик»
-«Улыбочка»
-«Лопаточка»
-«Качели»
2. Развитие речевого дыхания и силы голоса

Рычание тигра и тигренка.

Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр - громко, низким голосом, тигренок - тихо, высоким голосом.

Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление).

3. Развитие мелкой моторики

Верблюд. Сжать кулачки и соединить их на сгибе пальцев.

Вот верблюд - живое чудо.

Два горба есть у верблюда. . Маршак

Крокодил.

Раскрывать и закрывать сложенные ладони с загибанием пальцев внутрь ладони.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил. С. Маршак

Жираф.

Сжать пальцы в кулак, чуть-чуть приподняв мизинец и указательный палец.

4. Координация с движением

Жираф-великан достает ветки высокого дерева.

Поднять голову вверх (шея напряжена). Опустить голову вниз (расслабление).

Шея жирафа длинна и гибка,

Ветки жираф достает свысока. Н. Стожкова

Слон машет хоботом.

Повороты головы в стороны. При повороте - вдох носом. При возвращении в исходное положение - выдох ртом.

Головой кивает слон -

Он слонихе шлет поклон. С. Маршак

Лев трясет гривой.

Потряхивание головой.

28

Тема «Насекомые»

    Артикуляционная гимнастика
    -«Заборчик»
    -«Улыбочка»
    -«Лопаточка»
    -«Качели»

    Развитие речевого дыхания и силы голоса
    Вращая указательными пальцами перед грудью, продолжительно выдыхать: «ж-ж-ж».
    Пчелка, гуди, в поле лети.

    С поля лети, медок неси. Ж-ж-ж...

    Развитие мелкой моторики

    Координация с движением


(выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья») («летать», имитируя движения бабочки)



29


Тема: « Лето»

    Артикуляционная гимнастика
    -«Заборчик»
    -«Улыбочка»
    -«Лопаточка»
    -«Качели»

    Развитие речевого дыхания и силы голоса

Дует летний лёгкий ветерок (тихо) :

«У-у-у-у-у».

Подул сильный ветерок (громко ):

«У-у-у-у-у». (3раза )

Заблудились мы в лесу, закричали мы:

«Ау!» (громко-тихо );

Летние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и», «О-у-и-а», «У-и-а-о», «И-а-о-у».

3. Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «На лужайке»

На зелёной на лужайке (Дети изображают игру на балалайке )

Заиграла балалайка.

Заиграла дудочка, (Изображают игру на дудочке )

Дудочка – погудочка.

В сарафане красненьком («Плясать» пальчиками на крышке стола )

Заплясала Настенька.

4. Координация с движением

«Речка»

К речке быстрой мы спустились, (Дети идут к центру круга.Накло

Няются,трут лицо руками)

Наклонились и умылись.

Раз,два,три,четыре - (На каждую строку четыре

движения ладонями к лицу)

Вот как славно освежились.

30

А теперь поплыли дружно. (Идут по кругу,взявшись за руки)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз это брасс, (Показывают «брасс», «кроль»,

Одной, другой – это кроль. двигаясь по кругу)

Все как один плывем, как дельфин (Идут по кругу друг за другом,

делая руками «брасс»или «кроль»)

Вышли на берег крутой (Идут лицом от центра круга )

И отправились домой.

В.Волина


31

Список литературы

    Анищенкова Е.С. - Пальчиковая гимнастика для развития речи дошколников: пособие для родителей и педагогов /– М.:АСТ: Астрель. 2006. – 60,

    Нищева Н.В – Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009. – 160с.

    Нищева Н.В – Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада. – СПб. «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2006 – 192с

    Рыбина А.Ф – Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал. – Волгоград: Учитель, 2010 – 110с.

    Буденная Т.П. – Логопедическая гимнастика. Методическое пособие.- СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005г.

Родителям. Приведенные ниже упражнения развиваютумение выполнять точные движения языка, губ, челюсти, то тесть помогают ребенку научиться управлять органами артикуляции, что необходимо для правильного произнесения звуков.

Пассивная артикуляционная гимнастика

Пассивную артикуляционную гимнастику делают, как правило, малышам, и тем детям, которые сами не в состоянии выполнять активные движения из-за значительного снижения тонуса подвижности губ и языка.

Пассивную артикуляционную гимнастику выполняет взрослый или сам ребенок. Руки должны быть чисто вымыты, ногти – коротко подстрижены. Язык следует брать через стерильную марлевую салфетку.

Пассивные движения нужно выполнять ежедневно, желательно 2-3 раза в день, медленно и ритмично, повторяя каждое движение 3-4 раза. Периодически следует проверять, увеличилась ли подвижность губ и языка у ребенка, а когда это станет возможным нужно заменить пассивную гимнастику активной.Примеры упражнений пассивной артикуляционной гимнастики:

Упражнения для губ

Хоботок

Указательным и большим пальцем обеих рук соберите губы ребенка в «хоботок».

Для этого сдвиньте уголки губ к центру – навстречу друг другу.

Улыбка

Указательными пальцами обеих рук растяните губы ребенка в улыбку.

Для этого потяните уголки губ от центра в стороны.

Покажем верхние зубки

Указательными пальцами обеих рук приподнимите верхнюю губу ребенка, так чтобы были видны не только верхние зубы (резцы), но и верхняя десна.

Покажем нижние зубки

Указательными и средними пальцами обеих рук опустите нижнюю губу ребенка так, чтобы была видна нижняя десна.

Утиный клювик

Захватите большими пальцами одновременно верхнюю и нижнюю губы и оттягивайте их вперед как утиный клювик. Можете предложить произнести ребенку «БА» в момент, когда ваши пальцы соскальзывают с его губ.

Выполняйте каждое упражнение 3-5 раз подряд.

Упражнения для языка

Поднимание языка

Приподнимите кончик языка ребенка ручкой чайной ложки к твердому небу.

или к верхней губе.

Вытягивание языка изо рта

Большим и указательным пальцем правой руки возьмите язык ребенка за боковую поверхность и слегка потяните его вперед. Левой рукой зафиксируйте положение подбородка ребенка.

Отведение языка в сторону

Большим и указательным пальцем правой руки возьмите кончик языка ребенка (лучше захватить боковую поверхность рядом с кончиком языка т. к. она менее чувствительна) и отведите его вправо. Язык должен коснуться правого уголка губ. Затем отведите язык влево так. Чтобы он коснулся левого уголка губ.

Активная артикуляционная гимнастика

Активная артикуляционная гимнастика – это гимнастика для нижней челюсти, губ, щек, языка. Ее ребенок выполняет сам по образцу, данному взрослым.

При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:

Каждое движение выполняйте перед зеркалом.

Движения проводите неторопливо, ритмично, четко.

Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действия ребенка).

Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка.

Помните: гимнастика не должна ребенку надоедать. Следите, чтобы он от нее не уставал. Главное условие эффективных занятий – хорошее настроение ребенка. Поэтому заканчивать гимнастику следует чуть раньше, чем об этом попросит ребенок.

Статические упражнения предполагают удержание органов артикуляции в определенном положении в течение 3-10 секунд. Чем старше ребенок, тем дольше он может удерживать язык ли губы в заданном положении. Чтобы помочь ребенку, вы можете считать вслух, например вот так: «Раз, два, три – отдохни!» или «Раз, два, три, четыре, пять – теперь можно отдыхать!»

В отличие от статических, динамические упражнения основаны на многократном повторении одного и того же движения. Эти упражнения развивают умение переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому их важно выполнять в быстром темпе под счет взрослого: «Раз-два, раз-два…» или же по команде.

Необходимо следить, чтобы ребенок выполнял все движения правильно. Если же ему не удается повторить за взрослым какое-то упражнение. Нужно помочь ему, вернувшись к аналогу этого упражнения в пассивном варианте (выполнить движение при помощи чайной ложки или ватной палочки).

Использованная литература:

  1. Новиковская, О.А. Речевая гимнастика. Игры для развития речи у дошкольников / О. А. Новиковская. – М.: АСТ, 2011.
  2. Куликовская, Т. А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи: пособие для родителей и педагогов / Т.А. Куликовская. – М.: АСТ, 2010.
  3. Репина, З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии / З.А. Репина, В.И. Буйко. Екатеринбург: изд-во «Литур», 2005.
  4. Картинный материал – интернет ресурсы

Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивайте заболевания.

Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Следующим важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т.е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал - мял, рак - лак.

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, мы предлагаем вам уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.

Уважаемые родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании сайта games-for-kids.ru , то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно посмотрите специальный раздел сайта "Сюжетные картинки для развития речи" . Здесь вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

1. "Рожицы".

Ребенок выполняет различные мимические движения: надувает щеки, показывает язык, вытягивает губы трубочкой, широко открывает рот и т. д.

2. Щелканье языком с широко открытым ртом.

Цоканье языком, губы растянуты в широкую улыбку. Посвистывание, при этом губы вытянуты в трубочку. После отработки этих элементов ребенку предлагается несколько раз подряд два раза щелкнуть, два раза цокнуть, два раза свистнуть.

3. Облизывание губ, зубов, тарелки или леденца на палочке.

Плевание крупой. Перекатывание орехов во рту.

4. Гимнастика для языка:

движения в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку, поддразнивание и т. д.

5. Повтори.

Повторение скороговорок улучшает подвижность органов артикуляции, развивает слуховое внимание, способствует правильному произнесению звуков.

Упражнение включает стихи и скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Эти задания выполняются только теми детьми, которые все звуки выговаривают правильно. Запоминать скороговорки достаточно трудно, да в этом нет необходимости. Важнее правильно произнести все звуки.

Сначала ребенок громко и медленно повторяет стихотворение или скороговорку. Если у него это получается без ошибок, можно попробовать проговорить этот же текст, постепенно ускоряя темп.

Скороговорки для занятий:

Утром, присев на пригорке,
Учат сороки скороговорки.
Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.
Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.

Вез на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

Шел Егор через двор
С топором чинить забор.

Как у нас семья большая
Да веселая:
Два у лавки стоят,
Два учиться хотят,
Два Степана у сметаны
Объедаются,
Две Дашки у кашки
Питаются,
Две Ульки в люльке,
Одна Маша не наша,
Да и та хороша.

Братья сеяли пшеницу,
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.

Вот телеграмма от гиппопотама.

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

По вторникам над мостовой
Летал воздушный шар пустой.

У храпуна - хоромы дома.
Храпит храпун в своих хоромах.

В океане плыл диван.
А на нем лежал Иван.
Так приятно в океане
Плавать,
Лежа на диване.

Вероника, Вероника,
Вареников навари-ка.
Варе и Валерику - по паре вареников.
А Толе и Боре
И того поболе!

Дорог Алику рогалик,
Алле дал рогалик Алик,
Галя Алика ругала -
А рогалик ела Алла.

Дали Маше сыворотку из-под простокваши.

Сшит колпак, связан колпак,
Да не по-колпаковски.

6. Жираф и мышонок.

Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.

Ход игры:

Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки - вдох ("У жирафа рост большой..."). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш ("...У мышонка - маленький").

Потом ребенок идет и одновременно произносит:

Наш жираф пошел домой Вместе с мышкой серенькой. У жирафа рост большой, У мышонка - маленький.

(Повторить 6-8 раз.)

Логопедические занятия для малышей онлайн (2-4 года). Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок почти не говорит. Или говорит, но понять его может только мама и то с трудом. Обычно логопеды рекомендуют подождать с логопедическими занятиями до 4-5 лет, невропотологи назначают лекарства, а найти хорошего дефектолога, умеющего работать с малышами, очень сложно. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Что же делать родителям? Остается заниматься самим, дома, каждый день, понемножку, хотя бы минут по 10 в день, но регулярно. Организовать занятия по развитию речи вам поможет онлайн курс логопедических занятий от сайта Games-for-Kids.ru :

7. Игра "Лиса-Патрикеевна".

Цель: формирование правильной артикуляции челюстей и около-ротовой мускулатуры в покое.

Материал: доска ("мостик") или широкая лента, маленькие сушки или печенье.

Ход игры:

"Мостик"-доска лежит на полу Ребенок идет по мостику, открывает рот, высовывает язык, на кончик которого ведущий кладет крекер. Пройдя мостик, ребенок съедает печенье.

8. Игра "Веселый попугайчик".

Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.

Ход игры:

Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога. Ребенку говорят: "Ты - веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен".

Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:

а) одинаковые - ра-ра-ра;

б) со сменой темпа (медленно - быстро) - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра - ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;

в) с наращиванием ряда - па - па-па - па-па-па - па-па-па-па - па-па-па-па-па. Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.

9. Игра "Водичка".

Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука С.

Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.

Ход игры:

Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как "поет" текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку:

Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!

Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему "спеть" песенку водички. Ребенок поет "длинную песенку", т.е. произносит звук С протяжно.

10. Игра "Капитаны".

Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук Ф на одном выдохе и многократно произносить звук П (п-п-п) на одном выдохе; активизация мышц губ.

Материал: таз с водой и бумажные кораблики.

Ход игры:

На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П.

Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза.

Взрослый поясняет ребенку, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения зву-ка Ф. Можно дуть просто - вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном "ветре" двигается плавно и уверенно плывет к цели.

"Но вот налетает порывистый ветер, - говорит взрослый, - он дует неровно: п-п-п. Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту.

Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не надувал щеки; звук П произносил на одном выдохе 2-3 раза и тоже не надувал при этом щеки. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют:

Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони до Волги-реки!

11. Игра "Отбойный молоток".

Ход игры:

Ведущий говорит: "Вы, наверное, видели отбойные молотки: ими работают шахтеры и дорожные рабочие вскрывают асфальт. Сейчас мы попробуем подражать этому молотку. Для этого нужно долго-долго произносить звук Д-Д-Д-Д-Д.

Затем дети пытаются проделать это упражнение в течение 3-4-х минут.

12. Игра "Часики".

Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.

Ход игры:

Ведущий говорит: "У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная - побыстрее, а секундная - бежит очень быстро.

Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. Для этого необходимо открыть рот и языком по внутренним стенкам верхней и нижней губы делать круговые движения слева направо и наоборот".

Дети делают упражнения по команде: "Как часовая стрелка - медленнее; как минутная - быстрее; как секундная - еще быстрее".

Ведущему необходимо следить, чтобы рот постоянно был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Другие публикации по теме данной статьи: