Московский симонов монастырь. Храмы моего города

Местность, где был основан Симонов монастырь (сейчас это рядом с метро «Автозаводская») была известна с XII в. Здесь находилось одно из сел боярина Кучки – Симоново – отсюда название монастыря. Местоположение монастыря было выгодным в стратегическом отношении. Он стоял у проезжей Коломенской дороги, которая вела к Кремлю. Территория отличалась также красотой и живописностью.

Первоначально Симонов монастырь был основан в 1370 г. на том месте, где сейчас находится церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове,на левом возвышенном берегу Москвы-реки.Первоисточником по основанию монастыря является житие Сергия Радонежского, в котором есть глава об основании Симоновской обители племянником и учеником Преподобного – Феодором, который был сыном родного брата Сергия Стефана.Когда Феодор задумал основать свой монастырь, то был благословлен на это Сергием Радонежским. Святой старец пришел в Симоново, осмотрел место и одобрил выбор племянника. Монастырь был основан при благословении митрополита Алексея. Феодор был первым игуменом Симонова монастыря и принимал активное участие в его жизни. Благодаря его заботам в 1379 г. монастырь был перенесен на новое место, на четверть версты севернее старой обители. Существует предание, что на новое место указал сам Дмитрий Донской, так как оно было удобно для обороны подступов к Москве и располагалось на стратегически важном направлении. В 1379 г. был заложен каменный собор во имя Успения Пресвятой Богородицы, который был освящен в 1405 г., по своему великолепию он почитался единственным в Москве. Старый монастырь не был разрушен, а оставался существовать с церковью Рождества Богородицы и кельями для иноков под названием Симоновского старого монастыря. Он находился в зависимости от новой обители, а во времена Ивана Грозного существовал отдельно. Старая обитель служила усыпальницей для иноков нового Симонова монастыря. В 1380 г. здесь были захоронены герои Куликовской битвы, иноки-воины Александр Пересвет и Родион Ослябя. Жили здесь и старцы молчальники. К XVIII в. церковь Рождества Богородицы стала приходской.

Настоятель Симонова монастыря, Феодор был духовникомвеликого князя Дмитрия Донского и добился от Константинопольского патриарха для себя сана архимандрита, а для монастыря — статуса ставропигиального.

В юности, в хлебне Симонова монастыря, трудился святой Иона, в последствии митрополит Киевский и всея Руси (с 1448 г. первый митрополит, поставленный на Руси без Константинопольского патриарха). В память о нем в монастыре существовал обычай раздавать всем богомольцам монастырский хлеб из трапезной. В начале XVI в. в Симоновской обители жили писатели: инок Вассиан (в миру — князь Василий Иванович Патрикеев),афонец Максим Грек. Во время постов в Симонове монастыре жили цари Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич. В августе 1431 г. великий князь Василий Васильевич перед походом в Золотую Орду обедал на лугу близ Симонова монастыря. В 1591 г. Симонов монастырь принимал участие в отражении нападения хана Казы-Гирея. Осенью 1606 г. монастырь активно сопротивлялся продвижению войск Ивана Болотникова, а в 1610-1613 гг. был разорен польско-литовскими интервентами и пришел в упадок.

Монастырь был крупным феодалом: до 1764 г. он владел около 12 тыс. крестьян, имел много деревень и сел, к нему было приписано несколько мелких монастырей и пустыней. По церковной утвари и ризнице монастырь почитался наряду с богатейшими монастырями России. При секуляризации монастырских земель Симонову монастырюсохранили близлежащие окрестности, он был отнесен к первому классу, был третьим в Москве из ставропигиальных. В 1771 г. началась эпидемия чумы, часть иноков перевели в Ново-Спасский монастырь, а в Симонове был устроен карантин. К концу эпидемии в живых остались немногие иноки, обитель угасла, поэтому ее штат перевели в Богоявленский монастырь. В 1788 г. по приказу Екатерины II монастырь был упразднен с учреждением в его стенах госпиталя. Обер-прокурор Святейшего Синода Мусин-Пушкин А.И. по совету новгородского митрополита Гавриила решил ходатайствовать перед Екатериной II о восстановлении древней отечественной святыни, обитель была возобновлена 6 мая 1795 г. в первом классе. В 1812 г. монастырь пострадал от французов, были разграблены храмы и ризница, погибли драгоценные рукописи.

Симонов монастырь славился благолепием храмов и благозвучием колоколов. С самого основания монастыря на его территории велось большое каменное строительство, которое продолжалось в XV, XVI и последующих веках. В первой половине XIX в. славился симоновский распев, которыйхотели ввести и в других храмах. В это время монастырь с окрестностями был любимым местом загородных прогулок москвичей.

Окончательно ансамбль Симонова монастыря сложился к середине XIX в. До революции 1917 г. в монастыре были храмы: собор Успения Пресвятой Богородицы 1543-1549 гг., церковь Всемилостивого Спаса над западными воротами 1593 г. (по ней монастырь иногда именовался Спас-Симон), больничная церковь святого Николая над восточными воротами 1834 г., церковь Тихвинской Богоматери при трапезной XVII в., церковь Александра Свирского 1700 г., церковь Александра Невского и Иоанна Цареградского во втором ярусе колокольни, построенной в 1835-1839 гг. в северной ограде архтектором А.К. Тоном (высота 99,6 м, была на 12 м выше колокольни Ивана Великого). Монастырь окружала каменная ограда с пятью башнями (Сторожевая, Тайницкая, Дуло, Кузнечная и Солевая), возведенными в XVI-XVII вв. Башни были покрыты черепицею, на двух башнях на вызолоченных шарах были установлены ангелы, на остальных — флюгера. В ограде было устроено трое ворот: главные западные служили для входа и въезда в монастырь, северные под колокольней служили для входа в собор, восточные — для входа в монастырский сад. На территории монастыря, в западной части, были расположены два плодовых сада (настоятельский и братский), по всему монастырю были разбиты дорожки, обсаженные деревьями, на открытых площадках были установлены солнечные часы.

В Симонове монастыре находился большой некрополь. В соборе были похоронены Степан Васильевич Ховрин и многие Ховрины-Головины, сын Дмитрия Донского Константин (в иноках Кассиан, 1430 г.), крещеный касимовский царевич Симеон Бекбулатович (в иноках Стефан, 1616 г.). Кладбище находилось у восточной ограды, за Успенским собором и Тихвинской церковью. Там были похоронены: писатель С.Т. Аксаков (1859 г.) со своими родными, друг А.И. Герцена историк В.В. Пассек (1842 г., был похоронен бесплатно за то, что написал историю Симонова монастыря) с детьми, композитор А.А. Алябьев (1851 г.) с родными, поэт Д.В. Веневитинов (1827 г.) со своими родственниками (состояли в родстве с А.С. Пушкиным), известные издатели С.А. и Н.С. Селивановские, писатель и издатель журналов Максим Невзоров (1827 г.), дядя А.С. Пушкина Н.Л. Пушкин (1821 г.) и зять поэта Л. Н. Гартунг (1877 г.), коллекционер А.П. Бахрушин (1904 г.) и многие другие выдающиеся деятели нашей истории и культуры.

Симонов монастырь был закрыт в 1923 г., освободившиеся монастырские помещения отдали под жилье для рабочих Симоновской слободы. Уничтожали Симонов монастырь постепенно. Последний храм был закрыт в мае 1929 г. Памятники на монастырском кладбище сохранялись до ноября 1928 г., затем некрополь был снесен, а на его месте разбили сквер. В 1930 г. был взорван Успенский собор, разрушена церковь Александра Свирского, Сторожевая и Тайницкая башни и часть стены, позднее разрушены другие церкви и постройки. На месте монастыря в начале 30-х г.г. был построен Дворец культуры Пролетарского района (в дальнейшем ЗИЛа). В советское время на оставшейся территории монастыря находились различные учреждения. В настоящее время весь комплекс обители с Тихвинским храмом передан общине, состоящей из глухонемых.

В 1509 г. деревянная церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове, рядом с которой были захоронены герои Куликовской битвы Пересвет и Ослябя, была заменена каменной. В 1660 г. над могилами иноков были установлены каменные надгробия. В 1785-1787 гг. с запада от церкви были построены новые каменные колокольня с трапезной. В 1846-1855 гг. трапезная с колокольней были вновь построены, в трапезной устроены два придела: южный святого Николая и северный Сергия Радонежского, в котором оказались могилы героев. В 1870 г. над могилами Пересвета и Ослябя были установлены чугунные надгробия и устроен металлический шатер.

После революции церковь оказалась на территории завода «Динамо» имени Кирова и ее хотели снести. Затем в ней оборудовали трансформаторную,потом компрессорную станции. Благодаря общественности в 1983 г. церковь Рождества Богородицы была передана Историческому музею для создания там экспозиции, посвященной Куликовской битве, и началась реставрация храма.

Московский Симонов монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы , 1 класса, ставропигиальный (недейств.)

Свое название монастырь получил по имени инока Симона, в миру боярина Стефана Васильевича Ховрина, пожертвовавшего землю для монастыря. На этих землях - к югу от Москвы , в десяти верстах от Кремля - и был заложен монастырь.

Первоначально Симонов монастырь располагался несколько ниже по Москве-реке, у большой дороги в Москву, и святой Феодор , стремясь найти большее уединение, выбрал для монастыря другое место, неподалеку от старого. В году монастырь был перенесен на его нынешнее место. На старом месте осталась только приходская церковь Рождества в Старом Симонове , сохранившаяся и поныне.

Тогда же была заложена каменная церковь Успения Божией Матери . Церковь была освящена в году. В году купол собора сильно пострадал от удара молнии. В конце века храм перестраивался одним из учеников Фиораванти по образцу Успенского собора в Кремле .

Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь "отраслью" своей Троицкой обители и всегда останавливался здесь во время приездов в Москву. Из стен Симонова монастыря в -XVII веках вышла целая плеяда выдающихся подвижников и церковных деятелей: преподобный Кирилл Белозерский , святитель Иона, митрополит Московский , святитель Геронтий, митрополит Московский , патриарх Московский и всея Руси Иосиф , архиепископ Ростовский Иоанн , знаменитый деятель нестяжательства инок Вассиан, в миру князь Василий Иванович Косой-Патрикеев . В монастыре жил и работал преподобный Максим Грек .

Новые стены монастыря и часть башен были сооружены в году, при этом в состав новой крепости вошли фрагменты старой крепости, построенной Федором Конем. Окружность монастырских стен составляла 825 метров, высота 7 метров. Из сохранившихся башен особенно выделяется угловая башня "Дуло", увенчанная высоким шатром с двухъярусной дозорной башенкой. Две другие уцелевшие башни - пятигранная Кузнечная и круглая Солевая - построены в 1640-е годы, когда велась перестройка оборонительных сооружений монастыря, пострадавших в Смутное время.

В монастырь вели трое ворот: восточные, западные и северные. В память об отражении нападения крымского хана Казы-Гирея в году была сооружена надвратная церковь Всемилостивого Спаса. Над восточными воротами в году была возведена надвратная церковь Св. Николая Чудотворца.

В году в грозовую ночь молния ударила в крест главного купола собора, и купол загорелся. Занимаясь его ремонтом, стали перестраивать и весь собор, для чего великий князь Иван III разрешил пригласить ученика архитектора Аристотеля Фиорованти.

Еще через семьдесят лет собор перестраивался вторично, а рядом с ним возвели шатровую колокольню. В результате переделок к XVII веку собор превратился в высокое крестово-купольное здание с входом в центре западной стены, с трех других сторон его окружала невысокая галерея. На галерею с востока вели две лестницы, и это особо подчеркивало симметричность и торжественность постройки. Почти квадратный в основании, собор стоял на высоком подклете из белого камня. Верх завершался крестовым сводом на четырех столбах. Торцы сводов образовывали закомары. В плане собор имел форму восьмиконечного креста. В световом барабане были устроены щелевидные оконные проемы, у его основания – небольшие килевидные кокошники. Когда переделывали сгоревшую главу, закомары закрыли, по углам поставили декоративные барабаны. Собор стал о пяти главах луковичной формы. Изменилась также форма портала главного входа.

В г. к собору с левой стороны пристроили ризницу, а с правой – придел Казанской иконы Божией Матери. В приделе находилась икона Господа Вседержителя, принадлежавшая преподобному Сергию Радонежскому . По преданию, именно этим образом преподобный благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его дружину перед Куликовской битвой. В ризнице находился трехстворчатый складень, которым преподобный Сергий благословил иноков Пересвета и Ослябю перед сражением. В соборе находился великолепный пятиярусный вызолоченный иконостас, в котором помещались Владимирская и Тихвинская иконы Божией Матери начала XVI века. В конце XIX века собор обновили снаружи и внутри по проекту архитектора К.А. Тона. Позакомарное покрытие переделали на четырехскатное, окна растесали, застеклили галерею. В году храм обновляли.

В январе года Успенский собор вместе частью других монастырских построек был взорван. Историки и реставраторы пытались спасти этот памятник, указывая на его древность и обнаруженные в соборе фрески XV в., но – безуспешно.

Церковь Иоанна Постника и Александра Невского в колокольне

В году было решено построить новую колокольню монастыря на средства, которые пожертвовал купец Иван Игнатьев. По первоначальному проекту колокольня должна была быть построена в стиле классицизма по проекту Н.Е. Тюрина, однако в те времена уже набирало силу движение за возврат к более традиционной для России архитектуре. В итоге к году была возведена пятиярусная колокольня высотой 90 м в «русско-византийском стиле» по проекту К.А. Тона. Звонница, вдохновленная «Иваном Великим», превосходила его высотой на 9 м. Самый большой из висевших на колокольне колоколов весил 16,4 т (1000 пудов). На четвёртом ярусе были установлены часы. Колокольня была одной из архитектурных доминант Москвы своего времени и зрительно формировала завершённую картину живописной излучины Москва-реки вниз по течению от города.

В году была взорвана и разобрана на кирпич.

Церковь Всемилостивого Спаса

В году монастырь оказался на пути войск крымского хана Казы-Гирея, и огнем стоявших на стенах пушек участвовал в отражении набега. В память этого события в году над древними западными вратами был сооружен небольшой Спасский храм.

Ежегодно 1 августа, в день Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, из храма совершался крестный ход на Москву-реку для освящения воды. Храм и его иконостас подвергались поновленням, но были сохранены старинные царские врата и некоторые иконы, в том числе образ Успения Пресвятой Богородицы XVI века.

Результаты прогулки 2-х недельной давности.

Симонов монастырь - мужской ставропигиальный монастырь, основанный в 1370 году учеником и племянником св. прп. Сергия Радонежского - прп. Федором на землях, которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин (монашеское имя - инок Симон - от чего и происходит название монастыря).
В 1379 году монастырь перенесен на нынешнее место; на прежнем месте (в Старом Симонове) сохранилась церковь Рождества Богородицы (о ней будет отдельный пост).
1.


Из стен Симонова монастыря вышла целая плеяда выдающихся подвижников и церковных деятелей: св. Кирилл Белозерский (1337-1427), св. Иона, митрополит Московский (?-1461), патриарх Иосиф (?-1652), митрополит Геронтий, архиепископ Ростовский Иоанн. В XVI веке в монастыре проживал и работал богослов прп. Максим Грек.

В прежние времена монастырь был одним из самых известных и почитаемых в России: сюда стекалось и огромное количество людей, и богатые материальные вклады. Особенной любовью монастырь пользовался у царя Федора Алексеевича (старшего брата Петра I), который имел здесь собственную келью для уединения.

В 1771 году монастырь был упразднен Екатериной II и по случаю распространившейся в то время эпидемии чумы был обращен в чумной изолятор. Лишь в 1795 году он был восстановлен в своем исконном качестве ходатайством графа Алексея Мусина-Пушкина.
После прихода советской власти в 1920 году монастырь был упразднен. В 1923 году в монастыре был учреждён музей, просуществовавший до 1930 год. Директор музея, Василий Иванович Троицкий (1868 -- 1944), наладил отношения с церковной общиной: разрешил службы в одном из храмов монастыря в обмен на предоставление сторожей и дворников за счёт общины.

В январе 1930 года правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести. Взрыв прогремел в ночь на 21 января, точно в шестую годовщину смерти В. И. Ленина. На воздух взлетели пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. Были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также стерты с лица земли все могилы на территории обители. На месте развалин «крепости церковного мракобесия», как писал журнал «Огонек», в 1932-1937 годах поднялся Дворец культуры Московского автомобильного завода (ДК ЗИЛа).
2.

Частично дошедшие до наших времен новые стены монастыря и некоторые из башен, которые можно увидеть и поныне, были сооружены в 1630 году, при этом в состав новой крепости вошли фрагменты старой крепости, построенной Федором Конем. Окружность монастырских стен составляла 825 м, высота - 7 м. Из сохранившихся башен особенно выделяется угловая башня «Дуло», увенчанная высоким шатром с двухъярусной дозорной башенкой.
3.

4.

Две другие уцелевшие башни - пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая» - построены в 1640-е годы, когда велась перестройка оборонительных сооружений монастыря, пострадавших в Смутное время.
5.1979г

6.

7.

В монастырском соборе были похоронены Симеон Бекбулатович - крещеный касимовский царевич. Ослепленный в 1595 году по проискам Бориса Годунова, в 1606 году он был пострижен на Соловках и умер в Симоновом монастыре под именем схимника Стефана. Здесь же был погребен сын Дмитрия Донского Константин Дмитриевич (во иночестве Кассиан), князья Мстиславские, Темкины-Ростовские, Сулешевы, бояре Головины и Бутурлины.

На территории Симонова монастыря находился обширный некрополь, где были похоронены поэт Д. В. Веневитинов, писатель С. Т. Аксаков, его сын К. С. Аксаков, композитор А. А. Алябьев, известный библиофил и коллекционер А. П. Бахрушин, дядя А. С. Пушкина - Н. Л. Пушкин, а также многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий.

В 1930-х годах некрополь был полностью уничтожен большевиками. С его разоренного кладбища на Новодевичье были перенесены останки поэта Д. В. Веневитинова и писателей С. Т. и К. С. Аксаковых. Вскрывавших захоронения рабочих поразило то, что из левой части груди Сергея Тимофеевича Аксакова в области сердца рос корень громадной березы, покрывавшей всю фамильную могилу Аксаковых.

Трапезная Симонова монастыря была сооружена в 1680 году на средства царя Федора Алексеевича артелью каменщиков во главе с Парфеном Петровым. В ее состав вошли фрагменты предыдущей постройки 1485 года При строительстве нового здания Парфен Петров - мастер, строивший в традициях первой половины XVII века, использовал детали древней московской архитектуры, которые не пришлись по духу монастырским властям. Они возбудили против мастера судебную тяжбу, и три года спустя трапезная была перестроена заново в ярком, индивидуальном стиле московского барокко. На этот раз работами руководил известный московский мастер Осип Старцев - выдающийся зодчий конца XVII века много строивший в Москве и в Киеве.
Новая трапезная Симонова монастыря стала одним из самых значительных сооружений конца XVII века Пышно украшенное здание было ярко раскрашено «в шахмат» - стиль росписи, имитирующий каменную ограненную кладку.
8.1910-е годы

9. 1979г.

10.современное состояние

11.Вид алтарей Тихвинской церкви с востока, 1979г.

12.современное состояние

13.декор окна

14.вход в храм

Нынче в храме существует община для глухонемых, идет служба с сурдопереводом.

15.старые постройки на территории монастыря

16.солодежня

Собор Успения Божией Матери - взорван в 1930г. Сейчас здесь ДК ""ЗиЛ""
- ц. Всемилостивого Спаса - взорвана в 1930г.
- ц. Николая Чудотворца - взорвана в 1930г.
- ц. Иоанна патриарха Цареградского - взорвана в 1930г.
- ц. прп. Александра Свирского - взорвана в 1930г.

Библиография
-П.Г. Паламарчук ""Сорок сороков"", I том

December 15th, 2010

Одним из самых пострадавших от Советской власти московских монастырей, можно смело назвать древнийСимонов (Успенский) монастырь . Это был мужской монастырь, основанный в 1370 году по благословению св. Сергия Радонежского его учеником и племянником - преподобным Федором, который был личным духовником Дмитрия Донского. На нынешнем месте монастырь стоит с 1379 года.

Свое название обитель получила по имени инока Симона, в миру боярина Степана Васильевича Ховрина, пожертвовавшего землю для монастыря в десяти верстах от Кремля. Окружность монастырских стен составляла 825 м, высота - 7 м.
Симонов монастырь являлся также крепостью, защищавшей столицу с юга, со стороны Москвы-реки. По выражению летописца, Симонов монастырь неоднократно служил «щитом Москвы против врагов». Так же, как и Петров монастырь не раз подвергался татарским набегам, а в Смутное время (1598 - 1613) был разорен и разрушен практически до основания.

В XVII веке Симонов монастырь процветал и пользовался покровительством царя Федор Алексеевича (1661 - 1682)- старшего брата Петра I, имевшего здесь собственную келью для уединения.
В 1771 году монастырь был упразднен Екатериной II и превращен в чумной изолятор. Чем святая обитель заслужила такую участь, я не знаю. Лишь в 1795 году он был восстановлен в своем исконном качестве ходатайством графа Алексея Мусина-Пушкина и действовал вплоть до Революции. В 1920 году монахов разогнали, монастырь упразднили во второй уже раз. Но стены и храмы его простояли еще 10 лет.
Симонову монастырю не повезло так, как монастырю Петрову (Высоко-Петровский) . Не смотря на то, что в 1923 году в нем был учрежден музей, в январе 1930 года правительственная комиссия приняла решение о сносе большей части монастырских построек. Взрыв прогремел в ночь на 21 января, точно в шестую годовщину смерти В. И. Ленина. На воздух взлетели пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также стерты с лица земли все могилы на территории обители. Ведь в стенах Симонова монастыря распологался обширный некрополь. Здесь нашли покой множество дворянских московских фамилий - Дурасовы, Соймоновы, Муравьёвы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские и др. На Новодевичье кладбище были перенесены лишь некоторые останки: композитора Алябьва («Соловей мой, соловей»), писателя Аксакова («Аленький цветочек»), поэта XIX века Веневитинова. Большая же часть могил была перекопана, и практически на костях были построены цеха и Дворец культуры ЗИЛа.

После возвращения монастыря церкви во время строительных работ в 1990-х гг. некоторые останки были найдены и вновь захоронены.

От некогда богатейшего и грандиознейшего монастыря осталось немного.
Сейчас на территории Симонова монастыря можно увидеть построенные в 1630-1640-е годы угловую башню «Дуло», увенчанную высоким шатром с двухъярусной дозорной башенкой;

пятигранную «Кузнечную» башню

и круглую «Солевую».

Сквозь бойницу сохранившегося фрагмента монастырской стены.

Также сохранились «новая» трапезная (1677—83; архитекторы И. Потапов, и О. Старцев), братский корпус XVII века, «старая» трапезная палата (1485, XVII в.), мастеровая палата и хозяйственная постройка — «солодежня» или «сушило».

В настоящее время на территории бывшего монастыря действует одна церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1667 г.), переданная вместе со всем комплексом общине, состоящей из глухонемых. Службу ведет слабослышащий батюшка, ему помогает переводчик с языка глухонемых.

А так выглядел Симонов монастырь в изображении А.М.Васнецова.

Мы были здесь два раза. Летом, конечно, территория бывшего монастыря выглядит более привлекательно, чем зимой. Какие - то работы по восстановлению сооружений ведутся, но чувствуется, что средств на грандиозную реставрацию у общины не хватает.

Эти забавные керамические фигурки, украшающие монастырский двор, вероятно изготавливаются в расположенной здесь же артели.

Использованы только собственные фотографии - дата съемки 26.04.2010 и 21.03.15

М."Автозаводская"
Адрес: Восточная улица, 6.

Симонов монастырь был основан в 1370 г. преподобным Феодором, учеником Сергия Радонежского. Название свое получил по имени инока Симона (в миру боярина Ховрина), на землях которого он был построен.
В 1380 г. в церкви Рождества Богородицы, были захоронены останки героев Куликовской битвы иноков Пересвета и Осляби.
Симонов монастырь играл важнейшую роль в обороне южных подступов к Москве. Пожалуй, ни один из монастырей-сторожей не имел таких мощных укреплений. Ему неоднократно приходилось выдерживать нападения сначала татарских орд, а потом и польско-литовских интервентов.
В XVI в. здесь жил и писал свои сочинения Максим Грек. Впечатляющим был архитектурный ансамбль монастыря. Достаточно сказать, что в Симоновском монастыре было 6 храмов. Главными достопримечательностями монастыря были Собор Успения Богородицы, построенный в 1389-1405 г.г., и пятиярусная колокольня высотой более 94 м, построенная в 1839 г. по проекту архитектора К.А.Тона. Территория монастыря была окружена стеной с пятью башнями.
В Симонове монастыре находился большой некрополь. В соборе были похоронены С.В.Ховрин и многие Ховрины-Головины, сын Дмитрия Донского Константин (1430 г.).
Кладбище находилось у восточной ограды, за Успенским собором и Тихвинской церковью. Там были похоронены: писатель С.Т. Аксаков (1859 г.) со своими родными, композитор А.А. Алябьев (1851 г.) с родными, поэт Д.В. Веневитинов (1827 г.) со своими родственниками (состояли в родстве с А.С.Пушкиным), дядя А.С.Пушкина Н.Л.Пушкин (1821 г.), коллекционер А.П.Бахрушин (1904 г.) и многие другие выдающиеся деятели нашей истории и культуры.
Симонов монастырь был закрыт в 1923 г., освободившиеся монастырские помещения отдали под жилье для рабочих Симоновской слободы. Уничтожали Симонов монастырь постепенно. Последний храм был закрыт в мае 1929 г. Памятники на монастырском кладбище сохранялись до ноября 1928 г., затем некрополь был снесен, а на его месте разбили сквер.
В 1930 г. стены монастыря, а также пять из шести его храмов были взорваны. В последующие годы на его территории был построен Дворец культуры завода ЗИЛ.
От укреплений монастыря остались лишь три южные башни, соединенные остатком стены. Среди уцелевших - угловая башня "Дуло", построенная в XVI в. известным зодчим Федором Конем, строителем укреплений московского Белого города. Уцелели, хотя и сильно пострадали, церковь Тихвинской Божьей матери, построенная в 1677 г., трапезная монастыря, построенная в 1680 г., а также ряд хозяйственных построек.
В настоящее время церковь Тихвинской Божьей матери передана верующим. Здесь образовалась православная община глухих и слабослышащих.
Сохранилась и церковь Рождества Богородицы ("в Старом Симонове"), которая в 1930-е годы оказалась на территории завода "Динамо" и использовалось под производственные помещения. В настоящее время церковь, нынешнее здание которой было построено в 1509 г., отреставрирована и возвращена Русской Православной церкви, восстановлены могилы Пересвета и Осляби.

в Старом Симонове
Сайт Рождественского храма
Нынешний каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове выстроен в 1510 г. Существует легенда, что храм был построен Алевизом Новым, но летописными данными она не подтверждена.
В XVIII в. около церкви были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы.
В 1785-1787 г. вместо деревянных построены каменные трапезная и колокольня, в 1849-1855 г.г. они были перестроены. В трапезной устроены два придела: Св.Николая и Св.Сергия.
В Сергиевском приделе в 1870 г. установлено чугунное надгробие героев Куликовской битвы Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби.
В 1928 г. церковь была закрыта.
В 1932 г. снесена колокольня, чугунное надгробие героев Куликовской битвы пошло на металлолом. Впоследствии, при расширении завода «Динамо», церковь оказалась на территории предприятия. Доступ к храму был закрыт. Здание церкви был расположен компрессорный цех завода «Динамо» - в пол церкви врыли мощный мотор, который, работая, сотрясал стены. В результате чего церковь оказалась на грани разрушения.
В 1989 г. церковь была передана верующим.
В 2006 г. восстановлена колокольня, на которой помещён колокол «Пересвет» (2200 кг), принятый в дар от губернатора Брянской области, родины героев-иноков Пересвета и Осляби. В ХХ в. они были причислены к лику святых.

Завод "Динамо" им.Кирова (ул. Ленинская Слобода, 26)
Московский завод «Динамо» им.С.М.Кирова был одним из крупнейших электромашиностроительных предприятий СССР. Производил электродвигатели и аппаратуру для электрического городского транспорта, краново-подъёмных устройств, экскаваторов, прокатных станов, морских судов и др. Часть продукции экспортировалась за границу.
Завод основан в 1897 г. на базе бельгийского акционерного общества, являлся российским подразделением американской фирмы "Вестингауз". Поначалу именовался «Центральное электрическое общество в Москве». Производил полукустарным способом электрооборудование по зарубежной технической документации.
К 1932 г. завод выпустил первые в СССР тяговые электродвигатели для электровозов, а 6 ноября был построен первый электровоз советской разработки - «Владимир Ленин» (ВЛ19).
В годы Великой Отечественной войны выпускал оружие и ремонтировал танки. Основные технологические процессы были механизированы и автоматизированы: действовало более 100 конвейерных и поточных линий общей протяжённостью свыше 3,5 км.
С 2009 г. завод не существует. Производство прекращено, помещения разбираются на металлолом или сдаются в аренду. В основном здесь находятся автосервисы. Часть оборудования перенесена на площадки в других городах.

Симонов монастырь, вид со стороны Москвы-реки

Солевая башня. Построена в 1640-х гг., когда ограда монастыря, разрушенная в Смутное время, строилась заново. Восьмигранный шатер башни с окошечками-слухами опирается на промежуточный восьмерик, прорезанный арками. Шатер завершается двухъярусной смотровой вышкой.

Кузнечная башня.

Башня "Дуло". Построена в XVI в. известным зодчим Федором Конем, строителем укреплений московского Белого города.

Старая Трапезная Палата. Построена в 1485 г. Одно из старейших строений Москвы.

Здание трапезной с Тихвинской церковью было построено Парфеном Петровым в 1680 г. Однако стиль работы мастера не удовлетворил заказчика, и спустя три года трапезная была перестроена под руководством известного зодчего Осипа Старцева. Нижняя часть сооружения имеет гораздо более древнюю историю: в подклете храма обнаружены фрагменты постройки конца XV века. Здание, построенное Осипом Старцевым имеет формы "московского барокко". Особенно живописно выглядит западный фасад трапезной, украшенный фигурным ступенчатым фронтоном. В середине XIX в. к церкви пристроили два придела, тогда же, в 1840 г. храм переосвятили в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Церковь Тихвинской иконы Божьей матери

Сушило или Солодежня. Оно предназначалось для хранения продовольственных запасов и сушки солода и зерна. Здание было сооружено одновременно с трапезной палатой зодчим Парфеном Потаповым и первоначально было окружено галереей на столбах. На втором и третьем этажах располагаются большие бесстолпные зальные помещения.

Камень на месте, где был монастырский святой колодец.

Остатки старых захоронений и вход в церковь.

Солевая башня


Фрагмент монастырской стены


Церковь Тихвинской иконы Божьей матери

Углубления в монастырских стенах

Украшение наличников окон церкви Тихвинской икона Божьей матери

Ворота Симонова монастыря

Церковь Тихвинской иконы Божьей матери

Кузнечная башня


Церковь Тихвинской иконы Божьей матери

Витражи в окнах церкви Тихвинской иконы Божьей матери


Камни в основании башни "Дуло"



Старинные надгробия, которые в советское время использовались в качестве бордюрного камня

Стихи, осуждающие осквернение могил предков

Восточная ул., 6. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове


Восточная ул., 6. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.


Храм Рождества Пресвятой Богородицы


Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Храм Рождества Пресвятой Богородицы


Храм Рождества Пресвятой Богородицы, колокольня

Воссозданное надгробие Пересвета и Осляби. Скульптор В.М.Клыков, 1988 г.

Вместо разрушенной колокольни в 1991 г. поставили небольшую каменную звонницу, а восстановление колокольни окончилось только к 2006 г.

Церковная постройка