Урок в музыкальной школе. Открытый урок в музыкальной школе

Данный мастер-класс был проведён в рамках Недели открытых дверей Кежемского районного центра детского творчества г. Кодинска Красноярского края.

В Кежемском ЦДТ работает детская музыкальная школа-студия, одним из учебных предметов в которой является «сольфеджио» (фото 1).

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА МАСТЕР-КЛАССА

Тема: Воспитание чувства метроритма на уроках сольфеджио.
Цель: Передача педагогом-мастером своего опыта через демонстрацию последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.
Участники: Воспитанники музыкальной школы-студии, педагоги ЦДТ, учителя музыки общеобразовательных школ.
Методические средства: Методическое сообщение, прямой показ, комментированный показ.
Оборудование для педагога-мастера: Фортепиано, школьная доска, схема деления длительностей.
Оборудование для участников: Раздаточные листы А, В, С (Приложение 1 , Приложение 2 , Приложение 3 ), листок нотной бумаги, простой карандаш, резинка.
Продолжительность: 45 минут.
Форма проведения: Урок в музыкальной школе-студии.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Ритмические группы с шестнадцатыми.
Цель: Воспитание чувства метроритма.
Задачи: образовательная Закрепить ритмические обороты, пройденные в 3-классе, правила основного деления длительностей, навыки тактирования в двух-, трёх- и четырёх дольных метрах; сформировать навык чтения ритмических партитур; продолжить формирование певческих навыков, проконтролировать степень усвоения соотношения длительностей.
развивающая Способствовать развитию познавательного интереса, формировать у учащихся умение преодолевать трудности в учении.
воспитательная Воспитывать отзывчивость, взаимопомощь, ответственность.
Возраст обучающихся: 11-13 лет, 4 год обучения в музыкальной школе-студии ЦДТ.
Тип урока: Комбинированный.
Формы работы: Групповая, индивидуальная.
Методы обучения: Беседа, практическая работа.
План урока: 1. Организационный момент (1-2 минуты).
2. Введение в тему: методическое сообщение с показом (15-20 минут).
3. Подготовка к практической работе (3 минуты).
4. Практическая работа №1: ритмический диктант (6 минут).
5. Практическая работа №2 математические примеры на сложение, вычитание, умножение и деление длительностей (8-10 минут).
6. Итог урока (3-5 минут).

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

I. Организационный момент

Педагог приветствует участников, сообщает о порядке работы в режиме мастер-класса, проверяет готовность к уроку, наличие необходимых материалов.

II. Введение в тему урока, методическое сообщение с показом

– Итальянское слово «solfeggio» происходит от слова «solfo» , что значит – ноты, музыкальные знаки, гамма. Так называют уроки, на которых занимаются развитием слуха: поют по нотам мелодии, пишут музыкальные диктанты, определяют на слух различные интервалы и аккорды. На уроках сольфеджио детям прививается любовь к народной музыке, творчеству русских и зарубежных композиторов, развиваются их музыкальные данные: слух, ритм, память.

Развивать чувство метроритма можно в каждом виде работы, но для более успешного, эффективного результата необходимо иногда вычленять и отдельно прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в изучаемых произведениях, а также применять специальные ритмические упражнения.

В младших классах – это простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии, повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом или записанного на доске, либо на ритмических карточках.

Давайте посмотрим, как это выглядит на практике.

Педагог поёт первую фразу русской народной песни «Во поле берёза стояла» (рисунок 1), вторую фразу прохлопывают учащиеся, третью - опять педагог, четвёртую - ученики. Для этого упражнения весьма удобно использовать песни, имеющие структуру «пара периодичностей»: «А я по лугу» (рисунок 2), «Пойду ль, выйду ль я», «Вейся, капустка» и др.


Рис. 1. Русская народная песня «Во поле берёза стояла»


Рис. 2. Русская народная песня «А я по лугу»

– В средних и старших классах развивать и закреплять чувство ритма можно с помощью других упражнений: это двухголосные ритмические партитуры, ритмические каноны, ритмические диктанты.

Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет дирижирование, а иногда и другие формы метроритмической пульсации (отстукивание долей в ладоши, или карандашом по столу, или отбивание ногой).

Вопрос ученикам:

– Ребята, скажите МЕТР и РИТМ это одинаковые понятия или разные?

Ответы:

– Разные. Метр – это пульс музыки, он бывает двухдольным и трёхдольным. Метр не изменяется на протяжении всего произведения.

– Ритм – это ряд длительностей, в каждом музыкальном произведении свой ритм. Ритм, который использовал Бетховен в Пятой симфонии для Мотива Судьбы невозможно спутать с другим.

– В музыке существует основное и особое деление длительностей. Основное – это деление на два: целая длительность делится на две половинные, половинная – на две четвертные, четвертная – на две восьмые и т.д. Этот принцип деления хорошо представлен в данной «пирамиде» (рисунок 3):


Рис. 3

– Также можно представить данное деление в виде яблока (или торта), которое нарезается равными частями на 2 – половинные, 4 – четвертные, 8 – восьмые (рисунок 4).


Рис. 4

– На начальном этапе обучения, т.е. в младших классах, знакомство с длительностями начинается с четвертных и восьмых. Эти длительности соотносятся с такими понятиями, как шаг и бег. Затем изучаются половинные и целые, и ещё позже более мелкие, шестнадцатые в различных сочетаниях. Как правило, тридцать вторые и шестьдесят четвёртые в школьной практике не применяются.

– Временные соотношения между определёнными длительностями можно продемонстрировать в пении гаммы До мажор:

Учащиеся поют гамму До мажор в разных ритмах. При пении половинными нотами мелодия следует широко, распевно (рисунок 5), четвертные придают напеву устремлённость (рисунок 6), восьмые - игривость (рисунок 7), а шестнадцатые – моторность (рисунок 8).


Рис. 8

– В соответствии с программными требованиями в 4 классе дети уже знакомы с шестнадцатыми в различных комбинациях. Это группа из четырёх шестнадцатых, ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая. В начале года дети познакомились ещё с одним ритмом: восьмая с точкой и шестнадцатая. Все эти группы длительностей учащиеся осваивают в пении упражнений и отбивании ритма со счётом вслух.

Учащиеся настраиваются и поют данный пример, пользуясь листом А (Приложение 1). Педагог обращает внимание, что группа из 4-х шестнадцатых занимает одну метрическую долю (рисунок 9):

А также со счётом вслух прохлопывают данный образец, работая по листу В (Приложение 2), (рисунок 10):

Аналогично дети демонстрируют практическое освоение других ритмических групп с шестнадцатыми – восьмая и две шестнадцатые (рисунки 11, 12):


Рис. 12

Две шестнадцатые и восьмая (рисунки 13, 14)


Рис. 14

– Очень нравятся детям примеры, где объединены вокальная и ритмические строки, они требуют более тщательной проработки, но доставляют затем и больше удовлетворения от проделанной работы (рисунок 15):


Рис. 15

– Восьмая с точкой и шестнадцатая – наиболее сложный ритмический рисунок из пройденных, его освоение требует введения дополнительного слога в счёте: раз-и, «на» два –и (рисунки 16, 17):


Рис. 16


Рис. 17

III. Подготовка к практической работе

В качестве практической работы ученикам предлагается «Упражнение на пальцах», суть которого состоит в следующем: преподаватель говорит детям, что две его руки – это две доли в размере две четверти. Большой палец загнут внутрь ладони, ученики видят по четыре пальца внешней стороны каждой руки. Если пальцы соединены друг с другом, то это четвертная длительность, и ученики прохлопывают её, считая «раз-и,два-и» (фото 2).
Фото 2
Если пальцы соединены по два, то это две восьмые (фото 3).
Фото 3
Если же все пальцы расположеныпо отдельности, то тогда следует их определять как шестнадцатые (фото 4) .
Фото 4
– Ритмические рисунки, составленные таким образом, позволяют преподавателю составлять любые упражнения для прохлопывания и записи:
Восьмая и две шестнадцатые с двумя восьмыми – на фото 5,
Фото 5
четыре шестнадцатых и две восьмые – на фото 6.
Фото 6
Половинная – на фото 7,
Фото 7
восьмая и две шестнадцатые на обеих долях – на фото 8.
Фото 8
Четверть с точкой и восьмая представлены на фото 9.
Фото 9
Восьмая с точкой и шестнадцатая на обеих долях – на фото 10.
Фото 10

– Можно изобразить и синкопированный ритм: восьмая, четверть, восьмая, или два более мелких: шестнадцатая, восьмая, шестнадцатая.

Ритм, показанный правой рукой, является для учащихся сильной долей, ритм в левой – второй, слабой долей. Сначала упражнение прорабатывается сидя со счётом вслух, когда ошибок нет, можно работать стоя, отбивая ногами двухдольный метр. Таким образом, в данном упражнении отрабатывается взаимодействие метра и ритма, усваиваются новые ритмические группы, улучшается координация рук и ног, а громкий счёт не позволяет допустить ритмическую фальшь. Кроме того, появление ритма каждого последующего такта происходит «в реальном времени», что требует от учащихся сосредоточенности и внимательности. Темп упражнения может варьироваться от медленного до подвижного, в зависимости от уровня группы. Начинать работать над этим упражнением можно с самого раннего периода обучения, когда учащиеся знают четвертные и восьмые. В данном случае на уроке находятся учащиеся старшего класса, поэтому длительности используются следующие: четвертные, восьмые, шестнадцатые в различных сочетаниях.

Ученики «разминаются», хлопают ритмы, показываемые педагогом.

IV. Практическая работа №1: ритмический диктант

Учащиеся 3-5 раз хлопают ритм по показу педагога со счётом вслух, далее повторяют его индивидуально - ногами и руками (фото 2, 5, 6, 7, рисунок 18), чтобы затем записать на листке нотной бумаги.

Фото 2 Фото 5 Фото 6 Фото 7


Рис. 18

V. Практическая работа №2: решение математических примеров на сложение, вычитание, умножение и деление длительностей

– В этой работе осваиваются числовые соотношения длительностей, в рамках основного деления. Деление длительностей основано на действиях с дробями (рисунок 19).

Участники выполняют задание на листе С (Приложение 3).


Рис. 19

VI. Итог урока

– Числовые соотношения в музыке очень важны, и любое их нарушение может привести к разрушению музыкальной конструкции. Ритм является одним из главных средств музыкальной выразительности, и каждый музыкант должен относиться к ритму очень внимательно. Ритмическая фальшь считается самой неприятной и грубой ошибкой.

– Закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется словами:

«Ритм – это узоры музыкального времени, красивые и разумные.
Метр размечает время, когда звукам появляться в узоре.
Темп говорит, с какой скоростью разворачиваться узору.
А сам узор, т.е. Ритм – это уже музыка!»
Э. Финкельштейн.

– Наш урок окончен. Спасибо учащимся за работу на уроке, спасибо уважаемым гостям, коллегам за внимание и участие.

Литература:

  1. Калужская Т. Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования. – Москва, 1984.
  2. Лебедев С., Трубинов П. Русская книга о Finale. – СПб.: Композитор, 2003.
  3. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем, поём. Сольфеджио для 3 класса детской музыкальной школы. – С-Пб.: Композитор, 2011.
  4. Музыкальный энциклопедический словарь / И.П. Дабаева, О.В. Твердохлебова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  5. Сиротина Т. Ритмическая азбука.- Москва.: Музыка, 2007.
  6. Давыдова Е., Запорожец С.Сольфеджио для 3 класса детских музыкальных школ. – М.: Музыка, 1997.
  7. Давыдова Е. Сольфеджио для 4 класса детских музыкальных школ. – М.: Музыка, 1999.
  8. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями.- СПб.: Композитор, 1993.

Урок специальности в музыкальной школе – это особый вид деятельности, не похожий на уроки в общеобразовательной школе, т.к. это индивидуальное занятие учителя с учеником, целью которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие любви к музыке, раскрытие творческих способностей, расширение кругозора и, как следствие, – повышение интеллекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская музыкальная школа №3 г. Волжского

Методический доклад

« »

подготовила

преподаватель

Близнюк Елена Владимировна

г. Волжский

2015

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФОРТЕПИАННОГО УРОКА

Различные формы проведения урока. Последовательность работы с учеником.

Урок является основной формой организации учебной и воспитательной работы и представляет собой ограниченную во времени, организованную систему обучения, воспитательного взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, формирование умений и навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога.

Урок специальности в музыкальной школе – это особый вид деятельности, не похожий на уроки в общеобразовательной школе, т.к. это индивидуальное занятие учителя с учеником, целью которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие любви к музыке, раскрытие творческих способностей, расширение кругозора и, как следствие, – повышение интеллекта.

Формы проведения урока крайне разнообразны. Во многом они определяются индивидуальностью педагога – его методическими воззрениями, вкусами, привычками.

Виды уроков . В школах применяются следующие виды уроков: теоретическое занятие, практическое занятие, самостоятельная работа, лекция, беседа, семинар, экскурсия, концерт, киноурок, конференция, коллективный анализ, контрольные уроки. Чем больше вариантов из этого разнообразия будет применять педагог – музыкант на уроках специальности, тем дольше будет поддерживаться интерес ученика к инструменту.

Типы уроков. Любой урок должен быть посвящен выполнению какой-либо задачи. В зависимости от постановки этих задач, уроки можно разделить на следующие типы:

Урок, посвященный изучение нового материала,

урок – исправление ошибок,

урок – закрепление пройденного,

комбинированный урок.

Последний тип - наиболее подходящий для музыкальной школы.

С чего целесообразнее начать урок – с упражнения, этюдов или художественного репертуара, а если с произведений, то какого жанра? Обычно вначале полезно поработать над тем, что особенно важно на данном этапе и что может занять относительно больше времени. Если нужно пройти большой репертуар, целесообразно на одном уроке детально заняться частью произведений, а на следующем остальными. Чтению нот и игре гамм лучше уделить время где-нибудь в середине урока, чтобы освежить внимание ученика.

Проведение урока

Структура урока. Структура урока (организация учебной работы) имеет принципиальное значение, поскольку в значительной степени определяет эффективность обучения, его результативность.

Разумеется, единого рецепта тут нет и быть не может. Содержание урока и его структура зависят от многих факторов. От цели фортепианного обучения - профессионально ориентированного или проводимого в рамках общемузыкального образования. От того, является фортепиано специальным или дополнительным инструментом.

Наполнение урока, его форма и протекание определяются также индивидуальной манерой педагога. При этом последний по-разному занимается не только с разными учениками. Приемы и методы работы, средства дидактического воздействия не остаются неизменными и при занятиях с одним и тем же учеником. Здесь имеют значение возраст учащегося, степень его подготовленности, его личные качества - талантлив он или малоспособен, старателен или ленив.

Организация урока зависит еще от многих моментов: кому он дается - хорошо знакомому ученику или новичку, когда проводится - в начале полугодия или, скажем, ближе к отчетному выступлению, над каким репертуаром идет работа.

Да и помимо всех этих различий свести к определенной матрице живую, порой непредсказуемую, свободно ткущуюся материю урока действительно невозможно. И все же в каждом уроке есть стабильные компоненты, применяются отработанные приемы, прошедшие проверку в деятельности многих поколений педагогов-пианистов.

Типовая структура урока:

Проверка домашнего задания (выяснение недостатков, подведение итогов предыдущей работы),

Продолжение работы (устранение недостатков с помощью уже известных либо новых приемов или подходов),

Подведение итогов работы (оценка готовности ученика к уроку и его активности на уроке), запись домашнего задания.

Проверка задания.

Каким образом следует осуществлять проверку домашнего задания?

Многократно и вполне справедливо в литературе осуждался метод так называемых «попутных поправок», при котором педагог, прослушивая ученика, начинает его прерывать и делать указания. Как правило, надо прослушивать до конца все, что ученик принес на урок. Ученик, психологически настраиваясь на то, что необходимо играть без остановки, привыкает концентрировать все свои силы на этой задаче и тем воспитывает в себе важные исполнительские качества. Слушая ученика, необходимо хорошо запомнить все особенности его игры и указать на ее достоинства и недостатки. Умение слушать - необходимый компонент техники педагогической работы, признак и педагогического таланта, и мастерства. Внимательно слушая ученика, педагог производит экспресс-анализ его игры. Сравнивая ее с тем, что тот демонстрировал на предыдущих уроках, педагог определяет, насколько ученик продвинулся в овладении произведением, каковы перспективы «созревания» вещи. Слушая, надо успеть заметить, обобщить и систематизировать недостатки, установить причину неудач, продумать, как помочь ученику, и в случае необходимости еще раз подкорректировать намеченный план действий.

Оценивая игру ученика, нельзя превращаться в регистратора недостатков, отмечая одни лишь погрешности и ошибки. Надо уметь услышать и достоинства ученического исполнения, уловить в несовершенной еще передаче его собственный замысел и помочь его воплотить.

Не следует слишком загружать внимание ученика множеством замечаний. Опытный педагог обращает, прежде всего, внимание ученика на самое главное - на общий характер исполнения, на важнейшие детали, на грубые ошибки. На уроке используются различные методы, помогающие ученику понять характер исполняемой музыки и добиться нужных результатов. Чаще всего - это проигрывание педагогом сочинения целиком или отрывками и словесные пояснения.

Исполнение педагогом произведения.

Проигрывать произведения важно потому, что содержание любого, даже самого простого, произведения нельзя во всей полноте передать словами или каким-либо другим способом. Необходимо, однако, сразу же отметить, что исполнение педагогом в классе изучаемых сочинений отнюдь не всегда полезно. Слишком частое исполнение или обязательное проигрывание каждой новой пьесы может затормозить развитие инициативы ученика. На вопрос, как надо играть в классе, можно в общей форме ответить - возможно, лучше. Хорошее исполнение обогатит ученика яркими художественными впечатлениями и послужит стимулом для его дальнейшей самостоятельной работы. Гораздо чаще исполнение педагога находится на недостаточно высоком уровне. Некоторые учителя позволяют себе не готовиться к занятиям, по-видимому, полагая, что их авторитет дает им право показывать «в общих чертах», с большим количеством погрешностей или ограничиваться исполнением отдельных несложных отрывков. Как ни странно, некоторые педагоги считают возможным, сидя рядом с учеником, «показывать» ему те или иные фразы совсем не в том регистре, а главное, не обращая внимания на качество звука. В некоторых случаях педагоги сознательно показывают отдельные места, нарочито утрируя недостатки ученического исполнения с тем, чтобы сделать их более рельефными. Такой метод работы может принести известную пользу, однако применять его часто не следует. Исполнять сочинения целиком полезно в начальной стадии его изучения, чтобы заинтересовать ученика. Исполнение произведения перед началом работы имеет место преимущественно в детской школе и притом в младших классах. Это часто приносит большую пользу, так как ребенку иногда трудно самостоятельно разобраться в некоторых сочинениях. С первых же шагов обучения надо давать ученикам систематические задания по самостоятельному ознакомлению с произведением, чтобы развивать их инициативу.

Словесные пояснения и другие формы работы с учеником.

Второй путь раскрытия содержания - словесные пояснения. Педагог должен уметь говорить о музыке, притом возможно образнее, поэтичнее, увлекательнее. Словесные пояснения и образные сравнения только тогда достигают цели, когда они близки и понятны ученику. При работе с подвинутыми учениками обычно целесообразнее использовать отдельные образные сравнения, касающиеся характера звука, различных деталей или концепции целого. При работе с учениками важно касаться вопросов стиля композитора. Подвинутых учащихся следует знакомить с материалами, раскрывающими художественные воззрения автора, эпоху, в которую было создано сочинение. Раскрывая во время работы над каким-либо произведением наиболее существенные черты творчества композитора, педагог помогает ученику впоследствии решать аналогичные задачи и в других произведениях того же автора.

Нужно помнить, что урок – не монолог педагога. Будь он трижды златоустом, умей говорить убедительно, доходчиво и ярко, его речи не принесут желаемой пользы, если ответом будет молчание ученика. Разговорить ученика надо не только для обратной с ним связи. Урок должен быть диалогом. Конечно, диалог между учителем и учеником постоянно ведётся на языке музыки, но «разговора» двух роялей недостаточно, нужен ещё обмен мыслями, чувствами, соображениями по поводу и в связи с изучаемыми произведениями.

Умение говорить о музыке помогает постичь её непростой язык. Натан Перельман замечает: «Одно лишь верно найденное слово-экстракт способно, растворившись, придать желательный характер исполняемому, например: тревожно, ликуя, печально, торжествуя, застенчиво, гордо и т. д.» Антон Рубинштейн, по воспоминаниям И.Гофмана, любил требовать от учеников, чтобы те умели обозначить характер пьесы, и не одним-двумя, а целым рядом словесных определений.

Меткое слово способно выразить и сущность технического приёма, передать характер движения, навести на нужные мышечные ощущения. Вспомним выражения « палец прорастает сквозь клавишу», «играть как по тесту», «проколоть клавишу пальцем» и т.д. Идущий от удачно найденного выражения посыл даёт подчас больше, чем показ за инструментом.

Наряду с исполнением некоторые педагоги прибегают и к другим способом раскрытия содержания произведения, например, к эмоциональному воздействию на ученика с помощью «дирижирования». Значение этого метода работы в том, что он дает возможность педагогу непосредственно влиять на ученика во время исполнения.

Задание и отметка.

Последний компонент урока - формулирование нового задания, обеспечение домашней, самостоятельной работы ученика. Это едва ли не важнейшая часть занятия, в которой сходятся нити от всего, чем был заполнен урок. Если педагог внимательно слушал игру ученика, когда тот демонстрировал ему результат своих стараний, если он сумел определить главное направление в работе над программой и умело ввел новый материал - объяснить, что надо делать дома, не составит особого труда. Задание должно быть посильным, понятным и интересным для ученика.

Надо быть уверенным, что ученик ясно себе представляет не только объем материала, который надлежит выучить, но и характер работы над ним. С этой целью, а также для закрепления в памяти ребенка наиболее существенного из того, что ему было сказано, полезно в конце урока задать соответствующие вопросы. Той же цели служат записи в дневниках. Некоторые педагоги при работе с малышами пишут крупными печатными буквами, чтобы ребенок сам мог прочесть задание; это приучает с первых шагов к большей самостоятельности и способствует повышению качества домашней работы.

Учитывая большое воспитательное значение отметок, педагог должен быть вполне уверен, что ученик понимает, почему получил тот или иной балл.

Список литературы

  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. 2-е, доп., М.: Музыка, 1971.
  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.
  3. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Изд. 2-е, доп., Л.: Сов. композитор, 1979.
  4. Бунин В.В. Педагогика С.Е. Фейнберга. М.: Музыка, 2000.
  5. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1978.
  6. Гинзбург Л.С. О работе над музыкальным произведением. – 4-е изд., доп., М.: Музыка, 1981.
  7. Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. М., Искусство, 1938.
  8. Коган Г.М. У врат мастерства: Психологические предпосылки успешности пианистической работы. М.: Сов. композитор, 1961.
  9. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика, – Ростов-на-Дону, 2002.
  10. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988.
  11. Милич Б.Е. Воспитание ученика – пианиста. М.: Кифара, 2002.
  12. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 2-е, – М., Музгиз,1961.
  13. Перельман Н.Е. В классе рояля. Короткие рассуждения. – М.: Классика-XXI, 2011.
  14. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Изд. 2-е. М.: Сов. композитор, 1989.
  15. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика- XXI, 2009.

«Сильным, опытным становится педагог,

который умеет анализировать свой труд...»

В. А Сухомлинский

Умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке лежит в основе творческого труда педагога. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие в ходе урока, результаты собственных педагогических воздействий на ученика, во многом зависит способность учителя отрегулировать свою педагогическую деятельность для достижения наибольшего эффекта. От способности анализировать урок во многом зависит профессиональное мастерство преподавателя, производительность его педагогического труда.

Любой разбор урока должен носить аналитический характер, который помогает выявить наиболее удачные фрагменты занятия, а также и те, которые требуют дальнейшего совершенствования. К сожалению, возможности аналитической деятельности в ходе планирования урока используются далеко не в полной мере.

Работая много лет в Детской музыкальной школе преподавателем и руководителем, я пришла к выводу, что при анализе уроков педагоги испытывают затруднения, так как не очень представляют себе, что надо поставить во главу угла в этом процессе, на что обратить внимание и обсудить. Ведь каждое открытое занятие для педагога, прежде всего, способ повысить свою квалификацию. Поэтому ему крайне важно услышать квалифицированную аргументированную оценку и выстроить перспективу своего профессионального роста. Анализируя педагогическую деятельность (как чужую, так и собственную), педагог учится избегать ненужных ошибок и приобретает новый бесценный опыт.

Поэтому цель данной методической работы:

Повышение профессионального уровня педагога, качества его обучения,

Методическая помощь педагогам и администрации школы в обучении методам анализа и самоанализа педагогической деятельности.

Самоанализ урока

Самоанализ урока необходимо рассматривать с методической позиции, с профессиональной и с позиции здоровьесбережения учащихся. Это очень актуальный вопрос в настоящее время. Известно, что только 11% выпускников школ выходят во взрослую жизнь здоровыми. В музыкальной школе положение усугубляется неправильными посадками за инструментом и напряжением игрового аппарата детей (форсированием голоса) в моменты интенсивных репетиций. Поэтому вопросам посадки, постановки игрового аппарата, его координации, движениям в процессе занятий, логичной смены и чередования видов деятельности должно уделяться особое внимание.

Ниже приведен образец самоанализа урока по общим принципам российской педагогики, адаптированные к уроку в музыкальной школе.

Модель самоанализа группового занятия.

  1. Место данного урока в системе уроков по общей теме. Как реализована триединая задача педагогики: обучение, развитие и воспитание? Не упущено ли чего? Основная цель урока? Была ли она оглашена в начале урока, подведены ли её итоги?
  2. Все ли дети были включены в практическую деятельность? Нашлось ли время для физминутки, отдыха у младших школьников? Всегда ли дети были активны, если пассивны, то почему? Не связано ли это со скукой, перегрузкой, монотонностью ведения урока, невниманием к ним педагога, большой по количеству детей группой, необычной обстановкой, слишком темпераментным энергичным педагогом?
  3. Насколько рационально был выстроен урок? Учтены ли психологические особенности внимания детей: трудное чередуется с легким, новое с известным, от простого к сложному и т.д.
  4. Характеристика класса, мотив отбора материала для данного урока, общение детей друг с другом и педагогом.
  5. Достаточно ли свободно владеет педагог музыкальным инструментом (голосом) для необходимых показов. Всегда ли это эффективно и оправдано? Не давит ли педагог ученика своими профессиональными умениями?
  6. Успешно ли был реализован план урока? Пришлось ли сменить темп урока, заменить задания с тем, что бы удержать внимание детей, «топтаться» на одном месте, излишне заниматься вопросами дисциплины и порядка и т.д.
  7. Использовались ли на уроке межпредметные связи с музыкальным инструментом, эстетикой, сольфеджио и хором? Смог ли педагог увязать в единое целое необходимость этой связи?
  8. Было ли что-то неожиданное на уроке? Как вышел из положения педагог?
  9. Индивидуальный подход. Как учитывались особенности сильных и слабых учащихся? Чувствовалась ли граница между ними? Помогают ли сильные слабым и педагогу в этом вопросе? Эффективно ли использует педагог способности «подвинутых» учащихся?
  10. Общая культура педагога, его умение выстроить непринужденную творческую обстановку на уроке. Эстетика подачи материала на доске и в наглядных пособиях.
  11. Состояние удовлетворенности уроком, чего не хватило для удовлетворения? Меры, намеченные по устранению указанных недостатков.
  12. Оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов.

Модель самоанализа индивидуального занятия.

  1. Место урока в общей системе занятий (тематический урок - с проработкой каких-то технических или художественных приемов, по определенной теме, жанру или отдельному произведению разбор программы, или текущая работа с репертуаром);
  2. Краткая характеристика способностей и потенциала учащегося;
  3. Исполнительский репертуар урока: целесообразность и доступность, соответствие программным требованиям и индивидуальным возможностям ученика.
  4. Необходимость выбранных приемов, методов работы над каждым произведением. Разнообразие методов обучения: беседа, объяснение, показ на инструменте или голосом, использование аудиотехники, приемы и упражнения, развивающие исполнительское мастерство.
  5. Постановка конкретных проблем и задач в процессе работы (желательно по каждому произведению, если их было несколько). Оценка педагогом достигнутой цели,
  6. Развитие творческого мышления учащегося, самостоятельности в раскрытии образа, побудительные приемы к развитию фантазии.
  7. Как сложились профессиональные отношения на уроке: партнерские (ученик-учитель), авторитарные (педагог диктует), стихийные (ученик не понимает, педагог не может объяснить)? Состоялось ли сотрудничество педагога и ученика на уроке? Есть ли результаты? Понял ли ученик, что от него требуется? Понятно ли ему, что надо делать дома?
  8. Запись домашнего задания. Сопровождалось ли оно пояснениями, закреплением усвоенного на уроке? Конкретно ли задание, нет ли в нём общих фраз, ни к чему не обязывающих?
  9. Самоанализ недостатков (недоработок) урока. Самооценка. Перспективы дальнейшей работы.

Факторы, влияющие на успешность проведения уроков

Сколько бы ни готовился педагог к своему открытому занятию или к посещению его урока администратором школы, он вряд ли получится полноценным и эффективным, если педагог не будет работать над собой. Для достижения успеха урока, нужно знать, из чего он складывается, в чем его суть, предназначение, каковы последствия и результаты. Каждый успешный урок приближает конечную цель педагогической работы преподавателя: воспитание эстетически развитой личности, грамотного слушателя и ценителя музыки. И это достигается не одним уроком, а целенаправленно выстроенной системой обучения, развития и воспитания. Итак, что нужно знать педагогу?

Факторы, влияющие на качество преподавания:

1) система теоретических и практических знаний, исполнительская база педагога;

2) умения изучать и учитывать реальные творческие возможности учащихся, осуществлять индивидуальный подход, формировать и развивать познавательный интерес и мотивацию к обучению, управлять процессом обучения, коммуникабельность, креативность, творчество.

Факторы, влияющие на качество знаний (и/или исполнительский уровень учащегося):

1) методика преподавания, его уровень,

2) владение музыкальным инструментом, имидж педагога,

3) наличие и качество учебников, нотных сборников, методических пособий,

4) индивидуальные особенности учащихся (интерес, мотивы, склонности, состояние здоровья, игрового и голосового аппарата, возраст, пол, темперамент и т.д.),

5) внешние влияния (семья, среда, средства информации, общеобразовательная школа и т.д.),

6) сложившаяся система оценивания учащихся у педагога,

7) посещаемость, уровень домашней подготовки,

8) уровень воспитательной работы на уроке, в школе, в классе по специальности.

Виды общения между педагогом и учеником

От того, как сложены взаимоотношения в музыкальной школе ученика и педагога зависит половина успеха.

Виды общения

Краткая характеристика

стихийное

учащиеся не заинтересованы преподавателем и предметом, невнимательные в ходе урока, запоминание случайное, неосознанное, практические навыки слабые

преподаватель занимает главенствующее положение, делает много замечаний, исправляет, поучает, торопит с ответами (подпевает, подыгрывает, подсказывает), быстрый темп урока, громкая (одноообразная) речь, насыщенность материала, за практическими навыками проследить сложно - детей почти не слышно

партнерское

осуществляются по принципу «дети - те же взрослые, только с меньшими разумом и знаниями». На уроке идет спокойная беседа, включающая в себя и рассказ, и показ, и опрос. Практические навыки хорошие, учащиеся имеют возможность научиться, показать свой уровень, быть услышанными и понятыми

профессиональное

учащиеся максимально активны, ими руководит стремление лучше разобраться в материале, научиться большему и с более высоким качеством, инициативны, сами формируют учебные проблемы и решают их самостоятельно. Практические навыки отличные: уровень профессиональной ориентации

Видов общения и взаимодействия педагога с учащимися существует гораздо больше. Вышеуказанные охватывают лишь самые основные моменты педагогического общения.

Заключение

Необходимость анализа (самоанализа) - одно из обязательных условий успешности преподавателя. От того, насколько критично и аналитически подходит он к результатам своей деятельности, зависит его мастерство как учителя, наставника, воспитателя, человека, «сеющего разумное, доброе, вечное». Преподавателю музыкальной школы в оценке своей работы ошибаться нельзя - он формирует внутренний мир ребенка, вовлекает детей в мир прекрасного, воспитывает ценителя и умного слушателя музыки, закладывает основы исполнительства и музыкальной культуры.

В свете современных требований к педагогу, не стоит забывать о необходимости непрерывного и систематического повышения квалификации, педагогического мастерства. Можно очень хорошо владеть инструментом, голосом, много знать из истории и теории музыки, быть творческим и увлеченным человеком, но «споткнуться» на том, что не можешь научить тому, чем владеешь сам. Педагогический дар, так же как любой другой, дается не каждому. Поэтому многим из нас приходится учиться, учиться и учиться этой сложной и мудрой науке - педагогике, её правилам, принципам и законам. Конечно, многое приходит с опытом, но без знания и изучения основных педагогических принципов состояться и добиться признания учеников педагогу будет нелегко.

Таким образом, данная методическая работа поможет педагогу в планировании своей педагогической деятельности и установлении эффективного взимотворческого сотрудничества со своими учениками для достижения основных целей музыкального воспитания.

Невообразимо быстро промчалось лето. Через несколько дней начинается очередной школьный сезон. Самое время учителям музыки пополнить свои методические библиотечки свежими материалами. И наш сайт поможет вам в этом. С этой страницы вы сможете скачать новые разработки уроков музыки, методические материалы по музыкальному воспитанию. Все материалы упакованы в небольшие архивы, бес проблемно и быстро скачиваются по прямой ссылке. Пользуйтесь на здоровье, вооружайтесь новыми знаниями. Успехов вам в вашем далеко не легком труде.

«Мир музыки- прекрасный мир!» Разработка открытого урока для учащихся 2-3 классов. Скачать

«Значение формирования основ православной культуры у школьника в условиях современного образования» скачать работу.

«Угадай мелодию» (музыкально-игровая программа).Разработка позволит научить детей по слуху определять и называть музыкальные произведения. Скачать

«Детские образы в музыке.» Конспект урока содержит материал, который поможет познакомить ребят с композиторами, написавшими музыку для детей. Скачать

«Струнно-смычковая группа инструментов». Работа сформирует представление о симфоническом оркестре. Познакомит с инструментами симфонического оркестра, их тембром, звукоизвлечением. Скачать

«Построение (формы) музыки». Разработка позволит закрепить понимание, что смена частей в произведениях прежде всего связана с изменением характера музыки.Скачать

«Выразительная и изобразительная интонации в музыке.» Урок познакомит с выразительными и изобразительными возможностями, расширит знания о музыкальной интонации. Скачать

«Музыкальные инструменты.»Цель урока: закрепление теоретических знаний пройденного материала. Углубить и продолжить накопление знаний о народных инструментах. Скачать

«Русские народные праздники и песни годового календарного круга (разработка урока)». Урок по слушанию музыки для 3-его класса детской музыкальной школы позволит заложить основы культуры слушания русских народных песен. Скачать

«Путешествие через века - от классики до современности (конспект).» Урок приобщит детей к наследию мирового музыкального искусства. Скачать

«Музыкальные средства выразительности (конспект)». Работа познакомит детей с произведениями П. И. Чайковского «На тройке» через слушание и развитие творческой фантазии детей при создании картины зимы. Скачать

«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях (конспект)». Цель: обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Скачать

«Великий дар творчества. Преобразующая сила искусства (разработка урока)». Урок позволит раскрыть значение понятия «дар творчества», сформировать представление о преобразующей силе музыки. Скачать

«Музыкальная азбука (разработка урока).» Цель: обучить правильному написанию нотного стана, скрипичного ключа, расположению нот, с помощью игры привить интерес к музыке. Скачать

План-конспект открытого урока преподавателя фортепианного отделения «Педагогические взгляды Карла Черни». Занятие позволит вспомнить основные педагогические принципы К. Черни. Скачать

Разработка урока по музыке на тему «Методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости в работе над произведениями крупной формы. Целью урока является развитие и совершенствование методов и приемов эмоциональной отзывчивости в работе над произведениями крупной формы.

Игру "Крестики-нолики" можно использовать на уроке музыки в качестве обобщающего урока,закрепления музыкального материала, на внеклассных мероприятиях.Игра развивает кругозор, музыкальную память,воображение.К игре прилагается инструкция по работе с презентацией.Интерактивная игра создана в программе Microsoft PowerPoint.

Ко Дню рождения композитора
Цель:Открыть выразительные средства музыкальных и живописных образов посредством музыки Модеста Петровича Мусоргского.
Задачи:1.Воспитательная: Вызвать эмоциональный отклик на музыку.Почувствоватьи попытаться понять, что так заинтересовало М. Мусоргского в творчестве Виктора Гартмана. 2.Образовательная: Познакомить с пьесами из фортепианной сюиты«Картинки с выставки». Определить средства музыкальной выразительности.
3.Развивающая^ Развивать умение анализировать музыкальные произведения, сопоставлять средства выразительности с содержанием произведений.4.Создание макета одного из образов сюиты.

Целевая аудитория: для 5 класса

Конспект и презентация "В гостях у народных музыкантов" подготовлены для урока музыки в 1 классе, 3 четверти. Материал посвящен творчеству бродячих музыкантов, артистов - скоморохов. УМК "Планета знаний", 1 класс, Т.И.Бакланова

Целевая аудитория: для 1 класса

Урок по теме "Народные традиции и обряды. Масленица" разработан для учащихся 4-х классов по программе Е.Д.Критской. При сокращении информативной части может с успехом использоваться при проведении урока в 3 классе. Также может быть проведен урок-праздник, если добавить народные костюмы и больше песенного материала. К сожалению, с музыкальными файлами урок не загружается на сайт.

Целевая аудитория: для 4 класса

Урок обобщения и систематизации знаний для 6 класса по теме "История возникновения музыкальных инструментов". Проводится в форме игры между командами, на которые делится класс. Способствует формированию познавательности и коммуникативности у детей.

Целевая аудитория: для 6 класса

Урок направлен на формирование представления обучающихся об интонационной природе музыки, изобразительности и выразительности, создающих музыкальный образ. Одновременно на разных этапах урока продолжается работа по планомерному развитию музыкального слуха обучающихся (звуковысотного, тембрального, метроритмического). В ходе урока используются приёмы из авторской методики музыкально-певческого воспитания Д.Огороднова.

Целевая аудитория: для 1 класса

Разработка "Опера: Руслан и Людмила" включает в себя конспект урока и презентацию.
Цели и задачи:
1.воспитание уважения к музыке как явлению жизни;уточнение понятия «музыкальная драматургия» и его зависимости от замысла композитора на примере музыки М.И. Глинки.
2. знакомство с понятием «сонатная форма» и его структурой
3. формирование умения осознанно слушать музыку, опираясь на жизненный опыт и ранее полученные знания;
4.развитие речи, образного и ассоциативного мышления детей,
Тип урока:знакомство с оперой «Руслан и Людмила М.И.Глинки».

Целевая аудитория: для 3 класса